Основные приемы игры на гитаре

Теоретические знания-это важнейшая составляющая. Они помогают быстрее понять инструмент,шире охватить его возможности. Помогает постигнуть музыку в целом,стать универсальным музыкантом,что очень важно.

Хорошая техника еще не означает,что вы хороший музыкант,а вот знание как использовать вашу технику,в каком направлении двигаться,знание гамм,арпеджио,упражнений,фразировка,и многие другие знания делают из вас индивидуальность.

В теоретический курс для гитары войдет изучение нотной грамоты,изучение гамм,арпеджио,познакомимся с различными ладами,приемами игры и штрихами.

Желаю Вам успеха!

Основные приемы игры на гитаре

  • 1(ми)-номер и название струны
  • 0 1 3 5-номер лада
  • ми фа соль ля-название ноты

Знаки альтерации

-диез. Повышает ноту на пол тона.(1/2 тона это соседние две ноты,на гитаре это два близжайших лада.) -бемоль. Понижает ноту на пол тона. -бекар. Отменяет действие знаков диез и бемоль.

Штрихи

Переменный штрих-это основной штрих игры на гитаре. Принцип его заключается в последовательных ударах медиатором по струне «вниз вверх,вниз вверх».Очень важно соблюдать очередность ударов.

А именно,если пропускается звук, не пропускать движение медиатора, чтобы не получилось 2 удара «вниз вниз» или «вверх вверх». Это важно,особенно в быстрых темпах.

Соблюдение штриха позволит вам играть пассажи не задумываясь,»на автомате»,принесет порядок в игру и избавит от хаоса в движениях.В очень быстрых темпах переменный штрих называют тремоло.

П — удар вверх. V — удар вниз.

Длительность звука (счет)

Для того,чтобы сосчитать ноту,нужно извлечь звук и одновременно начать счет.

Целая нота. Самая длинная нота в музыке. (Есть длине, нота Бревиса,но она используется редко.) Считается: раз и два и три и четыре и. — половинная нота. В два раза короче целой ноты. Считается: раз и два и. — четвертная нота. В два раза короче половинной ноты. Считается: раз и .

восьмая нота. В два раза короче четвертной ноты. Считается: раз. — шестнадцатая нота. В два раза короче восьмой ноты. Считается: на одну восьмую долю делается два удара. — тридцать вторая нота. В два раза короче шестнадцатой ноты. Считается: на одну восьмую долю делается четыре удара.

Что бы было понятней изучите этот пример.

Основные приемы игры на гитаре

Приемы игры

Легато-это приём, при котором несколько нот в пассаже звучат слитно, плавно перетекая одна в другую. Между нотами не должно быть пауз. Приём легато исполняется на многих инструментах, но в гитарном исполнении он получил самое широкое применение. Различают два вида легато- Pull off и Hammer on.

Hammer on получил свое название от английского слова hammer-молоток. Прием исполняется пальцами левой руки. Гитарист ударяет по струнам, извлекая звуки без использования правой руки. Удар пальца должен происходить с размаха, используется только палец, но не рука. Пальцы приземляются ну нужные лады, как будто маленькие молотки.

Основные приемы игры на гитаре

Pull off — это срывы пальцев левой руки со струны. Срыв происходит с прижатой пальцами к нужному ладу струны, совершив небольшой подцеп.

Основные приемы игры на гитаре

При совмещении Pull и Hammer можно добиться исполнения эффектных,технических пассажей. Практически в каждом гитарном соло присутствует этот прием игры.

Трель Если быстро совместить pull и hammer ,получится прием,который называется трель.

Основные приемы игры на гитаре

Упрощенный вариант записи трели выглядит так

Основные приемы игры на гитаре

Тремоло Тремоло можно получить,если играть одну ноту максимально быстро.

Основные приемы игры на гитаре

Упрощенный вариант записи тремоло выглядит так

Основные приемы игры на гитаре

Band — в простонародии подтяжка. Это очень яркое средство выразительности и один из самых распространенных технических приемов. Исполняется этот прием в основном средним и безымянным пальцами.

Во время игры пальцы левой руки тянут струну вниз или вверх,в ходе чего звуковысотность повышается. Различают полутоновый бэнд — 1/2 и целотоновый бэнд — full.

Реже используют полуторатоновый бэнд или даже бэнд на два тона.

Slide— в переводе с английского означает скольжение. Еще этот прием называется глиссандо. Это переход от ноты к ноте, исполняется указательным, средним или безымянным пальцами левой руки. Прижав ноту на определенном ладу, следует произвести движение руки не поднимая пальца со струны, и двигаться до нужной ноты.

Основные приемы игры на гитаре

Вибрато-очень важный прием. Игра без вибрато сделает вышу музыку скучной и не выразительной. Почти в каждой мелодии,в каждом соло используется этот прием. Можно сказать что это множество мелких бендов.

Вибрато исполняется указательным,средним и безымянным пальцами. Прижатая струна «вибрируется» в стороны от грифа-это легкое не выраженное вибрато, либо вверх и вниз по грифу. Такое вибрато более ярко выраженное.

Размашистое вибрато придает этому приему агрессивное звучание.

Флажолет-этот прием интересен своим тембром. Он похож на звучание флейты. И название происходит от слова flageol-флейта. Существует два вида флажолетов-натуральные и искусственные. Натуральный флажолет прост в исполнении.

Для извлечения натурального флажолета следует СЛЕГКА коснуться струны над определенным ладом (только 12ый,7ой и 5ый лад) ,прямо над металлической перегородкой,а не в промежутке,и извлечь звук. Искусственный флажолет исполняется гораздо сложнее. Этот прием можно исполнять совершенно на любом ладу.

Для его исполнения нужно зажать струну на нужном N ладу, средним пальцами правой руки слегка прикоснуться к N+12, N+7 или N+5 ладу и медиатором извлечь звук. Можно извлекать флажолеты и на других ладах, но они будут тихими и довольно сложными в исполнении.

Медиаторный флажолет исполняется при помощи медиатора и эффективнее всего звучит на перегрузе, то есть с использованием гитарного эффекта distortion. Исполняется прием следующим образом:извлекаем медиатором звук(легче, на мой взгляд на 3-ей струне),и сразу же касаемся струны боковой стороной большого пальца.

Это нужно делать ближе к держателю струн, там отсутствуют лады,в этом сложность этого приема,потому что извлекать медиаторные флажолеты придется на глаз и на слух. Этот прием требует усилий и практики, но на слушателей он производит огромное впечатление.

Пиццикато-это прием игры,исполняемый путем незначительного приглушения струн ребром ладони у бриджа (струнодержателя). Ребро ладони следует положить на бридж и извлечь нужные звуки.

Следует найти оптимальное положение ладони на бридже,таким образом,чтобы звук не был слишком приглушен и в то же время не был слишком открыт.

Прием пиццикато используется в гитарных рифах(ритмических рисунках), соло, и во многих других направлениях. В табулатуре этот прием обозначается «P.M.»

РЫЧАГ — электрогитары, или как его еще называют рычаг тремоло, позволяет изменить натяжение струн, за счет чего изменяется их высота. На основе этого можно выполнить массу технических приемов.

Основные приемы игры на гитаре

Глубокое погружение.Играется без удара медиатором приемом пул к открытой струне с любого лада, чтобы зазвучала струна. Пальцами левой руки необходимо заглушить остальные струны и надавить на рычаг, затем вернуть рычаг в исходное положение.

Интервал — это расстояние между двумя звуками. Хочу отметить, что интервалами называются именно два звука, потому что 3 и более звуков, это уже аккорд.

Таблица основных интервалов

Название интервалаКолличество тоновКолличество ступенейПример
Чистая прима 0 тонов (одна и та же нота) 1 ступень
Малая секунда 1/2 тона (полутон) 2 ступени
Большая секунда 1 тон 2 ступени
Малая терция 1.5 тона 3 ступени
Большая терция 2 тона 3 ступени
Чистая кварта 2.5 тона 4 ступени
Увеличенная кварта 3 тона 4 ступени
Уменьшённая квинта Также 3 тона 5 ступеней
Чистая квинта 3.5 тона 5 ступеней
Малая секста 4 тона 6 ступеней
Большая секста 4.5 тона 6 ступеней
Малая септима 5 тонов 7 ступеней
Большая септима 5.5 тонов 7 ступеней
Чистая октава 6 тонов 8 ступеней

 Теория и основные приемы игры на гитаре

Здесь вы узнаете что такое табулатура для гитары и как ее читать. Табулатура для гитары – упрощенный вариант нотной записи, …ДалееИзучая гаммы вы начинаете понимать из каких составляющих строится музыка и лучше узнаете гриф гитары,вследствие чего вам становится проще играть, …

ДалееТеоретические знания-это важнейшая составляющая. Они помогают быстрее понять инструмент,шире охватить его возможности. Помогает постигнуть музыку в целом,стать универсальным музыкантом,что очень …ДалееBand – это одно из самых ярких средств выразительности.

Исполнение бендов даст возможность вашему инструменту “петь”, или даже  кричать, а …ДалееВсем привет, вы в разделе упражнения на гитаре для начинающих. Для начала нам понадобится ознакомиться с нотной грамотой, это можно …ДалееВ этом разделе мы научимся играть аккорды на гитаре.

Аккорд – это три и более звука. Чтобы исполнить аккорд нужно …Далее

Поделиться

Источник: https://learn4joy.ru/school/beginguitar/guitar-theory/

Обучение гитаре с нуля: специфические гитарные приёмы

Основные приемы игры на гитаре

  • Помимо основных аккордов начинающему гитаристу, так же необходимо знать и некоторые специфические гитарные приемы, так как без владения ими, иногда просто невозможно сыграть некоторые произведения правильно.
  • Плюс ко всему, развитие собственной техники позволит играть более выразительно и уйти от пресного и скучного звучания.
  • Поэтому в данной статье мы поговорим именно о таких приемах.

Приёмы игры на гитаре

Гитарный приём: Bend (Подтяжка)

Bend (Бэнд) называется подтяжка струны, осуществляемая указательным или средним пальцем левой руки, до нужной высоты ноты.

Основные приемы игры на гитареОсновные приемы игры на гитаре

  1. Основные приемы игры на гитаре
  2. Так же хочется отметить, что для исполнения как бэндов, так и пре-бэндов оптимальной постановкой левой руки будет блюзовый хват о котором мы писали в статье — Обучение гитаре с нуля: постановка левой руки.

Техника исполнения бендов (подтяжек). Видеоурок

Гитарный приём: вибрато

Основные приемы игры на гитаре

Так же в отличии от бендов вибрато редко повышает тон исполняемой ноты больше чем на 14 , в основном — это 18 а иногда и 116 тона, вследствие чего движение пальца вверх и вниз минимальны.

Основные приемы игры на гитаре

Как играть вибрато (Vibrato) на гитаре -Техника игры на гитаре — Уроки игры на гитаре Первый Лад

Гитарный приём: слайд

Слайд — это прием, при котором осуществляется скольжение по струне вверх или вниз, для плавного перехода из одной ноты в другую.

Не смотря на то, что техника слайда проще бэндовой техники, отрабатывать этот прием следует не меньше.
Для начала нужно просто извлечь ноту, после чего в ритмике композиции сделать подъезд вверх или вниз по грифу к нужной ноте.

Основные приемы игры на гитаре

В завершении нужно отметить, что иногда при исполнении слайда вверх по грифу, палец скользит не до конкретной ноты, а постепенно ослабляя давление на струну, плавно глушит ноту.

Читайте также:  Сэмплы для fl studio

Слайд. Slide. Приемы игры на гитаре.

Гитарные приёмы: hammer-on и Pull-off

Hammer-on и Pull-off — это наиболее распространенные приемы исполнения легато на гитаре (плавного перехода одного звука в другой). Как правило эти приемы используются в связке, однако и по отдельности зачастую находят себе применение.

Основные приемы игры на гитаре

Гитарный приём: hammer-on

Основные приемы игры на гитаре

Оптимальной постановкой левой руки является классическая постановка.

Гитарный приём: pull Off

Основные приемы игры на гитаре

Оптимальной постановкой левой так же является классическая.

Hammer-Ons and Pull-Offs Guitar Lesson

Заключение

Не смотря на то, что данные технические приемы, являются базовыми, даже они способны значительно облагородить и разнообразить вашу игру. При отработке особое внимание следует уделить аккуратности исполнения и ритмической составляющей, в следствии чего оптимальным решением будут занятия с метрономом

Источник: http://gtars.ru/novichku/obuchenie-gitare-s-nulya-spetsificheskie-gitarnye-priyomy/

Фингерстайл: перкуссионные приемы игры на гитаре • SAMESOUND — сайт для музыкантов

Техника игры фингерстайлом на гитаре для начинающих: базовые ритмические приемы и примеры одновременной игры басовых, мелодических и ритмических партий.

Перкуссионный фингерстайл — стиль игры на гитаре, в основе которого лежит «ударная» техника звукоизвлечения. Широкую популярность фингерстайл получил в последние несколько лет благодаря таким гитаристам, как Энди Макки, Джон Гомм, Ньютон Фолкнер, Дон Росс, Чет Аткинс, Эрик Монгрейн, Томми Эммануэль и другим.

Техника игры фингерстайлом на гитаре — одна из самых сложных в освоении. От гитариста при игре требуется одновременно извлекать не только мелодическую и басовую, но и перкуссионную партию. Это само по себе трудно не только для новичка, но и для опытного гитариста ранее не использовавшего фингерстайл.

Основная идея фингерстайла заключается в позиционировании гитары как многофункционального инструмента. Благодаря такому подходу гитаристы превращаются в подобие «человека-оркестра», создавая гитарные композиции, состоящие из партий гитары, баса и ударных одновременно.

Фингерстайл не имеет строгих и четких правил звукоизвлечения: каждое самостоятельное произведение может использовать любые существующие приемы извлечения звука или находить свои уникальные решения.

Основные понятия и приемы игры фингерстайлом

Представленный материал продемонстрирует основы техники игры фингерстайлом, позволяющие эффективно совмещать разные по характеру партии на одном инструменте.

Для изучения приемов перестройте гитару в строй Open D minor (DADFAD) — такой вариант настройки считается оптимальным для игры фингерстайлом.

Кик (Kick)

Основные приемы игры на гитаре

Кик (от англ. Kick) — низкий глухой звук, схожий с бас-бочкой ударной установки. Получается при ударе запястьем чуть выше резонаторного отверстия.

Основные приемы игры на гитареОбозначение кика в табулатуре.

В табулатурах кик обозначается при помощи крестика в круге.

Снэйр (Snare)

Основные приемы игры на гитаре

Снэйр — звонкий удар по корпусу акустической гитары, чье название отсылает к английскому обозначению рабочего (малого) барабана. Извлечь снэйр на гитаре можно при помощи удара пальцем о накладку на верхней деке инструмента. Известные фингерстайл-гитаристы Джон Гомм и Ньютон Фолкнер бьют по деке средним пальцем.

Основные приемы игры на гитареОбозначение снэйра в гитарной табулатуре.

В гитарных табулатурах снэйр обозначается в виде полой половинчатой ноты.

Хай-хэт (Hi-hat)

Основные приемы игры на гитаре

Создание полноценного ритмического рисунка подразумевает использование ударов в более высоком частотном диапазоне. Хай-хэт — именно такой прием, чье название связано с одноименным элементом ударной установки.

Для извлечения хай-хэта при игре фингерстайлом нужно прижать струны к грифу инструмента при помощи несильного удара.

Основные приемы игры на гитареОбозначение хай-хэта в табулатуре.

В качестве обозначения служит нота-крестик.

Как играть фингерстайлом: базовые примеры

Пример 1

Основные приемы игры на гитаре

Освоение игры фингерстайлом стоит начать с базового ритмического рисунка, состоящего из кика и снэйра. Практиковаться лучше всего под счет — каждый удар приходится на определенную долю такта, обозначаемую цифрой (1, 2, 3, 4).

Обратите внимание, что для упрощения практики каждая нота сыграна четвертой длительностью.

https://samesound.ru/wp-content/uploads/2017/03/how-to-play-percussive-acoustic-guitar-1.mp3

Пример 2

  • Основные приемы игры на гитаре
  • Разнообразим партию за счет введения двух последовательных киков на третью долю восьмыми длительностями.
  • Если цифровой счет начнет сбивать с ритма, играйте под следующий счет: Пум, Па, Пум-пум, Па.

Пример 3

  1. Основные приемы игры на гитаре
  2. Усложненная версия второго примера с добавлением ударов хай-хэта между киком и снэйром.
  3. Предыдущие два примера задействовали только одну руку, в то время как третий пример подразумевает «синхронизацию» действий правой и левой руки гитариста.
  4. Основные приемы игры на гитаре
  5. Как только освоитесь с использованием обеих рук, усложните пример еще немного за счет одновременного извлечения кика и хай-хэта во второй половине упражнения.

Пример 4

В этом упражнении потребуется ударить большим пальцем правой руки по пятой и шестой струне, добавляя в партию басовую линию.

Пример 5

В последнем примере нужно сыграть три разных партии одновременно: линию мелодии, баса и перкуссии.

Начните играть в медленном темпе, постепенно набирая скорость. Не лишним будет разобрать и отработать каждую партию в отдельности, постепенно совмещая их между собой.

Источник: https://samesound.ru/s/guitar/78303-fingerstyle-lesson

Стили игры на гитаре

Основные два приёма игры на гитаре известны в Европе уже примерно с 16 века.

Первый – заключается в использовании для игры небольшой тонкой пластинки – плектра (от греч. plektron, от plesso — ударяю), называемой так же медиатором (mediа, medium – промежуточный, посредник). Краем плектра задевают струну, заставляя её колебаться. Сделан плектр из пластика (до изобретения пластика медиаторы делали из черепашьего панциря или дерева).

Второй, более изысканный способ звукоизвлечения, предполагает игру на гитаре непосредственно пальцами правой руки. (Задачи левой руки при этом для обоих способов примерно идентичны). Попробуем на основании такого разделения рассмотреть всё многообразие существующих стилей игры на гитаре. Придерживаться при этом будем классификации, приведённой в свободной энциклопедии “Wikipedia”.

Техника игры медиатором выгоднее игры пальцами за счёт потенцально-большей виртуозности в исполнении быстрых пассажей. Лёгкость движений медиатора вверх-вниз, заставляющих струну колебаться, позволяет быстрее достигнуть скоординированности действий правой и левой рук.

Однако данная техника предполагает и некоторую ограниченность в использовании исполнительских возможностей гитары. В частности – неудобно или вовсе невозможно играть одновременно ноты, расположенные «через струну». Поэтому такая гитара применяется чаще, как солирующий или аккомпанирующий инструмент.

Струны используются как правило – стальные.

Рассматриваемый способ игры является традиционным для таких направлений, как джаз, блюз, бит и рок со всеми их разновидностями. Кульминация увлечения электрогитарой, оснащённой различными звуковыми эффектами, приходится на конец 60-х – начало 80-х годов XX века и связана в первую очередь с таким явлением, как рок-музыка.

Одними из первых гитаристов-виртуозов этого направления были – Джимми Хендрикс, Ричи Блэкмор, Джимми Пэйдж, Эрик Клэптон, Роберт Фрипп и другие. Такое понятие, как рок-группа подразумевает обязательное присутствие в её составе электрогитары.

В рок-музыке электрогитара и медиатор стали почти так же родственны, как скрипка и смычок в музыке “академической”.

Джими Хендрикс Ричи Блэкмор Джими Пэйдж Эрик Клэптон Роберт Фрипп Джон Маклафлин

Другой, альтернативный «медиаторному», стиль игры на гитаре получил общее английское название – Fingerstyle (букв. – «Стиль пальцев»). Как уже говорилось, большое внимание при игре на гитаре в этом стиле уделяется технике правой руки.

Для звукоизвлечения используются четыре пальца правой руки (кроме мизинца, хотя иногда он тоже участвует в игре). В отличие от техники игры медиатором, в данной технике выделяется целый ряд различных направлений, имеющих при этом между собой много общего.

Остановимся на них более подробно.

Классический стиль – стиль игры на гитаре, подразумевающий, как правило, исполнение произведений европейской классической музыки. Гитара рассматривается, как фортепиано в миниатюре.

Пальцы правой руки обозначаются латинскими буквами (от их названий на испанском и французском языках): большой – p (pulgar-pouce), указательный – i (indice-index), средний – m (medio-majeur), безымянный – a (anular-annulare), мизинец – e (extreme-extreme).

Так называемый «ногтевой» способ звукоизвлечения предполагает использование ногтей на правой руке в качестве «естественных медиаторов», что делает звучание гитары чётче и громче.

Гитара, предназначенная для игры данным стилем, называется «классической», струны на ней используются синтетические – три цельные нейлоновые и три – витые, с металлической навивкой вокруг волокнистой основы. Такие струны обладают богатым тембральным спектром.

Сеговиа Баруэко Брим Вильямс

Фламенко – стиль игры, родственный Классическому. Однако особенности музыки Фламенко – страстность, напор, виртуозность, блеск и трагический пафос диктуют более контрастное и живое звукоизвлечение с применением характерных приёмов игры: Picado, Rasgueado, Alzapua, фламенко-тремоло и других.

Основные приемы игры на гитареСабикас Основные приемы игры на гитарегитара фламенко Основные приемы игры на гитареПако де Лусиа

Следующие разновидности техники игры с применением пальцев правой руки связаны с акустическими гитарами, рассчитанными на использование металлических струн (подробнее о видах гитар читайте в нашей статье «Виды гитар»). Развитие стилей игры на таких гитарах неразрывно связано с историей развития Американской культуры, поэтому все названия, закреплённые за каждым из стилей, имеют американское происхождение.

Fingerpicking – (анг. finger – палец, picking – звукоизвлечение). Стиль игры на гитаре, включающий в себя несколько направлений, связанных с именами определённых исполнителей и жанровой направленностью исполняемой ими музыки.

Travis picking – стиль игры на гитаре, названный так в честь американского гитариста Мэрла Трэвиса, исполнявшего разновидность кантри-музыки под названием «хиллбилли-мьюзик». Отличительная особенность техники «трэвис пикин» – использование специфического медиатора, одеваемого на большой палец правой руки, что даёт возможность освобождать при необходимости другие пальцы.

Большой палец играет фигурации типа «бас-аккорд», либо просто «басы» на нижних струнах, а другие пальцы (чаще – указательный) исполняют мелодию на верхних.

Таким образом на одной гитаре достигается звучание типового состава Хиллбилли-бэнда (трио – ритм-гитара, соло-ритм-гитара и контрабас).

В левой руке, в отличие от «классического стиля», используется также и большой палец, прижимающий «басовые» струны. Данный стиль игры получил развитие в творчестве таких гитаристов, как Чет Аткинс и Томми Эммануэль.

Основные приемы игры на гитаремедиатор Мэрл Трэвис Основные приемы игры на гитареЧет Аткинс Основные приемы игры на гитареТомми Эммануэль

American primitive guitar – основателем стиля является американский гитарист Джон Фэйхи (John Fahey). Название стиля было позаимствовано из области живописи. По аналогии с живописью «примитивистов», стиль отличается минималистичностью и колоритом «дилетантизма».

Читайте также:  Музыкальная культура романтизма: эстетика, темы, жанры и музыкальный язык

Жанрово он основан на музыке блюза и кантри. Отличительной особенностью стиля является использование специальных настроек гитары («открытый D», «открытый G», «открытый C» строи), дающих возможность играть цикличные остинатные фигуры на открытых струнах.

Это придаёт музыке характер медитативности. А периодические «вставки» блюзовых соло придают характерную экспрессию. Джон Фэйхи использовал медиаторы, закреплённые на трёх пальцах правой руки. Иногда Фэйхи использовал для игры “слайд”.

Одним из последователей его школы является Лео Коттке.

Основные приемы игры на гитареДжон Фэйхи Основные приемы игры на гитареЛео Коттке

Ragtime guitar – название происходит от модного в начале 20 века американского жанра регтайм (ragtime), «предшественника» джаза. Одним из первых представителей этого стиля был Артур «Блайнд» («Слепой») Блейк. Как следует из названия стиля, сформировался он на основе специфической музыки регтайм, адаптированной к условиям игры на одной гитаре.

Техника игры правой руки представляет собой синтез игры медиатором с использованием при этом свободных среднего и безымянного пальцев. (Жанр ragtime, впрочем, часто используется и в описанном выше стиле игры Travis picking).

Гитаристы этого направления – Дэйв Ван Ронк (Dave van Ronk), Дэвид Лэйбман (David Laibman), Крэйг Вентреско (Craig Ventresco), Стефан Гроссман и другие.

Артур “Блайнд” Блейк Дэйв Ван Ронк Стефан Гроссман Дэйвид Лэйбман

“New Age” fingerstyle – родоначальником стиля «нью эйдж» («новая эра») гитары считается Уильям Аккерман.

Стиль этот отличается общим «позитивным» настроением музыки при выдержанной монотонности, гармонической минималистичности и обилии арпеджированных построений. Часто используется каподастр, делающий звучание гитары выше.

Правая рука при этом играет во многом аналогично «классическому» стилю, на четыре играющих пальца одеваются специальные медиаторы.

Основные приемы игры на гитареУильям Аккерман

Folk baroque – стиль, сочетающий в себе элементы американской музыки (фолк, блюз, джаз и рэгтайм) с английской традиционной музыкой. Стиль возник в Великобритании в начале 60-х годов 20 века на основе популярной в то время в Англии скиффл-музыки.

Первые исполнители в этом стиле Дэви Грэм и Мартин Карти использовали гитару, как народный инструмент для исполнения английской модальной музыки. Впоследствии стиль получил развитие в творчестве таких исполнителей, как Берт Дженч и Джон Ренборн. Гитара используется чаще, как аккомпанирующий пению инструмент.

Аккомпанемент орнаментирован мелкой техникой на основе стиля Travis Picking. Применяется перестройка гитары D-A-D-G-A-D, близкая строю английской народной музыки. В 70-е годы такие музыканты, как Ник Дрейк, Тим Бакли и, в особенности, Джон Мартин с альбомом «Solid Air» (1972) во многом определили звучание акустической гитары этого направления.

К исполнителям, использующим элементы фолк барокко можно отнести таких музыкантов, как Мартин Симпсон, Поль Саймон и Грэг Джой.

Дэви Грэм Мартин Кати Джон Рэнборн Грэг Джой

Slack-key guitar (англ. slack – слабый, key – ключ (строй)) – гитарный стиль, возникший в американском штате Гавайи. (Не путать с «гавайской» гитарой!) Стиль сегодня во многом напоминает travice picking.

Отличительной его особенностью является перестройка гитары в так называемый “taropatch”- строй, являющийся по сути «открытым G» строем: D-G-D-G-B-D – «Соль-мажорный аккорд на открытых струнах». В музыке часто используются приёмы «глиссандо» и искусственные флажолеты.

Стиль заявил о себе в 1946 году, когда были сделаны первые коммерческие записи такой гитары. Первые исполнители – Гэбби Пахинуи (Gabby Pahinui), Леонард Квэн (Leonard Kwan), Рэймонд Кэйн (Raymond Kane) и другие. Гэбби Пахинуи использовал slack-key гитару в сочетании с экзотическим слайд-звучанием гавайской гитары.

Представители данного направления – Кеола Бимер (Keola Beamer), Джон Кэаве (John Keawe), Денис Камакахи (Dennis Kamakahi) и Сирил Пахинуи (Cyril Pahinui).

Основные приемы игры на гитареГэбби Пахинуи slack-key гитара гэбби пахинуи

Percussive fingerstyle – стиль игры на гитаре с использованием «ударного» звукоизвлечения. Левая рука не просто прижимает струну на определённом ладу, а ударяет по месту прижатия, извлекая при этом звук. Правая рука играет, как «традиционным» образом, так и ударным, перемещаясь на гриф.

Таким образом достигается эффект разделения гитары на два взаимо-дополняющих инструмента, периодически вновь объединяющихся. Гитара используется, как правило, электро-акустическая, поскольку данная техника не отличается достаточно громким звуком.

Одним из известных гитаристов, игравших в этой технике, был Майкл Хэджес (Michael Hedges), использовавший кроме шестиструнной гитары необычную Acoustic Harp Guitar (арфо-гитару).

«Перкуссивный» стиль используют такие гитаристы, как Энди МакКи (Andy McKee), Томми Эммануэль(Tommy Emmanuel), Прэстон Рид (Preston Reed), Джастин Кинг (Justin King) и другие. Стиль этот родственен стилю Tapping, о котором речь пойдёт ниже.

Майкл Хэджес Энди Макки

Electric fingerstyle – стиль игры на электрогитаре с применением для звукоизвлечения пальцев правой руки. Данный стиль является скорее своего рода экзотикой. Для него характерна мягкость и некоторая тембральная приглушённость звучания. При этом используется ряд сочетаний звуков и приёмов игры, технически невозможных при игре медиатором.

Fingerstyle jazz guitar. Игра пальцами правой руки позволяет использовать в джазе полифонические возможности гитары, играя одновременно аккомпанемент и мелодию. Наиболее яркими фигурами, прославившимися полифоничностью игры, были джазовые гитаристы Джордж ван Эпс (George van Eps), Уэс Монтгомери (Wes Montgomery) и Ленни Брю (Lenny Breau).

Джордж Ван Эпс Уэс Монтгомэри Ленни Брю

Solid-body electric guitar fingerstyle. «Solid-body» – электрогитара с корпусом из цельного дерева, не рассчитанным на усиление акустики инструмента. На таких гитарах традиционно играют с помощью медиатора.

Игра пальцами правой руки добавляет в звучание такой электрогитары некоторую глубину, как бы округляя или «притупляя» звук. Часто на электрогитаре играют пальцами правой руки при игре слайдом.

Гитаристы, играющие в этом стиле – Марк Нопфлер (Mark Nopfler, «Dire Straits»), Дэрэк Тракс (Derek Trucks) Робби Кригер (Robby Krieger, «the Doors»), Майк Олдфилд (Mike Oldfield), Чарли Хантер (Charlie Hunter) и другие.

Робби Кригер Марк Нопфлер Дэрэк Тракс Чарли Хантер

В заключении опишем ещё один стиль игры на электрогитаре, получивший название Tapping или TouchStyle. Тэппингом (от анг. «tapping» – укол) называется приём игры на гитаре, при котором звук извлекается ударом пальца по струне в месте её прижатия на грифе.

Как уже говорилось, тэппинг родственен «перкуссивному» стилю. Удары (hammer-on, от «hammer» – молот) могут сочетаться со «сдёргиваниями» (pull-of, «pull» – тянуть) струны левой или правой рукой на грифе. Это придаёт звучанию гитары определённую лёгкость и открывает новые перспективы развития виртуозности.

Существуют понятия «одноручного» и «двуручного» тэппинга. Именно «двуручный» тэппинг является полностью новаторским стилем игры. Гриф гитары при этом рассматривается примерно, как клавиатура фортепиано.

История тэппинга, как полноценной альтернативы традиционной технике игры, берёт начало в середине 20 века и связана исключительно с электрогитарой. Элементы «тачстайла» уже встречаются в описаниях стиля игры Мэрла Трэвиса.

Одним из пионеров этого стиля был Дэйв Банкер (Dave Banker), игравший на изобретённой его отцом, Джо Банкером, и запатентованной в 1955 году двух-грифовой электрогитаре Duo-Lectar (http://www.youtube.com/watch?v=EAstqXR4QTc)

Джо Банкер

В дальнейшем технику тэппинга развили в применении к различным музыкальным направлениям такие гитаристы, как Стенли Джордан (Stanley Jordan), Эдвард Ван Халлен (Edward Van Halen), Джо Сатриани (Joe Satriani), Джон Петруччи (John Petrucci) и другие.

Двух-грифовая гитара не является обязательным условием для игры тэппингом. Главная особенность тэппинг-гитары – максимальная близость струн к грифу, обеспечивающая лёгкость звукоизвлечения.

Интересна тэппинговая техника в исполнении крымского гитариста Энвера Измайлова.

Стэнли Джордан Эдди Ван Хален Джо Сатриани Энвер Измайлов тэппинг

В 1970-х годах джазовый гитарист Эммет Чепмен создал гитару, предназначенную для игры тэппингом – Стик Чепмэна (Chapman Stick). Стик (анг.stick – палка) состоит фактически из одного широкого грифа, на котором ирают двумя руками. Немного позже на его основе гитарный мастер Марк Уорр разработал многострунную тэп-гитару, названную в честь своего изобретателя – гитара Уорра (Warr Guitar).

Эммет Чепмэн гитара Уорра

При составлении статьи использовались материалы с сайтов http://wikipedia.org, http://www.youtube.com и других.

Внимание! Авторский материал! Копирование текстовых данных с сайта разрешается только по согласованию с правообладателем! guitar@stringwood.net

Источник: http://stringwood.net/styles.html

Расширенные техники игры на классической гитаре | Гитаршкола

Основные приемы игры на гитаре

Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Помимо техник игры на гитаре, которые описывались в прошлых уроках, существуют так же расширенные техники игры на классической гитаре. И сегодня вкратце расскажу о них.

Расширенными техниками называются необычные стили игры, отличающиеся от общепринятого использования инструмента, которые в основном стали появляться и развиваться в последние сто лет. Ниже предложен обзор некоторых наиболее распространенных расширенных техник (приемов игры).

Пиццикато

Основные приемы игры на гитаре

Результатами применения качественного пиццикато являются короткие приглушенные звуки, обладающие при этом ясным тоном. Чтобы добиться такого звучания, внешняя сторона правой кисти прижимается к струнам перед самой подставкой (см. снимки ), не позволяя им звучать в полную силу, а ноты берутся только большим пальцем (р), даже на дискантовых струнах.

Основные приемы игры на гитаре

Основные приемы игры на гитаре

Напротив, если струна продолжает звучать некоторое время и этот звук похож на ее обычный тон, значит, рука отведена слишком далеко вправо и находится над подставкой, поэтому не может в достаточной мере приглушить струны.

Пиццикато широко применяется профессиональными гитаристами, которые любят экспериментировать с различными звуками гитары и применять различные расширенные техники игры на классической гитаре.

На первом снимке хорошо виден угол расположения кисти. Обратите внимание, что большой палец располагается параллельно струнам, а остальные пальцы отведены от него на значительное расстояние.

На втором снимке показано пиццикато, исполняемое на струне А (ля). Струна обычно берется левой стороной костяшки первого сустава большого пальца, хотя то же самое можно делать и мясистой частью боковой поверхности пальца.

Приглушить звучание всех струн одновременно невозможно: для каждой приглушаемой струны нужно находить особое, индивидуальное положение руки.

Тамбор

Слово «тамбор» («tambor») по-испански означает «барабан», а называемая этим термином техника игры на гитаре предполагает извлечение звуков с помощью не щипков струн, а ударов по ним, которые выполняются левой боковой поверхностью большого пальца р. Этот прием наиболее эффективен, если он выполняется в двух-трех сантиметрах от подставки. Как можно было ожидать, звуки при этом получаются резкие и ритмичные, похожие на барабанный бой.

Читайте также:  Полезные и вредные продукты для вокалиста

В связи с ростом интереса к тональным оттенкам, возникшим в музыке после XIX столетия, подобные эффекты получили широкое распространение во многих произведениях этого периода: достойным примером этому может служить «Секвенция XI для гитары» , написанная Лучано Берио (р. 1925) для гитариста Элиота Фиска в 1988 г.

Барток

Эта техника игры на струнных инструментах названа в честь венгерского композитора Белы Бартока (1881-1945), которого принято считать ее изобретателем. При ее выполнении струна оттягивается пальцами р и i от гитары, а затем резко отпускается и с громким звоном ударяется о гриф.

Нюанс этого приема состоит в том, что нота сохраняет свой тон, а это означает, что с помощью этой техники могут быть исполнены целиком музыкальные фразы.

Эта техника наиболее эффектна в гитарной музыке благодаря металлическим ладам инструмента, придающим звучанию дополнительную насыщенность.

Поскольку ноты при этой технике приобретают крайне характерное звучание, она должна использоваться только там и тогда, где и когда это оговорено специально.

Диссонанс (изменение строя гитары)

Для техники диссонанса одна или несколько струн настраиваются на не характерный для себя тон. Наиболее часто шестая струна опускается на тон до ноты D (ре).

При другом широко распространенном диссонансе третья струна опускается на полутон до F# (фа-диез), в результате чего большая терция, которая находилась между третьей и второй струнами, оказывается между четвертой и третьей струнами.

Подобный строй характерен для лютни эпохи Возрождения и используется для исполнения на гитаре произведений, написанных для лютни, например, таких, как работы британского композитора Джона Доуленда (1562-1626).

При еще одной разновидности диссонанса пятая струна опускается на тон до G (соль), а шестая — до D (ре), в результате чего тональность открытых струн меняется с обычной ми-минор на соль-мажор. Указания на использование диссонанса даются в начале музыкального произведения таким, например, образом: «6th to D» («шестая струна — ре»).

Кампанелла 

Кампанелла по-итальянски означает «колокольчик» и представляет собой технику, усиливающую резонанс инструмента.

С этой целью мелодия исполняется на открытых струнах, чтобы ноты звучали как можно дольше, и каждая последующая нота берется на другой струне.

Не каждая последовательность нот может быть сыграна таким образом, но даже часть мелодии, исполненная в этой технике, способна дать желаемый эффект.

В приведенном ниже примере показана нисходящая гамма, начинающаяся с открытой Е (ми), в которой гармоническая А (ля) еще более усиливает резонанс. Точно следуя аппликатуре и номерам струн, вы сможете получить настоящее звучание кампанеллы.

Пальцы левой руки должны оставаться на струнах как можно дольше, чтобы ноты, которые они удерживают, продолжали звучать, когда берется последующая нота.

В результате две-три ноты будут звучать одновременно, а именно это и называется техникой кампанелла.

Основные приемы игры на гитаре

Применение расширенных техник игры на классической гитаре даст Вам хороший результат в исполнении многих классических произведений.

Оставить комментарий

Источник: https://gitarshkola.ru/texniki-igry-na-gitare/

Приемы игры на электрогитаре

 После того, как этап под названием – выбор электрогитары и ее приобретение пройден, пора переходить к следующему этапу. Вот вы настроили гитару, подключили ее к комбику, включили дисторшн, накрутили ручку громкости до предела, ударили медиатором по струнам и …Вместо тяжелого рока выходит невнятный шум. Что же делать?

Вот сейчас наступает самая важная и самая сложная часть вашего пути к званию гитариста-виртуоза. Она называется – обучение. Данная статья не является учебником, здесь просто собраны самые основные приемы игры на электрогитаре.

Условные обозначения пальцев:

Указательный палец – 1 Средний палец – 2 Безымянный палец – 3 Мизинец – 4

Если вы думаете, что единственным способом извлечь звук – это зажать струну пальцем и ударить по ней медиатором, то вы заблуждаетесь. Именно отличное умение владеть этими приемами, которые я собрал в этой статье, и выделяет настоящего гитариста из толпы обычных любителей побренчать. Ниже я кратко опишу основные приемы игры на электрогитаре.

Bend (переводится как «подтяжка») – Распространенным обозначением в табулатуре является буква “b” или значком “^”. Суть этого приема заключается в том, что зажимая струну на определенном ладу, вы можете изменить ее тональность, подтянув ее вверх или вниз.

Технически это выглядит так: вы зажимаете струну на любом ладу и извлекаете звук. Затем, этим же пальцем тяните струну до необходимой высоты. Подтяжкой можно повысить тональность первоначальной ноты на один, два, а то и три тона.

Усилие придется приложить не малое, поэтому советую для подтяжки использовать средний палец. А еще лучше исполнять этот прием двумя пальцами, одним подтягиваете, вторым помогаете. Чаще всего на помощь среднему пальцу приходят либо указательный, либо безымянный.

Этот прием только с виду кажется простым, на самом деле, чтобы добиться качества и чистоты исполнения, необходимы месяцы упорных тренировок.

Например вы видите такую запись на первой струне: –7b9– Это значит, вы должны зажать струну на 7 ладу(нота СИ), ударить медиатором. А потом подтянуть струну, что бы она звучала, как на 9 ладу (нота ДО диез) и оставить звучать эту (подтянутую) ноту.

Пример: –7b9r– Вы исполняете точно такую же подтяжку до ноты ДО диез, только после этого возвращаете ее в первоначальное положение.

Пример: –7b1/2– Вы должны подтянуть струну на пол-тона. Напоминаю, что пол-тона – это один лад.

Slide (переводится как «скольжение») – Как видно из названия палец должен куда-то скользить. Технически этот прием можно описать так: вы извлекаете звук на определенном ладу, затем, не отрывая пальца, двигаете его по струне вниз или вверх по грифу. Схематично этот прием обозначается знаками / и .

Пример: –6/9 – Slide с 6 на 10 лад

Пример: –96 – Slide с 9 на 6 ладПример: –6/94 – Slide с 6 на 9 лад и не отрывая пальца скользите на 4 лад. Все примеры должны проводится за одно звукоизвлечение.

Hammer-On (переводится как «удар молотка») – Исполняется он так: после того, как вы прижали струну на нужном ладу и извлекли звук, просто ударяете соседним пальцем по этой же струне только на соседнем ладу. Обычно этот прием выполняют 1 и 2 либо 2 и 3 пальцами.

Hammer-On называют еще «восходящее легато». Суть приема вытекает из названия. Вы должны в прямом смысле ударить пальцем, как молоточком по струне.

Пример: –6h9– вы зажимаете струну на 6-м ладу, извлекаете звук медиатором, и следом ударяете соседним пальцем по 9 ладу.

Pull-Off(переводится как «отдернуть») – Здесь вы действуете с точностью до наоборот. Вы должны поставить два пальца на два требуемых лада, извлекаете звук, а затем, сдергивая ближний к деке палец, цепляете струну вниз. Pull-Off называют еще «нисходящее легато».

Пример: –5p3– Ставите 1 палец на 3-й лад, а 3 палец на 5-й, извлекаете медиатором звук и сразу же сдергиваете безымянный палец, не изменяя положения указательного.

Пример: –3p0– В этом примере указан случай, когда в приеме действует только один палец, извлекаете звук на третьем ладу и сдергиваете палец с грифа долой. После этого звучит только открытая струна.

Palm Mute (переводится как «беззвучная кисть» или «глушение ладонью») – При игре вы ставите ребро ладони, которой держите медиатор, на струны у самого основания, т.е. на машинке.

Ладонь, а точнее то место где ребро ладони переходит в ладонь, не должна сильно прижимать струны, в противном случае они не будут звучать совсем. Можно задействовать не одну, а несколько струн. Результатом этого приема, извлекаемые звуки будут звучать немного приглушенными.

Palm Mute можно назвать одним из самых популярных приемов игры на электрогитаре. Например – при помощи этого приема играется большинство композиций группы Metallica. В табулатуре данный прием имеет обозначение P.M.

за этими буквами должны следовать символы пунктира (——|),указывающие, до какого момента он действует. Наиболее часто этот прием применяют при игре на перегруженном канале (Overdrive, Distortion).

Пример:p.M.

—————————-||——————————————————||——————————————————||——————————————————||——————————————————||——————-5—5—5—7—7—7—9—-||—5—5—7—7———————————-|

Vibrato (переводится «вибрато») – Суть приема, я думаю, тоже прослеживается в названии. После извлечения звука на определенном ладу вы начинаете двигать пальцем вдоль струны, как при слайде, только в пределах лада. Этим приемом можно добавить певучести долго звучащей ноте. Другой разновидностью данного приема может стать движения пальца не вдоль струны, а поперек. Как при подтяжке, только струна подтягивается очень незначительно и несколько раз подряд. Обозначается в табулатуре данный прием знаком “~”. Чем больше таких значков указано, тем больше длительность «вибрирующей» ноты.

Пример: |—-4~~~—-| Vibrato на 4-м ладу.

Staccato – двумя словами можно описать, как прерывание длительности извлеченного звука. Укоротить длительность ноты можно пальцем, ребром ладони и медиатором. Просто прикоснитесь им к струне, и она перестанет звучать.

Этот прием можно использовать и при игре аккордами. В таком случае укоротить звучание аккорда можно слегка ослабив руку зажимающую струны. Только делать надо это легкими движениями, не допуская полного освобождения струн.

Так же Staccato можно выполнять и правой рукой, таким же способом, как и при Palm Mute.

В табулатуре условно обозначается символом “X”.

Пример:

|—-5-X—-3-2-1| Извлекаете звук на пятом ладу и тут же глушите его, а дальше играете как обычно. Если бы этого приема здесь не было, то нота пятого лада звучала бы дольше.

  Я перечислил только основные приемы игры на электрогитаре. На самом деле приемов гораздо больше.

Источник: https://guitarspro.ru/elektrogitara/7-priemy-igry-na-elektrogitaree.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector