Фольклорные жанры в классической музыке

Музыка – это один из самых древних видов искусства, который со временем не только не потерял актуальность, но стал даже более востребованным и популярным. Разумеется, в нем есть огромное количество жанров, видов, направлений и школ.

Фольклорные жанры в классической музыке

Одним из наиболее крупных течений в этом искусстве является классическая музыка. Существует ее большое типовое разнообразие, которое формировалось на протяжении нескольких сотен лет.

Понятие

Прежде чем начать разговор о жанрах классической музыки, нужно разобраться с тем, что именно подразумевает под собой этот термин.

Строго говоря, он не имеет четко обозначенного смысла или определения, поэтому используется в довольно свободной форме и может иметь различные значения в зависимости от контекста.

Чаще всего он применяется в качестве синонима “академической”. Это своего рода канон, от которого должно отталкиваться любое музыкальное произведение.

Жанры классической музыки: история и современность

Ее появление связано с эпохой европейского классицизма. Именно тогда сформировалось это направление в искусстве. За его основу были взяты произведения античных авторов и драматургов.

Отсюда и появились ключевые принципы классицизма, которые можно сформулировать как равновесие, логика, ясность, стройность и завершенность произведения, жанровая дифференциация. Что касается музыки, то все они могли быть реализованы только в таких жанрах, как опера, оратория и кантата.

Фольклорные жанры в классической музыке

Постепенно музыкальные направления классической музыки развивались, становились все более сложными, насыщенными и отступали от первичных канонов.

Среди наиболее выдающихся композиторов, которые специализировались на произведениях в этом жанре, можно выделить И. С. Баха, А. Вивальди, Дж. Россини, Дж. Верди, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена. Имена этих великих творцов известны во всем мире. У большинства людей само понятие “классическая музыка” ассоциируется именно с произведениями этих деятелей культуры.

Сегодня этот вид искусства нельзя назвать главенствующим. Но классическая музыка по-прежнему популярна и довольно востребована в узких кругах ценителей. Среди современных композиторов, которых можно смело причислить к талантливым и признанным мастерам своего дела, следует выделить Людовико Эйнауди, Филипа Гласса, Ханса Циммера, Ли Ру Ма и т. д.

Жанры классической музыки: список

За многовековую историю развития сформировалось большое количество различных жанров и поджанров. Многие из них не пользуются популярностью сегодня, но некоторые остаются на плаву и сейчас.

Фольклорные жанры в классической музыке

Давайте рассмотрим, какие есть жанры в классической музыке:

  • Опера.
  • Оперетта.
  • Кантата.
  • Оратория.
  • Симфония.
  • Соната.
  • Сюита.
  • Увертюра и т. д.

Разумеется, их намного больше. Здесь же перечислены только основные. Об особенностях и отличительных чертах каждого из них нет необходимости говорить в рамках этой статьи, но рассмотреть некоторые подробнее все-таки стоит.

Особенности жанров

В первую очередь, стоит рассмотреть оперу. Ведь это один из первых и наиболее востребованных элементов классики как таковой.

Опера – это музыкально-драматическое произведение, которое формируется из текстовой составляющей, действия на сцене и музыкального сопровождения.

От театрального спектакля, где музыка выступает вспомогательным средством, она отличается тем, что в ней мелодия играет ключевую роль, формируя все произведение.

Сюита – это один из ключевых элементов классической музыки. По описанию жанр обладает отличительной чертой, заключающейся в ее цикличности. Иными словами, она состоит из нескольких обособленных частей, в которых музыкальное звучание может сильно разниться и даже контрастировать между собой.

Фольклорные жанры в классической музыке

Примером классического жанра музыки также может служить соната, которая представляет собой музыкальное произведение для камерного оркестра. В ней по канону практически всегда присутствует фортепиано. Как правило, она сочиняется для сольного исполнения или дуэта, но бывают, разумеется, исключения.

Примеры известных произведений

За долгое время существования классической музыки появилось огромное количество произведений, которые известны по всему миру.

Можно вспомнить Моцарта и его знаменитые оперы “Свадьба Фигаро”, “Дон Жуан” и “Волшебная флейта”, которые и сегодня звучат интересно и актуально. Также у всех на слуху 9 симфоний Бетховена.

Не менее известны органные произведения Баха или оперы Верди. Никто не усомнится в их таланте и гениальности. Эти творцы по праву считаются лучшими в своем роде.

Фольклорные жанры в классической музыке

Однако среди современных композиторов тоже немало исполнителей, а произведения некоторых из них уже сейчас считаются шедевральными.

К примеру, выдающийся современный композитор Ханс Циммер часто работает с фильмами мирового уровня, сочиняя для них саундтреки.

Он работал над музыкой для таких картин, как “Король лев”, “Спирит: Душа прерий”, “Начало”, “Интерстеллар”, “Дюнкерк” и многие другие.

Интересные факты

Какие есть жанры в классической музыке, было рассказано выше, а теперь немного занимательных фактов.

Исследование, проведенное в 2015 году итальянскими учеными, доказало, что прослушивание композиций Моцарта стимулирует мозг к более активной деятельности. Противоположный эффект на его активность производят некоторые произведения Бетховена. Процесс увеличения активности мозга был назван “Эффектом Моцарта”.

В Южной Африке был проведен другой эксперимент, целью которого ставилось выявление влияния классической музыки на растения.

Как выяснилось, от прослушивания мелодий Вивальди они росли несколько быстрее, а также их здоровье немного укрепилось.

Однако ученые утверждают, что благотворный эффект был достигнут, благодаря вибрациям, исходящим от музыкальных инструментов, а сами мелодии и звуки никакого воздействия не оказывают.

Многие композиторы-классики были сумасшедшими. К примеру, Э. Сати употреблял в пищу только продукты и блюда белого цвета, а для самозащиты носил с собой всегда молоток. А.

Брукнер фанатично относился к вещам и постоянно все пересчитывал, известны случаи, когда он доставал из гробов черепа Шуберта и Бетховена.

Моцарт тоже имел весьма серьезные отклонения в поведении: он любил вести себя, как кошка, причем даже во время репетиций.

В заключение

Все многочисленные жанры классической музыки существуют и развиваются по сей день. Среди современных композиторов практически не осталось рьяных консерваторов, которые четко следуют канонам этого вида искусства. Почти все они стремятся привнести в жанр что-то свое, сделать его лучше, адаптировать под свои нужды и современные реалии.

Фольклорные жанры в классической музыке

Разумеется, большинство людей предпочитают иные музыкальные направления, нежели классику. Поэтому она, по сути, сегодня является своего рода элитарным видом искусства, которое пользуется спросом у относительно небольшого количества людей.

Источник: https://www.syl.ru/article/359542/janryi-klassicheskoy-muzyiki-istoriya-i-sovremennost-opisanie-i-interesnyie-faktyi

Русская музыкальная культура доклассической эпохи (X-XVII вв). Фольклор, церковная музыка, светская музыка

Фольклорные жанры в классической музыке


  • Обратная связь
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
  • Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
  • Как определить диапазон голоса – ваш вокал
  • Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
  • Целительная привычка
  • Как самому избавиться от обидчивости
  • Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
  • Тренинг уверенности в себе
  • Вкуснейший “Салат из свеклы с чесноком”
  • Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

  1. Как научиться брать на себя ответственность
  2. Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
  3. Световозвращающие элементы на детской одежде
  4. Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
  5. Как слышать голос Бога
  6. Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
  7. Глава 3. Завет мужчины с женщиной
  8. Фольклорные жанры в классической музыке

Оси и плоскости тела человека – Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Фольклорные жанры в классической музыке
Отёска стен и прирубка косяков – Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Фольклорные жанры в классической музыке
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) – В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Русская музыкальная классика начала формироваться во второй половине XVIII века и достигла своего расцвета в XIX веке, в творчестве Михаила Ивановича Глинки и его последователей. Для того, чтобы возникла русская классическая музыка, отечественные композиторы должны были освоить общеевропейские (т. е.

классические) жанры и формы (оперу, симфонию и т.п.), но наделить их национальным своеобразием. Национальное своеобразие русской классической музыки определялось особенностями ее музыкального языка (т. е. особенностями национальной мелодики, ритмики, гармонии и т. д.).

Этот музыкальный язык складывался в доклассическую эпоху, на протяжении многих веков истории традиционных форм русской музыки.

  • Несмотря на то, что доклассическая эпоха охватывает почти восемь столетий (с момента формирования Древнерусского государства до начала Петровских реформ), русская музыкальная культура всего этого периода обладает общими особенностями:
  • 1) Исключительное внутреннее многообразие, определяемое обширностью территории и «пересеченностью местности»
  • 2) Ярко выраженное национальное своеобразие, определяемое культурной обособленностью от стран Европы (из-за трех веков монголо-татарского ига, а также в результате постоянного ограждения православной культуры от влияния католицизма и протестантизма)

Русская музыка доклассической эпохи представлена тремя типами музыкального творчества: народная музыка, церковная музыка и светская музыка (в основном, развлекательного характера).

Русская народная музыка – устная, преимущественно вокальная (песенная) традиция (исключение – пастушьи наигрыши). Включает множество жанров. Наиболее древние восходят еще к языческим временам, к жизни восточно-славянских племен. Это:

· Календарно-обрядовые песни – неотъемлемая составляющая языческих ритуальных праздников (обрядов), приуроченных к смене времен года и направленных на заклинание сил природы (например, масленичные песни, прогоняющие зиму, веснянки – «заклички» весны и т. д.). Календарные песни просты. Их мелодии складываются из многократно повторяющихся коротких попевок в небольшом диапазоне (3-4 звука), с четким ритмом. Таким образом воспроизводятся интонации заклинаний, зовов и т. п.

· Трудовые песни звучали во время совместной работы (песни сенокоса и жатвы, мельничные, кузнецкие и т. п.). Их общая черта – четкий ритм: размеренные возгласы помогали согласовывать трудовые движения.

· Семейно-бытовые песни сопровождали частную жизнь человека с момента рождения и до смерти. Эта обширная группа песен включает величание новорожденного, колыбельные, детские считалки, потешки, а также множество разнообразных песен свадебного обряда, который на Руси разыгрывался на протяжении нескольких дней. Особую разновидность семейно-бытовых песен представляют погребальные плачи.

В эпоху Киевской Руси (9-12 вв.) в народном творчестве появились новые жанры, главный из них – былина.

· Былины эпические повествовательные песни, в которых соединяются описания реальных исторических событий и вымысел. Выделяют два цикла былин – киевский и новгородский. Главные герои киевского цикла – богатыри (Илья Муромец и др.), а новгородского – купцы, торговые гости, музыканты (Садко).

Музыкальный язык былин основан на выразительном «сказывании» – произнесении текста нараспев, с постоянным варьированием одной-двух исходных фраз, под аккомпанемент гусель. Исполнители былин нередко становились профессиональными музыкантами (служили при княжеском дворе).

Читайте также:  Упражнения на гитаре для начинающих – тем, кому трудно сыграть и am

Их называют певцы-сказители (один из них – легендарный Боян, упоминающийся в «Слове о полку Игореве»)

Былинам близки исторические песни, возникшие в эпоху татаро-монгольского ига (13-14 вв.) и Московского государства (15-17 вв.).

· Исторические песни повествуют о событиях русской истории – песни про «татарский полон», об Иване Грозном и т. п. Много исторических песен сложены в казачьей среде – о Ермаке (15 в.), Степане Разине (16 в.), Емельяне Пугачеве (17 в.).

В 16-17 вв. в складывается один из самых ценных жанров русского фольклора, своеобразный символ русской песенной культуры:

· Лирическая протяжная песня – служила выражению личных переживаний, преимущественно чувств печали, тоски, связанных с тяжелой судьбой русского народа в эпоху крепостного права.

Выделяют рекрутские (солдатские) песни, песни о нелегком крестьянском труде, о горькой судьбе русской женщины.

Протяжные песни отличаются исключительной красотой мелодий – в широком диапазоне, с длительными распевами слогов.

Обычно протяжные песни многоголосны – мелодию запевает солист, к которому постепенно «прилаживаются» со своими подголосками другие исполнители.

· Плясовые песни – не менее характерный жанр фольклора 16-17 вв. Отличались четким ритмом и размашистыми скачками в мелодии. Выражали молодецкую удаль, стихийную силу русского характера.

Русская церковная музыка, как и сама православная религия, была заимствована из Византии. Она представляет собой хоровое пение без инструментального сопровождения (инструменты в православной церкви не используются). Церковные песнопения доклассической эпохи представлены двумя типами – знаменное пение и партесное пение.

· Знаменное пение – наиболее древний вид православной церковной музыки (10 в.– середина 17 в). Записывалось знаменами – специальными знаками, служившими исполнителям для напоминания мелодии.

В отличие от нот, каждый знак включал не один звук, а мотив из двух и более звуков, что до сих пор осложняет их расшифровку. Знаменное пение – мужское, хоровое, строго унисонное (одноголосное), восходит в своем звучании к произнесению текста нараспев.

Отсюда небольшой диапазон мелодии, отсутствие в ней широких скачков. Темп неторопливый, ритм размеренный, строго соответствующий ритму текста.

Расцвет знаменного пения приходится на 15-16 вв. и связан с творчеством новгородских и московских распевщиков (Савва Рогов, Федор Христианин).

· Партесное пениепоявилось после воссоединения Украины с Россией (в 1654 г.) как результат влияния украинской церковной музыки, в свою очередь испытавшей влияние Европы (Польши). Это тоже мужское хоровое пение, но многоголосное,

Источник: https://megapredmet.ru/1-37354.html

Музыкальный фольклор – История русской музыки

Фольклорные жанры в классической музыкеФольклор — художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество. Термин впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом.
Музыкальный фольклор – это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведение живет в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется (1).Жанры музыкального фольклора Различных фольклорных музыкальных жанров у разных народов мира чрезвычайно много, поэтому в самом общем смысле их можно разделить на вокальные (те, что поются – главным образом, песни), инструментальные (которые играются – в основном наигрыши) и вокально-инструментальные (понятно, что здесь сразу и поют, и играют).
Ещё многие музыкальные жанры можно распределить по трём универсальным категориям содержания. Это эпос (если рассказывается какая-нибудь история), лирика (если основной упор полагается на чувства) и драма (если исполняется какое-либо действие). (2)
Жанры русского песенного фольклора Фольклорные жанры в классической музыкеОстановимся подробнее на жанрах русского народного фольклора. Основной жанр здесь будет песня. Существуют разные жанровые разновидности. Проще всего различать их по признаку, где и когда они используются. Некоторые песни поются только лишь раз в год, какие-то песни привязаны к какому-либо обряду и исполняются только во время этого обряда. Есть песни, которые поются только в определенное время года. И конечно же  есть песни, которые можно петь всегда, у них нет привязки ни к какой точке. 

Итак, русские песни бывают такие:
1. Песни, которые связаны с календарём и календарными праздниками и обрядами (закликание и встреча весны, «жаворонки», ранневесенние и летние троицкие хороводы, песни жатвенной страды и сенокоса, поздравления с новым годом,колядки и песни-гадания, маслиничные песни). 2. Песни, которые связаны с различными событиями в личной и семейной жизни людей (песни на рождение ребёнка, крестильные песни, колыбельные, детские игровые хороводы, величальные, свадебные и рекрутские песни, похоронные плачи и причеты, поминальные молитвы и духовные стихи). Кумушки, ой кумушки.3. Эпические песенные жанры (былина, сказ, скоморошины и небылицы, некоторые духовные стихи, баллады, исторические песни). Курушка-Рябушка.
4. Лирические песни (песни о любви – счастливой и неразделённой, трагической, протяжные песни, «страдания», городские песни и канты).
5. Песни будней и праздников (солдатские и студенческие песни, мореходные навигационные песни, трудовые – бурлацкие, артельные, крестьянские песни, праздничные – виватные, балаганные, шуточные песни и частушки).Дорогие читатели, давайте познакомимся с некоторыми русскими народными музыкальными инструментами. Малая часть представлена в презентации.Русские музыкальные инструментыИгра на гуслях и русская фольклорная песняОтветьте на несколько вопросов о музыкальном фольклоре. С фольклором других стран можно ознакомиться в этом документе. Как делятся, какие виды выделяют.Если у вас имеется желание ознакомиться с композициями русского народного фольклора, то его можно прослушать на этом ресурсе: RealMusic.ruИсточники:1. Энциклопедия и Словари.4. Музыкальный сайт Pmrgid.ru5. Славянский портал. Тропами Велеса.6. Государственный центр русского фольклора Министерства культуры России

Источник: https://www.sites.google.com/site/istoriarusskojmuzyki/home/folklornaa-muzyka

Три этапа в истории взаимодействия музыкального фольклора с композиторской музыкой | Библиотека и фонотека Воздушного Замка – читать или скачать

Статья написана на материале выступления автора на конференции «Культура, образование и экономическое развитие современного общества» в РГСАИ в марте 2018 года. Первая публикация – в сборнике материалов конференции.

Европейская профессиональная музыка, к XVII-XVIII векам полностью определившая свои жанровые, языковые и тембровые параметры, долгое время существовала параллельно с миром этнической музыки, почти с ней не пересекаясь.

Такая изоляция, хотя и не абсолютная, была на определенных исторических этапах естественна; затем стало происходить постепенное проникновение некоторых черт музыкального фольклора в творчество композиторов.

Формы этого проникновения были обусловлены общими эстетическими принципами искусства той или иной эпохи, а также внутримузыкальными путями эволюции стиля. Можно наметить три стадии этого процесса, охватывающие последние два столетия.

Первый этап связан с появлением в XIX веке новых национальных композиторских школ – русской, чешской, польской, венгерской, норвежской и других, а также с усилением интереса к народному творчеству в тех странах, где уже существовали многовековые профессиональные традиции (в первую очередь – в Германии).

Интерес к музыкальному фольклору, к национальной истории, мифологии, народным легендам и сказкам находился в русле развития романтического искусства, он был также связан и с актуальными для ряда стран идеями национально-культурного становления.

Языковые и стилистические черты музыки национальных школ XIX века хорошо изучены, и мы будем их упоминать только в сравнении с новыми тенденциями, появившимися в последующие периоды развития музыки.

Рубеж XIX и XX столетий стал временем коренного эстетического, стилевого и языкового обновления как искусства в целом, так и музыки в частности; проявилось это и в принципах обращения композиторов к народным источникам.

Наступление нового этапа, нередко называемого «неофольклоризмом», обычно связывают с именами Стравинского и Бартока; к нему относят и множество последующих музыкальных явлений, включая появление новых композиторских школ на разных континентах.

Однако многие черты, отличающие знаковые явления неофольклоризма, вызревали постепенно в недрах музыкального мышления предшествующего периода (у композиторов «Могучей кучки», Грига, Дворжака и др.).

С другой стороны, новации начала XX века проявляются у представителей национальной музыки с разной степенью интенсивности, так что многие явления и сегодня в целом находятся в русле тех эстетических подходов, что были разработаны классиками XIX века, хотя и обогащены достижениями современного музыкального языка. Таким образом, те три этапа, о которых здесь идет речь, не столько сменяют друг друга, сколько сосуществуют в одновременности (т. е. являются «этапами» только по времени своего возникновения, а не по всему времени существования).

Что касается произведения, в котором новые, «неофольклористические» черты проявились вполне отчетливо, то таким произведением можно признать написанный в 1902 году фортепианный цикл Грига «Слотты», op. 72.

Именно в этом сочинении предугадано многое, что станет характерно для многих и многих явлений музыки наступающего века.

Круг этих явлений широк: помимо Стравинского и Бартока, новое отношение к фольклорным истокам (либо в их открытом виде, в форме цитат или ясно узнаваемых стилизаций, либо завуалированно, путем проникновения некоторых черт народного искусства в звуковую ткань и логику развертывания музыкальной мысли) проявилось в ряде сочинений Дебюсси и Равеля, Комитаса, Энеску, Орфа, Рахманинова («Три русские песни», «Симфонические танцы»), Прокофьева, Свиридова, Тормиса и многих других композиторов разных стран и поколений, вплоть до настоящего времени. При всем многообразии их стилистических поисков, некоторые общие черты можно наметить.

Новый статус в их творчестве обрели сами фольклорные жанры.

Если обращение к ним у композиторов XIX века должно было быть объяснено программным замыслом (в инструментальной музыке) или оперным сюжетом, то теперь такие названия, как «Шесть румынских народных танцев» или «Подблюдная песня» не нуждались ни в каком дополнительном оправдании: фольклорный жанр стал выступать как некая данность внутри профессиональной музыки. Создавались, правда, и раньше сборники обработок народных песен, но для большинства композиторов они представляли собой некоторое экспериментальное поле, в большинстве случаев – область поиска гармонических приемов, примиряющих европейскую функциональную гармонию с интонационными особенностями народной песни. Несколько циклов обработок Грига – исключение, они по остроте своей авторской интонации не уступают другим его фортепианным миниатюрам. Но в XX веке это уже стало правилом: фольклорная обработка – одна из областей лирического высказывания композитора.

Усложнение гармонического языка стало, пожалуй, самой заметной чертой музыки нового столетия, однако правильнее будет говорить не столько об усложнении, сколько о смене приоритетов в интонационном мышлении, при этом большая сложность (а иногда и не сложность, а непривычность) одних параметров языка сопровождается более простой организацией в других. В музыке «неофольклорного» направления такая переакцентировка проявилась, пожалуй, особенно отчетливо, а иногда именно эта область и была источником процессов, распространявшихся затем на другие музыкальные направления.

Читайте также:  Виды барабанных палочек

Одновременно со всё большей хроматизацией и функционально-смысловой усложненностью гармонических построений, на рубеже веков стала проявляться и иная тенденция: интерес к народным, архаичным ладам и построение на их основе другого гармонического стиля, для которого характерно не столько напряжение функциональных отношений между аккордами, сколько пребывание в едином, длительно звучащем звуковом комплексе. Иногда он может носить характер равномерно-устойчивый – как бы длительно звучащая тоника, не нарушаемая функционально, но расцвеченная фактурными, тембровыми средствами, смещениями слышимых тональных устоев внутри неизменного комплекса звуков (таковы построенные на чистой пентатонике «Пагоды» Дебюсси или еще раньше написанные «Колокола» Грига из op. 54). Он может быть напряженными и динамичным, как многие страницы «Петрушки» и «Весны священной», однако эта динамичность выражена оркестровыми, ритмическими средствами, усложненной кластерной аккордикой, но всё это находится внутри единой, многорегистровой, иногда очень сложно организованной, но по-своему устойчивой, «тонично» звучащей звуковой массы. Смена аккордов внутри нее не выражает собой смену гармонических функций, происходит некое расслоение в скорости протекания времени: аккордовое движение может быть и быстрым, но настоящая смена гармонии ощущается только при обновлении всей звуковой системы, что происходит не так часто и совпадает обычно с наступлением новой стадии в музыкально-драматургическом движении.

Такие два типа построения фактурно-гармонической ткани могут сосуществовать и взаимодействовать: уже у позднего Римского-Корсакова и Лядова можно наблюдать весьма необычные, но органично звучащие соседства усложненных хроматических гармоний, «искусственных ладов» и ладовой архаики, соединяемых в пределах небольших музыкальных построений. Самые разные варианты таких соединений составляют характерную черту музыкального языка XX века. Использование многозвучных, нетерцовых и кластероподобных аккордов иногда создает эффект гармонической и фонической красочности, а иногда – аскетической жесткости или обостренной экспрессивности звучания; эмансипация мелодической линии от своей гармонической поддержки дает возможность выстраивать сложнейшие полимелодические и полиладовые структуры, каждая линия в которых сохраняет свой индивидуальный характер (как во вступительной части «Весны священной»).

В целом же музыке неофольклорного направления присущ, в отличии от романтического искусства, более объективный характер, нередко – подчеркнуто зримый, театрализованный; немалое место в ней занимают образы токкатного, моторного плана.

В этой связи весьма востребованным оказался тембр фортепиано в его беспедальной, стаккатной ипостаси, сближающейся со звучанием ударных инструментов (что ярко проявлено уже в «Слоттах» Грига).

В этой роли фортепиано зачастую включается и в оркестр, благодаря чему возникает специфическая отчетливость, «гранулированность» звуковой ткани, недостижимая при обычном оркестровом составе (один из ранних примеров такого рода – песни скоморохов в IV картине «Садко»).

Большая объективность проявляется и в том, что обычный для романтизма принцип развертывания музыкальной мысли, с плавными подъемами и спадами напряжения, всё чаще уступает место чередованию построений, внутри себя не содержащих тонких градаций напряженности, а выдержанных целиком на едином уровне экспрессии.

В предельной форме это осуществляется, например, в отдельных частях кантат Орфа и Свиридова, которые как бы сразу, без подготовки «включаются на полную мощность» и так же внезапно «выключаются».

В этом же направлении работает и часто применяемый мелко-мотивный, попевочный принцип музыкального развития (у Стравинского, например, этот метод, зародившись в его ранних балетах, перешел затем и в сочинения последующих периодов, не связанные с национально-характерной образностью).

Одновременно с дальнейшими многообразными поисками в уже обозначенном русле, с 1970-х годов стала всё активнее заявлять о себе новая исполнительская практика и связанные с этим весьма интересные жанровые и стилевые новации.

Круг этих художественных явлений (не только музыкальных в привычном смысле, но и выходящих далеко за его пределы) и можно назвать следующим, третьим этапом в истории взаимоотношений традиционного и профессионального искусства.

Началось это не на территории композиторского творчества, а в среде фольклористов.

Стали появляться фольклорные ансамбли, использующие народный тип звукоизвлечения, в корне отличный от профессионального певческого стиля, звучание аутентичных народных инструментов; сами исполняемые песни были, по большей части, не выучены по записанному нотному тексту, а непосредственно переняты от народных исполнителей, со всеми не поддающимися письменной фиксации оттенками исполнения (темперационными, тембровыми и т. д.). Первым таким коллективом стал ансамбль под руководством Дмитрия Покровского, вслед за ним стали возникать в разных странах другие ансамбли, занимающиеся сценическим исполнением фольклорного материала. Очень скоро начался процесс их интеграции с самыми разными художественными явлениями: аутентично-фольклорное звучание использовалось в театральных спектаклях, в саунтреках фильмов, композиторы стали создавать произведения, включающие народный голос или целый ансамбль одновременно с академическим инструментальным составом. Фольклорные коллективы, став многочисленными, начали формировать новые формы культурных практик, которые уже сами становятся интереснейшими социо-культурными феноменами, иногда международного характера.

Мы не будем сейчас рассматривать всё многообразие стилевых течений, возникающее на пересечении композиторского творчества с новыми формами бытования аутентичного фольклора. Охарактеризуем только некоторые черты в музыке самих ансамблей и отдельных исполнителей, занимающихся сценической адаптацией фольклорного материала.

Всем понятно, конечно, что это всё равно находится в русле профессионального, сценического искусства, а не самого народного творчества, с совершенно другими условиями его бытования и другими целями.

Но связь с народными первоисточниками теперь оказывается принципиально более тесной, а это, в свою очередь, оказывает воздействие на жанровые поиски в композиторском творчестве.

Сами ансамбли могут быть разной стилистической ориентации: и максимально приближающиеся к аутентичному исполнению (иногда и выступающие совместно с народными исполнителями, у которых они переняли свой репертуар), и допускающие разнообразные виды обработки, не нарушающие общего характера, а иногда и уводящие далеко в область самостоятельных стилевых поисков (вводя, например, инструменты иного этнического происхождения, электронные звучания, включая элементы различных авангардных стилей, профессиональным образом выстраивая драматургию как в отдельных музыкальных номерах, так и в пределах целостной концертной программы). Состав ансамблей бывает текучим: одни и те же солисты могут участвовать в проектах разных коллективов и исполняемое ими ставится в различный стилевой контекст.

Здесь неприменимо традиционное понятие музыкального произведения.

Если в академической традиции произведение – это нотный текст, которого придерживается исполнитель, то здесь некая музыкальная единица (например, определенная народная песня) даже у одного солиста или у неизменного состава может существенно различаться при разных исполнениях, а при участии этого же солиста в другом ансамбле – меняется коренным образом.

Импровизационная свобода сближает эти явления с параллельно развивающейся практикой аутентичного исполнения старинной музыки, где, хотя и существует записанный текст, он рассматривается как основа для свободного (в той мере, в которой это было допустимо во времена Ренессанса или барокко) исполнительского прочтения.

Поиски выхода за пределы равномерной темперации, возникавшие время от времени на протяжении XX века, здесь получили новый импульс и, пожалуй, более оправданное и убедительное применение. Это исходит уже не из теоретических изысканий, а из реально слышимого в народном интонировании, в традиционных настройках народных инструментов.

Источник: https://lib.rmvoz.ru/bigzal/folklor-i-kompozitorskaya-muzyka

Фольклор. Жанры фольклора

Фольклор – устная творческая деятельность народа, посвященная его жизни и возникшая до появления письменного языка или всеобщей грамотности. Именно устный характер отличает фольклор непосредственно от литературы. А коллективность – важнейшая его черта.

Сравнивая с литературой, можно увидеть общую черту: в фольклоре существует те же три рода: эпический, драматический и лирический.

  • Эпические жанры, однако, имеют как прозаическую, так и стихотворную форму (в отличие от литературы, где исключительно проза). В нашем фольклоре в эту категорию относят сказки и сказы, легенды и предания, былины и исторические песни, а также пословицы, поговорки.
  • Драматический жанр представлен прежде всего народными драмами. Широко известна была драма «Лодка» (иногда называемая «Шайка разбойников»).
  • Лирические жанры, как не трудно догадаться, это песни (колыбельные, любовные, обрядовые), причитания и частушки.

Некоторые фольклорные жанры позже были позаимствованы писателями и поэтами и умело стилизованы под народное творчество, например, сказки А.С. Пушкина.

Жанры фольклора

Жанр Содержание Произведения
Волшебная сказка Речь о герое, который сталкивается с небольшими трудностями или бедой, но не унывает и успешно все преодолевает. Жанр включает в себя волшебные, героические, приключенческие. В основе – чудесный мир «Иван бесталанный и Елена Премудрая» «Иван-царевич и серый волк»
Сказка о животных Герои – звери, птицы, рыбы – разговаривают, ссорятся, мирятся, учатся чему-то друг от друга. В основе этих сказок – тотемизм (вера в животного-покровителя рода) «Кот и лиса», «Лиса и журавль»
Бытовая сказка Отображает обыденную народную жизнь. Конфликт в том, что честность, порядочность, благородство пусть и при некоторой наивности противостоят жадности, зависти и злобе, тем качествам, которые издавна порицаются в обществе. «Морозко», «Сердитая барыня»
Народная песня Недлинное словесно-музыкальное произведение, отражающее национальный характер, важные исторические события. Народная песня своеобразна по структуре и языку. Обрядовые песни сопровождали колядки, также были распространены масленичные и жатвенные песни. С помощью них хотели оказать определенное воздействие на природу, вызвать богатый урожай. Песни необрядовые исполнялись по желанию в любое время года. «Во поле береза стояла…», «Два веселых гуся», «Дубинушка»,
Былина Героико-патриотическая песня-сказ о богатырях и исторических событиях на Руси. Этим произведениям присуща торжественность и грандиозность сюжетного действия. «Илья Муромец и Калин-царь», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»
Предание Устный, вполне достоверный рассказ об исторических событиях, реальных лицах, иногда о происхождении различных названий. «О белгородском киселе», «Повести временных лет», «О мести княгини Ольги древлянам»
Сказ Повествование о современных для рассказчика событиях или сравнительно недавнем прошлом. Сказ обычно не содержит фантастического элемента. Стиль повествования имитирует устную речь персонажа, не автора. Это достигается лексическими, синтаксическими и интонационными средствами. «Еремеево слово», сказы народов Пермского края
Пословицы Короткое, законченное, образное высказывание с поучительным смыслом. После драки кулаками не машут. Бодливой корове бог рог не дает.
Поговорка Образное выражение, описывающее какую-либо жизненную ситуацию. Это не законченное суждение, а его часть. Как сажа бела. Спустя рукава.
Народная драма Произведение, в котором прозаические и песенные тексты получают воплощение в действиях и мимике актеров. Действие это равнозначно исполняемому тексту. «Маврух», «Барин»

Большинство сказочных сюжетов, некоторые пословицы и песни встречается у многих народов мира. Фольклор схож в жанрах, сюжетах, художественных средствах, типах героев.

Это неслучайно, ведь это народное искусство отражает общие закономерности развития народов. Иногда родство сюжетов и форм возникает благодаря близости быта, длительным политическим, экономическим и культурным связям.

Читайте также:  Виды народных танцев: колоритные танцы мира

Географическая близость и передвижения народов также объясняют это сходство.

Смотри также:

Источник: https://bingoschool.ru/manual/34/

Музыкальные жанры

Блюз (англ. blues, от blue devils — меланхолия, грусть) — первоначально — сольная лирическая песня афроамериканцев, впоследствии — направление в музыке.

Блюз появился во второй половине XIX в. в США. Для мелодики блюза характерны вопросно-ответная структура и использование блюзового лада.

В лирических текстах множества блюзов нашла отражение тема социального и расового угнетения.

Вокальная музыка — это музыка, в которой голос главенствует или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella. Крупные жанры — музыкально-драматическое произведение, оратория, средние жанры — кантата, вокальный цикл, литургия, хоровой концерт, малые — вокальная миниатюра (песня, романс).

Госпел (англ. gospel music) — жанр духовной христианской музыки, развившийся в первой трети XX в. в США. Обычно различают негритянский госпел и белый госпел. Общим является то, что и тот и другой родились в среде методистских церквей американского Юга.

Джаз (англ. jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в начале XX в. в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение.

Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах и уникальный комплекс приемов исполнения ритмической фактуры — свинг.

Дальнейшее развитие джаза происходило за счет освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.

Кантри (англ. country, второе название — кантри энд вестерн, англ. country and western) — наиболее распространенная разновидность американской фолк-музыки белых жителей (ковбоев) Юга и Юго-Запада США.

Классическая музыка — свободное от терминологической строгости понятие, употребляющееся, в зависимости от контекста, в трех значениях.

1. В значении качественной оценки: музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе. Уже сегодня в качестве классических воспринимаются не только вершины высокого музыкального искусства, но и лучшие образцы развлекательных жанров прошлого: например, вершины французской, венской и венгерской оперетты XIX — начала XX в., вальсы Иоганна Штрауса и т. п.

2. В узкоисторическом смысле: музыка второй половины XVII — начала XIX в. (этот период традиционно соотносят с классицизмом).

Понятие классицизма по отношению к музыке не слишком широко применимо, так что в устойчивой характеристике Гайдна, Моцарта и Бетховена как венских классиков присутствует и немалая доля качественной оценки их творчества как фундамента для дальнейшего развития музыкальной композиции.

3. В типологическом смысле: так называемая академическая музыка, находящаяся в отношении преемственности прежде всего к сформировавшимся в Европе в XVII–XIX вв. музыкальным жанрам и формам (опера, симфония, соната и т. п.), мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу.

Мюзикл (иногда называется музыкальной комедией) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет, как правило, незамысловат.

Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался и до сих пор признается не всеми.

Народная песня — наиболее распространенный вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества. Отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры. Народная песня существует во множестве местных вариантов, постепенно видоизменяясь.

Опера (итал. opera, буквально — сочинение, от лат. opera — труд, изделие, произведение) — художественно-драматическая форма театральных представлений, в которой речь, соединенная с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическое действие имеют преобладающее значение.

Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 году в Венеции; ранее опера служила только для придворных развлечений. Первой большой оперой можно считать «Дафну» Пери, исполненную в 1597 году.

Опера скоро распространилась по Италии, а затем и по остальным странам Европы.

Панк-рок (англ. punk rock) — жанр рок-музыки, возникший в середине 1970-х годов в США и Великобритании, в котором сочетались социальный протест и музыкальное неприятие тогдашних форм рока: культивировались нарочито примитивная игра и задорность раннего рок-н-ролла.

Поп-музыка (англ. pop music, от popular music) — вид современной развлекательной музыки.

В целом этим термином, особенно в западных странах, определяют весь спектр эстрадной развлекательной музыки, исключая, как правило, джаз, блюз и кантри.

Несмотря на то что, таким образом, составной частью этого термина оказывается рок-музыка, ее зачастую противопоставляют поп-музыке, видя в последней олицетворение сугубо легкой музыки, рассчитанной на массового слушателя.

Рок-н-ролл (англ. rock’n’roll, от rock and roll) — стиль популярной музыки, родившийся в 1950-х годах в США и явившийся ранней стадией развития рок-музыки. Также танец, исполняемый под музыку рок-н-ролла и музыкальная композиция в стиле рок-н-ролла.

В англоязычных странах термин «рок-н-ролл» нередко применяют при общем обозначении рок-музыки. Считается, что термин «рок-н-ролл» в его современном понимании был введен в обиход Аланом Фридом, энергичным диск-жокеем из Кливленда, штат Огайо.

Классическое звучание рок-н-ролла было сформировано в 1954–1955 годах, когда Билл Хейли, Элвис Пресли, Чак Берри, Литл Ричард и Фэтс Домино записывали песни, заложившие основу рок-н-ролла.

Романс — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.

Ска (англ. ska) — музыкальный стиль, появившийся на Ямайке в конце 1950-х годов. Возникновение стиля связано с появлением звуковых установок (англ. sound systems), позволявших танцевать прямо на улице.

Спиричуэле (англ. spirituals, spiritual music) — один из самых ранних жанров афро-американской музыки. Традиционно песни спиричуэлс связаны с христианской религиозной тематикой. Как жанр спиричуэлс оформился в последней трети XIX в. в США в качестве модифицированных невольничих песен среди негров американского Юга.

Хип-хоп (англ. hip-hop) — молодежная субкультура, появившаяся в США в конце 1970-х в среде афроамериканцев. Для нее характерны своя музыка (также называемая «хип-хоп»), свой жаргон, своя мода, танцевальные стили (брейк-данс и др.), графическое искусство (граффити) и свой кинематограф.

Музыка хип-хопа состоит из двух основных элементов: рэпа (ритмичного речитатива с четко обозначенными рифмами) и ритма, задаваемого ди-джеем; в то же время нередки композиции без вокала. В такой комбинации исполнители рэпа называют себя «эм-си» (англ. МС — Microphone Controller или Master of Ceremony).

Шансон (франц. chanson) — французские эстрадные песни конца XIX—

XX вв., исполненные в стилистике кабаре. Из кабаре данная модификация шансонов перешла во французскую эстрадную музыку XX в. (самыми известными шансонье были Морис Шевалье, Эдит Пиаф и др.).

За пределами Франции к числу шансонье принято относить почти всех эстрадных исполнителей франкоязычных песен. Благодаря такому расширенному толкованию термина в эту категорию попадают П. Дюпон, Ив Монтан, Ж. Брассенс, Ш.

Азнавур, М. Матье, Джо Дассен, П. Каас.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://info.wikireading.ru/86614

Фольклор музыкальный

Знаете ли вы, как в далеком прошлом праздновали свадьбы на Руси? Свадебная игра, как ее принято называть (во многих сказках вы, наверное, слышали: «сыграли свадьбу»), продолжалась несколько дней, а иногда и несколько недель. Она складывалась из разнохарактерных сцен, то лирических, то комических, а то и трагедийных, из различных игр и обрядов. Очень большое место занимали в ней песни.

Звучали песни торжественные, величальные, славящие невесту и жениха; шуточные, комические, иногда пародийные, чаще всего высмеивающие сватов; гостевые, застольные; веселые плясовые. Много песен должна была петь невеста: она причитала, прощаясь с родной семьей и девичьей долей, страшась неизвестного будущего в чужой семье. Хоровые песни исполняли подруги невесты на девичнике и в утро венчания.

В наше время некоторые хоровые коллективы воссоздают на сцене основные моменты старинной свадьбы.

«Все в этом своеобразнейшем национальном действии – песни, хороводы, диалоги, прибаутки, движения, костюмы – проникнуто мудростью и целомудренностью, красотой сердца русского народа», – написано в газете «Правда» о «сценах русской народной свадьбы», поставленных в 1945 году Государственным русским народным хором имени Пятницкого.

Не только свадьба игралась в народе так ярко и красочно. Вся жизнь наших предков сопровождалась пением, игровыми действиями.

Существуют песни бытовые: колыбельные, шуточные, лирические; песни-причитания, оплакивающие умерших; песни-сказы, былины, повествующие о далеком прошлом.

Множество песен связано с годовым земледельческим кругом: все сельские работы, все календарные праздники нашли в них свое отражение.

Это огромное песенное богатство объединяется термином «фольклор» – народное творчество.

В отличие от подавляющего большинства терминов, ведущих свое происхождение от латинских и древнегреческих слов, этот термин пришел к нам из староанглийского языка Быть может потому, что относится он не только к музыке.

Английское folk – народ; lore – учение. Вместе эти слова – folklore – переводятся как «народная мудрость».

Именно так, уважительно и даже возвышенно, принято во всем мире называть устное народное творчество музыкальное и литературное.

Название это глубоко справедливо. В самом деле: в произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть действительно передана народная мудрость.

Музыкальный фольклор – это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведение живет в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется.

Поэтому фольклористы (так называются те кто изучает народное творчество) в разных местах от разных исполнителей записывают порою очень отличающиеся друг от друга варианты одной и той же песни или былины.

«Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведение целого народа», – писал в свое время видный русский композитор и музыкальный критик А. Н. Серов.

Но фольклор – это не только народная мудрость. Это еще и проявление души народа. Нельзя спутать русскую песню с грузинской, с негритянскими спиричуэлс или с блюзами, как нельзя неаполитанский напев спутать с шотландским наигрышем. Потому что каждая из них – порождение всей жизни народа, его истории, его быта.

Народная песня, и шире – весь музыкальный фольклор, – это основа профессионального композиторского творчества. «Создает музыку народ, а мы, художники, ее только аранжируем», – сказал когда-то Михаил Иванович Глинка.

Во многих произведениях русских композиторов мы слышим напевы народных песен, ритмы танцев.

И вся без исключения русская музыка проникнута почерпнутыми из родного фольклора интонациями, мельчайшими оборотами, которые и создают отличие одной национальной музыкальной культуры от другой.

Л. В. Михеева

Источник: https://www.classic-music.ru/folklor.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector