Основы игры на контрабасе — советы, урок

Как звучит контрабас и бас-гитара (видео)

Как звучит контрабас и бас-гитара (видео)Наша статья расскажет о том, как звучат контрабас и бас-гитара в зависимости от стиля музыки и техники игры на них.

Правда, носит она больше наглядный характер, это своего рода хит-парад лучших композиций, которые исполняются на контрабасе.

В комментариях Вы можете высказать своё мнение насчёт того, кто лучше исполняет рок-н-ролл или соло на контрабасе и бас-гитаре.

Как звучит контрабас

Контрабас — инструмент низкого регистра семейства струнных, как правило, 4-струнный. Эдакая большая скрипка.

На контрабасе играют смычком (классическая музыка), пальцами (джаз, рок-н-ролл) и слэпом (уникальная техника, которой виртуозно владеют рокнрольщики).

также контарабас иногда используют в акустических концертах рок-груп разных направлений.

Виртуозы конрабаса играют классику на новый манер.

Рок-н-ролл

Imelda May, как всегда, прекрасна

Одна из групп, которая активно использовала контрабас при игре рок-н-ролла – это Living End из Австралии. На этом видео Вы можете видеть, как Скотт Оуэн управляет контрабасом.

Джаз

Известные игроки джаза на контрабасе – Карлос Дель Пино и Рэй Браун. На видео он демонстрирует некоторые приёмы игры. Главные черты хорошего басиста, по мнению Брауна – хороший ритм и звук. Кроме этого, лучше всего играть со свингом.

А вот уличный джаз с контрабасом на улицах Франции.

Говоря о том, как звучит джаз на контрабасе, нельзя не упомянуть о таком контрабасисте, как Рон Картер. Видео демонстрирует, как мягкое звучание контрабаса удачно сливается в один ансамбль, состоящий также из гитары и пианино.

Контрабас-соло

Приведенное выше видео Май Брайта можно охарактеризовать как соло, однако есть и более наглядные примеры.

Например, Брайан Бромберг. Все струнные партии он записывает сам, он один из немногих, кто играет на контрабасе тэппингом.

Как звучит бас-гитара

Бас-гитара — инструмент низкого регистра семейства струнных. Эдакая большая гитара. Одним из первых, начал создавать бас гитары был знаменитый Лео Фендер (гитары и бас-гитары Fender и сейчас — неувядающая классика для любителей рока). Причин создания такой необычной гитары было несколько.

Во-первых, бас-гитара была электроинструментом и не имела проблем с подзвучиванием, которые имел акустический контрабас. Во-вторых, это более компактный инструмент ,чем контрабас. Чуть больше обычной гитары. В-третьих, лаы на бас-гитрае давали возможность играть как контрабасистам, так и гитаристам без переучивания на безладовый контрабас.

Правда, со временем появились безладовые бас-гитары (послушайте Джако Пасториуса) и акустические бас-гитары (смотрите акустический концерт любой современной рок-банды). Играют на бас-гитаре медиатором, пальцами и слэпом (не путать с конрабасовым слепом, это разные техники).

Бас-гитары чаще всего 4-струнные, но есть и 5-, и даже 6-струнные инструменты
Внешний вид бас-гитары

Блюз

Блюз от B B King и коллектива.

Джаз

Если Вы хотите послушать джаз на бас-гитаре, то обратитесь к творчеству Маркуса Миллера. Он прославился своей импровизацией.

Рок

Здесь пространства для манёвра очень много. Так с бас-гитарой управляется Лемми Килмистер из Motorhead в композиции Overkill.

Бас-гитарные соло

Джон Энвистл

Жако Пасториус

Виктор Вутен

Клифф Бертон

Марк Кинг. Соло с использованием слэпа

Басгитарист Роберт Трухильо играет на 5-струнной бас-гитаре. В этой композиции бас-гитара часто идет в соло-плавание.

Активные и пассивные звукосниматели

На бас-гитаре используют или пассивные, или активные звукосниматели. Разница в звуке существена.

Видеоролик о разнице активных и пассивных звукоснимателей

Видео на такую же тему

И для общего развития видео о том, как сменить пассивные звукосниматели на активные.

Заключение

Итак, эта статья должна была дать представление о том, как звучит контрабас и его последовательница бас-гитара. Музыканты, видео которых мы вам привели, умели играть не только на каком-то из этих двух инструментов, именно это и сделало их великими.

Надеюсь, что помог!

In Rock We Trust!

Источник: http://u-rock.com.ua/guitar_choice/317-kak-zvuchit-kontrabas-i-bas-gitara-video.html

5 вещей, о которых стоит помнить, переходя с бас-гитары на контрабас

Бас-гитара и контрабас являются родственными инструментами, поэтому овладев одним из них можно почти без труда научиться играть на другом.
Если вы думаете о том, чтобы перейти с бас-гитары на контрабас , следуйте этим пяти советам от сайта kontrabass.ru

Настройте свой инструмент у мастера.
Купив бас-гитару, чаще всего вы можете сразу же играть на ней без какого-либо труда.

Контрабас же очень часто требует профессиональной настройки, чтобы облегчить игру на нем и улучшить звук. Если этого не сделать, то пострадает не только ваше звучание, но и физическое состояние.

Не отстроенный контрабас требует очень много усилий для извлечения звука, что может привести к травмам.

Используйте силу всей руки при звукоизвлечении. На бас-гитаре для извлечения хорошей ноты нужно лишь с умеренной силой дернуть струну, используя пальцы или медиатор. Если применить такую технику на контрабасе, звук получится тусклым и слабым.

Музыканты, играющие на контрабасе, советуют извлекать звук боковой частью пальца вместо кончиков, как при игре на бас-гитаре. При этом нужно приложить силу всей руки, не только кисти. Есть мнение, что сила руки является самым важным фактором при звукоизвлечении. Используя ее правильно, можно добиться красивого и глубокого звука от инструмента.

Не напрягайтесь.
Вне зависимости от того, на каком инструменте вы играете, всегда важно оставаться максимально расслабленным. При игре на контрабасе достигнуть этого становится намного сложнее.

Этот инструмент обладает большими размерами и весом, его струнны значительно длиннее, чем у бас-гитары, и он фиксируется на земле, из-за чего приходится играть под большим углом. При игре на контрабасе музыкант задействует множество групп мышц, но именно из-за этого так важно не напрягаться слишком сильно.

Найдите идеальный баланс приложенных усилий и вам не придется страдать от неприятных последствий.

Не используйте ту же расстановку пальцев, что и на бас-гитаре.
На бас-гитаре каждый из четырех пальцев занимает отдельный лад. Для контрабаса такая позиция иногда просто невозможна.

Если на высоко звучащих струнах можно расставить пальцы таким образом, то на низких (которые используются наиболее часто) сделать это становится проблематично.

Большинство музыкантов не пользуются такой расстановкой пальцев на контрабасе, потому что это приводит к травмам и ухудшению звука.

Уделяйте внимание тону.
На инструментах, оснащенных ладами ,всегда можно с точностью определить частоту играемой ноты. На контрабасе же музыкант должен довериться исключительно своему слуху.

Безладовые инструменты обладают огромной вариативностью звучащих нот. Именно поэтому музыканту стоит уделить огромное внимание своему слуху и артикуляции при игре. Одна и та же нота может меняться, если зажимать ее по-разному или сменить положение тела.

Профессионалы советуют уделить много времени тренировкам слуха и игре смычком.

  • Кто автор концерта «Драгонетти»?
  • Контрабас со съемным грифом

Источник: http://kontrabass.ru/5-veshhej-o-kotoryx-stoit-pomnit-perexodya-s-bas-gitary-na-kontrabas/

9 способов улучшить свои навыки игры на бас-гитаре

Бас-гитаристы терпят множество насмешек за свою музыкальную карьеру – то мы в 6 струнах разобраться не можем, то у нас все ноты одинаково звучат, то еще что-то. Но сколько бы желчи на нас ни вылили, мы-то с вами знаем, что ни один коллектив без баса обойтись не сможет. Без гитары – запросто, без ударных – тоже не проблема, но без баса – нет.

Уникальность бас гитары (и контрабаса) заключается в том, что она является связующим звеном между гармонией и ритмом или, другими словами, между мелодией и грувом. Находясь в золотой середине музыкального потока, бас выполняет сопровождающую функцию для всех инструментов.

Например, крайне важно играть вместе с ударником, но при этом не долбить одну ноту всю дорогу, а в нужный момент сыграть красивую фразу, которая правильно подчеркнет мелодию композиции. Именно подобная комбинация является краеугольным камнем хорошей игры басиста в команде.

Если вы уже практикующий бас-гитарист или только собираетесь взять в руки “весло”, рекомендуем ознакомиться с приведенными ниже способами улучшения качества вашей игры.

1. Планируйте занятие

Не садитесь за инструмент просто так – вы потратите время зря. У вас должна быть четкая цель для каждого урока. Например, сегодня я учу арпеджио в разных позициях, завтра играю двухоктавные гаммы, а послезавтра играю под аккомпанемент. Создавайте себе планы на неделю, исправно занимайтесь каждый день, и уже через месяц ваши коллеги по бэнду приятно удивятся вашему прогрессу.

2. Играйте с метрономом

Как ни крути, а басист должен быть “чОтким и ровным”. Каждое занятие должно начинаться и заканчиваться под стук метронома. Начинайте разучивать упражнение или пьесу с медленного темпа, постепенно ускоряясь. Помните, если вы можете сыграть медленно, то можете сыграть и быстро.

3. Найдите учителя

Запишитесь в музыкальную школу или пойдите к преподавателю – это мгновенно улучшит ваш рабочий процесс, и вы быстро выйдете на качественно новый уровень. Опытный преподаватель сумеет различить ваши сильные и слабые стороны, поможет, если вы застряли в освоении нового материала. Кроме того, подобные занятия привносят дополнительную мотивацию – неподготовленным на урок идти стыдно.

4. Сделайте из техники музыку

Конечно, гаммы – “наше все”, но разучивая очередной крутой прием, постарайтесь оживить упражнение, превратив его в музыку. Если вы осваиваете, например, слэп, используйте его в контексте мелодии или партии, которую вы хорошо знаете. Таким образом вы не просто овладеете теорией, а и сразу примените прием на практике.

Читайте также:  Ableton spectrum-узри частоты звука!

5. Учите мелодию композиции

Конечно, проще овладеть непосредственно бас-партией, но для улучшения качества своего исполнения и, что немаловажно, мышления, необходимо уметь играть мелодию песни.

Способ достаточно простой – возьмите любимую тему и постарайтесь “снять” ее мелодию. Не стоит от своих первых попыток ожидать идеального результата, поначалу достаточно малого.

Изучение всех аспектов композиции даст вам полную картину музыки, которую вы играете и позволит взглянуть на свою игру с другой стороны.

6. Занимайтесь с радио

Бас-гитара дает уникальную возможность музыканту играть “на шару”. “На шару”, конечно, играть плохо, но иногда случаются ситуации, когда это необходимо. Например, вы выходите на кабацкую сцену, и из зала заказывают песню, которую из команды не знаете только вы. Не беда, на помощь приходит шара.

Вам говорят аккорды, приблизительную структуру, и погнали. Причем тут радио? При том, что уже после нескольких занятий вы поймете, насколько похожа и однотипна современная рок и поп музыка по своей структуре.

В ходе занятий “под радио” вы научитесь предугадывать развитие песни и составлять на ходу несложные, но эффективные партии.

7. Вычищайте свой звук

Все посторонние шумы и призвуки должны быть устранены на корню. Если в хоть в какой-то позиции на грифе вы слышите, как бьются струны об порожки лада – отрегулируйте высоту струн. Инструмент должен быть отстроен “от и до”. Также помните, что необходимо глушить открытые четвертую и третью струны, иначе характерного гула при игре не избежать.

8. Работайте над звукоизвлечением

Ваша игра должна быть плавной, без рывков и “корявчиков”. Если вы не можете сыграть партию без халтуры, упростите ее – она пока вам не по зубам, а сыграть сложно вы еще успеете. Работайте над улучшением техники левой руки, выполняйте упражнения на координацию. Если вы играете пальцами (правая рука), убедитесь, что ход у вас ровный. Это касается и медиатора.

9. Найдите свой стиль

Вторым Вутеном или Фли вы вряд ли станете. Да и кому это нужно, если есть оригинал? Конечно, использовать их приемы никто не запрещает, но гораздо круче отыскать свое “я” в игре на инструменте.

Бас гитара очень молода, и всех ее возможностей и тонкостей музыканты пока не изучили.

Впереди еще масса открытий и, возможно, именно вам предстоит отыскать кардинально новый подход к инструменту, как это в свое время сделал великий Жако Пасториус.

На этом все. Долговечных вам струн и симпатичных фанаток! До скорого!

Источник: https://say-hi.me/music/9-sposobov-uluchshit-svoi-navyki-igry-na-bas-gitare.html

Техника игры на бас гитаре

Известно, что бас гитара пришла на смену контрабасу. Предполагалось, что техника игры останется схожей.

Но бас гитара, самый молодой из струнных инструментов, стала стремительно развиваться и продолжает свое развитие.

Растет мастерство исполнителей, рождаются все новые стили, жанры и направления музыки, требующие другого подхода к построению композиций, и изменения роли инструмента в группе.

Если Вы решили играть на бас гитаре, и находитесь в самом начале пути, то несколько советов и практических упражнений должны помочь в освоении инструмента.

Расположение нот на грифе бас гитары. Скучно, но необходимо выучить. Вы должны легко находить любую ноту минимум в трех местах грифа, это одна из основ импровизации.

Большая часть теории по акустической гитаре нам подходит. На бас гитаре все даже проще: бас имеет симметричный квартовый строй, ноты открытых струн отстоят друг от друга на четыре ступени.

Поэтому, все закономерности расположения нот более наглядны и очевидны.

Положение и постановка рук, при игре сидя, тоже мало отличаются от гитарных.

При игре стоя, бас может быть подвешен высоко, на уровне груди. Так принято в джазе, фанке, блюзе, диско. Удобней играть слепом, приемом большой палец вверх. А также при сольной игре выше 12 го лада.

Бас расположен на уровне пояса — встречается наиболее часто, удобно для медиаторной игры.

Низко подвешенный бас. Подходит для слепа, приемом большой палец вниз. В большей степени имиджевый способ, яркий пример –Фли из RHCP.

Техника правой руки

При игре пальцами применяются:

  • Способ без опоры. Предплечье лежит на деке, пальцы согнуты в суставах, перпендикулярны струнам. Этот способ наиболее трудный ,но дает большую свободу. Позволяет изменять тембр, играя на разном расстоянии от бриджа. Позволяет использовать большой палец (существуют особые техники большого пальца).
  • Способ с опорой большим пальцем на верхнюю струну.
  • Способ с опорой на звукосниматель. Самый простой. По началу возможны неудобства быстро нырнуть через одну или две струны.

Пальцы VS медиатор

Вечная война кланов. Бесполезный спор, кто истинный басист, во многом основанный на мифах.

Миф первый: Медиатором играть проще. На самом деле, требуется немало времени, чтобы освоить безупречный штрих (направление удара), и получить настоящий медиаторный звук. Нужно добиться одинаковой силы атаки при разном направлении удара и на разных струнах.

Требуются упорные тренировки, чтобы развить так впечатляющую Вас огромную скорость. Техники используются для решения абсолютно разных задач. Хотя я знаю исключения. Медиатор подразумевает использование некоторых гитарных приемов в игре. Ими не помешает владеть.

Миф второй: Басисты, играющие пальцами, пришли с контрабаса, а использующие медиатор, гитаристы-неудачники.

Бывает. Но, во-первых, Вы много назовете современных басистов, особенно в рок музыке, которые держали в руках контрабас? Во-вторых, много тех, кто изначально и сознательно выбрали бас, минуя гитару. Она им просто не нравится. А есть еще медиаторные басисты, в свободное время играющие на акустике. Пальцевыми техниками, типа фингерстайл.

Миф третий: Необходимо одинаково хорошо владеть обеими техниками. Да, это статусно, и в теории верно, но на практике, почти никто не применяет обе техники одинаково часто, используя что-то одно. Более того, есть басисты, например Alex Webster, Steve Harris, Lemmy или наш Виталий Дубинин, которые признаются, что играть по другому просто не умеют.

Техника левой руки и позиции

Поставьте пальцы на четвертую струну. Каждому ладу соответствует свой палец (аппликатура). Вы можете сыграть последовательно четыре ноты подряд четырьмя пальцами, на четырех ладах, на каждой струне. Это называется позиция. Чтобы сыграть другие 16 нот (или 20,или 24) необходимо сместить кисть вдоль грифа. Это смена позиции.

Игра в позициях — один из основных принципов игры на бас гитаре. Бас так устроен, чтобы было удобно исполнять много вариантов партий, в любом стиле, с минимальным количеством перемещений вдоль грифа. Выбор позиции зависит от тональности исполняемого произведения.

Виталий Мякотин © 2014 г.

Источник: http://gitarre.ru/tehnika-igry-na-bas-gitare

Руководство для бас-гитаристов — 1 | Гитаршкола

Бас-гитара — это больше чем просто гитара с четырьмя (а иногда и пятью) струнами. У бас-гитары свой тембр, свой диапазон, свои особенности и роль в музыке. Часто бас-гитара требует абсолютно иного концептуального и технического подхода, нежели обычная гитара.

Гитаристы, которые только начинают играть на бас-гитаре, нередко просто дублируют партии гитары на октаву ниже. Конечно, такая музыка тоже имеет место быть — послушайте, например, “Sweet Emotion” Aerosmith, “The Ocean” Led Zeppelin или “I’m Broken” Pantera.

Но ведь бас-гитара дает огромное количество других возможностей.

Я начинал как басист и лишь многим позже взял в руки гитару. И на основе своего опыта я разработал двадцать общих правил, которым я следую, играя на басу. Примените их к своей игре, и вы сразу почувствуете, как ваш уровень растет, ведь они помогут вам научиться мыслить и играть как настоящий бас-гитарист.

В этом уроке мы рассмотрим только 5 первых правил, остальные будут опубликованы в последующих уроках. Поэтому обязательно подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить.

1. Работайте на композицию

Мощная игра на басу, как правило, требует тренировки сдержанности и тонкости, а не стремления выставить себя и свою технику напоказ. Чаще всего лучший вариант — работать с тониками аккордов и придерживаться рисунка бас-бочки и рабочего барабана.

2. Научитесь «шагать»

Родина «шагающего баса» — джаз и блюз, но со временем эта техника перешла и в другие стили.

Под «шагающим басом» понимается способ игры, при котором линия баса находится в непрерывном движении, а не задерживается на одной ноте и тем более не повторяет ее.

Линия баса «шагает» от тоники одного аккорда к тонике другого, вниз или вверх, обычно в ритме четвертями. Время от времени ее разбавляют небольшими отклонениями.

Для достижения такого эффекта нужно плавно соединять основные акценты и сглаживать переходы между тониками разных аккордов с помощью «переходных нот». Переходными нотами могут быть любые комбинации аккордовых нот (арпеджио), ноты гаммы, относящиеся к аккорду или хроматические проходящие ноты.

В целом, аккордовые ноты с музыкальной точки зрения самые легкие и безобидные, ведь они превосходно сочетаются с гармонией, тогда как ноты гаммы, звучащие на фоне того или иного аккорда, нередко добавляют некоторую степень диссонанса.

Чем больше хроматических нот вы вводите, тем более диссонансным становится звучание фразы, потому что эти ноты выбиваются из основного аккорда. Хорошо это или плохо — решать только вам. Все зависит от вашего желания, вкуса и интуиции.

Читайте также:  Как делать домашние задания по сольфеджио

На РИС. 1 изображена блюзовая фраза в технике «шагающего баса». В ритмическом плане эта фраза очень живая.

Она включает в себя стаккато (краткие, обрывистые ноты), свинговые восьмые и триольные вставки в конце каждого такта, но в то же время она очень проста с точки зрения гармонии, ведь в нее входят в основном аккордовые ноты (тоника, квинта и большая септима) с небольшой хроматической пробежкой к квинте.

А вот на РИС. 2 вы видите более джазовую линию баса в той же технике. Она исполняется на фоне тех же двух аккордов, но здесь мы уже активно внедряем хроматические проходящие ноты. Обратите внимание на различия между этими двумя примерами.

Первый звучит довольно угловато, а второй — плавно и ровно. Также посмотрите, как так называемые «мертвые» ноты (на схемах они помечены символом Х) помогают раскрутить фразу.

Чтобы извлечь их, дерните струну, одновременно слегка приглушив ее левой рукой.

Играя в технике «шагающего баса», помните о том, что при смене аккорда лучше всего делать акцент на тонике. Если один и тот же аккорд звучит на протяжении нескольких тактов, можно играть тонику на сильной доле каждого второго или каждого четвертого такта, в зависимости от того, насколько приземленной должна быть ваша фраза, по вашему мнению.

Концепция «шагающего баса» подходит не только для свинга. Ей можно успешно пользоваться в рок-музыке с ритмом ровными восьмыми. Фраза на РИС.

3 навеяна элегантными басовыми линиями хита Дэвида Боуи (David Bowie) 1974 года “Rebel Rebel”.

Это наглядный пример эффекта от использования проходящих нот гаммы и заполнений для украшения басовой линии, звучащей на фоне прогрессии из двух повторяющихся аккордов.

3. Играйте вместе с барабанщиком

В рамках ритм-секции бас-гитара выполняет функцию своеобразного моста между ударными и остальными инструментами. В большинстве случаев бас-гитара и ударные должны стремиться к тому, чтобы звучать как одно целое.

Этого можно добиться посредством совмещения басовой партии с линиями бас-бочки и рабочего барабана. Один из способов — играть октавными тониками.

Низкая октава звучит вместе с бас-бочкой, а высокая — с рабочим барабаном (обычно на второй и четвертой долях, которые также называются слабыми долями).

Октавы делают линию баса активной, придают ей интересный мелодический контур, не противореча при этом аккордам, ведь октавные ноты являются их тониками.

Грув далеко не всегда предполагает бесконечное повторение одного и того же рисунка. Послушайте Джона Пола Джонса (John Paul Jones) в “The Lemon Song” Led Zeppelin. Вот потрясающий пример разнообразного грува (он не повторился ни разу!) и одновременно бас-гитары как вспомогательного инструмента на протяжении всех шести минут.

4. Октавы и квинты

Квинта — лучший выбор в гармоническом плане. Конечно, после октавной тоники. Многие классические примеры басовых партий основываются на тониках, октавах и квинтах. Это позволяет сделать линию баса интересной и мелодичной, отлично сочетается с ударными и не противоречит аккордам.

На РИС. 4 вы найдете пример подобного подхода. Эта партия напоминает игру Джона Пола Джонса в “Thank You” Led Zeppelin.

5. Звук в ваших руках 

Это мудрое высказывание на сто процентов верно для баса. Жесткая атака у самого грифа (см. РИС. 5а), как делает Гизер Батлер (Geezer Butler) из Black Sabbath, приводит к тому, что струны ударяют по грифу; атака в области бриджа самыми кончиками пальцев (см.

РИС. 5b) дает эффект той самой «пулеметной очереди» шестнадцатыми нотами, которой так знамениты Джако Пасториус (Jaco Pastorius) и Рокко Престиа (Rocco Prestia). (Обязательно посмотрите видео с музыкальными примерами этих подходов, чтобы услышать разницу между ними.

)

Вы можете извлечь любой звук, от глухого хлопка, до фанкового щелчка, всего лишь меняя место и силу атаки струны. Кроме того, переключатель звукоснимателей (если ваша бас-гитара оборудована им) и ручки контроля тона тоже дают вам возможность выбора.

Источник: https://gitarshkola.ru/rukovodstvo-dlya-bas-gitaristov/

Контрабас

Любой музыкант с удовольствием вам подтвердит, что любой оркестр в любой момент может отказаться от дирижера, но не от контрабаса. (Патрик Зюскинд. «Контрабас)

Точно сказать, когда появился контрабас, нельзя. Первая иллюстрация контрабаса датируется 1516 г., однако в 1493 году Просперо писал о «виолах в человеческий рост«. В настоящее время контрабас является единственным оставшихся из семейства инструментов «виола да гамба», и в начале своего существования назывался «басовая виола«.

Исторические корни контрабаса стоит искать не в форме и размерах, а в в звуке и настройrе. Глубокий низкий бас — это единственное, чем выделялся контрабас из виол. Что касается настройки, то за все время существования инструмента прижились только два строя — квартовый, и терциево-квартовый.

До 20-го века большинство типичных контрабасов имели три струны, однако встречались более необычные экземпляры, как, например, модели работы мастера Гаспаро да Сальвы 16-го века, которые имели 6 струн. Агрикола писал о виоле «контрабассоди», как о инструменте, имевшем наиболее глубокий звук из всех инструментов, им (Агриколой) слышанных.

Этот шестиструнный инструмент имел строй «соль-до-фа-ля-ре-соль». Помимо этой настройки использовался также строй «ре-ми-ля-ре-соль-до», который перешел на современные четырехструнные контрабасы как «ми-ля-ре-соль». В 17-ом веке в Австрии и Германии появились пятиструнные контрабасы.

Самые ранние школы игры на таком инструменте (строй — «фа — ля — ре — фа-диез — си») датируются 1677 годом и написаны Йоханом Якобом Приннером. Более привычный строй контрабаса («фа — ля — ре — фа-диез — ля») был принят в 1790 году.

По большому счету, контрабас до 20го века являлся оркестровым инструментом. В одном оркестре одновременно находилось до 10 контрабасов, для которых специально составлялись «дублирующие» партии, то есть, несколько инструментов играли одни и те же ноты.

Делалось это для создания необходимой громкости. В конце 19-го — начале 20-го века контрабас стал главным басовым инструментом в набиравших популярность блюз-бендах и джаз-бендах.

Однако был быстро вытеснен бас гитарой (подробнее можно почитать в моем компасе «Бас гитары«).

Контрабас по конструкции близок к скрипке, фактически, является скрипкой, увеличенной приблизительно в 6-7 раз.

Корпус контрабаса полый, изготовленный из отдельных деревянных частей. Корпус контрабаса обычно изготовляется из клена и ели. Также встречаются контрабасы из композитных материалов, которые более устойчивы к влаге и механическим повреждениям.

Накладка на гриф изготовляется из черного дерева. Крепление грифа — глухое, реже подвижное (на болтах). Современный контрабас имеет 4 или 5 струн. Колковая система — механическая шестеренная (в отличие от фрикционной, которая используется в скрипках и виолончелях).

Все части контрабаса соединены с помощью специального инструментального клея, помимо нижнего порожка и струнодержателя, которые держатся за счет давления, образуемого натянутыми струнами.

Устанавливается контрабас на установочную иглу, которая толще чем у виолончели из-за большей массы инструмента.

Смычки для контрабаса бывают двух типов: французского и немецкого. Немецкие смычки появились первыми, и фактически унаследовали дизайн смычков для скрипок и виол.

При игре таким смычком два пальца должны находится между натянутым волосом и тростью для предотвращения трения.

Немецкий вариант более удобен при смешанной игре, когда необходимо резко переходить от игры смычком к игре пиццикато и наоборот.

Французский вариант появился в 19-м веке. Отличался измененной рукояткой, а также уменьшенным расcтоянием от волоса до трости при рукоятке. Такой вариант диктовал другую, более удобную постановку руки при игре.

Трости смычков изготовляются из фернамбука, или бразильского дерева. Рукоятки — из черного дерева. Волос используется в основном конский, реже вместо волоса используют синтетические материалы. Часто в дорогих смычках волосы оплетаются сеткой из тонких серебряных или золотых нитей.

В плане техники игры современный контрабас довольно разносторонен и подвижен. Но в то же время из-за необходимости при гире смычком держать смычок на весу, а также из-за определенных сложностей при игре пиццикато возникает ряд ограничений. Ну обо всем по порядку.

Играют на контрабасе стоя или сидя на высоком стуле справа от инструмента (левши — слева). При игре стоя высоту инструмента регулируют так, чтобы контрабасист мог легко доставать рукой или смычком до нижнего порожка.

Игра на контрабасе требует немаленьких физических усилий, потому что контрабасовые струны толстые, и находятся на почтительном расстоянии от грифа. Однако эти недостатки компенсируются
достаточно большим расстоянием между струнами, что дает возможность точно и быстро менять позицию правой руки.

Техника игры смычком очень утомительна для правой руки. Смычок держат перпендикулярно струнам. Академически, полное движение смычком необходимо делать при игре целой ноты, движение смычком наполовину — при игре 12 и т. д.

С приходом контрабаса в джаз и блюз бенды, игра пиццикато сильно потеснила технику игры смычком.

Пиццикато — это прием звукоизвлечения, при котором пальцами правой руки (указательный + безымянный) «щипают» струны.

Из-за вертикального направления струн, арпеджио и переборы на контрабасе практически невозможны, однако более удобны так называемые «джампы» — прыжки, например, с четвертой струны на первую, и наоборот.

Читайте также:  Современный балет: театр бориса эйфмана

Некоторые также используют понятие «слэп», перенесенное с техники игры на бас гитаре. Фактически, слэп на контрабасе — это просто-напросто сильные щипки при игре пиццикато и удары по струнам пальцами левой руки (приглушение, хаммер-он и т. п.).

Первые электроконтрабасы появились в середине 30-х годов ХХ века. Первыми производителями были такие фирмы, как Regal, Vega, Rickenbacker. По началу было много проблем, связанных с трудностью усиления низких частот контрабаса — около десяти лет потребовалось на то, чтобы разработать подходящие датчики-звукосниматели и усилительную аппаратуру.

Из-за такой задержки, другие производители начали искать альтернативу, и появлялись первые прототипы бас гитары, которые помимо возможности звукоусиления имели ряд других преимуществ, как почти горизонтальное положение при игре (как у обычных гитар, что давало возможность освоить басовый инструмент практически без переквалификации из гитариста), а также намного более компактные размеры. Как бы то ни было, электроконтрабас развивался, по мере развития уменьшались габариты, также были существенно облегчены смычки. В настоящее время электроконтрабас является несколько авангардным инструментом, по большей части используется в небольших клубах, на выступлениях при небольшой аудитории. Для электроконтрабаса разработаны специальные усилители звука, а также процессоры звуковых эффектов.

Stanley Clarke, Christian McBride, John Patitucci

Источник: http://znamus.ru/page/kontrabas

Струнные смычковые инструменты: Контрабас :Tabik.RU

Оглавление

 

Струнные смычковые инструменты
Скрипка
Альт
Виолончель
Контрабас

Контрабас нотируется, главным образом, в басовом, иногда в теноровом ключе, и только очень высокие ноты изредка — в скрипичном.

Струны контрабаса, в отличие от остальных струнных инструментов, настроены по квартам следующим образом: Строй контрабаса по записи:

Звучит контрабас октавой ниже написанного:

Иногда бывает на контрабасе 5-я струна:

В виде исключения встречаются контрабасы, у которых имеется рейка, выведенная из грифа для продления струны Е, и специальный механизм, преобразующий струну Е в Es, D, Des и С.

Тембр 1-й струны контрабаса, особенно по мере удаления от порожка (высокие ноты), жидковат и напоминает звук детской виолончели. Тембры других струн более густые; особенно плотным, хрипящим тембром отличается струна Е.

Контрабас по форме сохранил черты старинных виол, у него более покатые плечи. Это обусловлено тем, что исполнителю приходится перегибаться через плечи инструмента, чтобы достать высокие ноты (широкие плечи стеснили бы движения). У контрабаса, так же как и у виолончели, имеется шпиль.

Техника левой руки. Ввиду большого размера инструмента исполнитель еще больше, чем на виолончели, ограничен в возможности растяжения пальцев левой руки.

Наибольший интервал, который может быть взят на одной струне крайними пальцами (1—4-м), равен большой секунде (целый тон).

3-й палец вообще не применяется в игре, и поэтому малые секунды исполняются 1—2-м, 2—4-м пальцами:

Расстояние между открытыми струнами (кварта) заполняется хроматически лишь в 1-й позиции.

Основная аппликатура хроматической гаммы.

Следовательно, гаммы без открытых струн исполняются так:

Определение позиций на контрабасе такое же, как и на виолончели (привести к положению 1-го пальца и далее по формуле «интервал минус палец», с учетом альтерации).

Легатная техника на контрабасе по сравнению с виолончелью значительно менее подвижна, так как смена позиций происходит чаще, чем на виолончели (не через три ноты, а через две), а расстояние между позициями шире. Поэтому динамический пассаж всей струнной группы в быстром темпе можно представить себе так:

В прямом положении кварта берется на соседних струнах одним пальцем, уменьшенная квинта — соседними пальцами: 2/1 , 4/2 (3-й палец не принимается в расчет); чистая квинта берется крайними пальцами: 4/1.

В обратном положении большая терция берется соседними пальцами: 2/1 , 4/2, малая терция — крайними пальцами: 4/1.

Примечание. Вообще двойные ноты, особенно в низком регистре, употребляются редко и звучат неясно Очень удобны на контрабасе октав-ные скачки, которые исполняются через струну в прямом положении крайних пальцев.

Аккорды на контрабасе применяются редко, а если и применяются, то больше с пустыми струнами:

Все сказанное относится к более низким позициям. На высоких позициях — выше 7-й (редко употребляемых)—применяется ставка. В виртуозной литературе на очень высоких позициях применяется скрипичная аппликатура.

Высокие звуки контрабаса весьма жидки и применяются в качестве специального эффекта.

В исключительных случаях применяются звуки до:

В оркестре же лучше не подниматься намного выше, чем:

Флажолеты на контрабасе звучат превосходно. Употребляются все натуральные флажолеты вплоть до самых высоких (исполняются в местах 4/5, 5/6, 6/7, 7/8 и т. д., то есть ближе к подставке).

Возможно также применение искусственных флажолетов — квартовых и терцовых (со ставкой):

Искусственные флажолеты, основанные на более мелких делениях струн, не употребляются.

Pizzicato на контрабасе звучит мягко, бархатно и гулко.

Сурдины применяются редко, так как они оказывают слабое воздействие на характер звучности. Контрабас и без сурдины звучит достаточно мягко.

Техника правой руки на контрабасе та же, что и на виолончели. Следует только учесть, что смычок контрабаса еще более массивен, чем смычок виолончели, и поэтому легкие штрихи (летучее staccato, ricochet, sautille и другие) на контрабасе трудно выполнимы и не дают должного художественного эффекта.

Существуют две школы игры на контрабасе, существенно отличающиеся друг от друга техникой владения смычком.

Последователи одной из этих школ (французской) держат при игре смычок подобно виолончельному; другие исполнители (представители немецкой школы), наоборот, предпочитают положение кисти правой руки, при котором плотно охватывается вся колодочка смычка под тростью. Первый способ дает выигрыш в подвижности, второй — способствует достижению большей силы звучности.

Естественно, что и в конструктивном отношении смычки, употребляемые представителями обеих школ игры на контрабасе, также весьма различны.

В первом случае контрабасовый смычок отличается от виолончельного лишь большей массивностью, в то время как для смычков немецкого типа характерны совсем иные пропорции: широкая (в ладонь!) колодочка, значительно большее удаление волос от древка, особенно у основания смычка.

Как покатые плечи контрабаса сохраняют форму старинных виол, так и удлиненно-трапециевидная форма контрабасового смычка немецкого типа напоминает о конструктивных особенностях смычков конца XVII века.

Источник: http://www.tabik.ru/?p=3971

Самоучитель (видеошкола) игры на гитаре от Виктора Вутена

Приветствую! В этой статье пойдет речь преимущественно о бас гитаре (но гитаристам тоже рекомендую прочитать, для Вас тоже будет полезная информация), а в частности о школе бас гитары от Виктора Вутена. Сейчас я прошу Вас сосредоточиться и уделить пять минут этой статье, только тогда Вы поймете, почему я рекомендую КАЖДОМУ музыканту ознакомиться с этим видеокурсом.

Для начала представлю самого Виктора.

Виктор Вутен – американский бас-гитарист, обладающей невероятной и просто удивительной техникой игры на электрической бас гитаре. Поверьте, все это не пустые слова! В 2011 году журнал Rolling Stone признал его одним из лучших бас гитаристов всех времен! Можно сказать он как Майкл Анджело Батио, только из мира бас гитар.

В его уроках по бас гитаре (даже будучи гитаристом), Вы найдете множество необходимых для понимания тем, возможно, что его уроки заставят Вас по-другому посмотреть на свою импровизацию и понимание музыки в целом.

Но самое большое сокровище (по-моему мнению) сокрыть в разделе “Ритм гитара”! За те 30 минут, что идет этот видеоурок,  Виктор доказывает Вам то, что ритм это и есть музыка, а не ноты или их правильная последовательность!

Этот урок колоссально меняет Ваше музыкальное мышление в лучшую сторону, а так же, Вы еще и получите несколько упражнений, которые будут просто феноменально быстро развивать Вашу ритмическую основу игры на музыкальном инструменте.

Поверьте, это не реклама или что-то в таком духе, его видео самоучитель игры на гитаре просто заставил меня под другим углом взглянуть на музыку. Особенно “ритмическая” часть этого курса, обязательно посмотрите этот видео урок и тогда сами все поймете!

Если Вы бас гитарист и у Вас творческий кризис, то уроки бас гитары Виктора Вутена помогут Вам не только выйти из трудной “музыкальной” ситуации, но и наверняка благодаря ним Вы получите много проверенных и по своему уникальных знаний, осмыслять которые Вы возможно будите не один год. Если же Вы гитарист и бас Вас особо не интересует, то тогда, для Вас это видеошкола не будет настолько ценна, но часть знаний Вам определенно пригодиться!

Вообще сложно выделить какие-нибудь минусы или недостатки в этом курсе. Ведь его делал человек, музыкальной опыт которого больше всей моей жизни, плюс Rolling Stone признал его одним из лучших бас гитаристов всех времен, по-моему, этим уже все сказано!

Теперь Вам осталось только найти и изучить этот курс, а я настоятельно рекомендую это сделать, поверьте, за подобные  “даже больше чем профессиональные” знания люди платят огромные суммы денег, ведь это в корне меняет их игру на инструменте и само понимание музыки. В целом, рекомендую ознакомиться с ним прямо сейчас, пока он еще в Вашей голове!

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

1) Импровизируем с Марти Фридманом

2) Ритм Гитара

3) Вводный Урок по Музыкальной Теории

Источник: http://amazingguitar.ru/uchis-u-zvezd/uroki-bas-gitary.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector