Постановка дыхания – как правильно дышать при пении

Как правильно дышать во время пения?

Больше половины начинающих вокалистов на пути своего развития замечают, что не могут двигаться дальше. Главная причина отсутствия прогресса в их обучение — недостаточное внимание к постановке правильной техники. Эта статья поможет новичкам разобраться, как научиться правильно дышать при пении.

Если вы уделяли достаточное количество времени упражнениям и уже в состоянии исполнять несложные композиции, но у вас не получается освоить более сложный материал, то наверняка причина в неправильно поставленном дыхании.

Правильное дыхание при пении является основой вокальной опоры, а без нее невозможно качественное исполнение сложных партий.

Виды дыхания

Если вы собираетесь научиться, как дышать при пении, важно различать виды дыхания. Оно может быть:

  • Ключичное – то есть верхней часть тела. Если вы чувствуете, что во время пения у вас поднимаются плечи — вы используете именно его, а это в корне неправильно.
  • Грудное. Присущее среднестатистическому здоровому человеку. Интересный факт: во сне женщины всегда дышат именно так.
  • Диафрагменное или брюшное. Именно оно считается правильным дыханием для вокала. При нем используется диафрагма и мышцы брюшного пресса.

Следует проанализировать то, как вы дышите во время исполнения песни. Если воздух идет через грудь или при вдохе поднимаются плечи — вы делаете неправильно. Правильно брать дыхание при пении – значит двигать только мышцами живота.

Профессиональные педагоги, занимающиеся постановкой дыхания отличают правильную технику по нескольким показателям:

  1. Исполнитель может долго тянуть одну ноту. Главный показатель неправильного исполнения — неспособность певца достаточно долго удержать длинную ноту. Если дыхание поставлено неправильно или не поставлено вовсе, то певцу банально не хватит воздуха. Как следствие: фальшь, потеря тембра и яркости исполнения.
  2. Фразы не прерываются на середине. Один из показателей правильного певческого исполнения — способность вокалиста пропеть фразу на одном выдохе. Если певец начинает брать воздух в середине строчки песни, то вся фраза может потерять не только смысл, но и эмоциональный окрас.
  3. Голос раскрывается до конца. Если педагог слышит, что вокал исполнителя не звучит в полную силу, наверняка дело в неправильном вдохе. Без поставленной техники невозможно даже определить тембр голоса вокалиста.
  4. При исполнении у вокалиста не поднимаются плечи. Как уже было сказано, это — главный показатель того, что певец использует диафрагму, следовательно исполнение не страдает.
  5. Отсутствие болей в горле. Певцы, у которых не работает диафрагма, стараются придать силу голосу с помощью горла, что очень вредит связкам и приводит к возникновению болевых ощущений. При правильно поставленной технике болевые ощущения не возникают.
  6. Мягкое исполнение. Главный показатель неправильного исполнения — резкий и местами неприятный голос исполнителя. Диафрагменное исполнение дает возможность управлять собственным голосом и правильно добиваться максимально приятного звучания.

Для того, чтобы научиться как дышать животом при пении достаточно исполнять ежедневно простое упражнение:

  1. Примите лежачее положение;
  2. Расположите руки на боку, направив большие пальцы в центр живота;
  3. При вдохе и выдохе старайтесь использовать исключительно мышцы живота.

После нескольких дней, старайтесь постоянно дышать, используя диафрагму.

Научиться как правильно брать дыхание при пении лучше всего с помощью профессионального педагога. Но если вы решили освоить эту науку самостоятельно, то вот несколько несложных упражнений:

  1. Погончики. Смысл упражнения в том, чтобы сделать подряд 8 глубоких вдохов через нос. Затем перерыв на 3-5 секунд. Повторяем 12 раз.
  2. Ладошки. Делаем по 4 крупных вдоха носом, а выдыхаем бесшумно через рот. Каждые 4 вдоха делаем перерыв на 5 секунд. Повторяем 24 раза.
  3. Глубокий вдох. Набираем полный живот воздуха и стараемся медленно выпускать воздух через рот, параллельно пытаясь прочувствовать напряжение диафрагмы. Делаем 3 подхода по 15 раз с небольшим перерывом.
  4. Резкий вдох. Смысл этого упражнения в том, чтобы резко набрать полную грудь воздуха и также резко его выпустить Выполняется ежедневно по 10-12 раз.

Подробнее – читайте в нашей статье об упражнениях на развитие дыхания.

Все эти упражнения простые, освоить их можно легко. Но со стороны увидеть какие-то недочеты или ошибки – невозможно. Только профессиональный педагог, занимающийся обучением вокалу, сможет подобрать индивидуальную программу обучения. Преподаватель музыкальной школы «АртВокал» проконсультирует вас бесплатно – заполните форму заявки или свяжитесь с нами по контактным данным.

Источник: https://artvocal.ru/kak-dyshat-pri-penii.php

1 урок. Как правильно дышать? Дыхание при пении

Просмотров: 2760Загрузка…

Многие начинающие вокалисты, особенно, которые учатся пению самостоятельно, задаются вопросом:Как правильно дышать во время пения? В этом уроке я постараюсь ответить развернуто на этот вопрос.

Дыхание – это фундамент для пения. Без дыхания Вы не сможете спеть ни одной ноты (можете попробовать :)). То, как Вы дышите, и будет влиять на красоту Вашего голоса…

Типы дыхания

Существует несколько типов дыхания: грудное, брюшное и смешанное.

  • При грудном типе дыхания у нас на вдохе поднимается грудь и плечи, живот при этом втягивается, либо остается неподвижным. Этот тип дыхания с рождения присущ женщинам, но бывают и исключения.
  • Брюшное дыхание – это, проще говоря, дыхание диафрагмой, то есть животом. При вдохе живот выпячивается, надувается. А грудь и плечи остаются неподвижными. От рождения этот тип дыхания присущ больше мужчинам, но также бывают и исключения.
  • Третий вид дыхание – смешанный. При таком типе дыхания задействованы сразу и диафрагма (живот), и грудь.

Какой тип дыхания выбрать новичку?

Многие преподаватели вокала, а также сами вокалисты, спорят о том, какой тип дыхания лучше всего при пении: брюшное или смешанное (грудное дыхание мы не берем в расчет, таким дыханием точно никто не поет). Конечно, оба эти типа дыхания правильные. Но в этом уроке мы будем рассматривать только брюшное дыхание, потому как новичку нужно начинать именно с него.

Что такое брюшное дыхание?

Брюшное дыхание – это такой тип дыхания, при котором задействуется диафрагма.

Диафрагма – это самая большая и самая мощная из мышц живота.

Диафрагма (рис. 1)

Именно диафрагма является главным элементом при пении. Она выталкивает воздух, она является опорой в пении. Чтобы почувствовать, как работает диафрагма, сделайте бесшумную трель губами. Видите, что диафрагма моментально выталкивает мощный поток воздуха?

Учимся дышать животом

Если вы от рождения дышите животом – это хорошо. Тогда Вы можете лишь укрепить свои навыки. А если нет – учимся.
Лягте на пол или на диван в полностью горизонтальном положении, руки положите на живот. И начинайте дышать.

Чувствуете, как живот поднимается при вдохе и опускается при выдохе? Это и есть брюшное дыхание. Но стоя дышать животом сложнее. Первым Вашим упражнением будет – научиться дышать животом. Старайтесь дышать животом везде: на работе, сидя на уроке, в метро, даже при ходьбе.

Постоянно думайте о том, как Вы дышите. И вскоре Вы уже будете не задумываясь дышать животом.

Вот Вы уже знаете ответ на вопрос “Как дышать во время пения?”. Переходим на следующий урок, в котором я Вам дам упражнения для развития дыхания.

Источник: https://muzykantam.net/penie/dihanie-pri-penii.php

Певческое дыхание. Дыши правильно — пой громче!

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Каким бы видом пения вы не решили заняться, академическим или эстрадным, в какую бы школу вокала не пришли, первое, с чего начнется работа с вашим голосом: правильное певческое дыхание.

Ко мне приходило много учеников, которые раньше уже занимались вокалом и даже выступали на сцене. Но почти все из них признавались, что не до конца понимают, как правильно дышать во время пения.

Голосовые зажимы, слабый звук на верхних нотах, нехватка воздуха в длинных фразах — с такими проблемами они сталкивались постоянно. И все потому, что ранее педагоги не объяснили им смысл певческого дыхания, а ребята не придали этому значения. И нам приходилось возвращаться к азам, и заново учиться дышать.

В данной статье я постараюсь максимально доступно познакомить вас с азами певческого дыхания, исходя из моего опыта. При желании углубиться в данный вопрос с профессиональной точки зрения, вы всегда можете почитать научную литературу о пении. На O VOCALE  вы найдете обзор самых полезных книг для вокалистов.

А вы задумывались, правильно ли дышите?

Знакомство с техникой певческого дыхания всегда начинается с осознанного вдоха и выдоха. На первом уроке вокала я спрашиваю новичков, обращают ли они внимание на то, как дышат в повседневной жизни.

Чаще всего начинающие вокалисты теряются и не могут сказать, как они чувствуют свой вдох и выдох. Вот вы можете ответить на данный вопрос?

А ведь с этого и начинается постановка голоса! С мысли о том, как и куда вы вдыхаете и сколько выдыхаете. И не только во время пения, но и в обычной жизни. При разговоре, например.

Почему необходимо следить за своим вдохом и выдохом, я расскажу ниже. Если вы уже подружились с певческим дыханием и умеете его контролировать, я очень рада, а если нет — давайте разберемся, какие «инструменты» отвечают за правильное дыхание при пении.

Физиология певческого дыхания

Сделайте удобный привычный для вас вдох прямо сейчас. Понаблюдайте, как много вы взяли воздуха, как надолго задержали его и насколько плавно выдохнули. Хорошо, если рядом есть зеркало, и вы вдохнули, глядя на себя. Отметьте, в какую область грудной клетки пошел воздух. Да-да, именно в грудную клетку!

Вы скажите: «Но я читал, что при пении необходимо дышать животом!». Но задумайтесь, как мы можем вдохнуть (по-настоящему вдохнуть, впустить воздух) в живот?! Ведь внутри живота находятся внутренности — кишечник, желудок и прочее.

Дышать, сильно надувая живот и стараясь взять в него побольше воздуха, не разобравшись в собственной физиологии, распространенная ошибка начинающих певцов. И приводит она к бездумной ненужной работе мышц брюшного пресса.

 Как правильно дышать при пении?

Уверена, что когда я попросила вас вдохнуть, у большинства поднялась грудная клетка или плечи. Это естественно для обычного человека, но дышать при пении так неправильно. И вот почему: когда мы, вдыхая, поднимаем плечи, воздух заполняет верх легких.

Посмотрите на картинку, легкие имеют треугольную форму, сверху они гораздо уже, чем снизу. А значит, количество воздуха, которое вы набрали в верхнюю часть, меньше.

Это как верхушка айсберга, где основной «массив» воздушного запаса остается «под водой», нетронутым и не замеченным. Таким поверхностным вдохом большинство людей привыкло пользоваться каждый день.

Когда мы наполняем воздухом верхнюю область груди, кажется, что воздушного запаса становится больше, но это заблуждение.

Для освоения нижнереберного дыхания не обязательно идти в школу вокала, вы можете заняться научиться дышать правильно при пении прямо сейчас! В блоге O VOCALE есть упражнения для певческого дыхания, которые вам помогут.

При чем здесь диафрагма, и как ей дышать?

Наверняка, вы не раз слышали о таинственной «диафрагме» и ее значительной роли в пении. Способны ли вы сказать, а лучше показать, где находится диафрагма и объяснить, зачем она нужна? Если появляется желание погуглить, я отвечу: диафрагма — это плотная мышца, которая поперек пересекает тело человека, разделяя его пополам.

У диафрагмы полно функций кроме разделения, она принимает участие в пищеварении, в кровоснабжении и в других процессах организма.

Для заинтересовавшихся, действительно, «Гугл» в помощь, а я предлагаю отыскать диафрагму у вас, и понять, какую задачу она выполняет в процессе певческого дыхания.

Найдите солнечное сплетение — там соединяются ребра, и коснитесь их краев снизу. Проведите пальцами по контуру ребер от солнечного сплетения до поясницы, где они примыкают к позвоночнику. Именно здесь, где вы прошли руками, к краям ребер крепится диафрагма.

Теперь сделаем вдох как можно ниже и глубже, чтобы нижние ребра расширились и разошлись в разные стороны. Напоминаю, грудь и плечи не поднимаются!

В этом и кроется весь секрет певческого дыхания.

Читайте также:  Топ 9 самых знаменитых барабанщиц

Опущенное положение диафрагмы помогает легко контролировать поток дыхания, расходуя его постепенно, не выпуская все сразу. Благодаря этому существует опора дыхания, она же техника пения на задержанном вдохе. Также рекомендую короткое и полезное видео, как работает диафрагма при пении.

И наоборот: когда вы набираете воздух в верх груди, выключаете из работы диафрагму. При таком неверном вдохе ребра сужаются, а диафрагма поднимается куполом вверх, сокращается и не принимает участия в удержании выдоха.

Кажется, что воздуха много, но его не хватает. Вам хочется поскорее выдохнуть, сбросить набранный воздух, так как контролировать его без участия диафрагмы сложно.

 Почему мы дышим животом во время пения?

Диафрагма не болтается в пустом пространстве, не существует сама по себе. Она крепко соединена с мышцами ребер и, разумеется, с мышцами брюшной полости. И когда вы раздвигаете ребра при вдохе, эти брюшные мышцы активно подключаются, и передняя стенка живота идет вперед. Поэтому создается иллюзия, что мы дышим животом во время пения.

Некоторым людям проще понять процесс вокального дыхания и отследить напряжение в диафрагме, надув мышцы живота. Знаявсе тонкости, описанные выше, мы смело можем сказать, что дышим животом, но без понимания физиологии эта фраза покажется непонятной.

Дыхание животом полезно для организма

Глубокое диафрагмальное дыхание влияет на снятие стрессов и успокоения нервной системы. Недаром его используют многие практики по оздоровлению, например, йога и цигун.

К тому же при использовании нижних запасов легких, мозг интенсивнее насыщается кислородом, начинает четче работать, поднимается общий тонус и приходит бодрость.

Понаблюдайте за детьми и животными — они дышат животом. Обратите внимание на дыхание животом у кошки или собаки. Во сне, засыпая и расслабляясь, мы перестаем контролировать мышцы и переходим на нижнереберный тип вдоха!

Такое дыхание подходит не только певцам, но и работникам профессий, полноценно использующим голос: лекторам, учителям, ораторам, адвокатам. Связки утомляются меньше, если постигнуть основы нижнереберного дыхания.

Правильное певческое дыхание начинается с внимания

Для новеньких учеников диафрагмальное дыхания становится настоящим открытием, когда они понимают, насколько объемным и глубоким может быть их вдох. У кого-то кружится голова от гипервентиляции мозга, потому что раньше они использовали лишь малые объемы дыхания, а сейчас «включили» дополнительные ресурсы, раскрыв легкие целиком. Это нормальная реакция.

Но еще более удивительной кажется мысль, что за своим дыханием во время можно следить! А я считаю, что не только можно, но и нужно. С внимания к себе и своему дыханию зарождается здоровое правильное пение, появляется красота голоса, и любовь к нему.

Сделайте диафрагмальное дыхание естественным: это первый и самый важный шаг в постановке голоса. Последите за ним несколько дней! Куда вы вдыхаете, сколько воздуха набираете и сколько выпускаете, какие мышцы включаются в процесс — при разговоре, перед сном, когда вы взволнованы, когда спокойны…

Поверьте, любой педагог будет в восторге, если перед приходом к нему на пробное занятие в школу вокала, вы освоите певческое дыхание, облегчив работу и ему, и себе. Вы сможете двигаться дальше для постижения тонких вокальных хитростей, не отвлекаясь на базовые вещи.

Так что начните прямо сейчас! Для этого на O VOCALE вы найдете несколько лайфхаков — упражнений на певческое дыхание.

А если у вас остались вопросы, либо вы хотите поделиться личным опытом о певческом дыхании, пишите мне в комментариях, и я с радостью отвечу.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Источник: https://ovocale.ru/pevcheskoe-dyhanie/

Дыхание и пение

Наверняка вы слышали, что правильное дыхание при пении – это дыхание животом. И не только при пении! Я знаю, что и будущих актёров учат дышать так же, такой же тип дыхания используется при игре на всех духовых инструментах. Но как именно нужно дышать животом, я расскажу на этой странице.

Хотя бы чему-то можно самостоятельно научиться с помощью статей в интернете!)) Да, и я вам постараюсь помочь) Осваивая упражнения на развитие правильного певческого дыхания, вы, по крайней мере, не напоёте себе узелков на связках и не наделаете проблем)

Физиологически различают несколько типов дыхания:

  1. Верхнерёберное, оно же ключичное, оно же клавикулярное дыхание.
  2. Среднерёберное, кастальное или грудное дыхание.
  3. Нижнерёберное, оно же абдоминальное, оно же брюшное или диафрагматическое дыхание.

Первый тип – ключичное дыхание – характеризуется преимущественно участием плеч и ключиц: при вдохе плечи поднимаются, и это заметно. Кислород в этом случае поступает по большей части лишь в верхушки лёгких. Участие диафрагмы незначительно. Считается, что физиологически так дышат школьники и женщины.

При втором типе дыхания преобладают движения средних рёбер и грудной кости: более всего заметно движение в груди – “вздымается грудь”.  Нас в своё время учили, что так дышат младенцы и подростки.

При брюшном дыхании движется только живот, в значительной степени подключается диафрагма (но её движение мы не увидим и почувствовать в большинстве случаев не сможем), а воздух наполняет нижние части лёгких. Считается, что так дышат мужчины.

Самое удивительное и невероятное, что за 10 с лишним лет обучения пению я не видела ни одного человека, который бы пришёл и изначально дышал животом!!! Даже взрослые мужчины чаще всего дышат плечами.

Есть женщины, которые физиологически дышат грудью, но и женщины чаще всего дышат клавикулярно. В общем, с этим полная беда. Певческое дыхание – вопрос, актуальный для 99,5% людей, которые учатся петь.

При пении правильным типом дыхания считается смешанный кост-абдоминальный тип, который предполагает брюшное дыхание с некоторым подключением дыхания грудного. В первую очередь важно именно брюшное, диафрагматическое дыхание! Поэтому мой вам искренний совет опытного преподавателя: учитесь дышать животом! Научитесь дышать животом, и лишь потом можно чуть подключить грудь!

Упражнения.

Перейдём от теории к практике. Подойдите к зеркалу. Положите руки на живот. На середину живота, в районе пупка. Вдохните и заметьте, где вы видите небольшое движение. Скорее всего, вы увидите движение в районе плеч или груди. Это неправильное дыхание. То есть, конечно, петь вы сможете, только этот тип дыхания будет вам мешать.

Также стоя перед зеркалом, также положив руки на живот (плечи при этом расслабьте, опустите), постарайтесь вдохнуть так, чтобы движение было только в животе. Чтобы живот толкнул ваши руки чуть вперёд. Буквально на пару сантиметров.

При это плечи и грудь не должны двигаться – ни на миллимметр! В плечах не должно быть и микроскопического движения!!! Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик, и он слегка надувается (так детям объясняют)). Живот двигается чуть вперёд.

Плечи и грудь не шелохнутся.

Получилось? У большинства получилось!

Не получилось? В плечах по-прежнему есть микроскопическое, но движение? Ок! Тогда представьте, что вашу макушку, и плечи, и грудь – всё залили цементом, и только живот остался свободным, только животом вы можете двинуть 😀 Нет, серьёзно, должно помочь.

Вам всего лишь нужно добиться, чтобы при вдохе двинулся живот – слегка вперёд, двигая вашу руку. Буквально на 1-2 сантиметра, больше и не нужно! При этом ни в коем случае не допускайте движения в плечах!

Если всё равно не очень получается, попробуйте лечь. Не двигайте плечами и грудью, двигайте только животом. Знайте: вдохнуть животом могут абсолютно все!!! Вне зависимости от возраста и прочих ваших уникальных сторон и качеств!

Получилось? Ура! Я в вас верила!!! Повторите опус стоя перед зеркалом.

Продемонстрируйте упражнение домочадцам! Получается? Прекрасно!!!
Но не обольщайтесь! Только лишь вы начнёте петь и подумаете о чём-то другом, кроме дыхания, например, о высоте ноты, гарантирую вам, вы снова вдохнёте неправильно, снова начнёте пользоваться своим физиологическим, обычным типом дыхания! За правильным дыханием нужно всё время следить! Пока это не превратилось в навык: в умение, которое вы используете при пении уже бессознательно!!!

В этой статье я не буду касаться вопроса постановки звука “на дыхание” и пения на опоре. Считаю, что здесь уже нужен контроль профессионала, иначе можно наделать бед.

Но остались ещё несколько вопросов относительно того, как именно нужно дышать при пении.

  1. Носом или ртом? В вокальной литературе нет однозначного мнения и нет согласия специалистов. Одни говорят, нужно дышать обязательно ртом, другие – исключительно носом! Моё мнение таково. Лучше дышать носом – если нет каких-либо затруднений с носовым дыханием – например, заложенности носа. Если вы духовик и привыкли дышать ртом, переучиваться и “ломать” себя не стоит – при пении вполне допустимо дышать ртом. 
  2. Как много воздуха следует брать при пении? Не берите много воздуха! Ваш вдох при пении должен быть таким же по объёму, как и обычный вдох в состоянии покоя. 
  3. Как быстро следует дышать – то есть как быстро нужно втянуть в себя этот “обычный для себя” объём воздуха? Это зависит от темпа произведения – в быстром произведении вы дышите быстрее, в медленном – более плавно и медленно. Не циклитесь на этом. Следите лучше, чтобы плечи не двигались, а двигался только живот.

Что даёт правильное певческое дыхание:

  • Воздух, который вы вдохнули, более контролируемый. Вы можете более экономно расходовать его, лучше управлять им.
  • Если тип певческого дыхания правильный, выдох может быть гораздо более длительным, чем при неправильном типе дыхания.

Источник: http://mementovitae.ru/dyhanie-penie

Певческое дыхание

Главную роль в обучении вокалу отводят дыханию. О дыхании я уже писала раньше – о видах дыхания: жизненном и певческом. Но это очень важная тема, к ней нужно возвращаться вновь и вновь.

Поэтому я вновь переработала материалы, которые у меня есть по теме дыхания.

И сегодня мы более подробно поговорим о певческом дыхании, так как дыхание влияет на качество интонации, звуковедение, атаку и красоту звука.

О певческом дыхании

Певческое дыхание — процесс, происходящий осознанно. Певческое дыхание отличается от жизненного выдохом, его большей продолжительностью.

У женщин во время дыхания больше работают мышцы грудной клетки, а у мужчин – мышцы брюшного пресса. Поэтому мужское дыхание более глубокое, чем женское дыхание.

Эти различия легли в основу деления дыхания на типы.

Общеизвестна оздоровительная роль певческого дыхания. Дыхательные упражнения, используемые вокалистами, увеличивают объем легких, лучше обогащают организм кислородом. Во время дыхательных упражнений происходит естественный массаж внутренних органов.

Типы певческого дыхания

Нужно сказать, что четкости в определении типов дыхания нет. В одних учебниках дыхание разделяется на четыре типа:

1 — ключичное (клавикулярное) 2 — грудное или реберное (костальное) 3 — брюшное (абдоминальное)

4 — грудобрюшное или смешанное (косто-абдоминальное)

А есть разделение на три типа: 1 – грудное (ключичное рассматривается как разновидность грудного типа) 2 – смешанное, или грудобрюшное (косто-абдоминальное)

3 – брюшное, или диафрагмальное

Рассмотрим некоторые типы дыхания.

Ключичное дыхание (клавикулярное)

При этом типе дыхания активно участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи. Такое дыхание поверхностное, движение гортани ограничено и поэтому голосообразование затруднено, мышцы шеи напряжены.

При вдохе воздух заполняет только верхушки легких, а плечи поднимаются. Это не естественное дыхание, в быту ключичное дыхание наблюдается во время болезни, например, при высокой температуре; при заболевании дыхательных органов, во время бега. Такой тип вокального дыхания неверный и вредный для пения, он распространен у начинающих вокалистов.

Читайте также:  Музыкальные инструменты для детей

Чтобы избегать пения с применением ключичного дыхания, нужно во время вдоха мысленно оттягивать плечи вниз.

Грудное дыхание

При грудном дыхании (или реберном)
расширяются верхние ребра и легкие заполняются воздухом. Грудное дыхание больше свойственно женщинам. Грудным дыханием пользуются при исполнении звуков в высокой тесситуре, пассажей, трелей, рулад.

Брюшное дыхание

При брюшном дыхании активизируется диафрагма, что дало дыханию другое название — диафрагмальное дыхание.

Благодаря усиленной работе брюшного пресса в процессе диафрагмального дыхания, легкие — не только верхняя часть, но и нижняя, в полной мере заполняются воздухом.

Отличия дыхания мужского у женского: мужчинам свойственно низкое дыхание, ближе к брюшному, а у женщин дыхание выше и приближается к грудному типу дыхания.

Смешанное дыхание

Смешанное дыхание еще называют грудобрюшное, нижнереберное диафрагмальное, косто-абдоминальное. Поток воздуха при вдохе проходит путь вквозь носоглотку, трахею, бронхи и достигает легких.
При этом происходит увеличение легких в объеме.

Нижние ребра расходятся в стороны, а диафрагма отжимается книзу. Поэтому это дыхание так и называется – нижнереберное диафрагмальное.

Диафрагма

Диафрагма – перегородка из мышц, отделяющая грудной отдел от брюшного. Диафрагма поддерживает органы грудной клетки, которые имеют определенную тяжесть и давят на органы брюшной полости. Диафрагма напоминает собой форму купола. Когда легкие при вдохе наполняются воздухом, диафрагма под напором воздуха отжимается книзу. Ученикам можно объяснить процесс дыхания следующим образом.

Наши легкие состоят из альвеол. Это маленькие пузырьки. Можно представить их в виде воздушных шариков. При выдохе эти шарики сдуваются, и грудная клетка опускается.

Когда мы вдыхаем, альвеолы наполняются воздухом, как воздушные шарики. Шарики расправляются, увеличиваются в объеме, и грудная клетка приподнимается и тоже увеличивается в объеме.

При этом нижние ребра расходятся в стороны, а диафрагма-перегородка опускается за счет увеличения в объеме легких.

Польза смешанного дыхания

Смешанное дыхание — самый лучший тип дыхания для пения, так как он – естественный и присущ для речевого дыхания, им мы пользуемся в жизни.

Этот тип не вызывает перенапряжения мышц, полностью наполняет легкие воздухом, а значит, и обогащает легкие кислородом.

Смешанный тип дыхания полезен и для здоровья, и для обучения пению, так как при этом дыхании проще всего организовать певческий аппарат, получить достаточное количество воздуха и затем экономно его расходовать.

Следует сказать, что отдельных, изолированных типов дыхания в пении нет. Вокалисты, и взрослые, и дети, в основном, пользуются смешанным типом дыхания, с преобладанием когда-то грудного, а когда-то брюшного типа. А значит, в дыхании участвуют все участки дыхательного аппарата.

Есть прямая связь между дыханием и качеством звука. Например, надрывный, неровный звук указывает на неправильность певческого дыхания. Отсутствие опоры в пении – вялое дыхание, форсированное пение – вдох шумный с перебором количества воздуха.

Источник: http://vocalmuzshcola.ru/vokal/dyxanie/pevcheskoe-dyxanie

Уроки вокала – Правильное дыхание и опора вокалиста

Многие вокалисты ищут дыхательные упражнения потому, что не понимают, как же правильно дышать.

Какое дыхание правильное: ключичное, легочное, диафрагмальное или брюшное? Столько всяких названий, что складывается впечатление, будто в организме есть несколько разных органов дыхания.

Но на самом деле, это не так. И если посмотреть в учебник анатомии, мы вспомним, что человек дышит только одним органом – легкими.

Легкое имеет грушевидную форму. К верху оно суженное, а к низу – более расширенное.
А в животе у нас находятся органы: кишечник, желудок, печень. Поэтому выражение “дышать в живот” неправильное.

Люди, как и все млекопитающие, дышат легкими.

Если бы мы были рыбами, мы бы дышали жабрами, но наше предназначение ходить и петь, а не плавать и булькать, поэтому нужно смирится с этим фактом и научиться его использовать в свою пользу.

А отчего же возникают проблемы с дыхание во время пения, спросите вы? Оттого, что вы вдыхаете в верхнюю часть легких. То есть, резко берете неглубокий вдох, во время которого поднимаются плечи и зажимается шея. Естественно, эти зажимы переходят на горло и на связки.

Дыхательное упражнение 1

Лягте на пол и полностью расслабьтесь. Представьте, что вы спите и начните дышать. Если вы сделаете все правильно, то заметите, что во время вдоха ваш живот немного приподнимается. Это и есть правильное расслабленное дыхание, которое используется в вокале.

А как же все это работает?

Когда вы вдыхаете, легкие наполняются воздухом и увеличиваются в объеме.

Из-за этого они начинают давить на диафрагму, которая, в свою очередь, выгибается и начинает давить на органы, которые расположены под ней.

Из-за нехватки места внутренние органы распределяются по брюшной полости и живот выпячивается. Именно поэтому многие говорят, что нужно дышать в живот, хотя на самом деле, это невозможно.

Если снова вернуться к разделу анатомии о дыхании, то мы увидим, что диафрагма – это мышца, которая разделяет верхнюю и нижнюю часть туловища и защищает органы. Кроме этого, диафрагма явлется еще и опорой во время пения. Так как это мышца, то мы легко можем научиться управлять ею.

Дыхательное упражнение 2

Расслабьтесь и спокойно вдохните в нижнюю часть легких. А теперь сделайте небольшую задержку воздуха на звук “Хм” (для наглядности смотрите видео). Вы должны почувствовать напряжение в прессе.

Маленький совет от меня: чем больше вы будете делать упражнений на развитие мышечной мускулатуры, тем лучше вы начнете чувствовать опору и правильно петь. Я даже рекомендую вам перед занятием вокалом сделать какое-то упражнение (отжимание, приседание), это поможет телу прийти в тонус.

Как правильно выдыхать?

Самое главное правило – выдыхать равномерно. Это сделать непросто, и многие любители, которые неплохо поют, часто не могут удерживать ровное дыхание, из-за чего их голос не звучит объемно и мощно, а окончания фраз размазываются.

Для того, чтобы научится ровно дышать, нужно выполнять дыхательные упражнения и стараться удерживать напряжение. Запомните, чем дольше вы держите звук, тем больше должны напрягаться мышцы пресса.

Одного вдоха должно хватать на одну или несколько строчек в песне.

Если вы чувствуете, что у вас есть какие-то проблемы с дыханием, приходите в нашу школу, и уже через неделю вы заметите, насколько устойчивее вы начнете звучать.

Источник: https://easyvoice5.ru/articles/uroki-vokala-pravilnoe-dyhanie-i-opora-vokalista.html

Как дышать при пении

Вам понадобится

  • – сборник вокальных упражнений;
  • – камертон;
  • – зеркало;
  • – плеер с записями популярных песен;
  • – папиросная бумага;
  • – свечка.

Инструкция

Определите свой тип дыхания. Может быть, вы от природы умеете дышать правильно, так что вам остается только закрепить имеющиеся навыки.

Различают четыре типа дыхания: грудной, он же реберный или костальный, два типа груднобрющного (реберно-диафрагматический и нижнереберно-диафрагматический), брюшной (диафрагматический). При грудном дыхании расширяется верхняя часть грудной клетки. Живот, наоборот, втягивается.

При груднобрюшном дыхании участвуют и грудь, и диафрагма, а при брюшном, соответственно, опускается и поднимается диафрагма. Живот надувается, а грудь остается неподвижной. Женщинам чаще свойственно грудное дыхание, мужчинам – брюшное, но встречаются и исключения.

Мастера вокала до сих пор не пришли к единому мнению, какой тип лучше – груднобрюшной второй или брюшной. Опытный вокалист одинаково владеет всеми типами дыхания, и в случае необходимости может воспользоваться любым. Это зависит от художественной задачи. Начинающему же нужно первым делом заставить работать диафрагму.

Научитесь делать короткий, но глубокий вдох. Встаньте прямо, резко вдохните воздух через нос, а затем медленно выдохните через рот. Упражнение лучше всего делать перед большим зеркалом. Пронаблюдайте, в каком положении находятся при вдохе и выдохе находятся грудь и живот.

Сделайте следующее упражнение. Встаньте прямо. Одну руку положите на живот. Сделайте короткий вдох, стараясь набрать как можно больше воздуха, а затем медленный выдох.

Ваша рука должна почувствовать, как надувается, а затем принимает обычное положение живот.

При брюшном и грудобрюшном дыхании он не втягивается, Можно проконтролировать процесс, положив ладонь на нижнее ребро. Ребра при дыхании раздвигаются.

Если возникают проблемы с выдохом, используйте несколько упражнений. Например, можно задувать свечку. В первый раз поставьте ее на таком расстоянии, на котором вы можете задуть пламя без особых усилий. Постепенно отодвигайте свечку.

Хорошим подспорьем станут ленты из тонкой бумаги. Нарежьте ленточки, подвесьте их на нитку. Нитку натяните между двумя гвоздями (например, в дверном проеме). Дуйте на ленточки, постепенно отодвигаясь от шнурка.

Попробуйте распределить дыхание на целую музыкальную фразу. Петь пока не надо. Включите плеер с записью хорошо знакомой песни. Вдохните в начале фразы и медленно выдохните. Может случиться, что к концу фразы у вас останется еще какое-то количество воздуха. Его необходимо выдохнуть перед следующим вдохом. Это может оказаться важным, когда вы перейдете к исполнению музыкальных произведений.

Спойте один звук. Лучше всего взять его по камертону, но можно использовать и музыкальный инструмент, имеющийся у вас дома – гитару, фортепиано, флейту. Вдохните, возьмите звук и тяните его до тех пор, пока не выдохните весь воздух.

Повторите предыдущее упражнение, исполнив короткую музыкальную фразу. Лучше всего ее взять из сборника вокальных упражнений или учебника сольфеджио для первого класса. Кстати, в нотах для начинающих вокалистов обычно обозначено, где именно нужно брать дыхание. С

Обратите внимание

Начинать петь серьезные вокальные произведения можно только после распевок.

Полезный совет

При пении плечи не должны подниматься, вне зависимости от того, какой у вас сформировался тип дыхания.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-803194-kak-dyshat-pri-penii

Упражнение для пения. Уроки по вокалу. Учимся правильно петь: упражнения на дыхание

Статьи и новости музыкального мира.

Уроки вокала

Самое главное в постановке вокала – это правильное дыхание. Именно с него начинается обучение профессиональному пению, которое служит проводником в огромный мир сцены.

Если вы плохо владеете вокальной техникой, то волей-неволей в работу включаются те мышцы, которые от природы не должны много работать.

Естественно в последствии мы ожидаем неприятные моменты, такие как: зажатость, гнусавость, неприятная на слух манера «вытягивать» нетянущее и, наконец, «срыв голоса».

Если даже вокалист усиленно продолжает «надрывать» связки, всё равно с таким подходом к вокалу ни о какой сцене не может быть и речи. От такого незнания чаще всего происходит неудовлетворённость собой, неудовлетворённость жизнью.

Ведь тот, кому был дан дар от Бога в той или иной области, в течение всей жизни чувствует себя «принадлежащим» и находится в постоянном поиске своего предназначения. Продолжится это до тех пор, пока человек не состоится и не задействует свой талант, который был дан ему при рождении, в практике на полную катушку.

Именно с правильного дыхания начинается исполнение песни, ведь это опора, на которой держится вся вокальная техника, и поэтому мы рекомендуем возвращаться перед каждым распевом в раздел «уроки дыхания» для разогрева.

Для того чтоб сгруппировать в правильное положение группу мышц, мы будем прибегать к различным видам техник:· воплощение ваших фантазий в реальность, проигрывание различных·сценок.

Мы будем воздействовать на психические, физические механизмы вашего тела и сознания для достижения нужного результата. На самых первых·уроках по вокалу используйте не более·семи звуков, постепенно расширяя·диапазон.

Как уже было сказано ранее, обязательным является контроль дыхания. Для помощи в упражнениях держите руку на животе или наденьте фиксирующий резиновый пояс.

Во время развивающих упражнений по вокалу усвойте обязательные правила:

Следите за положением тела. Шея не должна быть напряжена и вытянута вперед. Вы должны находиться в состоянии комфорта, слегка расслабьтесь. Во время упражнений работает только живот. Когда вы возьмёте высокую ноту,·мышцы живота сожмутся сильнее, а низкую наоборот, всё это и должна почувствовать фиксировавшая пресс рука.

Читайте также:  Периодизация музыкальной культуры

Учимся правильно дышать

Аккуратно обхватите ладонями свой живот. Почувствуйте его. Прислушайтесь. Попытайтесь согреть руками каждую клеточку. Вы спокойно дышите: вдох-выдох вдох-выдох мышцы живота поднимаются и опускаются Успокойтесь.

Оставьте всю суету позади и прислушайтесь к своему дыханию. Ощутите каждую находящуюся у себя мышцу в брюшной полости, как она при вдохе надувается, а при выдохе сдувается.

Засмейтесь, именно в смехе дыхание более естественно поддаётся управлению.

Для того чтоб контролировать своё дыхание, не убирая руку с живота, медленно вдыхайте воздух, при этом сосчитайте до четырёх. Не задерживая пик,  медленно выдохните, считая при этом также до четырёх.

Если вы всё ещё плохо ощущаете движение вживоте, то попробуйте наклониться вперед, обхватив руками поясницу. Эта область должна надуваться и сдуваться.

Постепенно увеличивайте счет: вдох – раз, два, три, четыре, пять, выдох – раз, два, три, четыре, пять, и так до 20.

Упражнения на выравнивание вокала

Чаще всего начинающие вокалисты сталкиваются с «неравномерным» воспроизведением вокала, это – дрожь, толчки, подергивание, и поэтому следующие упражнения будут направлены именно на выравнивание и постановку голоса.

  • Начнём с упражнения «собачка». Удобно садимся на стул, облокачиваемся на спинку, расслабляем мышцы плеч и шеи, высовываем язык и стараемся более точно изобразить собачку. Следите за тем, чтоб плечи не шевелились, а работали исключительно лёгкие и грудная клетка в целом.
  • Во время упражнений желательно на живот надеть корректирующий пояс. Это нужно для того, чтоб пресс живота работал правильно. Он выполняет нагрузку на мышцы и служит неким тренажером. Вы почувствуете те мышцы, которые в обычной жизни функционируют не часто, и в этом поможет как раз пояс. Кстати, некоторые думают, что если подкачать пресс, то всезвукоизвлечения будут даваться легко. На самом деле мнение ошибочное, специально ходить в тренажерный зал и усиленно заниматься спортом не нужно. Дело в том, что на тренажерах организация мышц будет направлена не на координацию выхода чистого вокала, а на нечто другое. Но если вы всё-таки поддерживаете мнение о пользе физических нагрузкок, то лучше всего заняться йогой, плаванием или лечебной гимнастикой. Стараться войти в гармонию со своим телом, почувствовать каждую клеточку своего организма.
  • Позаботьтесь о своей осанке. Она должна быть правильная: спина прямая

Источник: https://21one.ru/v/55/6586-uprazhnenie-dlya-peniya-uroki-po-vokalu-uchimsya-pravilno-pet-uprazhneniya-na-dyxanie.html

Правильное дыхание вокалиста

Педагоги по вокалу говорят о том, что дыхание – самое важное в пении. Не погрешу против истины, если возражу, что правильное дыхание при пении еще не залог успеха. При разных стилях исполнения дыхание различно. При разном тембре голоса и музыки тоже. Поэтому разберемся во всем по порядку.

Петь можно и не задумываясь о дыхании. Кто из нас не делал этого? И ведь получалось, и даже неплохо. Однако когда поешь долго, много и разное, то начинаешь замечать, что некоторые звуки спеть не получается. Например, низкие или высокие. Ты думаешь: «Вот он, мой потолок и мой пол, дальше никуда». К счастью, это заблуждение.

Моим первым педагогом по вокалу стал мой учитель по фортепьяно. Первый урок, который я усвоила, – петь выше «потолка» сложно, потому что диафрагма «вибрирует» и не дает спеть правильно. Чтобы «взять» сложные звуки, необходимо напрягать диафрагму во время пения.

Вторым важным шагом на пути к правильному дыханию стали занятия йогой. Правильное дыхание во время медитации заключается не только в постепенном поднятии диафрагмы, раскрытии грудной клетки, расправлении ключиц и плеч, но и в дыхательном ритме. Вдох на десять счетов, задержка дыхания на пять счетов и выдох на двенадцать.

Когда дышишь под счет, невольно заставляешь себя дышать лучше, чем привык. С каждым разом ты стараешься увеличить количество секунд. Привыкнув глубже и полнее дышать, следить за дыханием, вы ощутите новые вокальные возможности: начнете свободно дышать во время пения, почувствуете долгожданную свободу от чувства, что сейчас задохнетесь от нехватки воздуха.

Следующим шагом к правильному пению должно стать осознание себя как певца. Это ощущение влечет определенную систему дыхания, а именно — брюшное дыхание.

Считается, что женщинам освоить брюшное дыхание сложнее, чем мужчинам, так как у женщин дыхание от природы грудное.

Впрочем, практика успешных оперных и не только певиц показывает, что брюшному дыханию можно научиться путем специальных дыхательных тренировок.

Последний шаг к совершенству в правильном дыхании при пении состоит в том, чтобы научиться дышать в разных стилях. Для этого нужно научиться свободно управлять своим телом.

Итак, какие же тренировки для правильного дыхания можно порекомендовать певцам-самоучкам?

— Диафрагмальное дыхание зависит от диафрагмы, а диафрагма зависит от тонуса косых мышц живота, поэтому в первую очередь следует заняться ими. Да, обычно все в школе занимаются «прессом», даже норматив такой есть. Однако это тренировка обычных мышц пресса: нижних и верхних (в основном, верхних). Чтобы натренировать косые, нужно скручиваться вправо и влево во время упражнений на пресс.

— Без дыхания под счет не обойтись. Начните с малых величин и стремитесь к совершенству. Например, мой рекорд пока что 35:35:40. Не стоит переусердствовать с первыми двумя, иначе сядете в лужу на последнем, который должен быть длиннее.

— Существует много разных упражнений для певцов на брюшное дыхание. В основном их идея в том, чтобы дышать под давлением. Так мышцы быстрее запоминают, что им нужно делать.

— Когда вы овладеете всеми предыдущими упражнениями, попробуйте что-то новое во время пения. Например, создать искусственное дрожание диафрагмы или петь на выдохе (это получится не сразу).

Удачи в ваших вокальных начинаниях!

Источник: http://alenavoice.ru/uroki-vokala/pravilnoe-dyxanie-vokalista

Певческое дыхание как основа вокальной работы

Поставленное певческое дыхание – основа успеха вокалиста. Недаром в ходу выражения «Пение – это искусство выдоха» и «Искусство пения – это искусство дыхания».

Неудивительно, ведь при неправильном дыхании голос звучит тускло, нет гибкости и подвижности голоса, а осиплость появляется после десяти-пятнадцати минут пения.

Правильное певческое дыхание позволяет использовать возможности организма для красивого пения: петь на опоре, петь в резонаторы, контролировать силу и продолжительность выдоха. Дыша неправильно, не взять высокую ноту и не получить плотный и ровный звук.

Как дышать правильно?

Известно три вида дыхания: ключичное, грудное и брюшное. При ключичном дыхании у человека поднимаются плечи. Оно поверхностное (второе название – верхнее дыхание) – в дыхании участвует только верхняя часть лёгких. Верхнее дыхание при пении не используется.

Грудное дыхание (иначе называют рёберным) заставляет грудную клетку расширяться при вдохе и сжиматься при выдохе. Рёберным дыханием управляют межрёберные мышцы, воздухом заполняется центральная часть лёгких, что недостаточно для пения.

Полезным для здоровья и правильным для пения является брюшное (диафрагмальное) дыхание. Так дышат спортсмены, новорождённые дети, оперные певцы. Диафрагмальное дыхание даётся нам с рождения, оно естественно для человека.

При брюшном дыхании на вдохе выпячивается живот, а грудь остаётся в неподвижном положении.

Сомнений нет: чтобы петь – учитесь дышать! Как происходит постановка певческого дыхания? В начале занятий педагог рассказывает, как работает дыхание. Объясняет, какие ощущения при правильном дыхании человек испытывает, и рассказывает, зачем дышать диафрагмальным способом.

После вас ждут тренировки дыхания – специальные упражнения на формирование правильного дыхание, умение распределять воздух при выдохе и контролировать вдох.

Постановка певческого дыхания – процесс продолжительный: понять, как дышать недостаточно, важно закрепить в мышечной памяти приобретенные навыки.

Певческое дыхание как основа вокальной работы воспринимается всеми вокалистами: и приверженцами академического вокала, и эстрадниками, и народниками. Упражнения на постановку певческого дыхания развивают мышцы, что способствуют прекращению вялого дыхания.

Вялое дыхание наблюдают у начинающих в тот период, когда мышцы неподготовлены к активной работе и человек вяло вдыхает и выдыхает. При вялом дыхании нет опоры. Другая проблема, с которой сталкиваются ученики-вокалисты – форсированное дыхание. Перестаравшись, человек шумно вдыхает лишний воздух и выдыхает слишком напористо.

Певческое дыхание должно быть свободным, спокойным – это обеспечивает ровность звука.

Источник: http://MuzShok.by/blog-post/pevcheskoe-dykhanie-kak-osnova-vokalnoj-raboty

Правильное дыхание в вокале

Дыхание для артиста играет очень важную роль в работе. Начиная карьеру, артисту важно отработать правильное дыхание в вокале. Особенно часто интересуются начинающие исполнители упражнениями на правильное дыхание во время исполнения песен. Ведь многим, как правило, не хватает воздуха допеть ноты или свою песню до конца.

В обыденной жизни дыханию мало кто уделяет должное внимание. А ведь от того, как человек сделает вдох, зависит, какой звук он сможет произвести выдыхая.

Видео-обучение «Правильное дыхание в вокале»

Различают три типа дыхания. В разных вокальных методиках существуют свои рекомендации. Кто-то советует дышать только животом, кто-то только грудью. Некоторые преподаватели практикуют систему, объединяющую дыхание диафрагмой и грудной клеткой, рекомендуют подключать плечи.

Приступая к выполнению упражнений, заметим, что строгих указаний, как дышать, нет существует. Каждый находит сам свой «стиль» вдоха и выдоха, который обеспечивает успех выступления. Заметим только одно — при исполнении песни все должно работать гармонично.

Первое упражнение

Дыхание можно начать брать диафрагмой, затем – грудной клеткой и последний этап с подключением плеч. При этом наполнение легких воздухом идет снизу до верха. Исходя из сказанного, потренируемся набирать воздух:

  • сначала на 1/3 животом;
  • затем 1/3 объема воздуха набираем грудью;
  • остаточный объем набираем, подключая плечи.

Выдыхаем воздух в обратном порядке.

Снова повторяем вдох в той же последовательности, как и в первый раз, повторяем выдох. Таким способом даем своему подсознанию команду запомнить трехуровневый диапазон работы дыхания.

Потренируйтесь дышать в таком режиме до тех пор, пока это не станет естественным процессом.

Второе упражнение

Его суть – в работе с диафрагмой. Часто приходится делать опорный твердый сильный звук. Сила звука зависит не только от речевого аппарата, а еще и от силы и умения работать диафрагмой. Именно диафрагма помогает делать сильный выдох.

Чтобы потренировать диафрагму, выполним такое упражнение:

  • на звуке «у» делаем полный вдох животом;
  • резко выдыхаем на звуке «хо»;
  • упражнение повторяем 5-10 раз, в зависимости от того, как развито дыхание.

Третье упражнение:

  • складываем губы трубочкой на тоненькой разговорной букве «у»;
  • медленно-медленно набираем воздух через эту трубочку;
  • через такую же узкую трубочку выпускаем весь воздух.

Такое упражнение помогает развивать объем легких и тестирует легкие на выносливость при минимуме вдоха.

Упражнение способствует развитию управляемости дыхания при постоянном его контроле: вдох и выдох делаем спокойно, не торопясь и не рывками. Благодаря этому упражнению организм привыкает выдавать воздух в заданном объеме.

Если во время исполнения песни исполнителю не хватает дыхания или оно нестабильное, обрывчатое, его хватает только на какую-то часть текста, на короткое время, значит исполнитель делает ошибку. Вдох между словами делается неправильно и это отражается на дальнейшем исполнении. Поэтому исполнитель, контролируя пение, исполнитель должен следить и за тем, как дышит.

Совет новичкам: когда берете какой-то звук, обязательно делайте вдох во всех трех уровнях на звуке, с которого предстоит продолжить пение. Не оправдан вдох носом, голос будет отличаться от обычного.

Обратите внимание на свое дыхание, потренируйтесь, согласно рекомендациям и обратите внимание на разницу исполнения.

Если будете контролировать дыхание, пение значительно улучшится.

Источник: http://obvi.ru/hobby/music/pravilnoe-dyhanie-v-vokale-video-training/

Ссылка на основную публикацию