Самые распространённые формы музыкальных произведений

Самые распространённые формы музыкальных произведений, Музыкальный класс

Вы наверняка когда-нибудь сталкивались с такими философскими понятиями, как форма и содержание. Эти слова достаточно универсальны, для того чтобы обозначать сходные стороны самых разных явлений. И музыка – не исключение. В данной статье вас ждёт обзор самых ходовых форм музыкальных произведений.

Прежде чем назвать распространённые формы музыкальных произведений, определимся, что же такое есть форма в музыке? Форма – это то, что имеет отношение к конструкции произведения, к принципам его строения, к последовательности проведения в нём музыкального материала.

Форма музыкантами понимается двояко. С одной стороны, форма представляет собой схему расположения всех частей музыкальной композиции по порядку.

С другой стороны, форма – не только схема, но ещё и процесс становления и развития в произведении тех выразительных средств, которыми создаётся художествен ный образ данного произведения. Что это за выразительные средства? Мелодия, гармония, ритм, тембр, регистр и так далее.

Обоснование такого двойного понимания сущности музыкальной формы – заслуга российского учёного, академика и композитора Бориса Асафьева.

Самые мелкие структурные единицы почти любого музыкального произведения – это мотив, фраза и предложение. А сейчас попробуем назвать основные формы музыкальных произведений и дать им краткие характеристики.

Период – это одна из простых форм, которая представляет собой изложение законченной музыкальной мысли. Встречается часто, как в инструментальной, так и в вокальной музыке.

Норма продолжительности для периода – два музыкальных предложения, которые занимают 8 или 16 тактов (квадратные периоды), на практике встречаются периоды, как длиннее, так и короче. Период имеет несколько разновидностей, в числе которых особое место занимают так называемые «период типа развёртывания» и «сложный период».

Простые двух и трёхчастные формы – это формы, в которых первая часть, как правило, пишется в форме периода, а остальные не перерастают её (то есть для них норма – или тоже период или предложение).

Середина (средняя часть) трехчастной формы может быть контрастной по отношению к крайним частям (показ контрастного образа – это уже очень серьёзный художественный приём), а может и развивать, разрабатывать то, что было сказано в первой части. В третьей части трёхчастной формы возможно повторение музыкального материала первой части – такая форма называется репризной (реприза – это и есть повторение).

Куплетные и запевно-припевные формы – это формы, которые имеют прямое отношение к вокальной музыке и их строение часто бывает связано с особенностями стихотворных текстов, которые лежат в основе песни.

Куплетная форма основана на повторении одной и той же музыки (например, периода), но каждый раз с новым текстом. В запевно-припевной форме – два элемента: первый – запев (в неё может меняться и мелодия и текст), второй – припев (как правило, в нём сохраняется и мелодия, и текст).

Сложные двухчастные и сложные трёхчастные формы – это формы, которые сложены из двух или трёх простых форм (например – простая 3-хчастная + период + простая 3-хчастная).

Сложные двухчастные формы чаще встречаются в вокальной музыке (например, в таких формах пишутся некоторые оперные арии), а сложные трёхчастные – напротив, более характерны для инструментальной музыки (это излюбленная форма для менуэта и других танцев).

Сложная трёхчастная форма, как и простая такая же, может содержать в себе репризу, а в средней части – новый материал (чаще всего именно так и случается), причём средняя часть в такой форме бывает двух типов: «типа трио» (если она представляет собой какую-нибудь стройную простую форму) или «типа эпизода» (если в средней части – свободные построения, не подчиняющиеся ни периодической, ни какой-либо из простых форм).

Вариационная форма – это форма, построенная на повторении исходной темы с её преобразованием, причём этих повторений должно быть не менее двух, для того чтобы возникшую форму музыкального произведения можно было отнести к вариационной. Вариационная форма встречается во многих инструментальных сочинениях композиторов классической музыки, да и не менее чаще в композициях современных авторов.

Вариации бывают разными. Например, существует такой вид вариаций, как вариации на остинатную (то есть неизменяемую, удерживаемую) тему в мелодии или басу (так называемые soprano-ostinato и basso-ostinato). Есть вариации фигурационные, в которых при каждом новом проведении тема расцвечивается различными украшениями и прогрессивно дробится, показывая свои скрытые стороны.

Есть и ещё один вид вариаций – характерные вариации, в которых каждое новое проведение темы происходит в новом жанре.

Иногда эти переходы к новым жанрам сильно трансформируют тему – вы только представьте, тема может прозвучать в одном и том же произведении и как траурный марш, и как лирический ноктюрн, и как восторженный гимн. Кстати, кое-что о жанрах можно прочитать в статье «Основные музыкальные жанры».

В качестве музыкального примера вариаций предлагаем вам познакомиться с очень известным произведением великого Бетховена.

Л. ван Бетховен, 32 вариации до минор

Рондо – ещё одна широко распространённая форма музыкальных произведений. Вы, наверное, знаете, что в переводе на русский язык с французского слово «рондо» означает «круг».

Это не случайно.

Когда-то дано рондо было групповым хороводным танцем, в котором общее веселье чередовалось с танцами отдельных солистов – в такие моменты они выходили в середину круга и показывали своё мастерство.

Вот и по музыкальной части рондо складывается из частей, которые постоянно повторяются (общие – их называют рефренами) и индивидуализированными эпизодами, которые звучат между рефренами. Чтобы форма рондо состоялась, рефрен должно провести не менее трёх раз.

Сонатная форма , вот мы и до тебя добрались! Сонатная форма или, как её ещё иногда называют, форма сонатного аллегро – одна из самых совершенных и сложных форм музыкальных произведений.

В основу сонатной формы полагаются две основные темы – одну из них называют «главной» (ту, которая звучит первой), вторую – «побочной».

Эти названия означают, что одна из тем проходит в главной тональности, а вторая – в побочной (доминантовой, например, или параллельной).

Вместе эти темы проходят различные испытания в разработке, а затем в репризе обычно и та, и другая звучат в одной и той же тональности.

Сонатная форма состоит из трёх основных разделов:

  • экспозиция (представление на суд публики первой, второй и других тем);
  • разработка (этап, на котором происходит интенсивное развитие);
  • реприза (здесь темы, проведённые в экспозиции, повторяются, одновременно происходит и их сближение).

Сонатная форма настолько полюбилась композиторам, что на её основе они создали ещё целый ряд форм, отличающихся от основной модели различными параметрами.

Например, можно назвать такие разновидности сонатной формы, как рондо-соната (смешение сонатной формы с рондо), соната без разработки, соната с эпизодом вместо разработки (помните, что говорили про эпизод в трёхчастной сложной форме? Здесь эпизодом может стать любая форма – частенько это вариации), концертная форма (с двойной экспозицией – у солиста и у оркестра, с виртуозной каденцией солиста в конце разработки перед началом репризы), сонатина (маленькая соната), симфоническая поэма (огромнейшее полотно).

Фуга – это форма, некогда царицей всех форм. В своё время фугу считали самой совершенной музыкальной формой, и до сих пор к фугам у музыкантов отношение особенное.

Фуга строится на одной теме, которая затем многократно поочерёдно повторяется в неизменном виде в разных голосах (у разных инструментов). Начинается фуга, как правило, одноголосно и сразу с проведения темы. Тут же этой теме отвечает другой голос, а то, что звучит во время этого ответа у первого инструмента, называют противосложением.

Пока тема гуляет по разным голосам, продолжается экспозиционный раздел фуги, но, как только тема прошла в каждом голосе, начинается разработка, в которой тема может проводиться не полностью, сжиматься и, наоборот, расширяться. Да чего только в разработке не происходит… В конце фуги восстанавливается главная тональность – этот раздел называют репризой фуги.

На этом можно уже и остановиться. Почти все основные формы музыкальных произведений нами названы. Следует иметь в виду, что более сложные формы могут содержать в себе несколько простых – научитесь их обнаруживать. А ещё нередко и простые, и сложные формы объединяются в различные циклы – например, образуют вместе сюиту или сонатно-симфонический цикл.

Источник: http://argi.su/isskustvo-dlya-dushi/samye-rasprostranyonnye-formy-muzykalnyx-proizvedenij-muzykalnyj-klass

Форма музыкальная

Вы были на исполнении кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». В симфоническом концерте вам довелось услышать испанские увертюры Глинки. Пианист исполнил сонаты Бетховена. А школьный хор к очередному празднику разучивает новые песни.

Зачем понадобилось такое перечисление? Здесь специально названы произведения очень разные – разные и по жанру, и по форме. Что же такое – форма в музыке?

Музыкальной формой принято называть композицию, то есть особенности построения музыкального произведения: соотношение и способы развития музыкально-тематического материала, соотношение и чередование тональностей.

Читайте также:  Домашние занятия пианистакак сделать работу дома праздником, а не наказанием из личного опыта учителя по фортепиано

Конечно, каждое музыкальное произведение обладает своими неповторимыми чертами.

Но все же на протяжении нескольких веков развития европейской музыки сложились определенные закономерности, принципы, по которым строятся отдельные типы произведений.

С одной из музыкальных форм вы все, без сомнения, очень хорошо знакомы. Это куплетная форма, в которой пишутся песни (ей посвящен рассказ о слове «куплет»).

Сходна с ней ведущая от нее свое происхождение старинная форма рондо. Основаны они на двух (или – в рондо – нескольких) различных тематических материалах.

Форма в таких случаях строится на сопоставлении, развитии, а иногда и столкновении этих часто контрастных, а порою даже конфликтных тем.

Распространены в музыкальной практике также трехчастная и двухчастная формы. Трехчастная строится по схеме, которую принято изображать буквами так: АВА. Это означает, что начальный эпизод в конце, после контрастного ему среднего эпизода, повторяется.

В этой форме пишутся средние части симфоний и сонат, части сюит, различные инструментальные пьесы, например, многие ноктюрны, прелюдии и мазурки Шопена, песни без слов Мендельсона, романсы русских и зарубежных композиторов.

Двухчастная форма распространена меньше, так как имеет оттенок незавершенности, сопоставления, словно бы «без вывода», без итога. Схема ее: АВ.

Существуют и музыкальные формы, основанные на одной только теме. Это, прежде всего, вариации, которые точнее можно назвать темой с вариациями. Кроме того, на одной теме построены многие формы полифонической музыки, такие как фуга, канон, инвенция, чакона и пассакалья. С ними вас знакомят рассказы «полифония», «фуга», «вариации».

Встречается в музыке и так называемая свободная форма, то есть композиция, не связанная с установившимися типовыми музыкальными формами.

Чаще всего композиторы обращаются к свободной форме при создании программных произведений, а также при сочинении всевозможных фантазий и попурри на заимствованные темы.

Правда, часто и в свободных формах присутствуют черты трехчастности – наиболее распространенной из всех музыкальных построений.

Не случайно и самая сложная, высшая из всех музыкальных форм – сонатная – в основе своей также трехчастна. Ее главные разделы – экспозиция, разработка и реприза – образуют сложную трехчастность – симметричное и логически завершенное построение. Об этом вы прочтете в рассказе, посвященном сонате.

Л. В. Михеева

Применительно к музыке о форме говорят в двух аспектах. В широком форма – это звуковое воплощение произведения: от характера интонаций и подбора тембров – до общей композиции и гармонического языка. Каждая нота и каждая пауза несут свою нагрузку, все влияет на содержание целого.

В более узком, технологическом смысле формой называют строение сочинения, его композиционную структуру.

На протяжении развития профессиональной европейской музыки откристаллизовалось определенное количество музыкальных форм, которые, с одной стороны, отвечают оптимальным возможностям человеческого восприятия, с другой – вмещают огромное разнообразие музыкальных “сюжетов”, типов музыкальной драматургии.

Многие принципы повторяются в разных формах: контраст материала, повтор, варьирование. Основные музыкальные формы сложились в XVII-XVIII веках. С различными изменениями и модификациями они продолжают жить и в современной музыке. Бывают и так называемые свободные формы.

Но они, во-первых, обычно содержат черты тех или иных устоявшихся форм, а во-вторых, все равно ставят автора перед необходимостью найти некую убедительную, логичную драматургию. Наиболее распространены следующие формы: двухчастная, трехчастная, вариационная, рондо, соната, фуга.

М. Г. Рыцарева

Источник: http://www.classic-music.ru/forma.html

Перечислите музыкальные формы. Например, симфония..

Наталия Тузина Просветленный (48280) 7 лет назадМузыкальная форма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) — тип музыкальной композиции, определяемый рассмотрением её как конструкции в статике (схема) и в динамике развёртывания этой композиции во времени (например, песенная форма, сонатная форма, вариационная форма, рондо и т. д.) .

Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.) .

Музыкальные формы: Вокальные формы – Куплетная форма • Запевно-припевная форма Простые формы -Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма Сложные формы -Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната Циклические формы – Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория Полифонические формы -Канон • Фуга Специфические формы европейского Средневековья и Возрождения – Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал Специфические формы эпохи барокко Простые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка Специфические формы эпохи романтизма – Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма Формы музыкального театра – Опера • Оперетта • Балет Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением музыкального содержания — разработкой (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др. элементов музыки) . Валентина Саламатова Ученик (204) 2 года назадМузыкальная форма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) — тип музыкальной композиции, определяемый рассмотрением её как конструкции в статике (схема) и в динамике развёртывания этой композиции во времени (например, песенная форма, сонатная форма, вариационная форма, рондо и т. д.) . Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.) .

Музыкальные формы: Вокальные формы – Куплетная форма • Запевно-припевная форма Простые формы -Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма Сложные формы -Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната Циклические формы – Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория Полифонические формы -Канон • Фуга Специфические формы европейского Средневековья и Возрождения – Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал Специфические формы эпохи барокко Простые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка Специфические формы эпохи романтизма – Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма Формы музыкального театра – Опера • Оперетта • Балет

Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением музыкального содержания — разработкой (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др. элементов музыки) .

Антон Брагин Ученик (136) 1 год назадМузыкальная форма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) — тип музыкальной композиции, определяемый рассмотрением её как конструкции в статике (схема) и в динамике развёртывания этой композиции во времени (например, песенная форма, сонатная форма, вариационная форма, рондо и т. д.) . Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.) .

Музыкальные формы: Вокальные формы – Куплетная форма • Запевно-припевная форма Простые формы -Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма Сложные формы -Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната Циклические формы – Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория Полифонические формы -Канон • Фуга Специфические формы европейского Средневековья и Возрождения – Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал Специфические формы эпохи барокко Простые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка Специфические формы эпохи романтизма – Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма Формы музыкального театра – Опера • Оперетта • Балет

Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением музыкального содержания — разработкой (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др. элементов музыки) .

Никита Воловик Ученик (233) 1 год назадМузыкальная форма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) — тип музыкальной композиции, определяемый рассмотрением её как конструкции в статике (схема) и в динамике развёртывания этой композиции во времени (например, песенная форма, сонатная форма, вариационная форма, рондо и т. д.) . Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.) .

Музыкальные формы: Вокальные формы – Куплетная форма • Запевно-припевная форма Простые формы -Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма Сложные формы -Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната Циклические формы – Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория Полифонические формы -Канон • ФугаСпецифические формы европейского Средневековья и Возрождения – Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал Специфические формы эпохи барокко Простые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка Специфические формы эпохи романтизма – Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма Формы музыкального театра – Опера • Оперетта • Балет

Читайте также:  Зарубежная музыка начала 20 века

Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением музыкального содержания — разработкой (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др. элементов музыки) .

Татьяна Соколова Ученик (115) 1 год назадМузыкальная форма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) — тип музыкальной композиции, определяемый рассмотрением её как конструкции в статике (схема) и в динамике развёртывания этой композиции во времени (например, песенная форма, сонатная форма, вариационная форма, рондо и т. д.) . Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.) .

Музыкальные формы: Вокальные формы – Куплетная форма • Запевно-припевная форма Простые формы -Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма Сложные формы -Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната Циклические формы – Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория Полифонические формы -Канон • ФугаСпецифические формы европейского Средневековья и Возрождения – Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал Специфические формы эпохи барокко Простые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка Специфические формы эпохи романтизма – Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма Формы музыкального театра – Опера • Оперетта • Балет

Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением музыкального содержания — разработкой (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др. элементов музыки) .

Елена Герасимова Ученик (208) 1 год назад Константин Петров Ученик (207) 1 год назадМузыкальная форма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) — тип музыкальной композиции, определяемый рассмотрением её как конструкции в статике (схема) и в динамике развёртывания этой композиции во времени (например, песенная форма, сонатная форма, вариационная форма, рондо и т. д.) . Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.) .

Музыкальные формы: Вокальные формы – Куплетная форма • Запевно-припевная форма Простые формы -Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма Сложные формы -Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната Циклические формы – Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория Полифонические формы -Канон • ФугаСпецифические формы европейского Средневековья и Возрождения – Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал Специфические формы эпохи барокко Простые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка Специфические формы эпохи романтизма – Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма Формы музыкального театра – Опера • Оперетта • Балет

Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением музыкального содержания — разработкой (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др. элементов музыки) .

lfybk 435 Ученик (105) 9 месяцев назадМузыкальная форма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) — тип музыкальной композиции, определяемый рассмотрением её как конструкции в статике (схема) и в динамике развёртывания этой композиции во времени (например, песенная форма, сонатная форма, вариационная форма, рондо и т. д.) . Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.) .

Музыкальные формы:Вокальные формы – Куплетная форма • Запевно-припевная формаПростые формы -Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная формаСложные формы -Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-сонатаЦиклические формы – Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • ОраторияПолифонические формы -Канон • ФугаСпецифические формы европейского Средневековья и Возрождения – Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • МадригалСпецифические формы эпохи бароккоПростые формы эпохи барокко• Старинная сонатная форма• Составные формы эпохи барокко• Старинная концертная форма• Хоральная обработкаСпецифические формы эпохи романтизма -Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая формаФормы музыкального театра – Опера • Оперетта • Балет

Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением музыкального содержания — разработкой (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др. элементов музыки) .

Ирина Коробкова Ученик (117) 7 месяцев назадМузыкальная форма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) — тип музыкальной композиции, определяемый рассмотрением её как конструкции в статике (схема) и в динамике развёртывания этой композиции во времени (например, песенная форма, сонатная форма, вариационная форма, рондо и т. д.) . Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.) .

Музыкальные формы: Вокальные формы – Куплетная форма • Запевно-припевная форма Простые формы -Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма Сложные формы -Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната Циклические формы – Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория Полифонические формы -Канон • Фуга Специфические формы европейского Средневековья и Возрождения – Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал Специфические формы эпохи барокко Простые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка Специфические формы эпохи романтизма – Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма Формы музыкального театра – Опера • Оперетта • Балет

Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением музыкального содержания — разработкой (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др. элементов музыки) .

Источник: https://otvet.mail.ru/question/68220010

2 + 2: форма и жанр в музыке

Единственный подвох заключается в том, что музыкальная форма тесно связана с понятием музыкального жанра: соната — это и жанр, и форма; экспромт часто написан в строгой форме, вопреки своему названию; рондо может быть частью более крупной формы — сюиты и т. д. Но если распутать этот клубок, то в основе мы увидим простые языковые структуры, а параллели между формами, жанрами и другими художественными явлениями объясняют не только внутреннее строение музыки, но и общие законы формообразования в искусстве.

Самой массовой музыкальной формой стала куплетно-припевная, в которой чередуются куплет (A) и припев (B).

Она легко узнается из-за широкого распространения, но ошибочно полагать, что вся популярная музыка имеет такое незатейливое строение: часто в ней есть вступление, каденция (заключительный эпизод) и другие части, оставшиеся в наследство от джаза или академической музыки прошлого. Прежде чем научиться различать сложные формы, нужно разобраться с простейшими структурами, из которых состоит любое произведение.

Самые мелкие формообразующие элементы — мотив, фраза и предложение, которые равноценны слову, фразе и тому же предложению в языке. Мотив может состоять из двух звуков (равняющихся слогам) и больше.

Отличить фразу от предложения сложно как в музыке, так и в речи, здесь поможет только особая интуиция или слова, если произведение вокальное. На примере арии Ленского из оперы «Евгений Онегин» можно легко проследить параллель языковых и музыкальных форм.

«Куда, куда, куда вы удалились?» = мотив, мотив, фраза; все вместе дает нам предложение.

П.И. Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»

Период — это уже законченная музыкальная мысль, которая может быть самостоятельным коротким произведением. Структура периода — два предложения: первое из них заканчивается неустойчиво или вопросительно, а второе — устойчиво и утвердительно.

Простейшими примерами таких музыкальных конструкций являются частушки: несмотря на жанровое разнообразие, в основе своей все они имеют форму периода.

Отрывок из документального фильма с упоминанием знаменитой частушки «Яблочко»

Произведения инструментальных жанров, написанные в форме периода, часто объединяют в циклы с программным названием, например «Детский альбом» Чайковского или «Двадцать четыре прелюдии» Шопена.

П.И. Чайковский. «Утренняя молитва» из цикла «Детский альбом» в исполнении Михаила Плетнева

Ф. Шопен. Прелюдия № 7 ля мажор, сочинение 28 в исполнении Льва Гунина

Колыбельные также строятся по принципу повторения одного периода. Этот жанр достался нам в наследство со времен первобытно-общинного строя, когда еще не существовало разделения на музыку и быт: колыбельные, трудовые, пастушьи песни органично вплетались в повседневность.

Колыбельная «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…»

Искусство обособляется и становится отдельной областью при переходе от первобытно-общинного строя к рабовладельческому: Древний Египет, Индия, Китай, Месопотамия и наконец Греция.

Здесь мы уже находим массу музыкальных жанров, и наиболее интересные среди них — древнегреческая трагедия и комедия, имевшие особую структуру. Так, первая состояла из пролога, перемежающихся между собой диалогов и хоровых сцен, речитативов в сопровождении инструментов и заключения.

Однако музыкальных форм в нашем понимании тогда еще не существовало, мелодия не была самостоятельной и следовала за текстом.

Расшифровка древнегреческой буквенной нотации: верхняя строка символов — вокал (для исполнения голосом), нижняя — инструментальная партия (более древняя).

Источник

Хотя Древняя Греция не дает нам музыкальных форм, весьма интересна эволюция вышеупомянутых жанров, зародившихся в этой стране.

Много позже, в эпоху Средневековья, на первый план выходит полифония — склад многоголосной музыки, когда несколько разных мелодий звучат одновременно и согласуются между собой.

Читайте также:  Учитель исполнительского класса – творец или ремесленник (посвящяется всем учителям инструментальных классов)

Источник: https://knife.media/musical-forms/

Музыкальные формы. музыкальная форма построение музыкального произведения, соотношение его частей. простейший составной элемент музыки называется мотивом, – презентация

1 МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ<\p>

2 Музыкальная форма Построение музыкального произведения, соотношение его частей. Простейший составной элемент музыки называется мотивом, 2-3 мотива образуют более законченное музыкальное построение – фразу. Несколько фраз соединяются в предложение, а предложения – в период.<\p>

3 Одночастное произведение Произведение, в котором отсутствует деление на части. « Со вьюном я хожу » русская народная песня<\p>

4 Двухчастная форма Самая простая форма музыкального произведения, обычно состоит из следующих один за другим периодов. « Пусть всегда будет солнце » А. И. Островский, Л. Ошанин « Спят усталые игрушки » А. И. Островский, З. А. Петрова<\p>

5 Куплетная форма Распространенная форма вокальных произведений, в которых одна и та же мелодия повторяется неизменно ( или изменяется лишь слегка ), но при каждом повторении в куплете новый текст. Куплетными являются большинство народных песен. « Венецианская ночь » М. И. Глинка « Куплеты тореадора » Ж. Бизе СТРОЕНИЕ Вступление – куплет ( запев, припев )- проигрыш – куплет ( запев, припев ) – заключение<\p>

6 Вариационная форма Вариации ( от лат. вариация – изменение ): 1. многократное повторение основной мелодии с некоторыми ее изменениями. Причем первоначальная тема всегда обогащается, украшается, становится все более интересной, не теряя при этом своей узнаваемости. « Полюшко – поле » Л. К. Книппера<\p>

7 Рондо Рондо ( от фр. рондо – хоровод, хождение по кругу ) – музыкальная форма, состоящая из многократного построения основного раздела – рефрена, с которым чередуются другие эпизоды. Рондо начинается и заканчивается рефреном, словно образуя замкнутый круг. « Рондо Фарлафа » М. И. Глинки<\p>

8 Фуга Фуга ( бег ) – многоголосное полифоническое произведение, в котором главная тема проходит в разных голосах. Чаще фуга исполняется в сочетании с другими музыкальными пьесами – прелюдией, токкатой, фантазией. « Токката и фуга ре – минор » И. С. Бах<\p>

9 Циклические формы СИМФОН ИЯ СЮИТА ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ СОНАТА<\p>

10 Сюита Сюита ( фр. Suite- ряд, последовательность ). Состоит из нескольких самостоятельных частей – танцев, обычно контрастирующих между собой и объединенных общим художественным замыслом. « Сюита в старинном стиле » А. Шнитке « Картинки с выставки » М. Мусоргский « Шехерезада » Н. Римского – Корсакова<\p>

11 Концерт Концерт ( состязание ) – виртуозное произведение для солирующего инструмента или голоса с сопровождением оркестра. «1- й концерт для фортепиано с оркестром » П. И. Чайковского<\p>

12 Соната Учебное или концертное произведение для одного или двух инструментов. Обычно состоит из 3-4 разных характеров. « Лунная соната » Л. Бетховен « Апассионата » Л. Бетховен<\p>

13 Симфония Симфония ( созвучие ) – произведение для оркестра в форме сонатного цикла (3-4 части ). « Ленинградская симфония » Д. Б. Шостакович « Патетическая симфония » П. И. Чайковский<\p>

14 Кантата Кантата ( от итал. петь ) – большое вокально – симфоническое произведение из нескольких частей для солиста, хора и симфонического оркестра. « Александр Невский » С. С. Прокофьев<\p>

15 Оратория Вокально – симфоническое произведение из многих частей. В ней чередуются хоровые эпизоды, симфонические фрагменты и вокальные номера – арии, ансамбли, речитативы. « Реквием » В. А. Моцарт<\p>

16 Вокальный цикл Несколько романсов и песен, объединенных одной общей темой. Вокальные циклы содержат от 3-4 до 20 и более романсов или песен. « Детская » М. П. Мусоргский « Прощание с Петербургом » П. И. Чайковский<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/441193/

Музыкальная форма

музыкальная форма, асафьев музыкальная форма как процесс
Музыка́льная фо́рма (от лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) композиции определяется рассмотрением её конструкции (схемы, шаблона или строения) и развития во времени.

Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.). «Хип-хоп, госпел, хэви-метал, кантри и реггей — такие же „формы“, как и менуэты, фуги, сонаты и рондо» Тем не менее понятие жанра обычно используется для описания современной музыки.

Классические музыкальные произведения обычно классифицируются по форме. Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением музыкального содержания — разработкой (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др. элементов музыки).

Большинство форм классической музыки сформировались к середине 19-го века.

К новым формам, появившимся между 1890-ми и 1950-ми годами, относятся конкретная музыка и минимализм. В музыковедческих исследованиях 20-го столетия выявлен ряд новых композиционных закономерностей, получивших наименование «параметрные формы».

Параметрные формы связаны с техникой построения композиции на уровне разных средств (компонентов) музыкальной ткани — ритма, динамики, гармонии, штрихов, фактуры и др. Эти формы при отсутствии мелодико-тематического фактора или значительном ослаблении его формообразующей роли, выступают на передний план современного композиционного процесса.

Содержание

  • 1 Структура произведения
    • 1.1 Одночастная форма (A)
    • 1.2 Двухчастная форма (AB)
    • 1.3 Трёхчастная форма (ABA)
    • 1.4 Концентрическая форма
  • 2 Классические формы
    • 2.

      1 Соната

    • 2.2 Рондо
    • 2.3 Рондо-соната
    • 2.4 Вариации
    • 2.5 Фуга
    • 2.6 Симфония
    • 2.7 Циклические формы
    • 2.

      8 Другие

  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

Структура произведения

Произведение состоит из отдельных музыкальных фраз — маленьких целостных музыкальных фрагментов. Музыкальные фразы объединяются в периоды. Периоды, звучащие сходным образом, объединяются в части.

Фрагменты (фразы, периоды, части) музыкального произведения обозначаются латинскими буквами: A, B, C и т. д. Различные сочетания фрагментов образуют различные музыкальные формы.

Так, распространённая форма в классической музыке — ABA (песенная форма), означает, что изначальная часть A исчезает, когда её сменяет часть B, и повторяется в конце произведения.

Существует и более сложное структурирование: мотив (мельчайший элемент музыкальной формы; 1—2 такта), фраза (законченная музыкальная мысль; 2—4 такта), предложение (наименьшая часть мелодии, завершенная каким-либо кадансом; 4—8 тактов), период (элемент музыкальной формы; 8—16 тактов; 2 предложения).

Разные способы развития и сопоставления элементов мелодии привели к образованию различных типов музыкальных форм:

Одночастная форма (A)

Её называют также балладной формой или айром. Наиболее примитивная форма. Мелодия может повторяться с незначительными изменениями (форма AA1A2…). Примеры: частушки.

Двухчастная форма (AB)

Состоит из двух контрастных фрагментов — аргумента и контраргумента (например, пьеса «Шарманщик поет» из «Детского альбома» П. И. Чайковского).

Однако если фрагменты не контрастны, то есть второй фрагмент построен на материале первого, то двухчастная форма превращается в вариацию одночастной.

Тем не менее, подобные произведения (например, пьеса «Воспоминание» из «Альбома для юношества» Р. Шумана) иногда относят к двухчастным.

Трёхчастная форма (ABA)

Её называют также песенной или тернарной. Различаются 2 вида трёхчастной формы — простая и сложная; в простой каждый раздел является периодом, средний может быть и коротким переходом; в сложной — каждый раздел представляет собой, как правило, двухчастную или простую трёхчастную форму.

Концентрическая форма

Концентрическая форма состоит из трёх и более частей, повторяющихся после центральной в обратном порядке, к примеру : А В С В А

Классические формы

Соната

Основная статья: Сонатная форма

Сонатная форма — это форма, в экспозиции (1 часть) которой проводятся две контрастные темы в разных тональностях (главная партия и побочная), которые повторяются в репризе (3 часть) в ином тональном соотношении — тонально сближаясь (чаще всего, обе в тональности главной темы). Срединный раздел (2 часть) представляет собой в типичном случае «Разработку», то есть тонально неустойчивую часть, где происходит развитие предыдущих интонаций. Сонатная форма выделяется среди всех остальных форм: единственная форма, которая не получила развития в танцевальных и вокальных жанрах.

Рондо

Основная статья: Рондо

Свобода, свойственная сонатной форме, расширяется в рондо. Её форма представляет собой конструкцию ABACADAEAF… То есть совершенно разные фрагменты, тональности и размеры связываются начальной темой A.

Рондо-соната

Основная статья: Рондо-соната

Смешанная форма, имеющая черты рондо и сонатной формы. Форма состоит из трёх основных разделов, в которой по принципу рондо строятся крайние разделы (оба или один из них), а средний представляет собой разработку, заимствованную от сонатной формы.

Вариации

Основная статья: Вариационная форма

Одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века). Состоит из темы и не менее двух изменённых воспроизведений. Однократная вариация темы, например, варьированной репризы в сонатной форме, не позволяет отнести его к вариационной форме.

Фуга

Образец фуги.
К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя.
Вы можете загрузить ролик или загрузить проигрыватель для воспроизведения ролика в браузере. Johann Sebastian Bach – The Well-tempered Clavier – Book 1 – Fugue No. 2 in C minor (BWV 847).
Помощь по воспроизведению

Основная статья: Фуга

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-188110.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector