Вводные септаккорды что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются, Музыкальный класс

Для начала просто напомню, что септаккорд – это такой аккорд (то есть созвучие), в котором четыре звука и эти четыре звука можно расположить по терциям. Если записать септаккорд нотами, то эта запись будет похожа на нарисованного снеговика, только кружочков (нот) будет не три, а четыре штучки.

Теперь по поводу того, откуда взялось прозвище «вводные септаккорды». Дело в том, что септаккорды, как и трезвучия, можно построить абсолютно на любой ступени мажора или минора – на первой, на второй или третьей, на шестой или на седьмой. Вы наверняка уже имели дело с доминантсептаккордом – это септаккорд, построенный на пятой ступени. Возможно, вы также знаете и септаккорд второй ступени.

Так вот, вводный септаккорд – это септаккорд, который строится на седьмой ступени. Седьмая ступень, если помните, называется вводной , она самая неустойчивая, располагается на расстоянии полутона по отношению к тонике. Такая вот вводная функция этой ступени распространила своё действие и на аккорд, который на этой ступени построен.

Ещё раз, вводные септаккорды – это септаккорды, которые строятся на вводной седьмой ступени. Эти аккорды составляются из четырёх звуков, которые отстоят друг от друга на расстоянии интервала терции.

Они бывают двух видов – малые и уменьшённые . Малый вводный септаккорд строится на VII ступени натурального мажора, и только. Уменьшённый вводный септаккорд можно построить в гармонических ладах – гармоническом мажоре и гармоническом миноре.

Один из этих двух видов аккордов будем условно обозначать так – МVII7 (малый вводный или малый уменьшённый), а другой так – УмVII7 (уменьшённый). Эти два аккорда различаются своим интервальным составом , но в основе каждого из них лежит уменьшённое трезвучие .

Малый уменьшённый , или по-другому, малый вводный септаккорд состоит из двух малых терций (то есть уменьшённого трезвучия), над которыми достраивается ещё одна терция, но уже большая. Между крайними звуками этого септаккорда образуется интервал малой септимы .

Уменьшённый вводный септаккорд , или, как иногда говорят, просто уменьшённый состоит из трёх малых терций. Можно их разложить так: две малых (то есть фактически уменьшённое трезвучие в основании) и над ними ещё одна малая терция. Между крайними звуками этого септаккорда образуется интервал уменьшённой септимы.

Взгляните на этот нотный пример:

Абсолютно любой септаккорд имеет три обращения , они всегда одинаково называются.

Это квинсекстаккорд (опознавательный знак – циферки 65 ), терцквартаккорд (узнаем по цифрам 43 справа) и секундаккорд (обозначается двойкой — 2 ).

Откуда взялись эти странные названия, вы можете узнать, если почитаете статью «Структура аккордов и их названия». Кстати, помните, что обращений трезвучий (трёхзвучных аккордов) всего два?

Итак, и малый вводный и уменьшённый вводный аккорды имеют по три обращения, которые получаются оттого, что каждый раз мы нижний звук аккорда переносим на октаву вверх , либо, наоборот, верхний звук перемещаем на октаву вниз .

Давайте разберёмся с интервальным строением каждого аккорда, получающегося в результате обращения:

Пример всех этих аккордов в тональности до мажор:

Малый вводный септаккорд и его обращения в тональности до мажор

  • УмVII7 = м3 + м3 + м3
  • УмVII65 = м3+ м3 + ув2
  • УмVII43 = м3 + ув2 + м3
  • УмVII2 = ув2 + м3 +м3

Нотный пример всех этих аккордов в тональности до минор (в до мажоре будут те же звуки, только си-бекар будет обычной нотой си без дополнительных значков):

Уменьшённый вводный септаккорд и его обращения в тональности до минор

С помощью приведённых нотных примеров вы и сами легко можете вычислить, на каких ступенях строится каждый из аккордов. Так, если септаккорд седьмой ступени в своём основном виде , естественно, строить нужно на VII ступени (только в миноре это будет VII повышенная).

Первое обращение – квинтсекстаккорд , или VII65 – будет располагаться на II ступени .

Бас терцквартаккорда седьмой ступени , VII43 – это во всех случаях IV ступень , а основанием третьего обращения – секундаккорда , VII2 – будет VI ступень (в мажоре, если нам нужен уменьшённый вариант аккорда, то мы эту шестую ступень должны понизить).

Вводные септаккорды можно разрешать в тонику двумя способами . Один из них заключается в том, чтобы сразу переводить эти неустойчивые созвучия в тонические устойчивые. То есть, другими словами, здесь имеет место выполнение прямого разрешения в тонику . При таком методе тоника на исходе получается не совсем обычная, но об этом чуть позже. Каков же другой способ разрешения?

Другой способ основывается на том, что вводные септаккорды или их обращения не сразу переходят в тонику, а через некоего проводника – какой-нибудь «вспомогательный» аккорд. И в роли такого проводника выступают обращения доминантсептаккорда . А уже потом этот доминантсептаккорд (или какое-то из его обращений) разрешается в тонику по всем правилам.

Аккорд-проводник выбирается по принципу: тот, который строится на той же ступени, что и разрешаемый аккорд, или тот, который находится очень близко . Построение вводных аккордов возможно на всех неустойчивых ступенях (на VII строится VII7, на II – VII65, на IV – VII43, а на VI – VII2).

На этих же ступенях, кроме одной из четырёх – шестой ступени, строятся и обращения доминантового септа: на VII ступени можно написать D65, на II – D43 и на IV – D2.

А вот для VI ступени придётся использовать в качестве проводника сам доминантовый септаккорд в своём основном виде – D7, который строится на пятой ступени, то есть располагается на одну ступеньку ниже разрешаемого вводного секундаккорда.

Смотрим нотную иллюстрацию (пример с разрешением):

Разрешение вводного септаккорда и его обращений через доминантовые созвучия в гармоническом до мажоре

Чтобы быстро сообразить, какой доминантовый аккорд поставить после вводного, придумали пользоваться так называемым «правилом колеса» .

По правилу колеса для разрешения вводного септа берется первое обращение доминантового септа, для разрешения первого обращения вводного – второе обращение доминантового, для второго вводного – третье доминантовое и т.д. Можно изобразить это наглядно – будет понятнее.

Нарисуем колесо, расположим по его четырём сторонам обозначения обращений септаккордов в виде цифр и находим последующие аккорды, двигаясь по часовой стрелке.

Теперь вернёмся к способу разрешения вводных септаккордов, заявленному ранее. Переводить эти неустои будем сразу в тонику. Поскольку в септаккорде четыре звука, а в тоническом трезвучии три, то при разрешении какой-то из звуков трезвучия просто будет удвоен.

Тут то и начинается самое интересное. Удвоения в тоническом трезвучии будут ненормативные . Что это значит? Дело в том, что обычно в тоническом трезвучии удваивается прима – основной, самый устойчивый тон, тоника.

А тут удваиваться будет терция – третья ступень. И это не прихоть. На всё есть свои причины.

В частности огромное значение правильное разрешение будет иметь при непосредственном переходе в тонику уменьшённого вводного аккорда, в составе которого целых два тритона, их обязательно нужно разрешить правильно.

Ещё один интересный момент. Не всякое обращение вводных септов будет разрешаться именно в трезвучие . Квинсекстаккорд и терцквартаккорд, например, будут переходить в секстаккорд с удвоенной терцией (с удвоенным басом), а секундаккорд – в тонический квартсекстаккорд, и только сам вводный в основном виде соизволит перейти в трезвучие.

Пример разрешения непосредственно в тонику:

Разрешение уменьшенного вводного септаккорда и его обращений в тонику в гармоническом до миноре

Вся соль этого поста в двух словах. Вводные септаккорды строятся на VII ступени. Этих аккордов два вида – малый, который встречается в натуральном мажоре, и уменьшённый, который проявляет себя в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. У вводных септаккордов, как и у любых других септаккордов, 4 обращения. Есть два вида разрешения этих созвучий:

  1. непосредственно в тонику с ненормативными удвоениями;
  2. через аккорды доминантсептаккорда.

Ещё пример, вводные септаккорды в ре мажоре и ре миноре:

Если требуется построить вводные септаккорды или какие-либо из их обращений от конкретного заданного звука, то ориентироваться придётся на интервальный состав. Всякий, кто умеет строить интервалы, построит такое без особых проблем. Главный вопрос, который нужно будет решить, — это определение тональности и разрешение в неё вашего построения.

Малый вводный мы разрешаем только в мажор, а уменьшённый – и в мажор, и в минор (при этом тональности будут одноимённые – например, до мажор и до минор, или соль мажор и соль минор). Как узнать конкретно что за тональность? Очень просто: нужно просто звук, от которого строите, рассмотреть как одну из ступеней искомой тональности:

  • Если вы построили VII7, то ваш нижний звук окажется соответственно VII ступенью, и, шагнув ещё на ступень вверх, вы тут же получите тонику;
  • Если нужно было написать VII65, который, как вам известно, строится на II ступени, то тоника будет располагаться, наоборот, на ступень ниже;
  • Если заданный аккорд – VII43, а он занимает IV ступень, то тонику можно получить, отсчитав четыре ступеньки вниз;
  • Наконец, если в вашей нотной тетрадочке VII2 на VI ступени, то для нахождения первой ступени, то бишь тоники, вам нужно подняться на три ступеньки вверх.

Определив таким нехитрым способом тональность, вы не будете иметь никаких бед с разрешением. Разрешение вы можете выполнить любым из двух способов – какой вам нравится больше, если, конечно, само задание не ограничивает вас в выборе.

Читайте также:  Градусник тональностей одно интересное наблюдение

Примеры вводных и их обращений от нот до и ре:

Удачи вам в ваших делах!

Рисунки и нотные примеры принадлежат сайту music-education.ru

Понятно, без воды и с примерами. Большое спасибо!)

Вобще гениально написано

Скажите пожалуйста, малый вводный септаккорд строится только в мажоре или в миноре тоже?Спасибо.

Отлично! Самое главное: не просто описание, содранное откуда-нибудь, а с логикой использования для практики. То, что надо!

Спасибо огромное!))Самое доступное изложение материала!!

Спасибо. Сейчас все аккорды обозначаются буковками с циферками. Хотелось бы видеть и эти обозначения. Например Dm / Fdim / G#dim / A7 / Dm // со всеми такими хорошими вашими комментариями. А если бы ещё и фрагменты нотоносца с нотками добавить — вообще класс …

Источник: http://vrusha.info/isskustvo-dlya-dushi/vvodnye-septakkordy-chto-eto-takoe-kakie-byvayut-kakie-imeyut-obrashheniya-i-kak-razreshayutsya-muzykalnyj-klass

7.Обозначение и состав трехзвучных аккордов. Септаккорды лада

ГлавнаяDmrv датчикЛадаСептаккорды лада

В целом же разрешение аккордов базируется на разрешениях входящих в них интервалов.

Септаккорды лада

Как и трезвучия, септаккорды могут быть построены на любой ступени лада, однако их структура и функциональное значение при этом будут различными. Ниже приводятся сравнительные таблицы септаккордов, встречающихся на ступенях мажора и минора.

Таблица септаккордов мажорного лада

Виды септаккордов На каких ступенях строятся
в натуральном мажоре в гармоническом мажоре в мелодическом мажоре
б. маж. 7-акк. I. IV I нет
м. маж. 7-акк. V V I, VII^
б. мин. 7-акк. нет IV IV
м. мин. 7 акк. II, III, VI III V
м. 7-акк. с ум. 5 VII II II, III
ум. 7-акк. нет VIIг нет
ув. 7-акк. нет VI VI

Таблица септаккордов минорного лада

Виды септаккордов На каких ступенях строятся
в натуральном миноре в гармоническом миноре в мелодическом миноре
б. маж. 7-акк. III, VI VI нет
м. маж. 7-акк. VII IVм, Vг
б. мин. 7-акк. нет
м. мин. 7-акк. I, IV, V IV IIм
м. 7-акк. с ум. 5 II II VI , VII
ум. 7-акк. нет VII нет
ув. 7-акк. нет IIIг IIIг

Сравнив обе таблицы, можно сделать некоторые выводы:

а) в натуральных видах мажора и минора встречаются только четыре разных по структуре септаккорда — большой мажорный (два), малый мажорный (один), малый минорный (три) и малый с уменьшенной квинтой (один), и в каждом из этих ладов их количество одинаково, но строятся они на разных ступенях;

б) в гармонических видах мажора и минора встречаются — по одному разу — все семь видов септаккордов, причем три из них — на одних и тех же для обоих ладов ступенях:

малый мажорный септаккорд — на V ступени,

малый септаккорд с уменьшенной квинтой — на II ступени,

уменьшенный септаккорд — на VII ступени;

эти аккорды являются наиболее яркими выразителями обеих неустойчивых функций лада;

в) в мелодических видах мажора и минора отсутствуют два вида септаккордов — большой мажорный и уменьшенный септаккорды, остальные пять встречаются в том же количестве, но на других ступенях.

Поскольку некоторые из септаккордов встречаются преимущественно на одних и тех же ступенях в мажоре и миноре и в подавляющем большинстве случаев используются в каком-либо определенном функциональном значении, закрепившемся за ними, они стали постоянными выразителями данной функции, что нашло отражение в их названиях и обозначениях.

Так, например, малый мажорный септаккорд, применяющийся главным образом на V ступени натурального и гармонического мажора и гармонического и мелодического видов минора, а также уменьшенный септаккорд, встречающийся на VII ступени гармонического мажора или VII повышенной ступени гармонического минора, обладают наиболее ясными и острыми тяготениями к тонике (в которую они и разрешаются) и стали основными представителями диссонирующей доминантовой гармонии. Поэтому один из них (строящийся на V ступени) стал называться доминантсептаккордом (обозначается D7), а другой (строящийся на восходящем напряженном вводном тоне) — вводным септаккордом (обозначается [ум.] VII7).

Источник: http://www.allanda-auto.ru/dmrv-datchiklada/septakkordy-lada.html

Септаккорды

Редактор, корректор: Полина Полянская

Какие аккорды используются для более интересного и сложного аккомпанемента песни?

Аккорды, состоящие из четырёх звуков, которые расположены (или могут быть расположены) по терциям, называются септаккордами.

Между крайними звуками аккорда образуется интервал , что отражено в названии аккорда. Поскольку септима может быть большой и малой, септаккорды также делятся на большие и малые:

  • Большие септаккорды. Интервал между крайними звуками аккорда: большая септима (5.5 тонов);
  • Малые (уменьшенные) септаккорды. Интервал между крайними звуками: малая септима (5 тонов).

Нижние три звука септаккорда составляют трезвучие. В зависимости от вида трезвучия, септаккорды бывают:

  • Мажорные (нижние три звука образуют мажорное трезвучие);
  • Минорные (нижние три звука образуют минорное трезвучие);
  • Увеличенный септаккорд (нижние три звука образуют увеличенное трезвучие);
  • Полууменьшенный (малый вводный) и уменьшённый вводный септаккорды (нижние три звука образуют уменьшенное трезвучие). Малый вводный и уменьшенный отличаются тем, что в малом наверху — большая терция, а в уменьшенном — малая, но в обоих нижние три звука образуют уменьшенное трезвучие.

Отметим, что увеличенный септаккорд может быть только большим, а малый вводный (полууменьшенный) септаккорд может быть только малым.

Обозначение

Обозначается септаккорд цифрой 7. Обращения септаккорда имеют собственные названия и обозначения, смотрите ниже.

Септаккорды, построенные на ступенях лада

Септаккорд может быть построен на какой-либо ступени лада. В зависимости от ступени, на которой он построен, септаккорд может иметь собственное название, например:

  • Доминантсептаккорд. Это малый мажорный септаккорд, построенный на V ступени лада. Самый распространённый вид септаккордов.
  • Малый вводный септаккорд. Распространённое название полууменьшенного септаккорда, построенного на II ступени лада или на VII ступени (только мажор).

Пример септаккорда

Приводим пример септаккорда:

Рисунок 1. Большой мажорный септаккорд.
Красной скобкой указано мажорное трезвучие, а синей — большая септима.

Обращения септаккорда

Септаккорд имеет три обращения, которые имеют собственные названия и обозначения:

  • Первое обращение: квинтсекстаккорд, обозначается 6/5.
  • Второе обращение: терцквартаккорд, обозначается 4/3.
  • Третье обращение: секундаккорд, обозначается 2.

Подробно

Вы можете отдельно ознакомиться с каждым видом септаккорда в соответствующих статьях (смотрите ссылки ниже, либо пункты меню слева). Каждая статья о септаккордах снабжена флэшкой и рисунками. 

Ссылки на статьи о септаккордах:

  • Большие септаккорды
  • Малые септаккорды
  • Доминантсептаккорды

(Ваш браузер должен поддерживать flash)

Итоги

Эта статья ставит своей целью познакомить вас с септаккордами, показать какие они бывают. Каждый вид септаккорда — отдельная большая тема, рассматриваемая в рамках отдельных статей.

Источник: https://www.music-theory.ru/index.php?Itemid=244&id=174&lang=ru&option=com_content&view=article

Вводные септаккорды

ПодробностиКатегория: Словарь музыкальных терминов

вводные септаккорды
уменьшенный вводный септаккорд
малый вводный септаккорд
ум.VII7(г) и М.VII7 в аккордовых последовательностях

Септаккорды, построенные на седьмой вводной ступени лада, называются вводными

Два нижних звука аккорда относятся к области доминанты (гармонической доминанты), два верхних — к области субдоминанты (гармонической субдоминанты). Как следствие, это противоречивый и один из самых напряженных (из простых с точки зрения современной музыки) аккордов доминантовой группы.

*От автора: если опираться на джазовый опыт в слуховой идентификации аккордов, в созвучиях, состоящих из нескольких аккордов в вертикали, — определяющим является нижний аккорд. Поэтому это аккорд доминантовой группы. И с точки зрения обычной теории это тоже логично, т.к.

чем ниже звук, тем богаче (и длиннее) его обертоновый ряд.

* Вводной ступенью, считается ступень, вводящая (разрешаемая) в тонику, т.е. VII или II ступень лада. Однако, вводным принято считать только септаккорд, построенный на VII ступени. Название вводный септаккорд — в музыкальной терминологии является по факту нарицательным (собственным именем аккорда).

Отсюда отчасти берут начало некоторые разногласия в его точном (полном) названии и записи. Часто номер ступени при устном обозначении данного аккорда не озвучивается (т.к.

слово «вводный» как бы уже подразумевает «на седьмой ступени»), но чаще всего записывается при буквенном обозначении аккорда арабской цифрой VII в середине записи, римская 7 тоже всегда записывается нижним индексом в конце (как атрибут записи любого септаккорда в классической цифровке).

Сам по себе вводный септаккорд как общее название не обозначается, обозначаются два его вида (уменьшенный и малый вводные септаккорды), и они наследуют данные разногласия в названии, а уменьшенный вводный еще и наследует разногласия в буквенном обозначении (цифровке).

Уменьшенные вводные септаккорды

Септаккорды, построенные на седьмой ступени гармонического лада называются уменьшенными вводными

Строятся и в мажоре и в миноре.

Разрешение уменьшенного вводного септаккорда седьмой ступени

Это один из первых аккордов, при разрешении которого в тонику ученики сталкиваются с законным нарушением классического правила. Правило гласит: удваивать терцовый тон трезвучия запрещено.

Для избежания параллельных квинт терция септаккорда движется в терцию тонического трезвучия (куда также разрешается квинта септаккорда). Поэтому вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоенной терцией.

Принцип удвоения терции наследуется и при разрешении обращений вводных септаккордов в тонику.

Буквенная запись

Подробно и правильно аккорд лучше записывать так: ум.VII7(г)

Разночтения при буквенной записи аккорда

1) ум.ВВ7 — так аккорд может быть записан (и записывался), т.к.

имеет имя собственное «уменьшенный вводный септаккорд»
2) VII7(г)  — так аккорд может быть записан (но никогда не было принято), т.к. это септаккорд гармонического лада
3) ум.

VII7 — так аккорд может быть записан (записывался и записывается сейчас), т.к. уменьшенный септаккорд на седьмой ступени возможен исключительно в гармоническом ладу

*Примечательно, что все выше приведенные по номерам записи аккорда трактуют этот аккорд именно так, а не иначе, т.е. по факту являются правильными. Но знание предмета подразумевает знание точной терминологии, и лучше записывать аккорд так как принято.

Читайте также:  Три кита в музыке

Запись ум.VII7(г)  — это наиболее точный вариант записи на сегодняшний день. Записав аккорд таким образом, учащийся (студент) дает понять, что полностью понимает суть предмета.

Обращения уменьшенного вводного септаккорда

Как и любой септаккорд, уменьшенный вводный помимо основного вида имеет три вида обращений:
1) ум.VII65 — уменьшенный вводный квинтсекстаккорд
2) ум.VII43 — уменьшенный вводный терцквартаккорд
3) ум.VII2 — уменьшенный вводный секундаккорд

Правило удвоения терцового тона при разрешении в тоническое трезвучие сохраняется как и в случае разрешения основного вида уменьшенного вводного септаккорда.

Разрешение обращений

1) Разрешение уменьшенного вводного квинтсекстаккорда в До — мажоре и миноре:

2) Разрешение уменьшенного вводного терцквартаккорда в До — мажоре и миноре:

3) Разрешение уменьшенного вводного секундаккорда в До — мажоре и миноре:

Разрешение в аккорды доминантовой группы

Что еще нужно знать, группа вводных септаккордов может разрешаться в тонику опосредованно через аккорды доминанты

Малый вводный септаккорд

Септаккорд, построенный на седьмой ступени натурального мажора, называется малым вводным

Для курса сольфеджио нужно знать, что данный аккорд строится только в мажоре.*

В сравнении с уменьшенным вводным он звучит чуть менее напряженно (и в ладу и сам по себе).

Буквенная запись

Записывается малый вводный септаккорд так: М.VII7, соответственно записываются и три его обращения:
1) М.VII65 — малый вводный квинтсекстаккорд
2) М.VII43 — малый вводный терцквартаккорд
3) М.VII2 — малый вводный секундаккорд

Из разночтений в записи малого вводного септаккорда можно обозначить:
1) М.ВВ7 — можно встретить сейчас и использовалось ранее (благодаря наличию у аккорда имени собственного)
2) VII7 — встречается крайне редко (и официально не использовалось ранее), но по факту правильно и без иносказаний обозначает аккорд в цифровке.

Разрешение

Малый вводный септаккорд седьмой ступени разрешается в тонической трезвучие с удвоенной терцией (первый такт ниже изложенного примера). Терция удваивается (как и в случаях с уменьшенным вводным септаккордом) для избежания параллельных квинт. Также он может разрешаться в тонику посредством доминантового квинтсекстаккорда (второй такт примера).

*Можно также встретить и более длинный его вариант разрешения в тонику:
 М.VII7 — ум.VII7 — V65 — I53

При разрешении обращений малого вводного септаккорда седьмой ступени в тоническое трезвучие правило удвоения терцового тона наследуется. Данный вид практики на занятиях с учащимися не проводится, поэтому во избежания подачи лишней информации графический пример не даем.

*За рамками курса официальной теории

Малый вводный септаккорд может быть построен и в мелодическом миноре (не только в натуральном мажоре). Очевидно, в миноре его разрешение в тоническое трезвучие на момент написания доктрины показалось теоретикам несколько неубедительным, либо они решили не усложнять и без того тернистую жизнь учеников, отказавшись от него.

Скорее всего, отчаявшись в поисках примера из архивов классической музыки, и московская, и питерская школы пришли к такому утверждению. Вариантов употребления данного аккорда в джазе достаточно. Самым ярким можно было бы назвать начало из «Колыбельной Клары» оперы «Порги и Бесс» Джоржа Гершвина. Теория выводится из наблюдений и анализа практики. Так что делаем выводы.

Фрагмент яркий, звучащий, убедительный.

Пример в джазовой фактуре:

Запись примера в адаптированном для данной темы виде:

ум.VII7(г) и М.VII7 в аккордовых последовательностях

Источник: https://karaokejazz.com/music-dictionary/vvodnyie-septakkordyi

Билет№23 Доминантсептаккорд и его разрешение. Обращения доминантсептаккорда и их разрешение

В музыке применяется большое количество различных септаккордов. Наиболее распространен септаккорд строящийся в мажоре и гармоническом миноре на V ступени. Он называется доминантсептаккордом, и является основным выразителем доминантовой функции лада.

Доминантсептаккорд (V7) состоит из мажорного трезвучия с добавлением сверху малой терции:

Б3 + м3 + м3:

V7 является направляющим аккордом, указывающим на тонику. Это обусловлено наличием тритона и VII вводной ступени лада.

Разрешается: в неполное тоническое трезвучие с утроенным основным тоном и пропущенной квинтой.

V7 I3

В музыке нередко встречается V7 без квинты (неполный V7). При его

разрешении удвоенная прима остается на месте, образуя квинту тонического трезвучия. Таким образом неполный V7 разрешается в полное тоническое трезвучие.

Vн7 I53

V7 имеет три обращения:

Обозн-ие Название Ступ. Интерв. состав
V2 доминантовый секундаккорд IV б2 + б3 + м3
V43 терцквартаккорд II м3 + б2 + б3
V65 квинтсекстаккорд VII м3 +м3 + б2
V7 септаккорд V б3 + м3 + м3

С –dur

V7 I3 V65 I53 V43 I53 V2 I6

Септима в аккорде разрешается на секунду вниз; в обращениях V7 при разрешении удваивается основной тон.

Билет№24 Вводные септаккорды и их разрешение.

Строятся в натуральном и гармоническом мажоре, а также в гармоническом миноре на VII ступени (поэтому и называются вводным).

Вводный септаккорд может быть двух видов:

1. малым (с малой септимой),

2. уменьшенным (с уменьшенной септимой).

Малый вводный септаккорд (МVII7) образуется на VII ступени в натуральном мажоре, а уменьшенный — на VII ступени, только в гармонических видах мажора и минора.

Данный аккорд включает в себя все неустойчивые ступени лада, он является комплексом мелодических неустоев и поэтому связан с тоникой чисто мелодическим тяготением.

При разрешении в тонику септима и квинта движутся на секунду вниз, а основной тон и терция на секунду вверх. Таким образом в трезвучии I ступени удваивается терция:

C-dur

VII7 I53

Септаккорд VII ступени может разрешиться также в септаккорд V ступени движением септимы на секунду вниз. Такое разрешение называется внутрифункциональным(так как оба аккорда представляют одну и ту же доминантовую функцию):

VII7 V65 I53

Виды вводных септаккордов

Обозначение Название Строение В каких ладах встречается
МVII7 Малый вводный септаккорд м3 + м3 + б3 Натуральный мажор
УмVII7 Уменьшенный вводный септаккорд м3 + м3 + м3 Только в гармонических ладах

Билет№25 Обращения вводных септаккордов и их разрешение.

Источник: https://zdamsam.ru/b44098.html

Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники)

Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? — люди придумали тучи описательных, конструктивных  и практических музыкальных дисциплин.Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической «сущности».

Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) — некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.

На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении — колледже) — даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени. Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.

Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.

Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.

На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).

СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) — пение мелодий со слоговыми названиями звуков.

СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа): — 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти.

Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух.

4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса.

Напетые номера по учебнику «СОЛЬФЕДЖИО». Часть первая. Одноголосие. Составители: Борис Калмыков и Григорий Фридкин.  Все напетые 94 номера.


ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в музык. школе, или предмет «Элементарная теория музыки» в музыкальных училищах является составной частью профессиональной подготовки учащихся, сосредоточивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения.

ТАБЛИЦЫ ГАММ, ИНТЕРВАЛОВ И АККОРДОВ по курсу музыкальной школы и по курсу музыкального колледжа (училища)


МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ДИКТАНТ для муз. школы и для муз. колледжа на 1, 2, 3 и 4 голоса

Источник: http://www.lafamire.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1221&catid=28&Itemid=65

Вводный септаккорд: что это такое, какие бывают, какие обращения и разрешения имеют?

Искусство и развлечения 8 августа 2014

Из статьи вы узнаете, что такое септаккорд, его виды по строению. Более детально будут рассмотрены вводные септаккорды: малый и уменьшенный. Вы узнаете, как правильно их строить, какие обращения они имеют и куда их разрешать.

Что такое септаккорд?

Прежде чем рассматривать, что такое вводный септаккорд и доминантный, какие они бывают, какие обращения имеют и куда разрешаются, следует обратиться к понятию септаккорда как такового.

Это такой аккорд (или такое созвучие), который содержит в себе четыре звука. Все они расположены по большим или малым терциям.

Его название возникло не случайно. Первый и последний звуки септаккорда составляют септиму — музыкальный интервал.

Четырехзвучность данного аккорда делает его особо неустойчивым и требующим обязательного разрешения. В классической музыке всевозможные септаккорды применяются для ее динамизации. В современной музыке они очень широко используются.

Звуки данного аккорда называются так же, как и интервалы, которые образуются от основного тона. Это: прима (основной тон), терция (терцовый тон), квинта (квинтовый тон) и септима.

Читайте также:  Детство моцарта как формировался гений

Виды септаккордов по строению

  • Большой мажорный. В основе лежит мажорное трезвучие. Первый и последний звуки охватывают большую септиму.
  • Малый мажорный. Основу составляет трезвучие мажора. Первый и последний звуки охватывают интервал малой септимы.
  • Малый минорный. Трезвучие минора лежит в его основе. Первый и последний звуки охватывают малую септиму.
  • Большой минорный. В основе лежит минорное трезвучие. Первый и последний звуки охватывают интервал большой септимы.
  • Малый уменьшенный. Его еще называют полууменьшенным. Основу данного септаккорда составляет уменьшенное трезвучие. Первый и последний звуки охватывают интервал уменьшенной септимы. Звучит так же, как малый минорный. Если его построить, то будет видно, что он с ним идентичен.
  • Уменьшенный. В основе лежит уменьшенное трезвучие. Первый и последний звуки охватывают интервал уменьшенной септимы.
  • Увеличенный. Его еще называют большим увеличенным. Основу составляет увеличенное трезвучие. Первый и последний звуки охватывают большую септиму.

Что такое вводный септаккорд?

Данный септаккорд строится на всех ступенях лада. Вам наверняка знаком доминантный септаккорд. Он строится на пятой ступени. Также всем знаком и септаккорд второй ступени, который не имеет особого названия.

А вот четырехзвучный аккорд, построенный в ладу на седьмой ступени, имеет свое название — вводный септаккорд. Он получил его благодаря ступени, на которой строится. Она, собственно, и является вводной, так как весьма неустойчива и очень тяготеет к тонике.

Разновидности вводного септаккорда

Существует двух видов: малый и уменьшенный.

Малый вводный септаккорд по строению и звучанию равен малому уменьшенному (полууменьшенному). Строится только в натуральном мажоре на седьмой ступени. В его основе лежит уменьшенное трезвучие. Первый и последний звуки этого септаккорда охватывают интервал малой септимы. Он образуется из двух малых терций и одной большой или уменьшенного трезвучия и большой терции.

Его построение в Фа-мажоре натуральном: e-g-b-d. Ми (e) и ре (d) — это крайние звуки, которые образуют интервал малой септимы.

Уменьшенный вводный септаккорд в натуральных ладах не строится. Его построение возможно в мажоре и миноре гармоническом от седьмой ступени. В его основе, как и в малом вводном, лежит уменьшенное трезвучие. Первый и последний звуки охватывают интервал септимы уменьшенной.

Его построение в Фа-мажоре гармоническом: e-g-b-des. Где des (ре бемоль) является шестой пониженной ступенью гармонического мажора. А ми-ре бемоль — это первый и последний звуки, которые составляют интервал уменьшенной септимы.

В соль-миноре гармоническом: fis-a-c-es. Где fis является седьмой повышенной ступенью гармонического минора. А fis-es — это крайние звуки ум.7.

Обращения и разрешения

Вводный септаккорд, как и любой другой, содержит три обращения. Это квинтсекстаккорд (6/5), терцквартаккорд (4/3) и секундаккорд (2),

Квинтсекстаккорд седьмой ступени обозначается VII6/5. Строится на второй ступени. VII6/5 малый в До мажоре (н): d-f-a-h. VII6/5 уменьшенный в До мажоре (г): d-f-as-h. В ля-миноре (г): gis-h-d-f.

Терцквартаккорд седьмой ступени обозначается VII4/3. Строится на четвертой ступени. VII4/3 малый в Фа мажоре (н): b-d-e-g. VII4/3 уменьшенный в Фа-мажоре (г): b-des-e-g. В ре-миноре (г): g-b-cis-e.

Секундаккорд седьмой ступени обозначается VII2. Строится на шестой ступени. VII2 малый в Соль-мажоре (н): e-fis-a-c. VII2 уменьшенный в Соль-мажоре (г): es-fis-a-c.

Существует два варианта разрешения вводных септаккордов. Первый — сразу в тонику. Второй — через доминантовый септаккорд в тонику.

Таким образом, вводный септаккорд состоит из четырех звуков, которые располагаются по большим или малым терциям. Бывает двух видов: малый и уменьшенный. Они имеют такие же обращения, как и все другие септаккорды, только с указанием седьмой ступени. Разрешения бывают двух видов. Прямое — сразу в тонику. И через аккорды доминантовый группы.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/130042/

Вводный септаккорд. Виды вводного септаккорда

Интервалы. Простые и составные интервалы.

Интервал (лат. «расстояние») – это сочетание двух звуков, взятых последовательно (мелодический интервал) или одновременно (гармонический интервал). Нижний звук интервала называется основанием, верхний – вершиной.

https://www.youtube.com/watch?v=h7VN2nyHPs4

Интервалы имеют количественную (ступеневую) и качественную (тоновую) величину.

В зависимости от количественной величины (от количества ступеней) интервалы бывают: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.

В зависимости от качественной величины (от количества тонов) интервалы бывают большими, малыми, чистыми, увеличенными, уменьшенными.

Также интервалы бывают простыми и составными.

Ступеневая величина простых интервалов не превышает октаву (1,2,3,4,5,6,7,8).

Составные интервалы шире, чем октава:

Нона – 9 ступеней, децима – 10, ундецима – 11, дуодецима – 12, терцдецима – 13, квартдецима – 14, квинтдецима – 15.

Гармонические интервалы по характеру звучания делятся на консонансы и диссонансы. Примы, терции, кварты, квинты, сексты и октавы благозвучны. Это консонансы. Секунды, септимы и тритоны звучат резко. Это диссонансы.

Характерные интервалы.

Характерные интервалы строятся только в гармонических ладах.

К ним относятся увеличенная секунда, увеличенная квинта, уменьшенная кварта и уменьшенная септима.

В мажоре все характерные интервалы строятся от VI пониженной ступени (вверх – увеличенные, а вниз – уменьшенные):

ув. 2 VIг – VII ув. 5 VIг – III
ум. 7 VII – VIг ум. 4 III – VIг

В миноре все характерные интервалы строятся от VII повышенной ступени (вверх – уменьшенные, а вниз – увеличенные):

ув. 2 VI – VIIг ув. 5 III – VIIг
ум. 7 VIIг – VI ум. 4 VIIг – III

Характерные интервалы требуют разрешения. При разрешении увеличенные интервалы становятся ещё больше, а уменьшенные – ещё меньше.

Аккорд. Трезвучия. Обращения трезвучий.

Аккорд (итал. – согласие) – это созвучие трёх и более звуков. Как правило звуки аккордов расположены по терциям. Каждый звук в аккорде имеет своё название. Нижний звук называется примой (или основным тоном), второй звук – терцией (терцовым тоном), третий – квинтой (квинтовым тоном), четвёртый – септимой и т.д.

Разновидность аккорда зависит от составляющих его интервалов.

Трезвучие – это аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям. Различают 4 вида трезвучий:

· Мажорное трезвучие. Состоит из б.3 и м.3, между крайними звуками – ч.5. Обозначается Б53;

· Минорное трезвучие. Состоит из м.3 и б.3, между крайними звуками – ч.5. Обозначается М53;

· Увеличенное трезвучие. Состоит из двух б.3, между крайними звуками – ув.5. Обозначается Ув53;

· Уменьшенное трезвучие. Состоит из двух м.3, между крайними звуками – ум.5. Обозначается Ум53;

Каждое трезвучие имеет два обращения. Первое обращение трезвучия – секстаккорд. Состоит из терции и кварты. Крайние звуки образуют сексту. Обозначается цифрой 6. Второе обращение трезвучия – квартсекстаккорд. Состоит из кварты и терции. Крайние звуки образуют сексту. Обозначается цифрами 64.

Трезвучия главных ступеней и их обращения.

Главные ступени лада – I, IV и V. Трезвучия, которые на них строятся, называются трезвучиями главных ступеней. Они подчёркивают окраску лада. В натуральном мажоре эти трезвучия мажорные, а в натуральном миноре – минорные.

Трезвучие на I ступени называется тоническим, на IV – субдоминантовым, а на V – доминантовым. Каждое из этих трезвучий имеет по два обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд.

T6 строится на III ступени, T64 – на V, S6 – на VI, S64 – на I, D6 – на VII, D64 – на II.

Каждый аккорд выполняет свою функцию в ладу. Тоника обычно начинает музыкальное развитие и заканчивает его, обладает устойчивостью. Функция субдоминанты – развитие, движение, уводящее от тоники. Т.е.

субдоминанта – неустойчивая функция. Доминанта обладает наибольшей неустойчивостью и ярче субдоминанты направлена к тонике.

Именно после доминантовой неустойчивой функции наступает ожидаемая устойчивая тоника.

Доминантовый септаккорд и его обращения.

Доминантовый септаккорд (D7) – это аккорд, состоящий из 4-х звуков, расположенных по терциям (б.3+м.3+м.3). Он строится на V ступени лада, между основанием и вершиной – малая септима.

Это неустойчивый аккорд, он требует разрешения. Разрешается D7 в неполное тоническое трезвучие с утроенным основным тоном.

Также D7 может разрешаться в трезвучие VI ступени с удвоенным терцовым тоном. При таком разрешении получается прерванный оборот.

D7 имеет 3 обращения:

1) D65 (доминантовый квинтсекстаккорд). Строится на VII ступени: м.3+м.3+б.2. Разрешается в Т53 с удвоенным основным тоном.

2) D43 (доминантовый терцквартаккорд). Строится на II ступени: м.3+б.2+б.3. Разрешается в полное Т53.

3) D2 (доминантовый секундаккорд). Строится на IV ступени: б.2+б.3+м.3. Разрешается в Т6 с удвоенным основным тоном.

Вводный септаккорд. Виды вводного септаккорда.

Вводный септаккорд – это аккорд, состоящий из 4-х звуков, расположенных по терциям. Он строится на VII ступени.

Существует 2 вида вводного септаккорда: малый уменьшенный (обозначается МУмVII7) и уменьшенный (обозначается УмVII7).

Малый вводный септаккорд строится в натуральном мажоре (м.3+м.3+б.3).

Уменьшенный вводный септаккорд строится в гармоническом мажоре и миноре (м.3+м.3+м.3).

Это неустойчивый аккорд, он требует разрешения. Разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном.

Септаккорд второй ступени.

Септаккорды, построенные на II ступени лада, называются септаккордами второй ступени.

В натуральном мажоре это малый минорный септаккорд, в гармоническом мажоре и натуральном миноре – малый уменьшенный септаккорд. Разрешается II7 в Т6 с удвоенным квинтовым тоном.

В натуральном мажоре II7 может переводиться через малый вводный квинтсекстаккорд (МУмVII65) и доминантовый терцквартаккорд (D43) в развёрнутое Т53.

Источник: https://studopedia.net/2_61877_vvodniy-septakkord-vidi-vvodnogo-septakkorda.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector