Самые известные марши

Изначально марши являлись ритмичными музыкальными композициями, которые создавались для обеспечения синхронного движения большого количества людей. Естественно, они обычно создавались для военных парадов.

В мире существует множество маршей, но есть такие, которые известны даже людям, весьма далеким от музыки. Именно таким и посвящена эта статья.

Марш Мендельсона

Конечно, при упоминании слова «марш» большинство людей вспомнят о музыкальном произведении, написанном Якобом Мендельсоном.

При этом мало кто знает, что он был написан для шекспировской постановки «Сон в летнюю ночь». Интересно, что впервые этот марш был исполнен для новобрачных через четыре года после премьеры в 1847 году в Великобритании.

Видимо, молодоженам просто понравилась мелодия, либо они были заядлыми театралами.

Популярность к маршу Мендельсона пришла спустя еще 11 лет, именно тогда его сыграли на бракосочетании короля Пруссии и английской принцессы. Именно с той поры марш Мендельсона стал популярнейшей мелодией, которая неизменно сопровождает свадебные церемонии по всему миру.

Якоб Мендельсон в общей сложности написал более сотни произведений, среди которых есть кантаты, симфонии и концерты, однако человечеству он запомнился, благодаря одному-единственному «хиту» – непродолжительному отрывку из созданного им спектакля.

Марш «Прощание славянки»

«Прощание славянки» известен каждому жителю России. Под него принято провожать и встречать военных. Исполняется он и в другие важные моменты, например, на праздниках и парадах.

Самые известные марши

Сочинил этот марш Василий Агапкин, скромный трубач, служивший в кавалерии. В 1912 году он привез ноты в Симферополь, где передал их военному капельмейстеру Якову Богораду. Музыкант высоко оценил произведение молодого трубача и даже помог адаптировать его для оркестрового исполнения.

Рекомендуем вам почитать:Лучшие рок-композиции

Считается, что название марша также принадлежит Якову Богораду. Первое издание «Прощания славянки» вышло с обложкой, на которой была изображена юная девушка, прощающаяся с солдатом на фоне Балканских гор.

Впервые марш прозвучал в Тамбове на строевом смотре в 1913 году, а в 1915 его уже знали во всем мире. В настоящее время «Прощание славянки» считается одним из символов российской музыкальной культуры.

Марсельеза

Марсельеза является одним из знаменитейших маршей Великой Французской Революции. В настоящее время «Марсельеза» является гимном Франции: она считается одним из самых красивых и пламенных гимнов во всем мире. Изначально «Марсельеза» носила название «Военный марш Рейнской армии».

Интересно, что написан он был в рекордные сроки: на его сочинение потребовалась всего одна ночь. В 1792 году Клод де Лиль, военный инженер, настолько вдохновился происходящими на родине изменениями, что написал пламенную песню, призывавшую к свободе, борьбе с тиранами всех мастей и независимости.

Всего через несколько недель марш уже был на устах всех революционно настроенных французов.

Самые известные марши

В России есть свой собственный вариант «Марсельезы» – так называемая «Рабочая Марсельеза», которая была создана в 1875 году. После революции 17-го года эта песня некоторое время была гимном молодой Советской Социалистической Республики.

«День Победы»

«День Победы» является одним из символов великого триумфа советского народа над фашизмом и, конечно же, вряд ли найдется хотя бы один человек, чье сердце не начинало бы биться чаще при звуках этой чудесной мелодии.

Однако сразу после создания марша он был забракован.

В конкурсе на лучшую песню по случаю 30-летнего юбилея Победы авторам «Дня Победы», Давиду Тухманову и Владимиру Харитонову, сказали, что песня получилась слишком уж легкомысленной и бравурной.

Самые известные марши

Может быть, мы так и не услышали бы этот чудесный марш, если бы не храбрость Льва Лещенко.

В 1975 году, невзирая на запрет со стороны начальства, он все же спел полюбившуюся ему песню на концерте, посвященном Дню милиции.

И произошло чудо: на следующий день редакции всех радиоканалов были буквально завалены письмами с просьбами поставить в эфир известный марш, тронувший сердца всех фронтовиков.

Сегодня «День Победы» – настоящий гимн мужеству и стойкости, который исполняется не только в России, но и во многих других странах мира.

Источник: https://megatopof.ru/tvorchestvo/izvestnye-marshi.html

Лучший марш всех времён — Русскій Вѣкъ — КОНТ

Самые известные марши

Русский марш «Прощание славянки» стал в нашей стране неофициальным гимном двух величайших войн, которые пережил и автор марша, композитор Василий Иванович Агапкин. 

Седьмого ноября 1941 года на Красной площади состоялся парад, который проходил, когда фашисты уже приблизились к окраинам Москвы. Ряд объектов столицы были заминированы на случай прихода врага.

И в этой обстановке прозвучал марш «Прощание славянки», под который четверть века до этого на фронт «За Веру, Царя и Отечество!» уходила царская армия.

А Сталин с трибуны Мавзолея, обращаясь к красноармейцам, произнёс: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков: Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!»

В марше «Прощание славянки», который одинаково любили как белые, так и красные, соединились две России. Соединились они и в судьбе самого композитора. Он родился 3 февраля 1884 г. на Рязанщине в деревне Шанчерово в крестьянской семье. После смерти жены отец маленького Василия подался в Астрахань, где работал грузчиком.

Когда отец умер, мальчику было десять лет, и выживал он благодаря подаяниям добрых людей. Однажды на улице Вася впервые услышал военный духовой оркестр. И с тех пор каждый день караулил музыкантов, чтобы вместе с ними шагать по городу.

Круглый сирота стал для военного оркестра и «сыном полка», и талантливым учеником — у мальчика обнаружился идеальный музыкальный слух, — а к четырнадцати годам он стал лучшим солистом-корнетистом полка (корнет — укороченная труба, высокого звучания).

Вся его жизнь была связана с военными оркестрами. Он служил на Кавказе — в Грозном и Тифлисе, — а в 1910 г. осел в Тамбове, где был принят штаб-трубачом в 7-й запасной кавалерийский полк. Этот город сыграл в судьбе Агапкина важную роль.

Здесь он встретил жену Ольгу и стал студентом музыкального училища. И здесь, в Тамбове, в 1912 г. он сочинил марш «Прощание славянки».

Самые известные марши

Это был год, когда началась первая Балканская война, в которой Россия не участвовала, но морально всецело поддер­живала православных братьев (сербов, греков, черногорцев и болгар), восставших против турецкого ига.

Во всех концах Российской Империи шёл сбор денег на поддержку семей убитых и раненых на Балканах, туда отправляли одежду, медикаменты, продукты. На волне всеобщей славянской солидарности у 28-летнего Василия Агапкина и рождается знаменитый марш «Прощание славянки».

Крестьянин-самородок сумел затронуть те струны русской души, которые отвечают в народном организме за главное — священную любовь к Родине, когда на смерть за Отечество идёшь с высоко поднятой головой, когда, как завещал Суворов, «сам погибай, а товарища выручай!» Марш сразу же стал популярным в Тамбове, а потом и во всей стране. Большим тиражом вышли пластинки «Прощание славянки», а в 1914 г. русские женщины по всей стране провожали под звуки этого марша своих дорогих и близких на Первую мировую.

Во время Гражданской войны «Прощание славянки» играли как белые, так и красные, правда, каждая сторона сочинила для марша свои слова. Агапкин оказался на стороне красноармейцев, но оружие в руки не взял — остался музыкантом.

Он часто играл в Кремле; его приглашали почти на все торжест­ва, которые там проходили. Со своим оркест­ром часто выступал в московском саду «Эрмитаж», где исполнял вальсы, фокстроты, а заканчивал, по просьбам зрителей, всегда «Прощанием славянки».

Читайте также:  Все о создании музыки на create-sound

Он сочинил десятки вальсов и маршей, но «Прощание славянки» затмило их все. 

Я, лично, был в шоке, когда в игре приближающегося оркестра узнал наш родимый марш «Прощание славянки». В Осло! В исполнении парадного оркестра Личной гвардии Его Величества Короля Норвегии! На совершенно чистом русском языке!

А это «Прощание славянки» на иврите. Ролик показывает будни женщин в израильской армии. Не находите ничего странного в этих буднях? Во‐первых, девушек не только не обязывают коротко стричься, но и позволяют им носить любые причёски, включая очень громоздкие.

Во‐вторых, во время увольнительной они не расстаются с оружием, и даже на пляже, раздевшись до бикини, остаются с автоматом на плече. В третьих — в ролике это не показано, — у них там общие с парнями душевые и казармы.

Говорят, присутствие девочек не расслабляет парней, как этого можно было бы ожидать, но, напротив, бодрит и стимулирует их в тренировках.

К чемпионату по футболу китайцы выдали сумасшедший мульт, где Европа рушится под «Прощание славянки». Не понимаю, что они хотели этим сказать…

Парад на площади Тяньаньмэнь в Пекине. Фоном звучит «Прощание славянки» в исполнении хора Народно‐освободительной армии Китая, на русском языке. Кстати, никто в Мире не ходит строем так, как это умеют китайские девушки. 

А это клип по фильму «Батальон», где «Прощание славянки» поёт Жанна Бичевская.

И, в заключение, другой клип с Дашей Житковой, студенткой театрального института в Санкт-Петербурге… 

* А в коллаже на заставке использовано изображение памятника «Прощанию славянки» на перроне Белорусского вокзала.

Источник: https://cont.ws/post/1535653

Классические марши

Подборка самых знаменитых классических маршей, как традиционно военных, так и вполне себе мирных, и даже шуточных.

  • № 1: Феликс Мендельсон «Сон в летнюю ночь. Свадебный марш» Классическая музыка Народный рейтинг: 267640 Вряд ли Феликс Мендельсон мог предположить, что его музыка станет ежедневно звучать в каждом ЗАГСе России.Этот известнейший мотив навевает светлые грёзы множеству незамужних дам. Что примечательно, многие неженатые кавалеры боятся его как огня.
  • № 2: Вольфганг Амадей Моцарт «Турецкий марш (Rondo Alla Turca)» Классическая музыка Народный рейтинг: 244805 Рондо «А ля Турка», или «Турецкий марш» – одно из самых известных произведений Вольфганга Амадея Моцарта. Любовь турок к этой мелодии воистину не знает границ. Простые люди не помнят автора, но все поют. Большинство уверены, что мелодия — народная.
  • № 3: Петр Ильич Чайковский «Щелкунчик. Марш» Классическая музыка Народный рейтинг: 210315
  • № 4: Джузеппе Верди «Аида. Триумфальный марш» Классическая музыка Народный рейтинг: 172709
  • № 5: Фредерик Рикеттс «Марш полковника Боуги» Классическая музыка Народный рейтинг: 169004 Марш полковника Боуги — популярный военный марш, сочинённый в 1914 году британским лейтенантом Фредриком Рикеттсом (1881—1945), дирижёром ансамбля Королевских Морпехов в Плимуте.
  • № 6: Юлиус Фучик «Выход гладиаторов» Классическая музыка Народный рейтинг: 168647 Задуманный как военный, марш «Выход гладиаторов» — самое известное произведение Фучика — обрел всемирную популярность в качестве циркового марша.
  • № 7: Джон Суза «Звёзды и полосы навсегда» Классическая музыка Народный рейтинг: 159906 The Stars and Stripes Forever («Звёзды и полосы навсегда») — патриотический американский марш, рассматриваемый как лучшее произведение (Magnum opus) композитора Джона Филиппа Сузы. По акту Конгресса США с 1987 года марш является национальным маршем США.
  • № 8: Иоганн Штраус (старший) «Марш Радецкого» Классическая музыка Народный рейтинг: 157997 Самое знаменитое произведение Штрауса-старшего — марш, написанный в честь фельдмаршала графа Радецкого в 1848 году.
  • № 9: Жорж Бизе «Кармен. Прелюдия» Классическая музыка Народный рейтинг: 153932 В прелюдии к опере «Кармен» звучит и знаменитый «Марш тореадора» из четвертого акта
  • № 10: Михаил Глинка «Руслан и Людмила. Марш Черномора» Классическая музыка Народный рейтинг: 143826
  • № 11: Джоаккино Россини «Вильгельм Телль. Увертюра» Классическая музыка Народный рейтинг: 138378
  • № 12: Эдвард Григ «Марш троллей (Шествие гномов)» Классическая музыка Народный рейтинг: 115584 Марш Троллей (в другом переводе — «Шествие Гномов») — сочинение из пятого цикла лирических пьес (op. 54). Кто же шествует на самом деле: тролли или гномы ?
  • № 13: Рихард Вагнер «Лоэнгрин. Свадебный хор» Классическая музыка
    • Народный рейтинг: 67842
    • «Свадебный хор» из оперы «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера. В англоговорящих странах его часто называют просто «Свадебный марш» (Wedding March) или «Вот идёт невеста» (Here Comes the Bride)
  • № 14: Петр Ильич Чайковский «Славянский марш» Классика для знатоков
    1. Народный рейтинг: 61115
    2. Славянский марш / Сербско-русский марш — оркестровое музыкальное произведение (сочинение № 31 «Славянский марш на народно-славянские темы») русского композитора Петра Ильича Чайковского.
  • № 15: Сергей Прокофьев «Любовь к трем апельсинам. Марш» Классика для знатоков
    • Народный рейтинг: 55117
    • Марш из концертной сюиты «Любовь к трем апельсинам»
  • № 16: Матвей Блантер «Футбольный марш»
    1. Народный рейтинг: 38790
    2. «Футбольный марш» — марш, написанный советским композитором Матвеем Блантером в 1938 году.
  • № 17: Исаак Дунаевский «Цирковой марш»

    Народный рейтинг: 36450

  • № 18: Исаак Дунаевский «Марш Энтузиастов»

    Народный рейтинг: 35168

    «Светлый путь» — советский художественный фильм, снятый в 1940 году, музыкальная комедия. В фильме впервые прозвучала знаменитая песня Исаака Дунаевского на стихи д`Актиля — «Марш энтузиастов».

  • № 19: «Прощание славянки»
    • Народный рейтинг: 21823
    • «Прощание славянки» — русский марш, написанный в 1912 году штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка, стоявшего в Тамбове, Василием Агапкиным под впечатлением от событий Первой Балканской войны (1912—1913).
  • № 20: «Марсельеза»

    Народный рейтинг: 20702

    «Марсельеза» (фр. La Marseillaise) — гимн Французской Республики, создан в годы Великой французской революции. Изначально Марсельеза называлась «Военный марш Рейнской армии» (фр. Chant de guerre pour lArmée du Rhin).

Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.

Copyright © 2014-2020 ClassicalTest.netУсловия использования

Источник: http://classicaltest.net/ru/music/march

Самые известные марши, Музыкальный класс

Марш — это жанр в музыке, произведения которого предназначены для синхронного движения большого количества человек. Марш обладает четким ритмом и размеренным темпом, не меняющимся на всём протяжении композиции.

Большую популярность этот жанр приобрел в армии, и является основным направлением военной музыки. Однако марши вышли далеко за рамки военных произведений и получили широкое распространение в жанрах сценической и концертной музыки, таких как опера, балет.

На данный момент существует великое множество маршей. Написанные в разные периоды времени, они передают определённые эмоции и чувства присущие своей эпохе. Есть и такие произведения в данном музыкальном жанре, которые не утрачивают своей популярности с момента создания и до наших дней. Далее рассмотрим самые известные марши за всю историю этого жанра.

Один из известнейших свадебных маршей мира, написанный немецким композитором и музыкантом Феликсом Мендельсоном в 1842 году. Изначально произведение было создано для пьесы «Сон в летнюю ночь». А в 1858 году марш исполнился на свадьбе принцессы Виктории, после чего и приобрел свою популярность и был признан как свадебный марш.

Еще одни знаменитый марш, известный по всему миру, был написан в 1837 году Фредериком Шопеном и является третьей частью из четырёх Сонаты для фортепиано №2 си-бемоль минор.

Читайте также:  Влияние музыки на воду: облагораживающее и разрушающее воздействие звуков

Это произведение одновременно смешало в музыке такие чувства как горе, тоска, грусть и безнадёжность, что не могло оставить слушателя равнодушным. Именно сам автор стал первым человеком, которого похоронили под звуки этого произведения.

Впоследствии эта музыка звучала все чаще на похоронах у различных народов мира, что принесло известность данному маршу.

Русский марш, созданный трубачом Василием Агапкиным в 1912-1913 годах. С момента создания и по сей день считается национальным маршем. Под его звуки провожают людей в дальнее путешествие, на военную службу, также марш символизирует проводы на войну. В зарубежных странах является самым узнаваемым музыкальным произведением символизирующим Российскую Федерацию.

Знаменитая советская песня, написанная композитором Д. Тухмановым на слова поэта В. Харитонова, изначально стала популярной строевой песней в Советской и впоследствии Российской армии. А затем и парадным маршем, без которого не обходится ни одно празднование девятого мая – дня победы.

Самый знаменитый марш Французской революции (1789-1794 гг.) написанный в 1792 году Руже де Лилем изначально именовался «Военный марш Рейнской армии». После того как в Париж вошёл батальон добровольцев из Марселя в июне 1792 года, напевая слова этого марша, он и получил своё знаменитое название «Марсельеза». А через год был выбран официальным гимном Франции.

Приведённые в этой статье самые известные марши это только малая часть гениальных творений разных эпох, так как марш, является очень многогранным и выразительным музыкальным жанром. Марши могут быть абсолютно разными по стилистике:

Такое разнообразие естественно не может остаться без внимания великих композиторов. Марши можно обнаружить в крупных произведениях М. Глинки, Л. Бетховена, П. Чайковского, М. Мусоргского и многих других гениальных композиторов.

Автор – Станислав Колесник

Пожалуй, самый популярный в мире марш – Свадебный марш Мендельсона. Для поднятия настроения прослушайте полную версию марша:

А есть еще одна разновидность марша-прощальный или как говорили в старину-отходный марш. Отходный марш-редкость, сейчас их не осталось. Русское интермеццо — автор В Дмитриев по сути отходный марш, других я не нашел.

Источник: http://prozvi.ru/isskustvo-dlya-dushi/samye-izvestnye-marshi-muzykalnyj-klass-2

классические марши — Прослушать музыку бесплатно, быстрый поиск музыки, онлайн радио, cкачать mp3 бесплатно, онлайн mp3

  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:23 Классическая Музыка Для Детей Моцарт/Tурецкий марш
  • Прослушать скачать добавить в избранное 00:50 Классическая музыка Чайковский. Детский альбом: Марш деревянных солдатиков
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:45 Классическая музыка Мендельсон — Свадебный марш
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 02:10 Классическое исполнение Марш Буденного
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:01 Классический свадебный марш
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:30 классическая музыка «Свадебный марш»
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 03:30 Классическая музыка для детей. Моцарт «Турецкий марш»
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:45 Классическая оркестровая версия Запорожський марш
  • Прослушать скачать добавить в избранное 00:53 Классическая музыка С.Прокофьев- Марш
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:23 Классическая Музыка Для Детей- Турецкий марш Моцарт
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:24 Классическая музыка для детей4 Турецкий марш
  • Прослушать скачать добавить в избранное 00:38 Классическая музыка Имперский марш (оригинал)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:48 Классическая музыка марш
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:41 Классическая музыка С.С. Прокофьев «Танец рыцарей» (Марш Монтекки и Капулетти из балета «Ромео и Джульетта»). Скрипка и
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:45 Классический филармонический оркестр Бонны, дирижер Хериберт Байссель Чайковский. Щелкунчик. Марш
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:23 Классическая Музыка Для Детей Моцарт — ТУРЕЦКИЙ МАРШ
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:30 Классическая музыка детям. «Нотная тетрадь» Анны Магдалены Бах Марш (соль мажор)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:29 Классическая музыка детям. «Нотная тетрадь» Анны Магдалены Бах Марш (ре мажор)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:06 Классическая музыка в современной обработке Марш Монтекки и Капулетти, Щелкунчик и прочие.
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 01:57 Классический танец Марш разминка по кругу
  • Прослушать скачать добавить в избранное 01:09 Классическая хореография марш, шаги,, бег
  • Прослушать скачать добавить в избранное 01:29 Классическая хореография жете, марш по кругу
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:20 Классическая музыка. Вагнер Божественная (Марш)
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 03:41 Классическая музыка / Моцарт Вольфганг Амадей Моцарт — Турецкий марш
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:24 Классическая музыка Турецкий марш
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:42 Классическая музыка 060_Чайковский — ''Щелкунчик'' Марш
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:24 Классическая музыка для детей Турецкий марш
  • Прослушать скачать добавить в избранное 05:41 Классическая музыка Прокофьев Сергей Сергеевич «Танец рыцарей» (Марш Монтекки и Капулетти из балета «Ромео и Джульетта»)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:24 Классическая музыка для детей Марш Турецкого
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:08 Балаш Соколаи Прокофьев. Классическая симфония — Гавот; Опера «Любвоь к трем апельсинам» — Марш
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:23 Гимн Королевской Франции Marche Henri IV (Марш Генриха IV) (стилизованная классическая версия П.И.Чайковского на основе мелод
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:24 День рождения в ATMASFERA 360 Классическая музыка для детей Турецкий марш
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:49 Конкурс классической музыки. Участница №8. Композиция №9. Мендельсон Феликс- Свадебный Марш
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:08 Балаш СоколаиПрокофьев. Классическая симфония — Гавот; Опера «Любвоь к трем апельсинам» — Марш классика
  • Прослушать скачать добавить в избранное 01:43 Верди Триумфальный марш (Аида) (Классическая Музыка)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:15 Московский классический оркестр П.И. Чайковский. Марш деревянных солдатиков
  • Прослушать скачать текст песни добавить в избранное 04:27 Александр Маршал и Анжелика Маркова На краю земли (Классическая версия)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:04 Мендельсон Свадебный марш (Классическая Музыка)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:33 Шедевры классической музыки — Иоганн Штраус Марш Радецкого
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:32 Глинка (классическая музыка) Марш Черномора
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:28 Чайковский Марш (Щелкунчик) (Классическая Музыка)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:30 Шедевры классической музыки Турецкий марш (фортепиано)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:16 Московский классический оркестр Марш деревянных солдатиков
  • Прослушать скачать добавить в избранное 02:41 Московский классический оркестр Марш (Щелкунчик)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:50 Шедевры классической музыки-5 Мендельсон-Свадебный марш
  • Прослушать скачать добавить в избранное 00:50 Моцарт. Классическая музыка для детей. Музыка для детей. Моцарт. Марш KV15.
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:46 Ф. Мендельсон Свадебный марш (Шедевры классической музыки)
  • Прослушать скачать добавить в избранное 03:08 Балаш Соколаи Прокофьев. Классическая симфония — Гавот; Опера «Любовь к трем апельсинам» — Марш
  • Прослушать скачать добавить в избранное 04:46 Шедевры классической музыки Свадебный марш
  • Прослушать скачать добавить в избранное 00:28 Моцарт Турецкий марш (Соната для фортепиано N11 K 331) (Классическая Музыка)

Источник: https://dydka.com/q/lsO8y7Xj5PKQxorst8Xn1qvSg8q236jYVLbLpdeJ2pPG6fU/

Марш (музыка)

МАРШ — жанр при­клад­ной му­зы­ки.

Обес­пе­чи­ва­ет син­хрон­ное дви­же­ние боль­шо­го чис­ла лю­дей (вой­ска в строю, разл. ро­да ше­ст­вия). От­ли­ча­ет­ся не­из­мен­ным тем­пом, чёт­ким рит­мом. Муз. раз­мер 2 4 , 4 4, 2 2, ино­гда 6 8; ти­пич­на слож­ная 3-ча­ст­ная фор­ма.

Му­зы­ка 1-й час­ти (по­вто­ряе­мой да ка­по), как пра­ви­ло, име­ет му­же­ст­вен­ный, ак­тив­ный ха­рак­тер, сред­няя часть (трио) обыч­но на­пев­на. М. от­ли­ча­ют ха­рак­тер­ные рит­мич. ри­сун­ки, ве­ду­щие про­ис­хо­ж­де­ние от ин­ст­ру­мен­таль­ных сиг­на­лов. В ме­ло­ди­ке М.

Читайте также:  15 лучших бесплатных vst плагинов 2019 года

ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся дви­же­ние по зву­кам тре­зву­чий («фан­фар­ные» ин­то­на­ции); час­то встре­ча­ют­ся под­чёрк­ну­тые воз­вра­ще­ния ме­ло­дич. ус­то­ев. Пре­об­ла­да­ют квад­рат­ные по­строе­ния (по 8, 16, 32 так­та); в це­лом струк­ту­ру от­ли­ча­ет чёт­кость чле­не­ния. Один из гл. жан­ров во­ен­ной му­зы­ки, М.

, по­ми­мо ор­га­ни­за­ции дви­же­ния, при­зван все­лять в вои­нов бод­рость, под­ни­мать их бое­вой дух. Раз­но­вид­но­сти во­ен­но­го М.: строе­вой, по­ход­ный, встреч­ный (при встре­че и со­про­во­ж­де­нии зна­ме­ни, пря­мых на­чаль­ни­ков, во вре­мя объ­ез­да войск ко­ман­ди­ром на па­ра­де; обыч­но в про­стой 3-ча­ст­ной фор­ме), а так­же по­хо­рон­ный, или тра­ур­ный, М.

(на по­хо­ро­нах или при воз­ло­же­нии вен­ков, в мед­лен­ном тем­пе). Со вре­ме­нем М. вы­шел за пре­де­лы чис­то при­клад­ных за­дач, став так­же жан­ром сце­ни­че­ской (опе­ра и ба­лет), са­лон­ной и кон­церт­ной му­зы­ки. Это при­ве­ло к уве­ли­че­нию его мас­шта­бов, ус­лож­не­нию вы­ра­зит. средств, обо­га­ще­нию со­дер­жа­ния.

Раз­но­вид­ность М. – мар­ше­вая пес­ня. По­ход­ная сол­дат­ская пес­ня сло­жи­лась ра­нее М. и ста­ла од­ним из его ис­то­ков; в по­сле­дую­щее вре­мя М. и мар­ше­вая пес­ня раз­ви­ва­лись в по­сто­ян­ном взаи­мо­дей­ст­вии. Мар­ше­вый ха­рак­тер име­ют мн. ре­во­люц. пес­ни («Мар­сель­е­за», «Ин­тер­на­цио­нал» и др.), гос. гим­ны.

М. сфор­ми­ро­вал­ся как жанр во­ен. му­зы­ки в эпо­ху позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья на ос­но­ве по­ход­ной пес­ни (в т. ч. пе­сен кре­сто­нос­цев, ланд­скнех­тов и др.), во­ен. сиг­на­лов, не­ко­то­рых форм тан­це­валь­ной му­зы­ки, по ха­рак­те­ру близ­ких к М. Наи­бо­лее ран­ние фор­мы М. воз­ник­ли из ис­пол­не­ния сол­дат­ской пес­ни на к.-л.

ме­ло­дич. ин­ст­ру­мен­те (напр., по­пе­реч­ной флей­те) в со­про­во­ж­де­нии ба­ра­ба­на. В осн. для мар­ше­вой му­зы­ки бы­ли соз­да­ны во­ен. ин­ст­ру­мен­таль­ные ка­пел­лы из де­ре­вян­ных и мед­ных ду­хо­вых ин­стру­мен­тов, по­пол­нен­ные в кон. 18 в. удар­ны­ми ин­ст­ру­мен­та­ми из т. н. яны­чар­ской му­зы­ки. По­сте­пен­но в разл.

ро­дах войск и в свя­зи с разным на­зна­че­ни­ем вы­ра­бо­та­лись оп­ре­де­лён­ные ти­пы во­ен. М.; в их чис­ле ка­ва­ле­рий­ский М., обыч­но в раз­ме­ре 6 8 , к сер. 20 в. ут­ра­тив­ший своё зна­че­ние. Важ­ный вклад в раз­ви­тие М. внёс Ж. Б.

Люл­ли, обо­га­тив­ший тра­ди­ции мар­ше­вой му­зы­ки эле­мен­та­ми, по­черп­ну­ты­ми из опер­но­го и ба­лет­но­го иск-ва. Люл­ли при­пи­сы­ва­ют вве­де­ние в М. за­им­ст­во­ван­ных от ин­тра­ды пунк­тир­ных рит­мов, уве­ли­чив­ших его ак­тив­ность, ди­на­мич­ность. В пе­ри­од Франц. ре­во­лю­ции 18 в. М. соз­да­ва­ли Ф. Ж. Гос­сек, А. Э. М.

Грет­ри, Э. Н. Ме­гюль и др. Не­сколь­ко М. и мар­ше­вых пе­сен, пре­им. в го­ды на­по­ле­о­нов­ских войн, соз­дал Л. ван Бет­хо­вен. Из них «Ве­чер­няя за­ря для бо­гем­ско­го опол­че­ния» (позд­нее под назв. «Йорк­ский марш») ста­ла М. прус. ар­мии. Ав­то­ра­ми М. бы­ли так­же И. Штра­ус (отец) и И. Штра­ус (сын). Ряд во­ен. М. соз­дан Р. Штрау­сом.

В кон. 19 – нач. 20 вв. боль­шую по­пу­ляр­ность на За­па­де за­вое­ва­ли марши Дж. Ф. Су­зы (США), Ф. Тей­ке (Гер­ма­ния).

Осо­бую раз­но­вид­ность со­став­ля­ют все­воз­мож­ные М. «на слу­чай», пред­на­зна­чен­ные для ис­пол­не­ния на разл. тор­же­ст­вах. Не­ред­ко они пи­шут­ся не для во­ен­ных, а для сим­фо­нич. ор­ке­ст­ров.

В чис­ле их ав­то­ров – Дж. Мей­ер­бер (М. к шил­ле­ров­ским тор­же­ст­вам, М. к от­кры­тию Лон­дон­ской вы­став­ки и др.), Р. Ваг­нер («Тор­же­ст­вен­ный марш» для Фи­ла­дель­фии и др.), Р.

Штра­ус («Тор­же­ст­вен­ный марш»).

М. встре­ча­ют­ся в сб-ках кла­вир­ных пьес Г. Пёр­сел­ла, Ф. Ку­пе­ре­на. Ж. Б. Люл­ли ввёл М. в опе­ру и ба­лет; М. пред­став­лен в опе­рах Г. Ф. Ген­де­ля, К. В. Глю­ка, В. А. Мо­цар­та, в ин­ст­ру­мен­таль­ных сюи­тах разл. ком­по­зи­то­ров, в ди­вер­тис­мен­тах, кас­са­ци­ях, се­ре­на­дах (Й. Гайдн и И. М. Гайдн, Л. Мо­царт и В. А. Мо­царт).

Не­ред­ко раз­ви­тые до боль­ших сим­фо­нич. по­ло­тен М. име­ют­ся у Бет­хо­ве­на («Marcia funebre» в 12-й фп. со­на­те ор. 26 с под­за­го­лов­ком «на смерть ге­роя», мед­лен­ная часть 3-й сим­фо­нии, М. в опе­ре «Фи­де­лио», в му­зыке к тра­ге­дии «Эг­монт» И. В. Гё­те, к «Афин­ским раз­ва­ли­нам» А. Ко­це­бу); мар­ше­вые рит­мы, це­лые мар­ше­вые эпи­зо­ды встре­ча­ют­ся во мн.

его про­из­ве­де­ни­ях (5-я, 7-я, 9-я сим­фо­нии, Тор­же­ст­вен­ная мес­са и др.). Ряд М. для фп. в 4 ру­ки при­над­ле­жит Ф. Шу­бер­ту; мар­ше­вое на­ча­ло свое­об­раз­но пре­лом­ле­но во мно­гих его со­чи­не­ни­ях. М. час­то ис­поль­зу­ет­ся в опе­рах 19 в. (Л. Ке­ру­би­ни, Г. Спон­ти­ни, Мей­ер­бер, Ш. Гу­но, Ж. Би­зе, Ваг­нер, Дж. Вер­ди, Дж. Пуч­чи­ни и др.

), в му­зы­ке к спек­так­лям дра­ма­тич. те­ат­ра (Ф. Мен­дель­сон и др.), мар­ше­вые рит­мы про­ни­ка­ют и в ка­мер­ную во­каль­ную му­зы­ку (М. И. Глин­ка, Р. Шу­ман, А. С. Дар­го­мыж­ский, М. П. Му­сорг­ский, X. Вольф, Г. Ма­лер). Яр­кие об­раз­цы тра­ур­но­го M. со­дер­жат про­из­ве­де­ния Ф. Шо­пе­на (со­на­та b-moll для фп.), Ма­ле­ра (2-я, 5-я, 7-я сим­фо­нии). В клас­сич.

опе­рет­те М. трак­ту­ет­ся гл. обр. в па­ро­дий­ном пла­не (И. Штра­ус- сын, К. Цел­лер, Ф. Ле­гар и др.). Су­ще­ст­вен­ное ме­сто М. за­нял и в ки­но­музы­ке. Наи­бо­лее яр­кие ано­ним­ные М. не­од­но­крат­но об­ра­ба­ты­ва­лись из­вест­ны­ми ком­по­зи­то­ра­ми. В их чис­ле зна­ме­нитый венг. «Ра­ко­ци-марш», об­ра­бо­тан­ный Г. Бер­лио­зом (вклю­чён в дра­ма­тич.

ле­ген­ду «Осу­ж­де­ние Фау­ста»), Ф. Лис­том (14-я венг. рап­со­дия для фп.), Ф. Эр­ке­лем.

В Рос­сии М. во­шёл в ре­пер­ту­ар во­ен. ор­ке­ст­ров в нач. 18 в. Вско­ре и в рус. ар­мии поч­ти ка­ж­до­му пол­ку был при­сво­ен свой М., яв­ляв­ший­ся его муз. эмб­ле­мой: «Марш Пре­об­ра­жен­ско­го пол­ка», «Марш Се­мё­нов­ско­го пол­ка», «Марш Из­май­лов­ско­го пол­ка» и др. Ряд М. свя­зан с оп­ре­де­лён­ны­ми со­бы­тия­ми во­ен. ис­то­рии.

Та­ко­вы «Ста­рин­ный егер­ский марш, иг­ран­ный в сра­же­нии под Лейп­ци­гом в 1813 го­ду», «Па­риж­ский марш 1814 го­да», под зву­ки ко­то­ро­го рус. вой­ска во­шли в Па­риж, М. «Бой под Ляо­я­ном», от­ра­жаю­щий один из бое­вых эпи­зо­дов рус.-япон. вой­ны 1904–05, и др. Рус. во­ен. М.

в луч­ших его об­раз­цах от­ли­ча­ет­ся яс­но­стью и строй­но­стью ком­по­зи­ции, про­сто­той и дос­туп­но­стью муз. язы­ка, нац. ха­рак­тер­но­стью. Сре­ди ав­то­ров рус. во­ен. М. – Д. С. Борт­нян­ский, Н. А. Ти­тов, П. И. Чай­ков­ский (псевд. П. Си­но­пов), а так­же во­ен. ка­пель­мей­сте­ры А. Дер­фельт, О. За­кржев­ский, М. Ог­лоб­лин. В чис­ле ав­то­ров сов.

во­ен. М. – С. А. Чер­нец­кий, Н. П. Ива­нов-Рад­ке­вич, В. С. Ру­нов, Ю. А. Хайт, А. И. Ха­ча­ту­рян.

На­ря­ду с М. при­клад­но­го на­зна­че­ния, в Рос­сии бы­ло соз­да­но не­ма­ло яр­ких об­раз­цов кон­церт­но­го М. для сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра, в т. ч. «Сла­вян­ский марш» П. И. Чай­ков­ско­го, «Тор­же­ст­вен­ный марш» и «Марш на рус­скую те­му» А. К. Гла­зу­но­ва, «Па­мя­ти А. В. Су­во­ро­ва» А. С. Арен­ско­го. М.

как жан­ро­вое на­ча­ло ши­ро­ко пред­став­лен в рус. сим­фо­ни­ях (5-я и 6-я сим­фо­нии Чай­ков­ско­го, 5-я, 7-я, 8-я и 14-я сим­фо­нии Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча) и опе­рах («Марш Чер­но­мо­ра» в «Рус­ла­не и Люд­ми­ле» М. И. Глин­ки, «Марш Бе­рен­дея» в «Сне­гу­роч­ке», «Ше­ст­вие ца­рей» в «Мла­де» Н. А.

Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, марш в опе­ре «Лю­бовь к трём апель­си­нам» С. С. Про­кофь­е­ва), в ба­ле­те («Щел­кун­чик» Чай­ков­ско­го, «Мед­ный всад­ник» Р. М. Гли­эра), в му­зы­ке к дра­ма­тич. пье­сам (му­зы­ка Глин­ки к тра­ге­дии «Князь Холм­ский» Н. В.

Ку­коль­ни­ка, му­зы­ка Шос­та­ко­ви­ча к тра­ге­дии «Гам­лет» У. Шек­спи­ра).

Дополнительная литература:

Wood W. The romance of regimental mar­ches. L., 1932;

Бю­кен Э. Ге­рои­че­ский стиль в опе­ре. M., 1936;

Harding R.E.M. The ori­gins of musical time and expression. L., 1938;

Steglich R. Über Beethovens Märsche // Fest­schrift A. Orel zum 70. Geburtstag. W.; Wies­baden, [1960];

Rehrig W. H. The heritage encyclopedia of band music. Westerville, 1991. Vol. 1

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Hofer A. Blasmusikforschung: eine kri­tis­che Ein­führung. Darmstadt, 1992
  • Нау­мов А. В. Две­сти лет тра­ур­но­го мар­ша. М., 2001

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/marsh_muzyka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector