Музыкальные интервалы — первое знакомство

Музыкальные интервалы — первое знакомство, Музыкальный класс

Интервалы в музыке играют очень важную роль. Музыкальные интервалы – первооснова гармонии, «строительный материал» произведения.

Вся музыка сложена из нот, но одна нота – это ещё не музыка – равно, как и любая книга написана буквами, но буквы сами по себе ещё не несут смысла произведения. Если взять смысловые единицы крупнее, то в текстах это будут слова, а в музыкальном произведении – созвучия.

Созвучие двух звуков называется интервалом, причём эти два звука можно сыграть, как вместе, так и по очереди, в первом случае интервал будет называться гармоническим, а во втором – мелодическим.

Что значит гармонический интервал и мелодический интервал? Звуки гармонического интервала берутся одновременно и поэтому сливаются в единое созвучие – гармонию, которая может прозвучать очень мягко, а может и остро, колюче. В мелодических интервалах звуки играются (или поются) по очереди – сначала один, потом другой. Эти интервалы можно сравнить с двумя соединенными звеньями цепочки – из таких звеньев состоит любая мелодия.

Какова же сущность интервалов в музыке, например, в мелодии? Представим себе две разные мелодии и проанализируем их самое начало: пусть это будут всем известные детские песенки «Как под горкой, под горой» и «В лесу родилась ёлочка».

Давайте сравним начала этих песенок. Обе мелодии начинаются с ноты «до», но совершенно по-разному развиваются дальше.

В первой песенке мы слышим, будто мелодия маленькими шажками поднимается по ступенькам – сперва от нотки до к ноте ре, потом от ре к ми и т.д.

А вот на первых же словах второй песенки мелодия сразу скачком уходит вверх, как бы перескакивая сразу через несколько ступенек («в лесу» – ход от до к ля). Действительно, между нотами до и ля поместились бы ещё совершенно спокойно ре ми фа и соль.

Движение вверх и вниз по ступенькам и скачком, а также повторение звуков на одной и той же высоте – это всё музыкальные интервалы, из которых, в конечном счёте, складывается общий мелодический рисунок.

Да, кстати. Если вы взялись изучать музыкальные интервалы, то вы наверняка уже знаете ноты и сейчас хорошо меня поняли. Если пока не знаете нот – ознакомьтесь со статьёй «Нотная грамота для начинающих».

Вы уже поняли, что интервал – это некий промежуток, расстояние от одной ноты до другой. Теперь разберёмся, в чём же это расстояние можно измерить, тем более что пришла пора узнать названия интервалов.

Каждый интервал имеет два свойства (или две величины) – это ступеневая и тоновая величина. Ступеневая величина зависит от того, сколько музыкальных ступеней охватывает интервал – одну, две, три и т.д. (причём сами звуки интервала тоже считаются).

Ну, а тоновая величина относится к составу конкретных интервалов – подсчитывается точное число тонов (или полутонов), которые умещаются в интервале.

Эти свойства иногда называют по-другому – количественная и качественная величина, суть их при этом не меняется.

Для названия интервалов применяют числительные на латинском языке, название определяется свойствами интервала. В зависимости от того, сколько ступеней охватывает интервал (то есть от ступеневой или количественной величины), даются названия:

Для названия интервалов используются эти латинские слова, но для записи всё-таки удобнее применять цифровые обозначения. Например, кварту можно обозначить цифрой 4, сексту – цифрой 6 и т.д.

Интервалы бывают чистыми (ч), малыми (м), большими (б), уменьшёнными (ум) и увеличенными (ув). Эти определения исходят из второго свойства интервала, то есть тонового состава (тоновой или качественной величины). Эти характеристики присоединяются к названию, например: чистая квинта (сокращённо ч5) или малая септима (м7) , большая терция (бз) и т.д.

Чистые интервалы – это чистая прима (ч1), чистая октава (ч8), чистая кварта (ч4) и чистая квинта (ч5). Малыми и большими бывают секунды (м2, б2), терции (м3, б3), сексты (м6, б6) и септимы (м7, б7).

Число тонов в каждом интервале нужно запомнить. Например, в чистых интервалах так: в приме 0 тонов, в октаве 6 тонов, в кварте – 2,5 тона, а в квинте – 3,5 тона. Чтобы повторить тему тонов и полутонов – почитайте статьи «Знаки альтерации» и «Как называются клавиши фортепиано», где эти вопросы подробно рассматриваются.

В данной статье, которую можно было бы назвать уроком, мы с вами разобрали интервалы в музыке, выяснили, как они называются, какие имеют свойства, и какую роль играют.

В дальнейшем вас ждёт расширение знаний по этой очень важной теме. Почему она так важна? Да потому что музыкальная теория – это универсальный ключ к пониманию любого музыкального произведения.

Что делать, если у вас не получилось разобраться в теме? Первое – отдохнуть и прочитать всю статью ещё раз сегодня или завтра, второе – поискать информацию на других сайтах, третье – связаться с нами в группе вконтакте или задать свои вопросы в комментариях.

https://www.youtube.com/watch?v=Ci7FaLDheNY

Если всё понятно, то я очень рад! Внизу страницы вы найдёте кнопочки различных соцсетей – поделитесь данной статьёй со своими друзьями! Ну, а после вы можете немного расслабиться и посмотреть прикольное видео – пианист Денис Мацуев импровизирует на тему песенки «В лесу родилась ёлочка» в стилях разных композиторов.

Во многих источниках интервал — это сочетание звуков… Когда интонация —

это сочетание двух звуков…и в то же время ,интервал — это тоже два

звука… Так как же правильно-интервал,это расстояние или

сочетание?!…я больше склоняюсь к расстоянию..Но у нас с коллегами

Спасибо за материал. Всё доступно. Но остался вопрос. Что есть интервалы уменьшенные и увеличенные и чем они отличаются от больших и малых?

Макс, увеличенные и уменьшённые — это качественная характеристика интервалов (она зависит от числа тонов и полутонов, составляющих интервал). Соответственно увеличенные и уменьшённые интервалы отличаются от малых, больших, а также чистых (малые, большие и чистые — это всё тоже относится к качественной стороне), именно тоновой (или качественной) величиной.

Например, чистая квинта — до*соль — в ней 3,5 тона, уменьшенная квинта — до*соль-бемоль — в ней всего лишь 3 тона, увеличенная квинта — до*соль-диез — в ней целых 4 тона.

Подробнее почитать об увеличенных и уменьшённых интервалах вы можете в постах, посвящённых тритонам и характерным интервалам. Это здесь:

Благодарю! Вдохновение, Свет и Любовь с Вами!

Источник: http://rk-ekvator.ru/isskustvo-dlya-dushi/muzykalnye-intervaly-pervoe-znakomstvo-muzykalnyj-klass

Презентация по музыке, знакомство с интервалами

Инфоурок › Музыка › Презентации › Презентация по музыке, знакомство с интервалами.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Музыкальные интервалы

2 слайд Описание слайда:

Интервалы в музыке играют очень важную роль. Музыкальные интервалы – первооснова гармонии, «строительный материал» произведения.

Вся музыка сложена из нот, но одна нота – это ещё не музыка – равно, как и любая книга написана буквами, но буквы сами по себе ещё не несут смысла произведения.

Если взять смысловые единицы крупнее, то в текстах это будут слова, а в музыкальном произведении – созвучия.

3 слайд Описание слайда:

ГАРМОНИЧЕСКИЕ И МЕЛОДИЧЕСКИЕ ИНТЕРВАЛЫ Созвучие двух звуков называется интервалом, причём эти два звука можно сыграть, как вместе, так и по очереди, в первом случае интервал будет называться гармоническим, а во втором – мелодическим.

Что значит гармонический интервал и мелодический интервал? Звуки гармонического интервала берутся одновременно и поэтому сливаются в единое созвучие – гармонию, которая может прозвучать очень мягко, а может и остро, колюче. В мелодических интервалах звуки играются (или поются) по очереди – сначала один, потом другой.

Эти интервалы можно сравнить с двумя соединенными звеньями цепочки – из таких звеньев состоит любая мелодия.

4 слайд Описание слайда:

РОЛЬ ИНТЕРВАЛОВ В МУЗЫКЕ Какова же сущность интервалов в музыке, например, в мелодии? Представим себе две разные мелодии и проанализируем их самое начало: пусть это будут всем известные детские песенки «Как под горкой, под горой» и «В лесу родилась ёлочка».

5 слайд Описание слайда:

Давайте сравним начала этих песенок. Обе мелодии начинаются с ноты «до», но совершенно по-разному развиваются дальше. В первой песенке мы слышим, будто мелодия маленькими шажками поднимается по ступенькам – сперва от нотки до к ноте ре, потом от ре к ми и т.д.

А вот на первых же словах второй песенки мелодия сразу скачком уходит вверх, как бы перескакивая сразу через несколько ступенек («в лесу» – ход от до к ля). Действительно, между нотами до и ля поместились бы ещё совершенно спокойно ре ми фа и соль.

Движение вверх и вниз по ступенькам и скачком, а также повторение звуков на одной и той же высоте – это всё музыкальные интервалы, из которых, в конечном счёте, складывается общий мелодический рисунок.

6 слайд Описание слайда:

СВОЙСТВА ИНТЕРВАЛОВ Вы уже поняли, что интервал – это некий промежуток, расстояние от одной ноты до другой. Теперь разберёмся, в чём же это расстояние можно измерить, тем более что пришла пора узнать названия интервалов. Каждый интервал имеет два свойства (или две величины) – это ступеневая и тоновая величина.

7 слайд Описание слайда:

Ступеневая величина зависит от того, сколько музыкальных ступеней охватывает интервал – одну, две, три и т.д. (причём сами звуки интервала тоже считаются).

Ну, а тоновая величина относится к составу конкретных интервалов – подсчитывается точное число тонов (или полутонов), которые умещаются в интервале.

Эти свойства иногда называют по-другому – количественная и качественная величина, суть их при этом не меняется.

8 слайд Описание слайда:

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ – НАЗВАНИЯ Для названия интервалов применяют числительные на латинском языке, название определяется свойствами интервала.

В зависимости от того, сколько ступеней охватывает интервал (то есть от ступеневой или количественной величины), даются названия: 1 – прима 2 – секунда 3 – терция 4 – кварта 5 – квинта 6 – секста 7 – септима 8 – октава.

Для названия интервалов используются эти латинские слова, но для записи всё-таки удобнее применять цифровые обозначения. Например, кварту можно обозначить цифрой 4, сексту – цифрой 6 и т.д.

9 слайд Описание слайда:

Интервалы бывают чистыми (ч), малыми (м), большими (б), уменьшёнными (ум) и увеличенными (ув). Эти определения исходят из второго свойства интервала, то есть тонового состава (тоновой или качественной величины).

Эти характеристики присоединяются к названию, например: чистая квинта (сокращённо ч5) или малая септима (м7) , большая терция (бз) и т.д. Чистые интервалы – это чистая прима (ч1), чистая октава (ч8), чистая кварта (ч4) и чистая квинта (ч5).

Малыми и большими бывают секунды (м2, б2), терции (м3, б3), сексты (м6, б6) и септимы (м7, б7).

10 слайд Описание слайда:

Число тонов в каждом интервале нужно запомнить. Например, в чистых интервалах так: в приме 0 тонов, в октаве 6 тонов, в кварте – 2,5 тона, а в квинте – 3,5 тона.

11 слайд Описание слайда:

Энгармонизмом называется тождество звуков по высоте при их различном обозначении .Каждая ступень (как основная, так и производная) может быть заменена ступенью другого наименования, но высота звука при этом не изменится.

Таких энгармонических замен у всех ступеней (если не считать их основных названий) может быть всего две, за исключением тона ля-бемоль, который может иметь только одну энгармоническую замену.Например: до-диез=си-дубль-диез=ре-бемоль, Энгармонически равными называются интервалы, звучащие одинаково, но записанные по-разному.

Чаще всего их ступеневая величина различна, но может быть и одинаковой. Тоновая же величина у энгармонически равных интервалов всегда одна и та же.

12 слайд Описание слайда:

Энгармонизм интервалов достигается одним из двух способов: 1) посредством энгармонической замены одного из составляющих интервал звуков. В этом случае обязательно изменится ступеневая величина интервала и, следовательно, его наименование; 2) посредством энгармонической замены обоих звуков интервала.

В этом случае ступеневая величина (и, соответственно, наименование) интервала может измениться, а может и остаться неизменной, но названия образующих его звуков обязательно будут другими. Таким образом, любой диатонический интервал может быть заменен энгармонически равными ему диатоническим же или хроматическим интервалами.

И наоборот: любой хроматический интервал может быть заменен энгармонически равными ему хроматическим же или диатоническим интервалами.

13 слайд Описание слайда:

Обращения интервалов Обращением интервала называется результат перемены мест составляющих его тонов, когда основание становится вершиной, а вершина — основанием интервала.

При обращении обязательно образуется новый интервал, который вместе с первоначальным непременно составляет октаву.

Читайте также:  Диагностика музыкальных способностей детей: как не ошибиться?

Однако числовое выражение суммы обоих интервалов (данного и его обращения) всегда будет равняться 9 (а не 8), так как во взаимообратимых интервалах один из звуков считается дважды, ибо входит как в первый, так и во второй интервал 1) один из звуков составного интервала переносится на две октавы в сторону, противоположную его местонахождению (основание — вверх или вершина — вниз), а другой звук при этом остается на месте; 2) оба звука составного интервала одновременно переносятся на одну октаву навстречу друг другу, перекрещиваясь при этом.

14 слайд Описание слайда:

Характерные интервалы — это интервалы, которые образуются только в гармоническом мажоре и миноре. Название объясняется тем, что они включают в себя характерные именно для гармонических ладов повышенные и пониженные ступени. В натуральных ладах данные интервалы не встречаются.

К характерным интервалам относятся увеличенная секунда, уменьшённая септима, увеличенная квинта и уменьшённая кварта. Они составляют две пары взаимообратимых интервалов. Первую пару характерных интервалов составляют увеличенная секунда (ув. 2) и уменьшённая септима (ум. 7). Эта пара является общей для мажорного и для минорного лада.

Увеличенная секунда строится на VI ступени лада; уменьшённая септима — на VII.

15 слайд Описание слайда:

Вторую пару образуют увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум. 5″). В мажоре и миноре эти интервалы строятся от разных ступеней: ув.4 строится на 4-7 ступенях. ум. 5 строится на 7-4 ступенях. Третья пара уменьшённая квинта (ум.5) и увеличенная кварта (ув.4).

16 слайд Описание слайда:

Все характерные интервалы являются неустойчивыми созвучиями и требуют разрешения в устойчивые. При этом неустойчивая гармоническая ступень движется на полтона в ближайшую устойчивую (в мажоре VI => V, в миноре VII => I.

) Увеличенный интервал при разрешении увеличивается, уменьшённый — уменьшается.

Соответственно: увеличенная секунда разрешается в чистую кварту; уменьшённая септима — в чистую квинту; увеличенная квинта — в большую сексту; уменьшённая кварта — в малую терцию.

17 слайд Описание слайда:

Первый путь исходит из следующей аксиомы: все четыре характерных интервала вертятся вокруг «характерной ступеньки». 

18 слайд Описание слайда:

Во всех этих примерах мы наглядно видим, как всякие увеличенные секунды с уменьшёнными квартами буквально «вертятся» вокруг нашей волшебной ступеньки (в мажоре «волшебная ступенька» — шестая, а в миноре — седьмая). В первом примере эти ступени выделены жёлтым маркером.

Второй путь – тоже вариант: просто построить нужные интервалы на нужных ступенях, тем более что один-то звук нам уже известен.

В этом деле вам сильно поможет вот такая табличка    В мажоре все увеличенные интервалы строятся на пониженной шестой ступени, в миноре все уменьшённые интервалы строятся на повышенной седьмой!

19 слайд Описание слайда:

КАК РАЗРЕШАЮТСЯ ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ В МАЖОРЕ И В МИНОРЕ? Характерные интервалы созвучия неустойчивые и требуют правильного разрешения в устойчивые тонические созвучия. Здесь действует простое правило: при разрешении в тонику увеличенные интервалы нужно увеличивать, а уменьшённые – уменьшать.

При этом любой неустойчивый звук просто переходит в ближайший устойчивый. А в паре интервалов ув5- ум4 вообще необходимо разрешить только один звук («интересную» ступень), так как второй звук в этих интервалах – устойчивая третья ступень, которая остаётся на месте.

А уж наши «интересные» ступеньки разрешаются всегда одинаково: пониженная шестая стремится в пятую, а повышенная седьмая – в первую.

20 слайд Описание слайда:

Вот и получается, что увеличенная секунда разрешается в чистую кварту, а уменьшённая септима – в чистую квинту; увеличенная квинта, увеличиваясь, переходит при разрешении в большую сексту, а уменьшённая кварта, уменьшаясь, переходит в малую терцию.

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-muzike-znakomstvo-s-intervalami-2081551.html

План-конспект урока по теме: «Интервалы – это просто!» Конспект урока

МБОУ ДОД  «Пикалёвская  детская школа искусств»

Конспект открытого урока-занятия

по теме «Интервалы – это просто!»

Преподаватель: Никитина Е. Ф.

Учащиеся: 1 класс фортепиано, скрипка

2012-2013 учебный год

Урок с учащимися 1 класса (струнного, фортепианного отделений) по предмету «Сольфеджио».

Преподаватель: Никитина Е.Ф.

Дата проведения урока: 16 апреля 2013 года.

Тема в образовательной программе – «Интервалы»

Цель изучения темы: Развитие гармонического слуха учащихся.

Задачи изучения темы:

  • познакомить с простыми интервалами;
  • научить отличать звучание различных интервалов;
  • научить интонировать простые интервалы;
  • научить определять интервалы в  нотном тексте;
  • научить играть интервалы на фортепиано;
  • научить записывать интервалы нотами.

Место учебного занятия в системе занятий: занятие проводится по разделу  образовательной программы «Сольфеджио 1 класс». Это первое занятие тематического блока «Интервалы».

Тема урока:  «Интервалы – это  просто!»

Цель урока:

Основная – знакомство с интервалом в музыке,  его образно – эмоциональное восприятие.

Сопутствующая —  развитие  творческих  способностей,  музыкального кругозора  детей  посредством  усвоения  музыкальной грамоты.

Задачи:

Образовательные:

  • изучение и первичное закрепление нового учебного материала;
  • введение новой терминологии;

Развивающие:

  • развитие музыкального мышления;
  • развитие познавательного интереса и творческих способностей;
  • развитие памяти, дикции, эмоционального состояния, импровизации  в движениях;
  • умение применять знания на практике;

Воспитательные:

  • воспитание творческой активности;
  • воспитание волевых качеств;
  • воспитание умения работать в группе.

Обучающиеся должны:

знать:

  • что такое интервал;
  • название интервалов;
  • обозначения интервалов;

уметь:

  • анализировать интервалы в гармоническом и мелодическом звучании;
  • строить интервалы  вверх и вниз;
  • определять интервалы в нотном тексте;

иметь представление:

  • о ширине простых интервалов;
  • о консонансах и диссонансах (как фонических характеристиках созвучий);
  • о тритонах.

Методический материал:

  1. Учебная программа «Сольфеджио. Срок обучения 7-8 лет», реализуемая в МБОУ ДОД «ПДШИ»;
  2. Давыдова Е.В.  Методика преподавания сольфеджио: Учеб. пособие  — М.: Музыка, 1986 – 160 стр.
  3. Зебряк Т.А. Играем на уроках сольфеджио.
  4. Камозина О.П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил — песенки, картинки и разные истории! – издание 5-е, стереотипное. Серия «Учебные пособия для ДМШ»-Ростов-на-Дону: Феникс,2013-91с.

Вид урока: изучение и закрепление нового материала.

Тип урока: комбинированный.

Степень сложности: средняя.

Форма урока: групповая.

Продолжительность урока:  1час 10минут.

Структура урока:

  1. Организационный момент — 2 мин.
  2. Вхождение в тему — 3 мин.
  3. Основная часть — 40 мин.
  4. Закрепление знаний и способов действий  — 20мин.
  5. Подведение  итогов, домашнее задание — 5 мин.

Педагогические технологии:

  • обучение в сотрудничестве;
  • технология проблемного диалога;
  • личностно-ориентированная технология.

Методы реализации поставленных задач:

  • анализ;
  • сравнение;
  • обобщение;
  • наглядно-зрительный;
  • эвристический (частично-поисковый);
  • практический;
  • творческий.

Прогнозируемый результат:

знания:   обучающиеся будут знать качественные и количественные характеристики простых интервалов;

умения:   обучающиеся будут уметь строить и определять в нотном тексте простые интервалы;

навыки:   обучающиеся  будут обладать навыками восприятия интервалов на слух, их пения и игры на фортепиано.

Оборудование:

  • учебный класс (фортепиано,  доска с нотными линейками);
  • учебный комплекс:
  • дидактические средства – таблицы, ноты, раздаточный материал;
  • технические средства – музыкальный центр, CD-диски.

Учебные пособия:

  1. 1.Баева Н.- Зебряк Т. Сольфеджио 1-2 класс.- М.: «Кифара»,2010.–80с.
  2. Калинина Г.В. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: изд-во «Издатель Калинин В.В.», 2008.- 32с.
  3. Металлиди Ж.Л.,  Перцовская А.И. Сольфеджио: Мы играем, сочиняем и поём: для 1-ого класса детской музыкальной школы: учебное пособие. – СПб.: изд-во « Композитор-Санкт-Петербург», 2011.- 99с.

Предварительная работа:

  1. заранее были разложены пособия на партах;

обучающиеся были уведомлены о проведении фото — съёмки занятия.

План урока

Организационный момент:  приветствие учителя – 2 минуты.

Задача – эмоциональный настрой учащихся.

Вхождение в тему:  объявление темы урока – 3 минуты.

Задачи: обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Методы: беседа, наглядно-зрительный.

Критерии усвоения:  высокая степень сосредоточенности при подготовке к  уроку.

Основная часть: сообщение нового материала, осознание и осмысление учебной информации, первичное закрепление нового материала – 40 минут.

Задачи: обеспечение восприятия, осознания, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений к объекту  изучения.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, объяснение, сравнения, наглядный, репродуктивный.

Критерии усвоения: показателями эффективности усвоения учащимися нового материала будут правильные ответы на конкретные вопросы, активность и увлечённость всего класса.

Заключительная часть:

  1. первичная проверка понимания темы урока — 5 минут;
  2. закрепление знаний и способов действий — 7 минут;
  3. обобщение и систематизация знаний — 3 минуты;
  4. контроль и самопроверка знаний — 5минут;
  5. подведение итогов урока — 3 минуты;
  6. домашнее задание — 2 минуты.

Задачи: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

Методы; беседа, объяснение, слуховые упражнения, выполнение задания за фортепиано.

Критерии усвоения:1.Минимальное количество неверных ответов всех учащихся.

2. Отсутствие неопределённых высказываний («не знаю») при проведении рефлексии.

3. Самостоятельность выполнения заданий в знакомой и изменённой ситуации.

4. Учащиеся могут сами объяснить содержание домашнего задания.

Конспект:

Преподаватель: — Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы будем изучать новую  и  очень важную для  всех  музыкантов тему — интервалы.   Интервалы — это живые клеточки музыки, это кирпичики, из которых состоит вся музыка. Слово « интервал» можно встретить не только в музыке. На автобусных остановках можно прочитать такую информацию: « Интервал движения автобуса 10 минут».

Это означает, что от момента отправления одного автобуса до следующего за ним должно пройти 10 минут.  Или в школе на уроках физкультуры, когда все спортивным шагом обходят физкультурный зал, учитель нередко поправляет: «Держите интервал!», то есть расстояние между учениками должно быть приблизительно одинаково, иначе можно сбиться в кучу.

А какие примеры можете привести вы, ребята?

Учащиеся: — перемена в школе – это интервал между уроками, каникулы – интервалы между школьными занятиями, линеечки на нотном стане нарисованы с одинаковым интервалом, деления на математической линейке, секунды на циферблате часов.

Преподаватель: — Правильно, молодцы! Вот и в музыке интервал — это расстояние от одного звука до другого. Два соседних звука можно исполнить по очереди, это получится мелодический интервал, ведь мелодия вся состоит из интервалов.

А если два звука прозвучат одновременно, то  интервал назовём гармоническим. И я бы дала такое определение — интервал — это одновременное или последовательное сочетание двух звуков.                         Вот,  кое-что об интервалах нам стало известно. Изучаем дальше.

Есть узкие интервалы, это если звуки находятся близко друг к другу, есть широкие интервалы. Но на самом деле интервалов не так уж и много — всего лишь   восемь простых интервалов в пределах одной октавы, нам вполне их хватит на ближайшие годы.

Называются они сказочно-непонятно: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. 

В любой гамме восемь нот, восемь ступенек. Пробежимся для разминки по звуковой лесенке вверх- вниз.

Учащиеся:  поют гамму  До мажор с названием нот, а затем поют, называя ступени.

Преподаватель:  Теперь, тоже для разминки, сосчитаем ступени до восьми, но не по-русски, а по-латыни: прима—первая, секунда—вторая и т.д.

 Ребята, перед вами лежат наглядные пособия. Картинка соответствует звучанию определённого интервала, есть его название и обозначение. И сейчас мы научимся петь интервалы. Но следует упомянуть, что из-за иностранного происхождения названий, буква «е» в словах всегда произносится как «э».

Учащиеся:  под аккомпанемент педагога  поют интервалы  по-порядку  вверх и вниз.

Преподаватель:  Теперь поговорим о том  как научится определять интервалы на слух. А для этого я расскажу вам сказку про интервалы. Слушайте внимательно и запоминайте, ведь каждому интервалу соответствует своё музыкальное звучание.

Сказка про интервалы.  ( см. Приложение 1.)

Во время рассказа осуществляется  следующая работа по формированию умений и навыков учащихся:

— развитие интонационной точности (спеть  интервал чисто и выразительно);

— воспитание слухового самоконтроля;

— развитие устной речи, образного мышления учащихся, умения фантазировать (как, например, выглядит Фея-Квинта, где она живёт, с кем дружит и т.д.);

— чередование заданий с эмоционально-двигательной разрядкой (показать как  тянет свои руки-ветки большая Септима или как приветливо раскрывает нам навстречу свои лапки добрый Тритон (ув.4)  и т. п.).

Преподаватель:  Вот мы и познакомились со всеми простыми интервалами. Теперь будем определять интервалы на слух. И когда вы услышите интервал, то сначала спросите себя о том:

— близкий интервал (верхняя половина наших наглядных пособий) или широкий (нижняя часть картинок);

— как звучит интервал — приятно (прима, терция, кварта, квинта, октава) или неприятно, резко (секунда, септима);

— какому герою нашей сказки подходит данный интервал по характеру звучания.

Учащиеся: — определяют интервалы устно коллективно и индивидуально;      — записывают интервалы в тетрадь (5 тактов, только цифру);

— проверяют и оценивают работу соседа по парте;

— играют интервалы на фортепиано.

Преподаватель:  — Замечательно! Молодцы!

А теперь подведём итог. Понравился вам урок?

Что понравилось больше всего?

Всё ли было понятно?

— Послушайте домашнее задание:

— раскрасить предложенные мной пособия или нарисовать свои;

Читайте также:  Композиторы-литераторы

— играть интервалы вверх и вниз от ноты До и произносить вслух их названия.

Наш урок закончен. Спасибо всем за работу.

Приложение 1.

Сказка про интервалы.

Ранним-ранним утром, когда капельки росы (Прима)  на листочках ещё не высохли, две девочки, две подружки по имени Терции  взяли в руки корзиночки и пошли в лес по цветы, по ягоды. За ними побежали собачки. Их звали Секунды.

Ягодка за ягодкой,  цветочек за цветочком и не заметили они, что зашли далеко. Вдруг из лесной чащи выскочила злая ведьма Септима.

Огромная, 3-х метрового роста, семь зубов во рту, семь косичек на голове, семь пальцев на руках-ветках. Каждый день она бродила по лесу и ворчала своим скрипучим голосом. Увидела подружек Терций, схватила их и потащила в своё жилище, которое охраняли два Тритона, сидевшие на цепи. Один Тритон был добрым (ув.4 — тритон «возьми»), а второй Тритон жадным (ум.5 — «не дам»).

А собачки Секундочки прибежали в родную деревню и разбудили бравого солдата по имени Кварта. Он увидел, что собачки-Секундочки одни и сразу понял, что с девочками Терциями случилась беда и нужно идти им на выручку.  Но куда?  Может быть Фея Квинта знает? Скорее к ней! А Квинта жила неподалёку от страшного леса, на берегу красивого озера в доме-теремке.

Красивая, добрая, ласковая всем помогала, выручала из беды. И на этот раз она не отказала в помощи, только для этого позвала своих друзей, лесных жителей — благородных оленей по кличке Сексты. Сексты проводили Кварту с Секундами к избушке Септимы.

Когда подошли ближе, то услышали звуки, похожие на скрежет куска старого метала – это Большая Септима стаскивала сухие деревья, ветки, сучья для  костра посреди поляны и пела.

Олени-Сексты встали на двух тропинках, собачки-Секундочки подбежали ближе к избушке, а прямо на Большую Септиму из-за кустов вышел солдат-Кварта. Стой! Большая Септима заметалась, кинулась к избушке – там Секундочки.

Караул! – на одной тропинке Олень (б.6). Убивают! – на другой тропинке Олень (м.6).

Тогда большая Септима сникла, съёжилась, стала Малой Септимой, жалобно хныкала: — « Пожалейте меня, старую бабушку! Зачем брала девочек?

Скучно одной в лесу.., поговорить не с кем..,чаю выпить не с кем..,

песен попеть не с кем».

«Ладно» — сказал Солдат – Пойдёшь с нами к доброй Фее Квинте и будешь у неё экономкой служить. И будешь ты теперь Малая Септима, и будешь во всём помогать доброй Квинте».

И шествие двинулось по тропинке. Тритоны подумали, что это им снится.  Когда все поравнялись с ними, Тритоны взмолились: — «Снимите цепь, возьмите с собой!» Они были рады своему освобождению  и кувыркались на поляне.

Фея  Квинта ласково встретила девочек, солдата и собачек, накормила их и показала тропинку к дому. Квинта, Олени-Сексты  и Малая Септима долго смотрели им в след, а Септима даже помахала им на прощание рукой. И стала у неё вместо сухого сучка обычная рука.

Всё затихло вокруг…  Это наступила ночь (октава).

Конец.

Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2013/12/17/intervaly-eto-prosto-konspekt-uroka

Что такое интервалы в музыке? Простые интервалы

В этой статье я расскажу об интервалах. Эта тема необходима для дальнейшего изучения теории музыки, это основа музыкальной гармонии. В музыкальной школе дети изучают интервалы в подготовительном классе (в 5-6 лет).

Я не буду забивать вам голову ненужными теоретическими формулировками, которые вам не пригодятся на практике. Расскажу только о необходимых вещах.

Что такое музыкальный интервал?

Интервал – это созвучие из двух звуков, соотношение между двумя звуками определенной высоты. Акустически оно измеряется между числами колебаний в секунду двух источников звука (например, двух струн у рояля).

Гармонические и мелодические интервалы

Гармонические интервалы, звуки которых звучат одновременно.

Мелодические интервалы, звуки которых звучат последовательно – сначала один, потом другой).

Звуки в интервалах, как и в аккордах читаются снизу вверх.

Ступеневая и тоновая характеристики интервалов

Интервалы различаются по количеству заключенных в них ступеней (ступеневая характеристика интервалов). Что такое ступени читайте в статье “Тональность”. Называются интервалы числительными на итальянском языке и связаны с количеством заключенных в них ступеней.

Помимо ступеневой характеристики интервалов, есть еще тоновая. Она отображает количество заключенных в нем тонов. Про то, что такое тон и полутон можно прочитать в статье “Тональность”. Тоновая величина интервалов определяется прилагательными – чистая, большая, малая (например, чистая квинта, большая терция и т.д.).

Тоновая характеристика дает более полную информацию об интервале, так как интервалы с одинаковыми ступенями могут звучать по-разному из-за разного количества заключенных в них тонов и полутонов (например, между ступенями до-ре – один тон, а между ступенями ми-фа – полтона).

Подробнее о тоновой характеристики читайте в статье “Малые, большие и чистые интервалы”.

Названия интервалов

Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава и др.

https://www.youtube.com/watch?v=ARgJ89QMXfY

Я перечислила интервалы в пределах октавы, которые называются простыми. Интервалы с промежутком больше октавы называются составными. Про составные интервалы подробно в этой статье я рассказывать не буду, на начальном этапе обучения это лишнее. Просто знайте, что они есть.

Теперь остановлюсь более подробно на каждом интервале.

Прима (обозначается цифрой 1) – интервал шириной в одну ступень. Он образуется двумя звуками одинакового названия, например, до-до.

Секунда (2) – интервал шириной в две ступени, например, до-ре.

Терция (3) – интервал шириной в три ступени, например, до-ми.

Кварта (4) – интервал шириной в четыре ступени, например, до-фа.

Квинта (5) – интервал шириной в пять ступеней, например, до-соль.

Секста (6) – интервал шириной в шесть ступеней, например, до-ля.

Септима (7) – интервал шириной в семь ступеней, например, до-си.

Октава (8) – интервал шириной в восемь ступеней, например, до-до.

Зачем нужны интервалы? Зачем их изучать?

Вся музыка состоит из музыкальных интервалов. Интервалы – это основа музыки, также, как и слоги, слова – основа речи. Из слогов строятся слова, из слов – предложения. Также и в музыке: из отдельных звуков строятся интервалы, из интервалов – аккорды и мелодия.

Приведу наглядный пример. Возьмем любую песенку, например, “В траве сидел кузнечик”.

Ноты мелодии

Мелодическая линия представляет собой последовательность мелодических интервалов. Ля-ми – кварта Ми-ля – кварта

Ля-соль диез – секунда и т.д.

Также из интервалов состоит аккомпанемент. Только чаще в аккомпанементе интервалы складываются в аккорды.

Один из важнейших навыков музыканта – развитый музыкальный слух. Предлагаю его потренировать с помощью интервалов.

Задание

1. Постройте все 8 интервалов от всех звуков, соответствующих белым клавишам (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Делать это нужно карандашом на нотном листе.

Пример выполнения задания

2. Теперь будем учиться их петь (сольфеджировать – то есть петь нотами). Это очень важное упражнение для развития слуха, не пренебрегайте им. Петь нужно так: играйте звук на клавиатуре, например, ре.

Пока палец держит клавишу, пропевайте его, пытайтесь попасть в ноту, чтобы голос слился со звуком. Затем берите следующий звук интервала, например, ми. Таким же образом пойте его.

Лучше начинать петь от более узких интервалов (примы) к более широким. Пойте все интервалы подряд.

3. Теперь пробуем различать интервалы на слух. Для этого играйте их на пианино в гармоническом виде (играя два звука одновременно). Внимательно слушайте, что получается. Если есть возможность, попросите кого-нибудь сыграть вам интервалы, а вы угадывайте их на слух.

Позже я покажу вам коротенькие песенки-фразы, с помощью которых можно облегчить узнавание некоторых интервалов на слух.

В следующей статье я расскажу вам о том, какие еще бывают интервалы.

Если вам что-то непонятно или возникли вопросы с выполнением задания, пишите в комментариях, я подскажу.

Источник: http://music.leruny.ru/blog/interval/

Музыкальная школа для взрослых -Музыкальная грамота и музыкальный слух -интервалы

Главная→Музыкальная школа→Музыкальная грамота и музыкальный слух→интервалыМузыкальная школа для взрослых → Музыкальная грамота и музыкальный слух

     Интервал– расстояние между двумя звуками, взятыми последовательно или одновременно. 

Умение слышать и определять какой интервал звучит – основа основ для развития музыкального слуха.

Для начала ознакомьтесь с теоретической частью. Для самостоятельных занятий есть специально созданное аудио-пособие.

Названия интервалов происходят от латинских числительных:

прима (1)

секунда (2)

терция (3)

кварта (4)

квинта (5)

секста (6)

септима (7)

октава (8)

     Если звуки сыграны последовательно – это называется мелодический вид. Это для развития мелодического слуха, чтобы лучше слышать, подбирать и записывать мелодию.

     Если звуки сыграны одновременно – это гармонический вид. Это для развития гармонического слуха, чтобы лучше слышать, подбирать и записывать гармонии (т.е. аккорды)

     Часть интервалов бывают двух видов (большие и малые), а часть – одного вида (чистые). Не будем вдаваться в музыковедческие подробности, просто примите эти сведения как данность.

     1. Прима. Самое маленькое расстояние – от одного до того же звука. Это один и тот же звук.

 Чистая прима – ч.1

     2. Секунда. Два соседних звука.

     Если сыграть одновременно два звука, то секунда имеет напряжённое, чуть резковатое звучание. Если сыграть не одновременно, а подряд два звука, то секунда звучит немного грустно, жалостно. Секунды могут быть малые (две соседние клавиши) и большие. Малая секунда – полутон, большая секунда – тон (два полутона. полутон+полутон=тон). Малые секунды звучат более напряжённо, чем большие.

Малая секунда – м.2.

Большая секунда – б.2.

     3. Терция. ( «звуки через один» — «до – ми», «соль – си», «ля – до»). Терции звучат очень гармонично и «красиво» (как сказал Стив Мартин: «говорить о музыке — всё равно, что танцевать об архитектуре»). Действительно, говоря о музыке очень сложно подобрать слова, поэтому просто доверьтесь своим ощущениям.

Сравните: «до – ми» — терция и «до – ми-бемоль» — тоже терция. «До – ми» — большая терция, «до – ми-бемоль» — малая. Сравните: «соль – си» и «соль – си-бемоль». Большая терция соответственно больше чем малая. У большой терции более светлое звучание, у малой – более сумеречное.

Малая терция – м.3.

Большая терция – б.3.

     4. Кварта. Призыв. Не случайно именно с кварты начинаются государственные гимны, марши. Сыграйте: «соль – до» (вверх. внизу «соль», а потом выше — «до»)

      «Труба зовёт». Именно на интервал кварта настроены сигналы скорой помощи.

Чистая кварта – ч.4.

     5. Квинта. Пустота. Эта пустота не со знаком минус. Это – объём, абсолют. Сыграйте одновременно «до – соль». Сыграйте в разных октавах. Чувствуете, как звучит? Квинты – это каркас, остов всех музыкальных гармоний.

Чистая квинта – ч.5.

А теперь сыграйте «си – фа». Это не квинта. Слышите, какое резкое звучание? ( «Си – фа-диез» — это квинта, а «си-фа» — не квинта).

Этот интервал называется тритон (название не от млекопитающего, живущего в пруду, а от того, что в этом интервале три тона. Вспомните, — полутон – расстояние между двумя соседними звуками. Два полутона – тон.

А три тона – этот самый тритон. «Кракозябра» одним словом). Тритон на чуть больше кварты и чуть меньше квинты.

     6. Секста. Очень романтичная. Широкий интервал.

Сыграйте «до – ля», «ре – си»:

     Сексты бывают большие и малые:

Большая секста «до – ля» (вверх) — начало песни «В лесу родилась ёлочка».

Малая секста – начало песни «История любви» ( «Love story»)

Малая секста – м.6.

Большая секста – б.6.

     7. Септима. Бывают большие — и малые.

     Напряженные, как и секунды. Широкий интервал. Большие септимы более резкие, малые – менее резкие по звучанию.

Малая септима – м.7.

Большая септима – б.7.

     8. Октава. Один и тот же звук через октаву. Очень слитное звучание.

Чистая октава – ч.8.

     Итак, у нас есть:

     Ещё раз подытожим:

Прима (1) и Октава (8) – один и тот же звук

Секунда (2) и Септима (7) – резко звучат.

Секунда – звуки рядом. Септима  — далеко.

Терция (3) и Секста (6) – «краска», «романтическое звучание».

Терция – звуки достаточно близко, Секста – широко.

Кварта (4) – призыв

Квинта (5) – остов, пустота.

     Если выписать все интервалы подряд в порядке увеличения, то вот что получится:

0 полутонов — ч.1 — чистая прима

1 полутон — м.2 — малая секунда

2 полутона — б.2 – большая секунда

3 полутона — м.3 – малая терция

4 полутона — б.3 – большая терция

5 полутонов — ч.4 – чистая кварта

6 полутонов — тритон

7 полутонов — ч.5 – чистая квинта

8 полутонов — м.6 – малая секста

9 полутонов — б.6 – большая секста

10 полутонов — м.7 – малая септима

11 полутонов — б.7 – большая септима

12 полутонов — ч.8 – чистая октава

        Именно интервалы «цепляют» сознание и подсознание. Достаточно двух-трёх взятых звуков, чтобы вызвать определённые чувства и ощущения.

(Вспомните кинофильмы, сериалы: для подчёркивания какой-нибудь ситуации звучит музыка, вернее чаще всего это несколько звуков в определённом интервале.

Если вы раньше не замечали этого, то теперь постарайтесь обратить внимание. Всё очень закономерно и интересно!)

05.09.2011, 80166 просмотров.

Источник: http://www.abrosova.ru/school/21/212/

Музыкальные интервалы

Интервал — это расстояние между двумя ступенями лада (об этом читайте в статье гаммы). Нижний звук интервала называется основанием, а верхний — вершиной.

Читайте также:  Анжелика холина: балет без балета

Интервалы бывают мелодическими и гармоническими. Мелодическим интервал называется, когда звуки извлекаются поочередно, один за другим, а гармоническим, когда звуки извлекаются одновременно.

Очевидно, что на гитаре гармонический интервал может быть произведен только на разных струнах.

Простые интервалы

Простыми называются интервалы, которые не превышают октаву. Всего таких интервалов восемь:

  • Прима (первая ступень) — звуки расположены на одной ступени и звучат в унисон.
  • Секунда (вторая ступень) — интервал в полтона (малая секунда) или тон (боьшая секунда).
  • Терция (третья ступень) — интервал в полтора тона (малая или минорная) или два тона (большая или мажорная)
  • Кварта (четвертая ступень) — интервал в два с половиной тона (чистая кварта) или три тона (увеличенная кварта или уменьшеная квинта). Этот интервал также называется тритон.
  • Квинта (пятая ступень) — интервал в три с половиной тона (чистая квинта)
  • Секста (шестая ступень) — интервал в четыре тона (малая секста) или четыре с половиной тона (большая секста)
  • Септима (седьмая ступень) — интервал в пять тонов (малая септима) или пять с половиной тона (большая септима)
  • Октава (восьмая ступень) — интервал в шесть тонов (чистая октава).

Как видите, интервылы имеют две величины: количественная — указание количества ступеней лада, и качественная — указание количества полутонов. Качественная велична как бы уточняет количественную.

Составные интервалы

Составные интервалы — это интервалы больше октавы.

  • Нона (девятая ступень) — секунда после октавы.
  • Децима (десятая ступень) — терция после октавы.
  • Ундецима (одинадцатая ступень) — кварта после октавы.
  • Дуодецима (двенадцатая ступень) — квинта после октавы.
  • Терцдецима (тринадцатая ступень) — секста после октавы.
  • Квартдецима (четырнадцатая ступень) — септима после октавы.
  • Квинтдецима (пятнадцатая ступень) — двойная октава.

Интервалы больше квинтдецимы своих названий не имеют.

Обращение интервалов

Обращение интервалов — это перемещение основы или вершины интервала на октаву, при котором верхний звук становится нижним, а нижний, наоборот, верхним.

https://www.youtube.com/watch?v=q0t4MRoNAu4

При обращении интервала секунда превращается в септиму, терция — в сексту, кварта — в квинту и наоборот, а тритон остается тритоном. При этом чистые интервалы остаются чистыми, а малые обращаются в большие, уменьшенные — в увеличенные и наоборот.

Звучание гармонических интервалов

Созвучие гармонических интервалов делится на два вида: консонанс и дессонанс.

Консонанс —  это согласное созвучие, приятное для слуха, которое представляется как состояние покоя, отсутствие стремлений.

К консонирующим интервалам относятся: прима и октава (весьма совершенный консонанс),  чистые кварта и квинта (совершенный консонанс) малые и большие терция и секста (несовершенный консонанс).

Если нижний звук кварты находится в басу, то это созвучие трактуется как диссонанс.

Диссонанс — это противоположность консонансу, воспринимаемое на слух как неслияние одновременно звучащих звуков. По настроению диссонанс создает тревогу, напряжение, стремится к разрядке — консонансу. К диссонирующим интервалам относятся септимы, секунды и тритон.

Источник: http://gitarre.ru/muzykal-nye-intervaly-ponyatiya-konsonans-i-dissonans

Интервалы

Интервал — расстояние между двумя ступенями. Звуки в интервале могут появляться последовательно или одновременно. Если звуки в интервале появляются последовательно, то такой интервал называется мелодическим, а если одновременно — гармонический. Данные определения интервалов вполне логичны.

Если присмотреться к любой мелодии, то можно увидеть, что она состоит из последовательности звуков, образующих мелодические интервалы. Для аккомпанемента характерно одновременное звучание звуков. При этом сочетание одновременно звучащих звуков должно быть приятным на слух, то есть гармоничным.

Интервал характеризуется двумя параметрами – количеством ступеней и количеством тонов в нем. Простые интервалы имеют следующие названия:

Прима — одна ступень Секунда – две ступени Терция – три ступени Кварта – четыре ступени Квинта – пять ступеней Секста – шесть ступеней Септима – семь ступеней

Октава – восемь ступеней

Посмотрите на интервалы, образованные ступенями  до и ре, ми и фа (рис. 1). По количеству ступеней это одинаковые интервалы, поскольку они состоят из двух ступеней. Но они различаются по количеству полутонов. Между до и ре два полутона, а между ми и фа — один полутон.

Рис. 1. Одинаковые по названию, но разные по тоновому составу интервалы.

По количеству полутонов интервалы делятся на:

Чистая прима (ч.1) – 0 тонов Малая секунда (м.2) – 0,5 тона (полутон) Большая секунда (б.2) – 1 тон Малая терция (м.3) – 1,5 тона Большая терция (б.3) – 2 тона Чистая кварта (ч.4) – 2,5 тона Увеличенная кварта (ув.

4) – 3 тона (тритон) Уменьшенная квинта (ум.5) – 3 тона (тритон) Чистая квинта (ч.5) – 3,5 тона Малая секста (м.6) – 4 тона Большая секста (б.6) – 4,5 тона Малая септима (м.7) – 5 тонов Большая септима (б.

7) – 5,5 тона

Чистая октава (ч.8) – 6 тонов

В сокращенном названии интервала буквой обозначается качественная характеристика интервала (ч — чистая, ум — уменьшенная, ув — увеличенная, м — малая, б — большая), а цифрой – количественная характеристика интервала — количество ступеней. На рис. 2 показаны интервалы, построенные от ступени до.

Рис. 2. Простые интервалы.

Запомнить названия и тоновый состав интервалов будет намного проще при использовании не только обычной, но и визуальной памяти, так как увиденное во многих случаях запоминается лучше услышанного. Поэтому я рекомендую визуально запомнить построение указанных выше интервалов от ступени до.

Что это даст? Это даст возможность вспомнить интервал, если его тоновый состав был забыт. Например, требуется построить большую терцию от клавиши фа-диез, но мы забыли тоновый состав большой терции.

Смотрим на клавиатуру и благодаря визуальной памяти вспоминаем, что большая терция образуется между клавишами до и ми. Считаем количество полутонов между этими клавишами. Получается 4 полутона. Откладываем 4 полутона от фа-диез и получаем ля-диез.

Если клавиатуры под рукой нет, то можно либо приобрести линейку с изображением клавиатуры, либо постараться представить её мысленно.

Вопрос к любителям математики: какое количество интервалов можно построить от каждой ступени в пределах одной октавы? От каждой из 12 ступеней можно построить 13 простых интервалов (чистую приму мы не рассматриваем).

Получаем 12 мест по 13 возможных комбинаций в каждом: 12*13 = 156 интервалов. Что проще, запомнить схему построения 14 интервалов и после этого строить любые интервалы или запомнить 156 интервалов? Конечно, первое.

Интервалы — построение, а любое построение в музыке можно либо рассчитать, либо сразу увидеть на клавиатуре. Преимущество счета — точность, а также возможность проведения и анализа сложных построений, недостаток — низкая скорость.

Преимущество построения взглядом — высокая скорость, но сложные построения не всегда получается быстро увидеть и понять. Навык визуального построения необходим при импровизации на фортепиано или синтезаторе, когда требуется сочинять музыку на ходу.

Если вы планируете через некоторое время заняться импровизацией, то нарабатывайте навык построения взглядом. Для этого пытайтесь увидеть интервал на клавиатуре от заданной клавиши, а не считать полутоны. Начать тренировку можно с быстрого определения октав.

Октавы часто используются в аккомпанементе и быстрое нахождение взглядом октав позволит моментально строить партию аккомпанемента для игры на синтезаторе левой рукой.

Октава в музыкальной системе

Давайте вспомним все определения октавы, с которыми мы уже познакомились:

  • Октава — это интервал между соседними ступенями до. В октаву входят семь основных ступеней. Первая ступень октавы — до.
  • Октава состоит из 12-ти ступеней
  • Октаву образуют два звука с соотношением частот 1 к 2 (из формулы определения частоты звуков в равномерно-темперированном строе)
  • Октава — интервал, который состоит из 6 тонов. Октава может быть построена от любой ступени.

Если определения октавы даны не совсем точно, то можно легко запутаться. Например, если убрать из первого определения слово основных, то получится, что октава состоит из 7 ступеней, но во втором определении говорится, что октава состоит из 12 ступеней.

Как такое возможно? Можно запутаться и в точных формулировках, например, в первом определении говорится, что октава начинается от ступени до, а согласно четвертому она может быть построена от любой ступени. Данные затруднения вызваны тем, что определения даны без указания того, в каком контексте рассматривается октава.

Первое определение было дано при рассмотрении звукоряда и применительно к звукоряду октава начинается со ступени до и содержит семь основных ступеней. Второе определение октавы дано с точки зрения равномерно-темперированного строя в котором октава разделена на 12 полутонов. Третье определение октавы дано с точки зрения физики звука.

Четвертое определение дано с позиции интервальной системы, в которой октава может быть построена от любой ступени звукоряда. Похожую многозначность имеют и другие элементы музыкальной системы — ступени, аккорды, лады и др.

Чтобы не запутаться с данной многозначностью можно представить музыкальную систему в виде вложенных систем координат, в которой каждый элемент имеет определенные свойства и выполняет определенные функции. При этом каждый элемент системы, кроме звука, может выступать в качестве подсистемы (рис. 3).

Рис. 3. Музыкальная система координат.

При изучении теории музыки можно столкнуться с ситуацией, когда при рассмотрении одного и того же элемента или построения возникают противоречия. В таких случаях, прежде всего, нужно понять с какой позиции или в какой системе производится данное рассмотрение.

Музыкальная система обладает определенной логикой, но в отличие от математики она не столь строгая. Если элемент музыкальной системы имеет определенное поведение и смысл в одной системе, то это не значит, что и в другой системе данный элемент будет иметь аналогичное поведение и смысл.

Позже мы к этому ещё вернёмся.

Интервалы состоят из двух звуков: нижний звук — основание интервала, верхний звук — вершина интервала.

Рис. 4. Гармонический и мелодические интервалы.

Перенос основания интервала на октаву вверх или перенос его вершины на октаву вниз называется обращением интервала.

Рис. 5. Обращение интервалов.

Обращение интервала помогает быстро строить большие интервалы. Как построить, например, большую сексту от заданной ступени вверх? Можно посчитать количество полутонов от заданной ступени, но проще перенести основание интервала на октаву вверх и вычесть из него обращение большой сексты:

октава-м.3=б.6

Интервал и его обращение в сумме дают 6 тонов или 9 ступеней:

ч.1 + ч.8 = октава (1+8 = 9) м.2 + б.7 или б.2 + м.7 = октава (2+7 или 7+2 = 9)

ув.4 + ум.5 = октава (4+5 =9)

Консонирующие и диссонирующие интервалы

Разные интервалы звучат с разной степенью красоты на слух и по этому признаку делятся на консонирующие и диссонирующие интервалы. Данное разделение интервалов относится к гармоническим интервалам, в которых одновременно звучит два звука.

В мелодических интервалах звуки появляются последовательно и степень гармоничности их звучания определяется иным образом. Здесь нужно принять во внимание аккордовое сопровождение, окружающие звуки, наклонение лада и др.

Например, малая секунда — диссонирующий гармонический интервал, но это не значит, что и мелодический интервал, образующий малую секунду, будет звучать резко на слух.

К консонирующим интервалам относятся:

чистая прима (ч.1), чистая октава (ч.8) — весьма совершенный консонанс чистая кварта (ч.4), чистая квинта (ч.5) — совершенный консонанс

малая и большая терция (м.3 и б 3), малая и большая секста (м.6 и б.6 ) — несовершенный консонанс

К диссонирующим интервалам относятся секунды, тритоны и септимы:

малая и большая секунда (м.2 и б.2), увеличенная кварта (ув. 4), уменьшенная квинта (ум. 5), малая и большая септима (м.7 и б.7).

Консонирующие интервалы обращаются в консонирующие интервалы, а диссонирующие — в диссонирующие.

Зачем нужны диссонирующие интервалы, если их звучание неприятно на слух? Диссонирующие интервалы позволяют обогатить гармонию звука, придать движение композиции, передать какой то нюанс в звучании, усилить чувство. Например, джаз — музыка контрастов, которая основана на использовании диссонансов. В блюзе диссонирующие интервалы также используются часто для подчеркивания характера этого стиля.

Мелодические интервалы

Мелодия состоит из последовательности мелодических интервалов. Давайте играть мелодические интервалы для получения мелодии.

Пример 1.

скачать

Это какой-то абстракционизм, а где мелодия-то? К настоящему моменту у нас в распоряжении есть равномерно-темперированный строй и различные интервалы.

Основываясь на этой информации и был построен пример, в котором каждый звук звучал сам по себе безотносительно к другим звукам. Вот и получился беспорядочный набор звуков.

Исправить ситуацию и понять взаимодействие между звуками нам поможет одно из главных понятий в музыке — лад.

Александр Страшко
admin@starport.ru
30.01.11

Источник: http://www.studio.starport.ru/main/statyi/mt_8.php

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector