Виды музыкального слуха что к чему

Виды музыкального слуха: что к чему?

Музыкальный слух – это возможность умом различать звуки по их окраске, высоте, громкости и продолжительности. Музыкальный слух, в общем-то, как и чувство ритма, может быть развит, причём видов слуха (точнее его граней, сторон) множество и каждый по-своему в большей или меньшей степени важен.

Звуки музыкальные и немузыкальные

Звуков в окружающем нас мире просто море, но музыкальный звук – это не всякий звук.

Это только тот звук, для которого можно определить и высоту (она зависит от частоты колебания того физического тела, которое является источником звука), и тембр (богатство, яркость, насыщенность, окрашенность звука), и громкость (громкость зависит от размаха колебаний источника – чем сильнее первоначальный импульс, тем громче получится звук на входе).

А вот немузыкальные звуки называются шумовыми, для них мы можем определить и громкость, и продолжительность, нередко и тембр, но далеко не всегда мы можем точно определить их высоту.

Виды музыкального слуха

Вопрос музыкального слуха – довольно тонкий. Любой вид музыкального слуха в некотором смысле связан с определённым психологическим процессом или феноменом (например, с памятью, мышлением или воображением).

Чтобы сильно не теоретизировать и не впадать в банальные и спорные классификации, просто попытаемся охарактеризовать несколько распространённых в музыкальной среде понятий, относящихся к этому вопросу. Это как раз и будут некоторые виды музыкального слуха.

************************************************************************

Абсолютный слух – это память на тональности (точную высоту), это возможность определить ноту (тон) по её звучанию или, наоборот, воспроизвести ноту по памяти без дополнительной настройки по камертону или какому-нибудь инструменту, а также без сравнений с другими известными высотностями. Абсолютный слух является особенным феноменом звуковой памяти человека (по аналогии, например, со зрительной фотографической памятью). Для человека, обладающего таким видом музыкального слуха, узнать ноту – всё равно, что для любого другого просто услышать и опознать обыкновенную букву алфавита.

Музыканту абсолютный слух в принципе не особенно нужен, хотя и помогает не фальшивить: например, сыграть на скрипке без ошибок.

Вокалистам это качество тоже помогает (хотя и не делает обладателя абсолютного слуха вокалистом): оно способствует выработке точности интонации, а также помогает держать партию при ансамблевом многоголосном пении, правда собственно пение только лишь от «слуха» более выразительным (качественным) не станет.

Абсолютный вид слуха нельзя искусственно обрести, так как качество это врождённое, но можно развить идентичное всеслышание путём тренировок (к этому состоянию приходят рано или поздно почти все «практикующие» музыканты).

************************************************************************

Относительный слух – это профессиональный музыкальный слух, который позволяет услышать и определить любой музыкальный элемент или всё произведение целиком, но только относительно (то есть в сравнении) представляемой им звуковысотности. Он связан не с памятью, а с мышлением. Ключевых моментов здесь может быть два:

  • в тональной музыке это чувство лада: умение ориентироваться внутри лада помогает услышать всё, что происходит в музыке – последовательность устойчивых и неустойчивых музыкальных ступеней, их логическую взаимосвязь, соединение их в созвучия, отклонение и уход от первоначальной тональности;
  • в атональной музыке это слышание интервалов: способность слышать и различать интервалы (расстояние от одного до другого звука) позволяет точно повторять или воспроизводить любую последовательность звуков.

Относительный слух – очень сильный и совершенный инструмент музыканта, он позволяет сделать многое. Единственная слабая сторона его – лишь приблизительное угадывание точной высоты звука: например, слышу и могу сыграть песню, но в другой тональности (часто просто более удобной для интонирования – зависит от типа певческого голоса или инструмента, на котором играешь).

************************************************************************

Внутренний слух – способность слышать музыку в воображении. Видя ноты на листе, музыкант может проиграть в голове всю мелодию. Ну, или не только мелодию – кроме неё, он в своём воображении достроить и гармонию, и оркестровку (если музыкант продвинутый), и всё что угодно.

Начинающим музыкантам очень часто нужно наиграть мелодию, чтобы ознакомиться с ней, более продвинутые могут спеть ее, но, а люди с хорошим внутренним слухом просто представляют звуки.

************************************************************************

Видов музыкального слуха можно выделить и больше, каждый из них помогает музыканту в его общей музыкальной деятельности или в более специальной области. Например, мощнейшими инструментами композиторов являются такие виды слуха, как полифонический, оркестровый и ритмический.

************************************************************************

«Музыкальный глаз» и «музыкальный нюх»!

ЭТО ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ БЛОК. Тут мы решили поместить шуточный раздел нашего поста. Как всё-таки интересна и богата впечатлениями наша жизнь, жизнь современного человека…

Работникам радио, диджеям, а также любителям модной музыки, да и артистам эстрады, кроме слуха, который они применяют для наслаждения музыкой, необходимо и такое профессиональное качество, как «музыкальный нюх»! Как же без него узнавать про новинки? Как определять, что нравится аудитории? Такие вещи всегда нужно пронюхивать!

Про «музыкальный глаз» придумайте что-нибудь сами!

************************************************************************

КОНЕЦ. По мере накопления музыкально-практического опыта слух развивается. Целенаправленное развитие слуха, постижение основ и сложностей происходит в цикле специальных курсов музыкальных учебных заведений. Это ритмика, сольфеджио и гармония, полифония и оркестровка.

Автор – Вячеслав Блохин

Источник: https://music-education.ru/vidy-muzykalnogo-sluha-chto-k-chemu/

Консультация по теме: МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ И ЕГО ВИДЫ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ И ЕГО ВИДЫ

Прежде чем приступить к серьёзному разговору о развитии музыкального слуха, давайте, как говорят в научных кругах, «договоримся о терминах» .

Высоколобые теоретики определяют музыкальный слух как специальную способность человека, базирующаяся на общих психических и физиологических свойствах человека, поддающуюся развитию в процессе музыкальной деятельности у людей даже с минимальными музыкальными способностями.

А если проще, МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ -это способность человека полноценно воспринимать и воспроизводить музыку.

Качество слуха зависит от развитости всех сторон (видов) слуха.

Он подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, тембра, громкости, длительности), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении.

Структура музыкального слуха включает:

а) основные виды слуха (внешний, внутренний,);

б) компонентные виды слуха (обязательные и необязательные).

 Обязательные (для профессионалов) компонентные виды слуха сориентированы на восприятие отдельных структурных компонентов музыкального целого. Среди них – относительный, ритмический, мелодический, интервальный, эмоциональный, , ладовый, тональный, звуковысотный, интонационный, тембровый, динамический, фактурный, полифонический, архитектонический( чувство формы)

 Необязательные ( даже для профессионалов) виды – это экстраординарные уникальные проявления музыкального слуха. Среди них – абсолютный и цветной, основанный на возникающих под воздействием музыки цветовых представлениях, имеющих субъективный характер ( синопсия).

Абсолютный слух – это особый вид долговременной памяти на высоту и тембр звука: способность узнавать и определять, используя названия нот (с, d, e и т. д.), высоту отд. звуков мелодии

Абсолютный слух порой рассматривают как предпосылку успешной деятельности в области музыки, однако, согласно имеющимся данным, многие великие композиторы (Вагнер, Скрябин и др.) им не обладали.

По мнению многих, гораздо важнее  относительный, или интервальный слух – умение воспринимать, определять, понимать, представлять отношения, функциональные связи между звуками .

 Это – более высокая ступень организации слуха. И это необходимо ВСЕМ, не только музыкантам. Кроме того, «для жизни, светлой и радостной», а так же «пользы и удовольствия для» неплохо бы иметь следующие виды музыкального слуха :

 мелодический  – способность слышать и понимать строение мелодии (звуковысотность, направление движения и ритмическую организацию), а также воспроизводить ее голосом. На более высоком уровне развития – записывать нотами;

 гармонический – способность слышать гармонические созвучия – аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте (этот вид слуха отвечает также за умение подобрать на слух аккомпанемента к мелодии , петь в многоголосном хоре);

  внутренний – умение представить мелодию без воспроизведения голосом, способность «думать» музыкальными фразами;

 ритмический  –  умение чувствовать ровный метр – пульс произведения, длительность каждого звука и звуковых сочетаний. Иными словами –  ощущение музыки во времени и в движении.

 Каждый из вышеперечисленных видов слуха развивается в процессе обучения музыке. Даже абсолютный .Долгое время считалось, что он не поддается развитию, но сейчас методики известны.

Но, люди добрые, всё это – не главное.

Важнейшим компонентом музыкального слуха является общая музыкальность, выражающаяся в эмоциональной отзывчивости на музыку, в яркости и силе специфических музыкальных переживаний.

Как показывает практика, без такой эмоциональной предрасположенности человек оказывается неприспособленным как к полноценному восприятию музыки, так и к любым формам музыкальной деятельности.

Как  же определить наличие или отсутствие слуха?

Начнём с того, что действительное отсутствие музыкального слуха – явление достаточно редкое. У большинства людей слух присутствует с рождения, однако, степень выраженности его у всех разная. Отсутствие музыкального слуха – такая же редкость, как, например, врожденная слепота  

Бывает, что ярко выраженный талант даётся человеку сразу от Бога (или от природы – кто как верит). Чистое, выразительное пение, великолепная музыкальная память, поразительная лёгкость, стремительность овладения музыкальным языком…

Такие люди интонировать начинают раньше, чем говорить – я лично знаю несколько примеров (известны даже случаи, когда человек, будучи успешным профессионалом, не имел профессионального музыкального образования). Если Вы или Ваш ребёнок принадлежите к этой счастливой категории – примите мои поздравления. Правда, у Вас имеются проблемы иного рода,  но об этом – не сейчас.

Но как быть в других случаях, когда музыкальные способности выражены менее ярко, либо не выражены совсем?

Часто встречающийся пример: человек слышит, как нужно спеть мелодию, но не может воспроизвести ее голосом.

Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях судят по умению человека петь. Не умеешь петь – значит “медведь на ухо наступил”

 Позвольте, но как Вы познакомились с этим медведем? Если Вы слышите, что поете плохо, то уж со слухом-то у Вас точно все в полном порядке! Не в порядке с координацией между слухом и голосом. Но это-то как раз поправимо. Даже в вашем случае.

 Что же касается детей, то их способность к координации может быть в латентном состоянии лет до 5-6, а потом «выскочить» сама собой, без всяких усилий с Вашей стороны (другое дело, что «дожидаться милостей от природы» не стоит).

В общем, пение не может быть 100% показателем наличия или отсутствия музыкальных способностей.

Более серьёзные показатели – наличие чувства ритма, ощущение звуковысотности.

Как протестировать ребёнка?

Я обычно тестирую детей при помощи нескольких несложных игр:

 Прошу «сыграть в паровозик» – повторить за мной несколько ритмоформул разной сложности

 Определить количество взятых одновременно звуков, в созвучии, затем – в последовательности

 Сыграть в «угадайку» – педагог нажимает на пианино(синтезаторе) клавишу, находящуюся в небольшом диапазоне, заранее оговоренном с ребёнком (например, от двух чёрненьких до трёх чёрненьких). Ребёнок , отвернувшись, слушает, а затем пытается найти заданный звук «методом научного тыка».

Ещё несколько несложных диагностических игр:

«эхо» – пение за педагогом любых несложных, но разнообразных попевок на 2-х и 3-х звуках.  «волосянка» : – так я сразу определяю примарные тона, и заодно объём лёгких

“Волосянка” – аутентичная детская народная игра. Проводится следующим образом: произносится ритмизованый текст “давАйте-кА, ребЯта, волосЯн -ку тянУть” , а далее нужно, набрав побольше воздуха, “тянуть” голосом А-а-а-а-а-а-а” -кто сколько вытянет.

Читайте также:  Проверка музыкального слуха как это делается

Как правило, звук, интонируемый ребёнком в этом случае непроизвольно, находится в диапазоне его примарных тонов.Целесообразно для уточнения провести несколько “раундов”, поддаваясь, делая вид, что у Вас воздух закончился раньше, и т. п.Взрослым и детям, умеющим считать, для определения П.Т.

можно ещё посчитать до 20-30 спокойным, монотонным голосом Сначала интонация, как правило, “скачет”, а потом, устанавливается на пр. тоне (как весы),

 Чаще всего этого бывает достаточно. Такие игры – не только неплохая диагностика, но и отличные « развивалочки»  для индивидуальной работы .

 Дети играют с удовольствием. Взрослые, кстати тоже. Попробуйте – эта диагностика эффективна для любого возраста.

А что же реально указывает на музыкальные способности маленького ребенка?

Желание слушать музыку

 Эмоциональная чуткость к разным настроениям, выраженным в музыке.

Образное восприятие мира, неуёмная фантазия.

Страстное желание петь.

Всего лишь? Но этого достаточно, чтобы понять – ЕСТЬ.

  Так к  чему, собственно мы должны прийти – есть ли какая-то конечная точка развития музыкального слуха?

У профессионалов сформированность музыкального слуха определяется по следующим показателям: в анализе на слух – интервальный, аккордово-функциональный, ладовый; в мелодическом диктанте – звуковысотный, метроритмический, осознание структуры мелодии; в интонировании мелодии -звуковысотный, метроритмический, выразительность исполнения Способность чисто петь самостоятельно в двух- и многоголосии. Сформированность архитектонического слуха -чувства муз. формы. Эта способность осознавать, понимать и оценивать соразмерность временных отношений между разл. компонентами муз. произв., их функциональные значения в целом (квадратность, неквадратность, трёхчастность, экспозиция, развитие, завершение развития и др.) – одна из наиболее сложных форм слуха. Она граничит уже с творческим мышлением, мышлением композитора

Для непрофессионала же конечная точка – это:

– способность чисто петь, не имея гармонической и мелодической помощи, без сопровождения

– способность чисто петь самостоятельно в двух- и многоголосии.

– способность подбирать аккорды на слух.

А вообще – несть предела совершенству

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/02/16/muzykalnyy-slukh-i-ego-vidy

Что такое музыкальный слух и можно ли его развить?

03.12.2015 2648

«Медведь на ухо наступил». До невозможности избитая фраза, но настолько точная в определении музыкально-слуховых способностей человека. Но знаете ли вы, что музыкальный слух можно развивать и люди, которые не способны осмысливать музыкальные впечатления и различать высоту звуков, далеко не безнадежны?

Ведь музыкальный слух – это не редкость и не дар, как принято считать, а способность человека, которая появилась вследствие жизненной необходимости, точно также как умение ходить или разговаривать. Следовательно, его можно натренировать или выучить, как новый иностранный язык.  И чтобы это доказать, давайте, для начала, классифицируем музыкальный слух человека.

Виды музыкального слуха

Абсолютный слух

Это уникальная способность человека различать ноты на слух и умение точно воспроизводить их голосом без подстройки. Это касается не только музыкальных звуков, но и всего того, что мы слышим каждый день, например, звук сирены или телефонного звонка.

Чаще всего абсолютный слух выявляется только при занятиях музыкой, иначе человек просто не понимает для чего ему пользоваться этим даром. Ведь он не знает нот и не видит смысла сравнивать их друг с другом.

Хотя, ученые выяснили, что люди с абсолютным слухом обладают хорошей памятью высоты звуков, поэтому, если много заниматься, то можно развить в себе эту чудо-способность и натренировать память.

Относительный слух

Обладая относительным слухом, человек нуждается в настройке перед тем, как пропеть тот или иной звук. Например, аккорд, проигранный на музыкальном инструменте, относительно которого мысленно будет выстроен звукоряд.

Развивается в процессе обучения музыке.

Мелодический слух

Этот вид слуха также развивается в процессе обучения музыке. Человек учится слышать и понимать развитие мелодии, ее ритм и высоту звуков. В последствии он может пропеть мелодию голосом или даже записать нотами.

Гармонический слух

Способность разделять аккордовые созвучия и их последовательность на отдельные звуки. На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии. Это возможно даже в том случае, если вы не знаете нот или никогда не пели в многоголосном хоре.
Эту способность человек также способен развивать даже при отсутствии каких-либо музыкальных задатков.

Внутренний слух

Основывается на том, что человек в уме воспроизводит те или иные звуки без использования голоса. На начальном уровне это может выражаться в подборе мелодии на инструменте по слуху. При этом человек понимает свои ошибки и исправляет их.

Более продвинутые воспроизводят внутренний слух голосом, т.е без использования музыкального инструмента читают ноты с листа. Это возможно лишь при интенсивных занятиях сольфеджио или обладая абсолютным слухом, который, как известно, тоже можно развить.

Предслышание

В этом случае человек сначала представляет звук, который хочет исполнить, а потом воспроизводит его голосом. Этот прием не только помогает настроится, но и учит импровизировать.

Можно ли развить музыкальный слух?

Суммируя классификацию разновидностей музыкального слуха можно сделать вывод о том, что у всех нас он есть, только развит у каждого по-разному. Лишь 5% людей в мире являются глухими от рождения, остальные 95% умеют различать голоса и поэтому совершенно точно обладают задатками музыкального слуха.

Умение петь не предполагает умения хорошо слышать и наоборот. Чтобы развивать в себе музыкальные способности необходимо заниматься, точно также, как люди учатся танцевать, играть на гитаре или плавать. Поэтому нельзя говорить, что вам на ухо наступил слон или медведь. Быть может вы просто редко пользуетесь своими музыкальными способностями.

И чтобы узнать, насколько развит ваш музыкальный слух, предлагаем вам пройти тест, который покажет, на каком уровне находится ваше умение различать звуки.

Вам необходимо на слух определить, выше или ниже по тону второй звук. Если ниже, то вам необходимо нажать кнопку LOWER (ниже), а если выше, то кнопку HIGHER (выше). Для повтора звуков можно нажимать кнопку Replay (повтор). 

По окончанию теста вам предложат ответить на несколько общих вопросов:

  1. Сколько лет вы занимаетесь музыкой
  2. Ваша национальность
  3. Ваш возраст
  4. Ваш пол (male-мужской/ female-женский)
  5. Процентное соотношение правильно услышанных звуков.

Очень хорошим считается результат, если вы различаете полутона менее 1.5 Hz (Герц). Нам еще есть к чему стремится, ну, а вам мы желаем успехов в развитии вашего музыкального слуха. Ведь, что может быть прекраснее, чем этот удивительный мир, наполненный такой разной и прекрасной МУЗЫКОЙ!

Источник: https://www.muz.by/muzblog/chto-takoe-muzykalnyj-slukh-i-mozhno-li-ego-razvit

Музыкальный слух

Музыкальный слух – это совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.

Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма).

 Среди различных видов музыкального слуха, выделяемых по разным признакам, важнейшими являются: абсолютный слух – способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном; относительный слух – способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах и т. д.

; внутренний слух – способность к ясному мысленному представлению (например, по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодичных и гармоничных построений, целых музыкальных пьес; интонационный слух – способность слышать экспрессию музыки, раскрывать заложенные в ней структуры коммуникации.

 Развитием музыкального слуха занимается специальная дисциплина – сольфеджио, однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности.

В разном возрасте люди слышат музыку по-разному. Это правда.

Ребенок способен различать звук с частотой до 30 000 колебаний в секунду, но у подростка (до двадцати лет) этот показатель составляет 20 000 колебаний в секунду, а к шестидесяти годам он снижается до 12 000 колебаний, в секунду.

Хороший музыкальный центр подает сигнал с частотой до 25 000 колебаний в секунду. То есть люди старше шестидесяти уже не смогут оценить все его преимущества, они попросту не услышат всю широту гаммы звуков.

Неважно, в каком возрасте начать тренировать свой слух. Неверно. Американские исследователи выяснили, что наибольший процент людей с абсолютным слухом наблюдается у тех, кто начал изучать музыку между 4 и 5 годами жизни. А среди тех, кто начал заниматься музыкой после 8 лет, людей с абсолютным слухом почти не встречается.

Мужчины и женщины слышат музыку одинаково. На самом деле, женщины слышат лучше мужчин. Диапазон частот, воспринимаемых женским ухом, значительно шире, чем у мужчин. Они точнее воспринимают высокие звуки, лучше различают тональности, интонации. Вдобавок, женский слух не притупляется до 38 лет, а у мужчин этот процесс начинается уже с 32 лет.

Наличие музыкального слуха не зависит от языка, на котором говорит человек. Неверно. Это доказала исследовательница из калифорнийского университета, сравнив данные 115 американских и 88 китайских студентов-музыкантов. Китайский язык является тональным.

Так называется группа языков, в которых в зависимости от интонации одно и то же слово может приобретать несколько (до десятка) значений. Английский язык – не тональный. У испытуемых исследовался абсолютный слух. Они должны были различать звуки, которые по частоте отличались всего лишь на 6%.

Результаты впечатляют. С испытанием на абсолютный слух справились 60% китайцев и всего 14% американцев. Исследовательница объяснила это тем, что китайский язык более мелодичен, и китайцы с рождения привыкают различать большее число звуковых частот.

Таким образом, если язык человека музыкален – с большой вероятностью у него будет и абсолютный музыкальный слух.

Мелодия, услышанная хотя бы раз, хранится в нашем мозгу всю жизнь. Это правда. Американские ученые обнаружили зону коры головного мозга, отвечающую за музыкальные воспоминания. Это та же самая слуховая зона коры головного мозга, которая отвечает и за восприятие музыки.

Оказывается, нам достаточно услышать хоть раз мелодию или песню, как она уже сохраняется в этой слуховой зоне. После этого, даже если мы не будем слышать прослушанную мелодию или песню, слуховая зона все-равно способна извлечь её из своих “архивов” и проиграть в нашем мозгу “по памяти”.

Весь вопрос лишь в том, как глубоко упрятана эта мелодия. Любимые и часто слышимые композиции хранятся в кратковременной памяти. А давно услышанные или слышимые редко мелодии откладываются в “чуланы” долговременной памяти.

Тем не менее, какое-нибудь событие или звуковой ряд могут неожиданно заставить нашу память извлечь эти забытые мелодии из своих “закромов” и проиграть их в нашем мозгу.

Музыкальный слух передается по наследству. Это мнение бытует давно и широко распространено. Но только недавно ученые смогли его научно обосновать.

Исследователи обнаружили, что у людей без музыкального слуха в нижней лобной извилине правого полушария содержится меньше белого вещества, чем у тех, кто хорошо воспринимает и воспроизводит мелодии.

Не исключено, что данная физиологическая особенность обусловлена генетически.

Животные не имеют музыкального слуха. Они просто слышат музыку по-другому. Животные воспринимают гораздо больше звуковых частот.

И если люди способны уловить до 30 000 колебаний в секунду, то собаки, например, регистрируют звук, имеющий частоту от 50 000 до 100 000 колебаний в секунду, то есть улавливают даже ультразвук. Хотя животным и свойственно чувство такта, однако мелодию наши питомцы воспринимать не могут.

То есть они не объединяют аккордовые сочетания звуков в определенную последовательность, именуемую мелодией. Музыку животные воспринимают лишь как набор звуков, причем некоторые из них расценивают как сигналы животного мира.

Читайте также:  Музыкальные произведения о природе подборка хорошей музыки с рассказом о ней

Музыкальный слух – способность, которая дается свыше и которую невозможно развить. Неверно. Те, кто поступал в музыкальную школу, наверное, помнят, что их просили не только спеть, но и отстучать мелодию (например, карандашом по крышке стола). Объясняется это просто. Преподаватели хотели оценить наличие у поступающего чувства такта.

Оказывается, именно чувство такта дается (или не дается) нам от рождения, и его невозможно развить. И если уж у человека его нет, то ничему его научить преподаватели музыки не смогут. Кстати, процент людей, у которых отсутствует чувство такта, очень мал.

А вот всему остальному научить можно, в том числе и музыкальному слуху, было бы желание.

Музыкальный слух – редкость. Неверно. На самом деле, любой человек, способный говорить и воспринимать речь, обладает им. Ведь для того, чтобы разговаривать, мы должны различать звуки по высоте, громкости, тембру и интонации. Именно эти умения входят в понятие музыкального слуха.

То есть, почти все люди обладают музыкальным слухом. Весь вопрос только в том, каким видом музыкального слуха они обладают? Абсолютным или внутренним? Высшая стадия развития музыкального слуха – абсолютный слух. Он раскрывается только в результате занятий музыкой (игре на музыкальном инструменте).

Долгое время считалось, что он не поддается развитию, но сейчас известны методики развития абсолютного слуха. Низший уровень развития слуха – внутренний слух, некоординированный с голосом. Человек, обладающий таким слухом, может различать мелодии, воспроизводить их по памяти, но не петь.

Отсутствие музыкального слуха называют клиническим уровнем развития слуха. Им обладают всего лишь 5% людей.

Источник: https://www.molomo.ru/myth/ear_for_music.html

Что такое музыкальный слух?

На самом деле, о музыкальном слухе и о том, как его развить, мы говорили с Вами в одном из “Уроков пения” – “Как развить музыкальный слух”. Но сегодня же мы просто поговорим о том, что такое музыкальный слух, у каких людей он присутствует и можно ли его развить (научиться ему)… Итак, поехали!

Многие люди испытывают что-то вроде чувства неполноценности, когда речь заходит о музыкально одаренных людях. «А мне медведь оба уха в детстве оттоптал!» — говорят они, ссылаясь на полнейшее отсутствие музыкального слуха.

Да, бытует мнение, что музыкальный слух — это чуть ли не нечто уникальное, Божья благодать.

И человек, которому этот самый «божий дар» достался – избранный счастливчик со способностями к пению, игре на музыкальных инструментах и даже к композиторству.

Так что же такое музыкальный слух? Правда ли, что его наличие или отсутствие предопределяет музыкальные возможности человека с самого рождения на свет?

Любая человеческая способность не возникает просто так. Сначала появляется необходимость в ней. Так человек с четырех конечностей поднялся на ноги, чтобы освободить руки.

Вот и с музыкальным слухом похожая ситуация — способность эта в человеке зародилась очень давно, с тех самых пор, как у него появилась потребность в общении, сначала на уровне звукообмена, затем по средствам речи. Для того, чтобы человеческий ребенок научился разговаривать, он должен учиться различать звуки по силе, высоте и тембру, длительности — то есть, иметь музыкальный слух.

Виды музыкального слуха

Выделяют виды музыкального слуха по свойствам::

Абсолютный слух — когда человек может распознать любую ноту на слух и тут же воспроизвести ее голосом безо всякой подготовки

• Относительный слух — это когда человек может видеть, точнее, слышать разницу между звуками разной высоты. Такой способности учат на дисциплине Сольфеджио.

Мелодический слух — когда человек способен понять строение услышанной мелодии и может воспроизвести ее голосом, а еще лучше записать нотами. Эту способность также развивают на занятиях.

Гармонический слух — когда человек может расслышать гармонические созвучия и их последовательность, затем записать их или воспроизвести голосом. Эту разновидность слуха развивают даже при полном отсутствии оного.

У кого есть музыкальный слух?

И это лишь некоторые из видов музыкального слуха, но уже по ним можно понять, что по большей части музыкальный слух это не подарок небес, а результат труда человека, тщательной работы над собой.

Ежедневно любой из людей вынужден использовать свой музыкальный слух. Не будь его, как он узнает кого-то из близких или знакомых по голосу? Да и этого мало! Человек, даже маленький ребенок, способен безошибочно по звукам голоса определить целое море характеристик своего собеседника — его настроение, степень усталости или бодрости, часто даже состояние здоровья.

Полное отсутствие музыкального слуха также редко встречается, как и абсолютная слепота. Разумеется, у одного он отлично развит, а у другого — хуже. Но практически у всех музыкальный слух достигает того уровня, которого более чем достаточно, чтобы начать занятие музыкой.

Источник: https://muzykantam.net/stati-o-gitare/chto-takoe-muzykalnyi-sluh.php

Музыкальный слух

Главная  »  Блог  »  Музыкальный слух

Музыкальный слух — совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.

Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический, гармонический и др. виды слуха).

Существует распространенное мнение, что музыкальный слух — это что-то почти уникальное — дар божий, и человеку, имеющему музыкальный слух, крупно повезло. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле, избранный. Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя: «мне медведь на ухо наступил».

Действительно ли это такая редкость — музыкальный слух? Почему одни люди его имеют, а другие — нет? И вообще, откуда он взялся у человека? Зачем вообще появился? Может быть, это что-то вроде экстрасенсорных способностей? Стоит вспомнить, что способности человека возникают не просто так. Всякая наша способность идет от жизненной необходимости.

На двух ногах человек научился ходить потому, что ему нужно было освободить руки. Примерно такая же ситуация и с музыкальным слухом. Эта функция появилась, когда живым существам потребовалось общаться при помощи звуков. У человека музыкальный слух развивался вместе с речью. Для того, чтобы научиться говорить, нам нужно уметь различать звуки по силе, длительности, высоте и тембру. Собственно, именно это умение люди и называют музыкальным слухом.

Виды музыкального слуха

Абсолютный слух Способность узнавать по слуху любую ноту (до, ре, ми и т. д.) и воспроизводить ее голосом без предварительной настройки. Это относится и к звукам, исполняемым не только на музыкальных инструментах (сирена, телефонный звонок, стук по металлической трубе и т.д.).

Относительный слух

Отличается от абсолютного тем, что для определения или пропевания нот на слух необходима настройка — звук или аккорд, относительно которого мысленно будет выстроен звукоряд. Развивается в процессе обучения музыке.

Мелодический слух

Способность слышать и понимать строение мелодии (звуковысотность, направление движения и ритмическую организацию), а также воспроизводить ее голосом. На более высоком уровне развития — записывать нотами. Развивается в процессе обучения музыке.

Гармонический слух

Способность слышать гармонические созвучия — аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте.

На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии, даже без знания нот или пении в многоголосном хоре. Возможно его развитие даже при начальном отсутствии такой способности.

Внутренний слух

Внутреннее представление правильного звуковысотного интонирования, без воспроизведения голосом.

  1. Внутренний слух, некоординированный с голосом. Начальный уровень.
    На практике выражается в подборе мелодии, возможно с аккомпанементом, по слуху на инструменте или понимании ошибок на слух в изучаемом произведении.
  2. Внутренний слух, координированный с голосом. Профессиональный уровень. Результат серьезных занятий сольфеджио. Предполагает слышание и предслышание нотного текста и возможность работы с ним без музыкального инструмента.

Развивается в процессе обучения музыке.

Предслышание

Мысленное планирование внутренним слухом будущего чистого звука, ритмической фигуры, музыкальной фразы. Используется, как профессиональный прием в вокале и для игры на всех музыкальных инструментах.

Можно ли развить музыкальный слух?

Мы пользуемся музыкальным слухом, причем, очень точным, постоянно. Без него мы не узнавали бы людей по голосу. А ведь по голосу мы можем сказать о своем собеседнике еще очень многое. Он дает нам возможность определять, какое настроение у человека, с которым мы разговариваем, можно ли ему доверять и многое другое.

Невербальные, то есть несловесные, характеристики речи дают нам порой гораздо больше информации, чем сказанные слова. Можно ли в таком случае говорить, что у кого-то нет музыкального слуха? Да конечно, нет! У каждого человека, который самостоятельно научился говорить, есть музыкальный слух.

Отсутствие музыкального слуха — такая же редкость, как, например, врожденная слепота! Конечно, у кого-то он может быть развит очень хорошо, а у кого-то похуже, но у подавляющего большинства людей музыкальный слух развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов без специальных усиленных тренировок по развитию музыкального слуха. Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях судят по умению человека петь. Не умеешь петь — значит «медведь на ухо наступил», «нет музыкального слуха». Но ведь чтобы петь, мало хорошо слышать. Нужно еще уметь хорошо владеть своим голосом. А управлению голосом нужно учится так же, как рисовать, танцевать или плавать. А, кроме того, если Вы слышите, что поете плохо, то уж со слухом-то у Вас точно все в полном порядке! И, наконец, если Вы любите музыку, слушаете ее, значит у Вас нормальный музыкальный слух, можете, на этот счет, не беспокоится. Музыкальный слух, как любая функция нашего организма (например, умение плавать), развивается только тогда, когда мы им активно пользуемся. Если Вы будете играть на музыкальном инструменте или петь, это поможет Вам быстро развить музыкальный слух. Кстати, Дмитрий Кабалевский посвятил свою жизнь развенчиванию мифа об уникальности музыкального слуха. Он разработал целую систему, доказывавшую, что обучать музыке можно и нужно каждого человека. И результаты его деятельности показали, что успешно заниматься музыкой может практически любой человек.

Развитием музыкального слуха занимается спец. дисциплина — сольфеджио, однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности.

Один из методов развития интонационного слуха — через движение, дыхательные практики и танец. Различные проявления музыкального слуха изучаются в музыкальной психологии, музыкальной акустике, психофизиологии слуха.

Слух диалектично связан с общей музыкальностью, выражающейся в высокой степени эмоциональной восприимчивости музыкальных явлений, в силе и яркости вызванных ими образных представлений и переживаний.

Если у вас есть желание заниматься музыкой в том или ином виде, отбросьте всякие сомнения в своих способностях, действуйте, учитесь, и успех обязательно придет к вам!

Источник: http://seejay.ru/blog/view/69

Что такое музыкальный слух?

04 Июнь 2013

В первую очередь – это те способности и возможности, которые помогают нам активно воспринимать музыку, а также исполнять и сочинять ее.

То есть, не достаточно просто слышать музыку, чтобы воспринимать все ее тонкости. Хороший слух помогает различать тембр, выделять отдельные элементы в сплошном потоке музыки, чувствовать ритм, улавливать тонкие нюансы, помогающие не просто услышать, но и понять музыку, различить ее составные части. Такое умение очень важно для тех, кто занимается музыкой профессионально.

Вообще, видов музыкального слуха существует несколько, в зависимости от того, насколько он у человека развит, и какие оттенки звука человек может различать.

Абсолютный слух помогает нам узнавать любую ноту, которую мы слышим и без всякой подготовки, сразу, воспроизводить ее голосом. Причем воспроизвести человек с абсолютным слухом может любой звук, например, звонок телефона или стук по металлу.

Относительный слух, в сущности, помогает нам с узнаванием звуков так же, как и абсолютный. Но для их воспроизведения голос нужно дополнительно настраивать, подготавливать.

Мелодический слух помогает нам не только правильно слышать мелодию, но и определять ее строение. То есть, определять ритм и высоту звука. Хорошо развитый мелодический слух не только помогает воспроизводить мелодию голосом, но и записывать ее в виде нот.

Читайте также:  На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

Обучаясь музыке дополнительно, можно развить у себя, так называемый, гармонический слух – способность слышать аккорды и их сочетания и воспроизводить их на музыкальном инструменте или голосом, что достаточно непросто. Таким образом, можно подбирать на слух мелодию, даже не зная нот.

Существует и такое явление, как внутренний слух. Эта способность позволяет видеть ошибки в музыкальном произведении или мелодии, иными словами, чувствовать, что исполнитель «фальшивит».

Если внутренний слух развит на элементарном уровне, то можно без знания нот подбирать музыку голосом или на инструменте.

Если же эта способность развита профессионально, то работать с нотным текстом можно даже без музыки, как говорится, с листа.

Считается, что музыкальный слух, как, к примеру, талант к рисованию или танцу, дается нам с рождения, и везет с этим качеством далеко не всем.

На самом деле, людей, которым «медведь на ухо наступил» совсем немного. Музыкальный слух, такое же качество, как умение читать или говорить.

Но над ним, как и над умением бегло и внимательно читать, нужно постоянно работать, все время развиваясь и совершенствуясь.

Источник: http://ivannamusic.ru/chto-takoe-muzyikalnyiy-sluh.html

Музыкальный слух: факты и миф

В разговорах о музыке многих людей посещает чувство неполноценности, при этом заявляя себе и другим, мол мне медведь на ухо наступил.

МИФ:
Мнение большинства людей сводиться к тому, что музыкальным слухом могут наделены только уникальные, одаренные и избранные  люди! Одним словом “Neo” Так ли это в действительности?

Или снова очередной сложившийся миф через чур скромных или заинтересованных людей?

Для начала разберемся с понятием термина – музыкальный слух.
Музыкальным слухом называется, способность человека полноценно и адекватно оценивать музыку для успешной творческой деятельности на личном и профессиональном поприще.

Подразумевается, что такие люди способны очень тонко воспринимать и даже психофизиологически чувствовать отдельные музыкальные элементы (звуки), их громкость, высоту и тембр. Обладают отличным чувством ритма.

ФАКТ-1:

На самом же деле существуют несколько разновидностей муз. слуха. В принципе, если вам очень интересно разобраться в точных их терминах и определениях, то можете прочитать об этом статью в Википедии, а моя статья больше о мотивации.

Самым-самым музыкальным слухом, является абсолютный.А самым слабым – архитектонический.Хоть там заумно все написано, но если перевести на обычный язык, то получается следующее.

Если вы сможете сыграть в игру “Угадай мелодию”, т.е.угадать хорошо знакомую вам песенку, но без слов, с разных моментов ее воспроизведения, то у вас есть музыкальный слух.

 Вот и получается, что он практически у каждого есть, если конечно человек не глухой.

ФАКТ-2:
А теперь мысленно вернемся в свое детство:

Любая наша способность появилась и развивалась в зависимости от жизненных обстоятельств, как необходимо-важная для существования функция с определенным качеством. Мускулатура ног и рук успешно развивалась и продолжает развиваться, если этого требует окружающая среда и мы сами. Наша речь и мышление сформировались до степени необходимости выразить себя и понимать других, ну и т.д и т.п….

Отсюда следует, что музыкальный слух – это не такая уж и необходимая человеку функция. Без него каждый из нас может прожить всю жизнь без явных проблем для своей жизни, семьи и т.д… Вот поэтому, нам порой так трудно отыскать его в себе. И все таки, он есть практически у каждого из нас, только в разном виде (качестве).

ВЫВОД:

Если “обычный” человек очень захочет заниматься музыкой – развить в себе музыкальный слух и для этого погрузит себя в среду людей обладающих лучшим качеством муз.

слуха и будет регулярно заниматься практикой пения или игры на музыкальном инструменте, то его желание на 100% осуществимо. Просто кому-то нужно сделать 2 шага до ощутимых результатов, а кому-то 10.

Вот тут и открывается вся правда о мифе и реальности.

А по поводу постановки голоса можно добавить то, что данное  занятие сравнимо с уроками плавания, танцев, рисования, да и собственно, уроками гитарыи т.д…

Стоит упомянуть о программах для развития слуха, на примере EarMaster v 4,5,6 . Читал о ней много позитивных отзывов в сети, что якобы действительно помогает. Единственный недостаток – требует ключ активации после истечения тестового периода.  Сам я ей не пользовался.

Надеюсь, что каждый прочитавший эту статью, не станет “сокрушаться” от моих ошибок орфографии, а обязательно заглянет в свою “книгу записанных желаний”  и при обнаружении пункта с названием “хочу хорошо петь или играть на музыкальном инструменте”, станет смелее двигаться в направлении этой цели, а при первых же трудностях не станет сомневаться в том, что она  ему по плечу!

Успехов!

10 СОВЕТОВ НАЧИНАЮЩЕМУ ГИТАРИСТУ!

nagitaru.ru!

Источник: http://nagitaru.ru/muzyikalnyiy-sluh/

Виды и особенности музыкального слуха

Мастера вокала и музыковеды выделяют несколько видов музыкального слуха: абсолютный, относительный, внутренний, интонационный, гармонический, ладовый, полифонический, ритмический, тембральный, фактурный, архитектонический.

Абсолютный слух – это возможность безошибочно определять высоту звука, не прибегая к сопоставлению его, с каким либо музыкальным эталоном. Основой такой способности является сильное развитие долговременной памяти на тембр и высоту звуков.

Традиционно считается, что такой вид музыкального слуха является врождённым, и приобрести эту способность с помощью различных упражнений и методик не возможно, хотя в наше время появляются вокальные мастера, обещающие этот дар развить в любом человеке.

Пока что-то определённое по этому поводу сложно сказать, исследования учёных ещё не закончены. Если опереться на исторический опыт, то абсолютный слух не гарантирует стремительного, 100%-но успешного карьерного роста.

Из 10 000 человек только один имеет абсолютный слух, а у профессиональных музыкантов только один из нескольких десятков.

Относительный (интервальный) слух – это приобретённая способность  практически безошибочно определять, а затем и воспроизводить звук интервалов, аккордов предварительно сопоставляемых с каким-либо музыкальным эталоном. У скрипачей-профессионалов эталоном является нота “ля” I октавы, чистота по камертону которой – 440 Гц. Такой тип музыкального слуха должен быть у любого профессионального музыканта.

Внутренний слух – это возможность слышать и сопоставлять музыкальные звуки по записям или по памяти. Эта способность позволяет проигрывать в голове, как короткие отрывки, так и целые музыкальные произведения, при этом, не помогая себе каким-либо внешним звучанием.

Интонационный слух – такой вид восприятия музыки позволяет раскрыть её характер, экспрессию, понимать её роль в общении.

Есть две разновидности такого слуха: звуковысотный, который даёт возможность, сопоставляя звуки со звуковысотной шкалой, узнавать какие это ноты, обеспечивая попадание в тон, и мелодический, который даёт полное восприятие мелодии, а не только её отдельных фрагментов.

Гармонический слух –  это способность, которая позволяет слышать, а затем арпеджировать гармонические созвучия и аккорды. Применить эту способность можно во время пения в хоре (при разложении партий на голоса) или в подборе аккомпанемента к какой-либо мелодии.

Ладовый слух – умение слышать, разделять и определять ладово-тональные различия (например, устойчивость и неустойчивость, разрешение или не разрешение) как в нотах по отдельности, так и в целых аккордах и созвучиях, или даже отрезках мелодии. Но такое возможно только в определённом контексте.

Полифонический слух – способность отделять звуки разных инструментов, играющих в ансамбле одно тоже произведение.

Ритмический слух – способность физически чувствовать музыкальные звуки и мгновенно их воспроизводить.

Тембральный слух – это способность даёт возможность различать окраску и характер звучания того или иного инструмента.

Фактурный слух – это возможность чутко улавливать все тонкости и нюансы композиции.

Архитектонический слух – выявление закономерностей музыкального строения звуковых наложений.

Источник: http://www.ocean-elzy.net/zametki/vidy-i-osobennosti-muzikalnogo-sluha/

Музыкальный слух

Существует распространенное мнение, что музыкальный слух — это что-то почти уникальное — дар божий, и человеку, имеющему музыкальный слух, крупно повезло. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле, избранный.

 Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя «мне медведь на ухо наступил».

 Действительно ли это такая редкость — музыкальный слух? Почему одни люди его имеют, а другие — нет? И вообще, откуда он взялся у человека? Зачем вообще появился? Может быть, это что-то вроде экстрасенсорных способностей?

 Стоит вспомнить, что способности человека возникают не просто так. Всякая наша способность идет от жизненной необходимости. На двух ногах человек научился ходить потому, что ему нужно было освободить руки.

 Примерно такая же ситуация и с музыкальным слухом. Эта функция появилась, когда живым существам потребовалось общаться при помощи звуков.

У человека музыкальный слух развивался вместе с речью. Для того, чтобы научиться говорить, нам нужно уметь различать звуки по силе, длительности, высоте и тембру.

Собственно, именно это умение люди и называют музыкальным слухом.

 Мы пользуемся музыкальным слухом, причем, очень точным, постоянно. Без него мы не узнавали бы людей по голосу. А ведь по голосу мы можем сказать о своем собеседнике еще очень многое.

Он дает нам возможность определять, какое настроение у человека, с которым мы разговариваем, можно ли ему доверять и многое другое.

Невербальные, то есть несловесные, характеристики речи дают нам порой гораздо больше информации, чем сказанные слова.

 Можно ли в таком случае говорить, что у кого-то нет музыкального слуха? Да конечно, нет! У каждого человека, который самостоятельно научился говорить, есть музыкальный слух.

 Отсутствие музыкального слуха — такая же редкость, как, например, врожденная слепота!

 Конечно, у кого-то он может быть развит очень хорошо, а у кого-то похуже, но у подавляющего большинства людей музыкальный слух развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов без специальных усиленных тренировок по развитию музыкального слуха. Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях судят по умению человека петь. Не умеешь петь — значит «медведь на ухо наступил», «нет музыкального слуха».

 Но ведь чтобы петь, мало хорошо слышать. Нужно еще уметь хорошо владеть своим голосом. А управлению голосом нужно учиться так же, как рисовать, танцевать или плавать.

 И, кроме того, если Вы слышите, что поете плохо, то уж со слухом-то у Вас точно все в полном порядке!

 И, наконец, если Вы любите музыку, слушаете ее, значит у Вас нормальный музыкальный слух, можете на этот счет не беспокоиться.

 Музыкальный слух, как любая функция нашего организма (например, умение плавать), развивается только тогда, когда мы им активно пользуемся. Если Вы будете играть на музыкальном инструменте или петь, это поможет Вам быстро развить музыкальный слух.

Кстати, Дмитрий Кабалевский посвятил свою жизнь развенчиванию мифа об уникальности музыкального слуха. Он разработал целую систему, доказывавшую, что обучать музыке можно и нужно каждого человека.

И результаты его деятельности показали, что успешно заниматься музыкой может практически любой человек.

 Если у вас есть желание заниматься музыкой в том или ином виде, отбросьте всякие сомнения в своих способностях, действуйте, учитесь, и успех обязательно придет к вам!

Источник: http://vokal-1.ru/muzykalnyj-slukh.html

Ссылка на основную публикацию