Колыбельные – терапия детских страхов

Колыбельные – терапия детских страхов
Колыбельные – терапия детских страхов

В последнее время всё большую популярность приобретают методы арт-терапии. Часть из них не имеет ничего общего ни с медициной, ни с доказательной наукой, однако есть и настоящие жемчужины.

Колыбельные – терапия детских страхов

  Музыкальная терапия – это вспомогательная наука, использующая музыку в клинических условиях для воздействия на организм человека.

Музтерапию может проводить только сертифицированный специалист — музыкальный терапевт, который проходит обучение в специализированных высших учебных заведениях.

Эта наука находится на стыке музыки, психологии и медицины. Музыкальная терапия подходит как для детей, так и для взрослых.

Истоки науки уходят в до библейские времена, когда музыка считалась действенным методом для облегчения состояния больных. Древние греки и египтяне, индейцы Латинской Америки, первые христиане – все они использовали музыку для помощи раненым, при лечении душевных болезней, в ритуалах очищения и исцеления.

В 1787 году в журнале Columbian Magazine была опубликована статья, озвучившая основные принципы музыкальной терапии, которые соблюдаются до сих пор:

  •  Воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека оказывает влияние на физическое здоровье.
  • Лечение музыкой может осуществлять только обученный человек.

В течение следующих 150 лет появился целый ряд публикаций от практикующих врачей разных специализаций, рассказывающих о пользе музыкальной терапии.

В 1944 году Мичиганский Университет объявил набор на первый курс музыкальной терапии. Позднее, E. Тайер Гастон основал первую клиническую интернатуру и первую магистратуру по музыкальной терапии. С этого момента она начала своё триумфальное шествие по всему миру.

Музыкальная терапия для детей и взрослых

В России музтерапия развивается силами энтузиастов-подвижников. Среди них сертифицированный музыкальный терапевт с большим опытом клинической работы в больницах, госпиталях и школах Алиса Апрелева, основатель сообщества Музтерапевт.ру.

Колыбельные – терапия детских страхов

По её словам, очень важно отделять шарлатанское «музыкальное знахарство» от настоящего медицинского направления. Сама по себе музыка не является панацеей и не может заменить традиционные медицинские процедуры и методы лечения, однако она значительно облегчает течение болезни и ускоряет выздоровление.

Особенно музыкальная терапия показана беременным женщинам и матерям, детям с особенностями развития и неврологическими заболеваниями, людям с хроническими заболеваниями и болями неясной этиологии.

Также, одним из наиболее эффективных направлений считается музыкотерапия для детей.

Поскольку детский мозг и психика находятся в состоянии пластичности, воздействие на них при помощи музыки приносит огромную пользу.

Во многих отделениях детской интенсивной терапии по всему миру музыка используется как средство дополнительной помощи в период выхаживания недоношенных младенцев и при врождённых заболеваниях.

Колыбельные – терапия детских страхов

  Музыкальный и экспрессивный терапевт (соединение различных видов арт-терапии, как аудио, так и визуального),  певица и фотохудожник, автор проекта «Колыбельные для всей семьи» Наталья Фаустова, получила повышение квалификации по курсу «Музыкальная терапия в неврологической практике» у Алисы Апрелевой. Миссия Наталии — популяризация и применение  музыки, как средства укрепления связи между ребёнком и взрослыми, профилактики стресса, облегчения до- и послеродовой хандры, компенсация отсутствия родительского тепла у детей сирот.

Совместные занятия музыкой поддерживают хороший семейный микроклимат и помогают легче переносить повседневный стресс.

Другой сертифицированный специалист, Наталья Каменева, отмечает, что музыкальная терапия для детей помогает справиться с проблемами коммуникации при особенностях развития (синдром Дауна, аутизм, ДЦП).

Она снимает тревожность, помогает в формировании речи, стимулирует развитие мелкой моторики.

Кроме того, метод музыкальной терапии активно используется в неврологической и логопедической практике. Он поможет при синдроме дефицита внимания, дислексии, заикании, проблемах со сном, а также в периоды возрастных кризисов (3 года, 6-7 лет, подростковый период).

Детская музыкальная терапия в домашних условиях

В полной мере музтерапию может проводить только сертифицированный специалист. Он индивидуально подбирает подходящую музыку для каждого ребёнка, проводит групповые занятия, разрабатывает и выбирает упражнения в зависимости от потребностей пациента.

Тем не менее, в домашних условиях музыкальная терапия для детей тоже может принести пользу.

  • Прежде чем начать занятия, прослушайте все предлагаемые ребёнку мелодии и песни. Выбирайте для занятий только ту музыку, которая вам понравится. Если музыка не вызывает ответных чувств, то как бы её не хвалили и не рекламировали, никакой пользы для вас именно она не принесёт.
  • Проводите музыкальные занятия в спокойной обстановке, без лишних отвлекающих факторов.
  • Отрегулируйте громкость звука так, чтобы были слышны все звуки, однако имелась возможность разговаривать.
  • Помните ещё одно правило музыкальной терапии: живая музыка всегда лучше записанной, однако записанная музыка лучше, чем её отсутствие.
  • Не спешите! Длительность первых занятий не должна превышать 10 минут.

Музыкальная терапия для детей до года

Главными компонентами музтерапии для новорождённых и грудных детей являются потешки и колыбельные песни.

  1. Каждый раз при купании, одевании, смене пелёнок проводите небольшой поглаживающий массаж, приговаривая стишки и присказки. Это стимулирует развитие периферической нервной системы, помогает малышу познакомиться со своим телом, расширяет пассивный словарный запас, формирует привязанность с родителями.
  2. Введите в свой вечерний ритуал 2-3 колыбельные песни из народного или авторского ритуала. Лучше всего, если песни будете исполнять вы сами. Даже если вы не уверены, что умеете петь, именно живой голос принесёт вашему малышу максимальную пользу.

Пение колыбельных помогает формированию здорового режима сна, учит малышей засыпать самостоятельно, успокаивает и снимает напряжение, а также нормализует лактацию у кормящих матерей.

Больше информации о колыбельных для новорождённых вы найдёте на нашем сайте.  

Колыбельные – терапия детских страхов

Музыкотерапия для детей для детей 1-3 лет

Возраст после года – это время активного развития и познания мира. Иногда детская психика не в состоянии поспевать за получаемым опытом, что приводит к повышенной нервозности, агрессивности, задержке речевого или физического развития и т.н. «неуправляемости». В преодолении этих проблем поможет музыкальная терапия.

Терапевтическая игра «Понимаем своим эмоции»

Чтобы научиться управлять своими эмоциями, необходимо сначала разобраться в них. Эта игра поможет ребёнку разобраться, что он чувствует, и как это отражается на нём самом и людях вокруг.

Заранее подобрать несколько музыкальных фрагментов, выражающих различные эмоции: радость, воодушевление («Ода к радости» Бетховен, «Триумфальный марш» из оперы Джузеппе Верди «Аида», «Праздничая увертюра» Шостакович, «Юмореска» Дворжак, «Вальс цветов» Чайковский), грусть («Ноктюрн соль-минор» и «Зимняя сказка» Шопен, «Свет луны» Дебюсси, «Грёзы» Шуман, «Song from the Secret Garden»группы Secret Garden, «Грустный вальс» Сибелиус), злость, агрессия («Баба Яга» Чайковский, «Шторм» Вивальди), страх («Ночь на лысой горе» Мусоргский, «Плащ» Пуччини, «Итальянский концерт» Бах, «Смерть куклы» Чайковский, «Полёт валькирий» Вагнер).

Слушаем музыку вместе с ребёнком и вместе изображаем эмоции: радостно подпрыгиваем и кричим «Ура!», кружимся в танце, шипим и машем руками, словно злобные кошки, дерёмся подушками, сворачиваемся калачиком в испуге. Если ребёнок не знает, что именно и как делать, подайте ему пример.

Старайтесь, чтобы движения были максимально эмоциональными и искренними. По окончании каждой эмоции слушаем что-нибудь успокаивающее и умиротворяющее в течение 3-5 минут («Лунная соната» Бетховен, «Аве Мария» Шуберт, «Ноктюрн соль-минор» Шуман, «Утреннее расположение духа» Григ).

Каждая эмоция прорабатывается 2-3 раза, не более одной эмоции за день.

Упражнения по музыкотерапии для детей дошкольного возраста

1.    Ритмическая игра «Зоопарк».

Эта музыкальная гимнастика улучшает координацию движения и крупную моторику, В качестве музыкального сопровождения используется «Карнавал животных» Сен-Санса. Когда включается музыка, ребёнку нужно движениями, мимикой и звуками изобразить соответствующее животное: бродит медленно и неспешно, как слон, «плывёт» по комнате, словно лебедь, рычит, как лев, прыгает, будто кенгуру.

2.    Сказкотерапия под музыку.

Придумайте или выберите готовую сказку, которая освещает нужный вам вопрос: взаимоотношения между братьями и сёстрами, непослушание, агрессия, ночные страхи. Подберите музыку, согласно преобладающим по сюжету эмоциям (см. терапевтическую игру «Понимаем свои эмоции»).

Разыграйте сказку вместе с ребёнком, стараясь выразить как можно больше смысла интонациями, движениями и мимикой, а не просто словами.

3.    Арт-игра «Мы вместе».

Такая игра учит концентрации внимания и сосредоточению, помогает понять сущность привязанности и справиться с разлукой и другими факторами стресса.

Включите музыку Гайдна или Шопена и предложите ребёнку нарисовать его семью и друзей. Затем соедините изображение самого ребёнка с близкими ему людьми тонкими линиями разных цветов. Объясните, что это линии любви и заботы, которые объединяют нас всех, где бы мы не были.

Сохраните рисунок на будущее – некоторые дети охотно носят его с собой даже в начальной школе, чтобы чувствовать себя увереннее.

4.    Арт-игра «Смешной страх».

Помогает бороться с ночными страхами, фобиями, последствиями испуга.

Включите «Симфонию 40» Моцарта и предложите ребёнку нарисовать его страх, как если бы он был живым существом. Это может быть чудовище из-под кровати, страшный монстр или любой другой образ.

Теперь смените музыку на «Шутка» Баха и дорисуйте пугающим рисункам что-то смешное: балетную пачку, забавный бантик, косички, несуразные очки или обувь.

При желании, рисунок затем можно скомкать и выкинуть, либо сжечь.

Музыкальная терапия для детей – это доступное средство формирования психического и эмоционального здоровья сохранного ребёнка. Методы музтерапии разнообразны, так что каждый родитель может найти подходящие упражнения и игры для занятий дома. Но в случае детей с особенностями, лучше обращаться к специалисту.

Колыбельные – терапия детских страхов

Если вы хотите больше узнать о музыкальной терапии в России и по всему миру, получить консультацию или найти специалиста в своём городе, обращайтесь на сайт Музтерапевт.Ру или пишите нам на электронную почту.

Источник: https://dreamsong.ru/articles/muzykoterapiya-dlya-detey

Зачем петь детям колыбельные в век гаджетов и всеобщей спешки

Диджитализация детства — новый социокультурный феномен, о котором сейчас активно спорят психологи и школьные учителя, культурологи и социологи, журналисты и ученые. Нынешнее поколение детей растет в эпоху повсеместного распространения электронных гаджетов, больше половины родителей регулярно дают гаджеты своим детям, когда им еще нет и 3 лет.

Подростки, по некоторым данным, проводят в сети до 8 часов в сутки. Как качественно провести время с детьми, если у вас есть всего 2 часа в день, чем заменить планшет и как наладить теплые отношения с ребенком и его сон при помощи… колыбельной — об этом говорили эксперты на круглом столе «Колыбельная в век диджитализации», который прошел в Москве в прошлые выходные.

Предлагаем вам краткие отрывки выступлений спикеров.

Организатор и модератор круглого стола — Наталья Фаустова, продюсер, певица, музыкальный терапевт и фотохудожник, автор Международного социокультурного проекта «Колыбельные для всей семьи», организатор I Всероссийского фестиваля-конкурса колыбельной песни.

Колыбельные – терапия детских страхов

Наталия Фаустова — в центре

На пути ребенка в мир: колыбельная как жизненный навигатор

Колыбельные – терапия детских страховАнастасия Абрамова, кандидат культурологии, соучредитель семейных центров «Рождество»:

Назначение колыбельной многогранно. Она наполняет значениями мир, в который приходит ребенок, формирует для него систему координат. Показывает, что здесь, в этом мире, значимо, а что является поводом для улыбки; что приемлемо, а что, напротив, совершенно неприемлемо.

В нашей культуре и на Востоке про человека, который во взрослом возрасте совершил какой-либо непристойный поступок, иногда говорят: наверное, ему мать в детстве не пела колыбельные. Долгое время колыбельные изучались только в плане их убаюкивающего, успокаивающего эффекта.

Читайте также:  Автоматическая нарезка аудио на «кусочки» (видео)

Затем их стали исследовать с точки зрения психологических функций, такой, как контакт мамы и ребенка. Были и попытки изучать ценностное поле традиционной культуры материнского фольклора: то, какими смыслами наполняется мир вокруг ребенка с помощью звучащего голоса мамы или бабушки.

С такой точки зрения колыбельные стали изучать в начале XX века, и сегодня об этом уже много говорится.

Материнский фольклор задает важные жизненные координаты, открывает малышу определенную картину мира. Первое, о чем сообщает колыбельная: в этом мире его ждали, здесь ему приготовлено место. Причем это место не какое попало, а место, о котором поется: «у маво-то сынка колыбелька золота, подушечка пухова, одеялко шелково».

Представьте себе: детей качали в зыбках, в колыбельках, на огромном пространстве — и временном, и географическом. И колыбельки были самые разные. Точно не золотые и вряд ли с шелковым одеялком. Но колыбельные пели и те, кому это было недоступно. И в этих песнях колыбель была как корабль, ладья, которая приплывает откуда-то, из другого мира.

Она так же качается. И этот корабль здесь ждут.

Как расписывали колыбельку мастера? Диво дивное! Так приготовляли место любимому ребенку. Сегодня психологи бы сказали, что это важно — когда ребенок получает свое место в мире. Первое, что ему посылается, — это «привет» от близких: мы тебя ждали, ты тут нужен, у тебя есть свое место.

Так формируется, как сейчас говорят, базовое доверие миру. Второе сообщение, которое ребенок получает из текстов колыбели: он является принципиально дорогим и значимым. Если речь идет о семье, в текстах обязательно перечисляют тех, кто его ждет: бабушка, мама, папа, сестры и т.д.

Задается норма, важная координата: если семья, то обязательно многопоколенная.

Третье, что очень важно в этой системе координат: мир, в который приходит ребенок, — не праздный. Здесь у каждого есть какое-то дело: мама — печь топит, папа — дрова рубит, дед — рыбку ловит.

Мы с вами, взрослые, знаем: труд — дело нелегкое. Но посмотрите, как удивительно передается в культурных ценностях: труд для ребенка, входящего в мир, — дело жизни.

Презентуется это как что-то очень значимое,  прекрасное.

Колыбельная обозначает границы опасного и безопасного в мире. Материнский фольклор — это не только колыбельные, это пестушки, потешки, первые игры на коленках: «Пошла коза за орехами, в ямку — бух!». Начинаем очерчивать границы безопасности в мире. Потом эту тему продолжат сказки.

Колобок укатывается за границы ему назначенного, и кончается это трагически. Более старшая по возрасту Маша, чтобы отправиться с подружками в лес, грибы-ягоды собирать, обязательно спросит разрешения выйти туда, в этот таинственный лес, где, как мы знаем, героя подстерегают испытания.

Если он готов с ними встретиться — он вернется домой. Если не готов — может и остаться там. Колыбельные обозначают границы очень робко и нежно. Одна из самых популярных: «Не ложися на краю, придет серенький волчок и укусит за бочок, и утащит во лесок под ракитовый кусток».

Смотрите, сколько здесь уменьшительно-ласкательных суффиксов, хотя ситуация как из фильма ужасов. Тем не менее, тема края в народной культуре, за который переступать нельзя, очень важна. Край для Колобка один, край для Маши, которая потом попадает к медведям, — другой.

Край для юноши-искателя — это уже Тридесятое царство, из которого он может вернуться назад.

Каждому назначено свое — чтобы научиться быть человеком, чтобы распознавать в этом мире опасное и безопасное. Это некая горизонталь в системе координат мира, в который входит ребенок. А есть еще вертикаль: «Пресвятая Божья Мать, приди нас благословлять. Мою деточку качать».

Или целое напутствие девочке: «Будешь в Божий храм ходить, почитать отца и мать, никого не обижать». Кстати, напутствие на жизнь девочки и напутствие на жизнь мальчика — это два разных текста. Про мальчика мать споет: «Бай, бай, бай, колыбельки не ломай».

А про девочку: «Спи, моя родная, рыбка золотая, спи с утра до вечера, тебе делать нечего, придет времечко-пора — встанешь, милая, сама». Это все еще про горизонталь.

А вот вертикаль в картине мира — это то, что есть некое небо, откуда приходят чудесные помощники: «Пресвятая похвала тебя под окошечко подала». Мир видимый не исчерпывается тем, что вокруг нас. Есть еще иное пространство.

Колыбельная сегодня может звучать из гаджета. Хотя, как люди говорят, хорошую вещь таким словом не назовут (улыбается). Да, ничто не заменит голоса любящего взрослого, понимающего, что за сокровище — колыбельная.

Что сегодня я скажу своему ребенку? Без посредника, без магнитофона, без компьютера, с которого может звучать записанная песня… Большое спасибо тем, кто заново презентует нам эту красоту, эту силу, которая несет материнский фольклор и, в частности, колыбельная.

Колыбельная как часть ритуала перед сном

Колыбельные – терапия детских страховЕлена Мурадова — основатель и управляющий партнер центра детского сна и развития BabySleep:

Расскажу немного о своей профессии. Консультант по детскому сну занимается поведенческой коррекцией нарушений сна ребенка. Мы не врачи и не прописываем таблеток, но владеем знаниями о циклах и фазах сна, о том, как ребенок будет спать в тот или иной период своей жизни.

Мы работаем с поведением родителей, и таким образом улучшается сон детей. Одна из самых частых проблем родителей детей до 3-х, а бывает, и до 7 лет, — это многочасовые укладывания. С боем, со слезами — так это ощущается и родителем, и ребенком.

И тут мы подходим к теме ритуалов перед сном и важности колыбели как части такого ритуала.

Самая частая ошибка родителей: они пытаются ребенка из активного дня выдернуть. Снять с батута прямо на кровать. Ребенок бегает, он заводной, он скачет на голове, и то, что наступил вечер и пора спать, ему совсем не очевидно. Ритуал в такой ситуации станет надежным способом выстроить правильную коммуникацию, спокойно настроить всех на сон.

Ритуал должен в себе сочетать четыре важных вещи. Первое: он маркирует сон. Это однократное действие в течение дня, например, колыбельная. Мама не ходит и не поет весь день колыбельные. Но вечером она ее поет, и даже самый маленький ребенок понимает, что за этим действием следует сон. Вторая функция ритуала — расслабляющая.

Кого-то расслабляет книжка: ребенок читает ее, и в конце не только папа заснул, но и он. А другой малыш, напротив, начинает проживать жизнь персонажей и возбуждаться. Значит, для его темперамента это не подходит и нужно что-то другое. Третья функция плавно подводит ребенка ко сну. Это последовательность действий: почистили зубки, зашли в комнату, приглушили свет, взбили подушку.

И когда мама допевает песню, погладила малыша, он практически готов сам уснуть и делает это спокойно. Четвертая функция — насыщение родительским вниманием, любовью и заботой. Все-таки погружение в сон — это сепарация с родителем. Многие дети, особенно тревожные, не хотят родителя отпускать.

Если за время ритуала выстраивать доверительные отношения — наполнить чашу любви ребенка до краев своими действиями, голосом, то ему будет проще родителя отпустить, остаться одному и уснуть.

Почему мы советуем колыбельную как часть ритуала всем родителям? Во-первых, она идеально подходит под все функции, которые мы разобрали.

Подумайте, как обычно укладывают детей спать? Это, как правило, укачивание, — причем и 6-месячного, и когда он уже весит 10 кг. Раньше ты его покачал, и он через три минутки засыпал, а сейчас это не три минутки, а сорок.

Все на руках, болит спина, мама не может — подключается папа. Ребенок думает: ух ты, здорово! Какой театр разворачивается, может, и бабушка придет… и не спит.

Но мы можем заменить эту привычку (а с возрастом укачивание становится привычкой) на другой контакт с мамой: через голос. Сначала заменяем на руку: иди полежи, я тебя поглажу и спою. Потом она может просто рядом сидеть, потом подальше, потом ходить по комнате. Почему это важно? Дети спят циклами сна, как и взрослые, но гораздо короче: 45-50 мин.

Существует момент краткого пробуждения — абсолютно естественный механизм, он есть у всех. Это заложено природой в целях нашей безопасности. Вы проснулись: кровать, подушка, — у вас мозг считал, что все нормально, вы спите дальше. Если в момент краткого пробуждения вы вдруг обнаружите себя на полу, то ваш сон дальше не продолжится. У детей то же самое.

Если ребенок засыпал с укачиванием, он просыпается через 45-50 минут и обнаруживает, что он не на руках у мамы, его никто не качает, все куда-то делись, «аааа!» — слышит мама восемь раз за ночь.

Но когда мы научимся укладывать малыша на расстоянии, в той же кроватке, с голосом мамы (но важно, чтобы он не звучал в момент непосредственного погружения в сон, а звучал до), — он просыпается и видит, что по-прежнему в той же кроватке.

И еще секрет. До ритуала, когда вы только готовитесь, приглушаете свет, собираете игрушки (мы называем это «мостик»), можно включить колыбельную фоном. Эффект потрясающий: через 15 минут вся семья начинает зевать. И потом уже происходит сам ритуал.

Почему еще важно петь колыбельную? Это удобно, это всегда с тобой. В поездке ребенок попадает в другие условия засыпания, комната другая, кроватка другая. Но мама, голос — все мое родное.

Поэтому я призываю всех родителей не считать, что это какой-то пережиток прошлого, это очень важно, только попробуйте! Даже если вам кажется, что вы не умеете петь, поверьте: скорее всего, вашему ребенку ваш голос кажется самым теплым, нужным, необходимым и лучшим.

У меня трое детей, и старший сын чувствительный. Когда родилась третья дочка, я была в роддоме, и сын сильно переживал. Звонит муж: не спит старший, что делать? Час не спит, два. Там и бабушка, и папа, привычные условия — но не получается.

Что я делала? Каждый вечер из палаты звонила по телефону, говорила: ты мой хороший, ложись, сейчас спою твою колыбельную. И пела. Одну-две песни, которые он слышал на протяжении шести лет, — и ребенок засыпал на расстоянии.

Это мой личный опыт, и это совершенно уникально.

Как голос мамы влияет на эмоциональное состояние ребенка

Колыбельные – терапия детских страховЕкатерина Осипенко — руководитель научно-клинического отдела фониатрии ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России», фониатр ТВ-проектов «Голос», «Голос дети» и т.д.

Читайте также:  3 способа работы с аналоговым синтезатором в ableton live

Источник: https://www.matrony.ru/zachem-pet-detyam-kolyibelnyie-v-vek-gadzhetov-i-vseobshhey-speshki/

Как бороться с детскими страхами с помощью сказки?

Сказки в детстве – это целая жизнь, волшебный мир вымышленных персонажей и самых невероятных историй. А потому с помощью сказок можно не только научить ребенка добру, вежливости, отзывчивости и многим другим ценным качествам, но и помочь ему преодолеть страхи.

Примерно с 3,5 лет и до первого класса ребенок часто  фантазирует и живет в мире волшебства, именно поэтому в таком возрасте сказка может стать отличным способом борьбы с детскими проблемами и капризами.

Способ этот давно уже взят на вооружение детскими психологами и называется «сказкотерапия».

Не торопите малыша взрослеть, помогайте ему решать проблемы и бороться со страхами на привычном ему языке сказок, — советует детский педагог Яна Войнакова.

Колыбельные – терапия детских страховРодители могут освоить сказкотерапию и самостоятельно, но предварительная консультация психолога всё равно не помешает. Специалисты подбирают для лечения самые разнообразные сказки: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. В этом случае можно узнать о тех детских переживаниях, которые они и сами не осознают или стесняются обсуждать со взрослыми. Например, невозможность найти со сверстниками общий язык, боязнь, что они будут насмехаться.

Какие страхи лечим сказкой?

Вообще, сказкотерапия работает с довольно широким кругом проблем: эмоциональными и поведенческими.  Убежал от мамы, поругался с другом, обманул, не убрал за собой игрушки, боится темноты, боится гостей и пр. Список тех проблем, которые можно решить с помощью сказки, поистине огромен.

Например, сказка О. Шороховой «Жадный великан».  Цель сказки: познакомить ребенка с таким плохим поступком как  жадность (качество, часто встречающееся у детей).

  Если ребёнок начал жадничать, можно просто напомнить ему сюжет сказки, и тогда малыш вспомнит, что с ним может произойти такая же ситуация как с великаном (в данной сказке все отвернулись от него: перестали с ним играть, солнышко спряталось за тучки, пошел дождик, великану стало грустно, холодно и он заплакал. К нему на помощь пришли его друзья – гномики). Как правило, через некоторое время дети полностью исправляют свое поведение.

Татьяна Федоровна Мешавкина, педагог-психолог Реабилитационного Центра «Лювена» для детей с ограниченными возможностями здоровья: «Сказка в большей степени должна являться профилактикой психологических проблем, таких как непослушание;  нежелание собирать игрушки, частые обиды, ссоры со сверстниками  и т.д.

В таких случаях достаточно прочитать сказку несколько раз, поговорить  о героях и их поведении, выбрать положительный поступок.  И чем ребенок младше,  тем проще работать с проблемой.

Часто сказку используют в психотерапевтических целях,  если у ребенка стабильно сохраняется тот или иной симптом; страхи различного характера, клептомания, агрессия по отношению к сверстникам или взрослым, обман и т.д.

 Младшие  школьники  более скептично относятся к сказке, но если она рассказывается в группе, да еще и проигрывается, определенный эффект от нее тоже имеется.  Подростки имеют большую защиту и чаще к сказке относятся с иронией.

Сказкотерапия — это только один из методов решения личностных проблем. Существуют и другие методы, многие из них используются совместно и все они эффективны: игровая терапия, песочная терапия, арт-терапия и др. Ребенок может эмоционально принять сказку, а может и равнодушно к ней отнестись. В таких ситуациях подбирается другая сказка, более близкая к окружению малыша».

Вооружившись знаниями о том, как работает сказкотерапия и, проконсультировавшись со специалистом, какого плана сказки помогут вашему малышу побороть тот или иной страх, можно начинать сочинять сказки самостоятельно.

Сочиняем терапевтические сказки

Как поясняет детский педагог Яна Войнакова, алгоритм здесь достаточно простой. Главное, выявить причину детских страхов, и бороться непосредственно с ней.

Ведь даже нежелание ребенка ходить в детский сад может быть вызвано как обычной прихотью, так и дискомфортом, который он испытывает в коллективе сверстников, или грубым отношением воспитателей.

Естественно, что каждая причина требует своего подхода.

Итак, причину нашли, теперь придумываем историю, в которой  главный герой похож на вашего ребенка (внешне, деталями одежды, цветом глаз, волос и пр.).

Например, «жил-был мальчик Петя, ему было пять лет, у него были черные волосы и синие глаза…» Далее описываем ситуацию, похожую на ту, в которую попал ребенок.

Например, «мальчик Петя никогда не слушал, что говорит ему мама и все делал по-своему»…

По сюжету должно возникать множество возможностей решить поднятую в сказке проблему.

И наконец, мы должны найти выход из ситуации: в финале сказочный мальчик обязательно меняется, начинает слушаться маму, и жизнь налаживается.

Ребенок, к слову, ближе к четырем годам, сам может предлагать различные варианты решения проблемы – ни в коем случае нельзя отталкивать ни один из предложенных вариантов.

Как поясняет педагог – психолог Татьяна Мешавкина, «вариантов выхода из сложной ситуации всегда много. Но малыш, в силу своей социальной незрелости, пытаясь найти решение проблемы, использует только один из вариантов, который ему знаком, и чаще всего, он неправильный.

Ребенку  нужно предложить  несколько способов, помогающих справиться со своими чувствами. Задача взрослого не запретить, а помочь выбрать другие пути, т.е. предложить несколько вариантов, в этом и помогают разные сказки. Ребенок самостоятельно делает свой выбор.

Взрослый оценивает его и одобряет».

Колыбельные – терапия детских страховУ сказкотерапии, по словам Татьяны, как и у любой терапии, есть алгоритм проведения. Он, конечно, корректируется в каждом  индивидуальном случае, но есть и общие, базовые принципы. Так, любая сказка читается не менее трех раз. Для того, чтобы ребенок усвоил сюжет и смысл сказки, необходимо провести беседу о сюжете сказки, главных героях, о поступках, эмоциях, поведении, взаимоотношениях между героями и т.д. Эффективно с малышом поиграть в эту сказку, используя тематические игрушки или игрушки – заместители, дети с интересом играют в сказку на песке, используя мелкие игрушки. Важно в процессе игры отследить действия малыша, ему предлагается роль того героя, которого он боялся или который вел себя неадекватно. Далее с ребенком можно нарисовать понравившийся сюжет сказки, еще раз проговорить положительные поступки: смелость героя, честность, трудолюбие, заботу о старших и т.д. После первого сеанса у ребенка может не произойти никаких изменений, на осмысление необходимо время. Иногда требуется месяц, иногда и больше, все индивидуально.

Используя в работе сказку, важно учитывать возраст ребенка, эмоциональное состояние, особенности темперамента, поведения, социальное окружение. Обычно, сказки придумываются под конкретного ребенка, но есть и готовые варианты. Они затрагивают наиболее распространенные детские проблемы и страхи, помогают родителям понять, как сочинять и рассказывать детям сказки. Приведем несколько примеров.

Боится темноты

Причины страха здесь могут быть самыми разными. Но, как правило, малыши боятся темноты, потому что она связана с неизвестностью, чем-то непонятным и оттого пугающим. В основном дети боятся чудовищ, которые якобы скрываются в темноте.

Избавиться от страха помогут следующие сказки: Ирина Турина («Сказка про смелого Алёшу») и  Михаил Андрианов («Бум-бум-бум»). Когда я, например, прочитала своему сыну сказку про смелого Алешу, он начал каждый вечер перед сном рассказывать услышанное в сказке заклинание от бяк-бук.

Расскажет и спокойно засыпает, искренне поверив в то, что стишок надежно защищает комнату от любых чудовищ.

Кстати, запугивать детей бабайками, даже в воспитательных целях, не стоит. Да, можно рассказать в сказке про чудовище, ведь ужастики в жизни малыша присутствуют всегда, редко какой мультфильм обходится без монстров. Но в сказке обязательно должен быть озвучен способ, как победить зло. Например, в сказке про страну нерях дети, в итоге, победили злую волшебницу Неуберинду.

Педагог-психолог Татьяна Мешавкина:«В нашей жизни достаточно много негатива, отрицательных поступков, с которыми постоянно приходится бороться.

Даже взрослый человек не всегда может найти способ борьбы с этими поступками, а ребенок — тем более. Победить зло — это значит исправить ситуацию, изменить человека, изменить отношение к отрицательному поступку.

Побеждая зло, у ребенка появляется уверенность, храбрость, стойкость, малыш успокаивается, настраивается на положительный лад».

Очень часто, к слову, психологи советуют наряду со сказкотерапией использовать и куклотерапию – вместе с ребенком сделайте страшную игрушку – воплощение детского страха, обыграйте ту или иную ситуацию и победите куклу. После игрушку можно убрать куда-то, до повторного возникновения ситуации, либо просто выкинуть. А если ситуация повторится – сделать новую куклу.

Проблема со сном

Многие детки не хотят ложиться спать, часами укладываются и засыпают.

Причины здесь могут быть разные: от банального каприза до того, что ребенку просто жаль тратить время на сон, ему кажется, что он столько всего еще может успеть переделать. Выявили причину нежелания идти в постель – приступаем к терапии.

На просторах Интернета я нашла три подходящие сказки: Ольга Быкова («Тема и сон»), Дмитрий Соколов («Смелый мальчик и тетушка ночь») и Татьяна Холкина («Сказка про кроватку»).

Не убирает игрушки

Как правило, квартиру, где есть маленький ребенок, не спутаешь ни с чем. Беспорядок в комнатах говорит сам за себя. Учить ребенка наводить порядок необходимо, в первую очередь, на личном примере.

Превратите уборку в увлекательную игру, и тогда малыш начнет получать от этого процесса удовольствие, и не будет воспринимать уборку как некую повинность. Результат можно закрепить сказкой.

Здесь подойдут такие сказки как «Сказка про страну нерях» (Ирина Гурина) и «Сказка про Мишку и порядок» (Татьяна Козлова).

Требует покупок в магазине

Справиться с проблемой помогут две сказки: Наталья Никитина («Слонёнок и шарики»), Михаил Андрианов  («Поцелуй Хотелки»). Первая сказка будет более понятна детям трёх-четырёх лет. Вторая сказка рассчитана на детей постарше.

Подберите сказку и прочитайте её малышу перед сном или накануне похода в магазин. Ведь очень часто дети пытаются вещами заполнить внутреннюю пустоту, им не хватает общения, в том числе, и с родителями.

Исправляйте ситуацию: учите ребёнка испытывать радость от каких-то совместных дел, прогулок, походов и общения, от окружающего мира живой природы, а не от бесполезных вещей.

Ниже приведен список часто встречающихся детских проблем и примеры сказок, которые помогут с ними справиться.

Не хочет ходить в детский сад

Как Оля полюбила садик — Людмила Цвирко.

Дерётся

  • Сказка про Колю и его друзей — Людмила Цвирко.
  • Сказка про доброго Петю — Ирина Маниченко.
  • Сказка про Зайца-забияку — Ирина Гурина.

Колыбельные – терапия детских страховНе любит умываться

Как Костя стал умываться – Татьяна Холкина.

Кари и Еc – Эльмира Блинова.

Грубит родителям

Сказка о пропавшей улыбке — Дина Трушина.

Много времени проводит за компьютером или у телевизора

Ирина Маниченко – Федя и компьютер.

Ирина Маниченко – Прилипчивый телевизор.

Читайте также:  Животные и музыка: влияние музыки на животных, животные с музыкальным слухом

Не хочет есть

  1. Как Илюша животик кормил — Татьяна Холкина.
  2. Почему нужно кушать — Ирина Гурина.
  3. Про Катюшину Капризку — Ольга Быкова.

Детская стеснительность

Как Андрюша гостей встречал — Татьяна Холкина.

Любая сказка несет в себе нравственное начало, учит и воспитывает ребенка. Рассказывая своему малышу сказку, вы уже даете ему понять, что он для вас очень дорог и любим. А если еще и правильно подбирать сказки и книги, то вы поможете вырасти своему чаду по-настоящему  счастливым человеком.

Художественные сказки, к слову, тоже очень полезны.

Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун», легкомысленному и шаловливому — «Приключения Незнайки», эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», а робкому и пугливому — «О трусливом зайце».

В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком — малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе.

Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), куклотерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок), и даже музыкотерапия (подобрать мелодии подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям — лучше понять своего ребенка.

Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок.

Используйте все возможности сказкотерапии: анализируйте поведение своего ребенка, выявляйте причину его страхов, капризов и проблем, сочиняйте или дополняйте деталями из жизни своего ребенка готовые сказки, рассказывайте их малышу, обсуждайте, проигрывайте. Это обязательно поможет маленькому человеку осознать свои поступки и справиться с трудными жизненными ситуациями.

Источник: https://www.u-mama.ru/read/obaby/education/6564.html

Лечение страхов у детей: виды, причины, видео

Детские страхи – что это такое? Для одних родителей они являются обычным детским капризом, а для других – поводом, чтобы начать серьёзно беспокоиться. Большинство людей придерживаются мнения, что малыши таким способом пытаются обратить на себя повышенное внимание, но в некоторых случаях требуется лечение страхов.

И если родители постоянно игнорируют тревоги малыша, то это усугубляет ситуацию. Нередко ребёнок замыкается в себе, становится ещё больше пугливым и проявляет застенчивость в окружающем обществе. Такие последствия несут в себе негатив относительно психики детей, которая в этом возрасте достаточно нестабильна.

Нередко в запущенных состояниях ребёнку требуется адекватное лечение, где задействован не только психолог, но и специалист-психиатр.

Разновидности детских страхов

Страх детей перед одиночеством

Этот тип страха возникает в довольно раннем возрасте, когда малыш ещё не может разговаривать. Переживания по поводу того, что мама передаёт его в чужие руки, усиливается.

Дети могут проявлять это сильным плачем, тянуться назад к одному из родителей или же начинать серьёзную истерику. Уже с шести месяцев малыши начинают беспокоиться, когда родитель выходит из комнаты и оставляет его.

Если мама вовремя не реагирует на плач ребёнка, то в будущем это может отразиться на психике малыша. Со временем возникнет сильнейший страх потери близкого человека.

Если родители выходят из комнаты, а ребёнок зовёт их назад громким плачем, необходимо отреагировать на это.

Лечение страха одиночества у детей

Колыбельные – терапия детских страхов

Если родители заметили излишнюю эмоциональность малыша, следует внести в его жизнь больше окружения. Гости, близкие и знакомые люди, которые постоянно находятся рядом, располагают ребёнка к общению. Во время ухода гости машут ребёнку ручкой, а мама идёт с малышом в коридор и провожает их всех. Через несколько раз мама должна постараться выйти из комнаты сама и сказать, что идёт провожать гостей, жестом показывая на коридор. Выполняя систематически этот метод, ребёнок приучается к тому, что самый близкий человек ненадолго покидает его. К тому же малыши быстро устают от постоянного общения, поэтому после игры со взрослыми у него не будет сил нервничать.

Страх детей перед большим скоплением людей

Можно сказать, что это противоположный страх одиночеству. Обычно дети, которые с опаской относятся к взрослым, проявляют большую застенчивость.

Нередко такие малыши живут только с мамой или одним из родителей. В детском саду они ведут себя неуверенно, часто плачут, если их пытаются приобщить к организационным моментам.

Ребёнок проявляет сильную агрессию и истерики, если в дом на торжество приходят взрослые гости.

Такой страх приводит к тому, что уже в подростковом возрасте у него наступают сложности в свободном общении со сверстниками и окружающими людьми.

Лечение страха перед окружающими у детей

Первый метод – переключить внимание ребёнка на его сверстников. Если родители любят большое скопление гостей, тогда необходимо поставить условие, чтобы они приходили с детьми. Это отличный манёвр, ведь общение с малышами всегда интересно.

Можно показывать новые игрушки, вместе заниматься рисованием и другими любимыми делами. При сильной агрессии на скопление людей, рекомендуется приглашать в дом только по одному гостю. Пусть это будет один папин друг или мамина подруга.

Никогда не стоит забывать общаться с ребёнком, показывать ему картинки, где нарисовано много людей, например, зоопарк или детский развлекательный центр.

Страх перед сказочными персонажами и темнотой

Колыбельные – терапия детских страхов

Сказки придуманы для того, чтобы развлекать детей и учить их добрым делам. В них заложен глубокий поучительный смысл, но современные сказки приобретают немного другую форму.

Истории, где содержатся различные злые персонажи, чудовища и прочая нечисть, могут нанести серьёзный вред нестабильной психике ребёнка. Родителям не следует читать такие сказки перед сном, а тем более пугать его на ночь, если он не может уснуть.

Страх темноты может сохраниться на длительный период и даже на всю жизнь. Это один из самых сильных страхов. Обычно дети плохо спят, у них развиваются неврозы и беспокойство.

На этой почве малыш будет бояться сам оставаться дома или засыпать без родителей.

Лечение страха темноты

Ночные страхи довольно серьёзный показатель расстройства психики ребёнка. Они могут проявляться в разной форме. Иногда ребёнок не спит всю ночь или тревожит родителей, пытаясь попроситься спать с ними.

Многие родители не придают значение этому, надеясь, что ребёнок подрастёт, изменит своё отношение к темноте, а ночные страхи исчезнут сами. Но по статистике наиболее нестабильная психика наблюдается у детей, имеющих ночные страхи.

Постоянная тревога, недосыпание и боязнь собственной комнаты могут спровоцировать многие болезни.

В первую очередь нельзя игнорировать просьбы ребёнка о том, чтобы спать при включённом свете. Нужно выслушать, какие ночные страхи его преследуют.

Рекомендуется установить небольшой ночник с приглушённым светом или включить неяркое бра. Перед сном лучше укладывать малыша, поворачивая его лицом к стенке. Чтобы ночные страхи не казались ребёнку, сказки желательно читать с утра или в дневное время. Вечером малышу будут полезны прогулки на свежем воздухе.

Чем больше энергии он тратит, тем быстрее уснёт. В соседней комнате рекомендуется оставлять включённым телевизор и свет. Это будет давать малышу ощущение, что родители находятся рядом и просто отдыхают. Ночные страхи не так уж легко преодолеть. У многих родителей на это уходят многие месяцы и годы.

Если родители видят, что у ребёнка возникают осложнения на почве его страхов, тогда рекомендуется незамедлительно начать лечение. Возможно, потребуется консультация специалиста. Врач пропишет ему успокоительные средства на травах. Лечение может добавляться приёмом расслабляющих ванночек на основе отвара трав.

▼СОВЕТУЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЬ▼

Источник: https://LechenieDetej.ru/psixologiya/lechenie-straxov.html

Колыбельная устраняет детские страхи | Для галочки

Колыбельные – терапия детских страхов

Колыбельная

Есть такое выражение, что мы все родом из детства. Это так. Все переживания и эмоции, которые мы получаем еще в детстве, оставляют ощутимый отпечаток на всю последующую жизнь человека.

  Очень сложно исправить негативные детские эмоции, такие, как чувство стыда и вины, страх, зажатость, которые росли и крепли вместе с их обладателем.

Сейчас достаточно много специалистов, которые могут помочь ребенку справиться с этими неприятностями, но лучше это все предотвратить, чем потом лечить депрессии и нервозы.

Почему важно петь ребенку колыбельные песни?

Ни для кого не секрет, что маленький ребенок достаточно долгое время отождествляет себя с матерью. И это понятно, ведь 9 месяцев они были практически одним целым, да и после этого вся жизнь маленького человечка напрямую зависит от матери.

Даже находясь в утробе матери, ребенок испытывает самые первые свои эмоции, и позитивные, и негативные. Если мама находится в хорошем настроении и радуется, то эти чувства перейдут и малышу, а вот если мама угнетена и подавлена, то ребенок будет испытывать страх. Поэтому терапию детских страхов нужно начинать еще во время утробного развития. Не стоит игнорировать этот период жизни ребенка.

Уже после рождения у ребенка будет спокойный сон, если мама будет чувствовать себя спокойно. Такой ребенок будет развиваться полноценно. Еще долгое время после родов мама будет ответственна за внутренний мир своего ребенка, именно от нее будет зависеть, появятся у него ненужные страхи, которые будут влиять на всю последующую жизнь, или нет.

Звуки музыки в совокупности со звучанием материнского голоса действуют на ребенка полезно и благотворно. Наши предки всегда знали об этом. Во все времена матери пели своим деткам колыбельные. Дети не были агрессивными и капризными. И нация была здоровее психически и физически.

Никто в те далекие времена не задумывался даже о неврозах и депрессиях, их просто не существовало. В наш век техногенного прорыва жизнь человека полностью перевернулась. Но ведь все должно начинаться с малого.

Куда подевались ласковый голос и нежные объятия мамы, напевающей спокойную, умиротворенную мелодию?

Сейчас все более актуальным становится возвращение к истокам. Мы чаще стали задумываться о былой мудрости наших предков. Именно поэтому многие мамы начинают петь колыбельные своим малышам.

О чем должна быть колыбельная?

Многих волнует вопрос: как же петь, если нет слуха или голоса? К большому счастью, этот процесс не требует  специальных музыкальных данных. На самом деле ребенку абсолютно не важен ни ваш слух, ни голос, ему важны только те эмоции, которые испытывает мама в то время, когда поет колыбельные.  Не нужно выучивать наизусть большие тексты.

Текст ведь тоже совсем не важен. Спойте о том, как прошел ваш день, какая погода за окном, что делают котик или собачка или как ярко светят звезды на небе. Еще в колыбельных нужно предрекать малышу счастливую судьбу. Это будет одновременно и молитва, и своеобразная программа. Мелодия и рифма тоже не играют никакой роли.

Главное – это усыпляющая спокойная мелодия.

Колыбельные песни замечательно развивают родную речь и дополняют в общем развитии. Старайтесь импровизировать, пусть ваши колыбельные будут разные. Ведь это самый простой способ дать ребенку ощущение любви и защищенности. Обязательно пойте колыбельные!

Источник: http://dlyagalochki.ru/koly-bel-naya-ustranyaet-detskie-strahi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector