Музыка сопровождает пребывание ребёнка в детском саду ежедневно.
От пропевания первых потешек в младшей группе до исполнения вокальных номеров на выпускном — этап дошкольного образования, частью которого всегда было знакомство с музыкальным искусством.
Прослушивание классических композиций и хоровое пение, обучение игре на простых инструментах и исполнение танцевальных движений в такт мелодии — эти и другие формы занятий развивают восприятие и мышление дошкольников.
Отечественные и иностранные психологи открывают всё большее влияние музыки на формирование личности и развитие интеллекта ребёнка.
В период дошкольного детства музыкальные занятия закладывают в детях способность восприятия образа, сотканного из звуков.
Навыки пространственного мышления, речевое развитие, активное воображение находятся на высоком уровне у тех дошкольников, с кем регулярно и с раннего возраста проводились музыкальные занятия в разнообразных формах.
Знакомство с музыкальными инструментами и мелодиями является частью концепции бережного развития интеллекта
Музыкальное воспитание дошкольников реализуется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое» и отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Цель музыкальной деятельности в современном детском саду — приобщение детей к искусству через всестороннее развитие физических и психоэмоциональных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.
Подробнее об особенностях организации музыкальных занятий в старшей группе можно узнать из нашей статьи — Музыка с детьми: как провести занятие в старшей группе.
Знакомство с музыкальным искусством осуществляется в рамках образовательного процесса в детском саду согласно ФГОС
На занятиях формируются представления о разнообразии музыкальных инструментов, их звучании и истории
По предъявляемым задачам образовательного процесса видно, что музыкальные занятия развивают двигательные способности детей (разнообразие движений, координацию), внимательность, речевые навыки (подпевание, включение в активный словарь специальных терминов), умение работать в коллективе. От форм организации музыкального воспитания зависит успешность обучения: степень культуры слушания и исполнения. Музыкальные занятия — главная форма музыкального обучения в детском саду.
- Типовое занятие. Это классическое форма организации, в которой участвуют все виды деятельности дошкольников: музыкально-ритмические упражнения, слушание музыкальных композиций, распевка, речевая вокализация, разучивание песен, игровые и творческие задания. Примеры типовых музыкальных занятий: «Клоун в гостях у друзей» для средней группы (ребята показывают клоуну, чему они научились: выполнение упражнение, слушание песен и выражение эмоций от услышанного, сочинение продолжения песенной строки), «Музыка весны» в подготовительной группе (прослушивание фрагментов «Подснежник», «Вальс цветов» П. И. Чайковского, узнавание звучания музыкальных инструментов, выполнение двигательных упражнений под музыку, исполнение акапелло, музыкальная игра).
Структура типового занятия включает все виды деятельности, в т. ч. ритмико-музыкальные упражнения
- Доминантное занятие. Направлено на развитие конкретного вида музыкальной деятельности или музыкального навыка детей. Структура доминантного занятия может быть сохранена, как в типовом, но каждый элемент подчиняется основной развивающей задаче. Примеры: «Все нотки в гости будут к нам» в подготовительной группе (доминантное занятие по развитию певческих навыков, включает в структуру распевку, хоровое исполнение знакомых песен, синхронное исполнение песни и танца, разучивание новой песенной композиции), «Сказка-сказка, оживи!» в старшей группе (доминантное занятие по развитию музыкально-ритмических движений, с выполнением игр, имитацией движений сказочных персонажей под музыку, исполнением ритмического танца и танца-импровизации, выполнения движений партерной гимнастики).
Для воспитанников старшей группы доминантные занятия ритмической направленности включают элементы партерной гимнастики
- Комплексное занятие. Музыкальное занятие этого типа содержит в структуре элемент из образовательных разделов «Развитие речи», «Изодеятельность: рисование, лепка, аппликация», «Экспериментирование», «Трудовая деятельность» и др. Комплексное занятие проводится совместно музыкальным руководителем и воспитателем. Примеры: «Музыка дождя» в первой младшей группе (включение в музыкальное занятие задания по нетрадиционному рисованию: пальчиковая живопись), «Зима» в средней группе (музыкальная деятельность сочетается с изучением и обсуждением наглядного материала: зимние пейзажи).
Комплексное музыкальное занятие проводится муз. руководителем и воспитателем
- Интегрированное занятие. Цель такого занятия состоит в раскрытии темы в нескольких видах деятельности: музыкальной и речевой, музыкальной и познавательно-исследовательской и т. д. Для проведения интегрированных занятий часто применяются ИКТ: просмотр презентаций, использование интерактивной доски, компьютеров. Примеры интегрированных занятий: «Музыкальная математика» в старшей группе (развитие музыкальных и математических способностей: соотнесение формы музыкальных инструментов с геометрическими фигурами, игровые задания на выполнение ритмических движений и счёт), «Музыка природы» (обучение видеть взаимодействие музыки и окружающего мира: изучение инструментов из природных материалов (из камешков, орехов, семян, кусочков дерева), прослушивание аудиозаписей с «голосами» природы и соотнесение их с инструментальными мелодиями).
Тема интегрированного занятие раскрывается в образовательных областях: «Художественно-эстетическое» и «Познание», например
- Креативное занятие. Построение занятия по музыкальному воспитанию в нетрадиционной форме: путешествие, квест, спектакль-импровизация. Включение необычных видов творчества: пантомима, рисование песком, на молоке, через мокрую марлю и т. д. Примеры креативных занятий: «Музыка и театр» в старшей группе (знакомство с театром теней как уникальным видом искусства), «О чём поёт песок» в подготовительной группе (занятие включает творческую часть по рисованию на песке под музыку).
Креативные занятия с дошкольниками имеют творческо-музыкальную направленность: музыка стимулирует детскую фантазию
Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в рамках индивидуального и дифференцированного подходов в соответствии с ФГОС ДО.
Руководитель наблюдает за развитием музыкальных способностей и формированию предпочтений в пении и танцах у каждого воспитанника.
Для удобства оценки педагог может провести мониторинг уровня умений и навыков детей несколько раз в течение учебного года. Условием для индивидуализации работы становится и низкий показатель музыкального развития, и высокий.
Работа музыкального руководителя с отстающими и одарёнными детьми предполагает создание карт (портфолио), в которых фиксируются данные мониторинга развития и для отстающих — план коррекции, для одарённых — план работы по развитию творческого потенциала. Вне основного расписания организуются дополнительные музыкальные занятия в индивидуальной форме или в подгруппах по 3–4 воспитанника. Такие занятия проводятся и в качестве репетиции сольных номеров к предстоящему празднику.
Пример карточки отстающего воспитанника:
- Катя Иванова, 5 лет
- развитие ритмического слуха — 2 (по шкале от 1 до 5)
- эмоциональный отклик на музыкальные композиции — 3
- выполнение танцевальных движений — 3
- способность импровизировать — 1
- коррекционная работа на ближайшие два месяца: дополнительные занятия в подгруппе, индивидуальные занятия в музыкальном и театрализованном уголках, проведение консультации с родителями по развитию музыкальных способностей ребёнка.
Личностный подход реализуется на фронтальных занятиях через индивидуализацию заданий. Любая форма учебного процесса имеет как результат положительное эмоциональное состояние воспитанников.
Поэтому благоприятно для внутреннего фона ребёнка то задание, выполнение которого ему под силу и требует некоторого напряжения. Таким образом, отстающие получают задания упрощённые, преуспевающие — повышенной сложности.
В современном образовании нет ориентации на «среднего» воспитанника, учитываются способности и потребности каждого.
Примеры дифференцированных заданий:
- Игра «Море волнуется — раз!»: даётся задание во время проигрыша импровизировать в исполнении танцевальных движений, похожих на движения морских обитателей, слабые воспитанники выполняют волнообразные движения руками в такт музыке.
- Творческое задание: воспитанники упражняются в придумывании колыбельной, сильные воспитанники сочиняют мелодию (напев) и слова к ней, другие — только мелодию, отстающие пробуют продолжить мелодическую фразу за педагогом.
- Исполнение: задание в игровой форме по изображению оркестровой деятельности дифференцирует воспитанников по сложности исполнения мелодий на конкретных инструментах (погремушки, колокольчики — простые, дудочки, барабан, металлофон — сложнее).
Индивидуально-личностный подход осуществляется через игру на разный музыкальных интрументах
Основные приёмы на музыкальном занятии
- Активное слушание музыки (пластическое интонирование) — восприятие музыкального образа через движение или жест. Дети при помощи движений рук, танцевальной импровизации показывают, что им «видится» в звучащей мелодии.
Такая игра даёт ощущение музыкальной динамики, темпа и пластического интонирования
Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/konspektyi-muzyikalnyih-zanyatiy-v-detskom-sadu-po-fgos.html
Музыкальные занятия для детей 1-3 лет | Анна Новик
Что говорить родителям
У большинства родителей нет сомнений в том, что занятия музыкой — это отличный способ развития ребенка. Однако мамы и папы не всегда знают как, когда и чем именно может заниматься их малыш, если ему еще нет и трёх лет.
- Клиенты, приводящие малышей в детский клуб, зачастую хотят получить профессиональные объяснения — для чего нужны музыкальные занятия или музыкальные упражнения в составе занятий по раннему развитию.
- К сожалению, не всегда администраторы могут дать развернутые ответы — у них просто нет знаний об этой сфере развития детей.
- Я предлагаю вам статью, в которой доступно и лаконично отвечаю на самые часто задаваемые вопросы и привожу факты, которые помогут вам убедить родителей начать музыкальные занятия с детьми как можно раньше.
- Дайте почитать этот текст администратору, и он сможет более грамотно разговаривать с родителями.
- Педагогу эта информация тоже поможет — когда есть готовая структурированная аргументация, общаться всегда легче.
- Наиболее частые вопросы касаются:
- оптимального возраста для начала таких занятий
- видов музыкальной деятельности
- способов развития у детей чувства ритма, музыкальной восприимчивости и отзывчивости.
У всех ли детей есть музыкальный слух?
Чем раньше малыш слышит хорошие музыкальные образцы — тем быстрее развивается его музыкальный слух. Если с раннего детства мама поет ребенку колыбельные песенки, малыш раньше начнет свои первые попытки интонирования – подпевания за мамой. Что в будущем поможет быстрому развитию речи.
Конечно, музыкальные задатки детям даны в разной мере. Однако с помощью музыкальных занятий, опираясь на интерес, который испытывают дети к музыке, можно подобрать такие комплексы упражнений, которые помогут развить имеющиеся способности и привить любовь к музыкальной деятельности у каждого малыша.
С какого возраста?
К годовалому возрасту малыш вполне готов участвовать в групповых занятиях вместе с мамой, однако это должны быть небольшие по составу группы, с выраженным позитивным настроем и очень деликатной подачей музыкального материала.
Виды музыкальной деятельности
Для детей раннего возраста существует достаточно большой арсенал упражнений, направленных на развитие музыкальных задатков. К основным видам музыкальной деятельности детей раннего возраста я могу отнести игру на детских музыкальных инструментах, песенки-попевки, музыкальные ритмические разминки, игры на развитие слухового восприятия, простейшие коммуникативные танцы.
Способы развития музыкальных способностей
Безусловно, ведение музыкальных занятий в игровой форме, эмоционально и позитивно, требует от педагога профессионального мастерства и большой энергетической отдачи. Однако кто «горит» детским развитием и стремится качественно улучшить свои занятия, обязательно должен обратить свое внимание на плюсы, которые дает детям музыкальное развитие в раннем возрасте.
Плюсы музыкального развития в раннем возрасте
Научно доказано, что с помощью музыкальных упражнений и игр у детей раннего возраста:
- улучшается психоэмоциональное состояние
- развивается слуховое восприятие
- стимулируется развитие речи
- развивается кратковременная память
- увеличивается концентрация внимания
- активизируются мыслительные процессы
- совершенствуется координация движений
- развивается музыкальный слух и голос
- налаживается вокально-слуховая координация
- формируются эстетические представления, музыкальный вкус.
Надеюсь, что эта статья поможет вам раскрыть родителям всю прелесть музыкальных упражнений и иметь больше благодарных учеников.
А в вашем клубе родители интересуются музыкой для малышей?
Источник: https://bestbabyclub.ru/music/
Как вести музыкальные занятия с детьми ясельного возраста?
Дети ясельного возраста – это, несомненно, самые нежные и доверчивые создания на земле. Их открытый и ласковый взгляд ловит каждый вздох, каждое движение педагога, поэтому только максимально искреннее поведение взрослого способствует быстрому налаживанию хороших отношений с малышами.
Что поможет ребенку адаптироваться к занятиям?
Ясельный возраст приходится на время от года до двух лет. Многие детки на втором году жизни начинают посещать детский сад или занятия развивающих групп, т.е. приобретают первый опыт социализации. Но потребности общения со сверстниками у большинства из них ещё нет. Она появляется лишь на третьем-четвертом году жизни.
Для того чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в незнакомой обстановке, несколько первых занятий лучше всего провести совместно с мамами деток, либо с другими близкими родственниками.
Так малыши пройдут своеобразную адаптацию и смогут далее участвовать в занятиях самостоятельно. В общении с таким большим количеством взрослых и деток одновременно музыкальному руководителю необходимо быть доброжелательным и открытым.
Тогда теплая атмосфера занятий поможет малышам познакомиться с новым местом и другими людьми и ускорит процесс адаптации.
Игра – главный помощник педагога
Начиная с ясельного возраста, главным познавательным инструментом деток является игра. Вникая в этот сложный процесс, малыши узнают все об окружающем мире и социуме.
Участвуя в музыкальных играх, они, помимо познаний, приобретают навыки пения и танца, а также развивают заложенные в них природой слух, интонационные и ритмические данные.
Польза музыкальных игр настолько велика, что каждый педагог-музыкант, планируя проведение занятий, должен брать игры за основу всего процесса. А для работы с детьми ясельного возраста игра – незаменимый и самый важный обучающий материал.
Речь детей до двух лет только формируется, а потому песенки они петь самостоятельно еще не могут, зато с большим удовольствием и задором изображают то, о чем поет педагог.
И здесь незаменимым качеством музыкального работника является исполнительский артистизм. Навыки воспроизведения песен также будут очень кстати.
А в помощь для организации таких игр можно смело подключать необходимые фонограммы и музыкальные записи детских песенок.
Навыки танца и игра на шумовых инструментах развивают чувство ритма
На развитии темпо-ритмических способностей малышей положительно сказывается игра на шумовых музыкальных инструментах. Кроме того, привлечение этого обучающего приема организует слух деток и дисциплинирует их самих. А для хорошего результата обучения игре на музыкальных инструментах педагог, несомненно, сам должен владеть простейшими приемами игры на них.
Ещё одним важным составляющим музыкальных занятий с детьми является танец, который с такими малышами, скорее всего, будет завуалирован под песенки с движениями. Тут творчество преподавателя ничем не ограничивается, но для начала достаточно познакомиться с несколькими простыми и понятными деткам «танцевальными па».
Бесспорно, каждый педагог, преподающий музыку малышам, обладает своими качествами характера и уровнем навыков, но работая над собой, усиливая свои светлые стороны, а именно искренность, открытость и доброжелательность, он, тем самым, положительно влияет и на развитие детей, с которыми занимается. Формируя добро в себе, он передает его тем, кто полностью ему доверяет – малышам. Только постоянно развивая свои музыкальные способности, педагог добьётся хороших результатов от своих подопечных.
Автор – Любовь Ворожейкина
Источник: https://music-education.ru/kak-vesti-muzykalnye-zanyatiya-s-detmi-yaselnogo-vozrasta/
Конспект музыкального занятия в ясельной группе «Мои домашние питомцы»
- Музыкальное тематическое занятие в ясельной группе «Мои домашние питомцы» (в рамках «Недели добра»)
- Цель: Развитие и формирование музыкальных и творческих способностей.
- Задачи: — формировать музыкальное восприятие, эмоциональную отзывчивость на музыку; — прививать элементарные певческие навыки — напевное протяжное пение под аккомпанемент и без него; — развивать умение согласовывать движения с текстом и характером музыки; — осваивать элементарные танцевальные движения, умение начинать и заканчивать движения под музыку;
- — взаимодействовать с игрушками, друг с другом и с педагогом.
Материал и оборудование: 1. Мягкие игрушки: кошка, собачка и петушок.
2. Платочки.
Предварительная работа: 1. Слушание с детьми музыки веселого и грустного характера.
2. Разучивание с детьми музыкально-дидактической игры на развитие тембрового слуха «Кто так поёт?».
3. Осваивание элементарных танцевальных движений «Все ребята нарядились».
4. Музыкально-ритмические упражнения: «Зашагали ножки», «Ходим-бегаем», музыка Е. Тиличеевой.
Музыкальный репертуар: 1. Музыкально-ритмическое упражнение «Ходим-бегаем», музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Френкеля. 2. Песня «Кошка», музыка А. Александрова, слова Н. Френкеля. 3. Песня «Собачка», музыка М. Раухвергера, слова Н. Комиссаровой. 4. Песня «Цыплята», музыка А. Филиппенко, слова Т.Волгиной. 5. Танец «Все ребята нарядились», музыка и слова неизвестного автора.
Ход занятия.
Дети вместе с воспитателем входят в зал свободно, без музыкального сопровождения. Музыкальный руководитель: — Здравствуйте, ребята! Дети: — Здравствуйте! Муз.рук.: Сегодня к нам в гости придут игрушки — домашние животные, а пока они к нам идут, и мы с вами походим и побегаем. Под музыку маршевую будем ходить, а под музыку легкую, быструю — бегать. Музыка остановится, и мы остановимся. Исполняется музыкально-ритмическое упражнение «Ходим-бегаем», муз. Е.Тиличеевой, слова Н. Френкеля. Дети идут стайкой за воспитателем. Воспитатель показывает переходы от ходьбы к бегу, Музыкальный руководитель поёт. Раз, два, раз! Раз, два, раз! Весело, весело мы идем! Раз, два, раз! Раз, два, раз! Песенку, песенку, мы поем. А теперь бегом, бегом и по комнате кругом. Вот как быстро мы бежали, И нисколько не устали! Вот как быстро мы бежали И устали — да, да, да! Муз.рук.: — Ребята, садитесь на стульчики и посмотрите кто к нам пришёл в гости. Дети с воспитателем садятся на стульчики. Муз.рук.: — К нам в гости пришла кошка (показ игрушки). — А что любит кошечка кушать? (ответы детей) — Конечно молочко! — Послушайте песенку и подпевайте мне. Сначала киска поёт «Мяу», а когда мы её покормим, запоёт довольно «Мур…».
Музыкальный руководитель исполняет песню «Кошка»,
слова Н. Френкеля, музыка А. Александрова. 1. Киска к детям подошла, Молочка просила, Молочка просила, «Мяу» говорила: «Мяу, мяу, мяу» (музыкальный руководитель, воспитатель и дети поют вместе) 2. Угостили молочком — Кисонька поела, Кисонька поела, Песенку запела: — Мурр…, мурр…, мурр… Муз.рук.: — Ребята, к нам в гости кто-то ещё торопится. — Посмотрите кто это (показ игрушки — собачка). Дети: — Собачка! Муз.рук.: — А как собачка лает? Дети: — Гав, гав или ав, ав. Муз.рук.: — Молодцы, знаете как собачка разговаривает. — Давайте вспомним песенку про собачку, подпевайте мне.
Исполняется песня «Собачка», музыка М. Раухвергера, слова Н. Комиссаровой.
Муз.рук.: — Молодцы, ребятки, хорошо вы подпевали. Муз.рук.: — Посмотрите, кто-то ещё к нам пожаловал. — Кто это к нам прилетел?
Показ игрушки — петушок.
— Петушок всех по утрам будит: «Ку-ка-ре-ку». — Давайте попробуем также произнести.
Дети с музыкальным руководителем и воспитателем
произносят: «Ку-ка-ре-ку». Муз.рук.: — А теперь послушайте песенку про петушка. Музыкальный руководитель исполняет РНП «Петушок» в обработке М. Красева. 1. Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шёлкова бородушка, Что ты рано встаёшь, Деткам спать не даёшь. Муз.рук.: — Петушок по двору гуляет, Громко песни распевает: «Ку-ка-ре-ку!» (повтор с детьми «Ку- ка-ре-ку!» К нему куры прибежали, (показ иллюстрации) Куры крыльями махали, Куры зерна собирали, Клювом по земле стучали.
Вот так: показ как клюют курочки и цыплята.
— Повторяйте со мной движения.
Дети с воспитателем повторяют движения.
Муз.рук.: — Ребятки, послушайте песню про цыпляток и покажите как клюют курочки с цыплятами зёрнышки. Музыкальный руководитель исполняет песню «Цыплята», слова Т. Волгиной, музыка А. Филиппенко. 1. Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки — Жёлтые цыплятки. 2. Ко-ко, ко-ко, ко-ко-ко! Не ходите далеко, Лапками гребите, Зёрнышки ищите. 3. Съели толстого жука. Дождевого червяка, Выпили водицы Полное корытце. Дети с воспитателем выполняют движения по тексту песни. Муз.рук.: — Ребята, все эти домашние животные — кошечка, собачка, петушок, курочка и цыплята — наши друзья. Их нужно беречь, не обижать, можно покормить их вместе с мамой или папой. — А я предлагаю сейчас для них станцевать.
Музыкальный руководитель высаживает в ряд игрушки — кошку, собачку и петушка.
Дети исполняют танец «Все ребята нарядились». Музыкальный руководитель поёт, играет на электронном пианино. Воспитатель показывает детям движения. Все ребята нарядились (руки на поясе, повороты) И в весёлый пляс пустились. Будем дружно мы плясать И в ладоши ударять. (хлопают) Все ребята нарядились (руки на поясе, повороты) И в весёлый пляс пустились. Будем дружно мы плясать, Будут ножки топотать. (топают) Все ребята нарядились (руки на поясе, повороты) И в весёлый пляс пустились. Мы покружимся сейчас — Вот как весело у нас! (кружатся) Муз.рук.: — Молодцы, ребята, порадовали и нас, и всех наших животных (показ на игрушки) — Давайте попрощаемся с ними, помашем им ручками и пойдём в группу.
- Дети прощаются с животными и уходят в группу.
- Название: Конспект музыкального занятия в ясельной группе «Мои домашние питомцы» Быковских Надежда Львовна Должность: музыкальный руководитель Место работы: МАДОУ «Детский сад «Радуга»
- Месторасположение: посёлок Арти, Свердловская область
Источник: https://konkurs-dlya-pedagogov.info/konspekt-muzykalnogo-zanyatiya/
Елькина Анджела Валентиновна » Музыкальные занятия в яслях
- Музыкальные занятия в ясельной группе
- Малыш пришел в детский сад совсем недавно, еще не привык к окружающей его обстановке, а тут уже начались занятии, да не простые, а музыкальные… В начале учебного года не только дети, но и педагог переживают так называемый адаптационный период, знакомятся друг с другом, присматриваются, музыкальный руководитель делает все возможное, что бы заинтересовать детей.
Дети только привыкли к своей группе, к атмосфере и обстановке, поэтому целесообразно первую неделю, две, проводить музыкальные занятия в группе, на «своей» территории дети лучше идут на контакт и период адаптации и знакомства проходит для них легко. Как известно, музыка — это самое доступное из всех видов искусств, для детей с самого раннего возраста, едва заслышав музыку, многие дети начинают пританцовывать, подпевать, одним словом откликаться на звучание музыки.
В ясельной группе музыкальная деятельность малышей в основном заключается в звукоподражании, звукоимитации, подпевании, а так же несложные музыкально – ритмические движения (хлопки, притопы, кружение), доступны и очень нравятся детям.
И, конечно же занятия проводятся в игровой, доступной для детей форме, с привлечением различных героев (птичка, зайчик, петушок и т. д.), которые «приходят» в гости на музыкальные занятия, делая их еще более интересными и запоминающимися.
Сентябрь
Вид деятельности | Программные задачи | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: | Побуждать детей передавать ритм ходьбы и бега. Ходить и бегать за воспитателем стайкой.Учить детей выполнять простые танцевальные движения по показу воспитателя.Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с её окончанием. | «Марш» Тиличеевой«Ходим-бегаем» Тиличеевой «Да-да-да» Тиличеевой «Солнышко и дождик» Раухвергера |
Восприятие музыкальных произведений: | Учить детей слушать мелодию веселого, подвижного характера, откликаться на музыку веселую, плясовую. | «Ладушки-ладошки» Иорданского |
Пение: | Приобщать детей к пению, побуждать малышей подпевать взрослому повторяющиеся слова. | «Погремушки» Александровой |
Развлечение: |
Октябрь
Вид деятельности | Программные задачи | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: | Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым. Учить детей начинать движения с началом музыки и заканчивать с ее окончанием. Побуждать детей передавать игровые образы. | «Сон» и пляска» Т. Бабаджан«Побегаем» ТиличеевойПляска» Приглашение» Жубинской «Догони нас, Мишка» Тиличеевой |
Восприятие: | Учить детей слушать музыку контрастного характера: спокойную и бодрую и т.д. | «Баю-баю» Красев, «Праздничная» Попатенко. |
Пение: | Вызывать активность детей при подпевании и пении, стремление внимательно вслушиваться в песню. | «Бобик» Попатенко«Зайка» обр. Лобачева. |
Развлечение: |
Ноябрь
Вид деятельности | Программные задачи | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: | Учит начинать и заканчивать движение точно с началом и концом музыки. Добиваться свободных. Естественных движений рук, высокого подъема ног. Развивать внимание детей. Приобщать детей к элементарным игровым действиям. Вызвать у детей желание играть в прятки. |
«Где же наши ручки?» Ломова. |
Восприятие: | Приобщать детей к слушанию простых песен. | «Серенькая кошечка» Витлин |
Пение: | Побуждать малышей включаться в исполнение песен, повторять нараспев последние слова каждого куплета. |
Повторение песен «Птичка» Попатенко, |
Развлечение: |
Декабрь
Вид деятельности | Программные задачи | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: | Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослыми. Побуждать передавать игровые образы, ориентироваться в пространстве. | «Прогулка и сон» (Марш и колыбельная»«Маленький хоровод» ук.н.м. обр. Раухвергера«Мышки и кот» муз. Лоншан-Друшкевичова, авт. Движений Бабаджан |
Восприятие: | Учить детей малышей слушать песню, понимать ее содержание. | «Лошадка Раухвергер, «Зима» Красев, |
Пение: | Развивать умение подпевать повторяющиеся фразы. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. | «Елка» Попатенко«Дед Мороз» Филиппенко |
Развлечение: | Привлекать детей к посильному участию в празднике. Способствовать формированию навыка перевоплощение в игровые образы. | «В гостях у зайки» |
Январь
Вид деятельности | Программные задачи | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: | Развивать способность детей воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, топать, выполнять «пружинки»). Учить детей ориентироваться в игровой ситуации. Заканчивать движения с окончанием музыки. | «Устали наши ножки» Ломова,«Вот как пляшут наши ножки» Арсеева«Прятки с погремушками» любая весёлая мелодия |
Восприятие: | Учить малышей слушать веселые, подвижные песни, понимать их содержание. | «Машина» Волков, |
Пение: | Развивать умение подпевать фразы в песне вместе с педагогом. | «Паровоз» Филиппенко |
Развлечение: |
Февраль
Вид деятельности | Программные задачи | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: | Ходить под музыку, осваивать подпрыгивание. Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием, менять свои движения с изменением характера музыки. Передавать танцевальный характер музыки. Передавать игровые действия, меняя движения на вторую часть музыки. | «Мы идем» Рустамова«Прогулка и пляска» две разнохарактерных мелодии«Певучая пляска» обр. Тиличеевой «Прятки» р.н.м. обр. Рустамова |
Восприятие: | Учить малышей слушать песни бодрого характера, понимать и эмоционально реагировать на их содержание. | «Лошадка» Раухвергера |
Пение: | Вызвать активность детей при подпевании. | «Самолет летит» Тиличеевой «Пирожок» Тиличеева. |
Развлечение: | Развивать способность детей следить за действиями старших ребят. | «Аты-баты, шли солдаты…» |
Вид деятельности | Программные задачи | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: | Учить детей менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.Передавать танцевальный характер музыки, выполнять движения по тексту.Побуждать детей принимать активное участие в игровой ситуации. | «Ноги и ножки» Агафонников,«Приседай» Роомэре«Догонялки» р.н.м. автор движений И. Плакида |
Восприятие | Внимательно слушать песни веселого, бодрого характера, понимать их содержание. | «Солнышко» Иорданский |
Пение | Развивать умение подпевать фразы в песне, подражая протяжному пению взрослого. | «Птичка» Попаnенко, «Корова» Попатенко. |
Развлечение: | Развивать у детей умение следить за действиями сказочных персонажей. | «Свою маму берегите, дети!» |
Апрель
Вид деятельности | Репертуар | |
Музыкально-ритмические движения: |
Выполнять тихие и громкие хлопки в соответствии с динамическими оттенками музыки. Выполнять простейшие движения с платочком. Учить детей ходить за воспитателем и убегать от воспитателя. |
«Ловкие ручки» Тиличеевой «Березка» Рустамов «Ой, что за народ?» укр.н.м. автор движений Н.Лец, И. Плакида |
Восприятие: | Приобщать детей к слушанию песен изобразительного характера. | «Дождик» обр. Фере, |
Пение: | Учить детей петь протяжно с педагогом, правильно интонируя простейшие мелодии. |
«Корова» Попатенко, «Петушок» сл. И муз. А. Матлиной |
Развлечение: |
Май
Вид деятельности | Программные задачи | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: | Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки, меняя движения со сменой частей. Формировать умение детей двигаться с флажками по кругу. Принимать активное участие в игровой ситуации. | «Пружинки» р.н.м. обр. Агафонникова«Пляска с куклами» сл. И муз. Н. Граник«Зайчики и лисичка» Г. Финаровского |
Восприятие: | Учить детей слушать и различать по характеру контрастные пьесы. | «В лесу» (медведь, зайка) Витлин |
Пение: | Учить детей петь протяжно, выразительно простые песенки, понимать их содержание. | «Зайка» обр. Лобачева, «Кошка» Александров |
Развлечение: | Развивать эмоциональную отзывчивость малышей. | «Теремок». |
Июнь
Вид деятельности | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: | «Игра с бубном» Раухвергер,«Калинка» р.н.м. |
Восприятие: | «В лесу»: «Кукушка», «Зайка», медведь» Витлин, другие знакомые пьесы по выбору педагога. |
Пение | «Жучка» Кукловская,«Буль-буль» Попатенко. |
Развлечение: |
.
Это сообщение было написано Воскресенье, Май 26th, 2013 в 22:56 в разделе Игры и занятия для детей, Методическая помощь музыкальному руководителю, Музыкальное развитие детей, Музыкальные занятия, Планирование муз. работы в ДОУ, Ранний возраст, теория и методика. Вы можете получать сообщения подписавшись RSS 2.0 на ленту. Вы можете оставить комментарий, or trackback на Вашем сайте.
Источник: http://www.2099.ru/2013/05/26/muzykalnye-zanyatiya-v-yaslyakh/
Конспекты музыкальных занятий 1 младшая группа
- 1 младшая группа
- Сентябрь
- Занятие №1
- Тема: «Кукла Маша к нам пришла»
- Программное содержание.
-
Познакомиться с детьми, вызвать у них интерес к музыкальным занятиям,
-
Развивать у детей желание слушать музыку, выполнять простейшие движения, чувствовать свое тело.
- Интеграционные образовательные области
- Задачи:
- «Ф» — развитие физических качеств для музыкально – ритмической области;
- «С» — формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;
- «П» — расширение кругозора детей в области музыки;
- «Х» — развитие детского творчества.
- Материал.
- Красиво оформленная коробка; кукла.
- Ход занятия
Музыкальный руководитель (м.р.) приходит к детям в группу в первый раз, здоровается с ними, представляется, приглашает их и воспитателя в музыкальный зал. В зале дети вместе с взрослыми рассматривают обстановку: по коврику можно походить, попрыгать, на нем можно постоять, посидеть; на стульях — отдохнуть.
М.р. Смотрите! Вот столик, на нем коробка. Загляну в нее. Там кто-то сидит… (Вынимает из коробки красивую куклу, поднимает ее высоко, чтобы дети могли рассмотреть)
Я, наверно, вам знакома. Я живу у Тани дома… С Танечкой хожу гулять. С Танечкой ложусь в кровать. И сама без всякой сказки.Закрываю сразу глазки.
- Я совсем не растеряша —
- Я игрушка, кукла Маша.
Это кукла. Зовут ее Маша. Кукла хочет с вами познакомиться. К кому кукла подойдет, тот ей имя свое назовет. Кукла по очереди “подходит” к детям, побуждая их назвать свое имя, вызывая на контакт. Дети представляются, а музыкальному руководителю повторяет их имена, но в ласкательной форме: Даша — Дашенька, Саша — Сашенька и т. д.
М.р. Кукле нравится у нас в гостях, она даже в ладоши захлопала. А вы умеете в ладоши хлопать?
Дети начинают хлопать. Музыкальный руководитель предлагает им похлопать по коленкам, животу, плечам, щекам, бедрам и т.д.
М.р. Ай да молодцы! А сейчас похлопаем в ладоши под музыку, а Маша попляшет.
Ну-ка, Маша, попляши, Ай да ножки хороши!
Кукла пляшет под русскую народную мелодию “Полянка” (а/к «Я с комариком плясала»), дети хлопают в ладоши, кукла кланяется.
М.р.
Наша Машенька устала, Очень весело плясала, А сейчас она пойдет И немного отдохнет. Уложу ее опять, Будет Маша отдыхать… Тихо, тихо, не шумите, Мою Машу не будите.
Приходите к нам опять, —
Будем с Машей танцевать. (Л. Гераскшiа)
Вам понравилось в музыкальном зале? (Ответы) Здесь живут песенки, пляски, игры, сказки — здесь живет музыка. Приходите сюда слушать музыку. Я вас буду ждать, до свидания!
- Занятие №2
- Тема: «Кукла Маша в гостях у ребят»
- Программное содержание.
-
Привлекать внимание детей к плясовой музыке, учить понимать ее веселый, задорный характер.
-
Учить пользоваться погремушкой как музыкальным инструментом.
- Образовательные области
- Задачи:
- «Ф» — развивать двигательную активность детей;
- «П» — формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества;
- «С» — формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;
- «Х» — развитие детского творчества.
- Материал.
Кукла, красиво оформленная коробка. Бубен, погремушки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Дети с воспитателем входят в зал, музыкальный руководитель здоровается с ними и предлагает свободно встать на ковре. На столе сидит нарядная кукла.
М.р. Снова к нам в гости пришла кукла. Как ее зовут? (Ответы) Правильно, Маша. А что она умеет делать? Правильно, плясать! Маша очень любит плясать, а чтобы ей было веселее, мы похлопаем в ладоши.
Музыкальный руководитель на фортепиано исполняет плясовую мелодию, воспитатель пляшет с куклой, дети весело хлопают в ладоши
Ай да кукла! Ай да плясунья! (Меняет восхищенную интонацию на загадочную) Машенька, а что ты нам сегодня принесла? Вот коробочка резная, непростая, расписная! (Заглядывает в коробку, достает нарядный бубен) Посмотрите, это бубен — музыкальный инструмент. Послушайте, как он весело звучит. (Играет на бубне, напевая плясовую мелодию) А теперь Машенька поиграет, а дети попляшут
Воспитатель, держа в руках куклу и бубен, играет на нем, музыкальный руководитель и дети пляшут. Пляска проходит по показу, исполняются простые плясовые движения — притопы одной ногой, перетопы двумя ногами, «пружинка», вращение кистями, хлопки, кружение и т.п. Главное — вызвать эмоциональный отклик, активизировать детей, вовлечь в действие всех, даже самых несмелых.
М.р. Как весело вы плясали! Как звонко звучал бубен! Ваши руки, ножки и головка плясали и немножечко устали. Садитесь на коврик и посмотрите, что еще есть у Машеньки в коробке. (Достает погремушку, показывает ее, звеня ею, объясняет, как правильно держать ее, затем раздает погремушки всем детям)
- Вот веселая игрушка
- Под названьем — погремушка!
- Погремушки у ребят
- Очень весело звенят!
- И Танечке дам,
- И Ванечке дам,
- И Сашеньке дам,
- И Дашеньке дам.
Приговаривая, учит детей правильно брать погремушку, предлагает позвенеть ею. Показывает два приема: в воздухе потрясти и постучать по ладошке, по коленкам. Включает грамзапись плясовой мелодии “Полянка” (а/к «Я с комариком плясала» и вместе с детьми исполняет простейшие танцевальные движения.
М.р. Как весело играли ваши погремушки! А молчать они умеют? Погремушки у ребят замолчали, не звенят! (Дети зажимают погремушки в кулак или прячут их за спину) А теперь положите погремушки в коробочку к Маше.
(Дети по очереди, спокойно, тихо складывают погремушки. Взрослый хвалит их за то, что они это делают без шума, аккуратно) Ну что ж, Машеньке пора домой, нагостилась она у вас, наплясалась… давайте скажем ей до свидания.
(Провожает детей до дверей зала, прощается, гладит каждого по голове)
- Занятие №3
- Тема: «Погремушка и бубен»
- Программное содержание.
-
Побуждать исполнять плясовые движения под музыку веселого характера.
-
Учить слышать окончание музыкального произведения и прекращать движения или игру на погремушке с его окончанием.
-
Познакомить с музыкой нежного, ласкового характера — колыбельной.
- Образовательные области
- Задачи:
- «С» — игровая деятельность;
- «Ф» — развитие двигательной активности у детей;
- «Ч» — Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений.
- «З» — сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.
- Материал.
Кукла. Бубен, погремушки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Дети свободно входят в зал, музыкальный руководитель ласково здоровается с ними и обращает внимание на куклу Машу сидящую на стуле.
М.р. Смотрите, как Машенька нарядилась! На голове бант красивый, платье праздничное. На ногах чешки, чтобы удобнее было танцевать. Я вижу, вы тоже в чешках; значит, и вам сегодня будет удобно плясать вместе с Машенькой. А как наши ножки умеют плясать?
Под грамзапись “Полянка” (а/к «Я с комариком плясала» музыкальный руководитель показывает детям простые плясовые движения, побуждая их повторять притопы одной ногой, перетопы, прыжки, “пружинку”, покачивания.
М.р. Очень хорошо! Машеньке тоже захотелось поплясать.
Ну-ка, Маша, попляши,
Ай да ножки хороши!
Дети тебе сыграют на погремушках. А я буду играть вот на этом музыкальном инструменте. Как он называется? Правильно, бубен.
(Учит правильно держать погремушку звенеть ею под музыку, останавливаться с ее окончанием) Как весело и дружно вы играли! Все старались! (Таинственно) А теперь поиграем с Машей в прятки! Под веселую плясовую музыку мы будем играть на погремушках, а с окончанием музыки спрячем их за спину, пусть кукла поищет.
Проводится игра “Прятки” под русскую народную мелодию “Пойду ль я, выйду ль я” в обраб. Р. Рустамова
Игра проводится несколько раз.
М.р. Какие вы шустрые! Все успели спрятать погремушку с окончанием музыки. Ни у кого Маша не нашла погремушки. Молодцы! Сами аккуратно и молча кладите их в коробочку. Что-то Маша у нас устала, и глазки у нее закрываются: она спать хочет. Спою ка я ей колыбельную песенку — ласковую, добрую, нежную, тихую. Пусть спит. А вы мне помогайте.
Кладет куклу на руки, присаживается на корточки возле детей (они тоже садятся, группируясь вокруг взрослого), исполняет колыбельную на муз. М. Красева
М.р. (наклоняя куклу к детям, шепотом). Смотрите, заснула! Не будем ее будить. Пусть Машенька отдыхает, а вы тихо идите в группу. Приходите еще поиграть с ней. До свидания!
- Занятие №4
- Тема: «В гости к бабушке»
- Программное содержание.
-
Развивать музыкально-ритмические навыки;
-
Развивать умение реагировать на начало и конец музыки, двигаться в соответствии с контрастным характером музыки (спокойная — плясовая), ритмично ходить под музыку и бегать.
- Образовательные области
- Задачи:
- «Ф» — развивать физические качества для музыкально – ритмической деятельности;
- «К» — развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности;
- «С» — развивать игровую деятельность;
- «Х» — развивать детское творчество, приобщать к различным вида искусства.
- Материал.
Кукла. Бубен.
Ход занятия
М.р. Здравствуйте, мои хорошие! Я очень ждала вас сегодня в музыкальном зале. Смотрите, как здесь светло и просторно. Можно пошагать. Зашагали ножки — топ-топ-топ.
Прямо по дорожке — топ-топ-топ. (Напевает, наигрывая на бубне, шагает вместе с детьми) А можно и побегать. Побежали ножки быстро по дорожке.
(Меняет манеру игры) А можно каждому спокойно погулять по своей дорожке.
Дети спокойно ходят по залу, подстраиваясь под музыку. Если кто-то из детей спешит или не хочет двигаться со всеми вместе, воспитатель осторожно берет его за руку, гуляет вместе с ним, глядя на него и любуясь.
М.р. Как хорошо вы гуляли! А Машу не видели?
Дети. Нет! Мы ее не встречали. Мы ее не видели,
М.р. Давайте ее позовем — ласково, напевно. (Дети и взрослый зовут куклу с ласковой интонацией) Маша (неожиданно для детей появляется). Здравствуйте, дети, здравствуйте, мои хорошие! Дети. Здравствуй, Маша! М.р. Где же ты, Машенька, была? Маша. У бабушки! М.р. Что делала? Маша. Я сейчас песенку спою, вы и узнаете.
Сначала без музыкального сопровождения. Слова произносят четко, внятно.
М.р. Дети, где была кукла?
Дети. У бабушки!
М.р. А что ела?
Дети. Кашку!
М.р. Какая бабушка?
Дети. Добрая, хорошая!
М.р. Послушайте еще раз песенку! Она называется «Ладушки». Эта песенка добрая, ласковая. (Исполняет ее еще раз, уже с музыкальным сопровождением) Мы с вами тоже умеем играть в ладошки. Сейчас мы под веселую музыку будем хлопать в ладоши, а когда музыка кончится, спрячем их за спину, пусть Маша поищет, где наши руки!
Проводится игра “Прятки”. Педагог учит детей слышать и фиксировать окончание музыкального произведения, эмоционально откликаться на музыку веселого, радостного характера.
М.р. Какие вы ловкие! Музыка закончилась — и ладошки спрятались. Молодцы! Кукла сегодня очень устала: она была в гостях у бабушки, ела там сладкие оладушки, кашу, играла с вами в прятки, плясала. Ей пора отдыхать.
(Укладывает куклу в колыбельку и поет ей песню “Баю-баю”, дети напевают вместе с педагогом, покачивая колыбельку) Какая тихая и ласковая песенка. Это колыбельная. Вы так нежно пели, что Машенька заснула.
Пусть отдыхает! А мы с вами попрощаемся и пойдем в группу. Приходите еще, я буду ждать!
- Занятие №5
- Тема: «Петя — петушок»
- Программное содержание.
-
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на песню (музыку и слова), вырабатывать устойчивое слуховое внимание.
-
Развивать навыки выразительных движений (ритмично ходить под музыку, бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, не шаркая ногами).
- Образовательные области
- Задачи:
- «П» — расширение кругозора детей;
- «С» — сенсорное развитие
- «К» — развитие навыка свободного общения детей с педагогом;
- «П» — формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества;
- Материал.
Кукла. Петушок (мягкая игрушка).
Ход занятия
Музыкальный руководитель приходит в группу вместе с куклой Машей. Здоровается и приглашает детей в музыкальный зал, говорит, что их там кто-то ждет. Все вместе они идут в музыкальный зал.
М.р. Мы пришли сюда опять, будем вместе мы гулять. И Машу возьмем. Зазвучит спокойная музыка, и мы не будем торопиться. (Педагог вместе с куклой наблюдая за тем, чтобы дети не сбивались в стайки, не толкались, шли в одном направлении.
Не нужно напоминать детям, чтобы они слушали музыку и ходили ритмично, — они постепенно учатся согласовывать свои шаги с темпом музыки, останавливаются с ее окончанием. Упражнение повторяется 2—З раза) Как хорошо вы гуляли: каждый по своей дорожке. А теперь подойдите ко мне.
Сегодня Машенька пришла к нам не одна, а со своим другом… Кто он — отгадайте сами!
Очень рано встает,
Голосисто поет,
Детям спать не дает…
Ку-ка-ре-ку!
Дети отгадывают — появляется Петушок, дети его рассматривают: вот головка, гребешок, глазки, ножки со шпорами, крылышки и т.д.
М.р. Вот он, Петя-петушок. Золотистый гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка. Очень рано встает, голосисто поет. Как поет Петушок? (Дети подражают пению петуха) Я знаю про него песенку! Послушайте.
Исполняет без музыкального сопровождения русскую народную попевку в обр. М. Красева “Петушок”, стараясь научить детей эмоционально откликаться на образ Петушка, передавая ласковый, напевный характер песни. Повторяет попевку, но уже с музыкальным сопровождением.
М.р. Теперь посадим Петушка поудобнее, пусть послушает, как кукла Маша была в гостях у бабушки.
Исполняет песню “Ладушки” с музыкальным сопровождением, задает вопросы по тексту песни, предлагает спеть песню всем вместе. Учит детей эмоционально отзываться на песню веселого характера, воспитывает доброжелательное отношение к бабушке. Учит детей протягивать ударные слоги в словах “ладушки”, “бабушка”. По очереди подходит к каждому
ребенку, мимикой показывая свое отношение к песне. По окончании исполнения хвалит всех детей.
М.р. Когда Маша устала, мы уложили ее в кровать и пели ей тихую, ласковую колыбельную песенку. Когда вы качаете своего мишку или зайчика, вы тоже напеваете колыбельную, и мама перед сном своим детишкам поет колыбельную. (Читает стихотворение)
- Светят звезды ласково
- Над моим окном.
- И поет мне песенку
- Мама перед сном,
- Самую любимую
- Песенку мою:
- Спи, моя хорошая,
- Спи, моя пригожая,
- Баюшки-баю!
М.р. Послушайте еще раз уже известную вам песенку “Баю-баю”, она ласковая и тихая, добрая и нежная. Для чего же поют такую песенку? Правильно, чтобы скорей заснуть. А что можно делать под такую музыку? (Исполняет русскую народную мелодию «Ах вы, сени») Конечно, плясать! Музыка веселая, живая, задорная.
- Попляшите, малыши,
- Ай да ножки хороши!
- Исполняет плясовую мелодию «Полянка», дети пляшут, выполняя движения по показу воспитателя.
Маша. Как хорошо, как весело плясали дети! Мне с моим дружком Петушком очень понравилось. Мы тоже хотим с вами поплясать! (Все пляшут еще раз)
Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekty-muzykal-nykh-zaniatii-1-mladshaia-ghrup.html