Жанры русского фольклора вековая мудрость народа, пронесенная сквозь столетия

Фольклор. Народное искусство слова

Возникшие в глубокой древности произведения устного народного творчества и в настоящее время сопровождают нас в повседневной жизни. Народные песни, сказки, загадки, пословицы знают дети и взрослые. Но не все ясно представляют себе, как создается и живет устнопоэтическое творчество народа, насколько велика его ценность, какова его история.

Фольклор возник в глубокой древности, когда человечество еще не имело письменности. Труд двигал вперед человеческую мысль, труд вызвал к жизни первые песни и сказки.

Люди издавна заметили, что песни облегчают работу, вносят в нее четкий ритм, с ней легче грести, грузить, валить деревья.

Не умея правильно объяснить явления природы, первобытный человек верил в то, что его окружают добрые и злые духи. Он старался умилостивить их, воздействовать на них заклинаниями и обрядовыми песнями, исполняемыми во время пахоты, свадьбы, похорон.

Теперь, когда человек победил природу, старинные обрядовые песни утеряли свое первоначальное значение и сохраняются в народе как лирические или игровые.

Героические песни рассказывали о подвигах воинов. Позднее певцы соединяли несколько песен в одну на основе какого-нибудь сюжета.

Так возникли знаменитые поэмы Гомера, так в средневековье сложили немецкую «Песнь о Нибелунгах», французскую «Песнь о Роланде», русские былины и исторические песни, калмыцкий «Джангар», киргизский «Манас» и многие другие.

В сказаниях и песнях нашли отражение и борьба с природой, и предания о том, как человек научился добывать огонь, строить жилища, возделывать землю.

Мы не знаем имен далеких творцов, сложивших много веков назад занимательные сказки, поэтические песни, занятные загадки, мудрые пословицы. Но с полным основанием можем сказать, что автор фольклора – гениальный, вечно живой и вечно молодой поэт – народ.

Живя в веках, фольклорные произведения обогащались чертами нового мировоззрения, иного быта. И в наше время продолжают жить обновленные древние сказки. А наряду с ними возникают новые песни, рассказы и т. п.

Фольклор народов мира – своеобразный исторический документ. Он раскрывает философию народа, его твердую веру в справедливость и счастье, в победу добра над злом.

Недаром герои русских сказок Иванушка-дурачок или Емеля, так же как персонажи народного театра – наш Петрушка или итальянский Пульчинелле, – одерживают победу над всеми своими недругами и даже над смертью.

Извечные идеи фольклора общи для творчества всех народов, однако каждый народ выражает их в национальных формах, складывавшихся веками, обусловленных особенностями истории и быта.

Велико художественное, эстетическое значение фольклора. Богатство образов, разнообразие изобразительных средств, лаконизм и выразительность языка – отличительные качества народного творчества. Этим оно и привлекает внимание писателей, художников, композиторов.

Немецкий поэт Гёте на основе легенд создал своего бессмертного «Фауста», датский сказочник Андерсен рассказал детям и взрослым немало чудесных сказок. Постоянно обращались к фольклору русские писатели – А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, А. М. Горький, В. В. Маяковский и многие другие.

В течение веков фольклор жил только в устной передаче. В Европе его стали собирать и записывать около 300 лет назад, а изучать лишь в конце XVIII в.

За последние полтораста лет опубликованы такие замечательные книги, как сборник немецких сказок братьев Гримм, сборник русских народных сказок А. Н.

Афанасьева, бесчисленные издания песен разных народов, собрания загадок и пословиц, среди них – знаменитый сборник русских пословиц Владимира Даля. В наши дни издательства выпускают отдельными книгами сборники сказок, пословиц, поговорок и загадок многих народов мира.

Источник: http://hallenna.narod.ru/folklor.html

Русский фольклор

Русский фольклор формировался в процессе образования древнерусской народности, а затем русской нации на основе традиций древних славянских племен и их исторических предшественников. До возникновения письменности и литературы на Руси фольклор был единственным видом художественного творчества, формой народной памяти, выражением народного мировоззрения.

Русский фольклор включает в свой состав прозаические и сти-хотворные жанры.

К прозаическим относятся сказки, предания, легенды, бывальщины, устные рассказы; к стихотворным — эпические песни (былины, исторические песни), сюжетные песни неэпического склада (баллады, романсы), обрядовые песни (колядки, подблюдные песни, песнянки и др.

), лирические песни и частушки. Русский фольклор почти не знал стихотворных жанров непесенного характера. Исключение составляют некоторая часть ритмизованных, иногда рифмованных пословиц и поговорок, прибаутки, присловья и т. п.

Несколько особняком стоят заговоры, причитания, стихотворные по форме, но отличающиеся особой манерой исполнения — протяжным речитативом. Специфической тематикой и своеобразием поэтических приемов выделяются духовные стихи.

Героическая и патриотическая тематика нашла высокое художественное воплощение в эпических песнях-былинах, складывавшихся в период борьбы русского народа с монголо-татарским нашествием и возникновением национального государства. Для русских исторических песен характерна особая популярность сюжетов, связанных с крестьянскими антифеодальными восстаниями XVII — XVIII вв.

Жанры русского фольклора в разные исторические периоды получили большее или меньшее развитие. Исторические песни стали особенно активно развиваться в XVI в., рекрутские песни — с возникновением регулярной рекрутчины (начало XVIII в.), частушки — со второй половины XIX в. В XIX в.

Россия была одной из немногих стран Европы, где фольклор жил еще полноправной жизнью. Вместе с тем уже в первой половине XIX в. в губерниях Центральной России скудна былинная традиция, еще очень богатая на русском Севере, на Дону, в ряде регионов Сибири.

Со второй половины века и особенно в советское время постепенно исчезают из народного репертуара многие виды обрядовой поэзии (песни, причитания, заговоры), духовные стихи и др.

Русскому фольклору свойственно не только жанровое многообразие, но и многослойность народнопоэтического репертуара каждой конкретной эпохи. Так, в середине XIX в.

в одних и тех же русских деревнях можно было услышать и древние заговоры, и аграрные заклинательные песни, восходящие к эпохе перехода восточнославянских племен к земледелию, и духовные стихи, занесенные на Русь вместе с христианством, т. е. не ранее X — XII вв.

, и былины, в которых отразились Киевская Русь XI — XII вв., а также борьба русских с татарами (XIII — XVI вв.), и песни о Степане Разине (XVII в.) и Емельяне Пугачеве (XVIII в.), о Крымской войне 1853 — 1856 гг. и т. д.

Они продолжали бытовать не в силу исторической инерции, а потому, что воспринимались обобщенно и актуализировались в сознании исполнителей и слушателей.

Важнейшей особенностью русского фольклора XVII — XIX вв.

была сформированность общенационального, особенно песенного, репертуара при сохранении локальных (областных) различий и вариантов, восходящих к периоду феодальной раздробленности, а также определявшихся своеобразным развитием отдельных областей на обширной территории расселения русских и бытовыми контактами с соседними (в том числе славянскими) народами.

Самые ранние записи отрывков из фольклорных текстов (заговоры, загадки, песни) найдены в берестяных грамотах; более или менее регулярное записывание русского фольклора началось со второй половины XVII в. Приемы научной записи вырабатывались в XVIII в., и в первой половине XIX в.

русские писатели, начиная от древнейших летописцев и автора «Слова о полку Игореве», опирались на русский фольклор, активно использовали его в своем творчестве. Обращение к фольклору сыграло значительную роль в формировании национальной системы стихосложения, в осознании и выработке национальных особенностей русской литературы, в освоении ею приемов изображения народного быта, в борьбе за традиции вольнолюбия и патриотизма.

  • Дни рождения
  • 1842 Родился Осман Хамди — турецкий живописец, известный археолог, а также основатель и директор Стамбульского Археологического Музея и Академии Искусств в Стамбуле.
  • 1899 Родился Хельге Маркус Ингстад — норвежский путешественник, археолог и писатель. Известен открытием в 1960-х годах поселения викингов в Л'Анс-о-Медоузе, в Ньюфаундленде, датированного XI веком, что доказывало посещение европейцами Америки за четыре века до Христофора Колумба.
  • 1928 Родился Александр Александрович Формозов — советский и российский археолог, искусствовед и историограф, один из крупнейших специалистов по археологии каменного и бронзового веков; основатель историографии российской археологии.
  • 1951 Родилась Наталья Георгиевна Самойлович — специалист по археологии древнерусских городов, изучению раннесредневековой керамики.

Источник: https://arheologija.ru/russkiy-folklor/

Фольклор русского народа. Малые жанры, их особенности, тематика

Слово ʼʼфольклорʼʼ, которым часто обозначают понятие ʼʼустное народное творчествоʼʼ, произошло от соединœения двух английских слов: folk — ʼʼнародʼʼ и lore — ʼʼмудростьʼʼ. История фольклора уходит в глубокую древность.

Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Из глубины веков пришли к нам и мифы, объясняющие законы природы, тайны жизни и смерти в образно-сюжетной форме.

Богатейшая почва древних ми­фов до сих пор питает и народное творчество, и литературу.

В отличие от мифов фольклор уже вид искусства. Древнему на­родному искусству был присущ синкретизм, ᴛ.ᴇ. нерасчлененность разных видов творчества.

Мифологическая предыстория фольклора объясняет, почему устное произведение не имело первого автора. С появлением ʼʼавторскогоʼʼ фольклора можно говорить о современной истории.

Формирование сюжетов, образов, мотивов происходило постепенно и с течением времени обогащалось, совершенствовалось исполнителями.

Для фольклора характерна естественная народная речь, пора­жающая богатством выразительных средств, напевностью. Для фольклорного произведения типичны хорошо разработанные за­коны композиции с устойчивыми формами зачина, развития фа­булы, концовки. Стилистика его тяготеет к гиперболам, паралле­лизмам, постоянным эпитетам.

Любое произведение фольклора функционально — оно было тесно связано с тем или иным кругом обрядов, исполнялось в строго определœенной ситуации.

В устном народном творчестве отражался весь свод правил на­родной жизни. Народный календарь точно определял порядок сель­ских работ.

Обряды семейной жизни способствовали ладу в семье, включали в себя и воспитание детей. Законы жизни сельской об­щины помогали преодолевать социальные противоречия.

Все это запечатлено в разнообразных видах народного творчества. Важная часть жизни — праздники с их песнями, плясками, играми.

Устное народное творчество и народная педа­гогика. Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей.

Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелœесть родной при роды, усваивает представления народа о красоте, морали, знако­мится с обычаями, обрядами — словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что принято называть духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Издавна существует множество фольклорных произведений, специально предназначенных детям.

Такой вид народной педаго­гики на протяжении многих веков и вплоть до наших дней играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения.

Коллек­тивная нравственная мудрость и эстетическая интуиция выраба­тывали национальный идеал человека. Идеал данный гармонично вписывается в общемировой круг гуманистических воззрений.

Названия жанров детского фольклора, как правило, связаны с их бытовой функцией.

Все жанры делятся на две группы:

— Малые В первой группе выделяются колыбельные песни, призванные успокоить, усыпить малыша. Пестушки и при­мыкающие к ним потешки сопровождают первые движения ре­бенка, его первые игры.

Прибаутки предназначаются детям, кото­рые уже способны воспринять их содержание. Заклички, приговорки и присловья, связанные с детским календарным бытом, а также многочисленные считалки и приговоры, сопровождающие игры.

Здесь же находят свое место дразнилки, поддевки, скороговорки.

— Крупные (песни, былины, сказки)

Колыбельные. В центре всœей ʼʼматеринской поэзииʼʼ — дитя. Им любуются, его холят и лелœеют, украшают и забавляют. Нежные, монотонные песни необходимы для перехода ребен­ка из бодрствования в сон. Из такого опыта и родилась колыбель­ная песня.

Здесь сказались врожденное материнское чувство и орга­нически присущая народной педагогике чуткость к особенностям возраста. В колыбельных отражается в смягченной игровой форме всœе, чем живет обычно мать, — ее радости и заботы, ее думы о младенце, мечты о его будущем. В свои песни для младенца мать включает то, что понятно и приятно ему.

Это ʼʼсеренький котокʼʼ, ʼʼкрасная рубашечкаʼʼ, ʼʼкусок пирога да стакан молокаʼʼ, ʼʼжурав­ликʼʼ.. Нередко колыбель­ная была своего рода заклинанием, заговором против злых сил. Слышатся в этой колыбельной отзвуки и древних мифов, и хри­стианской веры в Ангела-хранителя.

Но самым главным в колы­бельной песне на всœе времена остаются поэтически выраженная забота и любовь матери, ее желание оберечь ребенка и подгото­вить к жизни и труду: Будешь жить-поживать, Не лениться работать!

Баюшки-баю, JIюлюшки -люлю!

Спи-поспи по ночам

Да расти по часам

Вырастешь большой

Станешь в Питере ходить

Сребро-золото носить

Частый персонаж в колыбельной песне — кот. Он упоминается наряду с фантастическими персонажами — Сном и Дрёмой. Нередко упоминаются в колыбельных, а также в иных детских фольклорных жанрах и другие животные и птицы.

Народная педагогика включала в колыбельную не только доб­рых помощников, но и злых, страшноватых, иногда не очень даже и понятных (к примеру, зловещего Буку). Всех их нужно было за­дабривать, заклинать, ʼʼотводитьʼʼ, чтобы не причиняли они вре­да маленькому, а должна быть, даже и помогали ему.

Колыбельной песне присуща своя система выразительных средств, своя лексика, свое композиционное построение.

Часты краткие прилагательные, редки сложные эпитеты, много перено­сов ударений с одного слога на другой. Повторяются предлоги, местоимения, сравнения, целые словосочетания.

Самый распространенный вид повтора в колыбельной — аллитерация, т. е. повторение одинаковых или созвучных согласных.

Пестушки, потешки, прибаутки. Как и колыбельные песни, эти произведения содержат в себе элементы первоначальной на­родной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром.

Пестушки (от слова ʼʼпестоватьʼʼ — воспиты­вать) связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка.

Мать, распелœенав его или освободив от одежды, поглаживает тель­це, разгибает ручки и ножки, приговаривая, к примеру:

Потягушки-потягунушки, Поперёк-толстунушки, А в ножки — ходунушки, А в ручки — хватунушки, А в роток — говорок. А в голову — разумок.

Пестушки сопровождают физические проце­дуры, необходимые ребенку. Их содержание и связано с конкрет­ными физическими действиями. Набор поэтических средств в пестушках также определœен их функциональностью. Пестушки лако­ничны. ʼʼСова летит, сова летитʼʼ, — говорят, к примеру, когда машут кистями рук ребенка.

ʼʼПтички полетели, на головку селиʼʼ, — ручки ребенка взлетают на головку. Не всœегда в пестушках есть рифма, а если есть, то чаще всœего парная. Организа­ция текста пестушек как поэтического произведения достигается и многократным повторением одного и того же слова: ʼʼГуси лете­ли, лебеди летели. Гуси летели, лебеди летели…

Читайте также:  Как придумать название группы, которое принесет успех

ʼʼ К пестушкам близки своеобразные шутливые заговоры, к примеру: ʼʼС гуся вода, а с Ефима — худобаʼʼ.

Потешки— более разработанная игровая форма, чем пестуш­ки. Потешки развлека­ют малыша, создают у него веселое настроение. Как и пестушкам, им свойственна ритмичность: Тра-та-та͵ тра-та-та. Вышла кошка за кота! Кра-ка-ка, кра ка-ка, Попросил он молока! Дла-ла-ла. дла-ла-ла, Кошка-то и не дала!

Иногда потешки только развлекают, а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире. Назидательный смысл потешки подчеркивается обычно интона­цией, жестикуляцией. В них вовлекается и ребенок. В потешках и в пестушках неизменно присутствует такой троп, как метонимия — замена одного слова другим на базе связи их значений по смежности.

Прибауткой называют небольшое смешное произведение, вы­сказывание или просто отдельное выражение, чаще всœего рифмо­ванное. Развлекательные стишки и песенки-прибаутки существу­ют и вне игры, в отличие от потешек.

Прибаутка всœегда динами­чна, наполнена энергичными поступками персонажей. В прибаутке основу образной системы составляет имен­но движение: ʼʼСтучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка на кошке — туды ж по дорожкеʼʼ.

Часто прибаутки строятся в форме вопросов и ответов — в виде диалога. Так малышу легче воспринимать переключение действия с одной сценки на другую, следить за быстрыми изменениями в отношениях персонажей.

На возможность быстрого и осмысленного восприятия направлены и другие художественные приемы в прибаутках — композиция, об­разность, повторы, богатые аллитерации и звукоподражания.

Небылицы-перевертыши, нелœепицы. Это разновидности прибау- точного жанра. Благодаря перевертышам у детей развивается чув­ство комического именно как эстетической категории. Этот вид прибаутки называют еще ʼʼпоэзией парадоксаʼʼ. Педагогическая цен­ность ее состоит в том, что смеясь над абсурдностью небылицы, ребенок укрепляется в уже полученном им правильном представ­лении о мире.

Чуковский посвятил этому виду фольклора специальную рабо­ту, назвав ее ʼʼЛепые нелœепицыʼʼ. Он считал данный жанр чрезвычай­но важным для стимулирования познавательного отношения ре­бенка к миру и очень хорошо обосновал, почему нелœепица так нравится детям.

Перевертыш в игровой форме помогает ребенку утвердиться в уже обретенных познаниях, когда знакомые образы совмещаются, знакомые картины представляются в смешной неразберихе. Нелœепицы-перевертыши привлекают комизмом сценок, смеш­ным изображением жизненных несообразностей: ʼʼЕхала деревня мимо мужика,Глядь, из-под собаки лают ворота…ʼʼ.

Народной педа­гогике данный развлекательный жанр оказался нужным, и она его широко использовала.

Считалки. Это еще один малый жанр детского фольклора. Счи­талками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап.

Считал­ки родились в игре и неразрывно с нею связаны. В произведениях этого жанра зачастую использованы потешки, пестушки, а иногда и элементы взрослого фольклора.

Считалка часто представляет собой цепь рифмованных двустиший.

Скороговорки. Οʜᴎ относятся к жанру потешному, развлекатель­ному. Корни этих произведений устного творчества также лежат в глубокой древности. Это словесная игра, входившая составной ча­стью в веселые праздничные развлечения народа.

Скороговорки всœегда включают в себя нарочитое скопление труднопроизносимых слов, обилие аллитераций (ʼʼБыл баран бе- лорыл, всœех баранов перебелорылилʼʼ).

Этот жанр незаменим как средство развития артикуляции и широко применяется воспита­телями и медиками.

Поддёвки, дразнилки, приговорки, припевки, заклички. Все это произведения малых жанров, органичные для детского фолькло­ра. Οʜᴎ служат развитию речи, сообразительности, внимания: ʼʼСкажи двести.Двести.Голова в тесте!ʼʼ (Поддёвка.

), ʼʼРадуга-дуга, Не дай нам дождя, Дай красна солнышка Колоколицы!ʼʼ (Закличка.), Мишка-кубышка, Около уха — шишка.ʼʼ (Дразнилка.) Заклички по своему происхождению связаны с народным календарем и языческими праздниками.

Более поздние заклички и приговорки приобретают уже характер развлекатель­ных песенок.

Более крупные произведения детского фолькло­ра — песня, былина, сказка.

Источник: http://referatwork.ru/category/literatura/view/124327_fol_klor_russkogo_naroda_malye_zhanry_ih_osobennosti_tematika

Белорусские сказки: сквозь мудрость веков

Искусство и развлечения 17 марта 2016

Уютно устроившись под одеялом, ребёнок каждый вечер с нетерпением ждёт, когда наступит этот удивительный момент. В комнату, где приглушённо светит лампа, заходит мама и, погладив по голове малыша, начинает удивительный рассказ о бесстрашных воинах, гордых героях и пиратах-разбойниках.

Звучит бархатный голос, который сопровождает в неизведанные страны, переносит на огромные корабли, что рассекают волны океанов и направляются к опасным необитаемым берегам. Сказка… В тихий вечер это лучшее лекарство от скуки и страха.Этот удивительный и поучительный жанр просочился из глубины веков.

Наверняка ещё на заре человеческой истории первые люди рассказывали поучительные истории и передавали их следующим поколениям. Общеизвестно, что большинство из них были основаны на реальных событиях и доносили до слушателя в шуточной или преувеличенной форме истинное положение вещей.

Сказки стали не только частью культурного наследия, но и выполняли немаловажную воспитательную работу. Домыслы автора лишь слегка украшали их, делая более остросюжетными и интересными.

Богатое культурное наследие

Живой интерес у современных читателей вызывает национальный фольклор, а именно народные белорусские сказки. Они отличаются прекрасным художественным стилем и удивительной самобытностью. Глубочайшая народная мудрость тонко передана через занимательные истории и повествования. Она способна воспитывать и взращивать в детях высокие духовные ценности и моральные силы.

Отличительную черту, которую таят в себе белорусские сказки, легко заметить. Это удивительная и непоколебимая вера в светлую сторону человеческой натуры. Примером могут послужить следующие истории: «Солдат Иванка», «Музыкант-чародей», «Синяя свита навыворот шита».

Моральное и физическое целомудрие, которое прививают такие истории, является бесценным уроком, что повлияет на всю будущую жизнь ребёнка. Мало что в мире может быть более поучительным.

В таких повествованиях авторы всегда пытались заглянуть немного за грань возможного — будь-то ковры самолёты или сапоги скороходы.

Неоценимая польза коротких произведений

Желание чего-то неизвестного и незнакомого всегда манило людей. Белорусские сказки открывают дверь в волшебный мир говорящих животных и растений.

Дети заворожённо слушают их и рисуют в своём воображении другой мир: добрый, наивный и неиспорченный. Некоторые скептики берутся утверждать, что такие рассказы выбивают почву реальности из-под ног детей.

Мифические существа и разговоры неодухотворенных предметов якобы разовьют в ребёнке неправильно представление о живом и реальном мире.

Однако, хочется отметить, что уже не одно поколение выросло, читая белорусские народные сказки. И это некоим негативным образом не сказалось на эмоциональном и психологическом состоянии детей.

Общеизвестно: сказка сама по себе подразумевает вымысел, поэтому никто заранее неуверен, что она несёт в себе исключительно правдивую информацию. Эти добрые, пусть даже и выдуманные истории не претендуют на правдивость.

Белорусские народные сказки созданы и призваны для того, чтобы затрагивать чувства и доносить в сатирическом свете жизненную мысль.

Наибольшей популярностью среди детей пользуются рассказы о животных, такие как «Воробей и мышь», «Былинка и воробей», а также «Лёгкий хлеб». В этих историях основные роли отведены людям и зверям.

В каждом из этих повествований подняты злободневные проблемы народа. Так, сказка «Былинка и воробей» доносит до читателей всю важность взаимопомощи между людьми, а рассказ «Лёгкий хлеб» помогает понять детям, что такое трудолюбие и честность.

Здесь добро всегда побеждает зло, а справедливость торжествует.

Видео по теме

Отражает жизнь народа

Поскольку белорусский народ по своей природе является трудолюбивым и земледельческим, большинство рассказов вращаются вокруг повседневной жизни людей и животных, их быта, труда и отдыха. Именно такими являются произведения «Бабка-шептуха», «Муж и жена», «Неучтивый сын» и другие.

Сказка максимально приближена к потребностям населения, и это означает, что её читатели смогут от начала и до конца прочувствовать атмосферу и переживания главных героев.

Известные писатели и критики утверждают: по живописности и красоте, содержащейся в рассказах, белорусские сказки не имеют себе равных в мире.

Мудрость поколений

Философские проблемы человеческого бытия нашли своё отражение во многих литературных произведениях. Белорусские народные сказки на белорусском языке являются показателем того, что столь простое и короткое повествование может нести в себе глубокую культурную ценность.

За длительное время своего существования фольклор вобрал в себя мысли и чувства многих поколений. Жизненный опыт, который содержится на их страницах, является кладезем мудрости и ключом к пониманию человеческой натуры.

Белорусские сказки на белорусском языке — это художественное достояние нации, которое совмещает в себе глубокое содержание и возвышенные поэтические формы.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/123377/

История русского фольклора

Русский фольклор представляет собой совокупность произведений устного народного творчества, наделенных глубоким идейным смыслом и характеризующихся высокохудожественными качествами.

В процессе труда и повседневной жизни люди наблюдали за окружающим миром. Благодаря этому накапливался жизненный опыт — не только практический, но и нравственный.

Простые наблюдения помогали понять сложные вещи.

Истоки возникновения

Слово «фольклор» (folk-lore) (в переводе с английского на русский — «народная мудрость, знание»), обозначает различные проявления народной духовной культуры и включает в себя все поэтические и прозаические жанры, а также обычаи, обряды и традиции в сопровождении устного словесного художественного творчества.

До возникновения на территории Древней Руси письменности и литературы, народный фольклор представлял собой единственный вид художественного творчества, своеобразный метод передачи народной памяти и опыта поколений, «зеркало души» русского народа, выражавшее его мировоззрение, моральные и духовные ценности.

В основу русского фольклора легли исторические события, традиции, обычаи, мифология и верования древних славянских племен, а также их исторических предшественников.

Крупные и малые жанры русского народного творчества

Русский народный фольклор отличается уникальной самобытностью и многообразностью, яркими национальными особенностями культуры.  Сказочные, былинные и малые жанры фольклора собирались на основе жизненного опыта русского народа. В этих простых и мудрых выражениях народного творчества собраны мысли о справедливости, отношениях к работе и людям, о героизме и самобытности.

Выделяют следующие жанры русского народного фольклора, наглядно иллюстрировавшие многогранные стороны жизни русского человека:

  • Трудовые песни. Сопровождали какой-либо рабочий процесс (посев, вспашку поля, сенокос, сбор ягод или грибов), имели вид разнообразных выкриков, напевов, напутствий и веселых песенок с простым ритмом, незамысловатой мелодией и несложным текстом, которые помогали настроиться на рабочий лад, задавали ритм, сплачивали народ и духовно помогали выполнять тяжелый, порой непосильный крестьянский труд;
  • Календарные обрядовые песни, заклички, заговоры, исполнявшиеся для привлечения удачи и благополучия, повышения плодородия, улучшения погодных условий, увеличения приплода домашнего скота;
  • Свадебные. Песни, исполнявшиеся в день сватовства, прощания родителей с невестой, на передаче невесты в руки жениха и непосредственно на свадьбе;
  • Устные прозаические произведения. Легенды, предания, былички, бывальщины, рассказывающие об исторических и эпических событиях, героями в которых выступают легендарные русские воители, князья или цари, а также описывающие какие-либо невиданные или необычные события, имевшие место в реальной жизни знакомого рассказчика, причем сам он не был их свидетелем и не принимал в них участие;
  • Поэтический фольклор для детей (прибаутки, потешки, пестушки, дразнилки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы и колыбельные песни). Исполнялись обычно в краткой стихотворной, шуточной форме, понятной и интересной для детского восприятия;
  • Песенный или героический эпос (былины, исторические песни). Рассказывают о когда-то происшедших исторических событиях в виде песни, в них обычно прославлялись подвиги русских легендарных героев и богатырей, совершенных ими во благо Земли Русской и ее народа;
  • Художественные сказки (бытовые, волшебные, про животных) представляют собой самый распространенный вид устного творчества, в котором народ рассказывал о вымышленных событиях и персонажах в интересной и доступной форме, таким образом, отображая свои понятия о добре и зле, жизни и смерти, бедности и богатстве, окружающей природе и её обитателях. Также к русскому художественному творчеству относят баллады, анекдоты, небылицы и частушки;
  • Фольклорные театральные представления драматического характера (вертепы, раёк, балаганы и выступления скоморохов на ярмарках, праздниках и народных гуляниях).

Помимо крупных форм фольклора (песен, сказок, мифов и т. д.) в русском устном народном творчестве есть целый ряд малых фольклорных жанров или необрядовый фольклор:

  • Загадки — вопросы с описанием предмета, живого существа или явления в образной форме (Два кольца, два конца, а посередине гвоздик);
  • Скороговорки и чистоговорки — специальные фразы с повторяющимися звуками и сочетаниями звуков, с помощью которых вырабатывают дикцию;
  • Пословицы — меткие назидательные высказывания в стихотворной форме («На чужой каравай рот не разевай»);
  • Поговорки — краткие, отличающиеся меткостью, фразы, характеризующие окружающую действительность и людей («Два сапога пара»); иногда это даже части пословиц;
  • Считалки — их использовали и до сих пор используют дети во время игр, когда определяют роль каждого игрока;
  • Заклички — призывы весны/лета/праздника в рифмованной форме;
  • Потешки и пестушки, которые напевались в процессе игры матери или другого взрослого с маленьким ребёнком (ярчайший пример — игра «Ладушки» с потешкой «Ладушки-ладушки, где были…»).

Также к малым фольклорным жанрам относятся колыбельные песни, непосредственно игры и прибаутки.

Народная мудрость и быт

Любой народный фольклор (и русский фольклор в этом плане не исключение) является сложным синтетическим искусством, в произведениях которого очень часто переплетаются между собой элементы словесного, музыкального и театрального творчества.

Он имеет теснейшую связь с народным бытом, обрядами, традициями и обычаями.

Вот именно поэтому первые ученые-фольклористы подходили к изучению этой темы очень широко и записывали не только различные произведения устного народного творчества, а еще и уделяя внимание различным этнографическим особенностям и реалиям обычной, повседневной жизни простого народа, его быту.

Картины народного быта, традиции и обряды, различные жизненные ситуации отображались в русских песнях, былинах, сказках и других произведениях устного народного творчества.

В них рассказывается о внешнем виде традиционной русской избы с «петухом на коньке», с «косящатыми окнами», описывается её внутреннее убранство: горенки, клети, красный угол с иконами, печь-кормилица, полати, лавки, сенцы, крыльцо и т.д.

Встречается яркое и красочное описание национального костюма как женского, так и мужского: повойники и кокошники у женщин, у мужчин — лапти, зипуны, портянки. Персонажи русского фольклора сеют пшеницу и растят лен, жнут жито и косят сено, кушают кашу, заедая её пирогами и блинами, запивая пивом, медом, квасом и вином зеленым.

Всеми этими бытовыми подробностями в народном творчестве дополняется и создается единый образ русского народа и Земли Русской, на которой он живет и растит своих детей.

Источник: https://schci.ru/russkiy_folklor.html

Фольклорные жанры. Примеры фольклорных жанров :

Устное народное творчество – это богатейшее наследие каждой страны. Фольклор был еще до возникновения письменной речи, это не литература, а шедевральное искусство устной словесности. Роды фольклорного творчества сформировались еще в долитературный период искусства на основе обрядно-ритуальных действий. Первые попытки осмысления литературных родов относятся к эпохе античности.

Роды фольклорного творчества

Фольклор представлен тремя родами:

1. Эпическая литература. Этот род представлен в прозе и стихах. Русские фольклорные жанры эпического рода представлены былинами, историческими песнями, сказками, приданиями, легендами, притчами, небылицами пословицами и поговорками.

2. Лирическая литература. В основе всех лирических произведений присутствуют мысли и переживания лирического героя.

Примеры фольклорных жанров лирического направления представлены обрядовыми, колыбельными, любовными песнями, частушками, баятами, гаивками, пасхальными и купальскими песнями.

Кроме этого, существует отдельный блок — «Фольклорная лирика», который включает литературные песни, романсы.

3. Драматическая литература. Это род литературы, соединяющий в себе эпические и лирические способы изображения. Основой драматического произведения является конфликт, содержание которого открывается благодаря игре актеров. Драматические произведения имеют динамичный сюжет. Фольклорные жанры драматического рода представлены семейно-обрядовыми, календарными песнями, народными драмами.

Отдельные произведения могут содержать черты лирической и эпической литературы, поэтому выделяют смешанный род – лиро-эпос, который подразделяется в свою очередь на:

— произведения с героическими персонажами, лиро-эпического содержания (былина, дума, историческая песня).

— негероические произведения (баллада, песня-хроника).

Также различают фольклор для детей (колыбельная песня, потешка, утешка, пестушка, сказка).

Жанры фольклора

Фольклорные жанры народного творчества представлены двумя направлениями:

1. Обрядовые произведения УНТ.

Исполнялись во время проведения обрядов:

— календарные (колядки, масленичные действия, веснянки, троицкие песни);

— семейно-бытовые (рождение ребенка, свадебные торжества, празднование национальных праздников);

— окказиональные произведения — пришли в форме заговоров, считалок, закличек.

2. Необрядовые произведения УНТ.

Этот раздел включает в себя несколько подгрупп:

— Драма (фольклорная) – вертепные, религиозные произведения, театр «Петрушки».

— Поэзия (фольклорная) – былины, лирические, исторические и духовные песни, баллады, частушки.

— Проза (фольклорная) в свою очередь подразделяется на сказочную и несказочную. Первая включает в себя сказки о волшебстве, животных, бытовые и кумулятивные сказки, а вторая связана с известными богатырями и героями Руси, сражавшимися с ведьмами (баба-Яга) и прочими демонологическими существами. Также к несказочной прозе относят предания, легенды, мифологические рассказы.

— Речевой фольклор представлен пословицами, поговорками, речевками, загадками, скороговорками.

Фольклорные жанры несут свой индивидуальный сюжет и смысловую нагрузку.

Изображения ратных битв, подвигов богатырей и народных героев наблюдаются в былинах, яркие события прошлого, бытовую жизнь и воспоминания героев из прошлого можно найти в исторических песнях.

Рассказы о действиях богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича – это былина. Фольклорный жанр сказка повествует о действиях Ивана-царевича, Ивана-дурака, о Василисе Прекрасной и Бабе-Яге. Семейные песни всегда представлены такими персонажами, как свекровь, женушка, муженек.

Литература и фольклор

Фольклор разнится от литературы уникальной системой построения произведений. Характерное его отличие от литературы в том, что жанры фольклорных произведений имеют запевы, зачины, присказки, ретардации, троичности. Также существенными отличиями стилевых композиций будет употребление эпитета, тавтологии, параллелизма, гиперболы, синекдохи.

Так же, как и в устном народном творчестве (УНТ), фольклорные жанры в литературе представлены тремя родами. Это эпос, лирика, драма.

Отличительные черты литературы и УНТ

Большие произведения литературы, представленные романами, рассказами, повестями, написаны в спокойных размеренных тонах. Это позволяет читателю, не отрываясь от процесса чтения, анализировать сюжет и делать соответствующие выводы.

Фольклор содержит присказку, зачин, говорок и запев. Прием тавтологии – это основной принцип рассказывания. Также большой популярностью пользуются гиперболы, преувеличения, синекдохи и параллелизмы.

Такие образные действия не допускаются в литературе всего мира.

Малые фольклорные жанры как отдельный блок произведений УНТ

В эту систему вошли преимущественно произведения для детей. Актуальность этих жанров сохраняется и по сей день, ведь каждый человек знакомится с этой литературой еще до того, как начнет говорить.

Колыбельная песня стала одним из первых произведений фольклора. Наличие частичных заговоров и оберегов является прямым доказательством этого факта. Многие верили, что вокруг человека действуют потусторонние силы, если малыш увидит плохое во сне, наяву это никогда не повторится. Наверное, поэтому колыбельная про «серенького волчка» пользуется популярностью даже сегодня.

Еще одним жанром является потешка. Чтобы разобраться, что именно представляют собой такие произведения, можно приравнять ее к песне-приговорке или песенке с одновременными действиями. Этот жанр способствует развитию мелкой моторики и эмоционального здоровья у ребенка, ключевым моментом считаются сюжеты с игрой пальчиков «Сорока-ворона», «Ладушки».

Все вышеперечисленные малые фольклорные жанры необходимы каждому человеку. Благодаря им малыши впервые узнают, что такое хорошо и что такое плохо, приучаются к порядку и гигиене.

Фольклор народностей

Интересным фактом является то, что разные народности по своей культуре, традициям и обычаям имеют общие точки соприкосновения в фольклоре. Существуют так называемые универсальные желания, благодаря которым и появляются песни, обряды, сказания, притчи. Многие народы проводят празднования и воспевания для получения богатого урожая.

Из вышесказанного становится очевидным, что разные народы зачастую оказываются близкими во многих сферах жизнедеятельности, а фольклор объединяет обычаи, традиции в единую структуру народного творчества.

Источник: https://www.syl.ru/article/172076/new_folklornyie-janryi-primeryi-folklornyih-janrov

Можете назвать жанры русского фольклора

Можете назвать жанры русского фольклора

Жанры русского фольклора: вековая мудрость народа, пронесенная сквозь столетия Русский фольклор – это творчество народа. В нем заключено мировоззрение тысяч людей, населяющих когда-то территорию нашего государства.

Их жизненный уклад, любовь к Родине и своему дому, чувства и переживания, мечты и потрясения – всё это веками передается из уст в уста и дарит нам связь с нашими предками. Наследие нашего народа многогранно и разнопланово. Условно жанры русского фольклора подразделяются на две группы, включающие в себя множество видов: обрядовый и необрядовый фольклор.

ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР Эта группа народных творений в свою очередь подразделяется на две категории: Календарный фольклор – отражение жизненного уклада: земледельческие работы, рождественские колядки, масленичные и купальские обряды.

Посредством этого жанра русского фольклора наши предки обращались к матери-Земле и другим божествам, прося у нее защиты, хорошего урожая и благодати. Семейно-бытовой фольклор, который описывал порядок жизни каждого человека: создание семьи и рождение ребенка, службу в армии, смерть.

Величальные песни, свадебные, похоронные и рекрутские причитания – на каждое событие существовал особенный обряд, который придавал особую торжественность и настрой. НЕОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР Он представляет собой более многочисленную группу произведений народного творчества и включает 4 подвида: I.

Фольклорная драма театр Петрушки — уличные ироничные театрализованные представления в лице одного актера; вертепная и религиозная драма – спектакли на тему Рождества Христова и других событий. II. Фольклорная поэзия Былины: песни-сказания, повествующие о героях древности, защищавших свою Родину, их подвигах и доблести.

Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике – одна из известнейших. Колоритные герои, красочные эпитеты и мелодичный напев сказителя рисуют яркий образ русского богатыря, представителя свободолюбивого вольного народа. Наиболее известны два цикла русских былин: киевский цикл и новгородский цикл.

Исторические песни описывают реальные события, произошедшие в незапамятные времена. Ермак, Пугачев, Степан Разин, Иван Грозный, Борис Годунов – эти и многие другие великие люди и их дела вошли не только в историю, но и народное творчество. Частушка – иронические четверостишия, четко оценивающие, а чаще высмеивающие жизненные ситуации или явления.

Лирические песни – отклики простого народа на события в политической и общественной жизни государства, взаимоотношения крестьянина и барина, нерушимые принципы жизненного уклада крестьян, народная мораль.

Частые (плясовые) и протяжные, удалые и красивые мелодичные, все они глубоки по содержанию и эмоциональному накалу, заставляя откликаться даже самую черствую натуру. III. Фольклорная проза Ярчайший пример, знакомый каждому из нас с детства – волшебные сказки. Добро и зло, справедливость и подлость, подвиг и трусость – все переплетено здесь.

И только чистое и открытое сердце главного героя способно побороть все невзгоды. IV. Фольклор речевых ситуаций. Весьма разноплановая группа. Здесь и пословицы, представляющие собой народные афоризмы, и загадки, развивающие мышление, и детский фольклор (потешки, пестушки, считалочки, скороговорки и другие виды детского фольклора), помогающий посредством игры и веселья лучшему развитию детей. Это лишь малая часть того наследия, что оставили наши предки. Их творчество имеет великую культурную ценность. Неважно, к какому именно жанру русского фольклора относится конкретный шедевр. Все они объединены одной общей чертой – в каждом сконцентрированы принципы жизни: любовь, доброта и свобода. То, без чего не мыслимо само существование человека.

В зависимости от этапа развития, фольклор принято разделять на раннетрадиционный фольклор, классический фольклор и позднетрадиционный фольклор. Каждой группе принадлежат особые жанры, типичные для данного этапа развития народного творчества. Раннетрадиционный фольклор 1. Трудовые песни.

Это песни известны у всех народов, которые исполнялись во время трудовых процессов (при подымании тяжестей, вспахивании поля, ручном помоле зерна и проч.). Такие песни могли исполняться при одиночной работе, но они особенно были важны при работе совместной, так как они содержали команды к одновременному действию.

Их основным элементом был ритм, организовывавший процесс труда. 2.

Гадания и заговоры. Гадание – средство распознания будущего. Чтобы распознать будущее, следовало обратиться к нечистой силе, поэтому гадание осознавалось как грешное и опасное занятие. Для гаданий избирались места, где, по представлению народа, можно было вступить в контакт с обитателями «иного мира», а также такое время суток, в которое этот контакт был наиболее вероятное.

В основе гаданий лежал прием истолкования «знаков»: случайно услышанных слов, отражений в воде, поведения животных и т. д. Для получения этих «знаков» предпринимались действия, в которых использовались предметы, животные, растения. Иногда действия сопровождались словесными формулами. Классический фольклор 1.

Обряды и обрядовый фольклор Обрядовый фольклор составляли словесно-музыкальные, драматические, игровые и хореографические жанры. Обряды имели ритуально-магическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде. Их принято делить на трудовые и семейные. 1.

1 Трудовые обряды: календарные обряды Наблюдения древних славян над солнцеворотом и на связанные с ним изменениями в природе сложились в систему мифологических верований и практических трудовых навыков, закрепленных обрядами, приметами, пословицами. Постепенно обряды образовали годовой цикл, и важнейшие праздники были приурочены к зимнему и летнему солнцестоянию.

Существуют зимние, весенние, летние и осенние обряды. 1.2. Семейные обряды В отличие от календарных обрядов, герой семейных обрядов – реальный человек. Обряды сопутствовали многим событиям его жизни, среди которых важнейшими были рождение, вступление в брак и смерть. Наиболее развитым был свадебный обряд, он имел свои характеристики и законы, свою мифологию и свою поэзию. 1.

3.

Причитания Это древний жанр фольклора, генетически связанный с похоронным обрядом. Объект изображения причитаний – трагическое в жизни, поэтому в них сильно выражено лирическое начало, мелодия выражена слабо и в содержание текста можно было найти много восклицательно-вопросительных конструкций, синонимических повторов, единоначатия и т. д. 2. Малые жанры фольклора. Паремии.

К малым фольклорным жанрам относятся произведения, различающиеся по жанровой принадлежности, но имеющие общий внешний признак – небольшой объем. Малые жанры фольклорной прозы, или паремии, очень разнообразные: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры, благопожелания, проклятия и проч.

Ох, как много. 1. Пословицы и поговорки. 2. Загадки. 3. Скороговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, пестушки, считалки. дразнилки. 4. Сказки: волшебные, о животных, бытовые, в том числе и сказки-анекдоты, докучные сказки; кумулятивные. 5.

Былины: героические и социально-бытовые. 6. Былички, сказы, легенды, предания 7. Песни: исторические, лирические, частушки, обрядовые (колядки, колыбельные, подблюдные (исполняются во время гадания с помощью блюда) свадебные, песни-плачи, причитания). 8.

Жанры, связанные с магией: наговоры, заговоры, проклятья и пр.

В зависимости от этапа развития, фольклор принято разделять на раннетрадиционный фольклор, классический фольклор и позднетрадиционный фольклор. Каждой группе принадлежат особые жанры, типичные для данного этапа развития народного творчества. Раннетрадиционный фольклор 1. Трудовые песни.

Это песни известны у всех народов, которые исполнялись во время трудовых процессов (при подымании тяжестей, вспахивании поля, ручном помоле зерна и проч.). Такие песни могли исполняться при одиночной работе, но они особенно были важны при работе совместной, так как они содержали команды к одновременному действию.

Их основным элементом был ритм, организовывавший процесс труда. 2.

Гадания и заговоры. Гадание – средство распознания будущего. Чтобы распознать будущее, следовало обратиться к нечистой силе, поэтому гадание осознавалось как грешное и опасное занятие. Для гаданий избирались места, где, по представлению народа, можно было вступить в контакт с обитателями «иного мира», а также такое время суток, в которое этот контакт был наиболее вероятное.

В основе гаданий лежал прием истолкования «знаков»: случайно услышанных слов, отражений в воде, поведения животных и т. д. Для получения этих «знаков» предпринимались действия, в которых использовались предметы, животные, растения. Иногда действия сопровождались словесными формулами. Классический фольклор 1.

Обряды и обрядовый фольклор Обрядовый фольклор составляли словесно-музыкальные, драматические, игровые и хореографические жанры. Обряды имели ритуально-магическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде. Их принято делить на трудовые и семейные. 1.

1 Трудовые обряды: календарные обряды Наблюдения древних славян над солнцеворотом и на связанные с ним изменениями в природе сложились в систему мифологических верований и практических трудовых навыков, закрепленных обрядами, приметами, пословицами. Постепенно обряды образовали годовой цикл, и важнейшие праздники были приурочены к зимнему и летнему солнцестоянию.

Существуют зимние, весенние, летние и осенние обряды. 1.2. Семейные обряды В отличие от календарных обрядов, герой семейных обрядов – реальный человек. Обряды сопутствовали многим событиям его жизни, среди которых важнейшими были рождение, вступление в брак и смерть. Наиболее развитым был свадебный обряд, он имел свои характеристики и законы, свою мифологию и свою поэзию. 1.

3.

Причитания Это древний жанр фольклора, генетически связанный с похоронным обрядом. Объект изображения причитаний – трагическое в жизни, поэтому в них сильно выражено лирическое начало, мелодия выражена слабо и в содержание текста можно было найти много восклицательно-вопросительных конструкций, синонимических повторов, единоначатия и т. д. 2. Малые жанры фольклора. Паремии.

К малым фольклорным жанрам относятся произведения, различающиеся по жанровой принадлежности, но имеющие общий внешний признак – небольшой объем. Малые жанры фольклорной прозы, или паремии, очень разнообразные: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры, благопожелания, проклятия и проч. 3 Нравится Комментировать Пожаловаться Mr Rewden 4 месяца назад Ученик (187) Ох, как много. 1. Пословицы и поговорки. 2. Загадки. 3. Скороговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, пестушки, считалки. дразнилки. 4. Сказки: волшебные, о животных, бытовые, в том числе и сказки-анекдоты, докучные сказки; кумулятивные. 5. Былины: героические и социально-бытовые. 6. Былички, сказы, легенды, предания 7. Песни: исторические, лирические, частушки, обрядовые (колядки, колыбельные, подблюдные (исполняются во время гадания с помощью блюда) свадебные, песни-плачи, причитания). 8.

Жанры, связанные с магией: наговоры, заговоры, проклятья и пр. 1 Нравится Комментировать Пожаловаться Истриб Элюмин

Источник: http://education.ques.ru/questions/mozhete-nazvat-zhanry-russkogo-folklora

Устное народное творчество — источник вековой мудрости

Устное народное творчество — представляет собой традиционное словесное творчество народа. Оно может быть как старинным, так и новым – современным, творимым в наши дни. Главной его особенностью является то, что данное искусство слова передается из поколения в поколение из уст в уста.

Жанров в словесном народном творчестве большое множество. Это мифы и легенды, эпосы, былины, пословицы и поговорки, загадки, частушки, сказки, песни… Перечислять их можно бесконечно. Творцом же является не отдельный человек, а народ. Именно поэтому ни одно сочинение не имеет своего определенного, единственного автора.

Веками творения людей складывались в целые словесные формы, впоследствии образующие рифмы («стихи»). Благодаря этому приему произведения легче было передавать и запоминать. Таким образом, появлялись обрядовые, хороводные, плясовые, колыбельные песни.

Тематика фольклорного творчества полностью зависела и продолжает зависеть от культуры, верований, истории и от региона проживания народа. Но главной особенностью таких творений было и остается сочетание прямого отражения жизни с условным. Проще говоря, в фольклоре нет, и не было обязательного отражения жизни в форме самой жизни, в ней всегда допускается условность.

Жанры фольклора

Чтобы лучше понять, что представляет собой устное народное творчество необходимо поближе познакомиться с его жанрами, а их в этом виде словесного искусства, превеликое множество.

Пословицы и поговорки

Начнем с тех, о которых мы хорошо знаем и иногда, используем в обиходе – с пословиц и поговорок. Данные виды устного искусства являются одними из интереснейших жанров, дошедших до наших дней.

Никто доподлинно не знает когда появились эти жанры устного творчества. Несомненным фактом остается то, как точно и лаконично, образное, логически законченное изречение, выражает народный ум и опыт, накопленный многими веками.

Между тем, многие из нас давно привыкли думать, что пословицы и поговорки это одно и то же. На самом деле это не так. Пословица представляет собой законченное предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым, часто зарифмованным языком.

Пример русских пословиц:

«Береженого Бог бережет»

«Мал золотник, да дорог»

«Копейка рубль бережет»

Тогда, как поговорка является устоявшейся фразой или словосочетанием. Она предназначена для украшения речи.

Пример русских поговорок:

«Остаться с носом» (быть обманутым)

«Медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред)

«Когда рак на горе свистнет» (никогда)

Приметы

Приметы – еще один фольклорный жанр, который претерпел не мало изменений, но все же не растерял своей мудрости и дошел до современного человека.

Появился он в давние времена, когда наши предки были очень близки к природе, когда люди наблюдали за ней, за явлениями, происходящими вокруг, и находили связи между событиями. Со временем, народ облек свои наблюдения в слова. Так и появлялись приметы, которые через века несут собранные в себе знания предков.

Некоторые примеры погодных примет:

Жаворонки летят — к теплу, зяблик— к стуже.

Из березы течет много сока — к дождливому лету.

Воробьи купаются в песке — к дождю.

Так же до наших дней дошло много старых примет связанных с домом и бытом. Самой распространенной является: «Соль просыпать — слезы проливать».

Считается, что эта примета появилась в середине XVII века, во времена бунтов и восстаний на Руси. Тогда соль в буквальном смысле была на вес золота.

Отсюда и появилось такое значение — просыпать столь дорогую «приправу» как соль, неизбежно приведет к ссоре в доме.

Еще несколько примеров бытовых примет, которые, несомненно, нам знакомы:

«Дома свистишь — деньги проглядишь»

«Одежда наизнанку — к перебранке»

«На себе шьешь — память зашьешь»

Сказки

С древности сохранились и отдельные элементы детского фольклора – сказки. Позднее этот жанр устного искусства сильно изменялся. это произошло под влиянием эстетических и педагогических функций, но все же он продолжает существовать.

Впрочем некоторые жанры словесного искусства со временем «отмирают», и человечество постепенно забывает о них. Данный процесс является естественным явлением, он не свидетельствует об упадке народного искусства.

Наоборот, процесс «отмирания» является признаком того, что из-за изменения условий человеческого бытования происходит развитие художественного коллективного творчества народа, вследствие чего, появляются новые жанры и исчезают старые.

Былины

К таким жанрам можно отнести былины (или как их еще называли – старины — русские героико-патриотические песни-сказания, основным сюжетом которых, являлись важные исторические события или героические подвиги богатырей и дев-воительниц). Этот жанр возник еще в Древней Руси, просуществовал вплоть до средних веков и постепенно стал забываться к XIX веку.

Кроме того к почти забытым жанрам так же можно отнести и обрядовый фольклор. Давайте рассмотрим его составляющие немного поближе.

 Календарный фольклор и годовой песенный цикл

Эти небольшие жанры появились в связи с необходимостью следить за сельскохозяйственным циклом, а так же за изменениями, происходящими в природе и религиозными праздниками.

Много пословиц, примет, советов и запретов сложилось в календарном фольклоре. Вот некоторые, из которых дошли до наших дней:

«Рано затает — долго не растает»

«Март и снегом сеет, и солнцем греет»

Не мало песен было сложено народом и для годового песенного цикла. Так на масленицу было принято печь блины, исполнять обряды проводов зимы и петь обрядовые песни. Эта и еще некоторые из старых традиций сохранились до сих пор.

 Семейный фольклор

Включал в себя такие малые жанры как: семейные рассказы, колыбельные, пестушки, потешки, свадебные песни, похоронные причитания.

Название «Семейные рассказы» говорит само за себя, и существует этот жанр словесного искусства с незапамятных времен – возможно столько, сколько живет человек на этом свете. Примечателен тем, что формируется он довольно обособленно, как правило, в рамках семьи и близкого окружения.

Кроме того, этот жанр обладает своей особенностью, он может формировать «определенные выражения», понятные только членам семьи или людям, присутствующим во время события, которое повлекло за собой появление этой фразы. Так, например, в семье Толстых существовало такое выражение как «архитектор виноват».

Рождению этого выражения предшествовало событие: когда Илье Толстому было пять лет, на Новый год ему подарили обещанную чашку. Счастливый ребенок побежал, чтобы показать всем свой подарок. Перебегая через порог, споткнулся и упал.

Чашка разбилась. Маленький Илья, оправдываясь, говорил, что он не виноват, а виноват архитектор, который сделал этот порожек.

С тех пор в семье Льва Николаевича Толстого появилось свое выражение равноценное крылатому — «стрелочник виноват».

Колыбельные песни

Еще одним не менее интересным жанром в семейном фольклоре были колыбельные. В старые времена умение петь колыбельные песни считалось особым искусством.

В процессе игры, матери обучали своих дочерей правильно «баюкать». Эта способность была необходима, для того, чтобы старшие девочки уже в шесть – семь лет могли присматривать за младшими.

Именно поэтому этому умению уделялось особое внимание.

Предназначением колыбельных было не только успокоить, но и защитить дитя. Многие песни представляли собой «заговоры».

Они были призваны оберегать маленького ребенка от опасностей, которые могли его подстерегать в будущем. Часто колыбельные были обращены к духам и мифологическим существам, носителям сна – Дреме, Сну.

Их призывали для того, чтобы убаюкать малыша. В настоящее время этот жанр народного искусства почти забыт.

Пестушки и потешки

Пестушки и потешки – представляли собой коротенькие напевы. Они помогали ребенку в развитии и в познании окружающего мира. Возможно, кто-то помнит из детства — «Сорока-ворона…». Такие небольшие песенки-приговорки побуждали малыша к действию, прививали навыки гигиены, развивали мелкую моторику, рефлексы, помогали познавать мир.

Свадебные песни

Свадебные песни – разительно отличались от всех остальных малых жанров семейного фольклора. Примечательным был тот факт, что вне свадебного обряда эти песни не звучали.

Кроме того, с функциональной точки зрения они были крайне важны, так как исполняли своего рода «юридическую роль» в этом событии. Наряду со свадебными песнями, немаловажную роль в обряде играли причитания.

Они были неотъемлемой частью праздника, представляли собой лирические повествования, которые описывали переживания невесты, родителей и подруг.

Также немалую роль играли величания. Ими в песнях гости восхваляли жениха и невесту, желали молодым благополучия и счастья. Ко всему прочему ни одна свадьба не могла ни обойтись без корильных песен.

Эта небольшая составляющая свадебного обряда представляла собой шуточные песни.

Как правило, они были адресованы сватам, из-за которых невеста «покидала» родную семью, подружек и утрачивала свою девичью волю.

Похоронные причитания или плачи еще один древний фольклорный жанр, о времени, появления которого, никто доподлинно не знает. Он лишь «обрывками» дошел до наших дней, но из названия легко можно понять, о чем идет речь и для чего этот жанр служил.

Главной особенностью данного устного творчества являлось то, что он имел свою «формулу» или лучше сказать строгую последовательность, которую каждый плакальщик «украшал» своим творческим элементом – рассказом о жизни, о любви или смерти усопшего. Сейчас, к примеру, часть обряда, а так же плачи можно увидеть и услышать в фильме «Вий» (1967 г.).

Окказиональный фольклор

Не соответствующий общепринятому употреблению фольклор. Носил индивидуальный характер, обусловленный специфической ситуацией, поводом. К нему относились такие малые жанры как: заклички, считалки, заговоры.

Заклички

Закличками невероятно богат русский фольклор. Они представляли собой небольшие песенки, часто не лишенные юмора и сопровождавшиеся игровыми действиями. Сюжеты этого малого жанра были самые разные: это могли быть заклички о погоде и погодных явлениях, о природе и временах года, о животных и сказочных существах…

Дождик, лей! Дождик, лей!

На меня и на людей!

На меня по ложке.

На людей по плошке.

А на лешего в бору —

Лей по целому ведру!

Считалки

Считалки – еще один малый жанр словесного народного искусства. Он возник очень давно, но сейчас почти исчез из современного фольклора. А между тем, как бы удивительно это ни звучало, в далекие времена считалки широко использовались взрослыми. Главной их функцией было распределение работы.

Да, да. Ведь тогда многие виды работ, были не только очень тяжелыми, но иногда опасными для жизни. Поэтому мало кто по собственному желанию хотел браться за такое дело. А считалки позволяли распределять работу между участниками так, чтобы никому не было «обидно». В наше время эта «важная роль» считалок утеряна, но они все еще существуют и по-прежнему выполняют свою функцию в детских играх.

Заговор

И наконец, самый удивительный, но далеко не последний, довольно сложный по своей структуре древний жанр устного народного творчества, который как ни странно продолжает жить и в наше время – заговор.

Функция, со времени возникновения данного жанра, не поменялась. Он все так же продолжает исполнять роль «магического орудия», призванного выполнить желание заговаривающего.

Как говорилось выше, этот жанр довольно оригинален в своем исполнении и часто сложен по своей конструкции – в этом и состоит его особенность.

Говорить о жанрах устного народного творчества можно бесконечно долго, потому как все направления по-своему интересны и неповторимы. Данная статья призвана лишь ознакомить читателя с необъятным, многогранным богатством человеческой культуры и мудрости, ярко отражающих опыт предыдущих поколений.

Источник: https://moyamamma.ru/ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-istochnik-vekovoj-mudrosti

Ссылка на основную публикацию