Разбор произведения по музыкальной литературе

Произведения для анализа к экзамену по музыкальной литературе

Список произведений для экзамена по музыкальной литературе:

1. Шуберт Франц, «Прекрасная мельничиха». №1. «В путь!».

2. Шуберт Франц, «Прекрасная мельничиха». №20. «Колыбельная ручья».

3. Гендель Г.Ф. Ария Альмиры из оперы «Ринальдо».

4. Даргомыжский А.С., опера «Русалка». Ария «Мельника» из 1-го действия.

5. Шопен Ф. Мазурка ор.56, №2, до-мажор.

6. Чайковский П.И. «Детский альбом». Марш деревянных солдатиков.

7. Моцарт В.А. Соната №14, до-минор. 1-я часть.

8. Бетховен Л., «К Элизе».

9. Бах И.С., «Французская сюита» №2, до-минор. Аллеманда.

10. Глинка М.И., «Попутная песня».

11. Прокофьев С.С. «Ромео и Джульетта». «Монтекки и Капулетти».

   Умение анализировать произведение по нотам — главный навык, которым должен обладать ученик в конце обучения в ДМШ. На это направлены все учебные дисциплины. а музыкальная литература их синтезирует в единое целое. Предлагаю вам план анализа произведений, которого нужно будет придерживаться на экзамене.

План анализа произведения:

1. Композитор произведения (эпоха, национальная принадлежность, какие произведения знамениты или что проходили на уроках).

2. Характер произведения (назвать несколько эпитетов на прозвучавшую музыку -фрагмент будет исполнен педагогом).

Остальные пункты плана должны связно раскрыть, какими элементами музыкальной речи (мелодия, аккомпанемент и т. п.) композитор создал образ и характер.

3. Название произведения (прокомментировать жанр — песенный, танцевальный, маршевый; если это фрагмент из оперы или балета, сказать об этом и пояснить, что это за фрагмент).

4. Мелодия (вокального или инструментального типа.

5.Фактура (гомофонная — с разделением на мелодию и аккомпанемент, полифоническая — несколько самостоятельных мелодий, смешанная — сочетание гомофонного и полифонического типов).

6. Лад и тональность (тональность определяется по ключевым знакам, либо по нотам в первом и последнем тактах),

7. Темп, штрихи, динамика (знать перевод итальянских обозначений этих элементов музыкальной речи, встречающихся в нотах, связать с характером или образом).

8. Форма произведения (не больой объём листов — простая форма, более двух листов — сложная форма. Если есть репризы или повторы музыки — сложная трёхчастная или рондо).

        На экзамене нужно постараться соединить пункты плана в рассказ.

Некоторые ноты можно посмотреть прямо в блоге: annvic.mypage.ru/tag/%D1%8D%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5.%20%D0%BD%D0%BE%D1%82%D1%8B/

Источник: http://annvic.mypage.ru/bileti-i-voprosi-k-jekzamenu/proizvedeniya_dlya_analiza_k_ekzamenu_po_muzikalnoy_literat.html

Общее и особенное между разбором музыкального произведения и чтением с листа — Методическая страница — АсСоль

Общее и особенное между разбором музыкального произведения и чтением с листа

План-конспект

Цель урока: Систематизировать методы и способы работы, актуальные при разборе произведения, обозначить взаимодополняемость и взаимозависимость навыков чтения с листа и разбора музыкального произведения.

Задачи урока:

Сформировать знания об основных этапах разбора музыкального произведения.
Обосновать их необходимость, раскрыть особенности организации и проведения каждого этапа разбора.

Научить применять знания об основных этапах изучения музыкального произведения  при чтении произведения с листа.

Ход урока:

Введение.

Одними из главных задач в музыкальной педагогике являются этапы и методы освоения музыкального произведения. В работах выдающихся деятелей музыкального искусства уделяется весомое внимание к процессу работы над музыкальным произведением.

Например, Карл Черни обозначает этапы разбора музыкального произведения как «разбор, техническое освоение, художественная отделка»,  Александр Виницкий говорит о разборе музыкального произведения как о первоначальном формировании музыкального образа, техническом овладении произведения, исполнительской реализации музыкального образа. 

В то время, когда обучающийся начинает работать над разбором нового музыкального произведения, перед ним появляется немалое количество новых задач, а именно: следить за посадкой, за постановкой рук, за нотной грамотой, за приемами звукоизвлечения. Сохранить интерес к музыкальным занятиям среди множества задач непросто, но путь к процессу разбора произведения остается один — научить ребёнка правильно разбирать и разучивать музыкальный материал. 

Можно дать следующее определение процессу разбора музыкального произведения – это процедура постижения музыкально – художественной целостности, создания общего представления о произведении, выявления основных трудностей и эмоционального восприятия его в целом.

Необходимо отметить, что правильный разбор является очень важным этапом в работе над музыкальным произведением. Если обучающийся задерживается на данном этапе, то времени на работу над техническими трудностями и над музыкальным образом остается меньше. Именно поэтому необходимо учиться  правильно разбору на начальном этапе обучения, систематически уделяя время этому занятию на уроках. 

В качестве материала для урока мной предложены следующие пьесы: р.н.п. обр. В. Яшнева «Ходила младешька» (разбор) и р.н.п. обр. Е.Ларичева «Во Саду ли, в огороде» (чтение с листа).

Данные произведения выбраны не случайно, они  доступны ученику по техническим задачам, понятны и ясны по строению музыкальной ткани, соответствуют уровню требованиям по программе, а главное они имеют схожее строение (размер, темп, тональность, фактуру).

Разбор музыкального произведения:

Прослушивание музыкального произведения.

Играю р.н.п. обр. В. Яшнева «Ходила младешька» Учащийся следит за нотным текстом.

Краткое знакомство с произведением.

В русских народных песнях слова и музыка исторически складывались в этапах развития русской культуры. У народной песни автор неизвестен, либо нет определенного автора.

Существует множество разновидностей народных песен: исторические, баллады, небылицы и скоморошины, календарные обрядовые песни (масленичные, жатвенные), семейные обрядовые песни (свадебные, колыбельные), шуточные, хороводные, наигрыши, пляски и т.д.

Определение тональности произведения, тактового размера.

Для того чтобы лучше настроиться на нужный лад, учащемуся можно предложить сыграть гамму в данной тональности, тем самым закрепиться в ней.

Зрительно определить повторяющиеся места.

Визуально определяем повторяющиеся места и условно обозначаем их. Например, одни повторяющиеся такты обводим кружком, другие отмечаем крестиком и т.п. Пометки можно сделать разноцветными карандашами. 

Благодаря таким действиям, объёмная пьеса может сократиться вдвое. Это важно на начальном этапе, когда преподаватель переходит от работы над однострочными пьесами к пьесам более серьезного характера. 

Пьеса «Ходила младешька» написана в форме вариаций: тема и видоизмененные ее повторения – вариации. Кстати, вариации зародились именно  в народном творчестве. Народные исполнители обычно повторяли свои напевы  в несколько измененном виде, в каждой новой вариации тема представлялась в новом виде, раскрывались ее новые стороны. 

Назвать встречающиеся длительности.

Далее предлагаем ученику, глядя в ноты, назвать встречающиеся длительности. После этого ученик вновь слушает в исполнении преподавателя пьесу, а затем, также, глядя в ноты, прохлопывает её ритмический рисунок. Таким образом, в сознании ученика создаётся связь: слышу — вижу — ощущаю — передаю.

Работа над фразировкой.

При разборе пьсы необходимо учить слышать фразу, воспринимать каждое предложение в развитии и  вести ее. Зачастую учащиеся, не успев дослушать одно построение переходят на следующее.

Причина заключается в невнимании к смыслу исполняемого произведения.

Разумеется, работа над фразировкой и её выразительностью происходит в основном позже, но важно, чтобы начало этому процессу было положено и ученик умел сознательно, как музыкант, разбирать новые для себя произведения.

Игра учеником «начерно».

Учащийся с помощью преподавателя проигрывает «начерно», по возможности без длительных остановок с начала до конца, с небольшими остановками между фразами.

Нельзя допускать разучивание произведения по тактам, т.е. выучивать один такт за другим.

Начало музыкальной фразы не всегда совпадает с началом такта, а её окончание — с окончанием такта, поэтому разрывая музыкальную фразу, учащийся теряет ощущение целостности.

Подбор верной аппликатуры.

Наряду с тщательным разбором текста, важно подобрать хорошую, наиболее подходящую для ученика аппликатуру. Удачная аппликатура способствует лучшему решению требуемых художественных задач и скорейшей автоматизации игровых движений, а переучивание чревато опасностью последующих запинаний.

Совместное исполнение пьесы учеником и учителем одновременно.

Читайте также:  Как научиться понимать классическую музыку? одно интересное мнение…

Такая работа имеет большое значение, т.к. не позволяют ученику останавливаться из — за мелких ошибок и, следовательно, способствуют его более цельному восприятию

Вывод.

Естественно, что до того, как ученик сможет приобрести самостоятельность и сможет правильно разбирать музыкальное произведение пройдет время, но его надо этому учить, помогать усваивать необходимые навыки. Во время разбора произведения учащийся должен как можно больше узнать о нём, понимать предстоящие технические, художественные задачи и представлять конечное звучание пьесы. 

Работа над чтением с листа.

Особым и ценным музыкальным талантом является исполнение незнакомого музыкального произведения без подготовки.

Во время чтения с листа незнакомых нот музыкант, как правило, охватывает взглядом сразу несколько строчек, а иногда и целую страницу.

Даже если мы не вовремя или немного раньше перевернем нотную страницу во время исполнения, профессиональный музыкант доиграет ее до конца. Все дело в том, что его зрительная память как бы «сфотографировала» весь нотный текст.

Рассказывают, что однажды, когда Паганини читал с листа незнакомое сочинение, от неосторожного движения ноты упали с пюпитра на пол. Какой-то услужливый молодой человек мгновенно подскочил к маэстро, подхватил упавшие ноты и поставил их на пюпитр… вверх ногами. Паганини, улыбаясь, продолжал играть и, лишь закончив музицировать, указал молодому человеку на его оплошность. 

В процессе чтения нот с листа рекомендовано пользоваться следующими правилами:

Предварительно просмотреть нотный текст по следующему плану: 1. определить размер пьесы, соотношение длительностей; 2. определить тональность, знаков альтерации; 3. проанализировать мелодию; 4. просмотреть и выбрать аппликатуру; 5.

проиграть пьесу внутренним слухом. Постараться сыграть пьесу целиком, без остановок: 1. сконцентрировать внимание; 2. смотреть вперёд на один–два такта; 3. применить навыки игры не глядя на гриф;

4.

достичь художественных задач;

Вывод.

На протяжении первых лет обучения нотный текст, используемый для формирования навыка чтения нот с листа, одновременно способствует общему развитию учащегося. 

Пьесы, на которых ученик учится читать ноты, используются для выработки  исполнительских навыков. 

Процесс игры с листа представляет собой сложную цепь действий. Действия, предваряющие игру с листа — «вижу»; действия, связанные с работой зрения и слуха — «слышу»; действия, реализующие воспринимаемый текст — «воспроизвожу – играю». 

Скорость протекания этого процесса, с момента взгляда на ноты до их озвучивания, зависит от быстроты восприятия и передачи нотного рисунка в двигательные центры мозга. 

При неслаженности, отсутствии координации слуха и моторики происходят постоянные ошибки в ритме, в темпе, в динамике, в интонации.

Сосредоточенное внимание — главное условие развития способности чтения нот с листа. 

В упражнениях чтения нот должны развиваться способности быстро воспринимать взглядом читаемую группу нот и способность во время исполнения определённой группы нот переводить внимание на следующую группу. 

Список используемой литературы:

1.Гофман И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре. — М., 1961. 2.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей — М., 1947. 3.Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры — М., 1982. 4. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве // Сб. статей и материалов. /Сост. Е.Бронфин. — Л., 1985. 5.

Назаров И. Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод её совершенствования. — Л., 1969. 6. Учебно-воспитательная работа в фортепианных классах детских музыкальных школ (вопросы методики): учебно-методическое пособие.  /Сост. Н.Г.Кабашова — М, 1976.

7.  Любомудрова Н. «Методика обучения игре на фортепиано». — М.

,1982. 

Таскаева Наталья Александровна, г. Петергоф

Источник: http://as-sol.net/publ/metodicheskaja_stranica/obshhee_i_osobennoe_mezhdu_razborom_muzykalnogo_proizvedenija_i_chteniem_s_lista/1-1-0-725

Анализ музыкального произведения

Материал для данной статьи был взят из работы студентки V курса Шахтинского музыкального училища Шишкиной Аллы и опубликован с ее разрешения.

Публикуется не вся работа целиком, а только те интересные моменты, которые могут помочь начинающему музыканту, студенту при совершении анализа музыкального произведения.

В данной работе производится анализ музыкального произведения на примере русской народной песни «За окном черёмуха колышится» и подается как работа над вариационной формой в старших классах ДМШ по специальности домра, что, однако, не мешает использовать ее как образец для анализа любого музыкального произведения.

Определение вариационной формы, типы вариаций, принцип варьирования

Вариация — variation (вариационно) — изменение, перемена, разнообразие; в музыке — преобразование или развитие музыкальной темы (музыкальной мысли) при помощи мелодических, гармонических, полифонических, инструментально-тембровых средств.

Вариационный способ развития находит широкое и высокохудожественное применение у русских классиков и связан у них с вариационностью, как одной из характерных черт русского народного творчества.

В композиционной структуре тема с вариациями — это способ развития, обогащения и всё более глубокого раскрытия первоначального образа.

По своему смыслу и выразительным возможностям, форма вариаций призвана разносторонне и разнообразно показать основную тему. Тема эта обычно проста и вместе с тем содержит в себе возможности для обогащения и раскрытия её полного содержания. Также трансформация основной темы от вариации к вариации должна идти по линии постепенного нарастания, приводящего к конечному результату.

Многовековая музыкальная практика народов разной национальности послужила источником возникновения вариационной формы. Здесь мы находим образцы как гармонических, так и полифонических стилей.

Появление их связано со стремлением музыкантов к импровизации.

Позже у профессионалов-исполнителей, например, при повторении мелодии сонаты или концерта, было желание украсить её различной орнаментикой, с целью показать виртуозные качества исполнителя.

Исторически сложилось три основных типа вариационной формы: старинные (вариации на бассо-остинато), классические (строгие) и свободные. Кроме основных, есть ещё вариации на две темы, так называемые двойные вариации, вариации сопрано-астинато, т.е. неизменный верхний голос и т.п.

Варьирование народных мелодий

Варьирование народных мелодий — это обычно свободные вариации. Свободные вариации — это тип вариаций, связанный методом варьирования. Такие вариации характерны для послеклассической эпохи. Облик темы тогда был предельно изменчив, и если заглянуть из середины произведения в его начало, то можно было и не узнать основную тему.

Такие вариации представляют целую серию контрастных по жанру и смыслу вариаций близких основной теме. Здесь различие преобладает над сходством. Формула вариации хоть и остаётся A, Al, A2, A3 и т.д., но основная тема уже не несёт первоначальный образ. Может варьироваться и тональность и форма темы, может доходить до приёмов полифонического изложения.

Композитор может даже вычленить какой-то фрагмент темы и варьировать только его.

Принципы варьирования могут быть: ритмические, гармонические, динамические, тембральные, фактурные, штриховые, мелодические и т.д.

Исходя из этого многие вариации могут находиться обособленно и напоминать больше сюиту, чем вариации.

Количество вариаций в этой форме не ограниченно (как, например, в классических вариациях, где 3-4 вариации — это как бы экспозиция, две средние — разработка, последние 3-4 — это мощное утверждение основной темы, т.е. тематическое обрамление)

Исполнительский анализ

Исполнительский анализ включает в себя сведения о композиторе и конкретном произведении

Значение репертуара в процессе воспитания учащегося Детской музыкальной школы переоценить сложно. Художественное произведение — это одновременно цель и средство обучения исполнителя.

Читайте также:  Раскрутка музыкальной группы: 5 шагов к известности

Умение убедительно раскрывать художественное содержание музыкального произведения — сверхзадача любого музыканта, а воспитание этого качества в ученике — сверхзадача его педагога.

Процесс этот в свою очередь осуществляется путём планомерного освоения учебного репертуара.

Прежде чем музыкальное произведение будет предложено ученику, преподаватель должен тщательно проанализировать методическую направленность своего выбора, то есть выполнить исполнительский анализ. Как правило, это должен быть художественно ценный материал.

Преподаватель определяет цели и задачи избираемого произведения и пути его освоения. Важно точно рассчитать степень сложности материала и потенциала учащегося, чтобы не замедлить его поступательного развития.

Любое завышение или занижение сложности произведения необходимо тщательно обосновывать.

В Детской музыкальной школе первое знакомство учащегося с новым музыкальным материалом, как правило, начинается с его иллюстрации. Это может быть прослушивание на концерте, в записи или, что предпочтительнее, исполнение самого педагога.

В любом случае иллюстрация должна быть эталонной.

Для этого преподаватель неизбежно должен овладеть всеми профессиональными сторонами исполнения предполагаемого произведения, чему будет способствовать его предварительный исполнительский анализ:

  • сведения о композиторе и конкретном произведении,
  • представления о стиле,
  • художественное содержание (характер), образы, ассоциации.

Подобный исполнительский анализ необходим преподавателю не только для убедительной иллюстрации ученику художественных сторон репертуара, но и для непосредственной работы над произведением учащегося, когда возникнет потребность в объяснении задач, стоящих перед ним.

При этом сухой анализ произведения должен облекаться в доступную форму, язык преподавателя дожжен быть интересным, эмоциональным, образным. Г.

Нейгауз утверждал: «Тот, кто только переживает искусство, остаётся навсегда лишь любителем; кто только размышляет о нём, будет исследователем -музыковедом; исполнителю необходим синтез тезы и антитезы: живейшего восприятия и соображения». (Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры» стр.56)

Прежде, чем приступить к изучению русской народной песни «За окном черёмуха колышется» в обработке В.Городовской, я должена быть уверена, что ребёнок технически и эмоционально готов к исполнению этого произведения.

Учащийся должен уметь: быстро перестраиваться с одного настроения на другое, слышать краску мажора и минора, исполнять тремоло legato, владеть сменой позиций, озвучивать высокие ноты (т.е.

исполнение в высоком регистре), исполнять legato приёмом игры вниз и чередуя приёмы (вниз-вверх), аккорды арпеджато, флажолеты, эмоционально ярким, уметь исполнять контрастную динамику (от ff и резко р). Если ребёнок, достаточно готов, я предложу ему в исполнении учащихся старших классов прослушать это произведение.

Первое впечатление для ребёнка очень важно. На этом этапе он захочет сыграть как его коллега по классу, в этот момент проявиться элемент состязания, желания быть лучше своего товарища.

Если он услышит в исполнении своего преподавателя или в записи известных исполнителей, у учащегося появится желание быть похожим на них и добиться таких же результатов. Эмоциональное восприятие при первом показе оставляет огромный след в душе ученика. Он может полюбить всей душой это произведение или не воспринять его.

Следовательно, преподаватель должен быть готов к показу этого произведения и соответственно настроить ребёнка.   В этом поможет рассказ о вариационной форме, в которой написано данное произведение, о принципах варьирования, о тональном плане, и т.п.

Помогут для понимания произведения и некоторые сведения о композиторе и об авторе обработки этого произведения. Вера Николаевна Городовская родилась в г.Ростове в семье музыкантов.

В 1935 году поступила в Ярославское музыкальное училище по классу фортепиано, где впервые познакомилась с народными инструментами, работая концертмейстером в том же училище. Начала играть на гуслях в оркестре народных инструментов г.Ярославля.

С третьего курса Городовскую, как особо одарённую, направляют учится в Московскую Государственную консерваторию. В 1938 году Вера Городовская становится артисткой Гос. русского народного оркестра СССР. Концертная деятельность её началась в 40-х годах, когда во главе оркестра стал Н.П.Осипов.

Пианистка аккомпанировала этому виртуозу балалаечнику в радиопередачах, на концертах, тогда же Городовская освоила щипковые гусли, на которых играла в оркестре до 1981 года. Первые композиторские опыты Веры Николаевны относятся к 40-м годам. Она создала для оркестра и солирующих инструментов много произведений.

Для домры: Рондо и пьесу «Весёлая домра», «За окном черёмуха колышется», «Маленький вальс», «Песня», «Тёмно-вишнёвая шаль», «У зари-то, у зореньки», «Фантазия на две русские темы», «Скерцо», «Концертная пьеса».

Художественное содержание (характер) образы, ассоциации обязательно присутствуют в исполнительском анализе произведения

Затем можно рассказать о художественном содержании песни, на тему которой написаны вариации:

Под окном черёмуха колышется, Распуская лепестки свои… За рекой знакомый голос слышится

Да поют всю ночку соловьи.

Сердце девичье забилось радостно… Как свежо, как хорошо в саду! Жди меня, мой ласковый, мой сладостный,

Я в заветный час приду.

Ох, зачем тобою сердце вынуто? Для кого теперь твой блещет взгляд? Мне не жаль, что я тобой покинута,

Жаль, что люди много говорят.

Прямо к речке тропочка протоптана. Спит мальчонка — он не виноват! Я не буду плакать и печалиться,

Не вернётся прошлое назад.

И, вздохнув всей грудью свежим воздухом, Оглянулась ещё раз назад… Мне не жаль, что я тобой покинута,

Жаль, что люди много говорят.

Под окном черёмуха колышется, Ветер рвёт черёмухи листы. За рекой уж голоса не слышится,

Не поют там больше соловьи.

Текст песни сразу настраивает на восприятие характера мелодии произведения.

Лирическое распевное начало изложение темы в h-moll передаёт грустное настроение человека, от имени которого мы слушаем рассказ. Автор вариаций, в некоторой степени следует содержанию текста песни.

Музыкальный материал первой вариации, возможно ассоциировать со словами начала второго куплета («Как свежо, как хорошо в саду…) и представить диалог главной героини и её любимого, чьи отношения ещё ничем не омрачены.

Во второй вариации ещё можно представить образ ласковой природы, переклички с пением птиц, но тревожные нотки начинают преобладать.

После проведения темы в мажоре, где была надежда на благополучный финал, в третьей вариации подул ветер перемен. Смена темпа, возвращение минорной тональности, беспокойное чередование шестнадцатых в партии домр приводят к кульминации всего произведения в четвёртой вариации. В этом эпизоде можно соотнести слова песни «Мне не жаль, что я тобой покинута, жаль, что люди много говорят..».

Последнее проведение припева после мощного обрыва музыкального материала на «?», которое звучит контрастом на «р», соответсвуют словам «За рекой уж голоса не слышится, не поют там больше соловьи».

В целом это трагедийного плана произведение, поэтому ученик должен уже уметь исполнять и переживать такого плана эмоции.

Содержание музыки, в отличие от смысла речи, менее определённо, и полностью раскрыть и понять его могут немногие.

Истинный музыкант может вложить в своё исполнение определённый смысл, который приковывает внимание так же, как и смысл слов.

Одно дело — чувствовать музыку, другое -понимать и уж совсем особое дело — авторитетно говорить её языком.

Анализ вариационной формы, связь её с содержанием, наличие кульминаций

Фразировка вариационной формы

Это обработка написана в форме свободных вариаций, что даёт возможность разносторонне и разнообразно показать тему. В целом произведение — это однотактовое вступление, тема и 4 вариации. Тема написана в форме периода квадратного строения из двух предложений (запев и припев):. Вступление (1 такта) в партии фортепиано вводит слушателей в состояние покоя.

Читайте также:  История российского гимна: от самого первого до современного

Тоническая аккордовая гармония (си минор) готовит появление темы. Лирическое появление темы в темпе «Moderato», исполняется штрихом легато. Приёмы игры используются тремоло. Первое предложение (запев), состоит из 2-х фраз (2+2 такта), оканчивается доминантой.

Кульминации фраз приходятся на чётные такты. Тема куплетного строения, поэтому первое предложение соответствует запеву, а второе предложение припеву. Русским народным песням свойственно повторение припева. В этой песне тоже есть это повторение. Второй припев начинается в двухчетвертном такте. Сжатие метра, доминанта к соль минору помогают сделать главную кульминацию всей темы именно здесь.

В целом вся тема состоит из 12 тактов (3 предложения: 4 — запев, 4 — припев, 4 — второй припев)

•   Следующий этап: разбиваем вариационную форму на фразы.

Первая вариация — это повторение темы

Источник: http://margashov.com/player/analiz-muz-proizvedeniya.html

Т. Г. Савельева. Опорные конспекты по музыкальной литературе зарубежных стран

Опорные конспекты по музыкальной литературе зарубежных стран являются дополнением к существующим учебникам по музыкальной литературе. Содержание учебного пособия соответствует программе учебного предмета ПО.02.УП.03.

«Музыкальная литература» дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение», рекомендованной Министерством культуры Российской Федерации.

Опорные конспекты по музыкальной литературе призваны развить гуманитарную образованность и специальные компетенции обучающихся, в частности: «…сформировать музыкальное мышление, навыки восприятия и анализа музыкальных произведений, приобрести знания о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки»1.

В учебном пособии творчество композиторов представлено в контексте культурно-исторических эпох, изучается в тесной связи с историческими событиями и смежными видами искусств. Материал конспектов представляет собой главные тезисы исследований по истории музыки и музыкальной литературе В. Н. Брянцевой, В. С.

 Галацкой, Л. В. Кириллиной, В. Д. Конен, Т. Н. Ливановой, И. Д. Прохоровой и других известных музыковедов, обобщенный и сжатый инструктивный материал в виде таблиц, схем и визуальных опор.

Визуальные опоры (репродукции картин известных художников, портреты композиторов, их близких и друзей, выдающихся деятелей культуры и искусства, исторических личностей и др.

) не только сопровождают и дополняют словесную информацию, но являются носителями информации в области изобразительного искусства, непосредственно связаны с эпохами и направлениями в музыке, творчеством композиторов, отражают историю, культуру и искусство европейских стран.

Содержание опорных конспектов состоит из четырёх разделов, которые, в свою очередь, разделены на темы, охватывающие периоды развития европейской музыки от музыкальной культуры Древней Греции до творчества композиторов-романтиков XIX века.

Так первый раздел рассматривает музыкальную культуру Древней Греции, эпох Средневековья и Возрождения. Во втором разделе изучается эпоха барокко, творчество И. С. Баха и Г. Ф. Генделя.

Третий раздел посвящён эпохе классицизма, где акцент сделан на творчестве венских классиков — Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена. В четвертом разделе представлены материалы по эпохе романтизма, творчеству Ф. Шуберта и Ф.

 Шопена, дан краткий обзор творчества композиторов-романтиков XIX века Ф. Мендельсона, Ф. Листа, Р. Шумана, Г. Берлиоза, Д. Верди, Р. Вагнера, И. Брамса, Ж. Бизе.

В пособие включены также словари значений, терминов и понятий, встречающихся в тексте, краткий анализ и нотные примеры изучаемых произведений.

Наряду со строгой подачей материала в таблицах и схемах, в пособие включены интересные факты из жизни композиторов, изложенные в виде повествования и сопровождаемые красочными художественными иллюстрациями, что освежает восприятие и внимание детей.

Опорные конспекты по музыкальной литературе зарубежных стран предназначены для учащихся ДШИ, ДМШ второго и третьего годов обучения (5 и 6 классы), обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства.

Преподаватели музыкально-теоретических и специальных дисциплин ДМШ, ДШИ могут использовать учебное пособие при изучении нового материала, повторении и систематизации пройденных тем, подготовке к промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, подготовке к музыкально-теоретическим олимпиадам, самостоятельной работе обучающихся, групповом и индивидуальном обучении, частично при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области музыкального искусства, в культурно-просветительской деятельности.

К опорным конспектам прилагается рабочая тетрадь, которая предназначена для работы на аудиторных занятиях.

Ниже приводятся фрагменты пособия «Опорные конспекты по музыкальной литературе зарубежных стран».

По вопросу приобретения пособия Татьяны Гурьевны Савельевой «Опорные конспекты по музыкальной литературе зарубежных стран» обращайтесь к автору по адресу saveleva.t.g@mail.ru

_____________________________________________

1Примерная программа по учебному предмету ПО.02. УП.03. Музыкальная литература. — Москва 2012

Источник: https://www.musnotes.com/articles/Savelyeva/

Разбор музыкального произведения на начальном этапе | Современный подход к преподаванию | Журнал «Педмастерство» / публикации, конкурсы, конференции для педагогов, учителей, воспитателей

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Пелешко Тамара Владиславовна

Организация: МУДО «Детская школа №1»

Населенный пункт: Саратовская область, г. Балашов

Цель урока: Формирование целостной модели разбора музыкального произведения.

Задача: Выявление технических трудностей на начальном этапе, определение формы, фактуры, метроритмически важных точек (фразировка), в максимально доступной форме донести информацию учащемуся.

Музыка-это вид искусства. Она обладает способностью отражать действительность в художественных образах.

Учащийся формируется как будущий музыкант в процессе обучения игре на музыкальном инструменте. Основой обучения является работа над художественным произведением. Здесь учащийся приобретает знания, умения, навыки, необходимые для его дальнейшего развития, а главное-умение самостоятельно изучать музыкальное произведение.

Исполнению музыкального произведения на сцене предшествует кропотливый процесс разучивания этого произведения, то есть его разбор.

Разбор любого музыкального произведения происходит в несколько этапов.

Этап 1. Первоначальное знакомство с пьесой.

Знакомство с музыкальным произведением происходит обычно во время занятия с педагогом.

Разбору нотного текста должна предшествовать краткая беседа педагога с учеником о данном произведении, о стилистических особенностях, его строении пьесы в целом и отдельных её частей, а также об общем художественном содержании произведения.

Беседа обычно сопровождается проигрыванием пьесы педагогом от начала до конца с целью показа произведения и отдельных его частей при разборе. Просматриваем из скольких частей состоит пьеса, есть ли повторяющиеся части.

Этап 2. Определение жанра пьесы, тональности.

Смотрим на фамилию автора пьесы, её название.

Часто по названию пьесы мы можем определить музыкальный жанр, к которому относится данная пьеса, определить её характер, настроение. Для того чтобы узнать характер, настроение полезно прослушать произведение в записи.

Этап 3. Анализ нотного текста.

Смотрим ключевые знаки, размер, указанный темп, штрихи.

Этап 4. Определяем тип фактуры.

Фактура-способ изложения музыкального произведения. Существует несколько типов фактур. Это аккордовая, полифоническая, мелодия и аккомпанемент. В конкретном случае, мы рассматриваем сонатину Т.

Хаслингера С-dur. Здесь присутствует неоднородная фактура. Есть одноголосая фактура с элементами полифонии, а также аккордовая фактура. Разбор каждой партии проводим отдельно.

Большое внимание уделяется артикуляции.

Этап 5. Аппликатура.

Разбирая музыкальное произведение с учеником педагог должен с первых занятий следить за аппликатурой. Если её нет в нотном тексте, нужно проставить её. В пьесе, особенно подвижного характера, должен быть продуман каждый палец.

Этап 6. Ритм.

Для ритмичного исполнения пьесы нужно обязательно на раннем этапе разучивания проигрывать её со счётом вслух или прохлопывать ритмический рисунок в ладоши.

Этап 7. Мелодия, фразировка, мех.

Мелодия-это то, что мы можем пропеть. Если мы не запоминаем её целиком, мы можем напеть отдельные её мотивы, фразы. В музыкальной речи, как и в словесной, есть фразы и предложения. Несколько звуков образуют мотив-маленькую частицу мелодии.

Несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. На данном этапе продолжаем уделять внимание штриховой составляющей.

Основой художественного исполнения является фразировка, то есть правильное и выразительное исполнение музыкального произведения, его части или фразы.

Аппликатура, динамические оттенки, правильное распределение нужных исполнительских средств влияют на характер исполнения музыкальных фраз и их выразительность.

Поэтому очень внимательно и упорно следует работать над фразировкой, которая на аккордеоне связана с техникой владения мехом, так как каждая фраза целиком должна быть уложена на одно определённое движение меха-разжим, сжим.

Источник: http://www.pedmasterstvo.ru/conference_notes/83

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector