Что дети изучают в музыкальной школе?

ПОДОБРАТЬ КУРС

Родители, готовясь отдать ребенка в музыкальную школу, часто имеют ошибочное представление о том, как проходит учеба в этом заведении.

Или дети, утверждая, что хотят играть на скрипке или фортепиано, совершенно не осознают, что их ждет. Из—за этого может наступить быстрое разочарование и желание забросить уроки.

Чтобы этого не случилось нужно понимать, что представляет обучение в музыкальной школе.

Как выбрать школу

Как и в случае с обычными общеобразовательными, музыкальные школы бывают более и менее престижными. Это зависит от уровня квалификации преподавателей, их умения находить подход к ученикам. Также влияют успехи воспитанников на различных конкурсах.

Но за право учиться в такой школе придется побороться: конкурс на место в учреждениях куда выше, чем в обычных. Если для вас это важно — дерзайте.

Что дети изучают в музыкальной школе?

Но большую роль играет именно мастерство конкретного преподавателя, найти своего можно и в ближайшей к дому ДМШ.

Кому пригодится музыкальная школа

Стоит расценивать музыкальную школу не как творческую студию или кружок, а как серьезное образовательное учреждение. Поэтому обучение в ДМШ необходимо тем, кто хочет и в дальнейшем заниматься музыкой, например, планирует после получения диплома поступать в консерваторию.

Очень малый процент из окончивших музыкальную школу становятся музыкантами: многие играют на инструменте просто для удовольствия. Но если ваш предполагаемый репертуар состоит не из классических произведений, стоит задуматься об индивидуальных или групповых занятиях в студии или с репетитором.

Популярные курсы Bubolab

1 900 руб.

На страницу курса

Укулеле Индивидуальный курс

от 1 900 руб.

На страницу курса

Курс академического вокала

от 475 руб.

На страницу курса

Ищете курсы? Хотите получить новый навык?

Мы собрали лучшие курсы с сертификатами для начинающих и продолжающих

подобрать курс

Музыкальная школа специализируется именно на обучении классической музыке. Цель этого учреждения — подготовка профессионалов. Поэтому тратить 5 или 7 лет напряженной учебы на то, чтобы потом играть несколько простых песенок, которым можно было обучиться за полгода, не самый целесообразный вариант.

Что изучают в музыкальной школе

Учащиеся в музыкальной школе обязаны изучать следующие предметы:

  1. Индивидуальные уроки игры на определенном инструменте 2-3 раза в неделю.
  2. Сольфеджио.
  3. Музыкальная литература.
  4. Хор.
  5. Игра в ансамбле.

Что дети изучают в музыкальной школе?

На уроках изучаются не только техника и приемы игры, но и правильная запись музыки нотами, жизнь и творчество великих классиков. Воспитанники научатся слушать и чувствовать музыку, понимать классические произведения, разовьют свое творческое мышление и чувство ритма.

Где и как можно применить полученные знания

У юных музыкантов есть возможность проявить себя на конкурсах для детей. Также ребенок может принимать участие в концертах или конкурсах талантов, которые проходят в школе.

Музыка влияет почти на все сферы нашей жизни. Она не только становится отличным хобби, но и прививает ребенку дисциплинированность, трудолюбие. Регулярные занятия творчеством способствуют развитию воображения.

Ежегодные экзамены включают в себя выступления на сцене, концерты для родителей, а это помогает бороться со страхом публичных выступлений. Ребенок становится более открытым и артистичным.

Отзывы тех, кто учился в музыкальной школе

Максим, 16. В этом году закончил школу по классу фортепиано. Сказать, что было сложно, не сказать ничего. Но я не жалею, что отучился, хотя поступать буду в медицинский, а не в консерваторию.

Наконец-то могу поиграть, что нравится, а не что требует учебный план, это самое приятное. Буду скучать по нашему учителю сольфеджио, уроки с ним нравились всегда, даже когда мозги кипели от количества информации.

Все-таки от учителя многое зависит.

Что дети изучают в музыкальной школе?

Светлана, 42. Я попала в музыкальную школу как-то случайно: родители очень хотели, чтобы я была скрипачкой, отвели меня в музыкальную школу, не спросив моего желания. Как же я ненавидела дни, когда приходилось идти на занятия! Но я все-таки закончила, неидеально, но все равно.

Сейчас понимаю, что на самом деле музыкальная школа меня многому научила, речь не только об игре на инструменте. Я стала более организованной, мне было легче выполнять обязанности и домашние задания в школе.

Если мой ребенок захочет учиться в музыкальной школе, я не буду его отговаривать, а просто объясню, сколько сил, терпения и труда ему потребуется.

Анна, 36. В ДШИ училась 4 года, потом ушла. Но музыка так и осталась моим хобби, играю на гитаре и пою. Может быть, запишусь на занятия и дойду в этот раз до конца.

Поступление в музыкальную школу

Прием заявлений открывается в середине апреля.

Чтобы учиться в ДМШ, нужно успешно пройти вступительное тестирование. Оно обычно состоит из 3 заданий:

  1. Музыкальный слух. Экзаменуемого просят исполнить любимую песню. Тех, кто умеет слушать музыку, замечают сразу. Самостоятельно научиться этому можно, но придется приложить немало усилий.
  2. Чувство ритма. Преподаватель настукивает по столу или нахлопывает несложную мелодию, ребенок должен повторить. Этот критерий является более важным, чем предыдущий, поскольку музыкальный слух развить проще, чем чувство ритма.
  3. Проверка памяти. Ученику предлагается повторить за педагогом короткую мелодию.

Учтите, что каждая школа организует свои испытания для отбора более способных учеников.

Что дети изучают в музыкальной школе?

Если вы прошли вступительные испытания, нужно предоставить в школу определенный комплект документов. В него обычно входят копия свидетельства о рождении (или паспорта), несколько фотографий, заявление на имя директора учреждения. В некоторых школах могут потребовать медицинскую справку о состоянии здоровья.

Вопрос возраста

В музыкальной школе нет возрастных ограничений, уроки посещают даже взрослые. Однако бесплатно могут обучаться только дети младшего школьного возраста, то есть от 7 до 9-12 лет. Все поступающие вне этого диапазона могут рассчитывать только на платное отделение.

Сколько стоит учиться в музыкальной школе

В государственных (бюджетных) учреждениях дети проходят обучение бесплатно либо стоимость не превышает 1000 руб. в месяц. Для детей младше 7 или старше 12 лет обучение будет стоить от 8000 руб. Многие музыкальные школы предоставляют дополнительные платные услуги, цена на них стартует от 10 000 — 12 000 руб. в год.

В частных музыкальных школах бесплатных уроков нет, но в них могут поступить все желающие. Цена зависит от возраста ученика и длительности курса. Самым дорогим инструментом является фортепиано (от 12 000), более бюджетными вариантами будут баян, гитара, арфа или балалайка (от 10 000).

Что такое сольфеджио

Сольфеджио — это учебная дисциплина, направленная на освоение музыкальной грамоты, развитие музыкального слуха.

Практически первое, с чем познакомятся юные музыканты, — минорный и мажорный лады, гаммы. Также в основе музыкальной грамоты лежит изучение интервалов, аккордов, септаккордов. Эти занятия направлены на умение слушать музыку.

Отдельным блоком выступают занятия по развитию чувства ритма, изучению размеров и интервалов между звуками. Это теоретический блок сольфеджио.

Что дети изучают в музыкальной школе?

После этого ученикам нужно применить полученные знания на практике:

  • уметь узнавать все перечисленные элементы в звучащем произведении;
  • воспроизводить их (как инструментально, так и голосом);
  • записывать музыку нотами.

Для тренировки последнего навыка в старших классах проводятся музыкальные диктанты. Учитель медленно играет произведение или мелодию несколько раз, а ученики записывают на музыкальном языке то, что услышали.

Для чего учить музыкальную литературу

На уроках музыкальной литературы в 1-3 классах происходит ознакомление с творчеством великих композиторов, со средствами выразительности. Благодаря этому юный музыкант сможет вкладывать в музыку эмоции, а сыгранные им произведения будут задевать струны души слушателей.

Учащиеся получают навыки анализа произведений, расширяют свой кругозор в области музыкальных стилей, учатся воспринимать музыку на слух. Эти знания пригодятся не только во время игры на инструменте, но и в повседневной жизни.

Как не бросить занятия в музыкальной школе

Вопрос мотивации стоит особенно остро на 3-4 год обучения. В это время первоначальный энтузиазм уже угас, а работать приходится все усерднее.

Есть несколько советов, как вернуть себе желание музицировать.

  1. Разнообразьте свой репертуар. Необходимость подолгу играть одно и то же произведение в процессе заучивания нагоняет апатию и скуку. Попробуйте разучить что-то новое, необязательно из программы, но что вы давно хотели сыграть. Попрактикуйтесь в обязательных произведениях, а после принимайтесь за желанное.
  2. Засекайте время. Если желание играть все-таки есть, но очень быстро одолевает лень, поставьте таймер на 30-40 минут. В течение этого времени занимайтесь, не отвлекаясь, а после разрешите себе закончить, когда захотите. Главное — не ругайте себя за слабость.
  3. Уменьшите нагрузку. Если это возможно, больше гуляйте и отдыхайте. Ложитесь спать раньше.
  4. Подумайте, зачем вы начинали. Еще раз прокрутите в голове свою цель, вспомните, с какой радостью вы посещали первые уроки.
  5. Если совершенно не хочется подходить к инструменту, устройте себе несколько дней отдыха. Вы вернетесь к занятиям с новыми силами и вдохновением.

Кризисы случаются у всех. Важно не дать им полностью уничтожить желание заниматься музыкой.

Обучение в музыкальной школе — это ответственный шаг. Необходимо ежедневно играть на инструменте в течение 5 или 7 лет. Не каждый обладает таким запасом терпения и упорства. Поддержка близких в первые года учебы необходима, особенно ребенку.

Но очень важно, чтобы преподаватель стал для него другом и наставником, взаимопонимание между учеником и учителем — ключ к будущим достижениям. Это отмечал и Юрий Темирканов, известный дирижер: «Я учился на двух факультетах в консерватории, но нигде я не встречал такого талантливого, внимательного и любящего свое дело учителя, как в моей школе».

вокал уроки вокала школа вокала музыка музыкальные инструменты

Источник: https://bubolab.ru/articles/obuchenie-v-muzykalnoj-shkole/

Что такое музыкальная школа?

Что дети изучают в музыкальной школе?

Музыкальное образование можно получать самостоятельно начиная с обучения игры на каком-либо инструменте, либо поступить в музыкальную школу, где ребенка обучат основам музыкального образования. Данный путь наиболее правильный, т.к. дает возможность всесторонне познакомиться с музыкой и оценить свои возможности и предпочтения в этом направлении. Специализированные учебные учреждения, предназначенные для детей и изучающие музыкальную грамотность, и игру на основных музыкальных инструментах – называются Детские Музыкальные Школы (ДМШ)

— учебное заведение, в котором дети, учащиеся в обычных общеобразовательных школах, дополнительно получают музыкальные знания и навыки. Учащиеся ДМШ обучаются игре на музыкальном инструменте, а также пению, основным музыкально-теоретическим дисциплинам (сольфеджио и элементарной теории музыки), изучают историю музыки.

Читайте также:  Обзор плагина kontakt, большой мануал

ДМШ являются первой ступенью музыкального образования и воспитывают культурных музыкантов-любителей, а профессионально одарённых учеников готовят для поступления в музыкальные училища.

Предметы, изучаемые в музыкальных школах

  • Специальность – 2 часа (по 40 минут)
  • Сольфеджио – 1,5 часа (60 минут) 1-5 классы, 2 часа (80 минут) – 6-7(8) классы
  • Музыкальная литература (обычно по расписанию после сольфеджио)- 1 час (40 минут) 4-5 классы, 1,5 часа (60 минут) – 6-7(8) классы
  • Хор (для струнно-смычкового отделения как факультатив) – 1 час (40 минут)
  • Оркестр – максимум 4,5 часа (60 минут и 2 часа)
  • Ансамбль (в основном струнно-смычковые) – максимум 3,5 часа (60 и 80 минут)
  • Общее фортепиано – 0,5 часа (20 минут) со 2 или 3 класса, по разному.
  • Композиция (факультатив) – около 1,5 часа (60 минут)

Данный набор предметов дает возможность всесторонне подойти к изучению музыки и получить наиболее цельные представления о музыкальном образовании и возможности его продолжения.

Если родители не сомневаются в предпочтениях своего ребенка в плане получения музыкального образования, то есть возможность поступления сразу в специализированную музыкальную школу, где наряду с музыкальным оразованием дети изучают все необходимые предметы средней школы.

Такие ДМШ – одинадцатилетки, существующие, как правило, при консерваториях, объединяют в своих учебных планах и общеобразовательные и музыкальные предметы, и готовят своих учеников для дальнейшего поступления в консерваторию (например, Центральная средняя специальная школа при Московской консерватории им. П. И. Чайковского).

В России насчитывается около трёх тысяч детских музыкальных школ.

Источник: https://obrmos.ru/do/do_muz/art/do_muz_art_muz_sh.html

Чему учит музыка. Зачем ребенку музыкальное воспитание

Содержание:

Старые песни и главное

На протяжении веков музыка признавалась незаменимым средством развития духовной культуры человека. Во многом — из-за своего эмоционального воздействия на нас.

Что дети изучают в музыкальной школе?

В Древней Греции музыкальному искусству отводилась лидирующая позиция в воспитании.

Пифагор считал, что музыка является проявлением космической гармонии и способна создавать у людей такую же гармонию и внутренний порядок, как в космосе.

А Аристотель не только обращал внимание на педагогическую роль музыки, но и отдавал должное ее терапевтическому значению, утверждая, что музыка способна благотворно влиять на человека, сглаживая его психические переживания.

И в средние века музыка была неотъемлемой частью воспитания будущих вельмож. Умение играть на каком-либо инструменте ценилось не меньше, чем способность ловко держаться в седле.

В этом духе всё и продолжалось. В XIX веке в России любой представитель высшего света мог запросто наиграть пару-тройку мелодий из оперного репертуара того времени. Да и ХХ век с его социальными потрясениями тоже музыке не изменил.

Советский Союз, провозгласивший доступность образования для рабочих и крестьян, не мог обойти стороной музыкальный вопрос — и многочисленные школы открыли свои двери для всех желающих приобщиться к миру прекрасного. Не случайно именно тогда родился лозунг “Музыку в массы”.

Концерты классической музыки входили в обязательную программу выходного дня любого человека, который хоть в малой степени относил себя к среде интеллигенции. Сессии в домино и шашки в московских дворах сменялись бурными дебатами о том, кто из современных пианистов тоньше интерпретирует музыку Рахманинова.

В то время родители считали своим долгом отдать ребенка в музыкальную школу…

Однако сегодня многое изменилось. Вопрос о выборе будущей профессии решается порой кардинально: изучаем лишь то, что однозначно будет способствовать финансовому успеху в будущем. При этом роль музыки в развитии личности отходит на задний план.

Казалось бы, музыкальное образование навсегда утратило свою привлекательность, уступив место менеджменту, экономике, праву, психологии, финансам и прочим “материально ориентированным” профессиям.

Однако стоит знать и помнить, что занятия музыкой способны помочь еще и освоить общеобразовательные школьные дисциплины! А главное — благодаря музыке вы получите множество навыков, которые пригодятся вам и в дальнейшей жизни, даже если выбранная вами профессия не будет связана с миром искусства.

О том, что музыка может помочь в освоении и других далеких от нее профессий, известно уже достаточно много. Успешные карьеры тех, у кого за плечами имеется музыкальное образование, способны красноречиво убедить даже самых стойких из скептиков в необходимости занятий музыкой еще в школьные годы. А родителей — познакомить своих детей с миром музыки как можно раньше.

Все возрасты покорны нотам

Американские ученые на протяжении нескольких месяцев давали беременным женщинам слушать разнообразные аккорды и созвучия. Впоследствии их детей сравнили с младенцами, которые подобную “музыкальную школу” не проходили.

Обнаружилось, что дети-“музыканты” гораздо лучше следили глазами за предметом, быстрее начинали держать бутылочку двумя руками; у них быстрее развивался речевой аппарат, они раньше начинали произносить не просто слоги, но целые слова и складывать из них небольшие фразы.

Было отмечено благотворное влияние музыки и на развитие недоношенных детей — воздействие музыкой помогало нормализовать их сердцебиение, поглощение кислорода и снизить их реакции на боль. Недоношенные дети легче переходили с внутривенного питания на обычное именно под музыку.

К тому же традиционно пение считают незаменимым помощником при восстановлении речи у больных людей — в том числе пожилых. Люди, пережившие мозговую травму и лишившиеся способности говорить, имеют шанс восстановить свою речь через пение.

Естественно, занятия пением можно использовать и для помощи ребенку, если тот плохо пишет или читает.

Не надо даже играть на каком-то инструменте — просто пойте соло или в хоре! А еще пение способствует развитию словесной памяти, расширению ее объема, умению многоканально мыслить — это понадобится любому человеку, сколько бы лет ему ни было.

От языков до математики

Поскольку основа речи — это не слова, а интонирование, занятия музыкой станут хорошим подспорьем в изучении иностранных языков.

Ведь, как известно, изучение языка — это не только понимание его грамматических и лексических особенностей, но еще и стремление правильно воспроизводить произношение и интонацию.

И тут у того, кто много лет занимался развитием слуха, возникает преимущество перед его немузыкальными сверстниками. Когда ваш музыкальный слух развивается, вам становится намного проще осваивать звуковые премудрости иностранной речи.

Музыка помогает и занятиям математикой. Недаром еще в древности Пифагор объявил музыку точной наукой. По мнению античных исследователей, она подчинялась объективным законам и существовала вне зависимости от прихоти человека. Конечно, “золотое сечение” существует и в живописи, и в скульптуре — но как же режет слух расстроенная гитара!

Композитор Игорь Стравинский утверждал, что музыкальное и математическое мышление более чем родственны. Неслучайно среди музыкантов встречаются люди, талантливые и в математических науках тоже: дирижер Эрнст Ансерме, композитор Эдисон Денисов… Кстати, известно, что Альберт Эйнштейн в свободное от научных опытов время любил поиграть на скрипке.

Были проведены своеобразные “замеры” математических успехов среди детей как из простых, так и из материально благополучных семей.

После длительных музыкальных занятий у детей из бедных семей успеваемость по математике улучшилась очень заметно, они приблизились по результатам к тем ребятам, у которых стартовые условия были комфортнее.

Из тех же, кто музыкой не занимался, улучшило свои результаты по математике вполовину меньшее количество детей.

Сложное дело!

При освоении практически любой профессии музыканты оказываются в более выгодном положении по сравнению с другими.

Большинству из них удается преуспеть: их не сбивают с толку неизбежные трудности, они не боятся шероховатостей и неожиданностей, которыми неизбежно чревато всякое новое дело.

Они упорны, настойчивы — и вместе с тем гибки и обладают неоценимым ощущением настоящего момента. Музыка приучает к внимательности при выполнении заданий, она учит человека слушать и слышать, развивает память, координацию движений.

Россиянка Т. Маляренко в 1996 году сравнила данные энцефалограмм семилетних детей. Оказалось, что у тех, кто уже начал заниматься музыкой, возникли более тесные связи между работой правого и левого полушарий мозга. Полушария начали работать более гармонично, более слаженно, как бы лучше “слушая” друг друга.

Вообще музыкальные и речевые центры в мозгу человека расположены близко друг к другу. Поэтому занятия музыкой способствуют усвоению речи и влияют на речевое развитие человека с детских лет. А кроме того, во время пения мозг занят одновременно двумя параллельными процессами: вести мелодию и произносить текст означает делать 2 разных дела.

Обучаясь игре на фортепиано, человек учится координировать действия одновременно двух рук: поскольку партия правой и левой рук часто различны по нотам, это заставляет мозг обрабатывать одновременно два действия — и выдавать единый гармоничный результат.

Чрезвычайно полезным педагоги-музыканты признают также чтение с листа по нотам.

Оно позволяет далеко видеть и сравнивать сложные пространственные фигуры, способствует мгновенному “схватыванию” свойств этих пространственных фигур, а также умению мгновенно переводить увиденное и понятое в физические действия в условиях крайних временных ограничений.

Такие качества помогут в дальнейшем и авиадиспетчерам, и пилотам — и всем тем, перед кем на работе стоят сложнейшие задачи на быстроту реакции и координацию нескольких действий одновременно.

В нужной тональности

Занимаясь музыкой, человек словно примеряет на себя разные роли: сегодня он играет классику (Моцарта, Гайдна), завтра — романтиков (Листа и Шопена), а послезавтра он и вовсе экспрессионист, озвучивающий опусы Шёнберга или Берга. Музыка постоянно учит человека меняться, он становится более восприимчивым и готовым адаптироваться к миру.

В тестировании на тему социальных навыков участвовали дети, как совершенно не занимавшиеся, так и занимавшиеся музыкой, причем занимавшиеся ею с разной степенью серьезности — кто в охотку, а кто и в музыкальной школе. При повторном тестировании через год первая группа не улучшила своих результатов, вторая — улучшила, а третья продемонстрировала значительный прогресс.

Речь идет об очень важных навыках. Развитое мышление о последствиях предполагает, что человек способен понять, к чему приведут те или иные действия, в том числе совместные. А альтернативное мышление означает, что, например, в тех ситуациях, когда кто-то другой не смог бы обойтись, например, без применения силы, музыкант может увидеть и предложить и другой вариант разрешения проблемы.

Кстати, отдельно изучалась даже связь музыкальных способностей и преступных наклонностей. Выяснилось, что поющие в хоре вовлекались в преступную деятельность реже остальных людей — а те, кто умел читать ноты с листа, по мнению ученых, не становились преступниками никогда.

Итак, человек, у которого есть опыт музыкальных занятий, лучше понимает других людей, он более гибок и чуток, он способен увидеть ситуацию глазами другого. Игра в ансамбле, пение в хоре учат слышать и слушать других, а не только себя.

И эти умения, так же как и способность быть гибким и отзывчивым, которую приобретают те, кто занимаются музыкой, может оказаться незаменимым подспорьем, например, в карьере политика или дипломата. Недаром среди политических звезд так много тех, кто в детстве уделял значительное внимание серьезным занятиям музыкой.

Из нашей политической элиты можно вспомнить Эльвиру Набиуллиуну (фортепиано) или Алексея Кудрина (ударные). Из западной — Кондолизу Райс.

В детстве профессионально занимавшаяся игрой на фортепиано, она может похвастаться тем, что в 15 лет сыграла один из фортепианных концертов Моцарта с Денверским симфоническим оркестром. Кстати, и в настоящее время Райс иногда дает концерты камерной музыки.

Люди-аккорды

Музыканты обладают целым рядом свойств, совместить которые в одном человеке порой бывает достаточно сложно.

С одной стороны, они эмоционально чутки и отзывчивы, а с другой — очень стабильны, и их нелегко сбить с толку.

Музыканты способны действовать самостоятельно, что они и делают постоянно. В то же время, в силу своей способности адаптироваться и понимать других людей они прекрасно работают в команде.

  • Музыканты готовы к риску — и вместе с тем они не останавливаются на простых решениях.
  • Они умеют видеть, как подать тот или иной материал ярко и подробно — и в то же время они могут отвлечься от этих подробностей и увидеть всю ситуацию в целом.
  • Они умеют предвидеть возможные завтрашние последствия своих сегодняшних решений.

Музыка всесторонне помогает подготовиться ко взрослой жизни. Не зря композитор Д. Д. Кабалевский утверждал: “Музыке надо учить всех детей, как учат математике и географии”.

Читайте также:  В помощь начинающему музыканту: 12 полезных приложений вконтакте

Источник: https://www.7ya.ru/article/Chemu-uchit-muzyka/

Что дети изучают в музыкальной школе, Музыкальный класс

Любому взрослому интересно узнать, чем занимаются дети на протяжении 5-7 лет в музыкальной школе, что изучают и каких результатов достигают.

Что дети изучают в музыкальной школе?

Основным предметом в такой школе является специальность – это индивидуальный урок игры на каком-либо инструменте (фортепиано, скрипка, флейта и т.д.).

В специальном классе учащиеся получают большую часть практических навыков – владение инструментом, техническую оснастку, уверенное чтение нот.

В соответствии с учебным планом уроки специальности дети посещают на протяжении всего срока обучения в школе, недельная нагрузка по предмету составляет в среднем два часа.

Следующим очень важным предметом всего учебного цикла является сольфеджио – занятия, целью которых является целенаправленное и всестороннее развитие музыкального слуха через пение, дирижирование, игру и слуховой анализ.

Сольфеджио – исключительно полезный и эффективный предмет, помогает в музыкальном развитии многим детям. В рамках данной дисциплины дети также получают большую часть сведений по музыкальной теории. К сожалению, предмет сольфеджио нравится далеко не каждому.

Урок назначается один раз в неделю и длится один академический час.

Музыкальная литература – предмет, который появляется в расписании старшеклассников и изучается в музыкальной школе четыре года. Предмет расширяет кругозор учащихся и их знания о музыке и искусстве в целом.

Проходятся биографии композиторов и их основные сочинения (слушаются и подробно разбираются в классе). За четыре года учащиеся успевают познакомиться с основной проблематикой предмета, изучить многие стили, жанры и формы музыки.

По году отводится на знакомство с классической музыкой России и зарубежья, а также на знакомство с современной музыкой.

Сольфеджио и музыкальная литература являются групповыми предметами, обычно группу составляют не более 8-10 учеников одного класса. Групповыми уроками, на которые собираются еще больше детей являются хор и оркестр. Эти предметы, как правило, дети любят более всего, там они активно общаются друг с другом и получают удовольствие от совместной игры.

В оркестре ребята часто осваивают какой-нибудь дополнительный, второй инструмент (по преимуществу из ударной и струнно-щипковой группы). На занятиях по хору практикуются веселые игры (в виде распевок и вокальных упражнений), пение по голосам.

И в оркестре, и в хоре учащиеся учатся совместной, «командной» работе, внимательно друг друга слушают и взаимно помогают.

Кроме названных основных предметов, в музыкальных школах иногда вводятся и другие дополнительные предметы, например, дополнительный инструмент (по выбору учащегося), ансамбль, аккомпанемент, дирижирование, композиция (сочинение и запись музыки) и прочие.

Что же в результате? А в результате вот что: за годы обучения дети получают колоссальный музыкальный опыт. Они на достаточно высоком уровне владеют одним из музыкальных инструментов, могут играть еще на одном-двух других инструментах, чисто интонируют (играют без фальшивых нот, хорошо поют).

Кроме того, в музыкальной школе дети получают огромную интеллектуальную базу, становятся более эрудированными, развивают математические способности. Публичные выступления на концертах и конкурсах раскрепощают личность, закаляют его волю, мотивируют к успеху и помогают творческой реализации.

Наконец, они получают бесценный опыт общения, находят себе надежных друзей и научаются трудолюбию.

Давайте дружить сайтами.буду рада нашему общению и обмену опытом. Я в контакте:

Источник: http://rk-ekvator.ru/isskustvo-dlya-dushi/chto-deti-izuchayut-v-muzykalnoj-shkole-muzykalnyj-klass

Как происходит обучение в музыкальной школе?

Раньше в музыкальных школах учились по 5 или 7 лет — это зависело от выбранной специальности (то есть от инструмента обучения).

Сейчас, в связи с постепенным реформированием этой отрасли образования, сроки обучения изменились.

В современных музыкальных школах и школах искусств предлагается две программы на выбор — предпрофессиональная (8 лет) и общеразвивающая (то есть облегченная программа, в среднем, рассчитанная на 3-4 года).

Самый главный предмет в музыкальной школе

Два раза в неделю ученик посещает уроки по специальности, то есть по обучению игре на том инструменте, который он выбрал. Эти уроки проходят в индивидуальной форме.

Педагог по специальности считается основным педагогом, главным наставником и обычно работает с учеником, начиная с 1 класса и до самого конца обучения.

Как правило, ученик привязывается к своему преподавателю по специальности, смена педагога нередко становится причиной, по которой ученик забрасывает занятия в музыкальной школе.

На уроках специальности происходит непосредственная работа за инструментом, разучивание упражнений и различных пьес, подготовка к экзаменам, концертам и конкурсам. Каждый ученик в течение года должен выполнить определенную программу, которую педагог разрабатывает в индивидуальном плане ученика.

Любе отчеты по выполнению программы происходят публично в виде технических зачетов, выступлений на академических концертах и экзаменах. Весь репертуар выучивается и исполняется наизусть. Эта система здорово работает, и за 7-8 лет, как правило, из мало-мальски способного ученика обязательно выходит прилично играющий музыкант.

Музыкально-теоретические дисциплины

Учебный план в музыкальных школах построен таким образом, чтобы дать ученику максимально разностороннее представление о музыке, воспитать в нем не только умелого исполнителя, но и грамотного слушателя, эстетически развитую творческую личность. Решить эти задачи во многом помогают такие предметы, как сольфеджио и музыкальная литература.

Сольфеджио — предмет, на котором много времени уделяется изучению музыкальной грамоты, развитию слуха, музыкального мышления, памяти. Главные формы работы на этих уроках:

  • пение по нотам (развивается навык беглого чтения нот, а также внутреннего «предслышания» того, что записано нотами);
  • анализ элементов музыки на слух (музыка рассматривается как язык со своими правилами и закономерностями, ученикам предлагается определить на слух отдельные созвучия и их красивые цепочки);
  • музыкальный диктант (нотная запись впервые услышанной или хорошо известной мелодии по памяти);
  • пение упражнений (развивает навыки чистого интонирования — то есть чистого пения, помогает осваивать все новые и новые элементы музыкальной речи);

Источник: https://muz-teoretik.ru/kak-proisxodit-obuchenie-v-muzykalnoj-shkole/

Что такое сольфеджио: самое понятное объяснение для родителей

Преподаватель музыки с 25-летним стажем Анастасия Якушкина коротко и понятно рассказывает о том, что такое музыкальная грамота, как развивать слух и как родителям, не имеющим музыкального образования, разобраться в сольфеджио.

Многие родители впервые сталкиваются с сольфеджио, когда ребенок поступает в музыкальную школу. И конечно, современным мамам и папам, которые активно стремятся помочь своим детям, но не имеют музыкального образования, хочется разобраться, что же это за предмет. Рассказываем о содержании этой непростой дисциплины.

Сольфеджио состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть — это основы музыкальной грамоты.

Дело в том, что музыкальный язык, как и любой другой, несет в себе разнообразные конструкции. Так, в русском языке мы изучаем звуки и буквы, слоги, слова, словосочетания, предложения, знаки препинания, роль слов в предложении…

В музыкальном языке по аналогии мы проходим отдельные звуки, сочетания из двух звуков (интервалы), из трех (аккорды), из четырех (септаккорды), паузы (знаки молчания), формы музыкальных произведений, отношения между звуками и аккордами.

К чисто музыкальным знаниям относятся лады мажор и минор (их зрительное воплощение — гаммы) и более сложные элементы.

Многое в музыкальном языке измеряется числами.

Еще в Древней Греции Пифагор с помощью подсчетов находил красивые звуковые сочетания и вычислил природный музыкальный звукоряд (звуковую радугу). Связь с математикой музыка сохраняет и до наших дней.

С помощью чисел мы измеряем расстояния между звуками (интервалы), ступени (порядковые номера звука в гаммах), ритмические единицы, временные размеры музыкальных произведений и многое другое.

  • В первую очередь мы активно развиваем слух — учим его распознавать те самые элементы музыкального языка, из которых сложена музыка.
  • Педагог на каждом уроке загадывает детям за фортепиано музыкальные загадки на пройденный материал – играет отдельные звуки и ходы из гаммы, сочетания из двух, трех звуков (интервалов и аккордов), строит из них цепочки.
  • Следующий этап — воспроизведение, то есть пение и игра на фортепиано тех же музыкальных элементов самими учениками.

Не забываем и графический навык — умение записать на нотном стане эти элементы. И здесь есть главная цель — научиться видеть в нотах все пройденные элементы.

Как в книге мы учимся видеть слова, так и в нотном тексте мы учимся видеть группы нот, объединенные по разным принципам.

Это уже высший пилотаж, ближе к выпускному экзамену.

Отдельная тема для проработки — ритм. Как скелет держит нашу плоть, так звуки поддерживаются ритмической основой.

  1. Освоение длительности нот и ритмических групп от простых до причудливых — одна из основных задач уроков сольфеджио.
  2. Ритмы учатся и с помощью счета, и с помощью специальных слогов (та, ти, ту), и просто через простукивание и прохлопывание.
  3. Также мы учимся дирижировать – «нанизывать» любую мелодию на равномерную временную шкалу, изображаемую четкими жестами.

Одна из форм развития всех навыков — сольфеджирование — пение мелодий нотами с дирижированием. Как правило, это народная музыка самых разных стран и классические шедевры.

Здесь мы учимся владению голосом, чтоб чисто интонировать; грамотному дыханию, четкой дикции, координации слуха, голоса и движения.

В старших классах добавляется музицирование — исполнение песен и романсов с собственным сопровождением. Конечно, для тех, кто уже немного владеет инструментом.

  • Высшей формой закрепления всех навыков считается музыкальный диктант — запись незнакомой мелодии, сыгранной педагогом несколько раз на фортепиано.
  • Диктанты часто учатся наизусть, дети записывают их в разных тональностях, чтоб закрепить в памяти.
  • Также сейчас в школах распространена облегченная форма записи диктанта в прописях, наполовину уже заполненных.

Многих волнует, учат ли на сольфеджио подбирать мелодии и аккорды к ним. Подбор по слуху — это или врожденная способность, или результат серьезных занятий по сольфеджио, когда слух уже узнает те самые элементы музыкального языка, помногу раз слышанные, пропетые и записанные.

К сожалению, почти всегда есть разрыв между знаниями по сольфеджио и их применением на практике. Во-первых, сам репертуар для игры подбирается исходя из технического уровня ученика и художественных задач, а не из программы по сольфеджио.

Во-вторых, школьным сольфеджио сложно овладеть без фортепиано, потому что только на этом инструменте каждый звук можно увидеть в виде конкретной клавиши.

То, что отрабатывается на сольфеджио за фортепиано, трудно или невозможно воспроизвести на трубе, балалайке, окарине и некоторых других инструментах. Это создает дополнительные сложности детям.

Читайте также:  Транспонирование музыки

Поэтомуфортепиано или даже самый простой синтезатор необходимы и будут выручать вас при выполнении домашней работы.

Постепенно, в старших классах разрыв между специальностью и сольфеджио уменьшается, когда начинают появляться внутренние межпредметные связи.

Главная беда, которая встречается на практике, — родители начинают делать задания за детей. Я уверена, что они понимают, что нельзя за ребенка поесть. Нельзя за него научиться плавать. Выучить пьесу на инструменте тоже нельзя…

Но вот написать задание в тетради по сольфеджио можно.

Вопрос, есть ли в этом какой-то смысл, кроме сиюминутного — получить хорошую оценку? Увы, иногда это просто мамин (а то и папин) перфекционизм, который ведет к детским комплексам – «у меня плохо получается, а у мамы – хорошо, ну я и не буду…»

В целом изучение сольфеджио, как и обучение игре на инструменте, подобно выращиванию дерева, — процесс долгий. Это настоящее музыкальное созревание. И этапы этого процесса иногда не видны на поверхности.

Возникающие во время занятий связи таятся в глубине нашего мозга. Но при правильном уходе готовые плоды будут затем питать человека всю жизнь. Даже если эти знания не понадобятся в профессии, при необходимости их будет возможно восстановить.

Главное — не запускать непонятное, проявлять терпение, не пропускать уроки и поддерживать связь с учителем!

Shutterstock.com

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/chto-takoe-solfedzhio-samoe-ponyatnoe-obyasnenie-dlya-roditeley.htm

7 вещей, которые нужно учесть, прежде чем отдать ребенка в музыкальную школу

«Ты выходишь из комнаты уже второй раз за час, тебе правда так часто хочется пить?», — мама спрашивает ребенка, которого во время занятий музыкой, как магнитом, притягивают все предметы в доме, только не инструмент.

Тревожный звонок? Как и в любом другом деле, ребенок не должен ощущать давления со стороны взрослого.

Но также важно вовремя объяснить: музыка — это, конечно, творчество, но, если учиться только в моменты «вдохновения», процесс затянется надолго.

За учебный год ребенок должен освоить программу из нескольких произведений, а в мае сдать экзамен или выступить на конкурсе (тогда оценка за год чаще всего выставляется автоматом). Каждое произведение в программе подбирается так, чтобы ребенок во время выступления мог продемонстрировать разные навыки: технику пальцев, умение исполнить полифонию, кантиленную пьесу и крупную форму.

Всё это, конечно, произведения не нашего века. Если ребенок заскучал от классики, предложите ему разучить несложные пьесы из его любимых мультфильмов или сериалов — это не займет много времени, но поможет переключиться. Классическая музыка требует внимания и напряжения, она сложна для восприятия, но это нормально.

Не удивляйтесь, если к концу обучения в музыкальной школе ваш ребенок будет хвастаться не грамотой за победу в конкурсе, а подаренным сборником Шумана. Здесь сработает эффект «накопления музыкального опыта» — лучше запустить этот процесс еще в раннем детстве.

«Садитесь с ребенком на диван, обнимите его с двух сторон и говорите: сегодня у нас вечер Моцарта», советует музыкант и искусствовед Михаил Казиник.

Вечера Моцарта, Гайдна, Мусоргского или просто хорошей джазовой музыки полезно устраивать и вне дома, хотя бы раз в месяц. Совсем не обязательно, что ребенок заскучает и уснет от однообразных звуков.

Существуют концерты, которые специально устраивают для самых маленьких, тех, кому не сидится на месте. Например, благотворительный фонд Belcanto организует концерты классической музыки, специально рассчитанные на аудиторию от четырех-пяти лет.

Можно послушать с детьми сказки Пушкина, проиллюстрированные песочной анимацией, под произведения Глинки, Мусоргского и Глиэра.

Или сходить на интерактивное джазовое шоу для самых маленьких, во время которого можно свободно передвигаться по залу, танцевать (или хотя бы ползать) и трогать музыкальные инструменты, пока коллектив Олега Матвеева Classy Jazz исполняет программу «Муха Цокотуха и Бармолей» или «Назад в Чикаго».

Источник: https://chips-journal.ru/reviews/7-vesej-kotorye-nuzno-ucest-prezde-cem-otdat-rebenka-v-muzykal-nuu-skolu

Детская музыкальная школа №1 г. Губкин | Чему учат в школе

Детская музыкальная школа дает возможность вариативности и свободы выбора учащимися творческой деятельности.

В возможности выбора мы видим залог предоставления каждому ученику шанса для реализации его творческих возможностей и максимального развития детей с разными музыкальными способностями.

В основе работы  музыкальной школы лежит идея развития творческих способностей детей средствами музыки.

Учащиеся могут получить профессиональные начальные навыки по музыкальным специальностям для того, чтобы продолжить свое музыкальное образование. При этом, –  приобретение навыков не является самоцелью. Мы рассматриваем их как средство приобщения детей к искусству через личный творческий опыт.

Приоритетным направлением музыкального развития ребенка следует считать освоение опыта творческой деятельности: коллективное музицирование, освоение элементов музыкальной грамоты, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для игры на одном из музыкальных инструментов.

Администрация нашей школы, педагогический совет, самостоятельно,  с учетом сложившейся практики, местных традиций и экзаменационных требований для поступающих в средние профессиональные образовательные учреждения культуры и искусства, разработали учебные планы, которые позволяют  свободно приспосабливаться к индивидуальным способностям и склонностям учащихся, обеспечивают развитие разносторонней творческой одаренности детей и подростков, их общее эстетическое воспитание, а также профессиональную направленность учащихся, изъявивших желание  поступить в специальное образовательное учреждение.

В сетку часов учебных планов включены предметы, назначение которых состоит в получении учащимися важных практических навыков (свободного владения  одним из музыкальных инструментов, умении играть в ансамбле, аккомпанировать, применять  на практике теоретические сведения и т.д.).

Отделение раннего эстетического развития  (ОРЭР).

Занятия способствуют эмоциональному и эстетическому развитию детей раннего возраста, их творческого и художественного воображения.

Воспитывают инициативу, находчивость, активность, расширяют кругозор, формируют правильное отношение к окружающему миру.

Углубляют представления  о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы; развивается познавательный интерес, формируются навыки общения.

  • Дети становятся более внимательными, собранными, у них развивается память и совершенствуется творческая активность.
  • Занятия способствуют выявлению наиболее одаренных детей и, в дальнейшем их творческой ориентации, а также помогают скорейшей адаптации в условиях образовательного учреждения.
  • Отделение общего музыкально-эстетического образования (ОМЭО).
  • Обучение учащихся на этом отделении ставит своей целью приобщение школьников к музыкальному искусству, а также дальнейшее совершенствование музыкально эстетического воспитания.
  • Решению задач музыкально-эстетического образования помогает целый комплекс музыкально-теоретических предметов: музыкальный инструмент, сольфеджио, музыкальная литература, коллективное музицирование и др.

Эти предметы помогут изучить закономерности музыкального искусства, основные выразительные средства, освоить некоторые из видов музыкальной деятельности (сочинение, дирижирование, искусство  аккомпанемента и игры в ансамбле), изучить музыкальные жанры и стилевые особенности и т.п.

  1. Комплекс предметов  музыкально – эстетического цикла призван удовлетворить творческие потребности детей и подростков в овладении базовыми практическими навыками и знаниями в области инструментального исполнительства, способствовать созданию условий для самореализации обучающегося на основе индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
  2. Отделение специального инструмента (ОСИ).
  3. Цель обучения – приобретение базового специального музыкального образования в области исполнения инструментальной музыки (профилирующий предмет – специальный инструмент).
  4. Учебный план, программы и методики ориентированы на развитие музыкальных способностей и кругозора, воспитание эстетического вкуса, знаний и навыков, необходимых для выполнения самостоятельной работы, соответствующей музыкальной специализации.
  5. Прохождение полного курса обучения на данном отделении позволяет его выпускникам продолжать профессиональное образование в средних специальных учебных заведениях.
  6. «Музыкальный факультет для подростков и юношества». (ускоренный курс обучения)

Так уж сложилось, что ДМШ и ДШИ предпочитают начинать обучение детей с раннего школьного возраста. И очень часто подростки в силу разных причин, упустившие возможность «войти в мир искусства» уходят на улицу и самоутверждаются через суррогаты взрослости.

 Многие дети и родители в свое время «прошли мимо» музыкальной школы. Ребята выросли, у них сложилось свое собственное отношение к окружающему миру, но некоторые из них не потеряли желания научиться играть на любимом музыкальном инструменте, овладеть музыкальной грамотой.

Главной целью, определившей направление учебно – образовательного процесса на факультете, является идея домашнего музицирования. Программа этого факультета предусматривает  обучение игре на музыкальном инструменте, изучение теории музыки, эстетики и психологии поведения, знакомство с творчеством композиторов.

Индивидуальные занятия должны сделать доступным общение школьника – подростка с музыкой, а точнее умение  исполнять и понимать музыку через овладение навыками игры на музыкальном инструменте. Индивидуальные приемы обучения помогут в изучении конкретных музыкальных произведений, подобранных в соответствии с возможностями и индивидуальными данными учащихся.

Уроки эстетики помогут учащимся приобщаться к духовному опыту, заложенному в разных видах искусства, научат находить внутренние связи между музыкой и живописью, помогут формированию способности воспринимать окружающий мир с позиции красоты.

Программа по предмету «Музыкальная литература» предусматривает обзорное изучение музыкальной культуры за периоды 16 – 20 веков  и ставит целью познакомить учащихся с разными стилями и направлениями в музыке, начиная с барокко и заканчивая музыкальными стилями конца 20 века. Предмет дает понятие различным жанрам в музыке и ставит цель заинтересовать учащихся творчеством композиторов разных стилей.

С помощью предмета «Теория музыки» учащиеся овладеют навыками по подбору на слух любимого произведения или аккомпанемента к нему. Это будет способствовать формированию самостоятельности, пробудит в учащемся потребность в систематическом музицировании, научит их использовать полученные знания на практике.

Предметы эстетического курса «Этикет», «Эстетика и психология поведения» пополнят знания об эстетике повседневности, научат находить внутренние связи между музыкой, изобразительным искусством, художественной литературой и другими видами искусства. На уроках дети познакомятся с законами выразительности в разных видах искусства, у них формируются эстетические взгляды и вкусы, способность воспринимать окружающий мир с точки зрения красоты и уродства.

Искусство человеческого общения, многообразие форм проявления прекрасного, знания о русских народных промыслах, знакомство с богатейшим наследием культуры и искусства Древней Руси IX-XVII веков, и культурой и искусством России 18,19 веков – вот далеко не полный перечень того, что узнают дети.

Учитывая полученные знания учащихся по предмету эстетика, в программу выпускного класса мы вводим в курс «Этика и эстетика» предмет «Шедевры мировой культуры», который продолжит формировать у учащихся понятие «прекрасного», как основной эстетической ценности, знакомить с шедеврами мирового искусства и культуры: архитектурой, живописью, скульптурой, художественной культурой локальных цивилизаций.

Источник: https://dmsh1.bel.muzkult.ru/disciplines

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector