Музыканту как нейтрализовать эстрадное волнение

Как бороться с эстрадным волнением

Предлагаем Вашему вниманию альтернативный взгляд на то, как справиться с волнением перед выступлением. Если в предыдущей статье предлагается, по сути, поработать с самосознанием, восприятием себя, то в данном случае представлен некий простой “рецепт”, как справиться с собой непосредственно перед выходом на сцену.

Как музыканту бороться с эстрадным волнением

Музыкант, будь то пианист или скрипач, на сцене – прежде всего актер. Его сценической обязанностью является донесение истинного неповторимого смысла исполняемого им произведения. Однако каждому музыкальному исполнителю знакомо непреодолимое чувство тревожности перед выходом на сцену, которое называется эстрадным волнением.

Проблема сценического волнения стоит как перед начинающими музыкантами, так и перед музыкантами со стажем. Для достижения профессионализма в этой сфере деятельности следует научиться если не справляться со сценическим волнением, то хотя бы контролировать свои эмоции. 

Существуют два вида эстрадного волнения, которые могут по-разному сказаться на качестве выступления. Первый вид характеризуется острым волнением, повышенным потоотделением, потерей концентрации, боязнью сцены, что приводит к снижению продуктивности и успешности выступления до минимума.

Второй вид эстрадного волнения – ощущение приподнятости и внутреннего подъема, которые не только не навредят при выходе на сцену, а, наоборот, придадут творческого вдохновения и помогут исполнить музыкальную роль уверенно и блестяще. К сожалению, этот вид сценического волнения присущ исключительно «бывалым» музыкантам.

Итак, как же бороться с «плохим» волнением?

Правила преодоления эстрадного волнения

Существует несколько правил, которые помогут любому выступающему перед выходом на сцену. 1) Идеально выученная программа – одна из составляющих безупречного исполнения без боязни забыть нотный текст, что чаще всего является основной причиной сценического волнения.

2) В ночь перед выступлением важно хорошо выспаться, чтобы днем чувствовать себя легко и бодро. 3) Перед выходом на сцену не следует принимать калорийную пищу и сильно наедаться. Незадолго до выступления можно съесть кусочек шоколада для поднятия настроения и внутренне эмоционального тонуса.

4) В момент ожидания своего выхода на сцену не нужно усердно повторять концертную программу и судорожно ходить по коридору. Лучше всего принять удобное сидячее положение и мысленно отвлечься. Например, посмотреть в окно, обращая внимание на самые мелкие детали на улице.

5) Перед выходом можно сделать три глубоких вдоха с короткими выдохами с задержкой дыхания. Это упражнение нормализует пульс и поможет собраться. 6) Ни в коем случае нельзя принимать успокоительные средства. Это вызовет вялость и торможение.

  7) Выйдя на сцену, важно получать максимальное удовольствие от царящей вокруг атмосферы, в частности, от исполняемой музыки.  8) Не следует задумываться о присутствующих в зале. Главное – войти в образ и играть, в первую очередь, для себя. 9) На сцене нужно вести себя спокойно, уверенно и осознанно.

Не суетиться и не паниковать в случае ошибки. Главная черта профессионала – промахнувшись, сделать это незаметным для слушателя. 10) Не сравнивать себя с другими исполнителями. Поддерживать себя словами «уверен», «знаю», «готов».

И, наконец, самое главное – позитивный настрой перед выходом на сцену. Удачного выступления, музыканты!

Источник: http://www.planetatalantov.ru/about/articles/allarticles/Estradnoe%20volnenie.html

Этапы волнения на сцене

Психические состояния каждого человека индивидуальны и неповторимы. Но всё же, применительно к эстрадному волнению, можно выделить довольно чёткую периодичность со своими психологическими особенностями. Итак, эстрадное волнение в своём развитии обычно проходит пять фаз.

     Первая фаза — длительное предконцертное состояние. Она не имеет четких временных границ, так как наступает, как только музыканту (альтисту) становится известна дата выступления.

В зависимости от подготовленности к нему или собственных расчетов волнение периодически возникает с той или иной силой.

Однако по мере приближения к установленной дате и напоминаний педагога мысль альтиста о концерте все чаще посещает и будоражит исполнителя: появляется раздражительность, бессонница, частая смена настроений. Все это усиливается и в день концерта или накануне его становится болезненно острым.

     Это — вторая фаза, непосредственное предконцертное состояние. У некоторых изменяется давление, повышается температура, ощущается сильное недомогание, альтист жалуется, что заболел и выступать не может.

Однако если педагог или сам альтист не преодолеет это состояние, связанное, как правило, с эстрадным волнением, оно будет всегда сопутствовать предконцертной и концертной ситуации.

Преодоление же малодушия, требующее немалых волевых усилий со стороны педагога и со стороны альтиста, успокаивает выступающего и приносит ему облегчение.

    Во второй фазе чаще всего выявляется характер эстрадного волнения, и выявляются основные его разновидности. Это:

  1. Волнение-подъем, сопровождающийся легкой эйфорией, нетерпеливым желанием скорее выйти на сцену, мысленным планированием своего исполнения. Это оптимальное и наиболее желательное предконцертное состояние. Но бывают и другие…

  2. Волнение-паника, связанная с сильным перевозбуждением, которое внешне проявляется в суетливости движений, отсутствии сосредоточенности, когда мысли перескакивают с одного предмета на другой, руки потеют и тревожность вырастает до страха.

    Такое предконцертное состояние приводит к случайностям, исполнение часто становится неуправляемым.

    Преодолеть его или справиться с ним трудно, но можно, если с помощью педагога или собственного волевого усилия переключить внимание альтиста со своего самочувствия на музыкальное произведение, продумывание исполнительского плана, выполнение темповых и динамических указаний.

  3. Волнение-апатия, от которого тоже можно ожидать отрицательных результатов. Это — угнетенное и подавленное состояние, когда цель и содержание выступления уходят куда-то на периферию сознания, а в нем настойчиво звучит одна мысль альтиста — скорее бы все это окончилось.

Но вот наступает время выхода из артистической на эстраду. Это самая короткая и самая острая, третья фаза эстрадного волнения. Альтист остается один на один, и педагог уже ничем не может ему помочь. Третья фаза проходит как в тумане и редко остается в памяти выступающего.

Вот как с известной долей иронии пишет о своем первом выступлении замечательный французский дирижер Шарль Мюнш: «Честно говоря, не могу сказать, чтобы я дирижировал оркестром, ибо целиком был поглощен мыслью о том, как справиться с парализовавшим меня страхом. По эстраде я шел с таким чувством, словно пробирался сквозь плотную пелену тумана. Ноги не чувствовали веса тела.

Закона тяготения для меня, казалось, не существовало. Я плыл по нереальному, как сон, миру, который отнюдь не был розовым, и дирижировал как автомат. Сочувствующая аудитория ошибочно приняла мою панику за вдохновение». Точно так же описывают музыканты и студенты консерваторий свое состояние во время выхода на эстраду: «все было как в тумане», «ничего не помню».

Возможность такого состояния педагогу необходимо предусмотреть, чтобы альтист осознанно и целенаправленно выполнял все предконцертные действия Для этого желательно прорепетировать с альтистом-исполнителем выход к инструменту, проверку строя (у струнников), расположение стула и чистоту клавиатуры и т. д.

(в то же время не затягивая приготовления к игре что расхолаживает обычно слушателей). Эти внешние атрибуты, помимо создания внутренней подготовленности к исполнению, помогают возникновению спокойного и делового настроения у выступающего.

     Четвертая фаза — начало исполнения. Здесь важно внутренне подготовиться к исполнению, сосредоточиться и представить себе темп, динамику, желательно пропеть про себя начало пьесы.

Многое здесь будет зависеть от воспитания внутреннего слуха, которому вдумчивые педагоги придают большое значение. Именно темп и звучность — наиболее уязвимые стороны для альтиста и начинающего артиста.

Если программа хорошо проработана и предконцертные репетиции закрепили основные детали концертного выступления и поведения, исполнение будет устойчивым.

     Очень большое значение имеет послеконцертное состояние альтиста, которое можно выделить  как пятую фазу. К сожалению, она недооценивается или даже игнорируется многими педагогами. Между тем переживание, которое насыщено эмоциональными перегрузками, не может мгновенно прекратиться с уходом с эстрады — оно продолжается еще довольно долго.

Это радостный подъем после удачного выступления, чувство усталости вплоть до полного изнеможения, недовольство собой и запоздалое желание — «вот теперь бы я сыграл по-настоящему!» Как важна в этих случаях спокойная уверенность педагога, поддержка друзей, сверстников! Редко кто даже из взрослых исполнителей равнодушен к отзывам.

Большая неустойчивость и ранимость детской психики требует особенно бережного отношения к послеконцертным переживаниям.

Источник: http://violamusic.me/scenicheskoe-volnenie/etap-volneniya-muzykanta.html

Сценическое волнение и методы его преодоления – Методическая страница – АсСоль

Сценическое волнение и методы его преодоления

Методический доклад

Вступление.     

Проблема волнения касается всех, чья деятельность связана с выходом на публику. Волнуются лекторы, педагоги во время открытого урока, ученики музыкальных школ и даже признанные мастера-исполнители.

Вот как вспоминает о своем первом выступлении замечательный французский дирижер Шарль Мюнш: «…По эстраде я шёл с таким чувством, словно пробирался сквозь плотную пелену тумана. Ноги не чувствовали веса тела…Я плыл по нереальному, как сон, миру, и дирижировал как автомат. Сочувствующая аудитория ошибочно приняла мою панику за вдохновение”.  

Многие психологи связывают страх перед публичными выступлениями с жизненным укладом в первобытном обществе.

Все действия человека в те времена проходили через призму общественного поощрения или наказания, изгнание было равносильно смерти.

Для нашего современника боязнь потерпеть неудачу или услышать негативный отзыв о своих действиях часто является причиной страха выступления перед аудиторией.      

По мнению учёных сценическое волнение может рассматриваться как реакция организма человека на стрессовую ситуацию. Понятие стресса было введено канадским физиологом Гансом Селье в 1936 году для описания “адаптационного синдрома” к усложнённым условиям жизни и труда.

Считается, что экстремальные условия присутствуют лишь в “опасных” профессиях, где труд связан с серьёзными физическими нагрузками и риском для жизни. Однако сценические переживания музыкантов на физиологическом и психологическом уровнях обнаруживают сходство с переживаниями человека в экстремальной ситуации.

Потеют и дрожат руки, учащённо бьётся сердце, прерывается дыхание. 

Основные типы реакции человека на стрессовую ситуацию.

Реакция зависит от личности человека. Существует пять основных типов реакции на стрессовую ситуацию.        

Напряжённый тип. В стрессовой ситуации сковывается, кусает губы, сжимает руки. Проявляется напряжённость и импульсивность действий.

https://www.youtube.com/watch?v=i3H41cuBHQA

На уроке можно наблюдать как напряжены дети, пытаясь выполнить весь комплекс стоящих перед ними исполнительских задач. В процессе работы навыки совершенствуются, многие действия выполняются автоматически, появляется уверенность. Данный тип реагирования заменяется на более продуктивный.

Трусливый тип. В стрессовой ситуации впадает в панику. Испытывает сильное чувство страха. Проявляет комплекс реакции по принципу “убежать – замереть – упасть”. В крайних случаях пытается спрятаться, полностью “уйти в себя”, закрывает глаза, затаивает дыхание.    

Исполнитель начинает суетиться, ошибаться, механически повторять одно и то же место в произведении. Иногда даже покидает сцену или прекращает играть, оставаясь на месте. Важно понять причины такого поведения. Не слишком ли ученик боится, что педагог его накажет? Уверен ли он в себе как личность и как музыкант?

Тормозной тип. Движения замедляются, реакции притупляются. Человек как бы находится в ситуации “замедленной съёмки”.

Учащийся данного типа требует “встряски”. Для продуктивной деятельности ему необходим хороший “запас прочности” знаний и навыков. В этом случае исполнитель становится достаточно уверенным на сцене.        

Агрессивный тип. В стрессовой ситуации человек теряет контроль над собой. Проявляет агрессию, “нападая” на всех и всё. 

Так, например, некоторые маленькие пианисты начинают “наказывать” непослушный инструмент, шлёпая его по клавишам или деке.

Прогрессивный тип. Представителей этого типа принято называть “экстремалами”. В стрессовой ситуации у них улучшаются показатели деятельности, появляется “боевой задор”. Стресс становится толчком для мобилизации эмоциональной силы и творческого подъёма.    

Читайте также:  Как научиться писать диктанты по сольфеджио

“Прогрессивный” тип реагирования является идеальным для сценической деятельности. Исполнитель-экстремал не любит “выкладываться” на уроках или репетициях, но всегда превосходно чувствует себя на сцене. 

Методы работы по снижению концертного волнения.

Работа по снижению концертного волнения должна вестись преподавателем с учётом индивидуальности ученика: его темперамента, типичной реакции в стрессовых условиях, уровня личностной тревожности. Однако наиболее общие рекомендации актуальны для каждого музыканта.

1. Рациональный подбор репертуара. 
Большую роль в стабильности и эмоциональной устойчивости во время выступления играет рациональный подбор репертуара. При выборе произведений важно учитывать возможности учащегося. Оптимальный уровень исполнительской сложности – одно из условий успешности выступления.      

При разучивании произведения важное значение имеет личная заинтересованность ученика. Педагог должен учитывать его пожелания, увлечь намеченными для ответственного выступления пьесами, уметь аргументировать свой выбор.

2. Формирование стабильности в концертном выступлении за счет добросовестной предварительной подготовки. 

Одна из причин сценического волнения – боязнь музыканта забыть текст. Чтобы избежать этого, используем следующие приёмы заучивания наизусть.

Первый из них-методика создания «опорных точек». Работаем над разбором и запоминанием материала по фразам и периодам. Анализируем форму произведения даже с самыми маленькими учениками.

Границы разделов должны стать опорными пунктами. Тогда даже в случае остановки, ученик будет знать, откуда продолжать.

Данная методика даёт ученику навык исполнения произведения, начиная, практически с любого места.

Следующий приём, помогающий исполнителю свободно ориентироваться в тексте, играя наизусть – подробная проработка всех элементов музыкальной ткани. Например, в пьесе Петра Ильича Чайковского “Болезнь куклы” обращаем внимание на наличие трёх выразительных элементов – мелодии, гармонии и баса. Каждый из них должен прослушиваться как самостоятельно, так и в соединении с окружением.

Для осознанного запоминания наизусть используем способ проговаривания нотного текста. Акцентируем внимание ученика на том, с какого звука начинается произведение, как идет движение мелодии, где кульминация.

Очень важно выучить программу не позднее, чем за месяц до назначенной даты концерта. Музыкальный материал должен “устояться, прижиться”.

3. Организация домашней работы учащегося.

Большую роль в успешности обучения играет сотрудничество педагога с родителями. Важны подробные объяснения, как надо работать дома и контроль со стороны родителей.

4. Отработка комплекса сценических ритуалов.    

В период подготовки к концерту, необходимо репетировать выход, поклон, начало и завершение выступления, уход со сцены. Это позволяет учащимся чувствовать себя более комфортно и значительно повышает их артистизм. Важно мысленно проиграть самое начало исполняемого произведения про себя, чтобы вступить в нужном темпе и характере. 

5. Предварительное многократное обыгрывание подготовленного материала в различной обстановке.

Когда концертная программа достаточно выучена, обыгрываем её на публике. Сначала создаём ситуацию, вызывающую незначительное волнение – выступаем перед одноклассниками или родителями. Затем задачу усложняем – играем перед педагогами.  Обыгрывание программы надо делать как можно более часто, чтобы трудное стало привычным, привычное – лёгким, а лёгкое – приятным. 

Создавая подобие концертной атмосферы, полезно выступать в детском саду, библиотеке, общеобразовательной школе, записать выступление ученика на видео. Для снятия “страха публичного выступления”, можно посоветовать ребёнку сыграть пьесу в магазине музыкальных инструментов или даже просто открыть окна, когда он занимается на фортепиано (баяне, скрипке и др. инструменте). 

Любой промах на сцене надо учиться игнорировать. Скрипач Абрам Штерн говорил: «Если ты хочешь чему-то научиться, не бойся ошибаться. Это ошибки хирурга смертельны, а ты – не хирург». 

6. Предварительное изучение акустических возможностей сцены. 

При подготовке к концерту обязательным условием является предварительное изучение акустических возможностей сцены. На репетициях исполнителю важно адаптироваться к новым слуховым и двигательным ощущениям. Меняется музыкальное пространство, по-иному высвечиваются такие качества звучания, как разборчивость, масштабность, гибкость и разнообразие тембра и динамики. 

7. Удобная комфортная одежда на сцене.

Каждый исполнитель знает, как важна на сцене удобная комфортная одежда. Например, высокие каблуки, острый или «обрубленный» носок обуви негативно    сказываются на технике владения педалью.

Дополнительные меры для учащихся с завышенным уровнем сценического волнения.

Для учащихся с завышенным уровнем сценического волнения используем следующие дополнительные меры.

1) Когда программа достаточно выучена, надо застраховаться от случайных ошибок.  Этому помогает игра с помехами.

В домашних занятиях, например, предлагаем ученику исполнять программу при включенном на среднюю громкость радио или телевизоре. Это потребует от юного музыканта большой сосредоточенности и концентрации внимания.

 Или сыграть произведение в медленном темпе с закрытыми глазами. При этом следим за ровностью дыхания и мышечной свободой. 

На уроке помехой может послужить психотравмирующее слово-восклицание педагога («ошибка», «кошмар») во время исполнения программы. Ученик при этом не должен ошибиться. Кроме того, в качестве помехи можно использовать неожидаемые исполнителем звуковые шумы: шуршание бумагой, скрип стула, звонок мобильного телефона и др.  

Для тренировки навыков комфортного пребывания на сцене предлагаем ученику побегать, попрыгать. И сразу же начинать исполнять программу. Похожее состояние возбуждения бывает перед выходом на сцену.

2) С целью повышения самооценки рекомендуется эпизодическое включение учащегося в концертную программу с произведениями заниженного уровня сложности. 

3) Пробудить интерес к публичным выступлениям помогают концерты с участием в роли ансамблистов или концертмейстеров. Играя в коллективе или имея перед глазами ноты, ученики чувствуют себя гораздо спокойнее. 

4) Детям с повышенным уровнем тревожности важно сократить время пребывания в стрессовой ситуации. Этому помогает участие в общей программе в самых первых номерах концерта.

5) Перед выходом на сцену для снятия стресса можно предложить ученику съесть 2-3 кусочка сахара или небольшую плитку шоколада, запив тёплым слабым чаем или водой.

Таким способом пользовались Святослав Рихтер и Давид Ойстрах. Глюкоза расслабляет мышцы желудка, который испытывает при стрессе спазмы. Это ведет к восстановлению кровообращения и к нормальному питанию мозга.

Употребление сахара уменьшает ощущение «ватности» ног и дрожание рук. 

Вышеуказанные способы и меры способствуют формированию положительного отношения учащихся к музыкально-сценической деятельности, что уже само по себе является барьером для стрессовых ситуаций. 

Использованная литература

Источник: http://as-sol.net/publ/metodicheskaja_stranica/scenicheskoe_volnenie_i_metody_ego_preodolenija/1-1-0-705

Причины сценического волнения и способы его преодоления

Главная → Файлы для скачивания → Искусство: ИЗО, МХК, музыка → Другое
Вечёрко Светлана Ильинична Преподаватель фортепиано, концертмейстер Школа искусств №2 г.Караганда Причины сценического волнения и способы его преодоления ВечёркоC.И., Школа искусств №2 г.Караганда Преподаватель фортепиано, концертмейстер.

Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей. С состоянием тревожности перед концертным исполнением музыкант-исполнитель сталкивается в разные периоды своей творче-ской деятельности. Приемам саморегуляции сценического состояния, уделяется при-стальное внимание в исследовательской литературе.

Будучи концертмейстером и сталкиваясь с данной проблемой на практике, мною сделаны следующие выводы: Существуют 2-е точки зрения по проблеме борьбы с эстрадным волнением. 1.

Реального, ощутимого решения нет и быть не может: если человек владеет со-бой в экстремальных условиях сценического выступления, обращать волнение себе на пользу, а не во вред, следовательно, есть основания (разумеется, при прочих необхо-димых условиях) заниматься такого рода деятельностью. В противном случае целесо-образнее принять решение о смене профессии. 2.

Есть определенные пути и способы, если не полной нейтрализации разного ро-да «издержек» эстрадных стрессов, но, во всяком случае, ослабления их последствий. Имея большой личный опыт концертных выступлений, целиком поддерживаю мнение о том, что сценическое волнение можно и нужно уметь держать под контро-лем.

Опираясь на труды учёных-психологов, опыт великих музыкантов и на соб-ственный опыт, хочется выделить главное в этой области исследований: 1.

Стороны личности, влияющие на особенности того или иного состояния музы-канта до концерта, во время него и после: • психологическая установка на музыкально-исполнительскую деятельность, по-требность в такой деятельности; • творческий опыт исполнителя, его профессиональные знания; • особенности психических процессов (в том числе исполнительское внимание, воля, слуховые представления, оптимальный для творчества уровень эмоционального возбуждения и др.); • типологические свойства высшей нервной деятельности, темперамент. Все стороны личности, перечисленные выше, взаимосвязаны и взаимозависимы. На собственном опыте знаю, что сценическое состояние музыканта-исполнителя формируется под воздействием всех подструктур. 2.Потребности музыканта, в структуре пригодности к музыкально-исполнительской деятельности. Они различны по их мотивации: • потребность в исполнительском процессе; • потребность в общении со слушателями; • потребность в активном воздействии на слушателей. Наиболее ценными являются потребность участия в исполнительском процессе и в общении с публикой. Каковы же причины страха перед сценой? В данном случае следует говорить о комплексе причин: 1) Первая причина-внушенная мысль о возможном «провале». Мысль о неудач-ном выступлении может перейти в опасное самовнушение. Музыкант-исполнитель должен уметь защищаться от враждебного внушения. 2) Вторая причина – осечка памяти из-за сильного волнения. Музыкант не дол-жен беспокоиться о том, как бы не забыть нотный текст. Во время концертного ис-полнения могут быть неполадки в тех сторонах исполнительского процесса, которые должны осуществляться автоматически, без участия сознания. 3) Третья причина – неумение игнорировать промах, попытка «бороться» с вол-нением. Музыкант должен игнорировать любой промах, разволновавшись из-за одной фальшивой ноты, можно загубить всю концертную программу. Что-то может быть исполнено хорошо, что-то хуже, нужно учиться слушать себя спокойно. 4) Четвёртая причина – неготовность выступать. В основе волнения всегда лежат явления психологические. Даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он не готов к исполнению. Уровень подготовки исполнителя зависит не только от его опыта или мастерства, но и от того, что с ним происходит до начала исполнения, как он реагирует на сценическую ситуацию, которая всегда остается повышенным стрессогенным факто-ром.[2] 5) Пятая причина– усталость. Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя, особенно в период подготовки к концерту допускать состояния утомления – как физического, так и эмоционального. В своей педагогической и концертмейстерской практике,для психологической подготовки к выступлению, мною выработаны средства саморегуляции эмоциональ-ного состояния. Отметим наиболее важные: • дыхательные упражнения, тонизирующие сердечную деятельность; • сосредоточение внимания на средствах музыкальной выразительности и прие-мах технического, художественного воплощения; • представление сознанием всего музыкального образа исполняемого произведе-ния; • освобождающие, активизирующие физические упражнения исполнительского аппарата, помогающие войти в рабочее состояние. При подготовке концертной программы, преподавателю со своими учениками следует придерживаться определённых правил. 1)Концертная программа не должна быть слишком «свежей», желательно начи-нать её изучать заранее, чтобы она успела «улечься». 2)Первоначально хорошо выучить произведение в голове, пропевая голосом, об-ращая внимание на форму построения, чистоту интонации, гармонические и ритми-ческие особенности. Должно сложиться цельное представление, которое звучит в ушах – это потом поможет «вылезти» из сложных ситуаций. 2)«Разобрать» произведение на мелкие части, технически решая и прорабатывая все возникающие сложности, начиная с самых медленных темпов. 3)Начинать «собирать» в более крупные куски, постепенно поднимая темпы. Трудные места продолжать проучивать в медленном темпе. 4)Ближе к выступлению начать «собирать» произведение – проигрывать от нача-ла до конца не в конечно быстрых темпах. Будут видны недочёты, которые необхо-димо снова «разбирать», «чистить» и доводить «до кондиции». 5)Перед выступлением желательно не один раз обыграть произведение на пуб-лике. Это должно происходить в доброжелательной обстановке – перед своей семьей, друзьями. 6)«Накатка» – многократное проигрывание готового произведения с тем, чтобы автоматизировать технические и эмоциональные навыки.Немаловажное значение имеет в связи с этим наличие технических резервов: резерва беглости, резерва вы-носливости, силы и т.д. Универсальных рецептов для преодоления волнения не существует, каждый должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготов-ки к выступлению. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необ-ходимо учитывать индивидуальные особенности психики пианиста.Успех достигается там, где все три функции психики – интеллектуальная, эмоциональная и двигательная – действуют согласованно, уступая друг другу доминирующее положение, как в хорошем камерном ансамбле. Но главное – дело не только в знании секретов успешного выступления. Любой музыкант должен помнить о том, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои мысли направить к осмыслению той музыки, которая будет исходить из-под его рук. Он должен выступить посредником между композитором и слушателем. Пианист должен всю свою работу поставить под творческий контроль. Не только работу над техникой, звуком, стилем, но и работу над владением собой, работой над верой в свои силы.[1] Используемая литература: 1.Гольденвейзер, Александр 1975. «Об исполнительстве» Москва 2.Гофман, Иосиф 1961. «Фортепианная игра. Вопросы и ответы» Москва 3.Маккиннон, Лилиас 1967. «Игра наизусть» Москва 4.Перельман, Натан 1981. «В классе рояля» Санкт-Петербург

Читайте также:  Как выбрать фортепиано краткая, но исчерпывающая информация по этому вопросу

Полный текст материала Причины сценического волнения и способы его преодоления смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Скачать материал с Pedsovet.su

Оставьте отзыв к материалу:

Всего: 1

Источник: http://pedsovet.su/load/117-1-0-33658

Сценическое волнение. Какие методы преодоления волнения во время выступления на сцене наиболее действенные

Психология сцены. Как преодолеть волнение перед выступлением на сцене

Вы, наверное, удивитесь, узнав, что почти все люди (не менее 95%!), перед выходом на сцену, на публику, испытывают довольно сильные эмоции. Более того, приемлемый по накалу «страх» и волнение не портят выступление – это вполне адекватная, естественная и даже полезная реакция организма на предстоящее событие.

Например, легендарного музыканта Артура Рубинштейна страх сцены преследовал всю его творческую жизнь. Однако он находил в себе силы преодолевать волнение и производил ошеломляющее впечатление на публику своей виртуозностью.  А всемирно известная британская певица Адель Лори Блу Эдкинс признавалась, что только юмор и шутки помогают ей снимать панический страх перед выступлением.

Предвкушение ответственного, знаменательного момента, всегда наполняет человека определенными чувствами, ощущениями. И если они позитивного характера и не чрезмерной остроты – их скорее можно назвать волнительным энтузиазмом.

Выступающий становится собраннее, энергичнее, и, в результате, показывает себя более успешно, ярко, на максимуме своих умений.

Те, у кого этого предсценического воодушевления нет, праздничное волнение и связанное с ним некоторое беспокойство напрочь отсутствует, часто выступают если не «провально», то безлико или очень посредственно.

Как определить, что ваш страх перед выступлением слишком велик

Определить, что эмоции становятся неподконтрольными, а страх сцены зашкаливает, совсем не сложно по характерным симптомам. У юного артиста, особенно у начинающих конкурсантов, могут наблюдаться:

  • головная боль;
  • бледность лица;
  • невнятность речи;
  • изменение мимики;
  • дрожание конечностей;
  • колебание тембра голоса;
  • повышенное потовыделение;
  • зажатость или напряжение мышц;
  • учащенное сердцебиение вплоть до обморока.

Наличие этих основных симптомов, их острота при чрезмерной нервной возбудимости зависят от индивидуальных особенностей выступающего.

Причины страха.  Можно ли побороть волнение перед выступлением на сцене?

Чрезмерное волнение перед выходом на сцену, страх публичных и конкурсных выступлений, обусловлены двумя основными причинами: внешними и внутренними. К внешним относятся факторы, влияющие на юного исполнителя извне. К внутренним – те или иные особенности его восприятия окружающего мира и ощущение себя в нем.

Внешние причины

К внешним причинам можно отнести все, что оказывает на сознание и психику ребенка постоянное давление, укореняясь в его подсознании ощущением собственной несостоятельности. В этом виновны обычно люди из близкого круга юного дарования, которые являются для него большими авторитетами – родители, педагоги, друзья. Например:

  • одергивание, придирки, насмешки;
  • частые резко-критические замечания;
  • постоянное выражение недовольства;
  • чрезмерная строгость и требовательность;
  • или, наоборот, восхваление и превознесение не в меру его таланта.

Все это приводит к тому, что внушаемый ребенок, выступая на сцене, будет вкладывать всего себя не в демонстрацию своих истинных способностей, умений и навыков, а на то, чтобы «угодить» своим «доброжелателям», не подвести их чаяния, доказать свое превосходство. Думая и настраиваясь только на эти цели, юный исполнитель, вряд ли справится со своим волнением и не будет блистать на сцене. Впрочем, внешние причины сильно действуют не на всех.

Внутренние причины

Внутренние причины боязни и чрезмерного волнения перед публичными и конкурсными выступлениями сугубо индивидуальны и, в то же время, схожи между собой. У них фактически один корень. Это внутреннее несоответствие личности с окружающим обществом – оно воспринимается как нечто «чужое», враждебное, его нужно «завоевывать».

Особенно тяжело приходится перфекционистам – личностям, стремящимся к идеалу.

В предконцертном состоянии они предъявляют к себе повышенные требования и придают слишком большое значение мнению о себе со стороны зрителей, жюри, родителей и педагогов, которые «столько в него вложили!».

Ведь юному артисту приходится доказывать свою исключительность, идеальность, и если случаются ошибки, у него стремительно нарастает стойкая неуверенность в своей состоятельности.

Так же уязвимы и перехваленные, чрезмерно горделивые натуры, считающие, что быть «лучше всех» – это их призвание и дело чести. Страх возможного «провала» нередко вызывает у них боязнь серьезной сцены – нежелание выступать на конкурсах. 

3 основных приема для снижения волнения в подготовительный период

Чтобы успешно преодолевать излишнее волнение, избавляться от страха перед ответственным концертом, конкурсным прослушиванием или кастингом юные дарования должны понимать причины и симптомы их проявления, знать, что их вызывает, и как держать под контролем.

  1. Нужно осознать – перед сценой все равны, все волнуются, и принять мысль, что «чудищ» можно и нужно укрощать, иначе они будут основательно мешать развитию исполнительского мастерства и концертной карьере. Непременно помогут:
  • заблаговременная и тщательная подготовка к выступлению (трудно обрести уверенность в себе «на пустом месте» – ничего для этого не предпринимая);
  • методы аффирмации (аутотренинга), позволяющие «по-хорошему договориться» со своим подсознанием о беспочвенности излишней тревожности;
  • изменение отношения к результату выступления – признание своего права на ошибки;
  • практика мысленной визуализации одобрения публики в зрительном зале и атмосферы праздника;
  • навыки импровизации (знаменитый балетмейстер и педагог А. Я. Ваганова говорила: «Лучше плохо, но по-своему!»).
  • опыт, опыт и еще раз опыт выступлений на публике в непривычной обстановке и разном количестве стечения людей.
  1. Не переусердствовать с «силовыми» способами устранения проблем сценического волнения. Командные советы: «соберись», «возьми себя в руки» и т.п. «жесткие» установки чаще производят обратный эффект. Они не отвлекают тревожность, а нагнетают ее.
  2. Хорошо работает сосредоточение не на ожидаемом результате выступления, а на его творческом процессе. Наслаждение своим выступлением, при котором артист полностью погружается в мир музыки или танца, увлекает зрителя, никого не оставляя равнодушным.

Советы и упражнения для снижения волнения на сцене

Единого и универсального рецепта для всех случаев сценического волнения нет. Однако стоит прислушаться к ряду действенных советов.

  • За 30-40 минут до выступления целесообразно сделать несколько физических упражнений для разных групп мышц (попрыгать, помахать руками, произвести растяжки).
  • Активизировать работу мозга, например, математическими вычислениями.
  • Напевать мысленно или вслух приятную, любимую мелодию – это «прочистит» голос, а жевательная резинка (немного и недолго!) может снять напряжение в челюсти.
  • Заменить слово «надо» на установку «хочу!» (мне хочется выступить для зрителей в зале»).
  • Вспомнить о чем-то веселом – смех расслабляет и снимает беспокойство. Можно, например, мысленно представить, как ваши педагоги и члены жюри в свое время сами «тряслись» перед выходом на сцену.
  • Выходите на сцену с высоко поднятой головой и улыбкой на лице. Она обладает фантастической силой – на нее непременно ответят встречными улыбками, и это придаст вам уверенности.

В любом случае, если что-то пойдет не так, просто продолжайте выступать еще и еще на разных сценах, с другим репертуаром и с гораздо большим опытом. 

Расписание наших Международных конкурсов до конца 2018 года

Международный вокальный конкурс «МУЗЫКАЛЬНЫЙ МИР»

9–12 мая, г. Санкт-Петербург, Россия

Прием заявок до 28 апреля

Подробности по ссылке: http://www.soundslife.ru/festival/vokalnyj-konkurs-muzykalnyj-mir/

Международный вокально-хореографический конкурс «ЗВЕЗДНАЯ ПЛАНЕТА»

9–12 июня, г.-к. Геленджик, Россия

Прием заявок до 1 июня

Подробности по ссылке: http://www.soundslife.ru/festival/vokalno-horeograficheskij-konkurs-z/

Международный хореографический конкурс «ФЕЕРИЯ ТАНЦА» (ЛЕТНИЙ ЗАЕЗД)

30 июня – 1 июля, пос. Николаевка, Республика Крым, Россия

Прием заявок до 10 июня

Подробности по ссылке: http://www.soundslife.ru/festival/mezhdunarodnyj-horeograficheskij-konkurs-feeriya-tantsa/

Международный форум эстрадной и джазовой музыки

5–7 октября, г. Москва, Россия

Прием заявок до 21 сентября

Подробности по ссылке: http://www.soundslife.ru/festival/forum-estradnoj-i-dzhazovoj-muzyki/

Международный хореографический конкурс «ФЕЕРИЯ ТАНЦА»

29 октября – 2 ноября, г. Минск, Республика Беларусь

Прием заявок до 14 октября

Подробности по ссылке: http://www.soundslife.ru/festival/horeograficheskij-konkurs-feeriya-tan/

Международный конкурс циркового искусства «ЗВЕЗДНЫЙ КОНТИНЕНТ»

30 ноября-2 декабря, г. Ульяновск, Россия

Прием заявок до 18 ноября

Подробности по ссылке: http://www.soundslife.ru/festival/mezhdunarodnyj-konkurs-tsirkovogo-iskusstva-zvezdnyj-kontinent/

Международный форум классической музыки

5-9 декабря, г. Москва, Россия

Прием заявок до 4 ноября

Подробности по ссылке: http://www.soundslife.ru/festival/mezhdunarodnyj-forum-klassicheskoj-muzyki/

Источник: http://www.soundslife.ru/psihologiya-stseny-kak-preodolet-volnenie-pered-vystupleniem-na-stsene/

«Сценическое волнение и способы его преодоления» – PDF

1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ И НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА «Сценическое волнение и способы его преодоления» г. Ханты-Мансийск 2013 г.

2 Одобрено на заседании МО фортепианного отдела МБОУ ДОД «Детская школа искусств и народных ремесел» Протокол от 2013 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДОД «Детская школа искусств и народных ремесел» 2013 г. Я.И. Родь М.П. Разработчик: преподаватель МБОУ ДОД «Детская школа искусств и народных ремесел» Маслеева Наталья Александровна

3 СОДЕРЖАНИЕ Введение Концепция появления тревоги Возможные причины сценического волнения Волнение. Подготовка к выступлению Заключение Список использованной литературы 2

4 Введение «Исполняйте произведение на сцене как дома, а дома как на сцене!» Святослав Рихтер Есть ли такой исполнитель, который не волнуется на сцене? Артист, который ни разу не пострадал от негативных форм сценического волнения, образно именуемых немецкими музыкантами Lampenfieber? Волнение 1 испытывают все артисты без исключения, начиная с самого первого публичного выступления в детском возрасте и заканчивая концертами в зрелом возрасте. Есть определенные пути и способы, если не полной нейтрализации разного рода «издержек» эстрадных стрессов, но, во всяком случае, ослабления их последствий. Умело и тщательно проведенная подготовка музыканта к публичному выступлению, владение механизмами психологической саморегуляции и прочее все это имеет достаточно большое значение для максимального раскрытия возможностей, внутренних резервов в момент нахождения на сцене и позволяет утверждать, что попытки решить проблему сценического волнения, отнюдь не бесперспективны. Особенности самой личности исполнителя также имеют огромное значение наряду с его психологической готовностью к выступлению на сцене. Исходя из этого, можно говорить о воспитании исполнительских навыков, 1 Душевное волнение (от лат. affectus страсть) сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля. В философском значении внутреннее состояние человека, характеризующееся резким обострением чувств, с одновременным усилением воли и ослаблением мышления, отличающееся от страсти меньшей продолжительностью и незначительной по сравнению со страстью душевной глубиной, возникающее, как правило, в ответ на сильный раздражитель и проявляющееся в виде бурной кратковременной эмоции. [35] 3

5 опыте и практике поведения на сцене, дающих наиболее комфортные условия для воплощения всего исполнительского замысла. Цель исследования выявить возможные причины сценического волнения, определить способы минимализации волнения в период подготовки ученика к концертному выступлению. Актуальность темы исследования.

Читайте также:  Как вести музыкальные занятия с детьми ясельного возраста

Поднятая тема очень обширна и проблемна, поэтому, начиная с конца XVII века, многие профессиональные музыканты с интересом обращались к ней, методисты включали ее в свои работы о воспитании музыканта-исполнителя.

Сегодня эта тема актуальна и значима для многих педагогов, исполнителей, учащихся, так как еще недостаточно хорошо осмыслены и систематизированы психологические подходы к ее решению. Сценического волнение глубоко индивидуальное явление, как индивидуальны и пути его преодоления. Степень разработанности темы.

Приемы управления сценическим состоянием важный компонент психологической подготовки исполнителя к концертному выступлению, но, вместе с тем, методика этого управления изучена не в полной мере.

Музыканты с опаской пишут научные работы по проблемам сценического волнения, потому что не обладают необходимыми знаниями в области психологии, а психологи с осторожностью обращаются к этой теме, потому что не имеют опыта в концертно-исполнительской и музыкально-педагогической деятельности.

Наиболее известные авторы научных работ среди музыкантовпианистов, рассматривающих природу сценического состояния Л. А. Баренбойм, Г. Г. Нейгауз, С. Е. Фейнберг. А.Б. Гольденвейзер говорил, что был бы благодарен тому, кто научил бы его преодолевать страх перед эстрадным волнением. Задачи исследования: 1. рассмотреть концепции появления тревоги некоторых философов и выявить их общность. 4

6 2. выявить возможные причины сценического волнения. 3. проследить основные этапы подготовки к концертному выступлению. Объектом исследования является психологическое состояние ученика-исполнителя. Предмет исследования сценическое волнение ученика-пианиста. Вместе с тем отметим, что проблема волнения затрагивает всех артистов без исключения.

Главный принцип современного исполнительства заключается в том, что каждый музыкант сам для себя, исходя из собственных ощущений, должен анализировать процессы и изобретать способы контроля своего поведения на сцене. В подростковом, ученическом возрасте этот процесс должен проходить под пристальным вниманием педагога-наставника.

Поэтому в данном исследовании особое место будет занимать вопрос подготовки учеников к сценическому выступлению. Каждое публичное выступление представляет собой новую, неповторяющуюся ситуацию. Огромной разницей для исполнителя является, сдает ли он экзамен, принимает ли участие в конкурсе или выступает на публичном концерте. Научная новизна исследования.

Новизной данного исследования будет доказательство возможности перевоплощения энергии волнения в другие, полезные и улучшающие результат выступления факторы.

Излишнее волнение не позволяет пользоваться возможностями деятельной стороны разума, а порой ставит под сомнение реализацию всего задуманного и наработанного за долгое время, и что самое страшное это может произойти во время ответственного выступления. 5

7 Концепция появления тревоги. Ситуация сценического выступления любым человеком воспринимается как стрессовая, поскольку любая аудитория (от одного до нескольких тысяч человек) вызывает чувство ответственности и повышенной требовательности к себе.

В этом случае необходимо разобраться, какое поведение является вполне понятным и оправданным, а какое поведение можно считать неадекватным.

Кто-то часто сам придумывает себе «недобрых зрителей», кто-то с нетерпением ждет выхода на сцену, испытывая творческий подъем, а многие так переживают сам процесс исполнения и состояние своего «аппарата», что совсем не задумываются о присутствии публики.

В настоящее время не существует общепринятого мнения о том, какой подход следует применять к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения, в частности, проявления состояния тревожности. «Тревога это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий» [35].

В сравнении со страхом реакцией на конкретную угрозу тревога представляет собой беспредметный страх, вызываемый не наличием опасности, а отсутствием возможности ее избежать в случае, если она появится. Типичными биологическими условиями для развития тревоги являются новая, неизвестная ситуация.

У человека тревога обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности. Субъективно тревога переживается как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, воспринимаемыми с преувеличением их могущества и угрожающего характера. Исходя из этого, например, перед выступлением ученик пребывает в состоянии рассеянного внимания, его сознание пытается определить источник тревоги. Происходит это примерно так «Все ли я надежно выучил? А как я буду справляться с этим пассажем? Много ли 6

8 публики в зале? Кажется руки холодные, а что будет на сцене?» И так далее. По этой причине тревожность может расстраивать другие виды деятельности, нарушать их направленность и продуктивность. Некоторые теоретики предполагают, что поведение детей, как нормальное, так и ненормальное, несет на себе отпечаток семейного окружения, общества и культуры.

Все мы являемся частью социального каркаса семьи, друзей, знакомых и даже незнакомых людей. Некоторые виды взаимоотношений с окружающими людьми, в которые мы вовлекаемся, могут усиливать отклонения в поведении и даже стать причиной их возникновения.

Тем самым, родители и социальная среда, начиная с самого рождения будущего артиста, формируют в нем личностные качества и характер.

В итоге это определяет степень его решительности, уверенности, способность самообладания на сцене, особенности его темперамента, харизматичности и многое другое именно эти качества становятся доминирующими в момент нахождения на сцене.

На проблему проявления тревоги у теоретиков также нет единой точки зрения, как и на способы ее коррекции или полного решения.

Вот некоторые из них, определяющие состояние тревоги как некий внутренний или внешний конфликт: Самые первые результаты австрийского психолога Зигмунда Фрейда ( ) в терапии расстройств вызвали у него интерес к происхождению тревоги. Эта заинтересованность привела его к предположению о том, тревога является функцией эго и назначение ее состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать. В зависимости от того, откуда исходит угроза для эго, психоаналитическая теория выделяет три типа тревоги: а) реалистическая тревога означает эмоциональный ответ на угрозу и понимание опасностей внешнего мира. Для реалистической тревоги, в 7

9 отличие от страха, характерна достаточно высокая степень неопределенности.

Так, если накануне концерта плохо подготовленный ученик совершенно определенно и обоснованно боится «провала», то ученик, тщательно подготовившийся, тем не менее также может испытывать напряжение и дискомфорт, обусловленные тревогой, связанной с предстоящим выступлением.

б) невротическая тревога представляет собой эмоциональный ответ на опасность того, что человек не сможет контролировать подсознательные импульсные реакции, инстинктивные побуждения, вызванные стрессовой ситуацией.

в) моральная тревога происходит от объективного страха испытать чувство вины за какие-то поступки или действия, которые нарушают собственные перфекционистские требования. Для примера можно представить ученика, который должным образом отнесся к выступлению на сцене и добросовестно освоил необходимое произведение.

Его стремление сыграть идеально, то самое перфекционистическое начало может вызывать сомнение относительно собственной подготовленности. Ученику начинает казаться, что некоторые детали произведения недостаточно осмысленны или, возможно, не совсем качественно выучен текст. Эти сомнения могут негативно отразиться на выступлении, если дать им волю.

Австрийский психолог Альфред А длер ( ) утверждал, что весь стиль жизни человека формируется под влиянием творческих способностей личности. Адлер считал человека ответственным за свой стиль жизни и установки по отношению к миру. Однако он полагал, что все, что мы делаем в жизни, отмечено нашим стремлением к превосходству, цель которого достичь совершенства, полноты и целостности в нашей жизни. На людей на самом деле сильнее влияют их ожидания в отношении будущего, чем реальные прошлые переживания. 8

10 В «философии очевидного» немецкий врач-психиатр, Фредерик Саломон Перлз ( ) развивает утверждение, что очевидный фактор состоит в том, что человек имеет два уровня существования, характеризующиеся как внутренний и внешний мир.

Исходя из этого, мы можем утверждать, что у исполнителя существует три уровня восприятия произведения в момент исполнения: – предслышание: представление в уме и предвосхищение внутренним слухом каждого звука; – непосредственное взятие звука; – получение результата: исполнитель слышит и анализирует получившееся звукоизвлечение, сравнивая его с предслышанием. Таким образом, представленные концепции проявления волнения и тревоги охватывают все значимые области рассмотрения темы данного исследования. Почти все они определяют чувство тревоги как реакцию на возникающий конфликт. 9

11 Возможные причины сценического волнения. «В течение многих лет я испытываю ужасные страдания перед выступлением, это муки, которые невозможно описать. Ужасное внутреннее волнение, страхи со всем и вся – все это не что иное, как нечистая совесть».

Игнаций Ян Падеревский Нет двух исполнителей, которые испытывают одинаковое психологическое состояние в момент выхода на концертную площадку. Один ученик смертельно боится ошибиться, забыть текст, другой смущѐн обстановкой концертного зала, ему не по себе от сотен устремлѐнных на него глаз.

Кто-то хочет больше того, на что способен, и мучается, чувствуя свою беспомощность, кому-то все надоело, и он мечтает поскорее уйти домой, а некоторые ученики испытывают состояние творческого подъема и с радостью, с нетерпением ждут общения с публикой.

Преподаватель должен помочь ученику осознать причину своего волнения на сцене, а также понять, что необходимо ему для достижения оптимального концертного состояния. 1) Осознание общественной значимости выступления. Чрезмерное волнение привносит осознание общественной значимости публичного выступления.

Каждый выход на сцену имеет определенную цель, в большей или меньшей степени значимую для ученика. От успешного выступления может зависеть сдача экзамена, получение лауреатского звания и т.д. В результате возникает состояние, сравнимое с предчувствием катастрофы, если выступление будет неудачным.

Российский исследователь феномена общественной значимости публичного выступления А.Л. Готсдинер отметил, что большинство детей в отличие от взрослых, не боятся публичного выступления именно потому, что 10

12 они не понимают его общественной значимости. Дети чувствуют себя гораздо свободнее, если в зале много знакомых, и это их вдохновляет. Но в подростковом возрасте приходит осознание общественной значимости концертного выступления, и появляется боязнь выхода на сцену. Любая установка сделать выступление «важным» должна считаться негативной и непродуктивной.

Основная цель состоит в развитии и отработке мысленных упражнений, которые помогут освободить событие выступления от всякой «важности». Проще говоря, чем знáчимее воспринимается предстоящее событие, тем больше возникает психологических и физических проблем.

Независимо от роли данного выступления в жизни музыканта, не стоит забывать об исполнении музыки как о высшей цели существования исполнителя. 2) Желание быть признанным. Подход к выступлению с ожиданиями какого-либо одобрения (такого как физическое и эмоциональное вдохновение и одобрение слушателей) представляет собой еще одно серьезное препятствие для творчества.

В человеческой натуре заложено ожидание награды за усилия. Так же, часто ученики очень серьезно относятся к одобрению и похвале педагога. Они нуждаются в поддержке перед выступлением, а так же в справедливой критике после него. 3) Неправильное расходование энергии.

Правильное расходование энергии имеет прямую, следственную связь со степенью расслабления, которую вы сможете достигнуть. Чрезмерная энергия и напряжение обладают сокрушительным эффектом на технику игры, физическую выносливость и контроль эмоций. Природа «работы» музыканта заключается в концентрации, а не в физической активности.

Целью является достижение физического и эмоционального «покоя». Если взглянуть на любые видео величайших исполнителей, то легко заметить, насколько они спокойны. Наивно полагать, что мастера не волнуются и не испытывают эмоционального возбуждения, 11

Источник: https://docplayer.ru/28592115-Scenicheskoe-volnenie-i-sposoby-ego-preodoleniya.html

Ссылка на основную публикацию