Изначально марши являлись ритмичными музыкальными композициями, которые создавались для обеспечения синхронного движения большого количества людей. Естественно, они обычно создавались для военных парадов.
В мире существует множество маршей, но есть такие, которые известны даже людям, весьма далеким от музыки. Именно таким и посвящена эта статья.
Марш Мендельсона
Конечно, при упоминании слова «марш» большинство людей вспомнят о музыкальном произведении, написанном Якобом Мендельсоном.
При этом мало кто знает, что он был написан для шекспировской постановки «Сон в летнюю ночь». Интересно, что впервые этот марш был исполнен для новобрачных через четыре года после премьеры в 1847 году в Великобритании.
Видимо, молодоженам просто понравилась мелодия, либо они были заядлыми театралами.
Популярность к маршу Мендельсона пришла спустя еще 11 лет, именно тогда его сыграли на бракосочетании короля Пруссии и английской принцессы. Именно с той поры марш Мендельсона стал популярнейшей мелодией, которая неизменно сопровождает свадебные церемонии по всему миру.
Якоб Мендельсон в общей сложности написал более сотни произведений, среди которых есть кантаты, симфонии и концерты, однако человечеству он запомнился, благодаря одному-единственному «хиту» – непродолжительному отрывку из созданного им спектакля.
Марш «Прощание славянки»
«Прощание славянки» известен каждому жителю России. Под него принято провожать и встречать военных. Исполняется он и в другие важные моменты, например, на праздниках и парадах.
Сочинил этот марш Василий Агапкин, скромный трубач, служивший в кавалерии. В 1912 году он привез ноты в Симферополь, где передал их военному капельмейстеру Якову Богораду. Музыкант высоко оценил произведение молодого трубача и даже помог адаптировать его для оркестрового исполнения.
Рекомендуем вам почитать:Лучшие рок-композиции
Считается, что название марша также принадлежит Якову Богораду. Первое издание «Прощания славянки» вышло с обложкой, на которой была изображена юная девушка, прощающаяся с солдатом на фоне Балканских гор.
Впервые марш прозвучал в Тамбове на строевом смотре в 1913 году, а в 1915 его уже знали во всем мире. В настоящее время «Прощание славянки» считается одним из символов российской музыкальной культуры.
Марсельеза
Марсельеза является одним из знаменитейших маршей Великой Французской Революции. В настоящее время «Марсельеза» является гимном Франции: она считается одним из самых красивых и пламенных гимнов во всем мире. Изначально «Марсельеза» носила название «Военный марш Рейнской армии».
Интересно, что написан он был в рекордные сроки: на его сочинение потребовалась всего одна ночь. В 1792 году Клод де Лиль, военный инженер, настолько вдохновился происходящими на родине изменениями, что написал пламенную песню, призывавшую к свободе, борьбе с тиранами всех мастей и независимости.
Всего через несколько недель марш уже был на устах всех революционно настроенных французов.
В России есть свой собственный вариант «Марсельезы» – так называемая «Рабочая Марсельеза», которая была создана в 1875 году. После революции 17-го года эта песня некоторое время была гимном молодой Советской Социалистической Республики.
«День Победы»
«День Победы» является одним из символов великого триумфа советского народа над фашизмом и, конечно же, вряд ли найдется хотя бы один человек, чье сердце не начинало бы биться чаще при звуках этой чудесной мелодии.
Однако сразу после создания марша он был забракован.
В конкурсе на лучшую песню по случаю 30-летнего юбилея Победы авторам «Дня Победы», Давиду Тухманову и Владимиру Харитонову, сказали, что песня получилась слишком уж легкомысленной и бравурной.
Может быть, мы так и не услышали бы этот чудесный марш, если бы не храбрость Льва Лещенко.
В 1975 году, невзирая на запрет со стороны начальства, он все же спел полюбившуюся ему песню на концерте, посвященном Дню милиции.
И произошло чудо: на следующий день редакции всех радиоканалов были буквально завалены письмами с просьбами поставить в эфир известный марш, тронувший сердца всех фронтовиков.
Сегодня «День Победы» – настоящий гимн мужеству и стойкости, который исполняется не только в России, но и во многих других странах мира.
Источник: https://megatopof.ru/tvorchestvo/izvestnye-marshi.html
Лучший марш всех времён — Русскій Вѣкъ — КОНТ
Русский марш «Прощание славянки» стал в нашей стране неофициальным гимном двух величайших войн, которые пережил и автор марша, композитор Василий Иванович Агапкин.
Седьмого ноября 1941 года на Красной площади состоялся парад, который проходил, когда фашисты уже приблизились к окраинам Москвы. Ряд объектов столицы были заминированы на случай прихода врага.
И в этой обстановке прозвучал марш «Прощание славянки», под который четверть века до этого на фронт «За Веру, Царя и Отечество!» уходила царская армия.
А Сталин с трибуны Мавзолея, обращаясь к красноармейцам, произнёс: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков: Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!»
В марше «Прощание славянки», который одинаково любили как белые, так и красные, соединились две России. Соединились они и в судьбе самого композитора. Он родился 3 февраля 1884 г. на Рязанщине в деревне Шанчерово в крестьянской семье. После смерти жены отец маленького Василия подался в Астрахань, где работал грузчиком.
Когда отец умер, мальчику было десять лет, и выживал он благодаря подаяниям добрых людей. Однажды на улице Вася впервые услышал военный духовой оркестр. И с тех пор каждый день караулил музыкантов, чтобы вместе с ними шагать по городу.
Круглый сирота стал для военного оркестра и «сыном полка», и талантливым учеником — у мальчика обнаружился идеальный музыкальный слух, — а к четырнадцати годам он стал лучшим солистом-корнетистом полка (корнет — укороченная труба, высокого звучания).
Вся его жизнь была связана с военными оркестрами. Он служил на Кавказе — в Грозном и Тифлисе, — а в 1910 г. осел в Тамбове, где был принят штаб-трубачом в 7-й запасной кавалерийский полк. Этот город сыграл в судьбе Агапкина важную роль.
Здесь он встретил жену Ольгу и стал студентом музыкального училища. И здесь, в Тамбове, в 1912 г. он сочинил марш «Прощание славянки».
Это был год, когда началась первая Балканская война, в которой Россия не участвовала, но морально всецело поддерживала православных братьев (сербов, греков, черногорцев и болгар), восставших против турецкого ига.
Во всех концах Российской Империи шёл сбор денег на поддержку семей убитых и раненых на Балканах, туда отправляли одежду, медикаменты, продукты. На волне всеобщей славянской солидарности у 28-летнего Василия Агапкина и рождается знаменитый марш «Прощание славянки».
Крестьянин-самородок сумел затронуть те струны русской души, которые отвечают в народном организме за главное — священную любовь к Родине, когда на смерть за Отечество идёшь с высоко поднятой головой, когда, как завещал Суворов, «сам погибай, а товарища выручай!» Марш сразу же стал популярным в Тамбове, а потом и во всей стране. Большим тиражом вышли пластинки «Прощание славянки», а в 1914 г. русские женщины по всей стране провожали под звуки этого марша своих дорогих и близких на Первую мировую.
Во время Гражданской войны «Прощание славянки» играли как белые, так и красные, правда, каждая сторона сочинила для марша свои слова. Агапкин оказался на стороне красноармейцев, но оружие в руки не взял — остался музыкантом.
Он часто играл в Кремле; его приглашали почти на все торжества, которые там проходили. Со своим оркестром часто выступал в московском саду «Эрмитаж», где исполнял вальсы, фокстроты, а заканчивал, по просьбам зрителей, всегда «Прощанием славянки».
Он сочинил десятки вальсов и маршей, но «Прощание славянки» затмило их все.
Я, лично, был в шоке, когда в игре приближающегося оркестра узнал наш родимый марш «Прощание славянки». В Осло! В исполнении парадного оркестра Личной гвардии Его Величества Короля Норвегии! На совершенно чистом русском языке!
А это «Прощание славянки» на иврите. Ролик показывает будни женщин в израильской армии. Не находите ничего странного в этих буднях? Во‐первых, девушек не только не обязывают коротко стричься, но и позволяют им носить любые причёски, включая очень громоздкие.
Во‐вторых, во время увольнительной они не расстаются с оружием, и даже на пляже, раздевшись до бикини, остаются с автоматом на плече. В третьих — в ролике это не показано, — у них там общие с парнями душевые и казармы.
Говорят, присутствие девочек не расслабляет парней, как этого можно было бы ожидать, но, напротив, бодрит и стимулирует их в тренировках.
К чемпионату по футболу китайцы выдали сумасшедший мульт, где Европа рушится под «Прощание славянки». Не понимаю, что они хотели этим сказать…
Парад на площади Тяньаньмэнь в Пекине. Фоном звучит «Прощание славянки» в исполнении хора Народно‐освободительной армии Китая, на русском языке. Кстати, никто в Мире не ходит строем так, как это умеют китайские девушки.
А это клип по фильму «Батальон», где «Прощание славянки» поёт Жанна Бичевская.
И, в заключение, другой клип с Дашей Житковой, студенткой театрального института в Санкт-Петербурге…
* А в коллаже на заставке использовано изображение памятника «Прощанию славянки» на перроне Белорусского вокзала.
Источник: https://cont.ws/post/1535653
Классические марши
Подборка самых знаменитых классических маршей, как традиционно военных, так и вполне себе мирных, и даже шуточных.
- № 1: Феликс Мендельсон «Сон в летнюю ночь. Свадебный марш» Классическая музыка Народный рейтинг: 267640 Вряд ли Феликс Мендельсон мог предположить, что его музыка станет ежедневно звучать в каждом ЗАГСе России.Этот известнейший мотив навевает светлые грёзы множеству незамужних дам. Что примечательно, многие неженатые кавалеры боятся его как огня.
- № 2: Вольфганг Амадей Моцарт «Турецкий марш (Rondo Alla Turca)» Классическая музыка Народный рейтинг: 244805 Рондо «А ля Турка», или «Турецкий марш» – одно из самых известных произведений Вольфганга Амадея Моцарта. Любовь турок к этой мелодии воистину не знает границ. Простые люди не помнят автора, но все поют. Большинство уверены, что мелодия — народная.
- № 3: Петр Ильич Чайковский «Щелкунчик. Марш» Классическая музыка Народный рейтинг: 210315
- № 4: Джузеппе Верди «Аида. Триумфальный марш» Классическая музыка Народный рейтинг: 172709
- № 5: Фредерик Рикеттс «Марш полковника Боуги» Классическая музыка Народный рейтинг: 169004 Марш полковника Боуги — популярный военный марш, сочинённый в 1914 году британским лейтенантом Фредриком Рикеттсом (1881—1945), дирижёром ансамбля Королевских Морпехов в Плимуте.
- № 6: Юлиус Фучик «Выход гладиаторов» Классическая музыка Народный рейтинг: 168647 Задуманный как военный, марш «Выход гладиаторов» — самое известное произведение Фучика — обрел всемирную популярность в качестве циркового марша.
- № 7: Джон Суза «Звёзды и полосы навсегда» Классическая музыка Народный рейтинг: 159906 The Stars and Stripes Forever («Звёзды и полосы навсегда») — патриотический американский марш, рассматриваемый как лучшее произведение (Magnum opus) композитора Джона Филиппа Сузы. По акту Конгресса США с 1987 года марш является национальным маршем США.
- № 8: Иоганн Штраус (старший) «Марш Радецкого» Классическая музыка Народный рейтинг: 157997 Самое знаменитое произведение Штрауса-старшего — марш, написанный в честь фельдмаршала графа Радецкого в 1848 году.
- № 9: Жорж Бизе «Кармен. Прелюдия» Классическая музыка Народный рейтинг: 153932 В прелюдии к опере «Кармен» звучит и знаменитый «Марш тореадора» из четвертого акта
- № 10: Михаил Глинка «Руслан и Людмила. Марш Черномора» Классическая музыка Народный рейтинг: 143826
- № 11: Джоаккино Россини «Вильгельм Телль. Увертюра» Классическая музыка Народный рейтинг: 138378
- № 12: Эдвард Григ «Марш троллей (Шествие гномов)» Классическая музыка Народный рейтинг: 115584 Марш Троллей (в другом переводе — «Шествие Гномов») — сочинение из пятого цикла лирических пьес (op. 54). Кто же шествует на самом деле: тролли или гномы ?
- № 13: Рихард Вагнер «Лоэнгрин. Свадебный хор» Классическая музыка
- Народный рейтинг: 67842
- «Свадебный хор» из оперы «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера. В англоговорящих странах его часто называют просто «Свадебный марш» (Wedding March) или «Вот идёт невеста» (Here Comes the Bride)
- № 14: Петр Ильич Чайковский «Славянский марш» Классика для знатоков
- Народный рейтинг: 61115
- Славянский марш / Сербско-русский марш — оркестровое музыкальное произведение (сочинение № 31 «Славянский марш на народно-славянские темы») русского композитора Петра Ильича Чайковского.
- № 15: Сергей Прокофьев «Любовь к трем апельсинам. Марш» Классика для знатоков
- Народный рейтинг: 55117
- Марш из концертной сюиты «Любовь к трем апельсинам»
- № 16: Матвей Блантер «Футбольный марш»
- Народный рейтинг: 38790
- «Футбольный марш» — марш, написанный советским композитором Матвеем Блантером в 1938 году.
- № 17: Исаак Дунаевский «Цирковой марш»
Народный рейтинг: 36450
- № 18: Исаак Дунаевский «Марш Энтузиастов»
Народный рейтинг: 35168
«Светлый путь» — советский художественный фильм, снятый в 1940 году, музыкальная комедия. В фильме впервые прозвучала знаменитая песня Исаака Дунаевского на стихи д`Актиля — «Марш энтузиастов».
- № 19: «Прощание славянки»
- Народный рейтинг: 21823
- «Прощание славянки» — русский марш, написанный в 1912 году штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка, стоявшего в Тамбове, Василием Агапкиным под впечатлением от событий Первой Балканской войны (1912—1913).
- № 20: «Марсельеза»
Народный рейтинг: 20702
«Марсельеза» (фр. La Marseillaise) — гимн Французской Республики, создан в годы Великой французской революции. Изначально Марсельеза называлась «Военный марш Рейнской армии» (фр. Chant de guerre pour lArmée du Rhin).
Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.
Copyright © 2014-2020 ClassicalTest.netУсловия использования
Источник: http://classicaltest.net/ru/music/march
Самые известные марши, Музыкальный класс
Марш — это жанр в музыке, произведения которого предназначены для синхронного движения большого количества человек. Марш обладает четким ритмом и размеренным темпом, не меняющимся на всём протяжении композиции.
Большую популярность этот жанр приобрел в армии, и является основным направлением военной музыки. Однако марши вышли далеко за рамки военных произведений и получили широкое распространение в жанрах сценической и концертной музыки, таких как опера, балет.
На данный момент существует великое множество маршей. Написанные в разные периоды времени, они передают определённые эмоции и чувства присущие своей эпохе. Есть и такие произведения в данном музыкальном жанре, которые не утрачивают своей популярности с момента создания и до наших дней. Далее рассмотрим самые известные марши за всю историю этого жанра.
Один из известнейших свадебных маршей мира, написанный немецким композитором и музыкантом Феликсом Мендельсоном в 1842 году. Изначально произведение было создано для пьесы «Сон в летнюю ночь». А в 1858 году марш исполнился на свадьбе принцессы Виктории, после чего и приобрел свою популярность и был признан как свадебный марш.
Еще одни знаменитый марш, известный по всему миру, был написан в 1837 году Фредериком Шопеном и является третьей частью из четырёх Сонаты для фортепиано №2 си-бемоль минор.
Это произведение одновременно смешало в музыке такие чувства как горе, тоска, грусть и безнадёжность, что не могло оставить слушателя равнодушным. Именно сам автор стал первым человеком, которого похоронили под звуки этого произведения.
Впоследствии эта музыка звучала все чаще на похоронах у различных народов мира, что принесло известность данному маршу.
Русский марш, созданный трубачом Василием Агапкиным в 1912-1913 годах. С момента создания и по сей день считается национальным маршем. Под его звуки провожают людей в дальнее путешествие, на военную службу, также марш символизирует проводы на войну. В зарубежных странах является самым узнаваемым музыкальным произведением символизирующим Российскую Федерацию.
Знаменитая советская песня, написанная композитором Д. Тухмановым на слова поэта В. Харитонова, изначально стала популярной строевой песней в Советской и впоследствии Российской армии. А затем и парадным маршем, без которого не обходится ни одно празднование девятого мая – дня победы.
Самый знаменитый марш Французской революции (1789-1794 гг.) написанный в 1792 году Руже де Лилем изначально именовался «Военный марш Рейнской армии». После того как в Париж вошёл батальон добровольцев из Марселя в июне 1792 года, напевая слова этого марша, он и получил своё знаменитое название «Марсельеза». А через год был выбран официальным гимном Франции.
Приведённые в этой статье самые известные марши это только малая часть гениальных творений разных эпох, так как марш, является очень многогранным и выразительным музыкальным жанром. Марши могут быть абсолютно разными по стилистике:
Такое разнообразие естественно не может остаться без внимания великих композиторов. Марши можно обнаружить в крупных произведениях М. Глинки, Л. Бетховена, П. Чайковского, М. Мусоргского и многих других гениальных композиторов.
Автор – Станислав Колесник
Пожалуй, самый популярный в мире марш – Свадебный марш Мендельсона. Для поднятия настроения прослушайте полную версию марша:
А есть еще одна разновидность марша-прощальный или как говорили в старину-отходный марш. Отходный марш-редкость, сейчас их не осталось. Русское интермеццо — автор В Дмитриев по сути отходный марш, других я не нашел.
Источник: http://prozvi.ru/isskustvo-dlya-dushi/samye-izvestnye-marshi-muzykalnyj-klass-2
классические марши — Прослушать музыку бесплатно, быстрый поиск музыки, онлайн радио, cкачать mp3 бесплатно, онлайн mp3
- Прослушать скачать добавить в избранное 03:23 Классическая Музыка Для Детей Моцарт/Tурецкий марш
- Прослушать скачать добавить в избранное 00:50 Классическая музыка Чайковский. Детский альбом: Марш деревянных солдатиков
- Прослушать скачать добавить в избранное 04:45 Классическая музыка Мендельсон — Свадебный марш
- Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 02:10 Классическое исполнение Марш Буденного
- Прослушать скачать добавить в избранное 05:01 Классический свадебный марш
- Прослушать скачать добавить в избранное 03:30 классическая музыка «Свадебный марш»
- Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 03:30 Классическая музыка для детей. Моцарт «Турецкий марш»
- Прослушать скачать добавить в избранное 02:45 Классическая оркестровая версия Запорожський марш
- Прослушать скачать добавить в избранное 00:53 Классическая музыка С.Прокофьев- Марш
- Прослушать скачать добавить в избранное 03:23 Классическая Музыка Для Детей- Турецкий марш Моцарт
- Прослушать скачать добавить в избранное 03:24 Классическая музыка для детей4 Турецкий марш
- Прослушать скачать добавить в избранное 00:38 Классическая музыка Имперский марш (оригинал)
- Прослушать скачать добавить в избранное 04:48 Классическая музыка марш
- Прослушать скачать добавить в избранное 05:41 Классическая музыка С.С. Прокофьев «Танец рыцарей» (Марш Монтекки и Капулетти из балета «Ромео и Джульетта»). Скрипка и
- Прослушать скачать добавить в избранное 02:45 Классический филармонический оркестр Бонны, дирижер Хериберт Байссель Чайковский. Щелкунчик. Марш
- Прослушать скачать добавить в избранное 03:23 Классическая Музыка Для Детей Моцарт — ТУРЕЦКИЙ МАРШ
- Прослушать скачать добавить в избранное 03:30 Классическая музыка детям. «Нотная тетрадь» Анны Магдалены Бах Марш (соль мажор)
- Прослушать скачать добавить в избранное 02:29 Классическая музыка детям. «Нотная тетрадь» Анны Магдалены Бах Марш (ре мажор)
- Прослушать скачать добавить в избранное 03:06 Классическая музыка в современной обработке Марш Монтекки и Капулетти, Щелкунчик и прочие.
- Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 01:57 Классический танец Марш разминка по кругу
- Прослушать скачать добавить в избранное 01:09 Классическая хореография марш, шаги,, бег
- Прослушать скачать добавить в избранное 01:29 Классическая хореография жете, марш по кругу
- Прослушать скачать добавить в избранное 02:20 Классическая музыка. Вагнер Божественная (Марш)
- Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 03:41 Классическая музыка / Моцарт Вольфганг Амадей Моцарт — Турецкий марш
- Прослушать скачать добавить в избранное 03:24 Классическая музыка Турецкий марш
- Прослушать скачать добавить в избранное 02:42 Классическая музыка 060_Чайковский — ''Щелкунчик'' Марш
- Прослушать скачать добавить в избранное 03:24 Классическая музыка для детей Турецкий марш
- Прослушать скачать добавить в избранное 05:41 Классическая музыка Прокофьев Сергей Сергеевич «Танец рыцарей» (Марш Монтекки и Капулетти из балета «Ромео и Джульетта»)
- Прослушать скачать добавить в избранное 03:24 Классическая музыка для детей Марш Турецкого
- Прослушать скачать добавить в избранное 03:08 Балаш Соколаи Прокофьев. Классическая симфония — Гавот; Опера «Любвоь к трем апельсинам» — Марш
- Прослушать скачать добавить в избранное 02:23 Гимн Королевской Франции Marche Henri IV (Марш Генриха IV) (стилизованная классическая версия П.И.Чайковского на основе мелод
- Прослушать скачать добавить в избранное 03:24 День рождения в ATMASFERA 360 Классическая музыка для детей Турецкий марш
- Прослушать скачать добавить в избранное 04:49 Конкурс классической музыки. Участница №8. Композиция №9. Мендельсон Феликс- Свадебный Марш
- Прослушать скачать добавить в избранное 03:08 Балаш СоколаиПрокофьев. Классическая симфония — Гавот; Опера «Любвоь к трем апельсинам» — Марш классика
- Прослушать скачать добавить в избранное 01:43 Верди Триумфальный марш (Аида) (Классическая Музыка)
- Прослушать скачать добавить в избранное 02:15 Московский классический оркестр П.И. Чайковский. Марш деревянных солдатиков
- Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 04:27 Александр Маршал и Анжелика Маркова На краю земли (Классическая версия)
- Прослушать скачать добавить в избранное 04:04 Мендельсон Свадебный марш (Классическая Музыка)
- Прослушать скачать добавить в избранное 02:33 Шедевры классической музыки — Иоганн Штраус Марш Радецкого
- Прослушать скачать добавить в избранное 02:32 Глинка (классическая музыка) Марш Черномора
- Прослушать скачать добавить в избранное 02:28 Чайковский Марш (Щелкунчик) (Классическая Музыка)
- Прослушать скачать добавить в избранное 03:30 Шедевры классической музыки Турецкий марш (фортепиано)
- Прослушать скачать добавить в избранное 02:16 Московский классический оркестр Марш деревянных солдатиков
- Прослушать скачать добавить в избранное 02:41 Московский классический оркестр Марш (Щелкунчик)
- Прослушать скачать добавить в избранное 04:50 Шедевры классической музыки-5 Мендельсон-Свадебный марш
- Прослушать скачать добавить в избранное 00:50 Моцарт. Классическая музыка для детей. Музыка для детей. Моцарт. Марш KV15.
- Прослушать скачать добавить в избранное 04:46 Ф. Мендельсон Свадебный марш (Шедевры классической музыки)
- Прослушать скачать добавить в избранное 03:08 Балаш Соколаи Прокофьев. Классическая симфония — Гавот; Опера «Любовь к трем апельсинам» — Марш
- Прослушать скачать добавить в избранное 04:46 Шедевры классической музыки Свадебный марш
- Прослушать скачать добавить в избранное 00:28 Моцарт Турецкий марш (Соната для фортепиано N11 K 331) (Классическая Музыка)
Источник: https://dydka.com/q/lsO8y7Xj5PKQxorst8Xn1qvSg8q236jYVLbLpdeJ2pPG6fU/
Марш (музыка)
МАРШ — жанр прикладной музыки.
Обеспечивает синхронное движение большого числа людей (войска в строю, разл. рода шествия). Отличается неизменным темпом, чётким ритмом. Муз. размер 2 4 , 4 4, 2 2, иногда 6 8; типична сложная 3-частная форма.
Музыка 1-й части (повторяемой да капо), как правило, имеет мужественный, активный характер, средняя часть (трио) обычно напевна. М. отличают характерные ритмич. рисунки, ведущие происхождение от инструментальных сигналов. В мелодике М.
широко применяется движение по звукам трезвучий («фанфарные» интонации); часто встречаются подчёркнутые возвращения мелодич. устоев. Преобладают квадратные построения (по 8, 16, 32 такта); в целом структуру отличает чёткость членения. Один из гл. жанров военной музыки, М.
, помимо организации движения, призван вселять в воинов бодрость, поднимать их боевой дух. Разновидности военного М.: строевой, походный, встречный (при встрече и сопровождении знамени, прямых начальников, во время объезда войск командиром на параде; обычно в простой 3-частной форме), а также похоронный, или траурный, М.
(на похоронах или при возложении венков, в медленном темпе). Со временем М. вышел за пределы чисто прикладных задач, став также жанром сценической (опера и балет), салонной и концертной музыки. Это привело к увеличению его масштабов, усложнению выразит. средств, обогащению содержания.
Разновидность М. – маршевая песня. Походная солдатская песня сложилась ранее М. и стала одним из его истоков; в последующее время М. и маршевая песня развивались в постоянном взаимодействии. Маршевый характер имеют мн. революц. песни («Марсельеза», «Интернационал» и др.), гос. гимны.
М. сформировался как жанр воен. музыки в эпоху позднего Средневековья на основе походной песни (в т. ч. песен крестоносцев, ландскнехтов и др.), воен. сигналов, некоторых форм танцевальной музыки, по характеру близких к М. Наиболее ранние формы М. возникли из исполнения солдатской песни на к.-л.
мелодич. инструменте (напр., поперечной флейте) в сопровождении барабана. В осн. для маршевой музыки были созданы воен. инструментальные капеллы из деревянных и медных духовых инструментов, пополненные в кон. 18 в. ударными инструментами из т. н. янычарской музыки. Постепенно в разл.
родах войск и в связи с разным назначением выработались определённые типы воен. М.; в их числе кавалерийский М., обычно в размере 6 8 , к сер. 20 в. утративший своё значение. Важный вклад в развитие М. внёс Ж. Б.
Люлли, обогативший традиции маршевой музыки элементами, почерпнутыми из оперного и балетного иск-ва. Люлли приписывают введение в М. заимствованных от интрады пунктирных ритмов, увеличивших его активность, динамичность. В период Франц. революции 18 в. М. создавали Ф. Ж. Госсек, А. Э. М.
Гретри, Э. Н. Мегюль и др. Несколько М. и маршевых песен, преим. в годы наполеоновских войн, создал Л. ван Бетховен. Из них «Вечерняя заря для богемского ополчения» (позднее под назв. «Йоркский марш») стала М. прус. армии. Авторами М. были также И. Штраус (отец) и И. Штраус (сын). Ряд воен. М. создан Р. Штраусом.
В кон. 19 – нач. 20 вв. большую популярность на Западе завоевали марши Дж. Ф. Сузы (США), Ф. Тейке (Германия).
Особую разновидность составляют всевозможные М. «на случай», предназначенные для исполнения на разл. торжествах. Нередко они пишутся не для военных, а для симфонич. оркестров.
В числе их авторов – Дж. Мейербер (М. к шиллеровским торжествам, М. к открытию Лондонской выставки и др.), Р. Вагнер («Торжественный марш» для Филадельфии и др.), Р.
Штраус («Торжественный марш»).
М. встречаются в сб-ках клавирных пьес Г. Пёрселла, Ф. Куперена. Ж. Б. Люлли ввёл М. в оперу и балет; М. представлен в операх Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, в инструментальных сюитах разл. композиторов, в дивертисментах, кассациях, серенадах (Й. Гайдн и И. М. Гайдн, Л. Моцарт и В. А. Моцарт).
Нередко развитые до больших симфонич. полотен М. имеются у Бетховена («Marcia funebre» в 12-й фп. сонате ор. 26 с подзаголовком «на смерть героя», медленная часть 3-й симфонии, М. в опере «Фиделио», в музыке к трагедии «Эгмонт» И. В. Гёте, к «Афинским развалинам» А. Коцебу); маршевые ритмы, целые маршевые эпизоды встречаются во мн.
его произведениях (5-я, 7-я, 9-я симфонии, Торжественная месса и др.). Ряд М. для фп. в 4 руки принадлежит Ф. Шуберту; маршевое начало своеобразно преломлено во многих его сочинениях. М. часто используется в операх 19 в. (Л. Керубини, Г. Спонтини, Мейербер, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Вагнер, Дж. Верди, Дж. Пуччини и др.
), в музыке к спектаклям драматич. театра (Ф. Мендельсон и др.), маршевые ритмы проникают и в камерную вокальную музыку (М. И. Глинка, Р. Шуман, А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский, X. Вольф, Г. Малер). Яркие образцы траурного M. содержат произведения Ф. Шопена (соната b-moll для фп.), Малера (2-я, 5-я, 7-я симфонии). В классич.
оперетте М. трактуется гл. обр. в пародийном плане (И. Штраус- сын, К. Целлер, Ф. Легар и др.). Существенное место М. занял и в киномузыке. Наиболее яркие анонимные М. неоднократно обрабатывались известными композиторами. В их числе знаменитый венг. «Ракоци-марш», обработанный Г. Берлиозом (включён в драматич.
легенду «Осуждение Фауста»), Ф. Листом (14-я венг. рапсодия для фп.), Ф. Эркелем.
В России М. вошёл в репертуар воен. оркестров в нач. 18 в. Вскоре и в рус. армии почти каждому полку был присвоен свой М., являвшийся его муз. эмблемой: «Марш Преображенского полка», «Марш Семёновского полка», «Марш Измайловского полка» и др. Ряд М. связан с определёнными событиями воен. истории.
Таковы «Старинный егерский марш, игранный в сражении под Лейпцигом в 1813 году», «Парижский марш 1814 года», под звуки которого рус. войска вошли в Париж, М. «Бой под Ляояном», отражающий один из боевых эпизодов рус.-япон. войны 1904–05, и др. Рус. воен. М.
в лучших его образцах отличается ясностью и стройностью композиции, простотой и доступностью муз. языка, нац. характерностью. Среди авторов рус. воен. М. – Д. С. Бортнянский, Н. А. Титов, П. И. Чайковский (псевд. П. Синопов), а также воен. капельмейстеры А. Дерфельт, О. Закржевский, М. Оглоблин. В числе авторов сов.
воен. М. – С. А. Чернецкий, Н. П. Иванов-Радкевич, В. С. Рунов, Ю. А. Хайт, А. И. Хачатурян.
Наряду с М. прикладного назначения, в России было создано немало ярких образцов концертного М. для симфонич. оркестра, в т. ч. «Славянский марш» П. И. Чайковского, «Торжественный марш» и «Марш на русскую тему» А. К. Глазунова, «Памяти А. В. Суворова» А. С. Аренского. М.
как жанровое начало широко представлен в рус. симфониях (5-я и 6-я симфонии Чайковского, 5-я, 7-я, 8-я и 14-я симфонии Д. Д. Шостаковича) и операх («Марш Черномора» в «Руслане и Людмиле» М. И. Глинки, «Марш Берендея» в «Снегурочке», «Шествие царей» в «Младе» Н. А.
Римского-Корсакова, марш в опере «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева), в балете («Щелкунчик» Чайковского, «Медный всадник» Р. М. Глиэра), в музыке к драматич. пьесам (музыка Глинки к трагедии «Князь Холмский» Н. В.
Кукольника, музыка Шостаковича к трагедии «Гамлет» У. Шекспира).
Дополнительная литература:
Wood W. The romance of regimental marches. L., 1932;
Бюкен Э. Героический стиль в опере. M., 1936;
Harding R.E.M. The origins of musical time and expression. L., 1938;
Steglich R. Über Beethovens Märsche // Festschrift A. Orel zum 70. Geburtstag. W.; Wiesbaden, [1960];
Rehrig W. H. The heritage encyclopedia of band music. Westerville, 1991. Vol. 1
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Литература
- Hofer A. Blasmusikforschung: eine kritische Einführung. Darmstadt, 1992
- Наумов А. В. Двести лет траурного марша. М., 2001
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/marsh_muzyka