Reverb — дух помещения

Ревербератор – это «железное» устройство, либо программный продукт (плагин), имитирующий эффект реверберации.

Эффект в обработке звука очень нужный, ревербератором можно дать инструменту больше пространства, ширины, расположить инструмент в виртуальном пространстве трека дальше или ближе, в общем, вещь практически незаменимая.

Прежде чем переходить к устройству ревербераторов, нужно разобраться с самим эффектом реверберации. Итак, в чем же он заключается?

Попробуйте что-нибудь громко сказать в комнате у себя дома, в ванной, а потом в пустом зале.

Разница в звуке заметна, как говорится, невооруженным ухом) Связано это с различным характером отражений звука от стен и других поверхностей помещения, и с расстоянием до отражающих поверхностей.

Ревербератор как раз и эмулирует такой эффект, иначе говоря, добавляет в исходный сигнал получившиеся отражения от стен и поверхностей.

Reverb — дух помещения

К слову, эффект реверберации можно получить не прибегая к помощи ревербератора, достаточно записать инструмент в подходящем помещении. Способ этот очень негибкий и зачастую трудновыполнимый, поэтому им пользуются нечасто.

Из знаменитых примеров «живой» реверберации в записи можно привести вступительное соло в песне «Sorrow» (Pink Floyd, альбом «A Momentary Lapse Of Reason»).

Для записи этого соло пинки сняли стадион Уэмбли на ночь, установили в центре поля всю звуковоспроизводящую аппаратуру, а на местах для болельщиков поставили микрофоны. Могучий ревер получился, можете сами убедиться)

Итак, рассмотрим ревербераторы поближе.

Reverb — дух помещения

Вообще, комнату сложно назвать устройством) Но все же это не просто помещение, здесь созданы условия для получения эффекта реверберации с различными характеристиками.

В комнате (иногда комнату называют «реверберационной камерой» или «эхо-камерой») устанавливается источник звука (громкоговоритель, либо исполнитель) и микрофоны, настраивается положение специальных отражающих листов, иногда устанавливаются звукопоглощающие элементы (поролоновые пирамиды на стенах, вертикальные переборки). Таким образом, в микрофон приходит сложная суперпозиция отраженных и неотраженных волн, что и является следствием эффекта реверберации. Такие комнаты – удел крупных студий, они дороги и занимают много места, однако результат оправдывает затраты. Впрочем, и у такой технологии есть минусы, главным образом проблема заключается в трудности изменения времени реверберации.

Reverb — дух помещения

Также такой ревербератор называют «листовым». Представляет собой большой лист металла (как раз сам лист и является проводником звуковых колебаний), источник звука, примыкающий к листу, звукосниматели, и набор поглощающих мягких подушек, которые служат для изменения времени реверберации.

Минусы такого ревербератора: искажения при обработке сложного сигнала и громоздкость конструкции.

Специфическое звучание пластинчатого ревербератора оставило след в звукозаписи, несмотря на некоторую неестественность звучания, и эмуляция этого вида реверберации сейчас встраивается практически во все программные ревебераторы.

Reverb — дух помещения

Пружинный ревербератор состоит из электромеханического преобразователя (преобразует электрический сигнал с усилителя в механические колебания), пружины (которая и является проводником колебаний) и звукоснимателя.

Довольно старая конструкция, но она до сих пор используется в гитарных комбиках из-за своей дешевизны и компактности.

Звук в миксе с исходным сигналом напоминает естественную реверберацию, но также имеет некоторый специфичный отзвук.

Reverb — дух помещения

Такой ревербератор еще часто называют «магнитным» или «магнитофонным». Был очень популярен в 70-ые и 80-ые.

Ленточный ревербератор очень сильно напоминает обычный магнитофон, главные отличия заключаются в закольцованной ленте и большом количестве воспроизводящих головок (иногда их количество доходило до нескольких десятков).

Сигнал подается на записывающую головку, а затем считывается воспроизводящими головками с различными уровнями выходного сигнала (чтобы обеспечить эффект затухания).

После считывания пленки все сигналы с воспроизводящих головок смешиваются и подаются на выход ревербератора. Для работы такого ревербератора необходима большая скорость движения ленты, иначе вместо реверберации мы получим эффект эха, что является уже совсем другим эффектом (хоть и имеющим одинаковую механику).

Reverb — дух помещения

Вот и добрались до современных примочек) По методу обработки сигнала цифровые ревербераторы схожи с ленточными, только со значительно более сложной архитектурой. Главным элементом обработки является многоотводная цифровая линия задержки (Digital Delay Line).

Если проводить аналогию с ленточными ревербераторами, то «отводами» в нем являются воспроизводящие головки, только в цифровом ревербераторе отводов может быть сколько угодно, а расстояние между головками (то есть время между отводами) можно менять.

В цифровых ревербераторах обычно заложено несколько типов алгоритмов обработки сигналов, обычно это эмуляция различных комнат и «железных» ревербераторов (ленточных, листовых, пружинных), и, естественно, есть возможность менять параметры каждого алгоритма и смешивать различные алгоритмы.

Все это делает цифровой ревербератор чрезвычайно мощным и гибким инструментом, причем очень и очень компактным.

«Железные» ревербераторы это, конечно, круто, но вот только большая часть музыкантов-любителей при работе над своими записями ими не пользуется.

А почему? А потому что есть такая замечательная штука, как VST-эффекты) И различных VST-ревербераторов полным полно, хоть платных, хоть бесплатных.

Разберем основные параметры программных ревербераторов, с которыми нам предстоит работать (к слову, программные ревербераторы – это цифровые ревербераторы, только программные)).

  • Pre-Delay — Предзадержка, иными словами. Этот параметр отвечает за время между приходом к слушателю прямого сигнала и появлением первого отражения.
  • Reverb Time — Длительность реверберации (время затухания звука на 60 дБ), тот самый «реверберационный хвост»
  • Reverb Delay — Промежуток между ранними отражениями и остатком реверберации (то есть остальными отражениями, которые друг с другом смешиваются и многократно накладываются)
  • Diffusion — Характеризует диффузность, «расплывчатость» звука. Не стоит этот параметр устанавливать слишком маленьким, возможно появление дискретности реверберации, эффекта множественного эхо
  • Early Reflection Level —Уровень ранних отражений, характеризует отражающие свойства помещения, с помощью этого параметра, в совокупности со следующим, можно имитировать различные отражающие поверхности
  • High Damp — Определяет сглаживание высокочастотных составляющих отраженного звука. Как известно, высокочастотные колебания затухают быстрее, для этого и нужен этот параметр. К тому же, поверхности отражают звук по-разному в плане амплитуд различных частот, таким образом этот параметр можно использовать для имитации различного материала стен или других элементов помещения
  • Density — Определяет плотность ранних отражений, что в свою очередь характеризует геометрию помещения.

Это основные параметры ревербераторов, есть еще куча других, как для корректировки амплитудно-частотной характеристики реверберации (Low Damp, High Cut, Low Cut), так и для определения геометрии помещения (Size, Wall Vary, Release Density). Впрочем, как и с любыми другими эффектами, здесь главное практика, лучше один раз покрутить ручки, чем сто раз прочитать описания того, что эти ручки делают)

P.S.: Я не указал еще один тип ревербераторов — импульсные ревербераторы. Не указал неслучайно, импульсы — это отдельная большая тема, и об этом виде ревербераторов я укажу в соответствующей статье, которая, я надеюсь, не за горами.

Источник: https://saturdayjam.ru/equipment/reverb-effect

Реверберация – еще один эффект при сведении и мастеринге

Я думаю все, кто занимается музыкой слышали такое слово как реверберация. В этой статье я глубоко затрону эту тему так как при сведении треков реверберация также играет не малую роль. Даже можно сказать, одну из основных ролей в этой игре. Хотя может и показаться что этот эффект реверберации не особо важен.

Тем, кто не совсем понимает этот термин, желательно прочитать эту статью так как вам будет далее сложнее понять некоторые моменты о которых мы будем обсуждать.   И для начала давайте поймем, что такое реверберация.

Я затрону определение этого слова из Википедии, а затем опишу его своими словами.

Реверберация — это процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях. Иногда под реверберацией понимается имитация данного эффекта с помощью ревербераторов.

Иными словами, этот эффект реверберации начинает постепенно путешествовать в темпе где-то 770 миль/час отражаясь от стен, потолка и постепенно затухая так как стены, потолок и воздух в себя начинают поглощать звуковые волны. Этот эффект будет заметен, когда источник звука перестает играть, но эффект звуковых волн все еще звучит постепенно затухая.

Анализ реверберации

Reverb — дух помещения

По этому графику можно понять, что высокие частоты затухают быстрее низких и именно поэтому, например, вы слышите только гул низких частот в соседней квартире.

Для примера эффекта реверберации послушайте этот звуковой файл, где в начале воспроизводится без эффекта инструмент пианино, а после с эффектом.

https://bigsong.ru/wp-content/uploads/2015/12/reverprim.mp3

Как слышите звук с эффектом реверберации становиться чистым, плотным и приятнее на слух.

Как это сделать я опишу ниже, а пока давайте окунемся в историю.

Немного истории появления реверберации в студиях звукозаписи

Раньше, когда еще не было цифровых и аналоговых устройств звукоинженеры использовали естественную реверберацию комнат.

А для этого они в специальных эхо-камерах (reverb chambers) устанавливали громкоговорители и посылали на него сигнал с микшера где были также установлены микрофоны окружения, которые записывали поднятый ими звук.

Некоторые звукорежиссёры этим методом пользуются и в настоящее время так как он упрощает процесс сведения в этом плане и добавляет свои отдельные черты звучания.

Далее появились две основные 100 % аналоговые технологии которые позволяли создавать искусственную реверберацию. Это были пружинные и листовые ревербераторы.

Reverb — дух помещенияПружинный ревербератор Reverb — дух помещенияЛистовой ревербератор

Они были схожи по принципу действия: от исходящего звука в металлическом элементе в пружине или в пластине возбуждались колебания и затем его внутренние отражения снимались при помощи специальных преобразователей.

Это конечно трудно было назвать естественным звуком, но все равно в 60-70 года они использовались в гигантских количествах записей. И со временем их конструкции были усовершенствованы что давало исполнителям и звукоинженерам великолепный звук.

После появления цифровых и виртуальных устройств влияние реверберации заметно снизилось, но этот эффект все равно используется. Конечно все его используют по-разному кто-то больше кто-то меньше. Но тот факт, что он используется никуда не денется.

Он нужен при сведении музыки так как при записи сэмплов, вокала и т.д. которые мы используем в основном нету этого эффекта потому что микрофоны устанавливают очень близко к инструментам чтобы звук был чистым.

Читайте также:  Как делать домашние задания по сольфеджио

Настройка и время реверберации

Сейчас почти все vst плагины имеют свои готовые пресеты (шаблоны) и vst ревербераторы не исключение. Их можно использовать, но они почти всегда нуждаются в дополнительной настройке.

А для этого ненужно выкручивать все регуляторы. Нам необходимо будет использовать лишь небольшую группу для правильной настройке эффекта реверберации.

Но если вы горите желанием все познать, то можете прочитать эту статью про регуляторы ревербератора Fruity Reeverb 2.

Вот они: decay time (длительность хвоста реверберации), size (размер комнаты), predelay (предзадержка звука реверберации) об этом чуть ниже и wet level (показатель уровня эффекта реверберации).

Reverb — дух помещения

Самое главное это понять баланс между длиной реверберации (decay time) и её уровнем, а т.е. размером помещения (size). Многие добавляют или слишком длинную реверберацию которая размывает трек или слишком короткую, что особо не дает вообще никакого эффекта реверберации и при этом не дистанцируются треки к горизонту.

Почти все ревербераторы имеют настройку длины этого эффекта и обозначается как Decay Time или Reverb Time. И поэтому нужно больше экспериментировать с разными настройками длины реверберации и в вместе с этими настройками регулировать фейдер возврата эффекта.

Нужно найти баланс между этими параметрами.

В принципе это то к чему мне часто приходиться возвращаться так как на заключительных стадиях сведения довольно трудно судить пока не настроишь относительные уровни реверберации для всех инструментов кроме баса и бочки.

При сведении вы можете настроить три канала send – эффекта, где будет короткая (с очень коротким хвостом decay time), средняя реверберация (со средним decay time) и длинная (с длительным decay time). Теперь необходимо послать сигналы с любых инструментов на разные уровни реверберации, чтобы создать чувство единства.

Также после эффекта реверберации добавьте эквалайзер, чтобы сильно облегчить процесс формирования звука. Для примера если убрать низкие и высокие частоты, то реверберация становиться менее заметной. Помните, что продолжительность реверберации влияет на полноту микса и эти три send – эффекта помогут вам его найти поочередно используя их для каждого инструмента.

Так что, сравнивайте…

При использовании эквалайзера я обычно регулирую тональность.

В некоторых ревербераторах уже есть свои собственные фильтры, однако я люблю добавлять после эффекта собственные эквалайзеры, так как они дают больше возможностей для формирования необходимого тона.

При использовании эквалайзера я почти постоянно срезаю на реверберации низкочастотники в районе от 100 до 300 Гц. Производиться это с целью исключить загрязнения и размывания низкочастотного звука – баса и бочки.

Также я иногда срезаю и высокочастотники low pass фильтром. Это делается по двум причинам.

Во-первых, это позволяет не ощущать реверберацию как отдельный эффект от микса (в основном когда используются вокальные согласные и высокие перкуссии).

Во-вторых, реверберация становиться наиболее отдаленной от слушателя, нежели яркие и сухие звуки оставляя положительный психологический эффект у слушателя.

Но при срезе высоких и низких частот, нередко необходимо производить от регулирование тональных характеристик реверберации, только если же вы думаете, что это необходимая процедура. По другой причине реверберация должна быть незаметной, но в то же время довольно высокой по уровню, для склеивания их должным образом.

Если вы заметили сильный пик в частотной характеристике, то вам необходимо будет тщательно рассмотреть реверберационные показатели и при надобности использовать дополнительные узкие фильтры убрав все «дерзкие» частотные пики. После этого у вас будет точный, связный и не расплывчатый звук.

Еще думаю вам рассказать про предзадержку (predelay). Это также не мало важный параметр который попросту удерживает начало реверберационных отражений на некоторое время.

Чем больше будет данный показатель, тем ближе будут казаться сухие звуки по сравнению к границам виртуального помещения.

Некоторые плагины просто на просто не имеют эту функцию, а у некоторых она по умолчанию приравнивается к нулю.

Я думаю на это нужно обратить внимание так как наш слушатель услышит обработанный звук, как находящийся вблизи границ виртуального помещения. То есть звук отдалиться от слушателя, заметно изменятся сухие звуки т.е. его тон, а также может воздействовать на ясность вокала снизив четкость важных согласных звуков.

Помните, что при использовании ревербераторов главное осознать, что правильнее не «доложить» реверберации, чем её «переложить».

Если вы хотите сделать динамическую обработку (как при сведении, так и при мастеринге), компрессия обладает направленность повышать в миксе низкие уровни, такие как хвосты реверберации.

И поэтому не забывайте об этом, и не используйте реверберацию там, где он не требуется.

Понять это можно, когда эффект работает, и его как бы не приметно, но если его выключить – то мгновенно покажется, что чего-то не хватает. И в данном случае Вы будете на 100% уверены, то что реверберация необходима, и никак не подавляет ваш инструмент.

Источник: https://bigsong.ru/kurs-fl-studio/reverberatsiya-eshte-odin-ffekt-pri-svedenii-i-masteringe.html

5 различных типов реверберации

Все разные, как инженеры, так и музыкальные продюсеры. Однако среди общих разногласий есть некоторые поразительные сходства. Мы все используем и любим пространство композиций и без него не можем обойтись.

Если вы новичок в музыкальном мире производства, то очень легко можете запутаться в типах и алгоритмах ревербераторов.

Основная идея такова: процессор ревербератора — это устройство, которое использует специальный код (магическую математику), чтобы превратить исходный звук в размытую пространственную версию. Это может быть сконфигурировано множеством способов, но разработчики, зачастую, прикладывают свои пресеты, которые вы видите в большинстве плагинов. Стандартные типы — это комнаты, залы, холлы и палаты.

1. Комната (он же Room)

Самый основной тип реверберации — это комната. У нее свое пространство со стенами. Если вы находитесь в полупустой комнате, то постучав о глухие предметы или ударив в ладоши — услышите короткое отражение. Комнаты имеют свои оттенки и скорость.

Помещения имеют практические формы, такие как плоские поверхности и параллельные стены. Эти плоские, параллельные, отражающие границы вызывают звуковые аномалии, такие как модальная интерференция, стоячие волны, flutter отражения и резонансы. Проще говоря — свою окраску.

— Плагины эмулирующие микшерные консоли —

В комнате много «несовершенства», но именно они делают звук привлекательным. Давайте будем честными, кто не хотел записать барабаны в гараже? А послушайте как звучит акустическая гитара ваших друзей в гостинной. С помощью таких отражений легко приблизить сигнал напрямую к слушателю, и не одно сведение проекта не обходится без таких небольших искажений.

2. Концертный зал (он же Hall Reverb)

Reverb — дух помещения

— 10 лучших плагинов реверберации в мире! (VST Plugins) —

3. Камерные помещения (Chamber Reverb)

Когда-то, когда не было еще цифровых ревербераторов, жил скромный владелец студии. И этот человек захотел услышать звук огромного пространства.

К сожалению, недвижимость была дорогой и не было ресурсов для аренды гигантского зала. Поэтому он выделил комнату с очень отражающими поверхностями и продолговатыми углами.

Поскольку у комнаты много отражений, то реверберация уходила в «хвост» сигнала. Таким образом родилась камерная реверберация.

По общему признанию, эта история немного прикрашена. Камерные залы имеют огромное количество цвета и текстуры. Все что нуждается пробивного размытого оттенка, можно обработать такой реверберацией. Раньше их часто применяли на R&B и в классическом роке.

4. Plate Reverb

Reverb — дух помещения

5. Атмосфера (Ambiences)

Слово Ambience относится к двусмысленному пространству вокруг чего-то. Будь-то звучание (например, гитары) в лесу, пустыне, и других неограниченных местах.

И хотя сложно представить, где это можно применить, но это идеально подходит для звуков, которые уже имеют тонну характера и плотные гармоники (например синтезаторы в танцевальных стилях).

Короткие атмосферы применимы в реп-стилях (например на голосе).

— Лучшие секвенсоры для телефонов и планшетов —

Бонус: Нелинейная реверберация

Reverb — дух помещения

Источник: https://arefyevstudio.com/2017/12/13/5-razlichnyx-tipov-reverberacii/

Что такое реверберация • Гид по эффектам SAMESOUND.RU

Автор официального блога компании Fender Кен Пирсол опубликовал материал, посвященный эффекту реверберации.

В своей заметке Кен максимально доступно рассказал, что такое реверберация, какие виды реверберации существуют, а также дал несколько советов начинающим гитаристам и музыкантам по использованию этого эффекта. Редакция SAMESOUND.RU приводит адаптированный перевод материала.

Реверберация как эффект — это отражение окружающего нас мира. Нас постоянно окружают всевозможные отзвуки, даже если мы этого не замечаем.

Эти отзвуки и есть реверберация, но мы не обращаем на них внимания, пока не окажемся в большом зале или на стадионе. На самом деле, если бы звук вокруг нас не имел реверберации, то все звучало бы иначе — сухо, стерильно и странно.

Поэтому реверберация воспринимается нами как своего рода эффект, а не что-то естественное и привычное.

Будучи гитаристами мы воспроизводим и управляем этим акустическим эффектом с помощью механических, аналоговых или цифровых процессоров. Реверберация создает неповторимое ощущение времени, пространства и настроения, являясь особым инструментом самовыражения, который использовался многими гитаристами — например, Джеффом Бакли и Дэвидом Гилмором.

Что такое реверберация?

Реверберация — это акустический эффект, возникающий при отражении звуковых волн от поверхности помещения, вызывая тем самым еще большее количество отражений.

Интервал между отражениями настолько короткий, что человеческий слух попросту не способен опознать каждое колебание — мы слышим все отзвуки сразу, а не по отдельности.

Эффект усиливается в больших помещениях: звук продолжает отражаться от поверхностей даже после того, как источник сигнала умолк.

Чем больше помещение, тем сильнее реверберация.

Мы воспроизводим этот акустический эффект, чтобы управлять им. С помощью сторонних инструментов мы можем изменять, усиливать и ослаблять естественную реверберацию любой комнаты.

Reverb — дух помещения

Виды ревербераторов

Звукорежиссеры и музыканты всегда искали возможность управлять реверберацией, создавая для этого различные инструменты. 30-40 лет назад такие инструменты занимали очень много места, а о том, чтобы брать их с собой на концерт и речи не шло.

Сегодня, благодаря плагинам, компактным педалям (см. Добавь ревера: лучшие педали реверберации) и встроенным в усилители и процессоры ревербераторам (см.

Читайте также:  Как называются клавиши фортепиано

Все-в-одном: лучшие процессоры эффектов для гитаристов), мы можем брать этот эффект с собой и управлять им где угодно.

Акустические камеры

Изначально единственным способом управляемого применения реверберации была запись в помещении с подходящими характеристиками. В зависимости от размеров помещения, музыканты могли получить разный результат: большая студийная комната или подвал производили более пространственный и объемный эффект, в то время как ванная комната образовывала более легкую и сфокусированную реверберацию.

Хорошая реверберация самой комнаты до сих пор остается основой для большинства цифровых ревербераторов.

При этом многое зависело от расстановки микрофонов: требовалось расположить их так, чтобы правильно захватить все отзвуки помещения.

Послушайте гитару Дэвида Гилмора в «Shine On You Crazy Diamond» с концертного альбома «Pulse» 1995 года — создается впечатление, будто ее звучание полностью пропитано реверберацией.

Хитрость в том, что Гилмор не использовал ее — эффект был достигнут правильным расположением микрофонов, которые записали естественную реверберацию окружения.

Правильное расположение микрофонов позволило захватить звук окружения, обогатив его естественными отзвуками. Хорошая реверберация помещения по-прежнему является основой для большинства цифровых ревербераторов используемых сегодня.

Некоторые студии обзавелись специальными помещениями, позволяющими создавать управляемый эффект реверберации. Так, например, в знаменитой студии Abbey Road построили специальную эхо-комнату для насыщения сигнала приятными отзвуками.

Комната стала частью цепочки эффектов, получившей название S.T.E.E.D., и использовалась при записи практически всей музыки 1960-1970 годов.

Услышать ее влияние на звуковой сигнал можно на многих записях Pink Floyd и The Beatles, о чем мы подробнее рассказывали здесь.

Механическая реверберация

Со временем инженеры различных компаний придумали механические ревербераторы, которые позволили управлять этим эффектом. Среди основных видов механических устройств, активно применяемых в музыкальной индустрии, можно выделить два:

  1. Plate Reverb — пластинчатый ревербератор;
  2. Spring Reverb — пружинный ревербератор.

Пластинчатые ревербераторы, Plate Reverb

Одним из первых искусственных средств воссоздания и управления эффектом реверберации стали пластинчатые ревербераторы. Принцип работы такого ревербератора в миниатюре повторял поведение звуковых волн в пространстве.

Внутри пластинчатых ревербераторов располагалась стальная пластина размером около 120×240 см (4×8 футов), подвешенная и сильно натянутая на специальную раму.

С одним из концов пластины соединялся динамик, который заставлял ее вибрировать.

Подобно звуковым волнам в комнате, вибрации проходили через пластину, где записывались специальным микрофоном, закрепленным на противоположной от динамика стороне.

Reverb — дух помещенияПластинчатый ревербератор EMT140. В центре видна пластина, по которой проходят вибрации.

При всей простоте механизма, такой принцип работы создавал ряд проблем. Так, например, микрофон улавливал не только вибрации пластины, но и любые посторонние звуки.

По этой причине пластинчатые ревербераторы приходилось устанавливать только в изолированных от внешних источников звуков помещениях.

К тому же интенсивность реверберации и время ее спада напрямую зависели от размеров и плотности пластины — для того, чтобы эффект был максимально объемным и пространственным, требовались очень большие ревербераторы.

С течением времени было создано несколько модификаций пластинчатых ревербераторов. Изменения обычно касались размеров самой пластины и материалов, из которых она была изготовлена. Иногда пластину даже изолировали специальным герметиком — это улучшало звукоизоляцию, делало ревербераторы компактнее и мобильнее, но напрямую сказывалось на звуке.

Пластинчатые ревербераторы до сих пор популярны. Конечно, выпуск новых аппаратов происходит очень редко, зато разработчики плагинов стабильно выпускают эмуляции, основанные на каких-либо известных моделях устройств. Звучат подобные разработки весьма убедительно.

Пружинные ревербераторы, Spring Reverb

Постепенно на рынок пришли пружинные ревербераторы, чей принцип работы во многом схож с пластинчатыми моделями.

В пружинных ревербераторах вместо пластины используется одна или несколько пружин, по которым проходит звуковой сигнал.

Из-за того, что подобным устройствам не нужны динамики и микрофоны (сигнал с пружины сразу попадает на выход), пружинные ревербераторы намного компактнее пластинчатых устройств.

Reverb — дух помещенияРазмеры пружинных ревербераторов намного меньше, чем у пластинчатых устройств из-за отсутствия динамиков.

Пружинная реверберация отличается особо ярким и запоминающимся звучанием. В 1960-е пружинная реверберация стала синонимом сёрф-музыки из-за активного использования подобного эффекта в этом популярном в те годы направлении музыки. Одним из ярчайших примеров, где можно во всей красе услышать характерное звучание пружинной реверберации, является композиция Дика Дейла «Misirlou».

Гитаристы и музыканты особо ценят усилители Fender за уникальное звучание встроенной в них пружинной реверберации. Благодаря плотному и насыщенному характеру, идеально сочетающемуся с исходным сигналом, реверберация Fender считается многими музыкантами и звукорежиссерами эталоном при обработке гитары даже в наши дни.

Цифровая реверберация

Появление цифровой реверберации стало огромным подарком для гитаристов.

Эффект, встраиваемый в комбоусилители, процессоры и педали эффектов, позволил эмулировать пространство разнообразных комнат и воссоздать звучание как пружинных, так и пластинчатых эффектов реверберации.

С появлением импульсов звучание цифровых ревербераторов стало еще реалистичнее — проблемы с поиском подходящих помещений и расстановкой микрофонов ушли в историю, ведь настроить эффект теперь можно как угодно.

Популярный гитарист Джефф Бакли использовал цифровую реверберацию, чтобы создать атмосферу изоляции и некоторой интимности. Это хорошо слышно в его знаменитом кавере на песню Леонарда Коэна «Hallelujah».

Реверберация — отличный инструмент, который помогает сделать игру музыканта ярче и выразительнее. В использовании этого эффекта нет строгих правил, хотя стоит учесть ряд рекомендаций по работе с реверберацией.

Вне зависимости от того, где вы используете реверберацию (в педалборде, рэковой стойке или на дорожке DAW), обработку нужно располагать как можно ближе к концу цепочки эффектов.

Если после реверберации включить дисторшн, то обработке подвергнется не только сам сигнал, но и его отражения: каждый отзвук насытится дисторшном, что создаст невероятно неприятную кашу, разобрать в которой что-либо будет попросту невозможно.

Если же поместить дисторшн перед реверберацией, то вы получите совершенно другой эффект — звук будет выглядеть так, как будто вы играете на мощном стеке в огромном зале.

Лучшее решение, если вы играете через встроенный дисторшн усилителя, — использовать реверберацию в петле эффектов. В цепи прохождения звукового сигнала петля эффектов располагается после предусилителя, благодаря чему реверберация всегда звучит чисто и не влияет на другие эффекты усилителя (включая эквалайзер).

При работе с реверберацией и выборе количества эффекта помните, что здесь работает правило: меньше — лучше.

Все эффекты реверберации оснащены регулятором MIX. Эта ручка контролирует баланс между чистым (исходным) и обработанным реверберацией сигналом.

Благодаря этому музыкант может подмешивать реверберацию в исходный звук и настраивать ее количество в общем сигнале (см. Креативная реверберация: 6 примеров использования реверберации в миксе).

Главное здесь соблюдать меру: слишком большое количество эффекта убьет читаемость и ясность звука, со стороны все будет звучать так, как будто инструмент играет в глубине пещеры.

Заключение

Реверберация может стать лучшим другом любого музыканта. Она заполняет пустоту между нотами, добавляет звуку плотности и объемности, а также улучшает звучание в помещениях с плохой акустикой.

В следующий раз при работе с партией струнных (см.

Программирование струнных: как сделать виртуальные струнные более живыми, если вы никогда этим не занимались) попробуйте выкрутить регулятор Mix на полную и установить длительное время затухания.

Секция струнных зазвучит далеко, но добавит в объеме. Добавьте побольше реверберации тяжелым гитарам, чтобы сделать их звук интереснее и расширить стереокартину трека.

Теперь, когда вы знаете, что такое реверберация, единственное, что вам остается — это пробовать и экспериментировать. Главное здесь — помнить, что реверберация должна дополнять композицию и игру музыкантов, а не маскировать ошибки.

Источник: https://samesound.ru/p/mixing/94818-reverberation-starter-guide

TC Electronic m-one — Инструкция (Страница 19)

Reverb — дух помещения

  • 19
  • РЕВЕРБЕРАЦИЯ — Hall
  • ЭФФЕКТЫ РЕВЕРБЕРАЦИИ

Большинство эффектов реверберации в M•ONE состоит из двух частей: Reflections (отражения) и Tail («хвост»).- Reflections, или Early Reflections, имитирует первые слышимые отражения звука в пространстве. В реальнойжизни это та часть реверберации, которая определяет размер и характеристики помещения.- Tail известен как «хвост» реверберации или диффузное поле. Эти отражения настолько сложны ибеспорядочны, что не дают возможности определить подлинное положение источника звука в пространстве.Вместе две этих части реверберации позволяют создать очень естественное звучание. Но в реальной жизнибаланс между ними может значительно варьироваться. Именно поэтому M•ONE снабжен функциями,позволяющими изменять уровень, окраску, продолжительность звучания или размер каждой частиреверберации. Попробуйте поэкспериментировать – t.c.electronic гарантирует, что Вы услышите изумительные

эффекты!

ПАРАМЕТРЫ АЛГОРИТМА HALL (ХОЛЛ)

Decay (затухание)Диапазон значений: 0.02 сек – 20 сек. Параметр Decay определяет длину «хвоста» реверберации. Это время, закоторое уровень реверберированного сигнала падает приблизительно на 60 дБ.

Predelay (предзадержка)Диапазон значений: 0 – 100 мсек. Краткая задержка между ранними отражениями и «хвостом» реверберации.Благодаря предзадержке сегмент атаки в исходном материале остается чистым, не загрязненным более

  1. рассеянным звучанием «хвоста» реверберации.
  2. Чтобы добиться традиционного эффекта «slapback» в хвосте реверберации, попробуйте уменьшить
  3. значение параметра Reflect Level (уровень отражений).
  4. Size (размер)Диапазон значений: Small — Medium — Large (малый — средний — большой). Этот параметр определяет рисунокранних отражений и
  5. позволяет выбрать тип имитируемого пространства.
  6. Поэкспериментируйте
  7. самостоятельно, пока не найдете тот размерчик, которые наилучшим образом подходит для конкретногозвукового материала и того пространства, иллюзию которого Вы пытаетесь создать. Общие рекомендации: длябарабанов и перкуссии – малые размеры; средние — для фортепиано, гитары и духовых, большие — для вокала и
  8. струнных инструментов.

High Cut (обрезной фильтр верхних частот)Диапазон значений: 501.2 Гц – 20 кГц. Обрезает верхние частоты с добротностью 6 дБ/октава. Применяется дляудаления «шепелявости» в реверберации.

Попробуйте поэкспериментировать с удалением верхних частот, используя различия между

параметрами High Cut и High Color.

High Color (окрашивание верхних частот)Диапазон значений: от -50 до +50. Этот параметр регулирует время затухания ВЧ-составляющей сигнала. Т. о.удаляется «шепелявость», но в то же время сохраняется открытость реверберации.

Low Color (окрашивание низких частот)Диапазон значений: от -50 до +50. Этот параметр регулирует время затухания НЧ—составляющей сигнала. Т. о.удаляется гул, и в то же время сохраняется теплота реверберации.

Reflect Level (уровень отражений)Диапазон значений: 0 дБ – 100 дБ. Этот параметр регулирует уровень ранних отражений.

Во многих старых ревербераторах параметр Size (рисунок ранних отражений) не использовался.

Чтобы добиться подобного «старого» звучания, попробуйте уменьшить значение Reflect Level.

Reverb Level (уровень хвоста реверберации)Диапазон значений: 0 дБ – 100 дБ. Этот параметр регулирует уровень «хвоста». Уменьшение Reverb Level дастболее пространственное звучание, поскольку ранние отражения будут слышны более отчетливо.

Источник: https://www.manualsdir.ru/manuals/748049/tc-electronic-m-one.html?page=19

Разбор эффекта типа Reverb

Уже из названия ясно, о чем пойдёт речь, но я бы хотел немного уточнить. В этой статье я повторно дам объяснение эффекта, и попытаюсь максимально подробно рассказать о его параметрах. Эта статья подойдёт как для новичков, так и для тех, кто уже что-то знает, но не до конца понимает.

Читайте также:  Учитель исполнительского класса – творец или ремесленник (посвящяется всем учителям инструментальных классов)

Суть эффекта

Википедия гласит, что реверберация — это процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях. Звучит не совсем понятно

А если проще?

Звуковые волны распространяются во всех направлениях с одинаковой скоростью. Волна, которая распространялась напрямую между источником и приемником, очевидно, будет самой первой и самой громкой, а остальные волны дойдут позже, так как их путь будет длиннее. Интенсивность (громкость) этих волн будет ниже интенсивности источника, так как волны теряют часть своей энергии из-за отражения.

Наглядная схема распространения звуковых волн в пространстве зала

Чем больше в помещении поверхностей, от которых может отразиться волна, тем насыщеннее будет эффект. Проявление эффекта, очевидно, зависит и от размеров помещения. Пустая комната и пустой спортивный зал звучат не одинаково, ведь правда?

Вы можете спросить: почему в плотно заставленной комнате нет реверберации, хотя поверхностей много? Суть в том, что различные материалы с разной эффективностью поглощают и отражают звуковые волны.

В пустой комнате панельного дома эффект будет наблюдаться очень даже заметно. В деревянной комнате тоже, но менее заметно. Если обставить комнату (особенно мягкой мебелью), то эффект спадет практически до нуля.

Стены в комнате записи на студиях обычно полностью покрыты акустическим поролоном именно из-за этого. Лишние отзвуки на записи ни к чему.

После оригинального звука идут так называемые ранние отражения, т.е. волны, которые единожды отразились от преграды и дошли до слушателя. Реверберационный хвост, идущий после ранних отражений, это результат многократных отражений волн, из-за чего сигнал очень плотный, но быстро затухающий

До появления первых электронных ревербераторов выход был лишь один — использовать для записи специальное помещение. В таких комнатах искусственно создавались определенные преграды, от которых звук отражался. Таким образом получали эффект натуральной реверберации, параметры которого можно было изменять.

  • Позже появились первые аппаратные реализации: spring reverb (реверберация вследствие колебания пружины) и plate reverb (реверберация вследствие колебания металлического листа).
  • И в первом, и во втором случае суть одна и та же: электрический сигнал преобразовывается в механические колебания, которые проходят через рабочее тело (пружина или листовой металл), и затем снова преобразовываются в электрический сигнал.

Рабочее тело — пружинаРабочее тело — пружина

Механический тип передачи сигнала вносил определенные особенности в звучание. Для примера предлагаю посмотреть на работу пружинного ревербератора Danelectro Spring King. Это не цифровая имитация, а педаль с настоящей пружиной внутри. В качестве доказательства — момент на 3:05.

С развитием электроники начали развиваться и звуковые эффекты. Сейчас очень много ревербераторов, которые могут имитировать звучание конкретных помещений: room (комната), hall (зал), church (церковь) или ambience (пространство). Помимо этих режимов, почти каждый ревербератор может имитировать spring и plate ревербераторы.

Немного о параметрах

Рычаги управления везде примерно одинаковы. Где-то их меньше, где-то их больше, но все они повторяются.

Для изучения параметров я буду использовать программный ревербератор Valhalla VintageVerb от Valhalla DSP

Основные настройки

  • Mix — соотношение между обработанным и необработанным сигналами. 0% — только необработанный сигнал, 100% — только обработанный сигнал
  • Predelay — задержка перед срабатыванием эффекта
  • Decay — длительность реверберации

Damping (затухание)

  • HighFreq — высокая частота, после которой начинается ослабление обработанного сигнала
  • HighShelf — величина ослабления
  • BassMult — настройка времени затухания низкой частоты в сигнале (относительно параметра Decay)
  • BassFreq — низкая частота, для которой настраивается время затухания

Shape (форма)

  • Size — размер помещения
  • Attack — время нарастания эффекта до максимума. Используется для более точной настройки расстояния от источника до приемника

Mod (модуляция) — вносит определенные колебания в сигнале, появляется ощущение того, что звук плывет (имеется не везде)

  • Rate — частота модуляции
  • Depth — глубина модуляции

EQ (эквалайзер)

  • HighCut — срез высоких частот в сигнале
  • LowCut — срез низких частот в сигнале

Вообще, ревербератор — инструмент очень тонкий, и используется везде. С его помощью можно воссоздать звучание любого помещения, а эксперименты с ним иногда дают очень интересный результат.

С вами как всегда был канал О музыке на кухонно-бытовом

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cfbd5da7e0d5200ae5132a2/5d5e96fe95aa9f00ad3d9d6d

Реверберация

Реверберация — является эффектом задержки звука, в отличие от эха оригинальный сигнал повторяется с гораздо меньшей периодичностью и затухает соответственно быстрее. Если Эхо живёт в горах и на улице, — то реверберация живёт в закрытом помещении.

Звуковая волна отражается от стенок помещения, после чего опять отражается от стенок помещения – и так до тех пор пока она не затихает.

Реверберация очень хорошо различима в длинных туннелях, пещерах, церквях, в объёмных помещениях с плохой акустикой (под плохой акустикой также понимается полное отсутствие реверберации, что лишает звук своей естественности).

Звук различается после прекращения резонирования его источника – это Вы слышите отражения звуковой волны от поверхностей помещения. В начале к Вам возвращаются ранние отражения – непосредственно от поверхностей помещения, потом с меньшей интенсивностью поступают отражения от отражений. Реверберацию принято считать по формуле:

T= 0.164V/A , где V – объём помещения, А – звукопоглощение (зависит от материала и типа поверхностей, их площадей). В Интернете есть калькулятор реверберации помещения.

Короткая реверберация или короткие задержки делают звучание «больше». Реверберация с затуханием меньше 1 с и задержки меньше 100 миллисекунд (обычно их делают много короче) создают акустическое пространство вокруг звука, особенно, если они идут по обоим стереоканалам.

Часто время затухания реверберации ставят как можно меньше, а для цифровых устройств это очень трудная задача. Может получиться металлическое звучание. Если такое случилось, можно исправить положение, увеличив время затухания, или попробовать другой пресет, который даст более мягкое звучание, либо взять другой ревербератор, который сможет работать с такими параметрами.

Советы по настройке ревербераторов и задержек для организации виртуальных планов: • Длинные реверберации должны быть ярче, короткие — темнее.

• • Чтобы связать воедино главные элементы на дорожке, примени к ним самую длинную реверберацию. • Длинное время реверберации, (задержки, ревербератора с предилэем) отдаляет звучание, если уровень эффекта большой.

Задержки и предилэи дольше 100 мс ясно слышны, и начинают отодвигать звучание от слушателя (правда, эффект сильнее проявляется, начиная с 250 мс). Фокус в том, что разница между «большим» и удаленным звучанием кроется в длительности эффекта. Когда время затухания/задержки короткое, а уровень большой — звук «большой».

Когда время затухания/задержки большое и уровень большой — звучит «далеко». Джон Гэсс: Я почти не пользуюсь большими комнатами и длинной реверберацией. Я использую множество приборов, но обычно для небольших комнат.

Иногда готовый микс звучит, как будто там вообше ничего нет, но на самом-то деле я всё пропустил через 20 типов реверов, даже не поставленных на реверберацию, просто для того, чтобы создать побольше пространства. Я думаю, что все это помогает при создании виртуальных планов, и добавлении текстуры к звукам.

И, хотя вы все эти навороты не слышите, они чувствуются. Реверберация звучит лучше, если привязана к темпу записи. Реверберацию настраивают под песню по удару рабочего барабана, а время затухания подбирают так, чтобы звучание кончилось перед следующим ударом. Задача — заставить реверберацию «дышать» вместе с музыкой.

Лучше всего — сначала сделать всё как можно больше при минимальном времени реверберации, потом потихоньку прибавлять время, пока реверберация не встроится в темп. Пре-дилэй ревербератора (пространство между затуханием ноты на дорожке-источнике и началом реверберации) может значительно изменить звучание ревербератора и обычно тоже рассчитывается по темпу музыки.

Основные регулируемые параметры, встречающиеся в современных цифровых ревербераторах, представлены ниже в алфавитном порядке. Balance (Dry / Wet) — регулирует соотношение прямого звука (Dry) и звука, обработанного эффектом (Wet). Gate Reverb — тип специального «нелинейного» эффекта.

Density — плотность ранних (первичных) отражений, характеризует геометрию имитируемого помещения. Diffusion — плотность структуры ранних отражений, характеризует расплывчатость реверберации, при низких значениях ощущается ее дискретность или подобие эха.

Early Reflection Level — уровень ранних отражений, соотносится с отражающими свойствами материалов помещения. Er/Rev Balance — соотношение уровней ранних отражений и остатка реверберации. Feedback Level — уровень обратной связи. Hight Cut — наличие фильтра НЧ (эквалайзера).

Делает тембр реверберации более мягким. Hight Damp (LPF) — возможность демпфирования высокочастотных составляющих спектра реверберации (иногда раздельно регулируется уровень и частота). Основано на естественном эффекте более быстрого затухания высокочастотного спектра звука в процессе акустической реверберации.

В некоторой степени имитирует свойства материалов отражающих поверхностей помещения. Liveness — характер затухания сигналов ранних отражений, их огибающая. Low Cut — наличие фильтра ВЧ (эквалайзера).

Low Damp (HPF) — возможность демпфирования низкочастотных составляющих реверберации (иногда раздельно регулируется уровень и частота).

Pre-Delay (Initial Delay) — интервал времени между приходом к слушателю прямого, необработанного сигнала, и моментом появления самого первого «отраженного» сигнала (фактически имитирует размеры помещения с учетом месторасположения слушателя). Release Density — плотность отражений конечной фазы реверберации.

Reverb Delay — промежуток между ранними отражениями и остатком реверберации, который в одних процессорах отсчитывается относительно прямого сигнала, а в других — относительно ранних отражений. Reverb Send Level (Depth,Volume) — уровень реверберации. Основной параметр, управляющий глубиной эффекта.

Reverb Time (Decay) — время реверберации. Shape (Early Type) — форма нарастания ранних отражений. Size (Room Size, Hall Size, Height, Width, Depth) — размеры (объем) имитируемого помещения, ширина (Width), глубина (Depth), высота (Height). Wall Vary — характеризует геометрию (неровности) отража¬ющих поверхностей. Большие значения придают реверберации более рассеянный характер.

3 ▲ 11 августа 2009 21:28

Источник: https://PromoDJ.com/Broadwav/blog/202209/Reverberaciya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector