Самые распространённые формы музыкальных произведений

Самые распространённые формы музыкальных произведений, Музыкальный класс

Вы наверняка когда-нибудь сталкивались с такими философскими понятиями, как форма и содержание. Эти слова достаточно универсальны, для того чтобы обозначать сходные стороны самых разных явлений. И музыка – не исключение. В данной статье вас ждёт обзор самых ходовых форм музыкальных произведений.

Прежде чем назвать распространённые формы музыкальных произведений, определимся, что же такое есть форма в музыке? Форма – это то, что имеет отношение к конструкции произведения, к принципам его строения, к последовательности проведения в нём музыкального материала.

Форма музыкантами понимается двояко. С одной стороны, форма представляет собой схему расположения всех частей музыкальной композиции по порядку.

С другой стороны, форма – не только схема, но ещё и процесс становления и развития в произведении тех выразительных средств, которыми создаётся художествен ный образ данного произведения. Что это за выразительные средства? Мелодия, гармония, ритм, тембр, регистр и так далее.

Обоснование такого двойного понимания сущности музыкальной формы – заслуга российского учёного, академика и композитора Бориса Асафьева.

Самые мелкие структурные единицы почти любого музыкального произведения – это мотив, фраза и предложение. А сейчас попробуем назвать основные формы музыкальных произведений и дать им краткие характеристики.

Период – это одна из простых форм, которая представляет собой изложение законченной музыкальной мысли. Встречается часто, как в инструментальной, так и в вокальной музыке.

Норма продолжительности для периода – два музыкальных предложения, которые занимают 8 или 16 тактов (квадратные периоды), на практике встречаются периоды, как длиннее, так и короче. Период имеет несколько разновидностей, в числе которых особое место занимают так называемые «период типа развёртывания» и «сложный период».

Простые двух и трёхчастные формы – это формы, в которых первая часть, как правило, пишется в форме периода, а остальные не перерастают её (то есть для них норма – или тоже период или предложение).

Середина (средняя часть) трехчастной формы может быть контрастной по отношению к крайним частям (показ контрастного образа – это уже очень серьёзный художественный приём), а может и развивать, разрабатывать то, что было сказано в первой части. В третьей части трёхчастной формы возможно повторение музыкального материала первой части – такая форма называется репризной (реприза – это и есть повторение).

Куплетные и запевно-припевные формы – это формы, которые имеют прямое отношение к вокальной музыке и их строение часто бывает связано с особенностями стихотворных текстов, которые лежат в основе песни.

Куплетная форма основана на повторении одной и той же музыки (например, периода), но каждый раз с новым текстом. В запевно-припевной форме – два элемента: первый – запев (в неё может меняться и мелодия и текст), второй – припев (как правило, в нём сохраняется и мелодия, и текст).

Сложные двухчастные и сложные трёхчастные формы – это формы, которые сложены из двух или трёх простых форм (например – простая 3-хчастная + период + простая 3-хчастная).

Сложные двухчастные формы чаще встречаются в вокальной музыке (например, в таких формах пишутся некоторые оперные арии), а сложные трёхчастные – напротив, более характерны для инструментальной музыки (это излюбленная форма для менуэта и других танцев).

Сложная трёхчастная форма, как и простая такая же, может содержать в себе репризу, а в средней части – новый материал (чаще всего именно так и случается), причём средняя часть в такой форме бывает двух типов: «типа трио» (если она представляет собой какую-нибудь стройную простую форму) или «типа эпизода» (если в средней части – свободные построения, не подчиняющиеся ни периодической, ни какой-либо из простых форм).

Вариационная форма – это форма, построенная на повторении исходной темы с её преобразованием, причём этих повторений должно быть не менее двух, для того чтобы возникшую форму музыкального произведения можно было отнести к вариационной. Вариационная форма встречается во многих инструментальных сочинениях композиторов классической музыки, да и не менее чаще в композициях современных авторов.

Вариации бывают разными. Например, существует такой вид вариаций, как вариации на остинатную (то есть неизменяемую, удерживаемую) тему в мелодии или басу (так называемые soprano-ostinato и basso-ostinato). Есть вариации фигурационные, в которых при каждом новом проведении тема расцвечивается различными украшениями и прогрессивно дробится, показывая свои скрытые стороны.

Есть и ещё один вид вариаций – характерные вариации, в которых каждое новое проведение темы происходит в новом жанре.

Иногда эти переходы к новым жанрам сильно трансформируют тему – вы только представьте, тема может прозвучать в одном и том же произведении и как траурный марш, и как лирический ноктюрн, и как восторженный гимн. Кстати, кое-что о жанрах можно прочитать в статье «Основные музыкальные жанры».

В качестве музыкального примера вариаций предлагаем вам познакомиться с очень известным произведением великого Бетховена.

Л. ван Бетховен, 32 вариации до минор

Рондо – ещё одна широко распространённая форма музыкальных произведений. Вы, наверное, знаете, что в переводе на русский язык с французского слово «рондо» означает «круг».

Это не случайно.

Когда-то дано рондо было групповым хороводным танцем, в котором общее веселье чередовалось с танцами отдельных солистов – в такие моменты они выходили в середину круга и показывали своё мастерство.

Вот и по музыкальной части рондо складывается из частей, которые постоянно повторяются (общие – их называют рефренами) и индивидуализированными эпизодами, которые звучат между рефренами. Чтобы форма рондо состоялась, рефрен должно провести не менее трёх раз.

Сонатная форма , вот мы и до тебя добрались! Сонатная форма или, как её ещё иногда называют, форма сонатного аллегро – одна из самых совершенных и сложных форм музыкальных произведений.

В основу сонатной формы полагаются две основные темы – одну из них называют «главной» (ту, которая звучит первой), вторую – «побочной».

Эти названия означают, что одна из тем проходит в главной тональности, а вторая – в побочной (доминантовой, например, или параллельной).

Вместе эти темы проходят различные испытания в разработке, а затем в репризе обычно и та, и другая звучат в одной и той же тональности.

Сонатная форма состоит из трёх основных разделов:

  • экспозиция (представление на суд публики первой, второй и других тем);
  • разработка (этап, на котором происходит интенсивное развитие);
  • реприза (здесь темы, проведённые в экспозиции, повторяются, одновременно происходит и их сближение).

Сонатная форма настолько полюбилась композиторам, что на её основе они создали ещё целый ряд форм, отличающихся от основной модели различными параметрами.

Например, можно назвать такие разновидности сонатной формы, как рондо-соната (смешение сонатной формы с рондо), соната без разработки, соната с эпизодом вместо разработки (помните, что говорили про эпизод в трёхчастной сложной форме? Здесь эпизодом может стать любая форма – частенько это вариации), концертная форма (с двойной экспозицией – у солиста и у оркестра, с виртуозной каденцией солиста в конце разработки перед началом репризы), сонатина (маленькая соната), симфоническая поэма (огромнейшее полотно).

Фуга – это форма, некогда царицей всех форм. В своё время фугу считали самой совершенной музыкальной формой, и до сих пор к фугам у музыкантов отношение особенное.

Фуга строится на одной теме, которая затем многократно поочерёдно повторяется в неизменном виде в разных голосах (у разных инструментов). Начинается фуга, как правило, одноголосно и сразу с проведения темы. Тут же этой теме отвечает другой голос, а то, что звучит во время этого ответа у первого инструмента, называют противосложением.

Пока тема гуляет по разным голосам, продолжается экспозиционный раздел фуги, но, как только тема прошла в каждом голосе, начинается разработка, в которой тема может проводиться не полностью, сжиматься и, наоборот, расширяться. Да чего только в разработке не происходит… В конце фуги восстанавливается главная тональность – этот раздел называют репризой фуги.

На этом можно уже и остановиться. Почти все основные формы музыкальных произведений нами названы. Следует иметь в виду, что более сложные формы могут содержать в себе несколько простых – научитесь их обнаруживать. А ещё нередко и простые, и сложные формы объединяются в различные циклы – например, образуют вместе сюиту или сонатно-симфонический цикл.

Источник: http://argi.su/isskustvo-dlya-dushi/samye-rasprostranyonnye-formy-muzykalnyx-proizvedenij-muzykalnyj-klass

Форма музыкальная

Вы были на исполнении кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». В симфоническом концерте вам довелось услышать испанские увертюры Глинки. Пианист исполнил сонаты Бетховена. А школьный хор к очередному празднику разучивает новые песни.

Зачем понадобилось такое перечисление? Здесь специально названы произведения очень разные – разные и по жанру, и по форме. Что же такое – форма в музыке?

Музыкальной формой принято называть композицию, то есть особенности построения музыкального произведения: соотношение и способы развития музыкально-тематического материала, соотношение и чередование тональностей.

Читайте также:  Арабский фольклор – зеркало востока

Конечно, каждое музыкальное произведение обладает своими неповторимыми чертами.

Но все же на протяжении нескольких веков развития европейской музыки сложились определенные закономерности, принципы, по которым строятся отдельные типы произведений.

С одной из музыкальных форм вы все, без сомнения, очень хорошо знакомы. Это куплетная форма, в которой пишутся песни (ей посвящен рассказ о слове «куплет»).

Сходна с ней ведущая от нее свое происхождение старинная форма рондо. Основаны они на двух (или – в рондо – нескольких) различных тематических материалах.

Форма в таких случаях строится на сопоставлении, развитии, а иногда и столкновении этих часто контрастных, а порою даже конфликтных тем.

Распространены в музыкальной практике также трехчастная и двухчастная формы. Трехчастная строится по схеме, которую принято изображать буквами так: АВА. Это означает, что начальный эпизод в конце, после контрастного ему среднего эпизода, повторяется.

В этой форме пишутся средние части симфоний и сонат, части сюит, различные инструментальные пьесы, например, многие ноктюрны, прелюдии и мазурки Шопена, песни без слов Мендельсона, романсы русских и зарубежных композиторов.

Двухчастная форма распространена меньше, так как имеет оттенок незавершенности, сопоставления, словно бы «без вывода», без итога. Схема ее: АВ.

Существуют и музыкальные формы, основанные на одной только теме. Это, прежде всего, вариации, которые точнее можно назвать темой с вариациями. Кроме того, на одной теме построены многие формы полифонической музыки, такие как фуга, канон, инвенция, чакона и пассакалья. С ними вас знакомят рассказы «полифония», «фуга», «вариации».

Встречается в музыке и так называемая свободная форма, то есть композиция, не связанная с установившимися типовыми музыкальными формами.

Чаще всего композиторы обращаются к свободной форме при создании программных произведений, а также при сочинении всевозможных фантазий и попурри на заимствованные темы.

Правда, часто и в свободных формах присутствуют черты трехчастности – наиболее распространенной из всех музыкальных построений.

Не случайно и самая сложная, высшая из всех музыкальных форм – сонатная – в основе своей также трехчастна. Ее главные разделы – экспозиция, разработка и реприза – образуют сложную трехчастность – симметричное и логически завершенное построение. Об этом вы прочтете в рассказе, посвященном сонате.

Л. В. Михеева

Применительно к музыке о форме говорят в двух аспектах. В широком форма – это звуковое воплощение произведения: от характера интонаций и подбора тембров – до общей композиции и гармонического языка. Каждая нота и каждая пауза несут свою нагрузку, все влияет на содержание целого.

В более узком, технологическом смысле формой называют строение сочинения, его композиционную структуру.

На протяжении развития профессиональной европейской музыки откристаллизовалось определенное количество музыкальных форм, которые, с одной стороны, отвечают оптимальным возможностям человеческого восприятия, с другой – вмещают огромное разнообразие музыкальных “сюжетов”, типов музыкальной драматургии.

Многие принципы повторяются в разных формах: контраст материала, повтор, варьирование. Основные музыкальные формы сложились в XVII-XVIII веках. С различными изменениями и модификациями они продолжают жить и в современной музыке. Бывают и так называемые свободные формы.

Но они, во-первых, обычно содержат черты тех или иных устоявшихся форм, а во-вторых, все равно ставят автора перед необходимостью найти некую убедительную, логичную драматургию. Наиболее распространены следующие формы: двухчастная, трехчастная, вариационная, рондо, соната, фуга.

М. Г. Рыцарева

Источник: http://www.classic-music.ru/forma.html

Перечислите музыкальные формы. Например, симфония..

Наталия Тузина Просветленный (48280) 7 лет назадМузыкальная форма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) — тип музыкальной композиции, определяемый рассмотрением её как конструкции в статике (схема) и в динамике развёртывания этой композиции во времени (например, песенная форма, сонатная форма, вариационная форма, рондо и т. д.) .

Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.) .

Музыкальные формы: Вокальные формы – Куплетная форма • Запевно-припевная форма Простые формы -Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма Сложные формы -Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната Циклические формы – Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория Полифонические формы -Канон • Фуга Специфические формы европейского Средневековья и Возрождения – Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал Специфические формы эпохи барокко Простые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка Специфические формы эпохи романтизма – Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма Формы музыкального театра – Опера • Оперетта • Балет Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением музыкального содержания — разработкой (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др. элементов музыки) . Валентина Саламатова Ученик (204) 2 года назадМузыкальная форма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) — тип музыкальной композиции, определяемый рассмотрением её как конструкции в статике (схема) и в динамике развёртывания этой композиции во времени (например, песенная форма, сонатная форма, вариационная форма, рондо и т. д.) . Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.) .

Музыкальные формы: Вокальные формы – Куплетная форма • Запевно-припевная форма Простые формы -Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма Сложные формы -Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната Циклические формы – Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория Полифонические формы -Канон • Фуга Специфические формы европейского Средневековья и Возрождения – Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал Специфические формы эпохи барокко Простые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка Специфические формы эпохи романтизма – Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма Формы музыкального театра – Опера • Оперетта • Балет

Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением музыкального содержания — разработкой (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др. элементов музыки) .

Антон Брагин Ученик (136) 1 год назадМузыкальная форма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) — тип музыкальной композиции, определяемый рассмотрением её как конструкции в статике (схема) и в динамике развёртывания этой композиции во времени (например, песенная форма, сонатная форма, вариационная форма, рондо и т. д.) . Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.) .

Музыкальные формы: Вокальные формы – Куплетная форма • Запевно-припевная форма Простые формы -Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма Сложные формы -Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната Циклические формы – Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория Полифонические формы -Канон • Фуга Специфические формы европейского Средневековья и Возрождения – Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал Специфические формы эпохи барокко Простые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка Специфические формы эпохи романтизма – Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма Формы музыкального театра – Опера • Оперетта • Балет

Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением музыкального содержания — разработкой (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др. элементов музыки) .

Никита Воловик Ученик (233) 1 год назадМузыкальная форма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) — тип музыкальной композиции, определяемый рассмотрением её как конструкции в статике (схема) и в динамике развёртывания этой композиции во времени (например, песенная форма, сонатная форма, вариационная форма, рондо и т. д.) . Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.) .

Музыкальные формы: Вокальные формы – Куплетная форма • Запевно-припевная форма Простые формы -Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма Сложные формы -Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната Циклические формы – Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория Полифонические формы -Канон • ФугаСпецифические формы европейского Средневековья и Возрождения – Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал Специфические формы эпохи барокко Простые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка Специфические формы эпохи романтизма – Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма Формы музыкального театра – Опера • Оперетта • Балет

Читайте также:  Как научить ребенка слушать музыку

Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением музыкального содержания — разработкой (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др. элементов музыки) .

Татьяна Соколова Ученик (115) 1 год назадМузыкальная форма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) — тип музыкальной композиции, определяемый рассмотрением её как конструкции в статике (схема) и в динамике развёртывания этой композиции во времени (например, песенная форма, сонатная форма, вариационная форма, рондо и т. д.) . Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.) .

Музыкальные формы: Вокальные формы – Куплетная форма • Запевно-припевная форма Простые формы -Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма Сложные формы -Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната Циклические формы – Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория Полифонические формы -Канон • ФугаСпецифические формы европейского Средневековья и Возрождения – Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал Специфические формы эпохи барокко Простые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка Специфические формы эпохи романтизма – Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма Формы музыкального театра – Опера • Оперетта • Балет

Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением музыкального содержания — разработкой (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др. элементов музыки) .

Елена Герасимова Ученик (208) 1 год назад Константин Петров Ученик (207) 1 год назадМузыкальная форма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) — тип музыкальной композиции, определяемый рассмотрением её как конструкции в статике (схема) и в динамике развёртывания этой композиции во времени (например, песенная форма, сонатная форма, вариационная форма, рондо и т. д.) . Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.) .

Музыкальные формы: Вокальные формы – Куплетная форма • Запевно-припевная форма Простые формы -Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма Сложные формы -Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната Циклические формы – Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория Полифонические формы -Канон • ФугаСпецифические формы европейского Средневековья и Возрождения – Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал Специфические формы эпохи барокко Простые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка Специфические формы эпохи романтизма – Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма Формы музыкального театра – Опера • Оперетта • Балет

Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением музыкального содержания — разработкой (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др. элементов музыки) .

lfybk 435 Ученик (105) 9 месяцев назадМузыкальная форма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) — тип музыкальной композиции, определяемый рассмотрением её как конструкции в статике (схема) и в динамике развёртывания этой композиции во времени (например, песенная форма, сонатная форма, вариационная форма, рондо и т. д.) . Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.) .

Музыкальные формы:Вокальные формы – Куплетная форма • Запевно-припевная формаПростые формы -Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная формаСложные формы -Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-сонатаЦиклические формы – Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • ОраторияПолифонические формы -Канон • ФугаСпецифические формы европейского Средневековья и Возрождения – Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • МадригалСпецифические формы эпохи бароккоПростые формы эпохи барокко• Старинная сонатная форма• Составные формы эпохи барокко• Старинная концертная форма• Хоральная обработкаСпецифические формы эпохи романтизма -Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая формаФормы музыкального театра – Опера • Оперетта • Балет

Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением музыкального содержания — разработкой (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др. элементов музыки) .

Ирина Коробкова Ученик (117) 7 месяцев назадМузыкальная форма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) — тип музыкальной композиции, определяемый рассмотрением её как конструкции в статике (схема) и в динамике развёртывания этой композиции во времени (например, песенная форма, сонатная форма, вариационная форма, рондо и т. д.) . Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.) .

Музыкальные формы: Вокальные формы – Куплетная форма • Запевно-припевная форма Простые формы -Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма Сложные формы -Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната Циклические формы – Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория Полифонические формы -Канон • Фуга Специфические формы европейского Средневековья и Возрождения – Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал Специфические формы эпохи барокко Простые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка Специфические формы эпохи романтизма – Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма Формы музыкального театра – Опера • Оперетта • Балет

Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением музыкального содержания — разработкой (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др. элементов музыки) .

Источник: https://otvet.mail.ru/question/68220010

2 + 2: форма и жанр в музыке

Единственный подвох заключается в том, что музыкальная форма тесно связана с понятием музыкального жанра: соната — это и жанр, и форма; экспромт часто написан в строгой форме, вопреки своему названию; рондо может быть частью более крупной формы — сюиты и т. д. Но если распутать этот клубок, то в основе мы увидим простые языковые структуры, а параллели между формами, жанрами и другими художественными явлениями объясняют не только внутреннее строение музыки, но и общие законы формообразования в искусстве.

Самой массовой музыкальной формой стала куплетно-припевная, в которой чередуются куплет (A) и припев (B).

Она легко узнается из-за широкого распространения, но ошибочно полагать, что вся популярная музыка имеет такое незатейливое строение: часто в ней есть вступление, каденция (заключительный эпизод) и другие части, оставшиеся в наследство от джаза или академической музыки прошлого. Прежде чем научиться различать сложные формы, нужно разобраться с простейшими структурами, из которых состоит любое произведение.

Самые мелкие формообразующие элементы — мотив, фраза и предложение, которые равноценны слову, фразе и тому же предложению в языке. Мотив может состоять из двух звуков (равняющихся слогам) и больше.

Отличить фразу от предложения сложно как в музыке, так и в речи, здесь поможет только особая интуиция или слова, если произведение вокальное. На примере арии Ленского из оперы «Евгений Онегин» можно легко проследить параллель языковых и музыкальных форм.

«Куда, куда, куда вы удалились?» = мотив, мотив, фраза; все вместе дает нам предложение.

П.И. Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»

Период — это уже законченная музыкальная мысль, которая может быть самостоятельным коротким произведением. Структура периода — два предложения: первое из них заканчивается неустойчиво или вопросительно, а второе — устойчиво и утвердительно.

Простейшими примерами таких музыкальных конструкций являются частушки: несмотря на жанровое разнообразие, в основе своей все они имеют форму периода.

Отрывок из документального фильма с упоминанием знаменитой частушки «Яблочко»

Произведения инструментальных жанров, написанные в форме периода, часто объединяют в циклы с программным названием, например «Детский альбом» Чайковского или «Двадцать четыре прелюдии» Шопена.

П.И. Чайковский. «Утренняя молитва» из цикла «Детский альбом» в исполнении Михаила Плетнева

Ф. Шопен. Прелюдия № 7 ля мажор, сочинение 28 в исполнении Льва Гунина

Колыбельные также строятся по принципу повторения одного периода. Этот жанр достался нам в наследство со времен первобытно-общинного строя, когда еще не существовало разделения на музыку и быт: колыбельные, трудовые, пастушьи песни органично вплетались в повседневность.

Колыбельная «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…»

Искусство обособляется и становится отдельной областью при переходе от первобытно-общинного строя к рабовладельческому: Древний Египет, Индия, Китай, Месопотамия и наконец Греция.

Здесь мы уже находим массу музыкальных жанров, и наиболее интересные среди них — древнегреческая трагедия и комедия, имевшие особую структуру. Так, первая состояла из пролога, перемежающихся между собой диалогов и хоровых сцен, речитативов в сопровождении инструментов и заключения.

Однако музыкальных форм в нашем понимании тогда еще не существовало, мелодия не была самостоятельной и следовала за текстом.

Расшифровка древнегреческой буквенной нотации: верхняя строка символов — вокал (для исполнения голосом), нижняя — инструментальная партия (более древняя).

Источник

Хотя Древняя Греция не дает нам музыкальных форм, весьма интересна эволюция вышеупомянутых жанров, зародившихся в этой стране.

Много позже, в эпоху Средневековья, на первый план выходит полифония — склад многоголосной музыки, когда несколько разных мелодий звучат одновременно и согласуются между собой.

Читайте также:  Как называются клавиши фортепиано

Источник: https://knife.media/musical-forms/

Музыкальные формы. музыкальная форма построение музыкального произведения, соотношение его частей. простейший составной элемент музыки называется мотивом, – презентация

1 МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ<\p>

2 Музыкальная форма Построение музыкального произведения, соотношение его частей. Простейший составной элемент музыки называется мотивом, 2-3 мотива образуют более законченное музыкальное построение – фразу. Несколько фраз соединяются в предложение, а предложения – в период.<\p>

3 Одночастное произведение Произведение, в котором отсутствует деление на части. « Со вьюном я хожу » русская народная песня<\p>

4 Двухчастная форма Самая простая форма музыкального произведения, обычно состоит из следующих один за другим периодов. « Пусть всегда будет солнце » А. И. Островский, Л. Ошанин « Спят усталые игрушки » А. И. Островский, З. А. Петрова<\p>

5 Куплетная форма Распространенная форма вокальных произведений, в которых одна и та же мелодия повторяется неизменно ( или изменяется лишь слегка ), но при каждом повторении в куплете новый текст. Куплетными являются большинство народных песен. « Венецианская ночь » М. И. Глинка « Куплеты тореадора » Ж. Бизе СТРОЕНИЕ Вступление – куплет ( запев, припев )- проигрыш – куплет ( запев, припев ) – заключение<\p>

6 Вариационная форма Вариации ( от лат. вариация – изменение ): 1. многократное повторение основной мелодии с некоторыми ее изменениями. Причем первоначальная тема всегда обогащается, украшается, становится все более интересной, не теряя при этом своей узнаваемости. « Полюшко – поле » Л. К. Книппера<\p>

7 Рондо Рондо ( от фр. рондо – хоровод, хождение по кругу ) – музыкальная форма, состоящая из многократного построения основного раздела – рефрена, с которым чередуются другие эпизоды. Рондо начинается и заканчивается рефреном, словно образуя замкнутый круг. « Рондо Фарлафа » М. И. Глинки<\p>

8 Фуга Фуга ( бег ) – многоголосное полифоническое произведение, в котором главная тема проходит в разных голосах. Чаще фуга исполняется в сочетании с другими музыкальными пьесами – прелюдией, токкатой, фантазией. « Токката и фуга ре – минор » И. С. Бах<\p>

9 Циклические формы СИМФОН ИЯ СЮИТА ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ СОНАТА<\p>

10 Сюита Сюита ( фр. Suite- ряд, последовательность ). Состоит из нескольких самостоятельных частей – танцев, обычно контрастирующих между собой и объединенных общим художественным замыслом. « Сюита в старинном стиле » А. Шнитке « Картинки с выставки » М. Мусоргский « Шехерезада » Н. Римского – Корсакова<\p>

11 Концерт Концерт ( состязание ) – виртуозное произведение для солирующего инструмента или голоса с сопровождением оркестра. «1- й концерт для фортепиано с оркестром » П. И. Чайковского<\p>

12 Соната Учебное или концертное произведение для одного или двух инструментов. Обычно состоит из 3-4 разных характеров. « Лунная соната » Л. Бетховен « Апассионата » Л. Бетховен<\p>

13 Симфония Симфония ( созвучие ) – произведение для оркестра в форме сонатного цикла (3-4 части ). « Ленинградская симфония » Д. Б. Шостакович « Патетическая симфония » П. И. Чайковский<\p>

14 Кантата Кантата ( от итал. петь ) – большое вокально – симфоническое произведение из нескольких частей для солиста, хора и симфонического оркестра. « Александр Невский » С. С. Прокофьев<\p>

15 Оратория Вокально – симфоническое произведение из многих частей. В ней чередуются хоровые эпизоды, симфонические фрагменты и вокальные номера – арии, ансамбли, речитативы. « Реквием » В. А. Моцарт<\p>

16 Вокальный цикл Несколько романсов и песен, объединенных одной общей темой. Вокальные циклы содержат от 3-4 до 20 и более романсов или песен. « Детская » М. П. Мусоргский « Прощание с Петербургом » П. И. Чайковский<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/441193/

Музыкальная форма

музыкальная форма, асафьев музыкальная форма как процесс
Музыка́льная фо́рма (от лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) композиции определяется рассмотрением её конструкции (схемы, шаблона или строения) и развития во времени.

Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.). «Хип-хоп, госпел, хэви-метал, кантри и реггей — такие же „формы“, как и менуэты, фуги, сонаты и рондо» Тем не менее понятие жанра обычно используется для описания современной музыки.

Классические музыкальные произведения обычно классифицируются по форме. Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением музыкального содержания — разработкой (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др. элементов музыки).

Большинство форм классической музыки сформировались к середине 19-го века.

К новым формам, появившимся между 1890-ми и 1950-ми годами, относятся конкретная музыка и минимализм. В музыковедческих исследованиях 20-го столетия выявлен ряд новых композиционных закономерностей, получивших наименование «параметрные формы».

Параметрные формы связаны с техникой построения композиции на уровне разных средств (компонентов) музыкальной ткани — ритма, динамики, гармонии, штрихов, фактуры и др. Эти формы при отсутствии мелодико-тематического фактора или значительном ослаблении его формообразующей роли, выступают на передний план современного композиционного процесса.

Содержание

  • 1 Структура произведения
    • 1.1 Одночастная форма (A)
    • 1.2 Двухчастная форма (AB)
    • 1.3 Трёхчастная форма (ABA)
    • 1.4 Концентрическая форма
  • 2 Классические формы
    • 2.

      1 Соната

    • 2.2 Рондо
    • 2.3 Рондо-соната
    • 2.4 Вариации
    • 2.5 Фуга
    • 2.6 Симфония
    • 2.7 Циклические формы
    • 2.

      8 Другие

  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

Структура произведения

Произведение состоит из отдельных музыкальных фраз — маленьких целостных музыкальных фрагментов. Музыкальные фразы объединяются в периоды. Периоды, звучащие сходным образом, объединяются в части.

Фрагменты (фразы, периоды, части) музыкального произведения обозначаются латинскими буквами: A, B, C и т. д. Различные сочетания фрагментов образуют различные музыкальные формы.

Так, распространённая форма в классической музыке — ABA (песенная форма), означает, что изначальная часть A исчезает, когда её сменяет часть B, и повторяется в конце произведения.

Существует и более сложное структурирование: мотив (мельчайший элемент музыкальной формы; 1—2 такта), фраза (законченная музыкальная мысль; 2—4 такта), предложение (наименьшая часть мелодии, завершенная каким-либо кадансом; 4—8 тактов), период (элемент музыкальной формы; 8—16 тактов; 2 предложения).

Разные способы развития и сопоставления элементов мелодии привели к образованию различных типов музыкальных форм:

Одночастная форма (A)

Её называют также балладной формой или айром. Наиболее примитивная форма. Мелодия может повторяться с незначительными изменениями (форма AA1A2…). Примеры: частушки.

Двухчастная форма (AB)

Состоит из двух контрастных фрагментов — аргумента и контраргумента (например, пьеса «Шарманщик поет» из «Детского альбома» П. И. Чайковского).

Однако если фрагменты не контрастны, то есть второй фрагмент построен на материале первого, то двухчастная форма превращается в вариацию одночастной.

Тем не менее, подобные произведения (например, пьеса «Воспоминание» из «Альбома для юношества» Р. Шумана) иногда относят к двухчастным.

Трёхчастная форма (ABA)

Её называют также песенной или тернарной. Различаются 2 вида трёхчастной формы — простая и сложная; в простой каждый раздел является периодом, средний может быть и коротким переходом; в сложной — каждый раздел представляет собой, как правило, двухчастную или простую трёхчастную форму.

Концентрическая форма

Концентрическая форма состоит из трёх и более частей, повторяющихся после центральной в обратном порядке, к примеру : А В С В А

Классические формы

Соната

Основная статья: Сонатная форма

Сонатная форма — это форма, в экспозиции (1 часть) которой проводятся две контрастные темы в разных тональностях (главная партия и побочная), которые повторяются в репризе (3 часть) в ином тональном соотношении — тонально сближаясь (чаще всего, обе в тональности главной темы). Срединный раздел (2 часть) представляет собой в типичном случае «Разработку», то есть тонально неустойчивую часть, где происходит развитие предыдущих интонаций. Сонатная форма выделяется среди всех остальных форм: единственная форма, которая не получила развития в танцевальных и вокальных жанрах.

Рондо

Основная статья: Рондо

Свобода, свойственная сонатной форме, расширяется в рондо. Её форма представляет собой конструкцию ABACADAEAF… То есть совершенно разные фрагменты, тональности и размеры связываются начальной темой A.

Рондо-соната

Основная статья: Рондо-соната

Смешанная форма, имеющая черты рондо и сонатной формы. Форма состоит из трёх основных разделов, в которой по принципу рондо строятся крайние разделы (оба или один из них), а средний представляет собой разработку, заимствованную от сонатной формы.

Вариации

Основная статья: Вариационная форма

Одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века). Состоит из темы и не менее двух изменённых воспроизведений. Однократная вариация темы, например, варьированной репризы в сонатной форме, не позволяет отнести его к вариационной форме.

Фуга

Образец фуги.
К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя.
Вы можете загрузить ролик или загрузить проигрыватель для воспроизведения ролика в браузере. Johann Sebastian Bach – The Well-tempered Clavier – Book 1 – Fugue No. 2 in C minor (BWV 847).
Помощь по воспроизведению

Основная статья: Фуга

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-188110.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector