История создания фортепиано от клавикорда к современному роялю

История рояля

Рояль — инструмент с уникальной историей создания, прародителями, композиторами и исполнителями.

Прародители современного рояля

В Средние века музыканты играли на клавишных, в их числе был орган, у которого вместо струн много труб. Клавикорд – первый инструмент, где на каждую клавишу приходилось по струне. У современного фортепиано их бывает до трех. Рождение звука происходит так: музыкант нажимает на клавишу, небольшой медный квадрат ударяет струну.

Звучание мягкое и тихое, предназначено для небольшого количества людей.
Другой прародитель фортепиано – клавесин. Струны расположены горизонтально, как у современного рояля. Звук образуется при касании птичьего перышка или небольшого кусочка кожи по струне. И у этого инструмента звук слабый.

Старинные инструменты – клавесины и клавикорды были дорого декорированы и подходили для украшения дома, как красивая мебель.

Кто изобрел фортепиано

Итальянец Бартоломео Кристофори был придворным мастером. Он давно пытался решить задачу: как клавесину изменить уровень громкости. Музыканты того времени ощущали необходимость появления нового инструмента, с хорошим звучанием со сцены.

Однажды прогуливаясь по городу, Бартоломео увидел уличных цимбалистов и обратил внимание, что выразительный звук получается, если по струнам ударять мягкими колотушками. Вот оно решение задачи. Кристофори изменил клавесин, создав новый аналогичный механизм.

В результате в процессе игры удалось менять силу звука. Так появился инструмент, который мастер называл – Большой клавесин с тихим и громким звучанием, первое фортепиано. Благодаря Бартоломео Кристофори в механизме инструмента появились – шпиллер, фенгер, молоточек, шультер, демпфер.

Это произошло в 1709 году во Флоренции. Инструмент имел крыловидную форму, был прост, у него отсутствовали педали и демпферы.

Король родился

На протяжении многих десятилетий мастера продолжали усовершенствовать инструмент. Начало XIX века ознаменовано изобретением цельнолитой чугунной рамы и перекрестным расположением струн. Вследствие этого звук стал совершенного качества, родился рояль, от французского слова – королевский.

С 1850 года фабрики Германии, Америки и России начинают производство инструмента. Рояль приобретает современную форму: цельнолитую панцирную чугунную раму, деревянный корпус, механизм двойной репетиции. Усовершенствовали рояль в разное время И.А. Зильберманн, И.А. Штрейхер, К.Г. Шретер, Ю. Блютнер, С. Эрар и многие другие.

Самыми лучшими производителями роялей называют – Ямаху, Кавай, Стейнвей, Бехштейн, Безендорфер.

Клавишный струнный инструмент – фортепиано изготавливается в двух видах: рояль с горизонтальным, пианино с вертикальным расположением струн.

Роль рояля в мире музыки

Значение рояля в мире музыки невозможно переоценить. Широта диапазона звучания позволила ему играть сольные роли множества произведений. За триста лет, прошедших с рождения инструмента, знаменитые композиторы и музыканты, такие как Ф. Шопен, Э. Григ, Ф.А.

Моцарт, Сергей Рахманинов стали известны благодаря именно роялю и его необыкновенной конструкции и механизмам.
И сейчас фортепиано самый распространенный музыкальный инструмент.

В ХХ веке на базе фортепиано появились современные музыкальные инструменты: синтезаторы и электронные пианино.

Источник: http://toolsmusic.ru/klavishnyie-instrumentyi/istoriya-royalya.html

Древние родственники пианино: история развития инструмента

Пианино само по себе является разновидностью фортепиано.

Под фортепиано можно подразумевать не только инструмент с вертикальным расположением струн, но и рояль, у которого струны натянуты горизонтально.

Но это – современное пианино, которое мы привыкли видеть, а до него существовали другие разновидности струнно-клавишных инструментов, имеющие с привычным нам инструментом мало чего общего.

Давным-давно можно было встретить такие инструменты, как пирамидальное фортепиано, пиано-лира, пиано-бюро, пиано-арфа и некоторые другие.

В какой-то степени предшественником современного пианино можно назвать клавикорд и клавесин. Но последний имел лишь постоянную динамику звука, который к тому же быстро затухал.

В шестнадцатом веке был создан так называемый «клавицитерий» – клавикорд с вертикальным расположением струн. Итак, начнем по порядку…

Клавикорд

Этот не такой уж и древний инструмент стоит отдельного упоминания. Хотя бы потому, что на нем удалось сделать то, что оставалось спорным моментом на протяжении долгих лет: окончательно определиться с разбивкой октавы на тона, и, самое главное, полутона.

За это стоит благодарить Себастьяна Баха, который и проделал этуогромнейшую работу. Он же известен и как автор сорока восьми произведений, написанных специально для клавикорда.

По сути, написаны они были для домашнего воспроизведения: клавикорд был слишком тихим для концертных залов. Зато для дома он был поистине бесценным инструментом, а потому довольно долгое время оставался популярным.

Отличительной особенностью клавишных инструментов того времени были струны одинаковой длины. Это значительно усложняло настройку инструмента, а потому стали разрабатываться конструкции со струнами различной длины.

Клавесин

Мало какие клавишные обладают столь же необычной конструкцией, как клавесин. В нем вы могли бы увидеть и струны, и клавиатуру, но вот звук извлекался не ударами молоточка, а медиаторами.

По форме клавесин уже больше напоминает современное фортепиано,  так как содержит струны различной длины.

Но, как и в истории с фортепиано, крыловидный вид клавесина был лишь одной из распространенных конструкций.

Другой вид был похож на прямоугольный, иногда квадратный, ящик. Были как горизонтальные клавесины, так и вертикальные, которые могли иметь размер значительно больший, чем у горизонтальной конструкции.

Как и клавикорд, клавесин не был инструментом больших концертных залов, – это был домашний или салонный инструмент. Тем не менее, со временем он снискал репутацию отличного ансамблевого инструмента.

клавесин

Постепенно к клавесину стали относиться, как к шикарной игрушке дорогих людей. Инструмент изготавливался из ценных пород дерева и был богато украшен.

Некоторые клавесины имели по две клавиатуры с разной силой звука, к ним приделывали педали – эксперименты ограничивались лишь фантазией мастеров,  которые стремились любыми путями разнообразить суховатое звучание клавесина.  Но в то же время подобное отношение побудило выше ценить музыку, написанную для клавесина.

Сейчас этот инструмент хоть и не пользуется такой же популярностью, что и прежде, но все же иногда встречается.

Его можно услышать на концертах старинной и авангардной музыки. Хотя стоит признать, что современные музыканты куда вероятней будут использовать цифровой синтезатор с семплами, имитирующими звук клавесина, чем сам инструмент. Все-таки это сейчас редкость.

Подготовленное фортепиано

Точнее, препарированное. Или тюнингованное. Суть не меняется: для изменения характера звучания струн несколько дорабатывают конструкцию современного  пианино, подкладывая под струны разнообразные предметы и устройства или извлекая звуки уже не столько клавишами, сколько подручными средствами: иногда медиатором, а в особо запущенных случаях  – пальцами.

Словно повторяется история клавесина, но уже на современный лад. Вот только современное пианино, если особо не вмешиваться в его конструкцию, способно служить столетиями.

Отдельные экземпляры, сохранившиеся с середины девятнадцатого века (к примеру, фирмы «Смит энд Вегнер», англ. “Smidt&Wegener”), и сейчас обладают на редкость богатым и насыщенным звучанием, практически недоступным современным инструментам.

Абсолютная экзотика – кошачье пианино

Когда слышишь название «кошачье пианино», то сперва кажется, что это – метафорическое название. Ан нет, такое пианино действительно состояло из клавиатуры и…. котов.

Зверство, конечно, и надо обладать изрядной долей садизма, чтобы верно оценить юмор того времени. Коты были рассажены по голосам, из деки торчали их головы, а с другой стороны виднелись их хвосты.

Вот за них-то и дергали, чтобы извлечь звуки нужной высоты.

Сейчас, конечно, такое фортепиано в принципе возможно, но лучше пусть об этом не будет известно обществу защиты животных. Сойдут с ума заочно.

Но вы можете расслабиться, этот инструмент имел место в далеком шестнадцатом веке, а именно в 1549-м году, во время одной из процессий испанского короля в Брюсселе. Несколько описаний встречается и в более позднее время, но уже не так понятно, существовали ли эти инструменты дальше, или о них остались лишь сатирические воспоминания.

Хотя ходил слух, что однажды его использовал некий И.Х. Рейль, чтобы вылечить от меланхолии итальянского принца. По его версии, подобный забавный инструмент должен был отвлечь принца от его грустных мыслей.

Так что может это и было жестоким обращением с животными, но одновременно и серьезным прогрессом в обращении с душевнобольными, что ознаменовало рождение психотерапии в ее зачаточном виде.

 На этом видео клавесинистка исполняет сонату ре-минор Domenico Scarlatti (Доменико Скарлатти):

(Пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: https://ProPianino.ru/drevnie-rodstvenniki-pianino

Из истории создания фортепиано

Из истории создания фортепиано

Фортепиано  – это удивительный музыкальный инструмент; пожалуй, самый совершенный. Существует он в двух разновидностях –рояль, что означает «королевский», и пианино. 

История создания этого удивительного инструмента уходит своими корнями в глубокую древность.

С тех пор, как первобытный человек стал использовать для охоты лук и стрелы, он заметил, что момент спуска стрелы сопровождается гудящим звуком, возникающим от колебания тетивы.

Заинтересовавшись этим, человек стал использовать лук как орудие для звукоизвлечения; таким образом, появился первый струнный музыкальный инструмент.

Струны современного фортепиано приводятся в колебание ударами молоточков. Исходя из этого, связь с прошлым очевидна. Конечно, фортепиано в том виде, в котором мы видим его сегодня, изобрели не сразу. Это был довольно долгий путь.

После рождения струны был изобретён монохорд,представлявший собой деревянный прямоугольный ящик-резонатор, над верхней плоскостью которого крепилась сначала одна струна, а затем и несколько десятков струн.

Звук появлялся в момент защипывания струны, либо от удара по ним специальной пластинкой – плектром. Но управляться с большим количеством струн — дело вовсе не простое. И в эпоху раннего средневековья появляются инструменты с клавиатурой.

Первые клавишные потомки монохорда уступили место инструменту клавикорду.

Клавикорд  появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Это был достаточно простой и небольшой по конструкции музыкальный инструмент с тихим звучанием, выполненный в виде небольшого плоского ящика без подставки и ножек.

Струны у клавикорда располагались перпендикулярно клавишам, как у современного пианино, и их количество было часто меньшим, чем количество клавиш. В этом случае одна струна обслуживала несколько клавиш. Отдельная для каждой ноты струна была только в басовой октаве.

Диапазон первых клавикордов охватывал всего 2,5 октавы, к 17 веку он расширился до 4-х октав, а в 18 веке достиг 5-6 октав, и для каждой ноты была своя струна. Поскольку клавикорд был небольшим, он предназначался исключительно для домашнего музицирования.

В отличие от тонкого и нежного звука клавикорда,клавесин обла­дает игрой более звучной и блестящей, звук у него более резкий.

При нажатии на клавишу клавесина плектр из гусиного пера цеплялся за струну и она звучала.

В клавесине могли звучать от одной до четы­рех струн одновременно и располагались они параллельно клавишам, как у современного рояля. И ещё одна особенность клавесина – у него было две клавиатуры.

Таким образом, прямыми предшественниками фортепиано считаются клавесиныиклавикорды.

В 17-18 веках многие мастера трудились над тем, чтобы создать достаточно громко звучащий инструмент.

И в 1709 году клавесинный мастер Бартоломео Кристофори  изобрел клавишный инструмент,  в котором молоточки ударяли непосредственно по струнам, чутко откликаясь на прикосновение пальца к клавише.

Специальный механизм позволял молоточку после удара по струне быстро возвращаться в исходную позицию, даже если при этом исполнитель продолжал держать палец на клавише.

Этот новый инструмент сначала получил название «клавишный инструмент, играющий тихо и громко», затем это название сократилось до пьянофорте и только позже обрел современное название  фортепиано.

Первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в 1732 г. (соната Лодовико Джустини).

Фортепианообладает огромным преимуществом перед клавикордом и клавесином — это возможность изменять динамику звучания, способность воспроизводить различные музыкальные оттенки от pp и p до нескольких f, но эта возможность появилась уже позже. А в начале фортепиано, на котором играл И.-Х.

Бах в 1768 году, звучал совершенно не так, как звучит современный рояль. Сегодня Бетховен и Моцарт могли бы просто не узнать собственную музыку, поскольку «современное» звучание рояль обрёл только приблизительно к 1850 году.

Это объясняется тем, что фортепианные струны в начале 19 века были по сравнению с современными струнами очень тонкими и лёгкими, и натянуты они были намного слабее, — ведь струны на современных роялях напоминают скорее жёсткие неподвижные бруски.

Тонкие струны, которые устанавливались на ранних фортепиано, издавали массу обертонов, поэтому такие инструменты показались бы нам, современным слушателям, плохо настроенными.

Еще один ключевой момент в истории пианино, —клавиши. Раньше клавиатура состояла из одних только белых клавиш, называвшихся по первым буквам латинского алфавита. Как правило, эти же буквы наносились и на клавиши самого инструмента – это делалось для того, чтобы помочь музыканту ориентироваться в сплошном ряду одинаковых клавиш.

Да и классическая система семи нот, которую мы сейчас используем, тоже родилась не сразу. Немало музыкантов, имена которых остались неизвестны, бились над тем, чтобы понять, какой же все-таки должна быть ее структура.

И начиная с 13 века уже создается привычное нашим глазам и пальцам построение клавиш – 7 белых и 5 черных в октаве, всего 88 клавиш.

  Итак, изобретенный Бартоломео Кристофори  инструмент с годами менялся, совершенствовался разными мастерами. И в 1783 году были изобретены ножные педали. Одна педаль использовалась для игры f, а вторая – для того, чтобы приглушить струну. Многие мастера экспериментировали с другими видами педалей, количество которых на некоторых инструментах доходило до 4-х и даже 6-и.

В начале 18 века новый инструмент – фортепиано – не сразу был принят публикой. Ведь механика первых фортепиано была не совершенна, а звук, хотя и менялся по силе, был резким и сухим.

Вторая половина 18 века является переломным моментом в истории фортепиано. Отныне крыловидное фортепианополучило название рояль, что означает «королевский».

Читайте также:  мировоззрение композитора и содержание музыкального произведения (на примере творчества п.и. чайковского, а.н. скрябина)

Главной особенностью этого инструмента был певучий звук.

Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных инструментов и занять центральное место в концертных залах Европы. В 19 веке роялю, завоевавшему большие залы, не хватало силы звука. Для этого струны сделали толще, длиннее и больше натянули их. Но деревянные корпуса роялей не выдерживали большого натяжения струн, которое исчислялось сотнями килограммов.

На помощь дереву пришёл металл – чугунная рама, позволявшая увеличить силу натяжения струн до 20 с лишним тонн! А сами струны стали располагаться перекрёстно в два яруса. В результате звук стал ярче, полнее, громче.

Изменились не только сила, но и качество звука. Раньше молоточки обтягивали лосиной кожей, но она была жёсткая и не долговечная, а теперь стали использовать прессованный войлок – фильц.

Но самым удивительным усовершенствованием рояля стало изобретение педали.

Одна педаль использовалась для задержания звука, для его продления после того, как клавиша отпущена, а вторая – для того, чтобы приглушить струну и сделать звук особо тихим и мягким.

Всего фортепиано понадобилось более 200 лет на то, чтобы окончательно сформироваться в тот инструмент, который мы с вами привыкли видеть и слышать.

1

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/iz-istorii-sozdaniia-fortiepiano.html

История фортепиано

История создания фортепиано уходит корнями в далекую эпоху Средневековья. Именно тогда появились первые прообразы современных клавишных инструментов — портативные органы.

Однако все-таки следует отнести их к классу клавишно-духовых инструментов. В те времена на них играли бродячие артисты и таким образом увеселяли публику и зарабатывали себе на хлеб.

Далее портативный орган видоизменился, стал больше по размеру, а применять его начали в основном в церковной музыке.

Другими близкими «родственниками» фортепиано можно назвать клавикорд и клавесин. Первые упоминания о них появляются в 16 веке. Однако самый старый клавикорд был изготовлен в 15 веке. Основное отличие данных инструментов — в их звучании, обусловленном разной конструкцией.

Клавикорд относится к группе клавишно-ударных, а клавесин — клавишно-щипковых инструментов, к тому же последний обладает более сложным механизмом. В свое время эти инструменты использовали для создания своих шедевров Моцарт, Бах, Бетховен и многие другие известные композиторы.

В начале 18 века итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори изобрел инструмент, называемый «пианофорте», за которым в дальнейшем закрепилось название фортепиано.

Основными его достоинствами можно назвать динамическую свободу и резонанс, за счет которого удавалось получать звук любой протяженности, благодаря наличию у инструмента специальных педалей для отрывистого звука и для более протяженного.

Кроме того, фортепиано обладало более сложной молоточковой системой по сравнению со своими предшественниками.

В дальнейшем фортепиано совершенствовалось: улучшился клавишный механизм, увеличился диапазон, произошли изменения расположения струн и многое другое. Проблему слабой репетиции удалось решить в 1823 году Себастьяну Эрару. Это позволило вывести фортепианную музыку на новый уровень.

В 19 веке фортепиано стало пользоваться большой популярностью в Европе, а затем дошло и до России. Многие компании начали заниматься изготовлением данного инструмента. В настоящее время таких фирм около 20 000.

В первую очередь, рост популярности фортепиано был связан с тем, что его предшественник клавесин издавал быстро затихающий звук, а это не позволяло играть legato.

Тем не менее, клавесинная музыка не вышла из употребления, а, наоборот, пережила свое возрождение в начале 20 столетия.

В 20 веке на смену фортепиано пришли синтезаторы и электронные пианино, позволяющие создавать различные композиции с элементами электронной музыки.

В целом же современные фортепиано делятся на две группы: рояль и пианино, диапазон которых в большинстве случаев составляет 88 полутонов (52 белых и 36 черных ключей). Они отличаются друг от друга как по форме и размерам, так и по способу звучания. У рояля струны расположены горизонтально, а у пианино – вертикально.

Если вы хотите освоить игру на фортепиано или синтезаторе, начните свой путь в музыкальной школе Jam’s cool. Благодаря проверенным методикам обучения и качественной подготовке преподавателей, уже через несколько месяцев вы сможете исполнить первые несложные композиции.

Источник: https://jamschool.ru/istoriya-fortepiano/

История фортепиано

Фортепиано – это удивительный музыкальный инструмент, пожалуй, самый совершенный. Существует он в двух разновидностях – рояль и пианино.

  На фортепиано можно исполнить любое музыкальное произведение, будь то оркестровое, вокальное, инструментальное, также любую современную композицию, музыку из кинофильмов, мультфильмов или эстрадную песню. Фортепианный репертуар является самым обширным.

Для этого инструмента сочиняли музыку великие композиторы разных эпох.

В 1711 году Бартоломео Кристофори  изобрел клавишный инструмент,  в котором молоточки ударяли непосредственно по струнам, чутко откликаясь на прикосновение пальца к клавише.

Специальный механизм позволял молоточку после удара по струне быстро возвращаться в исходную позицию, даже если при этом исполнитель продолжал держать палец на клавише.

 Новый инструмент сначала получил название «Gravecembalo col piano e forte», позже сокращенное до «Piano forte». А еще позже обрел современное название «Фортепиано».

Но история создания музыкального инструмента фортепиано лежит своими корнями еще в глубокой древности.

С тех пор, как первобытный человек стал использовать для охоты лук и стрелы, он заметил, что момент спуска стрелы сопровождается гудящим звуком, возникающим от колебания тетивы, внезапно получившей свободу движения.

Заинтересовавшись этим, человек стал использовать лук как орудие для звукоизвлечения, таким образом, появился первый струнный музыкальный инструмент.

В процессе развития человек стал использовать дощечки, которые прикреплял к древку лука, таким образом усиливался звук, издаваемый тетивой. Это был первый резонатор – приспособление, без которого ни один из современных струнных музыкальных инструментов не может считаться полноценным.

Затем на лук стали натягивать несколько струн, при этом было замечено, что более короткие струны, натянутые внутри изгиба древка, склонны издавать иные, более высокие звуки. Так появилась первая арфа.

Значительно позднее было найдено, что струна может издавать музыкальный звук не только от зацепления пальцем или каким-либо предметом (плектром), но и от удара по ней палочкой.

В Индии около 1500-1000 лет до нашей эры, откуда постепенно распространились на восток Азии, на Запад, через Ближний Восток, а затем и в Европу появились струнные музыкальные инструменты, у которых звук создавалась путем трения особого орудия – смычка об струны.

Струны современного фортепиано приводятся в колебание ударами молоточков, исходя из этого, связь с прошлым очевидна.

Стоит  упомянуть еще об одном музыкальном инструменте древности. Он был изобретен в Александрии около 250 году до нашей эры.

В основу этого инструмента был взят духовой язычковый, существовавший еще в Древней Греции, по виду и способу звукоизвлечения напоминавший современную флейту, музыкальный инструмент – авлос. Его изобретателем считается механик и инженер Ктезибий.

Ктезибий соединил в единый звуковой комплекс, по принципу античного многотрубчатого греческого инструмента сиринкса(называемого также “флейтой Пана”), несколько таких трубок разных величин, звучавших в разных тонах, создав как бы огромную флейту Пана.

Но так как, естественно дуть ртом в такие большие трубы было невозможно, то для подачи к этим флейтам необходимого потока сжатого воздуха Ктезибий применил механическое дутье.

Для этого он использовал хорошо известный и применявшийся в Египте с древних времен для оросительных и сельскохозяйственных целей насос с водяной регулировкой степени (уровня) воздушного давления. Сложный инструмент Ктезибия получил название гидравлоса, то есть водяного органа (буквально  водяной трубки). Таким образом, это был первый в истории человечества клавишный многозвуковой музыкальный инструмент.

Кроме этого в Древней Греции существовал музыкальный инструмент, называвшийсямонохордом.Он представлял собой длинный, узенький деревянный ящик с одной – единственной натянутой сверху струной.От ящика, созданного из специального сорта древесины, зависели тембр и громкость извлекаемого звука.

Струна была плотно прикреплена к ящику при помощи неподвижных подставок. Кроме них, одна подставка была подвижной. Она передвигалась по струне и таким образом то укорачивала, то удлиняла звучащую часть, тем самым изменяя высоту звуков. Постепенно к струне стали прибавлять другие.

Можно было играть, защипывая струны либо пальцами, либо специальными пластиночками – медиаторами, либо с помощью удара молоточком по струне. С течением времени монохорд приобрел прямоугольную форму, и у него появилась клавиатура, в начале, это был ряд клавиш.

Играющий нажимал на клавиши, а они приводили в движение тангенты – металлические пластинки, которые касались клавиш.

Клавесин и клавикорд.

Прямыми предшественниками фортепиано считаются клавесины и клавикорды.

 Фортепиано обладает огромным преимуществом перед этими  музыкальными инструментами, это возможность варьировать динамику звучания, способность воспроизводить огромный спектр оттенков от pp и p до нескольких f.

У старинных инструментов клавесина и клавикорда есть ряд отличий.

Клавикорд — небольшой музыкальный инструмент, с соответствующим его  размерам тихим звучанием. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. При нажиме на клавишу клавикорда приводится в звучание одна, соотнесенная с этой клавишей, струна.

В целях уменьшения размеров инструмента количество струн клавикорда было часто меньшим, чем количество клавиш. В этом случае одна струна обслуживала (посредством соответствующего механизма) несколько клавиш. Клавикорду не свой­ственны яркие оттенки и звуковые контрасты.

Однако, в зависимости от ха­рактера нажима на клавишу, мелодии, исполняемой на клавикорде, может быть придана некоторая звуковая гибкость, и даже более того — тонам ме­лодии может быть придана известная вибрация.Клавикорд являлся одним из самых чутких и отзывчивых клавишных инструментов своей эпохи, эпохи барокко.

При нажатии на клавишу, маленький медный квадратик под названием «тангент» ударял струну и, упираясь в неё, разделял её как бы на две части — одна из которых звучащая, а другая заглушаемая лентой из войлока, протянутой вдоль струн.

При отпускании клавиши, тангент возвращался в исходное положение, колебания переходили на всю струну и мгновенно заглушались за счет той части, заглушенной войлоком. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, или по две — такой клавикорд называется «связанный». Будучи весьма тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и деминуэндо.

В отличие от тонкой и задушевной звучности клавикордаклавесин обла­дает игрой более звучной и блестящей. При нажатии на клавишу клавесина может быть по желанию исполнителя приведено в звучание от одной до четы­рех струн. В эпоху расцвета клавесинного искусства существовал целый ряд разновидностей клавесина.

Клавесин, скорее всего, был изобретен в Италии в XV веке. В клавесине бывает один или два мануала (реже три), а звук извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора) при нажатии клавиши.

Струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино.

Звук концертногоклавесина — довольно резкий, но слабый для исполнения музыки в больших залах, поэтому в пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно.Клавесин использовался также для аккомпанемента к светским песням, в камерной музыке и для исполнения партии цифрованного баса в оркестре.

Существуют также музыкальные инструменты, которые являются разновидностью клавесина ввиду полного сходства в звукоизвлечении, но разные по конструкции: спинетмюзелар и вёрджинел — это небольшие клавесины с одной клавиатурой (реже с двумя) диапазоном в четыре октавы. Как правило, они искусно декорированы, являлись украшением дома и использовались преимущественно для домашнего музицирования.

Со временем инструменты совершенствовались, и было изобретено фортепиано, как уже было сказано в 1711 году.

А первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в 1732 г. (соната Лодовико Джустини). Однако в массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на клавесин, сорока-пятьюдесятью годами позже, во времена Гайдна и Моцарта.

Устройство фортепиано. Педаль.

Фортепиано состоит из акустического аппарата (резонансная дека, струны), клавишного механизма, опорных конструкций (футор, металлическая рама, вирбельбанк). Сложная система рычагов механизма позволяет передать усилие от играющего через клавишу к молоточку, удар которого по струне производит звук. Современный диапазон Фортепиано – 7 ½ октав (88 клавиш).

У фортепиано молоточек при нажатии клавиши ударяет по струнам одинаковой длины и толщины. Со временем появились педаль, ныне левая, которая сдвигает моллточки так, что они ударяют не по трем, а по двум или одной струне, что меняет тембр звука и его силу.

Когда пианист нажимает клавишу, молоточек ударяет по струнам. От них отскакивает войлочная подушечка-глушитель – демфер. Струны от удара вибрируют, возникает звук.

Когда клавиша отпускается, струна перестает вибрировать, так как демфер вернулся на место, плотно прижался к струне и заглушил звук. Еще одна педаль, появившаяся позже, правая – стала отводить демферы от струн.

Если нажать ее, то звук будет тянуться, пока не угаснет, хотя клавиша давно вернулась на место. Правая педаль позволила ввести в фортепианную музыку новые краски, интересные эффекты.

Читайте также:  Зарубежная музыка начала 20 века

Для фортепиано пишут очень многие композиторы, которых привлекают богатейшие возможности этого инструмента. Его диапозон включает диапозоны почти всех остальных музыкальных инструментов. Сила звука может меняться от легчайшего еле слышного пианиссимо до громоподобного фортиссимо. Фортепиано может звучать как оркестр.

Список литературы:

  • И. А. Браудо. Клавесин и клавикорд.
  • Л. Михеева. Энциклопедический словарь юного музыканта.
  • Википедия. Электронный ресурс.

Копирование материалов возможно лишь с активной ссылкой на сайт.

Источник: https://sf-studio.ru/useful/stati/istoriya-fortepiano

История создания фортепиано – от старинного клавесина к концертному роялю

Когда слышишь словосочетание «классическая музыка», первое, что приходит в голову – мелодичные аккорды фортепиано.

Кажется, что этот инструмент радует людей нежным звучанием в домах, концертных залах и музыкальных студиях с незапамятных времён, однако ему немногим более трёхсот лет.

В сравнении с органом, который может похвастаться тысячелетней историей, фортепиано – молодое изобретение музыкальных мастеров, открывшее новую эпоху в мире звука.

Исследователи затрудняются назвать точную дату рождения чёрно-белых клавиш, по данным разных источников – это, предположительно, 1709 год. История инструмента фортепиано берёт истоки от попыток усовершенствовать ранние клавишно-струнные инструменты – клавесины.

Клавесины пользовались популярностью у исполнителей прошлого времени, однако их звук отличался отрывистостью и быстро затухал, поэтому композиторам приходилось компенсировать этот недостаток множеством «украшений», прибавлявших звучанию продолжительность и усложнявших произведения.

Ещё одним недостатком клавесина являлась невозможность плавно регулировать громкость игры, исполнять мягкое, волнующее легато. Талантливый итальянец Бартоломео Кристофори поставил целью создание инструмента, который унаследует все достоинства от клавишных предшественников, превзойдя их по силе и выразительности звучания.

Ему удалось осуществить свою мечту – в начале 18 века Кристофори создал первое фортепиано (в переводе с итальянского forte – громко, piano – тихо). Его строение было простым и удобным – основу составляли клавиатура, струны, молоточки и элементы-возвращатели.

Вся история развития фортепиано в дальнейшие годы свелась к улучшению клавишного механизма, добавлению металлической рамы, педалей, изменению расположения струн. В «доработке» музыкального инструмента значителен вклад немецких мастеров – Готфрида Зильбермана, Юлия Блютнера, Кристофа Шрётера.

Говоря кратко, пианино представляет собой миниатюрную разновидность фортепиано. Она предназначена для музицирования в небольших залах и частных школах музыки.

Для её струн и механической части характерно вертикальное расположение, благодаря чему клавишный инструмент занимает меньше места.

На заметку – рояль, королевский «брат» пианино, отличается горизонтальным положением струн и внушительными габаритами корпуса.

Кто и когда изобрёл пианино? Первую модель «маленького фортепиано» создал в 1800 году американец Дж. Хокинс. Происхождение инструмента брало начало от известной фортепианной схемы Кристофори.

К середине 19 века пианино приобрело всем знакомый облик и звучание – у него появились перекрёстные струны, демпферные устройства, металлическая рама.

К концу 19 столетия клавишные инструменты стали привычным предметом обстановки в богатых домах, так как искусство владения музыкальным инструментом считалось важной составляющей хорошего образования.

Источник: https://artvocal.ru/istoriya-sozdaniya-pianino.php

История фортепиано

История фортепиано — начало

Итальянец Бартоломео Кристофори 4 мая 1655 г., Падуя – 27 января 1731 г., (Флоренция) поначалу занимался изготовлением клавесинов, а в 1709 г. Объявил, что изобрел инструмент с молоточковой механикой. Механика представляла собой устройство, в котором при ударе по клавише выскакивал молоточек и бил по струне. Такое туше позволяло изменять громкость инструмента.

Свое детище Кристофори назвал «Клавесином, играющим пьяно и форте» Пьяно означало слабый, тихий звук, форте звук сильный, громкий. В дальнейшем такие инструменты стали называть «Пианофорте» или «Фортепиано». Сейчас это слово известно всему миру.

На первых порах устройство нового инструмента было просто и примитивно. В нем даже приблизительно нельзя было угадать нынешнее фортепиано. Однако со второй половины XVIII в. Он получил распространение во всех странах Европы, где приступили к его опытному производству, и инструмент постепенно  совершенствовался.

Что отличало его от современного фортепиано?

Количество клавиш

У первых фортепиано звуковой диапазон вначале состоял из 5 октав (61 клавиша). В 1796 г. Он был расширен до 6 с половиной октав (78 клавиш). Во времена Бетховена, умершего в 1827 г.

фортепиано имело от 5с половиной до 7 октав. К этому времени (1824 г.) внутреннее устройство фортепиано было  усовершенствовано.

Оно уже мало, чем отличалось от современного фортепиано и можно сказать, что диапазон в 7 октав был характерен для периода, когда творили Лист, Шопен, Шуман.

Струны

В первых фортепиано струны натягивали параллельно друг другу. В 1802г.

Томас Лауд пришел к выводу, что если их сделать перекрещивающимися, то длинные струны можно будет натянуть и на небольшой площади, и что более эффективно достичь равновесия звука можно путем соответствующего размещения штегов. В 1845 г.

Чиккалинг осуществил перекрещивание струн в двух плоскостях. В то время струны фортепиано изготовлялись из железной проволоки, а басовые из меди,  сталь, для их изготовления, стали применять в 1830-50 гг.

Этапы развития фортепиано

Рама

По мере расширения звукового диапазона фортепиано и увеличения числа струн возрастала сила натяжения последних. Деревянной раме фортепиано стали необходимы металлические распорки.

Больше того, выяснилось, что сохранять высоту звука можно лишь при условии, что рама будет металлической. В 1851 г. Чиккалинг продемонстрировал в Лондоне фортепьяно с литойметаллической рамой, а в 1859 году Стенуэй предложил двухслойную намотку струн.

В ряду многих других изобретений это явилось блестящей вехой на пути к современному фортепиано.

Аликвот

Немец Блютнер придумал особое устройство аликвот. В среднем и верхнем регистрах к каждой из трех струн он добавил еще по одной. По ним молоточки не ударяли, но при ударе по игровым струнам резонировали и звучали вместе с основными. В этом  заключался смысл добавочных «резонансовых» струн.

Педали

До появления педали пиано в некоторых инструментах ее функцию выполнял рычаг, который сдвигал механизм вправо. Устройство правой и левой педалей в нынешнем виде, было изобретено в 1781 и 1782 годах соответственно. В 1862г. Француз Монталь обнародовал в Лондоне свое открытие – задерживающую (среднюю) педаль «Sostenuto»

Механика берет свое начало с изобретения Кристофори.

Как и само фортепиано, которое прежде чем обрести привычный для нас вид потребовало нелегкого труда и многочисленных исследований со стороны десятков и сотен замечательных мастеров, устройство механики в результате этого процесса тоже претерпела десятки изменений, как в принципах работы, так и во внешнем облике. К наиболее значительным из этих усовершенствований следует отнести создание в 1821г. Эраром репетиционного устройства.

С уважением, автор блога propiano.ru, Сергей.

Источник: http://propiano.ru/istoriya-fortepiano/

История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю, Музыкальный класс

У любого музыкального инструмента существует своя неповторимая история возникновения, знать которую очень полезно и интересно. Изобретение фортепиано стало переворотным событием в музыкальной культуре начала 18 века.

Наверняка всем известно, что фортепиано – далеко не первый клавишный инструмент в истории человечества. На клавишных музыкальных инструментах играли ещё музыканты Средневековья.

Орган – самый древний духовой клавишный инструмент, имеющий вместо струн большое количество труб.

Он до сих пор орган считается «королём» музыкальных инструментов, отличающийся мощным глубоким звучанием, однако он не является прямым родственником фортепиано.

Одним из первых клавишный инструментов, основу которого составляли не трубы, а струны, был клавикорд. Этот инструмент имел структуру, похожую на современное фортепиано, только вместо молотков, как внутри фортепиано, внутри клавикорда были установлены металлические пластинки.

Однако звучание этого инструмента всё же было очень тихим и мягким, что не давало возможности играть на нём перед множеством людей на большой сцене. Причина заключается в следующем.

У клавикорда было всего по одной струне на клавишу, у фортепиано же на каждую клавишу приходится по три струны.

Так как клавикорд был очень тихим, естественно, он не позволял исполнителям такой роскоши, как реализация элементарных динамических оттенков – crescendo (постепенное усиление силы звучания) и diminuendo (постепенное уменьшение силы звучания) . Тем не менее, клавикорд был не только доступным и популярным, но и любимым инструментом в среде всех музыкантов и композиторов эпохи барокко, в том числе и великого И.С. Баха.

Одновременно с клавикордом в ту пору бытовал несколько усовершенствованный клавишный инструмент – клавесин. Положение струн у клавесина было иным по сравнению с клавикордом. Они были натянуты параллельно клавишам – точно так, как у рояля, а не перпендикулярно. Звук клавесина был довольно звонкий, хоть и недостаточно сильный.

Однако этот инструмент был вполне пригоден для исполнения музыки на «больших» сценах. На клавесине также было невозможным использование динамических оттенков.

Плюс ко всему: звук инструмента очень быстро затухал, поэтому композиторы того времени свои пьесы наполняли разнообразным обилием мелизмов (украшений) с целью того, чтобы хоть как-то «продлить» звучание длинных нот.

С начала 18 века все музыканты и композиторы стали ощущать серьёзную потребность в таком клавишном инструменте, музыкально-выразительные возможности которого не уступали бы скрипке. Для этого требовался инструмент с широким динамическим диапазоном, который был бы способен извлечь мощное forte (громко) и нежнейшее piano (тихо) , а также все тонкости динамических переходов.

И эти мечтания стали явью. Считается, что в 1709 году Бартоломео Кристофори из Италии изобрёл первое фортепиано. Своё творение он назвал «gravicembalo col piano e forte», что в переводе с итальянского означает «клавишный инструмент, который играет тихо и громко».

Гениальный музыкальный инструмент Кристофори оказался очень простым. Устройство фортепиано было таково. Оно состояло из клавиш, войлочного молоточка, струн и специального возвращателя.

С ударом по клавише молоточек бьёт по струне, тем самым вызывая её вибрацию, которая совсем не похожа на звучание струн у клавесина и клавикорда.

Молоточек шёл назад, с помощью возвращателя, не оставаясь при этом прижатым к струне, заглушая, таким образом, её звучание.

Чуть позже этот механизм был немного усовершенствован: с помощью специального приспособления молоточек опускался на струну, а затем возвращался, но не до конца, а лишь наполовину, что давало возможность легко исполнять трели и репетиции – быстрые повторения одного и того же звука. Механизм был назван двойной репетицией .

Самое важная отличительная черта фортепиано от предыдущих родственных ему инструментов – способность звучать не только громко или тихо, но и давать возможность пианисту делать crescendo и diminuendo, то есть менять динамику и окраску звука постепенно и внезапно.

В то время, когда этот замечательный инструмент впервые заявил о себе, в Европе царила переходная эпоха между барокко и классицизмом.

Жанр сонаты, появившейся в то время, удивительно подходил к исполнению на фортепиано, яркими образцами этого являются произведения Моцарта и Клементи.

Впервые клавишный инструмент со всеми его возможностями выступал в роли сольного инструмента, что сподвигло возникновению нового жанра – концерта для фортепиано с оркестром.

С помощью фортепиано стало возможным выражение своих чувств и эмоций через завораживающее звучание. Это отразилось в творчестве композиторов новой эпохи романтизма в произведениях Шопена, Шумана, Листа.

По сей день этот чудесный, с многогранными возможностями, инструмент, несмотря на свою молодость, оказывает на всё общество огромное воздействие. Почти все великие композиторы творили для фортепиано. И, надо полагать, что с годами его слава только возрастёт, и оно всё больше и больше будет радовать нас своим волшебным звучанием.

Источник: https://eurowheels.com.ua/isskustvo-dlya-dushi/istoriya-sozdaniya-fortepiano-ot-klavikorda-k-sovremennomu-royalyu-muzykalnyj-klass

М.Бражников — Предшественники фортепиано — Клавикорд

Примерно к XIII — XIV векам появился клавикорд. Название инструмента происходит от латинского слова «клавис» (ключ, клавиша) и греческого — «хорда» (струна). «Предком» клавикорда считается монохорд — продолговатый ящик с натянутой над ним струной.

Под струной находилась подставка; передвигая ее вправо или влево, получали звуки разной высоты. Великий ученый Пифагор (около 580 — 500 гг. до н. э.) пользовался монохордом для акустических исследований.

Превращение монохорда в музыкальный инструмент произошло тогда, когда он стал многострунным и к нему была присоединена клавиатура.

Объем клавиатуры первых клавикордов был очень невелик —обычно не больше двадцати клавиш, то есть двух-двух с половиной октав, Клавиши делались различной расцветки и длины: верхние —темного цвета и короче, нижние —светлые и длиннее. С течением времени размеры и соотношение верхних и нижних клавиш изменялись, клавиатура становилась все удобнее для игры.  

Назначение клавиши — передавать силу удара пальца струне, чтобы заставить ее звучать. На клавикорде это достигается посредством крайне простого устройства, называемого тангентом (отсюда происходит и название механики клавикорда — тангентная):

Схема тангентной механики клавикорда

Тангент представляет собой плоский металлический стержень, неподвижно укрепленный на заднем конце клавиши. При нажиме на клавишу он снизу ударяет по струне и одновременно выполняет роль подставки, так как остается прижатым к ней до тех пор, пока палец не снят с клавиши.

Такой особенностью клавикорда определялись и его достоинства, и его недостатки. Струна под влиянием удара тангента начинает звучать с обеих сторон от места удара. Чтобы получить звук одной высоты, оставляется свободной только правая часть струны, а левая (около колков) обматывается сукном, заглушающим звучание этого отрезка.

Читайте также:  Ableton glue compressor — красиво склеить!

При опускании клавиши заглушение распространяется по всей струне и звук прекращается.

Клавикорд обладал довольно слабым звуком; сильный удар по клавиатуре вызывал излишнее натяжение струн, и инструмент начинал фальшивить.

Зато на клавикорде можно было достигать того, что недостижимо ни на одном другом струнном клавишном инструменте: быстро чередуя степень нажатия на клавишу, исполнитель мог вызывать вибрацию струны, отчего звук становился полнее и красивее.

Небольшими по размерам и легкими переносными клавикордами первоначально пользовались в Западной Европе почти исключительно бродячие музыканты. Позднее начали изготовлять инструменты больших размеров, на ножках. Их можно было встретить в богатых домах и, конечно, у профессиональных музыкантов.

Иоганн Себастьян Бах очень любил клавикорд, а его сын, Филипп Эмануэль, был замечательным клавикордистом и написал специальное руководство — «Опыт правильного способа игры на клавире»[1] (в двух частях, 1753 и 1762 гг.). Приемы игры на клавикорде заложили основы клавирной — будущей фортепианной — исполнительской техники.

Клавикорд

При коротких и узких клавишах клавикорда, ограниченном объеме клавиатуры рукам было «тесно» на клавишах, поэтому клавикордисты играли преимущественно только тремя пальцами — указательным, средним и безымянным. Тяжелые удары аккордами и октавные пассажи были невыполнимы.

Что исполняли на клавикорде в далеком прошлом странствующие музыканты — сказать трудно, но можно думать, что скорее всего это были танцевальные и песенные пьесы, бытовавшие в народной среде.

С достаточной уверенностью судить о произведениях для клавикорда приходится лишь по сохранившейся музыкальной литературе, созданной известными композиторами-профессионалами. На клавикорде можно было исполнять многое написанное для органа.

Некоторые типично органные произведения композиторы создавали с расчетом исполнения их на клавикорде, и не в церкви, а в домашней обстановке. Клавикордисты заимствовали также несложные пьесы песенно-танцевального и вариационного склада из репертуара для лютни[2].

1 Клавир — другое название клавикорда. В настоящее время оно применяется как общее для всех предшественников фортепиано (до конца XVIII века). Отсюда и термин «клавирная» музыка.

2 Лютня — струнный щипковый инструмент арабо-иранского происхождения, в XIV—XVII вв. широко распространенный во многих странах Западной Европы.

Источник: https://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/piano/history1.htm

Все пианисты. История фортепиано — Эволюция клавикорда

Эволюция клавикорда

На первых порах существования клавикорда в его устройстве был использован принцип, применявшийся в других ему современных струнных музыкальных инструментах.

Путем постепенного укорачивания одной струны прижатием к ней пальцев или особых передвижных кобылок (как это применилось в органиструме), из нее получали несколько звуков разной, постепенно возрастающей высоты.

Точно таким же способом к одной струне клавикорда подводили 2, 3 и даже 4 клавиши, тангенты на которых были расположены таким образом, что, укорачивая постепенно действующую часть струны, они могли извлекать из нее 2, 3, 4 соседних звука.

Таким образом, натягивая, например, всего семь струн, клавиатуру клавикорда делали в 20 клавиш и могли получать соответствующее число музыкальных тонов. Первоначально это была сольмизация — звукоряд, изобретенный теоретиком музыки Х века Гвидо д'Ареццо. Звукоряд состоял из следующих звуков в большой октаве: до, ре, ми, фа, соль, ля, си бемоль, си бекар, до. Таким образом, здесь имелось только четыре полутона в октаве: между ми и фа, ля и си-бемоль, си-бемоль и си, си и до.

В рассмотренном нами клавикорде 1440 года применено подобное же устройство: на 12 струн приходится примерно 27 клавиш. Однако число коротких клавиш здесь довольно большое — одна такая клавиша поставлена между двумя длинными.

Такое странное на наш взгляд распределение коротких клавиш может быть объяснено либо тем, что в данном инструменте было уже применено некоторое развитие звукоряда — в направлении увеличения числа звуков в октаве, либо тем, что рисовальщик, не имея музыкальных познаний, просто неверно и схематически изобразил клавиатуру инструмента, может быть, сделав это по памяти.

Примитивное устройство клавикордов вначале имело несомненный практический смысл при тогдашнем уровне строительной техники: во-первых, инструменты были сравнительно простыми по устройству, во-вторых, немногочисленные струны не трудно было настраивать. Что же касается исполнительской стороны, то музыка XIV- XVI веков, будучи еще относительно несложной в мелодическом и гармоническом отношениях, мирилась с ограничениями, присущими такой системе.

В чем же заключались такие ограничения? При обслуживании одной и той же струны несколькими соседними клавишами, каждый верхний звук автоматически исключал более низкие звуки на той же струне.

При такой системе было невозможно одновременное звучание многих секунд и терций, а также некоторых трезвучий в тесном расположении (например, если первая струна обслуживалась клавишами до-ре-ми, а вторая — клавишами фа-соль-ля, то при этой системе было невозможно получить одновременно до-ре, ре-ми, фа-соль, соль-ля, до-ми, фа-ля; до-мажорное и ре-минорное трезвучия были так же неосуществимы).

Эта система так называемых «связных клавикордов» (gebundene Klavichorden) делала их по преимуществу мелодическими инструментами и сильно ограничивала их гармонические возможности.

Первоначально данная конструкция клавикордов не вызывала особых неудобств для исполнителей.

Но с течением времени, в связи с развитием и усложнением создаваемой композиторами клавирной музыки, подобное устройство клавикордов стало представлять все больше неудобств и ограничений для исполнителей.

Кроме того, значительное преобладание числа клавиш и тангентов, по сравнению с количеством струн, создавало большие трудности при распределении задних концов клавиш.

Последние приходилось разнообразно искривлять, чтобы подводить несколько тангентов к одной струне.

Эти технические трудности возрастали при параллельной поперечной натяжке струн приблизительно одинаковой длины; они уменьшились при введении диагонального расположения струн по отношении к клавишам.

Стремясь преодолеть эти игровые и технические трудности и ограничения, в клавикордах начали постепенно увеличивать число струн, а число клавиш и тангентов, действующих на одну струну, начали соответственно сокращать.

Постепенно, в XVII-XVIII веках, пришли к системе «свободных клавикордов» (bundfreie Klavichorden), где каждая струна обслуживалась только одним тангентом и одной клавишей.

Таким образом, число различно настроенных струн и число клавиш в таких клавикордах сравнялось, и музыканты получили возможность играть на них любые самые сложные и разнообразные сочетания звуков, как на современных клавишных музыкальных инструментах.

Этот клавикорд дал полную свободу и композитору клавирной музыки, и исполнителю на инструменте. Одновременно изменялась и конструкция корпуса клавикорда и способ натяжки струн.

От первоначальной натяжки приблизительно одинаковых по длине струн постепенно перешли к более удобной натяжке по диагонали ящика инструмента, и придали им неровную длину, большую-для низких струн, меньшую — для струн высокого регистра. Это давало возможность удобнее расположить задние концы клавиш и тангенты в корпусе инструмента, а также выровнять натяжение струн по всему диапазону.

Звуковой объем клавикордов, в связи с расширяющимися требованиями музыкального искусства, тоже начал постепенно увеличиваться: от 20 звуков нотной системы Гвидо д'Ареццо, охватывающей только 2,5 октавы, постепенно перешли к трехоктавному объему звуков и более. Уже в 1511 году базельский музыкальный теоретик и органограф Себастьян Вирдунг в своем трактате «Мusica getutscht und ausgezogen» описывает клавикорды с 38 клавишами, объемом в 3,5 октавы (от фа большой до до третьей октавы).

Датированный 1543 годом клавикорд работы итальянского мастера Доменика из Пизары имеет 22 струны и 45 клавиш:

Таким образом, в этом клавикорде имеются почти полные четыре октавы, с той особенностью, что нижняя октава построена по «гвидоновой шкале», и на этом участке клавикорд фактически был уже «свободным»; в высоких октавах он имел полную хроматическую гамму, однако именно здесь сохранилась еще «связанность» клавикорда, доходившая до четырех нот на одной струне.

Одной из характерных особенностей устройства клавикордов первого периода было применение так называемой «укороченной» нижней октавы.

Внешне она выглядела доходящей внизу до ноты ми большой октавы, однако, фактическое распределение звуков на ее клавишах, в связи с отсутствием полутонов до-диез, ре-диез, фа-диез и соль-диез, было иным, и нижним звуком была нота до большой октавы, находившаяся на клавише ми; на клавише фа-диез находился звук ре, на клавише соль-диез — звук ми. Ноты фа, соль, ля, си-бемоль и си-бекар были расположены, как обычно. Справа схема подобной «укороченной» октавы.

В клавикорде 1744 г. работы Иоганна Фиреригеля (Пресбург), экспонирующемся в Государственном научно-исследовательском институте театра, музыки и кинематографии, имеется следующее расположение клавиш нижней «короткой» октавы:

Здесь два первых полутона разделены пополам. Объем звуков — 4 октавы (от до большой до до третьей октавы). Соотношение клавиш и извлекаемых из струн тонов следующее:

Находящийся в том же институте клавикорд 1816 года работы Г. Ленара (Пресбург) имеет еще отчасти связную систему тонов; его звуковой объем достигает пяти слишком октав (от фа контр- до соль третьей октавы).

Попытки изготовления «свободных» клавикордов следует отнести еще к XVI веку — Михаил Преториус указывает в своей Syntagma musicum (том II, стр. 64-65, 1618) на построенный в 1589 г. в Вене клавикорд, который был уже отчасти «свободным».

Первым же строителем вполне «свободного» клавикорда следует считать Иоганна Вильгельма Грунеберга из Бранденбурга, который сделал такой инструмент в 1700 году.

Клавикорды были самой разнообразной формы и величины; наряду с инструментами относительно большой звучности, предназначенными для игры в довольно больших помещениях, с длиной корпуса до полутора метров, строились и совсем маленькие «октавные» клавикорды, настраивавшиеся на октаву выше обычных, то есть в 4' тоне, в форме библии или небольших шкатулочек (футовый тон (нем. Fusston) — обозначение высоты тона, заимствованное из конструкции органа. Открытая лабиальная труба средней мензуры, дающая тон С, имела вышину приблизительно в 8 футов; поэтому восьмифутовыми нотами (8') называются звуки, соответствующие написанным нотам, 16' тоны звучат на октаву ниже написанных, 4' тоны — на октаву выше и так далее).

Форма их была большей частью прямоугольная, иногда трапепевидная или треугольная. Очень часто клавикорды, как это было принято для музыкальных инструментов того времени, украшались живописью современных художников, орнаментацией, позолотой, инкрустацией, резьбой и даже драгоценными камнями.

Некоторые мастера изготовляли так называемые педальные клавикорды, служившие для домашнего упражнения органистов.

Инструмент представлял собой довольно большой ящик со струнами, которые приводились в звучание от педальной клавиатуры органного типа, имевшей обычно 25 клавиш (две октавы от до большой до до первой октавы).

На этот ящик ставились два ручных клавикорда, один поверх другого, причем нижний ящик делался несколько шире верхнего — его клавиатура выдавалась вперед по сравнению с клавиатурой верхнего клавикорда.

Нижний педальный клавикорд имел на каждую клавишу по четыре струны: две были настроены в 16' тоне (на октаву ниже нормального тона), и две — в нормальном 8' тоне. Ручные клавикорды настраивались обычно в 4' тоне (на октаву выше нормального звучания).

В музее Вильгельма Гейера в Кельне хранился подобный педальный клавикорд, построенный в 1760 году герингвальдским органным мастером Иоганном Давидом Герстенбергом. Он был «свободной» системы и имел все струны одинаковой длины.

Струны отличались только по толщине и натяжению.

Стремясь сколь возможно усилить слабый звук клавикордов, их стали делать многохорными, то есть на одну клавишу начали ставить не одну, а несколько струн, приводимых в звучание одновременно. Число струн, как мы видели на примере только что описанного педального клавикорда Герстенберга, доходило до четырех.

В двухорных инструментах струны настраивались обыкновенно в унисон, в нормальном 8' тоне. Исключением служили только малые «октавные» клавикорды, настраивавшиеся в 4' тоне. В особенно больших клавикордах, имевших хоры из трех или четырех струн, две из них обычно настраивались в 8' тоне, остальные же в 4' или 16' тоне.

Таким устройством и способом настройки достигали большей звучности и богатства тона клавикордов.

Другим способом усиления звука клавикордов было увеличение поверхности резонансной деки инструмента. Клавикорды ранней эпохи имели лишь очень небольшую деку в правой части инструмента, причем большую часть площади клавикорда занимал клавишно-тангентный механизм.

По аналогии с другими струнными инструментами, стали постепенно увеличивать площадь резонансной деки клавикорда, доведя ее почти до полной площади инструмента, так что она лежала почти над всеми задними концами клавиш; при этом для прохода тангентов к струнам в деке прорезали небольшие отверстия.

Оба эти усовершенствования заметно усилили звук клавикордов.

Малые размеры клавикордов обусловливали и малые размеры клавиш; по сравнению с современной клавиатурой фортепиано, клавиши клавикордов были значительно короче и уже.

Вследствие этого, употребление при игре первого пальца не всегда было удобным, и исполнители старались его большей частью не применять. Постепенно выработался своеобразный тип аппликатуры без употребления первого пальца.

Это не представляло особых неудобств, так как фактура сочинений для струнных клавишных инструментов в то время была довольно несложной.

И лишь в позднейшее время, когда структура клавирных сочинений стала делаться все более сложной и трудной для исполнения, мастера начали увеличивать размеры инструментов и клавиш, приближая их по величине к современным, что дало возможность без помех для игры употреблять первый палец. Постепенно вырабатывалась и все более входила в употребление пятипальцевая аппликатура, с подкладыванием первого пальца под ладонь при игре гамм и арпеджио; эта аппликатура была окончательно введена в практику и санкционирована в XVIII веке Филиппом Эмануилом Бахом.

Источник: http://allpianists.ru/history9.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector