Как преодолевать технические трудности в игре на фортепиано? полезное для учащихся музыкальных школ и училищ

Как преодолевать технические трудности в игре на фортепиано? Полезное для учащихся музыкальных школ и училищБывает так, что недостаточная техническая подготовка не позволяет пианисту сыграть то, что ему хочется. Поэтому заниматься упражнениями на развитие техники нужно ежедневно, хотя бы по полчаса. Только тогда всё сложное разрешается и получается, и появляется техническая свобода, позволяющая забыть о трудностях и целиком отдаться воплощению музыкального образа.

В данной статье мы расскажем о нескольких эффективных методах преодоления технических сложностей. Вначале – ключевая мысль. Она такова: любое сложное состоит из чего-нибудь простого.

И это не секрет! Главной чертой всех методов, которые вам будут представлены, как раз и будет работа над разложением сложных мест на простые элементы, проработка этих элементов по отдельности, а затем очередное соединение простых вещей между собой в целое. Надеюсь, не запутались!

Итак, про какие методы технической работы на фортепиано мы будем говорить? Про метод остановок, темповых метаморфоз, смену рук, про метод накопления и про игру гамм. Теперь обо всём последовательно и обстоятельно. Не будем обсуждать игру отдельными руками – здесь и так всё ясно: играть партии отдельно правой и левой руки жизненно необходимо.

Метод «остановок»

Многовариантное упражнение «остановки» заключается в том, что пассаж разделяется на несколько частей (пусть даже две).

Только делить нужно не как попало, а так, чтобы каждую часть в отдельности было легко сыграть.

Обычно местом деления становится нота, на которой происходит подкладывание первого пальца или то место, где требуется серьёзно переместить руку (это называется поменять позицию).

Заданное количество нот играется в быстром темпе, потом мы останавливаемся, чтобы проконтролировать наши движения и приготовить следующий «забег». Сама остановка максимально освобождает кисть руки и даёт время сконцентрироваться для подготовки к последующему пассажу.

Иногда остановки выбираются соответственно ритмическому рисунку музыкального произведения (например, через каждые четыре шестнадцатые). В этом случае после проработки отдельных фрагментов, их можно склеивать – то есть соединять, чтобы останавливаться в два раза реже (уже не через 4 ноты, а через 8).

Иногда остановки делаются и по другим причинам. Например, контролирующая остановка перед «проблемным» пальцем. Скажем, какой-нибудь четвёртый или второй палец нечётко играет свои ноты в пассаже, тогда мы его специально выделяем – останавливаемся перед ним и делаем его приготовление: замах, «ауфтакт», или просто репетируем (то есть повторяем) его несколько раз («играй уже, собака такой!»).

Во время занятий требуется предельная собранность – мысленно следует представлять группу (внутренне предслышать), чтобы не пропустить остановку. При этом кисть руки должна быть свободной, звукоизвлечение ровным, чётким и лёгким. Упражнение можно варьировать, оно способствует быстрому усвоению текста и аппликатуры. Движения автоматизируются, появляется свобода и виртуозность в исполнении.

Пробегая пассаж, важно не зажимать руку, не стучать и не скользить поверхностно по клавишам. Каждая остановка должна быть проработана хотя бы по 5 раз (это займёт много времени, но даст желаемый результат).

Игра гамм во всех тональностях и видах

Гаммы разучиваются попарно – минорная и мажорная параллельные и играются в любом темпе в октаву, терцию, сексту и дециму. Вместе с гаммами изучаются короткие и длинные арпеджио, двойные ноты и септаккорды с обращениями.

Скажем по секрету: гаммы для пианиста – всё! Тут вам и беглость, тут вам и сила, тут вам и выносливость, и чёткость, и ровность, и ещё множество полезных фишек. Поэтому просто полюбите работу над гаммами – она действительна приятна.

Представьте, что это массаж для ваших пальчиков.

А вы ведь их любите? Играйте по одной гамме во всех видах ежедневно, и всё будет здорово! Упор делают на тональности, в которых написаны произведения, присутствующие в программе на данный момент.

Руки во время исполнения гамм не должны быть зажаты (они вообще никогда не должны быть зажаты), звук крепкий (но музыкальный), синхронность идеальная. Плечи не подняты, локти не прижаты к телу (это сигналы зажатости и технических ошибок).

В игре арпеджио не следует допускать «лишних» движений корпуса. Дело в том, что этими самыми движениями корпуса подменяются истинные и необходимые движения рук. Отчего двигают корпусом? Оттого что пытаются перемещаться по клавиатуре, от малой октавы к четвёртой, с прижатыми к телу локтями.

Так не годится! Двигаться должен не корпус, двигаться должны руки.

Во время игры арпеджио движение вашей кисти должно напоминать движение скрипача в тот момент, когда он плавно ведёт смычок (только траектория движения руки скрипача – по диагонали, а ваша траектория будет горизонтальной, так что, наверное, лучше подсмотреть эти движения даже не у скрипачей, а у виолончелистов).

Увеличение и уменьшение темпа

Быстро умеет играть тот, кто умеет быстро думать! Это простая истина и ключ к такому умению.

Если вы хотите сыграть сложное виртуозное произведение в быстром темпе без всяких «аварий», то нужно научиться играть его ещё быстрее, чем требуется, при этом должны соблюдаться фразировка, педализация, динамика и всё остальное. Главная цель применения этого метода – научиться контролировать процесс игры в быстром темпе.

Поиграть в более высоком темпе можно всё произведение, а можно проработать таким же образом только отдельные сложные пассажи. Однако, есть одно условие и правило. В «кухне» ваших занятий должны царить гармония и порядок. Недопустимо играть только быстро или только медленно. Правило такое: сколько раз сыграли произведение быстро, столько же раз проигрываем его медленно!

Про медленную игру мы все знаем, но почему то иногда ею пренебрегаем, когда нам кажется, что всё и так получается. Запомните: медленная игра – умная игра.

И если вы не в состоянии проиграть выученное наизусть произведение в замедленном темпе, значит, вы его не выучили, как следует! В медленном темпе решаются многие задачи – и синхронизации, и педализации, и интонации, и аппликатуры, и контроля, и слуха. Выбирайте одно какое-нибудь направление и следите за ним в «замедленной» съёмке.

Обмен между руками

Если в левой руке (например) встречается технически неудобный рисунок, целесообразно играть его на октаву выше правой, для концентрации внимания на этой фразе. Ещё один вариант заключается в полной смене рук (но он подходит не для каждого произведения).

То есть партия правой руки разучивается левой и наоборот – аппликатура, конечно, меняется. Упражнение весьма трудно и требует большого терпения.

В результате не только разрушаются технические «неподъёмности», но и возникает слуховая дифференциация – ухо почти автоматически отделяет мелодию от аккомпанемента, не давая им угнетать друг друга.

Метод накопления

Про метод накопления мы уже сказали пару слов, когда обсуждали игру с остановками. Он состоит в том, что пассаж проигрывается не весь сразу, а постепенно – сначала 2-3 ноты, затем к ним добавляются остальные по одно до тех пор, пока не сыгран весь пассаж отдельными руками и вместе. Аппликатура, динамика и штрихи – строго одни и те же (авторские или редакторские).

К слову, накапливать можно не только с начала пассажа, но и с его конца. Вообще, полезно учить отдельно концы пассажей. Ну а если вы проработали сложное место методом накопления слева направо и справа налево, то вы не запнётесь, даже если захотите запнуться.

Автор – Марина Валиулина

Как преодолевать технические трудности в игре на фортепиано? Полезное для учащихся музыкальных школ и училищ

Источник: https://music-education.ru/kak-preodolevat-tehnicheskie-trudnosti-v-igre-na-fortepiano/

Методы преодоления технических трудностей в игре на фортепиано

Методы преодоления технических трудностей в игре на фортепиано

Исполнение на фортепиано как процесс творческий возможно лишь при технической готовности учащегося к воспроизведению нотного текста, достижения свободы владения материалом для воплощения художественного замысла. Поэтому задачей первостепенной важности для учащихся любой возрастной группы является освоение и совершенствование техники владения инструментом, т.е. фортепианной техники.

Работа над техническими заданиями начинается с их осмысления. Это правило должно стать законом для исполнителя. Только полностью познанное умом, может стать предметом тренировок. Ф.

Бузони говорил: «Для технического совершенствования требуются в меньшей степени физические упражнения, а в гораздо большей – психически ясное представление о задаче – истина, которая может быть ясна не всякому фортепианному педагогу, но которая известна каждому пианисту, достигшему своей цели путем самовоспитания и размышлений».

Умение виртуозно исполнять упражнения, гаммы и арпеджио чрезвычайно облегчают преодоление трудностей в художественных произведениях и этюдах. Ведь качественное исполнение музыкальных сочинений – одна из главных целей каждого пианиста. Стремясь к этой цели и овладевая конкретными исполнительскими задачами, пианист отшлифовывает и свою технику.

Играя упражнения, особенно гаммы, аккорды и арпеджио, пианист приучает свои пальцы выполнять наиболее типичные для фортепианного изложения последования, из которых состоят эти технические формулы.

Хорошо известно, что работа над музыкальным произведением является основой обучения игре на фортепиано, и, кроме того, представляет собой целостный единый и сложный процесс, который включает в себя множество проблем.

Несомненно, речь идет о проблеме звучания, точности фразировки и ритма, аппликатуры и педализации, в целом – о выразительности исполнения, исполнительской технике, то есть об использовании комплекта средств, необходимых для воплощения художественного образа.

Всё это немыслимо вне соответствующих игровых движений, то есть теснейшим образом связано с развитием техники.

Известно, что к числу главных недостатков в техническом развитии пианиста относится зажатость, скованность аппарата. Одна из причин зажатости заключается в искусственности игровых приёмов, не увязанных с музыкальными задачами. А техническая тяжеловесность, слабая подвижность, статичность и метричность нередко происходят от отсутствия ощущения горизонтального движения музыки, её развития.

С первых уроков с начинающим учеником осуществляется работа над прикосновением к клавиатуре, ощущением работы всего механизма звукоизвлечения при контакте подушечки пальца с клавишей, начинается процесс технического развития ученика.

Само слово «техника» происходит от греческого слова techne, которое означает «искусство», «мастерство».

Фортепианная техника- дело чрезвычайно точное и многообразное, требующее постоянного включенного слухо-двигательного контроля-процесса, для которого необходимо немалые умственные усилия, особенно, когда неправильные навыки («зажимы») уже успели, «пустить корни» в подсознание ученика.

Можно сказать, что напряженный слухо-двигательный контроль и психологический комфорт- два гаранта успешного освоения фортепианной техники. Много литературы написано о развитии всех её видов– так называемой мелкой техники, аккордовой, техники двойных нот и так далее. Авторы наилучших фортепианных этюдов и упражнений – К.

Черни, Крамер, М. Клементи и др. – находили обобщенные, сконцентрированные технические формулы, освоение которых помогает овладеть различными вариантами этих формул в художественных произведениях. В воспитании техники большое значение имеет систематичность приобретения навыков.

Читайте также:  Как выбрать пианино для ребенка

И вот тут возникает вопрос- надо ли музыканту- исполнителю для развития техники прибегать к специальным упражнениям? Этот вопрос разрешался педагогами по-разному. О необходимости кратких ежедневных упражнений говорил и замечательный представитель русского пианизма К. Игумнов.

«Многие люди делают утреннюю зарядку перед тем, как идти на работу. Такую же зарядку должны делать наши пальцы, перед тем, как начать заниматься…».

Ведь упражнения, как бы вводят ученика в правильное пианистическое самочувствие и способствуют выработке гибкости, подвижности, выразительности и чуткости пианистического аппарата.

В педагогической практике используются различные виды упражнений.

Для применения можно использовать сборники упражнений, сообразуясь с потребностью того или иного ученика: для детей – из «Подготовительных упражнений к различным видам фортепианной техники». Е. Гнесиной, для более подвинутых учеников из «160 восьмитактовых упражнений» ор. 821 К. Черни, «Новой формулы» В. Сафонова, упражнений А. Корто, М. Лонг.

Для расширения и обновления педагогического репертуара на начальном этапе обучения, а также в качестве дополнительного материала к имеющимся школам и пособиям создан сборник 50 упражнений для беглости пальцев Т.

Симоновой «Скороговорки для фортепиано» доступность, знакомство с новыми музыкальными образами и техническими комбинациями – характерная черта данного сборника.

Нельзя обойти стороной и упражнения Ш. Ганона. Поскольку они, в свою очередь, содержат материал разной трудности. Но как полезное сделать ещё и интересным? Ведь пути развития пианиста в двигательном отношении, как и во всех других, индивидуальны.

Тут педагогу нужно проявить фантазию: можно варьировать штрихи, ритм (добиваясь ритмической точности в избранной вами фигуре), не забывайте о динамических нюансах (играйте с различными оттенками, используйте крещендо и диминуэндо), экспериментируйте с тембровыми красками. Но при этом следует помнить известное правило В.

Сафонова: «Играй всегда так, чтобы пальцы твои шли за головой, а не голова за пальцами».

Г.Г. Нейгауз в книге «Об искусстве фортепианной игры» приводит свой вариант систематики видов техники:

  1. Взятие одной ноты.
  2. Две-три-четыре-пять нот в виде трелей.
  3. Гаммы.
  4. Арпеджио.
  5. Двойные ноты вплоть до октав.
  6. Аккорды.
  7. Переносы и скачки.
  8. Полифония.

Альфред Корто сводит всю фортепианную технику к пяти основным формам:

  1. Равномерность, независимость и подвижность пальцев.
  2. Подкладывание первого пальца (гаммы и арпеджио).
  3. Двойные ноты и полифоническая игра.
  4. Растяжения.
  5. Кистевая техника, аккордовая игра.

Что касается фактуры, то в современной фортепианной педагогике различают следующие ее разновидности:

  1. Гаммообразные последовательные мелодические фигурации.
  2. Арпеджио.
  3. Октавы.
  4. Аккорды.
  5. Трели, тремоло.
  6. Двойные ноты.
  7. Скачки.
  8. Мелизмы.

Существуют разнообразные методики, позволяющие развить технические навыки у обучающихся игре на фортепиано. Как за инструментом, так и без него. Разминка пальцев без инструмента полезна, но не самая эффективная, так как без непосредственной практики толку мало.

Такой методикой можно воспользоваться непосредственно перед концертом или перед игрой, что бы немного разогреть аппарат. Для достижения виртуозности, она не подходит.

Что касается упражнений на инструменте, то есть два расхожих мнения, как лучше добиваться технического совершенства. Одни считают, что отрабатывать технические трудности можно и нужно на произведениях, то есть на виртуозных эпизодах.

А другие, что для развития техники лучше отключиться от художественной части произведений и сосредоточиться на гаммах и упражнениях.

Один из основных способов преодолеть трудный технический эпизод, это отработать его в медленном темпе, чувствуя при этом максимальный комфорт в руках, силу и гибкость. Добиваться стабильного исполнения сначала в медленном, затем в среднем и наконец в быстром темпах.

Гаммообразные и арпеджированные пассажи очень полезно учить как в одну, так и в другую сторону. Некоторые педагоги, как вариант, предлагают учить такой пассаж разными ритмическими фигурациями.

Но такое упражнение подходят далеко не всем, так как вместо облегчения старых трудностей, появляются новые, такие как неровность внутри пассажа.

Быстрые скачкообразные пассажи нужно также отрабатывать в медленном темпе. При этом перенос руки должен быть в оригинальном темпе, очень ловким и конкретным. Еще очень полезно быстро переносить руку, но не нажимать аккорд, а просто нацелиться на нужные клавиши беззвучно.

Например, у А. Корто, в его редакционном издании этюдов Ф. Шопена, к каждому из них есть приложение с упражнениями для преодоления поставленных трудностей с пояснениями, почему именно данное упражнение поможет преодолеть препятствия, возникшие перед исполнителем. Это очень облегчает самостоятельный поиск подходящих технических формул для тренировки.

Большое внимание в развитии технической свободы уделяется изучению гамм и арпеджио. Они обычно подразделяется на два больших периода. В первый период обучающийся еще учится в школе, и игра гамм в это время способствует овладению навыков первичной беглости, знанию аппликатуры и приспособлению к черно-белому рельефу. Второй период подразумевает художественную работу над техникой.

Обучающийся должен ставить перед собой звуковые, тембровые, динамические, артикуляционные задачи и стремиться их разрешать. Теперь целью работы является не просто исполнение гаммы правильными пальцами и без ошибок, теперь важен звук, темп, агогика.

Гаммы нужно учить по-разному: forte, marcato; piano, leggiero; crescendo вверх, diminuendo вниз и наоборот; в артикуляции применять приёмы legatissimo или pocolegato.

Ровность и полнота звучания достигаются при постоянном ощущении опоры. Чистота и ровность обеспечиваются не только точным взятием звука, но и точным по времени снятием пальцев с клавиш. Как правило основная причина толчков, неровности игры — малая подвижность 1 пальца. Поэтому, так необходимо развить его ловкость и легкость, и подкладывать незаметно, не меняя уровня кисти.

Арпеджио: Так же основную роль играет ровность и ловкость первого пальца. Поэтому необходимо работать над его быстрым и ровным подкладыванием.

Основа исполнения каждого мотива – расширение и моментальное вслед за этим «собирание» пальцев.

Что бы добиться такого исполнения, надо в медленном темпе дотягиваться подкладывая первый палец и быстро переносить руку в следующую позицию. Эластичность кисти позволит избежать фиксирования пальцев мешающего их подвижности.

Октавы: В игре октавами всегда участвуют плечо, предплечье, кисть, особенно пальцы. Степень их участия может быть различной. Что и определяет разнообразие способов, которыми играются октавы в зависимости от музыкально-звуковых задач.

Основная опасность при игре октавами это зажатость и усталость, поэтому начинать работу надо с основного: участия всей руки (от плеча) во взятии октавы.

Чтобы в октавной игре не было «грязи» и зажима, Нейгауз советовал долго играть в медленном темпе и негромко, но очень точно и без всякого напряжения, а затем постепенно приближаться к написанному.

Аккорды: С первых же упражнений на извлечение аккордов, обучающийся должен добиваться взятия их пальцами без предварительного ощупывания клавиш.

Главная цель в исполнении аккордов — полнейшая одновременность звучания, ровность всех звуков в одних случаях, и умение выделять любой звук аккорда в других случаях.

Рука должна иметь форму свода, брать аккорд надо не прогибая пястные косточки и с высоким запястьем.

Во время быстрой смены аккордов очень важно успевать освобождать запястье. Отрабатывается это в медленном темпе и желательно на piano, когда пианист при переносе руки на следующий аккорд успевает почувствовать гибкое и свободное запястье.

Вопрос о правильной постановке рук, гораздо важнее, чем может показаться на первый взгляд. Обучающийся должен находить удобные, пластичные игровые движения, не только во время осваивания нового музыкального произведения, но и во время работы над техникой.

Многие обучающиеся сталкиваются с зажатостью и с быстрой утомляемостью рук.

Длительная игра уставшими руками может привести к их заболеванию, поэтому одна из наиболее сложных задач, стоящих перед педагогом — научить юного музыканта продуктивно и правильно работать без вреда для здоровья.

Правильную постановку рук нужно искать, пробовать, экспериментировать, выбирая наиболее удобное положение.

Часто руки музыканта сами приспосабливаются по ходу дела к различным фактурным рисункам и комбинациям, ищут подходящие позиции, стремясь трудное—облегчить, сложное—упростить, неудобное сделать по возможности естественным и удобным. Но эта часть работы должна проходить и осознанно, Я.

Флиер писал: «Удобно играть тому, кто играет предусмотрительно». Так что, если каждое очередное проигрывание будет подчинено самонаблюдению и самоконтролю, успех в конце концов будет обеспечен.

Второй и немаловажный фактор успешной и удобной игры, это правильно подобранная аппликатура.

Аппликатуру нужно выбирать сознательно, что, как правило, вызывает затруднения у обучающихся. Во время разбора в медленном темпе, при множестве разных задач обучающимся «всё равно», какими пальцами играть. В следствии чего заучивается неверная аппликатура, неудобство которой обнаруживается при переходе к более быстрому, оригинальному темпу.

В практике пианиста существуют известные «аппликатурные формулы», по традиции, дошедшие до наших дней. Осваивая такие формулы на гаммах и арпеджио, исполнители тем самым вырабатывают определенные навыки.

Во время занятий формируются соответствующие двигательные стереотипы, которые способствуют автоматизации и закреплению движений.

Они помогают в освоении встречающихся в музыкальных произведениях «аппликатурных формул».

Не мало важным фактором при выборе аппликатуры является характер и стиль произведения. Например, у И.С. Баха очень гибкая аппликатура, часто встретишь чередование 4-3-4-3 пальцев, в то время как в музыке Моцарта важен подбор позиционной аппликатуры.

Роль аппликатуры сказывается на протяжении всей пьесы. Так, например, после быстрой фигурации при остановке на более длинной ноте важно выбрать опорную аппликатуру, удобную для перехода к следующему пассажу. Удачно найденная аппликатура помогает быстрому переносу руки при смене позиций, при скачках.

Всякая чисто техническая работа за фортепиано приносит плоды лишь в том случае, если она преследует цель довести исполнение всех чисто технических упражнений и этюдов до высшего возможного виртуозного блеска, конечно, в пределах границ той ступени развития, на которой находится учащийся, и в зависимости от уровня его дарования.

Работа над упражнениями совершенно необходима для двигательно-технического развития ученика.

Игра упражнений позволяет развивать такие пианистические навыки как ловкость, точность, беглость движений, выполнение простейших красочных заданий, таких как ровное звучание, усиление, ослабление, звуковые контрасты, акцентуация, также упражнения могут помогать выработке устойчивой ритмики и усвоению основных приёмов педализации; посредством упражнений вырабатывается и техническая выносливость. Наконец, игра основных технических формул, то есть гамм, арпеджио, аккордов, не только двигает вперёд технику, но и помогает развитию музыкально-теоретических представлений, свободной ориентировке на клавиатуре.

Читайте также:  Полезные и вредные продукты для вокалиста

Рекомендуемые способы развития технических навыков это лишь малая часть из огромного арсенала, который существует и эффективно практикуется педагогами в наше время.

Эти способы помогают учащимся не только овладению необходимой техникой, но и умело, грамотно использовать аппликатуру, динамику во встречающихся техничных элементах в пьесах художественного содержания, а также наладить контакт с инструментом, преодолевать физические и психические трудности, о которых мы говорили ранее.

  • Вершина мастерства может быть достигнута учеником с помощью подсознательных сил его психики, особенностей его человеческой личности, его тяготения к искусству.
  • Выбор работы по развитию технических навыков учащегося является предметом постоянной заботы педагога в течение всего периода обучения.
  • Список используемой литературы

1.А. Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1961.

2.А. Артоболевская. Хрестоматия маленького пианиста / вст. Статья- М., 1996.

3. Гат Й. Техника фортепьянной игры / Й.Гат. – М.: Музыка, 1967. – 241с.

4. Землянский Б. О музыкальной педагогике / Б.Я. Землянский. – М.: Музыка,

1987. – 141с.

5.К. Игумнов. Мои исполнительские и педагогические принципы /Выдающиеся пианисты- педагоги о фортепианном искусстве/  под редакцией Я. Мильштейна – М., 1966.

6. Коган Г. Работа пианиста / Г.М. Коган. – М.: Гос. муз. изд., 1963.

7.Ю. Левин. Ежедневные упражнения юного пианиста – М., 1978.

8. Лейзерович Г. Фортепианная аппликатура / Г.И. Лейзерович //Воспитание

пианиста в детской музыкальной школе. – К.: Мистецтво, 1964. – 215с.

9. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. / Е.Я. Либеран. – М.:

Музыка, 1971. – 144с.

Источник: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2017/03/21/metody-preodoleniya-tehnicheskih-trudnostey-v-igre

Начальное обучение в классе общего фортепиано | Педагогический опыт | Педтехнологии / конкурсы, конференции, публикации для педагогов, учителей, воспитателей

Скуридина Ирина Алексеевна

Организация: МБУДО Монинская ДМШ

Населенный пункт: Московская область, Щёлковский район, г.п. Монино

  • Без изучения курса общего фортепиано – «обязательного»
  • немыслимо воспитание профессионального
  • музыканта любой специальности.

А.Г. Рубинштейн

Предмет «Общее фортепиано» является важным компонентом музыкального обучения в детской музыкальной школе.

Очевидно, что положение учащихся фортепианного и не фортепианных отделений детской музыкальной школы принципиально разнятся: обладая богатой палитрой звуковых выразительных возможностей, духовые и струнные инструменты ограничены в воспроизведении многоголосия.

В этом смысле неоспоримы развивающие возможности фортепианного исполнительства.

Применительно к предмету общее фортепиано это означает, в первую очередь, возможность для учащегося лично, в собственной исполнительской практике познакомится с огромными фактурными возможностями роли фортепиано с первых шагов обучения. Ознакомление с широким кругом музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов способствует расширению кругозора учащихся и позволяет  значительно углубить общетеоретический и культурологический аспекты музыкального образования.

Поэтому фортепиано — это второй инструмент, которым овладевают юные трубачи скрипачи баянисты виолончелисты и т.д., не смотря на сложность процесса обучения, преподаватель находит способ увлечь детей игрой на фортепиано с помощью интересного репертуара.

  1. Ученики выступают, солируют на фортепиано, играя в ансамбле, аккомпанируя своим товарищам.
  2. Некоторые из них выступают в школьных концертах, детсадах, в общеобразовательных школах и в библиотеках.
  3. Как известно предмет общее фортепиано является дополнительным предметом в учебном плане музыкальных школ и школ искусств.
  4. Прохождение общего курса фортепианной игры должен содействовать поднятию общей культуры учащегося.

В свое время педагог Ленинградской консерватории Н.Н. Загорный впервые в музыкально — педагогической литературе сформулировал принципиальные основы специфики методики общего фортепиано. «Задачи», которые ставит повседневная жизнь музыканту той или иной специальности, являются отправной точкой в определении объема технической программы курса игры на фортепиано для музыканта – НЕ ПИАНИСТА.

Н. Н. Загорный называет круг задач, которые призваны решить курс общего фортепиано:

  • развитие фортепианной техники;
  • разучивание пьес разных стилей фактуры;
  • игра в ансамбле аккомпанементе;
  • чтение с листа.

Вышеуказанные задачи, остаются актуальными и в настоящее время. Условия для их решения не простые:

  • отсутствия инструмента;
  • классов;
  • урок по 22,5 минуты или по 45 минут. (а к концу года ученик должен сыграть 2-3 небольших пьесы на различные штрихи и часто двумя руками).

Предмет общее фортепиано для учащихся других отделений вводится со второго класса. И так как в первый класс принимают детей с 6-7 лет, то возникает проблема возрастной психологии.

  • После первой встречи учащийся должен почувствовать, что преподаватель видит в нем достойного ученика, верит в перспективу занятий, невзирая на отсутствия дома инструмента и невозможность подготовки домашнего задания.
  • В первой беседе преподаватель может убедительно аргументировать необходимость обучения игре на фортепиано, как условия профессионального роста музыканта.
  • Учащийся должен иметь ясное представление о смысле занятий, цели предмета и путях ее достижения.

Разумеется, у каждого ученика усвоение материала происходит индивидуально и поэтому материал урока преподаватель может варьировать по своему усмотрению, необходимо только следовать тому, что усвоение нового должно быть на прочном закреплении предыдущего. Нельзя допускать музыкальное развитие скачками, так как тогда могут возникнуть трудности, преодолеть которые ученик не в состоянии, тем самым он потеряет интерес к занятиям, особенно, когда кончится донотный период и начнется игра по нотам.

Интересно ученику тогда, когда урок проходит в хорошем темпе, речь преподавателя яркая, образная, эмоциональная (у ребенка этого возраста преобладает образное мышление).

Надо сказать, что самое трудное и самое важное, чему преподаватель с первых же шагов должен учить ребенка – это слушать свою игру, не допускать резкой, грубой игры, прививать культуру исполнения. Преподаватель должен сразу учить ребенка исполнять маленькие пьесы цельно, музыкально, ученик должен понимать строение песенки, иметь понятие о фразе, предложении и цезуре.

Ученик подготовительного класса еще не имеет навыка самостоятельной работы, всю работу преподаватель с учеником выполняет на уроке. Но, надо с первых же шагов приучить его к обязательному выполнению домашнего задания, говоря ему: «А дома вспомни, что мы делали на уроке и сделай точно так же, но только упражняйся больше. Добейся, чтобы играть тебе было свободно, легко и удобно».

Тем самым мы постепенно приучаем его к систематической домашней работе и главное, к достижению результата работы, а это, в свою очередь, подогревает интерес к занятиям – ведь ребенку интересно только то, что получается и тогда ему хочется сделать еще большее. А это решает главную задачу – развить у ученика музыкальные способности и пианистические навыки.

  1. Знакомство с учеником.
  2. С первого же урока очень важно установить эмоциональный и психологический контакт с учеником, он должен почувствовать симпатию и доверие к учителю.
  3. Главное на первом уроке – пробудить интерес к занятиям музыкой.

В заинтересованной, доверительной беседе учитель знакомится с учеником, при этом плавно переходит от интересов и умений ученика (любит ли рисовать, лепить, умеет ли он читать, писать и т.д.) к знакомству с музыкой и с фортепиано.

Знакомство с инструментом.

А) Объяснить происхождение слова – «фортепиано» (сыграть фрагмент Н. Филипп – «Колыбельная» — пиано, Р. Шуман – «Марш» — громко, бравурно).

Б) Познакомить с устройством инструмента, показать механизм возникновения звука, для чего нужны педали фортепиано.

В) Регистры. Установить связь: нижний регистр – толстые струны – грубый, низкий звук. Верхний регистр – струны становятся тоньше, а вверху совсем тонкие и звук совсем нежный, тонкий. Музыкальные примеры: В. Ребиков – «Медведь», А. Руббах – «Вальс».

Попутно проводим ассоциации с животными, ребенок фантазирует, какие животные могут ассоциироваться с теми или иным регистром.

Знакомство с клавиатурой.

  • обратить внимание на чередование двух и трех групп черных клавиш на клавиатуре. Исходя из этого, учим найти в группе двух черных клавиш, т.е. До, Ре, Ми;
  • устанавливаем, что ДО, Ре Ми могут быть как в верхнем так и в нижнем регистрах (отделяет регистры До – «пограничник» — первая и малая октавы);
  • Верхний регистр – регистр скрипичного ключа, нижний – басового (объяснение названия «скрипичный ключ», «басовый ключ»).
  • Знакомство с октавами.
  • Верхний регистр – 1-я, 2-я, 3-я и 4-я октавы.
  • Нижний регистр – малая, большая, контроктава и субконтроктава.
  • Знакомство с нотным станом.
  • Нумерация линеек, написание нот.
  • Посадка.
  • определение расстояния между стулом и инструментом;
  • определение высоты сидения;
  • положение корпуса и рук.

Постановка рук. Упражнение с мячом (можно взять вместо мяча небольшое яблоко) свободно без напряжения, обнимая мяч и, не изменяя форму, переносим руку на инструмент (выполнять попеременно правой и левой руками).

Упражнение обеспечивает естественное положение руки. Затем прикосновения на фортепиано 3-мпальцем правой и левой рук. Показ с помощью педагога, потом ученик выполняет самостоятельно.

Длительность.

На примере 2х-3х музыкальных фрагментов объяснить ученику, что музыка в пьесках то «бежит», а то «идет», а иногда «стоит» на месте.

Обратить внимание, что музыка длится по-разному, тем самым подвести ученика к объяснению длительности. Объяснение дать на наглядных примерах.

  1. Заранее заготовить из картона 4 круга – целая, половинная, четвертная и восьмая.
  2. Работая по такой программе, которая доступна каждому ребенку, независимо от музыкальной одаренности, он получает возможность реализовать свой творческий потенциал в доступной ему форме.
  3. ПЛАН УРОКА
Этап урока Методы
Организационный Словесный
Повторение пройденного материала Словесный, наглядный
Работа над музыкальным материалом Словесный, наглядный
Физкультминутка Игровой, словесный, наглядный, метод показа
Итог урока Словесный, наглядный
Домашнее задание Словесный

Список используемой литературы:

1. Артоболевская А. Д. «Первая встреча с музыкой». СПб.: из-во «Композитор»,1992. — с. 100.

2. Баренбойм Л., Перунов И. «Путь к музицированию». Л: «Советский композитор», 1979. – с. 352.

3. Загорный Н. Н. Фортепианная игра как вспомогательный предмет в музыкальном образовании: опыт методического обоснования общего курса игры на фортепиано / Н. Н. Загорный. Л.: Academia, 2-я типография транспечати НКПС им. Т. Лоханкова, 1928. — 58 с.

Источник: https://www.pedt.ru/categories/4/articles/367

Методика обучения игре на фортепиано (2002 г.) :

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Методика обучения игре на фортепиано (2002 г.)

  • МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для музыкальных училищ по специальности 0501.01 «Инструментальное исполнительство» («Фортепиано») Москва
  • 2002
Составитель преподаватель-методист ПЦК «Фортепиано» И.Е.Темченко
Рецензенты преподаватель ГМУ им. Гнесиных В.А.Салахидинова доцент РАМ им. Гнесиных, кандидат искусствоведения Н.П.Толстых

Объем курса: 72 часа, занятия групповые;

32 часа, занятия мелкогрупповые.

Настоящая программа ориентирована на действующий образовательный стандарт 1997 года и утвержденный в 2002 году Министерством образования РФ новый Государственный стандарт среднего профессионального образования.

Читайте также:  Детские музыкальные произведения

Предмет «Методика обучения игре на фортепиано», изучаемый в соответствии с учебным планом специальности 0501 «Инструментальное исполнительство» в течение трех семестров (V-VII), является составной частью профессиональной подготовки студентов и предусматривает овладение теоретическими и практическими основами обучения игре на инструменте в объеме, необходимом для дальнейшей практической деятельности в качестве преподавателей ДМШ, ВМШ, ДШИ, студий, музыкальных классов и др.

Предмет «Методика обучения игре на фортепиано» развивает способность к аналитическому мышлению, к обобщению исполнительского опыта (как своего, так и чужого), к освоению педагогического репертуара; воспитывает умение пользоваться методической литературой, ориентироваться в новых учебных пособиях. Объектом изучения является методика преподавания фортепиано в настоящее время, на рубеже XX-XXI столетий.

Предмет «Основы психологии и педагогики» обосновывает важнейшие принципы воспитания и обучения, общие для любой специальности. Особый раздел этого курса посвящен методам детского музыкального воспитания и обучения. В курсе методики эти общие принципы конкретизируются применительно к данной специальности – обучению игре на фортепиано.

В отличие от программы 1988 года предлагается несколько иной вариант структуры курса: в первом разделе сделан акцент на проблемах начального обучения; второй раздел посвящен психологическим аспектам педагогического процесса; в третьем разделе сконцентрированы темы, связанные с работой над музыкальным произведением; в четвертом разделе дается краткий экскурс в историю фортепианной педагогики в России и за рубежом. Дополнением является краткая программа курса «Изучение педагогического репертуара». Этот курс в некоторых училищах является обязательным, в некоторых – факультативным.

Значительная часть первого и третьего разделов курса посвящается изучению педагогического репертуара, включая новые и ранее изданные школы и сборники начального обучения.

Эффективной формой практических занятий по методике служит прослушивание учеников сектора практики (или музыкальных школ) с последующим подробным обсуждением.

С целью проверки усвоения пройденного материала проводятся экзамен (окончание VI семестра) и контрольные уроки.

По окончании каждого семестра по предмету «Методика обучения игре на фортепиано» преподавателем выставляется итоговая оценка успеваемости студента на основании регулярного оценивания уровня знаний.

На экзамене студент должен либо дать ответ на теоретический вопрос с иллюстрацией основных положений за инструментом и провести методический анализ двух-трех произведений из репертуара средних и старших классов музыкальной школы, либо представить реферат на актуальную тему.

На четвертом курсе для присвоения квалификации «Преподаватель игры на фортепиано» проводится Государственная аттестация по педагогической подготовке.

Она может быть проведена либо в форме традиционного экзамена, состоящего из двух разделов, теоретического и практического, либо в форме защиты реферата на актуальную педагогическую тему.

С целью подготовки к Государственной аттестации в VII семестре введен курс занятий, часть которых посвящена работе над рефератами, часть – изучению педагогического репертуара. Краткая программа курса «Изучение педагогического репертуара» приведена в Приложении.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ темы Наименование тем Количество часов
Раздел I
1 Основные тенденции современной музыкальной педагогики 4
2 Начальное обучение 12
3 Развитие творческих навыков учащихся 4
Раздел II
4 Методы обучения игре на фортепиано 2
5 Методика проведения фортепианного урока и организация самостоятельной работы ученика 2
6 Организация учебного процесса. Планирование педагогической работы. Обновление репертуара музыкальной школы 2
7 Музыкальные способности и их развитие в процессе обучения игре на фортепиано 6
Раздел III
8 Работа над музыкальным произведением 4
9 Воспитание навыков чтения с листа 2
10 Работа над мелодией 6
11 Воспитание навыков педализации 2
12 Работа над полифонией 12
13 Работа над техникой 8
Раздел IV
14 Основные проблемы фортепианной педагогики 6
72

Тема 1.  ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ:

  • включение музыки в общую систему гармонического воспитания личности; введение всеобщего музыкального образования;
  • широкие репертуарные тенденции, обновление и обогащение репертуара благодаря привлечению старинной музыки, «забытых страниц» отечественной музыкальной культуры, современной музыки с использованием элементов композиторской техники XX века;
  • опора на слуховое воспитание (или развитие слухо-ритмо-двигательных задатков); развитие творческих навыков учащихся;
  • изменение возрастных рамок обучения, раннее музыкальное обучение с 3-5 лет; обучение родителей, сотрудничество с ними;
  • создание музыкальной среды для воспитания ребёнка; особое значение просветительства;
  • интенсификация педагогического процесса;
  • бережное отношение к традициям преподавания музыки предыдущими поколениями музыкантов.

Тема 2.  НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

  1. Основное содержание первых уроков с детьми.
  2. Пение песен и попевок.
  3. Подбор по слуху и транспонирование.
  4. Слушание музыки в исполнении педагога, накопление слушательского опыта.
  5. Игра в ансамбле без знания нотной грамоты.

Ознакомление ученика с основами нотной грамоты. Нотная запись как фиксация слуховых представлений.

Пути реализации содержания в конкретных методиках.

Взаимопроникновение элементов различных методик.

Традиционный путь начального обучения. Методики Гнесиной, Фейгина-Калантаровой и др.

Суть интенсивных методик обучения игре на фортепиано. Методики Исенко, Смирновой, Мальцева и др.

Проблемы «ускоренного развития» ребенка, опыт их решения в разных странах. Особенности раннего обучения. Методики, ориентированные на малышей (Богино, Малахова, Брянская, Коновалов, Сафарова, Хохрякова, Юдовина-Гальперина, Куртаг). Методика Сузуки и его учеников, элементы ее использования в России.

«Занимательные» методики начального обучения (Грин, Никольская, Богино, Малахова и др.).

Роль «игры» в занятиях с маленькими детьми. Элементы игры в начальном обучении на фортепиано в отечественных и зарубежных методиках.

Элементы творческого музицирования в различных методиках. Обучение подбору, транспонированию, импровизации. Творческие задания в различных школах и сборниках начального обучения.

Комплексные авторские методики (Артоболевская, Брянская, Кривицкий, Мальцев, Мыльников, Смирнова, Тимакин, Тургенева и др.).

Тема 3.  РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Воспитание творческого подхода ребёнка к любому заданию.

Занятия подбором по слуху, транспонированием, сочинением и импровизацией в доступной для ребёнка форме – важный компонент обучения музыке, одна из основных тенденций современной музыкальной педагогики.

ПОДБОР ПО СЛУХУ. Материал для подбора – несложные попевки и песенки. Постепенное усложнение материала для подбора. Воспитание умения анализировать строение мелодии, её ритмические особенности.

ТРАНСПОНИРОВАНИЕ. Материал для транспонирования, его постепенное усложнение (мелодии, знакомые песни, лёгкие пьесы, отрывки из разучиваемых произведений, этюды – с сохранением аппликатуры основной тональности, кадансовые обороты в различных мелодических и ритмических вариантах).

Различные пути приобщения детей к музыкальному творчеству.

СТИМУЛИРОВАНИЕ детского ТВОРЧЕСТВА в разных формах:

СОЧИНЕНИЕ стихотворных фраз и попевок к картинам с изображением зверей, птиц, известных персонажей из сказок и мультфильмов; СОЧИНЕНИЕ музыкальных иллюстраций к любимым сказкам, мультфильмам; АРАНЖИРОВКА хорошо известных ребёнку песенок в виде марша, вальса и других знакомых жанров (например, польки, мазурки, менуэта и др.)

Развитие детской реакции на изменения характера, темпа, лада, динамики, штрихов в процессе совместного музицирования с педагогом.

Формирование начальных навыков ритмической и мелодической импровизации (игра в «эхо», исследование простейших ритмических и мелодических образцов, ритмизация и мелодизация слов, фраз, ритмический контрапункт, импровизация замкнутых форм и т.д.).

Первые опыты импровизации и сочинения. Продолжение мелодического отрывка, сочинение «ответа» на «вопрос», сочинение баса или сопровождения к мелодии в разных фактурных вариантах, музыкальная импровизация на заданный словесный текст.

Поощрение СОВМЕСТНОГО творчества учащихся (сочинение текста к музыке для инсценировки, создание музыкально-литературных и изо-альбомов и т.д.)

Подготовка педагога к занятиям по развитию творческих навыков детей.

Тема 4. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

Общая характеристика методов и приемов обучения (со ссылкой на курс «Основы психологии и педагогики»). Опора на результаты наблюдений за личностью ребенка с целью выбора методов.

Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика — основной метод воздействия при обучении игре на любом инструменте. Дополнительные способы – словесные пояснения, показ двигательных приемов и т.д.

Прямая и наводящая формы воздействия. Развитие мышления, творческой инициативы. Роль «исполнения» и «показа» преподавателя. Гибкость и многообразие «показа» в зависимости от конкретных задач данного момента работы с учеником.

Разумное сочетание различных методов и приемов обучения в зависимости от индивидуальности ученика (его способностей, характера, уровня развития, мотивации и т.д.).

Тема 5. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФОРТЕПИАННОГО УРОКА И ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕНИКА

Урок – основная форма педагогического процесса. Различные типы уроков: «уроки восхищения»; тематические, посвященные тем или иным способам самостоятельной работы и т.д. Точная формулировка посильного для ученика домашнего задания и обязательная его проверка. Различные формы проверки проделанной учеником работы.

Планирование урока. Подготовка преподавателя к уроку.

Урок – форма человеческого общения. Проблемы контакта ученика и преподавателя. Активность, доброжелательность, профессионализм преподавателя – залог успеха педагогической работы.

Тема 6. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Планирование педагогической работы

Особенности индивидуального планирования. Анализ музыкального развития ученика. Перспективные и текущие задачи планирования. Знание и учёт интересов ученика, его репертуарных предпочтений. Активизация интереса ученика к музыке благодаря возможности выбора того или иного произведения из предложенных педагогом с определённой педагогической целью.

Составление характеристики ученика в начале и конце учебного года (предлагаемый план характеристики см. в Приложении).

Составление ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА в соответствии с характеристикой. Изучение программ ДМШ с целью их использования при составлении индивидуальных планов.

Гармоничное сочетание произведений, выявляющих достоинства учеников, и направленных на преодоление тех или иных недостатков (звуковых, технических, ритмических и т.д.). Расширение музыкального кругозора учащихся благодаря ЭСКИЗНОМУ ознакомлению с произведениями различных стилей и жанров.

ОБНОВЛЕНИЕ педагогического репертуара. Изучение новых изданий и различных редакций классических произведений. Использование в педагогической практике высокохудожественных произведений современных композиторов. Приобщение учеников к постижению закономерностей музыкального мышления XX столетия.

Сопоставление запланированного и выполненного в конце учебного года. Корректировка ранее намеченных планов. Гибкость при планировании индивидуальной работы с учеником.

Тема 7. МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

Музыкальные задатки. Музыкальные способности. Музыкальная одарённость. Вопросы классификации.

Творческие задатки, предпосылки их развития.

Способы определения музыкальных способностей. Достоинства и недостатки существующей системы диагностики музыкальных способностей. Степень условности в определении музыкальных способностей.

Поэтапное определение музыкальных способностей (рекомендации А.Артоболевской).

Музыкальность – отзывчивость на музыку, способность к «переживанию» музыки. Развитие музыкальности (под влиянием многообразных и ярких впечатлений). Воспитание силы и яркости воображения. Конкретность детского воображения. Особенность воображения музыканта-инструменталиста – опора на слухомоторные представления.

Музыкальный слух, его различные стороны. Абсолютный и относительный слух. Интенсивное развитие в процессе обучения игре на фортепиано мелодического, гармонического и тембрового слуха.

Развитие чуткости к динамическим градациям.

Воспитание активного музыкального слуха – «предслышания», внутреннего слуха, умения «слушать себя» – контролировать свою игру, проверяя соответствие реального звучания задуманному.

Источник: http://www.gnesin.ru/mediateka/metodicheskie_materialy/uchebnye_programmy/metodika_piano_2002

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector