Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?

Миксолидийский — это лад имеющий следующую формулу TTSTTST и являющийся ладом мажорного наклонения. Параллельный ему минорный лад это, уже рассматриваемый мной, фригийский.

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?

Относительно натурального мажора в миксолидийском понижена 7 ступень.

Очень часто миксолидийский называют доминантовым ладом поскольку он появляется на 5 ступени мажорной гаммы и кроме того на его первой ступени можно построить малый мажорный септаккорд, который обладает доминантовым звучанием:

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?

Миксолидийский лад можно по праву было бы назвать ладом американской музыки. Любая музыка, имеющая американские корни буквально пропитана звучанием миксолидийского лада: блюз, джаз, рэгтайм, рок, поп. Кроме того, миксолидийский лад характерен для Ирландской и Кельтской музыки. Как видите сфера его использования огромна.

Тема в миксолидийском ладу:

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?

Причина популярности миксолидийского лада кроется в том, что он является основой блюзовой гаммы. И, как следствие, большинство блюзовых 12 тактовых форм базируется на миксолидийском.

12 тактовый миксолидийский блюз проник затем в бесчисленное количество джазовых тем, а затем добралось и до рок-н-ролла. При том, каждое из этих направлений было по своему бунтарским, но придерживалось одних и тех же правил.

По сути, мелодически, блюз конца XIX века не сильно отличался от раннего рок-н-ролла.

Другая сфера использования — фолк-музыка. Такие жанры как блюграсс, кантри, newgrass просто пропитаны миксолидийским ладом, который создает атмосферу музыки выходцев из Британских островов — шотландцев, англичан, ирландцев.

Третье и самое интересное это то, что миксолидийский лад, ввиду отсутствия тонального притяжения, имеет очень современное звучание, которое активно используется музыкантами для обыгрывания доминантсептаккордов самого разного типа.

Характерные интервалы 

наиболее характерным интервалом является тритон между медианой и септимой лада, который образует так называемые guide или leading tones. То есть, тона отвечающие за индивидуальную окраску аккорда. В блюзе очень часто аккорды излагаются только с использованием этих нот:

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?

Также в мелодии очень часто используется акцентирование интервала малой терции на V ступени лада. Это видно на примере фолк песни Old Joe Clark:

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?

Гармония

Как уже понятно из вышесказанного, наиболее популярная гармония миксолидийского лада это доминант септаккорд построенный на первой ступени лада. Этот аккорд создает нетипичное для тональной музыки звучание, поскольку тритон образуемый между 3 и 7 ступени требует разрешения, что вступает в диссонанс с восприятием аккорда как тоники.

Кроме того, в рамках джазовой гармонии обычный доминантсептаккорд можно рассматривать, как аккорд миксолидийского лада:

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?

Другим вариантом использования гармонии миксолидийского лада могут быть фанковые vamp фигуры, которые за счет использования диссонансов звучат очень живо и напряженно. Пример фигуры:

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?

Также признаком миксолидийского лада является аккорд пониженной VIIb ступени. Он используется в таких известных темах, как Tequila, On Broadway- Benson, You and I — Lady Gaga и многих других. Чаще всего этот аккорд заменяет доминанту, придавая обычной последовательности более современное звучание.

  • Менее популярен аккорд минорной доминанты, который используется чаще всего для смены тонального центра.
  • Популярные песни с использованием миксолидийского лада:
  • Theme From Star Trek
  • Sweet Child o’ Mine Guns N’ Roses
  • More Than a Feeling Boston
  • Hey Jude the Beatles
  • Sweet Home Alabama  Lynyrd Skynyrd
  • Norwegian Wood by The Beatles
  • Как видите все песни достаточно хитовые, так что миксолидийский лад можно еще и причислить к секретным формулам создания хитов:)
  • Удачи в использовании ладов и не забывайте, что лучший способ освоить лад — это сочинить музыку с его использованием.
  • Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?

Источник: http://study-music.ru/miksolidijskij-lad/

Лады народной музыки – дорийский лад, фригийский лад

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?

В данной статье мы рассмотрим что такое лады народной музыки, то как они строятся и в чем их смысл. Прежде чем читать далее, рекомендую ознакомится со статьей о трезвучиях, где говорилось о том, как строить аккорды. Итак, начнем…

…Иногда в гармонии один аккорд звучит продолжительное время и хочется как-то разбавить его, да и вообще скучно, согласитесь, постоянно играть один и тот же аккомпанемент.

Тут и приходят на помощь лады. Вы могли слышать о них – это Ионийский, Дорийский, Фригийский, Лидийский, Миксолидийский, Эолийский, Локрийский. Сначала просто разберем как построить каждый из них и какие аккорды они обыгрывают.

Первый, в данной выше последовательности, ионийский лад характеризуется тем, что он мажорный, то есть отстроив интервалы этого лада от конкретной ноты мы получим мажорную гамму одноименной с этой нотой тональности. Ну вот, например возьмем ноту “ре”… отстраиваем следующие интервалы тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон – это и будет наш лад, который соответствует гамме ре-мажор:

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?

Вторым рассмотрим эолийский, его особенность в минорности. Поэтому, применив соответствующую формулу для его построения, мы получим минорную гамму. Формула следующая – тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон:

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?

Отстроив данную последовательность от ноты “си”, получится си-минорная гамма или эолийский лад.

Два рассмотренных нами лада (ре-мажор и си-минор) являются параллельными тональностями, все остальные лады похожи на них. Определить, кстати параллельные тональности можно просто запомнив что всегда через малую терцию от минорного аккорда располагается мажорный, причем гаммы каждого из них имеют сходный звуковой состав.

Дорийский также является минорным и отличается от эолийского только повышенной шестой ступенью, следовательно строение его будет: тон-полутон-тон-тон-тон-полутон-тон. Применим это к ноте “ми” и в полученной гамме найдем трезвучие…

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?

как мы и говорили получился минорный аккорд ми (не забывайте, что аккорды строятся терциями, то есть ми – от нее терция получится соль, затем от соль терция – будет си, следовательно трезвучие = ми, соль, си).

Следующий на очереди фригийский отличается от эолийского лада только пониженной второй ступенью и имеет формулу:полутон-тон-тон-тон-полутон-тон-тон. Его будем отстраивать от ноты фа-диез.

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?

Построили? теперь, как и в случае с дорийским посмотрим какой аккорд у нас образуется в найденной последовательности… трезвучие его будет фа-диез, ля, до-диез, следовательно аккорд фа-диез минор.

Лидийский является мажорным подобно ионийскому, но отличается от него повышенной четвертой ступенью, следовательно строение у него следующее: тон-тон-тон-полутон-тон-тон-полутон. Постройте его от ноты соль.

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?

Как обычно теперь можно найти трезвучие…первая нота – соль…ля пропускаем, си оставляем…до-диез пропускаем, ре оставляем… трезвучие будет соль, си, ре, что соответствует соль мажору (G).

У миксолидийского строение тон-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон, получается понижением в ионийском 7-ой ступени. Применим это для ноты ля. Затем в полученной гамме от ля берём трезвучие…получится ля, до-диез, ми или аккорд A.

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?

Кстати, в данном случае если мы пойдем дальше и построим септаккорд, то есть добавив к нашему трезвучию еще ноту соль, то будет доминантовый септаккорд A7, во всех предыдущих мажорных ладах, сделав так мы бы получили maj (мэйдж).

Ну и, последний лад локрийский, как и предыдущий является особенным по сравнению с другими, если от первой его ноты взять септаккорд. Он минорный и формула его строения полутон-тон-тон-полутон-тон-тон-тон. Чтобы его получить нужно в эолийском ладе понизить 2-ую и 5-ую ступени.

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?

Возьмите теперь септаккорд локрийского лада от до-диез. Если вы все сделали правильно, то получается аккорд до-диез полууменьшенный (или Cm7-5).

Мы неслучайно строили описанные выше аккорды от конкретных нот, заметьте в них закономерность, это все ноты ре-мажорной гаммы. И от каждой из них мы построили свои трезвучия и септаккорды. Перечислим их по порядку: 1) Ре мажор(D); 2) Ми минор(E); 3) Фа-диез минор (F#m); 4) Соль мажор(G); 5) Ля-7 (A7); 6) Си минор (Bm);

  • 7) До-диез минор 7 -5 (C#m7-5 или полууменьшенный);
  • Заметьте, ноты аккордов выше входят также в гамму ре-мажор, то есть никаких диезов и бемолей, кроме до и фа.

Что же нам говорят все эти аккорды, зачем мы так усердно их строили? Помните, началось все с того, что нам было скучно играть постоянно одни и те же аккорды в аккомпанементе? Так вот теперь вы можете легко использовать целых семь аккордов вместо одного, все что вам нужно знать так это приведённую выше последовательность, каждой части которой соответствует свой лад. Неплохо правда?

Почему семь? Ведь это же все разные аккорды! Отвечаю… в случае выше все аккорды относятся к Ре-мажору, взяв их последовательно от ре до ре вы почувствуете, что мы развиваем именно тональность ре-мажор!

Знать то, что мы выше написали также полезно для обыгрывания тех или иных аккордов в гармонии. Играть тот или иной лад на соответствующий аккорд, кстати мы можем самыми разными способами, об некоторых из этих способах мы писали в статье: Как быстро играть на гитаре.

Лады народной музыки и аккорды-функции

Помните в статье гармония писалось о тонике, субдоминанте и доминанте? Сейчас, руководствуясь информацией, приведенной выше, о ладах мы расставим многие точки над “и” в этой теме.

Вы уже знаете что тоника – это первая ступень, доминанту можно брать от 3-ей, 5-ой, 7-ой ступеней, субдоминанту от 4-ой, 6-ой и 2-ой, но какие именно аккорды от этих ступеней строить? Заметьте – мы перечислили ступени, которые соответствуют всем нотам главной тональности (которая тоника). Вы уже наверно догадались о чем речь. Если нет то скажу – каждому ладу соответствует своя функция, проверьте это с нашей главной сегодня тональностью ре-мажор… первый аккорд – тоника, ре-мажор, или ионийский лад, затем субдоминанта (2-ая ступень – ми-минор) или дорийский, третий – доминанта, т.е. фа-диез минор или фригийский и так далее…

Тот порядок, в котором мы перечисляли лады народной музыки в начале статьи выбран не случайно, это поступенный порядок построения аккордов-функций в мажорной гамме, в нашем случае от “ре” до “ре” или от тоники до тоники. В минорной гамме, тональности си-минор (параллельная тональности для ре-мажора), порядок нот, а соответственно и ладов такой же, только они идут подряд от “си” до “си”.

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?

Названия аккордов по теории музыки

Нужно еще отметить чтобы не было путаницы. Если вы уже знаете теорию музыки, то вас может удивит то почему мы называем вторую ступень например субдоминантой, третью доминантой.

Для начала я объясню почему мы так называем – это просто для упрощения, чтобы когда вы играете вы особо не заморачивались и легче запомнили бы какие аккорды можно брать в доминанте или субдоминанте, для практичности.

В теории же музыки каждая ступень гаммы (а соответственно и аккорд, отстроенный от неё) имеет свое название:

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?

На рисунке вы видите название каждой ступени гаммы пройдемся по ним. Приставка “суб-” перед названиями означает нижний, то есть ниже относительно тоники.

Читайте также:  Расположение нот на грифе гитары

Так, медианту от шестой ступени – называют субмедиантой, потому что она ниже тоники чем медианта от третьей ступени, также с доминантой и субдоминантой, верхний вводный тон тоже называется так потому что вторая ступень выше тоники, а седьмая ниже поэтому 7-ую называют нижним вводным тоном:

Почему 2 и 7 ступени вводные? Потому что они обе тянутся в тонику, “вводят” в неё, с помощью них можно услышать какая тоника у нас, особенно сильно притягивается к тонике седьмая ступень, ведь она ближе к ней чем вторая.

Да, еще интересно то, что обе вводные присутствуют в доминантовом аккорде в случае с тональность ре-мажор это аккорд A7, а мы знаем, что доминантовый септаккорд “тянется”, требует разрешения в тонику – вот теперь знаем и за счет каких ступеней.

Насчет аккордов, которые мы строили в начале статьи работают все те же принципы – мы строили септаккорды, поэтому они по-научному будут называться так же как и ступени гаммы, от которых мы их строили, например септаккорд от второй ступени будет называться “септаккордом верхнего вводного тона” и так далее.

Почему же мы так назвали их вначале странно – доминантами и субдоминантами? Потому что так проще – дело в том, что септаккорды от 5-й, 7-й, 3-ей ступеней очень похожи по звуковому составу – разница у них лишь в одной ноте, поэтому они звучать очень похоже и они в гармонии взаимозаменяемы, получается их все можно взять вместо доминанты.

Аналогично и для септаккордов от 2-ой, 4-ой и 6-ой ступеней.

Источник: https://gorstorehov.com/page/ladi-narodnoy-muziki

Новый способ построения старинных ладов

Многие с трудом запоминают, какие ступени повышаются или понижаются в различных ладах. А между тем построить любой лад можно гораздо проще, вовсе этого не запоминая.

Для начала послушаем, как звучат лады от ноты до:

А теперь посмотрим, как ноты этих ладов располагаются в пространсте кратностей (ПК).

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?Рис. 1 — Лады в пространстве кратностей

Можно заметить, две вещи:

  • порядок нот на горизонтальной оси в ПК совпадает с порядком нот на кварто-квинтовом круге: правее расположен звук на квинту выше, левее – на квинту ниже;
  • каждый лад – это прямоугольник из 7 нот. Несколько нот берутся слева от ноты до, остальные – справа.

Последний столбец в таблице показывает, сколько именно нот слева нужно взять, чтобы получить тот или иной лад. Кстати, порядок чисел в этом столбце тоже легко запомнить: сначала идут все нечетные (1, 3, 5), а потом все четные (0, 2, 4, 6).

Если нам нужно построить лад не от до, а от любой другой ноты, мы просто строим прямоугольник вокруг нее.

Например, нам нужно построить фригийский лад от фа-диез. Нет ничего проще.

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?Рис. 2 — Фа-диез на горизонтальной оси в ПК

  1. Определяем с помощью первой таблицы, сколько нот слева нужно взять. В случае фригийского лада – это 5.
  2. Строим прямоугольник из 7 нот: 5 нот слева, сама фа-диез, и одна справа.

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?Рис. 3 — Фригийский лад от фа-диез

Лад готов!

Немного теории

Проще говоря: почему это так работает?

Почему горизонтальная ось в ПК похожа на кварто-квинтовый круг?

Вспомним, как строилось ПК.

По горизонтальной оси мы откладывали дуодецму за дуодецимой. Дуодецима – это составной интервал, квинта плюс октава, и поскольку смещение на октаву не меняет название ноты, мы получаем тот же порядок нот, что и на кварто-квинтовом круге.

Заметим, что на этой оси ноты с диезами расположены справа, а ноты с бемолями слева.

Что такое лады?

Встречаются различные обозначения этих музыкальных систем: церковные лады, лады народной музыки, натуральные лады, греческие, пифагорейские и т.д. Именно об этих ладах мы ведем речь.

В современной литературе зачастую ладами называют и мажор с минором, и симметричные лады (Яворский, Мессиан) и практически любой набор нот, который был выбран для того или иного произведения. Эти «лады» стоит отличать от ладов народной музыки: принципы, по которым они строятся, как правило, сильно разнятся.

Об отличиях между современной тональностью (мажор и минор) и старинным ладом мы подробно поговорим в следующей статье.

Все лады относятся к так называемым диатоническим системам.

Скорее всего, похожие (или в точности такие) системы существовали в музыке ещё в доистрическую эпоху, но письменно они зафиксированы, как минимум, начиная с Древней Греции.

Если необходимо аутентичное исполнение ладовой музыки, то играть ее надо не в привычном нам темперированном строе, а в пифагорейском (именно в нем воспроизводятся гаммы в первой таблице). Разница в их звучании микрохроматическая, заметить ее могут только профессионалы с хорошо тренированным слухом. Однако, разница эта весьма существенна с точки зрения построения музыкальных систем.

Почему лады так расположены в ПК?

В Античную эпоху музыкальные системы строились с использованием только двух базовых интервалов – октавы и дуодецимы, то есть с помощью простого деления струны на 2 и 3 части. Подробнее об этом можно почитать в статье «Строи в истории музыки».

Попробуем восстановить то, как это происходило.

Для начала композитор (или музыкант) выбирал один звук, например, звук открытой струны. Предположим, что это был звук до.

С помощью деления на 2, то есть смещения на октаву, мы не получим новых нот. Следовательно, единственный способ получить новые ноты – это делить (умножать) длину струну на 3. Все ноты, которые мы получим таким образом, будут располагаться на горизонтальной (дуодецимальной) оси в ПК именно так, как нарисовано на рис.1.

Получается, что лад – это просто 7 ближайших звуков.

Можно выбрать, кроме исходного, 6 звуков по дуодецимам вверх (слева по графику), можно 6 звуков по дуодецимам вниз (вправо по графику), а можно некоторые вверх, а остальные вниз. Всё равно это будут 7 гармонически ближайших друг к другу звуков.

Что ещё можно определить с помощью ПК?

В ПК для любого лада от любой ноты мы сразу видим, сколько знаков альтерации у нас будет. Более того, мы видим, какие именно ноты будут альтерированы, и будут ли они повышены (диез) или понижены (бемоль).

В нашем примере с фригийским ладом от f# знаков альтерации будет 2, это будут два диеза, и повысить нам нужно ноты фа и до.

Можно решить и обратную задачу: если известно, от какой ноты мы строим лад, и сколько в нем знаков альтерации, то нарисовав прямоугольник в ПК, мы определим, что это за лад.

Ещё с помощью ПК можно легко получить гамму любого лада. Конечно, можно просто выписать все ноты из прямоугольника, а потом расположить их по возрастанию, но можно сделать это и графически.

  • Правило простое – скачем через один.
  • Для примера возьмем ионийский лад от соль.
  • Алгоритм построения прежний: ищем соль, откладываем влево столько нот, сколько указано в таблице (в данном случае 1), строим прямоугольник из 7 нот.

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?Рис. 4 — Ионийский лад от соль

А теперь построим гамму.

Начинаем с исходной (буквенное обозначение — g) и скачем вправо через одну ноту.

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?Рис. 5 — Скачки через ноту

Когда упираемся в правый край рамки, продолжаем отсчет слева.

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?Рис. 6 —  Переход через правый край рамки

И продолжаем скачки через ноту, пока ноты не закончатся.

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?Рис. 7 — Гамма ионийского лада от соль

  1. Пройдя по этим стрелочкам, мы получим гамму: g – a – h – c – d – e – f#.
  2. Этот способ будет работать для любого лада от любой ноты.
  3. Возьмем, казалось бы, запутанный случай – эолийский лад от до.

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?Рис. 8 — Гамма эолийского лада от до

Как видим, и в нем тот же принцип срабатывает, просто через правый край приходится переходить несколько раз. Гамма, если пройти по стрелочкам, будет: c – d – eb – f – g – ab – b.

ПК оказалось очень удобной вещью для ответа на вопрос: что такое лады и почему они строятся именно так? Да и с практической точки зрения определять число диезов и бемолей гораздо проще по рисунку, чем запоминать их для каждого лада от каждой ноты.

А справится ли ПК с различными видами мажора и минора, мы узнаем в следующей статье.

Автор — Роман Олейников

Источник: https://muz-teoretik.ru/novyj-sposob-postroeniya-starinnyx-ladov/

Лидийский лад. Строение, аппликатуры для гитары и практическое использование в музыке

Лидийский лад – натуральный звукоряд, отличающийся от стандартной гаммы поднятой четвертой ступенью. Он имеет мажорное наклонение и в целом выстраивается именно от этой гаммы.

Любой музыкант должен выучить лидийский лад для расширения своего диапазона музыкальных фраз и возможностей для аранжировки композиций.

В данной статье мы подробно расскажем про него, его специфику, построение и использование в музыке.

Отличия от обычного мажора

Во-первых, лидийский лад отличается наличием повышенной четвертой ступени, в отличие от обычного мажорного звукоряда. Кроме этого, именно данная гамма считается самой радостной, «сверхмажорной». В то же время, для слушателя она может ощущаться незавершенной из-за особенностей тяготения четвертой ступени. Кроме этого, лидийский лад считается параллельным дорийскому.

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?

Как построить лидийский лад

  • Как уже было сказано выше, за основу лидийского лада берется натуральная мажорная гамма. Разберем построение на примере гаммы Фа-мажор:
  • F – G – A – Bb – C – D – E
  • Нас интересует нота Bb, или A#. Нам нужно повысить ее на полтона, и тогда мы получим лидийскую гамму:
  • F – G – A – B – C – D – E

  Миксолидийский лад

Аппликатуры лада

Лидийский лад на гитаре выстраивается по той же самой схеме, что и любая мажорная гамма, но с повышенной четвертой ступенью.

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?

Мы дадим вам пример ее построения от первого лада – в тональности Фа-мажор. Для того чтобы найти лидийскую гамму в любой другой тональности, просто сыграйте тот же самый бокс от нужной вам тоники. Лидийский фа-мажор выглядит так:

  1. Шестая: 1 — 3
  2. Пятая: 0 – 2 — 3
  3. Четвертая: 0 – 2 — 3
  4. Третья: 0 — 2
  5. Вторая: 0 – 1 — 3
  6. Первая: 0 – 1 – 3
  7. Зная принцип построения этой гаммы, вы сможете легко найти на гитаре любой лидийский мажор.

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады? https://pereborom.ru/wp-content/uploads/2019/08/Lidijskij-lad.mp3

Аккорды от лидийского лада

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?

Лидийские аккорды – одни из самых редких среди всех трезвучий от ладов народной музыки. Они могут обозначаться как add#4 или add#11, или же, гораздо реже, просто lyd. Главная особенность этих аккордов – повышенная четвертая ступень. Существует несколько вариантов построения лидийских аккордов

Читайте также:  Как выучить с ребёнком стихотворение

Первый – по схеме I – IV# — V.

Это более классический вариант, в котором мы убираем стандартную субдоминанту и подменяем ее четвертой повышенной. Разберем на примере аккорда Фа-мажор. Его стандартная форма выглядит вот так:

  • F – A – C
  • Трезвучие же Flyd будет иметь вот такой вид:
  • F – B – C
  • Однако, это не единственный вариант лидийского трезвучия. Некоторые источники предлагают следующую схему:
  • I – III – IV#
  • То есть, вместо субдоминанты мы меняем доминанту на лидийскую ноту. Таким образом, Flyd будет выглядеть вот так:
  • F – A – B

Музыка лидийского лада

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?

Сам по себе лидийский лад обладает очень возвышенным, радостным звучанием. Его очень любят различные фьюжн и прогрессив-музыканты. Известный гитарист Стив Вай очень часто играет lyd-аккорды. Кроме этого, лидийский лад можно услышать в следующих композициях:

  1. King Crimson – Dinosaur
  2. The Simpsons Theme
  3. Frank Zappa – Hog Heaven
  4. Pearl Jam — Oceans

Примеры использования в музыке

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?

Если говорить об использовании аккордов лидийского лада в музыке, то лучше всего они звучат на четвертой ступени, поскольку именно к ней относится характерная «лидийская нота». То есть, в обозначенном примере, самым правильным и удачным будет следующий паттерн:

F – Blyd – C – Em

По аналогии с этим примером можно подобрать и другие паттерны. В данном случае очень важно, чтобы лидийским аккордом был тот, который находится на четвертой ступени гаммы.

  1. Однако еще один способ – это ставить lyd-аккорд не там, где он должен быть. Например:
  2. Flyd – B – C – Em.
  3. Это значительно обострит звучание той самой лидийской ноты, и сделает звучание паттерна более насыщенным и характерным.

Кроме этого, лидийский лад можно по-разному комбинировать с другими ладами, например, пентатоникой на гитаре.  В данном случае помогут только ваши собственные уши и эксперименты с инструментом.

Источник: https://pereborom.ru/lidijskij-lad/

диатонические лады, лады народной музыки.ионийский, дорийский, фригийский,лидийский, миксолидийский,эолийский,локрийский

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?

 Все глубоко вдохнули…… выдохнули….и  вперед!

 �так, семиступенные диатонические лады. Для начала перечислю их �онийский, Дорийский, Фригийский, Лидийский, Миксолидийский, Эолийский, Локрийский.

 Заметил, что  у многих  начинающих музыкантов присутствует определенная сумятица в голове относительно этой темы. На самом деле все намного проще, чем может показаться на первый взгляд.

Сразу хочу вас обрадовать. Не обязательно учить отдельно аппликатуры и формулы каждого из этих семи ладов!!! Это хорошая новость.

 Плохая же новость в том, что  аппликатуры одного лада все же придется выучить. � выучить не абы как, а « так чтоб на века». Ого го!!!  � будет этим ладом именно МАЖОРНАЯ ГАММА, он же ионийский лад.

 �так, в чем же подвох. Все очень просто,  мажорная гамма уже включает в себе все 6 остальных ладов.

Вся прелесть в том, что, выучив аппликатуры одной мажорной гаммы, вы уже автоматически выучиваете аппликатуры всех остальных шести ладов в этой тональности.

 Теперь объясняю что к чему.

Название лада Номер ступени 1 2 3 4 5 6 7 Аккорд соответствующий каждому ладу
 До �онийский лад. (Мажорная гамма) 1 До Ре Ми Фа Соль Ля Си Сmaj7
Ре Дорийский минор 2 Ре Ми Фа Соль Ля Си До Dm7
Ми Фригийский минор 3 Ми Фа Соль Ля Си До Ре Em7
Фа Лидийский мажор 4 Фа Соль Ля Си До Ре Ми Fmaj7
Соль Миксолидийский мажор 5 Соль Ля Си До Ре Ми Фа G7
Ля Эолийский минор( минорная гамма) 6 Ля Си До Ре Ми Фа Соль Am7
 Си Локрийский минор 7 Си До Ре Ми Фа Соль Ля Bm7b5

 Теперь объясню, как расшифровать эту таблицу.

 Первый столбик это семь диатонических ладов. Второй столбик это ( ВН�МАН�Е!!!), это номер ступени мажорной гаммы, от которой играя эту же мажорную гамму, вы получите соответствующий лад.

 То есть, после того как мы выучили аппликатуры До мажорнуй гаммы, сыграть ,к примеру, Дорийский минор не представляет труда, так как Ре дорийский это та же мажорная гамма, только начинающаяся со второй ступени мажорной гаммы, (ноты Ре). А именно, как видно на таблице дорийский лад это ноты Ре Ми Фа Соль Ля Си До.

Таким же образом можно найти и остальные лады.

 Фригийский минор это мажорная гамма сыгранная от третей ступени ,ноты Ми. Соответственно это ноты Ми Фа Соль Ля Си До Ре

 Лидийский мажор это мажорная гамма, сыгранная от четвертой ступени мажорной гаммы, ноты Фа. Соответственно ноты Фа лидийской гаммы это Фа Соль Ля Си До Ре Ми. � так далее…

 � если вы уже знаете и играете До мажорную гамму во всех позициях, то без труда сыграете все эти семь ладов.

А для того, что бы прочувствовать тот особенный индивидуальный колорит и характер каждого из этих семи ладов, я советую вам поиграть его на записанный в аккомпанементе  соответствующий этому ладу аккорд. Соответствующие аккорды для каждого лада написаны в самом последнем столбце таблицы. Соответственно играйте �онийский лад (мажорную гамму) на аккорд Cmaj7

 Дорийский лад на аккорд Dm7. � так далее по таблице.

  Немного разобравшись во всем вышесказанном, вы без труда найдете аппликатуру любого вам нужного лада. Зная от какой ступени мажорной гаммы он строится, вы легко вычислите какую мажорную гамму вам нужно играть.

 Например, вам нужно сыграть Фа Дорийский.

Зная то, что Дорийский лад строится от второй ступени мажорной гаммы, вы путем нехитрых  «аппликатурных» вычислений на грифе ( « виртуально примерив» уже выученную вами аппликатуру мажорной гаммы) быстро определите, что нота F является второй ступенью мажорной гаммы Ми бемоль, Eb. (К счастью, на гитаре на нужно транспонировать , нужно просто сдвинуть аппликатуру До мажорной гаммы на три лада выше).

 �ли, к примеру, вам нужно сыграть ЛЯ лидийский мажор.

Зная, что лидийский лад это мажорная гамма, сыгранная от четвертой ступени, вы так же, путем аналогичных вычислений определите, что нота Ля это четвертая ступень гаммы Ми мажор. � так далее…

Для более продвинутых, кто умеет строить интервалы от любой ноты на грифе, то вот формулы для определения мажорной гаммы, которую нужно играть, что бы получить нужный вам лад.

В 

Дорийский минор �грать мажорную гамму расположенную на большую секунду ( 2 полутона) ниже, или малую септиму(10 полутонов)
Фригийский минор �грать мажорную гамму, расположенную на большую терцию (4 полутонов) ниже, или малую сексту (8 полутонов) выше.
Лидийский мажор �грать мажорную гамму, расположенную на чистую кварту (5 полутонов) ниже, или чистую квинту (7 полутонов) выше.
Миксолидийский мажор �грать мажорную гамму расположенную на чистую квинту ( 7 полутонов) ниже, или на чистую кварту ( 5 полутонов) выше.
Эолийский минор �грать мажорную гамму, расположенную на большую сексту(9 полутонов) ниже, ли на малую терцию (3 полутона) выше.
Локрийский минор �грать мажорную гамму, расположенную на большую септиму (11 полутонов) ниже, или малую секунду (1 полутон) выше.

 Как я уже написал, играя лады на соответствующие им аккорды, вы услышите тот индивидуальный колорит, который присущ каждому конкретному ладу.

Этот колорит создают так называемые характерные ступени лада.

Знать характерные ступени каждого лада это еще один из способов построить нужный вам лад.

Например:

 В Дорийском миноре ( ре дорийский) всю «дорийность»  производит нота Си, которая является повышенной шестой ступенью, #6.

Т.е. если взять обычную минорую гамму  Ля минор (A B C D E F G), и повысить в ней шестую ступень ноту F, то получится дорийский минор.

ABCDEF#G

Во Фригийском миноре ( Ми фригийский) это пониженная вторая ступень, нота Фа. (Т.е.

если взять обычную минорую гамму  Ля минор A B C D E F G, и понизить в ней вторую ступень ноту B, то получится Фригийский минор.)ABb CDEF)

 В Лидийском мажоре Фа лидийский это повышенная четвертая ступень, нота Си.

Чтобы из обычного мажора получить Лидийский мажор, нужно повысить в нем четвертую ступень.

Например берем до мажорную гамму C D E F G A B  и повышаем на пол тона четвертую ступень, ноту F. Получается Лидийский мажор C D E F# G A B.

 В Миксолидийском мажоре Соль миксолидийски это пониженная седьмая ступень, нота Фа.

Чтобы получить из обычного мажора Миксолидийский лад нужно понизить в нем седьмую ступень.  Чтобы получить из обычного мажора Миксолидийский лад нужно понизить в нем седьмую ступень.

Например, в до мажорной гамме C DE F G A B понижаем ноту B. Получается Миксолидийский мажор CDEFGABb

В 

В Локрийском миноре, это пониженная пятая ступень и пониженная вторая ступень нота .

К примеру, для того чтобы из обычной ля минорной гаммы ABCDEFG получить локрийский лад, нужно понизить ноту E  и ноту B.

В итоге получаем ABbCDEbFG.

  Тем, кто еще не выучил мажорную гамму, всем СЮДА!!!

Если же Вы хотите узнать больше о том как ПРАКТ�ЧЕСК� применять разные лады в импровизации, то обязательно подпишитесь на мою рассылку! В рассылке я высылаю те уроки, которых нет и не будет на сайте в открытом доступе.

Подписаться на рассылку можно ЗДЕСЬ!

Источник: https://www.jazzguitarlessons.ru/obigrivanie-akkordov/sem-ladov-v-odnoie-gamme.html

О ладах (часть 1)

?

Schizo Sapiens (rainy_sunny) wrote, 2013-09-05 14:43:00 Schizo Sapiens rainy_sunny 2013-09-05 14:43:00 Category: Сегодня хочу поговорить о семи основных диатонических ладах (также известны как «modes», «церковные лады», «модальные лады»…).В средние века и Ренессанс эти 7 ладов были почти равноправны, а последние 400 лет в массовой музыке рулят мажор и минор, а остальные 5 диатоник встречаются заметно реже.Материал ориентирован на тех, кто хорошо знаком с мажором и минором и, возможно, слыхал слова типа «лидийский лад», но пока толком не разбирался, что это такое.

Грубо говоря, мажор — это гамма, которая получается, если сыграть на пианино в порядке возрастания ноты от До до следующего До (C D E F G A B C), по белым клавишам. Интервалы в ней такие: ТТПТТТП (т=«тон», п=«полутон»). Откуда взялась именно такая последовательность — отдельная долгая история (Пифагор, натуральные числа, квинтовый круг, и т. д.). Начнём ТТПТТТП с другой ноты — получим другой мажор, разумеется. Вот песня в мажоре, для примера.

Вот как это всё выглядит в нотах и на гитарном грифе:

Натуральный минор (про остальные миноры в другой раз) получается, если сыграть белые клавиши от Ля до Ля (A B C D E F G A). Интервалы получаются ТПТТПТТ. Вот песня в натуральном миноре.

Мажор так же известен как «ионийский лад», а минор — как «эолийский» (вообще, все семь ладов имеют названия древнегреческого происхождения, хотя получили они их в эпоху Ренессанса).

Читайте также:  Какие типы музыки бывают

Остальные пять диатоник получаются точно так же, но от других нот. Сначала расскажу о двух «мажорных», а потом о трёх «минорных».

Лидийский лад

Лидийский лад получается, если сыграть гамму на белых клавишах от Фа до Фа — F G A B C D E F. Третья ступень отстоит от первой на большую терцию, значит, лад имеет мажорный окрас.

Поэтому просто попробуем транспонировать это в «До», чтобы увидеть, в чём отличие от обычного мажора. Получилось C D E F# G A B C.

Значит, лидийский лад отличается от обычного мажора только повышенной 4-й ступенью.

Где обычно встречается:

У инструментальных гитаристов — и у Вая и у Сатриани можно найти много песен в нём. В киномузыке — опять же из-за оттенка загадочности и сказочности.

Кроме того лидийский лад полностью совпадает с одним из индийских народных ладов. В общем-то, если поимпровизировать в лидийском ладу поверх соответствующего мажорного аккорда, можно заметить, что звучит очень «по индийски».

Примеры:

Самая популярная лидийская мелодия — это заставка мультсериала «Симпсоны». Лидийское настроение создаётся здесь с самого начала — когда хор поёт «the simpsons», на аккорды C-F#dim-C. В мажоре это было бы C-F-C.

Потом бас начинает играть C-F#-C-F# (эти же ноты играют пиццикатные скрипки), и вступает мелодия, в которой третьей же нотой попадается тот же самый Фа-диез (C-E-F#-A-G…).

Jon Gomm — Passionflower — в интро типичные лидийские запилы.

Дальше смещение в параллельный натуральный минор.

Steve Vai — The Riddle. Басист играет Ми ВСЮ песню, а Стив играет в основном в Ми лидийском ладу. Самая первая нота, которую играет Стив — как раз и есть повышенная четвёртая ступень.

Joe Satriani — Flying in a Blue Dream.

Devin Townsend дико любит лидийский лад, например вот.

На днях пришла ещё вот какая мысль про лидийский лад. Я взял до-мажор (C-E-G) и стал к нему надстраивать терции, оставаясь в рамках тональности. Получился сначала мажор септаккорд (C-E-G-B), потом мажор нонаккорд (C-E-G-B-D), ундецимаккорд (C-E-G-B-D-F) и наконец терцдецимаккорд (C-E-G-B-D-F-A). Я заметил, что последние два звучат как-то нехорошо, диссонансно.

А всё потому, что содержат в себе неустойчивый уменьшенный аккорд (B-D-F), и разумеется, уменьшенную квинту (тритон) B-F. Чтобы этого избежать, я заменил «фа» на «фа-диез» и получилось C-E-G-B-D-F#-A. Аккорд зазвучал поприятнее. Разумеется, тритон никуда не делся (теперь это До и Фа-диез), но теперь он так сильно разнесён в пространстве, что уже не режет ухо.

Но из-за этого Фа-диеза аккорд приобрёл очевидный лидийский характер. Так что в некоторых ситуациях лидийский лад может звучать гармоничнее обычного мажора. Разумеется, не я первый это придумалМиксолидийский лад

Получается, если сыграть белые клавиши от Соль до Соль — G A B C D E F G. Опять транспонируем в до и получаем: C D E F G A Bb C.

Значит, миксолидийский лад отличается от обычного мажора только пониженной «минорной» седьмой ступенью.

Кстати, в обучении музтеории на английском языке есть большой плюс. В русском «большой» и «мажорный» — это два разных слова, а в английском одно — «major». То же самое с малым/минорным. Плюс интервалы называются не по латыни, как у нас («терция, кварта»), а по английски же — third, fourth («третья, четвёртая»). Соответственно, у нас расстояние от первой ступени до третьей в миноре — это «малая терция». А в английском это, если дословно, «минорная третья» (minor third). Из-за этого темы, связанные с интервалами, ладами и аккордами, легче укладываются в голове, если читаешь англоязычные материалы. Например, «минорный септаккорд легко узнать по minor third и minor seventh».

Поэтому чуть выше я назвал седьмую ступень в миксолидийском ладу «минорной» — она отстоит от тоники на малую септиму (minor seventh!) вместо большой (major seventh), как обычно в мажоре. То есть, миксолидийский лад можно воспринимать в том числе и как мажор, у которого седьмая (опять же seventh!) ступень взята из одноименного минора.

Где обычно встречается:Всяческая «американщина»: рок, кантри, блюз. Берём гитару и играем аккорды A, G, D, A — Вот оно! Вообще, если в песне встречается тонический мажорный аккорд плюс мажор на тон ниже — это верный признак миксолидийского звучания.

Примеры:

Guns'n'Roses — Sweet Child O' Mine. В интро и куплете как раз звучит эта «американщина» — C#, B, F#, C#.

The Beatles — Norwegian Wood (куплет).

The Beatles — Tomorrow Never Knows. Здесь всего два аккорда — C и Bb/C и чисто миксолидийская мелодия.

The Rembrandts – I'll Be There For You (тема из сериала Друзья). Уже во вступлении мы слышим эту самую пониженную седьмую. Далее песня постоянно перемещается от миксолидийского лада к обычному мажору и обратно.

Здесь надо отметить, что модальные лады не обязательно встречаются в чистом виде. Музыка может плавать из одного лада в другой. Например, эта песня Дэвина Тауншенда начинается в ми-мажоре, потом в районе 1.

55 начинаются прыжки между ним и ми-минором, а на 2:20 переходит в Ми лидийский лад, чтоб в 3:00 снова вернуться в ми-мажор.Дорийский лад

Играем от Ре до Ре — D E F G A B C D. Между 1 и 3 ступенью малая терция, значит лад минорного толка. Поэтому транспонируем его в Ля и сравним уже с ля-минором.

Получилось A B C D E F# G A. Итак, снова вывод — дорийский лад отличается от натурального минора только повышенной шестой ступенью.

  • Где обычно встречается: Британская и кельтская народная музыка, фанк, рок.

Вообще дорийский лад — это очень по фанку (опять берём гитару и перкуссивно играем Am7 и D9). Верный признак дорийского лада — минорный тонический аккорд и мажорная субдоминанта.Вообще, я очень рекомендую как-нибудь взять и построить трезвучия от всех семи ступеней во всех семи ладах. Тогда вы лучше их поймёте и овладеете ещё одним способом их узнавания. Я проделаю это с дорийским ладом, а дальше вы уж сами.Берём Ля Дорийский (A B C D E F# G A)1. Аккорд 1-й ступени состоит из 1, 3 и 5 ступеней: Ля, До, Ми (ля-минор).2. Аккорд 2-й ступени состоит их 2, 4 и 6 ступеней (ну и так далее). Си, Ре, Фа-диез (Си-минор). В натуральном миноре было бы Си, Ре, Фа (си уменьшенный).3. До, Ми, Соль (до мажор).4. Ре, Фа-диез, Ля (ре мажор). В натуральном миноре был бы Ре минор. По этому аккорду чаще всего и узнаются дорийские мотивы. Слышим минор с мажорной субдоминантой — ага, вот оно!5. Ми, Соль, Си (ми минор).6. Фа-диез, Ля, До (фа-диез уменьшенный). В натуральном миноре тут был бы Фа-мажор.

7. Соль, Си, Ре (соль-мажор)

Примеры: Scarborough Fair, древнеанглийская баллада.

Ocarina of Time. Короткая мелодия в древнеанглийском стиле. Звучит очень по средневековому. Отметим, что здесь, как и в Scarborough Fair, повышенная «дорийская» шестая ступень появляется всего в одном месте.

Pink Floyd — Breathe (куплет). И вообще, эти два аккорда (i-IV) на альбоме The Dark Side of the Moon есть в нескольких песнях (а может, и во всех, не помню).

Chic — le freak. Классический фанковый пример.

Shocking Blue — Venus (куплет). В мелодии нет «дорийской шестой», но она есть в аккордах. Попробуйте сыграть Em Am вместо Em A и ощущите разницу между натуральным минором и дорийским.

Кино «Пачка Сигарет». Внезапно чистейший дорийский лад.

Nickelback — How You Remind Me. В припеве типичная дорийская аккордовая прогрессия с мажорной субдоминантой (i-III-VII-IV), а в мелодии есть та самая повышенная шестая ступень.

Фригийский лад

Играем от Ми до Ми — E F G A B C D E. Транспонируем в Ля и получаем A Bb C D E F G A. Итак, фригийский лад отличается от натурального минора только пониженной второй ступенью

  1. Где обычно встречается: Металл! Пониженная вторая — это по металлу 🙂
  2. Примеры:

Metallica — Whenever I May Roam, основной рифф.

  • Metallica — Harvester Of Sorrow.
  • Joe Satriani — Time (начало и первая тема).
  • Локрийский лад

И наконец, последний лад, тоже «минорный», но есть нюанс.

Играем от Си до Си — B C D E F G A B. Транспонируем в Ля: A Bb C D Eb F G A. Локрийский лад отличается от натурального минора пониженными второй и пятой ступенями.

Где встречается: Используется он ОЧЕНЬ редко, гораздо реже, чем все предыдущие. И на это есть причины. Это единственный из этих 7 ладов, у которого тоническое трезвучие не является ни мажором ни минором (из-за пониженной пятой ступени получается уменьшенное трезвучие).

Поэтому он очень неустойчивый. Если всё-таки хотите поиграть в локрийском, попробуйте, например, не пробегать всю гамму снизу вверх, а погуляйте от тоники вверх до 4-й ступени и вниз до 5-й.

А фоном включите не тонический аккорд (он будет только сбивать и дико стремиться к разрешению), а просто тонику.

Примеры: Не нашёл ни одного. Википедия говорит, что басовая партия из «Army of Me» Bjork в локрийском ладу, но я слышу там только натуральный минор (и немного фригийского в вокале куплета).На гитарных форумах часто можно встретить вещи типа «если играть ноты до-мажорной гаммы под Ре-минор, то я в Дорийском ладу, под Соль-мажор — в миксолидийском, и так далее…».Это неправильный ход мыслей.Во-первых, как и всегда в музыке, всё зависит от контекста. Если я играю ноты до-мажорной гаммы под аккорды C-Am-Dm-G, то это не значит, что «в первом такте я играю в До ионийском ладу, во втором в Ля эолийском» и так далее. Такая формулировка неоправданно усложняет происходящее и в корне неверно отражает то, что творится с гармонией. Получается, что каждый аккорд у нас — это тоника, а с каждой сменой аккорда происходит смена тональности и лада. Это неправда: мы просто играем в до мажоре под прогрессию I-vi-iv-V.

Во-вторых, даже если играть, например, в Соль миксолидийском ладу, неправильно называть это всё «до-мажорная гамма под соль-мажорный аккорд». Да, здесь все те же ноты, что и в до-мажоре, но ведь лад — это не только набор нот.

Это ещё и определённый центр притяжения (тоника) и определённые соотношения между ступенями.

Поэтому Соль миксолидийский лад полезнее мыслить не как «до-мажор начиная с пятой ступени», а как «соль-мажор с пониженной седьмой ступенью».

Жду уточнений, вопросов и хороших музыкальных примеров, которые я мог упустить.

Источник: https://rainy-sunny.livejournal.com/364517.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector