Музыка, рожденная путешествиями

Музыка, рожденная путешествиями

Известный цикл фортепианных пьес Ф. Листа называется «Годы странствий». Композитор объединил в нём множество произведений, навеянных посещением знаменитых исторических и прославленных культурных мест.

Красоты Швейцарии отразились в нотных строках пьес «У родника», «На Валленштадтском озере», «Гроза», «Долина Обермана», «Женевские колокола» и других.

Во время пребывания с семьёй в Италии Лист познакомился с Римом, Флоренцией, Неаполем.

Ф. Лист. Фонтаны виллы д.Эсте (с видами виллы)

Фортепианные произведения, написанные под впечатление этого странствия, вдохновлены итальянским искусством эпохи Возрождения. Эти пьесы подтверждают и убеждение Листа, что все виды искусств находятся в теснейшем родстве. Увидев картину Рафаэля «Обручение», Лист пишет музыкальную пьесу с таким же названием, а суровая скульптура Л. Медичи работы Микеланджело навеяла миниатюру «Мыслитель».

Образ великого Данте воплощен в фантазии-сонате «По прочтении Данте». Несколько пьес объединены заголовком «Венеция и Неаполь». Они представляют собой блестящие транскрипции популярных венецианских мелодий, есть среди них и зажигательная итальянская тарантелла.

В Италии воображение композитора поразила красота легендарной виллы д. Эсте XVI в., архитектурный комплекс которой включал дворец и пышные сады с фонтанами. Лист создаёт виртуозную, романтическую пьесу «Фонтаны виллы д. Эсте», в которой слышен трепет и мерцание водяных струй.

Русские композиторы–путешественники

Основоположнику русской классической музыки М. И. Глинке удалось побывать в разных странах, в том числе – в Испании. Композитор много ездил верхом по селениям страны, изучая местные обычаи, нравы, испанскую музыкальную культуру. В итоге были написаны блестящие «Испанские увертюры».

М. И. Глинка. Арагонская хота.

Великолепная «Арагонская хота» основана на подлинных танцевальных мелодиях провинции Арагон. Музыка этого произведения характеризуется яркостью красок, сочностью контрастов. Особенно эффектно звучат в оркестре кастаньеты – столь типичные для испанского фольклора.

Жизнерадостная грациозная тема хоты врывается в музыкальный контекст, после медленного величавого вступления, с блеском, подобно «струе фонтана» (по замечанию одного из классиков музыковедения Б. Асафьева), постепенно превращаясь в ликующий поток безудержного народного веселья.

М. И. Глинка Арагонская хота (с танцем)

М.А. Балакирев был восхищён колдовской природой Кавказа, его легендами, музыкой горцев.

Он создаёт фортепианную фантазию «Исламей» на тему кабардинской народной пляски, романс «Грузинская песня», симфоническую поэму «Тамара» по известному стихотворению М. Ю. Лермонтова, которое оказалось созвучно замыслам композитора.

В основе  поэтического создания Лермонтова лежит легенда о прекрасной и коварной царице Тамаре, зазывающей рыцарей в башню и обрекающей их на смерть.

М. А. Балакирев «Тамара».

Вступление Поэмы рисует мрачную картину Дарьяльского ущелья, а в центральной части произведения звучат яркие, полные страсти мелодии в восточном стиле, раскрывающие образ легендарной царицы. Завершает Поэму сдержанная драматическая музыка, указывающая на трагическую судьбу поклонников лукавой царицы Тамары.

Мир стал тесен

Экзотический Восток влечёт к путешествиям К. Сен-Санса, и он посещает Египет, Алжир, Южную Америку, Азию. Плодом ознакомления композитора с культурой этих стран явились сочинения: оркестровая «Алжирская сюита», фантазия «Африка» для фортепиано и оркестра, «Персидские мелодии» для голоса с фортепиано.

Композиторам XX в. не нужно было неделями трястись в дилижансе по бездорожью, чтобы увидеть красоты дальних стран. Английский музыкальный классик Б. Бриттен в 1956 г. отправился в большое путешествие и побывал в Индии, Индонезии, Японии, на Цейлоне.

Балет – сказка «Принц пагод» родился под впечатлением от этого грандиозного вояжа.

История о том, как злая дочь Императора Эллин отнимает у отца корону, а у сестры Розы пытается отнять жениха, соткана из многих европейских сказок, вкраплены туда и сюжеты восточных легенд.

Прелестную и благородную принцессу Розу коварный Шут увлекает в мифическое Царство Пагод, где её встречает заколдованный в чудище-Саламандера Принц.

Поцелуй принцессы снимает чары. Заканчивается балет возвращением на трон отца-Императора и свадьбой Розы с Принцем. Оркестровая партия сцены свидания Розы и Саламандера насыщена экзотическими звучаниями, напоминающими балийский гамелан.

Б. Бриттен «Принц Пагод» (принцесса Роза, Саламандер и Шут).

Источник: http://domisol.ucoz.com/publ/kharakter_i_vozdejstvie_muzyki_issledovanija_vzjatye_na_raznykh_sajtakh/muzyka_rozhdennaja_puteshestvijami/5-1-0-3

Музыка из «В мире животных» в оригинале о Марии и Иосифе — Храм Христа Спасителя

Наверняка, многие хорошо помнят известную мелодию из заставки к телепередаче «В мире животных». И также хорошо помнят, что называлась эта композиция «Жаворонок». Вот она в исполнении всемирно-известного оркестра под управлением знаменитого французского композитора, аранжировщика и дирижера Поля Мориа:

Но, оказывается, всё было несколько иначе.

Автором мелодии является аргентинский композитор Ариэль Рамирес, который написал кантату для хора «Рождество Господне» (исп. Navidad Nuestra) на слова Феликса Лу́на (Félix Luna) (1964). Кантата состоит из 12 частей, а ее десятая часть называется «Паломничество» (исп. La peregrinación, huella), и она как самостоятельная песня до сих пор очень популярна в испаноязычном мире.

Ариэль Рамирес — один из самых известных аргентинских композиторов XX века, пианист и дирижер, ушедший от нас не так давно, в 2010-м. Его перу принадлежит, например, музыка к любимой нами самбе «Alfonsina y el Mar».

Самое известное музыкальное произведение Рамиреса называется «Misa Criolla», т.е. «Креольская месса», и написано оно в 1964 году.

В Латинской Америке XVIII—XIX веков фольклорная музыка часто рождалась из классической европейской церковной музыки того времени. Рамирес фактически сделал обратный ход: «Креольская месса» — это настоящая католическая Месса, разные части которой выполнены в различных жанрах латиноамериканской фольклорной музыки.

То есть, изначально — классический евангельский сюжет о путешествии Иосифа и Марии в соседний Вифлеем для участия в переписи населения, в ходе которого Мария и родила в хлеву Господа нашего Иисуса Христа. Помимо музыки Рамиреса, там ещё совершенно удивительные стихи Феликса Луны о путешествии двух близких людей и разлитом вокруг них предчувствии рождения Сына Божьего.

Услышав эту песню в исполнении аргентинской певицы Мерседес Соса, французский шансонье Жиль Дрё (Gilles Dreu) попросил поэта-песенника Пьера Деланоэ сделать адаптацию, и тот использовал созвучие первых слов оригинала A la huella (русск. «В след») и французского слова Alouette («Жаворонок»). Эта версия стала эстрадным шлягером 1968 года, после чего её аранжировал Поль Мориа, и она стала всемирно известной эстрадно-симфонической композицией.

***

А вот как звучит латиноамериканский оригинал:

Испанский текст этой рождественской кантаты:

A la huella, a la huella José y María
Por las pampas heladas Cardos y ortigas.
A la huella, a la huella Cortando campo
No hay cobijo ni fonda Sigan andando.

Florecita del campo, Clavel del aire
Si ninguno te aloja ¿Adónde naces?
¿Donde naces, florcita? Que estas creciendo,
Palomita asustada, Grillo sin sueño.

A la huella, a la huella José y María
Con un dios escondido Nadie sabía.

A la huella, a la huella Los peregrinos
Préstenme una tapera Para mi niño.
A la huella, a la huella Soles y lunas
Los ojitos de almendra Piel de aceituna.

Ay burrito del campo Ay buey barcino
Que mi niño ya viene, Háganle sitio.
Un ranchito de quincha Solo me ampara
Dos alientos amigos La luna clara

A la huella, a la huella José y María
Con un dios escondido Nadie sabia.

Подстрочный перевод слов песни на русский язык:

«О, Иосиф и Мария, через замерзшие пампасы, где репейники и крапива,
вы идете друг за другом напрямик через поле. Нет для вас ни пристанища, ни гостиницы, вы продолжаете путь.

Полевой цветочек, воздушная гвоздика*, о, если никто не даст тебе крова, где ты родишься?
Где родишься, растущий цветочек, испуганный голубок, бессонный сверчок?
Вы идете друг за другом, Иосиф и Мария, в которой сокрыт Бог, и никто не знал об этом.
Вы идете друг за другом, путники.

Дайте мне приют ради моего сына.
Вы идете друг за другом. Солнце и луна, глаза как миндаль, оливковая кожа.
Деревенский ослик, пегий вол, уже скоро появится мой сынок, приготовьте для него место!
Тростниковая хижина — мой единственный кров, два дружеских дыхания, ясная луна.

Вы идете друг за другом, Иосиф и Мария, в которой сокрыт Бог, и никто не знал об этом.
Вы в пути, Иосиф и Мария».

А вот — попытка переложить русские слова в песню:

Вот идут шаг за шагом Иосиф, Мария
Все идут через горы, селенья, поля,
По долам, по заросшим крапивой местам…
«Нет приюта нигде», – тихо молвят уста.

Неизвестность тревожит: если скоро рожать,
Не в дороге быть надо, а дома лежать.
Где родишься, цветочек, бессонный сверчок?
Всё сильнее во чреве стучит кулачок.

Шли Иосиф с Марией дорогой отцов
С Божьим Сыном, сокрытым от всех мудрецов.

Все идут шаг за шагом и глаз не сомкнут,
То Луна сменит Солнце, то Солнце Луну.
Примут даже развалины в час Рождества
Ниспослание Духа и плод естества.

Им богатых хоромов не нужен прием –
Лишь Звезда над Луной и дыханье вдвоем, –
Закуток неприглядный с тростниковой стеной…
А с Востока волхвы жаждут встречи со Мной.

Шли Иосиф с Марией дорогой отцов
С Божьим Сыном, сокрытым от всех мудрецов.

И ведут шаг за шагом нас к Богу Иосиф с Марией.

***

Осталось, чтобы кто-нибудь эту песню профессионально спел и записал с русским текстом.

© gcshelp.org

Источник: http://russia-church.com/muzyka-iz-v-mire-zhivotnyx-v-originale-o-marii-i-iosife/

Оливье Мессиан. Музыка, рожденная птицами – Радио Аристократы

Произведения французского композитора Оливье Мессиана (1908-1992) сложно вписать в какое-либо музыкальное направление XX века. Он черпал вдохновение у пения птиц и давал концерты, даже будучи заключенным в концлагере.

О насыщенной творческой жизни Мессиана в рамках Университета Культурного Проекта на Радио Аристократы рассказывает композитор и музыковед Алексей Войтенко.

Прожить год как композитор

Оливье Мессиан важен для широкого контекста истории европейской музыки. Его творчество — уникальный пантеистический сплав европейских и восточных традиций.

Мессиан был не только композитором, но и блистательным исполнителем, пианистом и, в первую очередь, органистом. Так, на протяжении более 60 лет Оливье был главным органистом в Церкви Святой Троицы в Париже.

Помимо этого, он являлся так же теоретиком, педагогом и орнитологом.

Возникает закономерный вопрос: если человек был занят в стольких отраслях, каким же образом ему удавалось сосредоточиться на сочинении музыки? Ответ нам дает сам композитор:

«Если мне удается три месяца в году заниматься только сочинением музыки и больше ничем, то я считаю, что прожил этот год как композитор. Если же я отдал сочинению хотя бы два месяца и три недели, значит, этот год я потерял”.

Источник: filnsk.ru

«Молодая Франция»: авторы, лишенные шаблонов

Оливье Мессиан родился в 1908 году во французском городе Авиньон. Таким образом, его современниками и почти сверстниками являются композиторы Дмитрий Шостакович, Витольд Лютославский, Бенджамин Бриттен и Джон Кейдж.

В 11 лет одаренный юноша поступил в Парижскую консерваторию, где его педагогами были известные музыканты Поль Дюка, который преподавал у Мессиана композицию, Морис Эммануэль, читавший у него курс истории музыки, и Марсель Дюпре, обучавший Мессиана искусству игры на органе.

В 1935 году Оливье Мессиан вместе со своими коллегами Андре Жоливе, Даниэлем-Лесюром и Ивом Бодрие организовал группу под названием «Молодая Франция». Композиторы стремились распространять произведения молодых авторов, удаленные как от академических, так и от радикальных шаблонов.

Читайте также:  Как выбрать синтезатор для ребёнка детский синтезатор – любимая игрушка малыша

«Это случилось в концлагере  на улице под холодным дождем»

Группа «Молодая Франция» просуществовала всего несколько лет. В 1939 году в ее деятельность вмешалась Вторая Мировая война. Оливье Мессиан был призван на фронт, а в июне 1940 года попал в плен. Композитора разместили в концлагере Шталаг VIII А, который располагался в немецком городе Герлиц (ныне — польский Згожелец).

Источник: photochronograph.ru

Благодаря поддержке одного из надзирателей концлагеря, Оливье получил не только нотную бумагу, но и возможность сочинять. Так родилось одно из самых замечательных камерных сочинений ХХ века «Квартет на конец времени».

И человеческий, и творческий подвиг Мессиана является буквальной иллюстрацией к учению австрийского психиатра Виктора Франкла, который тоже прошел через нацистский концлагерь и задокументировал свой опыт выживания в труде «Человек в поисках смысла».

Премьера «Квартета на конец времени» состоялась 15 января 1941 года. Это случилось в концлагере — на улице под холодным дождем.

В этом произведении Оливье Мессиан впервые воплотил свои оригинальные идеи, связанные с использованием индийской ритмики. Источником вдохновения Оливье был трактат «Океан музыки», написанный в III веке индийским теоретиком по имени Шарнгадева.

«Турангалила»: что в имени тебе моем?

В свободном переводе с санскрита «турангалила» означает «песнь любви», но Мессиан понимал это слово шире — для него оно означало возможно,  «силу жизни и могущества творческого».

Мессиан не использовал его в качестве имени девушки, как об этом говорили, он делал это в виду фонетических свойств слова:

«Хорошо произнесенное, оно приятно для слуха. Я не думал о знаке зодиака и о зодиакальных влияниях. Мне сказали, что раз я родился 10 декабря, то я принадлежу знаку Стрельца. Я разделяю честь принадлежать ему вместе с Гектором Берлиозом и Райнером Марией Рильке — мой любимый музыкант, мой любимый поэт».

«Знак Стрельца представлен кентавром, стреляющим из лука.  Двойная природа кентавра и восходящее движение стрелы – не они ли совмещаются в слове «турангалила»? Я не знал значения слова «турангалила», когда я его выбрал. Я не подозревал к тому же, что я стрелец. Нет ли какого-то предопределения к моему обращению к этому слову? Я сомневаюсь», — говорил Оливье Мессиан.

Симфония «Турангалила», одно из самых известных и популярных произведений Мессиана, была написана в 1948 году. Ее премьера состоялась 2 декабря 1949 года под управлением дирижера Леонарда Бернстайн.

Сольную партию фортепиано исполняла Ивонна Лорио — многолетняя супруга, спутница жизни, ассистент Оливье Мессиана, выдающаяся пианистка, эталонный исполнитель его многочисленных фортепианных сочинений.

«Слушайте птиц они великие мастера»

Так говорил композитор Поль Дюка своему молодому ученику Оливье Мессиану.  

«Признаюсь, что, не дожидаясь этого совета, я восхищался, анализировал и записывал пение птиц. Их одновременное пение рождает превосходное сочетание смешанных ритмических педалей. Мелодические линии птичьего пения, особенно черных дроздов, превосходит воображение человеческой фантазии”, — говорил Мессиан.

Основными сочинениями, в которых Оливье Мессиан опирался на материал, добытый им в орнитологических экспедициях, являются «Черный дрозд», «Пробуждение птиц», «Экзотические птицы», а также «Каталог птиц».

Педагогическая методика Мессиана

Источник: classicalmusicnews.ru

Преподавать Мессина начал еще в 30-е годы. Среди предметов, которые он вел, были анализ, чтение с листа по фортепиано, также импровизация на органе. Кроме того, композитор читал курсы ритмики, греческой метрики, индийского ритма и орнитологии.

После возвращения из немецкого плена, в 1942 году [Мессиан был освобожден из концлагеря в марте 1941-го — ред.], Оливье стал преподавать в Парижской консерватории. И его класс анализа — как называл его сам композитор, класс суперкомпозиции, — приобрел широчайшую известность.

Среди самых известных его учеников: Янис Ксенакис, Пьер Булез, Карлхайнц Штокхаузен, Жан Барраке, Горацио Радулеску, Жерар Гризе и Тристан Мюрай.

Каждый год Оливье с учениками выбирал определенную тему. Так, например, один год они изучали фортепианную музыку, после занимались оперой. «Я посвятил также один год исключительно ритму. Это явилось настоящей революцией», — говорил Мессиан.

Последнее произведение, которое начал сочинять Оливье Мессиан, — «Концерт для четырех». Он не успел завершить его самостоятельно. Уже после смерти ему помогли близкие: супруга Ивонна Ларион, ученик Джордж Бенджамин, а также швейцарский гобоист, композитор Хайнц Холлигер.

Источник: https://aristocrats.fm/olive-messian-muzyka-rozhdennaya-ptitsami/

Музыка и ритм дорог

Мое приветствие всем! Перед тем как подробно перейти уже непосредственно к теме поездок по России (и не только) пришла мысль открыть новую рубрику. Назову ее пока просто и не замысловато –  «Музыка». В данном разделе будут находиться песни и композиции так или иначе связанные с Дорогой и Путешествиями.

С ними ты, уважаемый читатель,  никогда не будешь одинок.

Итак. С чего бы нам начать?

Ну, с учетом того, что стартовал сезон отпусков, улетающим я бы порекомендовал следующее:

Для мужчин…

Барыкин – Аэропорт

и дамам …

Света – Дорога в аэропорт

Последняя песня по-женски мелодична и красива.  А вот эта, уже чуток в другом настроении: Елка – Прованс

Причем если вы летите на море (ну а куда же еще?:)))) можете поставить  и старую пластинку:

Юрий Антонов – Дорога к морю

С теми, кто предпочитает ЖД транспорт,  я делюсь следующим:

Несчастный случай – Сел и поехал

А вы думали я вам «Голубой вагон» предложу? Хотя… детям очень даже!

Парням на железных конях – группа Ария. Без вариантов!

Ария – Беспечный Ангел

Мои друзья сказали мне, что это песня обо мне, что, признаюсь честно, невероятно польстило

Давайте не оставим без внимания и автомобилистов. Предлагаю следующее:

Алиса – Трасса Е-95

Машина времени – Поворот

Город 312-213 дорог
Сплин – Остаемся зимовать

ДДТ  – Ты не один

Последняя предназначалась больше дальнобойщикам и автотуристам, а вот водителям «скорой неотложной» вполне подойдет следующая песня от наших славянских братьев

Океан Эльзы   – 911

Если вы на такси, то

Игорь Николаев – Такси

Если ночью и в хорошем настроении

Крис Кельми – Ночной рандеву

Если автостопом

Группа МарлИны (Владивосток) –  Вслед за солнцем на попутках

Кстати ребята скоро выпускают фильм о своем путешествии автостопом из Владивостока в Калининград.

Для любителей родного края (это про меня!)

Вторая песня разбойников из мультфильма  “Бременские музыканты”

Что еще?

Если вы на внедорожнике, то вполне подойдет следующая хулиганская песня, услышанная мною впервые. Прошу простить ребят за слог, но все честно.

БАМ   Песня о трех жизненных ценностях

А достаточно будет и этой

Гардемарины вперед! – Дороги

Если вы решили по воде то только эту

Высоцкий – Корабли постоят и ложатся на курс

Если в космос (сейчас это становится нормой)

Земляне –  Трава у дома

Кого еще забыли? Велосипедистов!

Б. Савельев, А. Хайт  – Кручу, кручу. кручу педали кручу

И пешеходов!

Игорь Саруханов – Кара-Кум

Ну а если вы предпочитаете бардовскую песню, рекомендую:

Тэм Гринхилл   – Зимние странствия (Здесь тихо и в ночи горит огонь…)

Ю. Визбор –  Ночная дорога
Юрий Кукин – Туристская

Давайте не забудем и наших иностранных коллег, да и просто любителей чужого

Emiliana Torini – Sunny Road
По-моему девушка от души спела. Нет?

Но самая моя любимая (или может я просто был «в том» настроении)

Владимир Ланцберг  Пора в дорогу, старина…

Ну а закончу я свой список «Русского путешествия» песней группы Земляне «Путь домой»

Хорошо, что есть на свете

Это счастье – путь домой

З.Ы. Друзья! Тема песен о дороге, бесконечна до самого горизонта. Присылайте свои варианты – создадим сборник “Русского путешествия”

Источник: http://rus-travelling.ru/muzyka/muzyka-i-ritm-dorog.html

Музыкальное путешествие

Главной темой многих произведений Бетховена была борьба людей за своё счастье и стремление к свободе. Герой Бетховена, как и он сам, – неистовый борец, мыслитель, личность, обладающая богатым внутренним миром. Высшее предназначение своего искусства, которому он следовал до конца жизни, Бетховен выразил всего одной фразой: «Музыка должна высекать огонь из сердец человеческих»…

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 4 класс.

Творчество Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена мы ценим за жизнеутверждающий характер, ясность и выразительность музыкального языка. При этом музыка каждого из этих композиторов имеет свои яркие особенности.

Так, в произведениях Гайдна преобладают светлые, радостные настроения, у Бетховена – настроения драматические, отражающие борьбу, стремление к победе. У Моцарта особенной глубиной отличаются лирические образы.

И радость, и печаль запечатлены у композитора в ярких запоминающихся мелодиях, передающих чувства человека, его душевные переживания…

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 4 класс.

Вена – центр огромной страны – вбирала в себя неисчерпаемые фольклорные богатства. Венский простой люд был очень музыкален. В домах и на улицах города, на многочисленных народных гуляниях, наряду с австрийскими песнями раздавались звуки венгерского чардаша и полных глубокого чувства мелодий сердца Европы – западного славянства.

Процветали австрийские танцы – лендлеры и вальсы. Народные мелодии и музыкальные жанры вливались в музыку венских композиторов совершенно естественно, часто неприметно для них самих, а заодно и для их аристократических слушателей.

Огромное значение для мировой музыкальной культуры имеет творчество австрийских композиторов – Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена…

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 4 класс.

Для итальянского народа опера является одним из любимых музыкальных жанров. Захватывающие сюжеты, пышные декорации, прекрасное исполнение издавна сделали оперу всеобщим предметом поклонения.

Верди стал живым классиком итальянской музыки. В своей музыке композитор сумел передать переживания и надежды итальянского народа.

Пламенность чувств, призыв к борьбе он отразил в ярких запоминающихся мелодиях, энергичных ритмах…

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 4 класс.

Древняя Италия по праву считается хранительницей величайших исторических и художественных ценностей. Почти в каждом городе страны мы можем увидеть великолепные дворцы и храмы, фонтаны и парки, музеи и памятники. С Италией связаны имена гениев мировой художественной культуры.

Среди них Петрарка и Данте (литература), Леонардо да Винчи и Рафаэль (изобразительное искусство), Верди и Паганини (музыка). Многие иностранные композиторы стремились побывать в Италии – на родине оперы, родине прекрасного пения – бельканто.

Сегодня мы совершим музыкальное путешествие в прекрасную Италию – страну южных морей и гор, залитых солнцем долин, садов и виноградников…

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 4 класс.

Представьте, что вы пришли в концертный зал. На сцене необычное «общество» – пюпитры, стулья, на них – музыкальные инструменты. Потом на эстраду вышли люди, одетые, как на бал: мужчины в черных фраках, дамы в красивых платьях.

Расселись, взяли в руки свои инструменты, и вдруг началось нечто невообразимое! Хаос звуков! Страшный шум! Это музыканты проверяют настройку инструментов. А затем на сцену вышел ещё один человек во фраке с палочкой в руках, повернулся к нам спиной, взмахнул волшебной палочкой и …

Читайте также:  Как стать музыкантом простые стратегии достижения желаемой цели

совершилось чудо – зазвучала МУЗЫКА. Играет симфонический оркестр…

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 4 класс.

Музыкант-философ Александр Николаевич Скрябин, чьё творчество оказалось созвучным бурной эпохе рубежа двух веков, отразило его смелые поиски новых путей. Стремление к идеалам добра, справедливости и всеобщего братства людей пронизывает всё его музыкальное искусство.

В далёком 1910 году он завершил своё гениальное творение – симфоническую поэму «Прометей».

И поскольку героем является в поэме легендарный похититель огня, подаривший человечеству этот символ цивилизации, композитор впервые вводит в партитуру музыкального произведения «голос» огня – впервые сочетает музыку со светом и цветом, становясь родоначальником нового направления в музыкальном искусстве – цветомузыки…

Комплект для проведения урока музыки.

Оливье Мессиан – один из самых ярких, универсальных и своеобразных музыкантов ХХ века. Современникам казалось, что творческий путь Мессиана был спокоен и тих, ведь всю жизнь он был верен двум занятиям – музыке и орнитологии, а историки музыки нередко сравнивают его с Бахом.

Будучи примерным католиком, значительную часть своей жизни он проработал церковным органистом, написавшим немало произведений духовного содержания.

Оливье Мессиан – композитор, который придумал свою музыкальную и мировоззренческую Вселенную, свой музыкальный и ритмический порядок, при этом сам уверял, что не придумал ничего нового…

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 4 класс.

Карнавал – это народный танец-шествие, первоначально возникший в Италии. Карнавал – это веселье и радость, море красок, обилие зажигательных мелодий и ритмов. Его участники одеты в яркие костюмы и маски. Привычными гостями итальянских карнавалов являются любимые народно-комедийные персонажи.

Среди них задира и насмешник Пульчинелла, нескладный и ребячливый Арлекин, мечтательный Пьеро. Эти персонажи показывают весёлые представления. Развлекая народ, они много балагурят, танцуют и поют.

Итак, поднимем крышку рояля, пригласим пианиста и – на карнавал! Мы отправляемся на «Карнавал» немецкого композитора Роберта Шумана…

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 4 класс.

Много разных стран есть на свете, и почти в каждой из них есть свои особенности. Сегодня с помощью музыки мы с вами совершим путешествие в северную страну, которая называется Норвегией.

Это суровый, холодный, но необыкновенно красивый край: неприступные горные скалы летом одеты в ярко-зелёный наряд, а зимой – в сверкающий белый. Глубоко врезаются в берег узкие и извилистые морские заливы – фьорды. Северное небо отражается в синих бездонных озёрах.

Здесь, в Норвегии, городе Бергене 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ, норвежский композитор, чьё творчество неразрывно связано с мелодиями его родины…

Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 4 класс.

Источник: http://music-fantasy.ru/muzykalnoe-puteshestvie

Топ-10 песен для путешествий

Приближаются теплые весенние дни, а самое главное — майские праздники, во время которых все стараются улизнуть за город.

Будет это веселая поездка по европейским городам большой команией, как в “Евротуре”, или же погружение в экзотическую культуру Индии или Бали, как в фильме с Джулией Робертс “Ешь, молись, люби”, а может быть, просто очень долгая прогулка по диковинному Токио, как в “Трудностях перевода”, — решать вам. Главное, не забудьте заранее составить плейлист к своей поездке. И вот с этим мы вам с радостью поможем: десятку песен из фильмов нулевых о путешествиях мы уже выбрали.

“Элизабеттаун” (2005)

Песня: U2 — Pride In The Name Of Love

Наш любимый момент в фильме Кэмерона Кроу “Элизабеттаун” — тот, когда героиня Кирстен Данст “учит” нового приятеля Дрю (Орландо Блума) путешествовать на автомобиле, придумав ему маршрут и собрав для него всю нужную музыку на дисках.

Среди выбранных песен мы нашли Pride In The Name Of Love — извечную классику U2, — которая играет в фильме, когда Дрю по пути ненадолго забегает в мотель Lerraine в Мемфисе.

 “А сразу за углом — мотель Lerraine и балкон, на котором выступал сам Мартин Лютер Кинг, — написала Кирстен в толкованиях маршрута. — И номер 306, где он испустил дух”. 

“Почти знаменит” (2000)

Песня: Elton John — Tiny Dancer

Фильм о пятнадцатилетнем мальчугане, который без оглядки отправился в турне по США с начинающей рок-группой Stillwater. Нам в фильме нравится все: от автобусных переездов из города в город и приключений до молодой и безбашенной Кейт Хадсон. Ну и конечно, любимая дорожная песня героев — Tiny Dancer Элтона Джона. 

“Вики Кристина Барселона” (2008)

Песня: Giulia & Los Tellarini — Barcelona

Главная песня из фильма Вуди Аллена “Вики Кристина Барселона” после просмотра фильма для нас превратилась в песню этого города — жаркого, диковинного, страстного. Если отправимся в Испанию, в наушниках будет звучать именно она.  

“Мне бы в небо” (2009)

Песня: Iggy Pop — The Passenger

Хотя путешествие для героя Джорджа Клуни Райана из фильма Джейсона Райтмана “Мне бы в небо” всегда равно перелету из одного города в другой, заселению в отель и времяпрепровождению в стенах гостиничного номера или бара, это не отменяет авантюр. Слушаешь композицию Iggy Pop Passenger 1998 года — и думаешь, что приключения могут начаться где угодно.

“Трудности перевода” (2003)

Песня: Phoenix — Too Young

Про взрывную песню Too Young французской рок-группы Phoenix мы точно вспомним, когда окажемся в Токио, — и сорвемся в долгую прогулку по аляпистой японской столице, прямо как Билл Мюррей и Скарлетт Йоханссон в “Трудностях перевода” Софии Копполы. 

“Евротур” (2004)

Песня: Lustra — Scotty Doesn't Know

В дорожной подборке мы, конечно, никак не могли обойтись без “Евротура” Джефа Шеффера, ведь о сумасшедшей, “пьяно-молодой”, амбициозной поездке в далекие города втайне мечтает каждый. Песня Scotty Doesn't Know лос-анджелесской группы Lustra в фильме запомнилась нам ярче всего — как песня приключения, попадания в передрягу и безудержного, искрометного веселья. 

“Пляж” (2000)

Песня: Moby — Porcelain

Композиция Moby Porcelain из фильма “Пляж” Дэнни Бойла с Леонардо Ди Каприо в главной роли пригодится, когда вы решите направиться в экзотические страны, скажем, в Таиланд. В песне, как и в самой стране, есть какая-то чарующая и влекущая за собой мистика, разморенная морем и солнцем запретная загадка.

“Воспитание чувств” (2008)

Песня: Juliette Greco — Sous Le Ciel de Paris

Для шестнадцатилетней Дженни из драмы Лоне Шерфига “Воспитание чувств” поездка в Париж была чем-то вроде глотка свежего воздуха, как бывает, когда птичка выпорхнула из клетки.

Музыка Парижа — несомненно, Sous Le Ciel de Paris 1951 года в исполнении шансон-певицы Жюльетт Греко, под которую хочется надеть лодочки и коктейльное платье, сделать высокую прическу и отправиться на прогулку вдоль Сены.

“Ешь, молись, люби” (2010)

Песня: Sly & The Family Stone — Thank You

Все мы помним, как после просмотра экранизации романа Элизабет Гилберт “Ешь, молись, люби” нам захотелось в Рим, в Индию и на Бали! Или — чего уж там — захотелось просто вырваться из рутины и отправиться в экзотические райские кущи, ездить на велосипеде и медитировать. Конечно же, все это — под песню Sly & The Family Stone Thank You, которая сама вас направит туда, куда нужно. 

“Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники” (2007)

Песня: The Rolling Stones — Play With Fire

Завершает нашу подборку большая песня — Play With Fire 1965 года в исполнении извечных The Rolling Sones, которая звучала в “Поезде на Дарджилинг…” Уэса Андерсона с Оуэном Уилсоном, Эдрианом Броуди и Джейсоном Шварцманом в главных ролях.

По сюжету три непутевых братца, которые не ладят друг с другом, все разом оказываются в поезде, идущем через Индию.

Что ж, после просмотра фильма мы поняли одно: путешествие, на поезде или на машине, на автобусе или самолете, — это целая маленькая жизнь со ссорами и примирениями, шутками и страшными историями, прожить которую надо на полную катушку. И в этом вам, конечно, поможет музыка. 

Подготовила: Екатерина Ухлинова

Источник: https://www.buro247.ru/music/expert/6424.html

Музыка для путешествий

Как известно, для хорошей дороги нужны две вещи: хорошее настроение и хорошая музыка в плеере. У каждого свои вкусы, но мы позволим себе неслыханную дерзость и порекомендуем свои саундтреки для счастливых странствий. Тем более сейчас это так актуально. Лето…

Iggy Pop – «Passenger»

До ужаса примитивный, но бесконечно офигенный бессмертный хит старины Игги. Самая дорожная песня в истории рок-музыки, идеально подходящая для путешествий в любом виде транспорта, но с одной оговоркой: передвигаемся на месте пассажира.

По одной версии, Игги написал его, впечатлившись поэзией Джима Моррисона, по другой, под впечатлением от художественного фильма «Пассажир» Микеланджело Антониони.

Есть более прозаичная версия, что товарищ Поп написал её во время своего берлинского периода жизни, куда он поехал с Девидом Боуи, дабы избавиться от наркозависимости.

Просто во время катания в Берлинском метро пришли на ум слова. Вот так рождаются лучшие дорожные хиты.

Gogol Bordello – «Wonderlust King»

Песня для путешествий в большой весёлой компании, с минимумом денег и максимумом хорошего настроения.

В переводе с английского слово «wonderlust» переводится как «страсть к путешествиям». Разумеется, этот трансконтинентальный хит не мог обойти наш хит-парад.

Да и вообще, как можно говорить о песнях для путешествий и не упомянуть группу-кочевницу! Вокалист «Борделя имени Гоголя» Евген Гудзь всю свою жизнь странствует по миру в поисках вдохновения, безудержного веселья и, как ни странно, гражданства. Так что песню можно назвать автобиографической.

Василий Чернов – «Pulse Of The Earth»

На YouTube полно роликов с названиями типа «Интересный гитарист на Невском, СПб», «Гитарист музицирует на самодельной 12-струнной гитаре». В них простоватый мужичок наперевес с огромной, больше него, двенадцатиструнной гитарой творит форменное волшебство.

Зовут его Василий Чернов, живёт он в Петербурге, и о нём известно на самом деле очень мало, кроме того, что он чёртов гений! Играть на двенадцатиструнном басу очень и очень сложно. Пускай по мастерству игры на этом чудовище он не дотягивает до таких общепризнанных гениев, как Тони Левин, но это с лихвой компенсируется его композиторским даром.

Поэтому остаётся надеяться, что кто-нибудь основательно возьмётся за Василия и приведёт к вершинам музыкальной индустрии, поскольку он этого достоин.

На наш субъективный взгляд, пока что он не сочинил ничего лучше этой композиции. «Пульс Земли»… Лучше всего он ощущается во время путешествий. Песня для путешествий на закате, с прислонённой к стеклу автобуса головой. За окном поля сменяются лесополосами, и ощущение, будто ты стал на пару десятков лет старше. Вот такая музыка.

Читайте также:  Диджериду – этнический инструмент австралийских аборигенов.

Beirut – «Nantes»

Ещё одна горячо любимая группа. Как раз для дальних странствий. «Бейрут» в каждом новом альбоме, в каждой новой песне презентует новые музыкальные традиции и новую страну. Балканская феерия сменяется изысканным французским вином и ароматом дорогого сыра.

Отлично подходит для прогулок по старой брусчатке какой-нибудь европейской столицы (хотя, казалось бы, её нужно слушать только в славном французском городе Нанте) в жаркий летний день, бесконечных селфи на фоне достопримечательностей и познания гастрономических особенностей страны на ходу.

Chris Rea – «Looking For The Summer»

На свете не так много музыкантов, у которых нет плохих песен. Его величество Кристофер Ри – один из них.

Почти от каждой его песни отдаёт бензином, ночным хайвеем и фильмами вроде «Харли Девидсон и Ковбой Мальборро», а его вымоченный в бочке с бурбоном, проигранный в карты баритон потрясает до глубины души. Сложно выбрать какую-тот одну песню.

Самой логичной кажется величайшая «Road to hell», тем более что действие там разворачивается как раз на автостраде, с обилием аллегорий дороги. Но есть «Auberge», которая звучит, как поездка по пустынному хайвею в Лас-Вегас.

А ещё есть потрясающая и спокойная «Looking for the summer» – песня для любого времени года. Так что настоятельно рекомендуем, прежде чем ты сядешь за руль и поедешь в ночь по трассе куда-нибудь далеко-далеко, запастись композициями мистера Ри. Под него ехать – одно удовольствие.

The Doors – «Riders on the storm»

Ещё одна композиция для езды за рулём своего «Кадиллака» 71-го года по ночной трассе под слабым дождём на небольшой скорости.

Под неё ты точно не заснёшь, но и желания ударить по газам не возникнет.

Вкрадчивый голос Моррисона под респектабельные клавиши Манзарека – лучшее музыкальное сопровождение, для того чтобы на расслабоне покинуть надоевший и задыхающийся в собственных газах город.

Gipsy kings – «Escucha may»

Если ты цыган, или поехал в жаркие страны, или уезжаешь из Руси куда подальше, то лучше делать это под Gipsy Kings. Сложно объяснить почему, просто подходит. Красивая песня с красивой мелодией и кричащим вокалом господина Армика.

System of a down – «Chop Suey»

Если вы едите большой толпой, и вам стало нестерпимо скучно, включите SOAD. Коллективное исполнение песен «Системы» изгоняет бесов, раздирает глотку и улучшает артикуляцию. Никто не может петь, как Танкян, но все упорно пытаются повторить его скоростную тарабарщину. И в общем-то не важно, какая песня, важно то, как вы её поёте.

Bon Jovi – «Wanted Dead Or Alive»

В позднем детстве у меня сложился стереотип, что лучше Бон Джови для дальних поездок ничего не подходит. Наверное, поэтому его так любят американские дальнобойщики. А что, музыка прекрасная, вокал тоже хорош, да и тексты внушают, через песню упоминаются пресловутые «Хайвеи».

Важно только решить вечный спор, что больше подходит: старые хиты вроде «Living on a prayer», «Dead or Alive» и «You Give Love A Bad Namе» или более поздние альбомы «Have a nice day» и сам говорящий за себя «Lost Highway». Хотя умные люди возьмут в дальнюю дорогу и те, и другие песни.

Red Hot Chilly peppers – «Road Trippin»

Одна из самых меланхоличных песен одной из самых безбашенных групп. Тут нет привычного фанка, зато есть отличная гитара Фрусчанте. Для поездок на дальние расстояния в любом виде транспорта подходит идеально. Впрочем, если боишься заснуть за рулём, послушай более бодрые композиции коллектива или альбом Blood Sugar Sex magik. После него ещё долго не получится заснуть.

Дидюля – «Посылка из Румынии»

У Дидюли с композициями дела обстоят так же, как и с Beirut. Каждая песня, как путешествие в далёкую страну. Ещё лет 5 назад в каждом автомобиле (ну, практически каждом) валялся диск Дидюли. И надо сказать, эта музыка скрашивала любую поездку. Сейчас его слегка подзабыли, а зря, ибо хороший инструментал скрасит как пеший, так и автомобильный поход.

Високосный год – «Тихий огонёк моей души»

Вот сейчас мы вообще не шутим. До сих пор никто не смог придумать композицию лучше.

Представь картину: сидишь ты за баранкой, едешь по трассе M1, слева сидит Иваныч, в кузове – груз, в кабине – «ёкарный бабай», за окном – тополя да поля, небо озарилось нежным багрянцем заката, а «посреди огней вечерних и гудков машин мчится тихий огонёк твоей души». Лучшая песня для путешествия по русским дорогам.

Источник: https://BroDude.ru/muzyka-dlya-puteshestvij/

Музыкальные путешествия

Кантри можно назвать музыкальным фольклором Северной Америки, который объединил, казалось бы, необъединимое — европейскую народную музыку XVII-XVIII вв. и ковбойские баллады Дикого Запада.

Банджо, скрипка, гитара выводят мелодии, в которых можно услышать английские, ирландские и шотландские мотивы.

Со временем музыка кантри вышла на эстраду и стала коммерчески успешной, но до сих пор в горных районах Теннесси сохранилось настоящее кантри в нетронутом виде.


В Нэшвиле, который считается столицей кантри и одним из самых музыкальных городов Америки, работает Музей и Зал славы кантри, где, помимо всего прочего, выставлена машина и позолоченный рояль Элвиса Пресли, который начинал свою карьеру как раз в столице Теннесси.

Морна — Кабо-Верде

Крохотное государство в Западной Африке подарило миру собственный музыкальный стиль — морну. Возник он в начале XIX века на базе распространенного в Анголе музыкального направления лундум.

По другой версии, предок морны — модинья, городская песня, как правило, любовной тематики и сентиментального настроения. Модинья появилась в Бразилии и затем распространилась по другим португалоязычным странам.

Возможно, так она и встретилась с лундумом, и из этого союза на свет появилась морна.

Не случайно же многие ошибочно полагают, что самая известная исполнительница в этом жанре — Сезария Эвора — была родом из Латинской Америки.

Танго — Буэнос-Айрес

Столицу Аргентины невозможно представить без страстных ритмов танго. Один из самых известных парных танцев распространился по всему миру, но знатоки полагают, что самое аутентичное танго именно аргентинское.

Сегодня танго является одним из символов латиноамериканской культуры, поэтому с трудом верится, что выросло оно из африканских танцевальных форм. В конце XIX-начале XX вв.

танго попало в Европу, а затем и в США, где золотой век танго пришелся на время Великой депрессии — в истории этого танца почти все парадоксально. Астор Пьяццола, Аннибал Тройло, Освальдо Пульезе — вот только некоторые из имен великих творцов той эпохи.

В начале 1980-х танго пережило второе рождение, а в 2009 году было объявлено объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Джаз — Новый Орлеан

Наверно, мало что может сравнить по популярности с джазом. Как и многие другие виды музыкального искусства Америки, джаз — “полукровка”: он появился в результате смешение африканской и европейских культур. Это музыка свободных: подчиняясь только ритму, исполнитель ударяется в полную импровизацию.

Родоначальником джаза некоторые называют орлеанского корнетиста Бадли Болдена, а свои первые шаги в Новом Орлеане делали Джо «Кинг» Оливер, Джелли Ролл Мортон и великий Луи Армстронг. Хотя в 1930-е гг. пальму первенства в джазе перехватил Чикаго, лавры снова вернулись к Новому Орлеану в 1940-е гг., и джаз любят и играют в городе до сих пор.

Регги — Ямайка

Ямайка — это регги, а регги — это Боб Марли. Популярная музыка, появившаяся на острове в 1960-е, вскоре захватила весь мир. Одновременно и танцевальная, и релаксирующая, и протестная музыка пришлась по вкусу многим.

Регги тесно связан с идеями растафарианства, согласно которому африканцы — богоизбранный народ.

Интересно, что в отличие от многих других религий, растаманы не обязаны принимать участие в каких-то определенных ритуалах, главное — любовь к ближнему и отказ от западного общества.

 Чтобы отбросить шелуху и очиститься от ненужного понимания миру, следует употреблять каннабис и, конечно же, исполнять рэгги.

Фаду — Лиссабон

Сложные переживания, одиночество, ностальгия, грусть и любовное томление — все смешалось в особом чувстве saudade и музыкальном стиле фаду.

В плавильном котле смешались традиционная греческая, романская, арабская и бразильская музыка — и получилось фаду.

Несмотря на то, что Португалия относится к Южной Европе, португальцы отличаются от буйных и шумных испанцев, и для них очень важна национальная самоидентификация. Фаду как раз прекрасно служит для этой цели.

Королевой фаду считается Амалия Родригиш, а в популяризацию фаду огромный вклад внесла португальская исполнительница Мариза. В Лиссабоне исполняют фаду в так называемых домах фаду, местах с неповторимой атмосферой, живой музыкой и блюдами национальной кухни.

Шансон — Париж

Настоящий шансон играют не в московских такси, а в парижских кабаре. Прародителями шансона можно назвать средневековые песни труверов, а его современное звучание оформилось в конце XIX — первой половине XX вв. на сцене кабаре, откуда шансон перекочевал на эстраду.

Песни кабаре и французские реалистичные песни, исполняемые чаще всего женщинами, определили два направления развития шансона.

В классическом шансоне важна поэтическая составляющая, а автор обычно является и исполнителем.

Эдит Пиаф, Лео Ферре, Жорж Брассенс — это классический шансон, а вот Шарль Азнавур ближе к шансону эстрадному, где текст попроще, но публика все равно любила и любит и Ива Монтана, и Мирей Матье, и Джо Дассена.

Жунгдра — Бутан

Небольшое государство Бутан уникально всем, в том числе и своей культурой. Музыка здесь совершенно особенная, характерная только для этой области. Одной из направлений традиционной бутанской народной музыки — жунгдра — характеризуется использованием сложных удлинённых вокальных тонов, которые медленно украшают относительно простую инструментальную мелодию.

Для того, чтобы исполнять такую музыку, нужна особая подготовка, поэтому она не получила огромного распространения. Может быть, это и к лучшему, что жунгдра не стала поп-музыкой — хоть что-то в музыкальном мире остается аутентичным.

Босса-нова — Рио-де-Жанейро

Эту музыку не любить просто невозможно. Джаз, замешанный на местных ритмах, с привкусом океана и силуэтом девушки из Ипанемы. Тем не менее, босса-нова не родилась стихийно как афри-бразильское явления.

Это редкий пример осознанного создания музыкального стиля, и по поводу отцов расхождения нет: придумали босса-нову Жуан Жилберту и Антонио Карлос Жобим.

Первой грамзаписью босановы считается песня “Довольно грустить” (“Chega de Saudade”), появившаяся в 1958.

Родившись в районе Ипанема, босса-нова вскоре завоевала сердца миллионов и зазвучала в клабах, арт-кафе и просто на улицах и популярна до сих пор.

Баркаролла — Венеция

Речное судно для увеселительных прогулок дало название особому роду песен, исполняемых гондольерами. Баркароллы обычно плавны и певучи и исполняются под аккомпанемент волн и мерного покачивания лодки.

Лиричные баркароллы были особенно популярны в эпоху романтизма, и свои версии песни гондольеров предлагали известные композиторы, например, Мендельсон и Шопен.

Источник: https://blog.ostrovok.ru/muzykalnye-puteshestviya/

Ссылка на основную публикацию