Структура музыки и ее элементы

> Элементарные части композиции>> Разбираем практичный пример>> Структура песни

Элементарные части композицииИзначально я не хотел вообще грузить теорией в этой статье, к тому же и сам в этих терминах не силен, но в итоге решил, что будет полезно кое-какую поверхность показать – как ни странно, в сети я не нашел четких определений нижеприведенных терминов. И статей, где это все могло быть собрано в кучу и в полной мере разжевано.Что ж, заполним этот пробел! Начнем от самой простой структуры:

Мотив – наименьшая часть мелодии, несущая смысл. Группа нот буквально от 2-3 штук или чуть более.

Фраза – состоит из 2х или более мотивов, образующих относительно завершенную мелодию.

Предложение – состоит, как правило, из 2х фраз (хотя не обязательно) и находится в пределах одного гармонического оборота (каденции).

Период – наименьшая форма, в рамках которой можно сделать завершенную музыкальную композицию. Зачастую состоит из 2-х предложений.

  • Период называют квадратным, если он разделен на два одинаковых по длительности предложения и включает в себя 8, 16 или 32 такта, и так далее по геометрической прогрессии, но вряд ли дальнейшие объемы будут широко востребованы.
  • Перейдем к более наглядным примерам. Вот перед вами музыкальная «композиция» (а что, вполне себе так композиция ) в один период:
  • sample_period.mp3
  • Структура музыки и ее элементы

Вот – она же в нотах и с кое-какими дополнительными сведениями:Зеленым цветом отмечены мотивы.

  1. Розовым цветом отмечены фразы.
  2. Фиолетовым цветом отмечены предложения.
  3. В композиции используется два мотива. Вот – первый:
  4. motiv1.mp3
  5. Структура музыки и ее элементы

Синими буквами подписаны аккорды.Вот – второй:

motiv2.mp3

Структура музыки и ее элементы

Можно возразить, что на самом деле мотивов больше – хотя бы в первом и втором такте ноты не все одинаковые. Да, это так. Ноты могут быть разные, но если их ритмический рисунок сохраняется (даже в общих чертах) это – один и тот же мотив.

  • Из этих мотивов собраны 4 фразы, по 2 на одно предложение. Вот – первая фраза первого предложения:
  • fraza1.mp3
  • Структура музыки и ее элементы
  • fraza2.mp3
  • Структура музыки и ее элементы

Вот – вторая фраза первого предложения:И, собственно, предложения периода. Первое предложение звучит и выглядит так:

  1. pred1.mp3
  2. Структура музыки и ее элементы
  3. pred2.mp3
  4. Структура музыки и ее элементы
  5. sample_period.mp3

Второе предложение:А теперь – о том, что делает этот маленький кусок в 17 секунд законченной композицией. Послушаем еще раз пример полностью:

И вспомним о том, что предложение – не просто совокупность фраз, но и что-то, лежащее в пределах одного гармонического оборота. Я намеренно подписал аккорды под каждым тактом.

Взглянем на последовательность аккордов в первом предложении: G-Em-C-Em.

Мы видим, что гармония начинается с соль-мажора и заканчивается параллельным ему ми-минором – это звучит хорошо, но не так идеально, если бы мы пришли обратно в соль-мажор.

Слух более тяготеет прийти в натуральный мажор, в результате чего возникает маленькая напряженность, которая разрешается во втором предложении: G-Em-C-G.

Мы приходим обратно в соль-мажор, тем самым уверенно ставя точку в конце композиции.

Мелодически одно предложение от второго отличается лишь предпоследней нотой – в первом это ми (тоника ми-минора, малая терция от соседних двух нот), во втором фа диез (малая секунда от соседних нот). Тем самым подчеркиваются последние аккорды предложений.

***И тут мне бы следовало раскопать теорию дальше про всякие, одночастные, двухчастные, сложные формы и тому подобное… В итоге я бы забил статью непрактичным материалом, которого в сети много и особой погоды он тут не сделает – современная популярная музыка в основном построена на песенной форме, к чему и приступим.

Разбираем практичный пример

Источник: https://annimon.com/article/3673

Как сочинить произведение. Основы музыкальной композиции

Как сочинить произведение. Основы музыкальной композиции

Структура музыки и ее элементы

Создание музыки или композиция – это творческий процесс, который должен базироваться на теории музыки. Структура произведения имеет чёткую логику построения. Некоторые шедевры мировой классики буквально рассчитаны математически. Не случайно в Древней Греции музыка входила в ряд математических наук.

Большим заблуждением является утверждение, что великие композиторы сочиняли собственные произведения под влиянием вдохновения. Гении музыки: Бах, Гайдн, Бетховен, Малер, Рахманинов ежедневно выделяли время для композиции.

Данная страница поможет музыканту не только научиться создавать профессиональную музыку, но и поможет разобраться в основной терминологии, в частности используемой при анализе. Будут разобраны программы, необходимые для набора нотного текста, предложены упражнения для освоения композиторской техники, а также дан план, как сочинить музыкальное произведение. 

  • Из чего сделана музыка?
  • Грубо говоря, музыка представляет собой последовательность звуков в определенном ритме, которая имеет эмоциональную окраску. Наиболее часто произведение содержит в себе следующие элементы:
  • Рассмотрим каждое понятие более детально.
  • Структура музыки и ее элементы
  • Что такое мелодия
  • Мелодия представляет собой одноголосно выраженную музыкальную мысль. Существуют рекомендации, касающиеся строения мелодической линии:
  • Принцип равновесия. Не стоит перегружать мелодическую линию. Если Вы хотите, чтобы слушатель быстро запомнил материал, тогда необходимо соблюдать принцип равновесия. Он заключается во взаимодополнении ритма и интонационного строя. Если интонационный строй включает сложно воспринимающиеся для слуха элементы, такие, как скачки на широкие интервалы, наличие мелизматики, отклонения или модуляции и прочие осложняющие факторы, тогда необходимо применять простой ритм. Если мелодия по интонационному строю простая тогда прописывается более сложный ритм.
  • Принцип мелодической волны. Отлично воспринимается мелодия, построенная на чередовании восходящего и нисходящего движения.
  • Интонационное единство. Музыкальная тема может содержать ведущие интонации (интервалы). Яркими примерами произведений, имеющих в основе секундовую интонацию являются «Реквием» Моцарта (Lacrimosa), Главная тема I части фортепианного концерта Рахманинова №2.
  1. Структура музыки и ее элементы     Структура музыки и ее элементы
  2. Стоит отметить, что мелодия необязательно должна проводиться в верхних регистрах, она также может быть в басу или другом голосе.
  3. Чтобы написать по-настоящему выразительную и красивую мелодию необходимо:
  1. Представить художественный образ, который необходимо воплотить в музыке. Задайте себе вопросы: инструментальное или вокальное сочинение? Какой характер? Все эти вопросы, позволят определить средства выразительности. В одном из разделов статьи подробно разбираются средства выразительности.
  2. Импровизировать. Больше играйте и слушайте. Многие музыканты именно при импровизации находят отличную мелодическую линию. Наиболее интересные варианты могут появиться не сразу.
  3. Если импровизация дается тяжело, то попробуйте специально сочинить несколько похожих по эмоциональной окраске мелодий. Запишите их либо на диктофон, либо в нотную тетрадь.
  4. Изменять. Возьмите определенную тему вашего сочинения, попробуйте изменить в ней что-то, например, одну ноту, фрагмент или тональность. Вслушайтесь, стало ли лучше.
  5. Анализировать другие произведения. Отмечайте, какие средства выразительности использовал композитор в понравившихся вам мелодиях. Это поможет понять, что звучит хорошо, а что плохо.

Если создается классическое произведение, то мелодию необходимо развивать. Существует несколько способов мелодического развития:

  1. Разработочный позволяет дробить тему, а также секвенцировать ее (Секвенция – последовательное повторение музыкального материала на другом звуковысотном уровне.)
  2. Полифонический подразумевает использование канонической имитации.
  3. Вариационный допускает небольшие изменения в мелодии, с сохранением изначальной гармонии и формы.
  4. Вариантный способ основывается не только на изменении в мелодии, но и в гармонии и соответственно форме, объединяющим является интонационный строй.
  5. Жанровая трансформация подразумевает изменение жанра, заложенного в основе. Например, тема была жанрово-бытовой, а стала хоралом.

При усложнении музыкальной ткани допускается совмещение способов развития. В инструментальной музыке в качестве развития материала можно использовать арпеджио, пассажи и другие общие формодвижения, это позволит разнообразить сочинение.

Гармония

Гармония позволяет объединять звуки в созвучия, которые, в собственную очередь, образуют последовательность. Созвучия в данном смысле представлены интервалами и аккордами. Наиболее часто гармонические обороты в композиции характерны для аккомпанемента.

Проще говоря, аккомпанемент представляет собой сопровождение для мелодии. Фактура определяется как заполненное звуками пространство, имеющее развитие. Существует несколько типов фактуры в аккомпанементе:

  1. Аккордовая. В основе фактуры аккорды в ритмическом изложении.
  2. Фигурации. Различают гармонические — проигрывание звуков аккорда последовательно и мелодические фигурации – последовательное проигрывание звуков аккорда с добавлением неаккордовых звуков.
  3. Альбертиев бас ритмически равномерно разложенный бас. В некоторых случаях воспринимается, как скрытое двухголосие.

Источник: https://soundtimes.ru/uroki-muzyki/kak-sochinit-proizvedenie-osnovy-muzykalnoj-kompozitsii

20. Элементы структуры музыкального языка

Сегодня будет последняя тема из курса элементарной теории музыки. Разберём несколько важных определений: период, предложение, фраза, мотив, отклонение, модуляция. Начнём с периода.
Период — это изложение относительно развитой и законченной музыкальной мысли в гомофонной музыке.

Слово гомофонная музыка здесь неслучайно, в полифонической музыке музыкальная мысль имеет немного другую структуру. Здесь же у нас есть некоторая мелодия, остальное — это гармония, или аккорды. Звуки аккорда могут играться как одновременно, так и последовательно. Вид, в котором представлены аккорды, называется фактурой.

Например, для песен под гитару можно играть аккорды боем, а можно перебором, это разные виды фактуры.

Но вернёмся к периоду. Обычно период заканчивается полной совершенной каденцией. В одном из прошлых уроков мы уже разбирали, что такое полный оборот. Это оборот вида T-S-D-T, например, такой:

Структура музыки и ее элементы

Также каденция может быть автентической (T-D-T) и плагальной (T-S-T). Но часто ещё встречается такой вариант, где перед доминантой появляется тонический квартсекстаккорд T64. Он строится на пятой ступени лада, поэтому в нём есть и доминантовая функция. Соответственно он переходит в доминанту, которая потом разрешается в тонику. Такой аккорд называется кадансовым и обозначается как K64.

Структура музыки и ее элементы

В классической музыке период часто состоит из 8 тактов, но в целом его строение может быть разным. У него могут быть вступления, дополнения, расширения, больше тактов, меньше тактов.

Но мы пока не будем в это углубляться, может, когда-нибудь будет курс анализа, там рассмотрим подробнее.

Сейчас пока берём только восьмитактовые периоды, большинство задач по гармонии будут иметь именно такую форму.

Период в свою очередь часто делится на две части, которые называются предложениями. Эти предложения могут начинаться похоже, даже одинаково, но первое предложение обычно завершается на доминанте. Это серединная каденция. Дальше нужно продолжить период и завершить его уже полной каденцией.

Читайте также:  Sampler — встроенный сэмплер в fl studio

Предложение в свою очередь может делиться на более мелкие структуры: фразы и мотивы. Мотив — это наименьшая часть мелодии, которая имеет своё выразительное значение, и которую можно узнать при появлении.

Вот, например, мотив из Пятой симфонии Бетховена:Структура музыки и ее элементы

Он короткий и запоминающийся, мы его сразу узнаем. А мотивы уже объединяются во фразы. То есть, условно получается восьмитактовый период состоит из двух предложений по 4 такта, предложение из двух фраз по 2 такта, и фраза из двух однотактовых мотивов. Но, конечно, строение может быть и другим.

И ещё два важных термина: модуляция и отклонение. Музыкальные произведения не всегда пишутся в одной тональности, смена тональности — это одно из важных средств развития музыки.

Соответственно, переход из одной тональности в другую называется модуляцией. При этом в новой тональности надо закрепиться, то есть утвердить новую тонику.

Если новая тональность появляется ненадолго, и после неё возвращается первая тональность или появляется ещё одна, то такой переход называется отклонением.

Обычно модуляция выполняется так. Один из аккордов первой тональности воспринимается как аккорд другой тональности, он называется общим аккордом. Затем появляется аккорд, которого нет в первой тональности, а есть только во второй. Это модулирующий аккорд. Дальше идут аккорды уже в новой тональности. Вот пример модуляции из до мажора в ми минор.

Структура музыки и ее элементы

Тоника до мажора — это шестая ступень ми минора, это общий аккорд. Затем идёт модулирующий квинтсекстаккорд второй ступени, уже в ми миноре. Дальше он переходит в доминанту ми минора и разрешается в новую тонику.

Всё, на этом пока остановимся. Курс элементарной теории заканчивается, дальше я хочу сделать курс классической гармонии. В нём будет теория и много практики решения задач. Следите за новостями, скоро всё будет ????

Источник: https://www.kharin.info/music-theory/20-musical-structure/

2 + 2: форма и жанр в музыке

Единственный подвох заключается в том, что музыкальная форма тесно связана с понятием музыкального жанра: соната — это и жанр, и форма; экспромт часто написан в строгой форме, вопреки своему названию; рондо может быть частью более крупной формы — сюиты и т. д. Но если распутать этот клубок, то в основе мы увидим простые языковые структуры, а параллели между формами, жанрами и другими художественными явлениями объясняют не только внутреннее строение музыки, но и общие законы формообразования в искусстве.

Самой массовой музыкальной формой стала куплетно-припевная, в которой чередуются куплет (A) и припев (B).

Она легко узнается из-за широкого распространения, но ошибочно полагать, что вся популярная музыка имеет такое незатейливое строение: часто в ней есть вступление, каденция (заключительный эпизод) и другие части, оставшиеся в наследство от джаза или академической музыки прошлого. Прежде чем научиться различать сложные формы, нужно разобраться с простейшими структурами, из которых состоит любое произведение.

Самые мелкие формообразующие элементы — мотив, фраза и предложение, которые равноценны слову, фразе и тому же предложению в языке. Мотив может состоять из двух звуков (равняющихся слогам) и больше.

Отличить фразу от предложения сложно как в музыке, так и в речи, здесь поможет только особая интуиция или слова, если произведение вокальное. На примере арии Ленского из оперы «Евгений Онегин» можно легко проследить параллель языковых и музыкальных форм.

«Куда, куда, куда вы удалились?» = мотив, мотив, фраза; все вместе дает нам предложение.

П.И. Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»

Период — это уже законченная музыкальная мысль, которая может быть самостоятельным коротким произведением. Структура периода — два предложения: первое из них заканчивается неустойчиво или вопросительно, а второе — устойчиво и утвердительно.

Простейшими примерами таких музыкальных конструкций являются частушки: несмотря на жанровое разнообразие, в основе своей все они имеют форму периода.

Отрывок из документального фильма с упоминанием знаменитой частушки «Яблочко»

Произведения инструментальных жанров, написанные в форме периода, часто объединяют в циклы с программным названием, например «Детский альбом» Чайковского или «Двадцать четыре прелюдии» Шопена.

П.И. Чайковский. «Утренняя молитва» из цикла «Детский альбом» в исполнении Михаила Плетнева

Ф. Шопен. Прелюдия № 7 ля мажор, сочинение 28 в исполнении Льва Гунина

Колыбельные также строятся по принципу повторения одного периода. Этот жанр достался нам в наследство со времен первобытно-общинного строя, когда еще не существовало разделения на музыку и быт: колыбельные, трудовые, пастушьи песни органично вплетались в повседневность.

Колыбельная «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…»

Искусство обособляется и становится отдельной областью при переходе от первобытно-общинного строя к рабовладельческому: Древний Египет, Индия, Китай, Месопотамия и наконец Греция.

Здесь мы уже находим массу музыкальных жанров, и наиболее интересные среди них — древнегреческая трагедия и комедия, имевшие особую структуру. Так, первая состояла из пролога, перемежающихся между собой диалогов и хоровых сцен, речитативов в сопровождении инструментов и заключения.

Однако музыкальных форм в нашем понимании тогда еще не существовало, мелодия не была самостоятельной и следовала за текстом.

Структура музыки и ее элементыРасшифровка древнегреческой буквенной нотации: верхняя строка символов — вокал (для исполнения голосом), нижняя — инструментальная партия (более древняя). Источник

Хотя Древняя Греция не дает нам музыкальных форм, весьма интересна эволюция вышеупомянутых жанров, зародившихся в этой стране. Много позже, в эпоху Средневековья, на первый план выходит полифония — склад многоголосной музыки, когда несколько разных мелодий звучат одновременно и согласуются между собой.

Источник: https://knife.media/musical-forms/

Структура музыкального произведения — effus

Структура музыкального произведения

Произведение состоит из отдельных музыкальных фраз — маленьких целостных музыкальных фрагментов. Музыкальные фразы объединяются в периоды. Периоды, звучащие сходным образом, объединяются в части.

Фрагменты (фразы, периоды, части) музыкального произведения обозначаются латинскими буквами: A, B, C и т.д. Различные сочетания фрагментов образуют различные музыкальные формы.

Так, распространённая форма в классической музыке — ABA (песенная форма), означает, что изначальная часть A исчезает, когда её сменяет часть B, и повторяется в конце произведения.

Существует и более сложное структурирование: мотив (мельчайший элемент музыкальной формы; 1—2 такта), фраза (законченная музыкальная мысль; 2—4 такта), предложение (наименьшая часть мелодии, завершенная каким-либо кадансом; 4—8 тактов), период (элемент музыкальной формы; 8—16 тактов; 2 предложения).

Разные способы развития и сопоставления элементов мелодии привели к образованию различных типов музыкальных форм:

  • Одночастная форма (A) — её называют также балладной формой или айром. Наиболее примитивная форма. Мелодия может повторяться с незначительными изменениями (форма AA1A2…). Пример: частушки.
  • Двухчастная форма (AB) — состоит из двух контрастных фрагментов — аргумента и контраргумента (например, пьеса «Шарманщик поет» из «Детского альбома» П. И. Чайковского). Однако если фрагменты не контрастны, то есть второй фрагмент построен на материале первого, то двухчастная форма превращается в вариацию одночастной. Тем не менее, подобные произведения (например, пьеса «Воспоминание» из «Альбома для юношества» Р. Шумана) иногда относят к двухчастным.
  • Трёхчастная форма (ABA) — её называют также песенной или тернарной. Различаются 2 вида трёхчастной формы — простая и сложная; в простой каждый раздел является периодом, средний может быть и коротким переходом; в сложной — каждый раздел представляет собой, как правило, двухчастную или простую трёхчастную форму.
  • Концентрическая форма — концентрическая форма состоит из трёх и более частей, повторяющихся после центральной в обратном порядке, к примеру : А В С В А

Классические формы

Соната

Сонатная форма — это форма, в экспозиции (1 часть) которой проводятся две контрастные темы в разных тональностях (главная партия и побочная), которые повторяются в репризе (3 часть) в ином тональном соотношении — тонально сближаясь (чаще всего, обе в тональности главной темы).

Срединный раздел (2 часть) представляет собой в типичном случае «Разработку», т.е. тонально неустойчивую часть, где происходит развитие предыдущих интонаций.

Сонатная форма выделяется среди всех остальных форм: единственная форма, которая не получила развития в танцевальных и вокальных жанрах.

Рондо

Свобода, свойственная сонатной форме, расширяется в рондо. Её форма представляет собой конструкцию ABACADAEAF… То есть совершенно разные фрагменты, тональности и размеры связываются начальной темой A.

Фуга

Форма полифонической музыки 17, 18 веков.

Симфония

Произведение, объединяющее несколько разных музыкальных форм, обычно в оркестровом исполнении. Как правило, состоит из четырёх частей (но не обязательно, главная идея симфонии — сочетание разных музыкальных форм):
*Соната аллегро (быстрая соната).
*Медленная часть.
*Менуэт (короткое величественное танцевальное произведение в размере 3/4).

*Сочетание сонаты и рондо, которое является тематическим повторением первой части.

Циклические формы

Крупные произведения, состоящие из отдельных частей, объединенных общим замыслом, относятся к циклическим формам. Части циклических произведений строятся в какой-либо из вышеуказанных форм.

Мелодика

Мелодикой считается построение и составление нот по высоте и продолжительности. Мелодика — это полёт воображения композитора, выражающийся на музыкальной игре и посменном рисунке. Мелодика — это составление мелодий разговора человека с чем либо, с душой природой, или другим человеком и т. д.

Мелодика — это эйфория в момент, когда музыкант не имеет понятия, что происходит вокруг, он играет, и не важно, что он играет. Мелодики добывается построение настроением игре на инструменте или путём эксперимента. В основном мелодика появляется в соотношении настроения души музыканта.

Один из великих музыкантов — Эдвард Григ — являлся одним из лучших Мелодичных музыкантов.

Источник: http://effus.wikidot.com/music:structure

Методическое пособие "Музыкальные формы и жанры"

Мендикова Н.А. преподаватель МОУ ДОД «ДШИ р.п.Тельма»

Пособие по музыкальной литературе

«Музыкальные формы и жанры»

Данное пособие используется мною в качестве дополнительного материала при изучении предмета «музыкальная литература»  в детской школе искусств..

Детям сложно запоминать музыкальные формы, разбираться в жанрах, поэтому возникла необходимость собрать наиболее распространенные формы и жанры  произведений в отдельное учебное пособие.

Данным пособием учащиеся пользуются  в течение всего срока обучения предмета «музыкальная литература».

  • Музыкальная форма
  • Музыкальная форма — это порядок расположения частей и разделов в музыкальном произведении.
  • Музыкальные построения — различные по величине фрагменты, которые имеют разную степень законченности.

Цезура — это граница между музыкальными построениями. Она может быть выражена паузой, длинной нотой, акцентом, повторением мелодии или ритма. В нотном письме цезура обозначается «галочкой» Y

Мотив — объединение нескольких безударных звуков вокруг одного ударного — акцента, это самое маленькое музыкальное построение.

Фраза — это незаконченное построение, состоящее из 2-х или нескольких мотивов

Читайте также:  Музыкальная культура барокко эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы

Предложение — относительно законченное музыкальное построение, состоящее из 2-х или нескольких фраз. Предложение завершается кадансом.

  1. Каданс — это заключительный музыкальный оборот.
  2. Одночастная музыкальная форма.
  3. Период  — объединение нескольких предложений в одно законченное построение.
  4. Это самая маленькая одночастная музыкальная форма.
  5.                                                       Строение периода: (схема №1)
  6. Период
  7. 1-е предложение
  8. 2-е предложение
  9. фраза
  10. фраза
  11. фраза
  12. фраза
  13. мотив
  14. мотив
  15. мотив
  16. мотив
  17. мотив
  18. мотив
  19. мотив
  20. мотив
  21. Период, который начинается и заканчивается в одной тональности называется однотональным.
  22. Период, который начинается в одной тональности,  а заканчивается в другой, называется модулирующим.
  23. Бывает 3 вида периода:
  1. период повторного строения — состоит из 2-х предложений, которые начинаются одинаково, а заканчиваются по разному. (а+а1)

  2. период неповторного строения — состоит из 2-х разных предложений. (а+в)

  3. период единого развития — его нельзя разбить на предложения, он представляет собой непрерывно текущую мысль. (а)

Каданс 1-го предложения звучит неустойчиво, незавершенно, вопросительно. Каданс 2-го предложения звучит устойчиво, завершенно, утвердительно.

  • Благодаря разным кадансам 1-е и 2-е предложения в периоде воспринимаются как вопрос и ответ.
  • Иногда в периоде бывает дополнительный раздел — дополнение.
  •  Из периодов строятся другие, более крупные формы.
  • Двухчастная форма.
  • Форма, которая состоит из 2-х периодов называется простой двухчастной.
  • Она встречается 2-х видов: с репризой и без репризы.
  • Реприза — это повторение начальной темы или её части в конце произведения.
  • Двухчастная репризная форма — когда во втором периоде повторяется одно предложение из первого периода (это и есть реприза)
  • Схема №2:
  •             (4 т)         1              (4 т)                                                          (4 т)       2              (4 т)
  •              а                           а1                                                                в                              а1
  •                                                                                                                                        (реприза)
  • Двухчастная безрепризная форма — состоит из 2-х разных периодов.
  • Схема №3:
  •             (4 т)         1              (4 т)                                                          (4 т)       2              (4 т)
  •                                 а                                                                                              в                             
  • Трехчастная форма.
  • Форма, которая состоит из 3-х периодов, называется простой трехчастной.
  • Она бывает с репризой и без репризы.
  • Трехчастная форма без репризы состоит из 3-х различных периодов.
  • Схема №4
  •                   1                                                         2                                                          3
  •                   а                                                        в                                                         с

Трехчастная форма с репризой — это форма, в которой 3-ий раздел повторяет 1-ый. Второй раздел называется серединой.

  1. Реприза может быть точной, изменённой или сокращенной.
  2. Схема №5
  3.                   1                                                         2                                                          3
  4.                   а                                                        в                                                            а
  5.                                                                     (середина)                                         (реприза)
  6. По характеру середина бывает сходная с крайними разделами или контрастная.

Трехчастная форма бывает простая и сложная. В сложной трехчастной форме крайние разделы больше, чем период.

  • Схема №6
  •                           1                                                 2                                                 3
  • ___________________________             ___________            ___________________________
  •                            А                                                В                                                 А
  •                                                                     (середина)                                       (реприза)
  • Вариации.
  • Вариации («изменение») — музыкальная форма, которая состоит из темы и её изменённых повторений.
  • Схема № 7

     а            а1       а2       а3       а4…….

 (тема)               ( вариации)

Разновидности вариаций:

  1. старинные или basso ostinato — основаны на постоянном повторении темы в басу.

  2. «глинкинские» или soprano ostinato — мелодия повторяется одна и та же, а сопровождение меняется.

  3. строгие или классические — в них сохраняются общие контуры темы, её форма и гармония. Меняется мелодия,  лад, тональность, фактура.

  4. свободные или романтические — где тема меняется до неузнаваемости.

  1. В музыке встречаются также вариации на 2 и даже 3 темы.
  2. Вариации на 2 темы называются — двойными.
  3. Схема № 8   двойные вариации:

        а                  а1 а2 а3 а4…….          в                   в1 в2 в3 в4…..

 ( 1 тема)           (вариации)            (2 тема)             (вариации)Вариации на 3 темы называются тройными.

Рондо  (с франц. «круг»).

Форма «рондо» произошла из старинных народных песен-хороводов, музыка которых строилась на чередовании постоянного неизменного припева и меняющегося запева.

В рондо есть тема, которая время от времени повторяется: она называется рефрен.

Рефрен должен прозвучать не менее 3-х раз и может быть построен в любой простой форме — периода, 2-хчастной, 3-хчастной. Между повторениями рефрена звучат различные музыкальные построения, которые называются эпизодами.  Эпизоды могут быть контрастными или сходными с рефреном. Таким образом:

  • рондо — это музыкальная форма, основанная на чередовании рефрена с эпизодами.
  • Схема № 9
  •   А                В            А              С             А                Р                А
  • Рефрен   эпизод     Рефрен     эпизод    Рефрен     эпизод      Рефрен
  • Рефрен обозначается буквой R: 
  • R + А + R + В + R + С + R
  • Циклические формы.

Музыкальный цикл — это большое многочастное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей. Количество частей в цикле не ограничено — от 2-х и более.  Части могут исполняться отдельно, но они связаны общим замыслом и составляют единое целое.

Циклы бывают вокальные и инструментальные.

Вокальные циклы состоят из песен и романсов. Они объединяются сюжетом, настроением или стихами одного автора.

Инструментальные циклы состоят из различных пьес, расположенных по принципу контраста.

Инструментальные циклы бывают 2-х видов: сюитный и сонатно-симфонический.

СЮИТА. (с франц. — «последовательность, ряд»)

Сюитный цикл возник как танцевальный.  Он основан на контрастном чередовании разных танцев.

Классическая танцевальная сюита состоит из 4-х обязательных танцев:

  1. аллеманда — спокойный старинный немецкий танец,  размер — четный (2/4 или ¾), плавная мелодия в верхнем голосе.

  2. куранта — быстрый французский или итальянский танец, размер 3-дольный (3/4, 3/8, 6/4 или 3/2), голоса как бы отвечают друг другу.

  3. сарабанда — старинный испанский траурный танец-шествие, очень медленный, размер 3-хдольный (3/2, 3/4).

  4. жига — английский или ирландский танец, быстрый темп, триольное движение, острый ритм, мелкий размер (3/8, 6/8, 9/8, 12/8).

СОНАТНО-СИМФОНИЧЕСКИЙ ЦИКЛ.

Сонатно-симфонический цикл — это очень сложная многочастная форма. за каждой частью закрепляется определенный характер, темп и тональность.

СОНАТА.  КОНЦЕРТ.

Классическая соната — это произведение для одного или двух инструментов.

Концерт — это произведение, написанное для солирующего инструмента с оркестром.

И соната,  и концерт пишутся в форме сонатно-симфонического цикла. Части цикла контрастны по характеру, темпу, размеру, но связаны общим замыслом и образуют единое целое. Большинство сонат и концертов состоит из 3-х частей.

симфония.

Симфония — это произведение для симфонического оркестра,  написанное в форме сонатно-симфонического цикла. Симфония обычно состоит из 4-х частей.

Схема  № 10

Симфония

1ч.                                           2ч.                                     3ч.                                   4ч.

  1. Сонатная форма
  2. Форма может быть различной
  3. Обычно 3-хчастная форма
  4. Рондо или
  5. рондо-соната

Характер — активный, энергичный. Содержит контрастные темы-образы.

  • Медленная, лирическая, созерцательная
  • Оживленная,
  •  с чертами танцевальности.
  • Быстрый, стремительный финал.
  • Итог всей симфонии.
  •  Может быть медленной или танцевальной       

       1ч.                                                              2ч.                                                       3ч.                                                          

  1.                                                        Соната или Концерт 
  2. Сонатная форма.
  3. Сонатная форма состоит из 3-х крупных разделов:
  1. экспозиция

  2. разработка

  3. реприза

  • Иногда бывает вступление и кода.
  • Схема № 11
  • вступление
  • Экспозиция —
  • разработка
  • реприза
  • Кода
  • Бывает не всегда. Образы и характер — разные
  • Противопоставляются 2 темы:
  •  главная партия — в основной тональности, активная, энергичная, решительная.

  побочная партия — в тональности доминанты или в параллельной. Она мягче, напевнее, грациознее.

Развиваются темы экспозиции. Меняются тональности, лад, регистры, фактура. Может развиваться не вся тема, а её самый выразительный мотив. Это самый напряженный раздел сонатной формы.  Обычно здесь находится кульминация.

  1. Темы экспозиции повторяются в прежнем порядке, но в одной, основной тональности.
  2. Бывает не всегда.
  3. Это дополнительное заключение, которое обычно закрепляет главную тональность.
  4. Как правило, 1-я и последняя части сонатно-симфонического цикла пишутся в одной тональности.

Приведенные схемы — представляют самое общее строение сонатно-симфонического цикла. Существует множество отклонений от общепринятых схем, особенно в творчестве современных композиторов.

  • Музыкальные жанры.
  • Музыкальный жанр — это род, вид музыкальных произведений, которые имеют общие признаки.
  • Жанры бывают:
  1. вокальные

  2. инструментальные

  3. вокально-инструментальные

  4. музыкально-театральные

  1. Музыкально-театральные жанры.
  2. Операэто музыкальный спектакль, где главным выразительным средством является пение
  3. Балет это музыкальный спектакль, где главным выразительным средством является хореография.
  4. Разновидности музыкальных спектаклей: оперетта, водевиль, мюзикл.
  5. Вокальные жанры.
  6. В них соединяются музыка и слова.

Песня — древнейший и простейший вокальный жанр. Мелодия и слова обычно легко запоминаются. Повторяющаяся часть песни называется припев.

Романс — лирическая песня, раскрывающая образы природы и любви. Аккомпанемент «досказывает» то, что не успел раскрыть текст.

Ария, ариетта, ариозо, кантилена — разновидности вокальных номеров в опнре. Могут звучать отдельно.

Инструментальные жанры.

С самыми сложными мы уже знакомы. Это: симфония, концерт и соната.

Марш — сопровождает и организует массовые шествия. Характерно: четкий, часто пунктирный ритм; четный размер; умеренный темп; в мелодии интонации сигналов; форма обычно 3-хчастная репризная.

Танец — это искусство выразительных движений в определенном темпе под музыку.

Танцы бывают разные.  Наиболее распространенные — вальс, мазурка, краковяк и др.

Другие инструментальные жанры представляют собой разновидности музыкальных пьес. это прелюдии, мимолетности, фантазии, сюиты, рапсодии, миниатюры и др.

Вокально-инструментальные жанры

 — в них равноправные роли играют  музыка и пение. К ним относятся — кантата, оратория, месса, реквием. Их исполняют: хор. солисты, оркестр. Они имеют много частей.

Источник: https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-muzikalnie-formi-i-zhanri-481060.html

Структуры успешных песен • Сочинение музыки • Шоу-бизнес Лекса Мьюзик

Как известно, существует ограниченное количество структур песен, которые используются в большинстве хитов. Эти структуры можно выучить и впоследствии эффективно их использовать. Кроме того, можно  взять идею, рожденную из сердца, и выразить ее в рамках одной из этих структур, без потери искренности идеи и смысла песни.

Существует такая теория, что, написание песен основано на искусстве общения и выражения. Использование наиболее распространенных песенных структур аналогично использованию знаков препинания в предложении и позволяет слушателю лучше понять и почувствовать то, что автор пытается выразить.

Обучение использованию структур песен – это далеко не самая волнующая, творческая или интересная часть процесса написания песни, но, тем не менее, очень важная его часть.

За редким исключением, в большей части всех хитов, написанных авторами, которые не являются одновременно исполнителями этих песен, продюсерами и никак по-другому не вовлечены в проект, используются одна из следующих структур или их вариации:

  • Куплет-Припев-Куплет-Припев-Припев
  • Куплет-Припев-Куплет-Припев-Бридж-Припев-Припев
  • Куплет-Куплет-Припев-Куплет-Припев-Бридж-Припев-Припев
  • Куплет-Припев-Куплет-Припев-Куплет-Припев-Припев
  • Куплет-Куплет-Бридж-Куплет 
Читайте также:  Как стать диджеем?

Коммерчески успешные песни строятся из сочетания следующих элементов:

  • Куплеты
  • Пред-припевы
  • Припевы
  • Бриджи

Каждый из этих компонентов имеет свою задачу в песне. Перед тем, как попытаться собрать их в песню, давайте рассмотрим каждый из этих ее компонентов.

Куплет

Главная задача куплета – передать информацию, которая подведет слушателя к названию песни. Куплет рассказывает историю и задает эмоциональный настрой. Куплет содержит сюжет, детали и действие. У каждого куплета песни одна и та же мелодия и новые слова.

В первой строке первого куплета желательно то же количество слогов, что и в первой строке второго и третьего куплета (если он есть). То же правило применяется ко всем остальным строкам куплетов.

Небольшие вариации могут иметь место, но если будет большая разница в длине соответствующих строк в разных куплетах, будет невозможно петь все куплеты с одной мелодией. Чаще всего куплет состоит из восьми строк, которые выражены восемью или шестнадцатью тактами.

У некоторых хитов куплеты состоят из четырех, шести и двенадцати строк.

Приемлемо, если количество строк в первом куплете в два раза больше, чем количество строк в следующих куплетах (например, первый «двойной» куплет состоит из шестнадцати строк, а следующие – из восьми).

В песнях с припевом, название песни в куплете обычно не появляется.

Пред-припев

Внутри куплета может также быть «пред-припев» — две или четыре строки, длительностью не более четырех тактов, которые стоят непосредственно перед припевом.

Пред-припев используется для того, чтобы с помощью мелодии и слов подготовить слушателя к восприятию припева. Использование пред-припева необязательно.

Если первый куплет включает пред-припев, то, как правило, все остальные куплеты тоже будут его содержать.

Все пред-припевы в песне имеют одну мелодию.

Для каждого пред-припева допустимо иметь одни и те же слова, либо каждый раз новые.

Припев

Мелодически, припев является повторяющейся и самой «цепляющей» частью песни, которой в первую очередь хочется подпевать. С точки зрения слов песни, задача припева – выразить в целом идею всей песни и выразить ее название.

В идеале, слова припева должны быть написаны так, чтобы они звучали естественно, когда они повторяются после каждого куплета или бриджа. Припев должен быть таким, чтобы его можно было быстро запомнить.

В припеве не нужно вносить какую-то новую информацию, новые детали, для этого существуют куплеты. Относительно структуры песни, в припеве обычно четыре или восемь строк, которые выражаются, как правило, в восьми тактах.

Написание песен не является какой-либо точной наукой, это ведь, в первую очередь – чувства, поэтому могут быть и есть хиты, у которых припев состоит из двенадцати или шестнадцати строк.

У каждого припева в песне – одна и та же мелодия, и, как правило, одни и те же слова.

Название песни желательно озвучить в припеве. Нет жестких правил, в каком месте припева должно звучать название песни – оно может находиться в первой, первой и второй, в первой и последней строках куплета. В некоторых случаях, куплет может начинаться с названия, повторяться в припеве несколько раз, и заканчиваться названием.

Припев может целиком состоять из повторяющегося названия песни, за исключением последней строки. Название может также звучать только в конце припева, тогда все предшествующие слова в припеве должны быть достаточно сильными, цепляющими, чтобы поддержать внимание слушателя на протяжении всего припева.

И, наконец, в припеве может не быть других слов, кроме названия песни.

Бридж

Бридж в песне применяется как своеобразное отступление от основной темы, небольшая передышка. Он может состоять из двух или четырех строк, и четырех или восьми тактов.

Задача бриджа – перенести  песню в  новое измерение, перевести ее на следующий уровень, а также дать слушателю возможность по-другому услышать припев и название песни.

Когда применяется структура, включающая куплеты и припевы, единственное место для бриджа в песне – между вторым и третьим припевами (Куплет-Припев-Куплет-Припев-Бридж-Припев).

Когда применяется структура А-А-В-А, бридж будет между вторым и третьим куплетом. (Куплет-Куплет-Бридж-Куплет). С точки зрения слов, бридж нужен, чтобы добавить новую перспективу рассказываемой в песни истории.

Вот средства, которые помогут вам сделать так, чтобы бридж отличался от всей остальной песни в плане текста:

  • Внесение в историю нового элемента, который будет выступать в качестве связующего звена.
  • Изменение повествования от первого лица на повествование от третьего, либо как-то еще.
  • Переход от подробного описания к общим, философским высказываниям (или наоборот).
  • Изменение временных рамок (оглядываясь на прошлое, если остальная часть песни происходит в настоящем).

С точки зрения музыки, эффективный бридж может добавить элемент контраста с помощью:

  • Внесения аккорда или аккордов, которые до этого в песне не использовались.
  • Изменения ритма.
  • Использования нот, которые выше, либо ниже нот, используемых в остальных частях песни.

Дополнительные советы:

  • Не включайте в бридж название песни.
  • Ограничьтесь двумя или четырьмя строками (четыре или восемь тактов).
  • Иногда бридж может быть инструментальным.

Бридж является последней новой частью, которая может представить песню слушателю. Это последний шанс сделать так, чтобы слушатель полюбил вашу песню, так что бридж должен быть сильным.

Конструирование успешной песни

Для того чтобы создать песни, которые люди ожидают услышать по радио, потребуются знания как лучше объединить в песню куплеты, пред-припевы, припевы и бриджи.

  • Куплет-Припев-Куплет-Припев-Припев.

В такой структуре песню открывает куплет, в котором автор рассказывает историю, представляет действующих лиц. Припев резюмирует идею песни в целом. Второй куплет развивает историю, снабжает слушателя дополнительной информацией.

  • Куплет-Припев-Куплет-Припев-Бридж-Припев-Припев.

Возможно, самая распространенная сейчас структура песни.

  • Куплет-Припев-Куплет-Припев-Куплет-Припев-Припев.

Каждый следующий куплет содержит дополнительную информацию и развивает историю далее. Лишь небольшой процент успешных песен имеет эту структуру. Возможно, это из-за того, что куплет не предназначен для того, чтобы быть самой запоминающейся частью песни, и есть риск утомить слушателя длинной историей.

  • Куплет-Куплет-Бридж-Куплет.

Данная структура не содержит припева, название песни может появляться либо в первой, либо в последней строке каждого куплета. Вариант: добавляется еще один бридж и один куплет.

В результате получается: Куплет-Куплет-Бридж-Куплет-Бридж-Куплет. В дополнительном бридже могут быть те же слова, что и первом бридже, либо новые. Очень небольшое количество хитов начинается с припева.

Если вы решили начать песню с припева, вы можете использовать одну из следующих структур:

  • Припев-Куплет-Припев-Куплет-Припев

или

  • Припев-Куплет-Припев-Куплет-Бридж-Припев

Иногда авторы начинают с припева, чтобы сразу же привлечь внимание слушателя. Но, если вашим мотивом для этого являются опасения, что ваш куплет недостаточно хорош, чтобы заинтересовать слушателя, — перепишите куплет.

Вступления (интро) и инструментальные соло

Музыкальные вступления и инструментальные соло скорее являются частью аранжировки, нежели  структурой песни. Тем не менее, некоторые советы по поводу вступлений.

На демо никто не захочет слушать длинное музыкальное вступление. Оно должно быть по продолжительности четыре или восемь (не больше) тактов. Когда песню оценивает профессионал, он в первую очередь оценивает мелодию и текст.

За исключением случая, когда инструментальная часть включает интересные новые аккорды и мелодию, необходимые для песни. Тогда, возможно, эту часть действительно стоит включить в демо. Есть случаи, когда инструментальная часть является одной из причин успеха песни.

Пример: «Layla» Эрика Клэптона, «Звезда По Имени Солнце» группы «Кино».

Инструментальное соло может быть важно для песни, предназначенной, в первую очередь, для танцевального рынка. В структуре Куплет-Припев-Куплет-Припев инструментал может находиться после второго припева, и после него может идти дополнительный припев.

В структуре Куплет-Припев-Куплет-Припев-Бридж-Припев место инструментальной части – либо после второго припева, либо после бриджа. Если используется Куплет-Куплет-Бридж-Куплет, то соло обычно идет после третьего куплета, а песня дополняется еще одним бриджем и четвертым куплетом.

Перед тем, как включать инструментальную часть в песню, спросите себя, является ли она решающей для восприятия песни.

Если ответ – «нет», то вместо того, чтобы тратить деньги и время на продюсирование соло, вам проще сказать певцу, чтобы тот произнес в микрофон: «теперь можете выключать песню».

Профессионалам музыкальной индустрии часто нужно отслушать целую гору демо, поэтому, скорее всего, они прекратят слушать вашу песню как раз на начале инструментальной части.

Структура песни. Контрольный список вопросов

Распечатайте этот список и повесьте его там, где вы обычно пишете. Каждый раз, когда вы заканчиваете набросок песни, убедитесь, что структура песни  отвечает этим пунктам:

1) Используется одна из наиболее распространенных для успешных песен структур или их вариации:

  • Куплет-Припев-Куплет-Припев
  • Куплет-Припев-Куплет-Припев-Бридж-Припев
  • Куплет-Припев-Куплет-Припев-Куплет-Припев
  • Куплет-Куплет-Бридж-Куплет
  • 2) У каждого куплета новые слова, но та же мелодия.
  • 3) Соответствующие строки в каждом куплете содержат одинаковое количество слогов.
  • 4) Каждый куплет включает 8 строк текста (8 или 16 тактов).
  • 5) Если у первого припева есть пред-припев, то он будет и у всех последующих припевов.
  • 6) Каждый припев включает 4 или 8 строк текста (8 или 16 тактов).
  • 7) У каждого припева одинаковые слова и мелодия.
  • 8) Название песни появляется в припеве хотя бы один раз.
  • 9) Если есть бридж, то он включает 2 или 4 строки текста (4 или 8 тактов).
  • 10) Бридж не включает название песни.
  • 11) Если есть инструментальное соло, то оно не длиннее 8 тактов.

Об авторе.Александр Шульгин — композитор, артист и путешественник.

За время своей карьеры в шоу-бизнесе, Александр сочинил множество песен, и некоторые из этих произведений стали бессмертными хитами, заняв свои прочные позиции в эфире российских музыкальных радиостанций.

Сегодня Александр Шульгин путешествует по экзотическим странам и ведет свои блоги, где рассказывает своим читателям о мировых достопримечательностях и культурных особенностях разных народов мира.

Еще о сочинении музыки

Источник: http://www.lexamusic.com/music/music1.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector