Музыкальная культура романтизма: эстетика, темы, жанры и музыкальный язык

Музыкальная культура романтизма: эстетика, темы, жанры и музыкальный язык

Прав был Цвейг: столь прекрасного поколения, как романтики, Европа не видела со времён Возрождения. Дивные образы мира грёз, обнажённые чувства и стремление к возвышенной духовности, – такими красками нарисована музыкальная культура романтизма.

В то время как в Европе вершился промышленный переворот, в сердцах европейцев крушились надежды, возложенные на Великую французскую революцию. Культ разума, провозглашённый эрой Просвещения, был низвергнут. На пьедестал взошёл культ чувств и естественного начала в человеке.

Так появился романтизм. В музыкальной культуре он просуществовал чуть больше века (1800—1910), тогда как в смежных сферах (живописи и литературе) его срок истёк на полстолетия раньше. Пожалуй, в этом «виновата» музыка – именно она была на вершине среди искусств у романтиков как наидуховнейшее и наисвободнейшее из искусств.

Впрочем, романтики, в отличие от представителей эпох античности и классицизма, не выстраивали иерархию искусств с её чётким делением на виды и жанры. Романтическая система была универсальной, виды искусств могли свободно переходить друг в друга. Идея синтеза искусств была одной из ключевых в музыкальной культуре романтизма.

Эта взаимосвязь касалась и категорий эстетики: прекрасноесоединялось с безобразным, высокое – с низменным, трагическое – с комическим. Такие переходы связывала романтическая ирония, она же отражала универсальную картину мира.

Всё, что имело отношение к прекрасному, обрело новый смысл у романтиков. Природа стала объектом поклонения, художника боготворили как высшего из смертных, а чувства превозносились над разумом.

Бездуховная реальность противопоставлялась мечте, прекрасной, но недостижимой. Романтик с помощью воображения строил свой новый, непохожий на другие реальности, мир.

Интересы романтиков ярко проявились в выборе избираемых ими тем в искусстве.

  • Тема одиночества . Недооценённый гений или одинокая личность в обществе – эти темы были основными у композиторов этой эпохи(«Любовь поэта» Шумана, «Без солнца» Мусоргского).
  • Тема «лирической исповеди» . Во многих опусах композиторов-романтиков присутствует налёт автобиографичности («Карнавал» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза).
  • Тема любви . В основном это тема неразделённой или трагической любви, но не обязательно («Любовь и жизнь женщины» Шумана, «Ромео и Джульетта» Чайковского).
  • Тема пути . Её ещё называют темой странствий . Душа романтика, раздираемая противоречиями, искала свой путь(«Гарольд в Италии» Берлиоза, «Годы странствий» Листа).
  • Тема смерти . В основном это была духовная смерть (Шестая симфония Чайковского, «Зимний путь» Шуберта).
  • Тема природы . Природа в глазах романтика и оберегающая мать, и сопереживающий друг, и карающий рок («Гебриды» Мендельсона, «В Средней Азии» Бородина). С этой темой связан и культ родной земли (полонезы и баллады Шопена).
  • Тема фантастики . Воображаемый мир для романтиков был намного богаче реального («Волшебный стрелок» Вебера, «Садко» Римского-Корсакова).

Музыкальная культура романтизма дала толчок развитию жанрам камерной вокальной лирики: балладе («Лесной царь» Шуберта), поэме («Дева озера» Шуберта) и песням , часто объединяемым в циклы («Мирты» Шумана).

Романтическая опера отличалась не только фантастичностью сюжета, но и прочной связью слова, музыки и сценического действия. Происходит симфонизация оперы. Достаточно вспомнить «Кольцо нибелунгов» Вагнера с развитой сетью лейтмотивов.

Среди инструментальных жанров романтики выделяют фортепианную миниатюру. Чтобы передать один образ или минутное настроение, им достаточно небольшой пьесы. Несмотря на свой масштаб, пьеса бурлит экспрессией. Ею может быть «песня без слов» (как у Мендельсона), мазурка, вальс, ноктюрн или пьесы с программными названиями («Порыв» Шумана).

Как и песни, пьесы порой объединяются в циклы («Бабочки» Шумана). При этом части цикла, ярко контрастные, всегда образовывали единую композицию за счёт музыкальных связей.

Романтики любили программную музыку, соединявшую её с литературой, живописью или другими искусствами. Поэтому сюжет в их сочинениях часто управлял формой. Появлялись одночастные сонаты (си-минорная соната Листа), одночастные концерты (Первый фортепианный концерт Листа) и симфонические поэмы («Прелюды» Листа), пятичастная симфония («Фантастическая симфония» Берлиоза).

Синтез искусств, воспетый романтиками, повлиял на средства музыкальной выразительности. Мелодия стала более индивидуальной, чутко реагирующей на поэтику слова, а сопровождение перестало быть нейтральным и типичным по фактуре.

Гармония обогатилась невиданными красками, чтобы поведать о переживаниях героя-романтика.Так, романтические интонации томления отлично передавали альтерированные гармонии, усиливающие напряжение.

Романтики любили и эффект светотени, когда мажор сменялся одноимённым минором, и аккорды побочных ступеней, и красивые сопоставления тональностей.

Новые эффекты обнаруживались и в натуральных ладах, особенно когда требовалось передать в музыке народный дух или фантастические образы.

В целом мелодия у романтиков стремилась к непрерывности развития, отвергала любую автоматическую повторность, избегала регулярности акцентов и дышала выразительностью в каждом своём мотиве. А фактура стала настолько важным звеном, что её роль сравнима с ролью мелодии.

Послушайте, какая замечательная мазурка есть у Шопена!

Музыкальная культура романтизмана рубеже XIX и XXвеков пережила первые признаки кризиса. «Свободная» музыкальная форма начала распадаться, гармония одерживала верх над мелодией, возвышенные чувства души романтика уступили место болезненному страху и низменным страстям.

Эти разрушительные тенденции привели романтизм к концу и открыли путь модернизму. Но, завершившись как направление, романтизм продолжил жить и в музыке XX века, и в музыке века нынешнего в разных своих составляющих. Прав был Блок, говоря о том, что возникает романтизм «во все эпохи человеческой жизни».

Источник: http://ymp3.ru/isskustvo-dlya-dushi/muzykalnaya-kultura-romantizma-estetika-temy-zhanry-i-muzykalnyj-yazyk-muzykalnyj-klass

Романтизм в музыке

Музыка заняла особое место в эстетике романтизма. Она была объявлена образцом и нормой для всех областей искусства, поскольку в силу своей специфики способна наиболее полно выразить движения души. «Музыка начинается тогда, когда слова заканчиваются» (Г.Гейне).

Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последую­щий этап (1830–50-е годы) – творчеством Ф.

Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века. Таким образом, если в литературе и живописи романтическое направление в ос­новном завершает свое развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее.

В музыкальном романтизме, так же как в других видах искусства и литературе, противопоставле­ние мира прекрасных, недостижимых идеалов и пронизанной духом мещанства и филистерства повседневности породило, с одной стороны, драматическую конфликтность, господство трагических мотивов одиночества, безысходности, скитальчества и т. п., с другой – идеализацию и поэтизацию далёкого прошлого, народного быта, природы. Перекликаясь с душевным состоянием человека, природа в творчестве романтиков обычно окрашивается чувством дисгармонии.

Подобно другим романтикам музыканты были убеждены в том, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум: «разум заблуждается, чувства – никогда» (Р. Шуман).

Присущий романтической музыке особый интерес к человеческой личности выразился в преобладании в ней личного тона.

Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность. Так, например, многие фортепианные произведения Шумана связанны с историей его любви к Кларе Вик.

Берлиоз написал автобиографическую «Фантастическую» симфонию. Автобиографический характер своих опер всячески подчеркивал Вагнер.

С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы.

Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики. Музыка впервые научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными средствами.

В операх XVII – XVIII веков «неземные» персонажи (как, например, Царица ночи из моцартовской «Волшебной флейты») разговаривали на «общепринятом» музыкальном языке, мало выделяясь на фоне реальных людей.

Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто совершенно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок). Яркий образец – «Сцена в волчьем ущелье» в «Волшебном стрелке» Вебера.

Если XVIII век был эпохой виртуозов-импровизаторов универсального типа, в равной мере владеющих пением, сочинением, игрой на различ­ных инструментах, то XIX век был временем время небывалого увлечения искусст­вом виртуозов пианистов (К.М. Вебер, Ф. Мендельсон, Ф. Шопен, Ф. Лист, И. Брамс).

Эпоха романтизма совершенно изменила «музыкальную географию мира».

Под влиянием активного пробуждения национального самосознания народов Европы на международную музыкальную арену выдвинулись молодые композиторские школы России, Польши, Венгрии, Чехии, Норвегии.

Композиторы этих стран, воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, опирались на интонации и ритмы родного фольклора.

В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогаща­ли и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору – народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р.

Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.

Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализа­ции мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопостав­ления мажора и минора и т. д.).

Поскольку в центре внимания романтиков уже не человечество в целом, а конкретный человек с его неповторимым чувствованием, соответственно и в средствах выражения общее все больше уступает место единичному, индивидуально своеобразному.

Источник: http://musike.ru/imk/19th-century/romanticism/music

Романтизм его общая и музыкальная эстетика. Музыкальная культура романтизма: эстетика, темы, жанры и музыкальный язык

РОМАНТИЗМ (франц. romantisme) – идейно-эстетич. и художеств, направление, сложившееся в европ. искусстве на рубеже 18-19 вв. Возникновение Р., формировавшегося в борьбе с просветительско-классицистской идеологией, было обусловлено глубоким разочарованием художников в политич. результатах Великой франц. революции. Характерное для романтич.

метода острое столкновение образных антитез (реальное – идеальное, шутовское – возвышенное, комическое – трагическое и т. д.) опосредованно выражало резкое неприятие бурж. действительности, протест против возобладавшего в ней практицизма и рационализма.

Противопоставление мира прекрасных, недостижимых идеалов и пронизанной духом мещанства и филистерства повседневности породило в творчестве романтиков, с одной стороны, драм. конфликтность, господство трагич. мотивов одиночества, скитальчества и т. п., с другой – идеализацию и поэтизацию далёкого прошлого, нар. быта, природы. По сравнению с классицизмом в Р.

акцентировалось не объединяющее, типическое, обобщённое начало, а ярко индивидуальное, оригинальное. Это объясняет интерес к исключительному, возвышающемуся над своим окружением и отвергнутому обществом герою. Внешний мир воспринимается романтиками остро субъективно и перевосеоздаётся воображением художника в причудливой, нередко фантастич. форме (лит. творчество Э. Т. А.

Гофмана, который впервые ввёл термин “Р.” по отношению к музыке). В эпоху Р. музыка заняла ведущее место в системе искусств, т. к. в наиб. степени соответствовала устремлениям романтиков в отображении эмоц. жизни человека. Муз. Р. как направление сложился в нач. 19 в. под воздействием раннего нем. лит.-философского Р. (Ф. В.

Шеллинг, “иенские” и “гейдельбергские” романтики, Жан Поль и др.); в дальнейшем развивался в тесной связи с разл. течениями в литературе, живописи и театре (Дж. Г. Байрон, В. Гюго, Э. Делакруа, Г. Гейне, А. Мицкевич и др.). Начальный этап муз. Р. представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини, Дж. Филда и др.

, последующий этап (1830-50-е гг.) – творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Дж. Мейербера, В. Беллини, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап Р. простирается до кон. 19 в. (И. Брамс, А. Брукнер, X. Вольф, позднее творчество Ф. Листа и Р. Вагнера, ранние соч. Г. Малера, Р. Штрауса и др.). В некоторых нац. комп. школах расцвет Р.

Читайте также:  Как научиться правильно петь? советы вокалистки елизаветы боковой

пришёлся на последнюю треть 19 в. и нач. 20 в. (Э. Григ, Я. Сибелиус, И. Альбенис и др.). Рус. музыка, опиравшаяся в осн. на эстетику реализма, в ряде явлений тесно соприкасалась с Р., особенно в нач. 19 в. (К. А. Кавос, А. А. Алябьев, А. Н. Верстовский) и во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. (творчество П. И. Чайковского, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера). Развитие муз. Р.

протекало неравномерно и разл. путями в зависимости от нац. и историч. условий, от индивидуальности и творч. установок художника. В Германии и Австрии муз. Р. был неразрывно связан с нем. лирич. поэзией (определившей в этих странах расцвет вок. лирики), во Франции – с достижениями драм. театра. Неоднозначным в Р.

было и отношение к традициям классицизма: в творчестве Шуберта, Шопена, Мендельсона, Брамса эти традиции органично переплетались с романтическими, в творчестве Шумана, Листа, Вагнера, Берлиоза они радикально переосмыслялись (см. также Веймарская школа, Лейпцигская школа). Завоевания муз. Р. (у Шуберта, Шумана, Шопена, Вагнера, Брамса и др.

) полнее проявились в раскрытии индивидуального мира личности, выдвижении психологически усложнённого, отмеченного чертами раздвоенности лирич. героя. Воссоздание личной драмы непонятого художника, тема безответной любви и социального неравенства приобретают иногда оттенок автобиографичности (Шуберт, Шуман, Берлиоз, Лист, Вагнер). Наряду с методом образных антитез в муз. Р.

большое значение имеет и метод последоват. эволюции и трансформации образов (“Симф. этюды” Шумана), иногда совмещающиеся в одном произв. (фп. соната h-moll Листа). Важнейшим моментом эстетики муз. Р. была идея синтеза искусств, к-рая нашла наиб.

яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке (Лист, Шуман, Берлиоз), отличавшейся большим разнообразием источников программы (литра, живопись, скульптура и др.) и форм её преподнесения (от краткого заголовка до развёрнутого сюжета). Выразит. приёмы, сложившиеся в рамках программной музыки, проникли в непрограммные соч.

, что способствовало усилению их образной конкретности, индивидуализации драматургии. Разнообразно трактуется романтиками сфера фантастики – от изящной скерцозности, нар. сказочности (“Сон в летнюю ночь” Мендельсона, “Вольный стрелок” Вебера) до гротеска (“Фантастич.

симфония” Берлиоза, “Фауст-симфония” Листа), причудливых, порождённых изощрённой фантазией художника видений (“Фантастич. пьесы” Шумана). Интерес к нар. творчеству, в особенности к его нац.-самобытным формам, в значит. мере стимулировал возникновение в русле Р. новых комп. школ – польской, чешской, венгерской, позднее норвежской, испанской, финской и др. Бытовые, нар.

-жанровые эпизоды, локальный и нац. колорит пронизывают всё муз. искусство эпохи Р. По-новому, с невиданной до того конкретностью, живописностью и одухотворённостью, воссоздают романтики образы природы. С этой образной сферой тесно связано развитие жанрового и лирико-эпич. симфонизма (одно из первых соч. – “большая” симфония C-dur Шуберта).

Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств муз. языка и принципов формообразования (см. Лейтмотив, Монотематизм), индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонич. палитры музыки (натуральные лады, красочные сопоставления мажора и минора и т. д.). Внимание к образной характерности, портретности, психологич.

детализации обусловило расцвет у романтиков жанра вок. и фп. миниатюры (песня и романс, музыкальный момент, экспромт, песня без слов, ноктюрн и др.). Бесконечная изменчивость и контрастность жизненных впечатлений воплощается в вок. и фп. циклах Шуберта, Шумана, Листа, Брамса и др. (см. Циклические формы). Психологич. и лирико-драм. трактовка присуща в эпоху Р.

и крупным жанрам – симфонии, сонате, квартету, опере. Тяга к свободному самовыражению, постепенной трансформации образов, сквозному драматургич. развитию породила свободные и смешанные формы, свойственные романтич. сочинениям в таких жанрах, как баллада, фантазия, рапсодия, симфоническая поэма и др. Муз. Р., являясь ведущим направлением в искусстве 19 в.

, на позднем своём этапе породил новые направления и течения в муз. искусстве – веризм, импрессионизм, экспрессионизм. Муз. искусство 20 в. во многом развивается под знаком отрицания идей Р., однако его традиции живут в рамках неоромантизма.

Асмус В., Муз. эстетика философского романтизма, “СМ”, 1934, № 1; Соллертннский И. И., Романтизм, его общая н муз. эстетика, в его кн.

: Историч. этюды, т. 1, Л., 21963; Житомирский Д., Шуман и романтизм, в его кн.: Р. Шуман, М., 1964; Васина-Гpoссман В. А., Романтич. песня XIX в., М., 1966; Кремлев Ю., Прошлое и будущее романтизма, М., 1968; Муз. эстетика Франции XIX в., М., 1974; Курт Э., Романтич. гармония и ее кризис в “Тристане” Вагнера, [пер. с нем.], М., 1975; Музыка Австрии и Германии XIX в., кн. 1, М., 1975; Муз. эстетика Германии XIX в., т. 1-2, М., 1981-82; Бэлза И., Историч. судьбы романтизма и музыка, М., 1985; Einstein A., Music in the romantic era, N. Y., 1947; Chantavoine J., Gaudefrey-Demonbynes J., Le romantisme dans la musique europeenne, P., 1955; Stephenson K., Romantik in derTonkttnst, Koln, 1961; Sсhenk H., The mind of the European romantics, L., 1966; Dent E. J., The rise of romantic opera, Camb., ; Воettiсher W., Einfuhrung in die musikalische Romantik, Wilhelmshaven, 1983. Г. В. Жданова.

Новые образы романтизма – господство лирико-психологического начала, сказочно-фантастическая стихия, внедрение национальных народно-бытовых черт, героико-патетические мотивы и, наконец, остро контрастное противопоставление разных образных планов – привели к значительному видоизменению и расширению выразительных средств музыки.

Здесь мы делаем важнейшую оговорку.

Следует иметь в виду, что стремление к новаторским формам и отход от музыкального языка классицизма характеризует композиторов XIX века далеко не в одинаковой степени.

У некоторых из них (например, у Шуберта, Мендельсона, Россини, Брамса, в известном смысле у Шопена) ясно ощутимы тенденции к сохране­нию классицистских принципов формообразования и отдельных элементов классицистского музыкального языка в сочетании с но­выми романтическими чертами.

У других, более далеких от клас­сицистского искусства, традиционные приемы отступают на задний план и более радикально видоизменяются.

Процесс формирования музыкального языка романтиков был длительным, отнюдь не прямолинейным и не связанным с непосредственной преемственностью. (Так, например, Брамс или Григ, творившие в конце века, более «классицистичны», чем были Бер­лиоз или Лист в 30-е годы.

) Однако при всей сложности картины, типичные тенденции в музыке XIX века послебетховенской эпохи вырисовываются достаточно ясно.

Именно об этих тенденциях
, воспринимаемых как нечто новое
, по сравнению с господствую­щими выразительными средствами классицизма
, мы и говорим, характеризуя общие черты романтического музы­кального языка.

Быть может, самая яркая особенность системы выразительных средств у романтиков – значительное обогащение красочно­сти
(гармонической и тембровой), по сравнению с классицистскими образцами.

Внутренний мир человека, с его тонкими нюанса­ми, изменчивыми настроениями, передается композиторами-роман­тиками главным образом посредством все усложняющихся, дифференцированных, детализированных гармоний.

Альтерированные гармонии, красочные тональные сопоставления, аккорды побочных ступеней привели к значительному усложнению гармонического языка. Непрерывный процесс усиления красочных свойств ак­кордов сказался постепенно в ослаблении функциональных тяго­тений.

Источник: https://crimea-fun.ru/romantizm-ego-obshchaya-i-muzykalnaya-estetika-muzykalnaya-kultura-romantizma/

Музыкальная культура романтизма: эстетика, темы, жанры и музыкальный язык. Музыкальная культура романтизма: эстетика, темы, жанры и музыкальный язык Романтизм его общая и музыкальная эстетика

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ПРОГРАММА – МИНИМУМ кандидатского экзамена по специальности «Музыкальное искусство» по искусствоведению Введение Программа предполагает проверку знаний аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук, касающихся достижений и проблем современного музыкознания, углубленного знания теории и истории музыки, ориентирования в проблематике современного музыкознания, овладения навыками самостоятельного анализа и систематизации материала, освоения методов исследовательской работы и навыков научного мышления и научного обобщения. Кандидатский минимум рассчитан на имеющих базовое образование выпускников консерваторий. Важное место в подготовке научно-творческих кадров уделяется знакомству с проблематикой современного музыкознания (в том числе междисциплинарной), углубленному изучению истории и теории музыки, включая такие дисциплины, как анализ музыкальных форм, гармония, полифония, история отечественной и зарубежной музыки. Достойное место в программе отводится проблемам создания, сохранения и распространения музыки, вопросам профилизации научных изысканий аспирантов (соискателей), их научным воззрениям и интересам, связанным с тематикой диссертации. От аспирантов (соискателей), сдающих экзамен по данной специальности, требуется также освоение специальных понятий музыкознания, дающих возможность использовать в научно-творческой деятельности новые для них концепции и положения. Важным фактором требований является овладение современными технологиями исследовательской деятельности, умению и навыкам использовать теоретический материал в практической (исполнительской, педагогической, научной) деятельности. фактором требований является овладение современными технологиями исследовательской деятельности, умению и навыкам использовать теоретический материал в практической (исполнительской, педагогической, научной) деятельности. Программа разработана Астраханской консерваторией на основе программы-минимум Московской государственной консерватории им.п.и.чайковского, одобренной экспертным советом Высшей аттестационной комиссии Минобразования России по филологии и искусствоведению. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ: 1. Теория музыкальной интонации. 2. Классический стиль в музыке XVIII века. 3. Теория музыкальной драматургии. 4. Музыкальное барокко. 5. Методология и теория фольклора.

2 6. Романтизм. Его общая и музыкальная эстетика. 7. Жанр в музыке. 8. Художественно-стилевые процессы в западноевропейской музыке второй половины XIX века. 9. Стиль в музыке. Полистилистика. 10. Моцартианство в музыке XIX и ХХ веков. 11. Тема и тематизм в музыке. 12. Имитационные формы Средневековья и Возрождения. 13.

Фуга: понятие, генезис, типология формы. 14. Традиции Мусоргского в отечественной музыке ХХ века. 15. Остинатность и остинатные формы в музыке. 16. Мифопоэтика оперного творчества Римского-Корсакова. 17. Музыкальная риторика и ее проявление в музыке XIX и ХХ веков. 18. Стилевые процессы в музыкальном искусстве рубежа XIX- ХХ веков. 19.

Модальность. Модус. Модальная техника. Модальная музыка Средневековья и ХХ века. 20. «Фаустианская» тема в музыке XIX и ХХ веков. 21. Серия. Серийная техника. Сериальность. 22. Музыка ХХ века в свете идей синтеза искусств. 23. Жанр оперы и его типология. 24. Жанр симфонии и его типология. 25. Экспрессионизм в музыке. 26.

Теория функций в музыкальной форме и в гармонии. 27. Стилевые процессы в отечественной музыке второй половины ХХ века. 28. Характерные черты звукоорганизации музыки ХХ века. 29. Художественные тенденции в отечественной музыке х годов ХХ века. 30. Гармония в музыке XIX века. 31. Шостакович в контексте музыкальной культуры ХХ века. 32.

Современные музыкально-теоретические системы. 33. Творчество И.С. Баха и его историческое значение. 34. Проблема классификации аккордового материала в современных музыкальных теориях. 35. Симфония в современной отечественной музыке. 36. Проблемы тональности в современном музыкознании. 37. Стравинский в контексте эпохи. 38.

Фольклоризм в музыке ХХ века. 39. Слово и музыка. 40. Основные тенденции в русской музыке XIX века.

3 ЛИТЕРАТУРА: Рекомендуемая основная литература 1. Альшванг А.А. Избранные сочинения в 2-х тт. М., 1964, Альшванг А.А. Чайковский. М., Античная эстетика. Вступительный очерк и собрание текстов А.Ф.Лосева. М., Антон Веберн. Лекции о музыке. Письма. М., Арановский М.Г. Музыкальный текст: структура, свойства. М., Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика. //Проблемы муз.мышления. М.

, Арановский М.Г. Симфонические искания. Л., Асафьев Б.В. Избранные труды, т М., Асафьев Б.В. Книга о Стравинском. Л., Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс, кн. 1 2 (). Л., Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала ХХ века. Л., Асафьев Б.В. Симфонические этюды. Л., Асланишвили Ш. Принципы формообразования в фугах И.С.Баха. Тбилиси, Балакирев М.А. Воспоминания. Письма. Л., Балакирев М.А.

Исследования. Статьи. Л., Балакирев М.В. и В.В. Стасов. Переписка. М., 1970, Баренбойм Л.А. А.Г.Рубинштейн. Л., 1957, Барсова И.Л. Очерки по истории партитурной нотации (XVI первая половина XVIII века). М., Бела Барток. Сб.Статей. М., Беляев В.М. Мусоргский. Скрябин. Стравинский. М., Бершадская Т.С. Лекции по гармонии. Л., Бобровский В.П. О переменности функций музыкальной формы. М.

Читайте также:  Синезатор с микрофоном надолго займёт ребёнка

, Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. М., Богатырев С.С. Двойной канон. М. Л., Богатырев С.С. Обратимый контрапункт. М. Л., Бородин А.П. Письма. М., Васина-Гроссман В.А. Русский классический романс. М., Вольман Б.Л. Русские печатные ноты XVIII века. Л., Воспоминания о Рахманинове. В 2-х тт. М., Выготский Л.С. Психология искусства. М., Глазунов А.К. Музыкальное наследие.

В 2-х тт. Л., 1959, 1960.

4 32. Глинка М.И. Литературное наследие. М., 1973, 1975, Глинка М.И. Сборник материалов и статей / Под ред. Ливановой Т. М.- Л., Гнесин М. Мысли и воспоминания о Н.А.Римском-Корсакове. М., Гозенпуд А.А. Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. Л., Гозенпуд А.А. Н.А.Римский-Корсаков. Темы и идеи его оперного творчества. 37. Гозенпуд А.А.

Русский оперный театр XIX и начала ХХ веков. Л., Григорьев С.С. Теоретический курс гармонии. М., Грубер Р.И. История музыкальной культуры. Том 1 2. М. Л., Гуляницккая Н.С. Введение в современную гармонию. М., Данилевич Л. Последние оперы Римского-Корсакова. М., Даргомыжский А.С. Автобиография. Письма. Воспоминания. Пг., Даргомыжский А.С.

Избранные письма. М., Дианин С.А. Бородин. М., Дилецкий Н.П. Идея грамматики мусикийской. М., Дмитриев А. Полифония как фактор формообразования. Л., Документы жизни и деятельности Иоганна Себастьяна Баха. /Сост. Х.- Й.Шульце; пер. с нем. и коммент. В.А.Ерохина. М., Должанский А.Н. О ладовой основе сочинений Шостаковича. (1947) // Черты стиля Д.Д.

Шостаковича. М., Друскин М.С. О западноевропейской музыке ХХ в. М., Евдокимова Ю.К. История полифонии. Выпуски I, II-а. М., 1983, Евдокимова Ю.К., Симакова Н.А. Музыка эпохи Возрождения (cantus firmus и работа с ним). М., Евсеев С. Русская народная полифония. М., Житомирский Д.В. Балеты Чайковского. М., Задерацкий В. Полифоническое мышление И.

Стравинского. М., Задерацкий В. Полифония в инструментальных произведениях Д.Шостаковича. М., Захарова О. Музыкальная риторика. М., Иванов Борецкий М.В. Музыкально-историческая хрестоматия. Вып.1-2. М., История полифонии: в 7-ми выпусках. Вы.2. Дубровская Т.Н. М., История русской музыки в материалах / Под ред. К.А. Кузнецова. М.

, История русской музыки. В 10 тт. М.,

5 61. Казанцева Л.П. Автор в музыкальном содержании. М., Казанцева Л.П. Основы теории музыкального содержания. Астрахань, Кандинский А.И. Из истории русского симфонизма конца XIX начала ХХ веков // Из истории русской и советской музыки, вып. 1. М., Кандинский А.И.

Памятники русской музыкальной культуры (хоровые произведения a capella Рахманинова) // Советская музыка, 1968, Каратыгин В.Г. Избранные статьи. М. Л., Катуар Г.Л. Теоретический курс гармонии, ч.1 2. М., Келдыш Ю.В. Очерки и исследования по истории русской музыки. М., Кириллина Л.В.

Классический стиль в музыке XVIII начала XIX веков: 69. Самосознание эпохи и музыкальная практика. М., Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. М., Клод Дебюсси. Статьи, рецензии, беседы. / Пер. с франц. М. Л., Коган Г. Вопросы пианизма. М., Кон Ю. К вопросу о понятии «музыкальный язык». //От Люлли до наших дней. М., Конен В.Д.

Театр и симфония. М., Корчинский Е.Н. К вопросу о теории канонической имитации. Л., Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки. Л., Кузнецов И.К. Теоретические основы полифонии ХХ века. М., Курс Э. Основы линеарного контрапункта. М., Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера, М., Кушнарев Х.С.

Вопросы истории и теории армянской монодической музыки. Л., Кушнарев Х.С. О полифонии. М., Кюи Ц. Избранные статьи. Л., Лаврентьева И.В. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. М., Ларош Г.А. Избранные статьи. В 5 вып. Л., Левая Т. Русская музыка конца XIX – начала XX века в художественном 86. контексте эпохи.

М., Ливанова Т.Н. Музыкальная драматургия Баха и ее исторические связи. М. Л., Ливанова Т.Н., Протопопов В.В. М.И.Глинка, т М.,

6 89. Лобанова М. Западноевропейское музыкальное Барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., Лосев А.Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс.

// Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., Лядов Ан.К. Жизнь. Портрет. Творчество. Пг Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. М., Мазель Л.А. О мелодии. М., Мазель Л.А. Проблемы классической гармонии. М., Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М., Медушевский В.В.

Интонационная форма музыки. М., Медушевский В.В. Музыкальный стиль как семиотический объект. //СМ Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., Метнер Н. Муза и мода. Париж, 1935, репринт Метнер Н. Письма. М., Метнер Н. Статьи. Материалы. Воспоминания / Сост. З. Апетян. М., Милка А.

Теоретические основы функциональности. Л., Михайлов М.К. Стиль в музыке. Л., Музыка и музыкальный быт старой России / Под ред. Асафьева. Л Музыкальная культура древнего мира / Под ред. Р.И. Грубера. Л., Музыкальная эстетика Германии XIX в. / Сост. Ал.В. Михайлов. В 2-х тт. М.

, Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. Составитель В.П.Шестаков. М., Музыкальная эстетика Франции XIX в. М., Музыкальное наследие Чайковского. М., Музыкальное содержание: наука и педагогика. Уфа, Мусоргский М.П. Литературное наследие. М., Мюллер Т. Полифония. М., Мясковский Н.

Музыкально-критические статьи: в 2-х тт. М., Мясоедов А.Н. О гармонии классической музыки (корни национальной специфики). М., 1998.

7 117. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М., Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., Николаева Н.С. «Золото Рейна» пролог вагнеровской концепции мироздания. // 120. Проблемы романтической музыки XIX века. М., Николаева Н.С. Симфонии Чайковского. М., Носина В.Б. Символика музыки И.С.

Баха и ее интерпретация в «Хорошо 123. темперированном клавире». М., О симфонизме Рахманинова и его поэме «Колокола» // Советская музыка, 1973, 4, 6, Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие. М., Павчинский С.Е. Произведения Скрябина позднего периода. М., Паисов Ю.И.

Политональность в творчестве советских и зарубежных композиторов ХХ века. М., Памяти С.И.Танеева. М., Праут Э. Фуга. М., Протопопов В.В. «Иван Сусанин» Глинки. М., Протопопов В.В. Очерки из истории инструментальных форм XVI начала XIX века. М., Протопопов В.В. Принципы музыкальной формы И.С.Баха. М., Протопопов В.В.

, Туманина Н.В. Оперное творчество Чайковского. М., Рабинович А.С. Русская опера до Глинки. М., Рахманинов С.В. Литературное наследие / Сост. З.Апетян М., Риман Х. Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов. М., Римский-Корсаков А.Н. Н.А.Римский-Корсаков. Жизнь и творчество. М., Римский-Корсаков Н.А.

Воспоминания В.В. Ястребцева. Л., 1959, Римский-Корсаков Н.А. Литературное наследие. Т М., Римский-Корсаков Н.А. Практический учебник гармонии. Полное собрание сочинений, т.iv. М., Рихард Вагнер. Избранные работы. М., Ровенко А. Практические основы стреттно имитационной полифонии. М., Ромен Роллан. Муз. историческое наследие.

Вып М., Рубинштейн А.Г. Литературное наследие. Т. 1, 2. М., 1983, 1984.

8 145. Русская книга о Бахе / Под ред. Т.Н.Ливановой, В.В.Протопопова. М., Русская музыка и ХХ век. М., Русская художественная культура конца XIX начала ХХ века. Кн. 1, 3. М., 1969, Ручьевская Е.А. Функции музыкальной темы. Л., Савенко С.И. И.Ф.Стравинский. М., Сапонов М.Л. Менестрели: очерки музыкальной культуры западного Средневековья.

М.: Прест, Симакова Н.А. Вокальные жанры эпохи Возрождения. М., Скребков С.С. Учебник полифонии. Изд. 4. М., Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., Скребкова-Филатова М.С. Фактура в музыке: Художественные возможности, структура, функции. М., Скрябин А.Н.

К 25-летию со дня смерти. М., Скрябин А.Н. Письма. М., Скрябин А.Н. Сб. ст. М., Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. М., Соколов О. К проблеме типологии муз. жанров. //Проблемы музыки ХХ века. Горький, Соловцов А.А. Жизнь и творчество Римского-Корсакова. М., Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. Ч.2. Л., Сохор А. Теория муз.

жанров: задачи и перспективы. //Теоретические проблемы муз.форм и жанров. М., Способин И.В. Лекции по курсу гармонии. М., Стасов В.В. Статьи. О музыке. В 5-ти вып. М., Стравинский И.Ф. Диалоги. М., Стравинский И.Ф. Переписка с русскими корреспондентами. Т / Ред-сост. В.П.Варунц. М., Стравинский И.Ф. Сборник статей. М., Стравинский И.Ф.

Хроника моей жизни. М., Танеев С.И. Анализ модуляций в сонатах Бетховена // Русская книга о Бетховене. М., Танеев С.И. Из научно-педагогического наследия. М., Танеев С.И. Материалы и документы. М., Танеев С.И. Подвижной контрапункт строгого письма. М., Танеев С.И. Учение о каноне. М., Тараканов М.Е. Музыкальный театр Альбана Берга. М.

, 1976.

9 176. Тараканов М.Е. Новая тональность в музыке ХХ века // Проблемы музыкальной науки. М., Тараканов М.Е. Новые образы новые средства // Советская музыка, 1966, 1, Тараканов М.Е. Творчество Родиона Щедрина. М., Телин Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. М., Тимофеев Н.А. Превращаемость простых канонов строгого письма. М.

, Туманина Н.В. Чайковский. В 2-х тт. М., 1962, Тюлин Ю.Н. Искусство контрапункта. М., Тюлин Ю.Н. О зарождении и первоначальном развитии гармонии в народной музыке // Вопросы музыкальной науки. М., Тюлин Ю.Н. Современная гармония и ее историческое происхождение /1963/. // Теоретические проблемы музыки ХХ века. М., Тюлин Ю.Н.

Учение о гармонии (1937). М., Ференц Лист. Берлиоз и его симфония «Гарольд» //Лист Ф. Избр. статьи. М., Ферман В.Э. Оперный театр. М., Фрид Э.Л. Прошедшее, настоящее и будущее в «Хованщине» Мусоргского. Л., Холопов Ю.Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции муз. мышления. // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке.

М., Холопов Ю.Н. Лады Шостаковича // Шостаковичу посвящается. М., Холопов Ю.Н. О трех зарубежных системах гармонии // Музыка и современность. М., Холопов Ю.Н. Структурные уровни гармонии // Musica theorica, 6, МГК. М., 2000 (рукопись) Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. СПб., Холопова В.Н. Музыкальный тематизм. М.

, Холопова В.Н. Русская музыкальная ритмика. М., Холопова В.Н. Фактура. М., Цуккерман В.А. «Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке. М., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений: Вариационная форма. М., Цуккерман В.А.

Анализ музыкальных произведений: Общие принципы развития и формообразования в музыке, простые формы. М., 1980.

10 200. Цуккерман В.А. Выразительные средства лирики Чайковского. М., Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М., 1970, Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М., 1970., вып. II. М., Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М., Цуккерман В.А. Соната си минор Листа. М., Чайковский М.И. Жизнь П.

И.Чайковского. М., Чайковский П.И. и Танеев С.И. Письма. М., Чайковский П.И. Литературное наследие. Т М., Чайковский П.И. Руководство к практическому изучению гармонии /1872/, Полное собр.соч., т.iii-а. М., Чередниченко Т.В. К проблеме художественной ценности в музыке. // Проблемы музыкальной науки. Вып.5. М., Чернова Т.Ю.

Драматургия в инструментальной музыке. М., Чугаев А. Особенности строения клавирных фуг Баха. М., Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада. М., Этингер М.А. Раннеклассическая гармония. М., Южак К.И. Теоретический очерк полифонии свободного письма. Л., Яворский Б.Л. Основные элементы музыки // Искусство, 1923, Яворский Б.Л.

Строение музыкальной речи. Ч М., Якупов А.Н. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации. М., Das Musikwerk. Eine Beispielsammlung zur Musikgeschichte. Hrsg. von K.G.Fellerer.

Koln: Arno Volk Denkmaler der Tonkunst in Osterreich (DTO) [Многотомная серия «Памятники музыкального искусства в Австрии»] Denkmaler Deutscher Tonkunst (DDT) [Многотомная серия «Памятники немецкого скусства»].

Источник: https://www.5kapeople.ru/poshagovye-kadrovye-procedury/muzykalnaya-kultura-romantizma-estetika-temy-zhanry-i-muzykalnyi/

Музыкальное искусство эпохи Романтизма: жанры, формы

Романтизм. Жанры, формы

Читайте также:  Как играть на губной гармошке статья для новичков

Инструментальные жанры

Романтическая инструментальная музыка развивалась в двух направлениях. С одной стороны, инструментальная миниатюра, камерная или концертная, отражающая в полной мере характер романтического мироощущения.

Другая линия, представленная одночастными оркестровыми произведениями или симфоническими циклами, движется по пути усложнения оркестрового письма, усиления красочности оркестра и выразительности инструментов.

Романтические инструментальные произведения часто содержали программу, поэтическую идею или ярко выраженный жанровый танцевальный характер.

Миниатюра

В романтической музыке миниатюра – один из ведущих жанров. Наиболее характерна для композиторов-романтиков фортепианная миниатюра.

На фортепиано, самом универсальном из всех инструментов, музыкант может играть один, максимально осуществляя свою индивидуальную манеру исполнения, добиваясь исключительной выразительности.

На фортепиано естественнее всего получается любимый романтиками исполнительский приём rubato(ритмически свободно, допусая откльнения от метра по усмотрению исполнителя). Инструментальная миниатюра стала наиболее естественной фиксацией момента: беглой зарисовкой настроения, пейзажа, характерного образа.

В ней ценятся относительная простота, близость к жизненным первоистокам музыки – к песне, танцу, возможность запечатлеть свежий, оригинальный колорит. Отсюда преобладание лирико-психологических образов, импровизационной манеры высказывания, камерного, доверительного тона общения со слушателем.

В инструментальных миниатюрах мы видим всевозможные эмоциональные состояния, от тончайших и бережно детализированных до демонически экспрессивных.

Названия миниатюр могут быть обобщённо-жанровыми (ноктюрны, прелюдии, экспромты, этюды, песни без слов и др.) или программными ( “Шествие гномов”, “Признание”…).

Очень ярок и многообразен пласт жанрово-танцевальных миниатюр, представленный в основном в творчестве Ф.Шопена: вальсы, мазурки, полонезы.

Сюита

Часто миниатюры объединялись в циклы или в сюиты, где они связывались какой-либо композиционной или программной идеей.

Многообразные способы композиционной связи могли быть очень простыми (например, чередование быстрых и медленных пьес), а также достаточно сложными, находящимися в глубине музыкальной ткани.

В отдельных циклах единство достигается одним мотивом или интонацией, проходящей в разных, контрастных между собой пьесах(Р.Шуман Карнавал). В свою очередь, эти пьесы расположены между собой определённым образом, и в этом тоже есть свой смысл.

Таким образом, слушатель может понять то, что находится на переднем, наиболее доступном плане, и далее постигать “в глубину” все пласты информации, вплоть до той, которая понятна одним посвящённым. И в этом тоже есть свой романтический смысл.

Крупные формы, симфоническая поэма.

В романтической музыке происходит переосмысление классического сонатно-симфоническогоцикла. Оно идёт в двух направлениях: с одной стороны увеличение количества частей, внесение элемента театральности, включение вокальных партий (Г.Берлиоз “Фантастическая симфония”, “Осуждение Фауста” и др.).

С другой стороны, идёт тенденция к сжатию симфонического цикла, объединению и уменьшению количества частей.

Возникают симфонические поэмы и другие одночастные симфонические произведения, ставшие наиболее удобными для осуществления программного замысла.

Они написаны в “свободных” формах, в которых преобладает преобразование одной темы (монотематизм) и присутствуют черты сонатно-симфонического цикла, сонатного allegroивариационность(Ф.Лист “Прелюды”, “Тассо” и др.).

Балет

Впервые за всю многолетнюю историю развития балета как жанра, музыка балетного спектакля начинает обретать определённую самостоятельность. Вся предшествующая 19 в. история развития балета выдвигала на первый план танцевальное и драматическое содержание спектакля.

По отношению к музыке создатели балетов впадали в две крайности: она была или сопровождением танца или комментарием сюжета. По композиции музыка ранних балетов более тяготела к танцевальной сюите, а во 2-й половине 18 в. она превратилась в некое “музыкальное оформление” замысла балетмейстера.

В этот период музыка для балета могла подбираться из различных произведений, её мог компилировать руководитель оркестра или один из музыкантов. Симфонические, камерные или вокальные произведения приспосабливались к танцевальному действию.

Любопытным было использование известных оперных арий, текст которых подчас служил некой “подсказкой”, раскрывающей смысл происходящего на сцене.

С 30-х гг. 19 в. в балете утверждается романтизм. Фантастические образы, экзотика, игра сильных страстей – всё это потребовало новых выразительных средств, специальной музыкальной драматургии.

В других жанрах романтической музыки уже было открыто и использовалось всё то, что было необходимо в балете: оркестровые краски, запоминающаяся и выразительная мелодика, симфоническое развитие, лейттематизм- всё это на протяжении 19 в. постепенно утверждалось и в балетной музыке.

Постепенно стабилизировались основные формы балетной музыки: гран па, па д'аксьон, включавшие адажио, вариации и коду, дивертисменты из классических, характерных или народных танцев. Балеты А.Адама, Л.Делиба, Ц.Пуни, Л.Минкуса и др. до сих пор входят в репертуар ведущих балетных театров мира.

Вокальные жанры

Песня (Lied) и вокальный цикл

Влияние городской бытовой культуры наиболее ярко проявилось в песенных жанрах. Никогда ещё песня не была настолько популярна в профессиональном искусстве. Песня стала ведущим жанром романтической музыки, не менее важным, чем опера или симфония. Мало того, она оказала громадное влияние на развитие важнейших музыкальных жанров.

Сама специфика вокальной миниатюры отвечала основным стремлениям романтического течения в музыке. Человеческий голос – это тот инструмент, который наиболее органично может передать все тончайшие движения души. Опора на литературные стихотворные образы осуществлялась здесь непосредственным образом.

Многие композиторы обращались к высокой поэзии, в том числе, к стихотворениям Гёте, Шиллера, Гейне. Развитая фортепианная партия большинства песен обладает собственной выразительностью, создавая самостоятельный музыкальный образ. Огромное количество песен в творчестве Ф.Шуберта (более 600); среди лучших образцов вокальной лирики Р.

Шумана большая часть содержит интересную и насыщенную фортепианную партию. Незаурядными мастерами песен были К.М.Вебер, Ф.Лист, Э.Григ, Р.Вагнер и др.

Так же, как и инструментальные миниатюры, песни могли объединяться в циклы. Большинство из них были связаны единым сюжетом, состоящим из последовательности событий, состояний, размышлений. Многие циклы связывались конструктивно при помощи повторений материала и других средств. В качестве сюжета могла использоваться объединяющая смысловая идея.

Опера

К началу 19в. опера становится всеобщим достоянием и наиболее демократическим жанром. Постепенно освобождаясь от многих условностей, развитие оперы идёт по пути сближения музыки, слова и театрального действия. Музыка испытывает огромное влияние городской песенной культуры.

Мелодии становятся простыми и легко запоминающимися, их быстро подхватывают и распевают на улицах и в частных домах. Ранние итальянские романтические оперы (В.Беллини, Г.Доницетти) сохраняют чёткое разделение на номера и речитативы (номерная структура). В операх Р.

Вагнера принцип разделения на речитативы и арии заменён “бесконечной мелодией”, т.е сочетанием и полифоническим соединением лейтмотивов (Leitmotiv(нем.) – ведущий мотив), создающим непрерывное сквозное развитие.

В своих операх (музыкальных драмах) Вагнер в огромной степени усилил драматургическую функцию оркестра, насытив музыкальную ткань смысловыми элементами, а интонации вокальных партий приблизил к интонациям человеческой речи. В большинстве опер Дж.

Верди сохраняется деление на номера, но при этом достигается большая связность и динамика развития драматического действия. В своих последних операх Верди отказывается от номерного деления, его примеру следуют представители веризма (Vero(итал.) – правдивый, истинный) во главе с Пуччини.



Источник: https://infopedia.su/4x6c1.html

Эпоха романтизма в музыке и ее великие композиторы-романтики

iskusstvo_zvukaninel_nik70

Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства и достойна только отрицания. Мечта – это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.

Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства – никогда».

Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.

Если в литературе и живописи романтическое направление в ос­новном завершает свое развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее. Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре.

Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Дж. Россини; последующий этап (1830—50-е гг.) – творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди.

Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века.

В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности, причем в новом освещении – в ее конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества – едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве.

Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с ее подзаголовком– «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).

Присущий романтической музыке глубокий интерес к человеческой личности выразился в преобладании в ней личного тона. Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность.

Так, например, многие фортепианные произведения Шумана связанны с историей его любви к Кларе Вик. Автобиографический характер своих опер всячески подчеркивал Вагнер.

Внимание к чувствам приводит к смене жанров – господствующее положение приобретает лирика, в которой преобладают образы любви.

С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы. Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии. С образами природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений – «большая» симфония C-dur Шуберта).Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики. Музыка впервые научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными средствами. В операх XVII – XVIII веков «неземные» персонажи (как, например, Царица ночи из моцартовской «Волшебной флейты») разговаривали на «общепринятом» музыкальном языке, мало выделяясь на фоне реальных людей. Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто совершенно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок).В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогаща­ли и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору – народным песням, балладам, эпосу. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.

Важнейшим моментом эстетики музыкального романтизма была идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке Берлиоза, Шумана, Листа.

Гектор Берлиоз. “Фантастическая симфония” – 1. Мечтания, страсти…

Содержание симфонии связано с возлюбленной Берлиоза – английской актрисой Гарриет Смитсон. В 1847 году во время гастролей в России автор посвятил “Фантастическую симфонию” императору Николаю I.

Роберт Шуман – “В сиянье…,” “Встречаю взор..”

Из вокального цикла “Любовь поэта”Роберт Шуман Генрих Гейне “В сиянье тёплых майских дней”

Роберт Шуман – Генрих “Встречаю взор очей твоих”

Роберт Шуман. “Фантастические пьесы”.

Schumann Fantasiestucke, op. 12 part 1: no. 1 Des Abend and no. 2 Aufschwung

  • Лист. Симфоническая поэма “Орфей”
  • Фредерик Шопен – Прелюдия №4 Ми минор
  • Фредерик Шопен – Ноктюрн No 20 до – диез минор

Шуберт открыл дорогу многим новым музыкальным жанрам — экспромтам, музыкальным моментам, песенным циклам, лирико-драматической симфонии. Но в каком бы жанре ни писал Шуберт — в традиционных или созданных им, — везде он выступает как композитор новой эпохи, эпохи романтизма.

  1. Многие черты нового романтического стиля нашли затем развитие в творчестве Шумана, Шопена, Листа, русских композиторов второй половины XIX века.
  2. Франц Шуберт. Симфония C-dur
  3. Ференц Лист. “Грезы любви”
  4. Франц Шуберт. Экспромт №3
  5. [user=Искусство звука]

Источник: https://iskusstvo-zvuka.livejournal.com/133456.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector