Виды музыкального творчества

Виды музыкального творчества

Музыка неразрывно связана с людьми, которые ее слушают, но еще больше она связана с людьми, которые ее создают. Но кого же можно назвать по-настоящему создателем или творцом музыки? Многие ответят, что такими людьми являются только композиторы – и они будут неправы. Создание музыки – это крайне сложный и многоэтапный процесс. И каждый, кто принимает в нем участие, реализует свое собственное музыкальное творчество.

Сотворение музыки

Но все-таки именно композиторы находятся в самом начале этой цепочки. Именно они делают одно из самых сложных и магических в мире действий – они пускают в этот мир музыку, которой еще не было. И хоть цели композиторы при этом преследуют самые различные, каждый из них претендует на гордое звание творца.

Когда речь заходит о создании текстов для песен или арий, то многие ошибочно относят это творчество к литературному.

Но даже если берется уже готовый стихотворный текст, то чтобы положить его на ноты, поэту необходимо не только учитывать все нюансы, связанные с ритмом и рифмой, но и прекрасно разбираться в самой музыке.

Ведь любая песенная ария – это самая настоящая музыка, переданная за счет звучания голоса, но наделенная к тому же еще и словесным смыслом.

Исполнение музыки и песен

На вопрос о том, стоит ли считать творцами музыки музыкантов-инструменталистов и вокалистов, наверняка многие ответят «нет».

Ведь этим людям, на первый взгляд, ненужно ничего создавать – ноты расписаны, партии предложены… Однако именно музыканты, вокалисты, музыкальные группы делают самое главное и важное во всем музыкальном творчестве – они позволяют услышать музыку.

При этом каждый из них вносит в нее частичку собственной личности, создавая поистине неповторимое творение.

Какой бы совершенной не была предложенная когда-то кем-то музыка, но меняющиеся современные требования, появления новых музыкальных инструментов или возможностей – все это приводит к тому, что сегодня мастера по аранжировке не сидят, сложа руки, а творят новую музыку. Кому-то это может показаться не столь грандиозным, ведь они фактически перерабатывают чужие произведения. Но оживить всем известные мелодии, вдохнуть в них новую жизнь, не меняя при этом идеи, вложенной композитором, – это настоящее искусство.

Диджеинг

Но сводить звуковые дорожки можно и совершенно иным способом, как это доказал в 1935 году первый в мире диджей. С тех пор диджеинг, как новый вид музыкально творчества, активно развивается.

И благодаря нему старые мелодии зазвучали не только по-новому, но и стали нести в себе другой смысл и идею.

Как оказалось, но за счет добавления различных спецэффектов и создания миксов из множества треков, сегодняшние диджеи способны создать уникальные музыкальные произведения.

Звукорежиссура

С развитием современных технологий, шоу-бизнеса и новых видов искусств в музыкальном творчестве появилось еще одно направление – звукорежиссура. Оно столь стремительно развивается и так востребовано, что сегодня звукорежиссер действительно один из самых влиятельных в среде музыкантов.

Как в любом музыкальном творчестве, от звукорежиссера требуется обладать незаурядными талантами к созданию музыки. Также он должен понимать настроение и смысл музыки, который она в себе несет. Более того, именно работа звукорежиссера позволяет исправить ошибки и огрехи, допущенные музыкантами при исполнении. А это значит, что именно звукорежиссер делает музыку совершеннее.

Музыкально-изобразительное искусство

Как создание музыкальных текстов напрямую связано с литературой, так и создание картин может быть напрямую связанным с музыкой. Истории известны музыканты-композиторы, которые писали прекрасные картины, основанные на визуализации их же собственной музыки (например, литовский композитор Микалоюс Чюрлёнис). В настоящее время у этого творческого направления есть масса последователей.

Кроме того, с музыкально-изобразительным искусством связан и такой феномен человеческого мышления, как «цветной» музыкальный слух, которым были награждены некоторые известные музыканты, среди которых русский композитор Н.А. Римский-Корсаков, австрийский композитор А.Шёнберг и многие другие. Они видели различные музыкальные тональности в определенных цветах.

Прослушивание музыки

Ну и конечно, что одним из самых важных видов музыкального творчества является прослушивание музыки. Ведь вся музыка создается для того, чтобы ее услышали, а заложенную в нее идею поняли.

Конечно, в современный век высоких скоростей многие предпочитают слушать музыку фоном, не вникая в ее настроение и суть.

Но если слушать вдумчиво и сознательно, вкладывая в музыку часть своей души, то невольно станешь творцом персонального мира, полного гармонии и звуков.

Читать также

Источник: https://orangevinil.ru/interesnoe/kakim_byvaet_muzykalnoe_tvorchestvo/

Музыкальное творчество

Первая группа – музыкальное творчество – включает в себя всю художественную продукцию, создаваемую в процессе функционирования музыки.

Музыкальное творчество в своих разных ипостасях – стержень музыкального процесса, основная ценность в духовной жизни общества, удовлетворяющая его музыкально-эстетические потребности. Творчество в облике конкретных проявлений искусства музыки непрерывно взывает к своему осмыслению и оценке.

Оно – главный объект музыкально-критической журналистики. Этой важной теме посвящен 5-й раздел книги – «Творческие объекты музыкального рецензирования».

На первое место в этой группе объектов следует поставить важнейший творческий акт музыкального процесса – сочинение музыки. Музыкальное произведение – результат сочинения, его творческий итог.

Речь здесь должна идти как о новой музыке, приходящей в мир в результате современного композиторского творчества, так и о забытой старой, до времени выключенной из музыкального процесса и нуждающейся в новом оценочном освещении.

Следующий творческий объект – музыкальное исполнительство – заключает в себе звуковое воплощение уже созданной музыки.

Для основной массы слушателей музыкальное исполнительство – самый близкий и любимый вид музыкального творчества.

Стремление оценить и осмыслить его сопровождает музыку на всем протяжении ее существования, поэтому именно оно исторически является главным предметом внимания музыкально-критической журналистики.

Третий творческий объект в предлагаемой классификации – музыкальная постановка. Он охватывает все музыкально-зрелищные художественные формы, в которые в качестве одной из значимых составляющих входит музыка.

Это, прежде всего, музыкальный спектакль – опера, балет, оперетта, мюзикл и любые производные от них смешанные музыкально-театральные жанры. Это также музыкально-драматический спектакль или музыкальный фильм, в которых музыка несет свою самостоятельную художественную нагрузку.

Это, наконец, музыкальное представление любого уровня сложности и жанрового наклонения, реализуемое в любом пространстве: на театральной сцене, в естественном интерьере на открытом воздухе – площадях и улицах, парках и исторических местах, на экране – телевизионном, кино или любой другой проекции (к примеру, на стенах домов в музыкальных лазерных шоу).

Наконец, сегодня число творческих объектов следует дополнить художественными радио– и телепередачами на музыкальные темы. Именно художественными, срежиссированными как самоценная художественная форма с определенным сценарием и музыкальной доминантой.

Кроме того, в теоретической разработке творческих объектов музыкально-критической журналистики по логике вещей не должен был бы возникать отдельный вопрос о массовой музыкальной культуре, поскольку ее модели охватывают те же виды творчества – сочинение, исполнение, постановка синтетического представления. Однако в реальности ситуация и проще, и специфичнее.

Поэтому и то и другое – массовая музыкальная культура и музыка в системе масс-медиа – как объекты музыкальной журналистики будут рассмотрены в заключительном разделе (см. раздел 7).

Выбор подхода к тому или иному художественному объекту – творческий акт. Он зависит от индивидуальности критика, его таланта восприятия и оценки музыки, его кругозора и специальных знаний.

Что окажется приоритетным для пишущего: технические открытия во владении звуковой палитрой или образный мир; искренность, обращенная к сопереживанию, или блеск игры; новизна неожиданных решений или виртуозное владение вековыми традициями; направленность музыки к узнаванию или познаванию, развлечению или размышлению; что автор вкладывает в понятия красоты, гармонии, совершенства; где, в каких сферах гнездятся тайники его ассоциативного мышления и воображения – все это очень личностно.

Однако есть одно обязательное требование – профессиональное «владение объектом». Оно предполагает знание, понимание возможностей и проблем данного вида творчества, будь то музыкальное сочинение, исполнение, постановка или аудиозапись.

При этом речь не идет о том, что музыкальный критик непременно должен был ранее сам попробовать себя в творческой деятельности подобного рода. Хотя существует и такое достаточно распространенное мнение.

Думается, что точнее и вернее позиция, высказанная еще Серовым: «Для того чтобы судить о художественных произведениях, необходимо знать искусство, иметь самые точные понятия обо всем, что до него касается, иметь верный, образованный вкус, также порядочную дозу впечатлительности, сочувствия к поэтическим предметам, но нисколько не требуется быть самому поэтом, художником на практике. Это другое дело, совершенно не зависимое от критических способностей»3.

Владение спецификой объекта дают специальные знания. Профессиональным музыкальным критиком может стать лишь музыкально образованный человек.

В идеале – музыковед, хотя бы потому что весь академический курс музыковедения прежде всего направлен именно на освоение проблем музыкального произведения в его историческом и теоретическом аспектах (поэтому же музыковеду нередко сложнее реализовать себя в исполнительской или музыкально-театральной критике, здесь ему нужны дополнительные знания и навыки). Но и консерваторски образованные музыканты других специальностей могут найти себя в музыкальной журналистике, если у них есть склонности к аналитической художественно-оценочной деятельности и вкус к слову.

Если сравнить с современной ситуацией в смежных искусствах, то и там театральная критика находится в руках театроведов, художественная – искусствоведов.

Зато в сфере кино работают не только киноведы – многие кинокритики вышли из среды журналистов, поскольку этой художественной области более доступна возможность самообразования (смотреть фильмы, читать соответствующую литературу). Для профессиональной музыкально-критической деятельности такого пути нет.

Музыкальное образование является обязательным фундаментом, на котором строится все остальное. И касается это критического осмысления практически всего музыкального творчества.

Сказанное, естественно, прежде всего относится к серьезной музыке. Картина в области музыки неакадемической до недавнего времени в нашей стране была иной.

Знатоки достаточно высокого уровня в этой сфере были люди в основном самообразованные – в ней хорошо разбирались те, кто хотел и имел возможность слушать и читать.

Однако важно, что поворот профессиональной музыкальной мысли (науки и критики) к явлениям неакадемической музыки и разным формам массовой музыкальной культуры уже произошел: появились специальные исследования, в музыкальных вузах такая дисциплина введена в качестве обязательной.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://culture.wikireading.ru/77262

Музыкальное творчество

Работы: Все Избранные В помощь учителю Конкурс «Учебный проект» Учебный год: Все 2015 / 2016 2014 / 2015 2013 / 2014 2012 / 2013 2011 / 2012 2010 / 2011 2009 / 2010 2008 / 2009 2007 / 2008 2006 / 2007 2005 / 2006 Сортировка: По алфавиту По новизне

  • В работе представлен материал об истории создания героической симфонии № 7 Д.Д. Шостаковича и ее исполнении в годы Великой Отечественной войны.
  • В работе рассказывается о музыкальной культуре коренных народов юга Западной Сибири, об истории национальных музыкальных инструментов.
  • В работе рассмотрена проблема: сегодня все меньше детей занимаются музыкой в музыкальных школах. Автор доказывает, что эти занятия очень полезны для развития памяти, внимания, усидчивости, трудолюбия. Все это автор может утверждать, т.к. сам учится игре на скрипке. Покоренный этим инструментом, он рассказывает историю скрипачей разных времен.
  • В работе рассказывается о том, как воздействует музыка различных стилей и жанров на физическое и эмоциональное состояние человека.
  • Работа показывает, как математика подчиняет своим законам окружающую действительность, в частности, определяет значение математики в развитии музыки.
  • На протяжении нескольких лет проводилась совместная работа учителя и учащегося по теме “Музыка и наше здоровье”. Исследовательская работа на практике показала, что музыка имеет огромное воздействие на здоровье человека. Есть музыка, которая оказывает положительное воздействие, и музыка, которая отрицательно влияет на органы и психику человека.
  • Содержание программы “Музыка и творчество” ориентировано на воспитание эмоционального и осознанного отношения к музыке, изобразительному искусству. художественному слову, творческому движению. Познавая красоту музыки, окружающего мира, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, развивается воображение. Это побуждает детей к самовыражению через речь, рисунок.
  • Данной работой мы хотели показать, что любое музыкальное произведение можно представить как математическую модель, которая будет иметь числовые закономерности. В качестве доказательства нами были рассмотрены музыкальные произведения, которые мы преобразовали в числовой ряд и установили закономерность между числами. А также в работе проведено исследование по установлению связи даты рождения учащихся класса с их творческими способностями.
  • В этой работе автор рассказывает, как музыка влияет на человека и что об этом говорят известные ученые с позиции науки и медицины.
  • Предпосылкой этой работы является знакомство детей с музыкальной культурой разных стран, её национальными особенностями, колоритом звучания. На основе этого были написаны музыкальные сочинения детей, подобраны образы и воплощены в рисунках и стихах. Основой этой работы является активизация художественного мышления детей, направленного на творческое выражение ребенка в музыке, живописи и поэзии.
  • Город Куйбышев (сейчас Самара) в годы войны стал “запасной столицей” страны. Осенью 1941 года прошел главный парад, демонстрирующий всему миру мощь и силу Красной армии. В городе работали эвакуированные предприятия, с Куйбышевской радиостанции на всю страну зазвучал голос Левитана, музыка Шостаковича, шли спектакли Большого театра. В своей работе я расскажу о культурной жизни города в годы Великой Отечественной войны и о вкладе музыкантов в дело Победы.
  • Цель данной статьи — раскрыть актуальность музыкальной валеологии для формирования здорового образа жизни. Овладение эстетической культурой невозможно без освоения навыков психической культуры, необходимых для жизни в современном обществе. Рост негативных последствий стрессогенных факторов общественной жизни заставляет искать возможные пути их преодоления. Одним из таких путей является аттерания (лечение искусством), благодаря которой удаётся заблокировать, погасить, переключить зоны отрицательных переживаний мозга и наполнить сознание положительно окрашенными чувствами и мыслями.
  • Целью работы было исследование применения свойств математики в музыкальной гармонии пропорций. В работе рассмотрено зарождение теории музыки и показано, что ее улучшение стало возможным только после достаточного развития математики.
  • Проект посвящен ознакомлению с эпохой барокко, ее основными представителями, такими как И.С. Бах, Микеланджело да Караваджо, Бернини, Луис де Гонгора и др. Авторы исследуют отдельные произведения искусства (скульптуры, живописи, литературы, архитектуры) и проводят музыкально-ассоциативные параллели с произведениями Баха.
  • В презентации собран материал об истории создания фортепианного цикла М.П. Мусоргского “Картинки с выставки”, подобраны иллюстрации к пьесам цикла и биографические данные о композиторе.
  • Актуальность данного проекта заключается в том, что в столь интенсивное современное время с энергичными темпами жизни современные дети не интересуются и не любят классическую музыку. Поэтому для ознакомления учащихся нашей школы с музыкальной культурой города, создан проектный продукт — альбом “Музыкальная культура города Красноярска”; для проявления интереса к классической музыке организован и проведен фестиваль “Ритмы вдохновения” с участием ребят нашей школы.
  • Работа знакомит с особенностями самобытной музыкальной культуры ительменов, некогда самого многочисленного народа Камчатки, ныне находящегося на грани вымирания.
  • Музыкальная развлекательная программа является отчетным концертом. Основные ее цели: организовать активный отдых детей, способствовать сплочению коллектива, реализация творческих способностей, развитие дружеских отношений.
  • Работа знакомит с биографией Н.А. Римского-Корсакова, рассматривает особенности его творчества. Показывает, что истоками творческого вдохновения композитора являлись культура, история и быт русского народа. Состоит из двух частей: статьи и иллюстрированной презентации.
  • В работе рассматривается история создания песни “Среди долины ровныя”. Дается характеристика вариаций как одной из разновидностей музыкальных форм. Представлен методико-исполнительский анализ данного произведения.
  • Творческая работа коллектива — это музыкально-театрализованное представление “Чудесная птица Детство”. В основе представления — сюжет музыкальной сказки М. Красева “Муха-цокотуха”, стихи народной поэзии (небылицы, заклички, приговорки и т.д.), авторские песни. Вы услышите добрую, веселую историю об одном маленьком герое, который, натворив немело бед, захочет украсить свой сад радугой.
    Звуковой вариант представления записан на CD-диске в виде музыкально-литературной композиции.
  • В работе рассматривается воздействие различных музыкальных направлений на интеллектуальное и физиологическое развитие подрастающего поколения. Приводятся результаты исследований по данной теме.
  • В работе рассказывается об исполнительнице детских песен Гузевой Анастасии, которая приняла участие в более чем 10 фестивалях, конкурсах, концертах. Специально для нее пишутся стихи, музыка и аранжировка, именно поэтому ее песни так трогательны, эмоциональны, актуальны и любимы. В данной работе представлены некоторые тексты песен из репертуара Анастасии.
  • Произведения композитора С.М. Майкапара востребованы и в наше время. Хотя детские пьесы были написаны им почти 100 лет назад, они и сейчас легко воспринимаются и понятны детям, которые могут их не только слушать, но и исполнять на фортепиано. Работа знакомит с биографией композитора, его педагогическими и методическими работами, циклом фортепианных пьес «Бирюльки».
  • Работа посвящена анализу православной церковной музыки как способу приобщения к православной культуре. Дети и подростки мало знакомы с православной культурой, с особенностями православной веры. Мы считаем, что искусство является тем связующим звеном, которое может приобщить к православной культуре. Особое внимание мы уделяем православной музыке, которая раскрывает смысл текстов Священного Писания, сюжеты христианства. Предложена удобная схема поэтапного знакомства с православной культурой через музыкальные источники.
  • Сны… Их содержание с давних пор являлось загадкой для человека. Откуда появляются эти странные образы, звуки, картины? Это произведение — отголосок давнего сна, музыка, сопровождавшая сновидение.
  • Данная исследовательская работа направлена научить детей определять и различать музыкальные инструменты по внешнему виду, по внешним признакам, по звучанию, через стихотворные произведения русских поэтов и через рисунки, и тем самым воспитать интерес и любовь к музыке и литературе.
  • В работе описаны инструменты и танцы адыгов, что еще раз показывает, что музыка тесно связана с жизнью и по ней можно составить понятие о деятельности всего народа. Народные танцы — это важная сторона исторического развития национальной культуры. Сегодня не может не волновать магия звука адыгейских музыкальных инструментов.
  • Рассказ об истории возникновения русских музыкальных инструментов. Материал может быть использован для уроков музыки по теме “Русский народный музыкальный фольклор”.
  • Тема работы актуальна, так как только единицы знают историю возникновения и развития музыкальных инструментов на Руси. Цель моей работы – рассказать об истории возникновения некоторых музыкальных инструментов и познакомить с ними.
Читайте также:  Нестандартные приемы игры на гитаре, различные техники

Источник: https://project.1sept.ru/subjects/20/10

Типы музыкального творчества

Роман Александрович Насонов

01.04.2015

Пифагор по легенде изобрел музыку, проходя мимо кузницы. Он стал изучать акустические закономерности музыки, услышав гармонию стучания.

  • Молотки – 2 к 1, образуют интервал октаву.
  • В музыке важна созвучность и гармония.
  • Фортепиано – в октаве 12 полутонов, 5 черных клавишей и 7 белых, диотоники.
  • От «до» до «до» будет октава.

На расстоянии октавы звуки максимально сливаются друг с другом. И мы отождествляем звуки на расстоянии октавы одинаковыми. Это один «пич класс» – который обозначен как «ноль».

12 – исходит из окустических закономерностей.

Тон.

Есть звучащее тело – оно колеблется. Может быть разной длины, частота волн будет разной – слышим разные звуки.

Есть звучащая среда.

Перед концертом происходит настройка.

4 струны у скрипки. Играют звук «ля», открытая 3-я струна. Для настройки. 440 ГЦ

Обертон. Призвук, который выше тона.

Обертоновый резонанс.

Струна скрипки колеблется не только целиком, но и своими половинками, третями, четвертями и тд

Монохорд – струна с порожкем, который двигался. Под него медитировали древние, на нем изучали пропорции.

Пропорции – основа обертонового звукоряда.

Умение настраивать свой инструмент было главным для музыкантов прошлого. Отсюда учения о соразмерности и тд.

  1. Обертоны по-разному выражены у разных инструментов.
  2. Большой барабан звучит ниже, тк колебания идут дольше.
  3. Шум – это негармонические колебания, которые не укладываются в числовые ряды.
  4. Музыкальные звуки – звучащие тела колеблются размеренными частями.

У скрипки сильнее выражены обертоны и меньше всего шумовых призвуков. Самый ровный и наиболее музыкальный звук. Способность скрипок петь. Как и в целом струнной группы.

  • Строй.
  • Звуки заставляют колебаться барабанные перепонки.
  • Естественный способ восприятия музыки – это реальное участие в музицировании (подпевать, подтанцовывать).

Институт современного концерта, где все молчат, – возник в 19 век. Это явление позднее, когда идет рефлексия, это высокая степень развития человеческой культуры.

Еще в 18 веке в Италии в опере – балаган и шум, все кричат, чуть ли не ставки делают, перепоет ли кто-то что-то.

Вечерня венецианской церкви тогда – тоже сопровождают участники кашлем или сморканием – выразить одобрение.

Источник: https://poisk-ru.ru/s25223t2.html

Виды музыкального творчества, Музыкальный класс

Заниматься творчеством – значит что-то творить, что-то создавать. В музыке для творчества открыты огромные просторы. Виды музыкального творчества разнообразны, прежде всего, потому, что музыка тесно переплетена с человеческой жизнью вкупе со всеми её проявлениями и творческими жилами.

Вообще обычно в литературе под видами музыкального (и не только музыкального) творчества подразумевают: профессиональное, народное и самодеятельное творчество. Иногда разделяют и по-другому: например, светское искусство, церковное искусство и популярная музыка. Мы с вами попытаемся копнуть глубже и описать что-нибудь более конкретное.

Вот какие основные виды музыкального творчества можно определить:

Создание музыки, то есть композиторское творчество – сочинение новых произведений: опер, симфоний, пьес, песен и так далее.

В этой области творчества есть много дорог: кто-то пишет музыку для театра, кто-то для кино, кто-то пытается передать свои замыслы в звуках чисто инструментальной музыки, кто-то рисует меткие музыкальные портреты, некоторые хотят выразить в музыкальном произведении трагедию или фарс, иногда авторы умудряются музыкой написать историческую летопись. Как видите, композитор – настоящий творец! Правда бывает и по-другому.

Например, кто-то пишет всего лишь для того, чтобы доказать, что умеет писать, а есть и такие композиторы, которые пишут бессмыслицу для того, чтобы восторженные слушатели пытались обнаружить смысл там, где его нет! Надеемся, что вы к последним «метателям пыли в глаза» не имеете никакого отношения? Вы ведь согласны, что музыка не должна быть бессмысленной?

Переработка чужой музыки – аранжировка.

Это тоже творчество! Какую цель преследует аранжировщик? Сменить формат! Сделать так, чтобы музыку можно было показать как можно большему числу людей, да так, чтобы от изменений не убавилось бы в ней смысла.

Читайте также:  Две самые большие ошибки музыкантов в seo

Это достойная цель настоящего художника. А вот лишать музыку со смыслом её смысла – например, опошлять музыку классическую – это не творческий метод. Такие «молодцы», увы, не настоящие творцы.

Музыкально-поэтическое творчество – создание текстов музыкальных произведений. Да! Это тоже можно отнести к видам именно музыкального творчества. Причём речь не обязательно идёт только о народных песнях и стихах для романсов. Сильный текст нужен и в театре! Создать либретто для оперы – это вам не халам-балам. Кое-чт о правилах сочинения текстов для песен можно почитать здесь.

Звукорежиссура – ещё один вид музыкального творчества. Очень востребована и очень увлекательна. Без работы музыкального режиссёра фильм может и не получить своих лавров на фестивале. Хотя, что это мы? Звукорежиссура может быть не только профессией, но и отличным домашним хобби.

Исполнительское творчество (игра на музыкальных инструментах и пение). Тоже творчество! Кто-то спросит, а что же они творят? Что создают? Можно ответить так по-философски – они создают звуковые потоки. На самом деле исполнители – вокалисты и инструменталисты, а также их разнообразные ансамбли – создают уникальные вещи – художественно-музыкально-смысловые полотна.

Иногда то, что они создают, записывается в видео или аудио формат. Так что, несправедливо лишать исполнителей творческих венцов – они творцы, их продукты мы слушаем.

У исполнителей тоже разные цели – одни хотят своей игрой во всём соответствовать исполнительским традициям или, может быть, точно выразить именно то, что по их мнению вложил в произведение автор. Другие играют кавер-версии.

Кстати, классная штучка эти каверы – это форма оживления подзабытых мелодий, их актуализации.

Что и говорить, сейчас музыки столько разнообразной, что даже при огромном желании, её не то чтобы не удержать в памяти всю ну просто никак не получается.

А тут на тебе – едешь в авто или маршрутке и по радио слышишь очередной кавер-хит, и думаешь: «Блиииин, да это ж песня сто лет назад была популярной… А хорошая-таки музыка, здорово, что про неё вспомнили».

Импровизация – это сочинение музыки прямо во время её исполнения. Так же как и в исполнительстве продукт творчества – уникальный и неповторимый, если никакими способами этот продукт не зафиксировать (ноты, аудио, видео).

Продюсерская работа. В старину (так условно выражаясь) продюсеров называли импресарио. Продюсеры – это такие люди, которые варятся в общей творческой «каше из топора» и там высматривают для себя оригинальных личностей, вовлекают их в какой-нибудь интересный проект, а затем, раскрутив этот проект не по-детски, срубают огромные бабки.

Да, продюсер – это и расчётливый бизнесмен, и творец в одном лице. Таковы уж особенности продюсерской работы, но само продюссирование совершенно спокойно можно отнести к видам музыкального творчества, потому что без творчества тут никак.

Музыкальное писательство, критика и журналистика – ещё одна область музыкального творчества. Ну, тут и говорить нечего – те, кто пишут о музыке умные и весёлые книжки, статьи в газеты и энциклопедии, научные труды и фельетоны – несомненно, самые настоящие творцы!

Музыкально-изобразительное искусство. А вот вы думали, что такого не бывает? Вот вам, пожалуйста. Во-первых, иногда композитор не только сочиняет музыку, но и пишет картины о своей музыке. Так делали, например, литовский композитор Микалоюс Чюрлёнис и русский композитор Николай Рославец. Во-вторых, многие сейчас занимаются визуализацией – очень интересное и модное направление.

Кстати, вы знаете о феномене цветного слуха? Это когда человек ассоциирует определённые звуки или тональности с каким-либо цветом. Может быть у кого-то из вас, дорогие читатели, цветной слух?

Слушание музыки – это тоже один из видов музыкального творчества. Что же созидают слушатели, кроме аплодисментов, конечно? А они, воспринимая музыку, в своём воображении создают художественные образы, представления, ассоциации – и это тоже, самое настоящее творчество.

Подбор музыки по слуху – да и ещё раз да! Это умение, которое очень ценится в широкой общественной среде. Обычно людей, которые умеют подбирать по слуху любые мелодии, почитают за умельцев.

Самое главное, что именно в творчестве может реализовать себя абсолютно любой человек. Чтобы быть творцом, не обязательно становится профессионалом, не обязательно проходить какую-то серьёзную школу. Творчество исходит из сердца, его главный рабочий инструмент – воображение.

Виды музыкального творчества не нужно путать с музыкальными профессиями, о которых можно почитать тут – «Какие бывают музыкальные профессии?».

Источник: http://tbf.su/isskustvo-dlya-dushi/vidy-muzykalnogo-tvorchestva-muzykalnyj-klass

Развитие детского музыкального творчества | Педагогический опыт (ДОУ) | Педагогическое мастерство / конкурсы для педагогов и воспитателей

  • Бекасова Анна Юрьевна
  • Организация: МБДОУ «Детский сад «Добрыня»
  • Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Абакан

Сегодня педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы ребёнок максимально развивался, овладевал различными способами действий в проблемных и неопределённых ситуациях, научился находить собственные варианты решений. Для этого нужно отойти от старых стереотипов и сформировать иную модель взаимоотношений всех участников образовательного процесса.

С введением ФГОС изменилось отношение к дошкольному образованию, стандарт направлен на индивидуализацию ребёнка. Самым главным является социализация детей, приобщение к ценностной культуре мира.

А именно правильное понимание социализации – потребность в любознательности, познании мира, потребности в творчестве, мотивации достижений, развитии способности сотрудничать, общаться, освоении этических норм в процессе реальной практической деятельности. В связи с этим перед нами встаёт важная задача – развитие творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования воспитательно-образовательного процесса.

Детское творчество – это форма активности, в процессе которой ребенок видоизменяет окружающий его мир и создает нечто новое для других и себя. Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей.

Детское творчество — форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя.

Поэтому, развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста является неотемлемой частью развития одарённости.

Целью моей работы стало развитие творческих способностей детей во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.

Предмет исследования: развитие творческих способностей дошкольников в процессе импровизации.

Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена собственная система формирования творческих способностей ребенка дошкольного возраста. Для этого были систематизированы и адаптированы к уровню возможностей дошкольника творческие упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной, М. Картушиной, О.П.Радыновой и мн. др.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить психолого-педагогическую литературу и специальную литературу по определению творческих способностей;
  2. рассмотреть сущность творческих способностей и особенности их развития у детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности;
  3. провести наблюдение на педагогической практике по выявлению особенностей развития творческих способностей у детей в процессе музыкальной деятельности.

Методы исследования:

  • теоретический анализ методической, педагогической и психологической литературы;
  • наблюдение;
  • анализ результатов деятельности детей; диагностика, беседа.

Содержание творческих способностей и особенности их развития у детей дошкольного возраста

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнения.

У  ребенка дошкольного возраста начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания.

Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие.

Если созревание и начало развития совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

В процессе музыкальной деятельности детей (пение, ритмика, слушание, игра на инструментах) формируются и развиваются основные музыкальные способности детей. Все виды музыкальной деятельности детей тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.

После прослушивания произведения, я предлагаю детям оркестровать, а чтобы лучше прочувствовать музыку, предлагаю разучить танцевальные движения, соответствующие характеру музыки. Обучая детей игре на музыкальных инструментах, создаю условия для  ребенка, учитывая возможности каждого инструмента.

Прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения предполагает умственные операции – сравнение, анализ, синтез.

Формирование у ребёнка творческих способностей, позволит расширить представления об окружающем мире, выраженных в музыке, связать их с жизнью, в процессе различных видов музыкальной деятельности. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей.

Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения.

Основные направления и способы развития детского музыкального творчества с позиции педагогической науки.

Детское музыкальное творчество – важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Как считает О.П.

Радынова, «детское музыкальное творчество по своей природе – синтетическая деятельность». Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх.

Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст.

Дети любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводам. В этом им помогает литературный текст и характер музыки. Если взрослый не показывает готовые движения при инсценировках, то дети могут создавать оригинальные, самобытные образы, выраженные в движениях.

Детское музыкальное творчество можно разделить на исполнительское и «композиционное». Такое разделение использует Е. Горшкова, основываясь на позиции, принятой в искусствоведении Б.В. Асафьевым.

Детским исполнительным творчеством она считает выразительность, индивидуальную манеру исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов.

Детское «композиционное» творчество в танце – это создание новых музыкально-пластических, танцевальных образов, которые являются более или менее завершёнными танцевальными композициями.

Исследованием проблемы способностей занимался Б.М.Теплов. В понятие «способность» он заключил 3 признака:

  1. Под способностью разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
  2. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
  3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Как отмечает Б.М. Теплов, способности всегда являются результатом развития. Они существуют только в развитии. Из этого следует то, что способности не бывают врождёнными. Они развиваются в соответствующей конкретной деятельности. Но врождёнными бывают природные задатки, которые и оказывают влияние на проявление тех или иных способностей ребёнка.

Основываясь на этом, можно определить детские творческие способности как индивидуальные особенности ребёнка, благодаря которым он может заниматься творческой деятельностью.

Творческие способности в музыкальной деятельности О.П.Радынова разделяет на 2 вида:

  • способности к продуктивному творчеству (сочинение, импровизация попевок, мелодий, музыкально-ритмических движений);
  • способности к творческому восприятию музыки.

Возможности детей в выполнении творческих заданий в музыкальной деятельности были тщательно проанализированы в исследованиях Н.А.Ветлугиной.

Было установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником творчества, его образцом.

Все произведения искусства воспринимаются целостно, в комплексе выразительных средств. В процессе активного восприятия образа в картине, литературном произведении, музыке дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами, которыми автор передаёт то или иное содержание.

Поэтому необходимо использовать произведения искусства для обогащения творческого опыта детей. Это слушание классической музыки, рассматривание произведений живописи, чтение художественной литературы, просмотр спектаклей.

Другое важное условие – это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, приобретаются необходимые умения, навыки, знания, позволяющие ребёнку выразить свои собственные музыкальные впечатления.

Н.А. Ветлугина совместно с А.И.Ходьковой и другими педагогами определили этапы развития детского музыкального творчества:

  1. 1 этап – первоначальная ориентировка в творческой деятельности (ребёнку даётся установка на создание нового – придумай, измени, сочини);
  2. 2 этап – освоение способов творческих действий, поиск решений;
  3. 3 этап – самостоятельные действия детей, использование сочинённых мелодий, танцевальных композиций в жизни.
Читайте также:  Кроссворд на тему русские народные музыкальные инструменты

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.

Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнить движения с воображаемыми предметами, а также свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.

Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в семье необходимо целенаправленно обучать детей воплощать характер, образы музыки в движениях.

Это обучение основывается на овладении обобщёнными способами музыкальной деятельности, которые необходимы для творческих проявлений в танце: ребёнка приучают вслушиваться в музыкальное произведение, стремиться к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни и инструментальной пьесы, воспитывают творческое отношение к музыке в целом.

Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях – сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей.

Слушание вокальных, инструментальных произведений, как в записи, так и в «живом» исполнении педагогов или исполнителей – профессионалов, беседы о выразительных средствах музыкального языка, изучение и сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностей необходимо детям для последующего творчества, в том числе и инструментального.

Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы.

Любовь Семеновна Ходонович для развития детского инструментального творчества предлагает не только обучать детей определённым навыкам, но и использовать разнообразные творческие задания.

Она рекомендует давать такие задания в эмоциональной, образной форме, а также будить воображение и фантазию детей поэтическими сравнениями, использовать сказочные сюжеты, что способствует раскрепощению ребят, заинтересовывает их и помогает окрасить детские импровизации различными чувствами.

В самостоятельной деятельности детей и в семье инструментальное творчество может чередоваться с разучиванием оркестровых партий и подбором мелодий по слуху.

Таким образом, для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:

  • соблюдение принципа свободы;
  • накопление впечатлений от восприятия искусства;
  • накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);
  • развитие основных музыкальных способностей;
  • оснащения музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.
  • Таким образом, подобрав методы и приемы, систематизировав работу по данной теме, вовлекая в свою работу педагогов и родителей, все это  позволило создать условия для развития творческих  способностей у детей дошкольного возраста, во всех видах музыкальной деятельности.
  • Изучив содержательную сторону творческих способностей и возможностей детей в музыкальной деятельности, мы можем предположить, что использование творческих заданий, их вариативность, создание положительной мотивации предполагает успешное развитие  творческих способностей детей дошкольного возраста и развитию одарённости.
  • Список литературы
  1. Разумовский В. Г., Развитие технического творчества учащихся, М., 2000 г
  2. Войцеховский Б. Т., Развитие творчества учащихся при конструировании, М., 2003 г
  3. Бакушинский А. В., Художественное творчество и воспитание, М., 1999 г.
  4. Ветлугина Н. А., Музыкальное развитие ребенка, М., 2005 г.
  5. Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте, 2 изд., М., 2001 г.
  6. Игнатьев Е. И., Психология изобразительной деятельности детей, 2 изд., М., 2002 г.
  7. Гусева Е.П.. Левочкина И.А.. Печенков В.В.. Тихомирова И.В. Эмоциональные аспекты музыкальности. Художественный тип человека (комплексные исследования). М.,1994,
  8. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М..2005 г.

Источник: https://www.pedm.ru/categories/11/articles/1130

Сущностная характеристика понятий творчество, музыкальное творчество

музыкальное творчество внеурочный

Понятие « творчество» рассматривали многие ученные, вот некоторые из них: «Творчество – это успешный полет мысли за пределы известного.

Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее» (Американский ученый П. Хилл).

«Сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций» (Польский исследователь Матейко).

А в большом энциклопедическом словаре дается такое определение: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью.

Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности». Творчество – творить – создавать – изобретать – конструировать – проектировать – идея.

Творчество, по сути, представляет собой вид деятельности, актуализирующий потенциальные свойства и ресурсы личности. Именно в творчестве обретают наиболее полное выражение сущностные особенности личности. Творчество становится той смыслообразующей базой, на фундаменте которой выстраивается вся жизненная стратегия личности.

Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов.

Б. В. Асафьев и Б. Л. Яворский считали, что музыкальное детское творчество имеет большое значение в восприятии ребёнка окружающего мира.

Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка.

Музыкальное детское творчество – это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение.

В разных видах музыкальной деятельности соотношение воспроизводящих и творческих действий бывает различным, в зависимости от возраста детей, самого вида музыкальной деятельности. Восприятие музыки – это творческий процесс.

Исполнительство требует сочетания репродуктивных и творческих действий.

Творчество основано на освоении определённого арсенала исполнительских умений и навыков, а также опыте комбинирования, переноса, применения их в новых ситуациях.

Для того чтобы выявить специфику видов музыкальной деятельности младших школьников, сравним их с аналогичными видами музыкальной деятельности взрослых.

Б. В. Асафьев определил музыкальную деятельность как триединство процессов создания музыки композитором, воспроизведения исполнителем и восприятия слушателем. Произведение, созданное композитором, имеет художественную ценность для других людей. Исполнитель творчески воспроизводит нотную схему. Слушатель воспринимает произведение в интерпретации исполнителя.

При характеристике видов музыкальной деятельности младших школьников схему нужно читать, начиная с конца: восприятие – исполнение – творчество.

Обосновывается это тем, что первичным, ведущим видом музыкальной деятельности младших школьников является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребёнку с момента рождения.

Ребёнок ещё не может включиться в другие виды музыкальной деятельности. Между тем, музыкальное восприятие – это всё-таки активный, творческий процесс.

Более подробно остановимся на восприятии музыки.

Развитие восприятия музыки у младших школьников является одной из основных задач музыкального воспитания учащихся. При этом термин “музыкальное восприятие” в музыкальной педагогике имеет два значения.

Одно, более емкое, понимается как естественное условие различных видов музыкальной деятельности детей на уроке или занятии – хорового пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмического движения.

Другое значение термина, более узкое, подразумевает слушание музыки: знакомство с музыкальными произведениями различных стилей и жанров, композиторами, исполнителями. При этом две стороны музыкального развития младших школьников – восприятие и собственное творчество – неразрывно связаны и взаимно дополняют друг друга.

Л.С. Выготский говорил о том, что само восприятие есть творчество.

“Восприятие искусства требует творчества… для восприятия искусства недостаточно просто искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться и в структуре самого произведения – необходимо еще творчески преодолеть свое собственное чувство, найти его катарсис, и только тогда действие искусства скажется сполна”.

Начинать становление процесса музыкального восприятия у учащихся следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирования эмоциональной отзывчивости как части музыкально-эстетической культуры, что предполагает смещение акцента с технической стороны на духовную.

Обоснованием подобного видения методики организации музыкального восприятия является понимание обращенности искусства “не к рациональному изучению, а к переживанию – в мире художественных образов человек должен жить, как он живет реально, но сознавая иллюзорность этого “мира” и эстетически наслаждаясь тем, как искусно он сотворен из материала мира реального”. В данном утверждении М.С. Кагана особенно важно для урока музыки понимание эстетического удовольствия, наслаждения, вызываемого искусством, что не всегда возможно в условиях технического подхода в преподавании, которое разрушает в конечном итоге специфику урока искусства, приближая урок музыки к уроку искусствознания.

Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне слышания музыка как искусство вообще не существует”.

Важно формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них музыкальные, творческие способности, а также интерес и музыкальный вкус.

Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определённые навыки и умения. Без развитого восприятия исполнительская деятельность сводится к подражанию, воспроизведению по образцу и не выполняет развивающей функции. Детское исполнительство требует определённых тренировочных действий: повторений, упражнений.

Творчество детей возникает на основе овладения определёнными умениями и навыками в результате обучения. В свою очередь, обучение обогащается творческими проявлениями, приобретает развивающий характер. Обучение, включающее проблемные, поисковые творческие задания, раскрепощает творческие силы детей, развивает воображение, образное мышление, эмоции.

Важно создавать игровые проблемные ситуации, побуждать к вариативным самостоятельным действиям, развивать способность переноса усвоенного, применения в новых условиях, в свободной вариативной форме.

Творческие импровизации обогащают процесс обучения: проблемные ситуации способствуют закреплению и свободному применению усвоенного, возникновению интереса к музыкальной деятельности.

Таким образом, развитие музыкальных способностей, основ музыкальной культуры младших школьников осуществляется через все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность). Но конечная цель музыкального образования и воспитания – научить слышать, любить и понимать музыку, чувствовать её красоту.

Творческое начало, как способность ребенка создавать свое, новое, оригинальное, лучшее – формируется наиболее активно, когда музыкальная деятельность из “внешнего предмета” творчества переходит во внутреннее состояние (рефлексию) и становится содержательным выявлением детского “Я”.

Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и т.д.) ребенок “выплескивал” свое состояние, субъективно “проживал” свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя.

Мудрость творчества заключается в том, что не надо “торопить” чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка.

Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.

Источник: https://studwood.ru/1929678/pedagogika/suschnostnaya_harakteristika_ponyatiy_tvorchestvo_muzykalnoe_tvorchestvo

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector