Песни великой отечественной войны из истории пяти известных песен

Лучшие песни Великой Отечественной войны. АУДИО / Православие.Ru

1941 год

Священная война
(«Вставай, страна огромная, / Вставай на смертный бой / С фашистской силой тёмною, / С проклятою ордой…»)
Музыка: А. Александров. Слова: В. Лебедев-Кумач

1942 год

Горящий Сталинград. Зенитная артиллерия ведет огонь по немецким самолетам 1942 г. Место съемки: Сталинград, Площадь/p>

Жди меня
(«Жди меня, и я вернусь. / Только очень жди, / Жди, когда наводят грусть / Желтые дожди, / Жди, когда снега метут, / Жди, когда жара…»)
Музыка: М. Блантер Слова: К. Симонов. Исполняет Эдуард Хиль

***

В лесу прифронтовом
(«С берез, неслышен, невесом, / Слетает желтый лист. / Старинный вальс «Осенний сон» / Играет гармонист…»)
Музыка: М. Блантер. Слова: М. Исаковский. Исполняет Георгий Виноградов и КрАПП п/у А. В. Александрова

***

Вечер на рейде
(«Прощай, любимый город, / Уходим завтра в море. / И ранней порой / Мелькнёт за кормой / Знакомый платок голубой…»)
Музыка: В. Соловьев-Седой. Слова: А. Чуркин. Исполняют В. Бунчиков и М. Михайлов

1943 год

Курская битва

Вот солдаты идут
(«Вот солдаты идут / По степи опаленной, / Тихо песни поют / Про березки да клены, / Про задумчивый сад / И плакучую иву. / Про родные леса, / Про родные леса / Да широкую ниву…»)
Музыка: К. Молчанов. Слова: М. Львовский. Исполняет И. Шмелев

***

Давай закурим
(«Об огнях-пожарищах, / О друзьях-товарищах / Где-нибудь, когда-нибудь мы будем говорить. / Вспомню я пехоту, / И родную роту…»)
Музыка: М. Табачников. Слова: И. Френкель. Исполняет К. Шульженко

***

Лизавета
(«Ты ждешь, Лизавета, / От друга привета, / Ты не спишь до рассвета, / Все грустишь обо мне. / Одержим победу, / К тебе я приеду / На горячем боевом коне…»)
Музыка: Н. Богословский. Слова: Долматовский. Исполняет П. Киричек

***

Темная ночь
(«Темная ночь, только пули свистят по степи, / Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают. / В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь, / И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь…»)
Музыка: Н. Богословский. Слова: В. Агатов. Исполняет М. Бернес

***

Сообщение о прорыве блокады Ленинграда 18 января 1943 г.
(«Говорит Москва! В последний час. Успешное наступление наших войск в районе южнее Ладожского озера и прорыв блокады Ленинграда…»)
Диктор: Ю. Левитан

1944 год

Источник: http://www.pravoslavie.ru/53349.html

Десять лучших песен Великой Отечественной войны (АУДИО)

Священная война (музыка — А. Александров, стихи — В. Лебедев-Кумач)

Эта песня была написана в самом начале войны — уже 24 июня 1941 года ее текст был опубликован в «Известиях» и «Красной Звезде». Сразу же появилась музыка, начались репетиции.

Однако впервые на всю страну «Священная война», известная еще и как «Вставай, страна огромная», прозвучала в октябре 41-го года, когда стало ясно, что быстрой победы не будет и огромную страну все-таки ждет «смертный бой»…   

В землянке (музыка — К. Листов, стихи — А. Сурков)

Написанная на стихи фронтового корреспондента в 1942 году, песня «В землянке» стала поистине окопным «хитом«, полюбилась всем воевавшим на фронтах Великой Отечественной.

По воспоминаниям Алексея Суркова, автора стихов, блюстители оптимистического духа советского воина требовали заменить в песне такие строчки: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага», считая их «упадническими».

У фронтовиков замена, которую пытались произвести, вызвала бурю негодования.

Сурков получил от солдат письмо с такой просьбой: «Напишите вы для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте, как есть, — ведь мы-то знаем, сколько шагов до смерти». 

Заветный камень (музыка — Б. Мокроусов, стихи — А. Жаров)

Эта песня, написанная в 1944 году, основана, как принято сейчас говорить, на реальных событиях.

После кровопролитных боев за Севастополь, оставляя город, уплывала по морю шлюпка. В ней находилось четыре моряка-севастопольца. Один из них был тяжело ранен.

Умирая, он передал своим товарищам гранитный камень — осколок севастопольской набережной: гранит во что бы то ни стало нужно было вернуть на место…

Этот камень передавали моряки из рук в руки до тех пор, пока он не вернулся в город-герой Севастополь, освобожденный от фашистов. 

Давай закурим (стихи и музыка — М. Табачников, И. Френкель)

Эта песня, известная в непревзойденном исполнении Клавдии Шульженко, была написана в декабре 1941 года. Во время войны она исполнялась с первым куплетом:

Теплый ветер дует.Развезло дороги.И на Южном фронтеОттепель опять.Тает снег в Ростове,Тает в Таганроге.Эти дни когда-нибудь

Мы будем вспоминать. 

Осенью до этого на Южном фронте выпал снег, которого никто не ждал так рано. Затем наступила оттепель и русские дороги… развезло. Именно это дало возможность советским войскам ударить по немцам под Ростовом-на-Дону, освободить город и нанести врагу первое крупное поражение.   

Случайный вальс (музыка — М. Фрадкин, стихи — Е. Долматовский)

Стихи, которе впоследствии стали основной для «Случайного вальса», Евгений Долматовский написал еще в 1942 году, наблюдая за отдыхом солдат и медсестер в прифронтовой полосе.

Он отмечал целомудренность, грусть этих коротких встреч на привалах, «танцев до утра», отмеченных печалью по дому и мирной жизни.

После знакомства с композитором Марком Фрадкиным и окончания Сталинградской битвы родилась песня. 

Самый известный исполнитель «Случайного вальса» — Леонид Утесов. 

Синий платочек (музыка — Е. Петербургский) 

У этой поистине народной песни первой на свет появилась музыка, причем за несколько лет до войны. Ее написал Ежи Петербургский, польский музыкант.

Случайно скромный вальсок услышал поэт Яков Галицкий, который написал стихи, который начинались так: «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч. Ты говорила, что не забудешь радостных, ласковых встреч…». Вскоре песенка стала шлягером. Но началась война.

И на нежную мелодию были положены другие стихи: Борис Ковынев начал песню со слов «Двадцать второго июня ровно в четыре часа Киев бомбили, нам объявили, что началася война…».  

Во время войны было создано множество вариантов текста «Синего платочка». Перед вами — один из известных «изводов» песни в исполнении Клавдии Шульженко. 

Соловьи (музыка — В. Соловьев-Седой, стихи — А. Фатьянов)

Автор стихов этой трогательной песни Алексей Фатьянов на фронте воевал в качестве рядового. Вот его воспоминания: «Помню фронт.

В большой зеленой роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов, во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей!…

 С первых дней Великой Отечественной войны, находясь в рядах нашей славной армии, я глубже стал понимать величие чувств людей, их душевную красоту, узнал цену дружбы и любви, цену вовремя сказанного, нужного слова». 

Катюша (музыка — М. Блантер, стихи — М. Исаковский) 

Эта песня была написана задолго до войны, в 1938 году, однако стала любимой именно в годы военного лихолетья. Говорят, что именно из-за этой песни советские солдаты прозвали страшные для немцев машины реактивной артиллерии «катюшами».  Во время войны у «Катюши» появился даже дополнительный куплет: 

Пусть фриц помнит русскую «катюшу»,Пусть услышит, как она поет:Из врагов вытряхивает души,

А своим отвагу придает!

Стихи также неоднократно переписывались «по случаю», и песня посвящалась реальным Катюшам, воевавшим за Родину. 

Тёмная ночь (музыка — Н. Богословский, стихи — В. Агатов)

Эта необычайно лиричная, нежная, добрая песня о любви была написана в 1943 году специально для фильма Леонида Лукова «Два бойца».  В картине ее исполняет герой Марка Бернеса одессит Аркадий Дзюбин. С тех пор песня «Тёмная ночь» остается одной из самых известных и любимых военных песен. 

Эх, дороги… (музыка — А. Новиков, стихи — Л. Ошанин) 

Песня была написана в 1945 году, уже после окончания Великой Отечественной войны, для театрализованной программы Сергея Юткевича «Весна победная». Однако спустя несколько десятилетий она воспринимается однозначно как военная — помогают доверительная интонация и простая, но вместе с тем образная лексика. 

P.S. Дорогие читатели, а  какие хорошие песни военных лет и о войне помните вы

Источник: http://www.taday.ru/text/1113546.html

История в песнях Великой Отечественной войны | СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Великая Отечественная война — одна из самых героических страниц нашей истории. Мужество людей, их стремление защитить свою Родину не знало границ. Вместе с людьми в солдатский строй встала песня. С первых дней войны песни помогали народу выстоять и победить, они стали оружием, которое подавляет врага.

Прошли годы, но песни военных лет звучат и сегодня, трогая сердца наших современников. У каждой песни есть своя судьба, своя история. Каждая из них раскрывает нам отдельную страницу тех незабываемых событий.

Многие исследователи отмечают подъем песенного творчества в годы Великой Отечественной войны. В этот период были созданы тысячи песен, которые вдохновляли бойцов на подвиг, вселяли в них мужество.

Уже в первую неделю войны советскими композиторами и поэтами были написаны около двухсот новых песен, большинство из которых сразу же «ушли на фронт». Маршал Советского Союза И.Х. Баграмян, вспоминая о первых, самых тяжёлых, месяцах войны, писал: «Именно в этот труднейший период войны родилось много песен.

Они были бодры и воспевали Родину, воспевали ненависть к врагу, мужество, отвагу, боевую дружбу — все то, что помогало преодолевать военные трудности, которым не было числа».

(«Фронтовые песни».)

«Священная война». Песня-гимн войны

«В землянке»

«Шумел сурово Брянский лес»

«Песня о Ладоге»

Культурная жизнь страны во время Великой Отечественной войны

Важную роль в культурной жизни страны во время Великой Отечественной войны сыграли артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп. Они вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом.

Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады.

Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко.

(Выступление Л.А. Руслановой.)

Артисты и музыканты делали все возможное для фронта и для победы. Они выступали в воинских частях и госпиталях, устраивали концерты и спектакли, собирали средства для семей фронтовиков, отправляли посылки на фронт.

Артисты Большого театра тоже активно помогали фронту. Они cдали 116 литров своей крови для спасения жизни героев.

Родные артистов встречали санитарные пароходы и поезда, принимали активное участие в разгрузке и эвакуации раненых.

В свои выходные дни артисты Большого театра устраивали шефские концерты, сборы от которых шли в фонд Красной Армии. Таким образом, в фонд обороны было перечислено почти 2 миллиона рублей.

Но главным оружием артистов и музыкантов было их искусство. На радио звучали тематические музыкальные передачи, которые были организованы артистами Большого театра и работниками Всесоюзного радио.

Из справки областного отдела по делам искусств в обком ВКП(б) «О работе предприятий и учреждений искусств области в период Великой Отечественной войны», можно узнать, что всего за годы Отечественной войны работники искусств дали 23 949 концертов и спектаклей, на которых присутствовали почти 13 миллионов человек.

Значение музыки в победе Великой Отечественной войны

Красивые мелодии и жизнеутверждающие стихи всегда приходили людям на помощь в трудную минуту. С первого дня войны и до победного салюта песни всегда были с солдатами, помогали преодолевать трудности, поднимали боевой дух воинов. Песня, как верный друг, не покидала фронтовика, она шла с ним в бой, помогала громить немецких захватчиков.

Хорошая песня всегда была верным спутником бойца и в короткие минуты отдыха, когда он вспоминал родных и близких. Она приносила утешение и согревала сердце. Песни были самые разные: нежные и задумчивые, одни отзывались болью утрат, другие были окрашены юмором. Но все они повествуют об армейской жизни, о крепкой солдатской дружбе, мечтах и надеждах.

В самые трудные и тяжелые годы были написаны искренние и глубоко патриотические песни, воодушевлявшие красноармейцев на подвиги, придающие силы даже в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях. В решительные минуты песня помогала мобилизовать силы, избавиться от слабости и паники.

Музыка помогала бойцам бить врага, ковать победу и выдержать все тяготы войны. «Оружие у нас есть, пришлите песню» — такие просьбы писали солдаты с передовой.

(«В минуты отдыха».)

В поэме Твардовского «Василий Теркин» есть замечательные строки:

Сегодня иногда пытаются пересмотреть историю и ход войны. Но песни, написанные в годы войны, можно назвать историческим документом, правдиво рассказывающим о том времени.

В ходе работы над проектом были исследованы следующие песни военных лет: «Священная война», «Моя Москва», «В землянке», «Шумел сурово Брянский лес», «Песня о Ладоге», «Дорога на Берлин», сатирические военные песни.

Читайте также:  Как научиться петь тихо

В этих песнях прослеживаются ключевые этапы войны: битва за Москву, блокада Ленинграда, оборона Севастополя, Сталинградская битва, изгнание немецких захватчиков с территории СССР, партизанское движение.

Также была исследована культурная жизнь страны в военные годы в рамках работы фронтовых бригад.

По результатам исследования я пришла к выводу, что песни, созданные в годы Великой Отечественной войны, отражают исторические события того времени и сами являются частью нашей истории. В процессе исследования подтвердилась гипотеза, что «Песня – лирическая летопись времени».

Спустя 70 лет после войны эти песни по-прежнему любимы и трогают до глубины души. Мы слышали, как раньше эти песни пели наши бабушки и дедушки, и теперь с удовольствием поём их сами. Такие песни хочется петь вместе, они объединяют, потому что в них есть горе и радость, которые понятны каждому.

Архипова Анна Валерьевна, ученица 6 «В» класса, ГБОУ СОШ 806 (отделение 2), г. Москва, Россия.

Источник: http://cpacibodedu.ru/article/2784-istoriya_v_pesnyah_velikoy_otechestvennoy_voynyi

Из истории песен Великой Отечественной войны — Вторая мировая война – уроки памяти

12 февраля 2010 10:35

Песни Великой отечественной войны

Песни — лирическая летопись времени. В них отражаются все вехи истории страны, боль и радость отдельных людей и всего народа. Прошло  65 лет со дня Победы, но песни далеких и грозных лет звучат и сегодня,  потрясая сердца.

Вот уже даль дневную окрасил вечерний свет… Что же меня волнуют песни военных лет?.. Что-то для нас святое скрыто в их глубине,

Строки, какие стоя хочется слушать мне.

Спустя много лет после войны напишет эти стихи поэт Михаил  Матусовский.

Роль песни в годы войны была чрезвычайно высока. Они складывались обо всем, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души, призывало к подвигу. В них говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви.

Песня поддерживала в трудные минуты, приносила утешение, она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело. Но не только солдат поддерживали и согревали эти мелодии.

Их женам, матерям, детям они тоже помогали, очень помогали ждать все годы разлуки. У каждой песни своя история, свой путь,  и своя судьба.

Через несколько дней после начала войны, по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Это песня «Священная война».

Вставай страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная Вскипает как волна! Идет война народная,

Священная война.     

Стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача было напечатано в газете на третий день войны. Газету передали руководителю прославленного Краснознаменного ансамбля  песни и пляски Александру Васильевичу Александрову.

Стихи потрясли композитора — в них было то, чем жил он сам все эти первые дни войны, его мысли и чувства… и, как бы сам собою, возник их музыкальный образ, услышалась мелодия. Впервые эта песня была исполнена на Белорусском вокзале для уходящих на фронт бойцов. Весь вокзал словно замер.

Все, и артисты, и слушатели, бойцы, и те, кто их провожал, испытали настоящее потрясение. В наступившей напряженной тишине все слушали стоя. Потом песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать, запомнить слова, чтоб увезти с собой на фронт. Эта песня была музыкальной эмблемой Вов.

Послушайте эту песню-марш, и вы сразу же ощутите  прилив патриотических чувств.

Не только марши, но и суровые песни-вальсы были созданы на войне. «Прощайте скалистые горы». Эта песня посвящена североморцам, и родилась она на Северном флоте.

В 42-м году рядовой пушечно-артиллерийского полка Николай Букин прислал свои стихи в редакцию газеты, их опубликовали в ближайшем номере. Листая подшивку газет, на эти стихи наткнулся композитор Евгений Жарковский, тоже служивший на Северном флоте. Потянулся к роялю.

Снова и снова проигрывал мелодию, которая становилась все более певучей и стройной.

Прощайте, скалистые горы На подвиг Отчизна зовет. Мы вышли в открытое море,

В суровый и дальний поход.

А волны и стонут, и плачут И плещут о борт корабля… Растаял в далеком тумане Рыбачий —

Родимая наша земля.

Суровая героика. И вдруг — вальс… А почему бы и вальсу не быть героическим? Какое время, такой и вальс… Полюбили эту песню на всех флотах, и не только на флотах. Песня «Прощайте скалистые горы» не забыта и в наши дни, её всегда поют моряки-североморцы, она признана неофициальным гимном Северного флота.

Песня-баллада «Заветный камень», которую Леонид Осипович Утесов называл в числе самых своих любимых песен, родилась в Севастополе. Поэт Александр Жаров и композитор Борис Мокроусов находились там, в трагические дни прощания с городом.

По приказу командования Черноморский флот уходил к побережью Кавказа. Люди, покидая город, брали с собой кто горсть крымской земли, кто камень. Вместо талисмана… И эти заветные камни, эту священную землю, обильно политую кровью, матросы обещали вернуть на место, когда вышвырнут фашистов из Севастополя.

Так у авторов родился герой песни — матрос, которого подобрали в море друзья.

Он камень сжимал посиневшей рукою И тихо сказал умирая: «Когда покидал я родимый утес, С собою кусочек гранита унес… Затем, чтоб вдали От крымской земли

О ней мы забыть не могли.

Во время Великой Отечественной войны  родилось много прекрасных, незабываемых лирических песен. Одну из первых песен Великой Отечественной войны написал Василий Павлович Соловьев-Седой.

Эта спокойная, тихая песня «Вечер на рейде», сразу полюбилась фронтовикам. Зимой 41-го года композитор выступал на Калиниградском фронте.

После концерта в солдатской землянке бойцы попросили исполнить что-нибудь «для души», потеплее, посердечнее. Уже со второго куплета бойцы начали ему подпевать.

Прощай, любимый город! Уходим завтра в море. И ранней порой Мелькнет за кормой

Знакомый платок голубой.

С этого дня песня стала опережать артистов, ее пели миллионы людей. Почему же мирная, тихая песня, в которой даже ни разу не упоминается слово «война», так полюбилась в суровую пору? Наверное, потому, что она создает возвышенное настроение, что есть в ней большая внутренняя сила. У рояля — словно всплески волн, а поющие обращаются друг к другу, ища сочувствия, поддержки и отклика:

Споемте, друзья, ведь завтра  в поход
Уйдем в предрассветный туман…

Завидная доля выпала этой песне! Не только моряки ее считали своей, «Уходим завтра в поле…» — пели пехотинцы, «Уходим завтра в горы…» — пели народные мстители Крыма. Десантники перед вылетом в тыл врага пели: «Прощай, земля Большая! Десант наш улетает…». И даже итальянские партизаны положили на эту мелодию рассказ о своей юной героине.

Не менее популярная была всем известная песня «Катюша». Осенью 1938 года «Катюша» впервые была исполнена Государственным джаз-оркестром и его солистами. Поэт Михаил Исаковский написал стихи, а композитор Матвей Блантер сочинил музыку на эти стихи.

Песня стала всенародно любимой, а в годы войны, когда тысячи других Катюш отправились на фронт, появились песни переиначенные, о сражающейся Катюше, о разведчице, медсестре, партизанке. В 1943 году народ дал ласковое прозвище «катюша» новому оружию — гвардейскому миномёту.

А в 1944 году композитор Владимир Захаров и поэт Михаил Исаковский сочинили еще одну песню «Катюша» — уже об этом новом оружии. Никакую другую лирическую песню не знало, не пело, не полюбило столько людей в стольких странах, как эту боевую «Катюшу».

На крутом, высоком берегу реки Угры в Смоленской области, где рос Михаил Исаковский, поставили памятник «Катюше». Памятник песне! Кажется, один из немногих в мире!

Песня «В землянке», сразу же безоговорочно была принята — и сердцем солдата, и сердцами тех, кто его ждал. А ведь стихотворение, из которого она родилась, даже в печать не предназначалось. Просто поэт Алексей Сурков написал жене с фронта это стихотворение.

Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале 42-го не пришел во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню». И тут Алексей Сурков вспомнил о стихах, отправленных домой, переписав их, отдал Листову.

Через неделю новая песня пошла по всем фронтам — от Севастополя, до — Полярного. Конечно же, сугубо личные строки Алексея Суркова совсем не случайно стали популярнейшей песней войны, одной из наивысших лирических удач во всей фронтовой поэзии.

Солдатское сердце искало не только лозунга и призыва, но и ласкового, тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, что на него обрушила жестокая действительность.

Не случайно рядом со строками «Идет война народная, священная война» — в солдатском сердце жила, в общем то не очень искусная песенка про синий платочек.

Есть секрет исключительной душевной приязни миллионов бойцов к таким стихам, как «Жди меня» поэта Константина Симонова, и к таким песням как «Темная ночь» — Николая Богословского на слова Владимира Агатова, «Огонек» — на слова Михаила Исаковского, музыка народная, «Соловьи» — музыка Василия Соловьева-Седого на слова Алексея Фатьянова, «Случайный вальс» — музыка Евгения Долматовского на слова Марка Фрадкина. И много-много других песен было создано в годы Великой Отечественной войны, и после, в память о тех днях, событиях, друзьях, во славу победы и победителей.

По своему эмоционально-духовному наполнению, песни войны превзошли всё, что существовало на нашей эстраде прежде, и всё, что вышло на нашу эстраду после.

В годы войны оказался нарушен обычный порядок проникновения песен в народ: если до войны песни сначала издавались на пластинках, а уж потом, становились популярны, то теперь они, исполняясь на фронтах, становились популярны и только потом попадали на пластинки.

И с этими песнями критики и цензоры уже не могли ничего поделать — это были народные песни, заслужившие в боях право на существование!

Отдел литературы по искусству областной универсальной научной библиотеки предоставляет  возможность всем прослушать песни о войне, победе и многие другие на грампластинках, аудиокассетах и электронных носителях. Предоставляется возможность перезаписать музыкальные произведения на аудиокассету. Также вы можете получить в пользование ноты для всех музыкальных инструментов и исполнить эти произведения сами.

составитель Бутук Татьяна Даниловна,

главный библиотекарь отдела литературы по искусству

Источник: http://pskovlib.ru/events/virtualexhibitions/virt/vyst65vov/9689

Три главные песни о войне и победе: невероятные истории их создания

Первой песней, написанной в годы Великой Отечественной войны, была «Священная война». 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. А спустя два дня, 24 июня, в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война».

Неужели автор так быстро смог написать слова песни?

Шла война по всей Европе. Перед роковым сообщением о нападении Германии на СССР поэт просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и, потрясенный увиденным, писал стих. Писал и переписывал по несколько раз. Финальный вариант отдал для публикации.

Композитор Александр Александров, прочитав в газете этот стих, сочинил музыку. И уже на пятый день войны перед отправляющимися на фронт солдатами, на площади Белорусского вокзала, состоялась премьера «Священной войны» в исполнении Ансамбля песни и пляски Красной Армии под руководством Александрова.

Отсюда, за считанные дни, зовущая к подвигам песня распространилась по всему Союзу.

Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа.

«День Победы»

Песня «День Победы» в исполнении Льва Лещенко — символ праздника 9 мая. Однако мы могли бы и вовсе не услышать ее. Трудно поверить, но когда-то песня была фактически запрещена к эфиру на телевидении и радио.

static.1tv.ru

История создания.

В марте 1975 г. поэт Владимир Харитонов обратился к Давиду Тухманову с предложением о создании песни, посвящённой Великой Отечественной войне.

Страна готовилась к 30-летию Победы, и в Союзе композиторов был объявлен конкурс на лучшую песню о войне. Буквально за несколько дней до окончания конкурса  Харитонов передал свои стихи соавтору.

Давид Тухманов быстро написал музыку, и песня успела попасть на последнее прослушивание.

Запрет.

Но никакого места в конкурсе песня «День Победы» не заняла. Наоборот, она вызывала болезненную, острую реакцию жюри, прозвучали резкие высказывания, о чем немедленно стало известно на Гостелерадио. Давид Тухманов был молодым автором, известным лишь по эстрадным хитам. В те времена всю музыкальную политику государства определяло руководство Союза композиторов, в основном весьма пожилые люди.

Читайте также:  Влияние музыки на человека интересные факты истории и современности

Тухманову тогда было всего 30 лет. Маститые авторы считали его мальчишкой.  По мнению руководства Союза композиторов, а также теле- и радионачальников, он не мог соответствовать статусу автора песни государственного масштаба.

dintemgs.ru

Прорыв.

Первым исполнителем песни «День Победы»  был Леонид Сметанников. Он исполнил её на съёмках передачи «Голубой огонёк» в канун 9 мая 1975 года.

От забвения песню спас известный певец Лев Лещенко. В ноябре 1975 года в концерте, посвящённом Дню милиции, он пошел на хитрость. Фактически обманув телевизионное руководство, без всякого предупреждения исполнил «День Победы» в прямом эфире.

И свершилось чудо! Публика сразу приняла песню, и «День Победы» был исполнен ещё раз — на «бис». После чего эту песню стала петь вся страна.

«Алёша»

В Болгарии есть небольшой старинный город Пловдив. Каждое утро на протяжении десятилетий местная городская радиостанция начинала свои передачи с песни «Алёша». Решением Пловдивского городского Совета эта песня являлась официальным гимном города до 1989 года.

bci-moscow.com

Песня появилась благодаря памятнику.

Осенью 1962 года Болгарию посетил советский композитор Эдуард  Колмановский. Он побывал в Пловдиве у памятника «Алеше».

Ему рассказали о том, как в сентябре 1944 года жители города с букетами роз встречали своих освободителей, и как один из солдат сказал, что, пока его руки смогут держать оружие, розы никогда больше не будут обрызганы кровью. Народная память сохранила и имя солдата — ласковое, певучее русское имя Алеша.

7iskusstv.com

Композитор поделился впечатлениями о том, что видел и слышал в Болгарии, с поэтом Константином Ваншенкиным, показал фотографию памятника.

Как признается композитор, за основу мелодии он взял народную болгарскую партизанскую песню времен второй мировой войны.

Текст и ноты песни «Алеша» были опубликована в 1966 году в журнале «Старшина—сержант».

Первое исполнение состоялось у подножия памятника «Алеше» в 1967 году. Тогда в Пловдиве с концертом выступил Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии имена Александрова.

Для советских слушателей песню эту по-настоящему «открыли» болгарские певцы, дуэт — Маргарет Николова и Георги Кордов.

«Алеша» — песня о простом парне, о простом солдате до сих пор звучит по радио и с экранов телевизоров. Ее исполняют сотни современных певцов по всему миру.

Тот самый Алеша.

Вот он Алеша. Именно благодаря Алексею Скурлатову памятник получил свое название и приобрел черты русского солдата.

bigbosses.ru

На войну Алексей Скурлатов ушел добровольцем. Был связистом: участвовал в Курской битве, освобождал Харьков и Николаев, дошел до Болгарии. Получил два Ордена Красной звезды и медаль «За отвагу».

blogs.altapress.ru

В Пловдиве он помогал восстанавливать телефонную линию. Кто-то из болгар сделал рисунок статного русского воина. Рисунок сохранил друг Скурлатова Методи Витанов. После войны набросок попал в руки скульптору Василу Родославову. Так в Болгарии 7 ноября 1957 году, в городе Пловдив и появился памятник «Алеше». Защитнику мира.

Сегодня, в День Победы, вспомним и воинов фронтовиков, работников тыла. Вспомним  и музыкантов, благодаря их произведениям мы не забываем великий подвиг русского народа, простого русского солдата.  

Больше интересных материалов читайте в нашем Telegram Больше интересных материалов читайте в нашем канале Яндекс Дзен

Источник: http://GoRabbit.ru/article/tri-glavnye-pesni-o-voyne-i-o-pobede-neveroyatnye-istorii-ikh-sozdaniya

Песни Великой Отечественной войны: из истории пяти известных песен, Музыкальный класс

Песни Великой Отечественной войны – пласт в нашей песенной культуре совершенно особенный. Произведения рождались в паузах между боями, на привале, в строчках писем к родным, как оперативный отклик на быстро меняющуюся ситуацию на фронте. И только те стихи прошли испытание временем, что поднялись над злобой дня и обрели общечеловеческое звучание.

Гимном всего четырехлетнего испытания по праву считается «Священная война». Стихи к ней написал уже маститый к тому времени советский поэт В.Лебедев-Кумач, а музыку сочинил А.В.Александров. Времени на ноты не было – враг рвался к Москве.

Пришлось взять мел, грифельную доску, чтобы певцы и музыканты уже оттуда переписали себе текст. На разучивание и репетицию времени оставалось всего сутки.

С осени 1941 года песня стала ежедневно звучать по всесоюзному радио – после традиционного боя курантов.

На что считается оппозиционером Владимир Высоцкий – и тот в одной из анкет указал этот гимн в качестве любимой песни Великой Отечественной войны. И вряд ли покривил душой – ведь сказано в одной из его собственных песен: «Ни единою буквой ни лгу»…

Первой же лирической песней Великой Отечественной войны стало стихотворение поэта Алексея Суркова «В землянке».

Песня, собственно, и не предполагалась – несколько строк в стихах, которые после тяжелейшего боя чудом выживший Сурков набросал в письме к жене.

Если бы не композитор Константин Листов, попросивший «что-нибудь» для обновления репертуара, возможно, «Землянка» так и осталась бы под спудом…

Но нет – зазвучала сначала под гитару, потом и под оркестр, по радио, вышла на пластинках. И напрасно бдительная цензура предупреждала о том, что, дескать, строка «до смерти – четыре шага» слишком уж упадническая – песня уже «пошла» в народ. А добавили ей популярности мастерским исполнением Леонид Утесов и Лидия Русланова.

Для Суркова, в сущности, стихотворение стало произведением всей сознательной жизни – никогда уже его поэзия не поднималась до столь пронзительных и трагических высот. Настолько в унисон бились сердца тех, кто был надолго, а то и навсегда разлучен войной.

В фильме 1942 года «Два бойца» исполнявший роль моряка Аркадия Дзюбина Марк Бернес берет гитару и начинает напевать. Так страна узнала «Тёмную ночь» — колыбельную на все времена. Удивительно, что в стихотворении почти нет рифмы – зато оно проникнуто единым, цельным настроением. Великолепно сработал и композитор Никита Богословский.

Потрясает не то, что песня до сих пор любима, а как её обожают за рубежом. Однажды в одном из нью-йоркских ресторанов начиналась сольная карьера Вилли Токарева.

И именно исполнение «Тёмной ночи» принесло ему бешеный успех, а не собственные легковесные песенки.

И ещё характерный эпизод – граммофонная пластинка с первой записью песни оказалась испорчена слезами женщины-техника, осуществлявшей запись. Ну, не смогла она механически подойти к делу.

Еще одна лирическая песня Великой Отечественной войны вышла из-под пера Михаила Исаковского в самый разгар войны, в 1943-м году. Имя ей – «Огонек». Это незамысловатый рассказ о том, как парень уходит на фронт, храбро сражается с врагом, и воспоминания о возлюбленной дают ему силы, а жизни – смысл.

До настоящего времени так и не удалось установить автора мелодии. После войны даже собиралась специальная комиссия при Союзе советских композиторов для рассмотрения этого вопроса. Там и выяснилось, что никто из претендентов права на песню не подтвердил.

Кто-то вспомнил о популярном некогда танго «Стелла», да вот незадача – и там автор музыки остался неизвестным. «Огонек» вызвал к жизни целую волну переделок и подражаний, вплоть до наших дней. Речь в них – об измене девушки в связи с ложным известием о гибели парня, о его возвращении домой и их решающем объяснении.

Едва закончилась война, как поэт Михаил Исаковский написал стихотворение «Враги сожгли родную хату». Если большинство военных песен – настроенческие, то эта — сюжетное: солдат возвращается с фронта домой, но попадает на пепелище. С горьким монологом обращается он к погибшей жене…

А партия уже взяла курс на мирное строительство, на восстановление страны из разрухи. О погибших словно велели забыть, словно Победа не стоила миллионов жертв. Стихи запретили.

Под названием «Прасковья» их запели инвалиды на рынках и в электричках. Только в 1960 году певец Марк Бернес, которому покровительствовал один из маршалов Победы – В.И.Чуйков – решился на публичное исполнение этой песни. Зал встал, некоторое время стоял, молча, а затем устроил певцу нескончаемую овацию.

Песня стала своеобразной визитной карточкой Бернеса. Превзойти его исполнение едва ли кому удалось. Это – словно лирический народный реквием тем, кто ковал победу в тылу, кто, не щадя сил и здоровья, бил врага на разных фронтах великой войны.

Источник: https://eurowheels.com.ua/isskustvo-dlya-dushi/pesni-velikoj-otechestvennoj-vojny-iz-istorii-pyati-izvestnyx-pesen-muzykalnyj-klass

«История создания песен о Великой Отечественной войне»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В годы Великой Отечественной войны песня — самый распространенный жанр со­ветской музыки. Военная пора во всей полноте и силе проявила ее мобильность, непосредственную близость к повседневной жизни общества. Песня становится духовным оружием фронта и тыла.

Она зовет в бой, воодушевляет памятью о мирных днях и вселяет в человеческие сердца уверенность в победе. Главная тема песенного творчества этих лет — защита Родины.

В самых суровых, нечеловеческих испытаниях люди смогли выжить благодаря любви – беззаветной любви к родному дому и к своей Родине, невесте, жене, не спящей у детской кроватки, к матери, которая ждет и надеется.

Во многих песнях военных лет и в современных песнях о войне поется об этом. Солдатская песня в тяжелые времена испытаний придавала силы, вдохновляла на подвиг, давала надежду выжить и встретиться

со своими любимыми. Из-под пера совет­ских композиторов вышло немало прекрасных, незабываемых песен о мужестве, чести и солдатской славе, ставших достоя­нием общечеловеческой песенной культуры.

Я хотел бы представить читателям, своим одноклассникам, школьникам информацию об истории создания некоторых песен «Священная война» (композитор Александр Александров и поэт Василий Лебедев-Кумач), «Катюша» (композитор М. Блантера, поэт М. Исаковский), «День Победы» (композитор Давид Тухманов, поэт Владимир Харитонов).<\p>

История создания песни «Священная война». 

Крутой поворот песни навстречу военной действительности произошел уже в июньские дни 1941 года. Откликнувшись на лозунг «Песня — фронту», композиторы и поэты мобилизуют свои творческие усилия. Песни пишутся в считанные дни и да­же часы. Нередко это было так: сначала в одной или нескольких газетах печатались новые стихи, а вскоре композиторами сочи­нялась музыка

Набатным призывом, поднимающим народ на смертный бой с фашистскими захватчиками, зазвучал гимн «Священная война». От начала до конца дышит это произведение страстной силой взволнованной человеческой речи. Песня передает и глубокий драматизм события, и героический подъем народа, и его волю к победе.

И в первый же день боев с фашистами Василий Иванович Лебедев-Кумач написал стихотворение «Священная война», которое 24 июня было опубликовано одновременно в двух газетах — «Известиях» и «Красной Звезде». Композитор Александр Васильевич Александров, создатель и художественный руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии, прочел эти стихи.

Утром он пришел на репетицию и написал па грифельной доске слова и мелодию сочиненной им песни…

И она отправилась воевать. Ее увезли на фронт три бригады Ансамбля, выехавшие обслуживать части действующей армии. А группа Ансамбля, оставшаяся пока в Москве, выступила прямо на перроне Белорусского вокзала перед призывниками…

С песней «Священная война» шли колонны советских солдат по фронтовым дорогам на запад, эту песню пели шепотом в пар­тизанских землянках, на торжественных парадах и в короткие интервалы между боями.

Она прошла землями освобожденной Польши и Румынии, Чехословакии, Венгрии и Болгарии. Она звучала в поверженном Берлине, когда «война народная, священная война» завершилась разгромом ненавистного фашизма.

В упомянутом сборнике песен «Это юность моя» приводится отрывок из неопубликованной статьи А. В. Александрова «Как вошла в мою жизнь композитора Отечественная война».

Вот что писал Александр Васильевич: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало у меня, как и у всех советских людей, чувство возмущения, гнева и мести. Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось мо­гучее оружие в руках, это песня.

Песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие… «Священная война» вошла в быт армии и всего народа, как гимн мести и проклятия гитлеризму…»

…Вот как рассказывает о первых слушателях песни писатель Константин Федин в романе «Костер»: «…Наперекор разности лиц было в них нечто единящее, и оно вспыхивало общим отзы­вом, когда хор начинал повторять припев. Он был торжественен, как гимн, призывен, как походный марш…» (песня написана в трехдольном размере — редчайший для марша случай).

Репродукторы вынесли песню на вокзальную площадь, на улицу Горького, Ленинградское шоссе…

История создания песни «Катюша».

Стихи будущей песни Михаил Исаковский начал писать в начале 1938 года.

Читайте также:  Градусник тональностей: одно интересное наблюдение

Композитора необычайно увлекли певучие строки Исаковского. «„Катюша” без остатка заняла мое воображение,— рассказывает М. И. Блан­тер.— Вслушиваясь в слова Исаковского, я заметил, что в стихотворении его очень звонкая интонация. И, в частности, вот это: берег, на берег! Какая причудливая игра ударений!»

Множество вариантов сочинил композитор, пока, наконец, не роди­лась замечательная мелодия «Катюши». Но песни все еще не было, так как стихотворение по-прежнему оставалось незаконченным… Так продолжа­лось до лета того же года, пока авторы не встретились вновь, и Исаков­ский передал Блантеру несколько вариантов окончания песни.

— Мы выбрали из них строчки о бойце-пограничнике, которого любит и ждет Катюша,— вспоминает композитор.

Исаковский так объяснял рождение этих строк: «Мы как бы уже пред­чувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прий­ти.

Впрочем, мы не только предчувствовали, что война будет, но в извест­ной мере уже переживали ее: ведь в 1938 году еще пылало пламя войны в Испании; в том же году Красная Армия вынуждена была вести и вела тяжелые бои с японскими самураями у озера Хасан; не очень спокойно было и на западных наших границах.

По этим причинам тема Родины, тема защиты ее от посягательств вра­га была самой важной, самой первостепенной, и я, конечно, никак не мог пройти мимо нее даже в лирической песне».

В годы Великой Отечественной войны «Катюша» воевала и на фрон­те, и в партизанском краю. «Катюшами» на фронте стали называть реактивные минометы — грозное для врагов оружие того времени. Откуда пошло это название, вероят­но, никогда не удастся узнать.

Возможно, что ласковое русское имя «Ка­тюша» дали своим боевым машинам сами бойцы батареи реактивной ар­тиллерии. Может быть, это сделали создавшие его конструкторы, инже­неры, рабочие.

Не исключено, что родилось крылатое слово «Катюша» у пехотинцев, а может, у танкистов…

Так или иначе, но как только на фронте появились эти невиданные ранее машины, их все стали называть «Катюшами». И сразу же родились фронтовые варианты знаменитой песни:

Вот к передней «Катя» подходила,Подвозя снаряды за собой,И такую песню заводила,

Что фашисты поднимали вой.

Любопытен и такой факт: советские воины, сражавшиеся в партизан­ских отрядах Италии, в дни Победы, когда их пожелал увидеть папа рим­ский, вошли в Ватикан с пением «Катюши».

В Болгарии, например, «Катюшу» долгое время считали партизанским гимном. Во Франции песня была широко известна в рядах бойцов Сопро­тивления.

Украинский поэт Андрей Малышко, побывавший в Соединенных Штатах Америки после войны, услыхал однажды, как «Катюшу» пели негры на хлопковых плантациях в Оклахоме, и написал:

И она там неграм пала в душу,Разбивала рабство и обман.«Выходила на берег Катюша»

За Великий Тихий океан.

Любят «Катюшу» и в Японии. Ее исполняет знаменитый хор «Поющие голоса Японии».

«Катюша» стала одной из самых прославленных песен нашего вре­мени,— говорит Тихон Николаевич Хренников.— Трудно найти на нашей планете страну, где бы не знали этой песни. Она перестала принадлежать ее авторам, стала народной, более того, интернациональной.

Интересные сведения о «Катюше».

 — Именем песни народ окрестил новое оружие, наводившее ужас на врага — ракетные минометы БМ. — В селе Всходы, Угранского района (недалеко от деревни Глотовка — родины М. Исаковского) в Доме культуры, расположен музей песни «Катюша».

 — Есть мнения, что музыка песни написана не Блантером, так как похожая мелодия звучит у Стравинского в опере «Мавра» 1922, позже адаптированной в «Русский Шансон» 1937. — На премьере 27 ноября песня была спета «на бис» три раза подряд.

 — В Италии эта песня называется «Катарина», в Израиле — «Катюшка». 

— Исаковским был написан и другой последний куплет, исполнявшийся редко:

 Отцветали яблони и груши,

Уплыли туманы над рекой.

Уходила с берега Катюша,

Уносила песенку домой.

 -В 1943—1945 наиболее популярен был такой куплет:

 Пусть фриц помнит русскую «катюшу»,

Пусть услышит, как она поет:

Из врагов вытряхивает души,

А своим отвагу придает!

История создания песни «День Победы» 1975 год

Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «ДеньПобеды» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты.

Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. На предварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольны композицией, ее даже назвали «цыганской».

Но на концерте песня «День Победы» настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен

При подготовке к празднованию 30-летия Победы в Союзе композиторов СССР объявили конкурс на лучшую песню к юбилейной дате.

В рамках подготовки к проекту один из самых известных поэтов-песенников той поры Владимир Харитонов (написавший к тому времени слова к знаменитым песням «Мой адрес — Советский Союз», «Россия — Родина моя» и ряда других), обратился к молодому, но уже популярному в молодёжной среде по музыке к песням «Эти глаза напротив», «Последняя электричка», «Белый танец» и той же песне «Мой адрес — Советский Союз» композитору Давиду Тухманову с просьбой совместно поработать над новой композицией «День Победы».

 Предложение было с благодарностью принято и за несколько дней до конкурса тандем опыта и молодости завершил свою работу.

Песня прозвучала на последнем конкурсном прослушивании в исполнении жены Тухманова поэтессы и певицы Татьяны Сашко и была встречена ледяным молчанием, позже переросшем в яростную критику престарелых «динозавров» Союза композиторов.

Пожилые мужи услышали в музыке синкопы и элементы то ли фокстрота, то ли танго. Плюс ко всему «пенсионеры» считали Тухманова (которому в то время было 35 лет) слишком молодым для роли соавтора такому признанному «мэтру» как Харитонов.

 Несмотря на попытку «срезать» песню на корню, она всё же прозвучала 9 мая в исполнении Леонида Сметанникова в передаче «Голубой огонёк». Несмотря на массу зрительских симпатий, которые слушатели высказывали в письмах, отправленных в программу, о песне забыли почти на полгода.

 И только на праздничном концерте ко Дню милиции в ноябре 1975 года песня была исполнена в прямом эфире Львом Лещенко, умудрившимся обмануть телевизионное руководство. Песня вызвала живой ажиотаж в зрительской среде и Льву Валерья́новичу пришлось повторно исполнять «День Победы» на «бис».

 Это был звёздный час песни: после этого «День Победы» уверенной поступью завоевал всю страну и вышел далеко за её пределы: в виде марша композиция звучит в исполнении оркестров многих стран мира.

Обзор используемой литературы: Викторов В., Садовский М. Звонкие судьбы. — М.:, 1980., Иванова Л. И. Советская песня // Отечественная музыкальная литература 1917 — 1985. — М.:, 1996., Луковников А. Катюша // Рассказы о песнях. — М.:, 1985., Сидоровский Л. И только потому мы победили. — Л.:, 1985.

, «Любимые песни военных лет» песни, рассказы, фотодокументы ноты для голоса в сопровождении фортепиано «Советский композитор».:, 1987,
а также интернет- ресурсы: docfish/tags/pesni-na-den-pobedy ; .ua; ru.

wikipediya; , позволили мне расширить кругозор в данном направлении музыки, сделать правильные выводы о значимости песни в патриотическом воспитании. Япостарался изучить песни, которые действительно пользовались большой популярностью в годы войны, которые пелись и на фронте, и в тылу, звучали по радио и записывались на пластинки.

Некоторые из них поются до сих пор, но значительная часть песен военных лет сегодня забыта. Выросли новые поколения, знающие о войне лишь понаслышке, по книгам, да ещё по кадрам документальных, чаще художественныхкинофильмов. Это предполагает продолжение изучение данной темы.

Несмотря на давность лет, создаются новые песни о Великой Отечественной войне. И каждая из них с необычайной выразительностью запечатлеет какую-нибудь отдельную грань грандиозной панорамы всенародного подъёма, названного Великой Отечественной

войной.

Каждый год рождаются новые повести, романы, поэмы, пьесы, кинофильмы, живописные полотна, скульптуры, где тема Великой Отечественной войны, воплощаясь вновь и вновь, раскрывает новые глубины претворения в художественных образах.

 
Советская музыка в годы войны в одном строю с другими видами искусств вдохновляла народ на борьбу с врагом.

В послевоенное время — увековечила бессмертный подвиг народа-победителя, помогал и помогает средствами художественного осмысления действительности понять сущность массового героизма советских людей, постичь их характер, красоту их души.

Хорошо, когда мы, современные дети знаем и поём героико-патриотические песни.

Айсуваков Роман ученик 7класса

МОУ Дровянинская СОШ

Источник: https://gigabaza.ru/doc/170253.html

Под какие песни ходили в атаку солдаты красной армии

Музыкальное произведение в виде песни может пробудить шквал невообразимых чувств в каждом человеке. Слова, которые шли от души, чаще всего вызывали бурю эмоций. Прекрасная песня побуждала военнослужащих на победные сражения, поддерживая высокий моральный дух русских солдат. Песня способствовала расслаблению и отдыху между боевыми сражениями. 

В период боевых операций, народной песне, уделялось огромное внимание. 

По историческим данным, самая старинная песня датирована десятым веком. Ее пели русские дружинники, идя в бой на вражеские силы. В старину тексты песен не обладали рифмой, а скорее, были похожи на древние сказания. Они передавали какое-то событие, либо повествовали об определенной исторической персоне.

До девятнадцатого века тексты не имели в своем составе такие размеры, как ямб, хорей, дактиль, а также других привычных сегодня размеров стихотворений.

Поэтому при просмотре старых кинофильмов, например «Иван Васильевич меняет профессию», где есть сцены боевых действий, происходящие под прекрасные слова песни «Маруся», необходимо понимать – это выдумка, режиссерское видение. Потому, как песенные, стихотворения тех времен были иными. 

Боевым песням с давних времен придавалось большое значение. Завоевание Сибири происходило под песни песельников, которых специально пригласили для возвышения боевого духа казаков. В далеком 1722 году был издан указ Петром Великим, который повелевал наличие оркестра в каждом полку. 

Несколько поколений исполняли полюбившиеся военные песни, которые подбадривали солдат и придавали сил. Так, песня, прозвучавшая в кинофильме «Секретный фарватер» была придумана первоначально в позапрошлом веке, но пели ее солдаты и в Гражданскую, и в Первую мировую, а также в Отечественную войну сорок первого – сорок пятого годов. Песню очень часто переделывали и изменяли слова. 

Впервые упоминается об эффективности влияния боевой песни при нападении российских полков в конце восемнадцатого века, когда происходил захват турецкого Измаила. Солдаты Суворова при захвате крепости турков, пели горячо любимую песню «Тучи темные, ночи грозные». 

Свечин А. А., русский офицер, который руководил стрелковым полком в Первую мировую войну, рассказывал о влиянии песенных композиций в военных условиях. Проходя возле вражеских окопов, полк Свечина ускорял темп, а немецкие дозорные стреляли с перепуга в различные стороны.

Чтобы убавить шаг и успокоить солдат, он отдал приказ напевать всем солдатам песни. Это помогло, бойцы стали спокойней и им не мерещились по разным сторонам вражеские силы. «Военный сборник» писал в девятнадцатом веке о том, как песня действует в боевой обстановке.

Огромную нравственную поддержку оказывала она бойцам, поднимая дух и придавая сил, когда, казалось бы, уже совсем нет мочи. 

Интересно: 

Во время Гражданской войны множество текстов песен зачастую переделывались. Враждующие стороны могли петь одну и ту же композицию по-разному. Например, работники ижевских и воткинских заводов шли в бой с песней «Варшавянка» (упоминая известные «Вихри враждебные»).

Песня написана в 1895 году Кржижановским в тюремном заточении. А вот Арнольдов Николай переделал текст песни для недовольных работников заводов, которые осуществляли нападения на захватчиков, имея в руках только удлиненные ножи.

В ней говорилось «…ожил завод, ожил рабочий…». 

А вот о том, как советские солдаты в ВОВ выступали в сражения под песни, есть очень мало свидетельств.

К примеру, сержант ПВО Горюнова Аграфена рассказывала, что видела, как солдаты в боевых действиях под Украиной шли на вражеские силы с прекрасной песней «Вставай, страна огромная…». В ВОВ песни были очень популярны у военнослужащих.

Бойцы, атакуя, выкрикивали «За синий платочек!», подразумевая одноименную песню той поры, которую исполнила известная Шульженко К. 

Не выкрикивали бойцы «Ура!», а также таких слов, как «За Сталина!» идя в бой. Если и выкрикивали какие-то слова, то скорее это был «могучий» русский мат, который переходил в бессмысленный рев толпы. 

Источник: http://ussrvopros.ru/istoriya-sssr/velikaya-otechestvennaya-vojna/727-pod-kakie-pesni-khodili-v-ataku

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector