Chorus, phaser, flanger | эффекты модуляции

Мы все привыкли к эффектам модуляции. Хорусы, фейзеры, флэнджеры, тремоло — кажется, они были всегда. Тем интереснее посмотреть на становление этого направления гитарной электроники.

Возможность делать какие-либо модуляционные фишки была у гитаристов, по сути, всегда — даже до изобретения электрогитары как таковой.

Во-первых, никто не отменял всевозможных вибрато-машинок, изменяющих строй гитары. Во-вторых, игр с микрофонами во время записи или даже с самим винилом. Да чего говорить, куча старых хитов хорусят и фейзерят просто из-за низкого качества записи и особенностей носителей.

Но мы все же о другом — об электрических приборах, которые разработаны специально для внесения модуляционных искажений в гитарный звук.

Для многих модуляции начались с колонки Лесли, которая была запущена в серию в начале 1940-х годов. Там было применено довольно остроумное решение с вращающимся динамиком. Проблемой была громоздкость. Поэтому, конечно, электронщики начали двигаться по пути миниатюризации.

Показательно, что первый «настоящий» гитарный эффект — это именно модуляционный юнит. Точнее, тремоло от De Armond. До этого прототипы этой коробочки (точнее, ящичка) встраивались в первые электропианино, но в конце 40-х наконец-то вышел юнит, предназначенный для гитаристов.

Chorus, phaser, flanger | эффекты модуляции

Крайне интересен принцип действия: внутри прибора есть резервуар с жидкостью, которая раскручивается и замыкает-размыкает контакты. Получается эффект быстро поворачиваемой туда-сюда ручки громкости на гитаре.

Услышать это тремоло можно, например, тут:

Примерно в то же время начались эксперименты по встраиванию тремоло в гитарные усилители. Здесь даже развернулся мини-поединок между Gibson, свежеобразованной Danelectro и компанией Multivox.

Danelectro запатентовали гитарное тремоло-вибрато раньше, но первыми на рынок с усилителем, оснащенным эффектом, вышли Multivox. А Fender, которые сейчас более других ассоциируются с тремоло, встроенными в усилитель, начали играть в эти игры только к концу 50-х.

Показательно, что долгое время единства в терминологии не было: один и тот же эффект мог называться как «вибрато», так и «тремоло».

Следующий всплеск модуляционных эффектов пришелся на середину-конец 60-х, на времена психоделической революции, когда гитаристы бросились искать новые, не виданные ранее звуковые текстуры.

Забавно, что при всей своей прогрессивности и футуристичности, в плане музыки эти музыканты все же часто оглядывались назад. Так, многим хотелось получить звук леслиспикера, но в компактной оболочке.

  • С другой стороны, активно развивалась звукозапись, и звукорежиссеры вот уже много лет (с середины 50-х как минимум) активно и осмысленно применяли «пленочные» фишки, с помощью которых отлично получались и модуляционные эффекты:
  • Все это во многом и вызвало появление гитарных фейзеров, хорусов и прочей братии.

Одним из первых таких эффектов стал вайб от Shin-Ei — Psychedelic Machine. Он был не педалью как таковой, а настольным юнитом и сочетал в себе фузз (ставший впоследствии Univox Superfuzz) и, собственно, вайб — то, что стало Uni-vibe.

  1. Этот самый Univibe с мелкими отличиями в итоге в конце 60-х — начале 70-х успели повыпускать под кучей разных названий и торговых марок: Shin-Ei Vibra Chorus, Univox Uni-Vibe, Companion SVC-1 Vibra Chorus, JAZ Vibra-Chorus и так далее, точно больше десятка наименований.
  2. Вот, например, еще одна вариация на тему:
  3. Вообще, начало 70-х стало настоящей кладезью странных приборов и необычных решений. Вот, к примеру, еще пара легенд — Musitronics Mu-Tron Bi-Phase, здоровенная фиговина, сочетающая сразу два фейзера:

А также их же фейзер Phasor 2, созданный не без участия Боба Муга. Да и вообще, приборы Mu-Tron, созданные Musitronics Corporation – крайне интересные и прогрессивные по тем временам девайсы.

Там были и октавер, и фленджер, и энвелоп-фильтры – дорогие, как правило, громоздкие и футуристичные. Уже к концу 70-х компания разорилась, точнее, была продана синтезаторной конторе ARP.

Но это уже совсем другая история.

В 70-е же активно стали появляться и устройства, патетично называемые гитарными синтезаторами: по сути, мультиэффекты, в том числе и с модуляционными функциями. Например, гроб под названием Ludwig Phase II Synthesizer:

Chorus, phaser, flanger | эффекты модуляции

Впрочем, 70-е — это не только большие необычные штуки, но и (наконец-то!) массовое появление эффектов в привычном нам педальном формате. Первая половина 70-х — это рождение сразу двух легендарных фейзеров, выпускаемых до сих пор: MXR Phase 90 и Electro-Harmonix Small Stone.

По сути, дизайн этих педалей не менялся с тех самых пор! Можно спорить о звуке старых педалей и переизданий, но форм-фактор выглядит актуально и сейчас. 

Chorus, phaser, flanger | эффекты модуляции Chorus, phaser, flanger | эффекты модуляции

Эффекты хоруса обрели педальное воплощение тоже в 70-е. Хорус тогда уже вовсе не был редким эффектом: он встраивался во многие классические стринг-синтезаторы вроде ARP Solina. А в 1975 году Roland выпускают на рынок свой легендарный усилитель Jazz Chorus, а затем — еще и начинают производить хорус из него отдельно, в виде педали Boss Chorus Ensemble.

До сих пор это один из самых культовых звуков хоруса, что есть в мире. От таких корпусов, кстати, в компании откажутся довольно быстро, перейдя на знакомые нам (и для многих до сих пор эталонные по эргономике корпуса современных “Боссов”). 

Chorus, phaser, flanger | эффекты модуляции

Наконец, в 1976 году появился фленджер Electric Mistress от уже упомянутых Electro-Harmonix, а в 1978 — фленджер Boss BF-1. На этом начальную стадию становления модуляционных гитарных эффектов можно считать законченной. Началось развитие вширь и вглубь.

  • Chorus, phaser, flanger | эффекты модуляции Chorus, phaser, flanger | эффекты модуляции
  • ___
  • Специально для Pedalzoo.ru

Источник: https://blog.pedalzoo.ru/history/history-of-modulation-effects/

Муки выбора: Эффекты Chorus & Flanger в одной коробке

Открываю новую рубрику – “Муки выбора”. Здесь буду рассказывать о том как и из чего выбирал себе педали в педалборд. Сегодня речь пойдет об эффектах модуляции.
Chorus, phaser, flanger | эффекты модуляции
С чего все началось? Хмм.. Я редко использую эффекты chorus (был DOD FX65) или flanger (был старый советский Электроника ПЭ-11 Flanger). Но иногда все-таки хочется включить, чтоб так для души… Увидел, что есть варианты педалей, где оба эти эффекта присутствуют в одной коробочке. Уже был печальный опыт с Marshall Regenerator, где была куча эффектов, но все – картонные. Тут же всего два родственных, и всё на высшем уровне. “Вот это как раз для меня!” – так я подумал. Бюджет запланировал до 5000 р., педаль решил брать “всерьез и надолго“. А что тут экспериментировать? Использую мало – взять сразу хорошую, и не думать больше об этом. Чтобы оба эффекта были, но и много места в педалборде не кушали. Но это было только начало…

Первым на глаза попался TC Electronic SCF. Посмотрел демки, почитал обзоры. Понял, что это отличный вариант! мало того что хорус расхваливают и фленджер на видео звучит примерно так как я и хотел бы, так еще есть в нем 3й режим – вибрато (pitch modulation), который я как раз очень люблю (но он уже есть у меня в педали EHx Worm). Но тут есть 1 нюанс. Это цена. Но вот на аукционе именно в это время появился лот, который судя по всему уместится в мой бюджет. “Нужно брать!” – скажите вы. Ну а я вот решил – пока аукцион на нее не закончится, посмотрю, что есть из аналогов. Ну неправильно это брать первый попавшийся вариант, даже если он такой хороший 🙂

Итак, после тщательного серфинга, просмотра кучи обзоров и прочтения ме меньшей кучи мнений и форумов, сформировался список претендентов:

TC Electronic Stereo Chorus & Flanger (SCF)

Chorus, phaser, flanger | эффекты модуляцииОбзорно про него уже написал все выше. Продавался на eBay за неизвестную цену, но по моим прогнозам уместился бы в итоге в $150. Это была версия с 220В блоком питания, в немного пошарпанном состоянии и сломанной кнопкой. Но свои функции выполняла на все 100%.

Плюсы:

  • Очень качественный. Считается одним из самых лучших (если не самым лучшим) эффектом хоруса в формате педали.
  • В меру аскетичное управление. 2 крутилки (скорость и глубина), еще 1 крутилка (с переменным назначеним, зависящим от режима), последняя 1 крутилка (“GAIN” для преампа), 1 минитумблер (для переключения режима). Может быть, это не так много (у конкурента от T-Rex гораздо больше настроек) для тех кто любит экспериментировать. Но на самом деле это как раз “необходимо и достаточно”. Прибор очень гибкий. Инженеры как-то нащупали в этом плане золотую середину, я считаю.
  • Наличие преампа. Сомнительный, но все же плюс. Он, кстати, работает и когда эффект включен, и когда он выключен. Т.е. просто усиливает ваш сигнал в этом месте цепи.
  • Диод включенной педали пульсирует в соответствии со скоростью модуляции. Не знаю как кто, а я считаю это мега-полезная фича.
  • Стерео.

Минусы:

  • Питание. Хорошая новость, что (как пишут) для качественной модуляции нужно какое-то хитрое питание и типа так и так. Но, по-большому счету, это все разговоры. Да, если у вас в педалборде 1-2 педали, то проще, когда еще 1 педаль идет с уже встроенным блоком. Ну а если как у меня педалей штук 7, и для них уже есть специальный стабилизированный блок, тогда лишний штекер это как раз не комильфо. Опять же, если сгорит внешний блок, заменил, и все тут. А вот если внутренний – хрен пойми что с ним делать. И еще – бывают 2 модели с разными внутренними блоками – на 110V и на 220V (там везде еще +-). При покупке на eBay нужно быть к этому очень внимательным.

T-Rex Twister

Chorus, phaser, flanger | эффекты модуляцииЭто второй кандидат. Продавался на eBay новым, за примерно $150 по какой-то акции. У этой педали уже есть вторая версия, модифицированная и как бы улучшенная. Прочитать про это можно тут. Но в мой бюджет умещалась только эта, и то по акции. Вариант тоже очень привлекательный. Выгодно отличается от TC SCF стандартным питанием и множеством ручек. Еще – у него true bypass (Хотя у такого типа педалей на этот счет я не переживаю, это вам не тайваньский Boss). Ну и он новый, а не б.у, требующий доработок. Проигрывает в том, что переключатель режимов тут – не минитумблер, а кнопка с фиксированным состоянием + диод не мигает в соответствии с скоростью модуляции. В обеих педалях есть встроенный преамп.
Пишут, что в нем отличный фленджер, но хорус немного мутноват. Я не очень в это верю, но послушать вживую, конечно возможности у меня не было.

Плюсы:

  • Высокое качество.
  • Куча ручек, кнопок настроек.
  • True bypass.
  • Стандартное питание.
  • Стерео.

Минусы:

  • Перекапывая материалы по этой педали, нашел-таки, что он частично цифровой, частично аналоговый. Это T-Rex и я не думаю, что тут цифровая составляющая как-то сильно сказывается на звуке. Тем не менее червячок сомнения засел у меня в голове.
  • Переключение режимов – кнопкой. Кому как, а мне достаточно важно. В нажатом состоянии это хорус, в “отжатом” – фленджер. Ну а когда смотришь сверху – хер его пойми в каком она сейчас режиме. Когда включен эффект, это не важно, а вот когда выключен – уже другое дело.
  • Много крутилок. Это и плюс и минус одновременно. Глаза разбегаются, не знаешь что бы покрутить. Это относительный, но все же минус. Все-таки педалборд это инструмент, которым нужно пользоваться и крутить в процессе. Хочется одновременно и гибкости настроек и оптимальное количество элементов управления, чтоб не запутываться и не держать в голове что за что тут отвечает. Нужна в этом плане какая-то золотая середина, на мой взгляд.
Читайте также:  Камерная музыка - основные понятия

Electro-Harmonix Stereo Electric Mistress (XO)

Chorus, phaser, flanger | эффекты модуляцииЭто достаточно интересный вариант. Он выгодно отличается по цене от своих конкурентов (подержанный – порядка $100). Хотя, конечно, ставить педаль обновленной серии EHx и TC Electronic в один ряд – не совсем корректно… Тем не менее. У педали интересные возможности и чертовски привлекательное управление. Всего 3 крутилки! Но! Как они работают! Первая – Rate – скорость модуляции. Регулируется от ~11 часов до максимума. А вот то что идет от минимума до 11 – это т.н. Filter Matrix – ручное управление эффектом flanger. Можно нарулить очень интересные металлические звуки. Вторая ручка – глубина flanger, третья – глубина chorus. Это очень удобно. Можно использовать оба эффекта одновременно и смешивать их в определенной пропорции! Т.к. ручка скорости для них одна, не нужно беспокоиться о синхронизации при использовании их одновременно. Опять же, включать-выключать-смешивать эффекты очень просто – это ведь всего 2 крутилки! Вот таким управлением я был очарован! Это, должно быть, очень интересно. Тем не менее, что есть плюс, то есть и минус: аскетичность управления = менее гибкие настройки. По видеопримерам я таки не смог понять тот ли там звук фленджера, что мне нужен.

Плюсы:

  • Очень интересное управление. Всего три крутилки позволяют получать очень необычные звуки.
  • Возможность смешивать хорус и фленджер, без заморочек с синхронизацией скоростей эффектов.
  • Стандартное питание.
  • Стерео.

Минусы:

  • Опять же, внимательно прошерстив интернет, я нашел-таки что эта педаль цифровая. И с предыдущей своей версией (на которой любил поигрывать David Gilmour) не имеет ничего общего. Эта педаль долгое время была одним из фаворитов, но именно по этому пункту она не подошла под определение “всерьез и надолго” и выбыла из конкурса.
  • Нет гибкости настроек. Все-таки по 2 ручки на эффект это очень мало. Точнее это нормально, если есть возможность прийти в магазин и послушать, те ли это эффекты, что вы хотите. Если такой возможности нет (как у меня), то все-таки хотелось бы еще какую-нибудь ручку типа “форма” или что-то в этом роде – чтоб можно было в случае чего немного поднастроить под себя. Но тут с этим туго.

Electro-Harmonix Polychorus

Chorus, phaser, flanger | эффекты модуляцииЭта педаль тоже достаточно интересна (она же EchoFlanger, она же PolyFlanger). Но ей любил позабавиться уже не Гилмор, а Кобейн. Возможность использовать 4 режима: chorus, flanger, filter matrix, double track (короткое эхо). Педаль немного хулиганская и немного легендарная. В то же время она еще и здоровенная (версии в XO-корпусе нет). Ну и в довесок, она еще вылезала за мой бюджет (порядка $200-230 на eBay). Два последних пункта и вывели ее из конкурса.

Плюсы:

  • Гибкие настройки. Интересное и хорошее управление.
  • Стерео.

Минусы:

  • Размер. Очень большой.
  • Нестандартное питание. Выносной блок.

Ibanez PC10 (CCL)

Chorus, phaser, flanger | эффекты модуляцииЕсть 2 варианта PC10 и CCL. Различаются только расцветкой. Вообще, крайне интересная педаль. Наткнулся совершенно случайно, и был удивлен. Это самая меленькая педаль участвующая в конкурсе, размера со стандартную Ibanez или Boss. При этом, в ней 6 крутилок – 2 на хорус и 4 на фленджер. Достаточно гибко можно настроить переключение эффектов и пр. Цена – тоже радует. Педаль редкая, но если-таки урвать ее, то это можно сделать примерно за $100-110. Почитав обзоры и еще раз все взвесив все-таки решил ее не брать. Качество пишут хорошее, но не лучшее. Ну и когда в конкурсе учавствуют такие вещи как TC SCF, педаль просто не выдерживает конкуренции.

Плюсы:

  • Миниатюрность по сравнению с конкурентами.
  • Гибкость настроек и управления.
  • Стандартное питание.
  • Стерео.

Минусы:

  • Невысокое качество, по сравнению с остальными конкурсантами.
  • Редкость. Если потом потребуется ее заменить, нужно будет убить кучу времени, чтобы ее дождаться в продаже.

Так же около конкурса проходили такие педали как Ibanez AF2 Airplane (говорят, что хорус нарулить можно, но я не услышал нигде примера), A/DA Flanger (то же самое + цена), Line6 Liqua-Flange (маленькая, куча настроек, в т.ч.

и околохорусовые, тап темпо, но… он цифровой), Line6 Space Chorus (маленькая, тап темпо, но он цифровой), Fulltone ChoralFLange (цена и очень сомнительное преимущество перед конкурентами), HardWire CR-7 (маленькая, куча настроек, в т.ч.

и околофленджеровые, но… он цифровой).

И выбор пал на…

В итоге, взвесив все “за” и “против”, вернулся к тому с чего начал. Сейчас, по прошествии уже 3 недель с момента покупки, могу с гордостью сказать, что являюсь владельцем охренительной педальки TC Electronic SCF (уже и кнопку починил). Она дает чрезвычайно богатый тон. По другому не скажешь – он именно богатый! И все эффекты звучат так как я и хотел. Выбирал долго, и не ошибся – это главное.

На этом все, удачных вам приобретений! Пока!

Источник: http://gitarnikum.blogspot.com/2011/08/chorus-flanger.html

Флэнжер (Flanger)

Chorus, phaser, flanger | эффекты модуляции

Флэнжер (flanger — фланец ) — ещё один эффект, основанный на задержке сигнала.

Он очень схож с фейзером, так как они оба представляют собой сочетание задержки звукового сигнала с частотной или фазовой модуляцией.

Основное отличие флэнжера и фейзера в том, что у первого время задержки копии и изменение частот сигнала значительно большие, чем для второго. По сути фейзер можно считать предельным случаем флэнжера.

Флэнжер. Примеры звучания

Открытие эффекта флэнжер

Открытие эффекта принадлежит звукорежиссёру Филу Спектору. Было это в 1958 году.

Пpи попытке «удвоить» голос, воспроизводя запись одновременно c двух магнитофонов, получился этoт необычный звук (так кaк идеальной синхронизации лент добиться было невозможно, обе ленты чуть смещалась пo времени друг относительно друга).

Спектор коснулся края крутящейся бобины с пленкой и получил временную модуляцию сигнала. Flange в переводе с английского значит фланец (обод катушки с лентой). В результате эффект получил название «Flanger».

Конечно, после этого открытия «ленточного флэнжера» наука не стояла на месте, появились флэнжеры с применением интегрированных схем (1970-е гг.). И звучание этих устройств немного отличалось от того эффекта, который открыл Спектор. В настоящее время Флэнжеры делятся на две категории: аналоговые и цифровые (подробнее далее).

Суть эффекта

Два идентичных сигнала смешиваются, при этом один из них задержан по отношению к другому на малое количество времени 5-15 мс, что создаёт в спектре звука «расчёску».

Время задержки постоянно меняется, а максимумы и минимумы «расчёски» благодаря применению LFO (генератор низких частот) движутся.

При этом максимумы воспринимаются на слух как обертона, которые создают впечатление  движения звука вверх и вниз, хотя гармоническая основа остаётся (слушатель слышит всё те же ноты).

Рассмотрим подробнее на рисунке:

Chorus, phaser, flanger | эффекты модуляции

Как видите, флэнжер дает серию пиков и провалов вдоль частотного спектра, которые организованы в гармонические ряды. Фактический характер гребенчатого фильтра «расчёски» определяется временем задержки, переключателем фазы обратной связи и величиной обратной связи. Модуляция «sweep» — эффект движется вверх и вниз по частотам, производя свистящий звук.

Скорость модуляции обычно поддерживается на низком уровне и может быть синхронизирована с половиной ноты или длительности Bar проекта (c сеткой проекта), если задан какой-либо параметр формы волны, обычно используется синус или треугольник.Частоты пиков и провалов гармонически связаны.

Когда эффект модулируется, этот «паттерн» на рисунке  расширяется и сжимается, но гармоническая связь остается.

Как работает флэнжер

Сигнал, как вы видите на рисунке ниже, разделяется на два независимых.

Один не изменяется, второй проходит через линию задержки, которая находится в пределах 5-15 мс (эта величина зависит от конкретного производителя гитарной примочки, либо настроек плагина).

LFO (генератор низких частот) регулирует модуляцию времени задержки сигнала, которая зависит от формы волны (LFO waveform) и находится в пределах от 3 Гц и ниже. Меняя форму волны, частоту и амплитуду колебаний  LFO, получается различное звучание.

На выходе необработанный сигнал  смешивается  с обработанным. А так как между этими сигналами есть небольшое смещение (один из них задержан), время задержки небольшое до 15-20 мс и постоянно меняется, то это приводит к эффекту движущегося гребенчатого фильтра «расчёски».

Часть сигнала поступает в Feedback (обратная связь) — обратно на вход. В итоге создаётся резонанс, который усиливает пики и провалы в спектре сигнала. В некоторых устройствах Feedback имеет параметр, который инвертирует фазу сигнала. Это позволяет получить ещё более специфическое звучание.

Структура флэнжера изображена ниже:

Chorus, phaser, flanger | эффекты модуляции


Параметры флэнжерa

  • Depth, Range (глубина) —диапазон изменения времени задержки.
  • Speed, Rate (скорость) — быстрота изменения «плавания» звука, регулируется частотой низкочастотного генератора.
  • Delay (задержка) — время задержки копий
  • Feedback (обратная связь) — количество подаваемого сигнала с выхода на вход.
  • LFO waveform (форма волны генератора низкой частоты ) — бывает синусоидальной (sin), треугольной (triangle) и логарифмической (log).
  • Mix, Dry/wet balance (баланс) — соотношение необработанного и обработанного сигналов.

Бесконечный флэнжер

Название этого флэнжера «Barber-pole». Он схож с эффектом «тон Шепарда». Звук такого флэнжера движется бесконечно только либо вверх, либо вниз. Как это возможно? Если интересно читаем здесь про «тон Шепарда» (Аудио тесты, тестовые сигналы, калибровка звукового оборудования. Часть 2.)

Применение в проектах

Эффект был очень распространён в музыке психоделического звучания (1960-е гг.) А по звучанию эффект напоминал  взлёт самолёта.

Флэнжер в основном используется в качестве отдельного эффекта в миксе.  В некотором смысле звук флэнжера также напоминает сирену, где глубина определяет, как низко и высоко она идет. А скорость определяет, как быстро она идет. Обратная связь является чем-то вроде резонансного управления, где чем выше обратная связь, тем больше резонанс.

Chorus, phaser, flanger | эффекты модуляции Chorus, phaser, flanger | эффекты модуляции

На первом фото выше PSP Lexicon 42 в режиме deep flanger.

Читайте также:  Форум о создании музыки - create-sound

На этом снимке экрана показана настройка предустановки deep flanger — высокая обратная связь, 1 мс задержка (delay), высокая глубина (depth) , медленная скорость (rate) и feedback и интвертированная фаза сигнала. Второй рисунок — как выглядит устройство PSP Lexicon 42.

Примеры устройств

Бывают аналоговые и цифровые. Примеры:

Педаль эффектов TC Electronic Vortex Mini Flanger

Chorus, phaser, flanger | эффекты модуляции

  • Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.

Источник: https://nssound.ru/svedenie-i-mastering/flenzher-flanger/

Субботний джем: Как это работает: модуляционные эффекты

Сегодня мы разберем еще один класс эффектов – модуляционные эффекты. Эти эффекты не являются настолько необходимыми, как компрессор или эквалайзер, однако их использование может сделать звук гораздо интереснее и богаче. Если вам интересно, что это за эффекты и как они работают – добро пожаловать ниже.

Давайте сначала разберемся с терминами. «Модуляция» в музыкальной теории и «модуляция» в радиотехнике (ведь все эти эффекты и являются радиотехническими изделиями) – это совершенно разные понятия. Нас интересует именно второй термин, радиотехнический (только выкинем из него ненужные подробности).

Модуляция — это процесс изменения значений одного параметра сигнала по некоторому закону в зависимости от другого значения, поступающего извне. В качестве источника этого самого «другого» значения может выступать какой-нибудь регулятор (например педаль эффекта Wah-wah), осциллятор, или даже другой сигнал.

Возможно я выразился немного непонятно, не страшно, сейчас разберем на примерах. Итак:

Chorus, phaser, flanger | эффекты модуляции

Амплитудное вибрато – это, наверное, самый простой модуляционный эффект. Это устройство просто периодически меняет уровень громкости (амплитуды сигнала).

Период «пульсаций» на выходе задается так называемым LFO — Low Frequency Oscillator, низкочастотный осциллятор.

Как можно понять из названия, LFO генерирует низкочастотный сигнал (обычно в пределах 0,1-10 Гц) определенной формы (синусоидальной, пилообразной, прямоугольной или треугольной). В соответствии с формой сигнала модулируется амплитуда исходного сигнала.

Если выкрутить ручку глубины модуляции, можно добиться так называемого эффекта «тремоло» — амплитуда будет периодически меняться от 0 до 100%.

Chorus, phaser, flanger | эффекты модуляции

Частотное вибрато работает по такому же принципу, как и амплитудное вибрато, только LFO модулирует не амплитуду, а частоту. Кстати, частотное вибрато часто используется при игре на музыкальных инструментах, особенно на гитаре, скрипке и некоторых духовых. Такой прием так и называется – вибрато.

Chorus, phaser, flanger | эффекты модуляции

Хорус, как следует из названия, имитирует хоровое звучание музыкальных инструментов. На самом деле, то, что получается на выходе хоруса, слабо напоминает хор) Тем не менее, эффект звучит интересно и поэтому используется довольно часто.

Сигнал, попадая на вход устройства, копируется, затем копии сигнала накладываются на исходный сигнал с небольшими задержками. Длительность задержек определяется LFO и непрерывно изменяется, таким образом LFO модулирует время задержки. Изменяя частоту, форму и амплитуду колебаний низкочастотного генератора, можно получать различный выходной сигнал.

Chorus, phaser, flanger | эффекты модуляции

Фэйзер (или фазовое вибрато) — звуковой эффект, фильтрующий звуковой сигнал таким образом, что на выходе создаются серии максимумов и минимумов в спектре.

Положение этих максимумов и минимумов меняется на протяжении звучания, что создает специфический круговой (sweeping) эффект.

По принципу работы фэйзер похож на хорус и отличается от него временем задержки (1-5 мс, тогда как у хоруса задержка порядка 0-20 мс). Помимо этого задержка сигнала у фэйзера на разных частотах неодинакова.

Сигнал, попадая на вход устройства, делится на два потока. Один поток обрабатывается фазовым фильтром, который изменяет фазу звукового сигнала, сохраняя его частоту. Величина изменения фазы зависит от частоты. После микширования обработанного и необработанного сигналов, частоты, находящиеся в противофазе, погашают друг друга, создавая характерные провалы в спектре звука.

В отличие от хоруса, где величина задержки может принимать произвольное значение, величина задержки в фэйзере зависит от частоты сигнала и лежит в пределах одной фазы колебания.

Chorus, phaser, flanger | эффекты модуляции

Сигнал, попадая на вход фленджера, разделяется на два независимых сигнала, один из которых остается без изменений, в то время как другой поступает на линию задержки. В линии задержки осуществляется задержка сигнала на 5-15 мс, время задержки модулируется LFO. На выходе задержанный сигнал смешивается с исходным.

Главным отличием от хоруса является наличие обратной связи (feedback). Часть выходного сигнала подается обратно на вход и в линию задержки. В результате резонанса сигналов и получается «флэнджер»-эффект, при этом в спектре сигнала некоторые частоты усиливаются, а некоторые — ослабляются. В результате частотная характеристика представляет ряд максимумов и минимумов, напоминая гребень.

Звучание флэнджера очень напоминает звук взлета самолета, наверное поэтому этот эффект был особо популярен в шестидесятые у всяких психоделических групп.

Эффект этот был открыт случайно звукорежиссером Филом Спектором в 1958 году.

Пpи попытке «удвоить» голос, воспроизводя запись одновременно c двух магнитофонов, и получился этoт необычный эффект (так кaк идеальной синхронизации лент добиться было невозможно, обе ленты чуть смещалась пo времени друг относительно друга).

Спектор коснулся края крутящейся бобины с пленкой и получил временную модуляцию сигнала. Flange в переводе с английского значит «фланец» (обод катушки с лентой). В результате эффект и получил название «Флэнджер».

И напоследок, чтобы привести пример всех этих эффектов, я сделал небольшую демонстрацию, просто нота До, взятая на синтезаторе и обработанная по очереди эффектами, о которых рассказывалось в статье. Ну что, сможете угадать, где какой эффект?

На момент написания звук ещё не обработался почему-то, так что метки поставить не могу, но там в начале чистый, а дальше эффекты в том порядке, в каком они в идут в статье.

Источник: https://saturdayjam.ru/equipment/modulation-effect

Педали эффектов (Часть 2)

Подробности JetNet Просмотров: 997 11.09.2017 18:38 Категория: Усиление и эффекты

Chorus, phaser, flanger | эффекты модуляции

Во второй части статьи рассмотрим тоновые эффекты, эффекты модуляции и динамические гейновые эффекты.

Тоновые эффекты

К числу тоновых эффектов относится эквалайзер. Он воздействует на тональные составляющие звука – частоты.

Графический эквалайзер

Chorus, phaser, flanger | эффекты модуляции

Эквалайзер позволяет настраивать окраску звучания гитары за счет усиления или ослабления определенных частот. Гитарные эквалайзеры, выполненные в формате педалей эффектов, разделяют сигнал на диапазоны частот, которые называются полосами (band). Количество полос в эквалайзере может быть разным, но обычно оно находится в диапазоне от 3 до 10. Для студийной записи и обработки звука нужны более серьезные эквалайзеры, с большим количеством полос. Каждой полосе соответствует определенный диапазон частот.

На панели графического эквалайзера располагаются ползунки, отвечающие за полосы. Каждая такая полоса фиксирована. После настройки эквалайзера, его ползунки напоминают график, поэтому эквалайзеры такого типа и назвали графическими.

 С помощью каждого ползунка можно повышать или понижать громкость сигнала в соответствующем диапазоне частот. Если ползунок находится по центру, уровень сигнала в ней не изменяется.

Если опустить ползунок вниз от нейтрального положения, уровень в этой полосе частот снизится, а если поднять вверх – повысится.

Эффекты модуляции

Модуляционные эффекты могут кардинально изменить звук электрогитары, превратить звучание в какое-то космическое и потустороннее. К этому типа относятся следующие эффекты: хорус (chorus), фленджер (flanger), фэйзер (phase shifter), тремоло (tremolo) и питч-шифтер или октавер (pitch shifter).

Хорус (Chorus)

Хорус – это эффект, который  имитирует  исполнение одной и той же партии несколькими гитарами.

Принцип действия в том, что сигнал гитары на входе разделяется на два канала, один канал не изменяется, а другой поступает на линию задержки переменной длительности. При выходе оба канала смешиваются определенными порциями.

Звук получается такой легкий и воздушный, ощущение будто бы несколько гитар играет одновременно. Или же что-то похожее на 12-ти струнную гитару.

Фленжер (Flanger)

Фленжеры могут создавать звучание, подобное хорусу. Для этого необходимо установить низкие значения частоты и глубины и среднее значение задержки.

Но этим возможности фленжеров далеко не исчерпываются – при желании с их помощью можно создать “металлический” эффект с короткой задержкой или даже шумы, напоминающие рев самолета.

 Этот эффект как правило используют на перегрузе. Совместно с хорусом, фленжер включать не рекомендуется.

Фэйзер (Phaser)

Принцип работы этого эффекта следующий: входной сигнал разделяется на два потока. Первый не трогается, а второй поступает на фильтр, который меняет фазы определенных частот на противоположные. Затем оба сигнала смешиваются и подаются на выход.

Частоты, находящиеся в противофазе, гасят друг друга и образуются так называемые звуковые «ямы». В частотном спектре возникают максимумы и минимумы, а проявляются они на определённых частотах Также эти впадины перемещаются по спектру. Это главное отличие фэйзера от флэнжера (где воздействию подвержен весь частотный спектр).

С помощью этого эффекта можно достигнуть неестественного «синтетического» звучания.

 

Тремоло (Tremolo)

Тремоло – это быстрое и равномерное изменение громкости звука. Некоторые музыканты путают тремоло с вибрато (vibrato), сущность которого заключается в равномерном изменении высоты ноты, а не ее громкости. Работу тремоло можно сравнить с постоянным вращением ручки громкости усилителя  при  игре на гитаре. В результате чего звук становится прерывистым. 

 Питч-шифтер или октавер (Pitch Shifter)

Chorus, phaser, flanger | эффекты модуляции

Источник: http://guitargrad.ru/elektrogitara/usilenie-i-effekty/27-pedali-effektov-chast-2

Модуляционные эффекты. Общие сведения о гитарных педалях модуляции

Chorus, phaser, flanger | эффекты модуляции

Всем нам иногда хочется разнообразить свой звук, однако на одних перегрузах далеко не уедешь, и иногда хочется чего нибудь эдакого. Для этой цели были придуманы модуляционные эффекты. Основаны они в большинстве своем на задержке сигнала и повторении его одновременно с основным, в результате чего возникают интересные эффекты.

Большинство модуляционных эффектов очень хорошо слушаются на соло, а также очень выигрышно звучат на клине и позволяют разбавить неинтересность чистого гитарного звука. Решительно все модуляционные эффекты имеют крутилки Rate и Depth.

Rate изменяет скорость модулационных эффектов, а Depth – глубину модуляции (чем больше Depth, тем заметнее эффект).

Таким образом, можно добиваться как едва заметного “подкрашивания” звука, так и полного уничтожения любого намека на гитарность звука.

Правильная последовательность гитарных примочек или Как правильно включать гитарные эффекты?

Chorus (хорус)Эффект, ставящий своей целью эффект многоголосия, т.е. хора (отсюда и название) путем создания копии основного сигнала и микроскопических изменений в высоте второго сигнала (как бы “расстраивая” гитару). К сожалению, свой цели не достигает (создания эффекта хора), но эффект все равно получился интересным.

Flanger (фленджер)Другой эффект, также основаный на тех же принципах, но вместо изменения высоты изменяется величина задержки двух сигналов, благодаря чему создается эффект “гребенчатого фильтра” (часть частот вычитается друг из друга, образуя частотные “дыры”).

Phaser (фейзер)Еще один занимательный эффект, делающий звучание похожим на пролетающий мимо истребитель. Достигается засчет переменных фазовых сдвигов двух сигналов. Этот эффект очень любит Эдди Ван Хален.

Tremolo (тремоло)Представьте себе, что у вас есть личный негр, дергающий ручку гейна туда-сюда, пока вы играете. Вот это и есть педаль тремоло.

Читайте также:  Музыкальные произведения чайковского для детей

Кстати говоря, нередко попадается во встроеном в комбик виде. Ручка Rate регулирует скорость вращения ручки негром, а Depth – силу, с которой он ее вращает (чем сильнее, тем более заметен эффект).

Ъ лампофаги советуют ставить этот эффект до перегруза.

Прочие эффекты

Верите или нет, даже на этом список распространенных гитарных эффектов не заканчивается. Вообще говоря, этот список не закончится никогда, ибо всегда найдется какой нибудь Buckethead, Том Морелло или Мэтью Беллами, который присобачит к гитаре какой нибудь выкидыш современных технологий и скажет новое слово в области гитарного звука. Но вернемся же к нашим более традиционным баранам.

Wah-wah (вау-вау, квакушка, квак)Пожалуй, самый узнаваемый и самый харизматичный гитарный эффект, пионером использования которого стал Джими Хендрикс, а Кирк Хэммет как то сказал, что если у него захотят отобрать квакушку, ее придется отпилить вместе с ногой.

Эффект по сути является частотным фильтром, управляемым ногой с помощью педали. Кстати, в фиксированом положении может давать весьма своеобразное звучание, которое можно услышать на некоторых записях 80-х годов (как пример – Dire Straits – Money For Nothing).

Пример звучания: чистый звук, перегруженый звук, фиксированое положение

Auto-wah (автовау, автоквак)То же, что и wah-wah, но управляется не ногой, а автоматически, как правило либо на основе входного уровня (т.е. квакает в ответ на атаку медиатора по струнам), либо просто циклически по таймеру.

Delay, Echo (дилей, эхо, эффект задержки)Создает эффект эхо. Время задержки сигнала настраивается ручкой Time (иногда Delay). В ампсимах обычно можно настраивать в миллисекундах или в долях такта по отношению к BPM (то есть привязывать время задержки к длительностям). Также попадается т.н. Tap-tempo, что позволяет настраивать длину задержки отстукивая ритм.

Как правило, имеет обратную связь (многократное эхо, настраивается ручкой Feedback). В зависимости от положения ручки Feedback можно добиться практически бесконечного повторения сигнала (психоделичность!).

Также обычно настраивается степень примеси сигнала эхо к основному сигналу (ручка Mix, иногда Dry/Wet), позволяя сделать повторения как очень тихими, слабо заметными по сравнению с исходным сигналом, так и очень громкими и заметными.

Дилей очень любят соло-гитаристы, так как дилей заставляет даже просто одну ноту звучать круто.

Reverb (ревер, реверб)Создает эффект нахождения в каком-нибудь пространстве – от маленькой комнаты и до огромного концертного зала.

В принципе, работает по тому же принципу, что и дилей, с той лишь разницей, что вместо отдельно различимых “эхо” звук рассеивается и затухает постепенно.

Существуют различные виды реверберации – пружинная, пластинчатая итд, но все они направлены на воспроизведение одного и того же эффекта (просто дают немного разный звук).

Compressor (компрессор, иногда по ошибке называется сустейнером)Сглаживает разницу между тихим и громким звуком. Фактически – увеличение сустейна ценой уменьшения динамики и поднятия уровня шума.

Как правило, встречается с двумя ручками – чувствительности (Sensitivity, Compression и иже с ними), и выходного уровня.

Также может использоваться как своего рода грелка, если выкрутить выходной уровень.

Booster (бустер)Просто увеличивает громкость звука. Полезно, когда вы хотите “подогреть” усилятор, но при этом не хотите подмешивать к звуку собственный перегруз педали (бустер перегруза не дает).

Volume Pedal (педаль громкости)Девайс, схожий с кваком по принципу работы (т.е. управляется педалью), но фактически это бустер наоборот – то есть делает звук тише. Полезно когда вы не умеете пользоваться ручкой громкости на гитаре.

Equalizer (эквалайзер)Тут, собственно, и обьяснять нечего – изменяет частотный состав звука на манер крутилок на усилителе.

Pitch-shifter, Harmonizer (питч-шифтер, гармонайзер)Эффект, примешивающий к исходному сигналу его копию, отстоящую от него на определенный музыкальный интервал (в разных пределах, в зависимости от конкретного прибора). В частных случаях может глушить исходный сигнал, выдавая только сигнал со смещением тона, в этом случае прибор позволяет менять строй инструмента, не меняя натяжения струн.

Из-за сложности алгоритмов сдвига частот строго на музыкальные интервалы, питч-шифтер может выдавать довольно некачественный результат, поэтому чудес не ожидайте.

Octaver (октавер)По сути, питч-шифтер с фиксированым сдвигом в 1-2 октавы (вниз или вверх).

Looper (лупер)Строго говоря, не является “эффектом”, но тем не менее иногда и про него задают вопросы. По сути является “повторителем” сыгранного.

Полезен когда, например, вы придумали офигенный рифф и вам захотелось поджемить и поиграть под него соляки, но некому играть ритм.

В этом случае вы включаете лупер, ведете запись риффа, и всё – лупер начинает без конца повторять сыграное вами, в то время как вы рубите соляки под свою же ритм-секцию.

Нам, компьютерным гитаристам, лупер в принципе особо не нужен, ибо у нас есть секвенсоры и умные ампсимы, которые умеют всё повторять без всяких луперов, а вот бедным аналогофагам он пригодится.

Whammy Pedal (вэмми, вамми)Тот же питч-шифтер, только с педалью, благодаря чему позволяет менять смещение туда сюда, подобно машинке (флойду) на гитаре. Яркий пример применения – Duck Song группы nobody.one. Переключив эту педаль в режим “бенд на октаву вниз” и поставив после нее перегруз и квакушку, можно играть дабстеп.

Leslie (лесли)Строго говоря, не является эффектом. Все помним специфический “вращающийся” звук рок-органа хаммонд? Так вот, какие то извращенцы как то раз решили пустить через него гитару.

То есть фактически лесли – это не эффект, это просто специальный гитарный (а точнее, органный) кабинет, часто с вращающейся перед микрофоном пластиной (которая и создает этот самый “вращающийся” эффект лесли).

Не очень популярен в широких массах, но все равно стоит его упомянуть.

Talkbox (токбокс)Все помним знаменитые гитарные “у-уээ-у-уэээ” Bon Jovi? Вот это – токбокс. Сам токбокс принципиально не воспроизводим в цифровом виде, так как работает путем снятия микрофоном звука гитары у гитариста во рту.

Тем не менее, существуют аппроксимации подобных эффектов на основе формантных фильтров (тот же принцип применяется в дабстеповых “уап-уап-уап”) или вокодера, которые, в зависимости от качества эффекта, отдаленно или не очень отдаленно напоминают токбокс.

В общем, если вы хотите использовать этот эффект – гораздо проще и быстрее будет сделать самодельный токбокс, чем пытаться его сымитировать.

Vocoder (вокодер)Куда большее применение этот эффект имеет в электронной музыке, но некоторые (например, Мэтью Беллами) его применяют и с гитарой. Иногда используется как “токбокс для бедных”.

Источник: https://guitar-news.ru/guitar-help/576-obshhie-svedenija-o-gitarnyh-pedaljah-moduljacii.html

Студийные эффекты для начинающих • SAMESOUND — сайт для музыкантов

Эквалайзеры позволяют регулировать количество низких, высоких и средних частот в треках. Бывают графическими и параметрическими.

Различные виды графических эквалайзеров содержат от пяти до 31-ой регулируемой полосы частот, каждая со слайдером, позволяющим сокращать или увеличивать определенную частоту или набор частот.

В параметрическом эквалайзере для каждой полосы осуществляется независимая друг от друга установка всех параметров, а именно центральной частоты (Freq), ширины полосы (Q) и величины подъема/завала АЧХ (Gain).

Эквалайзеры являются элементами управления, которые повышают или понижают уровень определенной частоты.

Эквализация — самый труднопонимаемый аспект в звукозаписи и микшировании, так как существует широкий диапазон слышимых частот – от 20 Гц до 200000 Гц. Трудность же состоит в том, что повышение или понижение громкости любой из частот, зависит от самой структуры звука, а все они различны и эквализируются они по-разному, в зависимости от стиля музыки и песни.

Эквализация позволяет избежать ситуации, где различные звуки в миксе теснят друг друга. Дабы избежать соперничества вокала и гитары, достаточно отрезать верхние или средние частоты на гитаре, чтобы освободить место для голоса.

Модуляция (Modulation)

Модуляция — это процесс преобразования одного или нескольких параметров сигнала в соответствии с мгновенными значениями информационного сигнала. К эффектам модуляции относятся хорус (Chorus), фленжер (flanger) и фэйзер (phaser).

Название эффекта «хорус» говорит само за себя – с его помощью происходит добавление копий к исходному сигналу, сдвинутых по времени и высоте. Иными словами, хорус имитирует или воссоздает хоровое звучание.

Фленжер создает эффект, напоминающий по звуку, например, летящей самолет. По принципу работы схож с хорусом, и отличается от него временем задержки и наличием обратной связи (feedback).

Фэйзер-эффекты достигаются путем фильтрации звукового сигнала с созданием серии максимумов и минимумов в его спектре. Положение этих максимумов и минимумов варьируется на протяжении звучания, что создает специфический круговой эффект. По принципу работы и звуку чем-то похожи на фленжеры, но обеспечивают более яркое и приятное звучание.

Как они работают?

Каждый из представленных выше эффектов позволяет использовать копии входящего сигнала.

Эффект фейзер создается путем разделения звукового сигнала на два потока. Один из потоков обрабатывается фазовым фильтром, который изменяет фазу звукового сигнала, сохраняя его частоту. Величина изменения фазы зависит от частоты.

Фленжер работает по следующему принципу: сначала входной сигнал разделяется на два независимых сигнала, один из которых остается без изменений, в то время как другой поступает на линию задержки. В линии задержки осуществляется задержка сигнала на 5-15 мс, причем время задержки изменяется в соответствии с сигналом генератора низких частот. На выходе задержанный сигнал смешивается с исходным.

Аналогичным образом хорус использует по крайней мере одну копию оригинального сигнала и воспроизводит его в несколько измененной форме.

Область применения

Эффекты модуляции подходят как для обработки отдельных инструментов, таких как гитары, бас-гитары, электро-пианино, так и для работы с миксом.

Искажение (Distortion)
Chorus, phaser, flanger | эффекты модуляции

Что это?

Эффекты искажения создают «теплые» и «грязные» звуки, сжимая пики звуковой волны музыкального инструмента. Фузз (Fuzz), овердрайв (overdrive) и дисторшн (distortion) относятся к эффектам искажения.

Самые тонкие типы искажений добавляют входному сигналу тепла и толщины. Более радикальные типы добавляют шумность, злость, «жир» или попросту изменяют тембр до неузнаваемости. Искажения используются в широком спектре музыкальных жанров: от тонкого овердрайва, используемого в традиционном блюзе, до бескомпромиссного дисторшна в рок-музыке и метале.

Как это работает?

В основе эффекта лежит свойство ламповых и транзисторных усилителей вносить нелинейные искажения во входящий сигнал, особенно если тот близок к максимально возможному для конкретного усилителя.

Поскольку лампы и транзисторы в пределах определенной области напряжения ведут себя линейно, схемы дисторшна настроены так, что средние пики сигнала едва доходят до порога. Поэтому чем громче входной сигнал, тем больше количество искажений и наоборот.

Однако, чтобы добиться данного эффекта не нужно приобретать дорогостоящее студийное оборудование. Существует огромное количество педалей эффектов, а также виртуальных плагинов.

Область применения

Эффекты искажения очень часто используется на электрогитарах, бас-гитарах, синтезаторах, вокале и даже губных гармошках.

Источник: https://samesound.ru/p/mixing/3773-studijnye-effekty-dlya-nachinayushhih

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector