Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

Вот послушайте: можно ли так закончить эту мелодию?

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

Попробуйте спеть или сыграть эту мелодию, подставляя для окончания каждый раз новую ноту: Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Выберите лучший вариант окончания. Вы заметили, что окончания на нотах Ре, Фа, Ля и Си совсем не подходят для этой мелодии? Они звучат очень неустойчиво и на них нельзя закончить мелодию. Ноты Ми и Соль подходят для окончания, но самый лучший вариант – окончание на ноте До.

Задание 30. Спойте песни «Жучка» и «Паровоз». Подберите самые удачные ноты для окончания этих песен.

Почему же во всех этих песнях для окончания лучше всего подходит нота ДО, а возможные варианты – ноты МИ и СОЛЬ?

Все дело в том, что как только звуки гаммы попадают на музыкальную лестницу, они перестают быть просто звуками. Они начинают «общаться» друг с другом, при этом подчиняясь особым законам. Так, например, нота До, попадая на первую, устойчивую, ступень сама становится устойчивой, а нота Си – неустойчивой, потому что встает на седьмую, неустойчивую, ступень.

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

Лад. Тоника. СТУПЕНИ ЛАДА.

Спойте гамму от ноты До. Вы заметили, как удивительно стройно звучит эта гамма? Все звуки здесь ладят между собой. (Когда люди ладят между собой, можно назвать это дружбой.) Такое согласие звуков называется ЛАД.

Лад — это маленькая семья, но непременно королевская. Пришло время совершить путешествие в Ладовое королевство и познакомиться с его жителями.

В Ладовом королевстве, как и в любом другом, есть Королева и Король, их слуги и помощники, есть важные персоны и те, кто им подчиняется.

В ладовом королевстве есть свои законы, и главный из них — закон притяжения.

Города в этом королевстве называются ладами. И самые известные из них МАЖОР и МИНОР. Живут в этих городах два короля, два брата – Мажор (в переводе с итальянского – больший) и Минор (меньший).

Мажор светлым, радостным взглядом на мир смотрит, а Минор – грустным, печальным. По этому взгляду их легко узнать можно.

Сравните две мелодии. Какая написана в мажоре, а какая в миноре?

№12.Осень М.Красев

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

№13. Савка и Гришка

Белорусская народная песня

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

Но главные в этих городах не короли, а королевы. Королева в ладовом королевстве живет на самой устойчивой ступени, на первой и зовется ТОНИКОЙ. Она прекрасно ладит со всеми жителями своего города и управляет ими при помощи волшебного магнита.

Сила тяготения или притяжения действует на всех, но сильнее всего – на ближайшие к Тонике ступени – II и VII. Их зовут Верхний и Нижний ВВОДНЫЕ ТОНЫ (ведут к Тонике). Вот три песенки Вводных звуков:

№ 14.

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

№ 15.

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

  • № 16.
  • Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях
  • Жил был ниж- ний ввод- ный тон на седь- мой сту- пе- ни,
  • Был он в То- ни- ку влюб- лен, не- раз- лу- чен с не- ю.

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

Ну а верх- ний ввод- ный тон то- же с То- ни- кой дру- жил.

Со вто- рой сту- пень- ки он в го- сти к То- ни- ке хо- дил.

Править королеве Тонике помогает принцесса ДОМИНАНТА. Ее имя переводится с латинского как «Главенствующая, главная». Она очень самостоятельная, ладит со всеми неустойчивыми звуками, часто общается с Тоникой. Несмотря на то, что Доминанта стоит на устойчивой (V) ступени, она может звучать неустойчиво, и остановка на ней часто напоминает вопрос:

№ 17.

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

№ 18. Песенка-загадка

№ 19.

Задание 31. В № 19 первое предложение (вопрос) заканчивается на Доминанте и звучит неустойчиво. Придумайте и запишите окончание второго предложения, чтобы оно звучало утвердительно. Спойте песенку со словами и сольфеджио.

Как и все неустойчивые звуки, Доминанта подчиняется Тонике – разрешается в Тонику. В произведениях разрешение Доминанты в Тонику (V — I) чаще всего встречается в конце. Это делает музыкальную фразу более завершенной, придает определенность, уверенность. Как восклицательный знак в конце предложения.

  1. № 20.
  2. До- ми- нан- та в То- ни- ку хо- чет раз- ре- шить- ся,
  3. К ко- ро- ле- ве То- ни- ке каж- дый звук стре- мит- ся!
  4. № 21. Английская народная песня

Задание 32. Спойте № 21 сольфеджио. Определите, на каких ступенях заканчивается каждая музыкальная фраза. Придумайте и запишите ритмический аккомпанемент к этой песне.

Задание 33. Допишите пропущенные ноты по цифрам, которые обозначают ступени. Самостоятельно придумайте окончания для первого и второго предложения. Спойте песню со словами и сольфеджио.

IV III IV ? IV ? ? ? ?

Кто ко- пы — том бьет – цок — цок? Э — то рез — вый мой ко — нек!

На третьей (III) ступени в ладовом королевстве живет Король, его называют МЕДИАНТА. От короля зависит, какое настроение в городе – мажорное или минорное. В мажоре – король МАЖОРНАЯ МЕДИАНТА, а в миноре – МИНОРНАЯ МЕДИАНТА.

Рядом с королем, на четвертой (IV) ступени живет добрая фея СУБДОМИНАНТА. Приставка суб— в ее имени означает под-, перед. Она находится на одну ступень ниже Доминанты, под Доминантой (или перед Доминантой). После Субдоминанты появление Доминанты становится более торжественным.

На шестой (VI) ступени, рядом с Доминантой, живет ее младший брат – маленький принц. Шестая ступень всегда разрешается в пятую.

№ 22.

Задание 34. Пропойте следующие мелодии с названием нот. Определите ступень, на которой останавливается движение и разрешите ее в устойчивую.

  • а)
  • б)
  • в)
  • г)
  • РЕПРИЗА.
Репризой называется знак повторения в музыке
  1. то есть, музыкальный отрывок, выделенный репризой, исполняется дважды.
  2. Если знак репризы стоит только в конце произведения или его части, нужно повторить всё с начала:
  3. № 23.

Размер . ДИРИЖИРОВАНИЕ на

Вы знаете, кто такой дирижёр? В оркестре или в хоре это самый главный человек,- он руководит коллективом музыкантов во время исполнения музыкального произведения, делает игру музыкантов слаженной. Дирижёр управляет музыкантами с помощью особых движений рук, показывая характер музыкального произведения, его скорость, громкость и пульс.

Вы, конечно, помните, что у каждого музыкального произведения есть пульс, который меряется сильными и слабыми долями. (см. тему «МЕТР. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ДОЛИ. ТАКТ.

») По количеству долей в такте определяется размер такта (расстояние от одной сильной доли до другой). В такте может быть только одна сильная доля, которая всегда стоит на первом месте, сразу после тактовой черты.

В двухдольных тактах всего 2 доли: первая – сильная, вторая – слабая.

Сильную долю в любом метре дирижёр показывает движением руки вниз. В размере 2/4 слабая доля показывается движением руки вверх. Вот так:

  • левая рука правая рука
  • 2 1 1 2

Задание 35. Спойте № 24 со словами и сольфеджио. Попробуйте продирижировать это произведение. Помните, что в дирижировании сильную долю всегда показывают движением руки вниз.

  1. № 24.Пастушья песня
  2. Французская народная песня
  3. Умеренно

Тональность.

Спойте гамму от ноты До сольфеджио в ритме и с дирижированием. Попробуйте определить какой лад в этой гамме, мажорный или минорный?

№ 25.

Самая устойчивая нота в этой гамме – нота До. Именно эта нота будет тоникой. А лад в этой гамме мажорный. Значит, эта гамма будет называться «До-мажор». Такое же имя будет носить и тональность.

  • Тоника + Лад = Тональность
  • Тональность в музыке – это семья устойчивых и неустойчивых звуков, главный из которых – Тоника.
  • Тоникой может стать любая нота, и тогда все другие ноты тоже меняют роли и занимают соответствующие их новому положению ступени.

Задание 36. Напишите в таблице названия тональностей.

Тоника Лад Тональность
Фа мажор
Си минор
Ми мажор
До Минор
Cоль Минор
Ля Мажор
Ре Мажор

Задание 37. Пропойте следующие песни. Попробуйте самостоятельно определить тонику. В каких тональностях написаны эти песни?

№ 26. Эстонская народная песня

№ 27. Хоровод М.Попова

Весело

Задание 38. В следующих примерах песенка Велосипедист путешествует по разным тональностям. Определите тональность для каждого примера, подпишите ступени. Спойте песенку в разных тональностях со словами и сольфеджио. Определите сколько фраз в этой песенке, есть ли среди них похожие?

  1. № 28. Велосипедист
  2. а) БыстроА.Метелицын
  3. б) Быстро
  4. в) Быстро

Теперь вы знаете, что звуки, попадая на музыкальную лестницу, становятся жителями Ладового королевства и начинают подчиняться законам Лада (главный из которых — закон тяготения). Одни звуки попадают на устойчивые ступени, другие – на неустойчивые, одни притягиваются Тоникой, другие – стремятся к более близким устойчивым ступеням — к Доминанте или к Медианте.

Но сильнее всех тяготения седьмой ступени в первую (VII – I) и четвертой в третью (IV – III). Все дело в том, что расстояние между ступенями музыкальной лестницы в Ладовом королевстве неодинаковое. И чем ближе неустойчивая ступень к устойчивой, тем сильнее тяготение. Расстояние это измеряется не метрами и сантиметрами, а ТОНАМИ и ПОЛУТОНАМИ.

  • ТОН И ПОЛУТОН
  • Только на линейках нотного стана расстояние между соседними нотами всегда одинаковое, а на слух и на клавишах бывает и разное.
  • Если вы внимательно посмотрите, как на клавиатуре фортепиано располагаются звуки «До-мажора», то увидите, что иногда между двумя белыми клавишам есть запасная черная клавиша (например, между «До» и «Ре», между «Ре» и «Ми», «Фа» и «Соль»), а иногда ее нет (например, между «Ми» и «Фа», «Си» и «До»).

Когда между двумя клавишами есть еще одна, запасная, — расстояние между этими звуками целый ТОН (обозначается буквой Т). Тоны могут возникать не только между двумя белыми клавишами с запасной черной посередине, но и между черными клавишами с запасной белой.

Самое короткое расстояние между двумя нотами называется ПОЛУТОН (обозначается буквой П). Оно настолько маленькое, что между двумя звуками не может поместиться ни одна запасная клавиша. Такое расстояние возникает, например, между нотами «Ми» и «Фа», «До» и «Ре-бемоль»:

Читайте также:  Особенности выбора учебных центров в россии

Тон и Полутон отличаются не только своим строением, но и звучанием. Сравните две песенки:

№ 29. А.Бевзенко

  1. а)
  2. б)

Определите, какое расстояние между нотами в первой песне, Тон или Полутон? А во второй?

  • Вы заметили, что Тон звучит более уверенно, широко, а Полутон – узкий, неуверенный, даже немного плаксивый?
  • Задание 39. Определите расстояние между нотами:
  • Задание 40.
  • а) От данных звуков постройте вверх Полутон, подпишите вторую ноту.
  • б) От данных звуков постройте вверх целый Тон, подпишите вторую ноту.

Задание 41. Внимательно прочтите стихи. Определите, к какому стихотворению можно сочинить мелодию с Полутоном, а к какому больше подойдет мелодия с Тоном. Попробуйте самостоятельно придумать эти мелодии (можете пользоваться инструментом).

  1. Зайку бросила хозяйка,
  2. Под дождем остался зайка.
  3. Со скамейки слезть не мог –
  4. Весь до ниточки промок.
  5. А.Барто
  6. Если на нас упадет ананас,
  7. Сок ананасный польется на нас.
  8. Но ананас упадет не на нас –
  9. Он не растет в огороде у нас.
  10. П.Синявский

Дата добавления: 2016-12-16; просмотров: 6401;

Источник: https://poznayka.org/s76976t1.html

Побочные трезвучия, ладовые тяготения, устойчивые-неустойчивые ступени (Урок 6)

Итак, на прошлом уроке мы остановились на аккордах главных ступеней лада. В этом уроке мы попробуем разобраться в том, что же такое аккорды побочных ступеней, или побочные трезвучия, как они строятся и зачем вообще они нужны.

Трезвучия, которые строятся на II, III, VI и VII ступенях – называются побочными, потому что «имеют в ладу второстепенное значение» (это цитата из официального учебника). То есть, на всех ступенях, кроме I, IV и V (главные ступени), мы можем построить те самые трезвучия, которые именуются «побочными».

Если вы усердны, попробуйте проделать такое построение в известных вам ладах: До мажор, Соль мажор и Фа мажор. Напомню, что при этом в трезвучие можно включать звуки ТОЛЬКО данного лада. То есть в До мажоре аккорды будут строиться на всех белых клавишах, в Соль мажоре вместо фа будет фа-диез, а в Фа мажоре вместо си будет си-бемоль.

Проделав эту работу (то есть, потратив минут десять), можно сделать такие выводы:

  1. Трезвучия побочных ступеней,  а именно трезвучия на III и VI ступени, как правило, имеют противоположную окраску (у вас должны были получиться минорные трезвучия в мажорных ладах).
  2. На вводных ступенях (II и VII) строятся два трезвучия – одно также с противоположным ладом, а второе – уменьшенное. В мажоре на II ступени имеем минорное трезвучие, а на VII – уменьшенное. В миноре картина несколько иная, но об этом я расскажу на другом занятии.
  • Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях
    Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях
  • Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

То есть разные трезвучия лада имеют различную окраску, и окраска эта зависит от ступеней, входящих в состав данного трезвучия. Примерно так же складывается ваше сиюминутное настроение.

Оно является суммой десятков мельчайших ощущений, впечатлений и желаний, которые вы испытываете на данный момент.

И если изменить хотя бы одну составляющую вашего настроения – и все настроение становится несколько иным, верно?

Например, вы попали на цветочную поляну, вы радуетесь пестроте цветов, слышите жужжание насекомых, радуетесь солнышку. Но вот как раз солнышко слишком сильно бьет по глазам, и хочется пить. Согласитесь, достаточно вам надеть панаму – и ваше настроение от прогулки сразу меняется. Или выпить прохладной воды – сразу же и все остальные впечатления окрашиваются немного иначе…

Так же складывается и окраска – уникальная, неповторимая! – любого созвучия. От окраски каждого его звука в отдельности. Поэтому устойчивость любого трезвучия напрямую зависит от того, сколько в его составе будет устойчивых и сколько – неустойчивых звуков.

Мы уже знакомились с этим понятием на предыдущих уроках, когда говорили об устойчивых ступенях лада и опеваниях.

Сейчас я попытаюсь немного дополнить ваши знания в этой области.

В любом ладу различные звуки в разной степени имеют свойство «тяготения» и «устойчивости». Например, I ступень, тоника – самый устойчивый звук лада. Это означает, что, встречаясь в музыкальном произведении, этот звук порождает в слушателе ощущение надежной опоры, удовлетворенности.

II ступень – звук неустойчивый и, при звучании в музыке определенной тональности, порождает в слушателе неудовлетворенность и желание какого-то продолжения, завершения.

Это желание находит свое удовлетворение, если звук II ступени сменяется звуком тоники, переходит в него. Это называет «разрешением».

И так далее – все звуки лада имеют свойство устойчивости и тяготения в различной степени.

Приблизительно можно расположить их по степени устойчивости так:

  • I ступень – самый устойчивый звук, тяготение отсутствует;
  • II ступень очень неустойчива и тяготеет вниз, к тонике;
  • III ступень – устойчивость немного слабее, тяготение почти отсутствует;
  • IV ступень – неустойчивая, тяготеет вниз, с умеренной силой;
  • V ступень – устойчива, тяготение пренебрежимо мало;
  • VI ступень – неустойчива и мягко тяготеет вниз, к V ступени;
  • VII – самый неустойчивый звук, непреодолимо сильно тяготеет вверх, к тонике.

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

Эта классификация довольно субъективна, и может оказаться немного иной в ощущениях разных людей, и разумеется, в условиях разных ладов. Но общие ее контуры все же именно таковы. Во всяком случае, совершенно определенная устойчивость I, III и V ступеней не вызывает споров ни у кого.

Поэтому тоническое трезвучие, целиком состоящее из одних только устойчивых звуков – устойчиво и целиком. Причем, это трезвучие – самое устойчивое в ладу. Теперь Вы можете таким же образом расположить по степени устойчивости семь трезвучий лада. Например, почему трезвучие III ступени более устойчиво, нежели VI ступени, Вы можете угадать прямо сейчас, не так ли?

  1. Процесс сочинения музыки – как ее мелодии, так и гармонии – в принципе сводится к двум началам: вы создаете напряженность (неустойчивость), и вы ее разрешаете. И именно поэтому слушателю становится интересно слушать вашу музыку, и он ищет возможность ее услышать снова и снова…
  2. Давайте попробуем ощутить все нюансы напряженности и устойчивости на примерах:
  3. Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях
  4. Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

(3

Источник: https://ProPianino.ru/akkordy-chast-2

Музыкальный онлайн колледж

  • Тема, которая вызывает сложности не только у новичков и музыкантов изучающих сольфеджио, но также у достаточно опытных музыкантов это устойчивость и неустойчивость ступеней в музыке.
  • Что это такое и вообще для чего это нужно?
  • Современная музыка в большинстве своем опирается на музыкальную систему созданную во времена классической музыки.

Здесь нужно понимать, что существует достаточно большое количество музыкальных систем. Можно сравнить это с языками — есть популярные языки, есть редки.

Тональная система, которая является основной и современной теории и гармонии — это аналог английского языка в музыке. Она универсальна, легко осваивается и может использоваться для создания музыки практически в любом стиле.

Именно тональная система строится на понятии устойчивости и неустойчивости. При этом нужно понимать, что всем известные лады мажор или минор, опираются на трезвучие, как основу лада.

Это значит, что в системе организации звуков, которую предлагает тональность — все звуки воспринимаются в сравнении с одним трезвучием. Это трезвучие называется тоническим, так как оно строится на первой ступени лада. Например, если вы построите трезвучие на первой ступени до мажора, то получите трезвучие до мажор и т. д.

  1. Теперь проделайте следующий опыт.
  2. Сыграйте гамму до мажор.
  3. Теперь сыграйте аккорд до мажор, но добавьте к нему еще одну любую ноту из лада.
  4. Количество вариантов здесь небольшое.
  5. Это могут быть ноты ре, фа, ля, си или II, IV, VI,VII ступени.
  6. Послушайте, как звучит аккорд с этими ступенями.
  7. Каждая ступень, не входящая в аккорд, стремится к движению в одну из ступеней трезвучия и это закономерно, так как объясняется физическими законами.

Если Вам интересно докопаться до самой сути этого явления, то изучите тему обертонов и вы поймете, как связаны звуки трезвучия между собой и как не связаны остальные ступени с ними. Итак, звуки которые не сочетаются с трезвучием — это неустойчивые ступени лада.

Мы не можем остановиться на них, так как они сами по себе стремятся к дальнейшему движению в устойчивые звуки, то есть звуки тонического трезвучия или I, III и V ступени.

Существуют и другие системы организации звуков, в которых устойчивой будет только I ступени, а остальные будут неустойчивые. Также есть системы в которых все звуки устойчивы или наоборот неустойчивы. Но основа для изучения звуковых системы это тональность, так как она проста и понятна.

  • Есть устойчивые звуки можете представить их как радостные, светлые.
  • Есть неустойчивые — они либо слегка печальные либо совсем мрачные (7 ступень).
  • Первый этап развития слуха это умение слышать устойчивые ступени, а затем петь их.
  • В действительности в современном мире, если вы слушаете музыку с детства, то у вас уже сформированы первичные навыки узнавания устойчивых неустойчивых звуков, поэтому все что нужно это понять как они звучат и запомнить их.
  • Именно поэтому в сольфеджио этот этап самый простой.
  • Другое дело если вы захотите заняться сочинением музыки или песен.
  • Здесь освоение устойчивости и неустойчивости ступеней можем занять гораздо большее количество времени, так как есть очень много деталей и тонкостей.
  • Но о них мы сегодня не будем говорить.
  • Посмотрим на базовую схему тяготений в мажорном ладу:

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

Устойчивые звуки обозначенные половинными, неустойчивые четвертями.

В миноре схема выглядит также, за исключением 6 ступени она тяготеет только в 5 ступень:

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

Умение слышать качество ступеней это бесценный навык, который позволяет подбирать мелодии, гармонию на слух, писать диктанты, чисто петь и в целом воспринимать музыку, как музыкант.

Давайте подведем итог:

Устойчивыми называют звуки составляющие тоническое трезвучие лада. Это 1, 3 и 5 ступени. Все остальные ступени тяготеют к ним и звучат неустойчиво. Само понятие устойчивости означает отсутствие тяготения, то есть стремления к дальнейшему движению.

  1. Неустойчивость же означает стремление к движению в одну из устойчивых ступеней лада.
  2. Наш слух привыкает к понятию устойчивости и неустойчивости с детства, так как большая часть музыки построена на этом принципе.
  3. Все, что нужно для музыкального понимания этих звуков — это научиться петь и слышать эти звуки.
  4. Если вы не знаете с чего начать, то для вас курс Развитие слуха — Ладотональный слух, который даст вам все необходимые навыки.
  • Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностяхРазвитие слуха — Ладовый слух
    руб.2,800.00 – руб.13,500.00
Читайте также:  11 наиболее популярных daw 2015-го

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

Источник: http://study-music.ru/ustojchivye-stupeni-lada/

Работа над гаммой Соль мажор :

Одна из первых тональностей, с которыми знакомятся дети на уроках сольфеджио — Соль мажор. Чаще всего это первая тональность, которая проходится после До мажора, и поэтому очень важно на гамме Соль мажор показать все основные принципы работы с новой гаммой, с новой тональностью.

Проработка новой гаммы на уроках сольфеджио

Конечно, можно и просто написать ноты на доске, сказав детям, что вот так записывается гамма в тональности Соль мажор, и начать петь.

Но данный метод не будет эффективным с точки зрения усвоения теоретического материала, который необходимо повторять каждый урок.

Лучше будет, если дети вспомнят строение мажора — тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон — и постараются построить гамму от ноты соль самостоятельно. Перед проведением этой работы дети должны понимать, что такое знаки альтерации — диез и бемоль — и что они делают.

После того как ученики самостоятельно и правильно построят на инструменте Соль-мажор (соль, ля, си, до, ре, ми, фа-диез, соль) и споют последовательность этих звуков, можно приступать и к другой важной задаче. Дети должны правильно записать гамму Соль мажор нотами в тетради.

Важно, чтобы они грамотно записали скрипичный ключ, поставили фа-диез на пятой линейке нотного стана; проследите, чтобы все ноты были записаны на своих линейках или между ними.

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

После того как первоклассники зафиксируют нотный текст, можно проставить ступени. Этот процесс также необходим. Ведь после До мажора дети могут ошибочно полагать, что в каждой тональности нота до будет первой ступенью, но это не так — в Соль мажоре она будет четвертой. Очень важно добиться понимания относительности ступеневой системы.

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

Работа над ступенями гаммы Соль мажор

Когда работа над письменной частью почти закончена, стоит вернуться к фортепиано и начать работать со ступенями для их закрепления. Вариантов интересной и эффективной работы довольно много. Чтобы дети не уставали, а также чтобы слух их развивался всесторонне следует менять формы работы. Среди них могут быть:

  • Пение гаммы ступенями.
  • Пение устойчивых ступеней в различных комбинациях (I-III-V, III-V-I, V-I-III и так далее).
  • Определение ступеней на слух и пропевание их за педагогом.
  • Задание, аналогичное предыдущему, но с записью ступеней в нотных тетрадях.
  • Анализ музыкальных примеров в Соль мажоре с определением ступеней гаммы.
  • Работа с разрешением неустойчивых ступеней в устойчивые.
  • Наиболее «продвинутый» ученик может сам придумывать последовательности ступеней, в то время как его одноклассники будут записывать их на слух.

Это лишь часть форм работы, которые можно применять на уроках сольфеджио. Также при работе следует уделять внимание тому, чтобы ступени ассоциировались у детей с нотами в данной тональности. При пении устойчивых ступеней сначала следует называть их словами: «раз-три-пять», а затем повторить эту же комбинацию, называя звуки: «соль-си-ре».

Домой на закрепление материала можно дать как письменные, так и устные задания. Для закрепления тональности (а заодно и для приобретения новых навыков) нужно придумать задания на транспонирование. Нужно, чтобы дети показали письменно в тетради стрелочками разрешения неустойчивых ступней в устойчивые, как на примере ниже.

Устные задания по проработке гаммы Соль мажор также необходимы. Это может быть пение ступеней, разрешений, самой гаммы и примеров в нужной тональности.

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

Результат работы над новой гаммой

Если работа над гаммой была произведена грамотно, то дети должны начать лучше понимать:

  • строение мажорной гаммы;
  • знаки альтерации;
  • устойчивые ступени в тональности, относительность обозначения звуков и ступеней;
  • разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые;
  • транспонирование.

Благодаря работе со ступенями усиливается чувство лада, тяготения. Развивается относительный слух. Работа над гаммами и ступенями необходима на каждом уроке. Только так можно достичь значительных результатов в изучении непростого предмета — сольфеджио.

Источник: https://www.syl.ru/article/377713/rabota-nad-gammoy-sol-major

Побочные трезвучия, ладовые тяготения, устойчивые-неустойчивые ступени (Урок 6)

17 Февраля 2020 г.

Поделитесь: VK | FB | OK | TW

Содержание:

К числу устойчивых ступеней, кроме первой, относятся третья и пятая. Объяснений такой функции, окраски каждого звука кроется в законах музыкальной акустики, натурального звукоряда.

Если кто-то откроет страницу со схемой натурального звукоряда и увидит структуру музыкальных обертонов, то увидит, что первый и третий обертон будут октавными, второй – квинтовым, а четвертый – терцовым.

Поэтому эти звуки хорошо сливаются с тоникой и звучат устойчиво. Если их нажать все вместе, образуется тоническое трезвучие.

Трезвучия на главных ступенях, которые мы с вами построили, называются главными трезвучиями лада. В них есть все звуки тональности.

А ещё одна интересная их особенность заключается в том, что в мажорных тональностях главные трезвучия – большие, то есть мажорные; в минорных тональностях они малые, то есть минорные.

Таким образом, главные трезвучия не только концентрируют в себе основные силы тональности, но ещё и прекрасно характеризуют её

К числу устойчивых ступеней, кроме первой, относятся третья и пятая. Объяснений такой функции, окраски каждого звука кроется в законах музыкальной акустики, натурального звукоряда.

Все дело в том, что как только звуки гаммы попадают на музыкальную лестницу, они перестают быть просто звуками. Они начинают «общаться» друг с другом, при этом подчиняясь особым законам. Так, например, нота До, попадая на первую, устойчивую, ступень сама становится устойчивой, а нота Си – неустойчивой, потому что встает на седьмую, неустойчивую, ступень.

Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Побочные трезвучия

Доминанта (в пер. с русского языка, означает преобладающая или главенствующая) расположена на чистую квинту выше тоники. Между ними находится третья ступень, поэтому она и называется медианта (средняя) . Субдоминанта (нижняя доминанта) расположена квинтой ниже тоники, от этого происходит и ее название.

Править королеве Тонике помогает принцесса ДОМИНАНТА. Ее имя переводится с латинского как «Главенствующая, главная». Она очень самостоятельная, ладит со всеми неустойчивыми звуками, часто общается с Тоникой. Несмотря на то, что Доминанта стоит на устойчивой (V) ступени, она может звучать неустойчиво, и остановка на ней часто напоминает вопрос:

После того как ученики самостоятельно и правильно построят на инструменте Соль-мажор (соль, ля, си, до, ре, ми, фа-диез, соль) и споют последовательность этих звуков, можно приступать и к другой важной задаче. Дети должны правильно записать гамму Соль мажор нотами в тетради.

Слово из 9 букв, первая буква — «Т», вторая буква — «Е», третья буква — «Т», четвертая буква — «Р», пятая буква — «А», шестая буква — «Х», седьмая буква — «О», восьмая буква — «Р», девятая буква — «Д», слово на букву «Т», последняя «Д». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях, Музыкальный класс

Тональность – лад, располагающийся на определенной звуковой высоте (частоте) . Все тональности, кроме до-мажора и параллельного ля-минора, имеют определенное количество (от 1 до 7) диезов или бемолей, которые необходимо указывать при ключе. Выявить, какие знаки имеет тональность, можно при помощи кварто-квинтового круга.

У каждой гаммы есть свои тона и полутона и гаммы строятся по квинтам Пример до мажор тон тон полутон тон тон тон полутон. От до пишите квинту получается следующая гамма соль мажор добовляется один диезный знак фа диез. Чтобы определить сколько тонов и полутонов есть в гамме нужно смотреть на клавиатуру фортепиано получается тон тон полутон тон тон полутон тон.

Тэги: #ступен #сольфеджи #тупен #ребенк #объяснит #десят

Нашли неточность или устаревшие данные? Отредактируйте статью!

Источник: https://lor-k.ru/34975/

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях, Музыкальный класс

В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это простое, красивое и очень полезное.

Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.

В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.

Устойчивые – это, как вам известно, первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V) , которые имеют отношение к тонике и вместе составляют тоническое трезвучие. В примерах – это не закрашенные нотки. Неустойчивые ступеньки – это все остальные, то есть вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II-IV-VI-VII) . В примерах эти нотки закрашены черным цветом. Например:

Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре

Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.

Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.

Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре

Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь.

Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой.

Читайте также:  Музыка и цвет: о феномене цветного слуха

Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.

  • Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:
  • 1) до-ре-до-си-до – опеваем до;
  • 2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;
  • 3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.
  • Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях:
  • Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре
  • Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре
  • Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре
  • Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре
  • Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре
  • Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре
  • Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре
  • Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре
  • Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре
  • Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре

Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.

я как-то присутствовала на уроке сольфеджио в 1 классе. Так вот, педагог объясняла детям, что в ре мажоре (так же как и в фа мажоре, до мажоре и т.д) 4 ступень всегда разрешается только в третью,так как между ними полутон, а между 4 и 5 тон. Посмотрела потом тетрадь. Действительно все гаммы расписаны именно так у ребенка.

Вела урок сольфеджио. Вовочка на последней парте как всегда витал в облаках. Рисовал что-то в тетрадке. Меня это достало! Я отобрала у него тетрадку с какими-то каракулями, надписями. Не представляю, что из него вырастет! Вот его каракули! https://uploads.disquscdn.com/images/95cfde61c4267cdf5e8d249a5868b0a3ad77043a2afbb5aa96f05a82960bc607.jpg

У меня такой вопрос.

Если тяготения ступеней в звукоряде явление субъективное, то есть это ощущается в душе, при прослушивании звучащих ступеней, то чтобы ощутить эти тяготения неустойчивых ступеней в сочетании с устойчивыми, надо для этого как-то попытаться создать соответствующие условия.

То есть, что значит «опевать ступени»? Разве само по себе опевание ступеней рождает чувство их тяготения? Ведь это должно рождаться только в присутствии тоники, наверное? Слух — штука очень гибкая, и начав опевать, к примеру ми-фа-ми-ре-ми, слух самовольно присваивает ноте ми ощущение основного звука — тоники, сдвинув как бы весь звукоряд на 3 ступени вверх. То есть опевание должно включать в себя ориентирование на настоящую тонику (до), чтобы эффект ощущения тяготений происходил. То есть, как-то надо иначе, что ли выстраивать опевания ступеней?

супер… маме «юного дарования» тоже можно разобраться ��

Источник: http://rk-ekvator.ru/isskustvo-dlya-dushi/ustojchivye-i-neustojchivye-stupeni-v-raznyx-tonalnostyax-muzykalnyj-klass

Классификации ступеней лада

1. В ладу выделяют устойчивые (на которых можно завершить движение) и неустойчивые (требуется дальнейшее продолжение) ступени. Как правило, все неустойчивые ступени разрешаются (переходят) в ближайшие устойчивые в нисходящем направлении (за исключением VII).

Устойчивые ступени – I, III, V, неустойчивые VII – II – IV – VI. Одновременное сочетание 3-х устойчивых ступеней образует тоническую функцию.

  • 2. В ладах выделяют также главные и побочные ступени:
  • Главные – I
  • IV
  • V
  • На этих ступенях строятся 3 главных трезвучия, необходимых для элементарного сопровождения к мелодии.
  • Все остальные ступени называются побочными. На них строятся побочные трезвучия:
  • Без этих трезвучий можно обойтись в сопровождении, но они разукрашивают произведение, делают его более выразительным.
  • Название ступеней лада:
  • dur/moll
  • I — тоника (основная, главная) Т, t
  • II — нисходящий вводный тон II
  • III — медианта (средняя – между Т и D) III или М или TD (выполняет роль T или D)
  • IV — субдоминанта (нижняя доминирующая) S, s
  • V — доминанта (доминирующая) D, d
  • VI — субмедианта (нижняя средняя – между Т и S) VI или SM или TS (выполняет роль T или S)
  • VII — восходящий вводный тон VII
  • Мажорный лад

Мажор ( от итал. больший, старший) – семиступенный лад, между I и III ступенями которого б.3.

  1. Все обозначения, связанные с мажором, в классическом обозначении пишутся с большой буквы: в эстрадно-джазовом – заглавной латинской:
  2. Виды мажора:
  3. Наиболее часто в музыкальной практике применяются 3 вида мажора:
  4. 1) натуральный – в нем встречаются только ключевые знаки;

2) гармонический – возникает путем понижения VI ступени на ½ тона. Звукоряд получает «восточный оттенок». Понижение этой ступени влияет на звучание S, превращая ее из мажорного трезвучия в минорное.

3) мелодический(встречается реже) – возникает путем понижения VI и VII ступеней.

Минорный лад

Минор ( от итал. меньший) – семиступенный лад, между I и III ступенями которого м.3.

  • Все обозначения, связанные с минором, в классическом обозначении пишутся с маленькой буквы: в эстрадно-джазовом – заглавная латинская + лат. m:
  • Виды минора:
  • Наиболее часто в музыкальной практике применяются 3 вида минора:
  • 1) натуральный (встречается в русской народной, православной духовной музыке, в старинной европейской музыке) – соответствует структуре;

2) гармонический – возникает путем повышения VII ступени на ½ тона. Звукоряд получает «восточный оттенок». Повышение этой ступени влияет на звучание D, превращая ее из минорного трезвучия в мажорное.

  1. Это самый распространенный вид минора.
  2. 3) мелодический– возникает путем повышения VI и VII ступеней при движении #, а при движении $ повышение отменяется при помощи соответствующих знаков альтерации и звучит натуральный вид минора:
  3. Правило построения: а) определить по таблице тональностей ключевые знаки и записать их после ключа; б) записать ноты подряд по звукоряду от тоники до следующей тоники; в) если гамма не натуральная, определить по таблице ладов ее структуру и внести необходимые изменения.

ЛАДЫ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ

Наряду с мажором и минором, существуют другие диатонические (т. е. натуральные) семиступенные лады, получившие название лады народной музыки (в части применения).

Их названия пришли из Древней Греции, так назывались области в этой стране.

Различают лады мажорного и минорного наклонения в зависимости от того, какое трезвучие образуют I – III – V ступени этих ладов.

Мажорное наклонение:   1) ионийский (белые клавиши от до)   2) лидийский (- « — фа)   3) миксолидийский (- « — соль)   Минорное наклонение: 4) эолийский (- « — ля)   5) дорийский (- « — ре)   6) фригийский (- « — ми)

7) Особняком стоит локрийский лад (— « — си), не имеющий наклонения, т.к. I – III – V ступени образуют уменьшенное трезвучие (диссонанс).

  • Лады строятся от всех звуков в соответствии со структурой, для чего применяют необходимые знаки альтерации.
  • Определение лада в данной мелодии:
  • — найти тонический звук (либо последний, либо наиболее часто встречающийся в конце построений);
  • — от него выстроить звукоряд вверх из использованных в мелодии звуков с учетом всех знаков альтерации (и ключевых, и случайных);
  • — по структуре определить вид лада.

Пентатоника — звукоряд без полутонов, состоящий из 5 звуков. Встречается в музыке народов Дальнего Востока (Китай, Япония, Монголия, Корея), Татарстана, Башкирии, Чувашии, а также в Шотландии, Скандинавии, иногда в музыке кантри (Америка).

  1. В пентатонике основным звуком (тоникой) может быть любой звук. В результате возникают следующие ее варианты (по принципу обращения):
  2. Параллельно-переменный лад – совокупность параллельного мажора и минора, объединенных в одну систему, тоники которых равноправны в данном произведении.
  3. Признаки:1) начало в 1-ой из 2-х параллельных тональностей, окончание в другой;
  4. 2) переходы (отклонения) внутри построения из 1-ой тональности в другую с возвращением в первоначальную.
  5. Мажор с 2 увеличенными секундами – возникает при использовании 2 пониженных ступеней – II и VI (дважды гармонический мажор).
  6. Минор с 2 увеличенными секундами – возникает при повышении IV и VII ступеней (дважды гармонический мажор).
  7. Целотонный звукоряд состоит только из тонов.

Существуют некоторые авторские лады, встречающиеся в произведениях композиторов, придуманные ими для создания определенного образа. Например, у Н. А. Римского-Корсакова есть звукоряды: а) тон – полутон; б) полутон — тон

ТАБЛИЦА ЛАДОВ

мажорные лады минорные лады
натуральный 1 + 1 + ½ + 1 + 1 + 1 + ½   натуральный 1 + ½ + 1 + 1 + ½ + 1 + 1  
гармонический VI–   гармонический VII+
мелодический ↑VI–, VII– ; ↓ нат. мажор   мелодический ↑VI+, VII+; ↓ нат. минор
пентатоника без IV и VII   пентатоника без II и VI  
дважды гармонический II–, VI–   дважды гармонический IV+, VII+  
лидийский IV+   фригийский II–
миксолидийский VII– дорийский VI+

ТОНАЛЬНОСТЬ

Тональность – это высота, на которой расположен лад. Название складывается из ноты, от которой строится звукоряд данной тональности и вида лада.

В буквенной системе слово мажор меняют на dur, минор — на moll. Слоговое обозначение ноты заменяется соответствующей буквой латыни. Все мажорные обозначения пишутся с большой буквы, минорные – с маленькой.

Знаки альтерации, требующиеся для образования той или иной тональности, называются ключевыми (пишутся после ключа, действуют на протяжении всего произведения).

Знаки альтерации, появляющиеся внутри произведения дополнительно к ключевым, называются случайными (действуют только в одном такте!).

Параллельные тональности – мажор и минор, в которых одинаковые ключевые знаки. Тоника параллельного мажора находится на м.3 выше тоники параллельного минора и наоборот.

  • Одноименные тональности – мажор и минор, в которых одинаковая тоника.
  • Энгармонически равные тональности – тональности, расположенные на одной высоте (одинаково звучащие), но различные по названию.
  • Определение тональности произведения:

1) в одноголосном произведении посмотреть на самую последнюю ноту, в многоголосном – посмотреть на самый нижний звук в последнем такте. Чаще всего это I ступень тональности. Например:

2) определяя I степень, смотреть на ключ и ключевые знаки.

3) по таблице проверить знаки в 2х возможных тональностях (мажоре и миноре), найдя нужную.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/27753.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector