Как определить тональность произведения определяем на слух и по нотам.

Как Определить Тональность По Нотам

Блокфлейта – духовой музыкальный инструмент, разновидность продольной флейты. Именно этот инструмент Вы видите на шапке этого сайта!

Здесь Вы найдете много полезного материала об этом инструменте и получите ответ на многие вопросы. Вы узнаете какие блокфлейты бывают. Где купить блокфлейту и какую выбрать. Из каких материалов делаются блокфлейты.

Для пополнения своего репертуара, на сайте Вы обнаружите ноты для блокфлейты. А если Вы только собираетесь осваивать этот замечательный инструмент, то к Вашим услугам бесплатные уроки игры на блокфлейте. Если Вы не знакомы с музыкальной грамотой, обратите внимание на раздел Уроки музыкальной грамоты .

Все уроки рассчитаны на человека, начинающего освоение блокфлейты с самого начала, со звукоизвлечения.

В том случае, если в процессе изучения уроков у вас появятся вопросы, задавайте их на нашем замечательном форуме, только не забудьте прочесть статью Путеводитель по форуму , ссылку на которую Вы видите в левом меню

Все ноты с этого сайта Вы можете скачать на свой компьютер, а под минусовые фонограммы играть онлайн!

Абсолютно все материалы этого сайта бесплатны.

Как определить тональность произведения: определяем на слух и по нотам

Чтобы знать, как определить тональность произведения, требуется, прежде всего, разбираться в понятии «тональность». Вы уже знакомы с этим термином, поэтому лишь напомню, не углубляясь в теорию.

Тональность – вообще, это высота звучания, в данном случае – высота звучания какого-либо лада – например, мажора или минора. Лад — это построение звукоряда по определенной схеме и, кроме того, лад – это конкретная звуковая окраска звукоряда (мажорный лад – ассоциируется со светлыми тонами, минорный – с грустными нотками, тенью).

Высота каждой конкретной зависит от её тоники (главная устойчивая нота). То есть тоника – эта та нота, к которой привязан лад. Лад во взаимодействии с тоникой и даёт тональность – то есть набор выстроенных в определённом порядке звуков, расположенных на конкретной высоте.

Как определить тональность произведения на слух?

Тут важно понимать, что не в любой момент звучания можно с точностью сказать, в каком тоне звучит данная часть произведения. Нужно выбрать отдельные моменты и проанализировать их.

Что это за моменты? Это может быть самое начало или самый конец произведения, а также конец какого-либо раздела произведения или даже отдельной фразы. Почему? Потому что начала и концы звучат устойчиво, они утверждают тональность.

а в середине обычно происходит удаление от основной тональности.

Итак, выбрав для себя фрагмент, обратите внимание на две вещи :

    какое в произведении общее настроение, какое наклонение – мажорное или минорное? какой звук наиболее устойчив, какой звук подходит для того, чтобы им завершить произведение?

Когда вы это определите, у вас должно случиться прояснение. От типа наклонения зависит – мажорная это тональность или минорная, то есть какой у тональности лад.

Ну а тонику, то есть устойчивый звук, который вы услышали, можно просто подобрать на инструменте. Итак, вам известна тоника и известно ладовое наклонение. Что ещё нужно? Ничего, только соединить их вместе.

Например, если вы услышали минорное настроение и тонику фа, то тональность будет – фа минор.

Как определить тональность произведения в нотах?

А вот как определить тональность произведения, если у вас на руках ноты? Наверное, вы уже догадались, что следует обратить внимание на знаки при ключе.

В большинстве случаев, по этим знакам и тонике можно безошибочно определить тональность, потому что ключевые знаки ставят вас перед фактом, предлагая только две конкретные тональности: одну мажорную и одну параллельную ей минорную.

Какая именно тональность в данном произведении зависит от тоники. Подробнее про ключевые знаки можно прочитать здесь .

Нахождение тоники может вызывать затруднения. Часто это последняя нота музыкального произведения или его логически завершенной фразы, чуть реже она еще и первая. Если, например, произведение начинается с затакта (неполного такта, предшествующего первому), то часто устойчивой нотой оказывается не первая, а та, которая приходится на сильную долю первого нормального полного такта.

Не поленитесь взглянуть в партию сопровождения, по ней можно догадаться о том, какая нота является тоникой. Очень часто аккомпанемент обыгрывает тоническое трезвучие, которое, как понятно из названия, содержит в себе тонику, да, кстати, и лад тоже. Заключительный же аккорд сопровождения практически всегда её содержит.

Обобщив вышесказанное, выделим несколько шагов, которые вы должны предпринять, если хотите определить тональность произведения:

    На слух — выяснить общее настроение произведения (мажор или минор). Имея на руках ноты — ищите знаки альтерации (при ключе или случайные в местах смены тональности). Определить тонику – условно это первый или последний звук мелодии, если не подходит – определять устойчивую, «опорную» ноту на слух.

Именно слух является вашим главным инструментом в решении вопроса, которому посвящена эта статья. Следуя этим нехитрым правилам, вы сможете определять тональность музыкального произведения быстро и правильно, позже вы научитесь определять тональность с первого взгляда. Удачи!

Автор – Виталий Коваленко

Кстати, неплохой подсказкой для вас на начальном этапе может стать известная всем музыкантам шпаргалка – квинтовый круг мажорных тональностей. Попробуйте её использовать – очень удобно.

Как определить тональность песни?

Многие начинающие бас гитаристы, которые еще не накопили достаточный музыкальный опыт, испытывают некоторые сложности с определением тональности. Между тем, тональность – одна из основных вещей, которые басисту необходимо знать о композиции, чтобы правильно построить свою партию. Сегодня я попробую немного облегчить тебе жизнь и расскажу о том, как определить тональность песни.

Прежде всего, давай выясним, что же такое тональность? Говоря простым языком, это какой-то определенный аккорд, на котором строится вся песня. Он является основным, и в современной музыке очень часто с него композиция начинается и им же заканчивается.

Возьмем для примера песню группы Кино – Пачка сигарет. Она начинается с аккорда Ля-минор и заканчивается на нем же, из чего можно совершенно справедливо заключить, что тональность этой песни – Ля-минор.

Давай посмотрим, как там выглядит басовая партия:

Эта партия состоит из следующих нот: | Ля До | Ре Ми | Ля До | Ре Ми | Ля |. Заметил, что это ноты из гаммы Ля-минор? Давай вспомним ее на всякий случай: Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля.

Как видишь, ноты из нашей партии в нее входят, и это служит дополнительным подтверждением того, что мы определили тональность правильно.

Ок, с этой песней все ясно, она начинается с Ля, на ней же заканчивается, басовая партия состоит из нот соответствующей гаммы, тональность Ля-Минор. Проще пареной репы. ))

Но, к счастью, на свете существуют не только такие простые песни как эта, и некоторые из них, как ни странно, начинаются не с тоники. То есть, основной аккорд у них один, а начинаются они совершенно с другого.

Как определить тональность такой песни? Вот тут-то нам придется немного размять мозги. Готов? Ну, погнали.) Для примера возьмем песню группы Звери – Южная ночь, это которая девочки-мальчики танцуют раз-два-три.

))

Для начала определим, с какой ноты она начинается. Берем бас, включаем песню, и на слух или методом тыка находим ту самую ноту, которая является в ней первой. У меня получилась нота Фа. Ок, делаем предположение, что тональность Фа. Идем дальше.

После вступления идет куплет. Слушаем, вникаем, находим первую ноту. Чаще всего куплет начинается с тоники, с основной ноты тональности, но тут почему-то он начинается с Ля, а не с Фа. Посмотрим, что будет дальше.

Дальше припев, он повторяет тему вступления и начинается, соответсвенно, с Фа. И, наконец, давай определим, на какой ноте заканчивается песня.

Перематываем почти до конца, и все тем же методом определяем, что заканчивается она на ноте Ля.

Итак, у нас два плюса в пользу Фа и два в пользу Ля. Какая же из них будет тональностью? Этот вопрос нам помогут решить наши собственные ощущения. Нужно прослушать всю песню от начала до конца и решить, какая ее часть производит впечатление основной темы, а какая является отступлением от нее? Где здесь чувствуется динамика, движение, развитие, а где спокойствие и основательность?

На мой вкус, больше динамики и движения здесь в припеве, который каждый раз неизбежно переходит в более спокойный и устойчивый куплет.

Это означает, что именно куплет является основной темой, а нота, с которой он начинается – основной нотой тональности песни. В данном случае это Ля.

Мажор или минор? Если ты еще не знаешь ответ на этот вопрос, подбери басовую партию куплета и выясни, ноты какой гаммы используются в ней. Здесь это ноты: | Ля | Ре | До | Ми |. Без сомнения, это ступени гаммы Ля-Минор.

И на закуску: если попробовать закончить эту песню нотой Фа, то возникнет ощущение незавершенности, недосказанности, как будто хочется продолжения. А когда выходим в Ля, напротив, появляется чувство, что композиция окончена, и дальше двигаться некуда. Так что можно без колебаний объявлять победителя, тональность этой песни – Ля-Минор.)

Ну, вот и все, теперь ты знаешь, как определить тональность песни. Я надеюсь, мои советы помогут тебе освоить этот необходимый для бас гитариста навык, и послужат некоей отправной точкой для его дальнейшего развития. Желаю удачи в этом увлекательном деле, а также творческих успехов! Увидимся! ))

24 #8212 Определение тональности. Тональная настройка. 2

Для того чтобы уверенно спеть по нотам любой музыкальный при­мер, нужно определить его тональность и настроить в этой тональности свой слух. Как это делается?

Определяя тональность песни, следует прежде всего посмотреть на знаки при ключе.

Для окончательного определения тональности нужно посмотреть на конец песни. Большинство песен заканчивается на главном устойчивом звуке — на тонике тональности (редко на V, III ступ.). Поэтому тонику обычно можно определить по последнему звуку.

Исходя из ключевых знаков и зная тонику, мы можем точно установить тональность песни. Например, отсутствие ключевых знаков при тонике ля указывает на то­нальность ля-минор, один ключевой бемоль при тонике фа — на тональ­ность Фа-мажор и т. д.

Определив тональность песни, нужно настроить в этой тональности свой слух. Тональная настройка осуществляется путем пропевания всех или основных звуков данной тональности.

Сначала на каком-нибудь инструменте берется тоника тональности. При отсутствии инструмента тонику можно спеть по памяти.

Вполне возможная при этом неточность тоники для пения примеров большой роли не играет, весь пример бу­дет звучать лишь несколько выше или несколько ниже его настоящей высоты.

Задав себе тонику, нужно затем спеть какой-нибудь характерный для данного лада ряд звуков, например гамму или часть ее. Слух хо­рошо настраивается в тональности при пропевании тонического и доми­нантового трезвучий с разрешением, а также и некоторых других соче­таний звуков, как например:

Постепенно для тональной настройки становится достаточно пропе-вания меньшего количества звуков и необязательно всех звуков тональ­ности. При известных навыках для тональной настройки достаточно пропевания одного тонического трезвучия, которым обычно и ограничи­ваются, когда эти навыки уже приобретены.

Тональность

Источник: http://www.oktava-studio.ru/noty-i-notnaja-gramota/kak-opredelit-tonalnost-po-notam.html

Как определить тональность песни по нотам и на слух?

Искусство и развлечения 5 ноября 2018

Если вы знаете, как определить тональность музыкального произведения, то подобрать альтернативный аккомпанемент или перевести песню на полтона выше будет для вас совсем несложно. Существует несколько способов определения тональности, позволяющих довольно точно определить высоту звучания ладов, в том числе и без нотного ряда перед глазами.

Что такое тональность?

Знание того, как определить тональность, не принесет пользы, если музыкант не понимает, что это такое. Обратите внимание на следующие понятия:

  • Лад. Звуковой ряд, выстроенный по определенному алгоритму (например, до-ре-ми-фа-соль-ля-си, как в До мажоре (C-dur). Интервалы высот между нотами и принципы переходов определяют характер лада. Мажорные лады используют в светлых, торжественных композициях, минорные – для передачи тоски, грусти, лиричного настроения.
  • Тоника. «Опорная» нота, определяющая высоту всех основных нот в ладу.

Лад вместе с тоникой называют тональностью: это звуки, расположенные в конкретном порядке, на высоте, заданной главной устойчивой нотой.

Динамическая тональность произведений

Начиная экспериментировать с установлением тональности, даже начинающие музыканты замечают, что в одной и той же песне она часто меняется. Начало и финал звучат в одном тоне; в центре композиции звучание может уходить вверх или вниз для создания звукового разнообразия и усиления эмоциональных акцентов произведения.

Читайте также:  Как называются клавиши фортепиано

Вот как определить тональность в популярных песнях: анализируйте отдельно куплет и припев, в случае совпадения – обратите внимание на завершающий участок мелодии. Для певиц и вокалистов-теноров в конце часто добавляют повтор припева на тон выше: таким образом, в одной песне может сочетаться 2-3 тональности, обычно с единой звуковой окраской (мажор или минор).

В классических композициях количество тоновых переходов ничем не ограничено; к тому же мажорное или минорное звучание могут сменять друг друга. Здесь не стоит вопрос о том, как определить тональность всего произведения: выбирайте фрагменты, которые имеют законченное звучание, и анализируйте их отдельно друг от друга.

Видео по теме

Нахождение тональности по нотному ряду

Даже если вы только начинаете работать с нотным листом, постарайтесь разобраться, как определить тональность по нотам:

  1. Проверьте знаки альтерации при ключе. Они указывают на тональность в мажоре и ее «параллельную» версию в миноре. Имейте в виду, что знаки альтерации могут меняться: это указано в нотах, в местах перехода в другую тональность.
  2. Найдите тонику. Как правило, это нота, завершающая композицию или музыкальный фрагмент. В сопровождающих партиях тонику легко найти, обратив внимание на повторяющиеся трезвучия: они не только содержат опорную ноту, но и воспроизводят структуру лада.
  3. Определите тональность по тонике: в «лишнем» варианте такой ноты как точки отсчета не будет.

Ноты аккомпанемента окажут большую помощь, так как аккомпанирующие партии всегда имеют гармоничное завершение. Даже если отрывок или песня заканчивается не одной нотой, финальный аккорд будет содержать тонику как опору.

Если под рукой не оказалось нот

Для вокалистов и музыкантов-импровизаторов важно знать, как определить тональность песни без нот. Положитесь на свой музыкальный слух и следуйте инструкции:

  1. Мажор или минор? Вам уже известно, что знак тональности определяет настроение песни. Общий характер композиции подскажет наклонение лада: например, минорное, как в классических любовных балладах.
  2. Найдите тонику. Чтобы определить опорную ноту, внимательно прослушайте или пропойте песню. Это тот звук, которым хочется завершить музыкальную фразу. Нашли? Теперь перебирайте клавиши пианино или струны гитары, пока не найдете то же звучание. Подобранная нота и будет тоникой.

Теперь просто совместите полученные сведения. Если у произведения выраженный мажорный характер и оно «опирается» на ноту «ре», то это тональность «ре мажор».

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/293880/

Тональность – так ли это страшно?

Ноты вне тональности

В Уроке№3, как впрочем и в других уроках, вы часто встречали загадочные термины – гамма до мажор, гамма ля мажор, гамма ми минор и т. д.

А что, собственно такое – гамма до мажор или любая другая? Попытаюсь объяснить «на пальцах». Вообще-то гамма – это техническое упражнение для развития беглости пальцев и усвоения тональности.

А тональность? Вот об этом сейчас и поговорим.

ЛАДно или о ладах в музыке

Еще с детского сада на музыкальных занятиях малышам говорили – вот есть грустный колокольчик, и есть веселый колокольчик. Грустный  колокольчик зовут «МИНОР», а веселый – «МАЖОР». Все песенки, которые вы знаете, сочиняют эти колокольчики и получаются они у минора – грустные, а у мажора – веселые.  Объяснение, конечно, очень показательно для дошкольников.

Два лада в музыке

Однако для детей постарше и для взрослых можно сказать более серьезным языком – вся музыка, которая когда-либо была или будет сочинена, написана либо в мажоре, либо в миноре. И это может на слух определить даже ребенок. Вот эти мажор и минор называются – ЛАД.

Следует отметить, что музыкальный язык довольно богат, как ни странно, и часто бывает, что пьеска, написанная в миноре, звучит довольно весело, а мажорное произведение нагоняет тоску. Это случается сплошь и рядом, но, тем не менее, надо научиться различать на слух минорный и мажорный лады.

Тоника – царица тональности

А теперь вернемся к началу – допустим – до мажор. Или ля минор. Или фа мажор. Вот всех этих словосочетаниях есть определение какого-либо лада – минорного или мажорного. А что же означают слова – до, фа, ля? Все знают, что это ноты, но какие? А это, друзья мои, – ТОНИКА. Самый первый и самый главный звук в тональности.

Внимание! Я объясняю следующее понятие. Есть звукоряд. Как цифры идут одна за другой, так и ноты имеют четкую последовательность в звукоряде.

ДО  РЕ  МИ  ФА  СОЛЬ  ЛЯ  СИ  ДО  РЕ  МИ  ФА  СОЛЬ  ЛЯ  СИ  ДО  РЕ  МИ  ФА  СОЛЬ

и т. д.

Нот, как вы знаете, всего 7. Далее они просто повторяются.  А есть понятие ступени. Их тоже 7.

Музыкальные ступени

Если звукоряд начать с ноты ДО, то и закончить его следует нотой ДО. В этом случае первой нотой будет нота ДО и название ей – ТОНИКА. Смотрите, что получается. Если тоника – ДО, то есть первая  ступень – ДО, то вторая будет РЕ, третья – МИ, а седьмая – СИ.

Звукоряд с тоникой ДО

Если мы решим начать наш звукоряд нотой РЕ, то тоникой будет нота РЕ, на второй ступени – нота МИ, на третьей – ФА, а  заканчиваем мы наш звукоряд тоже нотой РЕ.

Звукоряд с тоникой РЕ

Приспичило нам начать звукоряд с ноты ЛЯ – Бога ради. Но только тогда и первой будет ступень ЛЯ, она же – тоника.

Если мы за тонику берем, допустим, ноту МИ, то второй нотой (ступенью) будет, соответственно ФА, третьей – СОЛЬ, четвертой – ЛЯ и т д.

Звукоряд с тоникой МИ

ВЫВОД – тоникой может быть любая нота, но СТУПЕНЬ – всегда ПЕРВАЯ.

Подошли к определению тональности

Теперь мы с вами плавно приближаемся к понятию ТОНАЛЬНОСТЬ. Что же это такое и с чем ее едят? А тональность в музыке, друзья мои, это когда соединяются тоника и лад. Вот и получается, что тональность (гамма) до мажор – это мажорный лад с тоникой ДО. А тональность ля минор – это минорный лад с тоникой ЛЯ.

Для чего нужны тональности?

Как художнику нужны разные краски, так и музыканту нужны разные звуки и разные тональности. Любое музыкальное произведение можно исполнить в любой тональности – мажорное во всех мажорных, а минорное – во всех минорных. Это вопрос удобства исполнения.

Пока всё понятно? Ну, если что – в комментариях спрашивайте – отвечу. Только спешу сообщить, что я вам дала очень примитивное объяснение. Есть еще понятие диезы и бемоли. что это? А это почти всегда черные клавиши на клавиатуре. И тональность песни может быть, к примеру – до диез минор или ля бемоль мажор. Только об этом я расскажу в ближайших уроках.

Типичный образец пьесы в миноре:

(1

Источник: https://ProPianino.ru/tonalnost-tak-li-eto-strashno

Аудиокурс “Развитие абсолютного слуха”

Здравствуйте. Я Ирина Гулынина, автор всех методик студии «Развитие слуха». И у меня есть абсолютный слух. В этом нет ничего таинственного.

Просто когда я слышу звук — мне сразу понятно, какой именно этот звук и как он называется.

А вот у вас абсолютного слуха скорее всего нет, если вы здесь. Вы можете слышать тот же самый звук. И даже понимать, что он отличается от других звуков. Просто вы пока не можете его назвать. Звуки отдельно, названия нот отдельно.

К счастью, это поправимо 🙂

Есть популярное заблуждение, что абсолютный слух развить нельзя.
Если вдуматься — это просто абсурд. Как будто это так сложно — запомнить звучание 12 основных нот.

Вы ведь можете отличить запах яблока от запаха апельсина? А от запаха ещё десятка других фруктов? Так почему звуки должно быть различать сложнее, чем запахи?

Суть моей методики довольно проста:

Вы просто концентрируетесь на образах и ощущениях, которые вызывает у вас конкретная нота. Детально, до мелочей их описываете и уточняете. И закрепляете связь между звуком и соответствующим ему образом.

В результате вы слышите звук — и тут же вспоминается соответствующий образ и набор ощущений. Остаётся только назвать его.

На следующих этапах вы нарабатываете скорость вспоминания образов, при этом происходит их дальнейшее закрепление.
Скорость нужна, чтобы надёжно узнавать и называть не только отдельные звуки, но и звуки в составе мелодий.

И, наконец, работа с тембрами разных инструментов. Нота соль на фортепиано и гитаре — это одна и та же нота соль. Различие между ними — это как различие в запахе яблок разных сортов.

Вы можете отличать сорт Джонатан от Антоновки, но всё равно яблоки будут пахнуть яблоками и с апельсинами их не спутать.

На этом этапе как раз и закрепляется понимание сходства и различия одинаковых нот в разных тембрах.

(Тарас Гусаров, художественный руководитель Камерного оркестра Imperialis, основатель Всероссийской Ассоциации Саксофонистов, рассказывает об открытом уроке по развитию абсолютного слуха).

Как видите, никакой мистики. Всё довольно просто и логично.
Если не лениться, чётко следовать инструкциям и выполнять все упражнения — вы ГАРАНТИРОВАННО сможете развить абсолютный слух.

Наш курс — это не просто информация. Как показывает практика, люди не занимаются сами по себе. Их надо регулярно пинать, контролировать и давать обратную связь. Всё это, и даже больше, делает знаменитая программа Ухогрыз.

Я узнаю каждую ноту, это действительно прогресс! Только для идентификации нот мне нужно время, поэтому чтобы определить из каких нот состоит мелодия мне необходимо прослушать ее раз пять очень внимательно, не отвлекаясь ни на что больше.

Жанна Гатиятуллина, Тюмень.

Вы можете прямо сейчас скачать демо-версию и опробовать Ухогрыза на практике.

С абсолютным слухом вам будет легко:

  • Подбирать по слуху. Вы слышите мелодию, и думаете нотами про себя: «ми-фа-соль». По сути, подбор сводится к быстрой-быстрой записи или запоминанию тех нот, которые вы услышали и назвали.
  • Записывать музыку нотами. Идеально писать диктанты. Поступать в училище/консерваторию.
  • Запоминать произведения. Каждая пьеса превратится в последовательность из нот.
  • Настраивать инструменты. В частности, гитару.
  • Записывать и запоминать музыку, которая придумалась в голове.
  • Импровизировать вместе с кем-то без подготовки. В группе, в компании у костра, да и просто с любым встреченным музыкантом. Он что-то вам играет. Вы слышите и понимаете, что вам играют. Додумываете подходящую партию (нужно немножко музтеории, чтобы знать, что подойдет, а что нет) и играете. А все смотрят на вас как на кудесника 🙂

Выгоды нашего курса

  • Отработанная годами методика.
  • Ухогрыз, который ЗАСТАВИТ вас заниматься.
  • Всего полчаса в день. Но КАЖДЫЙ день.
  • Вам не нужно быть профессиональным музыкантом, чтобы развить слух.
  • Разные тембры и темпы звучания мелодий — полноценная тренировка.
  • Улучшается музыкальный слух вообще.

Мы не продаём кота в мешке

Вот один из уроков курса — это 18 урок (всего их 27), посвящённый ноте ля-диез первой октавы:

А вот результаты занятий по этой методике, человек называет ноты:

И, разумеется, обязательно скачайте демо-версию Ухогрыза и всласть потыкайтесь 🙂

Вот отзыв одного из наших клиентов:

Я развил абсолютный слух!

«Могу с уверенностью сказать, что на тот момент когда Вы отправили мне сообщение, я уверенно и безошибочно определял все ноты (правда, только на белых клавишах) первой октавы.

На сегодняшний день я почти мгновенно узнаю и называю все ноты белых и трёх чёрных (до-диез, соль-диез и ля-диез) клавиш большой, малой, первой, второй и третьей октав, причем не только на фортепиано, но и на гитаре, скрипке, трубе, аккордеоне и других инструментах.

Узнавание звуков практически не зависит от их тембров. Я также могу определить высоту человеческого голоса и сам чисто спеть перечисленные ранее ноты.

Сам не знаю, как мне это удалось. После того, как я хорошо освоил первую октаву фортепиано, я перешел к узнаванию звуков других инструментов — гитары и скрипки. Гитара давалась сперва с большим трудом, я даже хотел бросить заниматься, но переборол себя и продолжил. И, как видно, не зря.

Со скрипкой проблем было ЗНАЧИТЕЛЬНО меньше (я говорю сейчас только о нотах первой октавы), а потом произошло чудо. Во-первых, незнакомый тембр почти перестал быть препятствием в определении звуков, во-вторых, существенно возросла скорость определения звука.

А самое главное, что начиная с этого момента я стал узнавать ноты других октав даже без специальной подготовки, без концентрации внимания на звучании ноты и на её образе, словом, „на автомате“. Звучала какая-то нота, скажем, соль третьей октавы, и у меня сразу появлялась уверенность, что это именно соль.

Читайте также:  На какой ступени строится d7, или музыкальный катехизис

Каждая нота приобрела свою индивидуальную окраску, и просто невозможно было спутать её с другой, как невозможно не отличить желтый цвет от синего. Кстати, одна интересная особенность: мне легче назвать саму ноту, чем октаву, к которой она принадлежит.

Теперь я планирую добить две оставшиеся ноты, которые я ещё не совсем уверенно распознаю, (ми-бемоль и фа-диез) а также ещё увеличить быстроту определения нот, что тоже представляется мне очень важным.»

Максим Даминов, участник тренинга «Развитие абсолютного слуха», г. Москва

Если вам интересны и другие отзывы — они есть здесь.

В состав курса входят:

  • Книга «Развитие абсолютного слуха».
  • 27 аудиоуроков с объяснениями, примерами, и наиподробнейшим описанием методики и всех ее нюансов.
  • Программа Ухогрыз, которая написана специально для развития слуха. (позволяет запоминать ноты, тренироваться угадывать их, проверяет вас. В программе заложено порядка 60 популярных мелодий на любой вкус: от народных и бардовских песен до А. Макаревича и Поля Мориа. Вы подберёте их в ходе обучения). Программа рассчитана на 3 октавы звуков (малая, первая, вторая), 3 тембра инструментов (фортепиано, гитара, флейта), 5 темпов воспроизведения мелодий.
  • 13 мелодий — отрывков из популярных музыкальных произведений. В конце курса вы проверите себя по ним — подобрать их и определить ноты на слух будет проще простого.
  • Записи звуков для прослушивания и запоминания тембров. Каждый звук записан в нескольких тембрах, чтобы вы могли сравнить и запомнить их. Удобно слушать в машине.

Общая длительность аудио — 16 часов 57 мин.

Полное освоение всего курса, включая подбор мелодий и прохождение Ухогрыза во всех темпах и тембрах инструментов, занимает около полугода неспешной работы.

Разумеется, если вы будете уделять Ухогрызу больше времени — сможете пройти и быстрее.

Бонус

Многие люди хотят развить слух для того, чтобы научиться петь.
Но в работе с голосом есть свои специальные приёмы. Например, как научиться петь и попадать в ноты (хотя бы в одну!), если вы совсем начинающий, или медведь хорошо погулял по ушам.

Поэтому на 16-м диске курса, помимо программы, для вас записана бонусная тема — «Как научиться чисто петь».

Вы дочитали до этого места и всё ещё не определились, нужен вам абсолютный слух или нет? Странно 😉 Так нужен или нет? Если нужен — берите и заказывайте, две недели тягостных раздумий развитию слуха не способствуют. Если же всё равно остались вопросы — просто наберите номер

+7 (499) 390-39-45 и задайте их!

Как получить курс

Курс можно либо скачать сразу после оплаты (автоматически придёт письмо со ссылкой для скачивания), либо забрать в офисе (Москва, м. Курская), либо, если очень нужна бумажная версия (книга с диском), получить их по почте после оплаты.

Скачайте курс сразу после оплаты

Стоимость курса — книги, DVD со всеми материалами, включая бонус по пению и программу «Ухогрыз» — 3900 2900 р.

  • Не обязательно находиться в России, можно получить курс откуда угодно.
  • Вы начнёте заниматься в этот же день!
  • Не нужно ждать посылку на почте.
  • Нет шансов, что диски испортятся, побьются, поцарапаются и т.п.
  • Посылку не «завернут» на таможне — а в связи с санкциями были случаи.

Заказы почтой осуществляются по предоплате.
Оплатите курс и напишите письмо на mail@razvitiesluha.ru, что вам нужна бумажная версия курса, и полный адрес с ФИО. В течение 5 рабочих дней отправим. Сроки доставки по России, в среднем, составляют 7-10 рабочих дней. За границу — обычно 2-2,5 недели. Однажды даже в США за 2 недели посылка дошла 🙂

Если хочется получить курс самовывозом из офиса в Москве (м. Курская):

Звоните +7 (499) 390-39-45, чтобы договориться о встрече.
Схема проезда в офис здесь: http://razvitiesluha.ru/contacts/

Источник: http://RazvitieSluha.ru/kurs/

solfo | Подбор музыки

Практическое применение курса поможет с меньшим трудом подбирать музыку на слух и сочинять собственные произведения: знания о тональности, ритме и аккордах упростят эту задачу.

Более того, обучение музыкальной теории предполагает сочинение небанальной музыки, поскольку импровизатору уже известны все «общие места» и стереотипы, которых можно либо придержаться, либо избежать.

Поэтому практическое применение теории музыки – это осознанное музицирование.

Тональность – это ряд из 7 разных нот. То есть, если все ноты в произведении выложить последовательно, получится гамма «До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си», но не всегда она будет начинаться именно с До.

Возможно, этот отрезок будет начинаться с Ми и заканчиваться Ре – в данном случае речь не о мелодии, а о встречающихся в конкретной теме нотах, одна из которых главенствует (ее называют тоникой. Вокруг нее обычно крутится вся мелодия, ею зачастую заканчивается пьеса).

Явно акцентируется одна и та же нота как «ударная гласная», на ней заканчивается все произведение – к примеру, если как «опорный пункт» воспринимается нота Ре, это может быть Ре-мажор или Ре-минор. Зная тонику, от нее можно уже строить основное трезвучие и отсчитывать два других аккорда.

Можно попробовать подзвучить гипотетически «главную ноту» аккордом, в котором она будет нижней нотой. То есть, если Ре в мелодии явно звучит как «ударная нота», можно попробовать в эти моменты подыграть в аккомпанементе мажорное (Ре-Фа#-Ля) или минорное (Ре-Фа-Ля) трезвучие. Если похоже на оригинал – вероятно, тональность найдена правильно.

Теперь следует свериться с кварто-квинтовым кругом (подсказкой по тональностям) и узнать, сколько будет диезов или бемолей (черных клавиш).

Определить тональность по напечатанному тексту намного проще, чем на слух (речь о тех случаях, когда тональность есть – а ее может не быть в авангардном направлении академической музыки, родственным ему «математическим течениям» в экстремальных жанрах, некоторых электронных стилях, джазовых импровизациях, старинных или этнических песнях).

Когда имеются напечатанные ноты с ключевыми знаками (диезами или бемолями, выставленными сразу после ключа в самом начале строчки), можно с вероятностью 50% назвать тональность (см.

кварто-квинтовый круг с перечислением всех мажорных и минорных тональностей). То есть, если при ключе стоят два диеза, это либо Ре-мажор, либо Си-минор. А на слух мажор от минора отличить легко.

К тому же, достаточно посмотреть, на каком трезвучии и на какой ноте произведение заканчивается.

Ориентирование в тональности поможет перенести произведение «повыше – пониже» при пении или игре, подобрать аккорды (ведь в традиционной музыке нижний голос аккомпанемента часто находится на первой, четвертой и пятой ступенях), упростить аккомпанемент, отредактировать чей-либо вариант.

Продолжение про три аккорда, обращение трезвучий и кое-что еще.

Источник: http://solfegi.wixsite.com/solfo/podbor

Тоника и её виды – Теория музыки

Редактор, корректор: Полина Полянская

Как понять, какие звуки составляют «каркас» мелодии?

Понятие «Тоника» было затронуто в статье «Устойчивые звуки и неустойчивые звуки. Тоника.». В этой статье мы рассмотрим тонику более подробно.

Что о тонике нам говорит словарь? «Тоника — основная, наиболее устойчивая ступень лада, к которой в конечном счёте тяготеют все остальные… Тоника — 1-я, начальная ступень гаммы любого лада». Всё правильно.

Однако это неполная информация.

Поскольку тоника должна создать ощущение завершённости, покоя, то при определённых условиях роль тоники может выполнить любая ступень лада, если эта ступень окажется более «устойчивой» относительно других.

Главная тоника

Если посмотреть на всё музыкальное произведение или его законченную часть, то главной тоникой будет именно 1-я ступень лада.

Местная тоника

Если мы рассматриваем часть произведения и обнаруживаем устойчивый звук, к которому стремятся другие звуки, то он будет местной тоникой.

Не музыкальный пример: мы едем на автомобиле из Москвы в Брест. Брест у нас — главный пункт назначения. В пути мы делаем остановки для отдыха, немного стоим на границе, заезжаем в Белорусские зáмки — это местные пункты назначения.

Зáмки оставляют у нас впечатления, обычные остановки для отдыха мы помним плохо, редко обращаем на них внимание, а пассажир Вася вообще спит и не замечает ничего. Зато Брест Вася, конечно, увидит. Ведь Брест — главная цель нашей поездки.

Аналогия должна прослеживаться. В музыке также есть главная тоника (в нашем примере это Брест) и местные тоники (остановки на отдых, граница, зáмки).

Устойчивость тоники

Если рассмотреть главную и местные тоники, то мы увидим, что степень устойчивости этих тоник разная (пример будет ниже). В одних случаях тоника — как жирная точка. Называют такую тонику «закрытой».

Есть тоники местные, которые довольно устойчивы, но подразумевают продолжение. Это «открытая» тоника.

Гармоническая тоника

Эта тоника выражается интервалом или аккордом, как правило, консонирующим. Чаще всего это мажорное или минорное трезвучие. Так что тоника может быть не только одним звуком, но и созвучием.

Мелодическая тоника

А эта тоника выражается именно звуком (устойчивым), а не интервалом или аккордом.

Пример

Теперь давайте рассмотрим всё вышесказанное на примере:

Этот фрагмент написан в тональности Ля-минор. Главная тоника — нота ля, поскольку она является I-й ступенью в звукоряде тональности Ля-минор. Мы нарочно во всех тактах (кроме 4-го) в качестве аккомпанемента берём аккорд Ля-минор, чтобы Вы слышали различную степень устойчивости местных тоник. Итак, разбираем:

Такт 1. Большим красным кругом обведена нота Ля. Это главная тоника. Хорошо слышно, что она устойчива. Маленьким красным кругом обведена также нота Ля, которая также хорошо устойчива

Такт 2. Большим красным кругом обведена нота До. Мы слышим, что она довольно устойчива, но уже не является той самой «жирной точкой». Она требует продолжения (открытая тоника). Дальше — интереснее. Маленьким красным кругом обведена нота До, которая является местной тоникой, а нота Ля (в синем квадрате) вообще никак не проявляет тонических функций!

Такт 3. В красных кружках находятся ноты Ми, которые довольно устойчивы, но требуют продолжения.

Такт 4. В красных кружках ноты Ми и Си. Это местные тоники, которым подчиняются остальные звуки. Устойчивость звуков Ми и Си значительно слабее тех, что мы рассмотрели в предыдущих тактах.

Такт 5. В красном кружке — главная тоника. Добавим, что это мелодическая тоника. Закрытая тоника. А аккорд является гармонической тоникой.

Итог

Вы познакомились с понятиями главная и местная, «открытая» и «закрытая», гармоническая и мелодическая тоники. Потренировались определять на слух разные виды тоник.

Источник: https://www.music-theory.ru/index.php?id=319&Itemid=228&option=com_content&view=article&lang=ru

Online игра “Абсолютный слух”

To view this page ensure that Adobe Flash Player version 10.0.0 or greater is installed.

Если вы не видите игру над этой надписью, то вам нужно скачать и установить Adobe Flash Player

В игре звучат первых 33 вопроса из данного списка. Весь список из 55 вопросов (с 34 по 55 фишки с нотым станом) представлен в полной версии данной игры, входящей в программу 'Профессор Музыки 2'.

1. ДО 2. РЕ 3. МИ 4. СИ 5. ЛЯ 6. РЕ 7. МИ 8. ФА 9. ЛЯ 10. СИ 11. СОЛЬ 12. МИ 13. ДО 1-й октавы 14. РЕ 1-й октавы 15. МИ 2-й октавы 16. ФА малой октавы 17. СОЛЬ 1-й октавы 18. ЛЯ 1-й октавы 19. СИ малой октавы 20. ДО малой октавы 21. РЕ малой октавы 22. МИ большой октавы 23. ФА 1-й октавы 24. СОЛЬ малой октавы 25. ЛЯ большой октавы 26. СИ большой октавы 27. ДО 2-й октавы 28. РЕ 1-й октавы 29. МИ 1-й октавы 30. ФА 2-й октавы 31. СОЛЬ большой октавы 32. ЛЯ малой октавы 33. СИ 2-й октавы

Алексей Устинов, 2011-12-30

Комментарий педагога

Абсолютный музыкальный слух – способность определять высоту тона, независимо от других тонов, т.е. не сравнивая звуки между собой и, как следствие, присваивать этому звуку название ноты. Природа этого феномена недостаточно исследована в кругах музыковедов и, видимо, поэтому представлена разными точками зрения.

Но еще менее она знакома педагогам-практикам. При этом, навык “абсолютного музыкального слуха” постоянно остается в фокусе как интереса, так и споров почти у всех музыкантов.

Принято считать, что все струнники (скрипачи, виолончелисты) обладают таким слухом, но это не так! Напротив, кажется, что пианисту он вовсе не нужен – однако, те из них, кто владеет этим навыком, говорят, что он очень помогает, например, при чтении партитур… Еще один часто дискуссируемый вопрос: можно ли его развить, или это что-то врожденное?…

Что делать с ребенком, который легко подбирает любую мелодию и совсем не желает смотреть в нотный текст? Как развить слух ученику, который хорошо знает нотные символы, но может играть фальшивые ноты, заучивает их и педагог никакими силами не может ему помочь? Однажды мой ученик второго класса попросил сыграть ему пьесу Геннадия Сасько “Блюз”, достаточно сложную в ритме, с пассажем в конце. Сыграла ее три раза… а на следующем уроке он играл Блюз без нот и в том же темпе, котором пьеса прозвучала. Случай с этим мальчик был для меня примером моей некомпетентности в работе с одаренным, с абсолютным слухом, учеником… Детей с абсолютным слухом в моей педагогической практике встречалось не много. И чаще всего такие дети не заканчивали музыкальную школу. Они с самого начала могли запомнить и сыграть пьесы с рук, “на слух”, но чтение сложного текста вызывало у них сопротивление и, как следствие, у них терялся интерес к обучению. Иными словами, навык “абсолютного слуха” не является чем-то отдельным в процессе обучения, однозначно положительным или негативным. И наличие, и отсутствие его требует от педагога дополнительного внимания и особого подхода к ученику. И все-таки, этот навык крайне желателен! Чтобы помочь своим ученикам, а самой не повторить ошибки молодости, сейчас я применяю метод Мальцева С.М. – автора комплексной методики обучения игре на фортепиано, а так же сольфеджирования, синхронного с фортепианной игрой. Этот метод помогает мне выявлять уже в первый год обучения детей с хорошо развитым слухом и постоянно работать с ними чтением нот с листа. Большинству учащихся и желающим освоить музыкальные премудрости, легко разучивать и играть любимые мелодии на фортепиано или гитаре, все же надо развивать слух. И игра “Абсолютный слух” – превосходное средство для этого. Она годится для всех возрастов. Маленькие дети, которые и читать то не могут, по картинкам будут угадывать нужный ответ. (Только им надо помочь – вначале поиграйте в игру НОТКИ – КАРТИНКИ, чтобы ребенок познакомился с нотками, спрятанными в простых словах: ДОМ, РЕПКА. Там же, он познакомится и со звучанием нот.). Ребята постарше и взрослые, играя, обнаружат, что у них ЕСТЬ абсолютный слух и что этот навык развивается – проверено! Конечно, кто-то может сказать, что в игре нет полутонов (точнее, полной хроматической гаммы). Да, игра включает только белые клавиши фортепиано, т.е. фактически мы находимся в мажорном (ДО) или минорном (ЛЯ) ладу… Кто-то может отметить, что здесь играют роль ступени лада и интервалы… Абсолютно верно! Но, начните с простых задач, добейтесь уверенного распознавания этих нот, и вы сделаете большой шаг в совершенствовании вашего музыкального слуха. Поверьте, вы получите громадное удовольствие, обнаружив, что вы на слух определяете название ноты!

Читайте также:  Подбор музыки на слух гений или навык размышление

Кривопалова Л.Н.
Педагог фортепиано, Дворец творчества детей и молодежи, г. Томск
01.05.2011

Команда Вирартек выражает признательность Любови Николаевне Кривопаловой, принявшей активное участие в создании данной игры и в ее тестировании. СПАСИБО! Успехов вам и вашим ученикам!

Татьяна Фокина

Источник: http://virartech.ru/games/12-perfect-pitch

Теория музыки. Лад, тональность и интервалы

Мы продолжаем наш цикл статей по теории музыки, и сегодня речь пойдет о том, что такое лад, тональность и интервалы в музыке.

В прошлой статье мы с вами изучили нотное письмо и увидели, как в целом выглядит музыка в письменном виде, и какая нота за какой звук отвечает. Чтобы вам было проще вовлечься в данный урок, давайте вспомним с вами то, как выглядит звукоряд:

То, что вы видите на картинке выше – это гамма До мажор. О том, почему она называется именно “До мажор” речь пойдет немного позже. А сейчас мы с вами поговорим о гамме.

Гамма – это звукоряд, ступени которого находятся на расстоянии в один тон либо в полутон друг от друга. Обычно гаммы играют музыканты для разогрева и для развития моторики пальцев.

Ступени гаммы от первой и до седьмой нумеруются римскими цифрами.

 Каждая ступень лада имеет свое название:

  • I ступень – тоника (Т)
  • II ступень – нисходящий вводный звук
  • III ступень – медианта (средняя)
  • IV ступень – субдоминанта (S)
  • V ступень – доминанта (D)
  • VI ступень – субмедианта (нижняя медианта)
  • VII ступень – восходящий вводный звук

Вы наверняка понимаете, что ноты в музыке находятся в определенном соотношении между собой. Поэтому нельзя просто ударить по струнам гитары или обвалиться на клавиши фортепиано, чтобы получилась ласкающая слух мелодия.

И прежде всего это самое соотношение выражается в том, что в музыке существуют звуки, которые будто бы выделяются из общей массы нот. Такие звуки называются устойчивыми и зачастую завершают мелодию.

Но и среди устойчивых звуков есть свой лидер – тоника. Она является основной опорой всей мелодии. На примере ниже вы можете послушать мелодию без тоники:

Кажется, что чего-то не хватает, правда? Хочется закончить мелодию.

И, конечно же, в противовес устойчивым звукам существуют и неустойчивые. Неустойчивые тяготеют к устойчивым звукам, стремятся соединиться с ними. И переход неустойчивого звука в устойчивый – это разрешение.

Итак, мы с вами поняли, что существует определенная закономерность, по которой строится музыка. И эта закономерность называется ладом. Лад всегда лежит в основе любой музыкальной композиции и именно он организовывает все звуки в музыке, придает мелодии характер.

Чтобы продолжить наш рассказ о ладах, нам нужно немного отвлечься и рассказать вам об интервалах.

Интервал – это одновременное или последовательное сочетание звуков. Одновременный интервал называется гармоническим, а последовательный – мелодическим. Нижний звук интервала – это его основание, а верхний – вершина. На примере левый интервал – гармонический, а правый – мелодический.

Мелодические интервалы могут быть как восходящими (то есть читаются снизу вверх), так и нисходящими (то есть наоборот). Гармонические же интервалы читаются только снизу вверх.

Интервалы, которые образуются в пределах одной октавы, называются простыми. И всего их восемь:

  1. Прима
  2. Секунда
  3. Терция
  4. Кварта
  5. Квинта
  6. Секста
  7. Септима
  8. Октава

Но все простые интервалы также делятся. Мы же помним о том, что расстояние между соседними ступенями может равняться тону или полутону. Отсюда следует, что некоторые интервалы могут быть двух видов:

  1. Чистая прима – 0 тонов
  2. Малая секунда – 1/2 тона
  3. Большая секунда – 1 тон
  4. Малая терция – 1 и 1/2 тона
  5. Большая терция – 2 тона
  6. Чистая кварта – 2 и 1/2 тона
  7. Увеличенная кварта – 3 тона
  8. Уменьшенная квинта – 3 тона
  9. Чистая квинта – 3 и 1/2 тона
  10. Малая секста – 4 тона
  11. Большая секста – 3 и 1/2 тона
  12. Малая септима – 5 тонов
  13. Большая септима – 5 и 1/2 тона
  14. Чистая октава – 6 тонов

Не будем вас более перегружать подробностями об интервалах. Заметим только, что интервалы делятся на консонирующие и диссонирующие. Консонанс – это сливающееся, согласное звучание. Диссонанс – это резкое, не сливающееся звучание, ну или попросту “неприятное”.

Консонирующие интервалы:

1. Весьма совершенный консонанс:

  • Чистая прима
  • Чистая октава

2. Совершенный консонанс:

  • Чистая кварта
  • Чистая квинта

3. Несовершенный консонанс:

  • Малая терция
  • Большая терция
  • Малая секста
  • Большая секста

К диссонирующим интервалам относятся все остальные.

Теперь вернемся к ладам. Лады бывают разными, но мы с вами разберем самые основные: мажорный и минорный.

Мажорный лад (в дословном переводе – больший лад) – это лад, устойчивые звуки в котором образуют мажорное (большое) трезвучие, то есть созвучие, которое состоит из трех звуков.

Звуки мажорного трезвучия располагаются по терциям: между нижним и средним звуками находится большая, а между средним и верхним – малая. Между верхним и нижним же образуется чистая квинта.

Мажорное трезвучие, которое строится на тонике (то есть на первой ступени лада) – это тоническое трезвучие.

В таком ладу неустойчивые звуки находятся между устойчивыми. Мажорный лад состоит из семи ступеней, а последовательный звукоряд лада – это и будет гамма, о которой мы говорили выше.

В мажорном ладу интервалы между ступенями располагаются таким образом: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Минорный лад (меньший лад) – это лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Минорное трезвучие состоит из малой терции между нижней и средней ступенью, и большой между средней и верхней.

В минорном ладу интервалы располагаются так: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

На слух минорный и мажорный лады довольно легко отличить друг от друга. Если мелодия звучит весело и энергично – то это мажорный лад, ну а если вы слышите грустную и плавную мелодию – то это минорный лад.

Тональность – это высота, на которой расположена тоника лада. Название тональности соответствует названию ее лада, к примеру: До мажор, Ре минор и т.д.

Предположим, что вы решили спеть ту или иную песню, но она оказалась вам слишком низкой для вашего голоса. Поэтому нам нужно переписать мелодию в более высокой тональности. Для этого нужно переписать все ноты на нужное количество тонов выше.

Но стоит учитывать, что существуют тональности, и выходить за их пределы – равносильно созданию диссонанса.

Если вам интересно, как переносить мелодию из одной тональности в другую – напишите об этом в комментариях, и мы подробно разберем эту тему в следующей статье.

Тональность обозначается ключевыми знаками альтерации, которые имеют строгое правило своего появления на нотном стане. Диезы пишутся в таком порядке: Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си.

Бемоли же располагаются в обратном порядке: Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа.

Гармонический мажор – это мажорный лад с пониженной четвертой ступенью. Он имеет своеобразное восточно-экзотическое звучание и присущ мелодиям многих азиатских народов.

Мелодический мажор – это мажорный лад, в котором понижены и четвертая, и седьмая ступени. Такой лад имеет особую певучесть и очень приятен для слуха.

Источник: https://say-hi.me/music/teoriya-muzyki-lad-tonalnost-i-intervaly.html

Урок 13. Как определить тональность музыкального произведения

А теперь рассмотрим, как определить тональность музыкального произведения по знакам альтерации. Причем, с легкостью даже для новичка. На сегодняшнем уроке – по диезам в ключе.

Для этого используем метод, описанный Д. Баком в его «Самоучителе игры на 6-струнной гитаре».

Посмотрим на следующий рисунок, где видим гриф гитары.

Нужно взять гитару и расположить пальцы в VII позиции, как показано на рисунке (баррэ на VII ладу пальцем 1 и пальцы 2 и 3 на первой и второй струне соответственно на VIII ладу), Вот это положение прижатых струн, названия звуков которых, начиная от самого высокого звука С (До) на первой струне и поднимаясь к шестой струне к звуку Н* (Си) и далее, к звуку F# (Фа-диез) на II ладу шестой струны, отождествляет собой последовательность появления диезов в мажорных тональностях.

Посмотрим, так ли это.

–      Как я уже сказал выше, первый звук С (первая струна на VIII ладу) означает тональность До мажор и в ключе этой тональности знаков нет.

–      На второй струне на VIII ладу – звук G, что значит, что первый диез появляется в тональности Соль мажор.

Поверь, все сойдется! Это удобно и легко запомнить, не правда ли?

Теперь посмотрим, как это применить на практике.

Допустим, ты открываешь нотный альбом и видишь потрясающий блюз, а у него в ключе стоят аж 4 диеза!  Тебе нужно играть аккомпанемент, а аккордов в нотах нет – только ноты мелодии.

Но ты не расстроишься, зная позицию определения тональности по количеству знаков в ключе, которую мы сегодня рассматривали.

Количество знаков – четыре – соответствует 5-й струне, вернее, звуку на ней, прижатой на VII ладу (см. рис.).

Почему на 5-й струне? Потому что полный ряд мажорных тональностей (как и минорных) начинается с тональности без знаков в ключе (До мажор и ля минор), поэтому первый знак диеза появляется только на втором звуке рассматриваемого нами рисунка (2-я струна).

Два диеза в ключе будет в тональности, совпадающей со звуком на третьей струне, три диеза – в тональности звука четвертой струны, четыре диеза – звук пятой струны, пять диезов в ключе имеет тональность соответствующего звука на VII ладу шестой струны, шесть диезов – звук на II ладу шестой струны.

Следовательно, блюз нужно играть или в тональности Ми мажор (на пятой струне на VII ладу находится нота Ми), или в параллельной до-диез минорной тональности (имеющей столько же диезов в ключе).

=====================================

*Примечание. В некоторой литературе звук Си обозначается буквой H (до сей поры мы встречались с обозначением этого звука только буквой B).

Источник: http://guitarbloknot.ru/urok-13-kak-opredelit-tonalnost-muzyikalnogo-proizvedeniya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector