Фортепианные сонаты бетховена с названиями

Фортепианные сонаты бетховена с названиями

  • Людвиг ван Бетховен
  • (1770-1827)
  • Форте пианное творчество
  • Выполнила преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
  • с. Шаран

Лаптева И.А.

Фортепианные сонаты бетховена с названиями

  1. Цели и задачи:
  2. Систематизировать знания учащихся в области фортепианного творчества великого немецкого композитора
  3. Определить значение
  4. и место жанра
  5. фортепианной сонаты
  6. в творчестве
  7. Л. Бетховена
  8. Развивать образно-художественное музыкальное мышление
  9. учащихся
  10. Выявить
  11. особенности
  12. пианизма
  13. Л. Бетховена
  14. Подтвердить высокий вклад композитора в развитие мировой фортепианной музыки
  15. Рассмотреть новаторские принципы сонатной формы

Фортепианные сонаты бетховена с названиями

******

  • Бетховен – композитор, завершающий эпоху классицизма в музыке и открывающий эпоху романтизма.
  • Музыка Бетховена связана с предшествующей немецкой и австрийской культурой. Велико влияние философской лирики И.С.Баха, торжественно-героических образов ораторий Ф. Генделя, произведений Й. Гайдна и В. Моцарта.
  • На формирование мировоззрения Бетховена сильнейшее воздействие оказали события Великой французской революции; его творчество тесно связано с современным ему искусством, литературой, философией
  • Идея героической борьбы – важнейшая идея бетховенского творчества

Фортепианные сонаты бетховена с названиями

«Сонаты Бетховена в целом- это вся жизнь человека. Кажется, что нет эмоциональных состояний, которые так или иначе не нашли бы здесь своего отражения…»

Б.Асафьев

Фортепианные сонаты бетховена с названиями

Пианизм Бетховена – пианизм нового героического стиля

Фортепианные сонаты бетховена с названиями

Образный мир сонат Бетховена

  • образы героической борьбы, предельного напряжения духовных сил, преодолевающих все препятствия
  • сокровенные лирические исповеди
  • созерцательные картины природы

Фортепианные сонаты бетховена с названиями

Обновление сонатного цикла

  • Менуэт уступает место Скерцо
  • наряду с частями классической сонаты, в нее входят марши, фуги, речитативы, ариозо и т.д.

композиционных

решений

Фортепианные сонаты бетховена с названиями

  • Людвиг ван Бетховен
  • Соната № 8
  • «Патетическая»
  • 1798-1799

Фортепианные сонаты бетховена с названиями

  • вершина раннего творчества

идея борьбы человека с судьбой

  • главная особенность сонаты –

подчеркнутая театральность

контрасты

Фортепианные сонаты бетховена с названиями

Часть 1

Вступление

Главная партия

Побочная партия

  1. Людвиг ван Бетховен
  2. Соната № 14
  3. «Лунная»

« Мы устроим с тобой жизнь неразлучную. Какую жизнь! Да!! ….

Как бы ты ни любила меня, все же я люблю тебя сильнее. Лишь проснусь, мысли мои уже стремятся к тебе, моя бессмертная возлюбленная, в каком настроении и где бы я ни был, постоянно жду решения судьбы. Или мы должны быть неразлучны, или я готов умереть…»

  • Генриетта Зонтаг
  • Каролина Унгер
  • Джульетта Гвиччарди

Три части «Лунной» – это три этапа в процессе становления одной идеи:

  • 1 часть – скорбное осознание жизненной трагедии;
  • 2 часть – чистая радость, внезапно мелькнувшая перед мысленным взором;
  • 3 часть – психологическая реакция: душевная буря, взрыв яростного протеста.
  1. Людвиг ван Бетховен
  2. Соната № 21
  3. «Аврора»
  4. (1804 г.)
  • лирико-пасторальная линия творчества
  • воплощает идею радости, могучего подъема сил, слияние с жизнью природы
  • нет контрастов мрака и света, яростных схваток, трагических акцентов
  • вместо 2 части – краткая интродукция
  • поэтический «сюжет» развития:

на смену, оживленному шумному дню (1 часть ) приходит тихая ночь (интродукция ), которая сменяется нарождающейся зарей нового утра

(3 часть)

  • Исполнители 32 сонат Л. Бетховена
  • Вильгельм Кемпф
  • Мария Гринберг
  • Анни Фишер

Все 32 сонаты Бетховена вошли в репертуар Вильгельма Кемпфа , с 16 лет и по сей день остаются его фундаментом. Четыре раза фирма “Дойче граммофон” выпускала записи полного собрания сонат Бетховена, делавшиеся Кемпфом в разные периоды его жизни, последнее вышло в 1966 году.

В 1970 году фирмой «Мелодия» был выпущен альбом из 13 пластинок со всеми 32 сонатами Бетховена. Таким образом, Мария Гринберг оказалась первой российской пианисткой, вынесшей на суд публики полный цикл фортепьянных сонат Бетховена.

Записи всех фортепианных сонат Бетховена, сыгранные ею, были выпущены студией «Hungaroton», но они были с разных выступлений.

Вклад Л. Бетховена в развитие мировой фортепианной музыки.

  • Завершает этап развития классической сонаты и открывает новое романтическое искусство, в котором преобладают внутренние переживания героя.
  • Трактовка форм и жанров отличается большой свободой – Бетховен раздвинул их рамки во времени и в пространстве.
  • В области мелодики и ритма Бетховен прибегает к приему внезапной смены, контраста.
  • Важная черта бетховенской гармонии – резкие диссонансы и неожиданные модуляции в далекие тональности.
  • Расширил диапазоны применяемых в музыке темпов и часто прибегал к драматичным, импульсивным сменам динамики. Такой переворот в творчестве Бетховена – переход от старого стиля к новому.

Источники использованных материалов:

  • Кремнев Б. Бетховен // Жизнь замечательных людей. –

выпуск 12, – М., 1961г.

  • Синявер Л. Жизнь Бетховена // Школьная библиотека. –

М., 1961г.

  • Кенигсберг А. Людвиг ван Бетховен // Краткий очерк

жизни и творчества. – М., 1970г.

  • Альшванг А. Людвиг ван Бетховен // очерк жизни и

творчества. – М., 1966г.

  • http://onlineslovari.com/muzyikalnaya_entsiklopediya/page/bethoven_l.1113
  • http://muslib.ru/Complete+Beethoven+Edition_b1161773/photo/
  • http://www.turgenevmusica.info/ru/tchaikovsky.html
  • http://www.beethoven.ru /

Спасибо за внимание!

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/l-bietkhovien-fortiepiannyie-sonaty.html

Л. Бетховен «Патетическая соната»: история, интересные факты, содержание, слушать

Людвиг ван Бетховен «Патетическая соната»

Фортепианные сонаты бетховена с названиями

Фортепианное творчество Венского классика Людвига ван Бетховена можно назвать бессмертным наследием, которое отражает не только внутренние переживания композитора, но и перемены в эпохе. «Патетическая соната» Бетховена является одним из ярчайших произведений среднего творческого периода жизни композитора.

  • Историю создания «Патетической сонаты» Бетховена, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
  • История создания
  • Соната посвящена, близкому другу и почитателю творчества Бетховена – князю Лихновскому.

Во время написания произведения композитор находился на пороге тридцатилетия. Тогда стали заметны первые признаки скорой глухоты. Работа над сочинением велась около года. Это было тяжелое время в жизни: ежедневно слух становился все хуже и хуже, а прогнозы врачей были неутешительны.

Бетховен не оставил собственное музыкальное ремесло, он все с тем же рвением сочинял грандиозные и совершенно новые по стилю произведения, но которые наполнялись кардинально иными смыслами. Вся боль и вера в лучшее были реализованы в «Патетической сонате».

Фортепианные сонаты бетховена с названиями

Впервые соната была опубликована в 1799 году. Это была настоящая премьера для общества.

Не каждый человек мог понять настоящего новаторского языка, поэтому разгорелся нешуточный спор между догматичными людьми, желавшими сохранить старое и между новаторами, которые хотят идти вперед и не боятся нового и интересного.

Прежде ни одно фортепианное произведение не вызывало столь бурного обсуждения. Бетховен же спокойно отнесся к реакции общества, он привык к тому, что его музыка вызывает у людей неоднозначные чувства.

Фортепианные сонаты бетховена с названиями Фортепианные сонаты бетховена с названиями 

Фортепианные сонаты бетховена с названиями Фортепианные сонаты бетховена с названиями 

Интересные факты:

  • Именно, глухота побудила Бетховена на сочинение многих из произведений, имеющих драматичную или даже трагедийную концепцию. Первые признаки потери слуха были замечены в 1797 году. К моменту написания Восьмой сонаты он уже плохо слышал. Стоит отметить, что к появлению данного недуга привела привычка Людвига перед очередным сочинением произведений опускать голову в ледяную воду.
  • Вдохновленный музыкой Бетховена драматург Микола Кулиш в 1929 году сочинил одну из самых провокационных пьес в истории коммунистического СССР, которая называется «Патетическая соната». Примечательно, что она имеет мало общего с сюжетом произведения, так как героями становятся обычные советские люди, но музыка сопровождает спектакль от начала до конца, наполняя его эмоциональной окраской.
  • Впервые услышав Восьмую сонату Бетховена, Гайдн, будучи бывшим учителем Людвига, сказал, что у него появилось чувство, будто композитор имеет несколько голов вместо одной, несколько горячих сердец вместо одного и несколько душ вместо одной! Его до глубины души поражает воображение и фантазия автора. Потом Гайдн помолчал и добавил, что в его музыке всегда можно найти что-то непреодолимо мрачное и угрюмое, такое, что по-настоящему выражает стиль композитора.

Фортепианные сонаты бетховена с названиями

  • Соната является по-настоящему революционным произведением, так, после первого исполнения композиции, слушатели разделились на два лагеря. Одни говорили, что это новаторство, которое заслуживает поощрения автора, другие же полагали, что нельзя выставлять напоказ чувства, и считали сочинение вульгарным и недостойным. К счастью, поклонников творчества Бетховена было больше чем ненавистников.
  • Отражение многих музыкальных впечатлений композитора можно найти в данной сонате. Например, театральность произведения является откликом восхищения от услышанной оперы Глюка «Орфей и Эвридика». Героический стиль, минорный лад, грандиозный масштаб и диалогичность – вот, что доказывает родственность и близость с оперным жанром, а именно с произведением Глюка. Нередко борьбу человека с судьбой сравнивают со столкновением между Орфеем и фуриями.

Фортепианные сонаты бетховена с названиями

  • Знаменитый пианист Игнац Мошелес в возрасте 10 лет разучил на память нотный текст произведения и исполнял его перед самой разнообразной публикой. По его рассказу, всегда находились люди, которые либо были безмерно восхищены новаторством, либо те, кто скучал, не понимая красоты музыкально-выразительных средств, используемых автором. Примечательно, что ноты маленький пианист не мог приобрести за неимением средств, поэтому переписал их ночью, пока никто не видел. Все было бы хорошо, если бы однажды он не проболтался о своем «героическом» поступке учителю. Тот был в бешенстве и выгнал его из учебного заведения. Но все к лучшему, ведь мальчик попал на обучение к Бетховену.
  • В консерваториях Вены запрещали играть данное произведение, так как единственными по-настоящему ценными композиторами, полезными для изучения, там считались Бах, Моцарт и Клементи.
  • Автор верил в то, что сможет преодолеть все невзгоды, уготовленные ему судьбой, что когда-нибудь он вновь сможет слышать музыку. Возможно, поэтому финал носит столь оптимистичный характер. В дальнейшем тема судьбы станет непреодолимой болью композитора.

Содержание «Патетической сонаты»

Мало кому известно, но Людвиг ван Бетховен всерьез увлекался философскими учениями современных для него мыслителей.

Свое название соната получила именно от автора, что было достаточно редко, так как Бетховен не особо часто старался создавать программные сочинения.

Композитор отсылает нас к термину «Патетика», который впервые был употреблен известнейшим философом Фридрихом Шиллером. Патетика означает силу трагедии, страсть к торжеству справедливости, а также стремление к концепции преодоления.

Фортепианные сонаты бетховена с названиями

Ромен Роллан подчеркивал, что в основе произведения лежит именно театрализованная драма. Так он предполагал, что композиция строится именно по средствам драматургии, в том числе с использованием стандартной схемы:

  1. Экспозиция главных героев (судьбы, как назначение рока, и борьбы человека). Лейтмотив судьбы звучит уже в первых тактах. Впервые вступление становилось темой, которая пронизывала сочинение от начала до конца.
  2. Завязка конфликта происходит в первых тактах произведения.
  3. Кульминация. Достижение высшей драматической точки произведения.
  4. Развязка в коде третей части. Человек победил злой рок.

«Патетическая соната» Бетховена имеет классическую структуру из трех частей:

  1. Первая часть в темпе Allegro con brio с медленным вступлением в темпе Grave.
  2. Вторая часть написана в темпе Adagio cantabile.
  3. Третья часть создана в форме скорого рондо.
  1. 1-я часть (слушать)
  2. 2-я часть (слушать)
  3. 3-я часть (слушать)

В произведении остро противопоставлены два мира: а именно мир грез и мечтаний героя и мир реальный, имеющий начало злого рока. На протяжении всего произведения судьба вторгается в мир героя, окрашивая его в темные тона. В соответствии с частями можно выделить концептуальные идеи автора по поводу развития сюжетной линии сонаты:

  1. Первая часть. Противопоставление образов человека и фатума. Использование музыкального приема диалогического контраста. Борьба страстного к идее героя и неумолимого рока. Конфликт накаляется постоянным повторением темы судьбы. Кажется, что атмосфера накаляется и ведет к безысходности. Материал постоянно развивается, создавая более острые углы конфликта. Лишь в коде главная тема лирического героя звучит убедительно и «последнее слово» остается за человеком.
  2. Вторая часть произведения открывает новые грани мира лирического героя. Слушатель попадает в мир мечтаний, грез и вдохновения. Форма части – рондо с контрастными эпизодами. Если первый эпизод дополняет и усиливает интонации рефрена, то второй эпизод привносит ощущение драматизма, он сочинен в миноре и является кульминационной точкой данной части. Меняется настроение рефрена в последнем проведении, оно становится беспокойным, из-за применения триольных интонаций, и создает ощущение грядущей в музыке бури.
  3. Третья часть написана в форме рондо и открывает новые грани характера человека. Он готов бросить вызов фатуму, герой считает, что не бывает непреодолимых ситуаций. Энергичные пассажи, необычно выстроенные в плане гармонии того времени кадансовые обороты – все это утверждает намерения лирического героя. Рефрен написан в основной тональности, а именно в c-moll, что является напоминанием о нелегкой доле человека, о его пути, который наполнен грустью и печалью. Эпизоды являются размышлениями, они отражают чувства, переживания, а также безудержное стремление к победе. Конфликт в коде имеет завершение в позитивном ключе. Человек победил злой рок, он оказался сильнее фатума.
Читайте также:  Переломный период у ученика-музыканта. что делать родителям, если ребёнок отказывается от дальнейшего посещения музыкальной школы?

Фортепианные сонаты бетховена с названиями

Концепция произведения четко описывает философию выбора: каждый человек самостоятельно творит судьбу. Все зависит от выбора: опустить руки или бороться, стать сильнее и храбрее или просто влачить жалкое существование. Всего одно решение может кардинально изменить жизнь.

Главное не плыть по течению, довольствуясь малым, а пытаться схватить судьбу за глотку, не дав ей разрушить мир идеального. Фатум и рок – это лишь последствия выбора, поэтому мы можем творить наш путь собственными руками и мыслями.

Соната доказывает это, ведь человек способен на многое, главное иметь веру в силы, и не поддаваться унынию.

В сонате ярко выражен характерный для Бетховена фортепианный стиль, который серьезно разнится с творчеством французских мастеров клавесина. Яркая красочность аккордов, охватывающих диапазон всей фортепианной клавиатуры присуща композиторской манере Бетховена.

Динамическая и образная контрастность присутствует в каждой из частей произведения. Использование контрастных по звучанию регистров. Прямота и ясность гармонии вместо орнаментальности и узорчатости.

Активное применение педали, что было редкостью для пианистов и композиторов той временной эпохи. Все это помогает Бетховену создать по-настоящему индивидуальный, характерный стиль. В последствие, музыка стала эталоном выражения драматизма, и достижения ясности музыкальной мысли.

На нотном тексте Патетической сонаты учились такие великие композиторы как Брамс, Вагнер, Онеггер, Мусоргский и другие гении.

Музыка «Патетической сонаты» в кинематографе

Музыка «Патетической сонаты» имеет достаточно яркую эмоциональную окраску. Возможно, именно по этой причине многие режиссеры и деятели киноискусства используют музыку в собственных работах. На сегодняшний день шедевр классической музыки дополнил эпизоды таких фильмов, как:

  • Парк юрского периода: Затерянный мир (1997);
  • Элизиум – рай не на Земле (2013);
  • Уильям Тёрнер (2014);
  • Шафер напрокат (2015);
  • Эпоха невинности (1993);
  • Перед рассветом (1995);
  • Признания опасного человека (2002);
  • Звездный путь: Восстание (1998);
  • Роми и Мишель на встрече выпускников (1997);
  • Затерянный мир (1999).

Соната №8 Бетховена оправдывает значение собственного номера, ведь она имеет бесконечно неисчерпаемое содержание. Она будет вечно звучать и находить отклик в сердцах людей. Каждый слушатель сможет постигнуть безграничный мир, созданный гениальным композитором, имя которому Людвиг ван Бетховен.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: слушать «Патетическую сонату» Бетховена

Источник: https://soundtimes.ru/kamernaya-muzyka/udivitelnye-muzykalnye-proizvedeniya/betkhoven-pateticheskaya-sonata

Фортепианные сонаты Бетховена

32 сонаты:

а также:

Бетховен никогда не мыслил свои 32 сонаты для фортепиано как единый цикл. Однако в нашем восприятии их внутренняя целостность неоспорима. Играя и слушая сонаты, мы проходим вместе с мастером долгий путь от юношеских попыток “штурмовать небеса” (выражение самого Бетховена) до мистического слияния с Богом и Космосом в заключительной части последней сонаты.

Даже для Гайдна и Моцарта жанр фортепианной сонаты не значил столь много и не превращался ни в творческую лабораторию, ни в своеобразный дневник сокровенных впечатлений и переживаний.

Уникальность бетховенских сонат объясняется отчасти и тем, что, стремясь уравнять этот прежде сугубо камерный жанр с симфонией, концертом и даже музыкальной драмой, композитор почти никогда не исполнял их в открытых концертах.

Фортепианные сонаты оставались для него жанром глубоко личным, обращенным не к абстрактному человечеству, а к воображаемому кругу друзей и единомышленников. Впрочем, каждый из нас вправе войти в этот круг, привнеся в восприятие бетховенских сонат что-то новое и неповторимое.

32 сонаты охватывают почти весь творческий путь мастера. Над тремя первыми сонатами (opus 2), посвященными Йозефу Гайдну, он начал работать в 1793 году, вскоре после переезда из Бонна в Вену, а две последние завершил в 1822.

И если в сонатах opus 2 использованы некоторые темы из совсем ранних сочинений (трех квартетов 1785 года), то поздние имеют точки соприкосновения с Торжественной мессой (1823), которую Бетховен считал своим величайшим творением.

Первая группа сонат (№№ 1-11), созданная между 1793 и 1800 годами, чрезвычайно разнородна. Лидируют здесь “большие сонаты” (так обозначал их сам композитор), по размерам не уступающие симфониям, а по трудности превосходящие едва ли не всё, написанное тогда для фортепиано. Таковы четырехчастные циклы opus 2 (№№ 1-3), opus 7 (№ 4), opus 10 № 3 (№7), opus 22 (№11).

Бетховен, завоевавший в 1790-х годах лавры лучшего пианиста Вены, заявлял о себе как о единственно достойном наследнике умершего Моцарта и стареющего Гайдна. Отсюда – дерзновенно-полемический и в то же время жизнеутверждающий дух большинства ранних сонат, мужественная виртуозность которых явно выходила за рамки возможностей тогдашних венских фортепиано с их ясным, но не сильным звуком.

Впрочем, в ранних сонатах Бетховена изумляет также глубина и проникновенность медленных частей. “Уже на 28-м году жизни я был вынужден стать философом”, – сетовал позднее Бетховен, вспоминая, как начиналась его глухота, поначалу незаметная для окружающих, но окрашивавщая в трагические тона мировосприятие художника.

Авторское название единственной программной сонаты этих лет (“Патетической”, № 8), говорит само за себя.

В то же время Бетховен создавал изящные миниатюры (две легкие сонаты opus 49, №№ 19 и 20), рассчитанные на девичье или дамское исполнение. Родственны им, хотя далеко не так просты, и прелестная соната № 6 (opus 10 № 2), и излучающие весеннюю свежесть сонаты №№ 9 и 10 (opus 14). В дальнейшем эта линия продолжалась в сонатах № 24 (орus 78) и № 25 (opus 79), написанных в 1809 году.

После воинствующе образцовой сонаты № 11 Бетховен заявил: “Я недоволен своими прежними работами, хочу встать на новый путь”. В сонатах 1801-1802 годов (№№ 12-18) это намерение было блистательно реализовано. Идею сонаты-симфонии сменила идея сонаты-фантазии. Две сонаты opus 27 (№№ 13 и 14) прямо обозначены “quasi una fantasia”.

Однако это обозначение можно было бы предпослать и другим сонатам данного периода.

Бетховен словно пытается доказать, что соната – это скорее оригинальная концепция, нежели застывшая форма, и вполне возможен цикл, открывающийся вариациями и включающий вместо традиционной медленной части строгий “Траурный марш на смерть героя” (№ 12) – или, наоборот, цикл сонаты № 14, в начале которого звучит пронзительно-исповедальное Adagio, вызвавшее у поэта-романтика Людвига Рельштаба образ ночного озера, осиянного лунным светом (отсюда – неавторское название “Лунная соната”). Совершенно лишенная драматизма соната № 13 ничуть не менее экспериментальна: это дивертисмент почти калейдоскопически меняющихся образов. Зато соната № 17 с ее трагическими монологами, диалогами и говорящими без слов речитативами близка к опере или драме. Если верить свидетельству Антона Шиндлера, Бетховен связывал содержание этой сонаты (равно как и “Аппассионаты”) с “Бурей” Шекспира, однако отказывался давать какие-либо пояснения.

Даже более традиционные сонаты этого периода необычны. Так, четырехчастная соната № 15 уже не претендует на родство с симфонией и выдержана скорее в нежных акварельных тонах (не случайно за ней закрепилось название “Пасторальная”). Бетховен очень ценил эту сонату и, по свидетельству его ученика Фердинанда Риса, особенно охотно играл сдержанно-меланхолическое Andante.

Другая четырехчастная соната, № 18, имеет уникальный цикл, в котором нет медленной части, но есть и скерцо, и менуэт. Подобное решение Бетховен повторил позднее в своей Восьмой симфонии (1813).

Кульминационным периодом творчества Бетховена считаются 1802-1812 годы, и немногочисленные сонаты этих лет также принадлежат к вершинным достижениям мастера. Такова, например, создававшаяся в 1803-1804 годах, параллельно с Героической симфонией, соната № 21 (opus 53), которую иногда называют “Авророй” (по имени богини утренней зари).

Любопытно, что первоначально между первой частью и финалом помещалось прекрасное, но чрезвычайно протяженное Andante, которое Бетховен по зрелому размышлению издал в качестве отдельной пьесы (Andante favori – то есть “Любимое Andante”, WoO 57).

Композитор заменил его кратким сумрачным интермеццо, соединяющим яркие “дневные” образы первой части с постепенно высветляющимися красками финала.

Полная противоположность этой лучезарной сонате – написанная в 1804-1805 годах соната № 23 (opus 57), получившая от издателей название “Аппассионата”. Это сочинение огромной трагической силы, в котором важную роль играет использованный затем в Пятой симфонии стучащий “мотив судьбы”.

Соната № 26 (opus 81-a), созданная в 1809 году – единственная из 32, имеющая подробную авторскую программу. Три ее части озаглавлены “Прощание – Разлука – Возвращение” и выглядят как автобиографический роман, повествующий о расставании, тоске и новом свидании влюбленных.

Однако, согласно авторской ремарке, соната была написана “на отъезд его императорского высочества эрцгерцога Рудольфа” – ученика и мецената Бетховена, который 4 мая 1809 года был вынужден вместе с императорской семьей спешно эвакуироваться из Вены: город был обречен на осаду, обстрел и оккупацию войсками Наполеона.

Помимо эрцгерцога, из Вены тогда уехали почти все близкие друзья и подруги Бетховена. Возможно, среди них была и истинная героиня этого романа в звуках.

Почти романтический характер носит и написанная в 1814 году двухчастная соната opus 90 (№ 27), посвященная графу Морицу Лихновскому, который имел смелость полюбить оперную певицу и вступить с нею в неравный брак. Согласно Шиндлеру, Бетховен определял характер смятенной первой части как “борьбу между сердцем и рассудком”, а ласковую, почти шубертовскую музыку второй сравнивал с “беседой влюбленных”.

Пять последних сонат (№№ 28-32) относятся к позднему периоду творчества Бетховена, отмеченному загадочностью содержания, необычностью форм и предельной сложностью музыкального языка.

Эти очень разные сонаты объединяет еще и то, что почти все они, кроме № 28 (opus 101), написанной в 1816 году, сочинялись в расчете на виртуозные и выразительные возможности фортепиано нового типа – шестиоктавного концертного рояля английской фирмы “Бродвуд”, полученного Бетховеном в подарок от этой фирмы в 1818 году. Богатый звуковой потенциал этого инструмента наиболее полно раскрылся в грандиозной сонате opus 106 (№ 29), которую Ханс фон Бюлов сравнивал с Героической симфонией. Почему-то именно за ней закрепилось название Hammerklavier (“Соната для молоточкового фортепиано”), хотя это обозначение стоит на титульных листах всех поздних сонат.

В большинстве из них обретает новое дыхание идея сонаты-фантазии со свободно устроенным циклом и прихотливым чередованием тем. Это вызывает ассоциации с музыкой романтиков (то и дело слышится Шуман, Шопен, Вагнер, Брамс, и даже Прокофьев и Скрябин)…

Но Бетховен остается верен себе: его формы всегда безупречно выстроены, а концепции отражают свойственное ему позитивное мировосприятие.

Распространившиеся в 1820-х годы романтические идеи разочарованности, неприкаянности и разлада с окружающим миром остались ему чужды, хотя их отзвуки можно услышать в музыке скорбного Adagio из Сонаты № 29 и страдальческого Arioso dolente из Сонаты № 31.

И все же, невзирая на пережитые трагедии и катастрофы, идеалы добра и света остаются для Бетховена незыблемыми, а разум и воля помогают духу восторжествовать над страданиями и земной суетой. “Иисус и Сократ служили мне образцами”, – писал Бетховен в 1820 году.

“Герой” поздних сонат – уже не победоносный воитель, а скорее творец и философ, оружие которого – всепроникающая интуиция и всеобъемлющая мысль. Недаром две из сонат (№№ 29 и 31) завершаются фугами, демонстрирующими мощь созидающего интеллекта, а другие две (№№ 30 и 32) – созерцательными вариациями, представляющими собой как бы модель мироздания в миниатюре.

Великая пианистка Мария Вениаминовна Юдина называла 32 сонаты Бетховена “Новым заветом” фортепианной музыки (“Ветхим заветом” был для нее “Хорошо темперированный клавир” Баха). Действительно, они смотрят далеко в будущее, вовсе не отрицая породивший их XVIII век. И потому каждое новое исполнение этого гигантского цикла становится событием современной культуры.

(Лариса Кириллина. Текст буклета к циклу концертов Т.А.Алиханова (Московская консерватория, 2004))

Читайте также:  Осваиваем три вида минора

Источник: http://www.beethoven.ru/sonatas

Четыре популярные фортепианные сонаты, которые нельзя не знать

Франсуа Бонвен. Дама за спинетом

Подавляющая часть самых-самых популярных классических хитов – это, как правило, надёрганные из крупных сочинений фрагменты. Но культурный человек всё же должен знать, для какого художественного проекта классики писали все эти популярные мелодии.

1. Вольфганг Амадей Моцарт. Соната № 11 ля мажор

Эту сонату нельзя не знать, потому что её финал (3 часть) – самый популярный из всех моцартовских хитов: тот самый Турецкий марш.

Вообще вся соната – это такая нарядная и хитроумно устроенная музыкальная безделушка, забавная коллекция трёх национальных стилей.

В первой части (она тоже очень известна) причудливо варьируется мелодия итальянской песенки, во второй – французский менуэт, а в третьей – изображение бравого турецкого марша с имитацией янычарских инструментов: большого барабана, медных тарелок и флейты.

Моцарт имел большой успех у публики, когда играл её на своих академиях (авторских концертах по подписке).

Даниэль Баренбойм не только знаменитый дирижёр, но и блестящий пианист.

2. Людвиг ван Бетховен. Соната №14, до-диез минор (“Лунная”)

Нет такого человека, который не узнал бы первую часть этой сонаты с трёх первых звуков. Её постигла печальная судьба самого заигранного сочинения музыкальной классики. Ещё при жизни Бетховена она была так популярна, что вызывала раздражение автора.

Естественно, что со временем соната обросла всяческими легендами и мифами. Кстати, название тоже прицепилось случайно, Бетховен к нему отношения не имеет.

Снова Баренбойм. Бурная третья часть (с отметки 9.14) расставляет в этой истории все точки над “i”.

3. Людвиг ван Бетховен. Соната №17, ре минор

Некоторые темы Бетховена обладают каким-то загадочным очарованием. Например, популярная мелодия третьей части Семнадцатой сонаты.

Эту сонату называют “Буря”, но это название, как и “Лунная”, тоже не имеет к воле автора никакого отношения. Просто якобы когда-то кому-то Бетховен намекнул, что эта соната навеяна ему шекспировской “Бурей”. Так что не стоит считать, что финал этой сонаты есть именно картина какого-то природного катаклизма или штрома, как многие и полагают. Это было бы совсем уж примитивно.

У великого Григория Соколова в этой части точно никакой бури нет.

4. Фридерик Шопен. Соната №2, си-бемоль минор

Нет более мрачной сонаты в классической музыке. Она мрачно начинается, мрачно продолжается, и заканчивается смертью с последующим полным забвением. Если что светлое и мелькнёт в этом мраке, то только чтобы попрощаться с миром навеки.

Именно в этой сонате звучит знаменитый “похоронный марш Шопена” – это её третья часть (всего в сонате 4 части). Интересно, что у человека должно быть на душе, чтобы написать такую музыку в 27 лет?

Первый, кого похоронили под музыку этого марша, был сам Шопен. А дальше марш вообще отделился от сонаты и превратился в совершенно утилитарную вещь – ритуальную музыку для духового оркестра. Примерно такая же судьба постигла Свадебный марш Мендельсона из музыки к шекспировскому “Сну в летнюю ночь”. Но, учитывая контекст использования, Мендельсону повезло чуточку больше)

Марта Аргерих.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a7f384057906a312275b6ab/5b66a6f1f2aaf000a982fa4c

Фортепианные сонаты (Бетховен) – Piano sonatas (Beethoven)

Людвиг ван Бетховен написал свои 32 сонат между 1795 и 1822. Хотя изначально не предназначен , чтобы быть содержательным целом, как набор они составляют одну из самых важных коллекций произведений в истории музыки . Ганс фон Бюлов назвал их «Новый Завет» фортепианной литературы ( Иоганн Себастьян Бах «s Хорошо темперированный клавир быть„Ветхий Завет“).

Фортепианные сонаты Бетховена стали рассматриваться в качестве первого цикла крупных фортепианных пьес , подходящих для исполнения в концертном зале. Будучи подходит как для частного и публичного выступления, сонаты Бетховена образуют «мостик между мирами салона и концертного зала».

Список сонат

Ранние сонаты

Ранние сонаты Бетховена были под сильным влиянием тех, Гайдна и Моцарта. Тем не менее, он начал искать новые способы составления его сонаты. Его соната № 1, 2, 3, 4, 7 и 11 было четыре движения длинного, что было очень необычно в свое время.

  • Opus 2: Три сонаты (1795)
  • Opus 7: Соната для фортепиано № 4 ми-бемоль мажор ( “Большая соната”) (1797)
  • Opus 10: Три сонаты (1798)
  • Opus 13: Соната для фортепиано № 8 до минор ( “патетическая”) (1798)
  • Opus 14: Две сонаты (1799)
  • № 1: Соната № 9 ми мажор (также расположены композитором для струнного квартета фа мажор (H 34) в 1801 году)
  • № 2: Соната № 10 соль мажор

Opus 22: Соната для фортепиано № 11 в Б-бемоль мажор (1800)

Средний сонаты

После того, как он написал свои первые 15 сонаты (до Op. 28), он писал Венцель Крамфолс , «С этого момента, я собираюсь принять новый путь.» Сонаты Бетховена этого периода сильно отличаются от своих предыдущих.

Его экспериментирование в модификации общей формы сонаты Гайдна и Моцарта стало более смелым, как и глубина выражения. Большинство Романтический период сонаты были под сильным влиянием тех Бетховена.

После того, как 1804, Бетховен прекратил публикацию сонату в наборах , и только в составе их как единый опус. Непонятно , почему он сделал это.

  1. Opus 26: Соната для фортепиано № 12 ля-бемоль мажор ( “Похоронный марш”) (1801)
  2. Opus 27: Две сонаты (1801)
  3. Opus 28: Соната для фортепиано № 15 ре мажор ( “Пастораль”) (1801)
  4. Opus 31: Три сонаты (1802)
  5. Opus 49: Две сонаты (в составе 1795-6, опубликован 1805)
  • Номер 1: Соната для фортепиано № 19 соль минор
  • № 2: Соната № 20 соль мажор

Opus 53: Соната для фортепиано № 21 до мажор ( “Waldstein”) (1803)

  • WoO 57: Andante Favori – Оригинальная средняя часть сонаты “Waldstein” (1804)
  • Opus 54: Соната для фортепиано № 22 фа мажор (1804)
  • Opus 57: Соната для фортепиано № 23 фа минор ( “Аппассионата”) (1805)
  • Opus 78: Соната для фортепиано № 24 фа-диез мажор ( “A”) Thérèse (1809)
  • Opus 79: Соната № 25 соль мажор ( “Кукушка”) (1809)
  • Опус 81а: Соната для фортепиано № 26 в Е-бемоль мажор ( “Les adieux / Das Lebewohl”) (1810)

Поздний сонаты

Поздние сонаты Бетховена были одни из самых сложных работ , и некоторые из сегодняшнего самых трудного репертуара.

Но опять же , его музыка нашла новый путь, часто включая fugal технику и отображая радикальный отход от традиционной сонатной формы. Hammerklavier была сочтена самым трудным соната Бетховена еще.

На самом деле, это не считается неиграбельным до почти 15 лет спустя, когда Лист играл на концерте.

  1. Opus 90: Соната для фортепиано № 27 ми минор (1814)
  2. Opus 101: Соната для фортепиано № 28 ля мажор (1816)
  3. Opus 106: Соната для фортепиано № 29 си-бемоль мажор ( “Hammerklavier”) (1818)
  4. Opus 109: Соната для фортепиано № 30 ми мажор (1820)
  5. Opus 110: Соната для фортепиано № 31 в А-бемоль мажор (1821)
  6. Opus 111: Соната для фортепиано № 32 до минор (1822)

Представления и записи

В одном концертном цикле, целых 32 сонаты были впервые выполнены Ганса фон Бюлова .

Ряд других пианистов уже эмулировать этот подвиг, в том числе Артура Шнабеля (первый с Бюлов , чтобы играть полный цикл в концерте из памяти), Роджер Вудвард и Майкл Houstoun , который выполнил полный цикл сонат дважды; Первые в возрасте 40 лет , а затем 20 лет спустя , в 2013 году Аррау завершил набор несколько раз.

Первый пианист , чтобы сделать полную запись был Шнабель, который записал их для EMI между 1932 и 1935.

Другими пианистами сделать полные записи включают Аррау (дважды, 1962-66 и 1984-90), Владимир Ашкенази , Бакхауз , Daniel Баренбойм , Malcolm Биннзы и Рональд Brautigam (на период фортепиано), Альфред Брендел , Рудольф Бухбиндер , Джон О'Конор , Анни Фишер , Клод Франк , Ричард Гуд , Мария Гринберг , Гульд , Джен Джандо , Вильгельм Кемпф , Мари Кодам , Антон Куерти , Пол Льюис , HJ Lim , Луи Lortie , Kun-Woo Пайк , Alfredo Perl , Поллини , Бернард Робертс , Андраш Шифф , Рассел Шерман , Роберт Тауб , и Джерард Виллемс . Известные их Бетховен, как Соломон и Эмиль Гилельс начали запись сонат, но и не завершен. В то время как Соломон перенес окончание карьеры инсульта, Гилельс умер прежде , чем он успел закончить свой собственный набор.

Канадский пианист Гленн Гульд , записанные выбрана соната, но никогда не записывал всю серию.

В 1970 году Даниэль Баренбойм установил мировой рекорд , как самый молодой пианист , когда – либо записывать полные сонаты Бетховена (сделать это в период с 1967 по 1970 год ). В 2011 году этот рекорд был побит HJ Лим и снова два года спустя, в 2013 году китайским пианистом Mélodie Чжао , когда она записала полные 32 сонаты в возрасте 19 лет, выпущенные Клаве отчеты .

Договоренности

Op. 106 сонаты была организована Вейнгартнером для эпохи романтизма оркестра.

Рекомендации

Литература

  • Розен, Чарльз (2002). Сонаты Бетховена: Короткие компаньоны . Yale University Press. ISBN  978-0-300-09070-3 .
  • Тови, Дональд (1999). Компаньон для фортепиано сонаты Бетховена . Ассоциированный Совет Королевской школы музыки. ISBN  978-1-86096-086-4 .
  • Тауб, Роберт (2009). Воспроизведение фортепианных сонат Бетховена . Amadeus Press. ISBN  978-1-57467-178-0 .
  • Behrend, Уильям (1988). Людвиг Ван Бетховен Pianoforte сонаты . Ams Pr Inc. ISBN  978-0-404-12861-6 .
  • Мэттьюз, Денис (1967). Бетховен фортепианные сонаты . Британская радиовещательная корпорация.
  • Дрейк, Кеннет (2000). Сонаты Бетховена и творческий опыт . Indiana University Press. ISBN  978-0-253-21382-2 .
  • Harding, Генри Альфред (2010). Анализ формы в сонатах Бетховена . Набу Press. ISBN  978-1-176-31116-9 .

внешняя ссылка

  • Бетховен лекционного концерты в Wigmore Hall, Лондон по Андраш Шифф

Источник: https://ru.qwe.wiki/wiki/Piano_sonatas_%28Beethoven%29

Жанр фортепианной сонаты в творчестве Бетховена

Интерес Бетховена к фортепианной сонате был постоянным: первый опыт в этой области – 6 боннских сонат [1] – датируется 1783 годом. Последняя соната op.111 завершена в 1822 году. Следовательно, жанр сонаты сопутствовал композитору в течение всей творческой деятельности, поэтому здесь отчетливее всего прослеживается эволюция его стиля.

Фортепианная соната – «творческая лаборатория» Бетховена

Фортепианная соната, наряду со струнным квартетом, была главной творческой лабораторией Бетховена. Здесь ранее всего сформировались главные  особенности его стиля – характерный тематизм, манера изложения, метод композиции.

  Показательно, что жанр сонаты у Бетховена значительно опережал развитие жанра симфонии: большинство бетховенских сонат было создано до 1806 года («Аппассионата», кульминация сонатного творчества, была ровесницей 3-й, «Героической» симфонии).

В сонате в камерном плане испытывались наиболее смелые замыслы, чтобы позднее получить монументальное воплощение в симфониях. Так, «Похоронный марш на смерть героя» 12 сонаты явился прообразом траурного марша 3 симфонии. Идеи и образы «Аппассионаты» подготовили 5 симфонию.

Пасторальные мотивы «Авроры» получили развитие в 6-й, «Пасторальной» симфонии. От речитативов 17 сонаты протянулись нити к речитативам 9 симфонии. Таким образом, поиски «нового пути», которые Бетховен вел на подступах к 3-й симфонии, сопровождались мощным сонатным потоком (до 1806 г.

создано большинство бетховенских фортепианных сонат).

Как только новая манера письма была окончательно найдена, в сонатном творчестве наступило длительное «затишье»: за десять лет композитор написал только 4 сонаты (№№ 24-27).

Аналогичным образом утверждался и стиль позднего Бетховена.

Лишь после всестороннего «испытания» в последних пяти фортепианных сонатах (№№28-32) он получил развитие в «Торжественной мессе», поздних квартетах, 9-й симфонии [2].

Пианизм Бетховена (пианист – оратор)

Каждая бетховенская соната – это  новый шаг вперед в освоении  выразительных ресурсов фортепиано, тогда еще совсем юного инструмента. В отличие от Гайдна и Моцарта, Бетховен никогда не обращался к клавесину, признавая только фортепиано.

Его возможности он знал великолепно, будучи совершеннейшим пианистом. Слава пришла к нему прежде всего как к концертирующему виртуозу.

Гениальный новатор, он и в исполнительском искусстве был революционером, прокладывающим свой независимый, совершенно индивидуальный путь.

Пианизм Бетховена – это пианизм нового героического стиля, в высшей степени насыщенный идейно и эмоционально. Он был антиподом всякой светскости и утонченности. Он резко выделялся на фоне модного в ту пору виртуозного направления, представленного именами Гуммеля, Вельфеля, Гелинека, Липавского и других, соперничавших с Бетховеном венских пианистов.

Читайте также:  Ableton arpeggiator — генератор переливов

Они блистали мелкой «бисерной» техникой, филигранной отточенностью каждой детали. В бетховенском же исполнении, по-видимому, больше поражали не частности, а общее, образ произведения в целом. Игру Бетховена современники сравнивали с речью оратора, с «дико пенящимся вулканом».

Она поражала неслыханным динамическим напором и мало считалась с внешним техническим совершенством.

По воспоминаниям Шиндлера, пианизму Бетховена была чужда детализированная живопись, ему был свойственен крупный штрих. Исполнительская манера Бетховена требовала от инструмента плотного, могучего звучания, полноты кантилены, глубочайшей проникновенности.

Бетховен предпочитал исполнять публично только свои произведения. Исключение было сделано для ре-минорного концерта Моцарта (сохранилась бетховенская каденция к этому моцартовскому шедевру). Чаще же всего Бетховен импровизировал, и эти импровизации доводили слушателей до слёз, до восторженного потрясения.

Сам композитор, не менее потрясенный грандиозностью вдохновивших его идей, порой разражался… смехом. «Художники пламенны, они не плачут», – говорил он. Вместе с тем, игра Бетховена была лишена какой бы то ни было претенциозности. Поведение за инструментом было простым и сдержанным.

Страсть прорывалась лишь в богатой мимике.

Сонатность как метод мышления

Бетховен импровизировал в различных музыкальных формах – рондо, вариационной, но чаще всего в сонатной. Именно сонатная форма в наибольшей степени отвечала характеру бетховенского мышления: он мыслил «сонатно», подобно тому, как И. С. Бах даже в гомофонных своих композициях нередко мыслил категориями фуги.

Вот почему среди всего жанрового разнообразия бетховенского фортепианного творчества (от концертов, фантазий и вариаций до миниатюр) жанр сонаты закономерно выделился как самый значительный. И вот почему характерные признаки сонаты пронизывают бетховенские вариации и рондо.

Соната в наибольшей мере отвечала природе бетховенского гения.

Оркестровая трактовка фортепиано

У Бетховена фортепиано впервые зазвучало как целый оркестр, с чисто оркестровой мощью (это будет развито Листом, А. Рубинштейном). Фактурная многоплановость, сопоставление далёких регистров, ярчайшие динамические контрасты, громады многозвучных аккордов, богатая педализация – всё это характерные приёмы бетховенского фортепианного стиля.

Не удивительно, что его фортепианные сонаты подчас напоминают симфонии для фортепиано, им явно тесно в рамках современной камерной музыки. Творческий метод Бетховена в принципе един как в симфонических, так и в фортепианных произведениях. (Кстати, симфонизм бетховенского фортепианного стиля, т.е.

его приближение к стилю симфонии, даёт о себе знать с первых же «шагов» композитора в жанре фортепианной сонаты  – в ор.2 ).

Фортепианные сонаты Бетховена поднимаются до уровня симфоний и в отношении гражданской значимости идей, ничуть не уступая симфониям. Их образный мир ошеломляюще разнообразен.

Мятежные порывы соседствуют здесь с сокровенными лирическими исповедями, моменты философских размышлений с картинами природы, суровые «роковые» образы, трагедийные конфликты с жизнеутверждающей героикой.

Бетховен чрезвычайно расширил эстетические границы фортепианной музыки, обогатив её образами героической борьбы, предельного напряжения духовных сил, преодолевающих все препятствия.

Однако, будучи у Бетховена жанром больших философских обобщений, соната, по сравнению с симфонией, более личная область творческого высказывания. Здесь Бетховен не столько «Шекспир масс» (Стасов), сколько «Шекспир человеческой души».

Асафьев: «Сонаты Бетховена – это вся жизнь человека. Кажется, что нет эмоциональных состояний, которые так или иначе не нашли бы здесь своего отражения, нет душевных конфликтов, которые не преломились бы в музыкально-философском плане…»

Обновление сонатного цикла

В истории фортепианной сонаты «бетховенский этап» – наиважнейший. Начав с образцов, во многом близких сонатам предшественников (Ф.Э. Бах, Гайдн, Моцарт) именно Бетховен довел классическую сонату до высшей кульминации и открыл путь сонате романтической. В его творчестве традиционный сонатный цикл особенно бурно обновляется.

Начиная со 2 сонаты, менуэт уступает место скерцо (хотя ещё не раз встретится в последующих сонатах). Наряду с частями, составляющими основу классической сонаты, в неё входят марши (№№12, 28), фуги (№№ 28, 29, 31), инструментальные речитативы (в 17 сонате), ариозо (в 31) и т. д.

Поразительно разнообразие композиционных решений: в 12 сонате 1 часть написана в вариационной форме; в 13 – сонатное Allegro вообще отсутствует; 14, «Лунная», начинается как бы сразу со второй, медленной части; в «Авроре» (№21) 2 часть – интродукция – является расширенным вступлением к финалу; в 19, 20, 22, 24, 27, 32 всего две части; в 1-4, 7, 11, 12, 13, 15, 18, 29 – четыре.

О программности

Многие бетховенские сонаты получили программное толкование. Так, история создания и посвящения 14 сонаты дали повод рассматривать её как любовную исповедь композитора. Иногда сам Бетховен указывал на литературные ассоциации, возникшие у него при сочинении музыки.

Известно, что содержание 17 и 23 сонат он связывал с шекспировской «Бурей». Но, по существу, единственная программная соната Бетховена с им самим данными названиями частей («Прощание», «Разлука», «Встреча») – № 26. Кроме того, Бетховену принадлежит название «Большая патетическая», данное 8 сонате.

Распространённые же названия «Лунная», «Аврора», «Аппассионата» не являются авторскими.

[1] Они не вошли в собрание 32-х бетховенских сонат.

[2] Вместе с тем, начиная с 3 симфонии можно говорить и об обратном влиянии симфонии на сонату. Так, новые черты бетховенского симфонизма, достигнутые в «Героической» симфонии, оказали несомненное воздействие на «Аппассионату».

Источник: http://musike.ru/index.php?id=36

Кремлёв Ю. Фортепианные сонаты Бетховена

Введение

Фортепианные сопаты Бетховена с давних пор стали драгоценным достоянном человечества. Их знают, играют и любят во всех странах мира.

Замечательны при этом масштабы музыкального бытования бетховенских сонат. Многие из них прочно вошли в  педагогический репертуар, стали неотъемлемой его часчыо.

И, однако, это обстоятельство нисколько не приковало фортепианные сонаты Бетховена к сфере учебного музицирования: они остаются желанными номерами концертных программ, а овладение всем циклом бетховенского сонатного фортепианного творчества — заветная мечта каждого серьезного пианиста.

Причины широчайшей популярности фортепианных сонат Бетховена, простирающейся от классов музыкальных школ до эстрад филармонии, заключены. конечно, не только в самом факте принадлежности их гениальному композитору, одному из величайших музыкантов всех времен и народов.

Причины эти также в том, что фортепианные сонаты относятся, в подавляющем большинстве, к числу лучших сочинений Бетховена и в своей совокупности, глубоко, ярко, разносторонне отражают его творческий путь.

Это не значит, конечно, что круг художественных идей фортепианных coнат исчерпывает все основные тенденции бетховенской музыки.

Самый жанр камерного фортепианного творчества побуждал композитора обращаться к иным категориям образов, чем, скажем, в симфониях, увертюрах, концертах.

В симфониях Бетховена меньше непосредственной лирики; она яснее дает себя знать как раз в фортепианных сонатах.

Цикл из тридцати двух сонат, охватывающий период от начала девяностых годов XVIII столетия до 1822 года (дата окончания последней сонаты), служит как бы летописью духовной жизни Бетховена; в этой летописи события запечатлены порой подробно п последовательно, порой со значительными пробелами.

Было бы, однако, большой ошибкой рассматривать фортепианные сонаты Бетховена только как своего рода интимный дневник.

Нет, Бетховен везде и всегда оставался художником и гражданином, глубоким мыслителем, настойчиво п неуклонно стремившимся к высшим философским обобщениям этики и эстетики. Как социальные события, так и факты личной жизни и служили Бетховену материалом таких обобщений.

Поэтому в тех же фортепианных сонатах масштабы образов не раз расширяются: замкнутое становится грандиозно объемным, личное вырастает до социального, выражая трепетом лирических эмоций отголоски общественных бурь.

И эти качества ряда бетховепекпх фортепианных сонат, позволяющие им приблизиться к бетховенскому симфонизму, служат добавочным мерилом их великого значения, их исключительной ценности. Скачать книгу

ВНИМАНИЕ

Источник: https://notkinastya.ru/kremlyov-yu-fortepiannye-sonaty-bethovena/

Топ 10 самых известных произведений Бетховена

Наш топ 10 самых известных произведений Бетховена расскажет о знаменитых мелодиях, которые знает, пожалуй, каждый любитель классической музыки.

Это произведение было создано Бетховеном в 1799 году. Его опубликовали в декабре того же года под названием «Большая патетическая соната». Композитор посвятил свое творение князю Карлу фон Лихновскому.

Это музыкальное произведение Бетховен написал к стихам Гете. Песня была опубликована в 1805 году. С тех пор она стала очень популярна. В наши дни ее нередко используют в музыкальных школах. Ведь эту детскую песенку несложно выучить, да и звучит она очень приятно. Текст рассказывает историю маленького мальчика, который путешествует по миру со своим необычным другом: дрессированным сурком.

В 1809 году Бетховен получил заказ на музыку от Венского Придворного театра. Взявшись за работу, он написал музыкальное сопровождение к трагедии Гете «Эгмонт».

Сюжет рассказывает о том, как мужчина по имени Эгмонт поднял восстание в Нидерландах против испанцев. Центрального персонажа ждет печальный финал, но все же ему удается достичь своей основной цели.

Премьера «Эгмонта» состоялась в 1810 году.

Это произведение входит в число самых известных сонат Бетховена. Композитор посвятил свое творение графу Францу фон Брунсвику. Первая публикация этого музыкального произведения состоялась в феврале 1807 года в Вене.

Композитор посвятил этот концерт эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому. Премьера состоялась 11 декабря 1811 года в Лейпциге. Это музыкальное произведение сразу получило огромный успех и восхищение слушателей.

«Концерт для скрипки с оркестром, ор. 61» – единственный законченный скрипичный концерт Бетховена. Автор посвятил это свое творение другу – Францу Клементу, который был известным композитором и скрипачом. Премьера концерта была назначена на 23 декабря 1806 года и состоялась в Вене.

Сольную часть своего творения Бетховен заканчивал непосредственно перед выступлением, так что Клемент был вынужден исполнять некоторые отрывки без каких-либо репетиций. Премьера не принесла концерту успеха. Это творение Бетховена еще долго не исполнялось.

Композитор был вынужден переделать его, поставив в центр музыкальной картины не скрипку, а фортепиано. Однако в 1844 году все изменилось. Скрипач Иозеф Иоахим с оркестром Королевского филармонического общества под управлением Феликса Мендельсона вновь исполнил скрипичный концерт Бетховена.

Тогда-то это произведение и обрело популярность. Сейчас оно входит в число самых исполняемых концертов для скрипки с оркестром.

Эта симфония также известна, как «Хоральная». Она является последней законченной симфонией Бетховена.

Тема второй части была написана еще в 1815 году, но всерьез за работу над этим произведением композитор взялся только в 1822 году. Спустя 2 года состоялось первое публичное исполнение в Вене.

Симфония стала довольно популярна. Например, в Японии она считается новогодней мелодией и по сей день исполняется в канун праздника.

За это произведение Бетховен взялся в 1804 году. В то время у композитора уже были большие проблемы со слухом, но это не помешало ему продолжить работу.

Правда, Бетховен был вынужден прерываться на написание других произведений: например, «Сонаты №23» и «Симфонии №4». «Симфонию №5, ор. 67» композитор закончил в 1808 году, и тогда же состоялась премьера.

А вот посвящение к симфонии – князю Ф. Й. фон Лобковицу и графу А. К. Разумовскому – Бетховен написал лишь спустя год.

Неизвестно, когда именно была написана эта пьеса-багатель. Ее рукопись нашли только в 1865 году и опубликовали уже после смерти Бетховена. Неизвестно, кому именно композитор посвятил свой шедевр.

Ведь почерк был неразборчивым, и надпись могла означать «К Элизе» или «К Терезе».

В таком случае, музой могла быть ученица Бетховена Тереза, его подруга Элизабет или даже жена российского императора Александра I – Елизавета Алексеевна.

Это произведение Бетховен закончил в 1801 году, в сложный период своей жизни. Во-первых, у композитора начались проблемы со слухом. А во-вторых, отношения с графиней Джульеттой Гвиччарди, на которой хотел жениться Бетховен, закончились разрывом. В итоге, композитор посвятил «Лунную сонату» своей возлюбленной.

Классическая музыка невероятно красива, а потому продолжает очаровывать слушателей даже спустя века после своего создания.

Источник: http://top5-top10.ru/top-10-samyx-izvestnyx-proizvedenij-betxovena/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector