Как научить ребенка слушать музыку?

Первые шаги на встречу классической музыке и литературе о культурном наследии делают ребята младших классов из школы №2. А помогает им в этом… библиотека!

Как научить ребенка слушать музыку?

Как научиться слушать и слышать музыку, стать более чутким к сложным, но гармоничным звукам? Занятия по программе «Учимся слушать музыку: «Детский альбом» П.И. Чайковского» проводит коллектив детской библиотеки №15 Находки.

Каждый месяц девчонки и мальчишки читательского клуба «Теперь я знаю!» открывают для себя что-то новое, знакомясь с тематическими микроциклами сюиты, созданной всемирно известным композитором специально для юного поколения.

Как научить ребенка слушать музыку?

Темой очередной встречи стали русские мотивы – пьесы номер 11, 12 и 13. Ребята узнали, что означает ладовая переменность (частое чередование мажора и минора), и почему музыкант применил этот прием в «Русской песне». Всех озадачила монотонность, как художественный прием, следующей тематической миниатюры. В произведении почти 30 раз повторяется один и тот же аккорд.

Оказывается, «Мужик на гармонике играет» – это юмористическая сценка, которую, вероятно, когда-то подглядел композитор. Можно вообразить себе такую картинку. Музыкант из народа пробует новый инструмент, и будто озадачен голосом своей гармоники. Герой явно не в состоянии сыграть ничего другого.

Завершила микроцикл зажигательная «Камаринская», также таящая в себе немало сюрпризов.

Как научить ребенка слушать музыку?

Специалистам библиотечной системы помогают снарядить читателей в увлекательное путешествие в мир культуры коллеги из профильных учреждений. Так, концерт настоящей живой музыки дали в стенах библиотеки преподаватели и учащиеся Детской школы искусств №1 под руководством Марины Евтушенко.

Ребята с благодарностью приняли ценный подарок, наградив музыкантов жадным вниманием и аплодисментами. Блестящий мастер-класс в рамках занятия «Вальс, полька, мазурка!» организовала хореограф, постановщик танцев народного театра «Рампа», руководитель студии «Эста» при муниципальном Доме молодежи Наталья Спесивцева.

У начинающих танцоров, пусть и не сразу, получились изящные, согласованные движения.

Как научить ребенка слушать музыку?

Цикл «Учимся слушать: «Детский альбом» продолжается. Впереди у объединения юных читателей – программы «Странствуем с Чайковским», «А что там в сказке?», «Музыка повсюду». На заключительном занятии «Были рады познакомиться, Петр Ильич!» ребята обменяются впечатлениями и подведут итоги своей первой встречи с классической музыкой.

Детская библиотека № 15, “Центральная библиотечная система”  Находкинского городского округа

Добавляйте в свои контакты наш номер WhatsApp “Находка News”. Мы ждем ваших комментариев, советов и новостей. Если вы хотите, чтобы о каком-то событии или происшествии узнали все, нажмите на зелёный квадратик справа (в мобильной версии сайта) или напишите в чате

Как научить ребенка слушать музыку?

Источник: https://newsnhk.com/kak-nauchit-rebenka-slushat-muzyku/

Как научиться слушать и слышать своего ребёнка

Как научить ребенка слушать музыку?

«Почему я всё время должна тебя учить, как жить?!» — бросает своему сыну мама. Действительно, а почему? И дело совсем не в том, что эту обязанность нужно переложить на плечи государственных учреждений (детский сад — школа — университет), а в том, что «учить жить» — заведомо ложная конструкция.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Как бы банально ни звучало, но жизнь — это не математика, и два плюс два иногда может равняться пяти, а иногда и шести с половиной. Конечно, никто не отменял рационального подхода, и причинно-следственные связи — это то, на чём строятся общественные отношения.

Вернёмся к ситуации с возмущённой мамой. Что стало причиной её негодования? Знакомьтесь, Костя Синицын, 15 лет. Сегодня он вернулся домой в три часа ночи, из-за чего проспал важную олимпиаду по литературе, к которой готовился последние два месяца.

Логичный вывод его мамы, Татьяны Владимировны: «Гулять по ночам с друзьями нельзя, почему я всё время должна тебя учить как жить?!» Сыну, ясное дело, учиться жизни не хочется абсолютно, а если мы примем во внимание ситуацию предшествовавших разговору 24 часов, то он просто хочет спать.

Конфликт исчерпан ещё до его начала с минусовым результатом.

Кажется, что учить надо как раз не подростка, а его родителей

В последнее время мировая практика по детской психологии и наставничеству приводит примеры, когда даже маленьким детям объясняют связь между действием и его последствиями.

Объясните ребёнку в игре, откуда и каким образом берутся деньги, и тогда он поймёт, что новая игрушка — это не спущенная с неба ценность, а вполне себе осязаемая, исчисляемая усилиями мамы и папы и временем.

С подростком тоже можно попробовать поговорить.

Представим следующий диалог между Костей и его мамой:

— Сильно расстроился, что проспал? — спрашивает мама, используя закрытый вопрос для начала беседы, чтобы Костя не дал заднего хода сразу, боясь, что ему предстоит долгий и серьёзный разговор.

— Да, мам, — честно отвечает Костя. Ему, между прочим, самому нерадостно, что он проспал важный этап, к которому так долго готовился.

— Ну ничего страшного, это не последняя олимпиада, а знаний тебе хватит, чтобы написать другую, — поддерживает мама. — А почему проспал?

— Потому что поздно вернулся, — коротко замечает Костя.

— А почему именно ты поздно вернулся? — уточняет мама.

— Потому что не рассчитал время, собираясь вернуться в 11. Но мы встретили Женю и Сашу, и прогулка затянулась.

— Понятно, — соглашается Татьяна Владимировна, не упоминая про Женю и Сашу. — Сейчас-то нормально себя чувствуешь?

— Вполне, только голова болит сильно.

— А зачем решил пойти гулять вчера? — вполне законно уточняет мама.

— Потому что у меня уже эти Лермонтовы, Пушкины и Маяковские в голове перепутались, сил никаких не было, — жалуется Константин.

— Ну ясное дело! Столько заниматься без отдыха нельзя… — мама останавливается и задумывается.

— Угу…

— Быть может, тогда в следующий раз составишь график? Я тут такую классную книжку по тайм-менеджменту нашла! — предлагает мама.

— Можно попробовать, — хмыкает подросток.

— Отлично! Значит, сегодня вечером, если у тебя есть время, составим график в виде ментальной карты, — подводит итог Татьяна Владимировна.

После такого разговора подростку ясно, что его не обвиняют, а сочувствуют, не ругают, а предлагают решение проблемы. А мама понимает, что сын не лентяй, а просто не совсем удачно систематизировал время.

То, что мы сейчас описали, метод активного слушания — техника, которая позволяет более точно понять психологическое состояние собеседника с помощью особых приёмов.

Эффективность метода уже была проверена на примере пар наставников и их наставляемых — подростков в возрасте от 13 до 17 лет. Активное слушание помогает решить многие проблемы, характерные для переходного возраста.

Например, нестабильное настроение, связанное с эмоциональными перепадами и гормональными взрывами, деидеализация родителей и непрекращающийся поиск новых ролей.

Принципы активного слушания:

  • хотеть услышать, что говорит вам подросток;
  • хотеть помочь подростку;
  • принимать чувства подростка;
  • искренне верить, что подросток может управлять своими эмоциями, анализировать себя и своё поведение;
  • понимать, что эмоции — непостоянные.

7 приёмов активного слушания:

  • Молчание.
  • Невербальное сопровождение. Вы внимательно смотрите на собеседника, киваете в ответ, показывая своё одобрение.
  • Эхо — повторение части высказывания собеседника. Но лучше не злоупотреблять этим приёмом, чтобы собеседник не чувствовал дискомфорта.
  • Фразы «я слушаю», «понятно», «так, так…», «хорошо».
  • Парафраз и уточнение типа «Правильно ли я вас понял?», «Можно уточнить», «То есть ты считаешь, что?..».
  • Вопросы.
  • Подведение итогов разговора.

Любая успешная коммуникация строится на простом принципе диалога, а диалог — это не обмен монологами. Чтобы услышать ответ на вопрос, его нужно не только задать, но и быть готовым услышать.

  • Как распознать и победить детскую депрессию
  • 8 самых сложных тем для разговоров с детьми
  • Почему подростки живут в состоянии постоянного стыда и что с этим делать

Источник: https://mel.fm/blog/rusinov-yevgeny/97810-kak-nauchitsya-slushat-i-slyshat-svoyego-rebenka

Как научить ребенка слушать музыку

Статья опубликована 14 марта 2013

Как научить ребенка слушать музыку?

Многие современные родители стараются воспитать в своих детях любовь к классической музыке, и в то же время, опасаются, что малыши просто не поймут сложные музыкальные произведения. Такие опасения напрасны. Если своевременно начать занятия с малышом, то успех обеспечен.

Даже если ваш ребенок не станет великим композитором или певцом, умение играть на музыкальном инструменте и петь, сделает их жизнь богаче и эмоциональнее. Дети, занимающиеся музыкой, как правило, более талантливые, чуткие, слышат и видят прекрасное.

Главное, что нужно запомнить родителям – это то, что музыкальные способности следует развивать независимо от наличия таланта. 

Ученые считают, что музыкальное образование ребенка стоит начинать, когда он находится еще в утробе матери. После его рождения, прерывать занятия не стоит.

До года ребенок не реагирует осознанно на внешние звуки и воспринимает их на основе эмоций «нравится – не нравится». В этот период малыш может слушать музыку 20-30 секунд. Из классической музыки можно прослушать пьесы Моцарта для клавира.

В 2-3 года ребята с удовольствием слушают пьесы с изобразительным характером: Д. Шостакович «Медведь», Г. Грид «Птички». 

Во время прослушивания в комнате должно быть тихо, и лучше, если мама тоже прослушает композицию вместе с ребенком. К сожалению, вместе с детьми родители слушают музыку редко. А зря, потому как музыка помогает наладить контакт между ребенком и взрослым. 

Как научить ребенка слушать музыку? Если вы хотите научить ребенка не только слушать, но и слышать музыку, постарайтесь для начала сами понять выбранное для него произведение. Музыка передает мысли и настроение композитора, влияя, таким образом, на чувства и эмоции слушателя.

Поэтому стоит выбрать небольшое произведение, в котором будет хорошо выражен характер и настроение. Старшим дошкольникам можно предложить для прослушивания одну из пьес из детского альбома Чайковского. Очень нравится детям звучание оркестра народных инструментов. Малыши с удовольствием слушают народные мелодии и колыбельные.

Закончив прослушивание, обязательно побеседуйте с ребенком об услышанном. 

Для того чтобы ребенок научился профессионально играть на музыкальном инструменте и слышать музыку, лучше отдать его в специальную школу. Однако на первых этапах приобщения важно, когда рядом с ребенком близкий человек.

Слушая музыку в одиночестве, ребенок может отвлечься, если с родителями – то у него есть возможность проявить свои эмоции, которые вызывает у него музыкальное произведение.

Изучение музыки со сверстниками побуждает их после прослушивания делиться впечатлениями друг с другом.

Не стоит стремиться излишне разнообразить фонотеку. Чаще всего маленькие дети предпочитают прослушивать по много раз одно и то же понравившееся произведение.

Родители могут придумать интересные игры, подобрав музыкальные отрывки с шумом моря, стуком дождя, и попросить малыша назвать произведение и явление в музыке. Для того чтобы научить ребенка слушать музыку почаще включайте записи песен и отрывки классических произведений.

Во время прослушивания учите его топать ножками и хлопать ручками в такт, кружится. Старайтесь выбирать разную музыку, не ограничивайтесь произведениями в одном направлении. 

Каждый день можно знакомить малыша с одним выдающимся произведением мировой классики. Перед тем, как включить ребенку отрывок, следует назвать ему фамилию композитора и название произведения. Можно превратить это в ритуал. Каждый день, в одно и то же время, вы и малыш включаете новый отрывок и погружаетесь в волшебный мир музыки.

Источник: https://www.FamilySpace.ru/groups/g_9101135/article_Kak_nauchit_rebenka_slushat_muzyku_1101

Консультация для родителей «как слушать музыку с ребенком?»

Как научить ребенка слушать музыку?

  • КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 
  • «КАК СЛУШАТЬ МУЗЫКУ С РЕБЕНКОМ?»
  • Как долго?

Внимание ребенка   к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течении 1-2,5 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами – в течении 5-7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его физического состояния.

Как?

Заранее приготовьте аппаратуру, с помощью которой вы будете слушать музыку. Найдите  пьесу, которую будете слушать. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Предупредите членов семьи, чтобы было тихо и чтобы в комнату во время звучания музыки не входили. Пригласите ребенка слушать музыку, можно позвать также и кого-то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя.

Читайте также:  Динамика трека: пульс, плоть и дыхание музыки

Когда?

Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего – после завтрака или дневного сна.

Подборку рекомендованных музыкальных пьес для слушания вы можете взять у музыкального руководителя или воспитателя.

Было бы желательно, если бы вы составили подборку  из песен, которые ребенок  поет на музыкальных занятиях. В течение года дети разучивают много  песен: некоторые из них поют под аккомпанемент музыкального руководителя, некоторые песни исполняются под фонограмму «минус».

  Запись одной и той же песни желательно иметь в двух вариантах: аккомпанемент  с голосом (фонограмма «плюс»), аккомпанемент без голоса ( фонограмма «минус»).

Таким образом, ребенок получает возможность послушать песню и петь так, как ему захочется: в ансамбле (первый вариант), либо самостоятельно (второй вариант).

Необходимо, чтобы взрослые терпеливо и бережно поддерживали интересы ребенка к «его музыке».

Слушать записи песен и подпевать ребенок может стоя, сидя, играя. Родители говорят, что дети, подпевая, часто усаживают в ряд свои игрушки (кукол, мишек) или рассматривают книги.

Родителям надо сохранять эту «детскую музыку».В следующем году малыши часто просят послушать «свои» песни.

Было бы  неплохо, если бы у ребенка было две музыкальные подборки: с музыкальными пьесами для слушания и с песнями, которые он поет сам, или любит слушать.

Активное слушание музыкальных произведений оказывают влияние на формирование эстетического вкуса дошкольников. Способствуют становлению характера, норм поведения. Обогащают внутренний мир ребенка яркими переживаниями. Активно слушать музыку научить ребенка сложно. Пассивное слушание музыки, или слушание музыки сомнительной художественной ценности не принесет никакой пользы.

Источник: https://du2rechitsa.schools.by/pages/konsultatsija-dlja-roditelej-kak-slushat-muzyku-s-rebenkom

Консультация по теме: Как научить детей слушать музыку | Социальная сеть работников образования

 «Как научить детей слушать музыку!»

Выбирать музыку нужно соответственно возрасту ребенка. Для раннего возраста подойдут ритмичные песни, вместе с которыми можно жестикулировать. Для детей старшего возраста подойдет музыка со вставками, имитирующими голоса животных.

А после двух лет можно слушать просто песни со словами. Большинству детей нравятся народные песни, классическая музыка необходима с самого раннего детства.

Во время прослушивания музыки ребенок будет эмоционально реагировать, а с определенного возраста двигаться в такт или даже танцевать.

Первый музыкальный инструмент – это погремушка. С ее помощью ребенок учится извлекать звук самостоятельно. Это позволит ребенку сопоставить звук и движение. Нужно предлагать ребенку погремушки с разным звучанием. При этом ребенка лучше не отвлекать, чтобы он мог полностью сосредоточиться на игре.

Затем можно экспериментировать, предложить ребенку перкуссию или мини-синтезатор. А можно просто предложить ребенку деревянную ложку и целую барабанную установку из кастрюль и коробок. Можно подарить обычный барабан и тарелки, а в старшем возрасте духовой инструмент.

Первое время трубу может заменить свисток, ведь духовые инструменты помогают правильному развитию дыхания и укрепляют легкие ребенка. Если дома есть фортепиано или гитара, нужно позволять малышу играть на них, возможно, в это время он проявит большой интерес к музыке.

В любом случае, обучать игре на музыкально инструменте можно лишь с 6 лет.

Очень важно, чтобы ребенок с самых ранних лет приобщился к музыке, научился ее слушать и понимать. И тут очень многое зависит от особенностей ребенка, от того, насколько развито его восприятие. Известно, что дети откликаются на музыку в первые же месяцы жизни: под влиянием музыки младенец оживляется или успокаивается.

Какая мать не баюкает своего маленького звуками колыбельных песен. А вот кое-кто из родителей заметил, что некоторые пьесы Баха или Генделя действуют, не менее эффективно, чем колыбельная. Они ставят на проигрывателе именно эти пластинки, когда нужно ребенка успокоить, уложить спать.

Проходит год, и ребенок прислушивается к музыке, он уже в состоянии понимать эмоциональное содержание ее: в зависимости от характера музыки малыш грустит или радуется. Года в четыре малыш уже может запомнить мелодию, чувствует ритм, динамику музыки, в состоянии понять несложные музыкальные образы (“гроза грохочет”, «солдаты идут»).

Интересно, что под впечатлением понравившейся музыки дети могут устроить маленькое представление: они ходят по комнате и поют (иногда держат какой-нибудь предмет перед ртом – это они подражают певцу, поющему с микрофоном), изображают балет, танцуют, копируя взрослых, и все это живо, возбужденно. Обратите внимание на то, как слышит, как воспринимает музыку ваш ребенок.

Составлять домашний музыкальный репертуар имеет смысл, только исходя из сегодняшних возможностей ребенка, из того уровня, которого он достиг в понимании музыки. Разумеется, возможности эти вы будете развивать, а уровень повышать. Но, прежде всего, нужна трезвая оценка того, что есть. Композитор и критик Б.Асафьев говорил: «Если музыка не услышана – не надо браться за анализ.

Услышать – это понять”. Конечно, говорил он эти слова применительно к взрослым людям, но они с полным основанием могут быть отнесены и к самым меленьким. Попытайтесь растолковать малышу, то, что он слышит и что переживает, – т.е. проанализируйте музыку (пусть это совсем несложные детские пьески или танцевальные мелодии).

Но при этом надо соблюдать два условия: во-первых, надо убедиться, что ребенок музыку слышит, что она производит на него какое-то впечатление (какое?), а во-вторых, и вам должна нравится та музыка, о которой Вы говорите с ребенком, Вы должны ее слышать, понимать. Ведь объяснить музыку очень трудно, тем более если у вас нет специального музыкального образования.

В прочем, и специалисты не всегда находят верные слова, когда пытаются выразить свое впечатление от музыки. Какие первые шаги можно сделать вместе с ребенком? Возможно в вашей фонотеке есть короткие пьесы, музыка которых предельно ярко, точно воспроизводит знакомые, понятные ребенку образы: ” Полет шмеля” Римского-Корсакова, “Детская полька ” М.

Глинки, “Болезнь куклы”, «Новая кукла” П.И.Чайковского. Если нет, то их стоит приобрести. Прослушав их вместе с ребенком, спросите его, о чем эта музыка «рассказывает», на что похожи услышанные звуки. Дети угадывают с удовольствием, узнавание доставляет им радость.

В следующий раз попробуйте прослушать две или три коротенькие пьесы контрастные по звучанию: «Пионерский марш» Кабалевского и «Колыбельную» Шумана. Если вы спросите ребёнка, чем отличаются друг от друга эти пьесы, он, наверное, ответит, что одна веселая, а вторая, спокойная, тихая.

Попросите ребенка взять краски и бумагу, и пусть он попытается изобразить свои впечатления в рисунках.

Только не подсказывайте что ему рисовать, – воображение у пятилетнего развито достаточно хорошо, он может удивить и поразить своим рисунком.

Если у ребенка нет навыков рисования, попросите его хотя бы назвать те краски, которые, по его мнению, подходят к грустной музыке и музыке веселойНовый шаг Вы можете сделать, дав ребенку представление о динамических контрастах в музыке. Что это значит? Прослушайте пьесу Э.Грига «Путешествие гномов”. Ясно, что сначала гномы приближаются, потом уходят: звучание сначала тихое, потом нарастает, в конце шаги удаляются. Динамическими контрастами отличаются пьесы Чайковского из «Детского альбома»: в них звучание построено в разных ритмах и темпах. Вот маршируют бодро и весело оловянные солдатики, а вот вздыхает кукла в пьесе «Болезнь куклы».

Постарайтесь, чтобы ваши разговоры и занятия не были скучными, утомительными, это отбивает у ребенка всякое желание слушать пластинки.

Призовите на помощь игру.

Вы рассказываете о марше – пусть ребёнок отбивает такт погремушкой или возьмет в руки оловянного солдатика и заставит его маршировать по столу в такт музыке.

Вы поставили на проигрыватель пластинку с танцевальной мелодией – хлопайте в ладоши, отбивая такт, попробуйте изобразить ритм в движениях, увлеките ребёнка, чтобы он тоже начал двигаться, танцевать.

Красота в музыке состоит не в нагромождении эффектов и гармонических курьезов, а в простоте и естественности. (Пётр Ильич Чайковский).

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/01/15/kak-nauchit-detey-slushat-muzyku

Как научить ребенка слушать и слышать – Дом Музыки

Как научить ребенка слушать и слышать

Распространенная проблема в воспитании детей — они вас вроде бы слушают, но не слышат. Ведь слушать и слышать — это разные вещи. Умение слушать связано с концентрацией внимания и зависит от работы мозга, а умение слышать является функцией ушей. Именно умение слушать — один из основных коммуникативных навыков. 

Коммуникативные навыки очень важны для развития личности, поскольку именно они определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими, самим собой, а также позволяют самовыражаться через творчество.

У моего сына коммуникативный навык — один из самых сильных. Как только Саша родился, моя подруга (профессиональный астролог) сделала его натальную карту и сказала: «Родился великий коммуникатор. Он будет успешен в профессиях, связанных с переговорами, выступлениями на сцене, общением с людьми».

И ее прогноз оправдался на 100%! Мы каждый раз удивляемся, как легко Саша устанавливает контакт и с детьми, и со взрослыми уже с первых минут знакомства, как здорово у него получаются коллективные виды спорта и как он закисает, если нет общения.

Почему важно слушать друг друга

Когда мы говорим о коммуникации, то первое, что представляется — это умение говорить, отстаивать свою точку зрения. Но все же главное — это именно умение слушать собеседника. А уж как нашим малышам нужен такой навык! Часто они тараторят без умолку.

Наверняка у вас были ситуации, когда вы начинали общаться с довольно приятным человеком, но уже через несколько минут общения хотелось от него сбежать. А всё потому, что он очень активно говорил и не давал вам вставить ни слова.

И, честно говоря, я в таких ситуациях оказываюсь именно тем человеком, который не дает вставить ни слова)) Я очень люблю поговорить и эмоционально о чем-то рассказывать. Чтобы не только говорить, но и слушать, мне приходится делать усилия, осознанно останавливая себя и направляя внимание на то, что говорит мой собеседник.

  • Существуют самые различные методики активного слушания, которые широко используются психологами, коучами, ведь для них главная задача — выслушать клиента. Но умение слушать крайне важно и для обычной жизни:
  • ✅ Повышается уровень доверия к вам, потому что вы чувствуете, какие эмоции испытывает другой человек. Это переводит ваше взаимодействие на совершенно новый уровень;
  • ✅ Когда вы общаетесь в каких-то сложных, конфликтных ситуациях по работе или в личной жизни, активное слушание помогает понять, что чувствует другой человек, и правильно направить разговор, чтобы быстрее прийти к взаимовыгодному выходу из ситуации;
Читайте также:  Колыбельные – терапия детских страхов

✅ Вы начинаете гораздо глубже понимать людей, можете открыть для себя очень много нового и интересного в любом собеседнике, обогатить общение. Это может послужить основой для долгой дружбы.

  1. Но не все виды активного слушания можно считать эффективными:
  2. ➖ псевдослушание (имитация внимания): человек не слушает собеседника, но делает вид, что слушает. Он может поддакивать, иногда вставлять реплики, может даже быть контакт глаз, но при этом ощущается, что он погружен прежде всего в свои собственные размышления и не вникает в то, что говорит собеседник;
  3. ➖ агрессивное слушание: человек не дает вставить ни слова, перебивает, не дает закончить мысль;
  4. ➖ избирательное слушание: человек включается в беседу, когда она ему интересна, а в остальное время витает в своих мыслях.

Как научиться активно слушать?

Как же научить наших малышей активно слушать собеседника, да и нам самим этому научиться?

  1. Прежде всего — развивать в целом умение слушать, для начала звуки окружающего мира: шум дождя, скрип двери, пение птиц. И, конечно, активно слушать музыку, сосредотачивая внимание на том, что звучит, какие образы возникают, а не просто ставить ее фоном.
  2. Тренировать умение не перебивать собеседника. Лучше всего это делать с помощью игры. Например, устроить что-то наподобие базара, где игрушки будут тараторить, галдеть, перебивая друг друга.
  3. Использовать прием парафраз или пересказ — пересказывать мысль собеседника своими словами, чтобы понять, насколько верно вы ее истолковали. Отличный вариант — чтение вслух. Вы читаете отрывок из сказки, рассказа, а ребенок пересказывает, как он это понял. Если ребенок уже читает сам, можно меняться ролями слушателя и рассказчика.
  4. Не додумывать за собеседника, не досказывать его фразы — будьте слушателем, а не рассказчиком.
  5. Во время разговора сохранять зрительный контакт, сосредотачиваться на словах собеседника.
  6. Озвучивайте ребенку его чувства и эмоции. Так он учится понимать не только то, что происходит у него внутри, но и переживания других людей. 
  7. Покажите пример. Для этого прекрасно подойдет метод рефлекторного слушания. Вы внимательно слушаете ребенка и демонстрируете, что услышали и поняли его. Со временем он научится слушать так же, как и вы. 
  8. Понаблюдайте за ребенком. Чем ему нравится заниматься? Попросите его вас этому научить. Такое взаимодействие одновременно формирует у детей навык слушания и развивает его.

А какие секреты используете вы, чтобы активно слушать?

Учим слушать в музыкальной игре

Музыкальные игры — это отличный способ развивать умение малышей сосредотачиваться на том, что звучит — и при этом весело и интересно проводить время! 

Включите музыку и потанцуйте с ребенком. Предложите ему встать на носочки, когда играет нежная мелодия. Пусть он топает или марширует, когда слышит более громкую музыку. Попробуйте сыграть в игру «Заморозь-ка или Статуя», чтобы ребенок внимательно слушал, когда обрывается музыка и нужно быстро замереть на месте. 

Улучшить способность ребенка слушать и быть внимательным помогут разные учебные и развивающие песенки. Поиграйте в игру «Гаражи и машинки» с музыкой Моцарта. Чтобы открыть игру, перейдите по ссылке ниже в мой аккаунт Инстаграм, где я делюсь бесплатными материалами, играми и песенками.

Открыть музыкальную игру >>>

И у нас есть специальный курс «Лес музыкальных инструментов», который посвящен развитию коммуникативных навыков. Там малыши в первую очередь учатся слушать друг друга — при этом все происходит в интересных играх.

Автор проекта ДОМузыка
Мария Шаро

Источник: https://domusica.ru/kak-nauchit-rebenka-slushat/

Что слушать с ребёнком, советы по музыкальному образованию

Музыка играет важную роль в формировании психики и нервной системы ребенка. Влияя на развитие эстетического вкуса, формируя умение выражать свои эмоции через мелодию, танец, пение, создавая комфортную атмосферу в отношениях между детьми и взрослыми, музыка открывает перед ребенком новый мир.

Когда начинать знакомство ребенка с музыкой

Знакомство с музыкой можно начинать еще во время беременности.

Подмечено, что будущие мамы, которые отдают предпочтение классической музыке, чувствуют себя лучше, спокойнее, уравновешеннее, чем женщины, избегающие такое времяпровождение.

Хорошо, если во время беременности вы найдете 10-15 минут в день, чтобы насладиться музыкальным произведением. Ваше хорошее настроение создаст комфортные условия для развития вашего будущего ребенка.

После рождения первый раз можно включить в комнате ребенка музыку уже на следующий день. Рекомендуется выбрать для прослушивания спокойную классическую композицию на 5-10 минут во время бодрствования малыша.

Немалую роль в музыкальном развитии играет пение мамы и других взрослых. Различные колыбельные, детские песенки развивают слух ребенка, создают комфортную атмосферу.

Дальнейшее знакомство с музыкой происходит через ежедневное прослушивание классических и детских произведений.

В 6 месяцев можно купить ребенку набор игрушечных или настоящих инструментов для развития умения различать звуки.

Хорошо предлагать занятия на развитие умения различать звучания разных предметов, предлагать создавать собственные музыкальные “произведения” крышками от кастрюль, погремушками.

К 12-ти месяцам, когда ребенок научится ходить можно начинать учить малыша танцевать. Простые движения в такт мелодии хорошо способствуют развитию координации, слуха, вестибулярного аппарата.

С появлением первых слов в речи ребенка, предложите ему подпевать, заканчивать знакомые песенки. Постепенно видя, как вы с увлечением слушаете, поете, танцуете под музыку ребенок будет приобщаться к этому виду искусства, формировать собственный вкус.

Ближе к 3-м годам дети начинают проявлять интерес к определенным направлениям музыки, просить включать любимые композиции. Рекомендуется прислушиваться к мнению сына или дочки, позволять ему слушать то, что нравится. Вместе с появлением интереса к определенному жанру хорошо показывать и рассказывать, какие инструменты существуют, как они звучат.

В 4-5 лет познакомьте сына или дочку с известными композиторами, их произведениями. Научите малыша рассуждать над эмоциями, которые чувствовал автор при написании мелодии, придумывать сюжет, подходящий для звучания.

В 5-6 лет можно посетить концерт или оперу, познакомив ребенка с профессией музыканта, певца.

Музыкальное развитие ребенка зависит от желания взрослых приобщить своего сына или дочку к искусству. Не нужно читать длинных и скучных лекций по музыкальной литературе, просто научите кроху чувствовать мелодию и выражать с ее помощью свой внутренний мир.

Мы подготовили для вас подборку произведений для прослушивания вместе с детьми. Вы можете воспользоваться предложенными списками или составить свой, соответствующий вашим вкусам и предпочтениям.

Что предложить послушать ребенку из классической музыки:

  1. А. Вивальди “Времена года”.
  2. В. А. Моцарт:
  • Соната №11;
  • Alla Turka;
  • “Маленькая ночная серенада”;
  • “Симфония №40”;
  • “Марш жрецов из “Волшебной флейты”;
  • “Турецкий марш”.
  • “Щелкунчик”;
  • “Лебединое озеро”;
  • “Детский альбом”.
  • “К Элизе”;
  • “Ода к радости”;
  • “Лунная соната”;
  • “Симфония №5 до минор”;
  • “Патетическая соната”.
  • Ave Maria;
  • «Фантазия фа минор для фортепиано в четыре руки»;
  • «Третий из шести музыкальных моментов».
  1. И. Альбенис «Испанская сюита».
  2. И.С. Бах:
  • «Прелюдия и фуга №1 до мажор»;
  • «Прелюдия №1».
  1. А.П.

    Бородин «Князь Игорь».

  2. И. Брамс:
  • «Венгерский танец №1»;
  • «Симфония №3».
  1. Ж. Бизе «Кармен».
  2. К. Дебюсси «Маленькая сюита».
  3. И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае».

Список классических произведений для прослушивания маленькими детьми можно продолжать бесконечно. Главное, при составлении сборника руководствоваться собственными музыкальными вкусами и создать собственный неповторимый список для развития малыша.

Что предложить послушать ребенку из детских песен:

  • “Кто пасется на лугу?” (из альманаха-сборника “Веселая карусель № 5”);
  • “Два веселых гуся” (из альманаха-сборника “Веселая карусель № 2”);
  • “Антошка”(из м/ф “Антошка”);
  • “В траве сидел кузнечик”;
  • “Облака” (из м/ф “Трям, Здравствуйте”);
  • “Чунга-чанга” (из м/ф “Катерок”);
  • “Голубой вагон”( из м/ф “Чебурашка”);
  • “Песенка Львенка и Черепахи” (из м/ф “Как Львенок и Черепаха пели песню”);
  • “Улыбка” (из м/ф “Крошка Енот”);
  • “Песенка о лете” (из м/ф “Дед Мороз и Лето”);
  • “Песня Чебурашки” (из м/ф “Чебурашка”).

Вы можете дополнить этот список своими любимыми песнями из мультфильмов. Главное, петь их ребенку с душой и радостью, во время прослушивания улыбаться и подпевать.

Какие звуки природы включать ребенку для прослушивания

Музыкальное развитие — умение различать и понимать разные звуки, окружающие ребенка, способность чувствовать красоту окружающего мира. Кроме классических произведений и детских песен, включайте иногда и звуки с разных уголков мира, природные явления. Во время прослушивания определенного звукового ряда объясняйте, что слышит малыш, кто или что издает такое звучание.

Советы родителям, занимающихся музыкальным образованием детей

Развитие музыкальных способностей детей напрямую зависит от отношения взрослых к музыке. Наполните ваш дом любовью и уважением к классическим композициям, детскими песенками  и малыш с радостью будет знакомиться с этим видом творчества.

Чтобы знакомство проходило легко и весело, помните про несколько простых правил:

  • Отношение взрослых к музыке — пример для ребенка. Если вы не любите и не слушаете с удовольствием предложенные малышу композиции, то ему они не будут интересны.
  • Погружайтесь в мир музыки вместе с сыном или дочкой. Не стесняйтесь своих эмоций, чувств, говорите о них прямо. Покажите, как через музыку можно открывать свой внутренний мир, расскажите, как вы воспринимаете мелодию, как вы видите замысел композитора.
  • Смейтесь, удивляйтесь, грустите вместе с малышом.
  • Учите различать разные звуки на простых предметах. Дайте ребенку постучать об пол, потрясти всевозможные предметы, предложите поиграть на музыкальных инструментах самостоятельно и вместе с вами.
  • Покажите, как нужно слушать музыку, полностью погружаться в процесс. Идеально создать ритуал прослушивания музыки, когда в определенное время вся семья собирается вместе, чтобы послушать и потанцевать;
  • Не упускайте возможность развивать познания о музыке, она позволит улучшить восприятие ребенка, понять многие сложные дисциплины быстрее, легче;
  • Не заставляйте сына или дочку заниматься или слушать музыку, если ребенок не хочет. Но и не откладывайте на потом занятия, если чадо их жаждет. Будьте терпеливы и снисходительны к своему малышу. Не стоит расстраиваться, если пока у него есть огрехи и ошибки в исполнении. Занимаясь с радостью и интересом, ваша кроха постепенно освоит все возможности, которые ему даны природой.
  • Не думайте, что у вашего чада нет слуха, голоса или пластичности. Каждое из этих умений тренируется и приобретается через занятия и любовь.

Музыкальное образование — длительный процесс, который сочетает большое количество разнообразных знаний и умений.

Ваше желание вырастить доброго, умного и отзывчивого человека можно воплотить в жизнь только постоянной работой над самосовершенствованием.

Если вы будете развивать себя в музыкальном плане, то ваш малыш с радостью будет повторять за вами и обязательно освоит все необходимые знания.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник: https://kukuriku.ru/obuchenie/muzyka/chto-slushat-s-rebyonkom/

Научить ребенка любить музыку. Как?

Задавали ли вы себе вопрос: умеем ли мы слУшать, а не слЫшать музыку? Как научить ребенка слУшать музыку? Врожденные способности любить и ценить музыку у детей встречаются очень редко, в остальных случаях – это наша родительская забота привить  ребенку хороший музыкальный вкус. Сделать это можно только при условии, если родители сами любят и ценят хорошую  музыку.

В нашем советском детстве каждый поход на концерт или в театр был событием особенным: билеты покупались заранее, мы с нетерпением ждали представления. Я до сих пор помню, какое неизгладимое впечатление на меня, школьницу из провинции, произвело посещения Большого театра в Москве. Это было, как полет на Луну.

Сейчас, в век перенасыщения  информацией и развлечениями, всё изменилось: в Большой театр или в Венскую оперу – без проблем! Правда дети воспринимают очередной поход в театр больше, как повинность, или потому, что так хочется родителям. Намного интересней 3D кино с яркими картинками! Как хочется услышать от ребенка: „Мама, когда мы пойдем на концерт?“. Все чаще мы слышим: „Мама, когда мы пойдем в кино?“.

В рамках детской образовательной программы ArtWeekend у нас с дочкой была замечательная возможность попасть на одну из самых лучших мировых постановок балета „Щелкунчик“ в Мариинском театре в С. Петербурге.

Эта постановка действительно великолепна: костюмы и декорации к этому балету готовил Михаил Шемякин. Дочке — 7 лет, до этого мы были на разных представлениях, но в основном, адаптированных для детей.

Это было первое „взрослое“ представление (я имею в виду, по продолжительности балета).

Я выбрала „Щелкунчика“ не случайно: во-первых, это „детская“ тематика: волшебная музыка Чайковского, сказочный сюжет, яркие костюмы и декорация.

Перед балетом мы сделали свою „домашнюю работу“: слушали произведения Чайковского (дочка потом на балете с радостью узнавала музыку), знакомились с музыкальными терминами и биографией композитора, слушали сказку Гофмана, читали либретто перед самим балетом. Кстати, это очень важный момент: ребенок должен знать краткое содержание балета или оперы, найти эту информацию в интернете не сложно.

Иначе ребенку будет очень скучно на представлении! Мы постоянно обсуждали нашу предстоящую поездку и были „эмоционально“ готовы к балету. Конечно же, балет превзошёл  все наши ожидания! Надеюсь, дочка сохранить это в своей памяти на долгие годы.

Как же научить ребенка слУшать музыку? Хорошо, когда любимая музыка звучит фоном в вашем доме, но важно устраивать иногда специальные ритуалы для прослушивания: выделить время,  сесть с ребенком комфортно, приглушить свет и полностью погрузиться в музыку. Все внимание должно быть направлено на музыку! Понятно, что таким образом внимание ребенка долго не удержишь, но это важно для приобретения привычки слУшать музыку.

На первом этапе сконцентрируйтесь на сенсорных ощущениях и на аналогиях восприятия.

Можно закрыть глаза и проговорить с ребенком, что он чувствует или представляет под звуки музыки? Если ребенку сложно выразить свои эмоции и ассоциации, помогите ему, начните сами и опишите собственные ощущения и эмоции, которые вызывает у вас музыка. Причем слушать можно не только классическую, но и рок-музыку, джаз, народную музыку, марши.

Следующий уровень, самый сложный, это аналитическая стадия, т.е. способность ребенка сравнивать качество исполняемых произведений или способность, по первым аккордам, узнавать композитора. С малышами достичь этого уровня сложно, это больше для старших детей.

Мы с дочкой уже были на постановке „Щелкунчика“ в Мариинском театре, теперь я хочу сделать это предновогодней традицией: каждый год ходить (или, по крайней мере, смотреть по телевизору) балет „Щелкунчик“. Потом с дочкой будем обсуждать, какое представление ей больше понравилось и почему. Таким образом, можно перевести ребенка на аналитическую стадию.

Потом ребенок уже будет анализировать самостоятельно – судить о качестве исполняемой музыки, что ему больше запомнилось и что не понравилось.

Проговаривайте с ребенком его эмоции, ощущения, впечатления после совместного похода в театр или на балет, иначе это останется повинностью для ребенка, а не удовольствием.

Возникает вопрос: всегда ли нужно прививать ребенку интерес и вкус к музыке? Конечно,  можно этого не делать, надеясь на то, что ребенок сам найдет свой любимый музыкальный стиль и интерес к определенному жанру.

Но есть опасность в том, что если это не сделайте вы, родители, то это сделают другие: друзья, СМИ, окружение. Ребенок, лишенный серьезного контакта с музыкой, в подростковом возрасте начнет с удвоенной силой восполнять этот дефицит и создавать свой музыкальный мир.

Часто бывает, что подростки попадают в плен субкультуры, которая не дает возможности личностного развития.

Я не призываю родителей бесконечно заставлять детей слушать классическую музыку, не надо впадать в крайности, но уделить некоторое время в раннем детстве, чтобы показать детишкам, как прекрасна и изящна бывает музыка – ради этого стоит приложить усилия.

В наше время практически все родители стараются развивать своего ребенка: многочисленные кружки и секции. Обучение музыке – одно из „популярных“ направлений для развития ребенка. Чтобы стать музыкантом-профессионалом необходимы огромные затраты энергии и усилий.

Когда детей обучают музыке, акцент часто делается на качестве исполнения, а не на том, что ребенок при этом чувствует. Чаще всего, родители придают большое внимание достижениям и победам в различных конкурсах.

Родительские ожидания иногда превращают музыку не в источник наслаждения, а в источник стресса для ребенка. Очень редко бывает, когда у детей при серьезном обучении музыки получали одновременно огромное удовольствие от процесса.

Из таких детей, которые играют не по принуждению, а по зову души, получаются отличные музыканты-профессионалы.

Но не всем дано стать профессиональными музыкантами или композиторами, можно стать „увлеченным дилетантом“: развить свои навыки и способности настолько, чтобы получать радость от самой деятельности.

В этом смысле быть дилетантом совсем неплохо. Ребенок, когда вырастет, в любом случае выберет свой профессиональный путь.

 Ребенок обязательно станет профессионалом в чем-то, при этом будет развитой  и интересной личностью с разносторонними интересами. Не этого ли мы хотим, родители?

Напоследок, наш личный хит-парад классической музыки, которую мы часто слушаем с дочкой:

Петр Ильич Чайковский: альбом „Времена Года“: мои любимые – „Апрель. Подснежник“, „Июнь. Баркарола“ , „Октябрь. Осенняя песнь“ и „Декабрь. Святки“.

„Детский альбом“.

Балет „Щелкунчик“. Вся музыка из балета прекрасна. Самые любимые: Танец феи драже. Вальс Цветов. Марш.

  • Вольфганг Амадей Моцарт: Турецкий марш, Маленькая ночная серенада, Симфония №40
  • Людвиг ван Бетховен: К Элизе
  • Клод Дебюсси: Лунный свет
  • Антонио Вивальди: Времена года
  • Фредерик Шопен: Вальс до # минор № 7
  • Эдвард Григ: „Утро“, „В пещере горного короля“ из сюиты „Пер Гюнт“
  • Амилькаре Понкьелли: „Танец часов“
  • Буду рада, если вы продолжите список!

Елена Винокурова

По материалам книги Михая Чиксентмихайи „Поток: Психология оптимального переживания“

Рубрики:misc-education-ru, Miscellaneous-ru, Uncategorized

Источник: https://bookingmom.com/2015/03/20/love-music-kids-ru/

Учим ребёнка слушать музыку

Учим ребенка слушать музыку

    Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку.

    Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых.

Нельзя отрицать положительного влияния самостоятельной деятельности ребенка на развитие его музыкальности, вместе с тем продолжительные наблюдения за музыкальным развитием детей убеждают в том, что необходимым условием такого развития на раннем возрастном этапе является совместное восприятие музыки. К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми.

В большинстве случаев они ссылаются на свою занятость или на активность самого ребенка. А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком.

    В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно и в пении ребенка для своих родителей, и в совместном исполнении танцев, и разумеется в слушании музыки.

В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами со взрослыми.

А это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым и для начального этапа обучения слушанию музыки.

    Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша.

Всем известно, что в отличие от такой области знаний, как литература, музыка не раскрывает, а передает настроение и мысли композитора, и влияет, прежде всего, на чувство слушателя. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением и ясной мелодией.

Для старших дошкольников это может быть одна из пьес, специально написанных для детей, например из “Детского альбома” Чайковского. С интересом слушают дети музыку в исполнении оркестра народных инструментов. После прослушивания заведите беседу с ребенком о прослушанной музыке.

Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребенка. Маленькие дети охотно слушают народные мелодии, музыку плясового характера, любят колыбельные.

Как же учить ребенка слушать музыку?

    Существуют самые различные приемы. Многие родители считают, что лучше обучение музыки получать в специальной школе. В какой-то мере они правы: ребенок научится играть и слышать музыку профессионально. Но это не единственный путь приобщения ребенка к музыке.

    Очень хорошо, когда на первых этапах восприятия музыки помощником становится близкий ему человек. Если ребенок слушает музыку в одиночестве, то он может отвлечься. Но если же эту музыку ребенок слушает вместе с родителями, то он выражает свои эмоции, радуется.

    Очень полезно слушать музыку вместе со сверстниками, дети стремятся, как можно ярче передать товарищу свои впечатления от музыки, выразить их в двигательной активности.

    Не нужно стремиться заводить сразу большую фонотеку. Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения. Можно организовывать музыкальные вечера в интересной форме, музыкальные номера подготовленные заранее.

    Детям постарше доставляет удовольствие рисовать под музыку. Нужно стремиться всячески, активизировать и поощрять фантазию ребенка при восприятии музыки.

Родителям можно придумать несложные игры, подобрать музыкальные отрывки, имитирующие шум моря, стук дождя и попросить ребенка узнать воспроизведенные в музыке явления.

Если не все сразу получается, как вам хотелось, не показывайте своего огорчения, а попробуйте спокойно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного.

    Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника понимающего музыку и знающего ее.

Источник: http://mdou38-kem.ucoz.ru/load/uchim_rebjonka_slushat_muzyku/1-1-0-25

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector