Как узнать, сколько знаков при ключе в тональности

Ключевые знаки

ПодробностиКатегория: Словарь музыкальных терминов

Детские правила-считалки порядка прибавления ключевых знаков:
для диезов: фа-до-соль-ре-ля-ми-си
для бемолей: си-ми-ля-ре-соль-до-фа

Ключевые знаки – это знаки (диезы либо бемоли), которые выставляются справа от ключа (скрипичного, альтового, басового и т.п.) в строго определенном порядке.

Прибавление диеза всякий раз указывает на продвижение по часовой стрелке в квинтовом кругу тональностей. Прибавление бемоля – на продвижение против часовой стрелки.

Прибавленный диез (отнятый бемоль) всякий раз дает шаг тональности на квинту вверх (тональность доминанты), прибавленный бемоль (отнятый диез) – шаг на квинту вниз (тональность субдоминанты).

Другое неправильное название “тональные знаки”.

Не рекомендуем называть ключевые знаки знаками альтерации, выставляемыми справа от ключа, по одной простой причине: тональность До мажор – не является центром музыкальной вселенной.

И, напротив, бекар (как знак отсутствия альтерации) во многих тональностях является именно знаком альтерации (пример: ля бекар в фа миноре).

Поэтому логичнее ключевые знаки признавать тональными или ладовыми знаками.

Далее информация по ключевым знакам для учащихся (см. ниже):

Как определить, сколько ключевых знаков в какой тональности находится (без зазубривания)

Для того чтобы проверить, это не обязательно помнить, нужно уметь считать в пределах менее 10-и и строить квинты вверх и вниз от любого звука.

На экзаменах в музыкальных учебных заведениях всегда есть время подумать, и всегда имеется инструмент фортепиано, на который можно посмотреть (если уж совсем плохо со знанием клавиатуры).

Правило: «До мажор и Ля минор – тональности без ключевых знаков (чистые)» – знают все. От этого и нужно исходить.

Прибавление диезов

Для мажоров

диез – знак повышающий, значит, квинты строятся вверх (для бемолей будет наоборот)

Каждый шаг на квинту вверх от ноты До дает прибавление одного диеза.

Пример 1: Соль – первая квинта от До, следовательно: в Соль мажоре 1 диез.
Пример 2: Ре – вторая квинта от До, следовательно: в Ре мажоре 2 диеза.
Пример 3: Ля – третья квинта от До, следовательно: в Ля мажоре 3 диеза.
Пример 4: Ми – четвертая квинта от До, следовательно: в Ми мажоре 4 диеза.
Пример 5: Си – пятая квинта от До, следовательно: в Си мажоре 5 диезов.
Пример 6: Фа диез – шестая квинта от До, следовательно: в Фа диез мажоре 6 диезов.
Пример 7: До диез – седьмая квинта от До, следовательно: в До диез мажоре 7 диезов.
Примечание: в музыке чаще вместо тональности До диез мажор используется тональность Ре бемоль мажор (как энгармонически более удобный вариант, содержащий меньшее количество ключевых знаков).

Правило для прибавления диезов тоже можно не учить, а также считать от Фа диеза по квинтам вверх.

Пример: три диеза при ключе – это Фа диез, До диез, Соль диез.Для миноров
Каждый шаг на квинту вверх от ноты Ля дает прибавление одного диеза.
Пример 1: Ми – первая квинта от Ля, следовательно: в Ми миноре 1 диез.
Пример 2: Си – вторая квинта от Ля, следовательно: в Си миноре 2 диеза.
Пример 3: Фа диез – третья квинта от Ля, следовательно: в Фа диез миноре 3 диеза.
Пример 4: До диез – четвертая квинта от Ля, следовательно: в До диез миноре 4 диеза.
Пример 5: Соль диез – пятая квинта от Ля, следовательно: в Соль диез миноре 5 диезов.
Пример 6: Ре диез – шестая квинта от Ля, следовательно: в Ре диез миноре 6 диезов.
Пример 7: Ля диез – седьмая квинта от Ля, следовательно: в Ля диез миноре 7 диезов.
Примечание: в музыке чаще вместо тональности Ля диез минор используется тональность Си бемоль минор (как энгармонически более удобный вариант, содержащий меньшее количество ключевых знаков).

Правило для прибавления диезов такое же, считать от Фа диеза по квинтам вверх.

Пример: четыре диеза при ключе – это Фа диез, До диез, Соль диез, Ре диез.

Параллельные тональности содержат одинаковое количество ключевых знаков. Это также можно использовать для проверки. Параллельные тональности (их тоники) находятся друг от друга на расстоянии диатонической (по факту малой) терции, в порядке: минор ниже, мажор выше.

Прибавление бемолей

Для мажоровбемоль – знак понижающий, значит, квинты строятся вниз (для диезов было наоборот)

Каждый шаг на квинту вниз от ноты До дает прибавление одного бемоля.

Пример 1: Фа – первая квинта от До, следовательно: в Фа мажоре 1 бемоль.
Пример 2: Си бемоль – вторая квинта от До, следовательно: в Си бемоль мажоре 2 бемоля.
Пример 3: Ми бемоль – третья квинта от До, следовательно: в Ми бемоль мажоре 3 бемоля.
Пример 4: Ля бемоль – четвертая квинта от До, следовательно: в Ля бемоль мажоре 4 бемоля.
Пример 5: Ре бемоль – пятая квинта от До, следовательно: в Ре бемоль мажоре 5 бемолей.
Пример 6: Соль бемоль – шестая квинта от До, следовательно: в Соль бемоль мажоре 6 бемолей.
Пример 7: До бемоль – седьмая квинта от До, следовательно: в До бемоль мажоре 7 бемолей.
Примечание: в музыке чаще вместо тональности До бемоль мажор используется тональность Си мажор (как энгармонически более удобный вариант, содержащий меньшее количество ключевых знаков).

Правило для прибавления бемолей тоже можно не учить, а также считать от Си бемоля по квинтам вниз.

Пример: три бемоля при ключе – это Си бемоль, Ми бемоль, Ля бемоль.Для миноров
Каждый шаг на квинту вниз от ноты Ля дает прибавление одного бемоля.
Пример 1: Ре – первая квинта от Ля, следовательно: в Ре миноре 1 бемоль.
Пример 2: Соль – вторая квинта от Ля, следовательно: в Соль миноре 2 бемоля.
Пример 3: До – третья квинта от Ля, следовательно: в До миноре 3 бемоля.
Пример 4: Фа – четвертая квинта от Ля, следовательно: в Фа миноре 4 бемоля.
Пример 5: Си бемоль – пятая квинта от Ля, следовательно: в Ми бемоль миноре 5 бемолей.
Пример 6: Ми бемоль – шестая квинта от Ля, следовательно: в Ми бемоль миноре 6 бемолей.
Пример 7: Ля бемоль – седьмая квинта от Ля, следовательно: в Ля бемоль миноре 7 бемолей.
Примечание: в музыке чаще вместо тональности Ля бемоль минор используется тональность Соль диез минор (как энгармонически более удобный вариант, содержащий меньшее количество ключевых знаков).

Правило для прибавления бемолей тоже можно не учить, а также считать от Си бемоля по квинтам вниз.

Пример: пять бемолей при ключе – это Си бемоль, Ми бемоль, Ля бемоль, Ре бемоль, Соль бемоль.

Параллельные тональности содержат одинаковое количество ключевых знаков. Это также можно использовать для проверки. Параллельные тональности (их тоники) находятся друг от друга на расстоянии диатонической (по факту малой) терции, в порядке: минор ниже, мажор выше.

Источник: https://karaokejazz.com/music-dictionary/key-signs

Как запомнить ключевые знаки в тональностях

СКОЛЬКО ТОНАЛЬНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В МУЗЫКЕ?

Теперь перейдем непосредственно к тональностям. В общей сложности в музыке используются 30 тональностей15 мажорных и 15 параллельных им минорных.

Параллельными тональностями называются такие тональности, которые имеют одинаковые ключевые знаки, следовательно, одинаковый звукоряд, но различаются тоникой и своим ладом (напомню, что тоника и лад определяют название тональности).

2 без знаков (это до мажор и ля минор – их просто запоминаем);

14 диезных (7 – мажорные тональности и 7 – параллельных им минорные тональности);

14 бемольных (также по 7 мажорных и 7 минорных). Таким образом, для обозначения тональности может потребоваться от 0 до 7 ключевых знаков (диезов или бемолей).

Помните, что в до мажоре и ля миноре знаков нет? Запомните еще и то, что в до-диез мажоре (и ля-диез миноре) и в до-бемоль мажоре (и параллельном ля-бемоль миноре) соответственно по 7 диезов и бемолей.

ПО КАКИМ ПРАВИЛАМ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ В ТОНАЛЬНОСТЯХ?

Чтобы определить знаки во всех остальных тональностях, будем использовать уже известный нам порядок диезов или, если нужно, порядок бемолей.

Ориентироваться будем только по мажорным тональностям, то есть для того чтобы определить ключевые знаки минорной тональности, нужно сначала найти параллельную ей мажорную тонику, которая расположена на малую терцию выше исходной минорной тоники.

Для того чтобы определить ключевые знаки в диезной мажорной тональности, действуем по правилу: последний диез на ноту ниже тоники. То есть, мы просто перечисляем все диезы по порядку, пока не дойдем до того, который на ноту ниже тоники.

Например, для того чтобы определить ключевые знаки в си мажоре, перечисляем диезы по порядку: фа, до, соль, ре, ля – останавливаемся на ля, так как ля на ноту ниже си.

Знаки бемольных мажорных тональностей определяем следующим образом: перечисляем порядок бемолей и останавливаемся на следующем бемоле после того, как назвали тонику.

То есть здесь правило такое: последний бемоль закрывает собой мажорную тонику (как будто защищает от ветра) (то есть он — следующий после тоники).

Чтобы найти знаки для бемольной минорной тональности, нужно сначала определить её параллельную мажорную.

Например, определим знаки для си-бемоль минора. Сначала находим параллельность, это будет тональность ре-бемоль мажор, далее называем порядок бемолей: си, ми, ля, ре, соль. Ре – это тоника, поэтому останавливаемся на следующей ноте – соль.

Думаю, принцип понятен. Для одной из бемольных тональности – фа мажора – этот принцип работает с одной оговоркой: первую тонику берем как бы ниоткуда. Дело в том, что в фа мажоре при ключе единственный знак – си-бемоль, с которого начинается порядок бемолей, поэтому для определения тональности мы делаем шаг назад и получаем исходную тональность – фа мажор.

КАК УЗНАТЬ КАКИЕ ЗНАКИ СТАВИТЬ ПРИ КЛЮЧЕ – ДИЕЗЫ ИЛИ БЕМОЛИ?

Вопрос, который естественным образом может возникнуть у вас: «Как узнать какие из тональностей диезные, а какие бемольные»? Большинство мажорных тональностей с тониками от белых клавиш (за исключением до и фа) – диезные. Бемольные мажорные тональности – те, тоники которых составляют порядок бемолей (то есть си-бемоль мажор, ми-бемоль мажор и т.д.).

Читайте также:  Нестандартные приемы игры на гитаре, различные техники

Подробнее этот вопрос будет рассматриваться в статье, посвященной целой системе тональностей, получившей название кварто-квинтовый круг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем итоги. Теперь вы умеете правильно определять ключевые знаки в любой тональности.

Напоминаю, что для этого нужно задействовать порядок диезов или порядок бемолей и действовать по правилам: «последний диез на ноту ниже тоники» и «последний бемоль закрывает собой тонику».

Ориентируемся только по мажорным тональностям, для того чтобы определить знаки в минорных тональностях, сначала находим ее параллель.

Источник: http://music-education.ru/kak-zap-kluch-zn/

Источник: http://dshifokino.ru/page-108.html

Неиспользуемые тональности

Практическое учебное пособие. Ориентировано на учеников уровня 2-3 класса ДМШ и выше. Может использоваться в виде справочника.

© Alliot Krage (Эллиот Крэйг)

Глава называется “Неиспользуемые тональности” не из-за того, что эти тональности не используются при игре, при игре используются все 12 тональностей (с точки зрения практики), а из-за того, что данные тональности, а точнее названия и ключевые знаки, как система организации, не используются ДЛЯ НОТНОЙ ЗАПИСИ МУЗЫКИ.

Ниже приведен список тональностей, которые не используются для записи музыки. Построить их теоретически, да и практически можно но не нужно. Не используют их по причине наличия большого количества знаков альтерации при ключе (более семи) с наличием дубль-диезов и дубль-бемолей, что затрудняет чтение нотного материала и просто нерационально.

Просто ради интереса я снабдил их иллюстрациями с ключевыми знаками альтерации

В левой колонке таблицы указаны названия тональностей, которые не используют. Далее идет список звуков, входящих в эти тональньости с заполнеными “Домами” (см, теорию Семи Домов. прим. автора) знаками альтерации.

Заметьте наличие дубль-диезов и дубль-бемолей. Тоники выделены цветом. Потом идут параллельные тональности, часть из которых наклонным шрифтом. Это те тональности, которые используются, но с другими знаками альтерации.

Все это снабжено иллюстрациями ключевых знаков.

Неиспользуемые тональности
и их ключевые знаки альтерации

знаки альтерации кол-во знаков альтер. название тональности Дома с знаками альтерации параллельная тональность
C D E F G A H
9# Ре диез мажор ## # # ## # # # Си диез минор
8# Соль диез мажор # # # ## # # # Ми диез минор
10# Ля диез мажор ## # # ## ## # # соль минор
8b Фа бемоль мажор b b b b b b bb Ре бемоль минор
11# Ми диез мажор ## ## # ## ## # # ре минор
12# Си диез мажор ## ## # ## ## ## # ля минор
11b Фа бемоль минор b bb bb b b bb bb соль мажор
9b Соль бемоль минор b b bb b b b bb ля мажор
10b До бемоль минор b b bb b b bb bb ре мажор

Удачи в изучении.

Воспроизведение пособия или любой его части в какой бы то ни было форме без письменного разрешения автора запрещено.

Вы можете обсудить эту статью в ФОРУМЕ в разделе “Обсуждение сайта”.

|К началу|

Источник: http://all-krage.narod.ru/Musicschool/tonalnosti001.html

Знаки в сольфеджио

10-04-2018

Каждому музыканту важно знать не только то, с помощью каких приемов необходимо играть на своем инструменте, но и об азах всей музыки. Так, самое первое, о чем следует помнить – это знаки в сольфеджио.

Прежде всего, нужно знать, что сольфеджио — наука, что учит нас музыке. Оно дает ту основу, с помощью которой развивается музыкальный слух и происходит постановка голоса. Эта дисциплина создана для того, чтобы заложить у обучающихся основу музыкальной теории, и каждый начинающий музыкант должен ее знать.

Как правило, этому предмету учат детей опытные педагоги в музыкальных школах. Но его можно постигнуть и самостоятельно, для чего, несомненно, потребуются такие качества, как усидчивость и упорство. Это можно сделать без оглядки на возраст, тогда, когда вы пожелаете. Не хотите разбираться в сложностях данной дисциплины самостоятельно? Преподаватели нашей Школы Музыки будут рады вам помочь.

Знаки тональностей по сольфеджио

Все знаки делятся на минорные и мажорные. Так, первые характеризуются как темные и грустные, а другие — радостные и позитивные. Также каждая тональность имеет свой ряд диезов и бемолей, которые и отличают первые от вторых. Каждый диез и бемоль образует систему, что и образовывает знаки тональностей по сольфеджио.

Нужно запомнить, что все они делятся на три группы: диезы при ключе, бемоли при ключе и без знаковые. При создании лада тональностей обязательно добавляется один диез или бемоль. Для каждой группы существует собственный звукоряд, который образуется с определенной нотной последовательности.

Чтобы определить знак тональности, нужно выучить определения мажорных нот, так как минорные можно определить только по технике параллели.

Профессионалы чертят для себя специальные расчеты, с помощью которых и определяют ноты. Если распределять знаки в гаммах, специальная таблица значительно облегчит написание музыки.

Чтобы быстро и легко находить соответствующую ситуации тональность, есть специальный квинтовый круг.

В такой схеме весь порядок начинается с До мажор. Таким образом, справа от него расположены диезы, а слева — бемоли. Между ними находится квинт, который исполняет роль интервала. На таком рисунке можно заметить, что после каждого интервала добавляется один новый знак, что говорит о повышении и понижении тона.

Также важно понимать, что существуют определенные знаки альтерации в сольфеджио. Вообще, альтерация учит изменять ступени нот, которые и называют бемолями и диезами. В итоге получается отдельный список обозначений, которые обозначают изменения:

  • Диез;
  • Бемоль;
  • Бекар;
  • Дубль-диез;
  • Дубль-бемоль.

Так как они делятся на повышающие и понижающие, к первой категории можно отнести диез и дубль-диез, а ко второй — бемоль и дубль-бемоль.

К отдельной категории относится  бекар, который имеет свойство отменять влияние бемоля и дубль-бемоля, которые понижают тональность, и «говорят» музыканту воспроизводить обычную ноту. Приставка «дубль» означает «удвоение».

Соответственно, дубль-диез повышает тональность в два раза, а дубль-декар — понижает.

Таблица знаков в тональностях по сольфеджио

При обучении основам музыки используется специальная таблица знаков в тональностях по сольфеджио. Она прекрасно обозначает все обозначения, которые участвуют в постановке. По ней видно много нюансов, очень важных при расстановке нот.

Найдите такую табличку в интернете, распечатайте и повесьте на видное место – это поможет вам лучше запомнить правила. Регулярно просматривайте ее в свободное время, чтобы активизировать зрительную память, ведь кое-что в результате подобных действий сможет запомниться произвольно, без усилий.

Расскажем об основных моментах, которые должны быть указаны в подобной таблице.

Так, мажорные тональности наблюдаются с диезными знаками. Они образуются, если возле мажора (разве что, кроме фа) не стоят другие знаки, кроме диеза. В этих случаях обязательно нужно использовать параллельную тональность, а после действовать по таблице.

При данной схеме происходит перечисление всех диезов. Она останавливается в том случае, когда попадается нота с таким ключом, что на один тон ниже остальных. Если же это минорный список, то перечисление обрывается на той ноте, что идет за названием тональности.

Также есть специальные знаки в гаммах для сольфеджио. Как и другие знаки тональности, гаммы могут повышать ноты и понижать, или целый звукоряд. Профессионалы часто пользуются словосочетанием «играть гаммы», имея в виду «играть последовательно».

Обычно при постановке нот гаммы используются только в одной октаве. Однако есть случаи, когда они распространяются и на другие. Если новичок не знает, какие есть знаки в гаммах, таблица по сольфеджио отлично ознакомит его с разными видами гамм. Так, различают двухоктавные, трехоктавные и так далее, гаммы, которые так называются в зависимости от области распространения.

Источник: https://shkolamuzyki.ru/statii/title/znaki-v-tonalnostiah-solfeggio

Квинтовый круг мажорных тональностей – Теория музыки

Редактор, корректор: Полина Полянская

Как исполнить одну и ту же мажорную музыку от разных по высоте звуков?

Мы знаем, что в мажорных тональностях используются как основные ступени, так и производные. В связи с этим при ключе выставляют необходимые знаки альтерации.

В предыдущих статьях мы в качестве примера сравнивали C-dur и G-dur (До-мажор и Соль-мажор). В G-dur у нас появился фа-диез для того, чтобы были соблюдены правильные интервалы между ступенями.

Именно он (фа-диез) в тональности G-dur и указывается при ключе:

Рисунок 1. Ключевые знаки тональности G-dur

Так как же определить какой тональности какие знаки альтерации соответствуют? Именно на этот вопрос и помогает ответить квинтовый круг тональностей.

Диезный квинтовый круг мажорных тональностей

Идея следующая: берём тональность, в которой нам известно количество знаков альтерации. Естественно, известна и тоника (основа).

Тоникой следующей по диезному квинтовому кругу тональности станет V ступень нашей тональности (пример будет ниже).

В знаках альтерации той следующей тональности останутся все знаки нашей предыдущей тональности плюс появится диез VII ступени новой тональности. И так далее, по кругу:

Пример 1. Берём за основу C-dur. Знаков альтерации в этой тональности нет. Нота соль является V ступенью (V ступень — это квинта, отсюда и название круга). Она будет тоникой новой тональности. Теперь ищем знак альтерации: в новой тональности VII ступенью является нота фа. Для неё и выставляем знак диеза.

Рисунок 2. Нашли ключевой знак диеза тональности G-dur

Пример 2. Теперь мы знаем, что в G-dur при ключе стоит фа-диез (F#). Тоникой следующей тональности будет нота ре (D), поскольку она является V ступенью (квинта от ноты соль). В D-dur должен появиться ещё один диез. Ставится он для VII ступени D-dur. Это нота до ©. Значит, D-dur имеет два диеза при ключе: F# (остался от G-dur) и C# (VII ступень).

Рисунок 3. Ключевые знаки альтерации для тональности D-dur

Пример 3. Давайте полностью перейдём на буквенное обозначение ступеней. Определим следующую тональность после D-dur. Тоникой будет нота A (ля), поскольку она является V ступенью. Значит, новая тональность будет A-dur. В новой тональности VII ступенью будет нота G, значит при ключе добавляется ещё один диез: G#. Итого при ключе имеем 3 диеза: F#, C#, G#.

Рисунок 4. Ключевые знаки альтерации A-dur

И так далее, пока не дойдём до тональности с семью диезами. Она будет предельной, все её звуки будут являться производными ступенями. Обратите внимание, что знаки альтерации при ключе пишутся в порядке их появления в квинтовом круге.

Итак, если пройти весь круг и получить все тональности, то получим следующий порядок тональностей:

Таблица диезных мажорных тональностей
ОбозначениеНазваниеЗнаки альтерации при ключе
C-dur До-мажор Нет знаков альтерации
G-dur Соль-мажор F#
D-dur Ре-мажор F#, C#
A-dur Ля-мажор F#, C#, G#
E-dur Ми-мажор F#, C#, G#, D#
H-dur Си-мажор F#, C#, G#, D#, A#
Fis-dur Фа-диез-мажор F#, C#, G#, D#, A#, E#
Cis-dur До-диез-мажор F#, C#, G#, D#, A#, E#, H#

Теперь давайте разберёмся, причём тут «круг». Мы остановились на C#-dur. Если речь идет о круге, то следующей тональностью должна стать наша исходная тональность: C-dur. Т.е. мы должны вернуться в начало. Круг замкнулся.

На самом деле, так не присходит, потому что мы можем продолжить строить квинты дальше: C# — G# — D# — A# — E# — #…

Но если подумать, то чему энгармонически равен звук Н# (представьте клавиатуру фортепиано)? Звуку До! Так замкнулся квинтовый круг, но если мы посмотрим на знаки при ключе в тональности G#-dur, то обнаружим, что нам придется добавить фа-дубль-диез, а в последующих тональностях этих дубль-диезом будет возникать все больше, и больше.. Так вот, для того, чтобы пожалеть исполнителя, было решено, что все тональности, где при ключе нужно ставить дубль-диез, объявляются неупотребительными и заменяются энгармонически равными им тональностями, но уже не с многочисленными диезами при ключе, а с бемолями. Например, C#-dur энгармонически равен тональности Des-dur (ре-бемоль мажор) — в ней меньше знаков при ключе); G#-dur энгармонически равен тональности As-dur (ля-бемоль мажор) — в ней также меньше знаков при ключе — и это удобно как для чтения, так и для исполнения, а квинтовый круг между тем, благодаря энгармонической замене тональностей, действительно замкнулся!

Бемольный квинтовый круг мажорных тональностей

Тут всё по аналогии с диезным квинтовым кругом. За отправную точку берут тональность C-dur, поскольку у неё нет знаков альтерации.

Тоника следующей тональности находится также на расстоянии в квинту, но только вниз (в диезном круге мы брали квинту вверх). От ноты До квинтой вниз находится нота Фа. Она и будет тоникой.

Знак бемоль ставим перед IV ступенью гаммы (в диезном круге была VII ступень). Т.е. для Фа у нас бемоль будет перед нотой Си (IV ступень). И т.д. для каждой новой тональности.

Пройдя весь бемольный квинтовый круг, мы получим следующий порядок мажорных бемольных тональностей:

Таблица бемольных мажорных тональностей
ОбозначениеНазваниеЗнаки альтерации при ключе
C-dur До-мажор Нет знаков альтерации
F-dur Фа-мажор Hb
B-dur Си-бемоль-мажор Hb, Eb
Es-dur Ми-бемоль-мажор Hb, Eb, Ab
As-dur Ля-бемоль-мажор Hb, Eb, Ab, Db
Des-dur Ре-бемоль-мажор Hb, Eb, Ab, Db, Gb
Ges-dur Соль-бемоль-мажор Hb, Eb, Ab, Db, Gb, Cb
Ces-dur До-бемоль-мажор Hb, Eb, Ab, Db, Gb, Cb, Fb

Энгармонически равные тональности

Вы уже поняли, что тональности одинаковой высоты, но разные по названию (вторая петля круга, вернее, уже спирали), называются энгармонически равными. На первой петле кругов тоже встречаются энгармонически равные тональности, это следующие:

  • H-dur (в ключе диезы) = Ces-dur (в ключе бемоли)
  • Fis-dur (в ключе диезы) = Ges-dur (в ключе бемоли)
  • Cis-dur (в ключе диезы) = Des-dur (в ключе бемоли)

Квинтовый круг

Описанный выше порядок расположения мажорных тональностей и называют квинтовым кругом. Диезные — вверх по квинтам, бемольные — вниз по квинтам.

Порядок тональностей можно увидеть ниже (ваш браузер должен поддерживать flash): водите мышкой по кругу над названиями тональностей, Вы увидите знаки альтерации выбранной тональности (мы расположили минорные тональности по внутреннему кругу, а мажорные — по внешнему; родственные тональности объединены). Щёлкнув по названию тональности, Вы увидите как она была рассчитана. Кнопка «Пример» покажет подробный пересчёт.

Итоги

Теперь вы знаете алгоритм расчёта мажорных тональностей, называемый квинтовым кругом.

Источник: https://www.music-theory.ru/index.php?id=32&Itemid=232&lang=ru&option=com_content&view=article

Как узнать, сколько знаков при ключе в тональности, Музыкальный класс

Вообще количество ключевых знаков и собственно сами эти знаки (диезы с бемолями) нужно просто запомнить и просто знать. Рано или поздно они запоминаются автоматически – хотите вы этого или не хотите. А на начальном этапе можно пользоваться разнообразными шпаргалками. Одна из таких шпаргалок по сольфеджио – градусник тональностей.

О градуснике тональностей я уже рассказывал – почитать и посмотреть шикарный красочный градусник тональностей можно здесь. В прошлой статье я рассказывал о том, как с помощью этой схемы можно легко определять знаки в одноимённых тональностях (то есть таких, в которых тоника одинаковая, а лад – разный: например, ля-мажор и ля-минор).

Кроме того, градусник удобен в тех случаях, когда нужно точно и быстро определить: на сколько знаков одна тональность удалена от другой, на какое количество знаков различаются две тональности.

Теперь спешу сообщить, что градуснику нашлось и ещё одно практическое применение. Если этот самый градусник немножко модернизировать, то он станет более наглядным и станет показывать не только, сколько знаков в тональности, но ещё и конкретно, какие знаки в том-то мажоре и в том-то миноре. Сейчас всё объясню.

Обычный градусник тональностей: покажет фантик, но конфетку не даст…

На картинке вы видите градусник таким, какой он обычно предстаёт в учебнике: «градусная» шкала с количеством знаков, а рядом с ней написаны тональности (мажорная и параллельная её минорная – в них ведь одинаковое количество диезов или бемолей).

Как пользоваться таким градусником? Если вам известны порядок диезов и порядок бемолей, то нет никаких проблем: просто смотрите количество знаков и отсчитываете по порядку ровно столько, сколько нужно. Скажем, в ля мажоре три знака – три диеза: сразу ясно, что в ля мажоре фа, до и соль диезы.

Но если ряды диезов и бемолей вы ещё не запомнили, то, что и говорить, такой градусник вам не поможет: покажет фантик (число знаков), а конфетку не даст (не назовёт конкретные диезы и бемоли).

Новый градусник тональностей: раздаёт «конфетки» прям как дедушка Мороз

К шкале с количеством знаков я решил «прилепить» другую шкалу, которая ещё бы и называла все диезы и бемоли по их порядку.

В верхней половине градусной шкалы красным цветом выделены все диезы – от 1 до 7 (фа до соль ре ля ми си), в нижней половине, синим цветом, выделены все бемоли – также от 1 до 7 (си ми ля ре соль до фа).

В центре – «нулевые тональности», то есть тональности без ключевых знаков – это, как известно, до мажор и ля минор.

Как пользоваться? Очень просто! Находите нужную тональность: например, фа-диез мажор.

Дальше отсчитываем и называем все знаки подряд, начиная с нуля, поднимаясь вверх, пока не дойдём до отметки, которая соответствует заданной тональности.

То есть в данном случае, прежде чем мы снова вернёмся глазами к найденному уже фа-диез мажору, мы назовём по порядку все его 6 диезов: фа, до, соль, ре и ля!

Или другой пример: нужно найти знаки в тональности ля-бемоль мажор. Эта тональность у нас среди «бемольных» – находим её и, начиная от нуля, спускаясь вниз, называем всё её бемоли, а их 4: си, ми, ля и ре! Гениально! =)

Да, кстати, если вам уже надоело пользоваться всякими шпаргалками, то можете ими и не пользоваться, а почитать статью о том, как запомнить ключевые знаки, после которой знаки в тональностях не забудешь, даже если специально стараться выбросить их из головы! Удачи!

Хочу обратить внимание автора на ошибку в тексте.

«Находите нужную тональность: например, фа-диез мажор. Дальше отсчитываем и называем все знаки подряд, начиная с нуля, поднимаясь вверх, пока не дойдём до отметки, которая соответствует заданной тональности.

То есть в данном случае, прежде чем мы снова вернёмся глазами к найденному уже фа-диез мажору, мы назовём по порядку все его 6 диезов: фа, до, соль, ре и ля!»

Не хватает 6го диеза «ми»

Есть другой метод, при котором запоминать ничего не надо! Берём тональность (только мажорную! Если минорная, то находим параллельную — переносим тонику на м3 вверх!), и если она Диезная, то смотрим на седьмую ступень — седьмая ступень и будет последним диезом.

(Не забываем про порядок диезов: фа до соль ре ля ми си) Если она бемольная — то тоника сама будет предпоследним бемолем. До-мажор надо запомнить — там знаков нет ВООБЩЕ. В названии бемольных тональностей всегда есть какой-то бемоль (кроме Фа-мажора, там один бемоль, тоже надо запомнить).

В диезных тональностях в названиях либо просто нотка, либо диезная нотка (Ещё раз: До-мажор — это тональность без знаков, а фа-мажор — с одним бемолем).

Источник: https://eurowheels.com.ua/isskustvo-dlya-dushi/kak-uznat-skolko-znakov-pri-klyuche-v-tonalnosti-muzykalnyj-klass

Почему квинтовый и почему круг?

 Этот урок скорее предназначен для тех, кто уже обучается в музыкальной школе или даже училище.

Из многолетней практики могу сказать, что квинтовый круг тональностей – та тема, которая никак не усваивается учениками, из-за чего возникают проблемы с освоением материала и исполнением какого-либо произведения.

Да-да, не зная, в какой тональности мы играем, крайне трудно сориентироваться, и играть его почему-то трудно. Поэтому  прежде чем исполнить какую-то пьеску, надо определить, в какой тональности она написана.  Поверьте – тогда и разберете вы ее куда более быстрее.

Итак, что такое тональность мы подробно говорили в этой статье, а сейчас я объясню вам систему, по которой они расположены. Если говорить простым языком – то в каждой тональности есть какие-то знаки, то есть играя гамму или пьесу, мы задействуем и черные клавиши. А вот какие – поможет стройная и логичная система – квинтовый круг тональностей.

В изучении теории музыки есть моменты, которые надо понять, а есть та информация, которую надо просто зазубрить как стишок.  Вот ниже приведенное правило в картинке надо зазубрить.

Порядок присоединения ключевых знаков всегда только такой:

Знаки в любых тональностях присоединяются только в таком порядке

Если вы заметили, то это одна и та же последовательность, которая читается с двух сторон – в одну сторону – диезы, в обратную – бемоли. Вот ее надо зазубрить в обоих направлениях.  На нотном стане оно выглядит так

Порядок ключевых знаков в тональностях

Теперь ответим на первый вопрос – почему квинтовый?

Тональности с диезами при ключе

Вот следующее правило, которое надо уже просто понять.

С каждой построенной вверх квинтой прибавляется один диез.

На картинке это выглядит так:

Квинтовый круг тональностей с диезами при ключе

Начинаем от До мажора (или ля минора, об этом чуть ниже)  и идем по часовой стрелке.

Мы знаем, что в до мажоре и ля миноре нет знаков. Это аксиома, которую надо запомнить. Впрочем, все начинающие и так знают до мажор, потому как он играется только на белых клавишах, что весьма удобно. Итак, до мажор.

Если мы построим квинту от “до” вверх, то получим ноту соль. Так вот, в соль мажоре будет уже один диез. Какой? Смотрим выше на порядок присоединения диезов – первый диез – фа. Значит, в соль мажоре – фа диез.

И когда будем играть гамму соль мажор, ноту фа в ней повышаем и вместо белой клавиши будем играть черную.

Теперь строим квинту от соль вверх (мы же в тональности соль мажор остановились). Получается нота ре . Вот в Ре мажоре уже два диеза – каких?  Смотрим на порядок диезов – первые два – это фа и до.

От ре строим еще одну квинту, получаем ноту ля. Вот в ля мажоре уже три диеза – фа, до, соль. Именно они первые три.

От ля – очередную квинту – получается нота ми. В ми мажоре уже первые четыре диеза – фа, до, соль, ре.

От ми – квинта вверх и получится нота си – в си мажоре 5 диезов – фа, до, соль, ре, ля.

Квинта от си – и новая тональность фа диез (почему не фа – почитайте здесь) – фа диез мажор – 6 диезов – фа, до, соль, ре, ля, ми.

И последняя квинта  от фа диеза – до диез. Вот и получилось тональность до диез мажор – 7 диезов – фа, до, соль, ре, ля, ми, си. О как. Справедливости ради хочу сказать, что тональности с 7 диезами в практике встречаются нечасто, но бывают.

То же самое произойдет если  мы будем строить квинты в минорных тональностях, взяв за исходную точку ноту ля – именно там 0 знаков.

Строим квинту от ля – получается тональность ми минор. В ми миноре один диез. Какой? Смотрим на порядок – фа – первый диез.

От ми еще одна квинта и получим си минор, в которой будет уже два диеза – фа и до.

От си через 5 ступеней образуется нота фа диез (будьте внимательны – не фа, а именно фа диез). В фа диез миноре 3 диеза – фа, до, соль.

От фа#  квинта – до# минор, в которой уже 4 диеза.

От до# 5 ступеней пропускаем – и получаем новую тональность с 5ю диезами – соль# минор.

От соль# квинта – ре# минор – 6 диезов.

От ре# квинта – ля#. И в ля диез# – 7 диезов.

Тональности с бемолями при ключе

Квинтовый круг тональностей с бемолями при ключе

В этой картинке идем против часовой стрелки.

С каждой построенной вниз квинтой прибавляется один бемоль. 

От до вниз квинту – получаем ноту фа. В тональности фа мажор один бемоль. Какой? Смотрим порядок бемолей. Видим, что это си бемоль.

От фа строим вниз еще одну квинту и получаем ноту си бемоль. В тональности си b мажор уже два бемоля – си и ми.

От си b строим очередную квинту и попадаем на ноту ми b. И в ми b мажоре уже 3 бемоля – си, ми, ля.  И так далее.

Если вы поймете этот принцип, то определить количество знаков в любой тональности не составит труда.  Теперь понятно почему “квинтовый”? Потому что он строится по квинтам.

А почему круг? Посмотрите внимательно на картинки выше – начинаем с тональностей до мажор, а заканчиваем до# мажор или доb мажор – не совсем, конечно круг, но все-таки.

То же самое и с минорными тональностями – начинается от ля, а заканчивает ля# или ляb минором.

Для удобства восприятия я разделила тональности и отдельно показала диезные и бемольные.  В учебниках теории квинтовый круг тональностей представлен в виде такой картинки.

Все тональности – и с диезами, и с бемолями

А напоследок предлагаю вам послушать вальс До# минор Фредерика Шопена. Очень известное произведение, красивое, полетное и в великолепном исполнении Александра Малкуса.

(1

Источник: https://ProPianino.ru/pochemu-kvintovyj-i-pochemu-krug

Гитара. Все для начинающих и продвинутых гитаристов

Прежде всего, давайте разберемся, как появляется очередной знак и почему именно в таком порядке. В этом нам поможет так называемый квартово-квинтовый круг.

1. МАЖОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

Начнем с до мажора. Как мы помним из уроков сольфеджио, структура мажорной тональности такова: тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон. Интервалы между ступенями до мажора полностью соответствуют этой схеме и поэтому никаких знаков альтерации здесь нет.

Теперь рассмотрим тональность, расположенную на чистую квинту выше (или на чистую кварту ниже), т.е. соль мажор:

  • соль – ля — тон
  • ля – си — тон
  • си – до — полутон
  • до – ре — тон
  • ре – ми — тон
  • ми – фа-диез — ТОН
  • фа-диез – соль — ПОЛУТОН

Таким образом, чтобы соблюсти структуру мажорной тональности, необходимо 7-ю ступень повысить на полтона, т.е. ввести фа-диез.

Продолжая “прыгать” по квинтам вверх (а для гитаристов нагляднее по квартам вниз), мы получим следующие тональности и количество диезов при ключе:

  1. ре мажор — 2 диеза
  2. ля мажор — 3
  3. ми мажор — 4
  4. си мажор — 5
  5. фа-диез мажор — 6
  6. до-диез мажор — 7 диезов.

Больше их быть не может. Почему? Потому что на квинту вверх от до-диез мажора будет соль-диез мажор, у него все ступени повышены на малую секунду (“задиезены”) по отношению к соль мажору, и, соответственно, седьмая ступень будет уже фа-дубль-диез. Порядок диезов такой: ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ, ЛЯ, МИ, СИ.

А сейчас сместимся из до мажора на квинту вниз (или кварту вверх) — в фа мажор:

  1. фа – соль — тон
  2. соль – ля — тон
  3. ля – си-бемоль — ПОЛУТОН
  4. си-бемоль – до — ТОН
  5. до – ре — тон
  6. ре – ми — тон
  7. ми – фа — полутон

Мы видим, что для соблюдения структуры мажора было необходимо 4-ю ступень понизить на полтона, т.е. ввести си-бемоль.

Точно так же, поднимаясь по квартам вверх (или опускаясь по квинтам вниз), получаем тональности и количество бемолей в них:

  1. си-бемоль мажор — 2 бемоля
  2. ми-бемоль мажор — 3
  3. ля-бемоль мажор — 4
  4. ре-бемоль мажор — 5
  5. соль-бемоль мажор — 6
  6. до-бемоль мажор — 7 бемолей.

Больше семи бемолей тоже не бывает. Порядок бемолей при ключе такой: СИ, МИ, ЛЯ, РЕ, СОЛЬ, ДО, ФА. Обратите внимание: порядок бемолей обратен порядку следования диезов! Ну а теперь подарок для гитаристов.

Существуют два элементарных мнемонических правила, которые позволяют действительно на пальцах показать, сколько знаков в какой тональности.

Прижав вторую и третью струну на третьем ладу, а остальные — барре на втором, двигаемся механически снизу вверх: соль – первая струна – один диез, ре – вторая струна – 2 диеза, ля – третья струна – три диеза и т.д.

Переместившись на один лад влево (в первую позицию) и двигаясь в этот раз от шестой струны к первой, получаем: фа – первая сверху струна – один бемоль, си-бемоль – вторая сверху струна – два бемоля,…, соль-бемоль – шестая сверху струна – 6 бемолей.

2. МИНОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

Ориентируясь в ключевых знаках мажорных тональностей, можно в полсекунды узнать, какие знаки в минорных. Причем существуют два способа.

Способ 1: Параллельные тональности. Параллельными называются мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевым знаками. При этом тоника минорной тональности отстоит от тоники мажорной на малую терцию вниз.

Отсюда получаем:

до мажор — ля минор — нет ключевых знаковсоль мажор — ми минор — при ключе фа-диезре мажор — си минор — фа-диез, до-диез…фа-диез мажор — ре-диез минор — 6 диезовфа мажор — ре минор — при ключе си-бемольси-бемоль мажор — соль минор — си-бемоль, ми-бемольми-бемоль мажор — до минор — 3 бемоля…

соль-бемоль мажор — ми-бемоль минор — 6 бемолей

Способ 2: Одноименные тональности. Напомню, что одноименными тональностями называются мажорная и минорная тональности, имеющие общую тонику. Для них характерно то, что минорная тональность отличается от мажорной “тремя бемолями”.

Сравните:

  1. до мажор (нет знаков) — до минор (3 бемоля)
  2. соль мажор (один диез) — соль минор (2 бемоля)
  3. ми мажор (4 диеза) — ми минор (1 диез)
  4. фа мажор (1 бемоль) — фа минор (4 бемоля)

3. “СМЕЩЕННЫЕ” ТОНАЛЬНОСТИ Хотя такого термина в теории музыки нет, он удобен для пояснения еще одного способа определить количество знаков в тональностях. Например, сместим ля мажор на полтона вниз. Получим ля-бемоль мажор.

Ступени ля мажора, которые были без знаков альтерации, “забемолятся”, а имеющиеся три диеза “забекарятся”. В итоге получим в ля-бемоль мажоре 4 бемоля (7–3=4).

Аналогичным образом сместив си-бемоль минор на полтона вверх, мы “забекарим” все 5 бемолей, а оставшиеся до и фа (помните си-ми-ля-ре-соль-до-фа?) получат в си миноре свои “законные” два диеза (7–5=2). Всё проще пареной репы, друзья!

Подведем итоги. Для гитаристов самым простым способом определения ключевых знаков являются два мнемонических правила плюс параллельные тональности.

Другие музыканты могут использовать квартово-квинтовый круг, параллельные и одноименные тональности, а в ряде случаев с успехом применять полутоновое смещение.

Надеюсь, теперь читатель получил надежные ориентиры для разбора любимых произведений, а еще лучше — для сочинения своих собственных.

Источник: https://all-guitar.ru/rezenzii/820-klyuchevye-znaki-v-tonalnostyakh-na-paltsakh.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector