Какие оперы написал моцарт 5 самых известных опер

Самые известные произведения Моцарта

Инструкция

Музыкальный мир Вольфганга Амадея Моцарта представляется слушателям с разных сторон: в нем скрыты недосягаемые тайны и предельно ясно ощущается окружающая действительность, он уносит в космические дали и существует неотделимо от человека.

Талант музыканта Моцарт унаследовал от своего отца, придворного скрипача и композитора, под умелым руководством которого развивались музыкальные способности детей.

Гениальность мальчика проявилась уже в четырехлетнем возрасте: он стремительно овладевал искусством игры на нескольких музыкальных инструментах, даже сочинял музыку.

Во время гастрольных поездок отца выступления сестры клавиристки и брата, певца, музыканта, дирижера и импровизатора, вызывали бурный восторг у публики.

В четырнадцатилетнем возрасте он уже обладатель папского ордена «Золотой шпоры», член Филармонической академии в итальянском городе Болонья.

Многочисленные поездки предоставили Моцарту возможность познакомиться с музыкальными произведениями разных стран и композиторов, помогали осваивать разные жанры музыки.

Первые симфонии появились у маленького композитора после знакомства с немецким известным сочинителем музыки Бахом, а в двенадцатилетнем возрасте талантливый Вольфганг получает музыкальные заказы.

Но столичные европейские дворы не обратили внимание на одаренного юношу, и Моцарту пришлось исполнять должность концертмейстера при дворе родного города Зальцбург. Это время создания духовной музыки, развлекательных пьес, к которым он обращался и в своем дальнейшем творчестве.

Многие любители классической музыки знают переполненную юмором «Маленькую ночную серенаду». В огромном ряду произведений, созданных композитором, высоко стоит передающая мятежное настроение эпохи «Бури и натиска» Симфония соль минор №25.

Симфонии для скрипки, клавирные сонаты, постановки опер – музыкальное наследие, оставленное Моцартом до прибытия его в Вену. Венский дебют композитора, произведение «Похищение из сераля», был высоко оценен, но в дальнейшем заказы на оперы поступали нечасто.

Главные творения Вольфганга Амадея Моцарта – оперы «Свадьба Фигаро» и «Дон-Жуан». Опера «Волшебная флейта», воспевающая светлое и разумное, исполненный скорбным чувством незавершенный гением Реквием – последние творения великого композитора, навсегда оставшиеся бессмертными.

Художественные интересы композитора, по-новому глубоко и серьезно воплощенные, формировались под воздействием произведений Баха, Генделя, Гайдна.

Музыка талантливого композитора приобретала глубоко индивидуальные черты, становилась совершенной, а в венском дворе он был необходим только как создатель танцев для проведения маскарадов.

Смерть Вольфганга Амадея Моцарта была внезапной и давала немало поводов для существования домыслов об отравлении гения (здесь уместно вспомнить трагедию А. Пушкина «Моцарт и Сальери»).

Для последующих поколений творческое наследие Моцарта является неподражаемым образцом музыкального искусства. Художественный мир великого композитора населяют самые разнообразные персонажи, передающие особенности человеческих характеров.

От произведений веет духом событий, совершающихся в эпоху жизни гения, главным из которых является Великая французская революция.

Согласно исследованиям медиков и психологов, музыка Моцарта способна излечивать людей от разных болезней, так как она обладает положительной энергетикой.

Особенный эффект музыка австрийского композитора производит на детей, оказывая плодотворное действие на их психику и интеллект.

Источники:

  • Вольфганг Амадей Моцарт
  • Музыка Моцарта. Лечение и улучшение мозговой активности

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-823962-samye-izvestnye-proizvedeniya-mocarta

Моцарт

По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович

Оперы —

духовный зингшпиль (сценич. оратория) Долг первой заповеди (Die Schuldigkeit des ersten Gebotes, 1-я ч. коллективного соч., 1767, Зальцбург);

школьная опера (лат. комедия) Аполлон и Гиацинт, или Превращение Гиацинта (Apollo et Hyacintus, seu Hyacinthi Metamorphosis, либр. Р. Видля по «Метаморфозам» Овидия, 1767, Зальцбургский ун-т);

оперы-сериа:
Митридат, царь понтийский (Mitridate, re di Ponto, либр. В. А. Чинья-Санти по Ж. Расину, 1770, Милан, т-р «Реджо дукаль»), Идоменей, царь критский, или Илия и Идамант (Idomeneo, re di Creta, ossia Ilia ed Idamante, 1781, Мюнхен, Резиденцтеатр), Милосердие Тита (La clemenza di Tito, либр. П. Метастазио, переделка К. Маццолы, 1791, Прага, Сословный т-р);

serenata teatrale Асканий в Альбе (Ascanio in Alba, либр. Дж. Парини, 1771, Милан, т-р «Реджо дукале»), serenata drammatica Сон Сципиона (Il sogno di Scipione, либр. П. Метастазио, 1772, Зальцбург);

dramma per musica Луций Сулла (Lucio Silla, либр. Дж. де Гамерры, переделка П. Метастазио, 1772, Милан, т-р «Реджо дукале»); dramma per musica Царь-пастух (Il re pastore, либр. П. Метастазио, 1775, Зальцбург);

оперы-буффа:
Притворная простушка (La finta semplice, либр. M. Кольтеллини по К. Гольдони, 1768, пост. 1769, Зальцбург), Мнимая садовница (La finta giardiniera, либр. предположительно Р. Кальцабиджи, переделка М. Кольтеллини, 1775, Мюнхен, Редутенхаус), Каирский гусь (L’oca del Cairo, либр. Дж. Вареско, 1783, не закончена; с новым франц. либретто и доп. из «Обманутого жениха» пост.

 1867, Париж), Обманутый жених, или Соперничество трёх женщин из-за одного возлюбленного (Lo sposo deluso, ossia La rivalitа di tre donne per un solo amante, 1783, не закончена), Свадьба Фигаро (Le nozze di Figaro, либр. Л. Да Понте по комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше, 1786, Вена, «Бургтеатр»), Все они таковы (Cosi fan tutte, либр. Л.

 Да Понте, 1790, Вена, «Бургтеатр»);

dramma giocoso Дон Жуан (Наказанный распутник, или Дон Жуан, Il dissoluto punito, ossia Il Don Giovanni, либр. Л. Да Понте по испан. легенде, обработанной в комедии «Севильский обольститель, или Каменный гость» Тирсо де Молина, и частично по либр. Дж. Бертати из оперы «Дон Хуан Тенорьо, или Каменный гость» Дж. Гаццаниги, 1787, Прага, Национальный театр графа Ностица);

зингшпили:
Бастьен и Бастьенна (либр. Ф. Вайскерна по пьесе «Любовь Бастьена и Бастьенны» Ш. С. Фавара, М. Ж. Фавар и Арни, пародировавшей оперу «Деревенский колдун» Ж. Ж.

 Руссо, 1768, Вена, частный дом), Заида (Сераль, Zaide, Das Serail, либр. А. Шахтнера, 1779-80, не закончена, 1866, Франкфурт-на-Майне, Штадттеатр), Похищение из сераля (Die Entfьhrung aus dem Serail, либр. К. Ф. Брецнера, переделка Г.

 Стефани-младшего, 1782, Вена, Нац. придв. т-р — «Бургтеатр»);

Komedie mit Musik Директор театра (Der Scnauspieldirektor, либр. Г. Стефани-младшего, 1786, Вена, дворец Шёнбрунн);

большая опера Волшебная флейта (Die Zauberflцte, либр. Э. Шиканедера по сказке «Лулу, или Волшебная флейта» К. М. Виланда с доп. из его же сказок «Лабиринт» и «Умные мальчуганы», а также по либр. К. В. Хенслера из оперы «Праздник солнца у браминов» Венцеля Мюллера, драмы «Томас, царь египетский» Т. Ф. фон Геблера и романа «Сетос» Ж. Террасона, 1791, Вена, «Виденертеатр»);

балет-пантомима — Безделушки (Les petits riens, балетмейстер Ж. Ж. Новер, 1778, Париж, т-р «Королевская академия музыки»);

мессы — 17 (1768-80, сочинены в Зальцбурге, в т.ч. т.н. Коронационная, 1779), 2 (1775, сочинена в Мюнхене; 1783, сочинена в Beне, не закончена);

реквием (1791, не закончен, с доп. Ф. Кс. Зюсмайра, исп. 1793, Вена);

4 литании, 2 вечерни (Vesper), Kyrie, оффертории, мотеты и др.;

оратория (azione sacra) Освобождённая Ветулия (La Betulia liberata, сл. П. Метастазио, 1771);

кантаты:
итал. — Кающийся Давид (Davidde pеnitente, 1785), нем. — Надгробная музыка (Grabmusik, 1767), Тебе, душа вселенной (Dir, Seele des Weltalls, 1785), Радость каменщиков (Die Maurerfreude, 1785), Вы, чтущие творца неизмеримого мира (Die ihr des unermeЯlichen Weltalls Schцpfer ehrt, для гол. с фп., 1791), Маленькая масонская кантата (Eine kleine Freimaurer-Kantate, 1791);

для оркестра — 

симфонии:
(В этой и последующих рубриках произв. М. обозначены по номерам указателя Л. фон Кёхеля (К…); буквы КА обозначают приложение (Anhang) к этому указателю)

1764-65 — Es-dur (К 16); 1765 — D-dur (К 19), B-dur (К 22); 1767 — F-dur (К 76), F-dur (К 43); 1768 — D-dur (К 45), G-dur (KA 221, Lambacher; предполагают, что написана отцом М., а М. принадлежит др., в той же тональности, приписывавшаяся отцу, т.н.

Neue Lambacher), B-dur (KA 214), D-dur (К 48); 1769 — C-dur (К 73); 1770 — D-dur (К 81), D-dur (К 97), D-dur (К 95), D-dur (К 84), G-dur (К 74); 1771 — B-dur (KA 216, Mozart?), F-dur (К 75), G-dur (К 110), C-dur (К 96), F-dur (К 112), A-dur (К 114), F-dur (К 98, Mozart?); 1772 — G-dur (К 124), C-dur (К 128), G-dur (К 129), F-dur (К 130), Es-dur (К 132), D-dur (К 133), A-dur (К 134), D-dur (К 161, К 163; из 3 частей первые 2 — увертюра к опере Сон Сципиона); 1773 — C-dur (К 162), G-dur (К 199), D-dur (К 181), Es-dur (К 184, Ouvertьre), B-dur (К 182), g-moll (K 183); 1774 — C-dur (К 200), A-dur (К 201), D-dur (К 202); 1778 — D-dur (К 297, Pariser), B-dur (KA 8, Ouvertьre, Mozart?); 1779 — C-dur (K 318, Ouvertьre), B-dur (K 319); 1780 — C-dur (K 338); 1782 — D-dur (K 385, Haffner); 1783 — C-dur (K 425, Linzer); 1786 — D-dur (K 504, Prager); 1788 — Es-dur (K 543), g-moll (K 550), C-dur (K 551, Jupiter);

концерты для фортепиано с opкестром:
1773 — D-dur (K 175); 1776 — B-dur (К 238), C-dur (К 246); 1777 — Es-dur (K 271); 1782 — A-dur (К 414); 1782-83 — F-dur (К 413), C-dur (K 415); 1784 — Es-dur (К 449), B-dur (К 450), D-dur (К 451), G-dur (К 453), B-dur (К 456), F-dur (К 459, Krцnungskonzert I); 1785 — d-moll (К 466), C-dur (К 467), Es-dur (K 482); 1786 — A-dur (К 488), c-moll (К 491), C-dur (К 503); 1788 — D-dur (К 537, Krцnungskonzert II); 1791 — B-dur (К 595);

рондо для фортепиано с оркестром:
1782 — D-dur (К 382), A-dur (K 386);

концерт для 2 фортепиано с оркестром:
1779 — Es-dur (К 365);

концерт для 3 фортепиано с оркестром:
1776 — F-dur (К 242);

концерты для скрипки с оркестром:
1775 — B-dur (К 207), D-dur (К 211), G-dur (К 216), D-dur (К 218), A-dur (К 219) (принадлежность М. 3 др. концертов для скр., в т.ч. D-dur (К 271 а, 1777?), оспаривается);

рондо для скрипки с оркестром:
1781 — C-dur (К 373);

концерт для 2 скрипок с оркестром:
1774 — C-dur (К 190, Concertone, Большой концерт);

концерт для скрипки и альта с оркестром:
1779 — Es-dur (К 364, Sinfonia concertante. Концертная симфония);

концерт для флейты с оркестром:
1778 — G-dur (К 313);

концерт для гобоя (или флейты?) с оркестром:
1778 — D-dur (К 314);

концерт для кларнета с оркестром:
1791 — A-dur (К 622);

концерт для фагота с оркестром:
1774 — B-dur (К 191);

концерты для валторны с оркестром:
1782 — D-dur (К 412); 1783 — Es-dur (К 417), Es-dur (К 447); 1786 — Es-dur (К 495);

концерт для флейты и арфы с оркестром:
1778 — C-dur (К 299);

серенады для симфонического оркестра:
1769 — D-dur (К 100), G-dur (К 63), B-dur (К 99, Cassation); 1773 — D-dur (К 185); 1774 — D-dur (К 203); 1775 — D-dur (K 204); 1776 — D-dur (К 250, Haffner), F-dur (К 101, Stдndchen); 1776-77 — D-dur (К 286, Notturno для 4 орк.); 1779 — D-dur (K 320);

серенады для струнного оркестра:
1776 — D-dur (К 239, Serenata notturna, с квартетом солистов и литаврами); 1787 — G-dur (К 525, Eine kleine Nachtmusik);

серенады для духового ансамбля:
1781 — B-dur (К 361, Gran partita, 12 духовых инструментов и контрабас); 1781-82 — Es-dur (К 375, секстет); 1782 — c-moll (К 388, Nacht-Musique, октет);

дивертисменты для оркестра:
1771 — Es-dur (К 113, Concerto); 1772 — D-dur (К 131); 1773 — D-dur (K 205); 1776 — F-dur (К 247), D-dur (К 251); 1777 — B-dur (K 287); 1779 — D-dur (K 334);

дивертисменты для струнного оркестра:
1772 — D-dur (К 136), B-dur (К 137), F-dur (К 138);

дивертисменты для духового ансамбля:
1773 (?) – C-dur (К 187, 2 флейты, 6 труб и 4 литавры); 1773 — B-dur (К 186, децимет), Es-dur (К 166, децимет); 1775 — B-dur (KA 227, октет, Mozart?), F-dur (К 213, секстет); 1776 — B-dur (К 240, секстет), Es-dur (К 252, секстет), C-dur (К 188, 2 флейты, 6 труб и 4 литавры), F-dur (К 253, секстет); 1777 — B-dur (К 270, секстет), Es-dur (К 289, секстет); 1783 — 5 Divertimenti, Es-dur (KA 229, KA 229a, 2 кларнета или бассетгорна и фагот);

разные пьесы для оркестра и ансамбля:
1766 — Galimathias musicum (Quodlibet, К 32, орк. с клавиром); 1785 — Maurerische Trauermusik, c-moll (К 477); 1787 — Ein musikalischer SpaЯ, F-dur (K 522, 2 скр., альт, бас и 2 валторны); марши (нек-рые присоединялись к серенадам), танцы (менуэты, контрдансы, лендлеры, «немецкие» и др.), части симфоний и др.;

церковные сонаты —

для органа(?) и струнного оркестра:
1772 (?) – Es-dur (К 67), B-dur (К 68), D-dur (К 69);

для органа и струнного оркестра:
1772 — D-dur (К 144), F-dur (К 145); 1775 — B-dur (К 212); 1776 — G-dur (К 241), F-dur (К 224), A-dur (К 225), F-dur (К 244), D-dur (К 245); 1777 — G-dur (К 274); 1779 — C-dur (К 328); 1780 — C-dur (К 336);

для органа и оркестра:
1776 — C-dur (К 263); 1779 — C-dur (К 278), C-dur (К 329);

квинтеты —

для 2 скрипок, 2 альтов и виолончели:
1773 — B-dur (К 174); 1787 — C-dur (К 515), c-moll (К 406, обработка серенады Для дух. инструментов К 388); 1791 — Es-dur (К 614);

для 2 скрипок, альта, виолончели и кларнета:
1789 — A-dur (К 581);

для скрипки, 2 альтов, виолончели, валторны (или 2-й виолончели):
1782 — Es-dur (К 407);

для фортепиано, гобоя, кларнета, валторны и фагота:
1784 — Es-dur (К 452);

для стеклянной гармоники, флейты, гобоя, альта и виолончели:
1791 — Adagio und Rondo, c-moll — C-dur (К 617);

квартеты —

для 2 скрипок, альта и виолончели:
1770 — G-dur (К 80); 1772 — D-dur (К 155), G-dur (К 156); 1772 −73 — C-dur (К 157), D-dur (К 158); 1773 — B-dur (К 159), Es-dur (К 160), F-dur (К 168), A-dur (К 169), C-dur (К 170), Es-dur (К 171), B-dur (К 172), d-moll (К 173); 1782 — G-dur (К 387); 1783 — d-moll (К 421), Es-dur (К 428); 1784 — B-dur (К 458, Jagdquartett, Охотничий); 1785 — C-dur (К 465); 1786 — D-dur (К 499); 1788 — c-moll (К 546, Adagio und Fuge); 1789 — D-dur (К 575); 1790 — B-dur (К 589), F-dur (К 590); 1782 (1783?) — 5 четырёхголосных фуг из Хорошо темперированного клавира И. С. Баха (перелож., К 405);

для скрипки, альта, виолончели и флейты:
1777 — D-dur (К 285); 1778 — G-dur (К 285а), C-dur (KA 171), A-dur (К 298);

для скрипки, альта, виолончели и гобоя:
1781 — F-dur (К 370);

для фортепиано, скрипки, альта и виолончели:
1785 — g-moll (К 478), Es-dur (К 493);

трио —

для 2 скр, и виолончели — 1777 — B-dur (К 266);

для скрипки, альта и виолончели:
1782 — 5 трёхголосных фуг И. С. Баха и фуга В. Ф. Баха (перелож. и присоединение к каждой фуге вступления, в четырех номерах — Adagio M., в двух номерах — перелож. Adagio и Largo из органных сонат И. С. Баха, К 404 а), 1788 — Divertimento Es-dur (К 563);

для фортепиано, скрипки и виолончели:
1776 — B-dur (К 254, Divertimento); 1783 — d-moll (К 442), 1786 — G-dur (К 496), B-dur (К 502); 1788 — E-dur (К 542), C-dur (К 548), G-dur (К 564);

для фортепиано, альта и кларнета:
1786 — Es-dur (К 498);

дуэты —

для фортепиано и скрипки:
сонаты — 1762-64 — C-dur (К 6); 1763-64 — D-dur (К 7), B-dur (К 8); 1764 — G-dur (К 9), B-dur (К 10), G-dur (К 11), A-dur (К 12), F-dur (К 13), C-dur (К 14), B-dur (К 15) (сонаты К 10-15 для фп. и скр.

Читайте также:  Какие бывают стили музыки

или флейты, по желанию с влч.

); 1766 — Es-dur (К 26), G-dur (К 27), C-dur (К 28), D-dur (К 29), F-dur (К 30), B-dur (К 31); 1778 — G-dur (К 301), Es-dur (К 302), C-dur (К 303), A-dur (К 305), C-dur (К 296), e-moll (К 304), D-dur (К 306); 1779 — B-dur (К 378); 1781 — G-dur (К 379), F-dur (К 376), F-dur (К 377), Es-dur (К 380); 1782 — C-dur (К 403), C-dur (К 404), A-dur (К 402); 1784 — B-dur (К 454); 1785 — Es-dur (К 481); 1787 — A-dur (К 526); 1788 — F-dur (К 547);
вариации — 2 цикла, 1781; вариации для скр. и альта: duo — 1783 — G-dur (К 423), B-dur (К 424);

для фагота и виолончели:
соната — 1775 — B-dur (К 292);

для 2 бассетгорнов:
12 duo — 1786 (К 487);

для фортепиано в 4 руки —
сонаты: 1765 — C-dur (К 19d); 1772 — D-dur (К 381); 1774 — B-dur (К 358); 1786 — F-dur (К 497); 1787 — C-dur (К 521);
вариации — G-dur (К 501);

для 2 фортепиано
соната: 1781 — D-dur (К 448); фуга — 1783 — c-moll (К 426);

для клавира (фортепиано):

сонаты — 1774 — C-dur (К 279), F-dur (К 280), B-dur (К 281), Es-dur (К 282), G-dur (К 283); 1775 — D-dur (К 284), 1777 — C-dur (К 309), D-dur (К 311); 1778 — a-moll (К 310), C-dur (К 330), A-dur (К 331), F-dur (К 332), B-dur (К 333); 1784 — c-moll (К 457); 1788 — F-dur (К 533), C-dur (К 545), F-dur (KA 135, KA 138 а); 1789 — B-dur (К 570), D-dur (К 576);
вариации — 15 циклов (1766-91);
рондо — 1786 — D-dur (К 485), F-dur (К 494, вошло в сонату К 533); 1787 — a-moll (К 511);
фантазии — 1782 — c-moll (К 396, первонач. для фп. и скр.), d-moll (К 397); 1785 — c-moll (К 475);
разные пьесы — Allegro (несколько номеров), менуэты, прелюдия и фуга, жига, Adagio, маленький траурный марш; для органчика — Adagio и Allegro (1790), фантазия, Andante (1791);

для стеклянной гармоники — Adagio (1791);

вокальные произведения с оркестром
арии (свыше 50), ансамбли, хоры, песни;

вокальные произведения с фортепиано
песни (30), ансамбли;

Источник: http://mozart.belcanto.ru/work.html

Мировая оперная статистика

Правда, искусство – не только область духа, но и коммерция. И если речь идет об опере, то можно часто услышать от театральных менеджеров и руководства оперных театров такую фразу: «Это, конечно, замечательная вещь, но массовый зритель на нее не пойдет – ставить не будем». Так настроения социума властно вторгаются в хрупкий мир прекрасного!

Всё это вопросы глобальные и разобраться в них непросто. Тем не менее, мы решили сегодня предложить читателям несколько статистических выкладок из мира оперы.

Не претендуя на исчерпывающие ответы, они дают любопытную информацию – какие национальные школы, авторы и произведения нынче наиболее популярны в мире? При подготовке статьи использовался сайт Operabase.com. Сведения обобщают показатели 5-ти сезонов с 2007/08 по 2011/12 гг.

Появившиеся недавно на этом ресурсе обновленные данные, включающие показатели последнего сезона, не сильно отличаются от итогов предыдущих лет.

I. Десять наиболее популярных оперных композиторов

Примечание: в таблице указано количество постановок, в скобках – количество произведений, включая различные редакции опер, адаптации (в т. ч. детские), а также масштабные вокально-инструментальные опусы (оратории, реквиемы, сценические кантаты, мессы и др.).

  1. Верди — 3020 (29)
  2. Моцарт — 2410 (25)
  3. Пуччини — 2294 (13)
  4. Вагнер — 1292 (14)
  5. Россини — 1045 (42)
  6. Доницетти — 853 (29)
  7. Р.Штраус — 655 (15)
  8. Бизе — 654 (7)
  9. Гендель — 598 (60)
  10. Чайковский — 432 (7)

В двадцатку входят также Бриттен (13 место), Гуно (16), Леонкавалло (17), Яначек (18), Масканьи (19) и Беллини (20). Группа русских композиторов – Стравинский, Мусоргский, Римский-Корсаков и Прокофьев – расположилась на удивление плотно и занимает соответственно 28-31 места.

II. Десять ныне здравствующих композиторов

Примечание: в таблице приводятся имена наших живых современников, чьи произведения чаще всего ставятся в музыкальных театрах. Занимающий 1-е место Ф.Гласс в общем рейтинге всех авторов числится на 42-м месте. Указанные в списке Г.Фрид и Х.В.Хенце в анализируемый период еще были живы – оба скончались осенью 2012 года.

  1. Гласс — 69 (19)
  2. Хенце — 53 (16)
  3. Адамс — 33 (6)
  4. Максвелл Дэвис — 32 (8)
  5. Хегги — 30 (6)
  6. Рим — 29 (8)
  7. Дюсапен — 29 (6)
  8. Фрид — 27 (2)
  9. Этвёш — 24 (9)
  10. Гланерт — 24 (10)

Среди других известных имен в дальнейшем списке значатся Флойд (11 место), Бёртуисл (14), Саариахо (15), Бенджамин (17), Райман (18), Превин (29), Пендерецкий (35). Наш Р.Щедрин занимает 34 место.

Кстати, упоминания имен почти всех композиторов из этого списка можно найти на страницах нашего журнала, воспользовавшись системой поиска. С той или иной степенью подробности мы информировали читателей об их творчестве.

III. Десять самых исполняемых опер

  1. «Травиата» Верди — 629 постановок
  2. «Богема» Пуччини — 580
  3. «Кармен» Бизе — 573
  4. «Волшебная флейта» Моцарта — 571
  5. «Тоска» Пуччини — 504
  6. «Свадьба Фигаро» Моцарта — 494
  7. «Мадам Баттерфляй» Пуччини — 469
  8. «Севильский цирюльник» Россини — 465
  9. «Риголетто» Верди — 434
  10. «Дон Жуан» Моцарта — 433

Итого в списке лидеров по три опуса Пуччини и Моцарта, два Верди и по одному Бизе и Россини.

Во второй десятке – еще две оперы Верди («Аида» и «Набукко»), два произведения Доницетти («Любовный напиток» и «Лючия ди Ламмермур»), «Так поступают все» Моцарта, «Турандот» Пуччини, «Паяцы» Леонкавалло и наиболее популярная русская опера – «Евгений Онегин» Чайковского (17 место).

Самая известная оперетта – «Летучая мышь» И.Штрауса – занимает 15 место.

Таким образом, все в этой двадцатке довольно логично и предсказуемо за исключением занимающей очень высокое 12-е место (!) оперы «Гензель и Гретель» Хумпердинка.

Это, в общем-то симпатичное (но не более того) произведение вагнеровского эпигона, обогнало множество значительно превосходящих его по качеству оперных шедевров скорее всего из-за своей рождественской и условно детской направленности.

Любопытны и такие показатели: среди опер Вагнера впереди «Летучий голландец (25 место), из произведений Р.Штрауса лидирует «Саломея» (31), у Беллини – «Норма» (44), у Массне – «Вертер» (59), у Генделя – «Юлий Цезарь (69).

Одно из самых популярных произведений конца 19 – начала 20 века «Фауст» Гуно нынче занимает всего лишь 33-ю строчку, «Сказки Гофмана» Оффенбаха – 32-ю. «Сельская честь» Масканьи на 28-м месте, а вторая по популярности опера Россини «Золушка» на 29-й строке.

Лидирующее положение среди опер 17 века у «Дидоны и Энея» Пёрселла (61 место), а среди опусов 18 столетия (кроме Моцарта) у «Орфея и Эвридики» Глюка (47 место).

Из авангардистов на первом месте «Воццек» Берга (74). С ним соседствует самый популярный опус Бриттена – «Поворот винта» (73).

1-й оперой среди произведений восточноевропейских композиторов является «Русалка» Дворжака (40 место), из произведений столь популярного ныне Яначека впереди «Енуфа» (65).

Среди русских опер, как уже отмечалось, наиболее популярен «Евгений Онегин» Чайковского (17 место/247 постановок).

В дальнейшей табели о рангах «Пиковая дама» Чайковского (54/105), «Борис Годунов» Мусоргского (60/95), «Похождения повесы» Стравинского (77/62), «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева (81/57), «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (82/56), «Иоланта» Чайковского (94/44) и «Царская невеста» Римского-Корсакова (107/35).

Чтобы читатель представлял себе масштаб цифр, укажем, что всего в мире за этот период хотя бы один раз ставились 2588 опер, из них 1250 более одного раза, 820 более 2-х и 625 более 3-х раз.

О национальных школах

Если попробовать сделать некоторые обобщения национального характера, взяв за основу 100 лучших опер, то выводы таковы:

Лидером, разумеется, является итальянская школа – 38 опер начиная с 1-го места у ведиевской «Травиаты». Далее идет немецкоязычная опера (композиторы Германии и Австрии) – 29 опусов (если не считать 3-х произведений Генделя, числящихся в таблице за Англией), возглавляемая занимающей 4-ю позицию моцартовской «Волшебной флейтой». Это абсолютные фавориты.

Следующая за ними французская школа во главе с «Кармен» Бизе представлена лишь 10-ю произведениями. Далее англичане с 8-ю операми, обогнавшие всего на 1 опус (благодаря всё тому же «приватизированному» ими Генделю) Россию (7).

И, наконец, замыкает эту своеобразную таблицу Чехия с 4-мя операми.

Если не считать Венгрии с ее авторами великих оперетт Легаром и Кальманом (4 опуса в списке), ни одной другой национальной школы больше в первой сотне шедевров нет!

Подведем промежуточный итог: В целом, если не принимать во внимание завышенное место Англии, картина достаточно объективная. Причем, если увеличить количество анализируемых опер, она становится все более справедливой.

Теперь давайте кратко взглянем на список из 200 опусов. У итальянцев 62 оперы, у австро-немецких композиторов 54, у французов и англичан по 24, у России – 18.

Однако, если Генделю «вернуть» его немецкое происхождение, то все выглядит иначе – итальянцы уступят лидерство северным соседям, которым надо будет приплюсовать 13 опер Генделя (итого 67), а англичане останутся со своими 11-ю операми далеко позади России.

Надо отдавать себе отчет, что все эти статистические «игры» весьма условны. Это касается и англо-немецкого «спора» о Генделе, и неочевидного объединения австрийских и немецких композиторов в одну группу. Частота исполнения зависит также от количества оперных театров и интенсивности их деятельности в той или иной стране – здесь безраздельно властвует Германия.

И главное: сиюминутные вкусы публики, взятые вне исторической ретроспективы – это весьма и весьма ненадежный критерий. Только один яркий пример – обладавшего феноменальной популярностью в 19 веке Мейербера мы не найдем даже в списке из 500 произведений.

Много вопросов и по русской школе – Глинка не входит в топ-200! Впрочем, русская тема заслуживает отдельного разговора, в котором не обойтись без историко-культурного и социально-политического анализа.

Было бы неправильным не упомянуть еще об одном факторе. В этих статистических выкладках не охвачены все без исключения музыкальные театры мира. Тут есть определенные информационные пробелы.

Об этом можно судить хотя бы по российскому списку Operabase, который неполон – среди 32 российских сцен, вошедших в него, нет Камерного музыкального театра Б.Покровского, театра «Зазеркалье» из Санкт-Петербурга, Челябинского оперного театра. Подобного рода лакуны есть и в других странах.

Так, например, мне не удалось найти нью-йоркского театра Grattaciello, специализирующегося на веристском репертуаре, нидерландской Osse oper и еще ряда коллективов.

Впрочем, вряд ли это обстоятельство существенно повлияет на общий итог – все-таки подавляющее большинство оперных домов в статистике учтены.

Вот такая получается картина. Мы не будем ее дальше комментировать. Пусть читатели сами делают выводы и социокультурные обобщения.

Материал подготовил Е.Цодоков

Источник: http://www.operanews.ru/13051203.html

Виват, Моцарт!

Дорогие читатели, сегодня мы с вами вновь продолжим наше путешествие в мир музыки венского композитора В.А.Моцарта. И поговорим мы с вами об операх Моцарта. Конечно, у нас не будет профессионального разбора этих опер. Мы послушаем некоторые фрагменты, поговорим о том, что всем нам может быть близко.

Своими мыслями поделится сегодня с нами Лилия Шадковска, читательница моего блога, учитель музыки с огромным стажем. Многим уже знакома Лилия. На блоге уже были статьи о Солнечном Моцарте и его волшебном эффекте его музыки.

Мы с Лилией хотим еще обязательно на блоге дать материал о колыбельных песнях Моцарта. Вот такое замечательное погружение у нас получилось на блоге к юбилею Моцарта. Можно сказать, что мы его тоже отметили, вот так приобщаясь к музыке композитора.

Сейчас я передаю слово Лилии, а потом по традиции немного дополню ее мысли.

Отправить поздравление с новым годом на мобильный

Добрый день всем читателям блога Ирины. 27 января исполнилось 260 лет со дня рождения австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) По всему миру прошли торжества, но главные, конечно состоялись на родине композитора в Австрии.

«Пожалуй, нет имени, перед которым человечество так благосклонно склонялось, так радовалось и умилялось. Моцарт- символ самой музыки» . Так сказал о музыке композитора Б.Астафьев.

И мы сегодня предлагаем вашему вниманию удивительный мир оперного искусства великого Маэстро. Но прежде всего, небольшой экскурс. Театр начинается с волшебства, тем более, оперный.

Это праздник и встреча, достойная королей. Лоджии, балконы, шитый золотом занавес и обитые бархатом сидения.

Мы попадаем в настоящий дворец, где живет её величество Музыка! Перед нами несколько лучших оперных театров мира. Какая красота!

Опера де Монте – Карло» в Монако.

Опера Гарнье, Париж, Франция

Театр Ла Фениче, Венеция, Италия

Большой театр, Москва, Россия

Венская государственная опера.

Опера – одна из самых богатых и сложных жанров музыкального искусства, в котором воедино слиты и поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, танцы, живопись, декорации и костюмы. Опера имеет интересную историю.

Интересные факты об опере

Знаете ли вы, что:

  • По словам Аристотеля, театр был создан для того, чтобы люди испытывали «катарсис»- очищение души.
  • Что родиной оперы стала Италия, народ которой всегда славился своими голосами и песнями.
  • Что «opera» в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение.
  • Что оперное искусство родилось в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.)
  • Что первый оперный спектакль был поставлен во Флоренции в 1600 году.
  • Что уже в 1637 году был открыт первый публичный оперный театр «Сан-Кассиано», для которого писал свои первые оперы Клаудио Монтеверди.
  • Что опера настолько стала популярной, что распространилась по всей Европе.
Читайте также:  Как написать песню под гитару

Оперы Моцарта

Опера особо интересовала и Моцарта. Известны его слова: «Я завидую тем, кто пишет оперы». Путь Моцарта к своим шедеврам шел через освоение, а потом и преодоление устоявшихся канонов оперного искусства. Он великолепно разбирался в театральной культуре и тщательно работал над либретто своих опер. Поэтому традиционные жанры в творчестве Моцарта отличались новизной.

Более того, он обращался к разным жанрам. Например, весной 1676 года он получает заказ на создание оперы по случаю окончания учебного года в Зальцбургском университете. Это была одна из первых театрализованных ораторий «Аполлон и Гиацинт» на сюжет древне-греческого мифа.

Дарование юного Моцарта проявилось самым наилучшим, не смотря на то, что были узнаваемы интонации Баха. Спектакль был исполнен силами студентов и имел большой успех. В 12 лет в Вене он создает оперу-buffa «Мнимая пастушка» (итальянская комическая опера).

Позднее были созданы «Митридат, царь Понтийский», «Идоменей» оперы–seria (серьёзные оперы).

Среди немногих опер наиболее важным был немецкий зингшпиль -singspiel- буквально (пьеса с пением), строились на бытовых и прозаических сюжетах «Похищение из Сераля».

И несмотря на то (так гласит легенда), что после премьеры этой оперы император Иосиф II сказал: «Слишком много нот», опера имела огромный успех и принесла композитору известность и за пределами Вены. Всем этим жанрам композитор дал новое толкование.

Моцарт работал как одержимый. Всего им было написана 21 опера, но самые известные оперные произведения были им созданы на протяжении последнего венского периода (1781-1791г.г.) «Похищение из Сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Так поступают все», «Милосердие Тита», «Волшебная флейта».

Вашему вниманию мы предлагаем отрывки из самых популярных оперных спектаклей.

Моцарт Опера «Волшебная флейта»

В последнем оперном сочинении Моцарта – «Волшебной флейте» была осуществлена его мечта о создании национальной оперы, на немецком языке. Либретто «Волшебной флейты» Моцарту предложил друг драматург, режиссёр, артист, либреттист Эммануэль Шиканедер. Сюжеты были взяты в сказке «Лулу» Виланда, фантастических поэмах «Джиннистан, в избранных сказках про фей и духов.

Шиканедер обработал этот сюжет в духе популярных в то время экзотических чудес: царство ночи, солнечное царство, мистерии, посвящения и таинственные превращения Торжество света и разума, вера в братство людей и добро привлекли Моцарта и стали высшей философией «Волшебной флейты».

Премьера «Волшебной флейты» состоялась 30 сентября 1791 года. После премьеры он написал своей жене Констанце: «Я только что вернулся из оперы, театр, как и всегда, был переполнен…

Ясно видно, что успех оперы непрерывно возрастет…» А через два месяца Моцарт умирает. Но и сегодня для нас, любителей музыки, эта опера является величайшим творением композитора. Давайте послушаем Арию царицы Ночи из этой оперы.

И вот еще фрагмент из этой оперы. Евгений Кунгуров исполняет арию Папагено «Волшебная Флейта». Она называется «Известный всем я птицелов».

Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро»

Основой для этой оперы послужила пьеса Бомарше «Безумный день или женитьба Фигаро». Но французский король Людовик 16 наложил запрет на комедию. Моцарт читал комедию Бомарше, и его сердце переполняли бурные чувства, в его голове уже звучали мелодии.

Результатом создания оперы послужил творческий союз композитора и поэта Лоренцо да Понте, который предложил держать в большом секрете работу над оперой, чтобы обмануть бдительность цензуры.

Моцарт работал над этой оперой невероятно быстро. Опера была поставлена и принята зрителями с триумфом: «Виват, Моцарт!». Многие арии исполнялись на «бис» «Свадьба Фигаро».

Опера прежде всего привлекает живостью характеров, стремительностью действий, комедийной остротой, а живой танцевальный ритм и простота мелодий выразительно рисуют жизнерадостность и искренность чувств Фигаро и Сюзанны.

Моцарт был счастлив одержанной победой, и эта опера стала самой любимой у композитора. Давайте послушаем с вами два фрагмента: увертюру к опере и Арию Фигаро.

В.А. Моцарт — Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»

Моцарт. Ария Фигаро

Опера Моцарта «Дон Жуан»

После огромного успеха оперы «Свадьба Фигаро», Моцарт получает заказ от пражского театра написать новую оперу. Выбор композитора пал на сюжет «Дон-Жуана» в основе которого лежит старинная легенда о дерзком искателе приключений и любителе женщин. Эта средневековая испанская легенда была известной в Европе.

Музыка оперы вышла за рамки комедии. Моцарт создал совершенно новый оперный жанр — психологическая музыкальная драма, в которой буйство страстей и острых столкновений характеров героев. Приглашаю вас послушать два фрагмента из этой оперы.

Д.Хворостовский и Э.Гаранча, дуэт Дон Жуана и Церлины

Георг Отс. Ария с шампанским из оперы «Дон Жуан»

Герои опер Моцарта были подобны людям, с их достоинствами и недостатками. И Моцарт сумел подчеркнуть индивидуальность оперного персонажа, и в этом проявлялось главное достижение композитора, как оперного драматурга. Последние его оперы — подлинные шедевры, как впрочем, и все его творчество совершают и сегодня триумфальное шествие по всему миру: «Виват, Моцарт!»

ДИЕТА ПОСЛЕ УДАЛЕНИЯ ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ

Как жить полноценной жизнью без желчного пузыря

Узнать больше …

Я благодарю Лилию за такое музыкальное путешествие по операм Моцарта. От себя еще немного дополню.

Конечно, если вы когда-нибудь сами были в оперных театрах, слушали вживую музыку, наверняка прониклись и атмосферой театра, и музыканты вас тронули, и певцы. И сама постановка всегда очень запоминающаяся.

Для тех, кто не видел оперы вживую, сейчас столько возможностей. Можно и в интернете многое посмотреть, почитать либретто, чтобы было более понятно нам всем содержание опер.

Приобщайте к такому искусству и своих детей. Пусть это будут детские оперы, или вы вместе прослушаете какие-то фрагменты из опер, расскажите детям, что происходит, заинтересуйте их.

Ведь даже вот такое небольшое прикосновение к музыке бывает очень полезным.

Когда я работала с вокалистами или своими студентами в театральном институте, когда мы брали в репертуар фрагменты из опер Моцарта, всегда удивлялась отклику. А ведь были и те исполнители, кто впервые приобщился в музыке Моцарта.

И всегда они говорили: «Надо же, и почему мы раньше не обращали внимание на Моцарта, почему не слушали его музыку». Сюзанна, Лепорелло, Церлина.

Дон-Жуан, Керубино, Папагено, Фигаро (да и многие другие) – сколько образов предстало в работе.

И всегда была интересна работа в дуэтах. Это ведь как мини-спектакли. Начинаешь разбирать характеры, учишь партии, обращаешь внимание на средства выразительности в музыке – и вот по-новому уже звучит она… Сколько героев, сколько характеров, какие все разные, интересные. Словом, приобщение к музыке Моцарта никого не оставляет равнодушным.

А сейчас давайте послушаем еще один фрагмент. Это дуэт Папагено и Папагены из оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта».

Приглашаю почитать также статьи на блоге по этой теме и послушать его музыку:

Солнечный Моцарт

Волшебный эффект Моцарта

Моцарт для детей

О работе над весенним номером журнала «ароматы счастья»

Дорогие мои друзья –блоггеры, мои читатели, я приглашаю всех желающих принять участие в нашем журнале. Статьи мы принимаем до 15 февраля. Работа у нас в разгаре. Очень попрошу всех описаться о своем желании стать автором в журнале Ольге Кутуевой olga.kutuieva@gmail.com Оля занимается работой с авторами журнала.

узнать подробности

Желаю всем прекрасного настроения. У нас почти весна! Здоровья всем, радости жизни и, конечно, душевного наполнения.

Конкурс на блоге «Зимний калейдоскоп идей»Солнечный МоцартВолшебный эффект МоцартаВ венском вальсе кружится любовь…Ференц Лист. Судьба и музыкаГармония звуков: стихи о музыке и музыка стиха

Источник: https://irinazaytseva.ru/vivat-mocart.html

Композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1756—1791) | 100 опер. Оперная музыка

Искусство Моцарта — одна из высочайших вершин мировой музыкальной культуры. Творчество великого австрийского композитора отразило передовые идеи своей эпохи, неиссякаемую веру в торжество света и справедливости. В музыке Моцарта преобладают жизнерадостные тона, ясная, неомраченная лирика; вместе с тем она содержит немало страниц, насыщенных страстью, душевным смятением, драматизмом.

Наследие, оставленное композитором, поражает многогранностью и богатством.

Поистине неисчерпаем диапазон затронутых им тем и образов; Моцарту принадлежат 23 произведения для музыкального театра, 49 симфоний, более 40 инструментальных сольных концертов с оркестром, сонаты для фортепиано, скрипки, большое количество различных ансамблей.

Во всех этих разнообразных жанрах Моцарт проявил себя как смелый реформатор, обогативший их содержание, обновивший выразительные средства искусства. Классическая стройность, ясность выражения, благородная красота в сочетании с глубиной содержания определяют непреходящую идейно-художественную ценность его музыки.

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в австрийском городе Зальцбурге. Музыкальное образование получил под руководством отца — скрипача и дирижера, умного, образованного человека. Творческий рост Моцарта отличался необыкновенной интенсивностью.

В возрасте шести-семи лет он стал европейски знаменитым виртуозом, а спустя еще несколько лет сложился как композитор, уверенно владеющий мастерством.

Многократные поездки гениального юноши по странам Европы способствовали его близкому знакомству с современной художественной культурой.

Работая в различных областях музыкального искусства, Моцарт особое внимание уделял опере. Путь оперного композитора он начал двенадцати лет: в 1768 году появились «Мнимая простушка» и «Бастьен и Бастьенна».

В годы, проведенные им в Италии (1769—1771, 1771—1772), на сценах итальянских театров шли его оперы «Митридат, царь Понта» (1770) и «Лючио Силла» (1772). В 1775 году в Мюнхене была поставлена «Мнимая садовница», там же состоялась премьера «Идоменея» (1781). Оперы эти принесли молодому композитору большой успех.

Тем более тягостной была жизнь в родном городе: Моцарт поступил на службу к архиепископу, который всячески сковывал его творческую свободу, унижал человеческое достоинство.

Последнее десятилетие его жизни — пора наивысшего творческого расцвета и одновременно годы жестокой материальной нужды, сломившей в конце концов силы композитора. Порвав с архиепископом, Моцарт переезжает в Вену, где ставит оперу «Похищение из сераля» (1782), написанную в традициях зингшпиля.

В этом и в особенности в последующих прославленных сочинениях — «Свадьба Фигаро» (1786) и «Дон Жуан» (1787) — полностью раскрылся моцартовский реализм характеров и чувств.

За годы пребывания в Вене были созданы также оперы «Директор театра» (1786), «Так поступают все» (1790), «Милосердие Тита» (1791) и «Волшебная флейта» (1791) — философская сказка, утверждающая победу разума и света над предрассудками и злом.

Последнее произведение Моцарта — гениальный «Реквием» — осталось незаконченным. Работу над ним оборвала смерть, наступившая 5 декабря 1791 года в Вене.

Источник: http://100oper.ru/mozart.html

Чайковский

Родился 27 января 1756 года в австрийском городе Зальцбурге, Первым его учителем был отец, хороший для своего времени музыкант — Леопольд Моцарт. Пяти лет мальчик был уже блестящим клавесинистом.

Шести лет он совершил вместе с отцом и старшей сестрой — выдающейся клавесинисткой — поездку в Вену, а затем свое первое концертное турне по городам Европы. Выступления маленького музыканта всюду проходили с триумфом.

Моцарту было двенадцать лет, когда он написал для Вены свою первую оперу «Притворная простушка».

Однако время шло — Моцарт из чудо-ребенка превратился в юношу. Интерес публики к его выступлениям стал охладевать.

За годы скитаний Моцарту не удалось найти постоянного места службы. С 1774 года начинается самая тяжелая пора его жизни — период рабской зависимости от зальцбургского архиепископа, в капеллу которого он вынужден был поступить. Гениальный композитор оказался на положении полу-слуги.

Он должен был сносить невежество и грубость архиепископа, мог писать только по его заказу, не имел права отлучаться без спроса. И, тем не менее, в эти годы широко развертывается дарование композитора. Он пишет музыку самых разнообразных жанров: сонаты, концерты, симфонии, пьесы для различных инструментов, танцы, серенады.

Но все это не удовлетворяло Моцарта, он мечтал об опере. В условиях зальцбургского княжества это было неосуществимо. В 1777 году композитору удалось добиться отпуска. Он уезжает в Париж Но Париж этих дней был увлечен борьбой «глюкистов» и «пиччинистов».

На молодого музыканта никто не обратил внимания, и он, ничего не добившись, вынужден был вернуться в Зальцбург.

Прошло два года. Моцарту снова удается вырваться — на этот раз в Мюнхен. Он пишет для мюнхенского театра оперу «Идоменей» (1780). В ней Моцарт обобщил достижения существовавших в то время оперных школ. Правда, он еще не достиг полного единства стиля.

Но по силе драматической выразительности, богатству оркестровки опера эта является значительным достижением композитора. Постановка «Идоменея» сыграла большую роль в его судьбе. Композитор, наконец, поверил в свои силы: он порвал с архиепископом и поселился в Вене.

Читайте также:  Выразительные возможности целотонной гаммы

Началась жизнь, полная лишений и тяжелого труда, но композитор был счастлив своей свободой и переживал огромный творческий подъем.

В первый же год он сочинил по заказу Венского театра комическую оперу «Похищение из сераля» (1782). На этот сюжет ранее было написано несколько зингшпилей.

Либреттист Моцарта — Готлоб Стефани по его просьбе переработал существующее либретто, добившись большего жизненного правдоподобия положений и образов.

Моцарт использует в «Похищении из сераля» все существующие оперные формы, органически сочетая приемы серьезной и комической оперы и тем самым достигая правдивости обрисовки образов.

Композитор утверждает в своем творчестве принципы реалистического искусства, смело нарушает установившиеся традиции и каноны. Замыслы Моцарта оказываются слишком смелыми для его времени. Это осложняет взаимоотношения композитора с официальными кругами, от которых зависело его благосостояние. Но интересы искусства всегда были для Моцарта превыше всего.

«Слишком много нот, мой дорогой Моцарт»,— сказал однажды композитору император Иосиф II по поводу «Похищения из сераля». «Ровно столько, сколько нужно, ваше величество»,— ответил Моцарт.

Неумение и нежелание раболепствовать перед «высокими покровителями искусства», большое чувство человеческого достоинства не пришлись по вкусу императору и высшей знати.

Моцарт оказался на положении композитора, «неугодного двору».

В 1786 году Венский театр поставил новую оперу Моцарта по комедии Бомарше «Свадьба Фигаро». В произведении Бомарше композитора привлекла смелая новизна и значительность темы — борьба человека из народа за свое право на счастье,— яркость и реализм образов, стремительность действия.

«Это — революция в действии»,— отозвался Наполеон о «Свадьбе Фигаро» Бомарше.

И, действительно, в преддверии французской буржуазной революции сатирическая комедия Бомарше воспринималась как яркое обличение порядков и нравов абсолютистской Франции.

Пьеса Бомарше была запрещена в Австрии цензурой. Либреттисту Моцарта — Лоренцо да Понте пришлось несколько смягчить социальную заостренность сюжета.

Однако то, что оказалось затушеванным в либретто, нашло яркое отражение в музыке. Моцарт создает реалистические, социально четкие характеристики героев. Противопоставление умного, смелого и деятельного слуги ограниченному и развращенному бездельнику-графу нашло близкий отклик в душе самого Моцарта.

«Свадьба Фигаро» явилась новым этапом в истории оперы.

Впервые оперное либретто, взятое из реальной действительности отличалось такой глубокой содержательностью.

Традиционные оперные герои превратились в живых людей с естественными чувствами и страстями.

Так практически сложилась оперная реформа Моцарта. Он не декларировал ее, как это сделал, например Глюк, но она, тем не менее, сыграла решающую роль в истории развития западноевропейской оперы.

Постановка «Свадьбы Фигаро» в Вене прошла с огромным успехом. Однако опера не понравилась императору и вскоре была снята с репертуара. Подлинным триумфом Моцарта была постановка «Свадьбы Фигаро» в Праге.

Более демократическая аудитория Праги высоко оценила творчество гениального композитора. Из Праги же Моцарт получил заказ на новую оперу.

Так в 1787 году возникло еще одно гениальное творение Моцарта — «Дон Жуан».

Композитор обратился к старинной народной легенде о «севильском обольстителе» и на ее основе создал подлинно новаторское произведение — психологическую драму, полную больших человеческих страстей и драматических столкновений характеров.

В «Дон Жуане» Моцарт с чисто шекспировской силой смешивает трагическое и комическое.

Постановка «Дон Жуана» в Праге (1787) была встречена с огромным воодушевлением.

Вслед за «Дон Жуаном» летом 1788 года были написаны три симфонии — ми-бемоль мажорная, соль минорная и до мажорная — вершины инструментального творчества Моцарта. В этих симфониях он оставил далеко позади всех своих предшественников.

Последними значительнейшими произведениями Моцарта были народная сказочная опера «Волшебная флейта» и заупокойная служба «Реквием».

Опера «Волшебная флейта» была закончена в 1791 году, незадолго до смерти композитора, и тогда же поставлена в одном из венских театров. В ней Моцарт продолжает традиции национального немецкого зингшпиля.

Светлая и жизнерадостная музыка оперы не уступает по своей художественной значимости лучшим созданиям Моцарта.

Вольфганг Амадей Моцарт умер 5 декабря 1791 года в Вене. «Реквием» по оставшимся черновикам был дописан учеником великого композитора — Зюсмайером.

Моцартом написаны 23 оперы, более 40 симфоний и множество других разнообразных сочинений.

Творчество великого австрийского композитора, богатое высокими идеями и чувствами, глубоко демократично. П. И. Чайковский писал о Моцарте: «Слушая его музыку, я как будто совершаю хороший поступок. Трудно передать, в чем состоит его благотворное действие на меня, но оно несомненно благотворно, и чем дольше я живу, чем больше знакомлюсь с ним, тем больше люблю его».

Источник: http://www.tchaikov.ru/mozart1.html

Вольфганг Амадей Моцарт

Дата рождения: 27 января 1756Место рождения: ЗальцбургСтрана: Австрия

Дата смерти: 5 декабря 1791

Йоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт (нем.

Joannes Chrysostomus Wolfgang Theophilus Mozart, более известный как Вольфганг Амадей Моцарт, немецкое произношение имени) — великий австрийский композитор, инструменталист и дирижёр.

Известнейший представитель Венской классической школы композиции, виртуозный скрипач, клавесинист, органист, дирижёр, он обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.

Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей Зальцбургского архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. Он был крещён в Соборе святого Руперта.

Запись в книге крещений даёт его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart. В этих именах первые два слова — имя святого Иоанна Златоуста, не использующееся в повседневной жизни, а четвёртое при жизни Моцарта варьировалось: лат.

Amadeus, нем. Gottlieb, итал. Amadeo. Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.

Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд был одаренным музыкальным педагогом.

Его книга “Эссе об основах игры на скрипке”, опубликованая в 1756 году — в год рождения Моцарта, выдержала много изданий и была переведена на множество языков, в том числе и на русский. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.

В Голландии, где во время постов строго запрещалась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.

В 1762 году отец Моцарта предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен и Вену, а затем в Париж и Лондон, во многие города Гер мании, Голландии, Швейцарии. Всюду талант Моцарта вызывал удивление и восторг.

В 1763 году изданы в Париже первые сонаты Моцарта для клавесина и скрипки. С 1766 по 1769 годы, живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал творчество Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров.

По повелению императора Иосифа II Моцарт написал за несколько недель оперу “La Finta semplice” (Притворная простушка), но она не была исполненна.

1770—1774 годы Моцарт провёл в Италии. В 1771 году в Милане была поставлена опера Моцарта “Mitridate, Re di Ponto” (Митридат, царь Понтийский), которая была тепло принята публикой. С таким же успехом была дана и вторая его опера “Lucio Sulla” (Луций Сулла) (1772 год).

Для Зальцбурга Моцарт написал “Il sogno di Scipione” (Сон Сципиона, по поводу избрания нового архиепископа, 1772 год), для Мюнхена — оперу “La bella finta Giardiniera”, 2 мессы, офферторий (1774 год).

Когда ему минуло 17 лет, среди его произведений насчитывались уже 4 оперы, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких произведений.

В 1775—1780 годах Моцарт написал, среди прочего, 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию № 31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.

В 1779 году Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге. 26 января 1781 года в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера “Идоменей”, с которой начинается реформа лирико-драматического искусства.

В этой опере видны ещё следы староитальянской opera seria, но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперёд замечается и в инструментовке.

Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий “Misericordias Domini” — один из лучших образцов церковной музыки конца XVIII века. С каждой новой оперой творческая сила и талант Моцарта проявлялись всё ярче и ярче.

Опера “Похищение из Сераля”, написанная по поручению императора Иосифа II в 1782 году, получила большое распространение в Германии, где её стали считать первой национальной немецкой оперой. Она была написана во время романтических отношений Моцарта с Констанцей Вебер, которая впоследствии стала его женой.

Несмотря на успех Моцарта, его материальное положение было не блестящим.

Оставив место органиста в Зальцбурге, Моцарт для обеспечения своей семьи должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии (отсюда его многочисленные концерты для фортепиано). Оперы “L’oca del Cairo” (1783 год) и “Lo sposo deluso” (1784 год) остались неоконченными.

В 1783—1785 годах созданы 6 знаменитых струнных квартетов, которые Моцарт посвятил Йозефу Гайдну, мастеру этого жанра. К этому же времени относится его оратория “Davide penitente” (Кающийся Давид).

В 1786 году с невероятной быстротой (в 6 недель) была написана опера “Женитьба Фигаро”, поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики и неиссякаемым вдохновением. В Вене “Женитьба Фигаро” прошла почти незамеченной, но в Праге она вызвала необычайный восторг.

Не успел соавтор Моцарта Лоренцо да Понте закончить либретто “Женитьбы Фигаро”, как ему пришлось по требованию композитора спешить с либретто “Дон-Жуана”, которого Моцарт писал для Праги.

Это великое произведение, не имеющее аналогов в музыкальном искусстве, увидело свет в 1787 году в Праге и имело ещё больший успех, чем “Женитьба Фигаро”.

Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще относившейся к Моцарту холоднее, чем другие центры музыкальной культуры. Звание придворного композитора, с содержанием в 800 флоринов (1787 год), было весьма скромной наградой за все труды Моцарта.

Несмотря на это, он был привязан к Вене, и когда в 1789 году, посетив Берлин, получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II, с содержанием в 3 тысячи талеров, то всё же не захотел оставить Вену.

После “Дон-Жуана” Моцарт сочиняет 3 наиболее известные симфонии: № 39 ми-бемоль мажор (KV 543), № 40 соль минор (KV 550) и № 41 до мажор (KV 551), написанные в течение полутора месяцев в 1788 году; из них в особенности знаменита последняя, называемая “Юпитером”.

В 1789 году Моцарт посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующей виолончели (ре мажор).

После смерти императора Иосифа II (1790 год) материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела.

Последними операми Моцарта были “Cosi fan tutte” (1790 год), прекрасной музыке которой вредит слабое либретто, “Милосердие Тита” (1791 год), имеющая чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней, для коронации императора Леопольда II, и наконец, “Волшебная флейта” (1791 год).

Эта опера вместе с “Похищением из Сераля” послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта опера занимает самое видное место.

Величественно-горестный Реквием (KV 626), над которым Моцарт неустанно, с особенным внимание работал в последние дни жизни, погрузил его в недобрые предчувствия.

Композитору начинает казаться, что эту заупокойную мессу он пишет для себя… Работу над незавершённым “Реквиемом”, по сегодняшний день потрясающим слушателей скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик М. Ф.

Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы “Милосердие Тита”.

Умер Моцарт 5 декабря 1791 года от болезни, возможно вызванной почечной инфекцией (хотя до сих пор причины смерти вызывают споры, включая версию об отравлении Моцарта масонами или другим австрийским композитором — Антонио Сальери).

Похоронен в Вене, на кладбище Святого Марка в общей могиле, поэтому само место захоронения осталось неизвестным.

В память о композиторе на девятый день после его смерти в Праге при огромном скоплении народа 120 музыкантами исполнялся “Реквием” Антонио Розетти.

До сих пор продолжают находить неизвестные ранее произведения В.А.Моцарта, так  в сентябре 2007 года в библиотеке французского города Нант были найдены неизвестные ранее рукописи Моцарта.

Часть произведения продолжительностью две минуты в январе 2009 года была исполнена в Нанте руководителем ансамбля “Страдивария”, известным скрипачом Даниэлем Кюйе перед маленькой аудиторией в замке Бретонских герцогов.

 В настоящее время всё творческое наследие Моцарта свободно открыто для общественного использования и вы можете скачать бесплатно ноты Моцарта на многих специализированных интернет ресурсах. 

Источник: https://www.olofmp3.ru/index.php/Details/Volyfgang-Amadei-Mocart.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector