Кроссворд на тему творчество глинки

Михаил Иванович Глинка

Кроссворд на тему творчество Глинки

Если русская наука началась с Михаила Ломоносова, поэзия – с Александра Пушкина, то русская музыка – с Михаила Глинки. Именно его творчество стало отправной точкой и примером для всех последующих русских композиторов.

Михаил Иванович Глинка – для нашей отечественной музыкальной культуры это не только выдающаяся, но весьма значимая творческая личность, так как, основываясь на традициях народного искусства и опираясь на достижения европейской музыки, он завершил формирование русской композиторской школы. Глинка, ставший первым в России композитором-классиком, оставил немногочисленное, но впечатляющее творческое наследие. В своих проникнутых патриотизмом прекрасных произведениях, маэстро так воспевал торжество добра и справедливости, что ими и в нынешнее время не перестают восхищаться и открывать в них всё новые совершенства.

Краткую биографию Михаила Ивановича Глинки и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография

Ранним утром 20 мая 1804 года по семейному преданию под трели соловья появился на свет Михаил Иванович Глинка. Малой его родиной стало родительское имение в селе Новоспасское на смоленщине.

Там он получил и свои первые музыкальные впечатления, и начальное образование – петербургская гувернантка учила его игре на фортепиано, скрипке и итальянским песням.

 Согласно биографии Глинки в 1817 году юный Миша поступает в столичный Благородный пансион, где его наставником становится В. Кюхельбекер. Именно там он познакомился с А.С. Пушкиным, часто навещавшим своего младшего брата.

Они поддерживали добрые отношения вплоть до кончины поэта. В Санкт-Петербурге Михаил Иванович стал с еще большим усердием заниматься музыкой. Однако по настоянию отца, окончив пансион, он поступил на государственную службу.

Кроссворд на тему творчество Глинки

С 1828 года Глинка всецело посвятил себя композиторской деятельности. В 1830-33 годах во время путешествия по Европе он знакомится со своими великими современниками — Беллини, Доницетти и Мендельсоном, изучает в Берлине теорию музыки, значительно расширяя композиторскую деятельность.

В 1835 году Глинка в церкви Инженерного замка венчается с юной Марией Петровной Ивановой. Это был стремительный роман, случайное знакомство молодых произошло всего полугодом ранее в доме родственников.

А уже на следующий год состоялась премьера его дебютной оперы «Жизнь за царя», после которой ему была предложена должность в Императорской придворной капелле.

Кроссворд на тему творчество Глинки

В творчестве его стали сопровождать успех и признание, но семейная жизнь не удалась. Всего через несколько лет после женитьбы в его жизни появилась другая женщина – Екатерина Керн. По иронии судьбы дочь пушкинской музы Анны Керн стала музой композитора.

Глинка покинул жену, а несколько лет спустя начал бракоразводный процесс. Мария Глинка также не испытывала сердечной привязанности к супругу и, будучи еще замужем, тайно обвенчалась с другим. Развод затянулся на несколько лет, в течение которых закончились и отношения с Керн.

Больше Михаил Иванович в брак не вступал, детей у него также не было.

После провала «Руслана и Людмилы» музыкант отдалился от российской общественной жизни и стал много путешествовать, живя в Испании, Франции, Польше, Германии. В свои редкие наезды в Санкт-Петербург – преподавал вокал оперным певцам.

На закате жизни написал автобиографические «Записки». Умер он скоропостижно 15 февраля 1857 года от воспаления легких через несколько дней после берлинского исполнения отрывков «Жизни за царя».

Три месяца спустя стараниями сестры его прах был перевезен в Санкт-Петербург.

Кроссворд на тему творчество Глинки Кроссворд на тему творчество Глинки

Кроссворд на тему творчество Глинки Кроссворд на тему творчество Глинки

Интересные факты

  • М.И. Глинку принято считать отцом русской оперы. Отчасти это так – именно он стал родоначальником национального направления в мировом оперном искусстве, создал приемы типично русского оперного пения. Но говорить о том, что «Жизнь за царя» — первая российская опера, было бы неверно. История сохранила немного свидетельств о жизни и творчестве придворного композитора Екатерины II В.А. Пашкевича, но известны его комические оперы, шедшие на столичных сценах в последней трети 18 века: «Несчастье от кареты», «Скупой» и другие. Две оперы были им написаны на либретто самой императрицы. Три оперы для российского двора создал Д.С. Бортнянский (1786-1787 гг.). Е.И. Фомин в конце 18 века написал несколько опер, в том числе, по либретто Екатерины II и И.А. Крылова. Оперы и оперы-водевили выходили и из-под пера московского композитора А.Н. Верстовского.
  • Опера К. Кавоса «Иван Сусанин» в течение 20 лет шла в театрах наравне с «Жизнью за царя». После революции шедевр Глинки был предан забвению, но в 1939 году, на волне предвоенных настроений, опера вновь вошла в репертуары крупнейших театров страны. Из идеологических соображений либретто было коренным образом переработано, а само произведение получило имя канувшего в лету предшественника – «Иван Сусанин». В первоначальном варианте опера вновь увидела сцену только в 1989 году.
  • Роль Сусанина стала поворотной точкой в карьере Ф.И. Шаляпина. 22-летним юношей он исполнил арию Сусанина на прослушивании в Мариинском театре. Уже на следующий день, 1 февраля 1895 года, певец был зачислен в труппу.
  • «Руслан и Людмила» — опера, сломавшая представления о традиционных вокальных голосах. Так, партия юного витязя Руслана написана не для героического тенора, как требовала бы итальянская оперная модель, а для баса или низкого баритона. Теноровые партии представлены добрым волшебником Финном и сказителем Баяном. Людмила – партия для колоратурного сопрано, в то время как Горислава – для лирического. Поразительно то, что роль князя Ратмира – женская, его поет контральто. Ведьма Наина – комическое меццо-сопрано, а ее протеже Фарлаф – бас-буффо. Героическим басом, которому в «Жизни за царя» отдана роль Сусанина, поет отец Людмилы, князь Светозар.

Кроссворд на тему творчество Глинки

  • По одной из версий, единственной причиной негативной критики в адрес «Руслана и Людмилы» явился демонстративный уход Николая I с премьеры – официальным изданиям надо было оправдать этот факт некими недостатками творческой части оперы. Возможно, что поступок императора объясняется слишком явными аллюзии на реальные события, приведшие к дуэли А.С. Пушкина, в частности, подозрения о связи его супруги с Николаем.
  • Партия Ивана Сусанина положила начало серии великих басовых ролей русского оперного репертуара, включающей такие мощные фигуры, как Борис Годунов, Досифей и Иван Хованский, Князь Галицкий и Хан Кончак, Иван Грозный и Князь Юрий Всеволодович. Эти роли были исполнены поистине выдающимися певцами. О.А. Петров – первый Сусанин и Руслана, а через тридцать лет – и Варлаам в «Борисе Годунове». Его уникальный голос директор петербургского императорского театра случайно услышал на ярмарке в Курске. Следующее поколение басов представлял Ф.И. Стравинский, отец знаменитого композитора, служивший в Мариинском театре. Затем – Ф.И. Шаляпин, начавший карьеру в частной опере С. Мамонтова и выросший в мировую оперную звезду. В советское время в этих партиях блистали М.О. Рейзен, Е.Е. Нестеренко, А.Ф. Ведерников, Б.Т. Штоколов.
  • Сам Михаил Иванович имел красивый голос, высокий тенор, и исполнял свои романсы под рояль.
  • «Записки» М.И. Глинки стали первыми композиторскими мемуарами.

Кроссворд на тему творчество Глинки

  • Композитор, выглядящий внушительно на монументальных памятниках, на самом деле был маленького роста, отчего ходил, вскинув голову, чтобы казаться выше.
  • В течение жизни Глинка страдал различными недугами. Отчасти они были обусловлены бабушкиным воспитанием в ранние годы, когда его изрядно кутали и многие месяцы не выпускали на улицу. Отчасти – тем, что родители приходились друг другу троюродными братом и сестрой, и все мальчики в семье отличались слабым здоровьем. Описаниям собственных болезней и их лечения отведено немалое место в его «Записках».
  • У музыканта было 10 младших братьев и сестер, но его пережили только трое — сестры Мария, Людмила и Ольга.
  • Глинка признавал, что мужскому обществу предпочитает женское, поскольку дамам нравились его музыкальные таланты. Он был влюбчивым и увлекающимся. Мать даже опасалась отпускать его в Испанию, из-за горячих нравов местных ревнивых мужей.
  • Супругу композитора долгое время принято было представлять как недалекую женщину, не понимавшую в музыке и любившую только светские развлечения. Соответствовал ли такой образ действительности? Мария Петровна была женщиной практического склада, чем, вероятно, не оправдала романтических ожиданий своего мужа. Кроме того, на момент свадьбы ей было всего 17 лет (Глинке – 30), она только вступила в период выходов в общество, балов и праздников. Стоит ли ее наказывать за то, что она была увлечена нарядами и своей красотой более чем творческими прожектами мужа?
  • Вторая любовь Глинки Екатерина Керн была полной противоположностью его жене – некрасивая, бледная, но тонко чувствующая, понимающая искусство интеллектуалка. Вероятно, именно в ней композитор увидел те черты, которые тщетно пытался найти в Марии Петровне.
  • Карл Брюллов нарисовал немало карикатур на Глинку, которые задевали композиторское самолюбие.
Читайте также:  Reverb — дух помещения

Кроссворд на тему творчество Глинки

  • Из биографии  Глинки мы знаем, что композитор был настолько привязан к матери Евгении Андреевне, что в течение жизни писал ей каждую неделю. После прочтения известия о ее кончине, у него отнялась рука. Он не был ни на ее похоронах, ни на могиле, поскольку считал, что без матери поездки в Новоспасское потеряли всякий смысл.
  • Композитор, создавший оперу о борьбе с польскими захватчиками, имеет польские корни. Его предки осели под Смоленском, когда тот принадлежал Речи Посполитой. После возвращения земель под власть Российского государства, многие поляки приняли православие и присягнули царю, чтобы остаться жить на своей земле.
  • Михаил Иванович очень любил певчих птиц и держал около 20 у себя дома, где для них была отведена целая комната.
  • «Патриотическую песню» Глинка написал в надежде, что она станет новым российским гимном. Так и случилось, но не в 1833, когда выбрали «Боже, Царя храни!» А.Ф. Львова, а в 1991 году. За 9 лет, пока «Патриотическая песня» была национальным символом, к ней так и не были написаны слова. В том числе и по этой причине в 2000 году гимном России снова стала музыка Государственного гимна СССР А.Б. Александрова.
  • Премьерой «Руслана и Людмилы» в постановке Д. Чернякова Большой театр открылся после реконструкции в 2011 году.
  • Мариинский театр – единственный в мире, где в текущем репертуаре идут обе оперы композитора.

Творчество

Михаил Глинка в равной мере известен и своими операми, и романсами. Именно с камерной музыки началась его композиторская деятельность. В 1825 году он написал романс «Не искушай». Как нечасто бывает, одно из первых его творений оказалось бессмертным.

В 1830-е были созданы инструментальные сочинения по мотивам оперной музыки В. Беллини, Соната для альта и фортепиано, Большой секстет для фортепиано и струнного квинтета, «Патетическое трио».

В этот же период Глинка пишет свою единственную симфонию, которую так и не закончил.

Путешествуя по Европе, Глинка все более укоренялся в мысли, что творчество русского композитора должно базироваться на исконной народной культуре. Он стал искать сюжет для оперы. Тему подвига Ивана Сусанина ему подсказал В.А. Жуковский, который принял непосредственное участие в создании текста произведения.

Либретто написал Е.Ф. Розен. Событийная структура полностью была предложена композитором, поскольку стихи сочинялись уже на готовую музыку. Мелодически опера построена на противопоставлении двух тем – русской с ее разливной напевностью и польской с ее ритмичными, громкими мазуркой и краковяком.

Апофеозом стал хор «Славься» — не имеющий аналогов торжественный эпизод. «Жизнь за царя» была представлена в Большом театре Санкт – Петербурга 27 ноября 1836 года. Примечательно, что постановкой руководил и дирижировал К.

Кавос, за 20 лет до этого создавший собственного «Ивана Сусанина» на основе материала народного творчества. Мнение публики разделилось – одних шокировала простая «мужицкая» тема, другие посчитали музыку слишком академичной и сложной для восприятия.

Император Николай I отнесся к премьере благосклонно и лично поблагодарил ее автора. Более того, ранее он сам предложил название опере, до этого поименованной «Смерть за царя».

Еще при жизни А.С. Пушкина Глинка задумал перенести на музыкальную сцену поэму «Руслан и Людмила». Однако эта работа началась только в скорбный год кончины великого поэта. Композитору пришлось привлечь нескольких либреттистов. Сочинительство заняло пять лет.

В опере совершенно иначе расставлены смысловые акценты – сюжет стал более эпичным и философским, но несколько лишенным иронии и фирменного пушкинского юмора. По ходу действия герои развиваются, испытывают глубокие чувства. Премьера «Руслана и Людмилы» прошла в столичном Большом театре 27 ноября 1842 года – спустя ровно 6 лет после «Жизни за царя». Но на дате сходства двух премьер исчерпываются.

Встречена опера была неоднозначно, в том числе из-за неудачных замен в артистическом составе. Императорская фамилия демонстративно покинула зал прямо во время последнего действия. Это было поистине скандальное происшествие! Третий спектакль расставил все по своим местам, и публика оказала новому творению Глинки теплый прием. Чего не сделала критика.

Композитора обвиняли в рыхлой драматургии, несценичности и затянутости оперы. По этим причинам ее почти сразу же стали сокращать и переделывать – зачастую, неудачно.

Одновременно с работой над «Русланом и Людмилой» Глинка писал романсы и вокальный цикл «Прощание с Петербургом», «Вальс-фантазию». За рубежом возникли две Испанские увертюры и «Камаринская».

В Париже триумфально прошел первый в истории концерт русской музыки, состоявший из его произведений. Последние годы композитор был полон идей. В свой роковой год оказаться в Берлине его подвигло не только исполнение «Жизни за царя», но и занятия с известным теоретиком музыки З.

Деном. Несмотря на свой возраст и опыт, он не переставал учиться, желая идти в ногу с тенденциями времени – в блестящей творческой форме был Дж. Верди, набирал силу Р. Вагнер.

Российская музыка заявила о себе на европейских сценах, и нужно было продвигать ее далее.

К сожалению, планы Глинки прервала судьба. Но благодаря его творчеству, русская музыка получила значительное развитие, в стране появились многие поколения талантливых композиторов, было положено начало российской музыкальной школе.

Музыка Глинки в кино

М.И. Глинка мало известен за рубежом, поэтому его музыку использует в основном отечественный кинематограф. Самые известные фильмы:

  • «Русский ковчег» (реж. А. Сокуров, 2002);
  • «Сирота Казанская» (реж. В. Машков, 1997);
  • «Большая перемена» (реж. А. Коренев, 1972).

По биографии Глинки в 1940-50 годы вышли два фильма. Первый из них, «Глинка», был создан в 1946 году режиссером Львом Арнштамом, в заглавной роли – Борис Чирков. Образ композитора – живой и достоверный, много внимания уделено его личности и частной жизни.

Примечательно, что второй по важности персонаж картины – крепостной человек Ульяныч (в этой роли В.В. Меркурьев), прототипом которого послужил дядька Илья, сопровождавший Михаила Ивановича в течение многих лет. Фильм 1952 года «Композитор Глинка», снятый Г.

Александровым с Борисом Смирновым в заглавной роли охватывает более узкий период жизни музыканта, относящийся ко времени создания двух его опер. Картина не избежала влияния времени при изображении событий дореволюционной истории.

Одну из последних своих ролей, сестру композитора, здесь сыграла Л. Орлова.

Как это часто бывает с гениями, значение Михаила Ивановича Глинки

Источник: https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/mikhail-ivanovich-glinka

Глинки: поиск слов по маске и определению

травинка, рифмующаяся с Глинкой

[правка] [загрузить картинку] [наверх]

  • действующее лицо оперы М. Глинки «Иван Сусанин»
  • персонаж оперы М. Глинки «Жизнь за царя»
  • персонаж оперы М. Глинки «Иван Сусанин»
  • персонаж оперы русского композитора М. Глинки «Жизнь за царя»
  • [правка] [загрузить картинку] [наверх]
  1. персонаж Пушкина, пленница Ратмира в опере М. Глинки «Руслан и Людмила»
  2. персонаж оперы русского композитора М. Глинки «Руслан и Людмила»
  3. [правка] [загрузить картинку] [наверх]

город, где находится музей Глинки

в каком городе музей Глинки?

близ какого города находится музей-усадьба выдающегося русского композитора М. И. Глинки?

[правка] [загрузить картинку] [наверх]

симфоническое сочинение М. Глинки

[правка] [загрузить картинку] [наверх]

кому посвящен романс «Я помню чудное мгновенье …» Михаила Глинки

фамилия матери и дочери: старшей Пушкин посвятил стихи, для младшей Глинка переложил их на музыку

Кроссворд на тему творчество Глинки

[правка] [загрузить картинку] [наверх]

предполагаемая фаза эмбриогенеза астроцитарной глии, характеризующаяся образованием губчатой основы мозговой трубки из спонгиобластов, связанных протоплазменными отростками

[правка] [загрузить картинку] [наверх]

  • персонаж оперы русского композитора М. Глинки «Руслан и Людмила»
  • персонаж Пушкина, злая волшебница из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»
  • [правка] [загрузить картинку] [наверх]

персонаж Пушкина, хазарский князь, соперник Руслана в опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила»

персонаж оперы русского композитора М. Глинки «Руслан и Людмила»

[правка] [загрузить картинку] [наверх]

герой оперы М. И. Глинки

Кроссворд на тему творчество Глинки

[правка] [загрузить картинку] [наверх]

хроническое прогрессирующее заболевание нервной системы человека, связанное с врожденным нарушением развития спинного мозга, образованием полостей и разрастанием глии в спинном и продолговатом мозге

[правка] [загрузить картинку] [наверх]

«иван …» (опера Глинки)

«иван …» или «Жизнь за царя» (Глинка)

персонаж оперы М. И. Глинки

  1. герой оперы Глинки
  2. «полупроводник» из оперы Глинки «Жизнь за царя»
  3. персонаж оперы русского композитора М. Глинки «Жизнь за царя»
  4. Кроссворд на тему творчество ГлинкиКроссворд на тему творчество Глинки
  5. [правка] [загрузить картинку] [наверх]

персонаж Пушкина, волшебник, колдун, похититель Людмилы в опере «Руслан и Людмила» Глинки

Читайте также:  Слушаем «карнавал животных» с ребёнком

персонаж оперы русского композитора М. Глинки «Руслан и Людмила»

Кроссворд на тему творчество Глинки

[правка] [загрузить картинку] [наверх]

Василий (1828—1915) российский астроном, составил каталог свыше 600 туманностей, издал «Наблюдения», пропагандист музыки М. И. Глинки

[правка] [загрузить картинку] [наверх]

Источник: http://loopy.ru/?def=%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8

Кроссворд на тему творчество Глинки, Музыкальный класс

Кроссворд на тему творчество Глинки

Дорогие друзья! Представляю вам новый музыкальный кроссворд. На этот раз кроссворд, посвящённый творчеству великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки.

Кроссворд на тему Глинка составлен из 24 вопросов, касающихся главным образом его творчества. Около половины всех вопросов связаны с оперным творчеством. Часть вопросов кроссворда по Глинке затрагивают вокальную и симфоническую музыку нашего дорогого композитора.

Несколько вводных слов. Глинка для русской классической музыки является её основоположником. Он создатель национальной русской оперы, крупных симфонических сочинений и известнейших вокальных произведений на стихи русских поэтов.

У Глинки две оперы. Первая опера «Иван Сусанин» (второе название «Жизнь за царя») была закончена и поставлена в 1836 году.

В ней рассказывается о подвиге костромского крестьянина, погибшего ради спасения молодого царя Михаила Романова, занявшего российский престол по окончании Смутного времени.

Вопросы, связанные с этой оперой составлялись по статье «Иван Сусанин», поэтому рекомендую обратиться к этому источнику при разгадывании кроссворда.

Опера «Руслан и Людмила» была написана композитором к 1842 году. Конечно же, своим названием опера адресует нас к одноимённой поэме Пушкина. К сожалению, из-за ранней гибели великого поэта, Глинке не удалось работать над оперой в сотрудничестве с Пушкиным.

Тем не менее, многие тексты поэмы сохранены в опере с первозданном виде. Вопросы кроссворда по творчеству Глинки, связанные с оперой «Руслан и Людмила» легче разгадать. Пользуясь статьёй «Руслан и Людмила».

Кстати, в статье дана просто шикарная подборка видео из оперы.

Ну а теперь можете приступать к списыванию разгадыванию (ответы даны в конце) этого замечательного кроссворда по теме «Глинка».

Вопросы по горизонтали:

  1. Кто предложил Глинке сюжет оперы «Иван Сусанин»?
  2. На чьи стихи написаны романсы Глинки «Я помню чудное мгновенье», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья»?
  3. На чьи стихи написан вокальный цикл Глинки «Прощание с Петербургом»?
  4. Симфоническое произведение Глинки, которое представляет собой вариации на темы двух русских народных песен – свадебную и плясовую.
  5. Какому голосу поручена партия Руслана в опере «Руслан и Людмила»?
  6. Имя персонажа, злого волшебника, карлы, который похищает Людмилу.
  7. Как зовут великого князя Киевского, отца Людмилы?
  8. Персонаж в опере «Руслан и Людмила»: легендарный певец, который поёт свои песни на свадебном пиру.
  9. Как называется вокальный номер, который поёт Людмила со словами «Грустно мне, родитель дорогой»?
  10. Кто переработал текст либретто для оперы «Иван Сусанин»?
  11. Кто написал первый вариант либретто для оперы «Жизнь за царя»?
  12. Польский быстрый двудольный танец, который появляется во втором акте оперы «Иван Сусанин».
  13. В каком селе происходит действие первого акта оперы Глинки «Жизнь за царя».
  14. Какому голосу поручена партия приёмного сына Сусанина, Вани?

Вопросы по вертикали:

  1. С какой страной связаны образы и темы симфонических произведений Глинки «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде»?
  2. Каким певческим голосом обладал композитор?
  3. Романс, который начинается словами «Между небом и землёй песня раздаётся…».
  4. Имя персонажа в опере «Руслан и Людмила»: хазарский князь, соперник Руслана, партию его исполняет женский голос контральто.
  5. Как зовут дочь Ивана Сусанина?
  6. Русский поэт, у которого есть поэма «Иван Сусанин».
  7. Какой композитор раньше Глинки написал оперу на сюжет о костромском крестьянине Иване Сусанине?
  8. Имя учителя Глинки, немца по фамилии Денн.
  9. В каком жанре написан романс Глинки на стихи Жуковского «Ночной смотр»?
  10. Польский торжественный трехдольный танец, который звучит в начале второго акта оперы «Иван Сусанин».
  • В помощь вам также предлагаю шикарную и очень маленькую (6 минут) передачу телеканала Культура о Глинке, его жизни и творчестве.
  • Ответы на кроссворд по теме «Глинка»:

По горизонтали: 1. Жуковский 2. Пушкин 3. Кукольник 4. Камаринская 5. Баритон 6. Черномор 7. Светозар 8. Баян 9. Каватина 10. Городецкий 11. Розен 12. Краковяк 13. Домнино 14. Контральто.

По вертикали: 1. Испания 2. Тенор 3. Жаворонок 4. Ратмир 5. Антонида 6. Рылеев 7. Кавос 8. Зигфрид 9. Баллада 10. Полонез.

Внимание! Вы также можете создать свой собственный кроссворд, посвящённый творчеству Глинки, или любой другой кроссворд на тему музыка, и разместить его на данном сайте.

О том, как создать кроссворд по музыке, читаем инструкцию здесь.

По вопросам размещения обращайтесь, написав мне в любой из социальных сетей (мои странички находятся ниже статьи), или с помощью формы обратной связи на сайте.

Чтобы вдохновиться на создание кроссворда по Глинке, предлагаю вам послушать его музыку.

М.И. Глинка – хор «Славься…» как вариант российского гимна

Источник: http://ymp3.ru/isskustvo-dlya-dushi/krossvord-na-temu-tvorchestvo-glinki-muzykalnyj-klass

Творчество М.И.Глинки — произведения, жанры, анализ

Творчество М.И.Глинки (1804-1857) обозначило новый, а именно – классический этап развития русской музыкальной культуры. Композитор сумел сочетать лучшие достижения европейской музыки с национальными традициями отечественной музыкальной культуры. В 30-е годы музыка Глинки еще не обладала широкой популярностью, но вскоре все поймут:

«На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок. Берегите его! Он цветок нежный и цветет раз в столетие» (В.Одоевский).

Основу авторского стиля Михаила Ивановича Глинки составляет,

  • с одной стороны, сочетание романтических музыкально-языковых выразительных средств и классических форм.
  • с другой, основой его творчества выступает мелодия как носитель обобщенного смыслообраза (интерес к конкретным деталям и декламации, к которым композитор прибегал нечасто, будет более характерен для А.Даргомыжского и М.Мусоргского).

Оперное творчество М.И.Глинки

  • М.Глинка принадлежит к новаторам, открывателям новых музыкальных путей развития, является создателем качественно новых жанров в русской опере:
  • — героико-историческая опера по типу народной музыкальной драмы («Иван Сусанин», или «Жизнь за царя»);
  • — эпическая опера («Руслан и Людмила»).

Эти две оперы  были созданы с разницей в 6 лет. В 1834 он начинает работу над оперой «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), задуманную первоначально как оратория.

Окончание работы над произведением (1936) – год рождения первой русской классической оперы на исторический сюжет, источником для которого послужила дума К.Рылеева.

Кроссворд на тему творчество Глинки

Михаил Иванович Глинка

Особенность драматургии «Ивана Сусанина» заключается в сочетании нескольких оперных жанров:

  • героико-исторической оперы (сюжет);
  • черты народной музыкальной драмы. Черты (не полное воплощение) – потому что в народной музыкальной драме образ народа должен пребывать в развитии (в опере он – активный участник действия, но статичен);
  • черты эпической оперы (неторопливость сюжетного развития, особенно в начале);
  •  черты драмы ( активизация действия с момента появления поляков);
  • черты лирико-психологической драмы, связанные, в основном, с образом главного героя.

Хоровые сцены этой оперы восходят к ораториям Генделя, идеи долга и самопожертвования – к Глюку, живость и яркость характеров – к Моцарту.

Появившаяся на свет спустя ровно 6 лет опера Глинки «Руслан и Людмила» (1842) была встречена отрицательно, в отличие от «Ивана Сусанина», восторженно принятого. В.

Стасов – единственный, пожалуй, из критиков того времени, кто понял истинное ее значение.

Он доказывал, что «Руслан и Людмила» – не неудачная опера, а произведение, написанное по совершенно новым драматургическим законам, неведомым прежде оперной сцене.

Если «Иван Сусанин», продолжая линию европейской традиции, тяготеет более к типу драматической оперы с чертами народной музыкальной драмы и лирико-психологической оперы, то «Руслан и Людмила» являет собой новый тип драматургии, получивший название эпической. Качества, воспринятые современниками как недостатки, оказались важнейшими сторонами нового оперного жанра, восходящего к искусству былины.

Некоторые его характерные особенности:

  •  особый, широкий и неторопливый характер развития;
  •  отсутствие прямых конфликтных столкновений враждебных сил;
  •  картинность и красочность (романтическая тенденция).

Оперу «Руслан и Людмила» часто называют

«учебником музыкальных форм».

После «Руслана и Людмилы» композитор приступает к работе над оперой-драмой «Двумужница» (последнее десятилетие) по А.Шаховскому, которая осталась неоконченной.

Симфоническое творчество Глинки

Словами П.Чайковского о «Камаринской» можно выразить значение творчества композитора в целом:

«Русских симфонических сочинений написано много; можно сказать, что имеется настоящая русская симфоническая школа. И что же? Вся она в „Камаринской», подобно тому, как весь дуб в жёлуде…».

Музыка Глинки обозначила следующие пути развития русского симфонизма:

  1. Национально-жанровый (народно-жанровый);
  2. Лирико-эпический;
  3. Драматический;
  4. Лирико-психологический.

В этой связи особо стоит отметить «Вальс-фантазию» (в 1839 г. написана для фортепиано, позднее были оркестровые редакции, последняя из которых относится к 1856г., представляет 4-е направление).

Жанр вальса оказывается у Глинки не просто танцем, а – психологической зарисовкой, выражающей внутренний мир (здесь его музыка продолжает развитие тенденции, впервые проявившейся в творчестве Г.

Читайте также:  История создания песни «god bless america» («господь, благослови америку») - неофициального гимна сша

Берлиоза).

Драматический симфонизм традиционно связан с именем, в первую очередь, Л.Бетховена; в русской музыке наиболее яркое развитие получает в связи с творчеством П.Чайковского.

Новаторский характер произведений Глинки в полном объеме выражено в связи с линией народно-жанрового симфонизма, характеризующегося следующими чертами и принципами:

  • тематическую основу произведений, как правило, составляет подлинный народно-песенный и народно-танцевальный материал;
  • широкое использование в симфонической музыке средств и приемов развития, характерных для народной музыки (например, различные приемы вариантно-вариационного развития);
  • подражание в оркестре звучанию народных инструментов (или даже их введение в оркестр). Так, в «Камаринской» (1848) скрипки зачастую подражают звучанию балалайки, а в партитуры испанских увертюр («Арагонская хота», 1845; «Ночь в Мадриде», 1851) введены кастаньеты.

Вокальные произведения Глинки

Ко времени расцвета гения этого композитора Россия уже обладала богатой традицией в области жанра русского романса. Историческая заслуга вокального творчества Михаила Ивановича, равно как и А.Даргомыжского, заключается в обобщении опыта, накопленного в русской музыке первой половины XIX в.

и выведении его на классический уровень. Именно в связи с именами этих композиторов русский романс становится классическим жанром отечественной музыки.

Имея равное значение в истории русского романса, живя и творя в одно время, Глинка и Даргомыжский идут разными путями в реализации своих творческих принципов.

Михаил Иванович в своем вокальном творчестве остается лириком, считая главным – выражение эмоций, чувств, настроений.

Отсюда – господство мелодии (лишь в поздних романсах появляются черты декламации, например, в единственном вокальном цикле из 16 романсов «Прощание с Петербургом» на ст. Н.Кукольника, 1840).

Главное для него – общее настроение (опирается, как правило, на традиционные жанры – элегию, русскую песню, балладу, романс, танцевальные жанры, т.д.).

Говоря в целом о вокальном творчестве Глинки, можно отметить:

  • преобладание в романсах раннего периода (20-е гг.) жанров песни и элегии. В произведениях 30-х гг. чаще всего обращался к стихам А.Пушкина.
  • в романсах позднего времени появляется тенденция к драматизации («Не говори, что сердцу больно» — наиболее яркий пример проявления декламационного стиля).

Музыка этого композитора синтезирует лучшие достижения европейской музыкальной культуры с национальной традицией. Наследие первого русского музыкального классика в стилистическом плане сочетает 3 направления:

  1. Как представитель своего времени, Глинка – выдающийся представитель русского художественного реализма;
  2. Классицизм (в идейном плане выражается в значимости образа идеального героя, ценности идей долга, самопожертвования, нравственности; опера «Иван Сусанин» показательна в этом плане);
  3. Романтизм (средства музыкальной выразительности в области гармонии, инструментовки).

Композитор также реализуется в жанрах драматической музыки

(музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский», романс «Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом»); порядка 80 романсов связаны с лирической поэзией (Жуковский, Пушкин, Дельвиг, Кукольник, т.д.).

Камерно-инструментальное творчество  составляют такие произведения Михаила Ивановича:

  • фортепианные пьесы (вариации, полонезы и мазурки, вальсы, т.д.),
  • камерные ансамбли («Большой секстет», «Патетическое трио»), т.д.

Оркестровка у Глинки

Неоценимый вклад композитор внес в развитие инструментовки, создав первое русское пособие в данной области («Заметки об инструментовке»). Работа включает 2 раздела:

  •  общеэстетический (с указанием задач оркестра, композитора, классификациями и т.д.);
  • раздел, содержащий характеристики каждого музыкального инструмента и его выразительных возможностей.

Оркестровка М.Глинки отличается точностью, тонкостью, «прозрачностью», что отмечает Г.Берлиоз:

«Его оркестровка – одна из самых легких, живых в наше время».

Кроме того, музыкант выступает ярким мастером полифонии. Не будучи чистым полифонистом, он блистательно ею владел. Историческая заслуга композитора в этой области заключается в том, что он сумел сочетать достижения западноевропейской имитационной и русской подголосочной полифонии.

Историческая роль композитора М.И.Глинки

Она заключается в том, что он:

  1. Стал основоположником русской классической музыки;
  2. Проявил себя как ярчайший новатор и открыватель новых путей в развитии отечественной музыкальной культуры;
  3. Подвел итог предшествующим исканиям и синтезировал традиции западноевропейской музыкальной культуры и особенности русского народного творчества.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/russkaya-muzika/tvorchestvo-m-i-glinki-proizvedeniya-zhanryi-analiz

Михаил Глинка. Игра-викторина по самым известным основным произведениям

Михаил Иванович Глинка (20 мая [1 июня] 1804, с. Новоспасское, Смоленская губерния — 3 [15] февраля 1857, Берлин; похоронен в Санкт-Петербурге) — русский композитор. Сочинения Глинки оказали влияние на крупнейших русских композиторов — А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского и других.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Глинка,_Михаил_Иванович

Пушкин в музыке

По выражению В. В. Стасова, «оба [Пушкин и Глинка] создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке».

Вся русская симфоническая школа

Пётр Ильич Чайковский так отозвался о произведении Глинки: «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“.»

Неофициальный гимн России

«Славься» — патриотическая песня на музыку Михаила Глинки из заключительной сцены оперы «Иван Сусанин» (1836), слова к которой приписываются Василию Жуковскому и Егору Розену. Первоначальный вариант песни был монархическим, другой стал патриотическим и даже иногда рассматривался как неофициальный гимн России.

Первый гимн Российской Федерации (1990—2000)

5 ноября 1990 года правительство РСФСР принимает постановление о создании государственного герба, государственного флага и гимна РСФСР. В качестве музыки гимна комиссия одобрила «Патриотическую песню» Михаила Глинки. Слова гимна так и не были официально утверждены, хотя в 1990 году на сессии Верховного Совета исполнялся один из вариантов, одобренный руководством.

С декабря 1991 года, когда Россия стала независимым государством, стал государственным гимном РФ.

Музыка М. И. Глинки (в аранжировке Андрея Петрова).

Канон в честь М. И. Глинки

Пой в восторге, русский хор, Вышла новая новинка. Веселися, Русь! наш Глинка —

Уж не Глинка, а фарфор!

А. С. Пушкин. Канон в честь М. И. Глинки

Опера вместо гауптвахты

Говорят, император Николай I не любил музыку и в качестве наказания для офицеров предлагал им выбрать между гауптвахтой и прослушиванием опер Глинки.

Михаил Глинка. Основные произведения (11)

Представлены наиболее известные сочинения. Если Вы не обнаружили в списке известную композицию, пожалуйста, укажите ее в х, чтобы мы могли добавить произведение в список.

Произведения упорядочены по народному рейтингу классики с учетом популярности (узнаваемости) — от наиболее популярных к менее популярным. В целях ознакомления предлагается наиболее известный фрагмент каждой мелодии.

  • № 1: Михаил Глинка «Руслан и Людмила. Марш Черномора» Классическая музыка Народный рейтинг: 143694
  • № 2: Михаил Глинка «Жизнь за царя (Иван Сусанин). Финальный хор» Оперное искусство Народный рейтинг: 142891 Неофициальный гимн царской Российской Империи «Славься, славься, нашъ русский Царь!»
  • № 3: Михаил Глинка «Вальс-фантазия» Классическая музыка Народный рейтинг: 133190
  • № 4: Михаил Глинка «Руслан и Людмила. Увертюра» Классическая музыка Народный рейтинг: 122280
  • № 5: Михаил Глинка «Патриотическая песня» Классика для знатоков Народный рейтинг: 89370 «Патриотическая песня» Михаила Ивановича Глинки, сочинённая в 1833 году, использовалась в качестве первого государственного гимна Российской Федерации с 1990 по 2000 год (затем была возвращена прежняя мелодия гимна СССР).
  • № 6: Михаил Глинка «Попутная песня» Вокальные шедевры
    • Народный рейтинг: 35396
    • Дым столбом – кипит, дымится Пароход… Пестрота, разгул, волненье, Ожиданье, нетерпенье… Веселится и ликует Весь народ. И быстрее, шибче воли
    • Поезд мчится в чистом поле.
  • № 7: Михаил Глинка «Жаворонок» Вокальные шедевры
    1. Народный рейтинг: 30657
    2. «Между небом и землей Песня раздается Неисходною струей Громче громче льется. Не видать певца полей Где поет так громко
    3. Над подруженькой своей Жаворонок звонкий»
  • № 8: Михаил Глинка «Арагонская хота» Классика для знатоков

    Народный рейтинг: 29374

    Русский композитор Михаил Глинка после путешествия в Испанию написал оркестровую пьесу «Арагонская хота».

    Хота — парный испанский национальный танец. Появилась в конце XVIII века в Арагоне и в начале XIX века распространилась по всей Испании.

  • № 9: Михаил Глинка «Руслан и Людмила. Рондо Фарлафа» Оперное искусство

    Народный рейтинг: 26363

    О радость! Я знал, я чувствовал заране, что мне лишь суждено свершить столь славный подвиг! Близок уж час торжества моего:

    ненавистный соперник уйдёт далеко от нас!

  • № 10: Михаил Глинка «Жизнь за царя (Иван Сусанин). Ария Сусанина» Оперное искусство

    Народный рейтинг: 24835

    Ария Ивана Сусанина «Чуют правду!» (Ты взойдёшь, моя заря)

  • № 11: Михаил Глинка «Жизнь за царя (Иван Сусанин). Вальс» Классика для знатоков

    Народный рейтинг: 23387

Источник: http://classicaltest.net/ru/music/glinka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector