Виды музыкальных игр

Виды музыкальных игр

С тех пор как человечество открыло для себя музыку, появилось бесчисленное количество игр, в которых она занимает далеко не последнее место. То есть, музыкальные игры также как и музыка, стали неотъемлемой частью культуры практически всех народов мира.

Среди всего этого бесчисленного количества можно выделить основные виды музыкальных игр: народные и современные. Далее рассмотрим их более подробно.

Народные музыкальные игры

Данный вид музыкальных игр самый древний, но не менее популярный, чем современные игры музыкальных тематик. Свои истоки этот вид берет ещё со времён формирования общественного строя и появления первых народных музыкальных коллективов.

В основном такие игры можно встретить на различных народных празднованиях, на фольклорно-этнографических выступлениях различных ансамблей.

Данный вид имеется абсолютно у всех народов мира, и, границы между детскими и взрослыми музыкальными играми  практически нет.

В свою очередь народные музыкальные игры можно разделить на два подвида:

  • Подвижные музыкальные игры, основанные на активных действиях всех участников игры, объединённых одной целью. В основном проводятся на открытых площадках, на свежем воздухе. Также делятся на три вида: игры большой подвижности, средней и малой.
  • Музыкальные игры на внимательность. Целью является запоминание какого-либо отрезка песни или мелодии, который впоследствии нужно будет применить для продолжения игры. Данный подвид в основном исполняется без проявления активности, в редких случаях по минимуму задействуют некоторые части тела. Поэтому проводиться могут как в помещениях, так и на улице в тёплое время года.

Как и любая игра, музыкальные народные игры имеют определённые правила, которыми ограничено действие игры. Победа присуждается игроку или команде игроков, кто в соответствии с правилами выполнил все задания быстрее или точнее всех.

Современные музыкальные игры

Как видно из названия, этот вид музыкальных игр современен и широко используется в наши дни. Появился сравнительно недавно, благодаря развитию в образовании детей дошкольного возраста и растущей популярности корпоративных мероприятий. Разделить его можно на два подвида:

  • Музыкальные игры для взрослых – в основном используются на корпоративных вечеринках. Могут быть как подвижными, так и без проявления активности. Проводятся в основном в помещениях – в кафе, ресторанах либо в офисе. Основные задачи данного вида игр – развлечение и веселье. Постоянное обновление музыкальных игр для взрослых с каждым днём увеличивает популярность этого подвида.
  • Детские музыкальные игры, ставшие неотъемлемой частью образовательного процесса в детских дошкольных и школьных учреждениях, направлены на развитие способностей творческого и музыкального характера. Также данный вид игр нацелен на сохранение и укрепление психологического и физического здоровья детей. Проводиться могут как в помещениях, так и на свежем воздухе.

В современных музыкальных играх также присутствуют правила, в первом случае направленные на юмористические результаты. А во втором, правила реализуют определенные задачи по развитию ребенка.

Любая музыкальная игра стимулирует в человеке творческую, эмоциональную, конкурентную и свободно развивающуюся деятельность. Все вышеперечисленные виды музыкальных игр объединяет одно свойство, которое направлено на получение положительных эмоций, как в самом процессе игры, так и по её результатам.

Автор – Станислав Колесник

Посмотрите позитивную видео-подборку детских музыкальных игр на праздниках и в детских садах:

Источник: https://music-education.ru/vidy-muzykalnyh-igr/

Консультация на тему: Музыкальные игры. Классификация. Роль в музыкальном воспитании дошкольников

Музыкальные игры. Классификация. Роль в музыкальном воспитании дошкольников.

            В современной педагогике  игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни. В игре ребёнок ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются  инициатива, изобретательность, организаторские способности.

 Это активный способ присвоения ребёнком социального опыта.

               В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

– сюжетно-ролевые;

– театрализованные;

– подвижные;

– дидактические.

                     Одним из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию детского творчества, являются музыкально-ритмические  движения. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.

Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

                        В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств.

Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.

 Понимание музыкально – игрового  задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:                   Коррекционные:

развитие слухового, зрительного  восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата,  координации движений и нормализация их темпа и ритма; формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения;      

Оздоровительные:

укрепление сердечнососудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

развитие быстроты двигательной реакции;      

                              

Образовательные:

обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;Воспитательные:
воспитание общей, музыкальной, речевой, двигательной  культуры, эстетическое отношение к окружающему;                                                           

 Развивающие:

познавательная активность, устойчивый интерес к действию,
самоконтроль,  внимание, память,  мышление, ориентировка  в пространстве.

Музыкальные игры можно разделить на две группы:

– игры с пением;

– игры с музыкальным сопровождением.

               Проведению любой музыкальной игры предшествует подготовка:  ознакомление с песней или музыкальной пьесой, разучивание песни или анализ музыкального произведения, разучивание музыкально-ритмических движений, знакомство с правилами игры и только потом – сама игра.

Примеры музыкальных игр с пением.

Младшая группа:

«Кошка шла» из сб. «Игры, песенки и танцы для детских праздников», Е. Горбина

Дети слушают песенку, говорят о ком песня и что нашла кошка, затем подпевают и показывают движениями то, что нашла кошка.

Младшая и средняя группа:

«У медведя во бору»

Игра имеет два варианта окончания – медведь рычит и «медведь постыл, на пеньке застыл». В первом варианте игры объяснять детям, что рычать надо не горловым звуком, а на звук «р».

Во втором варианте игры дети учатся останавливаться и замирать с окончанием песни. Малышам трудно даётся это задание, они не могут сразу остановиться и зафиксировать движение.

Это задание учит детей координировать свои действия.

               Музыкальную игру можно проводить в любой части занятия, в зависимости от смысловой нагрузки этой игры. Если это игра-приветствие, то проведём её вначале занятия.

Старший дошкольный возраст:

«Здравствуй, дружочек!»  (на мелодию русской народной песни «Ах ты, берёза!»)

Дети стоят парами по кругу, мальчики спиной к центру, девочки – лицом.

Здравствуй, дружочек,                          Качают правыми руками

Милый мой дружочек!

Здравствуй, дружочек,                          Качают левыми руками

Милый мой дружочек!

Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ,              Кружатся в парах «топающим шагом»,

 И на место встали                                  руки держат «кренделёчком»                                                                

 До  свиданья, до свиданья…               Машут друг другу рукой, идут в

                                                                     разные стороны по кругу,        

Здравствуй, миленький дружок        разводят руки в стороны, здороваясь с

                                                                    другим ребёнком

В игре воспитывается ориентировка в пространстве, умение выполнять простейшие перестроения, слышать музыкальные фразы и выполнять движения в соответствии с ними.

Подготовительная группа:

«Подушечка» (русская народная песня)

Все стоят по кругу, мальчик внутри круга держит в руках подушечку.

Подушечка, раздушечка,             дети движутся хороводом,

Моя пуховая  – 2 р.                         мальчик с подушкой идёт противоходом

Ай, лёли-лёли-лёли,

Моя пуховая – 2раза

Кому цветик, кому алый,            дети в кругу могут выполнять любые

А мне  красну девку – 2раза       плясовые движения

Ай, лёли-лёли-лёли,

А мне красну девку – 2раза

На коленочки поставлю,                 мальчик подходит к любой девочке,

Целовать заставлю -2р.                    выводит её за подушечку в центр круга

Ай, лёли-лёли-лёли,

Целовать заставлю – 2 раза

Целуй, милый, целуй, милый,      мальчик и девочка, стоя на коленях на

Целуй, не стесняйся – 2р.              подушечке, качают руками   или,

Ай, лёли-лёли-лёли,                        положив подушку на пол, кружатся вокруг

Целуй, не стесняйся-2раза        неё, держа руки «лодочкой»

С окончанием игры девочка передаёт подушечку другому мальчику из круга, игра повторяется.

                 Все игры с пением сюжетные. Игры под музыкальное сопровождение могут быть как сюжетные, так и без сюжета.

Рассмотрим некоторые примеры игр с музыкальным сопровождением, имеющие сюжет.

Младший возраст.

Начинаем со сказки. В большом лесу жили-были зайцы. Они были очень любопытными, все время поднимались на задние лапки и смотрели по сторонам: не идет ли волк, не крадется ли лиса.

Читайте также:  Какие бывают стихотворные размеры

Дети младшей или средней группы изображают зайцев, встают  на носочки, учатся отрывать пятки от пола, руки держат перед грудью в виде лапок зайцев. Когда образ зайцев создан, можно  переходить к созданию образа медведя.

Учить детей ходить на внешней стороне стопы, сильно не переваливаться. После создания образов, можно разделить детей на две группы – мишки и зайцы.

Каждая группа двигается под свою музыку, дети узнают свой лейтмотив и выполняют задание самостоятельно.

Старший дошкольный возраст:

«Командир и четыре отряда»

Группа детей делится на четыре отряда, выбирается командир. Командир четко отдаёт команду каждому отряду по очереди в соответствии с музыкальными фразами. Командир должен слышать музыкальные фразы, чтобы правильно руководить отрядами.

 Отряды маршируют. Во второй части все дети маршируют врассыпную, «перемешиваются». С окончанием музыки командир даёт сигнал строиться (например, у него в руках горн). Командир выбирает лучший отряд, а затем и лучшего командира.

Игра повторяется с новым командиром.

Несюжетные музыкальные игры с сопровождением.

Это игры, имеющие игровые правила, задания.

Младший возраст.

«Будь ловким», муз. Н. Ладухина

Двухчастная музыка. Задать вопрос, чем отличаются эти части?

I часть. Высокий и низкий регистр. Предложить ребятам показать движениями регистры – высоко, низко (поиграть руками)

II  часть. Лёгкий бег по кругу. С окончанием музыки ребята останавливаются, или присели. Можно проводить игру с ведущим.

«Найди себе пару», латвийская народная мелодия в обработке Т. Попатенко

Сначала разучить сложные элементы: поскоки, перестроения. Двухчастная форма.

I часть – перестроения под музыку.

II часть – лёгкий бег врассыпную, найти пару и встать по кругу.

Можно играть с ведущим.

Старший возраст.

«Ловушка»,  русские народные мелодии в обработке А. Сидельникова

Разные части в музыке сопровождаются разными заданиями: движения в хороводе, пение попевки , поскоки и хлопки, «воротики», с окончанием музыки ребята пытаются закрыть в кругу детей с платочками.  Учить выразительно передавать характер музыки, быстро реагировать на смену регистра сменой движений, упражнять в поскоке и лёгком беге, укреплять дружеские взаимоотношения.

        Систематичность, постепенность и последовательность – основные педагогические принципы. Дети не смогут выполнять движения под музыку свободно и красиво, если пляска, игра разучиваются сразу, без предшествующей подготовки.

 Музыкальные игры, игровые упражнения, выстроенные по принципу «от простого к сложному», с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения, при условии многократного повторения заданий, помогут успешному выполнению требований программы.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/05/26/muzykalnye-igry-klassifikatsiya-rol-v-muzykalnom-vospitanii

Характеристика и классификация музыкально-дидактических игр

Игра— это свободная деятельность, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс, доставляющий ребенку удовольствие. В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей.

Она являлась непременным атрибутом и народной педагогики. Ее образы передавались самым маленьким детям из поколения в поколения через взрослых и старших детей в народных песнях, играх, играх – потешках, прибаутках.

Музыкальная игра – это самый органичный из всех видов музыкальной деятельности, самый «легкий» из всех видов музыкальной деятельности.

Классификация музыкальных игр

• игры, развивающие музыкальный слух;

• игры, развивающие чувство ритма;

• игры, способствующие восприятию музыки посредством движений;

• игры, синтезирующие различные виды детской музыкальной

деятельности;

• музыкально-игровые композиции.

Музыкальные игры занимают важное место в жизни дошкольников как средство развития творчества и помогают решению различных задач, поставленных педагогом. Музыкально-игровая деятельность является одним из ведущих средств, при развитии у детей творческих способностей (как наиболее близкая ребенку).

Музыкально – дидактические игры – это музыкально-сенсорная деятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.

Музыкально-дидактическим материалом игр являются:

– песни, инструментальные произведения;

– набор музыкальных инструментов;

– наборы музыкальных игрушек.

Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями.

Н.А. Ветлугина предложила классификацию дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музыкально-дидактический материал и сформулировала требования к эстетическому оформлению наглядных пособий.

Музыкально-дидактические игры принято подразделять на три вида:

1. Спокойное музицирование.

2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения му­зыкальных заданий.

3. Игры, построенные по типу хороводных.

https://www.youtube.com/watch?v=YjT12Q-Kaqs

В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.

Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т. д.

Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями.

Звучат громкие звуки – в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие – другая, а первая останавливается.

После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры – физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т. д.

В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист.

Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки сред­него регистра – второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга.

Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания.

Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия.

Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание.

То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Практическое изучение развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста в ходе музыкально – образовательной деятельности показывает ее эффективность при условии правильной ее организации. Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану.

При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты.

Применения музыкально-дидактических игр и пособий на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно.

В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально – ритмических движений и в области слушания музыки.

Игры, которые проводятся на занятиях, выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют обучающий характер.

Использование музыкально-дидактических игр и пособий в процессе пения Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания детей в детских садах.

Таким образом, игра имеет важнейшее значение в жизни ребёнка. Каков ребёнок в игре, такой он будет и в поведении, в любой деятельности и в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре, именно в дидактической игре формируется характер и личностные качества ребенка, развивается мышление и закрепляются различные поведенческие навыки.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/28279.html

Музыкально-дидактические игры

Музыкальное воспитание – неотъемлемая часть всесторонне развитой личности. Музыка пронизывает жизнь каждого человека. Поэтому закладывать основы музыкальной культуры стоит начинать с рождения.

Для того чтобы привить малышам интерес и любовь к музыке в доступной и понятной форме, для детей используют музыкально-дидактические игры.

Польза музыкальных дидактических игр

В ходе занятий дошкольники развивают свои музыкальные способности: ритмичность, музыкальную и слуховую восприимчивость. Учатся дифференцировать звук по его высоте, продолжительности и громкости. Получают представление о музыкальных инструментах. Игровая форма и эмоциональное восприятие пробуждают у малышей интерес к музыке и дарит много радостных и веселых минут.

Что нужно для игры?

Для музыкально-дидактических игр потребуется картотека – наглядные пособия из картона или бумаги.

Ее можно купить, а можно изготовить вместе с детьми. Каждой игре будут соответствовать те или иные изображения героев сказок или музыкальных инструментов.

В зависимости от активности детей и педагогических задач, различают несколько видов музыкальных игр.

Виды музыкально-дидактических игр

  1. Спокойные. Дети спокойно прослушивают музыкальные произведения. Их задача состоит в том, чтобы с места, правильно определить мелодию.
  2. Подвижные. Построены на принципе двигательной активности, динамичности, быстроты и ловкости. Малышам нужно реагировать на музыкальные движения определенными действиями.
  3. Хороводного типа.

    Подходят для большого количества участников. Соревнуются один или два круга-хоровода. К примеру, дети первого круга должны отгадать звучание мелодии низкого регистра, а малыши второго – высокого и т.д.

Музыкально-дидактические игры хороши еще и тем, что их можно применять, как в детских дошкольных учреждениях, так и дома. Дети любят музыку и особенно игры.

Количество участников начинается от троих.

Очень важно заранее продумать награду для победителей. Это может быть исполнение взрослым любимой песенки или другой музыкальный сюрприз.

Примеры музыкальных игр

  1. Музыкально-дидактическая игра «Три медведя» – учит детей различать звуки по их высоте. Потребуется комплект изображений из картона медведей крупного, среднего и маленького формата. Дети получают картинки разных размеров. Задача игроков – вовремя «вывести мишку погулять» (передвигать по столу).

    Если звучит звук нижнего регистра – на прогулку отправляются большие медведи, среднего регистра – поменьше, высокий – медвежата. Победителем считается тот, кто чаще всех точно выполнял задание.

  2. Музыкально-дидактическая игра «Зайцы» – развивает чувство ритма и слуховое восприятие.

    Для игры нужны две карточки с изображением пляшущих и спящих зайчат. Ведущий показывает картинку и включает танцевальную или спокойную музыку. Дети же должны отгадать, какая мелодия соответствует изображению. Такие упражнения помогают умению сравнивать и различать музыку.

  3. Музыкально-дидактическая игра «Теремок» – развивает слуховое восприятие. Малышам рассказывается начало сказки про «Теремок». Затем звучит определенная мелодия, соответствующая характеру персонажа сказки. Задача участников – правильно отгадать мелодию, которая подходит тому или иному сказочному герою.

  4. >Дидактическая игра «Музыкальные инструменты» – развивает тембровый слух. Попеременно включая различные музыкальные фрагменты, малышам демонстрируются картинки музыкальных инструментов (бубен, балалайка, гитара, барабан и т.д.).

  5. Музыкально-дидактическая игра «Колокольчики» – вырабатывает умение различать звук по его громкости. Участники распределяются на три группы, при этом каждая получает один из трех видов колокольчиков (большие, средние и маленькие).

    Когда звучит очень громкая мелодия, игроки должны поднять вверх большие колокольчики, умеренная мелодия – средние, а если тихая – маленькие колокольчики.

Музыкально-дидактические игры – это прекрасный шанс развить общий уровень музыкальности малыша и пробудить интерес и любовь к музыке.

Источник: https://womanadvice.ru/muzykalno-didakticheskie-igry

Музыкально-дидактические игры (значение, классификация, этапы работы)

Музыкально-дидактические игры- музыкально-сенсорная деятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.

Музыкально-дидактическим материалом игр являются:

– песни, инструментальные произведения;

– набор музыкальных инструментов;

– наборы музыкальных игрушек.

Назначение музыкально-дидактических игр

Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях в основ­ном осуществляется на музыкальных занятиях, где дети слушают музыку, поют, выполняют различные виды музыкально-ритмичес­ких движений. Эффективному музыкально-сенсорному воспитанию способствует наглядность обучения, возникновение в сознании де­тей естественных ассоциаций музыкальных звуков со звуками ок­ружающей их жизни.

В Программе музыкального воспитания отмечается, что назна­чение музыкально-дидактических игр – научить ребенка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений.

Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие дей­ствия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревно­вания с сенсорными заданиями.

Цель игровых действий заключа­ется в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, си­лу, длительность, тембр.

Игровые правила и действия регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальные произве­дения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении.

Кроме того, музыкально-ди­дактические упражнения и игры, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий.

Известно, что совершен­ствование музыкального слуха находится в прямой зависимости от систематичности проводимых упражнений. В дошкольных учреж­дениях они включаются в работу с детьми самого раннего возраста.

Например, упражнения «Где звучит», «Высокие и низкие звуки», «Где мои детки?», «Кто в домике живет?», «Кто пришел?» и т. д.

Музыкально-дидактические упражнения занимают немного вре­мени на музыкальных занятиях и могут быть включены в разделы пения и музыкально-ритмического движения.

Иначе обстоит дело с музыкально-дидактическими играми. Они достаточно сложны, и проводить их следует только тогда, когда у детей уже есть некоторый опыт общения с музыкой. В построе­нии этих игр непременно должно найти отражение единство музы­ки и движения.

Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения

Н.А. Ветлугина предложила классификацию дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музы­кально-дидактический материал и сформулировала требования к эстетическому оформлению наглядных пособий. В дальнейшем эту работу продолжили А.Н. Зимина, Э.П. Костина.

В зависимости от дидактической задачи и развертывания игро­вых действий музыкально-дидактические игры принято подразде­лять на три вида:

1. Спокойное музицирование.

2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертли­вости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения му­зыкальных заданий.

3. Игры, построенные по типу хороводных.

https://www.youtube.com/watch?v=YjT12Q-Kaqs

В играх первого вида предусматривается статичное поведе­ние детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музы­кальное произведение.

Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, подни­мая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т. д.

Второй вид дидактических игр характеризует динамика дей­ствий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруп­пы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движения­ми.

Звучат громкие звуки – в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие – другая, а первая останав­ливается.

После неоднократной смены звучания наступает завер­шающий момент игры – физкультурное соревнование: одна под­группа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т. д.

В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревну­ются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист.

На­пример, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки сред­него регистра – второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга.

Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощря­ются исполнением их желания.

Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенство­ванию процесса развития слухового восприятия.

Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену зву­чаний и реагировать на это движением или действием, а не автома­тически выполнять задание.

То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не до­стигает своей цели.

Например, в игре первого вида дети учатся различать тембр барабана, погремушки, дудочки. Педагог делит их на 3 подгруппы.

Первая подгруппа при звучании барабана должна имитировать рука­ми игру на барабане, вторая при звучания погремушки – помахи­вать кистями рук, третья при звучании дудочки – имитировать игру на дудочке.

Последовательность звучания инструментов педагог варьирует по своему усмотрению, отмечая при этом для себя ту под­группу детей, которая выказывала более точную реакцию. В конце игры педагог подводит итог, т. е. отмечает победителей. А для того, чтобы вызвать у детей интерес к игре и желание участвовать.

в ней, после подведения итога победившие награждаются – по их желанию исполняется песня, произведение для слушания, прово­дится музыкальная игра, читается стихотворение и т. д. Если играют не подгруппой, а два-три ребенка, то в виде поощрения можно { предложить победителю роль ведущего игры.

Методика проведения музыкально-дидактических игр третьего вида (типа хороводных) аналогична.

Методика проведения игр вто­рого вида отличается тем, что наградой является не исполнение желания победителей (их невозможно выявить из всей массы игра­ющих детей, если, конечно, игра не проводится с двумя-тремя деть­ми в пространстве групповой комнаты), а соревнование в ловкос­ти, увертливости, первенстве в построении.

Н.А. Ветлугина отмечает, что для первого и третьего вида музы­кально-дидактических игр «характерна симультанность игровых действий с реализацией сенсорных заданий. Для второго – элемент игровых соревнований требует отсроченности по времени от вы­полнения заданий, облеченных в более спокойную игровую форму».

Во всех видах музыкально-дидактических игр их правила тесно связаны с качеством выполнения сенсорных заданий и направле­ны на поощрение детей, точно их выполнивших.

Музыкально-дидактические упражнения

На каком бы уровне возрастного развития ни находился ре­бенка, он всегда эмоционально воспринимает звучание музыки. Развитый музыкальный слух позволяет ему узнавать, различать, сопоставлять, воспроизводить звуковысотные, ритмические, темб­ровые и динамические компоненты этого звучания, ориентировать­ся в музыкальных явлениях.

Легче всего дети младшего дошкольного возраста восприни­мают звуковысотные соотношения, ибо их музыкальная деятель­ность в основном связана с вокальным репертуаром, исполнением мелодий песен.

Поэтому музыкально-дидактические упражнения с ними удобно начинать с различения высоты звуков, используя ма­териал Н.А. Метлова (музыкальные лесенки), Н.А. Ветлугиной («На чем играю?» «Какой колокольчик звучит?», «Кто кричит?», «Птицы и птенчики»).

В ходе дальнейших занятий детям следует объяснить, что на фортепианной клавиатуре в виде длинной лест­ницы располагаются звуки низкие, средние и высокие. Эти игровые упражнения проводятся и на занятиях (перед пением), и в часы, отведенные для самостоятельной деятельности.

При этом педагог ис­пользует жестикуляцию (низкие звуки – рука на уровне живота, средние – на уровне груди, высокие – головы), имитационные дви­жения, наборы карточек, игрушки.

Одновременно с проведением музыкально-дидактических игро­вых упражнений можно вводить в работу музыкально-дидактичес­кие задания на различение не только основных свойств звука, но и средств музыкальной выразительности. При этом следует ис­пользовать настольно-печатный игровой материал, созданный ру­ками воспитателей, персонажи кукольного театра, фланелеграф, озвученные музыкальные игрушки.

Дети младшего дошкольного возраста, несмотря на оснащение игровой зоны настольно-печатным музы­кально-дидактическим материалом, озвученными и неозвученными игрушками и «нотными тетрадями», самостоятельно музыкально-дидактических упражнений и действий не проводят. Весь вышеука­занный материал используется в игровых ситуациях или при раз­вернутой ролевой игре в семью, в детский сад и др.

С детьми средней группы последовательно проводятся все виды игр, включая музыкально-дидактические упражнения, задания и самостоятельные действияс музыкально-дидактическим игро­вым материалом (музыкальными часами, музыкальным ящиком, музыкальной тетрадью, неозвученными инструментами и др.).

В старшей группе детского сада дети могут самостоятельно упражняться в музыкально-дидактических действиях, а дети под­готовительной к школе группы самостоятельно проводить друг с другом и коллективом музыкально-дидактические игры перво­го и третьего видов, составлять их, объяснять последовательность игровых действий, формулировать правила игры, подбирать необ­ходимые пособия.

Благоприятный микроклимат в группе, внимательное отноше­ние педагога к проявлению самостоятельности у детей в музыкаль­но-дидактической деятельности вызывает у них желание не только самим придумывать игры и проводить их, но и словесно обосновы­вать свои действия.

Предыдущая1234567891011Следующая

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/8x504d.html

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Тычкина Светлана Геннадьевна, музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад №3 город Красноуральск Свердловской области

Музыка обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Эта ценность несёт в себе создание разностороннего развития ребёнка для становления его творческой личности.

Презентация 1 скачать

Презентация 2 скачать

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится художественно-эстетическому развитию, которое предполагает развитие восприятия и понимания произведений искусства, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, становление эстетического отношения к окружающему миру.

В связи с этим развитие музыкальных способностей детей –  всегда были и ныне остаются актуальными на данном современном этапе дошкольного образования.

Развитие музыкально-ритмических способностей детей — процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития слуховых и моторных способностей, интеллектуальной деятельности, чувств, общение со сверстниками решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста требует от педагога особого мастерства, творческого подхода к вопросам подбора средств, форм и методов музыкальной деятельности, организации развивающей среды.

Проблема содержания музыкального образования детей дошкольного возраста у музыкального руководителя в ряду других педагогических проблем всегда стоит на первом месте. Для всех очевидно, что современное состояние музыкального воспитания характеризуется устойчивыми тенденциями к обновлению его содержания.

Правда, этот процесс характеризуется некоторой противоречивостью – преподнесение детям музыкального искусства в виде ознакомления  их с различными отдельными видами музыкальной деятельности, содержание которых, прежде всего, ориентировано на предстоящий праздник; преподнесение музыки, как средства воспитания (как это делают большинство), средства ознакомления детей с окружающей действительностью, что является принижением музыки до возрастных возможностей детей, а не возвышением ее до понимания эстетического содержания музыкального искусства. Доказано, что только в процессе овладения деятельностью у ребенка развиваются способности и педагогу необходимо помочь детям в ее овладении.

Отмеченные выше моменты значительно затрудняют реализацию требований к содержанию дошкольного образования в области художественно-эстетического развития детей.

Исходя из вышеизложенного, выявилось противоречие между требованиями нормативно-правовой документацией к содержанию образовательных отношений по музыкальной деятельности и не эффективными средствами развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Таким образом, актуальность работы обусловлена:

Большим развивающим потенциалом игровых, здоровьесберегающих технологий и ограниченным его использованием в музыкальной практике с детьми.

Поэтому, основным направлением моей работы стало:

Музыкальная игра – как средство развития музыкальных способностей детей

Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Проблема определения более эффективных средств в развитии музыкальных способностей детей требует глубокого рассмотрения научно-методической литературы.

Изучив и проанализировав научные источники, рассматривающие средства развития музыкальных способностей детей, мною было определенно, что музыкальная игра является активным средством музыкального воспитания дошкольников.

Огромная роль в изучении проблемы детской музыкальной игры принадлежит научным исследованиям А. В. Кенеман. В 1955 году она опубликовала результаты своих исследований, в основу которых были взяты следующие положения:

– музыкальная игра может быть одним из средств эффективного музыкального развития детей при условии разработки системы игр и методики музыкального воспитания и обучения детей в процессе игр;

– восприятие музыки ребенком и его движение в согласованности с музыкой в процессе игры должны способствовать развитию его музыкальных способностей.

Музыкальная игра исследовалась А. В. Кенеман как одно из активнейших средств для развития ладового и музыкально-ритмического чувства в их взаимосвязи, что образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

К музыкальным играм А. В. Кенеман предъявляла следующие требования:

– музыкальная игра – это художественное музыкальное произведение для детей в единстве его содержания и формы

– тематика и содержания музыкальных игр должны отражать знакомую детям окружающую действительность, воспитывать мысли и волю

– основной формой отражения деятельности в игре должен служить художественный музыкальный образ–эмоционально-конкретный, выраженный в простой, доступной художественно-музыкальной теме.

Актуальность научных работ А. В. Кенеман подтверждается работами ученых последующих поколений: Л. Н. Комиссаровой, Э. П. Костиной, М. Л. Палавандишвили и др. Большую роль игровой деятельности в музыкальном развитии детей отводит О. П. Радынова (автор программы «Музыкальные шедевры»). К. В.

Тарасова (руководитель авторского коллектива программы «Гармония») большое внимание уделяет играм-драматизациям. Л. Е. Щелокова (преподаватель факультета дошкольной педагогики и методики МИОО) активно пропагандирует среди молодых специалистов систему музыкальных игр.

Лучшие педагоги используют музыкальные игры как средство развития музыкальных способностей и творческого начала у детей и создают новые игры. Р.С.Папкова систематизировала и активно пропагандировала среди слушателей курсов повышения квалификации музыкальных руководителей музыкально-дидактические игры. Нельзя не отметить заслуги В. А.

Петровой (автор программы «Малыш») в разработке музыкальных игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

И учёные и практики отмечают, что музыка в музыкальных играх усиливает эмоциональную окрашенность переживаний детей. Дошкольники с большим желанием включаются в передачу музыкально-игровых образов, привыкают не только слышать, но и слушать музыку, осознанно реагируя на особенности её формы, жанра, средств музыкальной выразительности.

Классификация музыкальных игр представлена в таблице № 1.

таблица 1

Игры под инструментальную музыку Игры с пением Музыкально-дидактические игры Ритмические игры со словом Игры спектакли

Сюжетные,

несюжетные,

инсценировки

Хороводы

инсцени-

рование

песен,

народные

игры с

пением

На развитие звуковысотного слуха,

чувства ритма, тембрового слуха, восприятия музыки, музыкальной памяти,

на развитие ладотонального и гармонического слуха

На развитие чувства ритма,

на развитие ориентировки в пространстве

Музыкально-драматические

ритмо-пластические

на обрядовой основе,

на основе певческих импровизаций

Изучение научных источников позволило мне удостовериться, что музыкальные игры являются ценностным и активным средством музыкального развития детей.

Выявленные проблемы в педагогической работе позволилипонять значимость двигательной активности в образовательной деятельности и в дальнейшей работе сделать акцент на применение музыкальных игр для развития ритмических способностей, слухового внимания, дикции детей.

Одним из условий успешного решения задач являлось созданиеи подбор музыкально-дидактического материала, системы игр (ритмические, коммуникативные, речевые), обеспечивающих развитие музыкальных способностей детей в условиях совместной образовательной деятельности.

С этой целью создала музыкально-дидактические игры, такие как «Веселые подружки» «Теремок», «Три медведя» и другие –игры направлены на развитие чувства ритма; «Музыкальные птенчики», «Воздушные шары» – игры на закрепление высоты звука; «Вот так зайцы» – на усвоение характера музыки.

 Разработала методическое пособиедля проведения музыкально-дидактических игр; буклеты с материалом по освоению танцевально-ритмических движений в игровой форме (Приложение 1).

Создала мультимедийные игры: «Веселые человечки» – игра направлена на развитие слухового внимания, ориентировку в пространстве, развитию крупной моторики; «У бабушки Нюры» – на развитие звукоподражания, слухового внимания; «Наряди елочку» – игра направлена на развитие слухового внимания, музыкальной памяти и закрепление музыкального восприятия. Мультимедийные игры способствуют внедрению инновации в содержание игровой деятельности, наполняя её «музыкой ритма», «музыкой слова», «музыкой жеста и движения». Для разнообразия, обогащения содержания ритмических игр используюраздаточно-дидактическое оборудование (ритмические палочки, деревянные ложки, колокольчики, маракасы, металлофоны); подобрала музыкальный репертуар и систематизировала его на электронном носителе для использования в игровой деятельности, подобрала и оформила картотеку по артикуляционной гимнастике, фонопедическим упражнениям, дыхательной гимнастике, логоритмике.

Совершенствуя систему педагогической работы, организовывала совместную образовательную деятельность таким образом, чтобы новое ребенком постигалось деятельно и всегда в поле обозрения того, что ими уже усвоено на основе зрительного, тактильного и коммуникативного игрового опыта. Этому способствовало использование в работе подобранная система музыкально-игровой технологии.

Координационно-подвижные игры – это жанр детского фольклора. В зависимости от цели игры, содержание игрового процесса включает в себя пропевание, отстукивание, прохлапывание, проговаривание в ритме, тем самым развивая у детей музыкальный слух и ритмизированную речь (игры «Барашеньки», «Я на коврике сидел», «Зимушка» и др.).

В системе работы над развитием ритмичности, ритмизированной речи, выразительностью исполнения мною применяется такая музыкально-игровая технология, как подговорки – малый фольклорный жанр. В подговорках в стихотворной форме помогаю детям освоить ритмические танцевальные движения.

Например, при освоении детьми шага польки используем ритмизированный стих (Все девчонки и мальчишки очень рады поплясать, скок-пробежка, скок-пробежка, будем польку танцевать), который в непринужденной игровой форме способствует лучшему усвоению и запоминанию танцевального материала.

(Приложение 2)

Для развития сенсорной основы музыки активно применяю музыкально-дидактические игры, которые являются обучающим воздействием на ребенка. В доступной игровой наглядной форме дети лучше осваивают соотношение звуков по высоте; понимают тембровую окраску звука, динамику; развивают чувства ритма. (Приложение 1)

Чтобы ускорить процесс усвоения ритмической структуры музыки вобразовательную деятельность включаю игры с ритмом (ритмические палочки, ритмические карточки, ритмы в стихах).

Ритмизируя детское стихотворение, дети палочками отстукивают ритм стихотворения, делают несложные фигуры из палочек и передают их по кругу, с последующим ускорением.

Работая с карточками, дети наглядно видят ритмическую основу попевок и из картинок выкладывают ритм на фланелеграфе. Всё это помогает детям координировать свои движения с движениями товарищей, заставляет их думать, способствует раскрепощению, избавляет от комплексов.

Все игры с ритмом теснейшим образом связаны с моторикой и мышечной активностью. Нервная система, как и мускулатура, поддаётся развитию, поэтому ребёнок, владеющий чувством ритма, лучше поёт, танцует и играет.

Игровые упражнения применяю во всех видах музыкальной деятельности: слушая музыкальные произведения, использую метод образного игрового восприятия и метод двигательного моделирования, т.е. создается игровая ситуация, в которой дети проявляют свою фантазию, воображение (например, слушая «Марш деревянных солдатиков» П. И.

Чайковского, дети руками по коленкам отстукивают метроритм в 1 и 3 части, а во 2 части сгибая руки маршируют, как солдатики; в произведении Р.

Шумана «Смелый наездник» дети изображают пульсацию скачущей лошади); в пении для активизации детей, использую пластическое игровоеинтонирование – это исполнительское участие рук, корпуса, наклонов головы при воссоздании пульса музыкального произведения, его темпа, ритма.

Широко использую образные танцевально-двигательные движения: если музыка громкая – размах движений крупный, если музыка затихает – появляется мелкая амплитуда движений. Таким образом, дети ощущают музыку в движении, побуждаю их активно проникать в исполнительские возможности.

Музыкальных игр много, одни используются мной больше, другие меньше.

Подбирая их, я учитываю возрастные особенности детей, как можно усложнить содержание игровой деятельности, какое развитие игры оказывают на детей.

И если детиот музыкально-двигательных игр, упражнений получают удовольствие и радость, есть результаты- то цель формирования чувства ритма, музыкальных способностей успешно решена.

В результате применения музыкальных игр в процессе наблюдения было выявлено, что у  детей слуховое внимание стало более организованнее; появилась быстрая и четкая реакция; ритм, передаваемый детьми стал более точным (хлопки, звучащие жесты, игра на инструментах, ритмические палочки, установилась связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями; в доступной игровой форме дети легче стали воспринимать соотношение звуков по высоте, динамике, ритму.

Информационно-коммуникационные технологии помогают решить задачи по развитию музыкальных способностей детей:

  • Во-первых, это дополнительная информация.
  • Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, при подборе наглядных пособий.
  • В-третьих, это способ распространения новых методических идей (мультимедийные игры)
  • Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательную деятельность для дошкольников зрелищной и комфортной.

Основные виды мультимедиа-ресурсов, которые использую в педагогической работе:

Мультимедийная презентация, слайд-шоу, мультимедиа-фотоальбом.

Это наглядность, дающая возможность выстроить объяснение логично с использованием видеофрагментов. Презентация даёт возможность рассмотреть материал поэтапно. Задача слайд-шоу – показать те моменты окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения, помогает в театральной деятельности компенсировать декорации и фон.

Перелистывание различных фотографий с музыкальным сопровождением или без него на определённую тематику –активизирует познавательную активность детей.

Достижению цели по созданию условий для развития музыкальных способностей детей способствует реализация музыкально-коррекционной работы в совместной образовательной деятельности с детьми.

В музыкально-коррекционной работес детьми требуется разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, танцы, сюжетные пляски. Среди всего этого материала коммуникативные танцы-игры, пальчиковые игры, артикуляционные упражнения и логоритмика в моей работе с детьми занимают особое место.

В коммуникативных танцах–играх помимо музыкальности (чувства ритма, слухового внимания, крупной моторики) помогаю детям развить позитивное самоощущение (раскрепощенность, уверенность в себе, эмоциональное благополучие), выразительность невербальных средств общения, инициативность, готовность к общению.

В моей педагогической практике встречались дети излишне расторможенные, зажатые, с неадекватной самооценкой, с проблемами в общении. В несложных коммуникативных играх-танцах такие дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них получается, от возможности себя выразить.

Все это дает прекрасный эффект в коррекционной работе над личностными качествами ребенка.

Пальчиковые игры, артикуляционные упражнения использую систематически, на каждом занятии. По своей сути эти игры оригинальны и вызывают у детей особый интерес тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы, губы, язык.

Артикуляционная гимнастикавключает в себя несложные статические и динамические упражнения для языка и губ: «Улыбка», «Хоботок», «Заборчик», «Кролик», «Птенчики», «Лопаточка», «Иголочка» и др.

, ритмичное исполнение стихотворного текста с музыкальным сопровождением.При отборе упражнений следую рекомендациям учителя-логопеда.

В результате этой совместной работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Источник: http://journal.preemstvennost.ru/09-05-2015/1023-muzykalnaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-muzykalnykh-sposobnostej-detej-doshkolnogo-vozrasta

Ссылка на основную публикацию