Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей
Музыкальная школа – начальное звено, первая ступень музыкального образования. Сегодня мы поговорим о том, как проходит прием в музыкальную школу.

Задачи музыкальной школы

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителейЗадачи музыкальной школы – привить любовь к музыке, развить музыкальные способности детей, сформировать музыкальные эстетические вкусы, вовлечь детей в процесс музицирования, воспитать грамотного слушателя, понимающего серьезную музыку. Выявить наиболее способных и талантливых учащихся и подготовить их к поступлению в высшие музыкальные учебные заведения.
Задач много. Чтобы реализовывать эти задачи, каждый год проходит прием детей в музыкальные школы.

В последние годы наблюдается приток учащихся в музыкальные школы. Этому способствует, как мне кажется, передачи и шоу на телевидении, возросшее количество конкурсов разных уровней. Меняется мышление родителей.

Приходит понимание, что в ребенка нужно вкладывать время и, как ни странно, деньги.

Пусть и не большие, но обучение в музыкальной школе влечет определенные траты – плата за обучение, покупка инструмента, костюмы и фонограммы на выступления и конкурсы (если ребенок дорос в профессиональном плане до такого уровня).

Но эти постоянные домашние задания и ежедневное «пиликание» на инструменте, которое так не по душе бывает соседям!

Однако представьте радость и гордость за своего ребенка, когда у него появятся первые, пусть даже самые скромные результаты. И тогда вы поймете, что все траты – и денежные, и временные, стоят того.

У меня в классе занимаются дети обычных родителей, с обычным средним достатком, какой только может быть у жителей небольшого городка. Отношение к поездкам на конкурсы разное: у одних это уже цель в жизни.

А есть учащиеся, у которых наметился определенный прогресс в обучении и которых уже можно выставлять на конкурсы довольно высокого уровня, но они по разным причинам не участвуют в конкурсах. Одна из мам мне прямо сказала, что на эти цели у них нет денег. Но совсем недавно город и школа помогли материально организовать поездку на конкурс.

Видели бы вы этого ребенка после выступления! Девочка светилась от счастья! И когда я спросила, понравилось ли ей выступать, она ответила коротко и емко: «Очень». Но сказано это было так проникновенно!

А мама девочки, внимательно слушая всех выступающих, вдруг произнесла: «Знаете, я вдруг поняла: это (конкурсы) – так заразительно! Спасибо за то, что убедили поехать на конкурс».

Но это мама. А представьте слезы радости бабушки и дедушки – у внучки высокий результат – победа на Международном конкурсе!
И теперь обучение перешло на более высокий уровень – не любительский, лишь бы ребенок был чем-то занят, а профессиональный уровень. Потому что ученики и их родители видят уровень других детей и стремятся к дальнейшим результатам и победам.

Все выше сказанное – лирическое отступление. Мы уже убедились в важности занятий музыкой и приведем детей в музыкальную школу. Но как же преподавателям встретить потенциального ученика? Как проверить наличие музыкальных данных?

Музыкальные способности можно развить. Однако у каждого ребенка разный начальный уровень, разная отправная точка. Музыкальные способности – это не только присутствие музыкального слуха. Это еще и наличие других факторов, необходимых для полноценного обучения. А насколько плодотворным будет развитие музыкальных способностей, можно выявить лишь в ходе систематических занятий.

Привлечение детей в музыкальную школу

Хорошо, если в музыкальной школе организованы подготовительные группы, которые посещают дети дошкольного возраста. Но есть дети, музыкальные способности которых проявляются позже, в школьном возрасте. В этом возрасте возможен прием учащихся на баян, аккордеон, духовые, народные щипковые инструменты.

С разделением обучения по шести и восьми — летней программе появилась возможность принимать детей школьного возраста и на другие специальности. Дети старшего возраста будут обучаться по шестилетней программе и успеют закончить школу и получить свидетельство. Для маленьких же детей предусмотрено восьмилетнее обучение.

 Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей

В подготовительных группах упор в занятиях делается на хоровое пение, слушание музыки, ознакомление с музыкальными инструментами, занятия ритмикой и начальные элементы музыкальной грамоты.

Подготовительные группы могут функционировать как в музыкальных школах, так и при общеобразовательных школах. Цель таких групп – привлечение детей к занятиям музыкой, отбор способных ребят для учебы в музыкальной школе.

Однако при отборе следует обращать внимание на факт заинтересованности детей и желания учиться играть и петь, а музыкальные способности можно постепенно развить.

Кроме организации подготовительных групп преподаватели музыкальных школ могут проводить прослушивания в общеобразовательных школах и в детских садиках. Можно подготовить распечатанные приглашения, в которых написать приблизительно следующий текст:

Уважаемые родители! У вашего ребенка хорошие музыкальные данные. Приглашаем обучаться в музыкальную школу.

Телефон для справок. Фамилия преподавателя  музыкальной школы. Можно указать инструменты, на которых возможно обучение, чтобы родители заранее обдумали и приняли решение – на каком инструменте обучать своего ребенка.

Есть следующий вариант привлечения детей в музыкальную школу. На родительском собрании в школе и в садике преподаватель музыкальной школы делает сообщение о наборе в музыкальную школу и отвечает на все возникшие вопросы по поводу содержания обучения, о музыкальных специальностях, о важности музыкального воспитания.

Перед проведением приемных экзаменов в музыкальную школу можно воспользоваться возможностями местных средств массовой информации – телевидения, радио, газет с размещением объявлений о приеме.

Такая работа по привлечению детей в музыкальную школу подойдет для молодого преподавателя, который только набирает свой класс.

Там, где популярность школы уже утвердилась и ведется постоянная работа по пропаганде музыкального искусства, солисты и коллективы школы известны среди населения, дети и преподаватели постоянно выступают в концертах, родители сами будут приводить своих детей в музыкальную школу. И в школе не будет проблем с контингентом.

Приемные экзамены

Итог работы по привлечению детей в музыкальную школу – приемные экзамены. Цель экзаменов – выявить музыкальные способности детей: слух, ритм, память, а также уровень общего развития и эмоциональность. Большое значение в процессе обучения играет работоспособность и заинтересованность детей. Эти качества вырабатываются в ходе учебного процесса.

Вступительные экзамены проводятся весной, в конце мая – начале июня.

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителейРодители поступающих детей заполняют заявление о приеме в школу (Для скачивания бланка заявления кликните на картинку).

Перед приемными экзаменами проводятся консультации. Цель консультаций – знакомство с абитуриентами и доведение до сведения родителей и детей экзаменационных требований.

Консультации проводятся в непринужденной обстановке, чтобы дети могли проявить себя. На консультации рекомендовано разучить песню, которую дети будут петь на экзамене.

Провести музыкальные игры, заняться ритмикой, послушать произведения, определить их характер, темп.

Консультацию обычно проводит преподаватель сольфеджио, а комиссия наблюдает за работой и поведением детей. Консультация длится около сорока пяти минут. Обычно проводят одну – две консультации, после чего дети сдают вступительный экзамен, результат которого – прием учащихся в музыкальную школу.

Как же проверить музыкальные данные абитуриентов, какие задания выполняются детьми при приеме в музыкальную школу – поговорим в следующей статье.

Ирина Анищенко

Источник: http://vocalmuzshcola.ru/muzykalnaya-shkola/sovety-roditelyam/priem-v-muzykalnuyu-shkolu

Поступаем в музыкальную школу

Добро пожаловать на мой удивительный сайт! Сегодняшняя статья, не для новичков мира музыки и тем более, не для уже опытных и добившихся определенных результатов музыкантов, а для родителей, которые только еще желают отдать ребенка на музыкальные занятия или в музыкальную школу! Если Вы здесь как раз по этому вопросу, то прошу, уделите 5-10 минут своего времени и эта статья ответит на большинство Ваших вопросов!

Хотите учить ребенка музыке? Видите в нем незаурядные способности? В вашей семье кто-то раньше занимался на фортепиано, и теперь инструмент стоит без дела? Причин, по которым мы приводим малыша в музыкальную школу или находим для него учителя музыки может быть множество.

Вы можете мечтать о карьере музыканта-исполнителя для своего ребенка или привести его в детскую музыкальную школу исключительно для того, чтобы развить в нем определенные качества личности, как говорят, «для себя».

Музыка развивает многие необходимые для дальнейшего развития качества и навыки. Это трудолюбие, усидчивость, настойчивость, целеустремленность, умение держаться на сцене, выступать перед людьми.

Развитие слуха и памяти оптимизирует изучение иностранных языков.

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей

Главное, чтобы музыкальные занятия пришлись ребенку по душе. Для этого, как минимум, он должен обладать комплексом природных задатков или, как говорят педагоги, данных, которые помогут ему постигать азы музыкального искусства и подниматься к вершинам мастерства без особых затруднений, радостно и успешно. 

  • Какие же качества и задатки необходимы вашему малышу, чтобы учиться музыке, независимо от того, будет он петь или играть на каком-либо инструменте?
  • Слух
  • Ритм
  • Память

Это – основа. Все другие требования без наличия этих данных не имеют смысла. Как определить, есть ли у вашего ребенка эти задатки?

Конечно, каждая мама влюблена в свое чадо до такой степени, что приписывает ему все самые лучшие качества. И верно также утверждение, что каждый ребенок – уникален, каждый может быть гениален, и каждый ребенок – ЧУДО. Но в чем ваш малыш будет неповторим и успешен? Понять, раскрыть это – вот наша с вами задача.

Присмотритесь к малышу.

Он любит петь, ритмично танцует и притопывает под музыку, мурлычет себе под нос песенку при любом удобном случае? Или, может быть, притихает и прислушивается к звучащей музыке? А может быть, прямо проявляет интерес к какой-то определенной музыке и начинает подпевать, когда слышит и узнает ее? Легко запоминает мелодию и пытается ее петь сам? Прекрасно, у вас есть повод отвести его к педагогу-специалисту, который уже более точно определит, действительно ли малыш обладает музыкальными способностями.

  1. Какие задания педагог предложит выполнить вашему ребенку для определения его музыкальных данных?
  2. Спеть песенку
  3. Повторить предложенный ритм – прохлопать его в ладоши или простучать палочкой
  4. Рассказать стихотворение
  5. Повторить голосом заданный звук
  6. Найти на фортепиано услышанный звук
  7. Определить характер музыки: веселая, грустная, танцевальная и так далее
  8. Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей

Конечно, ребенку необходимо к этому немного подготовиться. Песенку лучше выбрать заранее – она должна быть нетрудной, лучше, если мелодия будет в ней плавной, без скачков от низких звуков к высоким.

Песенка должна ребенку нравиться, тогда он споет ее артистично, с удовольствием. Многие дети не поют песню, а только проговаривают ее текст. Это не дает педагогу возможности услышать, как интонирует малыш, есть ли у него слух, владеет ли он голосом.

Читайте также:  Изучаем основы нотной грамоты

Это тоже можно в простой, доступной форме объяснить ребенку.

В последнее время стало очень модно и престижно начинать обучение очень рано. Жизнь диктует новые требования, да и дети меняются в условиях новых темпов и технологий. Появилось новое понятие – дети-индиго, обладающие особыми психическими свойствами и способностями. Но не стоит забывать несколько моментов, связанных напрямую с детской психикой и детским здоровьем.

Ребенок должен быть психически и физически готов к нагрузкам, связанным с обучением. Обучение музыке – особый процесс. В нем задействована и интеллектуальная, и эмоциональная сфера психики малыша.

Раньше 4-х лет ребенок может какие-то элементы усваивать в игровой форме, но систематическое обучение начинать рано.

Вообще же всегда считалось разумным начинать обучать ребенка игре на каком-либо инструменте не раньше 6 — 7 лет.

Если ребенок не готов к усвоению материала, будь то музыка, шахматы или иностранный язык, его занятия не будут приносить ни успехов, ни радости. Отрицательный настрой может навсегда отбить охоту этим заниматься, а в худшем случае – привить нежелание вообще чему-либо учиться.

На некоторых инструментах обучение раньше определенного возраста невозможно. Так, на гитаре, баяне, арфе или органе размер инструмента сам диктует требования к физическому развитию ребенка.

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей

Бывают случаи, когда ребенок, начиная рано и продвигаясь трудно, вдруг в старшем возрасте вдруг вырывается вперед, и наоборот, начиная легко и блестяще, вдруг останавливается в развитии. Предсказать это невозможно. Следите за развитием малыша и старайтесь лучше его понять.

Следует быть очень внимательным и осторожным в момент выбора инструмента, на котором будет играть ваш ребенок. Часто при поступлении в музыкальную школу родителям прямо говорят, на какой инструмент поступил ребенок.

Не стоит спорить с мнением специалистов, если оно основано на том, какие способности выявлены на вступительных экзаменах.

Ведь, к примеру, скрипка – инструмент, на котором успешно учиться сможет только ученик с тончайшим слухом, а на ударных инструментах необходимо просто феноменальное, великолепное чувство ритма.

Если спустя год после начала обучения педагог вам предлагает поменять инструмент, к примеру, из-за недостаточной степени координации движений у вашего ребенка или по другой причине, прислушайтесь к этому совету. Есть музыкальные способности, которые можно выявить только в процессе работы с ребенком. В предварительных вступительных испытаниях это не проявляется.

Часто родители, начиная обучение малыша, хотят сначала увидеть его успехи, и лишь затем, если все пойдет хорошо, купить ему инструмент. Это грубейшая ошибка, которая может свести все усилия педагога и ребенка на «нет».

Трудности, связанные с отсутствием инструмента дома, не только затрудняют подготовку ребенка к занятиям, но и вырабатывают у него изначально негативное отношение к обучению в музыкальной школе.

Дети, начинающие обучение без инструмента, чаще всего очень быстро бросают эти занятия.

В заключение хочется подчеркнуть особенно важную деталь: если вы привели ребенка в музыкальную школу, он должен дома ежедневно чувствовать ваш интерес к его учебе, чувствовать не только контроль (хотя и это очень важно для успеха), но и подлинную вашу заинтересованность в том, чем он занят. Если он поймет, как это важно родителям, его собственная мотивация будет расти. Вслед за усилиями придут успехи, а главное – ваш ребенок на всю жизнь полюбит Музыку!

Источник: http://amazingguitar.ru/sovety-i-rekomendacii/postupaem-v-muzykalnuyu-shkolu.html

Ваш ребёнок – ученик музыкальной школы. Часть 1. Как поступить в музыкальную школу ребенку – советы родителям

Содержание:

Сыну или дочке исполняется 5 — 6 лет, и большинство родителей (в городах, согласно опросам, более 60%) отводят ребёнка в какие-либо кружки, спортивные секции, студии. Или в музыкальную школу. Нередко выбор зависит от простой случайности: музыкальная школа недалеко от дома. Или знакомые водят своего ребёнка на карате и за компанию веселее.

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей

При этом, если, скажем, у малыша явная склонность к музыке, но музыкальная школа далеко, а секция карате — в соседнем доме, возможны ошибки. В том числе, судьбоносные. Потому что к обучению игре на музыкальном инструменте (особенно, если речь идёт о подготовке музыканта-профессионала) надо приступать как можно раньше. Пока связки рук мягкие и подвижные.

Родители нередко просят: «Прослушайте моего ребенка. Стоит ли вести в музыкальную школу?» Такое прослушивание, занимающее несколько минут, ответственное дело. Потому что за короткое время можно не разглядеть музыкальный талант ребёнка.

Особенно, если он стесняется «чужого дядю» или не владеет голосом и потому поёт фальшиво. Подобные ошибки случаются и на экзаменах в музыкальную школу, где ещё больше поводов для волнения, а у педагогов нет времени подробно разбираться с каждым маленьким музыкантом.

Как же свести случайность до минимума?

Как подготовить ребёнка к экзамену в музыкальную школу

Вот несколько простых советов.

— Разучите с сыном или дочкой заранее песню. Лучше детскую, с несложной мелодией и понятными словами. Потому что первая просьба педагога на приёмном экзамене: «Спой песню».

— Вторая просьба: «Повтори ритм».

Советуем поиграть с малышом в ритмические игры. Например: «Я простучу ритм (стучать лучше на бубне или барабане), а ты повторишь. Потом постучишь ты, а повторю я.».

При этом для создания более увлекательной игровой ситуации можно сказать, что так переговариваются некоторые африканские племена, а «переговоры» проводить на барабанах из соседних комнат.

Здесь, конечно, придётся принимать во внимание слышимость в доме и терпимость соседей.

Другая интересная ритмическая игра: вы стучите ритм известной песни, и надо угадать, какая это песня. Потом стучит ребёнок, и угадываете вы.

— Неплохо, если удастся заранее поговорить с родителями детей, которые уже занимаются в музыкальной школе, и узнать мнение о том или другом педагоге. После этого подойти к преподавателю, пользующемуся хорошей репутацией, и попросить прослушать вашего юного абитуриента. Заодно вы узнаете требования приёмных экзаменов именно этой музыкальной тшколы.

Музыкальная школа или частные занятия?

Мы считаем, что, несмотря на всего удобства частных занятий (особенно если учитель приезжает домой, а музыкальная школа далеко), первый вариант предпочтительней по следующим причинам.

— У вас, как правило, нет уверенности в должной квалификации домашнего учителя. Особенно, если вы нашли учителя по рекламе или, тем более, по объявлению на столбе. Просить же показать диплом как-то неловко.

— В музыкальной школе кроме обучения игре на инструменте ребёнок посещает другие предметы (сольфеджио, музлитература, хор), важные для музыкального воспитания.

— В рамках музыкальной школы значительно больше возможностей для участия юных музыкантов в концертах, праздниках, конкурсах, что является для многих юных музыкантов стимулом для занятий игрой на инструменте, хотя встречаются дети, которые публичные выступления терпеть не могут.

— Для многих детей важен контакт (это может быть игра в ансамбле или оркестре) со сверстниками. Иногда образуется своеобразный клуб общения по интересам, который редко возможен при частных занятиях.

— Для способных к музыке детей, желающих учиться дальше, недостаточно уметь играть. Необходим документ об окончании музыкальной школы. Впрочем, эта проблема решаема, так как экзамены за музыкальную школу можно сдать экстерном.

Некоторые дети ненавидят музыкальную школу..

Итак, поздравляем. Ваш ребёнок — ученик музыкальной школы. Теперь, и, будем надеяться, на всю жизнь, рядом с ним будет верный друг — музыка. Друг, который придёт на помощь в трудную минуту, сделает ещё более весёлыми радостные события, поможет наполнить жизнь новым смыслом. Всё, кажется, замечательно. Но, к сожалению, иногда ненадолго…

Проходит время, и некоторые дети (по нашим данным их количество приближается к 30%) теряют интерес к занятиям музыкой. А встречаются ненавидящие музыкальную школу. И ходят туда эти дети только потому, что их заставляют родители. Вот наиболее характерные высказывания.

— Витя, 10 лет: «Вы не подумайте, я люблю музыку. Но не классическую, а джаз. Ещё мне нравятся некоторые современные песни. А мне дают играть в школе только Баха и Моцарта. Вообще-то мне и некоторые классические пьесы нравятся, например, „К Элизе“ Бетховена или „Полонез“ Огинского, но они, как сказала учительница, не входят в программу. Кто только эту дурацкую программу составляет?»

— Катя, 9 лет: «Ненавижу скрипку, но меня заставляют играть. Родители говорят: „Ты ещё не понимаешь, что хорошо, а что плохо. Скрипка — прекрасный инструмент. Когда вырастешь и научишься играть, ещё спасибо нам скажешь“. Когда вырасту, я скрипку положу на шкаф и больше к ней не подойду. Вот рисовать мне нравится. Я бы рисовала целый день…»

— Андрей, 9 лет: «Я бы с удовольствием занимался музыкой, но не на скрипке, а на ударных. Но в нашей школе на ударных даже не обучают.».

— Сергей, 9 лет. «Ненавижу музыкальную школу. Школьные уроки занимают мало времени, а по музыке надо заниматься два часа в день. Да ещё в музыкальную школу хожу три раза в неделю. Поэтому не могу делать то, что мне нравится: в футбол играть или просто во дворе гулять».

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей

  • В ответах детей три главные причины ненависти к музыкальной школе.
  • Заставляют играть не ту музыку, которая нравится (Витя), заставляют играть не на том инструменте, который нравится (Андрей), не дают (не хватает времени) заниматься тем делом, которое нравится (Андрей, Сергей).
  • Можно ли изменить ситуацию?

Только по программе?

Действительно, в некоторых музыкальных школах сохранились программы, определяющие, какие произведения соответствуют уровню того или иного класса. Конечно, большинство педагогов справедливо относятся к подобным программам только как к рекомендациям, соответствующим примерному уровню среднего ученика.

Но встречаются администраторы (да и отдельные учителя), воспринимающие такие ориентиры и рекомендации чересчур серьёзно. И тогда программы становятся вредны. Во-первых, обучение игре на инструменте — дело сугубо индивидуальное.

И скорость продвижения от пьес более лёгких к пьесам более трудным зависит не от программы, а от способностей и интересов ученика. Так что никакие программы не годятся по определению.

И, во-вторых, в подобных программах, как правило, не уделяется должного внимания исполнению, наряду с классикой, произведений так называемой «лёгкой» и особенно джазовой музыки. То есть именно той музыки, которая зачастую больше привлекает детей. Музыки, которая может стать мостиком к музыке серьёзной, классической.

Предубеждение о том, что джазовая музыка, впрочем, как и любая «лёгкая» — это музыка, так сказать, второго сорта, живуче до сих пор. Оно пришло из советских времён, когда джаз считался аморальным продуктом разлагающейся западной культуры и был запрещён.

Сегодня опытные педагоги всё более начинают понимать, что джаз — это народная, фольклорная музыка. Её использование в работе с маленькими учениками развивает слух как мелодический, так и тембровый, чувство ритма, способность к импровизации и приносит в школьные занятия радость и удовольствие.

То есть именно те эмоции, которых лишены дети, которые музыкальную школу ненавидят.

Выбор инструмента

Это тоже важный вопрос, который не всегда учитывается как родителями, так и учителями. Ведь как бывает? Большинство пап и мам хотят, чтобы дети учились на наиболее престижном инструменте — фортепиано.

Поэтому в музыкальной школе частенько можно услышать: «По классу фортепиано мест нет. Можем предложить обучение на скрипке или, скажем, на виолончели». Впрочем, это, естественно, не вина школы, а, скорее, беда. На нет, что называется, и суда нет.

Между тем, правильный выбор инструмента зависит от строения рук ребёнка, а иногда и от его желания.

Не будем подробно описывать, какие именно особенности предпочтительнее для рук будущего пианиста, скрипача или виолончелиста. Это связано с длиной пальцев, их толщиной, гибкостью, шириной ладони и др. Так же, как при обучении на духовых инструментах многое зависит от строения губ или мощности лёгких. Все эти особенности знает опытный преподаватель.

По большому счёту, именно из этих особенностей надо исходить, отдавая ребёнка в музыкальную школу, а не от наличия свободных мест или престижности того или иного инструмента. Вспомним хотя бы великого виолончелиста Мстислава Ростроповича, который начинал учиться на фортепиано, но которого с детства непреодолимо тянуло к виолончели. Слава Богу, что родители учли желание маленького Славы.

Читайте также:  Топ 9 самых знаменитых барабанщиц

Заниматься музыкой не в ущерб другим интересам ребёнка

Пожалуй, особенно часто дети не любят музыкальную школу, когда занятия в ней мешают заниматься любимыми делами. Задача родителей — постоянно искать компромисс. Иногда даже разрешать делать ребёнку то, что он хочет, в ущерб музыкальным занятиям. Другого выхода просто нет.

Если постоянно запрещать ребёнку заниматься делами по своему желанию, то рано или поздно запреты перерастают в ту самую ненависть к музыкальной школе, о которой идёт речь.

А когда дети подрастут и смогут принимать самостоятельные решения, они почти неизбежно порвут с музыкой, считая, что именно она их главный враг.

Знаем немало примеров, когда даже очень способные к музыке дети, находящиеся под чересчур жёстким контролем родителей, вырастая, не только полностью забрасывали занятия музыкой, но и уходили из дома, попадали под негативное влияние «улицы» и т.п.

Продолжение

Лев Мадорский, преподаватель музыкальной школы, Анатолий Зак, детский психолог

Источник: https://www.7ya.ru/article/Vash-rebenok-uchenik-muzykalnoj-shkoly-Chast-1/

Зеленоград – Интервью – «Музыкальное образование необходимо всем детям — на это нужно ориентироваться родителям»

В ноябре прошлого года зеленоградская музыкальная школа 53 отметила свой 40-летний юбилей. В студии Zelenograd.ru директор школы Елена Ивановна Маркова.

загрузить файл со звуком (26M)

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей

Детская музыкальная школа 53 основана в 1969 году. За 40 лет школа выпустила свыше 3500 учащихся, из которых более 250 получили затем среднее и высшее профессиональное музыкальное образование. Имя М.П.Мусоргского было присвоено школе в мае 1996 года, и по инициативе бывшего директора школы А.С.Климова, который возглавлял её в течение 30 лет со дня основания, в школе был создан музей великого русского композитора.

В 2007 году впервые в Зеленограде в школе был открыт класс органа, а в 2008 году появилось хоровое отделение для мальчиков. С 2002 года в школе есть и Подготовительное отделение для детей дошкольного возраста 4-6 лет и для всех жителей города без ограничений в возрасте.

Елена Ивановна Маркова занимает должность директора школы с 2006 года.

— Начнем с вашей истории в школе. Вы работали в ней преподавателем?

— Я работала в школе с 1981 года. Перед тем, как стать директором, была первым заместителем директора.

— Значит, вас можно спрашивать о том, как менялся в течение многих лет в школе спрос на разные инструменты, как меняется поведение детей?

— Спрос на музыкальные инструменты существовал во все времена. Но конкурс у нас в прежние, доперестроечные годы был, конечно, повыше. Однако и сейчас в основном составе школы 650 детей и около 80-100 человек на подготовительном отделении. Мы комплектуем школу учащимися.

— Есть ли конкурс на поступление — желающих больше, чем вы можете принять?

— Конкурс сейчас невелик. Практически, мы берем всех желающих.

— Чтобы поступить в музыкальную школу, нужна ли предварительная подготовка?

— Подготовка желательна, но необязательна. Мы, как правило, консультируем детей перед экзаменами — можно прийти на такие консультации один, два или три раза, чтобы чувствовать себя уверенно.

— А какие-то требования есть по знанию нот, по минимальному умению играть на инструменте?

— Если ребенок уже играет, это может быть хорошо, а может быть и нет. Бывает, что постановка не соответствует нужному уровню, и педагогу, который получает в первый класс такого ребенка, очень сложно потом переучивать его.

Конечно, хорошо, если ребенок подготовлен, ориентирован, что-то уже знает.

Но если даже он приходит «с чистого листа», то, как правило, если он усидчив, трудолюбив, если терпеливы его родители, то он достигает порой хороших результатов.

— С вашей точки зрения, что должен знать родитель о своем ребенке, чтобы принять решение «да, нам надо в музыкальную школу»? То есть руководствоваться не только своим желанием, подчас романтическим, но и объективными причинами?

— Вы знаете, я думаю, что музыкальное образование необходимо всем детям. И на это нужно ориентироваться всем родителям. Совершенно не нужно копаться в своем ребенке и думать: «А может, он не талантлив? Или не потянет нагрузку?» Все дети талантливы и способны трудится! Музыкальная школа замечательно развивает.

Учеба в общеобразовательной и в музыкальной школе — это колоссальная польза для будущей жизни детей: они учатся экономить время, общаться с другими детьми, вырастают адаптированными и подготовленными к работе. Поэтому родители, которые лишают своих детей такой возможности, просто не правы.

Пусть не сомневаются и приводят к нам детей.

— Но какой-то минимальный музыкальный слух должен быть у ребенка?

— Надо помнить, что одаренных детей — единицы. А основная масса детей имеет некоторые способности… детей без способностей нет, такого не бывает. У кого-то они выше, у кого-то — ниже. Но всё развиваемо, включая слух, а нотной грамоте можно научить. Главное, что ребенок будет учиться что-то творить.

— Какие еще есть требования для обучения? Говорят, проблемой становится то, что родители сейчас предпочитают не заводить детям настоящее пианино, а покупают синтезатор…

— Конечно, мы относимся к этому отрицательно. Для профессионального обучения необходим настоящий, а не цифровой инструмент. Синтезатор можно приобрести только дополнительно. Там совершенно другие ощущения, и это надо обязательно почувствовать.

— Есть учителя музыки в школах, есть обучение игре на разных инструментах в детских клубах и центрах… В чем разница, как устроена эта система, и как выбирать — ограничиться ли школьной музыкой, пойти в ДЮЦ или поступить в музыкальную школу?

— Замечательно, что всё это существует, и у детей есть возможность развивать свои способности. Музыкальная школа прежде всего дает традиционное музыкальное образование, ориентированное на профессионализм.

У нас есть учебные планы, которые необходимо выполнять; здесь более требовательный и высокий спрос, чем в клубах. Но одно другому не мешает. В музыкальной школе нужно учиться 5-7 лет, и детям 12-14 лет школа уже не подходит.

Они могут учиться бесплатно в клубах, или же на нашем платном отделении.

— Действительно ли ваше подготовительное платное отделение принимает детей и взрослых без ограничения в возрасте? То есть у вас могут учиться взрослые?

— Да, мы предоставляем возможность коммерческого музыкального обучения и взрослым.

— Очень интересно, потому что не раз попадались вопросы людей, уже вышедших из детского возраста: «Где бы мне научиться играть на флейте?» Значит, они могут прийти к вам?

— Да, и учиться играть на любом инструменте, даже на органе. Мы их ждем:)

— Какова статистика поступлений из школы в высшие учебные музыкальные учреждения? Много ли учеников вообще идут дальше по музыкальной стезе?

— Как правило, 2-5% учащихся, то есть единицы. По-настоящему одаренных и талантливых детей много не бывает. Мы помним этих детей, наблюдаем за их творческим развитием, а они к нам приезжают с концертами. Многие приходят потом и к нам на работу, это очень радует.

— С какими устремлениями работают ваши педагоги, если только единицы их учеников становятся профессиональными музыкантами? Получается, нужно большое терпение и… отсутствие амбиций в отношении своих детей?

— Цель — музыкальное образование и воспитание всех, кто к нам приходит. А профессионально ориентированным, кто идет дальше, особое внимание.

— Назовите ваших выпускников, кого вы помните, кто пошел учиться дальше в музыкальные вузы?

— У нас таких много. Митин Сергей, пианист, он сейчас на втором курсе Московской Консерватории, как и Иван Соколов, который очень часто выступает в Зеленограде и в Москве.

Анна Федорова, выпускница Ларисы Николаевны Тихомировой по классу фортепиано, закончила Академию Маймонида и сейчас работает у нас концертмейстером.

Белова Валерия, Тюменева Татьяна, Чернецова Мария, Клементьев Влад, Лахно Маргарита, Горячева Виктория, Потапов Кирилл, Савельева Валерия и многие другие.

— А какая часть детей бросает музыкальную школу, не доучившись до конца, и почему это происходит?

— К сожалению, это происходит… наверное, по вине взрослых — и педагога, и самих родителей. Желание бросить чаще всего возникает в 3-м классе у тех детей, которые учатся по 5-летнему курсу, а в 7-летке «переходные» 4-5 класс. Когда у ребенка назревает такой кризисный момент, думаю, родителям нужно проявить силу, а педагогам — терпение.

Мы всячески стараемся удерживать таких детей, но бывают единичные случаи, когда ребенок категорически говорит «нет». И тогда взрослые, я считаю, совершенно напрасно идут у него на поводу.

Те, кто бросил, потом вырастают и при встрече сожалеют: «Зря я недоучился, надо было…» Так что нам всем, взрослым, надо быть очень внимательными, терпимыми, любить ребенка и постараться убедить остаться и продолжать заниматься.

— А если ребенок не сошелся характером с педагогом? Можно перейти к другому?

— Такую возможность мы предоставляем. Конечно, не секрет, что иногда контакт, к сожалению, не складывается. Но такие случаи единичны.

— Есть ли в школе педагоги, от которых никогда никто не уходит — такие они расчудесные? И наоборот, сколько таких, у которых постоянно возникают проблемы с детьми?

— Ну, чтобы постоянно — таких примеров у нас нет, к счастью. Я думаю, единичные такие случаи в жизни каждого из педагогов были. Не бывает… волшебников)

— Сколько сейчас стоит обучение в музыкальной школе?

— Двести рублей в месяц. При этом существуют еще льготы для многодетных семей, для детей-инвалидов, дети-сироты обучаются бесплатно. Согласитесь, оплата на сегодняшний день — маленькая. Основную её часть берет на себя государственный бюджет, порядка 94-96%.

— Один из вопросов, полученных от наших читателей, касается оплаты обучения на подготовительном отделении: там требуется платить за те посещения, которые ребенок пропустил. Не будет ли эта система меняться в будущем?

— Тут надо просто всё делать, как полагается: если ребенок заболел, то брать справку у врача и предоставлять её в учебную часть. Если такие документы подаются своевременно, то мы освобождаем от оплаты. А если без справки-то у нас просто нет оснований.

— Какую зарплату получают сейчас учителя, много ли приходит на работу молодежи?

— В последние годы к нам на работу пришло много молодых преподавателей. Они замечательные музыканты, принимают участие в школьных концертах. А основа школы — конечно, педагоги с большим стажем, по 30-40 и больше лет. Это кадры, на которых зиждется школа, наш базовый капитал, который мы очень ценим. Зарплата в среднем у нас — в пределах 20 тысяч рублей.

Молодые педагоги имеют возможность проявить себя еще и как исполнители, то есть заняться концертмейстерской работой помимо педагогической. И это тоже для них подспорье. Они востребованы, и не думаю, что обижены в материальном плане.

Мы тоже стараемся им помогать, с учетом того, что у них молодые семьи, маленькие дети… До этого года таких возможностей было больше, с кризисом стало несколько сложнее.

— В новом классе органа много учеников? И кого туда берут? Сложно представить себе маленького ребенка за органом…

— В этом классе замечательно работает выпускник нашей школы Александр Алексеевич Романенков, закончивший Московскую государственную Консерваторию имени Чайковского. В классе у него 12 учеников.

Конечно, хорошо, когда дети приходят подготовленными для занятий на этом инструменте. Но и маленькие играют успешно — как раз вчера был концерт, там замечательно выступала девочка девяти лет.

Так что возраст имеет меньшее значение, чем желание, способности и усидчивость.

— Интересно, на кого хотят быть похожими дети, которые приходят играть на органе? На Иоганна Себастьяна Баха?

— Думаю, что на своего молодого педагога. Он у нас концертирующий органист, выступает и в Москве, и в Зеленограде. Ученики его любят.

— Какие еще интересные классы, объединения есть в школе? Очень хвалят ваш хор мальчиков, а ведь в школе это не единственный хор?

— Хоровое отделение «Капелла мальчиков» возглавляет у нас Андрей Чернецов, заслуженный работник культуры РФ, он очень хороший музыкант. У него отличный контакт с ребятами, и мы рады, что он работает у нас. А еще он руководит хором мальчиков в зеленоградском ДЮЦ «Орленок». Есть у нас еще хор младших классов и хор старших классов, а в концертах мы используем их сводный хор.

— Какие традиции есть в школе — старые и новые?

— Среди учителей у нас есть традиции почти семейные, мы ведь многие годы работаем рядом друг с другом, знаем достоинства и недостатки, любим друг друга, и с годами, десятилетиями это ощущаешь всё больше и больше. Я считаю, что у нас теплые и добрые взаимоотношения в коллективе.

Среди традиций школы я бы поставила на первое место уровень исполнительства — он достаточно высок, даже в сравнении с московскими школами. Даже то, что нашей школе присвоено имя великого русского композитора М.П. Мусоргского, говорит о многом. У школы есть имя, это важно.

Читайте также:  Старинный детский музыкальный фольклор: нечто интересное из жизни наших далёких предков

И у нас есть музей Мусоргского, в нём проходит много концертов, тематических мероприятий для школьников общеобразовательных школ, для ветеранов, инвалидов.

Музеем руководит заведующая теоретическим отделом Валентина Устиновна Кравченко, она великолепно работает с детьми в музее, очень любит свою работу, знает массу интересных вещей, которыми с большой радостью делится.

— В музее Мусоргского среди экспонатов есть действительно ценные вещи, имевшие отношение к его биографии?

— Вещей, принадлежавших Мусоргскому, у нас, конечно, нет. Но есть генеалогическое древо, барельеф Мусоргского, афиши значимых концертов, его музыкальные сочинения, беседка Мусоргского. Оформлением музея занимался известный в Зеленограде художник Вячеслав Голофеев, который вложил в это очень много любви и труда.

Наши ребята очень любят, когда занятия по музыкальной литературе проходят именно в музее — там они слушают музыку, смотрят видеозаписи балетов, опер. А первоклассники каждый год начинаю с музея знакомство со школой.

1 октября у нас бывает ежегодный Вечер первоклассников, в котором принимает участие буквально вся школа, и праздник проходит очень тепло и творчески.

— Вы упомянули видеозаписи… а приходят ли в школу другие новые технологии? Интернет вам близок? Ведь именно в глобальной сети сейчас выкладывается очень много любительских авторских записей, сделанных с помощью компьютера и современных технических средств. Технологии звукозаписи при помощи компьютера или специальной аппаратуры еще пока никак не преподаются?

— Интернет у нас в школе есть, но, согласитесь, там очень много лишнего… Мы ведем видеозаписи наших концертов, мы потом просматриваем их, делимся впечатлениями, обсуждаем ошибки и решаем, что и как можно исправить в будущем.

Занимаемся и звукозаписью, двое наших выпускников работаю у нас звукорежиссерами на концертах.

Есть планы в перспективе создать профессиональный кабинет звукозаписи, но для этого нужно соответствующее оборудование, условия…

— А современная музыка в стенах музыкальной школы есть? Ведь сейчас смешиваются все стили и жанры, например, есть фолк, выросший из народной музыки…

— У нас есть возможность работы в эстрадном жанре. И мы планируем открыть эстрадное отделение — сейчас условия для этого есть, к нам пришли новые преподаватели, хорошие музыканты.

Зачастую сейчас по телевидению, по радио можно услышать очень низкокачественное исполнение. Мы неоднократно говорили с коллегами, что именно поэтому детей нужно обучать.

Бывает, они талантливы, но ничего не знают, и в результате всё выливается в такие творения…

— Другая зеленоградская музыкальная школа, 71-ая, с переездом в новое здание на Панфиловском проспекте готовится открыть джазовое отделение. У вас не будет этого или других подобных направлений?

— Чтобы их открыть, нужны специалисты. Например, не многие маститые джазовые музыканты решаться прийти в музыкальную школу. Причин несколько, одна из них — низкая зарплата, у них совершенно другой уровень. Кроме того, в музыкальной школе нужно постоянно систематически заниматься с детьми, изо дня в день шагать и шагать с ними вместе.

Для этого необходимо колоссальное терпение, работоспособность и любовь к детям. Чтобы всё это вместе было в одном человеке — это очень сложно. Величайшее счастье, когда такой человек приходит в школу и отдает детям то, что он знает, совершенно бескорыстно. Это большая редкость! Так что желание — одно, а решать такие вопросы совсем непросто.

— Ваша бывшая ученица Шура Суркова спрашивает вас через наш портал, как у вас дела и в какой район вы переехали?

— Мне очень приятно её внимание. Хочу ответить: живем мы хорошо, трудимся, ждем её в гости в школу. А переехали мы с дочерью в 4-й микрорайон из 1-го. Большое спасибо ей за приветствие. И всех своих учеников, всех читателей Zelenograd.ru поздравляю с наступающим Новым Годом, праздником Рождества Христова, всем-всем желаю счастья, благополучия и здоровья, духовного и телесного!

Источник: https://www.zelenograd.ru/news/4207/

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей, Музыкальный класс

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей

Занятия музыкой (в любой форме) помогают детям развивать не только слух и ритм, но и память, внимание, координацию, интеллект, усидчивость и многое другое. Как поступить в музыкальную школу, что для этого потребуется — читайте ниже.

На бюджетное отделение обычно принимаются дети с 6 лет, на «хозрасчёт» – с 5 лет. Верхняя граница возраста разная для обучения на различных инструментах. Так, например, на фортепианное отделение принимают до 9 лет, а на народные инструменты до 12. Теоретически даже взрослый человек может прийти обучаться в музыкальную школу, но только на внебюджетное отделение.

Музыкальные школы, также как и общеобразовательные, бывают самого разного уровня. Есть более сильные, престижные школы, с крепким педагогическим составом. Нужно определиться, что для вас важнее – показатели или удобство. В первом случае готовьтесь пройти серьёзные вступительные испытания (чем именитее школа, тем выше, естественно, в неё конкурс).

Если в приоритете удобство и экономия времени, выбирайте школу, ближайшую по месту жительства. Для начального обучения этот вариант даже предпочтительнее, ведь главное – педагог, к которому попадёт ребёнок. Обучение музыке подразумевает очень тесный контакт с учителем (индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю!), поэтому если есть возможность, выбирайте не школу, а педагога.

О том, как поступить в музыкальную школу, придётся побеспокоиться заранее. Приём заявлений на новый учебный год обычно начинается уже в апреле.

Родители должны заполнить бланк заявления и сдать его в приёмную комиссию. В конце мая – начале июня проводятся вступительные экзамены, по результатам которых происходит зачисление учащихся.

После 20 августа может проводиться дополнительный набор (если остались свободные места).

Формат вступительных испытаний каждая школа разрабатывает самостоятельно. Обычно экзамен проходит в форме собеседования с проверкой музыкальных данных.

Музыкальный слух. Ребёнок обязательно должен спеть любую песенку, лучше детскую. Пение отлично выявляет наличие или отсутствие музыкального слуха. Комиссия может дать ещё несколько тестовых заданий – например, прослушать и спеть сыгранную на инструменте попевку (мелодию из нескольких звуков), или на слух определить количество взятых нот – одна или две.

Чувство ритма. Чаще всего при проверке ритма просят прохлопать предложенный ритмический рисунок – первым хлопает педагог, а ребенок должен повторить. Могут попросить спеть песенку, отбивая или прохлопывая ритм. Стоит отметить, что музыкальный слух впоследствии развить гораздо легче, чем чувство ритма. Члены комиссии, совершая свой выбор, это тоже учитывают.

Память. «Измерить» память на приёмных испытаниях сложнее всего, потому что ребёнок может не запомнить что-то от растерянности или невнимательности. Специальных заданий на определение качества памяти обычно не проводится, разве что могут предложить повторить пропетую или сыгранную мелодию.

Каждое качество из названных трёх оценивается отдельно по пятибалльной системе. Общая сумма баллов – критерий для конкурсного отбора в школу.

Если ребёнок успешно прошёл вступительные испытания, родители должны предоставить в школу следующие документы:

  • заявление от родителей на имя директора
  • медицинская справка о состоянии здоровья (требуется не во всех школах)
  • ксерокопия свидетельства о рождении
  • фотографии (формат уточняйте в школах)

Поступить в музыкальную школу несложно. Гораздо труднее не растерять желание учиться в ней в течение последующих 5-7 лет. Ведь обучение музыке – это процесс весьма трудоёмкий. Успехов вам!

Заинтересовалась только в 13 лет… Похоже пора смывать в унитаз мечты о игре на фортепиано…..

Источник: http://tbf.su/isskustvo-dlya-dushi/kak-postupit-v-muzykalnuyu-shkolu-informaciya-dlya-roditelej-muzykalnyj-klass

Зачем ребенку музыка? Когда и как поступить в детскую школу искусств на музыкальное отделение? (информация для родителей)

Зачем ребенку музыка?

Когда и как поступить в детскую школу искусств на музыкальное отделение? (информация для родителей)

Если родители заметили склонность и тягу к музыке у ребенка еще в самом раннем детстве, то из этого следует, что эту склонность нужно обязательно поддержать и развить.

При этом совсем не важно станет ли ваш ребенок в будущем профессиональным музыкантом, композитором, преподавателем музыкальной школы или выберет для себя другую профессию.

Польза музыки для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка неоспорима.

Итак, для чего же ребенку музыкальное воспитание?

Родителям, чьи дети обучаются в ДШИ на музыкальных отделениях был задан вопрос: «Зачем Вы учите ребенка музыке?». Лишь 10% родителей сказали, что хотят, чтобы их ребенок стал музыкантом.

Большая часть родителей ответили, что дети обучаются в ДШИ для общего развития, чтобы умели играть на инструменте, петь. Кто-то ответил: «чтобы любил музыку».

Один папа написал: «хочу, чтобы ребенок не рос злым в современном мире, пропагандирующем могущество силы и жестокости». И последний ответ наиболее важный.

Главной задачей массового музыкального воспитания является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на духовный мир ученика.

Музыка развивает эмоциональный мир. Слушая музыку, исполняя её, дети пытаются выразить чувства, учатся доброте, душевной тонкости.

Занятия музыкой приучают к труду. Музыкальные занятия, пожалуй, как никакие другие, развивают это важное качество, которое пригодится не только музыканту, но и любому человеку, стремящемуся в жизни достичь свои цели.

Занятия музыкой развивают координацию и моторику детей, которые неразрывно связаны с развитием у детей мышления и речи у детей еще с дошкольного возраста. Этим обусловлена большая популярность у родителей детей дошкольного возраста программы « Раннего эстетического образования».

Из опыта работы могу сказать о том, что Также ввиду положительного влияния музыкальных занятий (в частности игре на фортепиано)на здоровье ребенка многие специалисты рекомендуют детям с нарушением моторики обучение игре на инструменте. Также в настоящее время в ДШИ имеется возможность обучение детей с ОВЗ на музыкальных отделениях (да, это возможно!) по специальным программам, адаптированным под каждого ребенка.

Занятия музыкой развивают интеллект. Музыка будит мысль. Венгерский педагог Тибор Шараи считает, что «…Слушание музыки способствует лучшему усвоению познавательного материала других предметов, УМЕНЬШАЕТ чувство ПЕРЕГРУЖЕННОСТИ»

Занятия музыкой СБЛИЖАЮТ ДЕТЕЙ и РОДИТЕЛЕЙ. Совместное прослушивание музыки, пение, совместное музицирование сближают всю семью.Отдельно хочется отметить роль концертов, на которых выступает Ваш ребенок. Порадоваться успехам приходят не только родители, бабушки, дедушки, но и тети и даже коллеги по работе и дружелюбные соседи!

ЗАНЯТИЯ МУЗЫКОЙ ДЕЛАЮТ ЧЕЛОВЕКА СИЛЬНЕЙ! Как не актуально современном мире? Музыка не только помогает воспитанию чуткости, но и развивает такие качества как решительность и уверенность в себе!

Как поступить в ДШИ

О том, как поступить в музыкальную школу, придётся побеспокоиться заранее. Приём заявлений на новый учебный год обычно начинается уже в апреле. Родители должны заполнить бланк заявления и сдать его в ДШИ.

Дети 6-7 лет в нашей ДШИ могут поступить на обучение по программе «Раннего эстетического образование» (занятия 2-3 раза в неделю)

Дети 8-12 лет на предпрофессиональные и общеразвивающие программы по выбранному инструменту. приёмную комиссию. В конце мая – начале июня проводятся вступительные экзамены, по результатам которых происходит зачисление учащихся.

После 20 августа может проводиться дополнительный набор (если остались свободные места).ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ Формат вступительных испытаний каждая школа разрабатывает самостоятельно.

Обычно экзамен проходит в форме собеседования с проверкой музыкальных данных.

Источник: https://infourok.ru/zachem-rebenku-muzika-kogda-i-kak-postupit-v-detskuyu-shkolu-iskusstv-na-muzikalnoe-otdelenie-informaciya-dlya-roditeley-3741738.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector