Как устроена скрипка сколько на ней струн и другие интересные факты о скрипке…

Интересные факты о скрипке | Анна Благая

Скрипка

Интересные факты о скрипке
(Анна Благая)

Бог или дьявол?

Легенды о скрипачах, якобы продавших душу дьяволу, известны всем: вспомним хотя бы Никколо Паганини.

Во многих странах на хороших скрипачей ополчалось духовенство — даже в тихой Норвегии их считали пособниками темных сил, а норвежские народные скрипки жгли, как ведьм.
Но не все знают, что были и прямо противоположные сюжеты!

Если мы заглянем в более древний «слой» времени, мы обнаружим, что со смычковыми  инструментами, родственными скрипке, вообще-то изначально изображались на фресках храмов и в рукописных Библиях ангелы, а в одной старинной рукописи Христос был  назван не кем-нибудь, а «возлюбленным скрипачом».

Подобные вещи позже замалчивались, а фрески уничтожались, но на фреске Софийского собора в Киеве и сейчас можно увидеть музыканта, играющего на смычковом инструменте.

(И не только там. См. страницу «Ангелы со скрипками (фрески)»)

Почему улыбалась Мона Лиза

Леонардораспорядился, чтобы все время, пока в его студии позирует Джоконда, там звучала музыка в исполнении струнных. Улыбка модели была отражением звучавшей музыки; видимо, поэтому ее считают не то улыбкой ангела, не то улыбкой дьявола.  (См. выше: Бог или дьявол?)
Вообще художник, видимо, не случайно провел этот эксперимент с музыкой.

Ведь он хотел добиться в своей картине синтеза, единства противоположностей (см. об этом у Чичерина в книжке о Моцарте). А скрипка обладает именно таким свойством. Ауэр цитировал слова Берлиоза о том, что «Скрипка способна ко множеству явно противоположных оттенков экспрессии. Она обладает силой, легкостью и грацией, передает мрачное и радостное настроение, мысль и страсть.

Надо только уметь заставить ее говорить».

Скрипки и венецианские гондолы

В фильме «Страдивари» (с Энтони Куином) есть красивый эпизод: скользившая в лучах закатного солнца гондола, на корме которой играл скрипач, настолько поразила воображение юного Антонио Страдивари, что он бросился в воду, увязался за скрипачом и в конечном счете стал скрипичным мастером.

У скрипки и гондолы и в самом деле есть нечто общее. Причем эта связь — не только эстетическая, она проявляется и на самом что ни на есть «органическом» уровне.

В скрипках легендарной кремонской школы используется тот же явор (волнистый клен) из Далмации и Боснии, который шел  для весел венецианских гондол.

Машина времени

У хороших скрипачей, помимо слуха и ловкости, есть некоторые таланты, пока не объясненные наукой. В том числе —  способность управлять временем. (Это умеют не только скрипачи, но все концертирующие музыканты-исполнители). В.

Григорьев пишет о любопытном механизме,  позволяющем «путешествовать во времени» (назовем это так), когда вся пьеса в сознании музыканта сворачивается в некую формулу, код, и разворачивается уже при игре на сцене. Были и случаи, когда «машина» давала сбой.

(Что, разумеется, только доказывает ее существование=) Есть ряд интересных свидетельств о том, как тот или иной виртуоз останавливался, сыграв всего одну ноту, потому что время для него прошло с иной скоростью, чем для слушателей, и все произведение успело уже полностью отзвучать в его сознании.

Еще интересный момент:  музыканты часто выглядят моложе своих лет. Видимо, и тут дело в том, что на сцене время течет по-другому. Но есть и еще кое-что.

Оперный бас Маторин вспоминает по этому поводу слова Образцовой о том, что «мы, артисты, до старости — Машка, Петька, Катька, потому что большую часть времени проводим не в этом мире».

(То есть в мире творческом — это другое измерение, где время замедляется). Науке только предстоит эти вещи объяснить.

Виртуозы — это ученые

Когда-то слово virtuoso применялось к ученым. Многие скрипачи были не только артистами, художниками, поэтами скрипки, но и учеными и изобретателями. (Одно скрипичное произведение, написанное в те времена, так и называлось: «соната для изобретательной скрипки»).

Слово «виртуоз» теперь употребляется (если мы говорим о музыке) лишь в одном значении — «техническом». Между тем положение дел не изменилось: чтобы хорошо играть на скрипке, в том числе виртуозную музыку, по-прежнему нужно иметь не развитую мускулатуру, а гибкий ум и сильную интуицию.

Интересно, что верно и обратное: скрипка стимулирует работу мозга (чему есть и научное объяснение).  Не зря многие выдающиеся умы любили поиграть на досуге на этом волшебном инструменте, чтобы подготовить ум к рождению новых идей. (См. — скрипка Шерлока Холмса и Эйнштейна).

— —

См. также: Как скрипка развивает воображение

Смотрите сами, или Как музыка развивает мозг (НОВОЕ)

 Пословицы и поговорки о скрипке

 Мифы и легенды о скрипке (скрипка в литературе) и статьи из Скрипичной Азбуки:

Пред-слышать, пред-чувствовать, Беглость

— —

…Вернуться к оглавлению раздела  Скрипка(книги, ноты, фильмы, скрипичная азбука и др.)

или послушать скрипку

Источник: http://blagaya.ru/skripka/interesnye-fakty-o-skripke/

Как устроена скрипка? Сколько на ней струн? И другие интересные факты о скрипке…, Музыкальный класс

Безусловно, все знают скрипку. Самая изысканная и утонченная среди струнных инструментов скрипка являет собой способ передачи эмоций умелого исполнителя слушателю. Являясь где-то мрачной, несдержанной и даже грубой, она остается нежной и ранимой, прекрасной и чувственной.

Мы приготовили вам несколько увлекательных фактов об этом волшебном музыкальном инструменте. Вы узнаете, как устроена скрипка, сколько на ней струн, и какие произведения сочиняются композиторами для скрипки.

Её строение просто: корпус, гриф и струны. Аксессуары для инструмента весьма различны по своему предназначению и степени важности. К примеру, нельзя упустить из внимания смычок, благодаря которому из струн извлекается звук, или же подбородник и мостик, позволяющие исполнителю наиболее комфортно устроить инструмент на левом плече.

А ещё встречаются аксессуары наподобие машинки, которая позволяет скрипачу без потери времени поправить изменившийся по какой-либо причине строй, в отличие от использования держателей струн – колков, работать с которыми намного сложнее.

Самих струн всего четыре, настроенных всегда на одни и те же ноты – Ми, Ля, Ре и Соль. Из чего изготавливаются струны скрипки? Из разных материалов – они могут быть и жильными, и шёлковыми и металлическими.

Первая струна справа настраивается на «Ми» второй октавы и является наиболее тонкой из всех представленных струн. Вторая струна вместе с третьей «олицетворяют» ноты «Ля» и «Ре» соответственно. У них средняя, почти одинаковая толщина. Обе ноты находятся в первой октаве. Последней, самой толстой и басовитой является четвёртая струна, настраиваемая на ноту «Соль» малой октавы.

Каждая струна имеет свой тембр – от пронзительного («Ми») до густого («Соль»). Это и позволяет скрипачу так умело передавать эмоции. Также звук зависит и от смычка – самой трости и натянутого на неё волоса.

Ответ на этот вопрос может быть запутанным и разнообразным, но мы ответим достаточно просто: есть наиболее привычные для нас деревянные скрипки – так называемые акустические, а есть и электроскрипки.

Последние работают от электричества, а звук их слышен благодаря так называемой «колонке» с усилителем – комбику. Несомненно, что устроены эти инструменты по-разному, хотя могут внешне выглядеть одинаково.

Техника игры на акустической и электронной скрипке существенно не отличается, но к аналоговому электронному инструменту по-своему приходится привыкать.

Произведения – отдельная тематика для размышлений, ведь скрипка – великолепно проявляет себя и как солист, и в ансамблевой игре. Поэтому для скрипки пишут сольные концерты, сонаты, партиты, каприсы и пьесы других жанров, а также партии для всевозможных дуэтов, квартетов и других ансамблей.

Скрипка может участвовать практически во всех направлениях музыки. Чаще всего на данный момент она включается в классику, фольклор и рок. Вы можете услышать скрипку даже в детских мультфильмах и их японских адаптациях – аниме. Все это лишь способствует возрастанию популярности инструмента и только подтверждает, что скрипка никогда не исчезнет.

Также не стоит забывать о мастерах скрипок. Наверное, наиболее известным можно назвать Антонио Страдивари. Все его инструменты являются весьма дорогостоящими, ценились они в прошлом.

Скрипки Страдивари являются самыми знаменитыми.

При жизни он изготовил более 1000 скрипок, но на данный момент сохранилось от 150 до 600 инструментов – информация в различных источниках порой поражает своим разнообразием.

Среди других фамилий, связанных с мастерством изготовления скрипок, можно назвать семейство Амати. Разные поколения этой большой итальянской семьи совершенствовали смычковые музыкальные инструменты, в том числе они улучшили строение скрипки, добиваясь от неё сильного и выразительного звучания.

Некогда скрипка была народным инструментом, но со временем техника игры на ней стала сложной и из народной среды стали выделяться отдельные умельцы-виртуозы, которые приводили своим искусством публику в восторг.

Со времён музыкального Ренессанса славится своими скрипачами Италия. Достаточно назвать лишь некоторые имена – Вивальди, Корелли, Тартини.

Из Италии происходил родом и Никколо Паганини, чьё имя окутано легендами и тайнами.

Среди скрипачей, выходцев из России, такие великие имена, как Я. Хейфец, Д. Ойстрах, Л. Коган. Современному слушателю известны имена и нынешних звёзд в этой области исполнительского искусства – это, например, В. Спиваков и Ванесса-Мэй.

Считается, для того чтобы приступить к учебе игры на данном инструменте, надо иметь как минимум хороший музыкальный слух, крепкие нервы и терпение, которые помогут преодолеть вам от пяти до семи лет обучения. Конечно, такое дело не может обойтись без срывов и провалов, однако, как правило, даже они идут только на пользу. Время учёбы будет тяжелым, но результат стоит этих мук.

Материал, посвящённый скрипке, никак нельзя оставить без музыки. Послушайте известнейшую музыку Сен-Санса. Вы её, наверняка, слышали раньше, но знаете ли вы, что это за произвдеение?

К. Сен-Санс Интродукция и рондо-каприччиозо

Моя дочка поступила на скрипку, с сентября начинается обучение. Переживаю, как она будет справляться. И почитываю статьи о скрипке, чтоб самой быть в курсе)

Источник: https://eurowheels.com.ua/isskustvo-dlya-dushi/kak-ustroena-skripka-skolko-na-nej-strun-i-drugie-interesnye-fakty-o-skripke-muzykalnyj-klass

История скрипки

Скрипка – один из самых популярных и совершенных смычковых струнных инструментов. Невозможно переоценить значение, которое оказал этот инструмент на музыку.

Удивительной красоты звучание, богатство исполнительских возможностей, теплый, струящийся тембр позволил ей занять в симфонических оркестрах одно из лидирующих мест. Она широко используется в народной, этнической, сольной музыкальной практике.

Недаром этот великолепный музыкальный инструмент удостоился эпитетов «королева оркестра», «царица музыки».

Происхождение скрипки

Современный, знакомый для всех вид, скрипка обрела в начале XVI века. Своим появлением она обязана множеству этнических инструментов, каждый из которых оказал на нее некоторое влияние.

История смычковых насчитывает более двух тысяч лет. О том, где зародился этот инструмент, ученые не пришли к единому выводу и сейчас.

Высказываются предположения, что смычковые появились впервые в Индии, а затем распространились в арабских странах.

https://www.youtube.com/watch?v=yuxgfAUMbFg

Эволюция музыкальных инструментов породила большое количество разнообразных смычковых. Предшественниками виолы и, соответственно, скрипки можно считать двое из них: испанскую фидель, а также пришедший с востока ребек.

У ребека было три струны и округлый, грушевидный корпус. В Западную Европу ребек попал из Азии, где получил широкое распространение в X-XII веке. Популярность ребека завоевала ему место и на ярмарках, и во дворцах, и в церкви.
Фидель – смычковый инструмент (в форме гитары) известный в Западной Европе с IX века. В X-XV веках он широко использовался менестрелями.

Читайте также:  Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Эти инструменты и стали предшественниками виолы, которая постоянно упоминается в балладах и поэмах средних веков. Играли на виоле стоя. Инструмент удерживали на коленях, позднее – на плечах. Этот вид игры способствовал появлению скрипки. Виола стала популярна в разных слоях общества. Хотя, с появлением скрипки, она стала считаться инструментом привилегированных сословий.

Скрипка же, стала инструментом простонародья.

Современная скрипка

Теперь уже трудно понять, когда произошло окончательное формирование инструмента, который сейчас называют «скрипкой». Однако можно с уверенностью заявить, что талант великих мастеров Италии семнадцатого века довел строение этого музыкального инструмента до совершенства.

Добившись идеальной формы, выполненной из лучших материалов, они достигли глубокого, нежного, многогранного звучания.

Навсегда оставшиеся в истории, знаменитые мастера Николо Амати, и его ученики Джузеппе Гварнери и Антонио Страдивари создали инструмент, способный передать всю полноту человеческих чувств.

В это период скрипка начинает лидировать в оркестре.Она получает сольные партии. Появляются произведения, созданные специально для скрипки, и мастера виртуозной игры.

Широкий диапазон и уникальный звук стали источником написания множества непревзойденных музыкальных шедевров. Величайшие композиторы создавали произведения, солирующая роль в которых отводилась скрипке. Появились превосходные школы скрипичной игры.

Благодаря виртуозной игре великих скрипачей, скрипка заняла свое место в мире музыке.

Развитие музыки не стоит на месте. С возникновением новых направлений и стилей, часть музыкальных инструментов оказалась менее востребованной. Но не скрипка.

Скрипка не стала принадлежностью только классической музыки. Ее прекрасное звучание украсило кантри, джаз и рок-н-ролл.

Многие музыканты от поп-звезд, до исполнителей рока используют для создания своих композиций этот великолепный инструмент.

История этого волшебного инструмента насчитывает более пятисот лет. На протяжении всех этих столетий неповторимый, живой «голос» скрипки завоевывал сердца людей. Несомненно, и дальше звучание этого прекрасного инструмента продолжит радовать благодарных слушателей.

Источник: http://toolsmusic.ru/strunnyie-muzyikalnyie-instrumentyi/istoriya-skripki.html

Интересные факты, удивительные факты, неизвестные факты в Музее фактов

Может ли красиво звучать каменная скрипка?

Шведский скульптор Ларс Виденфалк сконструировал скрипку «Чёрный дрозд» из камня. Она сделана по рисункам Страдивари, а материалом послужил чёрный диабаз.

Идея такой скрипки возникла у Виденфалка, когда он оформлял большими диабазовыми блоками одно из зданий, и обрабатываемый молотком и стамеской камень красиво «пел».

Скрипка звучит не хуже многих деревянных и весит всего 2 кг, так как толщина каменных стенок резонаторного ящика не более 2,5 мм. Стоит заметить, что «Чёрный дрозд» не единственный подобный инструмент в мире — скрипки из мрамора делает чех Ян Рериха.

Метки: музыкальные инструменты, мрамор, скрипка, скульптура, чехия, швеция

Источник: en.wikipedia.org

Чьи ноты могут читаться как сверху вниз, так и снизу вверх, образуя дуэт двух скрипок?

Среди произведений Моцарта есть необычный дуэт для двух скрипок. Музыканты должны встать друг к другу лицом и положить страницу с нотами между собой. Каждая скрипка играет свою партию, но обе партии записаны на одной и той же странице. Скрипачи начинают читать ноты с разных концов листа, затем встречаются в середине и снова удаляются от друг от друга, а в целом получается красивая мелодия.

Метки: моцарт, гении, классическая музыка, композиторы, музыка, ноты, скрипка

Источник: missjacobsonsmusic.blogspot.ru

Является ли цена скрипок Страдивари пропорциональной качеству их звучания относительно современных инструментов?

Самые дорогие скрипки в мире — это инструменты работы Страдивари конца 17—начала 18 века, якобы звучащие лучше всех остальных скрипок благодаря неразгаданному до сих пор секрету мастера.

Однако в 2010 году это предубеждение было опровергнуто в ходе эксперимента, в котором 21 профессиональный скрипач методом двойного слепого тестирования исследовал 3 современных скрипки и 3 старых инструмента — 2 работы Страдивари и ещё один работы Гварнери. Большинство музыкантов, участвующих в эксперименте, не смогли отличить старые скрипки от новых.

Более того, наилучшим качеством звучания обладают, как выяснилось в результате тестирования, инструменты живущих ныне мастеров, в то время как более чем в сто раз дорогие скрипки Страдивари заняли два последних места.

Метки: скрипка, гварнери, музыка, музыкальные инструменты, страдивари, эксперименты

Источник: en.wikipedia.org

Кто и когда назвал Эйнштейна великим скрипачом?

Эйнштейн любил играть на скрипке и однажды принял участие в благотворительном концерте в Германии.

Восхищённый его игрой местный журналист узнал имя «артиста» и на следующий день опубликовал в газете заметку о выступлении великого музыканта, несравненного виртуоза-скрипача Альберта Эйнштейна.

Тот сохранил эту заметку и с гордостью показывал её знакомым, говоря, что он на самом деле знаменитый скрипач, а не учёный.

Метки: музыка, гении, германия, музыкальные инструменты, скрипка, сми, учёные, эйнштейн

Источник: ru.wikipedia.org

Что случилось с изобретателем роликовых коньков на первой их демонстрации?

Изобретателем роликовых коньков принято считать бельгийца Жан-Жозефа Мерлена. Он продемонстрировал их на лондонском бале-маскараде в 1760 году, катаясь среди публики в дорогих туфлях с маленькими металлическими колесиками и играя на скрипке. Однако эти ролики были ещё настолько несовершенны, что Мерлен не смог вовремя затормозить и врезался в стену, разбив очень дорогое зеркало.

Метки: изобретения, аварии, бельгия, лондон, роликовые коньки, скрипка, спорт

Источник: www.vokrugsveta.ru

Какой знаменитый музыкант играл в метро, и люди почти не проявили интерес к его музыке?

Один из лучших скрипачей американец Джошуа Белл 12 января 2007 года согласился принять участие в эксперименте — утром на протяжении 45 минут он играл в вестибюле станции метро под видом обычного уличного музыканта. Из тысячи прошедших мимо людей только семеро заинтересовались музыкой.

Метки: музыка, метро, музыканты, скрипка, сша, эксперименты

Источник: www.washingtonpost.com

Источник: http://muzey-factov.ru/tag/violin

Сколько струн у обыкновенной скрипки?

Сколько струн у обыкновенной скрипки?

  • Скрипка относится к струнным инструментам, в котором звукоизвлечение происходит за счет колебания струны. Вибрация происходит при взаимодействии со струнами, натянутыми вдоль грифа, древка со множеством натянутых между его концами волосков из конского хвоста — т. наз. смычка. Струн у скрипки 4, но бывают и 5-ти струнные скрипки, с добавочной нижней альтовой струной.
  • Скрипка — это не гитара, и даже не балалайка, поэтому количество струн у не отличается от количества тех, которые имеются у этих инструментов.Всего струн в наличии ЧЕТЫРЕ. И обязательно инструмент нужно настроить.
  • Тем, кому в детстве приходилось после уроков в основной общеобразовательной школе таскаться ещ и в музыкальную (по классу скрипки), смогут дать ответ на этот вопрос, ни на секунду не задумавшись. А всем остальным достаточно будет взглянуть на фотографию с изображением скрипки. Ответ: quot;4quot;.
  • Мне этот вопрос было бы не одолеть, потому что в музыкальной школе в детстве учиться не довелось, занималась рисованием и выпиливанием лобзиком:)Но ответ можно найти, если почитать описание этого известного смычкового музыкального инструмента:Так что доверим описанию и выберем правильный ответ из списка — 4.
  • Скрипка является струнным музыкальным инструментом, звук из которой извлекается при помощи смычка. В 17 веке она получила весьма широкое распространение и до наших дней продолжает радовать зрителей невероятно высокими нотами.

    Звуки скрипки считаются близкими к человеческому голосу, отсюда и способность инструмента производить на слушателей весьма сильное воздействие.

    Всего четыре струны и смычок творят чудеса, особенно если на скрипке играет музыкант-виртуоз.

    Ответ: 4 струны.

  • Обычная скрипка, это смычковый инструмент, имеющий четыре струны, настроенные соль, ре, ля, ми. Теоретически, скрипки бывают и с пятью струнами, но ведь в вопросе четко обозначено, обычная скрипка. Гораздо интереснее, из чего делаются сами струны.

    Так вот : истинные ценители считают, наилучшие струны для скрипки, это вытянутые овечьи кишки. Очевидно, это связано с тем, что именно такая технология изготовления струн использовалась итальянскими скрипичными мастерами в восемнадцатом веке.

    Сегодня, конечно, в магазине вы купите струны из нейлона или как комбинацию овечьих кишок и нейлона. Уместно отметить, что струны для скрипки, относительно дороги.

    Ответ на задание — 4.

  • Меня Бог обошел и слухом и голосом. Но иногда тянет послушать классическую музыку, а она невозможна без скрипок. потому иногда quot;заноситquot; почитать и что-то научное об инструменте, который нравится.

    У скрипки 4 струны.

  • Я хоть и не училась в музыкальной школе, но хорошо представляю музыкальный инструмент — скрипку. Ведь часто по телевизору можно увидеть как музицирует на скрипке, например, Ванесса Мэй. Скрипка имеет четыре струны.

    Правильным следует выбрать третий вариант ответа, цифру 4.

  • У обыкновенной скрипки 4 струны :

    1-я Ми второй октавы. Однородная по составу струна, звонкий блестящий тембр.

    2-я Ля первой октавы. Однородная по составу струна, мягкий матовый тембр.

    3-я Ре первой октавы. Струна с сердечником и оплткой, мягкий матовый тембр.

    4-я Соль малой октавы. Струна с сердечником и оплткой, суровый и густой тембр.

    Правильны ответ: 4

  • Правильный ответ — 4, ибо у такого музыкального инструмента, как скрипка, четыре струны.

    Эти четыре струны всегда настроены на следующие ноты — Ми (самая высокая и тонкая, находится во второй октаве), Ля и Ре (первая октава, практически одинаковые по толщине), и Соль (малая октава, самая басовитая нота и самая толстая струна).

    Струны могут быть изготовлены из металла, шелка, из комбинации кишок, нейлона и стали (да-да, не удивляйтесь, такие струны еще называют жилистыми, но здесь кроется неправда: раньше струны делали из овечьих кишок, но чтобы звучало это не так отвратительно, создали миф о том, что струны для скрипки делают из кошачьих жил, отсюда и название).

  • У скрипки любого размера всегда остатся одно количество струн. Размер зависит лишь от длины руки играющего. Детишкам делают инструменты поменьше, а у взрослых скрипки стандартные. Если смотреть слева направо, то первая струна — соль, вторая — ре, третья — ля, а четвртая ми. Правильный ответ — четыре струны.

    Настраивают скрипку quot;по-чрномуquot; при помощи колков, находящихся на головке грифа, а quot;набелоquot; — подкручивая машинки, закреплнные на подгрифе, то есть с другого конца.

    Если палец лишь приложить к струне, не надавливая не не, то звук получится на две октавы выше. Эта техника называется флажолет.

  • Источник: http://info-4all.ru/dosug-i-razvlecheniya/iskusstvo-i-kultura/skolko-strun-u-obiknovennoj-skripki/

    История возникновения скрипки — Методическая страница — АсСоль

    «И с тех пор каждый знает о скрипичном семействе,
    и излишне что-нибудь говорить или писать об этом.»
    М.Преториус.

         История музыки считает, что скрипка в своём наиболее совершенном виде возникла в XVI столетии. К тому времени все смычковые инструменты, действовавшие на протяжении Средних Веков, были уже известны. Они были расположены в определённом порядке и учёные той поры знали с большей или меньшей вероятностью всю их родословную. Количество их было огромное, и сейчас нет уже необходимости вникать в глубины этого дела.    Ничтожные исправления, которые можно было бы внести в изображение старинной «лиры да брачьо», дали бы самое безупречное сходство её с современной скрипкой. Эти свидетельства в виде изображения старой скрипки, относятся уже к 1516 году и к 1530, когда один базельский книготорговец избрал старую скрипку своим торговым знаком.Так же предшественниками скрипки считаютРебекФидельВина,  ситар, тарКыяк      В это же время, слово «скрипка», во французском его начертании violon, впервые появилось во французских словарях начала XVI столетия. Анри Прюньэр (1886—1942) утверждает, что уже в 1529 году это слово содержится в некоторых тогдашних деловых бумагах. Все же указания на то, что понятие «violon» появлялось около 1490 года, следует признать сомнительными. В Италии слово violonista в значении исполнителя на виоле начало появляться с 1462 года, тогда как самое слово violino в значении «скрипки» вошло в употребление лишь спустя сто лет, когда и получило всеобщее распространение. Англичане только в 1555 году приняли французское начертание слова, которое, впрочем, через три года заменили вполне английским «violin».     На Руси, по свидетельству древнейших памятников, смычковые инструменты были известны очень давно, но ни один из них не развился настолько, чтобы впоследствии стать инструментом симфонического оркестра. Наиболее старым древнерусским смычковым инструментом является гудок. Время, когда зародился гудок, в точности не известно, но существует предположение, что «гудок» появился на Руси вместе с проникновением «восточных» инструментов — домры, сурны и смыков. Эта пора обычно определяется второй половиной XIV и началом XV столетия.      Когда же появились «скрипки» в прямом значении слова — сказать трудно. С достоверностью только известно, что первые упоминания о скрипице в азбуковниках XVI—XVII столетия «одинаково показывают, что толкователи не имели о ней никакого понятия». Во всяком случае, по мнению П. Ф. Финдейзена (1868—1928), инструмент этот не был ещё известен в домашнем и общественном быту Московской Руси, и первые скрипки в своём вполне завершенном виде появились в Москве, по-видимому, лишь в начале XVIII века.     Сейчас трудно уже с точностью установить, когда произошло окончательное завершение того инструмента, который известен теперь под именем «скрипки». Вернее всего это совершенствование шло непрерывной чередой, и каждый мастер вносил нечто своё. Тем не менее, с полной очевидностью можно утверждать, что XVII столетие явилось для скрипки тем «золотым веком», когда произошло окончательное завершение соотношений в строении инструмента и когда он достиг того совершенства, которого уже не смогла перешагнуть ни одна попытка его «усовершенствовать».     История в своей памяти удержала имена великих преобразователей скрипки и связала развитие этого инструмента с именами трёх семейств скрипичных мастеров. Это прежде всего семейство кремонских мастеров Амати, ставших учителями Андрэа Гварнэри (1626?—1698) и Антонио Страдивари (1644—1736). Однако, своим окончательным завершением скрипка обязана больше всего Джюзеппэ-Антонио Гварнери (1687—1745) и в особенности Антонио Страдивари, который и почитается величайшим творцом современной скрипки. Итак, скрипка получила своё наиболее совершенное воплощение к концу XVII столетия. Антонио Страдивари был последним, кто довёл её до современного состояния.     А Франсуа Турт — мастер XVIII века — почитается создателем современного смычка. «Классический» вид смычка, созданный Туртом, сохранился почти без изменения.

    Читайте также:  Песни об ссср: пока помним – живём!

    Строение скрипки

         Корпус скрипки имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Верхняя и нижняя плоскости корпуса (деки) соединены друг с другом обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов определяет силу и тембр звука. Другой важный фактор, влияющий на тембр скрипки — высота обечаек. Корпус покрывают лаком разных оттенков. В верхней деке проделывают два резонаторных отверстия — эфы (по форме они напоминают латинскую букву f).      Кроме формы, на силу и тембр звука смычковых инструментов оказывает большое влияние материал, из которого они изготовлены, и состав лака. В середине верхней деки расположена подставка, через которую проходят струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифок). Струнодержатель представляет собой полоску чёрного дерева, расширяющуюся в сторону крепления струн. Противоположный конец его узкий, толстой струной в виде петли он соединён с пуговкой, расположенной на обечайке. Внутри корпуса скрипки между верхней и нижней деками вставлен круглый деревянный штифт — дужка. Эта деталь передаёт колебания от верхней деки к нижней, обеспечивая резонанс. Гриф скрипки — длинная пластинка из чёрного дерева или из пластмассы. Нижняя часть грифа прикреплена к закруглённой и отшлифованной планке, так называемой шейке.

    Приёмы игры на скрипке

         Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки на грифе (большой палец исключён). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего. От прижима пальцем струна укорачивается и получает более высокий звук. Струны, не прижатые пальцем, называются пустыми.  Партия скрипки пишется в скрипичном ключе.     Прикладывание пальцев левой руки называется аппликатурой. Указательный палец руки называется первым, средний — вторым, четвёртый — третьим, мизинец — четвёртым. Способы ведения смычка имеют большое влияние на характер и силу звука и вообще на фразировку. На скрипке можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные струны), а не одновременно, но очень быстро — три (тройные струны) и четыре.  Кроме игры смычком, пользуются задеванием струн одним из пальцев правой руки (pizzicato).      Только благодаря великим скрипачам, двинувшим технику скрипичной игры решительно вперёд, скрипка заняла то место, которое она заслужила по праву. В XVII столетии этими скрипачами-виртуозами были Джузеппе Торелли и Арканджэло Корэлли. В дальнейшем на благо скрипки много положил труда Антонио Вивальди (1675—1743) и, наконец, целая плеяда замечательных скрипачей. Но, пожалуй, самым виртуозным скрипачом, который когда-либо играл на скрипке, был Паганини. Он мог сыграть даже на одной струне, чем приводил зрителей в восхищение.     Без скрипки не обходится практически ни один концерт классической музыки. На ней можно играть почти без пауз. Музыка не смолкает до тех пор, пока смычок касается струн и кажется, что это струны нашей души.

    Автор Гущина В. Е.,
    г. Артем

    Источник: http://as-sol.net/publ/metodicheskaja_stranica/istorija_vozniknovenija_skripki/1-1-0-307

    Презентация на тему «Интересные факты о скрипке»

    • Скачать презентацию (4.52 Мб)
    • 1755 загрузок
    • 4.0 оценка

    ВКонтакте

    Одноклассники

    Facebook

    Твиттер

    Телеграм

    Ваша оценка презентации

    Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

    Презентация подготовлена на тему «Интересные факты о скрипке» с целью ознакомления с историей возникновения скрипки, ее созданием, известных мастеров и скрипачей, несколькими фактами о скрипке. В подготовленном материале содержатся фотографии скрипки, скрипачей.

    Краткое содержание

    • Откуда появилась скрипка
    • Антонио Страдивари — мастер скрипки
    • Скрипка в оркестре
    • Николо Паганини — известный скрипач
    • Несколько фактов о скрипке
    • Форматpptx (powerpoint)
    • Количество слайдов22
    • АвторЛизнева Е.А.
    • Аудитория
    • Словамузыка музыкальные инструменты скрипка
    • КонспектОтсутствует
    • Слайд 1
      • Проект педагога дополнительного образования
      • Лизневой Е.А.
      • МБОУ ДОД ДШИ №12
      • г.о. Самара
      • 2014 год.
    • Слайд 3

      Невозможно точно установить, кто изобрёл скрипку, но доподлинно известно, что самые лучшие экземпляры этого удивительного по красоте звучания инструмента были изготовлены в XVII и XVIII веках. В Италии существовали целые знаменитые семьи создателей скрипок. Секреты изготовления скрипок тщательно оберегались и передавались по наследству.

    • Слайд 4

      Самой известной семьёй мастеров – создателей скрипки была семья Амати из итальянского города Кремона. Долгое время считалось, что скрипки с такой удивительной и редкой мелодичностью и нежностью не способен создать больше никто.

    • Слайд 5

      Но у Николо Амати был талантливый ученик Антонио Страдивари его без преувеличения называли мастером мастеров. Он создал скрипку несколько большую по размеру и более плоскую, чем те, что существовали до него. Но самое главное, что ему удалось приблизить звук инструмента к тембру человеческого голоса.

    • Слайд 6

      Известно, что Страдивари создал более 1000 инструментов. Многие из них назывались по имени музыкантов, которые играли на них. До наших времён сохранилось всего лишь 540 скрипок Страдивари, каждая из которых очень высоко ценится и считается выдающимся произведением искусства.

    • Слайд 8

      История музыки знает много прославленных скрипачей. Непревзойдённым скрипачом всех времён был Николо Паганини, который жил в первой половине XIX века.

    • Слайд 9

      В симфоническом оркестре более трети музыкантов – скрипачи. Это объясняется тем, что скрипка занимает ведущее место в оркестре благодаря красоте и выразительности звучания.

    • Слайд 11

      Существует легенда, что Леонардо да Винчи распорядился, чтобы всё время, пока в его студии позирует Джоконда, там звучала музыка в исполнении струнных. Её улыбка была отражением звучавшей музыки.

    • Слайд 12

      Во многих странах на хороших скрипачей ополчалось духовенство – даже в тихой Норвегии их считали пособниками тёмных сил, норвежские народные скрипки жгли, как ведьм.

    • Слайд 13

      Скрипка, сделанная известным итальянским мастером Джузеппе Гварнери, была продана в июле 2010 на аукционе в Чикаго за $18 миллионов и является самым дорогим музыкальным инструментом в мире. Скрипка была сделана в 1741 году в XIX веке и принадлежала знаменитому скрипачу Анри Вьетану.

    • Слайд 14

      В 1973 году Эрик Майсснер изготовил скрипку высотой всего 4,1см. Несмотря на маленький размер, скрипка издаёт приятные звуки.

    • Слайд 15

      Дэвид Эдвардс, который когда-то играл на скрипке в шотландском национальном оркестре, сделал скрипку высотой 1,5 сантиметра, наименьшую в мире.

    • Слайд 16

      Скрипки иногда служат художникам в качестве своеобразного холста. Джулия Борден уже несколько лет занимается росписью скрипок и виолончелей.

    • Слайд 17

      Перед тем, как расписать скрипку, художнице нужно снять струны и подготовить поверхность к нанесению рисунка. Удивительные, причудливые, яркие творения Джулии Борден неповторимы и притягивают взгляды зрителей.

    • Слайд 18

      Шведский скульптор Ларс Виденфалк сконструировал скрипку «Чёрный дрозд» из камня. Она сделана по рисункам Страдивари, а материалом послужил чёрный диабаз.

      Скрипка звучит не хуже многих деревянных и весит всего 2 кг, так как толщина каменных стенок резонаторного ящика не более 2,5 мм.

      Стоит заметить, что «Чёрный дрозд» не единственный подобный инструмент в мире — скрипки из мрамора делает чех Ян Рериха.

    • Слайд 19

      Среди произведений Моцарта есть необычный дуэт для двух скрипок. Музыканты должны встать друг к другу лицом и положить страницу с нотами между собой. Каждая скрипка играет свою партию, но обе партии записаны на одной и той же странице. Скрипачи начинают читать ноты с разных концов листа, затем встречаются в середине и снова удаляются друг от друга, а в целом получается красивая мелодия.

    • Слайд 20

      Эйнштейн любил играть на скрипке и однажды принял участие в благотворительном концерте в Германии.

      Восхищённый его игрой местный журналист узнал имя «артиста» и на следующий день опубликовал в газете заметку о выступлении великого музыканта, несравненного виртуоза-скрипача, Альберта Эйнштейна.

      Тот сохранил эту заметку себе и с гордостью показывал её знакомым, говоря, что он на самом деле знаменитый скрипач, а не учёный.

    • Слайд 21

      Один из лучших скрипачей американец Джошуа Белл 12 января 2007 года согласился принять участие в эксперименте — утром на протяжении 45 минут он играл в вестибюле станции метро под видом обычного уличного музыканта. Из тысячи прошедших мимо людей только семеро заинтересовались музыкой.

    Посмотреть все слайды

    Источник: https://pptcloud.ru/music/fakty_o_skripke

    История скрипки

     Есть скрипки альтовые и сопрановые – инструменты, играющие в низких и высоких регистрах соответственно. Также скрипки могут быть сделаны из дерева – так называемые акустические скрипки, а могут быть сделаны из металла или, на крайний случай, пластика – электроскрипки.

    Читайте также:  Виды музыкальных игр

     Скрипки, как и фортепиано, одинаково хорошо проявляют себя как в ансамблевой, так и в сольной игре, поэтому существует не поддающееся счету количество произведений для скрипок, и они продолжают создаваться.

     Прародительницей скрипки по некоторым источникам считается испанская фидель. В других же ресурсах говорится, что ее предками были арабский ребаб и казахский кобыз. Сначала эти инструменты сформировали так называемую «виолу», откуда выходит латинское название скрипки – «violin». Широкое распространение (как народного инструмента) скрипки получили в Румынии, Украине и Беларуси.

     Лучшими скрипками в мире являются скрипки великого, талантливого итальянского мастера – Страдивари, а точнее так называемого «золотого периода» его работы – конца 17 — начала 18 веков.

    Создаваемые им скрипки звучали настолько волшебно и необыкновенно, что его современники поговаривали, что он продал душу дьяволу.

    Известно, что Страдивари создал около 1000 скрипок, но до наших времен дошло всего лишь около 600 скрипок великого мастера, каждая стоимостью начиная от одного, заканчивая тремя миллионами евро.

     Несколько интересных фактов. Альберт Эйнштейн однажды выступал в кабаке, играя на скрипке. Один журналист, следящий за этим и после разузнавший имя этого артиста, написал об этом заметку в газету.

    Эйнштейн оставил ее себе и всем говорил, что он скрипач, а не великий ученый. Также есть легенда, что во время написания картины «Мона Лиза», Леонардо Да-Винчи приказал играть на скрипках.

    Считается, что ее улыбка есть отражение музыки.

    Скрипка – струнный смычковый инструмент, без которого не обходится ни один оркестр. Чтобы научиться играть на скрипке, необходимы годы тренировок под руководством опытного наставника.

    Инструкция

    Родина скрипки — Европа. Время рождения – тринадцатое столетие. Прежде чем скрипка обрела свою хорошо знакомую форму, она подвергалась различным изменениям и усовершенствованиям.

    Можно сказать, что скрипка формировалась столетиями, и связно это формирование с развитием и эволюцией музыки как искусства.

    Появлением классической формы скрипки мир обязан итальянскому мастеру Андреа Амати, который сумел добиться от скрипки приближенного к человеческому голосу тембра.

    Скрипка Амати благодаря сильному и насыщенному звуку вышла на сцену больших концертных залов и стала одним из самых популярных инструментов. Другой знаменитый итальянский мастер, Антонио Страдивари, усовершенствовал строение скрипки, что позволило добиться яркого звука в сочетании с мягкостью и нежностью, присущей только этому инструменту.

    В наше время скрипка не потеряла свою популярность. Она является достаточно сложным инструментом, и овладеть игрой на нем значительно сложнее, чем, например, на пианино. Чтобы научиться профессиональной игре на скрипке, необходимо потратить несколько лет, и начинать желательно в детском возрасте.

    Чем раньше приступают к обучению, тем лучше, поскольку техника игры на данном инструменте требует большой гибкости и подвижности кистей рук. Для игры на скрипке вовсе необязательно обладать абсолютным музыкальным слухом, куда важнее гармонический слух. Для его развития понадобятся регулярные занятия сольфеджио.

    Помимо мастерства музыкального исполнения, важным элементом является и забота о самом инструменте. Скрипка очень метеочувствительная, для нее разрушительны сильные температурные колебания и любые изменения окружающей среды. Ее следует беречь от попадания прямых солнечных лучей, тепла, влаги. Важно подобрать для нее качественный футляр.

    Обычно выбирают просторный и термоустойчивый. Футляр необходимо периодически проветривать. Скрипку хранят в специальном мешочке из «дышащей» ткани и регулярно очищают мягкими фланелевыми салфетками. Внутреннюю поверхность скрипки чистят с помощью подогретого овса или промытого сухого риса.

    Кроме того, существует масса средств заводского производства по уходу за скрипкой. Смычок для лучшего скольжения натирают канифолью.

    Ухаживайте за своей скрипкой с любовью, не жалейте сил для обучения игры на ней и она отплатит вам сторицей – великолепным звуком и долголетием!

    Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-924282-istoriya-skripki

    Все о скрипке — Яндашевская Надежда Григорьевна

    26 ноября 2015 г.

    Скрипка. Детали и части.

    Две основные части скрипкиназываются шеяи корпус скрипки.

    Многие употребляют разные названия, так шеюмогут называть грифомкорпус– телом скрипки или патроном.

    В свою очередь верхнюю часть корпуса скрипкичасто называют плечами скрипки, а средняя часть называется талиейскрипки.

    Шея скрипки состоит из двух частей – грифаили накладки на гриф и шеиили шейки грифа.

    Накладка на гриф изготавливается из очень твердых пород дерева, обычно это черное африканское или эбеновое дерево, реже палисандр или самшит.

    Не смотря на свою твердость, под воздействием пальцев и струн со временем накладка на гриф стирается и ее можно заменить.

    Для того чтобы накладкубыло легко оторвать отшей, мастер приклеивает накладку на костный клей.

    Шея.

    Шея скрипки вытачивается из цельного куска древесины твердой породы, чаще всего клена.

    Верхнюю часть шеиназывают головойили головкойинструмента. Части головки– колковая коробка, иногда ее называют – колодеци завитокили улитка.

    Завитокне влияет на голос и тембр инструмента, но является одним из важнейших признаков атрибуции инструмента, считается, что завиток отражает почерк мастера.

    Шеязаканчивается пяткойпяткойшея «врезается» в корпус инструмента. Пяткаприклеивается к корпусу скрипки на очень крепкий клей.

    Чтобы не испортить дерево, при построении качественного инструмента используется натуральный клей без полимерных материалов.

    Такой клей может быть изготовлен, например, из воздушного пузыря рыб (обычно осетровых или лососевых) или мочевого пузыря животного, например заячьего.

    Корпус скрипки.

    Корпусрезонансное тело скрипки, состоит из трех основных частей – верхней декинижней деки и обечаек.

    Верхняя дека (название «Дека» происходит от немецкого Decke – покров, покрышка, одеяло) изготавливается из ели и состоит из двух склеенных частей.

    Во время игры декабуквально живет, она дышит и вибрирует, входя в резонанс с остальными частями конструкции, задача ее быть в движении, поэтому толщины деки на хорошей скрипке составляют буквально пару миллиметров.

    Нижняя дека или основание корпуса изготавливают из клена, явора или других платановых, реже из ивовых пород, например из тополя, ивы. Нижняя дека может быть склеена так же, как и верхняя дека скрипкииз двух частей, либо выточена из цельного куска.

    Обечайки скрипкисоединяют верхнюю и нижнюю декиинструмента по бокам.

    Бывает очень весело иногда прочитать «ОБИЧАЙКА» или даже «ОБЕ ЧАЙКИ» в описании инструмента даже в официальных запросах от известных оркестров или даже в статьях нерадивых «мастеров» или музыкантов.

    А ведь происхождение слова «Обечайка» русское, профессиональный столяр или слесарь знает, что так называется стенка полого круглого или конического профиля — втулки. Наши бабушки еще помнят, что сито для просеивания муки укреплялось обечайкой.

     Обечайки– бока корпуса скрипки, на других языках, например на английском или немецком, эти части скрипкитак и называются – бокаили стороны.

    Изготавливаются обечайки из того же материала, что и нижняя дека, обычно мастер старается подобрать брусок не только с той же части того же ствола, но и подходящие по рисунку структуры дерева бруски для обечаек, нижней деки и шеи скрипки.

    Внутри корпуса места склейки обечаекусилены клотцами– специальными деревянными колодочками, а между деками и обечайками склейка усилена обручикамиКлоцыи обручикиизготавливают из ели. Части корпусаскрипкисклеивают между собой также как деки, натуральным органическим клеем.

    Вдоль внутренней стороны верхней деки с левой стороны расположена пружинаили бас-барбасовая балка.

    Пружиназадает ребро жесткости верхней деке, а также служит приемником и передатчиком вибрации от подставки на корпус инструмента.

    Левая басоваяножка подставки располагается как раз над пружиной и передает через нее корпусу инструменту вибрацию заданную баском– струной нижнего строя скрипкиПружинаизготавливается из ели.

    С правой стороны под квинтовойножкой подставки между верхней и нижней декой расположена душка,она служит в качестве распорки между деками и передает через себя вибрацию на нижнюю деку.

    Слово Душкаимеет один корень со словом душа, в любом иностранном описании, как у итальянских, так и у немецких мастеров Вы увидите, что название этой маленькой детали имеет значение Душискрипки.

    Вероятнее всего это связано с тем, что качество материала, форма, толщина и положение душкизначительно влияет на звучание скрипки.

    Очень прискорбно читать у некоторых «мастеров» и музыкантов вместо слова душка– слово «ДУЖКА». Оставим пробелы их знаний на их же совести. Возможно, кто-то из них прочитает этот материал, да и исправится.

    Фурнитура и аксессуары.

    Колкиили колковая механика – детали фурнитуры скрипки, устанавливаются в колковой коробке, изготавливаются из дерева твердой породы – эбенового дерева, реже из палисандра или самшита, на недорогие инструменты могут установить пластиковые колки.

    Подгрифникподгрифокили струнодержательс помощью петельки(жилки) крепится к пуговице(кнопке).

    На дорогие инструменты ставят деревянный подгрифник, обычно мастер устанавливает всю фурнитуру, включая подбородник из однородного материала. Современные подгрифники изготавливают также из пластмасс и композитных материалов.

    Подгрифники могут быть оборудованы машинками для точной настройки илитюнерами.

    Струны.

    Струны– это тот аксессуар скрипки, который наиболее стремительно развивается в лучшую сторону в наше время. На протяжений столетий скрипачи использовали натуральные жильные струны, созданные из натуральных бараньих кишок.

    Самый главный недостаток натуральных струн– их недолговечность. На смену им пришли стальные струны, сердечник струн отливался из различных сплавов. Недостаток стальных струн – излишнее напряжение и ограниченный динамический диапазон.

    И вот на смену стальным струнам пришлиперлоновые струны.

      При создании современных струниспользуются новейшие технологии, в сплавах присутствуют редкие и благородные металлы, а в сердечник вплетают инновационные материалы, такие как перлон, кевлар, наряду с натуральной жилой.

    Верхний порожек и подставка.

    Две очень важные детали скрипки – порожеки подставкаПорожекприклеивается к грифу и изготавливается из того же материала, что и накладка на гриф, подставка изготавливается из резонансного дерева с хорошими акустическими свойствами, чаще из клена или чинары.

    Порожек и подставка – две узловых детали скрипки, ведь именно они передают вибрацию струны корпусу и заставляют скрипкузвучать. Обе детали тщательно настраиваются и подгоняются мастером.

    От свойств материала подставки, ее конфигурации и местоположения зависит звучание инструмента. Кстати, расстояние между этими двумя деталями есть длина вибрирующей части струны, именно эта длина называется мензуройинструмента.

    К сведению музыкантов, по определению, мензуране может быть удобнойили широкой, узкой.

    Ну вот, теперь, когда мы разобрались из чего строится скрипка, можно перейти к следующему вопросу. Далее мы попробуем разобраться, почему одна скрипкастоит пару десятков долларов, а другая несколько миллионов, кто и по каким признакам может оценить стоимость и авторство инструментов. В следующей статье речь пойдет обатрибуции скрипок

    Источник: http://www.yandashevskaya.lact.ru/vse-o-skripke

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector