Что почитать начинающему музыканту о музыке

Что почитать начинающему музыканту о музыке, Музыкальный класс

Как сходить на оперу и получить от этого одно лишь удовольствие, а не разочарование? Как не засыпать во время симфонических концертов, а после сожалеть лишь о том, что всё это быстро закончилось? Как вообще понимать музыку, которая, на первый взгляд, кажется совсем старомодной?

Оказывается, всему этому может научиться любой человек. Детей учат этому в музыкальной школе (и очень, надо сказать, успешно), ну а любой взрослый всеми тайнами может овладеть и сам.

На помощь придёт учебник музыкальной литературы. И совсем не нужно пугаться слова «учебник».

Что учебник для ребёнка, то для взрослого – «книжка сказок с картинками», которая интригует и завораживает своей «интересностью».

Пожалуй, один из самых интересных предметов, который проходится учениками музыкальной школы – музыкальная литература. По своему содержанию этот курс чем-то напоминает курс литературы, который изучается в обычной общеобразовательной школе: только вместо писателей – композиторы, вместо стихотворений и прозы – лучшие музыкальные произведения классики и современности.

Знания, которые даются на уроках музыкальной литературы, развивают эрудицию и необычайно расширяют кругозор юных музыкантов в направлениях собственно музыки, отечественной и зарубежной истории, художественной литературы, театра и живописи. Эти же знания оказывают также непосредственное влияние на практические занятия музыкой (игру на инструменте).

Исходя из исключительной полезности, курс музыкальной литературы можно порекомендовать пройти и взрослым или начинающим музыкантам-самоучкам.

Ни один другой музыкальный курс не даёт такой полноты и фундаментальности знаний о музыке, её истории, стилях, эпохах и композиторах, жанрах и формах, о музыкальных инструментах и певческих голосах, способах исполнения и сочинения, выразительных средствах и возможностях музыки и т.д.

Что именно проходят в курсе музыкальной литературы?

Музыкальная литература является обязательным для изучения предметом на всех отделениях музыкальной школы. Этот предмет проходят в течение четырёх лет, за время которых юные музыканты знакомятся с десятками самых разных художественно-музыкальных произведений.

Первый год, как правило, посвящается рассказам об основных музыкальных выразительных средствах, жанрах и формах, музыкальных инструментах, различных видах оркестров и ансамблей, о том, как правильно музыку слушать и понимать.

Второй год обычно нацелен на то, чтобы освоить пласт зарубежной музыкальной культуры. Рассказ о ней начинается с самой древности, с момента зарождения, через Средние века к крупным композиторским личностям. Шесть композиторов выделяются в отдельные крупные темы и изучаются по несколько уроков.

Это немецкий композитор эпохи барокко И.С. Бах, три «венских классика» – Й. Гайдн, В.А. Моцарт и Л. ван Бетховен, романтики Ф. Шуберт и Ф. Шопен.

Композиторов-романтиков довольно много, познакомиться с творчеством каждого из них на школьных уроках не хватит времени, но общее представление о музыке романтизма, конечно же, даётся.

Вольфганг Амадей Моцарт

Если судить по произведениям, то учебник музыкальной литературы зарубежных стран знакомит нас с внушительным списком разнообразных сочинений.

Это и опера Моцарта «Свадьба Фигаро» на сюжет французского драматурга Бомарше, и целых 4 симфонии – 103-я Гайдна (так называемая «С тремоло литавр»), 40-я знаменитая соль минорная симфония Моцарта, симфония №5 Бетховена с её «темой судьбы» и «Неоконченная симфония» Шуберта, из крупных симфонических произведений проходится и увертюра Бетховена «Эгмонт».

Кроме того изучаются фортепианные сонаты – 8-я «Патетическая» соната Бетховена,11-я соната Моцарта с её знаменитым «Турецким рондо» в финале и лучезарная ре мажорная соната Гайдна.

Из других фортепианных сочинений книга знакомит с этюдами, ноктюрнами, полонезами и мазурками великого польского композитора Шопена.

Изучаются и вокальные произведения – песни Шуберта, его гениальная песня-молитва «Ave Maria», баллада «Лесной царь» на текст Гёте, всеми любимая «Вечерняя серенада», ряд других песен, а также вокальный цикл «Прекрасная мельничиха».

Третий год «Русская музыкальная литература XIX века»

Третий год обучения целиком посвящён русской музыке с её древнейших времён и почти до конца XIX века.

Каких только вопросов не затрагивают начальные главы, рассказывающие о народной музыке, о церковном певческом искусстве, о зарождении светского искусства, о крупных композиторах классической эпохи – Бортнянском и Березовском, о романсном творчестве Варламова, Гурилёва, Алябьева и Верстовского.

В качестве центральных снова выдвигаются фигуры шести крупных композиторов: М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского. Каждый из них предстаёт не только как гениальный художник, но и как уникальная личность.

Так, например, Глинку называют родоначальником русской классической музыки, Даргомыжского – учителем музыкальной правды.

Бородин, будучи учёным-химиком, сочинял музыку только «по выходным», а Мусоргский с Чайковским, напротив, ради музыки в своё время оставили службу, Римский-Корсаков в юности отправлялся в кругосветное плавание.

М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»

Музыкальный материал, который осваивается на этом этапе, обширный и серьёзный.

За год проходится целая серия больших русских опер: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» Мусоргского, «Снегурочка», «Садко» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» Чайковского.

Знакомясь с этими операми, учащиеся невольно соприкасаются с произведениями литературы, которые положены в их основу. Причём, если говорить именно о музыкальной школе, то эти классические сочинения литературы узнаются раньше, чем они проходятся в школе общеобразовательной – это ли не польза?

Кроме опер в этот же период изучается множество романсов (Глинки, Даргомыжского, Чайковского), среди которых снова находятся те, которые написаны на стихи великих русских поэтов.

Ещё проходятся симфонии – «Богатырская» Бородина, «Зимние грёзы» и «Патетическая» Чайковского, а также гениальная симфоническая сюита Римского-Корсакова – «Шехеразада» по мотивам сказок «Тысячи и одной ночи».

Из сочинений фортепианных можно назвать крупные циклы: «Картинки с выставки» Мусоргского и «Времена года» Чайковского.

Четвёртая книга по музыкальной литературе соответствует четвёртому году обучения предмета. На этот раз интересы учащихся сосредоточиваются в направлении отечественной музыки XX и XXI века.

В отличие от предыдущих выпусков учебников по музыкальной литературе, этот последний обновляется с завидной регулярностью – материал для изучения полностью перекраивается, наполняется информацией о самых последних достижениях академической музыки.

С.С. Прокофьев балет «Ромео и Джульетта»

В четвёртом выпуске рассказывается о достижениях таких композиторов, как С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, а также целой плеяды композиторов самого недавнего времени или современности – В.А. Гаврилина, Р.К. Щедрина, Э.В. Тищенко и др.

Необычайно расширяется круг разбираемых произведений.

Все их перечислять не обязательно, достаточно назвать лишь такие шедевры, как любимейший во всём мире Второй концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова, прославленные балеты Стравинского («Петрушка», «Жар-птица») и Прокофьева («Ромео и Джульетта», «Золушка»), «Ленинградская» симфония Шостаковича, «Поэма памяти Сергея Есенина» Свиридова и много других гениальных сочинений.

На сегодняшний день вариантов учебников по музыкальной литературе для школы не много, но всё же «разнообразие». Одни из самых первых учебников, по которым учились массово – книги из серии учебников по музыкальной литературе автора И.А. Прохоровой. Более современные популярные авторы – В.Е. Брянцева, О.И. Аверьянова.

Автор учебников музыкальной литературы, по которым почти вся страна занимается сейчас – Мария Шорникова. Ей принадлежат учебники для всех четырёх ступеней школьного обучения предмету.

Приятно, что в последнем издании учебники снабжены также и диском с записью проходимых произведений в лучшем исполнении – так решается вопрос о поиске нужного музыкального материала для уроков, домашних работ или для самостоятельного изучения.

За последнее время появилось множество других отличных книг по музыкальной литературе. Повторюсь, что такие учебники с большой для себя пользой могут читать и взрослые.

Учебники эти быстро разлетаются в магазинах, их не так-то просто достать. Все дело в том, что они издаются очень маленькими тиражами, и мгновенно превращаются в библиографическую редкость.

Чтобы вам не тратить своё время на поиски, я предлагаю заказать всю серию этих учебников прямо с этой странички по ценам издателя: просто нажмите на кнопку «Купить» и оформите заказ в появившемся окне Интернет-магазина. Далее выберите способ оплаты и доставки.

И вместо часовых обходов книжных магазинов в поисках этих книг, вы получите их всего за пару минут.

Напоминаю, сегодня как-то случайно мы завели разговор о той литературе, которая будет полезна любому начинающему музыканту или просто интересующемуся классической музыкой человека. Да, пусть это учебники, но попробуйте их открыть, а потом оторваться от чтения?

Учебники по музыкальной литературе – какие-то неправильные учебники, слишком интересные для того, чтобы называться просто учебниками. По ним будущие сумасшедшие музыканты занимаются в своих сумасшедших музыкальных школах, а по ночам, когда юные музыканты спят, эти учебники с упоением читают их родители, потому что интересно! Вот!

Можно ли купить эти книги в Интернете с помощью карты Visa?

Источник: http://prozvi.ru/isskustvo-dlya-dushi/chto-pochitat-nachinayushhemu-muzykantu-o-muzyke-muzykalnyj-klass

Библиотека T&P: 6 книг для тех, кто хочет разобраться в современной музыке

журналист, куратор фонда M.Art, автор Telegram-канала о современной академической музыке «Фермата»

Алекс Росс. «Дальше — шум»

Лучшая книга для первого знакомства с современной музыкой — к тому же переведенная на русский. Критик Алекс Росс подробно объясняет, что произошло с музыкой в XX веке. Написано внятно и занимательно (сказывается многолетняя служба в The New Yorker), более удачного введения в предмет не существует.

Paul Griffiths. «Modern Music and After»

Еще одна история современной музыки, чуть более специальная и въедливая (хотя бы потому, что активно опирается на нотные примеры). Гриффитс начинает рассказ с 1945 года, поэтому может себе позволить более подробно остановиться на послевоенном авангарде, «новой сложности», спектрализме и т. п.

Ольга Манулкина. «От Айвза до Адамса»

Американская школа оказала невероятное влияние на музыку XX века, и 800-страничная монография петербургского музыковеда Ольги Манулкиной подробно останавливается не только на Кейдже и минималистах, но и на великих американских визионерах и оригиналах, тех, кого принято называть плохо переводимым на русский словом maverick — Айвзе, Парче, Нанкарроу, Кауэлле. Блестящая работа, вышедшая в 2010 году, сразу же стала библиографической редкостью, увидите — не раздумывайте долго. Предыдущая (и единственная) книга на русском об американской музыке выходила в 1961 году, следующей мы можем не дождаться.

Ричард Костелянец. «Разговоры с Кейджем»

Интервью Джона Кейджа разных лет, превращенные в один гигантский монолог. Кейдж — один из самых влиятельных композиторов XX века, а кроме того — остроумнейший собеседник и мастер парадокса. Кейджевские идеи «временных контейнеров», отношений с тишиной, паузами и шумом (любой звук — это музыка) легко расслышать в сочинениях самых разных композиторов, работавших после него.

Alvin Lucier. «Music 109. Notes on Experimental Music»

По сути, это расшифрованные лекции Алвина Люсье, важного американского композитора, о сочинениях его друзей и коллег — Полины Оливейрос, Стива Райха, Филипа Гласса, Мортона Фелдмана, Карлхайнца Штокхаузена, Ламонте Янга и пр.

Поскольку Люсье практически всех знал лично и до сих пор страстно все это любит, читается одновременно как символ веры и сборник анекдотов.

Вероятно, самая живая и доступная из книг такого рода — на месте его слушателя можно представить кого угодно, от студента-теоретика до таксиста.

Валентин Сильвестров. «Дождаться музыки» и «Симпозион»

Лекции, беседы и ответы на вопросы гениального украинского композитора, заметной и по-прежнему недооцененной фигуры круга «советских авангардистов» — Пярта, Денисова, Губайдулиной, Шнитке.

Сильвестров — на редкость разговорчивый, живой и откровенный человек, и это хороший повод подглядеть, как работает композиторское сознание, — а заодно узнать, как все, что описывается в предыдущих книжках, приживалось на советском и постсоветском пространстве.

“] role=articleBodyBreaking>

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/16674-biblioteka-tp-6-knig-dlya-tekh-kto-khochet-razobratsya-v-sovremennoy-muzyke

Что читать о классической музыке

Любимые книги и лекции о музыке от лекторов курса «Как слушать классическую музыку»

Подготовили Петр Айду, Константин Дудаков-Кашуро, Григорий Кротенко

Глеб Анфилов. «Физика и музыка» (1964)

Несмотря на море современных красочных научно-популярных изданий о музыке, эта книжка, написанная для детей старшего возраста писателем-фантастом и популяризатором науки, остается до сих пор одной из самых познавательных.

Кроме увлекательного ликбеза об истории инструментов, начиная с флейты и заканчивая синтезатором АНС, из нее можно узнать, чему научил сверчок Гельмгольца, что такое «карась» Страдивари и так далее. И все это с ароматом заголовков в духе времени: «Звуковая резина», «Чудеса звукозаписи», «Мечта доктора Шолпо», «Композитор как живописец».

 В пандан популярной в те годы теме «физики и лирики» Анфилов легко переходит от некоего английского композитора XVIII века, предложившего сочинять посредством сапожной щетки, к кибернетической музыке, от дореволюционных грампластинок, сделанных из шоколада, к «конкретной музыке» и экспериментам с синтетическим звуком Авраамова и Шолпо, о которых было разрешено вспоминать, только обращаясь к детской аудитории. Обилие любопытных сведений и очень доступное, пусть и старомодное, изложение делают простительными выпады в сторону музыкального модернизма, вроде характеристики сочинений Джона Кейджа как «трогательный идиотизм».

Марио Корти. «Сальери и Моцарт»

© mario-corti.com

Цикл передач итальянского журналиста Марио Корти на «Радио Свобода» стал впоследствии основой книги, выпущенной петербургским издательством «Композитор» (2005).

Человек необыкновенного кругозора, Марио Корти увлекательно разбирает мифы о классической музыке, привлекая авторитетные мнения и обширный фактический материал.

В передачах «Радио Свобода», помимо ясного, захватывающего изложения, можно слушать точно подобранные музыкальные примеры.

Читайте также:  Интересные формы академических концертов как экзамен сделать праздником

Эрик Сати. «Заметки млекопитающего» (2015)

© limbakh.

ru

Композитор, который называл себя фонометрографом, взвешивающим на «фоноскопе си-бемоли средней толщины» (тем самым странным образом предвосхищая «материализм» конкретной и электронной музыки), острее других обозначил непреодолимый разрыв в классической музыке, соединив в себе кризис традиции XIX века и новый дух современной музыки. Тапер и розенкрейцер, основатель Метрополийской Церкви Искусства Иисуса Путеводителя и «пожилой дадаист», автор «меблировочной музыки» Меблировочная музыка

Источник: https://arzamas.academy/materials/808

Что необходимо знать начинающему музыканту

Быть музыкантом — бесконечно круто, но далеко не так просто, как кажется. Здесь всё строится не только на таланте и музыкальном инструменте, но и на умении трудиться и развиваться, если уж природа наградила данными.

Мы решили рассказать о непростой жизни музыканта и дать тебе пару ценных советов, если ты тоже решил посвятить свою жизнь музыке и уже успел понастроить воздушных замков.

Несмотря на то, что музыка — это прекрасно, есть несколько важных моментов, которые лучше всего усвоить сразу, чтобы твой запал не пропал сразу и не перечеркнул такое замечательное стремление.

1. Страсти может быть недостаточно

Представить себе музыканта без страсти и увлеченности своим делом очень сложно, так как ничто так не будоражит ум и не затрагивает струны души, как музыка.

Однако если ты решил попробовать себя в подобной творческой стезе и хочешь продвинуться куда дальше, чем просто душевные посиделки с друзьями под гитару, то одной лишь страсти и увлеченности может быть недостаточно.

Так уж устроена наша психика — даже самой яркой искре суждено однажды погаснуть, и если ты не играешь, как Джон Фрушанте, то твоя искра погаснет быстрее, чем успеешь сочинить свой первый риф. Именно поэтому, взявшись за дело, помни, что хорошего музыканта отличает любовь к своему делу, преданность и вдохновение, а отличного — непосильный труд.

Необходимо постоянно заниматься, совершенствовать свои навыки.

Независимо от того, будешь ли ты гитаристом, барабанщиком или укротителем микрофона, собираешься ли записывать рэп или создавать треки на компьютере, знания теории и следование последним изменениям в мире музыки — это составляющие твоего профессионализма, качества игры и плодородная почва для развития или поддержания естественного таланта.

К тому же постоянная практика требует отдачи и, конечно же, времени, поэтому будь готов к тому, что музыка займет если не всю, то по крайней мере большую часть твоей жизни, но зато занимаясь и оттачивая мастерство, ты сможешь увидеть, каков твой потенциал на самом деле, и суждено ли амбициям реализоваться. Поддерживай свою искру, пока будешь делать упражнения.

2. Музыканта определяет умение играть

Ты не музыкант, если не умеешь играть на инструменте, это очевидно.

Не обязательно уметь играть на всем подряд, но чем большее количество инструментов ты можешь заставить звучать красиво, тем больше знаний и возможностей у тебя есть для создания музыки, да и сам процесс станет тоньше и осмысленнее, так как ты будешь знать, что нужно от каждого инструмента, чтобы в полифонии это звучало стильно.

Гитара — самый универсальный вариант, она привлекает всех, да и сыграть на ней можно всё, что угодно. Ударные — это смелый выбор, а для совершенно утонченных натур могут быть полезны струнные, духовые и, конечно же, фортепиано — твой верный друг в покорении женских сердец.

Но на этом спектр инструментов не заканчивается, поэтому, научившись играть на чем-то одном, начинай изучать другое, а лучше параллельно, и не забывай, что есть еще и такие оригинальные способы создавать мелодии, как игра на губной гармошке. Губная гармошка — это не просто забавный инструмент, а твой проводник в мир блюза, джаза и кантри — нетленные жанры.

Интернет-магазин музыкальных инструментов SPB MUSIC как раз предлагает отличную губную гармошку HOHNER MARINE, выполненную из дерева груши, с медными язычками и очень теплым блюзовым звучанием. К тому же при покупке у тебя будет возможность получить доступ к урокам игры от самого Дэвида Баррета — музыканта и преподавателя игры на губной гармошке.

3. Покупка инструментов не терпит спешки

Разумеется, талантливый человек талантлив во всем, и что бы он ни взял в руки, всё зазвучит, запоет и заиграет. Умение играть определяет то, какой ты музыкант — это несомненно, но хороший инструмент — это необходимое начало.

Если ты только начал посвящать себя музыке, то попробуй поиграть на чем-то простом, ведь нет смысла тратить всю свою зарплату на гитару, а премию на примочки, если играть ты не умеешь совсем и не факт, что захочешь продолжать после первого урока. Но если искра всё еще горит, то можешь смело отправляться в музыкальный магазин и присматривать себе качественные товары.

Не стоит засматриваться на вариант, который невероятно круто выглядит, но совершенно не подходит тебе по характеристикам и не удовлетворит твою потребность играть тот или иной жанр музыки. Также не стоит покупать так называемый «комплект музыканта», где будут собраны всевозможные товары, которые тебе, конечно же, нужны, но зачем, ты узнаешь позже.

Приобрети только то, что необходимо тебе прямо сейчас для развития и креатива. В этом тебе помогут консультанты — просто опиши им, что именно ты собираешься делать с инструментом, а они найдут тот, который для этого подойдет.

4. Индивидуальный стиль лучше мейнстрима

Музыка, как и многие сферы культуры, имеет свои тренды, наиболее популярные и часто встречающиеся стили, приемы и образы, которые многие опытные музыканты изучили вдоль и поперек.

Но ничто не делает музыканта по-настоящему запоминающимся так, как его собственный самобытный стиль, будь то просто имидж или же сама музыка, характерные особенности вокала или же запомнившиеся всем своей оригинальностью партии.

На первом этапе можно позволить себе подражать кумирам, так как подражание — это далеко не всегда отсутствие оригинальности, а часто оттачивание навыков и способ раскрепощения.

Но если ты решил взяться за дело серьезно и создавать что-то свое, то индивидуальный стиль принесет тебе гораздо больше удовольствия и признания, чем следование мейнстриму. Музыканты, которые уже успели испытать на себе все тяготы творческого пути, убеждены в одном: ты должен любить то, что делаешь, и получать удовольствие от музыки, которую ты создаешь, независимо от того, как много людей в данный момент увлечены этим стилем.

5. Главное правило — никаких правил

Знания теории и академические сведения очень важны для тех, кто хочет развиваться как музыкант, а не просто любитель. Но не стоит забывать про природный талант, слух и экспрессивность.

Иногда, играя не по правилам, можно создать что-то совершенно гармоничное и приятное на слух, чем и закрепить свою самобытность. Не стоит, разумеется, плевать на то, что было создано еще когда тебя в проекте не было, но и безусловно следовать всем канонам и предписаниям также бессмысленно.

Музыка требует полета для творчества, свободы, а любые ограничения лишают тебя возможности создать что-то свое.

6. Быть музыкантом — не единственный способ жить музыкой

Быть музыкантом — это совершенно особенное занятие. Ошибочно полагать, что музыкант равняется меломану или человеку, который просто живет музыкой. В жизни музыканта очень много вещей, которые, конечно, связаны с музыкой, но часто косвенным образом.

Также быть музыкантом — это работа, требующая выносливости и характера, целеустремленности и, что уж скрывать, данных или по крайней мере бешеного желания их развивать.

Но если тебе просто хочется, чтобы в твоей жизни было больше музыки, то этого можно добиться гораздо проще.

Посещение музыкальных мероприятий, работа с музыкантами, поиск информации из мира музыки и, конечно же, прослушивание музыки — всё это поможет тебе стать меломаном и наслаждаться творчеством, даже если ты не собираешься посвящать свою жизнь игре на инструментах или пению.

Наши друзья из магазина Trend4life как раз посоветовали отличные беспроводные наушники со встроенным МР3-плеером и FM-радио. Такие наушники работают от Blutooth и могут подключаться к компьютеру, чтобы ты смог загрузить туда новые песни.

Ты также можешь использовать их для звонков, так как в них встроен микрофон и чувствительные динамики, которые сделают звук объемным и чистым, так что в течение 45 часов ты сможешь наслаждаться любимой музыкой без подзарядки. Trend4life предлагает экспресс-доставку в большинство городов России, а также возможность получить товар по почте.

Иными словами, если с призванием музыканта у тебя не сложилось или ты уже посвятил свою жизнь чему-то другому, не менее достойному, то отличные беспроводные наушники — это простой и грамотный способ жить музыкой.

Источник: https://BroDude.ru/chto-neobxodimo-znat-nachinayushhemu-muzykantu/

Лучшие книги о музыке и музыкантах

Издания о музыке, композиторах и музыкантах от классики до современного рока. Каждый меломан хочет узнать больше о своих музыкальных кумирах. Давно прошли те времена, когда интересную и важную информацию добывали по крупицам, собирали газетные и журнальные вырезки о любимых музыкантах, давали друг другу их почитать и обменивались статьями.

Сегодня, чтобы узнать новости, прочесть интервью с артистами или историю какой-либо группы, достаточно войти в интернет. Но для тех, кто интересуется всем, что связано с кумирами, этого мало. Книги о любимых исполнителях и композиторах — это ощутимые материальные вещи, которые дают возможность в буквальном смысле слова прикоснуться к миру исполнителей.

Сегодня в магазинах легко можно найти множество книг, посвящённых музыке. Это биографии и автобиографии музыкантов, истории разных коллективов, книги по музыкальной теории и учебники для тех, кто сам хочет освоить музыкальный инструмент. Новые издания о музыке выходят регулярно. Каждый меломан найдёт в этом изобилии что-то для себя.

Хотели бы вы побывать на репетиции своей любимой рок-группы? А узнать, как музыканты сочиняют свои хиты, и что стоит за каждой из их песен? Если ваш ответ «да», то серия «Истории за песнями» для вас! В этой серии выходят книги о самых популярных и любимых почти всеми в мире исполнителях.

Вы узнаете захватывающие истории рок-групп, авторы посвятят вас в тайны создания всех студийных альбомов и главных хитовых композиций, расскажут истории о событиях, которые повлияли на написание песен. Каждая книга серии содержит огромное количество фотографий, иллюстрирующих творческий путь исполнителей и коллективов. Многие из этих снимков публикуются впервые.

Из новинок серии можно выделить книгу, посвящённую группе Radiohead. Писатель и музыковед Джеймс Дохини, написавший эту книгу, рассказывает в ней историю каждой песни этой прославленной группы.

Ранее вышли (и уже стали настоящими хитами) книги о таких коллективах, как U2, Metallica, Red Hot Chili Peppers, Abba и других командах, написавших песни, признанные современной классикой. Не обошли стороной и совсем уж легендарных «Битлов» и «Роллингов».

Ещё одна отличная серия для ценителей качественной музыки. В книгах серии вы найдёте отрывки из интервью с музыкантами, информацию об их личной жизни и взглядах. Особенно стоит отметить книги «Rammstein. Горящие сердца», «David Bowie: встречи и интервью», а также «Motorhead. На автопилоте».

Мировая рок-сцена – это здорово, но что можно почитать о наших, отечественных рок-звёздах? Тем, кто предпочитает русскую живую музыку, можно рекомендовать книги серии «Легенды русского рока», в которой вышли уже одиннадцать изданий о разных музыкантах и коллективах. В этих книгах вы найдёте рассказы об истории русского рока.

История некоторых исполнителей растягивается на несколько десятилетий, но даже дебютные произведения этих музыкантов слушают и любят и сегодня. В этом, пожалуй, и заключается феномен русской рок-музыки: она актуальна во все времена.

Из новинок серии хочется отметить книгу «Павел Кашин.

По волшебной реке» – честный и откровенный рассказ одного из самых популярных современных отечественных исполнителей и авторов. Павел Кашин остаётся в стороне от громких тусовок, но его песни знают и любят миллионы.

Другая группа – «Король и шут» – удостоилась целых двух книг, вышедших в серии «Легенды русского рока». Кроме того, в серии есть издания, посвящённые таким коллективам, как «Чайф», «Наутилус Помпилиус», «Кино», «Секрет» и «Воскресение».

Кстати, группа «Король и шут», уже упоминавшаяся выше, настолько популярна, что книги о ней продолжают выходить не только в этой серии.

Недавно вышла «Старая книга» /book/korol-i-shut-staraya-kniga-833644/ – уникальный сборник черновиков, благодаря которому каждый поклонник группы может погрузиться в творческий процесс, узнать, как создавались песни, и прочитать множество стихов, которые так и не стали песнями.

Тем, кто хочет больше узнать о современных музыкантах и композиторах, уже ставших классиками, можно рекомендовать серию книг «Вечная музыка. Иллюстрированные биографии великих музыкантов». Авторами работ, вышедших в этой серии, стали люди, которые лично знали Шостаковича, Рихтера, Прокофьева и других героев этих биографий.

Читайте также:  История создания фортепиано от клавикорда к современному роялю

Например, книга воспоминаний Сергея Рахманинова — это единственный подлинный мемуарный документ – рассказ композитора о себе. К сожалению, Рахманинов не оставил подробной автобиографии. Музыковед Оскар фон Риземан записал воспоминания гениального композитора — впервые эту книгу издали в 1934 году в Лондоне.

О другом музыканте – первом в СССР обладателе премии «Грэмми» Святославе Рихтере – рассказывается в книге «О Рихтере его словами». Сам Рихтер одобрил выход этой книги.

Книга Валентины Чемберджи «В доме музыка жила. Шостакович. Прокофьев. Рихтер» –это не мемуары, а скорее наброски к портретам музыкальных деятелей в драматическом контексте истории страны.

На этих страницах – не только рассказы о Шостаковиче, Прокофьеве и Рихтере, но и о других, незаслуженно забытых, но достойных восхищения людях.

«Музыка моей жизни. Воспоминания маэстро» – это книга, которую написал Раймонд Паулс – отец латышской эстрады, песни которого знают и любят не только в Латвии, но и в России, а также по всему миру. Он заслужил множество наград, званий, стал лауреатом ряда премий. Но эти регалии почти никогда не упоминаются рядом с его именем. Для миллионов людей Раймонд Паулс остаётся обладателем одного «титула» – Маэстро.

«Голос. Музыкальная грамота для вокалистов» – издание, которое будет полезно всем, кто хочет сделать первые шаги в мир музыкальной теории. Несмотря на название, книга адресована не только вокалистам, но и самому широкому кругу читателей, желающих узнать больше о музыке.

«Погружение в музыку» – книга Михаила Казиника, также известная под названием «Тайны гениев-2».

В этой работе известный философ, искусствовед, режиссёр, драматург Михаил Казиник знакомит читателей с особенностями творчества известных композиторов, раскрывает секреты воздействия разных типов музыки на слушателя, обращается к вечным темам добра и зла, смерти и бессмертия, любви, страсти, одержимости.

Узнайте тайны музыки, прочитав эту книгу!

«Музыка как шанс» – книга известного музыканта Владислава Колчина. Ему поставили диагноз «рассеянный склероз». Лечения от этого заболевания, от которого страдает множество людей во всём мире, не существует.

Кроме, разве что, музыки… Это очень личная книга о музыке, наполненная массой автобиографических деталей.

Книга с простым названием «Музыка» вовсе не проста.

Это довольно-таки объёмное издание, на страницах которого представлен мир музыки во всем её многообразии стилей, направлений и жанров. Авторы сделали удачную попытку охватить этот мир наиболее полно.

Источник: https://ast.ru/news/luchshie-knigi-o-muzyke-i-muzykantakh/

15 музыкантов, книги которых стоит прочесть

Завтра, 10 декабря, в Стокгольме будут чествовать лауреатов Нобелевской премии этого года. Награду по литературе, как известно, присудили музыканту — Бобу Дилану. Сам Дилан на церемонию не приедет. От его имени зачитают речь, а Патти Смит исполнит «A Hard Rain’s A-Gonna Fall».

Перед церемонией мы решили вспомнить музыкантов, которые смогли добиться успеха и на поприще писательства.

Боб Дилан

«Боб Дилан все книги скачать» – теперь это не шутка. На самом деле, кроме сборника стихов, в 60-е Дилан написал экспериментальный роман «Тарантул». До печати он дошел только в начале 70-х.

В активе «Тарантула» одно достижение, весьма причудливое.

В 2003 году журнал Spin опубликовал рейтинг «Пять самых непонятных предложений из книг, написанных музыкантами», где Дилану отвели первое место.

Ник Кейв

Фронтмен The Bad Seeds — вполне состоявшийся писатель. На данный момент в библиографии  австралийца два романа — «И узре ослица Ангела Божьего» и «Смерть Банни Манро». В первом случае получилась мрачная философская притча, а во втором — социальная драма.

Майкл Джира

Лидер культовых андерграундщиков Swans за свою долгую карьеру выпустил два сборника рассказов, из которых до нашего читателя в переводе добрался только один — «Потребитель». Темы, которые Джира поднимает в зарисовках, весьма специфические — психические заболевания, моральные расстройства, изнасилования, инцесты, каннибализм и другие радости жизни.

Дэвид Бирн

Видный рокер из Talking Heads работает преимущественно в жанре нон-фикшн — наблюдения, путевые заметки, теория музыки. Например, в своей книжке «Дневники велосипедиста» он рассказал, как развивается велопроцесс в разных странах мира.

Гил Скотт-Херон

Уже покойный мастер спокен-ворда Гил Скотт-Херон в интервью журналу Rolling Stone говорил, что считает себя больше писателем, чем музыкантом, хотя последнему занятию посвятил большую часть своей жизни.

Свой первый роман под названием «The Vulture» Скотт-Херон выпустил в 1970-м, одновременно с дебютным альбомом «Small Talk at 125th and Lenox». За книжку Гил получил аж пять долларов аванса.

Всего в его библиографии шесть книг.

Генри Роллинз

Один из главных панков двадцатого века не только музыкант, но еще и актер, стэндап-комик, радиоведущий, а самое главное — писатель. У Генри даже есть небольшое издательство «2.13.61 Publications», которое он назвал в честь своего дня рождения.

Изначально распространяя свои рассказы и поэзию самостоятельно в начале 80-х, к 90-м Роллинз решается на открытие «2.13.61 Publications», где одной из первых книг вышел сборник самиздатов, известный у нас под названием «Железо».

Кстати, «Потребителя» Майкла Джиры издавал именно Роллинз.

Моррисси

Стивен Патрик Моррисси проявил себя тонким лириком еще во времена The Smiths, однако к своей первой книге (не считая автобиографии) он подошел лишь в прошлом году, выпустив небольшой роман «Список потерянных».

Историю о четырех участниках эстафетной команды по бегу, на которых наложено проклятие, критики не оценили.

Книжку мало того что разнесли в пух и прах, так она еще получила премию Bad Sex Awards за худшее описание секса в литературе.

Александр «Фоззи» Сидоренко

Один из фронтменов ТНМК прославился на всю Украину не только музыкально, но и литературно. Фоззи — автор востребованный. Его книги расходятся не тиражом в 1000 экземпляров, а переживают не одно переиздание, как, например, «Ели воду из-под крана».

Ирена Карпа

Ирена Карпа сначала музицировала в группе «Фактично самі», а потом решила стать столпом сучукрлита в смутные времена правления Кучмы, водки «Графская», красных «Прилук» и отголосков песни «Женьминь Жибао». Первая книга «Знес Паленого» вышла в 2000-м, за ней последовала целая вереница романов и сборников рассказов, которые до сих пор пользуются популярностью у широкой аудитории.

Леонард Коэн

Говорят, он писал свою «Hallelujah» целых пять лет, но это ничто по сравнению с паузами между выходами его книг. Например, перерыв между двумя сборниками поэзии составил 13 лет. Среди самых известных работ: оба романа — «Любимая игра» и «Прекрасные неудачники», — а также сборник стихов «Цветы для Гитлера».

Патти Смит

Королева панк-рока в музыкальном творчестве использовала свое умение тонко чувствовать слово. Этот же талант она реализовала на литературном поле — в частности, в книге «Только дети».

Кузьма Скрябин

Андрей Кузьменко работал не только на музыкальном поприще, но и на литературном. Его книжки — сборники юмористических рассказов, основанные на жизненном опыте. Эпизоды из юности, служба в армии и многое другое.

«Ця брошурка, бо книжкою назвати її я не ризикну, не має жодної художньої цінності… Не шукай в ній високих ідей, завуальованих в написаному між стрічками. Жити треба так, щоб було з чого поржати! Так і живу», — писал Кузьма в аннотации к сборнику «Я, Паштет и армия».

Том Уэйтс

За всю карьеру выпустил лишь одну книгу, да и ту в соавторстве. «Hard Ground» Майкла О’Брайена — это коллекция портретов бездомных со стихами Уэйтса внутри. Позже лейбл ANTI- издал ограниченным тиражом небольшие книжечки «Seeds on Hard Ground», доход от продажи которых пошел на нужды благотворительной организации «Redwood Empire Food Bank».

Джон Леннон

Легендарный битл, кажется, занимался писательством забавы ради. В библиографии Джона три книги: две вышли при жизни, одна — посмертно. Самая известная — «In His Own Write», состоящая из стихов и коротких рассказов, преимущественно сюрреалистических. Сборник хорошо продавался: первые тиражи в Британии (50 тысяч копий) и США (90 тысяч) размели мгновенно.

Серж Танкян

У лидера System Of A Down выходило два сборника стихов — «Gool Gardens» и «Glaring Through Oblivion».

Размышления и темы, поднимаемые в них, типичны для Танкяна: социальные проблемы, человеческие пороки, критика системы.

«Glaring Through Oblivion» примечателен еще и тем, что включает в себя однострочные стихи без названий. Например: «Home is a place you can’t walk away from, in the end».

Источник: https://karabas.live/15-muzykantov-knigi-kotoryh-stoit-prochest/

Топ-7 лучших книг о музыке

Редакция Buro 24/7 Украина выбрала 7 лучших книг о музыке и рассказала, почему стоит прочесть каждую из них

Стив Ноппер “Appetite for Self-Destruction”

Блеск и нищета музыкального бизнеса

Хроника взлетов и падений звукозаписывающей индустрии, основанная на 230 интервью с людьми, долгое время решавшими, что продавать и кому сколько платить.

История музыкального бизнеса последних сорока лет — через бум компакт-дисков и сногсшибательный коммерческий успех тин-попа к iTunes и P2P — насчитывает феноменальное количество новаций и ошибок, большинство из которых так или иначе обозначены и осмыслены в “Appetite for Self-Destruction”. Динозавры последовательно наступали себе на хвост, а в итоге сожрали сами себя; управленцы и продюсеры скупали дорогую недвижимость, постепенно забывая то про артистов, то про слушателей, за что и воздалось. Все эти очевидные вещи Ноппер наглядно подтверждает прямой речью непосредственных участников процесса, включая и создателя Napster, и начальника Warner Music.

Джон Сэвидж “England's Dreaming”

Фундаментальный анализ панк-культуры

Историко-культурное исследование про панк, изложенное по большей части через биографию Малкольма Макларена и участников Sex Pistols, остальные герои, скорее, обеспечивают яркий второй план.

Рассуждениям о социально-экономическом фоне происходящего (состояние образования, недвижимость и малый бизнес в депрессивных районах Лондона, механизм эпатажа в классовом обществе) в книге уделяется чуть ли не больше места, чем музыке.

Выводы почти достоевские: оказывается, созданные от ума и в целях маркетинга Sex Pistols выражали смелые нигилистические идеи скорее не нарочно — все оттого, что такими их воспитала среда.

Билл Брюстер, Фрэнк Броутон “Last Night A DJ Saved My Life”

История профессии от двух американских диджеев

“История диджеев” — по сути, популярная энциклопедия, написанное ловким тусовочным языком изложение имен, дат, паролей, явок и культурологических концепций относительно людей, чье ремесло состоит в умелой трансляции чужой музыки.

Брюстер и Броутон недвусмысленно заявляют: за все важные происшествия в области поп-музыки в ХХ веке ответственен диджей, это он придумал слово “рок-н-ролл”, донес музыку черных до белого населения, это благодаря ему на свет родился хип-хоп, — и доказывают это с цифрами в руках, не забывая пересказывать случаи из жизни и живописать трагические судьбы гениев, умевших принести людям счастье в сумке с винилом. Книга вышла в конце 90-х, так что информацию про приключения диджеев в цифровую эпоху тут искать бессмысленно, зато авторы крайне впечатляюще воспевают эпоху диско, тем самым предвосхищая ренессанс жанра в нулевые.

Лен Браун “Meetings with Morrissey”

Моррисси в разрезе

Впервые на концерте The Smiths Браун побывал в 1983-м, когда о них только начинали говорить; Браун же был первым журналистом, с которым Моррисси поговорил, когда группа распалась; между этими событиям и после них они тоже много общались.

Впрочем, отчетами, заявленными в заголовках, книга отнюдь не исчерпывается, попутно Браун очень доходчиво разбирает, из чего складывается талант и образ самого яркого и противоречивого английского певца последних 30 лет: в диапазоне от Оскара Уайльда и английской эстрады 50-х до сериала Coronation Street. Кризисы и суды 90-х, отъезд из Англии и прочие события из жизни кумира тоже подробно описаны, заканчивается все периодом альбома Ringleader of the Tormentors. И да, про интимную жизнь Моррисси тут почти ничего нет, но, судя по всему, она у него, и правда, не слишком интересная.

Айан Макдональд “Revolution in the Head”

История песен The Beatles

История песен группы The Beatles — капитальный анализ около двухсот вещей: что, где, с кем, когда, зачем, как было сочинено и записано. Одновременно — исследование композиционной стороны сочинений. Написано довольно непростым языком; впрочем, в конце трогательно прилагается словарь музыкальных терминов.

Читайте также:  Музыка и почтовые марки филателистическая шопениана

Предшествуют песням эссе Макдональда о связи The Beatles с культурой 60-х: материалистический индивидуализм, новолевацкий радикализм и психоделический пацифизм, — группа, считает Макдональд, была где-то посередине между всем этим, подтверждением тому — сравнительная таблица на 78 страниц в конце книги.

Ирвин Часид “Songs in the Key of Z”

Главный путеводитель по аутсайдерской музыке

Часид скрупулезно разбирает им же обнаруженный феномен людей, сочиняющих музыку против всех правил, — чаще всего любителей, об этих правилах просто не знающих.

Основная часть книги — истории жизней двух десятков таких музыкантов вроде страдающего от маниакально-депрессивного психоза андерграундного героя Дэниела Джонстона или Джо Мика, одного из самых странных поп-продюсеров 60-х.

Слово “аутсайдер” в последнее время используют направо и налево, Часид же относится к нему очень чутко и имеет четкое представление о том, кого стоит так называть. Songs in the Key of Z — лучший способ прикоснуться к истокам феномена и заодно узнать о нескольких удивительных музыкантах.

Майлс Дэвис “Автобиография”

Воспоминания величайшего трубача в истории джаза

Гениальный мизантроп пересказывает свою биографию: трудный характер, ссоры с мамой, школьный оркестр, знакомство с Паркером, Гиллеспи, Колтрейном, кокаином, женщинами, героином и еще раз женщинами, годы затворничества в состоянии измененного сознания, просветление, ЗОЖ.

Медицинские подробности неотделимы от главного в жизни Майлса, то есть, собственно, музыки: тут можно найти и секрет, который Дэвису передал первый учитель, и подробности Kind of Blue, и нескончаемый перечень творческих идей, приходивших к трубачу хоть в молодости, хоть в старости.

Источник: https://www.buro247.ua/culture/books/top-7-luchshikh-knig-o-muzyke.html

15 недавних музыкальных книг, на которые стоит обратить внимание

«Горький» продолжает музыкальную неделю — мы публиковали монологи панков об их практиках чтения, рецензию на «Машину песен» Джона Сибрука, фрагмент из книги «Боуи» философа Саймона Кричли и выдержки из автобиографии Майлса Дэвиса.

По просьбе «Горького» Олег Соболев составил список наиболее любопытных недавно изданных книг о музыке: биографии Листа, Кейджа и Синатры, история музыкального строя и интернет-пиратства и многое другое.

«Ференц Лист». Мария Залесская. М.

: «Молодая гвардия»

Невероятно, но в ЖЗЛ до сих пор не было биографической книги про Листа. В семидесятые в серии издавался художественный роман Дьердя Гаала, а вот толковое жизнеописание появилось только сейчас.

Музыковед Мария Залесская, сделавшая для ЖЗЛ обстоятельные книги про Вагнера и Бетховена, и здесь не отошла от своего стиля. Жизнь венгерского вирутоза, превратившегося в фанатичного скрытного католика, у нее расписана буквально по дням.

Прикрутить к тексту какую-то Великую Идею (как, скажем, в ЖЗЛ о Прокофьеве, где поэт Вишневецкий 500 страниц доказывает, что композитор был евразийцем в прямом дугинском смысле) у Залесской просто не остается объема, да и желания, наверное, не было.

Это радует: на русском, в первую очередь, нужна именно биография великого (и многими здесь недооцененного) композитора, а в последнюю — идеологическое обоснование его творчества.

«Джон Кейдж». Роб Хаскинс. М.: Ad Marginem и «Гараж»

Вслед за «Разговорами с Кейджем» Ad Marginem и «Гараж» выпустили биографию одного из главных американских композиторов XX века. Название серии, в которой она издана, — «Критические биографии» — здесь попадает в самую точку: профессиональный музыковед Хаскинс не заинтересован в пересказе жизни Кейджа (хотя и это происходит), а озадачен его принципиальными идеями.

Идеи эти он скорее не атакует с позиций культурологии, а разбирает с позиций искусствоведения — что для читателя, не знающего про Кейджа, скорее в плюс. Перевод, к сожалению, удался не до конца, но из многочисленных книг о Кейдже Ad Marginem и «Гаражом» была выбрана одна из самых удачных.

Следующим логичным шагом был бы перевод гениальной работы Кайла Гэнна про «4’33’”».

«Дягилев и музыка». Ирина Парфенова, Ирина Пешкова. М.: «АРТ»

Энциклопедический словарь, посвященный Дягилеву и его отношениям с музыкой. Воедино собраны композиторы, музыканты, певцы, хормейстеры, дирижеры и прочие люди, работавшие, собиравшиеся поработать или пересекавшиеся с жизнью и интересами театрального импресарио.

Получилась, на удивление, далекая от академичности вещь, сообщающая о своих героях на грани популярной биографистики и документальной прозы, — не энциклопедия, а что-то очень близкое к расширенному до книжного масштаба формату «словаря» в отечественных медиа.

«Машина песен. Внутри фабрики хитов». Джон Сибрук. М.: Ad Marginem и «Гараж»

Добавить к сказанному Артемом Макарским в развернутой рецензии на новую книгу автора «Nobrow», пожалуй, нечего: да, это редкая «умная» книга о мейнстримной поп-музыке; да, в ней действительно больше самого Сибрука, чем собственно музыки; да, редким переводным изданием нон-фикшна об огромной индустрии отечественные издатели не набивают себе цены.

Однако Сибрук при всех своих недостатках хотя бы страшно увлекательно и бегло читается и может заинтересовать самого далекого от поп-музыки читателя. В качестве неплохой мейнстримной книги про мейнстрим же — это неплохая работа.

Хочется верить, что шаг за шагом отечественное книгоиздание все же дорастет и до более изобретательных текстов про массовую музыку.

«Новая русская музыкальная критика 1993—2003: концерты». М.: НЛО

Трехтомная антология русской критики от издательства «НЛО» началась «Оперой», продолжилась «Балетом», а закончилась «Концертами». При всем уважении к авторам и составителям первых двух томов, именно «Концерты» — лучший.

Он читается не как заметки о ближайшем прошлом, а как хроники какого-то иного мира: вот Светланов играет Восьмую Малера, вот в Москву и Петербург приезжают первые таинственные аутентисты, вот умер Шнитке и так далее.

Практически любой репортаж — на вес золота, особое удовольствие доставляют заметки Петра Поспелова и Бориса Филановского: у первого обнаруживается пропавшая в его нынешней работе злость и ярость, у второго — совершенно виртуозное владение языком, юмор и потрясающая музыкальная эрудиция.

«Как музыка стала свободной». Стивен Уитт. М.: «Белое яблоко»

Практически детективный нон-фикшн о происхождении музыкального интернет-пиратства. Экономист, математик и журналист Стивен Уитт расследует обстоятельства того, как на заре нулевых в интернет стали утекать заметные мейнстримные альбомы.

Уитт работает в жанре умного и расширенного до книги лонгрида из какого-нибудь интеллектуального американского журнала, познавательно и изящно выстраивая и разрешая драматический конфликт, с небольшой долей культурной рефлексии и обязательно со сверхидеей.

Самая любопытная история — раскрытие людей, стоявших за массовыми утечками альбомов в эпоху Napster или Audiogalaxy. Люди эти оказываются совсем не такими, какими их можно представить, — но лучше не спойлерить.

«Музыкальный строй». Стюарт Исакофф. М.: АСТ

Грандиозная история музыкального строя в западной классической музыке — предмета сколь неинтересного широкой публике, столь  же увлекательно описанного пианистом, преподавателем и теоретиком фортепиано Исакоффым.

Как человека глубоко погруженного в вопросы музыкального строя и проблемы восприятия звука, его интересуют малейшие детали — поэтому автор мчится от собственно музыки к проблемам физики, философии, религии и так далее.

Впрочем, как и свойственно маститому профессионалу, у Исакоффа порой возникают трудности с повествованием для широких масс, отчего иногда книгу становится тяжело читать. Совсем тяжело станет, если нет возможности послушать упоминаемые автором композиции, — имейте в виду.

«Синатра: я делал все по-своему». Рэнди Тараборелли. М.: Эксмо

Детальная и написанная легким слогом журнальных gossip-колонок биография Синатры, на английском вышедшая еще в 1997 году.

В последнем и кроется ее недостаток: с тех пор журналист Джеймс Каплан издал свой двухтомник про Синатру — еще больше (2000 страниц), еще подробней, еще интересней и написанный так, что книга профессионального биографа американских селебрити Тараборрелли моментально потеряла свои актуальность и вес.

Редкий русский читатель осилит 2000 страниц про Синатру, но работа Каплана — невероятный шедевр в жанре музыкальной биографии, куда более достойный скорейшего издания на русском, чем Тараборрелли.

«Моцарт отечества не выбирает». Елена Дубинец. М.: Музиздат

Обстоятельная работа профессора музыкального отделения университета штата Вашингтон на близкую самой Дубинец тему: судьбы, быт и музыка эмигрировавших в конце прошлого и начале этого века композиторов и исполнителей из России и бывшего СССР.

Корндоф и Фирсова, Рабинович-Бараковский и Батагов, Франгиз Ализаде и Ефим Бронфман — Дубинец охватывает и разные поколения, и разные школы и, что наиболее важно, совершенно разные мироощущения.

Открывающая статья Дубинец и закрывающие книгу беседы с героями образуют полотно об отсутствии русского композиторского и тем более исполнительского сообщества за рубежом. О книге максимально комплиментарно отозвался великий историк музыки Ричард Тарускин — факт, требующий упоминания.

«Джим Джармуш. Стихи и музыка». Антон Долин. М.: НЛО

Приуроченная к выходу в российский прокат нового фильма Джармуша «Патерсон» книга известного кинокритика Антона Долина — это отчасти исследование фильмов Джармуша, отчасти — поэтическое посвящение, отчасти — сборник статей российских музкритиков о музыке в фильмах американского режиссера.

Разброс исследуемых музыкальных феноменов предсказуемым образом поражает: Илья Овчинников написал прекрасный и неожиданный текст о Малере, Илья Миллер — точнейшую заметку о Wu-Tang Clan, Юрий Сапрыкин — блистательное эссе о Ниле Янге.

Full disclosure: автор этого текста в числе контрибьюторов тоже присутствует.

«Король и шут. Между Купчино и Ржевкой». Александр Балунов. М.: АСТ

Первый бас-гитарист «Короля и шута» давно живет в Калифорнии (на сайте «Афиши» когда-то выходил его удивительный рассказ об эмиграции), но мысли о главном деле жизни все еще не дают ему покоя, чему свидетельство его почти 400-страничная история самой популярной панк-группы постсоветского пространства.

Читать ее человеку, знакомому с творчеством Князя, Горшка и Балу не дальше «Проклятого старого дома», временами непросто — слишком много в тексте ориентировано на фанатов КиШа. Но в целом получилось бодрое и познавательное документальное эссе, не стесняющееся ни лирических отступлений, ни сугубой документалистики.

Не гениальная книга, но мемуары такого качества про русский рок выходят редко.

«Джаз. Великая история империи греха и порока». Гэри Крист. М.: АСТ

Выглядящая со стороны как очередная книга об истории джаза на самом деле блистательный документальный роман о криминальной истории Нового Орлеана конца XIX и начала XX веков. Мэрилендский писатель, журналист и литкритик Крист подробно рассказывает о становлении джаза в городе и о его ключевых фигурах.

Но все же джаз выступает одной из сквозных тем, позволяющих рассказать об убийствах, преступлениях мафии, проституции и коррупции.

Отсюда естественный вопрос издательству АСТ: зачем ориентироваться в оформлении книги на любителей джаза, которые, скорее всего, будут разочарованы, и не продать отличную документальную беллетристику Криста массовому читателю? Нет ответа.

«Поезд М». Патти Смит. М.: АСТ

Девятнадцатая книга в библиографии не нуждающейся в представлениях Патти Смит — сборник поэтических зарисовок о быте самой Смит, ее путешествиях, встречах с интересными людьми.

Бобби Фишер, Юкио Мисима, Жан Жене, Роберто Боланьо — Смит раскрывает воспоминания о великих через разной степени интересности эпизоды.

Иногда, как в эпизоде о взаимоотношениях Смит с творчеством Сильвии Плат, получается проникновенная исповедальная проза, иногда же, как в рассказе про Фишера, «Поезд М» вдруг оборачивается сборником анекдотических скетчей.

«Формейшн. История одной сцены». Феликс Сандалов. М.: Common Place

Номинированное на прошлогодний «Национальный бестселлер» и обласканное критикой исследование вынесенного в заголовок «формейшна» — сконцентрированное главным образом на группе «Соломенные еноты», ее лидере Борисе Усове и музыкально-художественно-политической ячейке русского (почти всегда — московского) панка.

Действительно мощнейший документальный текст о «Енотах», группе «Лисичкин хлеб», НБП и прочих занимательных феноменах, оторваться от которого нельзя даже при отсутствии самых поверхностных знаний о предмете. Смущает, правда, отсутствие хоть какой-то внутренней хронологии.

Учитывая, что «Формейшн» переполнен деталями, историями и персонажами разного масштаба, рваная структура текста быстро дезориентирует.

«Двадцатый век. Музыка войны и мира». М.: «Прогресс-Традиция»

Сборник материалов одноименной конференции, прошедшей в 2015-м в Московской консерватории и выпущенной издательством «Прогресс-Традиция» тиражом в 300 экземпляров. Найти 600-страничный том сложно, но можно.

Собранные доклады сходу обезоруживают историческим диапазоном (от Первой мировой до Косовского конфликта), географией предметов (от Туркменистана до Китая через Россию, Америку и Европу), парадом фамилий, о которых почитать всегда интересно (Мясковский, Мийо, Мессиан, Ксенакис и так далее) и о которых почитать просто любопытно (Рафаил Касимов, Нгуен Лантуат, Маргарита Риттих), и потрясающим идеологическим разбросом. Доклады разнятся от сугубо академического «бу-бу-бу» до увлекательных историографических эссе. В целом — очень неплохой способ убить несколько вечеров.

Источник: https://gorky.media/context/15-nedavnih-muzykalnyh-knig-na-kotorye-stoit-obratit-vnimanie/

Ссылка на основную публикацию