Как научиться писать диктанты по сольфеджио

Как писать диктанты по сольфеджио

Инструкция

Чем чаще будете делать музыкальные диктанты, тем скорее научитесь их писать. Поэтому не пропускайте очередные уроки сольфеджио, на которых такая работа выполняется учащимися постоянно.

Не бойтесь неправильно записанных нот во время прослушивания диктанта. Вносите в нотную тетрадь все услышанные ноты во время первого же прослушивания мелодии.

Причем записывайте звуки, которые услышите, даже если они находятся в различном месте, такте, в начале или в конце всего упражнения. Во время следующих прослушиваний вы успеете заполнить нотами недостающие места в нотной тетради.

Поставьте перед собой задачу при первом прослушивании диктанта уловить размер мелодии, ее такты, первую и последнюю ноты проигранной музыки, ключи, тональность. Что касается тональности, обычно перед первым звучанием диктанта учитель сообщает, какой она будет.

Или же педагог подсказывает ее, оговаривая количество диезов и бемолей в тональности мелодии. Запишите все эти данные в нотную тетрадь во время первого прослушивания диктанта.

Во время второго проигрывания улавливайте, с какого мотива начинается музыка, каково ее развитие, есть ли повторы. После второго звучания запишите в тетрадь ноты первого, предпоследнего и последнего тактов. Если услышите и другие, также запишите.

При третьем прослушивании мелодии дирижируйте сами себе, запоминая ритм. Это поможет разобраться с длительностью нот. Также запишите недостающие ноты в незаполненных тактах. Последние прослушивания даются для очищения своей записи. Еще раз внимательно просмотрите ее, пропевайте ноты за мелодией, сверяя их с записанными.

Кроме посещения уроков сольфеджио, тренируйтесь в написании диктантов дома. Для этого купите несколько сборников музыкальных диктантов для уроков сольфеджио. Пойте их с листа, затем проигрывайте на фортепиано и проверяйте, правильно ли вы их озвучили.

Попросите друзей-музыкантов, чтобы они проигрывали вам в медленном ритме диктанты из сборников. Вы в этот момент записывайте за ними мелодию. Со временем при успешном написании диктантов темп их звучания можно ускорять.

Переписывайте пьесы, которые играете по основной специальности, нотами в тетрадь. Не заглядывайте в ноты, пишите по памяти, проигрывая мелодию в голове. Затем сверяйте записанное с нотами пьесы.

Источники:

Нотная запись по системе Гвидо д'Ареццо – самый популярный на сегодняшний день способ графического оформления музыкального текста. В основе этой системы лежит расположение нот на пятилинейном нотоносце или нотном стане.

Инструкция

Чтобы начать запись нотами, сперва напишите ключ в начале нотоносца. Его разновидности: скрипичный (ключ «соль»), басовый (ключ «фа»), система ключей «до» (сопрановый, меццо-сопрановый, альтовый, теноровый, басовый). Из последней системы сейчас популярны альтовый (для записи партии альта) и теноровый (для виолончели в некоторых случаях).

Ключ служит точкой отсчета, показывая, на какой линейке будет располагаться опорная нота конкретной октавы (ее именем называется ключ).
Нота «до» первой октавы в скрипичном ключе будет располагаться на первой добавочной (снизу) линейке, в альтовом – на средней (третьей линейке), в теноровом – на верхней линейке, в басовом – на первой добавочной сверху.

Ключ выбирается в соответствии с удобством записи для инструмента с высоким или низким диапазоном.После ключа идут знаки альтерации: диезы, бемоли. Порядок их написания определяется кварто-квинтовым кругом.Следом идет размер произведения в виде простой дроби: числитель – количество долей, знаменатель – их длительность.

В каждом такте произведения (до соответствующих пометок) будет такое количество таких длительностей, как указано в размере.Дальше идут сами ноты. В зависимости от мелодии они располагаются на разной высоте. Другая их характеристика – длительность, то есть протяженность во времени. Самые короткие из используемых длительностей – шестьдесят четвертые.

Далее по возрастанию: тридцать вторые, шестнадцатые, восьмые, четверти, половины, целые. Если за единицу времени взять счет «раз», то 1/64-х нот придется шестнадцать, 1/32-х – восемь, 1/16-х – четыре, 1/8-х – две, 1/4-я – одна. На половину приходится два счета, на целую – четыре.

Как только общая сумма длительностей совпадет с размером, ставится вертикальная тактовая черта. Следующий такт заполняется нотами по тому же принципу и отделяется от третьего.

Диктант – это одна из наиболее распространенных работ, относящихся к урокам русского языка, причем не только в школах. Как же правильно писать диктант? Как проверять написанное? Эти вопросы мы сейчас и разберем. Это поможет не только школьникам, но и абитуриентам.

Инструкция

Экзаменатор с выражением читает весь текст диктанта. Ваша задача на этом этапе диктанта проста – прослушать текст. Услышав непонятные слова, обязательно узнайте у экзаменатора их значение после того как он прочитает текст. Постарайтесь понять текст, вникнуть в его смысл.

https://www.youtube.com/watch?v=3SwR2vrO82w

Затем текст читается уже предложениями. Каждое из предложений обычно читается три раза: первый раз целиком, второй – по частям, третий раз – снова целиком и с выражением. При первом прочтении предложения не записывайте его, а постарайтесь определить структуру (простое, сложное или осложненное).

Не торопитесь успеть записать предложение во время его диктовки по частям. Пишите аккуратно, знаки препинания расставляйте только в тех случаях, где вы на 100% уверены в уместности данного знака. В первую очередь необходимо уделить внимания правильности написания слов.

Когда экзаменатор будет читать предложение с выражением, паузами выделяя те или иные знаки, расставьте все остальные знаки препинания.

После написания диктанта дается 5-7 минут на его самопроверку. Чтобы эффективно эту самопроверку провести, отвлекитесь от текста на пару-тройку минут.

Лучше подумать о чем-нибудь другом, отвернувшись от текста или закрыв глаза. Это крайне важный психологический момент.

Теперь внимательно прочитайте текст, проанализировав расстановку знаков препинания. Решив зачеркнуть или доставить знак, не спешите. Сначала подумайте, какую он должен играть роль в предложении.

Проверить написание слов вы можете, произведя орфографический разбор каждого «проблемного» слова.

Выполняйте исправления ручкой: тонкой косой линией зачеркните неправильную букву, а затем сверху аккуратно напишите правильную.

Источники:

Во время учебного процесса педагог не только дает знания учащимся, но и проверяет степень их усвоения. Диктанты на уроках русского языка несут в себе обе эти функции, т.е. делятся на обучающие и контрольные. Их цель заключается в формировании орфографического слуха. Но методика проведения имеет свои особенности.

Инструкция

Определите цель диктанта, который вы хотите провести:
— усвоение и закрепление материала (выборочный, распределительный, творческие диктанты с устным разбором, свободный, восстановленный, диктант по аналогии, предупредительный, самодиктант (письмо по памяти), объяснительный);- проверка знаний (диктант с грамматическим заданием, контрольный диктант);

— умение пользоваться языковыми средствами, конструкциями, закрепление правописания, расширение запаса слов (все виды творческих диктантов);

— повторение и обобщение материала (комбинированный творческий).

Выберите вид диктанта, исходя из его цели. Подберите необходимый материал (текст, слова и словосочетания, репродукции картин для творческих диктантов и т.д.).

Укажите в плане-конспекте урока, на каком этапе используете диктант, и ограничьте время. Например, предупредительный диктант с показом текста на доске занимает 10-15 мин и проводится до записей в тетрадях, для проверки домашнего задания или актуализации знаний.

На уроке перед началом диктанта объясните, для чего вы его проводите и какое задание учащимся предстоит выполнять.

Например: целью выборочного диктанта может быть закрепление нового материала или проверка пройденного; заданием к нему – под диктовку распределить в тетрадях (или на обороте доски задание выполняют двое учащихся) слова по столбикам.

Диктуйте предложения (слова, словосочетания) в зависимости от возможностей класса и сложности выполняемого задания.

Например, в творческих диктантах могут быть задания на распространенные предложения, запись диктанта от другого лица (учитель диктует от третьего, а учащиеся записывают от первого лица), заменить записанные на доске слова на синонимы и т.п.

Дайте время на проверку диктанта без заданий. Если диктант с грамматическим заданием, после диктовки сразу его озвучьте. В этом случае учащиеся распределят время и на выполнение задания, и на проверку всего диктанта.

Если проводился диктант с устным объяснением в классе, оцените работу опрошенных учеников.Соберите тетради для проверки в конце урока.

Музыкальный диктант представляет собой проигрывание преподавателем мелодии, простой или сложной.

Ученик же должен как можно точнее записать нотами услышанные звуки, их длительность и так далее.

Чтобы научиться писать музыкальные диктанты, нужно следовать некоторым правилам и применять методы тренировки мелодического и гармонического слуха.

Инструкция

Обычно ученики, независимо от сложности музыкального диктанта, испытывают одни и те же трудности в работе над ним. Чаще всего они выражены в трех проблемах: а) учащиеся не успевают услышать всю мелодию, б) слышат только часть нот или отдельные ноты, в) не могут запомнить всю мелодию от начала до конца. В зависимости от проблемы и подбирается ключ к ее разрешению.

Потренируйтесь для развития музыкального слуха следующим образом. Подбирайте любимую мелодию на музыкальном инструменте. Теперь запишите ее нотами. Далее усложните задачу.

Попробуйте другую мелодию сначала записать по памяти нотами, а затем проверьте на инструменте, насколько правильно вы ее записали. Всегда прослушивая очередную мелодию, представляйте, как она бы выглядела записанной нотами.

Приобретите сборник музыкальных диктантов вашего уровня сложности. Пропойте очередные диктанты с листа. Затем заучивайте пропетый диктант наизусть. Запомните, что все диктанты имеют типовые штампы построения мелодии, аккордов.

Если вы будете часто работать со сборниками музыкальных диктантов, со временем запомните и музыкальные построения из них. Это вам пригодится на очередном экзаменационном диктанте с педагогом.

Делайте и такие упражнения, повышающие вашу музыкальную память. Сыграйте одну ноту на фортепиано. Послушайте ее окраску. Перенесите эту ноту в другие регистры, почувствуйте разницу в звуке.

Сыграйте интервал с той же нотой, пропойте его звуки вслух. Сыграйте тот же интервал в другом регистре. Сыграйте аккорд из трех звуков, пропойте его звуки, затем перенесите аккорд в другой регистр и так далее.

Такое упражнение поможет вам узнавать одни и те же звуки в разных регистрах.

А это упражнение поможет развить темп запоминания диктантов. Запишите, сыграв несколько диктантов из сборника на магнитофон или диктофон в медленном темпе («ларго»). Запишите за диктофоном диктант нотами. Если успеваете сделать это без ошибок, запишите 2-3 диктанта в более скором темпе на магнитофон и так далее.

Не бойтесь приблизительной записи нот за педагогом во время звучания диктанта. С новым повтором мелодии вы их сможете поправить.

Не пропускайте, как учат педагоги в музыкальных школах и колледжах, первое проигрывание мелодии, а записывайте на нотный стан все, что успеете услышать. И еще – пишите все звуки, которые услышите с любого места.

При новом прослушивании вы всегда восполните недостающее звучание. Успехов!

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-811497-kak-pisat-diktanty—po-solfedzhio

Главная — Музыкальная школа им. Н. А. Римского-Корсакова

ШЕСТОЙ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС МОЛОДЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЕ им. Франсиско ТАРРЕГИ

Учредители

  • Санкт-Петербургский музыкальный колледж им. М. П. Мусоргского
  • Санкт-Петербургское музыкально-педагогическое училище
  • Санкт-Петербургская музыкальная школа им. Н. А. Римского-Корсакова

Место проведения

Санкт-Петербургская музыкальная школа им. Н. А. Римского-Корсакова

191186, Санкт-Петербург, Думская ул., 1-3

Читайте также:  Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры

Цели конкурса и его участники

Читать дальше…

ПОЛОЖЕНИЕ О ЧЕТВЕРТОМ ОТКРЫТОМ РЕГИОНАЛЬНОМ ВОКАЛЬНОМ КОНКУРСЕ им. А. ВАРЛАМОВА

Учредители

  • Санкт-Петербургское музыкальное училище им. Н. А. Римского-Корсакова
  • Санкт-Петербургская музыкальная школа им. Н. А. Римского-Корсакова

Место проведения

Санкт-Петербургская музыкальная школа им. Н. А. Римского-Корсакова

191186, Санкт-Петербург, Думская ул., 1-3

Цели конкурса и его участники

Читать дальше…

На проходившем в Санкт-Петербурге с 14 по 19 января 2018 года XV Международном фестивале-конкурсе «Виртуозы гитары» наши преподаватели и ученики вновь заняли призовые места! В конкурсе участвовали представители пяти возрастных групп, которые оценивались жюри по одиннадцати номинациям. Гитарный оркестр «Рим-Кор» под руководством Евгения Заворотнего стал лауреатом и занял   II место в номинации «Большие ансамбли и оркестры»; преподаватель гитарного отдела Дмитрий Чурилин и учащийся класса

Читать дальше…

С 15 по 19 января 2017 года в Санкт-Петербурге прошёл XIV Международный фестиваль-конкурс «Виртуозы гитары». В нём приняли участие 116 конкурсантов из Мексики, Литвы, Китая, Белоруссии и различных городов России – Москвы, Казани, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Калининграда, Твери, Мурманска и других, соревновавшихся в 11 номинациях.

Читать дальше…

Статья, которую мы предлагаем вашему вниманию – более чем подробное исследование, посвященное истории всего одной песни, широко известной (не)искушенной публике как песня Бориса Гребенщикова «Под небом голубым есть город золотой…». Кто на самом деле является автором этой мелодии? Кто сочинил к ней слова?

Читать дальше…

Канадский пианист Глен Гульд (1932-1982) – пожалуй, самый «странный» гений фортепиано.

Непревзойденный интерпретатор музыки И. С. Баха, он был не менее известен эксцентричностью взглядов и полной свободой от исполнительских, музыковедческих и социальных штампов.

Читать дальше…

Идея услаждать слух трением волос из лошадиного хвоста о высушенные, скрученные и натянутые на что-либо кишки животных возникла в незапамятные времена. Изобретение первого струнно-смычкового инструмента приписывается индийскому царю Раване, жившему примерно пять тысяч лет назад…

Читать дальше…

Сопрано Анна Нетребко – настоящая примадонна Мариинского театра. Соперничать с ней в популярности могла бы лишь Ольга Бородина, меццо которой, увы, почти не звучит в родных стенах. Появление же Нетребко в Петербурге, к счастью, не редкость, при этом на концертах и спектаклях с её участием – всегда аншлаг.

Читать дальше…

Карьера Марии Каллас была короткой, но блистательной. «Если бы она хоть немного умела халтурить, она пела бы гораздо дольше, – грустно и, вместе с тем, гордо заметила ее педагог по вокалу Эльвира Идальго. – Но Мария была «свечой, зажженной с обеих сторон».

Читать дальше…

Имя аргентинского композитора Астора Пьяццоллы (1921–1992) стало известно у нас в стране лишь после смерти музыканта. Сейчас его изысканные танго, то жёстко-динамичные, то пронзительно-ностальгические, широкая публика любит не меньше концертов Вивальди. Музыка Пьяццоллы высоко чтима и профессионалами – за…

Читать дальше…

Источник: http://rimskors.ru/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B/72-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F-%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B

Л. Синицына. Диктанты по сольфеджио для младших классов

Данное пособие представляет собой сборник авторских мелодических диктантов, ориентированных на учащихся младших классов музыкального отделения (8-летний срок обучения).

Главной целью создания пособия является поиск новых творческих подходов к осуществлению плодотворной работы с учащимися младших классов на уроках сольфеджио.

Работа с учащимися над диктантом является одним из самых сложных видов деятельности в преподавании сольфеджио. Как правило, в диктанте обобщаются и теоретические знания, и практические навыки. Всё это — целый комплекс, направленный на выполнение сразу нескольких заданий, объединенных в одно — написание законченной по смыслу мелодии.

С чего же начать, как выстроить работу над диктантом? Наработки в решении этого вопроса даны в предлагаемом пособии.

Несомненно, прежде чем маленький музыкант-первоклассник сможет самостоятельно записывать мелодию, он должен освоить нотное письмо, метр и ритм, накопить слуховой опыт соотношения ступеней в ладу и многое другое.

В процессе изучения основ музыкальной грамоты, мы и начинаем писать первые диктанты, анализируем на слух музыкальные фрагменты и фиксируем их с помощью графических изображений (здесь педагог может проявить фантазию). В подобных диктантах педагог исполняет несложные для восприятия пьесы на фортепиано.

Прослушав их, ученики должны, например, услышать и зафиксировать настроение музыки, как движется мелодия (предварительно, конечно, рассказав об этом), прохлопать пульс, можно посчитать доли, определить сильную, и т.д.

Ориентировочно со второго класса и далее уровень сложности возрастает в соответствии с учебной программой. Здесь ребёнок уже должен владеть нотной грамотой, знать определённые тональности, принципы тяготения в ладу, длительности, уметь группировать их.

Работа с ритмом заслуживает особого внимания. Отличной тренировкой служат ритмические диктанты, направленные на запись ритмического рисунка. В мелодических диктантах считаю удобным записывать ритм отдельно от мелодии (в большей степени это актуально для учащихся младших классов).

Процесс написания диктанта основан на следовании плану. После каждого проигрывания нужно определить и зафиксировать:

  • тональность;
  • музыкальный размер, форму диктанта, особенности структуры;
  • начало диктанта (первый такт) — тоника, серединная каденция (4 такт) — наличие V ступени, заключительная каденция (7–8 такт) —

V ступень тоника;

  • ритм;
  • мелодические интонации с использованием графических символов;
  • нотную запись;

Во время исполнения мелодии перед учениками необходимо ставить определённую задачу. При этом считаю важным не сосредотачивать услышать что-то определённое, наоборот, отметить максимально возможное (опираясь на план). Не столь важно, в каком порядке начинать записывать услышанное — с первой ноты или с конца, все зависит от конкретной мелодии.

Важно выбрать «точку отсчета»: это может быть и тоника в конце, «а что перед тоникой?» и V ступень в 4 такте, «а как мы к ней «пришли?» и т.д. Важно также ориентировать детей не на соотношения двух рядом стоящих нот, а на мотив из 5–6 звуков, воспринимая его «как одно слово», тогда дети быстрее усвоят всю мелодию.

Именно этот навык впоследствии поможет обобщать нотный текст при чтении с листа на специальности.

В большинстве своём в сборнике представлены диктанты в форме периода, состоящие из двух предложений повторного строения. Диктанты подобного строения пишем и на занятиях.

Опираясь на классическую традицию, обговариваем с учащимися, что начало диктанта — с тоники или другой устойчивой ступени, в 4 такте — серединная каденция — наличие V ступени, 7–8 такт — заключительная каденция — V ступень тоника;

После написания ритма (над тактами), анализируем мелодию, интонации, из которых она состоит. Для этого определили основные элементы мелодии и присвоили каждому свой символ. (Здесь фантазия педагога безгранична).

Основные элементы музыкальных интонаций:

Пример диктанта с графическими символами:

«Ключик» к успешному написанию диктанта — в способности анализировать, логически мыслить. В практической деятельности приходилось встречать учеников с хорошей музыкальной памятью, с чистой «от природы» интонацией, которые испытывали затрудния в написании диктанта.

И напротив, ученик, слабо интонирующий и долго запоминающий мелодию, при умении логически мыслить, неплохо справляется с диктантом. Отсюда вывод, что для успешного написания диктанта, следует научить детей не столько запоминать, сколько анализировать услышанное.

Музыкальный диктант — интересная и плодотворная форма работы в курсе сольфеджио. В нём сосредоточены ладовые, интонационные, метроритмические трудности. Работа над диктантом организует внимание учащихся, развивает слуховую память и способность анализировать услышанное.

Развитие всех перечисленных основ в равной степени происходит на всех дисцмплинах, изучаемых в музыкальных школах, школах искусств, особенно на специальности и сольфеджио. Эти предметы, безусловно, являются взаимодополняющими.

Однако подход к изучению нового произведения на специальности и диктанта на сольфеджио, заметно отличается: воспроизводя музыкальный текст по нотам на специальности, в сознании ученика из деталей постепенно складывается готовое произведение. Это отражает схема:

При создании нотной записи прослушанного произведения на сольфеджио, процесс работы с новым материалом происходит в противоположном направлении: сначала ученикам предлагается звучание готового произведения, затем педагог помогает анализировать, далее усвоенное превращается в нотный текст:

На этапе анализа диктанта важно следовать от общего (особенностей структуры и фразировки) к частному (направление движения мелодии, например), не нарушая естественный ход процесса.

Запись диктанта — не создание целого из отдельных элементов (мелодия + ритм + размер + форма = результат), а умение проанализировать целое как комплекс составляющих его элементов.

Для того чтобы учащиеся привыкали активно воспринимать нотный текст, очень полезны разные форма работы над диктантом. Например:

  • Ступеневый диктант — педагог играет мелодию, которую ученики записывают как ступеневую последовательность. Этот вид диктанта способствует расширению ориентации в ладу и вырабатывает полезное умение мыслить ступенями.
  • Диктант с ошибками — на доске выписывается диктант, но с ошибками. Задача детей — исправить их, записать правильный вариант.
  • Диктант с вариантами  — полезен для расширения музыкального кругозора и понимания возможностей развития музыкального материала. В таких диктантах можно применить как ритмическую вариантность, так и мелодическую.
  • Диктант по памяти — анализируется, выучивается диктант, пока каждый ученик не запомнит его. Задача — верно по памяти оформить нотный текст.
  • Графический диктант — педагог указывает на доске лишь некоторые ступени, графические символы, обозначающие элементы мелодических интонаций.
  • Диктант с досочинением мелодии развивает творческие способности учащихся, на основе трёх стадий мелодического развития: началом, серединой (развитием) и заключением.
  • Подбор и запись знакомых мелодий. Вначале мелодия подбирается на инструменте, а потом оформляется в письменном виде.
  • Самодиктант — запись по памяти выученных номеров с учебника. В такой форме диктанта происходит развитие внутреннего слуха и выработка умения графически оформлять услышанное.
  • Диктант без подготовки (контрольный) — отражает степень усвоения материала. В качестве материала можно выбрать диктант на один-два класса легче.

Любая форма диктанта — своеобразный мониторинг развития музыкального мышления ребенка, уровня усвоения им нового материала, а так же способ дать детям возможность реализовать свои умения самостоятельно или сделать «открытия» под руководством педагога.

Примеры диктантов для 2 класса:

Примеры диктантов для 3 класса:

Примеры диктантов для 4 класса:

Представленные в пособии диктанты созданы на основе описанных выше элементов музыкальных интонаций и относятся к инструктивным. По моему мнению, в таком виде их удобно «слышать» и анализировать, а значит, без затруднений справляться с заданием. Этого я и желаю нашим ученикам — юным музыкантам!

Надеюсь на творческий подход преподавателей к представленному в данном методическом пособии материалу.

________________________________________

По вопросу приобретения пособия Людмилы Синицыной «Диктанты по сольфеджио для младших классов» обращайтесь к автору по адресу milaya6126@yandex.ru

Источник: https://www.musnotes.com/articles/Sinitsyna/

Как научиться писать диктанты по сольфеджио, Музыкальный класс

Музыкальные диктанты – одно из самых интересных и полезных упражнений для развития слуха, жаль, что многие не любят этой формы работы на уроке. На вопрос «почему?», обычно отвечают: «не умеем». Ну что ж, значит, пора научиться. Будем постигать сию премудрость. Вот вам сразу два правила.

Правило первое. Банально, конечно, но для того чтобы научиться писать диктанты по сольфеджио, надо просто их писать! Часто и много. Отсюда вытекает правило первое и самое главное: не пропускать уроки сольфеджио, так как на каждом из них пишется музыкальный диктант.

Правило второе.

Действуй самостоятельно и смело! После каждого проигрывания нужно стремиться записать в свою тетрадь как можно больше – не одну ноту в первом такте, а много всего в разных местах (в конце, в середине, в предпоследнем такте, в пятом такте, в третьем и т.д.). Не нужно бояться записать что-то неверно! Ошибку всегда можно исправить, а вот застревать где-нибудь в начале и надолго оставлять нотный листочек пустым это очень неприятно.

Ну а теперь перейдём к конкретным рекомендациям по вопросу, как научиться писать диктанты по сольфеджио.

Первым делом, до начала проигрывания, определяемся с тональностью, сразу ставим ключевые знаки и представляем себе эту тональность (ну гамму там, тоническое трезвучие, вводные ступени и т.д.). Перед тем, как начать диктант училка обычно настраивает класс на тональность диктанта.

Будьте уверены, если вы половину урока пели ступени в ля мажоре, то с вероятностью в 90% диктант будет в той же тональности.

Отсюда новое правило: если тебе сказали, что тональность с пятью бемолями, так не тяни кота за хвост, и сразу поставь эти бемоли куда следует – лучше прямо на две строчки.

https://www.youtube.com/watch?v=9TxmQ3gzvaw

Обычно после первого проигрывания диктант обсуждается примерно в следующем ключе: сколько тактов? какой размер? есть ли повторы? с какой ноты начинается и какой заканчивается? есть ли необычные ритмические рисунки (пунктирный ритм, синкопа, шестнадцатые, триоли, паузы и т.д.)? Все эти вопросы вы должны задавать себе, они должны служить вам установкой перед прослушиванием, и после проигрывания вы, естественно, должны отвечать на них.

Читайте также:  Известные хоры из опер верди

В идеале, после первого проигрывания в тетради у вас должны быть:

По поводу числа тактов. Тактов обычно бывает восемь.

Как их нужно размечать? Либо все восемь тактов на одной строчке, либо четыре такта на одной строчке и четыре на другой – только так, и больше никак! Если ты делаешь по-другому (5+3 или 6+2, в особо тяжёлых случаях 7+1), то, пардон, ты лошара! Иногда тактов бывает 16, в этом случае размечаем или по 4 на строчке, или по 8. Очень редко тактов бывает 9 (3+3+3) или 12 (6+6), ещё реже, но иногда встречаются диктанты из 10 тактов (4+6).

Второе проигрывание слушаем со следующими установками: с каких мотивов начинается мелодия и как она дальше развивается: есть ли в ней повторы, какие и в каких местах.

Например, повтор в предложениях – часто в музыке повторяются начала предложений – 1-2 такт и 5-6; в мелодии также могут быть секвенции – это когда один и тот же мотив повторяется от разных ступеней, обычно все повторы хорошо слышны.

После второго проигрывания нужно также запомнить и записать то, что в первом такте и в предпоследнем, ну и в четвертом, если запомнили. Если второе предложение начинается с повтора первого, то это повторение тоже лучше сразу выписать.

Очень важно! Если после второго проигрывания у тебя в тетрадке еще не написан размер, первая и последняя нота, не размечены такты, то надо «активизироваться».

На этом нельзя застревать, нужно в наглую спросить: «Слышь, училка, сколь тактов-то и какой размер?». Если училка и не ответит, то наверняка среагирует кто-нибудь из класса, а если нет, то громко спрашиваем у соседа.

В общем, действуем, как хотим, устраиваем произвол, но всё, что нужно, узнаём.

Пишем диктант по сольфеджио — третье и последующие проигрывания

Третье и последующие проигрывания. Во-первых, нужно обязательно дирижировать , запоминать и записывать ритм.

Во-вторых, если не получается сразу услышать ноты, то нужно активно анализировать мелодию , например по таким параметрам: направленность движения (вверх или вниз), плавность (подряд по ступеням или скачками – на какие интервалы), движение по звукам аккордов и т.д.

В-третьих, нужно слушать подсказки , которые говорит другим ребятам учитель при «обходе» во время диктанта по сольфеджио, и корректировать то, что написано у себя в тетради.

Последние два проигрывания предназначены для проверки уже готового музыкального диктанта. Проверять нужно не только высоту нот, но верность написания штилей, лиг, расстановку знаков альтерации (например, после бекара восстановление диеза или бемоля).

Сегодня мы говорили о том, как научиться писать диктанты по сольфеджио. Как видите, писать музыкальные диктанты совсем не сложно, если подходить к этому с умом. В заключение получите-ка ещё парочку рекомендаций для развития навыков, помогающих в музыкальном диктанте.

  1. Слушайте дома произведения, которые проходятся по музыкальной литературе, следя по нотам (музыку берёте в контакте, ноты – тоже находите в интернете).
  2. Пойте нотами те пьесы, которые играете по специальности. Например тогда, когда занимаетесь дома.
  3. Иногда переписывайте ноты вручную. Можно те же пьесы, которые проходите по специальности, особенно полезно будет переписать полифоническое произведение. Этот метод помогает также и наизусть быстро учить.

Это проверенные способы развития навыка записи диктантов по сольфеджио, так что займитесь на досуге – сами удивитесь тому, какой выйдет результат: писать музыкальные диктанты будете на ура!

Замечательный сайт! Но почему в каждой статье «училка»? Это «такой новомодный приём в воспитании учеников-музыкантов?

Я сейчас в 7 классе. Выпускница. И меня в этом году прорвало просто) мне стала очень сильно нравиться музыка. Раньше, тоже нравилась конечно) Но в этом году что-то странное.

Я не могу дождаться каждого занятия по сольфеджио и муз.лита. Вместо привычног рока, целыми днями слушаю Реквием, 5 сонату Бетховена. Аж мурашки от каждого произведения.

Я уже представляю, какую гору слёз мне придётся пережить в мае, когда я закончу музыку ��

Правильные правила. По-хорошему, их должны ещё в музыкальной школе вбить в голову, как таблицу умножения! А в училище просто диктанты сложнее, а методы те же! Не бойтесь ошибаться, всегда можно исправить !

Вот у меня ситуация такова я занимаюсь с преподавателем по специальности она меня научила петь внутри но я разучился писать слуховые диктанты после её уроков в чём может быть причина но пропеть диктант я могу а вот записать не могу.

https://www.youtube.com/watch?v=s1AwAHHAh3A

Я закончила музыкальную школу с 0-8 класс фортепиано. Не скажу, что всегда это было в удовольствие, т.к. любому творческому человеку не по-нраву, когда ему в обязательной форме дают программу и задания, но тем не менее, для меня это было легко и мне это нравилось.

Обязательные задания — это дисциплина, которую — да, выносят не все, но всё же это хороший урок, опыт и техника. Диктанты я любила, они вызывали какой-то спортивный интерес, наверное, как для людей, которые любят разгадывать кроссворды. Домашние задания с сочинениями я писала на подоконнике за 15 мин.

до начала занятия, без инструмента, с листком, карандашом, напевая и тут же записывая… Единственная моя работа, это если по специальности задавали выучить наизусть произведение, тогда да, приходилось часа 2-3 в день посидеть дома позаниматься, а так — никогда дома ничего не делала. Закончила муз.

школу с одной четвёркой по спец-ти, остальное на отлично.

неужели вы на самом деле все так любите ходить в музыкалку? никогда бы не подумала, что есть такие люди..я хожу только потому, что заставляет мама.и в этом году наконец-то заканчиваю

Влада, такие люди конечно же есть))

В своё время я просто не мог дождаться очередного занятия по сольфеджио и по хору — это были мои любимые предметы. Ещё нравилось играть в оркестре — от коллективной игры тоже получал огромное удовольствие))

Хорошие правила, спасибо большое! Я скоро на олимпиаду еду, надеюсь помогут! Жаль, что раньше не додумалась сюда заглянуть.

Ну если одноголосный диктант то это просто по данной методе. А вот 3-х, 4-х голосные это уже полная опа. Так просто не научишься, короче, есть абсолютники, а есть простые слухачи — вот им тяжно, так как здесь развивать нужно с детства и совершенствоваться постоянно. Ну и знания гармонии здесь важны и нужны.

Вот я одноголосный диктант могу на калякать, а что посложнее уже как там выше говориться? лох — вот уж не задачка — то. Мыслю образами а не формулами. Сочиняю музыку покруче академиков, а писать такую туфту не люблю, у меня руки сами играют в творчестве. На кой он нужен этот диктант, расшифровать чужую композицию если только. Ничего он не развивает.

Тупость да и только, простите если что , наболело. В своё время из-за этого с училища ушла.

1) Ученье — свет, а неученье — тьма!)) и Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее)) — это про диктанты по любимому сольфику))

2) 3-х и 4-х голосные диктанты писать проще, чем одноголосные)) Елене не верить, верить тем, кто доучился в училище до конца))

Спасибо, замечательный правила! Всегда были проблемы с диктантами, хотя теорию знаю очень хорошо.

Источник: http://elitarnoe.ru/isskustvo-dlya-dushi/kak-nauchitsya-pisat-diktanty-po-solfedzhio-muzykalnyj-klass

Методика музыкального диктанта и различные формы его проведения | Учебный блог | Учебные презентации

Автор: Дунаева Ольга Ивановна, ПДО теоретических дисциплин ДШИ №7

В курсе сольфеджио обучение подразумевает не только практические упражнения данной и смежных дисциплин, но и всю музыкальную деятельность учащегося, закрепляющую его знания. Таким «закрепляющим» моментом является запись музыки, т.е. музыкальный диктант.

В самом деле, для того, чтобы записать исполняемый в данную минуту отрывок музыкального произведения или зафиксировать звучащую в памяти музыку, следует обладать хорошо развитым слухом и достаточным запасом теоретических знаний.

Чтобы ясно и совершенно конкретно проанализировать то, что слышишь, недостаточно осознать закономерности музыкальной  речи данного отрывка, надо уметь грамотно, на основе полученных теоретических знаний, записать эту музыку.

Здесь вполне уместно провести аналогию с навыками в обучении чтению и письму на родном языке. Длительный путь постижения грамоты необходим для того, чтобы создать неразрывную связь видимого – слышимого, связи непосредственной и прямой.

Наиболее полной формой анализа слышимого является запись музыки – музыкальный диктант. Диктант — это итог знаний и навыков, определяющий уровень музыкально-слухового развития ученика.

Основные задачи, которые стоят перед педагогом в работе над диктантом, следующие:

  • создавать и закреплять связь слышимого и видимого (нотных знаков), то есть научить слышимое сделать видимым;
  • развивать память и внутренний слух;
  • использовать диктант как средство для закрепления и практического освоения знаний и навыков.

Совершенно очевидно, что сложный процесс записи диктанта («слышу-понимаю-записываю») требует не только определенных знаний, уровня развития слуха, но и специальной подготовки, обучения. Это одна из важнейших задач методики сольфеджио – показать, как учить писать диктант.

В процессе записи диктанта участвуют самые разные стороны слуха и разные свойства психологической деятельности: 1) мышление, обеспечивающее осознание слышимого; 2) память, дающая возможность, припоминая, уточнять услышанное; 3) внутренний слух, способность мысленно слышать и представлять себе звуки, ритм и другие элементы. Кроме того, диктант предполагает наличие теоретических знаний, помогающих грамотно записать услышанное.

https://www.youtube.com/watch?v=T5sKDfJNHbE

Таким образом, прежде чем приступать к записи диктанта, педагог должен быть уверен в том, что учащиеся подготовлены к этой работе, что все указанные выше стороны музыкальных способностей и слуха (мышление, память, внутренний слух, знания) достаточно ясно проявились на предыдущих занятиях и были закреплены в других формах работы- в интонационных и ритмических упражнениях, в чтении с листа и в анализе на слух. Это особенно важно в занятиях с детьми: их общее интеллектуальное развитие, навыки письма, способность к сознательной деятельности воспитываются постепенно. Поэтому целесообразней всего начинать работу над записью музыки во втором классе музыкальной школы, а в первом классе повести большую подготовительную работу. Иначе могут сформироваться неверные навыки и неправильные приемы процесса записи, которые останутся на всю жизнь.

Работа над диктантом в основном проходит в классе, на уроках. Поэтому очень важна правильная организация процесса записи, а также обстановка, которую педагог создает в классе. Опыт многих преподавателей дает возможность рекомендовать следующую методику процесса записи.

Прежде всего необходимо собрать внимание, пробудить интерес к тому, что будет сыграно. Перед первым проигрыванием не следует давать настройку, чтобы не мешать первому, непосредственному восприятию музыки.

Можно вначале назвать автора, произведение, сказать, какие инструменты его исполняют.  Первое исполнение диктанта, должно быть, по возможности, красивым, выразительным, в настоящем темпе.

Для того чтобы музыка запомнилась учащимся, стала интонационно близкой, полезно с самого начала проиграть пример не один раз, а два – три раза подряд.

Читайте также:  Вводные септаккорды что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются

После этого можно провести беседу в классе, выяснить результат первых, наиболее общих впечатлений: определить лад, размер, структуру и т.д. Затем дается настройка, и диктант снова проигрывается, причем учащимся предлагается уточнить ладогармонические, структурные, метроритмические особенности музыки и приступить к записи, главным образом, по памяти.

Педагогу важно убедиться в том, что учащиеся действительно помнят мелодию диктанта и, следовательно, могут приступать к записи.

Практика показывает, что вредная привычка ждать очередного проигрывания для того, чтобы записать еще несколько звуков, рождается именно тогда, когда учащиеся стремятся скорее начинать писать, не проверив свою память.

Только неукоснительная  и постоянная проверка педагогом степени запоминания диктанта воспитывает у учащихся правильный навык – писать по памяти, а также способствует развитию памяти и внутреннего слуха.

Роль педагога в процессе работы класса над диктантом очень ответственна – он должен, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, направлять его работу, учить писать. К сожалению, часто приходиться встречаться с тем, что педагог «диктует» и затем ждет, когда способные ученики напишут быстро и верно, а более слабые — плохо, с ошибками или совсем не  смогут закончить.

Руководя работой класса, педагог обязан знать индивидуальные особенности каждого ученика и учитывать их. Кроме общеклассных замечаний, советов и объяснений приемов записи, следует давать и индивидуальные советы, задания, приемы, необходимые на данном этапе отстающим ученикам.

Очень важно воспитывать  у учащихся способность самоконтроля, выработать умение найти свою ошибку.

Проходя по рядам в классе и проверяя процесс записи, педагогу не следует самому пропевать неправильно записанное (как, к сожалению, это делают многие).

Он должен найти способы привлечь внимание ученика, заставить его самого спеть неверную запись или попросить, сыграв на инструменте, найти и исправить ошибки.

Как правило, учащиеся должны писать диктант молча, основываясь на внутреннем слухе.

Но тем, у кого внутренний слух еще слабо развит и музыкальные представления неясны, непрочны, можно разрешать тихо напевать вслух при записи, чтобы приучить к точности интонации, к более ясному различению звуковысотных взаимоотношений звуков.

Только постепенно, приучая учеников напевать все реже  и тише, можно, развивая их внутренний слух, воспитать точность слуховых представлений и тем самым сделать ненужным напевание вслух.

Источник: http://xn--80ablbaanka7beun6ae4de9e.xn--p1ai/metodika-muzykalnogo-diktanta-i-razlichnye-formy-ego-provedeniya.html

Музыкальные диктанты – поймать и обезвредить

Диктанты по сольфеджио — это просто! Это то, чему могут научиться и учатся сотни тысяч музыкантов. И даже если пока музыкальные диктанты кажутся вам нелогичным набором нот, следуя простым рекомендациям вы будете щелкать их как орешки.

Советы, которые мы здесь даем, основаны на нашем личном опыте обучения и преподавания.

Иногда они немного расходятся с общепринятыми точками зрения, иногда совпадают, поэтому не удивляйтесь, если увидите здесь и что-то неожиданное для себя, и давно знакомое.

https://www.youtube.com/watch?v=JwFKpd-PNXc

Большинство методик по сольфеджио строятся по принципу от простого к сложному, предполагая, что все готовы начать с азов – и у них есть в этом острая необходимость, силы и время. Такой поход, безусловно, работает, если вопрос действительно стоит об обучении музыкальной грамоте с ключей и линеечек.

Но, вообще говоря, с проблемой написания диктантов чаще всего сталкиваются не те, кто только делает первые шаги в мире музыки, – в начальных классах музыкальной школы диктанты относительно просты и при наличии даже средних музыкальных способностей у большинства учащихся проблем не вызывают. Вопрос, как научиться писать диктанты по сольфеджио, чаще всего задают те, кто собрался сделать музыкальное искусство своей профессией.

Требования к поступлению в музыкальный колледж гораздо выше тех, что необходимы для отличного окончания музыкальной школы (не будем в данном случае брать ЦМШ и Гнесинскую десятилетку – это исключения, подтверждающие правило).

К большому сожалению, с каждым годом этот разрыв не только не сокращается, но даже увеличивается. И хорошо еще, если юный музыкант обнаруживает это хотя бы за год-полгода до приемных экзаменов, не на предэкзаменационной консультации. Вот тут и возникает вопрос, как быстро научиться писать диктанты по сольфеджио.

То есть диктанты-то выпускники музыкальных школ писать вроде бы умеют, да только не такой сложности.

Основные трудности которые возникают при написании диктанта, можно сгруппировать в три пункта:

1.      Не успеваю услышать. 2.      Слышу/осознаю только отдельные ноты.

3.      Не могу запомнить мелодию.

Вот от этих пунктов мы и предлагаем «отплясывать» в работе над диктантом.

Очень часто для развития музыкального слуха советуют подбирать понравившуюся музыку по памяти и записывать ее нотами. Это действительно очень хороший метод.

Но «заточить» его под написание диктантов нужно с одной поправкой: сначала нужно попробовать записать мелодию нотами, не используя инструмент, а затем уже проиграть и откорректировать неточности.

И вообще слушая музыку, представляйте как она записывается нотами.

Пойти диктанты из сборников «с листа» и учите их наизусть. Диктант все-таки не произведение искусства, а способ проверки музыкальных способностей и знаний, поэтому они содержат типовые обороты, мелодические построения и ходы. Чем больше «штампов» вы запомните, тем больше шансов, что сможете их «опознать» в диктанте.

Кроме того, для экономии времени, выучите самые ходовые обороты – движение по уменьшенному, увеличенному, мажорному и минорному трезвучиям, обращениям доминантового септаккорда и субдоминантового трезвучия, скачки на кварту, квинту и т.д.

с поступенным заполнением, поступенное движение с хроматизмами от тоники к III ступени, от III ступени к V и от тоники вниз к V ступени. Не гнушайтесь методом запоминания интервалов по песням.

Например, большая секста – «В лесу родилась елочка…», малая секста – «Прекрасное далеко…», кварта – гимн России и т.д.

Когда все надоело и нет сил заучивать наизусть что-то новое, расслабьтесь и просто поиграйте отдельные ноты, интервалы и аккорды на фортепиано, вслушиваясь в их окраску. Переносите аналогичные созвучия в другой регистр (но не в другую тональность!) и находите для себя определения их окраске, по которым вы можете узнавать их в любом регистре.

Если чувствуете, что не справляетесь с диктантами из-за их темпа, запишите диктанты на диктофон сначала в темпе Largо, а затем, постепенно развивая навык, записывайте мелодии все в более и более быстром темпе.

Предполагаем, что определение таких моментов, как размер диктанта, тоника (или ее отсутствие – что бывает редко) в конце и понимание, какие ноты являются триумвиратом TSD в конкретной тональности, — у тех, кто заканчивает музыкальную школу и планирует стать абитуриентом, уже доведено до автоматизма. А потому призываем ни тратить проигрывания на дирижирование и отсчет сильных долей, и сразу приниматься за работу.

1. Чтобы это было сделать проще, напишите заранее 16 пустых тактов – диктанты, как правило, имеют квадратную структуру и состоят из двух предложений, объединенных в период.

Каждое из двух предложений чаще всего делится на две равные по временной протяженности фразы по два-четыре такта.

И что самое приятное – нередко первая и вторая и четвертая фразы начинаются похожим образом – если не в мелодическом, то хотя бы в ритмическом плане, что, согласитесь, сильно упрощает жизнь.   

2. Вопреки советам, которые вам наверняка давали в музыкальной школе, не сидите во время первого проигрывания, прилежно сложив руки. Берите карандаш и действуйте – фиксируйте ритмическую основу диктанта. Музыка закончилась? Не беда – теперь глядя на ритмическую подсказку вы наверняка вспомните (хотя бы примерно) как звучали финальные такты и начало.

3. И кстати, о финальных тактах: не стоит «разгадывать» диктант, нанизывая ноты подобно бусам от первой до последней. Пишите с любого места, которое уловили во время проигрывания. Обычно проще всего написать кадансовые обороты и начальные такты (тем более, что первое предложение диктанта часто уводит в тональность доминанты, а второе возвращает к тонике) – и вот уже 1/8 диктанта готова!     

4. Не бойтесь писать «приблизительно» — все неточности легко исправляются во время проигрывания, а вот застенографировать сразу целый отрывок довольно сложно. Главное, чтобы высота основных долей такта была определена верно.

И наконец, сборники музыкальных диктантов, которые можно скачать в интернете:

в mp3:

«1000 диктантов» Ладухина

http://konsa.kharkov.ua/download.php?view.77

Сборник диктантов Фридкина

http://ldn-knigi.lib.ru/Musik.htm

В письменном виде:

«Двухголосные диктанты» Ю.Н.Бычкова

http://yuri317.narod.ru/d2/ww.htm

Гнесинские вступительные одноголосные диктанты

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1052497

Гнесинские двухголосные диктанты

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2433779

Лопанина — одноголосные диктанты по сольфеджио для музыкальных училищ и ВУЗов

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1799947

Лопатина — двухголосные диктанты по сольфеджио для музыкальных училищ и ВУЗов

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2209524

Борис Алексеев и Димитрий Блюм «Систематический курс музыкального диктанта»

http://scores.at.ua/load/uchebniki_samouchiteli/solfedzhio_teorija/alekseev_b/20-1-0-648

Источник: http://theorymusic.ucoz.ru/publ/muzykalnye_diktanty/1-1-0-3

Диктанты по сольфеджио: рекомендации по написанию

Как правило, неотъемлемой частью каждого урока сольфеджио является написание музыкального диктанта, представляющего собой специальное упражнение для развития музыкального слуха учащегося. Приведённые ниже советы помогут вам освоить грамотное и быстрое написание подобных диктантов:

Стартовое прослушивание

Слушая музыкальный диктант впервые, попробуйте уловить размер мелодии, её такты, начальную и финальную ноты, а также распознать услышанные ключи и тональность.

Обычно учитель заранее информирует учеников о том, какая будет тональность или, как минимум, подсказывает её, указывая на количество диезов и бемолей в данной тональности.

Все эти данные необходимо зафиксировать в нотной тетради.

Второе прослушивание

При последующем прослушивании уловите мотив, с которого начинается мелодия, затем проследите её развитие и определите, есть ли в звучащей музыке повторы. Пометьте в тетради ноты первого, предпоследнего и последнего такта. Прочие услышанные ноты также записывайте.

Третье и дальнейшие прослушивания

На третий раз попробуйте подирижировать сами себе, запоминая при этом ритм. Таким образом вы поймёте, какова длительность нот. Не забудьте заполнить недостающие ноты в пропущенных тактах. Потом прослушайте мелодию ещё несколько раз для более глубокой и подробной проверки написанного музыкального диктанта.

Занимайтесь дома

Помимо посещения уроков сольфеджио , занимайтесь выполнением диктантов и дома, к примеру, обзаведясь несколькими соответствующими сборниками или самоучителями.

Приобщите коллег-музыкантов

Когда они будут проигрывать вам какой-либо диктант в медленном темпе, старайтесь записывать за ними мелодию. Постепенно вы достигнете хороших успехов и сможете ускорить ритм звучания.

Учитесь по пьесам

Играемые по базовой специальности пьесы, переписывайте в нотную тетрадь. Важно не подглядывать в ноты и писать исключительно по памяти, мысленно проигрывая музыку в голове. Обязательно сверьте свои записи с нотами пьесы.

Частота имеет значение!

Практика показывает, что чем чаще вы будете посещать уроки по сольфеджио, тем скорее научитесь правильно писать музыкальные диктанты. Регулярность в данном случае – залог успеха.

Не бойтесь ошибок

Не стоит переживать, если при выполнении диктанта вы вдруг неправильно запишете какую-то ноту. Главное – при начальном прослушивании постарайтесь фиксировать в тетради все звуки, которые уловите, даже если они расположены в разных местах и тактах упражнения. Постепенно вы заполните нотами пропущенные участки.

Следуйте этим простым советам, проявляйте усидчивость, терпение и, главное, не прогуливайте уроки по сольфеджио – результат не заставит себя долго ждать!

Источник: http://rock-academy.ru/blog/diktanty-po-solfedzhio-rekomendacii-po-napisaniyu

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector