Виды музыкального творчества

Виды музыкального творчества

Заниматься творчеством – значит что-то творить, что-то создавать. В музыке для творчества открыты огромные просторы. Виды музыкального творчества разнообразны, прежде всего, потому, что музыка тесно переплетена с человеческой жизнью вкупе со всеми её проявлениями и творческими жилами.

Вообще обычно в литературе под видами музыкального (и не только музыкального) творчества подразумевают: профессиональное, народное и самодеятельное творчество. Иногда разделяют и по-другому: например, светское искусство, церковное искусство и популярная музыка. Мы с вами попытаемся копнуть глубже и описать что-нибудь более конкретное.

Вот какие основные виды музыкального творчества можно определить:

Создание музыки, то есть композиторское творчество – сочинение новых произведений: опер, симфоний, пьес, песен и так далее.

В этой области творчества есть много дорог: кто-то пишет музыку для театра, кто-то для кино, кто-то пытается передать свои замыслы в звуках чисто инструментальной музыки, кто-то рисует меткие музыкальные портреты, некоторые хотят выразить в музыкальном произведении трагедию или фарс, иногда авторы умудряются музыкой написать историческую летопись. Как видите, композитор – настоящий творец! Правда бывает и по-другому.

Например, кто-то пишет всего лишь для того, чтобы доказать, что умеет писать, а есть и такие композиторы, которые пишут бессмыслицу для того, чтобы восторженные слушатели пытались обнаружить смысл там, где его нет! Надеемся, что вы к последним «метателям пыли в глаза» не имеете никакого отношения? Вы ведь согласны, что музыка не должна быть бессмысленной?

Переработка чужой музыки – аранжировка.

Это тоже творчество! Какую цель преследует аранжировщик? Сменить формат! Сделать так, чтобы музыку можно было показать как можно большему числу людей, да так, чтобы от изменений не убавилось бы в ней смысла.

Это достойная цель настоящего художника. А вот лишать музыку со смыслом её смысла – например, опошлять музыку классическую – это не творческий метод. Такие «молодцы», увы, не настоящие творцы.

Музыкально-поэтическое творчество – создание текстов музыкальных произведений. Да! Это тоже можно отнести к видам именно музыкального творчества. Причём речь не обязательно идёт только о народных песнях и стихах для романсов. Сильный текст нужен и в театре! Создать либретто для оперы – это вам не халам-балам. Кое-чт о правилах сочинения текстов для песен можно почитать здесь.

Звукорежиссура – ещё один вид музыкального творчества. Очень востребована и очень увлекательна. Без работы музыкального режиссёра фильм может и не получить своих лавров на фестивале. Хотя, что это мы? Звукорежиссура может быть не только профессией, но и отличным домашним хобби.

Исполнительское творчество (игра на музыкальных инструментах и пение). Тоже творчество! Кто-то спросит, а что же они творят? Что создают? Можно ответить так по-философски – они создают звуковые потоки. На самом деле исполнители – вокалисты и инструменталисты, а также их разнообразные ансамбли – создают уникальные вещи – художественно-музыкально-смысловые полотна.

Иногда то, что они создают, записывается в видео или аудио формат. Так что, несправедливо лишать исполнителей творческих венцов – они творцы, их продукты мы слушаем.

У исполнителей тоже разные цели – одни хотят своей игрой во всём соответствовать исполнительским традициям или, может быть, точно выразить именно то, что по их мнению вложил в произведение автор. Другие играют кавер-версии.

Кстати, классная штучка эти каверы – это форма оживления подзабытых мелодий, их актуализации.

Что и говорить, сейчас музыки столько разнообразной, что даже при огромном желании, её не то чтобы не удержать в памяти всю ну просто никак не получается.

А тут на тебе – едешь в авто или маршрутке и по радио слышишь очередной кавер-хит, и думаешь: «Блиииин, да это ж песня сто лет назад была популярной… А хорошая-таки музыка, здорово, что про неё вспомнили».

Импровизация – это сочинение музыки прямо во время её исполнения. Так же как и в исполнительстве продукт творчества – уникальный и неповторимый, если никакими способами этот продукт не зафиксировать (ноты, аудио, видео).

Продюсерская работа. В старину (так условно выражаясь) продюсеров называли импресарио. Продюсеры – это такие люди, которые варятся в общей творческой «каше из топора» и там высматривают для себя оригинальных личностей, вовлекают их в какой-нибудь интересный проект, а затем, раскрутив этот проект не по-детски, срубают огромные бабки.

Да, продюсер – это и расчётливый бизнесмен, и творец в одном лице. Таковы уж особенности продюсерской работы, но само продюссирование совершенно спокойно можно отнести к видам музыкального творчества, потому что без творчества тут никак.

Музыкальное писательство, критика и журналистика – ещё одна область музыкального творчества. Ну, тут и говорить нечего – те, кто пишут о музыке умные и весёлые книжки, статьи в газеты и энциклопедии, научные труды и фельетоны – несомненно, самые настоящие творцы!

Музыкально-изобразительное искусство. А вот вы думали, что такого не бывает? Вот вам, пожалуйста. Во-первых, иногда композитор не только сочиняет музыку, но и пишет картины о своей музыке. Так делали, например, литовский композитор Микалоюс Чюрлёнис и русский композитор Николай Рославец. Во-вторых, многие сейчас занимаются визуализацией – очень интересное и модное направление.

Кстати, вы знаете о феномене цветного слуха? Это когда человек ассоциирует определённые звуки или тональности с каким-либо цветом. Может быть у кого-то из вас, дорогие читатели, цветной слух?

Слушание музыки – это тоже один из видов музыкального творчества. Что же созидают слушатели, кроме аплодисментов, конечно? А они, воспринимая музыку, в своём воображении создают художественные образы, представления, ассоциации – и это тоже, самое настоящее творчество.

Подбор музыки по слуху – да и ещё раз да! Это умение, которое очень ценится в широкой общественной среде. Обычно людей, которые умеют подбирать по слуху любые мелодии, почитают за умельцев.

Музыкальным творчеством может заниматься каждый!

Самое главное, что именно в творчестве может реализовать себя абсолютно любой человек. Чтобы быть творцом, не обязательно становится профессионалом, не обязательно проходить какую-то серьёзную школу. Творчество исходит из сердца, его главный рабочий инструмент – воображение.

Виды музыкального творчества не нужно путать с музыкальными профессиями, о которых можно почитать тут – «Какие бывают музыкальные профессии?».

Источник: https://music-education.ru/vidy-muzykalnogo-tvorchestva/

Типы музыкального творчества

Поиск Лекций

Роман Александрович Насонов

01.04.2015

Пифагор по легенде изобрел музыку, проходя мимо кузницы. Он стал изучать акустические закономерности музыки, услышав гармонию стучания.

Молотки – 2 к 1, образуют интервал октаву.

В музыке важна созвучность и гармония.

Фортепиано – в октаве 12 полутонов, 5 черных клавишей и 7 белых, диотоники.

От «до» до «до» будет октава.

На расстоянии октавы звуки максимально сливаются друг с другом. И мы отождествляем звуки на расстоянии октавы одинаковыми. Это один «пич класс» – который обозначен как «ноль».

12 – исходит из окустических закономерностей.

Тон.

Есть звучащее тело – оно колеблется. Может быть разной длины, частота волн будет разной – слышим разные звуки.

Есть звучащая среда.

Перед концертом происходит настройка.

4 струны у скрипки. Играют звук «ля», открытая 3-я струна. Для настройки. 440 ГЦ

Обертон. Призвук, который выше тона.

Обертоновый резонанс.

Струна скрипки колеблется не только целиком, но и своими половинками, третями, четвертями и тд

Монохорд – струна с порожкем, который двигался. Под него медитировали древние, на нем изучали пропорции.

Пропорции – основа обертонового звукоряда.

Умение настраивать свой инструмент было главным для музыкантов прошлого. Отсюда учения о соразмерности и тд.

Обертоны по-разному выражены у разных инструментов.

Большой барабан звучит ниже, тк колебания идут дольше.

Шум – это негармонические колебания, которые не укладываются в числовые ряды.

Музыкальные звуки – звучащие тела колеблются размеренными частями.

У скрипки сильнее выражены обертоны и меньше всего шумовых призвуков. Самый ровный и наиболее музыкальный звук. Способность скрипок петь. Как и в целом струнной группы.

Строй.

Звуки заставляют колебаться барабанные перепонки.

Естественный способ восприятия музыки – это реальное участие в музицировании (подпевать, подтанцовывать).

Институт современного концерта, где все молчат, – возник в 19 век. Это явление позднее, когда идет рефлексия, это высокая степень развития человеческой культуры.

Еще в 18 веке в Италии в опере – балаган и шум, все кричат, чуть ли не ставки делают, перепоет ли кто-то что-то.

Вечерня венецианской церкви тогда – тоже сопровождают участники кашлем или сморканием – выразить одобрение.

Источник: https://poisk-ru.ru/s25223t2.html

Детское музыкальное творчество

План

Содержание

Введение

Глава I

1.1. Общая характеристика детского музыкального творчества

1.2. Песенное творчество детей дошкольного возраста

1.3. Творческие проявления в основных видах музыкальной деятельности

дошкольников

Глава II

2.1. Анализ опыта работы музыкального руководителя

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава I………………………………………………………………………….4

1.1. Общая характеристика детского музыкального творчества……………4

1.2. Песенное творчество детей дошкольного возраста……………………..7

1.3. Творческие проявления в основных видах музыкальной деятельности

дошкольников…………………………………………………………………9

Глава II………………………………………………………………………….12

2.1. Анализ опыта работы музыкального руководителя…………………….12

Заключение…………………………………………………………………………17

Список используемой литературы……………………………………………..20

Приложение

Введение

Дошкольное детство — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального развития личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.

Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Б.В. Асафьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Кабалевский, Н.Н. Поддьяков, Б.М. Теплов и др.)

Наиболее эффективное и действенное средство воспитания и развития детей – это музыка. Один из ярких эмоциональных видов искусства. Она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Читайте также:  Русские народные инструменты символичность, классификация, история в именах.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Глава I

1.1. Общая характеристика детского музыкального творчества

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность — одна из центральных составляющих эстетического воспитания — играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста — с другой [3].

Музыка развивает ребенка умственно, оказывает влияние на процесс физического совершенствования ребенка, отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, о быте и традициях [1].

Детское музыкальное творчество — важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх.

Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст.

Также дошкольники способны сочинить простейшие ритмические и мелодические мотивы, различные по характеру (маршевые, плясовые, спокойные), импровизировать на заданную тему на детских музыкальных инструментах [6].

Детское музыкальное творчество можно разделить на исполнительское и «композиционное». Такое разделение использует Е. Горшкова, основываясь на позиции, принятой в искусствоведении Б.В. Асафьевым.

Детским исполнительным творчеством она считает выразительность, индивидуальную манеру исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов.

Детское «композиционное» творчество в танце – это создание новых музыкально-пластических, танцевальных образов, которые являются более или менее завершёнными танцевальными композициями [4].

Детское творчество имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать, развивая творческие способности детей.

Оно обычно не имеет большой художественной ценности для окружающих людей по качеству, по масштабности охвата событий, по решению проблем, а является важным для самого ребёнка. Творчество детей значимо в мире детской игры.

Психологические особенности детского возраста определяют непосредственность творчества детей, его эмоциональность, правдивость и содержательность, смелость. Сочиняя, придумывая, изображая, ребёнок берётся за любые темы [5].

Н.А.Ветлугина определяет детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности». Она указывает на то, что ребёнок в творческой деятельности выявляет своё понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих его людей – новое о себе. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребёнка[2].

По мнению Гогоберидзе А.Г. особенности детского творчества заключаются в следующем:

во-первых, в относительной новизне продукта творчества. Сочиняя, ребенок в первую очередь открывает новое для себя. Это так называемая относительная или субъективная новизна детского творчества;

во-вторых, в рассмотрении результатов сочинительства как результатов выражения внутреннего мира ребенка, его способностей, склонностей, ценностей. Это открытие себя окружающему миру и в какой-то степени самому себе [4].

Именно эти характеристики отличают творчество детей от творчества взрослых, и именно поэтому творчество детей определяется как «детское».

Н.А.Ветлугиной было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником.

Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения.

В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер [8].

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности [9].

Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях (Ветлугина).

Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах [7].

Таким образом, творчество детей разделяется на изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное. Оно имеет свои особенности, которые отличают детское творчество от творчества взрослых [11].

1.2. Песенное творчество детей дошкольного возраста

Голос ребенка — естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовывать творческие сюжетные игры [13].

Детское песенное творчество – характерный вид самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Продукт песенного творчества ребенка включает несколько небольших интонационных оборотов, мотивов и складывающуюся из них простейшую мелодию.

Как всякое художественное детское творчество, песенное творчество требует совместных действий, сотворчества взрослого и детей, особенно на первых этапах. Ребенок вначале включается в выполнение отдельных частей заданий, участвует в сочинении отдельных частей создаваемой песни.

По мере усвоения творческого опыта он выполняет уже необходимое для создания целостной и завершенной композиции, хотя и в самой простой форме [10].

Источник детского творчества – окружающая жизнь и музыкальное искусство, отражающее ее. Особенное внимание в развитии песенного творчества следует обращать на использование песен-образцов.

Они служат своеобразными побудителями для решения детьми творческих задач и подсказками для их решения. Музыкальные темы песен-образцов должны быть точными, ясными и яркими, текст – кратким, запоминающимся.

Ритм песни должен способствовать созданию ребенком ритма собственной мелодии [12].

Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано. Начиная с младшей, средней групп выявляем эти склонности и содействуем их успешному развитию. В старшей и подготовительной группах продолжается работа над закреплением навыков, полученных детьми в младшем дошкольном возрасте, но на более качественном уровне.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки.

Слух ребенка все время контролирует правильность звучания [15].

Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память [13].

Педагогами специально разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:1) импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов; 2) импровизация музыкальных вопросов и ответов; 3) сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре [4].

Источник: http://sundekor.ru/referat/bystro/detskoe-muzykalnoe-tvorchestvo/

Детское музыкальное творчество

Детское музыкальное творчество – важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст.

Дети любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводам. В этом им помогает литературный текст и характер музыки. Если взрослый не показывает готовые движения при инсценировках, то дети могут создавать оригинальные, самобытные образы, выраженные в движениях.

Также дошкольники способны сочинить простейшие ритмические и мелодические мотивы, различные по характеру (маршевые, плясовые, спокойные), импровизировать на заданную тему на детских музыкальных инструментах («Сыграй «дождик» на металлофоне или треугольнике», «Придумай и сыграй марш на ксилофоне или деревянных палочках» и.т.д.).

Творческие способности могут проявиться у каждого ребёнка по-разному, в зависимости от природных задатков и развития основных музыкальных способностей.

У одних детей может проявиться способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества.

Поэтому подходить к вопросу развития творческих способностей детей нужно индивидуально, учитывая особенности каждого ребёнка.

Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, от умения выражать в пении определённые чувства и настроения, а также петь чисто и выразительно.

Обычно этими умениями дети овладевают к старшему дошкольному возрасту.

Но формировать творческие проявления необходимо намного раньше, используя посильные детям творческие задания (спеть своё имя, колыбельную кукле и т.д.).

Творчество рождается из интуитивных и сознательных действий. Постепенно их сочетание становится более прочным.

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.

Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнить движения с воображаемыми предметами, а также свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.

Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в семье необходимо целенаправленно обучать детей воплощать характер, образы музыки в движениях.

Это обучение основывается на овладении обобщёнными способами музыкальной деятельности, которые необходимы для творческих проявлений в танце: ребёнка приучают вслушиваться в музыкальное произведение, стремиться к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни и инструментальной пьесы, воспитывают творческое отношение к музыке в целом.

Полноценное танцевальное творчество ребёнка возможно при условии, что его музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются и если у него есть возможность проявить самостоятельность. Важно оснащение танцевального творчества, как в детском саду, так и в семье: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев.

Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях – сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей.

Читайте также:  Виды барабанных палочек

Слушание вокальных, инструментальных произведений как в записи, так и в «живом» исполнении педагогов или исполнителей – профессионалов, беседы о выразительных средствах музыкального языка, изучение и сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностей необходимо детям для последующего творчества, в том числе и инструментального.

Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы.

В самостоятельной деятельности детей и в семье инструментальное творчество может чередоваться с разучиванием оркестровых партий и подбором мелодий по слуху.

Таким образом, для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:

– соблюдение принципа свободы;

– накопление впечатлений от восприятия искусства;

– накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);

– развитие основных музыкальных способностей;

– оснащения музыкального творчества как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/2559

Виды музыкальной деятельности детей

Деятельность — это активный процесс овладения общественным ответом, достижениями культуры. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

– слушание музыки;

– детское музыкальное исполнительство (пение, музыкально-ритмическое движение, игра на музыкальных инструментах);

– музыкально-познавательная деятельность (начальные элементы музыкальной грамоты);

– продуктивное и исполнительское творчество, в их первоначальных истоках.

Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она неосуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности. Кроме того, каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности.

Одним из ведущих видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски, партитуры для детского оркестра. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа.

Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточенности, требующим мобилизации чувств, мысли и познавательных возможностей детей, объединенных переживанием музыкального произведения.

Ребенок испытывает различные чувства в связи с воздействием на него музыки и осмысливанием ее содержания. Это процесс эмоционально-образного познания, поскольку осуществляется через художественно-музыкальный образ.

В результате формируется отношение к образу, которое в дальнейшем переносится на действительность

Слушание музыки имеется в любой практике, но может существовать и как самостоятельный вид деятельности. Выделенное самостоятельно, оно способно содействовать целенаправленному восприятию музыки, характеризующемуся единством целостного и дифференцированного подхода. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство.

Другим   видом   музыкальной деятельности является детское исполнительство.   Оно проявляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и  искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней.

Пение – деятельный процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни. Это основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

Очевидна особая роль пения, активно формирующая музыкально-сенсорные способности, музыкально-слуховые представления. Существует даже специальный термин – певческий слух. К тому же в пении развивается певческий голос в рамках, доступных этому возрасту.

Петь могут и хотят все дети, начиная с двухлетнего возраста. Исполняя песни, они глубже чувствуют музыку, активнее выражают свои эмоции.

Выбирая песни, необходимо учитывать возраст детей, их вокальные возможности, уровень музыкального развития, а также воспитательную направленность содержания песен.

Содержание программных умений по пению исходит из музыкально-теоретических основ хорового пения.

Музыкально-ритмические движения – это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Музыкально-ритмическое движениеотносится в целом к хореографическому искусству и главным образом к основам музыкально-ритмического воспитания. Поэтому содержание программных умений по движению исходит из основ музыкально-ритмического воспитания – ритмики.

Ритмика одним названием подчеркивает свою воспитательно-развивающую функцию по отношению к чувству ритма.

Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении.

Игра на детских музыкальных инструментах – металлофоне и ударных – полезна для развития музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти.

Игра на детских музыкальных инструментах активизирует музыкально-слуховые представления (ребенок подбирает по слуху, импровизирует), а также чувство ансамбля (при совместной игре в оркестре).

Музыкально-дидактические игры – музыкально-сенсорная деятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.

Следующий вид музыкальной деятельности — детское музыкальное творчество.

В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.

Простейшие формы творчества придают активный эстетический характер – музыкальному переживанию.

Еще один вид музыкальной деятельности — музыкально-образовательная, которая предполагает усвоение детьми элементарных сведений о музыке, ее выразительных особенностях, а также приобретение определенного запаса навыков и умений в различных видах исполнительства.

Музыкально-образовательный вид деятельности включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, о музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д.

, а также специальные знания о способах исполнительства.

Введение в практику элементов музыкальной грамоты показало готовность детей 5-7 лет к этим занятиям и особую полезность их в развитии звуковысотного слуха.

При построении музыкальной деятельности руководствуются задачами эстетического воспитания.

Главная из них – воспитание эстетического отношения к жизни и искусству, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью, развитым восприятием, оценочным отношением, творческой деятельностью. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности, но в наибольшей степени – в процессе восприятия музыки и музыкально-ритмических движениях.

Анализ музыкальной деятельности показал, что каждый из ее видов помимо общей эмоциональной отзывчивости выполняет свое специфическое назначение (служит средством развития какой-либо музыкальной способности), и поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности в дошкольном детстве.

Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей.

Источник: https://students-library.com/library/read/53875-vidy-muzykalnoj-deatelnosti-detej

Понятие музыкального творчества

Одна из основных категорий музыкальной психоло­гии – «музыкальное творчество». С ней связано пони­мание почти всех музыкально-психологических вопро­сов.

Долгое время представление о музыкальном твор­честве предполагало только процесс создания музыкального произведения. И действительно, значи­мость данного факта для музыкального искусства оспо­рить нельзя.

Об этом свидетельствуют многие справоч-но-энциклопедические издания, например, в музыкаль-

нои энциклопедии в статье крупного музыковеда совет­ской эпохи А. Н. Сохора говорится: «Музыкальная дея­тельность подразделяется на три основные разновид­ности: творчество (композиция. – Г. О.), исполнитель­ство (исполнение музыки. – Г. О.

) и восприятие. Им соответствуют три этапа существования музыкального произведения – создание, воспроизведение и слуша­ние» [СохорА., 1976. С. 736]. За исполнительством и слу­шательским восприятием закреплялась лишь функция музыкальной деятельности.

Однако, согласно положению Б. В. Асафьева музыка -«искусство интонируемого смысла» [Асафьев Б., 1971], и вне живого звучания она существовать не может. Ее художественно-интонационный образ, возможно, с не меньшей силой, должен пройти не только через сознание автора, но и исполнителя.

Тот же Асафьев сви­детельствует, что XIX век оставил множество выдаю­щихся музыкальных произведений, но сколько из них мы не знаем из-за того, что они не нашли достойного исполнителя. Неслучайно часто талантливый музыкант-исполнитель вдохновляет композитора на создание но­вых сочинений.

История музыки изобилует примерами такого рода творческой дружбы: Римский-Корсаков и вы­дающаяся певица Надежда Забела-Врубель, Франсиск Пуленк и замечательная певица Дениз Дюваль, Борис Чайковский и талантливый скрипач Виктор Пикайзен и т. д.

Именно в расчете на вокальные данные и арти­стический облик Забелы-Врубель Римский-Корсаков создавал неповторимые по красоте оперные партии хрупких женских образов: Веры, Марфы, Царевны-Ле-бедь, Царевны Ненаглядной Красы.

Вспомним «прова­лы» на премьерах оперы «Фиделио» Бетховена или Сим­фонии № 1 Рахманинова из-за неудачного исполнения. А какую роль сыграла певица Вера Пургольд в пропа­ганде камерно-вокального творчества Мусоргского?

Только она одна могла в то время – в последние деся­тилетия XIX века – раскрыть новаторскую впечатляю­щую образность романсов и песен великого компо­зитора.

Во время исполнения музыки и ее «содержание и форма несколько изменяются, преобразуются испол­нителем в соответствии с его мировоззрением, эстети­ческими идеалами, личным опытом, темпераментом и т. д.

В этом проявляются его индивидуальное вос­приятие и истолкование произведения. Возникают ис­полнительские варианты содержания и формы» [Со-хор А., там же].

Особенно наглядно это творческое пре­образование наблюдается в исполнении великих артистов, когда даже широко известное сочинение как бы открывается новыми образными гранями и иной си­лой воздействия (достаточно вспомнить неповторимое исполнение выдающихся пианистов прошлого века Э. Г. Гилельса, СТ. Рихтера или Г. Гульда). Следова­тельно, исполнитель также причастен к творческому акту – он находится в сотворчестве с композитором.

Но будет ли творческий акт завершен только дея­тельностью композитора и исполнителя? И тот, и дру­гой ориентируются на слушателя, который, воспри­нимая музыку, вникает в ее смысл, создает свой му­зыкальный образ, свое музыкальное представление и, в конечном счете, выносит свою оценку. И именно эта оценка определяет бытование музыкального произ­ведения и его судьбу.

Если обратиться к учению И. Канта, то выясняется, что сам акт познания чего-то нового (а именно оно ле­жит в основе восприятия музыки) есть творчество. До­бавим, общая психология считает, что творчество – это «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурной уникальностью» [НЭС, 2004. С. 1194].

Читайте также:  Как научиться петь вибрато несколько простых установок начинающему вокалисту

При восприятии музыки наблюдается явление, схо­жее с исполнительским творчеством: здесь можно гово­рить о новом, слушательском варианте музыкального произведения, о новой интерпретации. Новое особен­но показательно для высоко интеллектуального, рож­дающего собственную концепцию восприятия музыки.

Подобное восприятие в большей степени показательно для талантливых звукорежиссеров, музыковедов-иссле­дователей и критиков (яркие примеры – аналитические этюды И. И. Соллертинского, Л. А. Мазеля, В. С. Цук-кермана, Ю. Н. Тюлина, В. В. Протопопова, Ю. Н. Холо-пова). Это творческий фундамент и звукорежиссуры, и музыковедения.

(Отметим, что музыковедение тоже есть одна из разновидностей творчества музыкального, а не только сугубо научного.)

Следовательно, слушательское восприятие, равно как и исполнительство, содержит творческий компонент и является составной частью музыкального творчества, которое необходимо трактовать как единство триады: композитор-исполнитель-слушатель.

Итак, музыкаль­ным творчеством следует считать любой вид ак­тивной, обновляющей психической деятельности, связанной с музыкальным искусством, при главен­ствующей роли деятельности композитора.

Му­зыкальное творчество рассматривается не только в психологическом, но и в философско-эстетическом аспектах.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s60796t1.html

Развитие музыкального творчества дошкольников

План:

  1. Музыкальное творчество дошкольников…………………………………………..……..3 стр.
  2. Значение развития музыкального творчества дошкольников……………………………5 стр.
  3. Музыкальное творчество как средство активизации воображения дошкольников…………………………………………………………………………………………………………………………..7 стр.
  4. Виды и этапы развития детского музыкального творчества дошкольников………………………………………………………………………………………………………………9 стр.
  5. Изучение детского музыкального творчества. Труды учёных…………………………11 стр.
  6. Конспект музыкального занятия с применением вокального, танцевального, игрового творчества………………………………………………………………………………………13 стр.
  7. Список используемой литературы………………………………………………………15 стр.

Приложения 

1. Музыкальное творчество дошкольников

Детское музыкальное творчество  – важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех  видах музыкальной деятельности:  пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Как считает О.П.

Радынова, «детское музыкальное творчество по своей природе – синтетическая деятельность». Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх.

Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст.         

 Дети любят инсценировать  песни, придумывать движения к  хороводам. В этом им помогает  литературный текст и характер  музыки. Если взрослый не показывает  готовые движения при инсценировках, то дети могут создавать оригинальные, самобытные образы, выраженные в движениях.     

 Также дошкольники  способны сочинить простейшие  ритмические и мелодические мотивы, различные по характеру (маршевые, плясовые, спокойные), импровизировать  на заданную тему на детских  музыкальных инструментах («Сыграй  «дождик» на металлофоне или  треугольнике», «Придумай и сыграй марш на ксилофоне или деревянных палочках» и.т.д.).

Воображение ребёнка развивается  по мере его взросления и приближения  к зрелости. Л. С. Выготский считал, что между половым созреванием и развитием воображения у детей существует тесная связь. Подросток анализирует накопленный опыт, определяется с жизненными интересами и предпочтениями, а также проходит этап окончательного формирования воображения.

И музыкальное восприятие, и исполнение музыки — есть процессы творческие. Но интересно, способен ли дошкольник к продуктивному творчеству?

Сегодня уже не требует  дополнительных доказательств тот  факт, что у дошкольника художественная деятельность имеет место во всех своих формах: «Дети поют, читают стихи, танцуют, то есть исполняют произведения.

Они импровизируют попевки, танцы, воплощая свои замыслы в рисунках, лепке. А это и есть первые творческие проявления.

Дети с увлечением слушают сказки, стихи, музыку, рассматривают картины, то есть они проявляют большой интерес к восприятию искусства» (Ветлугина Н.)

Исследования, проводимые Н. А. Ветлугиной и ее учениками, убедительно  доказали, что во всех видах музыкальной  деятельности — пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах — дети могут сочинять оригинальные импровизации.

Художественная деятельность в дошкольном возрасте не может быть полноценной, если ее развитие ограничивается формированием художественного восприятия и исполнения.

Для общего художественного развития ребенка, очень полезно вовлекать его не только в «воспринимающую», но и в творческую деятельность.

Петь, танцевать, играть на музыкальном  инструменте, импровизировать и  сочинять новые мелодии любят многие дети, независимо от их возраста. Ведь творчество заложено в самой природе человека.

«Под творческой деятельностью  детей понимается не столько сам  предметный результат, то есть детские  произведения, сколько творческий процесс, подразумевающий развитие умения и  навыков эстетического художественного  восприятия — сопереживания искусства, а также пробуждения на этой основе способностей к импровизации, к продуктивному  самовыражению», — отмечает Н.А.Ветлугина

Сами попытки ребенка  к созиданию, к продуктивному  самовыражению уже есть творчество. Дошкольнику всегда интересен процесс, это одна из ведущих характеристик его возрастного развития.

Творческая деятельность детей также отличается от деятельности взрослых. Детское музыкальное творчество—это сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные.

Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет  одну из важнейших потребностей ребенка—самовыражение. Детское музыкальное творчество предполагает наличие музыкальных  способностей, знаний и умений.

Важнейшую роль в этом процессе играют воображение, интуиция, образное мышление.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Сочиняя, ребенок в первую очередь открывает новое для себя.

Это так называемая относительная или субъективная новизна детского творчества.

Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

    Детское  музыкальное   творчество   по   своей   природе   синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной  деятельности: в  пении,  ритмике,  игре  на  детских музыкальных  инструментах

2. Значение развития музыкального творчества дошкольников

На музыкальных занятиях (фронтальных, по подгруппам, индивидуальных) педагог не только разучивает с детьми определенный репертуар, обучает навыкам игры на музыкальных инструментах, знакомит с их выразительными возможностями, но и побуждает к музицированию, импровизациям, сочинению мелодий. Для этого он показывает способы воплощения музыкальных образов на разных инструментах, чтобы дети сами стремились импровизировать и на занятиях, и в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.

На занятиях музыкальный  руководитель дает детям творческие задания различной степени сложности: от простых звукоподражаний до сочинения разных по жанру и характеру мелодий.

При этом эффективны парные задания на импровизацию музыкальных  образов, контрастных между собой. В младшем дошкольном возрасте дети импровизируют на ударных инструментах контрастные по характеру звукоподражания (например, шум приближающегося и удаляющегося поезда).

В средней группе они могут сыграть на металлофоне свою колыбельную и плясовую мелодию. В старшем возрасте задания усложняют.

Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений: контраст п пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, ганцев, маршей, например, боевого и шутливого), контраст в пределах одного названия (сочинение двух разных по характеру пьес, например, птичка поет весело и грустно), контраст в пределах одного настроения, передача возможных его оттенков (веселое, торжественное и веселое, нежное; светлая грусть и грусть-жалоба и т. д.).

Такие парные задания заостряют  внимание детей на необходимости  передать определенное настроение в своей импровизации или сочинении, по-разному их эмоционально окрасить.

Задания с различными видами контрастных сопоставлений применяются, как мы помним, и при слушании музыки. Таким образом, дети могут, опираясь на приобретенный музыкальный опыт, по-своему выразить музыкальные впечатления, развить творческие способности.

Рекомендуется подобные задания  давать в эмоциональной, образной форме, будить фантазию, воображение ребят поэтическими сравнениями, метафорами, использовать сказочные сюжеты. Это раскрепощает детей, заинтересовывает их, уводит от будничности, помогает окрасить импровизации различными чувствами.

Важно заострять внимание дошкольников на том, что даже простое  звукоподражание (например, шум дождя) можно передать по-разному: чтобы  в музыке слышались волшебные  легкие капельки теплого дождика, сверкающие на солнце, или грозные, барабанящие  по крышам тяжелые капли сильного ливня с ветром и громом, когда  становится темно и страшно.

Творческие задания малыши могут выполнять и коллективно  —шумовой оркестр. Педагог обсуждает с детьми, какими инструментами, в каком темпе, с какими динамическими оттенками лучше передать тот или иной образ.

Творческие задания для шумового оркестра применяют уже в младших группах: передать в музыке цокот копыт, волшебные падающие снежинки. Снежинки можно изобразить с помощью звенящих колокольчиков, треугольников, металлофонов, а цокот копыт — с помощью деревянных ложек, кубиков.

Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки (всадник может скакать беззаботно, весело, бодро или торопливо, стремительно, решительно; он может ехать вдалеке, потом приближаться и удаляться).

В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства.

Такое коллективное музицирование  помогает ребятам глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

Импровизации на музыкальных  инструментах в самостоятельной  деятельности, в семье можно чередовать с разучиванием оркестровой партии, подбором мелодий по слуху.

В старшем дошкольном возрасте (а иногда и раньше) дети способны запоминать и затем повторять свои импровизации, т. е. сочинять несложные мелодии.

Как правило, ребенок стремится в своем сочинении передать какой-либо конкретный программный образ или черты определенного жанра (песня, танец, марш).

Нужно побуждать детей сочинять мелодии и без определенной программы, названий, помогать им сделать музыкальные импровизации, даже самые элементарные, выразительными, окрашенными настроением.

Характер руководства  педагога инструментальным творчеством  зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Одни дети нуждаются в детальном показе возможных творческих действий, постоянном наблюдении взрослого и помощи, другие действуют более самостоятельно.

Степень участия педагога в творчестве детей меняется и  в зависимости от возраста воспитанников. Прямое участие необходимо, когда ребята овладевают первоначальными ориентировочными действиями (показ приемов звукоизвлечения в зависимости от характера мелодии, возможных вариантов импровизаций; создание игровой ситуации, побуждающей к творчеству, и т. д.).

В дальнейшем педагог только поощряет детей к занятиям, создает  условия для них, поддерживает желание  музицировать, отмечает удачно найденные  мелодические интонации, просит сыграть  их еще раз, спеть, чтобы закрепить, удержать в памяти. Помогая ребенку  запомнить наиболее удачную мелодию, сочиненную им, взрослый пропевает ее сам, затем вместе с ребенком просит сочинить слова («чтобы получилась песенка»).

Один из приемов, стимулирующих  и обогащающих творческие проявления детей,—аранжировка наиболее удачных  сочинений музыкальным руководителем, исполнение их на фортепиано с сопровождением. Для этого педагог должен уметь быстро подбирать и гармонизировать мелодии.

Звучание придуманной  ребенком мелодии с аккомпанементом, сочиненным взрослым, придает «произведению» законченный вид, что радует малышей, стимулирует творчество.

Интересно также инструментовать  мелодии для детского оркестра, вместе с ребятами найти наиболее выразительные тембры инструментов, придумать различные варианты оркестровки.

Мелодию может играть сам  «автор» вместе с другими детьми. Гармоническую основу создает фортепианное сопровождение, сочиненное взрослым, ритм и характер подчеркивают ударные  инструменты.

Исполнение оркестром  сочиненных детьми мелодий побуждает  к коллективному творчеству, прививает интерес к музицированию.

3. Музыкальное творчество как средство активизации воображения дошкольников

Творческая деятельность детей также отличается от деятельности взрослых. Детское музыкальное творчество—это сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные.

Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет  одну из важнейших потребностей ребенка—самовыражение. Детское музыкальное творчество предполагает наличие музыкальных  способностей, знаний и умений. Важнейшую  роль в этом процессе играют воображение, интуиция, которые К.С. Станиславский  назвал «сверхсознанием».

Как известно, в процессе музыкального творчества активно участвует и образное мышление.

     Самое главное  — чтобы дети не теряли интереса  к музыкальной деятельности. Все  упражнения, которые даются для овладения определенными навыками и умениями, должны носить игровую форму, быть образными.

Здесь важны чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки. Слова Д.Б.

Кабалевского о том, что на уроках музыки в школе не должно существовать никаких правил и упражнений, требующих многократных повторений, можно отнести и к занятиям с детьми дошкольного возраста.

Источник: http://stud24.ru/pedagogy/razvitie-muzykalnogo-tvorchestva-doshkolnikov/297920-890702-page1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector