Как научится импровизировать на гитаре

Импровизация на гитаре. О чем пойдет речь?

Гитарная импровизация – это одна краеугольных тем музыкального мастерства. На предмет этого вопроса было уже огромное количество разговоров, и почти каждый именитый гитарист имеет свое мнение по этому вопросу. И оно верно – ведь именно в импровизации и рождается музыка, именно импровизацией и было создано огромное число известнейших композиций.

Более того, на ней построено огромное количество представлений и шоу – в рок-музыке зачастую известные исполнители не переигрывают свои соло в живую, а придумывают какие-то новые, и некоторые из них становятся поистине легендарными. На импровизации построен целый жанр – джаз, который в корне отличается от всей остальной музыки.

И видя это, любой начинающий гитарист задастся вопросом – а сложно ли это? Надо быть честным – да, импровизация — это действительно непросто. Однако, это не настолько сложно, как говорят многие.

Для простой игры не требуется огромных музыкальных познаний, пяти лет школы, и подобных вещей. Достаточно будет просто немного поработать головой и разобрать уже то, что вы и так знаете – однако, более глубоко.

И тогда уже через пару дней тренировок на гитаре вы сможете играть свои первые импровизированные соло и сочинять свои песни!

Простые уроки для новичков

Без знания гамм и нот

Как научится импровизировать на гитареСкорее всего, если сейчас вы читаете эту статью – то вы понятия не имеете, что такое гаммы, как их играть, а ноты для вас это вообще что-то невероятно зловещее, сложное и непонятное. Скажем честно – совсем без знания нот дела никуда не пойдут, однако – сюрприз – вы уже их знаете.

Каким образом?

Аккорды. Весь секрет именно в них. По факту обозначения аккордов – это те ноты, от которых они строятся. То есть A – обозначает ноту Ля, плюс дополнительные два звука. Вообще эти звуки зовутся доминанта и субдоминанта, но даже эта терминология вам не понадобится.

Небольшой экскурс в теорию.

Он не будет очень сложным, но будет крайне полезным для вашего развития. Итак, нот всего 12. Это семь полных – до (C), ре (D), ми (E), фа (F), соль (G), ля (A) и си (B), плюс еще пять промежуточных – обозначающихся с так называемым «Диезом». Промежуточных нот пять, потому что их нет между Ми и Фа, а также Си и До.

Как научится импровизировать на гитаре

Между полными нотами идет промежуток в так называемый тон – на гитаре это два лада. То есть между всеми перечисленными семью звуками расстояние будет в два лада – кроме, соответственно, Ми и Фа, и Си и До – в данном случае промежуток будет один лад.

Теперь возьмите гитару и зажмите аккорд E – Ми.

Теперь не меняя позицию сдвиньте его на один лад вверх – то есть теперь зажатие струн будет происходить на втором и третьем, а не первом и втором. А на первом поставьте баррэ.

Что получилось? Правильно – аккорд F. Теперь всю позицию сдвиньте на два лада – то есть на третий. Вы поставили аккорд G.

Как научится импровизировать на гитаре Как научится импровизировать на гитаре Как научится импровизировать на гитаре

И это работает со всеми остальными позициями. Если вы сдвинете Am на два лада и поставите баррэ на втором, то выйдет аккорд Bm. И так далее.

Это называется «аккордовые формы», и оно работает со всеми позициями, которые вы ставите, когда играете так называемые аккорды для начинающих. Если вы сумеете выучить эту вещь – то вам откроется огромнейший простор для импровизации аккордами.

Более того, все септаккорды, все трезвучия с повышенными ступенями, также подчиняются этому правилу.

Поэтому первое, что стоит выучить для того, чтобы сочинять собственные песни – это именно формы аккордов.

Это также поможет вам и выучить ноты на грифе – просто смотрите на то, как называется трезвучие, и обращайте внимание на то, какая струна при игре звучит самой первой – и именно это и будет нота.

Пентатоника – это просто!

А вот для этого уже придется немного подучить, что же такое гамма, поскольку без нее понять, что такое пентатоника нельзя. Опять же, это будет не очень тяжело, поскольку основную суть можно понять из предыдущего раздела.

Итак, мы знаем, что все ноты разделяются между собой тоном или, в двух случаях, полутоном. По сути своей гамма представляет из себя последовательность идущих друг за другом нот, выстроенных в определенном порядке. Самая первая нота в гамме называется тоникой.

Гамма До-мажор

Мажорная гамма строится по принципу: Тоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.

То есть мажорная гамма До выглядит вот так:

Как научится импровизировать на гитаре

До – ре – ми – фа – соль – ля – си – до.

Гамма Ля-минор

Минорная гамма строится по принципу: Тоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.

В этом случае возьмем минорную гамму Ля:

Как научится импровизировать на гитаре

Ля – си – до – ре – ми – фа – соль – ля.

Каждая из нот, которая используется в гамме, называется ступенью – всего их восемь. Это классическое правило, от которого и отходит пентатоника. В пентатонике нот пять – поскольку в ней отсутствует две ступени. В мажорном случае это четвертая и седьмая, в минорном – вторая и шестая.

Пентатоника До-мажор

То есть для того, чтобы построить пентатонику, вам надо просто убрать из гаммы две ноты.

В такой ситуации пентатоника от До-мажора выглядит так:

Как научится импровизировать на гитаре

До – ре – ми – соль – ля – до

Пентатоника Ля-минор

От Ля-минора так:

Как научится импровизировать на гитаре

Ля – до – ре – ми – соль – ля.

Поэтому для того, чтобы построить пентатонику, следует просто понимать, какую ноту на грифе вы сейчас играете, подобрать к этой ноте гамму – что очень просто, если действовать по схеме – и после этого убрать из нее нужные ступени. Конечно, это потребует времени, однако это просто необходимо для рок-импровизации, а также для решения вопроса – как играть красивые соло на гитаре.

Джазовая импровизация на гитаре

Как научится импровизировать на гитареА вот тут все гораздо сложнее. Дело в том, что джаз играется очень своеобразно – там практически никогда не применяются стандартные аккорды, их расширяют при помощи поднятия ступеней и добавления дополнительных нот. Именно поэтому важно начать с классических джазовых стандартов. Вы можете не учить ноты и гаммы, однако стоит посмотреть уроки – как они строятся, на чем вообще базируется джаз. И только тогда вы сможете комфортно импровизировать.

Блюзовая импровизация на гитаре

По сути, весь блюз построен на пентатониках. Для освоения импровизации в этом направлении вам поможет раздел выше, где подробно рассказано, как она строится, и на чем базируется. Однако стоит также посмотреть определенные блюзовые стандарты, под которыми подразумеваются аккордовые последовательности, приемы и характерные ритмические рисунки.

Импровизация на гитаре – все, что нужно знать

Но ведь начало статьи обещало, что теории будет по минимуму! И верно – на этом мы закроем эту тему. Сейчас мы дадим несколько советов для начинающих, которые можно применять и при игре красивыми переборами,и соло-партий, и аккордовых позиций.

Играйте больше, учите больше

Именно так. Все очень просто – чем больше вы сами играете и слушаете, чем больше учите произведений – тем больше становится ваш музыкальный запас. Это как со словарем – если вы много читаете, то и ваш лексикон будет гораздо шире. Поэтому занимайтесь каждый день, и учите как можно больше песен.

Разбирайте каждую композицию

Однако просто заучивать текст композиции недостаточно. Гораздо эффективнее будет, если вы станете разбирать их.

Почему на этом месте стоит такой аккорд? Почему в соло сыграна эта нота? Начиная отвечать себе на эти вопросы вы не только будете пополнять свою голову музыкальными фразами – вы начнете понимать, как музыкальная кухня работает.

Это очень важно для грамотной импровизации – поскольку именно так лучшие ходы будут откладываться в голове, и потом вы невольно сами начнете, их применят на практике. Запоминайте каждый услышанный ход, увеличивая для себя количество фраз и интонаций.

Начинайте с простого

Ингви Мальмстин, каким бы гением он ни был, не сразу начал играть теппингом и свипом. Ни один гитарист не начинал осваивать сразу сложные вещи. Начинайте с простого – с простых переборов, аккордов и сольных пассажей. Именно так – переходом от простого к сложному – и происходит рост. Постепенно вы сможете сыграть все более замысловатые мелодии, а сейчас попробуйте что-то простое.

Например, простые переборы на гитаре схемы для которых представлены на этом сайте. Еще прекрасно подойдут композиции группы Blackmore’s Night, или вообще классические произведения.

Для отработки соло и начала импровизаций подойдут песни AC/DC, например, или же композиции команд Offspring и Green Day.

Аккордовые же песни можно найти на этом сайте – просто возьмите обычный трек с трезвучиями для новичков.

Больше слушайте

Каждый уважающий себя музыкант должен не только играть – но и еще слушать. Слушайте больше музыки, самых разных направлений – от рэпа до тяжелого метала.

И главное – вслушивайтесь в то, как в них устроены композиции, как звучат инструменты. Запоминайте это и потом пытайтесь повторить на грифе инструмента. Таким образом, вы пассивно расширяете свой музыкальный словарный запас.

Мелодии откладываются у вас в подкорку, и потом в процессе импровизации обязательно проявят себя.

Чаще подбирайте песни на слух

Основа импровизации – умение слышать не только себя, но и других.

В какой тональности играет, басист или второй гитарист? Какой аккорд сейчас можно обыграть? А какая нота хорошо зазвучит в данном случае? Это все развивается только с тренировкой слуха.

А развить его можно только одним способом – подбором мелодий. Поначалу это будет, скажем честно, очень тяжело – но потом, постепенно, слух будет улучшаться, и весь процесс станет быстрее.

Учите теорию

Да, импровизировать без знания теории возможно. Да, это будет получаться, и даже в определенный момент – легко.

Но когда? Через пять лет непрерывной игры на слух? Или через шесть? Теория значительно упрощает этот вопрос – вы просто будете знать, что надо сыграть в тот или иной момент, без каких-либо сомнений.

Вы будете знать, как строятся аккорды, и вы будете знать вообще все способы каким бы то ни было образом разнообразить вашу музыку. Обязательно учите музыкальную теорию, если хотите стать кем-то большим, чем просто обычным дворовым гитаристом.

Источник: https://pereborom.ru/kak-improvizirovat-na-gitare/

Обучение гитаре с нуля: основы импровизации и параллельные тональности

Как научится импровизировать на гитаре

Каждый гитарист, даже начинающий, рано или поздно задумывается о том, что играть чужие вещи конечно интересно, но неплохо было бы и придумать и что нибудь самому.

Да даже собираясь в компании с другими музыкантами, иногда просто хочется выделится и привнести что-то свое, в уже приевшийся набор аккордов. Именно поэтому в этой части цикла, мы начнем говорить о такой важной вещи, как гитарная импровизация.

Что же такое импровизация для гитариста

Импровизация (от латинского improvisus — внезапный) — является процессом при котором музыка сочиняется непосредственно во время исполнения.

Овладеть сразу таким умением достаточно сложно, но если подойти к обучению не спеша и размеренно, то ничего сложного в импровизации нет. Для успешной учебы, помимо знания нот на грифе гитары, понадобится так же: чувство ритма и понимание основ тональности.

Как научится импровизировать на гитаре
О том, что такое тональность мы писали в предыдущих частях,  а также объясняли, что такое мажор и минор, сейчас же пришло время коснутся, того как мажорные и минорные тональности могут взаимодействовать с друг другом.

SancheZ. Теория музыки 3. Лад и тональность (1)

5 позиций минорной пентатоники

Для начала рассмотри аппликатуру, уже знакомой нам минорной пентатоники, однако возьмем не одну первую позицию, а все пять. Черным на данной схеме обозначена тоника.

  • Все пять позиций, так же можно передвигать вниз или в верх по грифу, при этом само собой, будет меняется и тональность.
  • Как научится импровизировать на гитаре
  • Подробно изучите данную схему, попробуйте поиграть нисходящие и восходящие пассажи, по принципу изложенному в предыдущей статье.

5 позиций мажорной пентатоники

  1. Однако помимо минорной пентатоники есть и мажорная, которая так же имеет пять позиций, представленных на рисунке ниже.
  2. Как научится импровизировать на гитаре
  3. Как мы видим аппликатуры под номером 1, 2, 3, 4, 5 мажорной пентатоники в точности соответствуют аппликатурам 2, 3, 4, 5, 1 минорной, единственное, что в них меняется — это тоника.

И тут вы можете задастся вопросом, а почему так происходит? А все дело в том, что ноты параллельных тональностей, полностью идентичны.

Читайте также:  Основы игры на контрабасе - советы, урок

Параллельные тональности при игре на гитаре

Параллельные тональности — мажорная и минорная тональности, общий признак которых, это общий набор нот звукоряда.

Все параллельные тональности показаны на рисунке ниже.

Как научится импровизировать на гитаре

Однако, что такое знание дает нам на практике. В первую очередь — это то, что как для мажорных так и для минорных тональностей, можно выучить одну аппликатуру пентатоники, в дальнейшем просто ориентируясь на положении тоники внутри аппликатуры, что в свою очередь очень упростит освоение гаммы.

Как использовать параллельные тональности в импровизации на гитаре.

Заключение

В заключении хочется дать совет выучить все параллельные тональности, и хорошенько посидеть над всеми пятью позициями пентатоники в компании метронома.

Как научится импровизировать на гитаре

Источник: http://gtars.ru/novichku/obuchenie-gitare-s-nulya-osnovy-improvizatsii-i-parallelnye-tonalnosti/

Импровизация

Данный текст является продолжением статьи о пентатонике. Так что если вы ещё не прочитали её, то прочтите.

Импровизация на гитаре в рок музыке строится на основе пентатоники, пятинотной гаммы, о которой говорилось в предыдущей статье. Однако только пентатоникой дело, как правило, не ограничивается.

В соло присутствуют разные дополнительные ноты, и сама пентатоника играется в разных позициях. О них мы сейчас и поговорим:

Система боксов

В соло обычно используется не вся пентатоника, а только верхние 3-4 струны. Это называется игра в боксе (англ. Box — коробка). Пример бокса для ля-минорной пентатоники приведён на картинке. Бокс ограничен 5-м и 8-м ладами и называется Боксом А в тональности ля (А).

Как научится импровизировать на гитаре

Это наиболее распространённый бокс. В нем начинаются большинство рок-н-рольных соло.

Теперь попробуем сохранить ноты взятые на 8-м ладу, а ноты с 7-го и 5-го ладов перенести (транспонировать) вверх по грифу. В результате мы получим первое «обращение» ля минорной пентатоники, или Бокс B. Выглядит он следующим образом:

Как научится импровизировать на гитаре

Здесь ладами ограничивающими бокс будут 8-й и 10-й (только блюзовая нота наверху играется на 11-м). Попробуйте сыграть ноты этого бокса как показано на таблатуре.

Вы услышите ту же самую ля минорную пентатонику, только с начиная с ноты ми. В этом боксе мы можем играть развитие нашего соло, фразы будут несколько иными, чем в боксе А.

Переход между боксами обычно осуществляется по третей струне, через блюзовую ноту на 8-м ладу.

Если нам нехватает пространства для нашей импровизации, то мы можем перейти в Бокс С. Для этого оставим ноты взятые на 10-м ладу, а с 8-го и 9-го их опять транспонируем наверх.

Как научится импровизировать на гитаре

Этот бокс используется реже, обычно он является продолжением бокса B.

Транспозиция боксов

До сих пор мы говорили о боксах и пентатонике в тональности ля-минор или A.

Если наша песня звучит в другой тональности, например в си (B), то для того чтобы сыграть соло, нам нужно передвинуть или, выражаясь правильными терминами транспонировать нашу пентатонику на два лада наверх.

Таким образом мы получим си-минорную пентатонику и бокс А для неё (см. рис). Далее можно играть её в боксе B и боксе C, как было рассмотрено ранее. Передвигая пентатонику выше мы попадем в тональность С и т.д. 

Как научится импровизировать на гитаре

Блюзовая гамма по всему грифу

Как научится импровизировать на гитаре

Здесь показаны все пять обращений блюзовой гаммы по всему грифу гитары. Соответственно Бокс А у нас будет на 5-м ладу, бокс B на 8-м и т.д. пока на 17-ладу не повторится пентатоника в её стандартном виде (Бокс А). Признанные мастера блюзовой импровизации, такие как Д.

Хендрикс, Д. Пейдж, Г. Мур, используют весь гриф, переходя из пентатоники в открытой позиции сразу на 12 лад и обратно.

В некоторых случаях фраза может начинаться с самого низа (6-я струна в открытой позиции) и, постепенно повышаясь, проходить по всему грифу наверх, заканчиваясь на 15-17 ладах, охватывая три с половиной октавы.

В любом случае, где бы мы не играли нашу импровизацию, её основой должна служить пентатоника соответствующей тональности. Об использовании дополнительных нот, не входящих в пентатонику, мы поговорим в следующей статье.   

Источник: http://uroki-guitary.ru/boxes

Как научиться импровизировать? Легко! (Ч.2)

Назад: Часть 1. Что такое импровизация? Вперед: Часть 3. Учимся импровизировать! Упражнение 1

Как я научился импровизировать?

Феномен импровизации я начал исследовать (конечно, вспоминаю об этом сейчас с улыбкой), когда мне было лет 13. Началось все с некоторых обстоятельств.

Первое. Я не очень то любил уроки в музыкальной школе, в первую очередь сольфеджио, которые вел директор. Зато я любил хоровое пение и особенно те дни, когда штатного аккомпаниатора заменял Виктор Иннокентьевич, мой учитель по классу фортепиано.

Он редко играл по нотам, обычно он импровизировал! (Правда, тогда я еще не знал этого слова). Придя в хоровой класс, Виктор Иннокентьевич у кого-то спрашивал, что за песню мы разучиваем, в какой тональности, затем начинал играть, и …

это было волшебство! Мы никогда не знали, как сегодня начнется та или иная песня, какой будет аккомпанемент, инструментальный проигрыш, какие «фишечки» он сегодня применит…

Второе. В 7-м классе я смастерил свою первую электрогитару и пробовал научиться играть на ней. В 8-м классе мы с друзьями собрали свою первую группу. Все это, на фоне моего слабого желания учиться в ДМШ, не очень нравилось моей маме.

Правда, через год она привезла мне из Чехословакии (в 1973 году еще была такая страна) «фирменную» электрогитару Star 5, (тогда этот инструмент был, пожалуй, первым настоящим в нашем небольшом городке… И для школьника это было очень престижно!).

Поскольку ГИТАРА, АНСАМБЛЬ, я решил, что надо как-то понять:

КАК ИГРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ НОТЫ ВСЕГДА произвольно, без партитуры, без выучивания заранее?

Цель поставлена! И теперь за пианино я уже не ощущал себя наказанным учеником, я чувствовал себя исследователем, занятым разгадываем секрета! Сейчас я понимаю, что тогда я применил то, что можно было бы назвать «системным подходом»… Так вот, в итоге я прошел несколько шагов:

Шаг 1. Открытие пентатоники

Как-то бренча на пианино, я сам обнаружил ПЕНТАТОНИКУ! Для Ля-минора это были ноты: Ля, До, Ре, Ми, Соль. (Естественно, я, как и многие, больше любил белые клавиши). Название этого лада я узнал намного позже.

А тогда для меня пентатоника стала волшебным набором нот.

В песне в Ля-миноре* их можно играть в любом порядке, в любом месте и все будет звучать правильно! Ну и понятно, что, зная этот набор для одной тональности, его можно обнаружить (построить) и для другой.

Как научится импровизировать на гитаре

Шаг 2. Преобразование пентатоники в блюзовый лад

Конечно, 5 нот из 12 – достаточно скромный выбор и мне захотелось как-то пентатонику, волшебный набор, расширить.

Так в результате экспериментов я нашел еще две ноты, которые не только не «ломали» общую картину, но и придавали звучанию явную «взрослость» и «фирменность».

Эти ноты для Ля-минора были Ре# и Соль#. Значительно позже я узнал, что этот новый волшебный набор из 7-ми нот – БЛЮЗОВЫЙ лад!

Конечно, эти две новые ноты нужно было применять намного осторожнее. И они значительно лучше подходили на роль «проходящих», например, в движение вверх Ре, Ре#, Ми, Соль или в Соль, Соль#, Ля, До с акцентом на последнюю ноту, чем для нот, которые попадают на сильную долю.

Как научится импровизировать на гитаре

Шаг 3. Применение оставшихся ступеней минорной гаммы

Но в гамме Ля-минор оставалось еще 2 «законные» ноты – Си и Фа. Они были не столь универсальны, как ступени пентатоники, и не столь радикальны, как «блюзовые».

В общем, их можно было использовать достаточно часто, но, обращая чуть большее (чем требовала пентатоника) внимания на текущий аккорд. Таким образом, этот новый набор составлял уже 9 нот.

Явный прогресс!

Как научится импровизировать на гитаре

А в «запрещенных» оставались всего 3 ноты из 12 – Ля#, До# и Фа#.

Шаг 4. Перенос волшебных наборов на гриф гитары

Вот, обнаружив на пианино «правильные» ноты, я стал разбираться, где находятся эти же волшебные наборы на грифе гитары.

Тут я сделал свое следующее открытие: в отличие от пианино, на гитаре один и тот же интервал, трезвучие или «музыкальный ход», фраза, могли быть сыграны одним и тем же приемом, поскольку нужные ноты всегда располагались одинаково на грифе.

Для изменения тональности надо было лишь сместить позицию руки на грифе! Иными словами, на грифе гитары не было «черных клавиш»!** И это было так замечательно!

 Как научится импровизировать на гитаре

В общем, еще не очень хорошо зная ноты на гитаре, и чтобы каждый раз не высчитывать, где какая, я сделал специальные карточки-таблички, расчертив их на клетки: шесть струн по горизонтали, 6 колонок по вертикали. (Как потом оказалось – правильно было бы называть их ТАБУЛАТУРЫ). Так вот, на «струнах» я нарисовал кружки разного цвета:

  • зеленые – для набора пентатоники,
  • синие – для двух дополнительных нот, которые превращают пентатонику в блюзовый лад,
  • желтые – для двух оставшихся нот лада,
  • а остальные 3 – красными (так как играть их не следовало).

Понятно, на самом деле кружков получалось больше, чем 12, так как в подобной табулатуре, охватывающей заметный фрагмент грифа, один и тот же тон мог быть извлечен на разных струнах.

Сначала я свои табулатуры рисовал в простой тетрадке, а потом сделал их на картонках, причем так, что размеры клеток примерно соответствовали размерам ладов на гитарном грифе.

Это позволяло носить картонки с собой в кармане и, прикладывая пальцы на «струны», разучивать «ходы» даже на уроке в обычной школе :-). Я помещаю картинку с фрагментом грифа, чтобы показать, как я раскрашивал лады.

«Запрещенные ноты» – те, что помечены красными кружками, можно, в принципе, и не отмечать. Для тренировки вполне достаточно остальных.

Как научится импровизировать на гитаре

Как только я немного освоился с волшебными табулатурами, пальцы привыкли и «запомнили» правильные и «неправильные» ноты (места на грифе), я смог ИГРАТЬ СВОБОДНО, я начал импровизировать!

О, как это было здорово играть наобум и почти не ошибаться! В общем, мой музыкальный уровень, как соло-гитариста в нашей школьной группе резко вырос. И когда у нас появилась возможность использовать электро-орган, то меня мои друзья уже от гитары не отпускали.

Шаг 5. Понимание, какие ноты используют звезды

Но заключительный «прорыв» произошел после того, как мы с ребятами «сняли» (то есть на слух подобрали ноты) и разучили пару фирменных композиций.

Первая – July Morning (Uriah Heep), другая – Smoke On The Water (Deep Purple).

О, конечно, сейчас я без улыбки не могу представить, что же на самом деле мы могли тогда играть, пытаясь копировать звезд! Вряд ли там даже 25% нот были правильными, но! Главное вот в чем. Снимая реальные, «правильные» композиции:

ПЕРВОЕ – я увидел, что очень большая, непонятная мне ранее часть музыки, казавшаяся, особенной, специальной – на самом деле это те же самые волшебные наборы, которые я уже открыл для себя – пентатоника, блюзовый лад. Этим небольшим количеством нот, оказывается, играется море импровизаций и мелодий, причем и в очень известной музыке!

ВТОРОЕ – я понял, что «фирменные» ходы прекрасно «ложатся» на мои табулатуры! Оказалось, что благодаря проделанным исследованиям и тренировкам, мои пальцы уже давно были на правильных местах, и дело теперь лишь в том, чтобы поучиться тому, какие ноты и в какой последовательности играют известные гитаристы…

В общем, сделать тогда самостоятельно все эти открытия было очень здорово и полезно! Вполне возможно, что именно эти ранние импровизации, первые опыты музыкального самовыражения, позволили мне сохранить интерес к музыке, развить свои музыкальные способности, выбрать в последующем своей профессией разработку музыкального оборудования и программ, сделать сочинение, аранжировку и исполнение музыки любимым увлечением.

Так что я верю, что импровизации может научиться «с нуля» любой музыкант и уже тем более тот, у кого за плечами музыкальное учебное заведение. Я знаю, что вам нужны лишь 3 вещи:

Первое – Верить! Второе – Пробовать! Третье – Хорошее Настроение!

Я искренне надеюсь, что мои советы и приемы позволят вам выявить у себя способность к импровизации, развить этот навык или заметно повысить ваш уровень в этом искусстве, если вы уже им владеете. Вы готовы? Вперед!

Алексей Устинов, Вирартек, 25 ноября 2009 г.

Назад: Часть 1. Что такое импровизация? Вперед: Часть 3. Учимся импровизировать! Упражнение 1

Алексей Устинов, создатель компании Вирартек

Радионженер, ученый, педагог, музыкант, звукорежиссер. Автор методических и научных публикаций. Разработчик 1-го в СССР музыкального компьютера и 1-х обучающих музыкальных программ на базе ПК 'Агат-7(9)' (аналог Apple II).

20 лет чтения курсов 'Музыкальная информатика', 'Музыкальная акустика' и 'Звукорежиссура' в Новосибирской государственной консерватории. Разработка алгоритмов музыкальных программ для Cakewalk (США), Jasmine Music Technology (США), PGMusic (Канада), PowerFX (Швеция).

2 музыкальных CD альбома изданных в Канаде, запись в Нью-Йорке музыки к индийскому фильму 'Miss California'. Участник музыкальных и научных выставок и конференций в США, Германии, Южной Корее.

Читайте также:  Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей

Возможно, вы хотели бы заняться импровизацией серьезно и получить максимум материалов (видео-уроки, фонограммы, ноты и пр.). Ознакомьтесь с видео-курсом «Импровизировать может каждый!». Судя по всему, этот продукт – лучшее пособие на русском языке для желающих овладеть искусством джазовой импровизации.

2010-02-03 Ольга: здорово, скопировала текст и рисунки, буду пробовать..

17.06.2010 Эйнар: спасибо большое, будем стараться)

2010-07-02 Александра: Вот спасибо Вам, Алексей, действительно звучит (и без лажи, если аккуратно)! Аж настроение поднялось и вдохновение пришло!)) Еще раз: спасибки за дельные советы!

2010-07-22 John: Офигенная статья! А что автор добился всего самостоятельно это вобще нереальный ништяк. Сделаю замечание — кое-где автор называет табулатурой то, что следовало бы назвать аппликатурой.

2010-07-28 Юрий: Замечательная статья!!! Спасибо автору!!!!

2010-10-12 Till94: Спасибо большое! А нет ли у вас ещё подобных статей?

2011-03-03 Леонид: Большое спасибо! Самый наглядный курс и увлекательный текстом!

2012-01-06 Гергий: Очень классный урок! СПАСИБО!!!!!!

2012-02-28 Владимир: Храни вас Господь! Спасибо вы очень и очень помогли! … дай бог вам всех благ душевных! ))

2012-04-28 Илья: Ну спасибо! Очень увлекательно, просто и действительно ПОЛЕЗНО! Автора уважаю

2013-08-20 Ульяна: Большое спасибо за такую замечательную статью! всё написано простым и доступным языком, всё понятно!)

Источник: http://virartech.ru/articles/improvisation-part2.php

Как научиться импровизировать на гитаре… не привлекая внимание санитаров. Часть 2

П.С. Если ты еще не читал мою предыдущую статью Как научиться импровизировать на гитаре… не привлекая внимание санитаров. Часть 1 — рекомендую сначала ознакомиться с ней.

Итак, я разделяю импровизацию на гитаре (да и любом другом музыкальном инструменте) на аппликатурную и ментальную.

Аппликатурной импровизацией я называю игру на основе заученных фраз, фрагментов, гамм, секвенций, арпеджио.

То есть, грубо говоря, вы учите тысячу разных кусков, в определенных тональностях, а потом просто переставляете их местами в произвольном порядке и получается импровизация.

Таким, образом, ЧТО ИГРАТЬ — тебе диктуют твои пальцы, и ты лишь умело комбинируешь фрагменты и создаешь из них цельную картину. Это немного упрощенное объяснение, но суть, надеюсь, ты уловил.

Ментальной импровизацией, я называю, придумывание мелодии (аккомпанемента, соло) в голове и затем перенос этого «в голове» на гитарный гриф.

В чем же здесь разница? Допустим, ты выучил гамму минора, пентатонику, несколько «ликов» и секвенций и пробуешь импровизировать, комбинируя и переставляя местами эти фрагменты. Через некоторое время, ты обнаружишь, что ты начинаешь повторяться.

Твоя импровизация становится однообразной и крутится вокруг одних и тех же пассажей и ходов. Логичным решением будет экстенсивное увеличение количества выученных фрагментов.

Ты можешь «снять» тысячу известных соло, выучить тысячу песен, но все равно, рано или поздно, ты придешь к выводу — «опять повторяюсь».

Другое дело ментальная импровизация. Когда ты придумываешь музыку в голове, напеваешь ее, у тебя нет никаких границ и шаблонов. В отличие от привязки к пальцам, которые привыкли бегать по заученным схемам, твоя фантазия — безгранична. Стремись придумывать музыку в голове, а потом переносить ее на инструмент, но не наоборот.

Но, это не значит, что аппликатурная импровизация — это плохо. В любом случае, чтобы перейти к ментальной импровизации, нужно очень хорошо развить музыкальный слух и музыкальное чутье. На это могут уйти годы. И не исключено, что ты придешь к ментальной импровизации через аппликатурную, играя множество композиций, тем самым расширяя свои границы.

Ментальная и аппликатурная импровизация дополняют друг друга. Нельзя, скорее всего, развивать что-то отдельно, например, играя гамму, сказать, что ты развиваешь только аппликатурную импровизацию. Ведь слух тоже оттачивается в это время. Но, все же, я дам тебе несколько советов, которые будут делать акцент на том или ином типе импровизации.

Импровизируй напевая.  Включи любую песню, а еще лучше зайди на YouTube, введи «backing track», выбери тональность, например «backing track a minor» и пробуй сочинять какие-то фрагменты ГОЛОСОМ. Придумай несколько коротких фраз, которые тебе самому (самой) будут нравиться и запиши их на диктофон.

Затем прослушай запись и попробуй сыграть на гитаре то, что ты спел. Это будет самое лучшее упражнение для развития твоей ментальной импровизации. Тренируясь таким образом, ты можешь заметить, что то, что ты придумал, не так просто сыграть. Я часто, придумываю то, что потом не могу сыграть )))  Но это прекрасно.

Ты будешь применять новые для себя приемы, и развивать свое музыкальное мышление, подтягивая технику. ИМПРОВИЗИРУЯ АППЛИКАТУРНО, ты НИКОГДА не сыграешь то, что находится за пределами твоей техники.

А импровизируя голосом, то есть МЕНТАЛЬНО, ты можешь придумать что-то такое, что потом будешь пытаться сыграть месяц, но это будет что-то уникальное.

Не используй много средств. Многие из нас к моменту «прихода» к импровизации уже знают и играют множество музыкального материала. Раз ты читаешь эту статью, скорее всего ты уже знаком с диатоническими ладами, гаммами, арпеджио, секвенциями, пентатоникой, различными пассажами из знаменитых соло и т.д.

И вот ты такой берешь эту всю огромную кучу знаний, начинаешь играть много нот. Они подходят, все в тональности, но обнаруживаешь, что все это просто набор нот. В них нет идеи, они не выстраиваются в какие-то логичные и стройные формы. Это может происходить по разным причинам, но одна из них — ты не знаешь, за что хвататься.

Слишком много средств выражения ты пытаешься применить. Представь себя эдаким поваром на огромной кухне, где у тебя несметное количество ингредиентов, приправ, всяческих специй. Ты кидаешь все это в суп и получается каша! Остановись, послушай, что ты играешь. Прочувствуй.

Возьми минимум: соль и перец — и попробуй сделать что-то вкусное.

К примеру, ты хочешь импровизировать в тональности Ля минор. Не набрасывайся, не играй сразу много нот, а возьми всего две(!) ноты — Соль и Ля (они входят в тональность Ля минор) на 4-й струне. И попробуй создать какой-то рифф, всего лишь на этих двух нотах. 

Как научится импровизировать на гитаре

Включи «backing track», и играй эти две ноты разными ритмическими рисунками. Комбинируй четверти, восьмые, триоли и шестнадцатые длительности. Получается? Если нет — послушай начало песни «Can’t stop» от Red Hot Chilli Peppers. Там всего две ноты, но какой сочный и узнаваемый рифф!

Когда тебе удалось придумать несколько «качевых» мелодий-риффов на этих двух нотах (важно, чтобы это были именно осмысленные, приятные на твой собственный слух мелодий, а не просто «тыкание» нот), добавь еще одну ноту, например До, на 3-й струне.

Как научится импровизировать на гитаре

Теперь попробуй создать несколько риффов на 3-х нотах. И так, постепенно, добавляй по одной нотке.

Это научит тебя обходится малыми средствами для достижения больших целей ) Большинство крутых и знаменитых риффов написаны всего на нескольких нотах. Вспомни, хотя бы «Personal Jesus».

Начинай свои импровизации с сочинения риффов. На мой взгляд, это самый простой и эффективный способ развить «сочинительство» и как следствие – качественную импровизацию.

Мысли интервалами. Все мы знакомы с музыкальными интервалами.

Если не знаком – выучи их наконец, пожалуйста ) Есть интервалы, которые имеют яркую эмоциональную окраску, например тритон, малая терция или большая септима.

Но, есть интервалы, которые имеют, если так можно выразиться, нейтральную окраску. Это октава, квинта и кварта. С них и начнем. Обрати внимание на рисунок ниже.

Как научится импровизировать на гитаре

Очень круто использовать в своих импровизациях обыгрывание той или иной ноты с интервалами от нее. Например, мы работаем все в той же тональности Ля минор. Начни свой рифф с ноты Ля на 7-м ладу 4-й струны и затем попробуй комбинировать ее с квинтой (Ми), квартой (Ре) и октавами вверх и вниз.

Используя и комбинируя эти ноты с тоникой Ля, ты гарантированно получишь яркие и гармоничные фразы. После того как ты научишься качественно импровизировать с вышеуказанными «нейтральными» интервалами, пробуй другие: терции, сексты, септимы и т.д.

Это добавит твоей музыке эмоциональные вкрапления, своего рода СПЕЦИИ.

Видоизменяй фразировку. Сыграй (придумай) простой «лик» на основе пентатоники в тональности Ля минор. Например, что-то подобное (рис. ниже)

Как научится импровизировать на гитаре

Теперь, возьми и сделай «подъезд» к первой ноте с помощью слайда. Дальше, сыграй то же самое, но, например, последнюю ноту Ми (подтяжка на 10-м ладу) замени на ноту Ля — тонику. И так далее. Играй каждый повтор с небольшим изменением. Ты можешь заменить какой-то хамер-он —подтяжкой, сыграть вместо одной ноты — несколько на той же высоте и так далее.

Этот метод, назовем его «ФРАЗИРОВКОЙ», заключается в том, что ты берешь за основу какой либо музыкальный фрагмент и пытаешься его слегка видоизменить. Это будет отлично тренировать твой слух, мышление и как следствие импровизацию. Ты можешь делать то же самое с известными соло. Бери куски соло своих любимых групп и пытайся их менять нота за нотой.

У тебя обязательно получится что-то стоящее. Я в тебя верю!

Вместо «апофигея»:

Импровизация — вещь тонкая, сложная. Она похожа на написание стиха. Чтобы писать хорошие стихи, нужно много читать, изучать стихотворные размеры, и обязательно ПИСАТЬ СТИХИ самому. Пробовать, ошибаться и опять пробовать.

То же самое и с игрой на гитаре. Играй много чужого, изучай теорию, придумывай свое. Так, шаг за шагом ты придешь к вершинам этого искусства. И не нужно расстраиваться, если у тебя сразу не получатся импровизировать.

Импровизация как коньяк и женщина, с годами становится лучше )))

Дмитрий Лебедев ©

Источник: https://irockstar.tv/blog/nauchitsya-improvizirovat-na-gitare-chast-2

Основы импровизации — импровизация на электрогитаре

      Rig Raizon      28 мая 2012 г.

Слегка погрузившись в искусство импровизации, вы уже способны на некоторое ее подобие. Но это скорее спонтанное извлечение нот и отрывков фраз, не связанных друг с другом единым смысловым зерном.

Это всего лишь зачатки вашего будущего стиля. И скорее всего, на данном этапе ваши пассажи очень однообразны, местами даже надоедливы. Это проблема многих гитаристов.

Тех, кто не знает, как разнообразить свою игру, привнести в нее новые элементы, пожалуй даже больше, чем тех, кто не знает, как вообще начать импровизировать.

Что ж, есть совет и он довольно прост – играйте! Играйте соло ваших любимых гитаристов, тех, кто однажды побудил вас взять гитару в руки. Это действительно работает.

С каждым новым пассажем ваша техника будет становиться все лучше, а запас оригинальных фраз расти.

А если вы попытаетесь вычислить составляющие хорошей импровизации, то поймете, что это они и есть – хорошая техника и огромный арсенал всевозможных пассажей и паттернов.

А теперь вспомните предыдущий урок. Я говорил, что для качественной импровизации необходимо как можно меньше умственных ресурсов бросать на технические аспекты игры. В тот раз я советовал пользоваться переменным штрихом, потому что он в полной мере соответствует этому требованию.

Все верно, но лишь для технической составляющей. Что касается заранее заученных заготовок, то здесь вы можете дать волю фантазии и своим желаниям.

Используйте свип, экономичную технику, тэппинг в перекрестном положении рук и вообще все, что только сможете придумать. Но оно действительно должно быть заучено назубок, сыграно сотни раз, ведь правило «Мозг думает только о музыке!» действует и здесь.

Действует, потому что вам не нужно думать о том, как сыграть арпеджио, которые вы уже сыграли триста семьдесят три раза.

Итак, подводя небольшую черту, повторю еще раз – играйте как можно больше. Вот несколько имен, имеющих вес в мире электрогитары.

Композиции этих гитаристов помогут вам выбраться из тупика банальных, затасканных фраз, в который многие начинающие гитаристы, как бы они того не хотели, все равно попадают.

Joe Satriani, Eric Johnson, Gary Moore, Zakk Wylde, Buckethead, Paul Gilbert – у каждого из них свой неповторимый стиль и техника. Если вы любитель акустической гитары – послушайте и попробуйте повторить треки Tommy Emmanuel.

А теперь продолжим тот разговор о пентатонике, что мы начали в предыдущей части. И здесь нельзя ни упомянуть хроматические ходы. Довольно часто, играя в быстром темпе, не хватает количества сыгранных нот для того, чтобы завершить такт. Тут хроматика приходит на помощь.

Просто играйте промежуточные ноты, не входящие в пентатонику и они будут звучать вполне приемлемо (не во всех стилях музыки, само собой), а порой даже мощно и подчеркнуто тяжело. Это может придать разнообразия вашей игре.

Или же наоборот, превратить ее в сумбурную кашу, а потому старайтесь каждый раз думать, прежде чем прибегнуть к хроматическим ступеням. Разумеется, такое оригинальное дополнение к вашему стилю требует тщательной отработки и в конечном итоге может стать одним из ключевых его моментов.

Читайте также:  Какие оперы написал моцарт? 5 самых известных опер

Быть может, именно по специфичным хроматическим пассажам спустя несколько лет фанаты будут узнавать ваши записи даже с закрытыми глазами…

Кстати, что касается стиля игры – он требует отдельного времени на отработку. Вы уже уловили идею о хроматике, но ведь можно вообще ее не использовать.

И это станет вашим стилем – подчеркнуто-строгое следование диатонике, порой даже навязчивое, но всегда уместное и «с огоньком». Стилем, от которого будет замирать сердце, а музыкальные каноны классической школы выйдут на первый план.

Поверьте, это может быть сложнее, чем разбавить пассаж хроматическими ступенями.

Но вернемся к импровизации. Одним вполне хватает пентатоники, они каждый раз находят в ней что-то новое и очень редко повторяются. Другим же, и это естественно, хочется добавить в свою игру мелодики, свойственной семиступенным ладам. У каждого из них свой неповторимый оттенок, свой вкус, цвет, запах. Как вам известно, существует семь средневековых ладов.

Три мажорных, три минорных и локрийская гамма. Последняя в качестве тонального трезвучия имеет уменьшенный аккорд и вряд ли может представлять какое-либо практическое применение.

Зато остальные шесть… О, да! Бесконечный источник всевозможных музыкальных идей, от загадочных космических интерлюдий в лидийском ладу, до темных, сверхтяжелых риффов во фригийском, вам гарантирован!

Однако обо всем по порядку. Ионийский или натуральный мажор – первый лад, который вам следует выучить. Имеет эпическое, местами пафосное, но в целом просто позитивное звучание. Строиться по принципу ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН. Следом идет дорийский минор – самый светлый из миноров.

Отличается от натурального шестой повышенной ступенью, которая и придает ему эту легкость. Строение: ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН. За дорийским минором расположился фригийский, на этот раз самый темный, что достигается понижением второй ступени по отношению к натуральному. Строение: ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН.

Далее идет лидийский – самый светлый из мажоров и один из фаворитов Джо Сатриани. Я уже писал про его загадочность, а порой даже некую отстраненность, но это всего лишь слова. Если вы не слышали написанные в нем композиции, то вряд ли поймете, о чем я говорю. Вам действительно стоит взять на вооружение лидийский лад и пользоваться им почаще.

Строение: ТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН. После находиться миксолидийский, самый темный из мажоров. И если лидийский отличался от натурального мажора четвертой повышенной, то миксолидийский – седьмой пониженной ступенью. Честно говоря, я пока еще не до конца распробовал этот лад, возможно по этой причине я равнодушен, к трекам, написанным в нем.

Мне он кажется слегка безвкусным, каким то прозрачным что ли, лишенным эмоций. Но это все лишь субъективное мнение и потому вам обязательно нужно его выучить. Строение: ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН. Далее следует эолийский или натуральный минор. Уверен он знаком каждому, ведь большинство рок баллад написано именно в нем. Строение: ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН.

И наконец, локрийский – о нем я уже говорил, весьма неустойчивый. Да и вообще бесполезный и существующий скорее в теории лад. Если интересно, его строение следующее: ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ТОН.

Как вы наверняка заметили, если были достаточно внимательными, светлые лады получаются при повышении ступеней (дорийский минор, лидийский мажор), темные соответственно при понижении (фригийский минор, миксолидийский мажор).

Это две крайности, между которыми стоят натуральные (эолийский минор, ионийский мажор) лады.

Если за основу взять минорную пентатонику, то любой из миноров получится, если добавить в нее вторую и шестую ступень, а мажор (само собой из мажорной пентатоники) получается при добавлении четвертой и седьмой ступени.

Вот так, достаточно плавно, мы перешли к технической стороне импровизации в семиступенных ладах. Проще всего вам будет ориентироваться по пентатоническим боксам, разбавляя их время от времени необходимыми ступенями. Какими именно – это зависит от того, чего именно вы добиваетесь.

И напоследок пару слов о том, как научиться импровизировать в семиступенных ладах и при этом играть довольно быстро. Для этого вам понадобиться выучить боксы гамм, расположенные по принципу «три ноты на струне».

Вы уже уловили идею? Нет ничего проще, чем играть легатные пассажи «по три ноты». Таких боксов семь – каждому ладу свой. Все вместе они представляют собой взаимосвязанную аппликатурную сетку на грифе гитары, изучение которой – огромный шаг для каждого гитариста.

Но это уже не тема данного урока. Надеюсь у вас все получиться. Удачи!

Источник: http://guitar.ru/lessons/our-lessons/our-lessons_849.html

Импровизация на гитаре

Научиться импровизировать на гитаре! Как много гитаристов (и не только) получивших базовый курс обучения игры на инструменте мечтают об этом.

Сейчас очень много печатных и видеошкол, посвященных этой теме, можно найти в Интернете, на полках музыкальных магазинов, ноты-почтой и так далее.

Авторами этих школ являются как общепризнанные корифеи своего жанра виртуозы-исполнители, так и не очень известные – теоретики от импровизации.

Я, наверное, тоже отношусь больше к последним. По роду своей деятельности мне пришлось изучить огромное количество материала, посвященного игре на электрогитаре и импровизации. Анализируя информацию, полученную из множества различных источников, просматривается общая тенденция подачи материала по принципу «Делай как я».

В первых разделах, как правило, изучаются различные звукоряды от простого к сложному (от пентатоник, до гамм, арпеджио септаккордов и так далее), а так же аппликатурные схемы их исполнения.

Затем идёт большой ряд фраз, методов обыгрывания ладов, «вертушек», «клише» и исполнительских трюков, характерных для того или иного исполнителя.

И в последних разделах представлены большие целые инструментальные пьесы для самостоятельного осваивания.

Если дать определение импровизации, как «спонтанная реализация комбинаторных навыков, навыков игры различных ритмических структур и использования исполнительских приёмов, объединенная художественным замыслом», то данная методика подачи информации этих школ вполне себя оправдывает. Изучи мой музыкальный исполнительский метод мышления, а дальше делай с этим что хочешь!

С другой стороны, если рассматривать импровизацию, как «разговор со слушателем», то встает проблема – есть ли у тебя собственный музыкальный язык, есть ли что сказать твоему слушателю? Здесь ключевым словом является «язык»! Язык общения со слушателем.

Давайте попробуем дать критерии хорошего соло, или хорошей импровизации. Это такие характеристики, как «запоминаемость», «эффектность», «логичность», «яркость» и т д. «Запоминаемость» подразумевает «песенность» фраз, они хорошо «ложатся на слух», легко запоминаются.

«Эффектность» подразумевает технику исполнения, набор исполнительских приемов, обилие контрастов. «Логичность» — это чёткая форма построения фраз, архитектура частей, чередования образа мышлении во время исполнения.

«Яркость» определяет диапазон контрастов регистров исполнения, ритма, плотности фактуры, ладового мышления, трюков исполнения и т д.

Предложенные ниже упражнения способствуют формированию своего собственного музыкального языка, манеры исполнения, способа мышления в процессе импровизации. Они разделены на две группы. Упражнения, развивающие имитационные навыки и упражнения, развивающие вариативные навыки.

Хорошие имитационные навыки придадут вашей импровизации «песенность», «узнаваемость», «логичность», а пользуясь вашими вариативными навыками, вы придадите импровизации «эффектность», «яркость», «контрастность».

Эти упражнения рассчитаны на достаточно долгую практику и тренировки с тенденцией усложнения по мере роста техники, развития внутреннего слуха и способности «предслышания», расширения использования множества исполнительских приемов и так далее.

Упражнения на развитие имитационных навыков на гитаре

Упражнение №1.

Сыграйте однотактовую музыкальную фразу и повторяйте её без изменения на протяжении четырёх тактов. Затем играйте новую фразу и так же её повторяйте. Старайтесь, чтобы фразы были спонтанными и достаточно удобными, простыми для вас. Играть важно под аккомпанемент, слушая как одна и та же фраза звучит на каждый аккорд.

Пример для аккомпанемента: Am/ F/ Dm/ G/ Am/ F/ Dm/ E//.

Цель этого упражнения: научиться повторять нужное количество раз спонтанно сыгранную фразу. Развивается моторная память пальцев, слух и музыкальная память. Играйте короткие фразы по пентатонике, гамме, арпеджио септаккордов и т д.

Упражнение №2.

То же, но фразы играются на два такта с использованием пауз, синкоп. Чередуйте начало фразы на сильную долю – со слабой доли, быстрые фразы – более протяжные. Двухтактовые фразы имеют больше пространства для ритмического разнообразия.

Упражнение №3.

Вспомните из любой песни или стихотворения двух или четверостишие и играйте фразы, про себя проговаривая слова выбранного текста. Варьируйте мелодику фраз, но ритмика должна подчиняться проговариваемым стихам.

Это упражнение учит вас придавать «смысл» музыкальным фразам, подчинять их ритмике речевого языка человека.

Как следствие, фразы становятся более понятными, лаконичными, запоминаемыми, песенными, так как становятся ближе к человеческой речи.

Мы учимся имитировать речь, которой пользуемся постоянно, но только теперь применительно к музыке! Обратите внимание, что слушатель никогда не узнает, какие стихи вы про себя проговариваете, но почувствует энергетику, образную составляющую, настроение этих стихов в ваших музыкальных фразах. Поэкспериментируйте!

Упражнение №4.

Выбрав любую хорошо знакомую и желательно любимую вами мелодию или соло из какой-нибудь композиции, сымитируйте её звучание, используя ритмику, мелодическое движение, интонацию выбранного произведения. Сыграйте по пентатонике, по гамме, по арпеджио, интервалами. Чем больше вариантов, тем лучше!

Обратите внимание, что в навыке имитирования на первый и самый важный план выходит ритм, пульсация, а не мелодика. Мелодия может быть абсолютно непохожей на оригинал, но имея родство с ней по ритму, будет иметь аналогичную энергетику. И это основное свойство имитационности.

Упражнения на развитие вариативных навыков на гитаре

Упражнение №1.

В аккомпанементе звучит один аккорд, например ля минор. Сыграйте музыкальную фразу (модель) и заканчивайте её на тонике – звук «ля», терции – звук «до», квинте аккорда – звук «ми». Можно использовать тонику «ля» октавой выше. Конечная нота фразы называется «целевой тон» и как правило является длинной нотой, относительно предыдущих.

Это упражнение хорошо развивает «предслышание», умение привести фразу в аккордовый тон, то есть в звук содержащийся в аккорде, звучащем на вашу фразу в аккомпанементе. Играйте это упражнение на разные аккорды – мажорные, минорные, доминантсептаккорд мажорный и минорный. Используйте целевыми тонами все звуки, входящие в аккорд, включая септиму.

Упражнение №2.

То же самое, но «целевой тон» играйте разными исполнительскими приёмами: тоновыми и полутоновыми «бэндами» ( подтяжками), опеванием, задержанием, тэппингом, слайдом и т д. Чем больше вариантов придти в «целевой тон» в вашем арсенале, тем самобытней ваш музыкальный язык! Тем он индивидуальнее!

Упражнение №3.

Секвенцирование фразы. Играйте фразы и перемещайте их по звукам лада в любом направлении – вверх или вниз. Как вариант, можно поиграть фразу в разных октавах, сдвигать её поступенно, по терциям и т д.

Упражнение №4.

Играйте фразу и трансформируйте её по звукам одноименных мажора и минора, по гармоническому и мелодическому виду мажора и минора, по дитоническим ладам. Каждый лад будет привносить свою характерную окраску в вашу фразу.

Упражнение подразумевает хороший багаж знаний ладов в современной музыке. При достаточно продолжительной практике игры этого упражнения в импровизации вы сможете «раскрашивать» фразы в характерный колорит используемых ладов.

  • Упражнение №5.
  • Игра трансформаций музыкальной фразы по «принципу центральной симметрии».
  • а) Сыграйте простую однотактовую фразу.

б) Сыграйте её в обратной последовательности от последней ноты до первой, соблюдая обратную ритмику фразы (ракоход). На первых порах это довольно сложно!

в) Сыграйте исходную фразу в обратном мелодическом направлении, то есть если фраза имела восходящее движение, то играйте её трансформацию в нисходящем движении.

г) Сыграйте ракоход третьей трансформации фразы.

Получаем алгоритм данного упражнения: играем фразу, затем её ракоход, исходную фразу в противоположном мелодическом направлении,её ракоход. Это упражнение развивает гибкость музыкального мышления и внутренний слух, умение из минимального количества звуков получить максимум возможностей построения мелодической линии, вписывающейся в четырех, восьми и шестнадцатитактовые структуры.

Упражнение №6.

Играйте музыкальную фразу, а затем, используя синкопы, метро-ритмические смещения, ноты-призраки («щелчки на заглушенных струнах») «поразрывайте» исходную фразу максимальным количеством вариантов, насколько хватит вашей ритмической фантазии. Это упражнение хорошо развивает ритмическую свободу исполнения, а следовательно «эффектность», «яркость» игры.

Упражнение №7.

Возьмите хорошо знакомую вам мелодию или соло и поиграйте в различных размерах (2/4; 3/4; 4/4; 6/8; 12/8), подстраивая мелодические фразы под данный размер. Обратите внимание, что при использовании принципа вариативности на первый план выходит значение мелодики, интонации, образности импровизации, её формы.

Заключение

Постоянно практикуя развитие навыков имитационности (ключевая характеристика – ритм) и вариативности (ключевая характеристика – мелодия) мы формируем оптимальный баланс между этими характеристиками в импровизационной линии. У каждого музыканта этот баланс будет индивидуальным, в зависимости от его психотипа, темперамента, стилевых предпочтений и фантазии.

Данный курс упражнений способствует формированию индивидуальности музыканта, выработке своего собственного музыкального языка общения со слушателем. Эти упражнения не содержат никаких ограничений и запретов и будут полезны для музыкантов, играющий в любых стилях от джаза , блюза до рока и неоклассических стилей.

Щеницын Константин, преподаватель по классу гитары МОУ ДОД ДМШ им.П.И.Чайковского, г.Северск

Источник: https://guitarsolo.info/ru/guitar-articles/improvizatsiia-razvitie-imitatsionnykh-i-variativnykh-navykov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector