Как правильно подобрать репертуар подростку?

Ирина Балманжи

Жизнь слишком коротка, чтобы бо́льшую ее часть проводить на ненавистной работе. Поэтому к выбору будущей профессии нужно отнестись очень внимательно и серьезно. Но как найти путь, который подходит именно тебе? Авторы книги «Дорожная карта» уверены: профориентационных тестов недостаточно. Необходимо прислушиваться к себе, пробовать разные варианты и не бояться свернуть с проторенной дороги.

Не бойся сойти с проторенного пути

Есть избитая фраза: «Ты можешь стать тем, кем хочешь». Хоть она и кажется затертым штампом, так уж вышло, что это правда.

Но почему тогда все еще есть люди, которые занимаются не своим делом? Что мешает нам найти правильную дорогу к успеху, счастью и самореализации?
Как правильно подобрать репертуар подростку? Дорожная карта

Ответ кроется в нашей природе. Одно из ее коварных свойств заключается в том, что мы склонны выбирать пути, которые до нас уже протоптали другие. Этот процесс начинается очень рано, и обойти его чертовски трудно.

Именно так и выглядит формула «успеха» в нашем обществе: универсальный путь, по которому все идут, дыша в затылок впереди стоящему, не обращая внимания на то, что делает нас самими собой. Это невидимый Конвейер, и, скорее всего, ты на нем.

Как правильно подобрать репертуар подростку?

Наши персональные Конвейеры по винтику собраны из всех тех ожиданий, уроков, примеров для подражания, благих советов и заранее предопределенных вариантов выбора, которые мы впитываем с того дня, как выползли из песочницы и подумали, кем же мы станем, когда вырастем.

Мы слышим, что нам подойдет карьера врача или юриста, что неплохо было бы работать в семейном бизнесе. Слышим, что у нас слишком большие амбиции (нам это говорят «для нашего же блага»). И все решения мы принимаем под давлением этих требований и страхов.

Ради безопасности мы отказываемся от подлинных желаний.

Мы выполняем свой долг. Мы вкалываем на работе и тащимся по заранее проторенной дороге, которая обещает стабильность, безопасность и комфорт.

Возможно, самое сложное дело в твоей жизни — переписать этот сценарий. Это может огорчить твоих близких, пошатнуть твои взгляды и убеждения, и, в конце концов, это бывает попросту страшно. Но оно того сто́ит.

Начни с вопросов к себе. Идешь ли ты туда, куда хочешь? Оправдывает ли твоя цель затраченные усилия? Не думай о том, кем ты «должен» быть, или кем тебя считают друзья, или кем ты пытаешься казаться в соцсетях. Кто ты на самом деле здесь и сейчас?

Как правильно подобрать репертуар подростку?

Эти вопросы помогут тебе понять, чем ты отличаешься от других, что делает тебя уникальным и что ты можешь предложить миру.

Отделяй ненужный Шум от полезных советов

Мы постоянно слышим галдеж тех, кто дает нам советы, и весь этот Шум заглушает нашу индивидуальность. Он исходит от членов семьи, учителей, социальных педагогов и в целом от общества.

Он в книгах, которые мы читаем, в телешоу, которые мы смотрим, во всех социальных сетях — и, что опаснее всего, он внутри нас самих.

Одним этот Шум постоянно напоминает, что нужно зарабатывать деньги или идти по стопам успешных братьев и сестер.

Другим он твердит, что они никогда не добьются успеха в выбранном деле или что они сумасшедшие, раз берутся за что-то новое, чего никто больше не делает.

Как правильно подобрать репертуар подростку?

Спрятаться от Шума — не значит превратиться в бунтаря, который мечтает набить на лбу татуировку и плюет на родителей. Речь вообще о другом. Речь о том, чтобы объективно посмотреть на все настойчивые рекомендации, чужие ожидания и конструктивную критику и принять собственное взвешенное решение.

Вот простая схема, которая поможет отделить ненужный Шум от полезных советов и отзывов:

Как правильно подобрать репертуар подростку?

Попробуй взвесить чужие предположения и убеждения и посмотри, гармонируют ли они с твоими интересами и ценностями — или же, напротив, противоречат им. Запомни главное: если, давая тебе совет, человек учитывает твою индивидуальность и его слова чем-то в тебе отзываются, есть вероятность, что это не Шум. А если что-то тебе подсказывает, что это не про тебя, это Шум.

Ищи дело жизни на стыке своих интересов

Люди, которые живут наиболее полно, стараются встроить свои интересы в работу. Подумай: чем тебе нравится заниматься? Может быть, ты все выходные выкладываешь видео, которые снял? А может, гуляешь по лесу или высаживаешь цветы в парке? Или строишь современные здания, играя в Minecraft?

Не пугайся, если интересы, которые ты в себе обнаружишь, покажутся тебе несерьезными. В наши дни рынок настолько разнообразен и так часто и резко меняется, что можно найти массу удивительных способов совместить свои увлечения с работой.

Как правильно подобрать репертуар подростку?

Интерес к просмотру мультфильмов субботним утром может привести к руководящей должности на телеканале Cartoon Network, как это случилось с Майком Лаццо. Из человека, который просто любил разглядывать кости, вырос видный специалист в области судебно-медицинской антропологии — так было с профессором Университета Теннесси доктором Биллом Бассом.

Главное — не загонять себя в рамки. Мысли неординарно, комбинируй разные интересы, отражающие одновременно несколько сторон твоей личности, — так у тебя будет больше шансов найти что-то, что тебе понравится. Придумай себе роль. Изобрети, если ее еще нет.

Как правильно подобрать репертуар подростку?

Изучай свои Основы

Увлечения, дела, которые тебя вдохновляют, — это кирпичики, из которых строишься ты сам. Но интересы — только первая составляющая. Есть еще кое-что, связывающее их воедино. Назовем это Основами.

Если вкратце, Основа — это твой центральный элемент, от которого зависит, что именно приносит тебе удовольствие. Она побуждает тебя увлекаться теми или иными занятиями и почти наверняка проявляется в каждом из них.

Допустим, ты любишь готовить. Эта информация лежит на поверхности. Но давай копнем глубже и посмотрим: на чем основан этот интерес? Тебе нравится экспериментировать с рецептами блюд и придумывать новые? Нравится работать руками? Ты пишешь детальный отзыв после посещения каждого кафе? Ты чувствуешь прилив сил, когда учишь племянницу печь печенье?

Поняв, что именно притягивает тебя к предмету твоих интересов, ты лучше поймешь, какой путь выбрать, чтобы он не противоречил твоим особенностям. Посмотри на примеры ниже. Какие из них находят в тебе отклик? А что тебе совсем не подходит?

Как правильно подобрать репертуар подростку?

Чтобы осознать свои Основы, надо выйти за пределы привычного представления о себе. Их нельзя сформулировать фразами типа «я хороший человек» или «я люблю готовить». «Мне нужно о ком-то заботиться» или «мне нужно создавать что-то новое» — вот это уже другое дело.

А теперь соедини все то, что делает тебя тобой, — твои Основы и Ключевые интересы. Так ты получишь сценарий того, чем хочешь заниматься в жизни.

Как правильно подобрать репертуар подростку?

Тебе не нужно принимать решение прямо сейчас. Попробуй поменять один из Ключевых интересов или Основу. Миксуй снова и снова. Пока что твоя цель — определить все сочетания, которые покажутся тебе привлекательными.

Помни: твои мечты не безумны

Первая трудность на пути к жизни, основанной на интересах, — осознать, что такая жизнь вообще возможна. Принять сам этот факт может быть крайне сложно. Если в твоей картине мира никогда не было места идее стать журналистом, инженером, шеф-поваром французского ресторана, уличным художником, скульптором или обжарщиком органического кофе, то любой из этих вариантов покажется тебе диким.

Из-за ограниченного вида, который открывается перед нами с Конвейера, мы отказываемся поступать по-другому. Но правда в том, что у каждого из нас есть масса возможностей.

Даже самые странные идеи могут работать и приносить доход, если неуклонно следовать своим интересам. Возьмем, к примеру, Элис Бенштейн. Имея ученую степень, она работает на кондитерской фабрике Jelly Belly. Элис объединила свою любовь к кулинарии и науке и сейчас зарабатывает, изобретая новые вкусы конфет.

Есть и другие профессии, словно бы сшитые на заказ для конкретных людей. Вот некоторые из них:

Как правильно подобрать репертуар подростку?

Существует множество людей, которые не просто балансируют между домом и работой, а действительно живут с удовольствием, занимаются любимым делом и процветают. А теперь ответь: разве правы те, кто называет твои мечты безумными?

Больше о том, как разобраться в себе, вырваться за рамки и найти дело жизни, — в книге «Дорожная карта»

Иллюстрации из книги

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2019/02/28/5-sovetov-kotorye-pomogut-podrostku-opredelitsya-s-budushhej-professiej/

Как выбрать песню под ваш голос: 9 советов

Как правильно подобрать репертуар подростку?

Чтобы песня в вашем исполнении зазвучала, она должна подходить вам тембрально и по тональности.

Не стоит выбирать композиции с завышенной или заниженной тональностью, вам будет сложно разучить такую песню и еще сложнее спеть. Вы рискуете сорвать связки во время пения.

Совет

Не копируйте других исполнителей. Выбирайте те песни, которые вам легко петь. Во время исполнения вы не должны ощущать дискомфорт или напряжение в связках.

Шаг второй: сделайте свой вокал роковым

Как правильно подобрать репертуар подростку?

Определите стиль, в котором вы хотите петь. Если это рок, то вокал и текст должны быть роковыми. Если вы хотите петь в стиле R’n’B, выбирайте ритмичные и зажигательные композиции. Текст должен цеплять зрителя. Для поп-музыки важно понимать, как эмоционально окрасить свое исполнение. Какое настроение больше зацепит аудиторию и будет созвучно с текстом вашей песни?

Совет

Создайте папку и сохраняйте в ней песни в том стиле, в котором вы хотите петь. Сравнивайте композиции. Пробуйте разные манеры исполнения, чтобы понять, что подойдет именно вам.

Шаг третий: поймайте ритм

Оцените темп и ритм выбранной вами песни. Комфортно ли вам петь в таком темпе? Соответствует ли ритм и темп композиции вашему стилю исполнения? Проанализируйте доли внутри песни, как строятся фразы внутри ее ритма и как вы можете украсить композицию и подогнать ее под свой стиль?

Совет

В зависимости от стиля, в котором вы поете, используйте мелизматику, рубленые концовки и другие украшения. Обратите внимание на начало каждой фразы, на какую долю они начинаются, можно петь с оттяжкой или опережением, какой вариант будет звучать лучше. Чтобы окончательно определиться, запишите каждый вариант исполнения на магнитофон и сравните записи.

Шаг четвертый: расставьте акценты

Как правильно подобрать репертуар подростку?

Изучите текст. Поймите, о чем ваша песня, какая эмоция ей подходит. Нужно выразить тоску, радость, призвать зрителей к действию или раскрыть в песне любовную линию? Распределите акценты в тексте, решите, какие слова и буквы являются главными.

Совет

Чтобы выбрать, в каком тоне лучше исполнить песню, внимательно прочитайте текст и решите, о чем вы хотите сказать зрителю. Оцените фактуру и ритм вашего музыкального произведения, после этого выбирайте тональность.

Шаг пятый: заставьте зрителя верить вам

Как правильно подобрать репертуар подростку?

Когда вы выбираете текст будущей песни, нужно понимать — поверят ли вам зрители. Выбирайте песни, которые соответствуют вашему возрасту, статусу и внутреннему состоянию.

Совет

Молодым людям не стоит выбирать песни об опыте в отношениях, разлуке или предательстве. Лучше выбрать текст о первой любви. Тогда каждый зритель вспомнит свою историю и поверит вам.

Учим песню в четыре этапа

Как правильно подобрать репертуар подростку?

Этап первый: придумайте клип

Песня — это законченное произведение, маленькая история. Чтобы зрители вам поверили, вы должны пережить эту историю от начала и до конца.

Совет

Прочитайте текст, подумайте, о чем ваша песня. Чтобы лучше понять ее, представьте, какой клип вы бы сняли на эту композицию. Каких актеров пригласили бы на главные роли. Представьте свой клип во всех подробностях.

Читайте также:  Градусник тональностей одно интересное наблюдение

Этап второй: разбейте песню на кусочки

Как правильно подобрать репертуар подростку?

Не пытайтесь выучить песню целиком. Разбейте ее на части и репетируйте каждую фразу по отдельности, пока не будете уверены в ее звучании и исполнении. Постепенно отрабатывайте весь текст, переходя от одной строчки к другой.

Совет

Записывайте фразы на диктофон, когда репетируете. Прослушивайте запись, чтобы оценить свои ошибки. Представьте, что вы зритель и пришли на концерт. 

Этап третий: проанализируйте энергетику песни

Как правильно подобрать репертуар подростку?

Проанализируйте свою песню, смысл ее текста, темп, ритм, эмоциональную окраску и энергетику. Вы должны четко понимать, в какой тональности будете исполнять эту песню. Какие музыкальные приемы будете использовать, чтобы расставить акценты в композиции. После этого вы можете собирать свою песню в готовое произведение, как клип.

Совет

Если вам некомфортно исполнять музыкальное произведение, вам либо не подходит его тональность, либо у вас проблемы. А все их решения можно найти в онлайн-курсе Марины  Полтевой.

Этап четвертый: соберите песню, как конструктор

Как правильно подобрать репертуар подростку?

После того как вы выучили свою песню и определились с тоном ее исполнения, соберите ее в готовую композицию. Помните, песня должна быть целиком исполнена в одной эмоциональной окраске и соответствовать стилю произведения. Ориентируйтесь на ритм и окраску, заданные в аранжировке.

Совет

Если у вас не получается передать нужную эмоцию в песне, послушайте других исполнителей. Наслушайтесь материала, пока не начнете чувствовать нужные краски в других песнях. После этого попробуйте перенести эмоции в свое произведение.

Поделиться

Источник: https://talentsy.ru/kak-vybrat-pesnyu-pod-vash-golos-9-sovetov

Особенности выбора репертуара для подросткового возраста

КАК ПОДОБРАТЬ РЕПЕРТУАР ПОДРОСТКУ,

УЧИТЫВАЯ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОСПРИЯТИЯ.

        Проблема отбора репертуара всегда была и будет острой и актуальной практической проблемой для любого руководителя. От выбора репертуара во многом зависит успешное развитие ребенка (как солиста, так и участника коллектива). Подбор  репертуара – это не какой-то одномоментный акт, а осуществление целой «репертуарной политики».

Это сложный процесс. С одной стороны, в нем фокусируется музыкальный опыт и культура руководителя, с другой стороны, характер отбора обусловлен особенностями и интересами тех, кто его усваивает, а также общей атмосферой заведения, в которой осуществляется процесс обучения.

         Современные педагоги зачастую сталкиваются с тем, что подросток не хочет петь ту или иную песню или композицию  и все попытки переубедить его приводят к осложнениям и конфликтам.

Очень часто подросток отказывается не только исполнять произведение, которое  ему не нравится, но и может вообще перестать ходить  на занятия.

Чтобы правильно разобраться в этом вопросе, нужно учитывать все возрастные особенности.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА.

        Для этого возраста характерна не только повышенная ранимость, но и желание произвести впечатление. Ему хочется показаться ярким, эффектным и красивым, чтобы его оценили и одобрили и, чем меньше любви он получает в своём окружении, тем острее это чувство.

Также он становится чувствителен к насмешкам, поэтому для него важно, чтобы песня, которую он или она  будут петь со сцены, выгодно подчёркивала его сильные стороны, как вокалиста, и как человека.

Поэтому для того чтобы правильно подобрать  репертуар, нужно учитывать такие возрастные особенности подростка, как:

  •          Стремление к эффектности. Исполняя произведение, подросток хочет чувствовать себя не просто исполнителем, а звездой. Для этого его репертуар должен быть интересным, передающим чувства, знакомые самому подростку и соответствующие его восприятию.
  •           Страх, что его осудят или над ним посмеются. Это  тоже характерно для подросткового возраста, поэтому, если в вокальном произведении есть места, которые ему непонятны и вызывают смущение, он просто может отказаться от его исполнения. И тут нужно тоже быть внимательным при подборе репертуара.
  •          Наличие новых интересов. В подростковом возрасте юноша или девушка может решить, что выбранный стиль произведений ему не подходит, он не будет больше заниматься эстрадным вокалом или вообще захочет выбрать танцы. Удержать интерес можно только ярким и понятным ему репертуаром, содержание которого поможет подростку раскрыться. Немалый эффект произведут и красивые аранжировки, которые позволят подростку почувствовать себя на сцене не хуже популярной звезды.
  •          Выбирая песни о любви, нужно учитывать возрастные особенности подростка, точнее, его восприятие. Тут многое зависит от конкретного характера и темперамента. Есть юноши и девушки, которые воспринимают только лёгкие произведения, а некоторые, наоборот, уже в раннем возрасте могут прекрасно передать характер драматического  произведения. Так что преподавателю по вокалу стоит обратить внимание на представления о любви конкретного подростка, чтобы подобрать ему репертуар, который будет понятен ему и поможет раскрыться.
  •           Яркое проявление характера. Именно тогда, когда подросток начинает упрямиться, проявлять характер и показывать себя, видно, какой у него темперамент и восприятие окружающего мира. Обычно в это время начинает проявляться уже сформированный хара а кто-то превращается в мечтательную гламурную девушку, нежную и легкоранимую

КАК ВЛИЯЕТ ВОСПРИЯТИЕ ПОДРОСТКА

НА ВЫБОР РЕПЕРТУАРА.

          Выбирая песню, стоит проанализировать его содержание и подумать, впишется ли она в восприятие подростка. Песни  и композиции  о первой любви, влюблённости, нежности или, напротив, о предательстве, подросток сможет передать, если они соответствуют его восприятию.

Также  любое произведение репертуара должен эффектно показывать и самого подростка. У ранимого и замкнутого подростка, песни о трагической любви будут навевать тоску как на него самого, так и на слушателей. Поэтому при выборе стоит учитывать восприятие подростка и его сформированный характер.

           Одной из высших задач вокально-эстрадной педагогики является формирование у детей и подростков собственной манеры исполнения, которая постепенно складывается в процессе обучения из его стилистических предпочтений.

Необходимо знакомить их с лучшими представителями различных музыкальных стилей и направлений. Формированием музыкального кругозора ребёнка на основе разнообразного репертуара следует заниматься с самого раннего возраста.

КАК СОЗДАТЬ ИМИДЖ ПОДРОСТКА-ВОКАЛИСТА.

            Основной секрет, как создать имидж подростка-вокалиста, состоит в том, чтобы выгодно преподнести его особенности публике. Обыграть красиво можно всё что угодно.

Подросток отличается вспыльчивостью и нетерпеливым характером? Ему стоит подобрать репертуар, где он может красиво преподнести свою необузданность. Он отличается замкнутостью? Лирические песни, носящие не слишком эмоциональный характер – то, что вам нужно.

Подросток отличается весёлым нравом? Подвижные произведения или, напротив, драматичные песни будут звучать у него легко и красиво. После этого стоит продумать его образ, костюм и послание, которое он должен будет передать зрителям во время исполнения.

Составить целостный образ вам помогут уроки актёрского мастерства. Вот из таких мелочей и складывается имидж подростка-вокалиста.

КАК ПОДОБРАТЬ РЕПЕРТУАР ПОДРОСТКУ.

1.Обязательно давайте в записи композицию  или песню прослушать будущему исполнителю.

2.Посмотрите и проанализируйте текст. Подумайте, чем он может быть интересен подростку. Интересный репертуар для подростка всегда проще исполнять, чем петь то, что не нравиться.

3.Каким репертуар показывает подростка? Такой ли он на самом деле? Девушкам не стоит петь мужские произведения  и наоборот. Не нужно, чтобы они смотрелись смешно со сцены.

4.Композиции  и песни для девушек и юношей не должны быть чересчур трагичными. Интересный репертуар для подростков должен быть позитивным и по возможности оптимистичный.

5.Произведения репертуара подростка должны соответствовать его возрасту.

Беспроигрышным вариантом является музыка из советских кинофильмов, песни из репертуара ВИА 70-90-х годов, лучшие образцы российской и западной юношеской эстрады.

В старшем школьном возрасте активно развивается тема личных отношений. Этот возраст предполагает более смелое и широкое обращение к современной российской и зарубежной эстраде, мюзиклам, кинофильмам.

6.Каждая новая песня должна помогать исполнителю в приобретении тех или иных навыков, их закреплению.

Таким образом,

грамотный подбор репертуара является важнейшим и основополагающим фактором успешного учебного процесса. Неверно подобранная песня может не только замедлить формирование певческих навыков подростка, но и вызвать потерю интереса к пению.

http://music-education.ru/vocal-repertuar-dlya-podrostka/

Источник: https://nikitenko-cdtvl.edumsko.ru/articles/post/1594737

9 лайфхаков, как выбрать песню на вокальный конкурс

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Вы замечали, что не всегда достаточно иметь хороший голос, чтобы выиграть вокальный конкурс? Конкурсы по вокалу часто требуют многого:  хорошие актерские данные, раскованно двигаться на сцене, зрелищность номера.

В желании сосредоточиться на всем и сразу «новички» забывают главный секрет, как выиграть вокальный конкурс: песня, которую вы выбрали, сильно влияет на оценки жюри.

Сейчас многие скажут, если вокалист имеет шикарный голос, то неважно, какую песню выбрать на конкурс. Можно и «В траве сидел кузнечик» спеть так, что зал зааплодирует стоя.

Однако, гениальные певцы потому и гениальны, что поют те произведения, которые им подходят, и сразу отметают не выигрышные песни.

Вот вам несколько лайфхаков, как выбрать песню для вокального конкурса. Следуйте алгоритму и все получится!

Лайфхак первый: все новое — хорошо забытое старое

Набросайте несколько вариантов тех песен, которые вы уже слышали, и они вам запомнились. Не берите новых хитов, которые только-только появились в прокате и еще не на слуху.

Если хотите звучать уверенно, песня для конкурса вокала должна «отлежаться». Наше сознание так устроено — ему нужно вжиться в художественный образ, запомнить мелодию, закрепить основные акценты. Если песня знакома, вам будет проще ее выучить.

Читайте также:  Сочинение по музыкальному произведению пример готового сочинения и советы учащимся

Лайфхак второй: не ищите песню, ищите эмоции

Не секрет, что песня должна вам нравится, а текст — вызывать эмоциональный отклик. Это как любовь с первого взгляда. Вы услышали трек и поняли, что готовы напевать его снова и снова, да еще пританцовывать в ритм!

Даже если мотив незатейливый — берите эту песню на конкурс. Мелодию всегда можно усложнить, вставить пару сильных нот и добавить мелизмов.

В поисках эффектной сильной песни для вокального конкурса многие забывают об актерской подаче номера. Проживайте каждую строчку песни, и выступление выйдет глубоким и драматичным.

Ведь не всегда вокалистам приходится петь то, что нравится, но настоящий артист находит эмоции даже в скороговорке.

Лайфхак третий: слушайте каверы и нестандартные версии

Что же выбрать на конкурс: хит или неизвестную песню? Доказано: узнаваемость песни влияет на положительную оценку жюри. Однако, есть песни, вызывающие негатив, потому что они повторяются из конкурса в конкурс, судьи слышали их уже ни раз.

Будьте оригинальны! Найдите модный ремикс узнаваемой песни или  сделайте лиричную акустическую версию танцевального хита. Известная мелодия, но спетая по-своему, будет вашим преимуществом на любом конкурсе вокала.

Яркий пример тому версия давно набившей оскомину песни Глории Гэйнор “I Will Survive”. В оригинальном исполнении Лии МакФол она звучит стильно и совершенно по-новому:

Когда вы определились, какая песня вам нравится, поищите на нее каверы, послушайте разные исполнения на Youtube. 

Бывает, песня подходит по стилю и динамике на вокальный конкурс, но так популярна, что выглядит заезженной. Некоторые ресурсы подсказывают похожих исполнителей или находят похожие песни с таким же темпом. Такие как Яндекс.Музыка

Источник: https://ovocale.ru/kak-vybrat-pesnyu-na-vokalnyj-konkurs/

Как подобрать репертуар для детской вокальной студии

  • Как подобрать 
  • репертуар 
  • для детской вокальной студии 
  • Методические рекомендации
  • Составила Крапивина Ирина Масгутовна,
  • Педагог дополнительного образования
  • МБУ ДО Детско-юношеского центра «АРС»
  • Кострома
  • Пояснительная записка
  • В рекомендациях раскрыты вопросы и проблемы, возникающие при подборе репертуара детского вокального объединения.
  • Главное внимание уделено требованиям к репертуару и характеристике различных сборников песен, которые педагог может использовать в работе с детьми-дошкольниками, подростками и старшими школьниками.

Рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования художественно-эстетического направления деятельности (профиль вокал). Они составлены на основе опыта разработки авторской образовательной программы по вокалу, опыту участия в фестивалях и конкурсах различного уровня в качестве руководителя вокальной студии «Улыбка» ДЮЦ “АРС”.

  1. Методические рекомендации
  2. Как подобрать репертуар для детской вокальной студии
  3. Вокальное искусство – массовый вид музыкального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей. Занятия в вокальных объединениях решают ряд важных задач:
  4. -привлекают детей и подростков к занятиям в системе дополнительного образования, позволяя с пользой проводить свободное время, укреплять здоровье;
  5. -развивают личность ребенка, его эстетические чувства в эмоциональном познании мира;
  6. -способствуют воспитанию нравственности и гражданственности, активной жизненной позиции;
  7. -содействуют социализации детей и подростков через формы коллективного творчества и внутристудийную жизнедеятельность;
  8. -пробуждают в детях интерес к творческой жизни города, района, учреждения.
  9. Проблемы подбора репертуара

Правильно подобранный репертуар позволяет эффективно решать задачи воспитания и развития ребенка в процессе занятий вокалом. Однако, как показывает опыт, его подбор представляет определенные трудности, причем не только для молодых педагогов, но и педагогов со стажем работы.

В чем состоит проблема подбора репертуара на сегодняшний день? Причин здесь несколько.

  1. В настоящее время выпускается слишком мало нотных сборников для детей от 4 до 18 лет.
  2. Имеющиеся нотные издания не всегда грамотно оформлены. Часто эти сборники – это песенники с прописанной мелодией, текстом, но без аккомпанемента и даже без гармонической поддержки. Педагоги же не всегда в совершенстве владеют навыками грамотного подбора сопровождения.
  3. Зачастую содержание песен не является актуальным, не соответствует запросам современных детей.
  4. Музыкальный материал не всегда яркий и насыщенный (мелодика, гармония, интонация оставляют желать лучшего).
  5. Время диктует необходимость использовать в работе не только живой аккомпанемент, но и минусовые фонограммы, что, в свою очередь, связано с немалыми финансовыми затратами.
  6. Работа с аудиосборниками тоже накладывает ряд трудностей – необходимо уметь грамотно и точно “снимать” звучащую песню для разучивания по нотам.
  7. Ощущается недостаток глубокого высокохудожественного песенного материала, несущего в себе яркие образы, нравственность, гражданственность.

Проблема отбора репертуара всегда была и остается острой и актуальной для любого руководителя вокального объединения. От выбора репертуара во многом зависит успешное развитие творческого коллектива. Существует целая “репертуарная политика”.

С одной стороны, в ней фокусируется музыкальный опыт, культура руководителя; с другой – особенности и интересы воспитанников. Мы считаем целесообразным включать в репертуар такие произведения, которые помогут в решении задач воспитания и развития.

  1. Нравственное воспитание обучающихся.

Пение, и прежде всего репертуар, является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей детей. Музыка, песня является по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства.

В повседневной жизни ребенок чаще всего дома и на улице слышит лишь образцы, причем далеко не лучшие, поп-музыки. Телевизионные передачи не могут не влиять на подрастающее поколение, поэтому подавляющее большинство детей, несмотря на усилия школы, вырастают в оторванности от лучших образцов песенного жанра.

Характерное для последнего времени разрушение духовности в нашем обществе крайне негативно сказывается на детях.

Не все дети понимают, что такое чувство долга, сострадания, милосердия; понятие свободы воспринимается подчас как свобода от обязанностей перед близкими, перед обществом, в котором они живут.

Решать эти проблемы помогут, в том числе и песни, в которых содержатся глубокие мысли, яркие образы, призывы. Содержание таких песен должно быть не абстрактным, а близким и понятным детям.

  1. Формирование художественного вкуса, эстетического восприятия действительности.

Помогая ребенку сформировать эстетическое отношение к миру через творчество, мы тем самым закладываем основу отношения к себе, как к художнику, творцу, созидателю. Поэтому прослушивание или исполнение вокальных произведений это воспитание художественного вкуса, музыкальной культуры, привитие интереса к искусству.

  1. Развитие музыкального слуха, певческих навыков, музыкальности в целом.
  • Наличие яркой, выразительной мелодии, способствующей и вокальному и нравственному воспитанию, является главным критерием отбора произведений.
  • Требования к репертуару
  • Репертуар детского вокального объединения должен отвечать следующим требованиям.
  • Носить воспитательный характер.
  • В умело и тщательно подобранном репертуаре наиболее полно прослеживается единство воспитания и обучения, единство процесса овладения знаниями, умениями и навыками и систематического целенаправленного воздействия на духовное развитие личности.

Подбирая репертуар, мы должны учесть, что произведение не обязательно должно носить явный “воспитывающий” характер.

Хорошая лирическая песня, построенная на народных интонациях, сюжетное полотно, раскрывающее историческое прошлое народа, шуточная песня, наполненная здоровым народным юмором, – все это может послужить материалом для воспитательной работы в коллективе.

Даже произведения созерцательной пейзажной лирики, воспевающие природу, способны пробудить такие чувства, как отзывчивость, доброта, мечтательность.

Быть высокохудожественным

Произведения репертуара могут быть разнообразны по жанру, стилю, тематике, но обязательна их принадлежность к классике, народной песне.

Под “классикой” нужно понимать не только произведения, созданные в далеком прошлом, но и произведения современных авторов, которые отличает высокая художественность, глубина содержания и совершенство формы.

Песня хороша тогда, когда хороши и мелодия, и слова, которые и без музыки звучат выразительно и проникновенно.

Выбирая репертуар, а затем, разучивая его с детьми и исполняя, мы воспитываем отношение к музыке, воспитываем “иммунитет против пошлости” (Д. Кабалевский), который так важен при формировании мировоззрения ребенка.

Соответствовать возрасту и пониманию детей.

При выборе репертуара следует учитывать возрастные особенности коллектива. Прежде всего это касается групп младшего возраста. Произведения должны по тематике соответствовать возрастному уровню и быть понятным юным исполнителям.

Подбирая музыкальный материал для занятий, педагог следит, чтобы он был разнообразным и интересным для учащихся, доступным для понимания и исполнения. При выборе песенного репертуара опираемся на закономерности развития певческого голоса в разные возрастные периоды.

Это обеспечит правильное развитие детей, создаст фундамент для постепенного укрепления голоса, накопления устойчивых навыков и умений.

Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива.

То или иное произведение будет доступно для исполнения в зависимости от технической подготовки вокалистов, их индивидуальных особенностей. В песнях должен быть соответствующий диапазон, удобная тесситура. Решение технических задач исполнения не должно влиять на художественный уровень произведения.

Репертуар должен быть подобран по трудности, способствовать приобретению каких-либо навыков или закреплять их.

Нельзя допускать, чтобы на протяжен длительного времени репертуар был одного уровня сложности. На протяжении всего обучения по образовательной программе вокального объединении, дети должны идти от простого к сложному.

Каждое новое произведение – это шаг вперед в овладении вокально-певческими навыками. Необходимо постоянно повышать требования к вокалистам, включая в репертуар произведения с новым более сложным материалом.

 Быть разнообразным по характеру, содержанию.

В репертуар любого певческого коллектива обязательно входят произведения различной тематики – это песни о родном крае, родном городе; о семье, о маме, о школе, дружбе и любви; шуточные песни, озорные и веселые, печальные и драматические. В этом разнообразии постигается вся гамма чувств, переживаний и эмоций.

Читайте также:  Арабский фольклор – зеркало востока
  1. Таким образом, репертуар должен быть подобран так, чтобы обеспечивать нравственно-эстетическое воспитание и социализацию учащихся, передавать образно-интонационное и жанровое богатство вокального искусства
  2. .
  3. Рекомендации по подбору репертуара
  4. Из опыта работы в вокальной студии “Улыбка” ДЮЦ “АРС”, участия в конкурсах и фестивалях различного уровня, можно порекомендовать педагогам использовать в работе музыкальные сборники, отвечающие современным требованиям, предъявляемым к репертуару детского вокального объединения.
  5. Нотные сборники

Лариса Вихарева. “Коза-дереза”. Песенки для детей от 3 до 7 лет. Иваново, 2006.

В сборник вошли песни ивановского композитора Л.П. Вихаревой на стихи Т. Шапиро. Тексты рассчитаны на детей младшего дошкольного возраста, не превышают двух четверостиший (за исключением песенки “Художник”), легко запоминаются благодаря образному содержанию, повторениям, простоте изложения. Тексты схожи по своему звучанию с детскими прибаутками и стихами А. Барто.

Но, несмотря на их простоту, в них заложены новые для ребенка понятия, они поучительны, несут большой воспитательный заряд.

Здесь и семейные традиции, уважение к старшим (“Бабушки”, “Папа с Олежкой”, “Художник”); любовь к природе (“Снеговик”, “Дорога”), животным (“Лайка и балалайка”, “У медведя”, “Про щеночка”, “Птица”, “Коза-дереза”); приключения и праздники (“Клад”, “Карнавал”).

Невозможно не отметить великолепное слияние музыки и текста, что позволяет малышам легко их усваивать. Мелодия построена на примарных звуках детского голоса, имеет небольшой диапазон. Она имеет разную жанровую принадлежность (песня, танец, марш) и разную стилистику (колыбельная, считалка, частушка).

Таким образом, сборник предоставляет уникальную возможность через простой для восприятия ребенка музыкальный и поэтический материал знакомить малышей с основами песенного творчество, воспитывать в них лучшие нравственные качества, расширять кругозор.

Л. Вихарева. “Баба Нина”. Эстрадные песни для детей. Иваново, 2002.

Сборник предназначен для детей младшего и среднего школьного возраста. Песни написаны на стихи Татьяны Шапиро, за исключением песни “Баба Нина”, где авторами текста являются Римма Алдонина и Лариса Вихарева. Сборник посвящен внуку композитора.

Все песни отличаются яркой образностью, интересными сюжетами. Стихи и мелодия тесно слились в озорных и задорных россыпях звуков. Эти песни очень нравятся ребятам, они близки им по духу своим характером, понятны по содержанию.

Здесь и первая любовь (“Не умею танцевать”), познание Музыки (“Музыка”, “Баба Нина”), сказочная Страна Детства (“Продавец игрушек”), ожившие герои любимых сказок (“Сороконожка”, “Добрый пес”), любовь к близким, семье (“Гороскоп”).

Со времени первого знакомства нашего коллектива с данным сборником прошло несколько лет, почти все его песни спеты  ребятами нашей студии. Эти песни современны по звучанию, дают детям возможность самовыражения, творческой реализации.

Сборник песен для детей 6-12 лет “Продолжение сказки”. Москва, 2004.

  • Здесь собраны песни разных авторов различного содержания и тематики:
  •  -для праздников (“Продолжение сказки”, “Песенка для карнавала”);
  • -на школьную тему (“Каникулы”);
  • -лирико-патриотические (“Русская изба”, “Журавли”);
  • -о любви к маме (“Мамочка”, “Наши мамы самые красивые”);
  • -шуточные (“Фермер Джон”);
  • -о характере животных (“Носорог”, “Котята”).
  • Такой подбор позволяет использовать данный материал для разных детских коллективов и исполнителей разного возраста на различных мероприятиях и концертах.

Сборник знакомит с творчеством композиторов от классиков песенного жанра (Ю. Чичков. Е. Птичкин) до современных детских композиторов. Музыка положена на стихи известных поэтов (С.Михалков, М. Пляцковский) и современных авторов (Я.Хомецкий, А. Волков, В Орлов, Л. Олиферов и др.).

А.В. Власов. “Я – солдат!” Сборник песен. Барнаул, 2006.

В сборнике представлены песни для детей от 7 до 17 лет различной тематики.

Педагог может подобрать из этого сборника песни гражданственно-патриотического звучания (“Мой дедушка”, “Чеченский вальс”, “Вышивала бабушка”), военной тематики (“Я – солдат!”, “Мой брат”, “Ну, разве могут быть солдаты из девчонок?”), лирические песни (“Ассоль”, “Прощай, детство!”). Сборник называется “Я – солдат!”, но в нем есть и шуточные песни (“Модница”, “Помощница”), и песни, обращенные к миру Сказки (“Домовенок”, “Розовый какаду”).

Тексты написаны в удобной тесситуре, с учетом различного диапазона в зависимости от возраста, для которого они предназначены. Прослеживается гармоничное слияние музыки и текста, что делает песни легко запоминаемыми, понятными исполнителям-школьникам и слушателям.

Песни данного сборника можно разучивать с коллективом и отдельно с солистами детского объединения. Отрадно отметить, что автор трепетно и проникновенно проносит через свое творчество уважение к старшему поколению, уважение к семейным традициям. Поэтому песни имеют большой воспитательный потенциал и помогут педагогу в процессе разучивания ненавязчиво обсудить с детьми многие важные проблемы.

Лариса Вихарева. “Россия”. Лирико-патриотические песни. Иваново, 2004.

В сборник входят пять песен на стихи Ю. Шилова, И. Воронова, Ю. Малининой, В. Меркурьева, А. Прокофьева. Песни написаны для старшего школьного и юношеского возраста. Данные произведения могут исполнять и профессиональные музыканты зрелого возраста.

В каждой из песен сборника прослеживается глубокое содержание, высокий поэтический слог, яркие музыкально-художественные образы.

  1. “Солдат – солдат!”(ст. Ю. Шилова, Л.Вихаревой).

Написана в стиле казачьих песен-былин. Здесь широкая мелодия, классически традиционная гармония; ритм передает цокот копыт казачьих коней.

Песня предназначена для сольного исполнения, при желании ее можно петь ансамблем, добавив диалоги, что придаст ей еще больший эмоциональный накал.

  1.  “Сказочная Русь” (ст. И. Воронова).

Песня отличается величавым характером, широким диапазоном. Фразировка произведения делает ее родственной протяжным русским народным песням. Мелодия песни так же просторна, как и сама Россия с ее бескрайними полями и лесами, соловьиными трелями, русской тройкой. Автор видит в России ее богатую удивительную историю и счастливое будущее.

Песня требует от исполнителей высокого вокального мастерства (построение фразы, звуковедение legato, крепкое певческое дыхание,  навыки сглаживания регистров и др). На наш взгляд, эту песню можно исполнять не только с аккомпанементом, но и a'cappella, переложив сопровождение на многоголосное изложение.

  1.  “Аисты” (ст. Ю.Малининой).

В произведении воспеваются светлые мирные идеалы, вера в любовь, мир, свет. Песня носит глубокий драматический характер: трагедия войны написана яркими поэтическими и музыкальными красками. Она волнует, трогает до глубины души каждого слушателя и исполнителя.

Источник: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2019/01/15/kak-podobrat-repertuar-dlya-detskoy-vokalnoy-studii

8 необычных и смелых спектаклей для подростков – Афиша-Театры

Они очень молоды, носят джинсы и свитера с оленями, их зовут Маша, Андрей, Наташа. Только фамилии у них — Болконские и Ростовы, и говорят они словами Льва Толстого. Это спектакль рассказывает подробно об одном персонаже «Войны и мира», княжне Марье Болконской, героине второго плана. Все остальные предстанут через призму ее наблюдательного взгляда. В таком прочтении актеры могут позволить себе быть нелепыми и смешными, сентиментальными и пафосными и делают это с тактом и вниманием к великому тексту.

Спектакль по мотивам философских сказок Сергея Козлова можно смотреть как с открытыми, так и с закрытыми глазами — вслушиваться в звуки и запахи леса, ощущать влажный туман и коснуться запыхавшегося зайца.

Стремительный спектакль по пьесе Лермонтова в современной редакции Михаила Угарова. Свои отношения семья Арбениных выясняет в просторном холле, окруженном с трех сторон зеркальными дверями лифтов: здесь кажущееся одиночество легко может нарушить толпа, сделавшая остановку на этаже, где может находиться респектабельная квартира, а может — и светское казино с маскарадом.

Одновременно беззащитный и агрессивный пафос персонажей и заветное желание одного из них полететь в космос, обаятельная самоирония и бесстрашная работа актеров в эстетике комикса — все это компоненты спектакля Филиппа Авдеева по пьесе Любы Стрижак о приключениях подростков в воображаемом мире.

Домовой спасает девочку от верной смерти в блокадном Ленинграде и уходит на фронт в поисках мобилизованного отца семейства. Спектакль — доказательство, что с подростками нужно говорить о войне, важно только правильно выбрать форму этого разговора.

Кукольный трамвай едет по улице из кинохроники, сброшенная с самолета бомба сокрушается, что не смогла достигнуть цели и увязла в песке, а персонифицированные персонажи Голод и Холод хоть и страшно, но неприкаянно бродят с саночками по темным улицам.

В финале звучит песня «Лети лепесток» в исполнении группы «Сплин», в которой, словно заговор, повторяются слова «Никто не хочет войны».

Истории о шалостях брата и сестры, написанные Михаилом Зощенко, молодые актеры рассказывают так, что кажется, дети за прошедшие сто лет совсем не изменились. И это правда. Юлия Волкова и Данила Ариков читают остроумный и лирический текст в белой комнате, на стену которой проецируются детские фотографии и рисунки словно из семейного альбома.

Версия сказки о девочке и волке с психологическими нюансами, которые касаются не только подростков, но и родителей (матери нелегко отпустить дочь из дома и трудно самой пойти в лес, потому что она знает, что такое настоящий страх). Все это в стилистике европейской авторской анимации, в монохромном мире с вспышками красных пятен, ожившими тенями и мультяшной пластикой героинь.

Главными действующими лицами спектакля являются руки артиста Алексея Шашилова. Вернее, его руки играют роль рук великого композитора, а также роли чаек, осьминогов и даже кораблей, рассказывают о муках творчества и полете фантазии и о том, как рождается музыка — в данном случае Концерт №2 для фортепиано с оркестром.

Источник: https://www.afisha.ru/selection/8-neobychnyh-i-smelyh-spektakley-dlya-podrostkov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector