Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому

Консультация на тему: учите детей слушать классическую музыку

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

« УЧИТЕ  ДЕТЕЙ  СЛУШАТЬ КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ»

    Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в  себе несметные богатства, но своими сокровищами музыка одаривает не каждого. Чтобы человек стал их обладателем, нужно обязательно потрудиться.

    Если вы хотите, чтобы сердце вашего ребенка стремилось к добру, красоте, человечности  попробуйте научить его любить и понимать музыку.   Учите его, учитесь вместе с ним!

   Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему малышу войти в огромный  и прекрасный мир большого  музыкального искусства.

   Прежде всего,  помните о том, что  любое музыкальное произведение необходимо слушать,  не отвлекаясь ни на что  другое.

 Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого его завершения, охватывая слухом, звук за звуком, ничего не упуская из виду.

Главное, конечно, хотеть слушать! Музыка всегда наградит слушателя за  это, подарив  ему новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда в жизни не испытанное.  Лучше выбирать для слушания  небольшие произведения.

  Это может быть вокальная музыка или инструментальная. Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи.

     Слушать вокальную музыку легче, ведь  текст сам подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться.

  В инструментальной музыке слов нет, но от этого она не становится менее интересной.  Для начала приобретите диски с записями известного сочинения Петра Ильича Чайковского  « Детский альбом».

   Композитор, словно художник кистью нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребенка.

Здесь и « Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», « Песня жаворонка», « Баба Яга» и другие.

  Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию  тех же самых произведений. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем  они с каждым разом все больше и больше нравятся. Надо учиться наслаждаться красочным музыкальным водопадом.

   Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой. Большим праздником в жизни ребенка может стать его встреча с музыкой в концертном зале. Сама атмосфера дворца, где живет музыка, создает особый эмоциональный настрой, вызывает острое  желание прикоснуться к красоте.

  Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов. Все это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.  

   И еще одно пожелание – не надо слушать  очень громкую музыку. От громкости звучания качество восприятия музыки не улучшается, а наоборот портится. Приучайте своих детей слушать не громкую, тихую музыку, и пусть они с самого раннего возраста окунуться в прекрасный мир волшебных звуков, который называется – МУЗЫКА!

И еще, чтобы  ребенку легче было  воспринять  классическую музыку , например произведения П .И. Чайковского «Детский альбом», можно перед слушанием прочитать небольшие  стихи.

                Пьеса « Марш деревянных солдатиков»

Деревянные солдатики маршируют до зари,

Из всей   математики знают только « раз, два, три»

                     Пьеса «Баба Яга».

Нос крючком, зубы торчком, а в волосах ветер свищет.

Куда несется старая? На какие старые дела?

                    Пьеса « Песня жаворонка».

Вот жаворонок полевой к нам прилетел в поля.

Поет у нас над головой, нам сердце веселя.

Он незаметный в вышине поет о солнце и весне!

                    Пьеса» Болезнь куклы»

Тихо, тихо тишина – кукла бедная больна, кукла бедная больна,

Просит музыку она. Дайте, что ей нравится и  она поправится.

                    Пьеса «Новая кукла».

Кукла вальс танцует старый, пара кружится за парой.

А юла ,юла, юла  себе пары не нашла.

Кто с юлой подружится, тот и сам закружится!

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/12/08/uchite-detey-slushat-klassicheskuyu-muzyku

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

Один музыкант с горечью рассказывает: еду в маршрутке, рядом сидит мальчик лет девяти. Водитель переключает кнопки на радио, попадает на Чайковского, делает погромче. Мальчик корчит недовольное лицо и громко комментирует: «Отстой!»

Увы, самый популярный музыкальный конкурс сегодня — Евровидение, конкурс не только взрослой, но и детской попсы. А слушают ли наши дети Вивальди, Моцарта и Чайковского, смогут ли отличить одного от другого? Нравится ли им эта музыка? И как научить современного ребенка, а заодно и самому научиться ее понимать и любить?

Самодеятельность по-американски

«В России, к сожалению, нет культуры слушания классической музыки, — сетует композитор Алексей Рыбников.

— И в Европе, и в Америке, и в Китае, и в других странах существует множество телеканалов и радиостанций, которые передают исключительно классические программы. У нас — ни одного. Человек начинает любить то, что он часто слышит.

Сейчас нас окружает все что угодно, кроме классической музыки».Родители, конечно, могут покупать диски, водить ребенка на концерты. Но мало кто это делает — не принято.

Пианистка и композитор Елена Ганчикова оказалась однажды на концерте симфонического оркестра в Париже, проходившем специально для детей (обязательным условием прохода на концерт было наличие ребенка!), и была потрясена: «Я не ожидала, что дети любого возраста слушают классическую музыку как завороженные.

Мальчики лет пяти «дирижировали» оркестром и шевелили в воздухе пальцами, когда играл пианист. После каждого номера хлопали в полном восторге. Никто из детей в огромном, набитом битком зале не разговаривал, не плакал, только слышалось легкое шевеление — детям трудно высидеть два часа неподвижно.

Программа была «Ночные призраки» Равеля и «Картинки с выставки» Мусоргского.

Сначала номер играл пианист, потом дирижер спрашивал у публики: «Какой инструмент оркестра, по-вашему, играет эту мелодию или пассаж?» — и маленькие дети с восторгом кричали: «Кларнет?» — «Нет» — «Гобой?» — «Молодцы!». Потом оркестр играл свою версию.

А между номерами дирижер со сцены сообщал детям разные подробности: про то, кто такая Баба-Яга (он назвал ее Баба-Гайя) или что «дверь Киева» (имеются в виду Богатырские ворота) в музыке такая большая-большая, а он видел на картинке — она, оказывается, маленькая-маленькая, а большая она только в воображении композитора».

Оказывается, такие концерты в Европе не редкость. Владимир Федосеев, художественный руководитель и главный дирижер Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского : «В Скандинавии на дневные симфонические концерты приходят мамы с колясками. Там есть для этого специальные места. Мы ни разу не слышали, чтобы на этих концертах дети плакали!»

Музыкальная самодеятельность в Европе, Америке, Японии тоже довольно распространена. Владимир Федосеев рассказывал, как в университете в Японии местный самодеятельный хор исполнял Девятую симфонию Бетховена.

По словам Алексея Рыбникова, в Соединенных Штатах практически в каждой общеобразовательной школе есть квартеты и очень хорошие хоры, а в одной из школ, куда их пригласили во время гастролей, школьный оркестр исполнял «Щелкунчика».

Большинство учеников обычных (не музыкальных!) школ играют на каком-нибудь инструменте — не для того, чтобы стать в будущем профессиональными музыкантами, а просто любят музицировать.

Для того чтобы концерты классической музыки стали привычными и для российских детей, Владимир Иванович Федосеев, дирижер Большого симфонического оркестра, осуществил свою давнюю идею — стал приглашать ребят на генеральные репетиции оркестра.

Две репетиции состоялись в мае и октябре 2008 года в Большом зале Консерватории. Дети были самые разные — из музыкальных и самых обычных школ, из детдомов.

«Я очень надеюсь, что вы станете друзьями музыки, великой музыки, которая существует вечно», — сказал детям маэстро перед началом. Репетиция длилась около часа. Дети слушали по-разному. Кто-то очень внимательно, кто-то перешептывался, а кто-то заснул.

После концерта одна девочка на вопрос журналиста, что ей больше всего понравилось, ответила: «Как дирижер передавал музыку руками и будто по воздуху играл».

От колыбельных до Баха

«Чтобы понимать классическую музыку, нужно прежде всего ее слушать», — сказал Дмитрий Шостакович. С какого возраста начинать? Музыковед Ольга Ивановна Доброхотова советует — с самого рождения. «Мама поет колыбельную — вот отсюда и начинается любовь к музыке.

И необязательно делать из ребенка профессионального музыканта. Музыка же пишется для всех. Просто очень важно, чтобы связь с музыкой не прерывалась все детство.

Что маленький ребенок слышит в доме? Если классическая музыка составляет часть среды, в которой находится младенец, он начинает ощущать ее как свою. Частица этой атмосферы останется в его душе. Ее и надо родителям развивать.

Маленький ребенок очень чутко реагирует на музыку. Он может, даже еще ничего не понимая, смеяться, когда слышит веселую музыку, или засыпать под музыку спокойную.

Формирование вкуса начинается не только с музыки, но и со сказок, со стихов — и в стихах есть музыка. Я не представляю, как можно воспитать ребенка, не читая ему народных сказок или Андерсена.

Но, с другой стороны, — продолжает Ольга Ивановна, — понимать классическую музыку — это то же самое, что понимать какое-то серьезное литературное произведение, этому нельзя научиться вот так сразу. Ребенок же начинает знакомство с литературой не с «Войны и мира».

У многих композиторов есть «детские альбомы» — у Чайковского, у Моцарта».

Ольга Ивановна советует начинать приобщение к серьезной музыке с того, что нравится: «Зацепился за что-то ухом — по радио, в записи, — и то, что вызывает ответное чувство, и надо развивать, слушать один раз, другой, третий.

Ведь одно дело музыку воспринимать, другое — понимать. Моцарт легок для восприятия, но понять его по-настоящему, с его трагедией, с его печалью, которая стоит рядом с радостью, можно только с опытом жизни. Это постепенный путь».

Дмитрий Низяев, музыкант, композитор, один из авторов сайта «7нот», считает, что хорошая музыка для слушателя любого уровня найдет лазейку. «В отличие от поп-творений, серьезная музыка многомерна и многослойна. Взять, к примеру, Иоганна Себастьяна Баха — на мой взгляд, это самый великий композитор.

Безусловно, Бах сложен. Так сложен, что и через несколько веков люди еще не разыщут всего, спрятанного в его музыкальных мыслях. Но это не означает, что Баха не стоит предлагать детям. Музыка дружелюбно и бережно относится к слушателю любого уровня.

Романтически настроенный слушатель найдет богатую пищу для своей души, человек, склонный к размышлениям и вычислениям — пищу для мозга. И умудренный старец найдет в музыке Баха достаточно пищи для себя, и ребенок со своими короткими повседневными мыслишками найдет там столь же короткие и понятные высказывания.

Тем более что у Баха очень много и легкой музыки, танцевальной и ненавязчивой».

Одновременно, советует Дмитрий Низяев, нужно по мере сил оберегать ребенка от поп-культуры: «Слишком легкий соблазн, от которого потом трудно отделаться, как от жвачки.

Надо сделать, чтобы к тому моменту, когда ребенок с ней встретится, он имел внутреннюю защиту.

Если ребенку с самого детства не давать возможности прикоснуться к серьезной музыке, он непременно будет подкуплен музыкой развлекательной, потому что она не требует никакого напряжения душевных сил».

Рисование звуком

Если есть возможность — водите ребенка на живые концерты, где музыка рождается на ваших глазах. Ребенок не только слышит, но и видит, как это происходит. Но очень важно выбрать хорошего исполнителя!

На что лучше сходить? В Москве есть Музыкальный детский театр имени Наталии Сац — в нем ставят оперы и балеты специально для детей.

Но и во «взрослых» театрах идут оперы, например, Римского-Корсакова по сказкам, которые знакомы ребенку: «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане».

Можно перед походом в театр перечитать их, посмотреть снятые по ним кино или мультфильм — ребенку сразу станет интереснее, можно будет сравнивать разные воплощения одной и той же сказки.

Однако, по совету Дмитрия Низяева, первое знакомство с серьезной музыкой не всегда стоит начинать с оперы — ребенок инстинктивно будет опираться на слова, и многократное повторение одной и той же фразы или долгое распевание одного слога могут запросто навеять на него скуку.

Можно пойти на концерт. Дмитрий советует проследить, чтобы перед концертом у ребенка не было каких-то сильных эмоциональных выбросов: «хождения на голове», воплей, просмотра «кислотных» американских мультфильмов — ничего такого, что действует на чувства грубо и сильно. «После такого воздействия вам уже не добиться от ребенка какой-либо чуткости.

Читайте также:  Про «ой, мороз, мороз…» и другие морозные песни: откуда они взялись?

Пусть день пройдет спокойно и размеренно, пусть душевные и эмоциональные запасы останутся неизрасходованными. Я бы постарался подготовить ребенка к тому, что на концерте не будет зрелищных эффектов. Попытался бы заранее заинтересовать его самой идеей — «рисовать настроение звуком».

Чтобы ребенок шел на концерт, уже настроившись на впечатления для ушей и сердца, а не для глаз»? — советует Дмитрий.

На что бы вы ни пошли, прежде чем окажетесь в зале, постарайтесь рассказать ребенку немного о том, что собираетесь слушать. Заранее обсудите либретто оперы или балета. В интернете или книгах можно найти что-то о симфонических произведениях или композиторах.

Можно рассказать какую-то красивую историю по сюжету музыки: почему, например, в «Карнавале животных» Сен-Санса такая грустная и прекрасная мелодия «Лебедь» — это по легенде лебедь поет свою предсмертную песнь.

Или описать, как «В пещере горного короля» Эдвард Григ изображает походку подземных гномов, которые, несмотря на маленький рост, внушают угрозу.

«Если же знакомство с произведением происходит не в зале, а дома, — говорит Дмитрий, — то я бы приостанавливал музыку между номерами, во время естественных пауз, и предлагал ребенку выразить словами, лицом, рисунком то настроение, которое он уловил в музыке. И не надо заниматься слушанием музыки по часам, это все-таки не спорт. Душе ведь тоже требуется время, чтобы переварить целый новый мир, вместить в себя. Пережили с музыкой некий сюжет — и сменяйте деятельность».

Источник: https://newsland.com/user/4296704478/content/kak-priuchit-sovremennykh-detei-k-klassicheskoi-muzyke/3977954

Как слушать с детьми классическую музыку

О пользе классической музыки для детей уже написано столько статей и лекций, что уже ничего нового придумать нельзя.

Однако никто так и не рассказал, КАКИМ ОБРАЗОМ сделать так, чтобы классическая музыка полюбилась нашим детям и КАК сделать так, чтобы музыка в вашем доме не просто звучала фоном ради вашего самоудовлетворения, а была для вас и вашего ребенка источником новых знаний, размышлений, эмоций. КАК сделать так, чтобы от общения с классической музыкой ваш ребенок вынес для себя как можно больше пользы?

Почему-то во всех рекомендациях совместное пение с детьми ставят в конце списка.

Я же поставлю его первым и допишу большими буквами слова выдающегося скрипача-педагога Петра Соломоновича Столярского: “Мне не нужны гениальные дети, мне нужны их гениальные матери!” Нам, дорогие мамы, придется постараться.

Хотя некоторые из моих знакомых оспаривают мои взгляды и утверждают, что уж очень большое значение я придаю мамам. Это их личное дело, и я все-таки не могу утверждать, что мое мнение на 100% правильное. Но если вы меня читаете – тогда пойте вместе с детьми!

Как надо петь с детьми?

Начать петь песни с детьми лучше всего уже те, которые они слышали. Я рекомендую начать с песенок из мультиков. Можно петь даже заставки к мультфильмам, которые смотрят ваши дети. Мой сын с удовольствием поет все заставочные мелодии и песни, когда мультфильм только начинается, например, «Космические гонщики», «Самсам», или «Джед – суперкрылья».

Пойте их громко и внятно САМИ! Ваш ребенок обязательно запоет любимую песенку вместе с ВАМИ! Очень часто в гостях можно заметить, как хозяева зовут своих детей и просят спеть что-нибудь для гостей: «Моя деточка чудесно поет песенку про Антошку!» И часто случается, что дети смущаются, стесняются, начинают забывать слова, фальшивить, а то и вовсе начинают рыдать и кричать. Пойте всегда вместе с вашим малышом. Не забудьте растолковать ему все непонятные слова. Даже если вам кажется, что он там что-то мычит – продолжайте петь громко и уверенно. Ребенок начнет ПОДЛАЖИВАТЬСЯ и в процессе подлаживания он НАУЧИТСЯ петь самостоятельно. Пойте несколько раз в день, а если вы не умеете красиво и музыкально петь – просто кричите слова песни! Важно, чтобы ваш ребенок понял, что вам нравится песня, и что вы получаете удовольствие от процесса пения. Пойте вместе с движениями из мультика, вместе с дополнительными звуками: например, пойте «Антошку» не только одни слова, но и кричите за галчонка «Каррррр!!!» и «плюйтесь» семечками, как герой мультфильма. Пойте не только песню из мультфильма про тигренка и обезьянку, но и шагайте и прыгайте в такт песне: «Просто-просто-просто-просто (прыжки на месте) – ТИГРЯТА!!!». Пойте не только песню Эльзы из «Холодного сердца», но и изображайте руками, как она лепит из снега Олафа и строит ледяной замок. Когда вы заметите, что ребенок уже поет вместе с вами уверенно – уменьшите свое участие в вашем совместном пении. Пойте уже потише, потом еще тише, а потом и вовсе открывайте рот и активно артикулируйте. Как только вы заметили, что ребенок уже поет сам – ни в коем случае не бросайте его петь одного. Если он заметит, что вы больше не участвуете в пении, то вполне вероятно, что он тут же бросит петь. Теперь перейдите к другой функции – не пойте, делайте вид, что поете, но активно участвуйте в пении с малышом: подсказывайте ему слова песни в тех местах, где он затрудняется сам. Этот метод используют хоровые дирижеры – например, если ваш ребенок забывает про что третий куплет Антошки, подсказывайте ему после второго куплета, не прерывая процесс пения. Например, между строчками шипите: «Про ложку!» или «Готовь к обеду ложку!».

После того, как вы освоили песню – можете спеть ее «вместе» четко и внятно от начала и до конца, с полным пониманием всех слов, предложите ребенку спеть ее громко, потом тихо, быстро, потом медленно.

Спойте ее как оловянный солдатик – отрывисто, колюче, а потом как котенок – мяяяу! Предложите спеть песню басом, как медведь, а потом тоненьким голосочком, как птичка.

И не пойте это все сразу в один день за один раз! Растяните этот процесс на неделю – вчера мы пели как медведи, а давай сегодня будем петь как птички! Обратите его внимание на то, как меняется характер музыки при использовании всех этих приемов: «Вчера мы пели как солдатики, и песня получилась очень бодрая и колючая, а сейчас мы мяукали слова как котята, и песня получилась жалобная/нежная/ну, или что там у вас получилось»… Эти приемы – быстро, медленно, громко, тихо, басом или тоненько – потом понадобятся нам в процессе слушания музыки. Добавьте к вашему пению какие-нибудь звуки – стучите в кастрюлю ложкой, дудите в игрушечные дудки. Научите различать малыша, сколько звуков сейчас звучит: один, два или много.

После того, как вы освоили одну песню из любимого мультфильма, добавляйте другие. Вспомните свои уроки музыки в школе: песни крокодила Гены, Чучело-мяучело, про улыбку и крошку Енота, про качели и так далее.

Расскажите вашим детям о том, что музыка сопровождает человека повсюду – даже первобытные люди перед охотой подбадривали себя барабанами и криками.

Расскажите, что звуки – это основа общения, потому как ребенок начинает общаться с матерью через звуки, еще не умея говорить, а мать поет младенцу колыбельные и тем самым передает ему свою любовь. Невербальное общение – это 40% всего нашего общения. Кроме жестов это еще и охи, вздохи, и вскрики, и так далее.

Поясните ребенку, что музыка может что-то ВЫРАЖАТЬ (горе, слезы, раздумья, любовь), а может ИЗОБРАЖАТЬ (бег лошадей, стрельбу, громкий плач). Поясните, что точно так же как вы пели песни в разных видах, в музыке для достижения того или иного эффекта используются разные регистры, темпы, инструменты.

Расскажите, что композиторы способны без слов передавать эмоции и ощущения, они могут одними звуками нарисовать море, или лес, или битву. Расскажите, что бывают моменты в жизни, когда слова бессильны и бесполезны.

После того, как ваш ребенок научился петь, привлеките его внимание к музыке, которая знакома всем на слух и встречается везде. Показывайте детям мультфильмы с классической музыкой.

Не буду изобретать велосипед – в Интернете масса мультиков! К балету Чайковского “Спящая красавица” посмотрите диснеевский мультфильм «Спящая красавица», а к балету «Лебединое озеро” посмотрите мультфильм “Принцесса-лебедь”. К балету “Щелкунчик” можно посмотреть мультфильм “Барби и Щелкунчик”, или просто старый советский мультфильм.

Включите мультфильмы “Том и Джерри” – там есть прекрасные серии, где звучат Вторая рапсодия Франца Листа, Увертюра к опере “Кармен” композитора Жоржа Бизе, ария Фигаро из оперы “Севильский цирюльник” Джоаккино Россини, Вальсы и польки Иоганна Штраусса, “Голубая рапсодия” Джорджа Гершвина.

С подростками можно слушать саундтреки из фильмов, сериалов и компьютерных игр. Сегодня даже при наличии компьютерных программ для написания музыки, крупные компании записывают саундтреки с живым оркестром! Например, саундтрек к “Гарри Поттеру” записывал Лондонский симфонический оркестр.

Совершенно потрясающие саундтреки, например, у “Пиратов Карибского моря”, “Властелина колец”, “Хроник Нарнии”, “Игры престолов”, “Лала-ленда”, фильма “Начало” с Леонардо ди Каприо, “Меняющие реальность” с Эмили Блант и Мэттом Дэймоном (ой, это уже меня понесло на фильмы!).

Посмотрели вместе новый фильм? Найдите в Интернете саундтрек – слушайте саундтрек! Наверняка ваши мальчишки-подростки играют во всякие компьютерные стрелялки, типа “Масс-эффект” и “Фолл-аут”. Предложите им найти в Интернете ТОЛЬКО саундтрек, без игры, и послушать – это же гениальная музыка, если в игре никого не убивать!

Пусть в начале нашего музыкального пути музыку сопровождает видеоряд, если ребенку тяжело воспринимать только музыку.

А когда дети после нескольких прослушиваний получше запомнят музыку – уберите видеоряд, оставьте только звук и слушайте только аудиозапись. Это очень развивает воображение.

Заставляйте их вспоминать, как это было в мультфильме – вот в этот момент с барабанами Том упал – БУМ, а вот эти два кларнета – это Джерри смеется: хахахаха!

После того, как вы послушали классическую популярную музыку, переходите к классической серьезной профессиональной музыке и слушайте ее активно.

Что значит слушать музыку активно?

Чтобы не быть уж совсем голословной, сейчас покажу на примере, как надо создавать активное внимание при слушании музыки. Пожалуйста, найдите в Ютубе произведение Георгия Свиридова «Весна и осень». Оно очень коротенькое – всего две с половиной минуты и здесь музыка ИЗОБРАЖАЕТ весну и осень. Там много вариантов – я рекомендую выбрать одно, где с оркестрантами и видно кто играет.

Вот другой вариант этого произведения – с картинками весны и осени:

Послушайте произведение сначала самостоятельно. Так как оно имеет конкретное название – «Весна и осень», вы уже знаете, что можете представить во время прослушивания. Фантазируйте.

Для немузыкальных родителей я поясню: это произведение состоит из двух совершенно одинаковых частей. Мелодия и гармония в них абсолютно одинаковые.

Разница состоит лишь в том, что первая часть написана в мажоре – веселый лад, а вторая в миноре – грустный лад.

В первой части солирует флейта-пикколо, ее поддерживает валторна, во второй части – эту же мелодию в миноре играет скрипка в поддержке английского рожка.

Попробуйте ответить сами на следующие вопросы:

  • Какая из двух частей весна, а какая осень. Почему Вы так решили?
  • Почему композитор поручил в первой части партию флейте, а не контрабасу? Напоминает ли пение флейты щебетание птиц? Напоминает ли валторна охотничий рог? Похоже ли струнное сопровождение на прозрачный воздух? Что происходит весной? (послушайте еще раз первую минуту пьесы)
  • Почему вторую часть композитор поручил солировать скрипке? Похож ли английский рожок на пастуший рожок? Почему ты думаешь, что именно вторая часть – это осень? Что происходит осенью? (послушайте еще раз вторую часть пьесы, начиная со второй минуты)
  • Что ты почувствовал, когда услышал первую часть? Вторую? (Вот это очень важный вопрос – когда будете задавать его своему ребенку, внимательно слушайте, что он отвечает. Иногда результаты бывают ошемляющие!)
  • Почему у весны и у осени одна и та же мелодия? (очень трудный вопрос – попробуйте ответить!)

Теперь послушайте произведение еще раз целиком. Надеюсь, теперь вы слушаете его внимательней, чем в первый раз. Теперь вы понимаете и щебетание птиц, и увядание природы. И понимаете, какими приемами пользовался композитор, добиваясь нужного эффекта.

Теперь послушайте произведение с детьми. Задайте им эти же вопросы, посмотрите, что они ответят. Если вы не удовлетворены их ответами, если они испытывают затруднения – помогите им словами. Послушайте произведение с картинками. И еще раз – без картинок.

Вся соль этих вопросов в том, что одного конкретного ответа на них не существует. Каждый слышит в музыке что-то свое, она именно тем и прекрасна! Кроме замысла композитора и мастерства исполнителя музыка еще проходит через восприятие слушателя, через его жизненный опыт, его настроение.

Читайте также:  Как сделать качественную аудиозапись в домашних условиях советы звукорежиссёра-практика

Ваша задача – не получить правильный ответ, а направить размышления о музыке в правильное русло, заставить ребенка ВСЛУШАТЬСЯ в звуки и попробовать понять, почему композитор применил именно эти способы. Адаптируйте эти вопросы под своего малыша – если ему трудно ответить на эти вопросы, задайте вопрос по-другому.

Для детей помладше используйте ранее изученные приемы – спрашивайте: «Какая музыка?» (быстрая/медленная, грустная/веселая, громкая/тихая).

Младшим деткам в ответах нужно помочь, задавая им закрытые вопросы – это такие вопросы, в которых уже содержится ответ (например, «Правда, что вот эта дудочка похожа на птичку?»), и на которые можно ответить «Да» или «Нет». Ну а детям постарше, примерно от 6 лет, уже так помогать не надо.

А детям от 12 лет я рекомендую даже вообще не говорить название произведения – пусть сами фантазируют, что это сейчас такое было. Спрашивайте, почему композитор выбрал именно это название, именно этот инструмент, спрашивайте, на что еще похожа музыка и что ребенок чувствует, когда слышит ее.

Я уверена, что вам понравится такое активное слушание музыки. Вы можете самостоятельно искать для детей музыкальные произведения и задавать подобные вопросы после слушания. Главные вопросы: «Как ты думаешь, почему…?», « Что ты почувствовал, когда…?», « Каким образом композитор изобразил…?»

Такое активное слушание развивает не только воображение. Отсутствие единственно правильного ответа, которое возможно ТОЛЬКО в музыке, дает детям возможность фантазировать, а это развивает дивергентное мышление. Кому стало интересно про такое мышление – добро пожаловать вот сюда:

Всю вышеперечисленную музыку. Если вы – не музыкант, и вам тяжело самому что-то услышать и почувствовать в музыке – ищите произведения, которые имеют уже название. Допустим, не Симфония №9 (боже, о чем она???), а пьеса «Снег танцует» из «Детского уголка» Клода Дебюсси.

Тогда вы сами точно уже знаете, что здесь музыка должна изображать танцующий снег. Или «Утро» – из сюиты «Пер Гюнт» композитора Эдварда Грига. Тогда при прослушивании вы точно будете знать, что должны представить себе утро, восходящее солнце, пение птиц.

Вам будет легче слушать это вместе с детьми и подбирать вопросы к музыке.

А если ваш ребенок – уже подросток и переживает кризис, порекомендуйте ему послушать “Чакону” Витали , или “Чакону” Баха , или “Кармину Бурану” Карла Орфа . Столько эмоций в такой музыке – не измерить ничем!

Это зависит от вас лично и от Вашего ребенка. Я не рекомендую малышам начинать с концертов симфонической музыки, то есть когда на сцене сидит оркестр и играет. Лучше начать с балета или оперы. Заранее подготовьтесь, прочтите сюжет. Если вы – музыкальный родитель, то вам можно обратить внимание ребенка на основные лейтмотивы спектакля.

Проследите, чтобы ребенок был сыт, спокоен во время спектакля. Предупредите его, что во время представления необходимо соблюдать тишину. Помните, что ни один концерт не стоит нарушения режима дня вашего малыша. Как только он утомился – уходите домой.

Если вы хотите сами насладиться концертом – лучше оставить ребенка дома бабушкам или супругу.

Если у вас в городе есть музыкальное училище или консерватория, разузнайте – обычно студенты дают бесплатные классные концерты. Можно начать знакомиться с разными инструментами оркестра именно через такие концерты.

Пойдите с ребенком, например, на классный вечер профессора такого-то по саксофону и послушайте конкретно саксофон. Рассмотрите его поближе.

Может, вам удастся услышать какой-нибудь необычный прием игры на инструменте: например, у флейтистов есть прием фруллато – когда они дуют в флейту и одновременно говорят “ррррр”, а скрипачи могут играть не только смычком, еще и щипком – щиплют струны как правой, так и левой рукой.

После того, как малыш привык к звучанию одного инструмента, пойдите на концерт квартета, ансамбля, группы. Ну а когда ребенок начнет различать “голоса” инструментов, можно и на оркестровые концерты походить.

Классическая музыка действительно очень полезна для прослушивания маленькими детьми. Главное – не пропускать ее мимо ушей, а вслушиваться и слышать, расшифровывать и сопереживать тому, что хотел выразить в звуках композитор. Нужно лишь немного потрудиться и главное, верить, что у вас все обязательно получится!

Источник: https://vikaraskina.com/2017/11/29/classical_music_with_children/

Звуки музыки: как классика влияет на ребенка?

О позитивном влиянии классической музыки на эмоциональное, духовное и даже физическое развитие ребенка написано немало.

Все знают, что слушать классическую музыку полезно и необходимо, но в этой статье я не буду повторять эти прописные, всем известные, истины.

Думаю, вместо этого, интереснее будет поделиться с вами реальным опытом музыкотерапии, и рассказать о том разном, и таком непредсказуемом влиянии, которое оказывают произведения великих композиторов на ребенка.

Какую музыку слушать ребенку?

Наконец-то пригодилось мое музыкальное образование – при составлении подборки лучших классических произведений для каждодневного прослушивания вместе с сыном. Классическую музыку слушаем давно, еще с беременности.

Произведения в список определяла, руководствуясь  личными предпочтениями и основами музыкотерапии. По первому пункту в список попал Моцарт, Вивальди, Штраус, Шопен, и Бетховен, по второму: для улучшения сна: Шуман, Глюк и Чайковский.

Итак, представляю вашему вниманию наш список классических музыкальных произведений.

Список классической музыки для каждодневного прослушивания

  • Шопен «Мазурка», «Прелюдия ля-минор», «Прелюдия ми-минор», «Ноктюрн соль-минор», «Прелюдия №15 (Капли дождя)», «Колыбельная ре-бемоль мажор».
  • Штраус «Увертюра к оперетте  «Летучая мышь», «Императорский вальс», «Венский вальс», «Весенние голоса», «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса».
  • Бетховен «Симфония №6», «Соната №8», «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».
  • Вивальди «Времена года» (Мажорные части 1 и 3 «Весны», 1 и 2 «Лета», 3 часть  «Осени»).
  • Чайковский «Щелкунчик», «Детский альбом».
  • Моцарт «Колыбельная», «Симфония №40», «Струнный квартет №22», «Волшебная флейта», «Симфония №4», практически все фортепианные сонаты и скрипичные концерты.
  • Шуман «Вариации на тему Abegg», «Арабеска», «Симфония №3 ми-бемоль мажор (Рейнская)», «Грезы».
  • Глюк «Мелодия для флейты», «Орфей и Эвридика».

В нашем списке довольно таки много произведений, естественно слушаем мы их не все за один раз. Выбираю произведения для прослушивания, руководствуясь настроением сына и желаемым эффектом, который хочу получить от прослушивания.

Когда и сколько слушать?

Существует несколько правил прослушивания музыки:

  • Источник звучания музыки следует располагать на расстоянии не менее одного метра от ребенка;
  • Звучание не должно превышать громкости разговорной речи;
  • Наилучшая длительность прослушивания составляет 15-30 минут в количестве 1-2 раза в день;
  • Колыбельные и спокойные песни рекомендуется прослушивать два-три раза в день в течение 5-10 минут после кормления, а песни в быстром темпе – за 5-10 минут до начала кормления;

 Специалисты рекомендуют ограничивать прослушивание классической музыки до 15-30 минут 2 раза в день, но у нас не всегда получается придерживаться такого правила. Слушаем классику мы почти каждый день, в зависимости от настроения ребенка — выбираю для прослушивания разные произведения.

Включаю музыку фоново, тише разговорной речи, во время игр и занятий с малышом. Также, слушаем музыку во время еды.

 Внимательно слежу за поведением сына, если вижу, что музыка начинает ему надоедать, утомлять или раздражать – немедленно меняю композицию на более подходящую, или вообще прекращаю сеанс прослушивания.

По длительности, это может занять 15 минут, а может и час, если сыну нравится и он в настроении, то почему бы и нет?

Воздействие классической музыки на ребенка

Изучением воздействия классической музыки на физический и психологический мир человека занимается целая наука музыкотерапия. С ее выводами сложно, да и не нужно спорить, но, откровенно говоря, не все произведения классиков оказывают на моего ребенка заявленное этой наукой влияние.

Думаю, все же, это влияние скорее индивидуальное и зависит от самого ребенка, его темперамента, а также настроения, в котором малыш приступает к прослушиванию музыки.

Поэтому, музыкотерапия – музыкотерапией, но, скорее всего, каждой маме самостоятельно предстоит открыть как именно то или иное произведение классической музыки влияет на ее ребенка.

Хочу отметить, что это очень занимательное, полезное и интересное занятие, как для мамы, так и малыша, так что – искренне рекомендую!

Как разные музыкальные произведения влияют на моего сына, я сегодня с вами с удовольствием поделюсь.

Была бы рада, если вы также смогли рассказать о своих наблюдениях влияния музыки на ваших малышей. Очень уж эта тема интересна!

Итак:

  • Моцарт – сын может слушать часами, становится спокойным, умиротворенным, может сосредоточенно играться самостоятельно, не капризничает (включаю почти каждый день в качестве тонизирующей и успокаивающей музыки);
  • Штраус и Шопен – оказывают бодрящее и стимулирующие влияние. Сыну очень нравятся марши и вальсы – становится очень игривым, веселым (включаю, когда вижу, что сын приуныл, когда у него плохое настроение, чтоб отвлечь, когда режутся зубки и пр.);
  • Бетховен (практически, не слушаем, так как признает только «Лунную» и еще 2 сонаты, все остальные произведения не нравится, начинает капризничать);
  • Шуман и Глюк – оказывают успокаивающее действие, но слушать произведения сын  отказывается дольше 10 минут подряд (включаю очень не на долго, перед сном, во время кормления);
  • Чайковский – оказывает бодрящее воздействие, особенно»Марш из балета «Щелкунчик», но тоже долго сын не воспринимает эту музыку (включаю на непродолжительное время перед прогулкой);
  • Вивальди – поднимает настроение, слушаем только мажорные части его «Времен года» (включаю во время активных игр).
  • Бах – не слушаем, не нравится категорически.

В заключение

После почти годичного прослушивания классической музыки с  сыном могу сделать такой вывод: предпочтение в музыке у ребенка складывается в зависимости от его темперамента в целом и настроения в каждый конкретный момент прослушивания. Зная общее влияние тех или иных произведений на ребенка, можно подстраиваться под его настроение и постараться с помощью музыки «подправить» его самочувствие.

В качестве примера: так как ребенок у меня с активным темпераментом, то в целом, минорные и успокаивающие мотивы не вызывают у него большой любви, чего не скажешь про мажорные произведения, которые сын воспринимает на ура. Но слушаем мы разную музыку.

С практикой я поняла, какие произведения оказывают на малыша какое влияние, и теперь могу в нужный момент включить подходящее музыкальное произведение, и надеяться на получение ожидаемого эффекта (например, если вижу, что сын сильно перевозбужден, хочет играться и бегать, а ему уже время спать, то с помощью «Колыбельной» Моцарта мне удается его успокоить и настроить на сон).

Вот такие, выводы. Надеюсь, мой опыт окажется для вас полезным, и ваше совместное с ребенком прослушивание классической музыки принесет море новых отерытий, радости и удовольствия вам обоим!

В качестве справки — основы музыкотерапии.

Основы музыкотерапии

Для успокоения, снятия эмоционального напряжения.

Благоприятное влияние оказывают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Среди произведений классиков стоит отметить: Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны», Бетховен «Симфония №6» часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария».

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности.

Ритмичная, бодрящая музыка, отлично подходят различные марши. Произведения:  Чайковский «Шестая симфония» часть 3, Марш из балета «Щелкунчик», Бетховен «Увертюра Эгмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия №2».

Для снятия головной боли.

Произведения: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия №1», Хачатурян «Сюита Маскарад», Бетховен «Фиделио».

От бессонницы, для спокойного и крепкого сна.

Предпочтительна музыка с медленным темпом и четким ритмом. Среди произведений классиков стоит отметить: Сибелиус «Грустный вальс»,  Шуман «Грезы», Глюк «Мелодия», Чайковский «Танец феи Драже», «Утро».

 Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности.

 Произведения: «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.

И, специально для мам:

Для улучшения лактации и чтоб малыш хорошо сосал грудь.

Произведения Баха, Моцарта, Шуберта, Чайковского и Вивальди, но в темпе аллегро или аллегро модерато. Среди произведений: Моцарт «Allegro Moderato», Шуберт «Музыкальный момент», Чайковский  Вальс «Спящая красавица», Вивальди «Маленькая симфония» и «Времена года».

Приятного всем прослушивания и хорошего настроения! Жду ваших комментариев!

С любовью,

Марина Кручинская

Мир Успешных Мам

Источник: http://kruchinskaya.com/zvuki-muzyki-kak-klassika-vliyaet-na-rebenka/

Как научиться понимать классическую музыку

      Как научиться понимать классическую музыку ребёнку и взрослому?

        Научить этому ребенка легче, чем взрослого. Во-первых, у него лучше развито воображение, во-вторых, сюжеты произведений для детей более конкретны. Но и взрослому никогда не поздно этому научиться! Тем более, что искусство так широко отражает жизнь, что способно давать ответы на жизненные вопросы и подсказывать решения в самых запутанных ситуациях.

Читайте также:  Загадки нотного текста и творческие отгадки исполнителя

НАЧИНАЕМ С ПРОГРАММНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
       Далеко не всегда композиторы дают своим сочинениям названия. Но нередко это делают. Произведение, имеющее опредёленное название, называется программным. Более крупное программное произведение зачастую сопровождается описанием происходящих событий, либретто и пр. Начинать в любом случае следует с небольших пьесок.

Очень удобен в этом плане «Детский альбом» П.И. Чайковского, где каждая пьеса соответствует вынесенной в заголовок теме. Прежде всего осмыслите тему, на которую она написана.

Как научиться понимать классическую музыку – расскажем на примере пьесы «Болезнь куклы»: ребёнок вспомнит, как переживал, когда оторвалось ухо у мишки или перестала танцевать заводная балерина, как хотелось «вылечить» игрушку. Потом научите его подключать внутренний видеоряд: «Сейчас мы прослушаем пьеску.

Закрой глаза и постарайся представить себе несчастную куклу в кроватке и ее маленькую хозяйку». Именно так, с опорой на воображенный видеоряд, проще всего прийти к пониманию произведения. Можно устроить игру: взрослый проигрывает музыкальные отрывки, а ребёнок рисует картинку или записывает – о чём говорит музыка.

Постепенно произведения усложняются – это пьесы Мусоргского, токкаты и фуги Баха (ребёнок должен увидеть, как выглядит орган с несколькими клавиатурами, слышать главную тему, которая переходит из левой руки в правую, варьируется и т.п.).
А ВЗРОСЛЫЕ?
        Собственно, научиться понимать классическую музыку можно так же  – только Вы сами себе педагог, сами ученик.

Купив диск с небольшими известными произведениями классики, поинтересуйтесь, как называется каждое из них. Если это «Сарабанда» Генделя — представьте себе дам в тяжелых робронах и кавалеров в сковывающих одеждах, это даст понимание того, почему темп  танцевального произведения невысок.

«Табакерочный вальс» Даргомыжского — не люди танцуют, его наигрывает хитро устроенная по типу музыкальной шкатулки табакерка, поэтому музыка чуть отрывочна и столь негромка. «Весёлый крестьянин» Шумана — это просто: вообразите дюжего краснощёкого молодца, довольного своей работой и возвращающегося домой, горланя песню. Если название непонятно – уточните его.

Тогда при прослушивании «Баркаролы» Чайковского вы будете знать, что это песня лодочника, и у вас переливы музыки будут ассоциироваться с течением воды, плеском вёсел… Спешить не нужно: научитесь вычленять мелодию и сопоставлять ее со зрительным рядом, потом переходите к более сложным произведениям.
МУЗЫКА ОТРАЖАЕТ ЧУВСТВА
          Да, это так.

Ребёнок прыгает, слыша радость в пьеске «В садике» композитора Гедике, это совсем легко. Если же мы слушаем «Элегию» Массне, она уже не сюжетна, она передаёт чувство, коим слушатель невольно проникается. Слушайте, старайтесь понять, КАК композитор выражает определённое настроение.

«Краковяк» Глинки отображает польский национальный характер, становящийся более понятным именно благодаря прослушиванию произведения. Не стоит обязательно переводить музыку в видеоряд, это только первый этап. Постепенно у вас появятся любимые мелодии, соответствующие вашему мировоззрению или влияющие на него. Прослушивая более крупное произведение, предварительно прочтите его либретто, чтобы знать, как развивается действие, и понимать, кого из персонажей характеризует данный музыкальный отрывок. После нескольких прослушиваний это станет несложной задачей.

Источник: http://music-education.ru/kak-nauchitsya-ponimat-klassicheskuyu-muzyku-rebyonku-i-vzroslomu/

Наш адрес

453300 Республика Башкортостан г.Кумертау ул.40-лет Победы 1а

e-mail:   kdmsh11@yandex.ru

«Поселить музыку в душе ребёнка, видеть, как влияет она на его становление, какие всходы даёт по мере его роста — это ли не смысл существования души

человеческой!»

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1550 от 29 декабря 2016 года моногороду Кумертау присвоен статус Территории опережающего развития.

Тел: +7 (34761) 43971

Источник: http://dmsh1-kumertau.bash.muzkult.ru/ponimat_music/

Как научиться понимать классическую музыку

Какой смысл вкладывают заботливые мамы и папы в требование «понимать классическую музыку»? В чем это должно проявляться и как выражаться?

Может быть ребенок, слушая музыку, должен воображать какие-то совершенно определенные, возвышенные, кем-то ранее навязанные картины, испытывать сильные переживания, причем полностью совпадающие с теми, которые, например, вкладывал в свое произведение сам композитор или рекомендует музыкальный критик?

Требуя этого, родители заставляют детей притворяться, говорить то, что должно, что от них ожидают взрослые и что считается правильным думать и ощущать.

Может быть, понимать классическую музыку значит иметь внутреннюю потребность слушать ее в разные периоды жизни: и когда радость, и когда невзгоды. Находить в ней успокоение, ответы на возникающие вопросы. Когда классическая музыка как глоток воды для жаждущего.

Но как сделать классическую музыку необходимой для ребенка, любимой?

Прежде всего нужно самим чаще слушать классику. Она должна постоянно звучать в доме и в праздники, и в будни.

Нужно ли обсуждать услышанное произведение? Можно, но не обязательно. Если ребенку хочется поделиться своими мыслями, переживаниями, вызванными услышанным, то, конечно, но навязывать, требовать раскрыть душу недопустимо.

Интересно, конечно, прочитать содержание той или иной классической музыки и представлять (по-своему) это действо. Однако музыка может вызывать совершенно иное, личное наполнение услышанного.

Чаще включайте классическую музыку, соответствующую настроению ребенка. Она поможет ему понять себя, свои переживания, справиться с охватывающими эмоциями. Чем больше слушает, тем быстрее придет к пониманию ее.

Всем известно, что классическая музыка способствует интеллектуальному развитию ребенка, его эмоциональной гармонии, физическому здоровью. Дети, слушающие классику, лучше учатся, им легче дается наука. К тому же они более позитивны, жизнерадостны.

Если родителям хочется, чтобы ребенок не только любил слушать классические произведения, но и понимал, что двигало композитором на создание ее, то можно перед прослушиванием прочитать специальные книги, посетить лекции или прослушать их по интернету.

Где и когда создано произведение? Какое это было время? В чем своеобразие эпохи? Какие чувства переживал композитор в это время? Узнав такую информацию, ребенок более глубоко поймет замысел композитора.

Но это, скорее всего, этап, следующий за желанием слушать такую музыку.

Чаще ходите на концерты классической музыки, слушайте записи. Это поможет остановить суету будних дней, круговорот бесконечных дел, даст возможность подняться над насущными проблемами и увидеть их как бы со стороны.

Многие считают, что классическая музыка ни в коем случае не может быть фоном – обязательно необходимо серьезно сосредоточиться, настроиться на прослушивание.

А почему бы и нет? Почему после трудного учебного дня не включить вечером классику, занимаясь при этом какими-то будничными, прозаичными делами? Почему бы утром не собираться в школу под звуки классической музыки? Да, фон, но это лучше, чем фоном является неизменный телевизор. Классику можно слушать всегда, чем бы ребенок ни занимался, если душа жаждет чарующих целебных звуков.

Но не требуйте от ребенка штудировать толстые талмуды прежде чем он послушает музыку. Пусть он просто слушает, когда возникает потребность в этом, без всяких основательных подготовок, и получает эстетическое наслаждение.

Пусть его душа плачет, радуется, ликует, даже если он не сможет вам рассказать, что он чувствует, охваченный волшебными звуками.

Пусть он будет счастлив в эти минуты, пусть его душа, омытая целительными звуками, распахнется миру, людям.

Не требуйте все раскладывать по полочкам, не систематизируйте, не препарируйте каждый звук, не старайтесь контролировать любое движение души вашего любимого чада.

Не заставляйте непременно рассказывать, что он чувствует, не требуйте облекать свои видения и переживания, навеваемые чудными звуками, в слова и предложения.

Пусть он слушает для себя, а не для того, чтобы блеснуть своими глубокими знаниями и выложить всю информацию – где, когда написано, почему и что должен чувствовать человек, слушающий данное произведение.

Источник: https://prouchebu.com/nauchitsa_ponimat_klassik_muzik/

Влияние музыки на развитие ребенка

Особенность детей в том, что они способны впитывать новые знания и навыки, как губка.

Формирование их характера, личности, жизненных приоритетов и талантов, во многом, определяется окружающей средой.

И даже, казалось бы, такая мелочь, как музыка, оказывает заметное влияние на чувства и образ мышления ребенка. Вот почему родителям так важно уделить вопросу музыкального воспитания больше внимания.

«Магическое» действие музыки на детей

В результате многочисленных исследований было научно установлено, что музыка действительно содействует более активному развитию детей. Многие мамы практикуют музыкотерапию даже для малышей, еще находящихся в утробе.

Конечно, воспринимать текст песен ребенок начинает только в более зрелом возрасте, но способность распознавать мелодию в той или иной степени наблюдается еще до рождения.

Как же конкретно проявляется влияние музыки на развитие детей, в том числе дошкольного возраста? Среди положительных эффектов от ее прослушивания малышом можно выделить следующее:

Улучшение памяти. Ребенок запоминает мелодию и текст, причем происходит это, скорее, на подсознательном уровне.

Формирование речи. Подпевая любимым песням, малыш тренирует свои артикулярные навыки.

Музыкотерапия как способ контролировать эмоциональное состояние ребенка. Чрезмерно активные и легко возбудимые детки лучше расслабляются под спокойную музыку. А веселые и задорные мелодии помогут растормошить и взбодрить пассивных малышей.

Развитие творческих способностей. Слушая музыку, ребенок учится ее интерпретировать и понимать, а это значит, что в процесс активно включается воображение.

Развитие письменных и математических способностей. Удивительно, но регулярное прослушивание музыки оказывает влияние и на умение ребенка писать и считать. Есть этому и научное объяснение — музыка развивает пространственное восприятие.

Какую музыку можно включать детям?

Любой музыкант скажет, что развивать музыкальный слух у ребенка нужно с помощью правильной музыки. От выбора музыкального материала зависит и направление развития личности малыша. Экспериментировать с некоторыми стилям и жанрами не стоит — никакой полезности от них ожидать не приходится. Другие же направления влияют на ребенка благотворно.

Не стоит включать малышу:

Шумную и слишком громкую музыку. Чувствительные детские ушки очень остро реагируют на хаотичный хаус, агрессивный хэви-метал, жесткий гаражный рок и т. д.

Такая музыка может вызвать у самых юных меломанов слезы и истерику, а у детей постарше — агрессию и переизбыток энергии.

Психологи и вовсе не советуют взрослым включать своим малышам песни, в которых превалируют ударные инструменты.

Песни с нецензурной лексикой. Тексты многих композиций содержат слова, которые даже взрослые стараются не употреблять в своей речи. Дети же скромностью не отличаются, поэтому повторить нецензурное выражение могут с совершенно невозмутимым лицом. Отучать их от дурной привычки будет очень сложно.

Затянутые и слишком медленные композиции. Спокойная и легкая музыка — это хорошо, но в меру. Не стоит целыми днями крутить лирические баллады, нагоняющие тоску. Возможно, они нравятся взрослым, но детям все же необходима более динамичная и бодрящая музыка.

Ученые в попытках определить, как музыка влияет на развитие личности ребенка, пришли к следующим выводам:

  • Сеансы детской музыкотерапии следует проводить 2−3 раза в день по 20−30 минут каждый. Продолжительность можно увеличить, если малыш расположен к прослушиванию музыки.
  • Расслабляющие композиции ребенку лучше слушать после кормления, а динамичные и веселые — до.
  • Не нужно включать музыку громко — достаточно громкости спокойной разговорной речи.
  • Репертуар может быть широким и включать в себя детские, эстрадные, джазовые, народные песни и т. д.
  • Ребенка нужно обязательно приобщать к классической музыке — она является лучшим средством для музыкотерапии. Однако и здесь есть свои нюансы, которые необходимо учитывать при проведении «сеансов». Например, составлять репертуар исключительно из классики нельзя — важно соблюдать баланс между разными музыкальными направлениями.

Влияние классической музыки на детей

Любовью к классической музыке могут похвастаться далеко не все взрослые. Большинству она кажется слишком скучной и сложной для ежедневного прослушивания. Однако детские психологи уверяют, что влияние классической музыки на психику детей колоссально.

Конечно, все очень индивидуально. Некоторые малыши, услышав звуки оркестра, закатывают истерику, другие — заряжаются энергией или, наоборот, полностью успокаиваются.

Реакция детей зависит непосредственно от темперамента, и для каждого нужно составлять индивидуальную музыкальную программу.

Польза классической музыки для детей всех возрастов доказана научно. Регулярное прослушивание Моцарта, Баха, Шопена и других «золотых» композиторов заметно развивает творческие, умственные и коммуникативные способности ребенка.

Существует даже так называемый «Эффект Моцарта», выведенный французским оториноларингологом А. Томатисом. Сводится он к тому, что дети, слушающие произведения В. А.

Моцарта, демонстрируют более динамичное развитие мышления, чем их сверстники, не слушающие музыку этого композитора. Доктор объясняет такое явление особым тональным звуковым рядом, характерным для произведений Вольфганга Амадея.

Конечно, о стопроцентном проявлении эффекта говорить еще рано, однако факт остается фактом — классическая музыка определенно содействует более активному умственному и творческому развитию детей.

Детские песни

Большую роль в становлении личности ребенка играют песни, написанные специально для юных меломанов. Как правило, это незамысловатые композиции с легко запоминающимся текстом, которые учитывают важность детского творчества и развития воображения.

Слушая такие песни, малыш включается в процесс познания огромного мира музыки, включает фантазию и рисует различные образы. Очень часто родители даже совмещают детские сеансы музыкотерапии с занятиями по рисованию.

Ребенок может выражать свои эмоции и мысли при прослушивании песен на бумаге с помощью красок.

Большой интерес у малышей вызывают аналоги взрослых мюзиклов — музыкальные сказки. Это могут быть как аудиозаписи, так и музыкальные мультфильмы, которые сегодня широко представлены в мировой киноколлекции.

В легкой и доступной форме они повествуют о простых человеческих ценностях и жизненных мудростях, воспитывают в детях смелость, уважение к близким, справедливость и доброту.

Малыши быстро запоминают песни из сказок, что способствует развитию памяти и речи.

Таким образом, музыка во многом помогает родителям в вопросах детского воспитания. К тому же, если начинать музыкотерапию в раннем возрасте, у ребенка обязательно проявятся творческие способности. И тогда перед родителями будут стоять уже другие вопросы, например, как выбрать музыкальный инструмент или научить малыша рисовать.

Источник: https://www.rastishka.ru/parent/statya/vliianiie-muzyki-na-razvitiie-riebienka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector