Изучаем основы нотной грамоты

Нотная грамота: азы :

Любой музыкант, будь то новичок или профессионал, в обязательном порядке должен для себя четко представлять, что такое нотная грамота. Это есть основа, без которой, как говорится, никуда.

Понятие нотной грамоты

К сожалению, далеко не все люди, пытающиеся приобщиться к музыкальному миру, уделяют должное внимание этому предмету.

Согласитесь, обычное бренчание на гитаре в подворотне или у костра на природе к профессионализму не имеет никакого отношения, хотя и предполагает хотя бы минимальное знание аккордов и их аппликатуру расположения на грифе. Но для более широкого понимания музыки этого явно недостаточно.

Нотная грамота является базовым предметом, с которого, собственно, и начинается обучение в музыкальных школах при игре абсолютно на любом инструменте или при занятиях вокалом.

Она тесно связана с такими специфичными предметами, как сольфеджио и гармония, которые дают о музыке более широкое представление. Сама же нотная грамота для начинающих включает несколько основных аспектов.

Это понимание нотного стана, звукоряда, длительностей нот и пауз, принципов построения гамм, трезвучий и аккордов, использования ключевых знаков и особенностей исполнения.

Нотоносец и позиции нот

Первое понятие, которое должен усвоить каждый начинающий музыкант, это нотный стан, его иногда еще называют нотоносцем. Это 5 горизонтальных линеек, на или между которыми располагаются ноты и знаки альтерации.

Тут нужно заметить, что система записи нот для некоторых инструментов может отличаться. Так, например, нотная грамота для фортепиано в расположении нот на линейках нотного стана отличается от аналогичного процесса, скажем, для гитары, где происходит смещение на одну октаву.

Ноты располагаются на основных линейках или между ними, а также на нижних и верхних добавочных линейках. Если говорить об основном нотном стане, на нем можно расположить ноты от «ре» первой октавы до «соль» второй октавы. Для нот с тонами выше и ниже и используются добавочные линейки.

Нотные ключи

Для указания диапазона, в котором происходит исполнение нотной партии, нотная грамота использует специальные ключи: скрипичный и басовый. Несмотря на одинаковое расположение на нотном стане, играются разные ноты.

Что касается звукоряда, нотная грамота для начинающих трактует такое понятие, как последовательность звуков, следующих один за другим. Простейшим звукорядом можно назвать последовательность «до, ре, ми, фа, соль, ля, си» (латинское обозначение C, D, E, F, G, A, H и отдельно «си-бемоль» B). Эти семь нот и являются теми “кирпичиками”, из которых строится все музыкальное произведение.

При всем этом нужно знать позиции нот не только на линейках нотного стана, но и на самом инструменте. Например, нотная грамота для фортепиано подразумевает клавиатуру, для гитары – лады грифа и струны.

Длительности нот

Также необходимо знать длительности нот. По сути, длительность ноты – это, так сказать, время ее звучания. Ноты бывают целыми, половинными, четверными, восьмыми, шестнадцатыми и т. д.

Как видно из этого примера, здесь имеется кратность двум как минимум. Иными словами, целая нота по длительности в такте равна двум половинным, четырем четвертным, восьми восьмым и т. д., равно как и одна четвертная нота равна двум восьмым или четырем шестнадцатым.

Размеры

Еще нотная грамота подразумевает использование размеров, которые указывают максимально возможное содержание нот в одном такте. В стандартных размерностях можно выделить следующие: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8 и т. д. Существуют и более сложные размерности типа 12/4, 12/8, 5/4, 5/8, 7/8, 9/8 и другие. Обучение нотной грамоте предполагает изучение этих понятий только после понимания азов.

Темп

В этом понятии регулируется скорость исполнения. Различают медленные, умеренные и быстрые темпы. Медленные: «анданте», «состенуто», «граве», «адажио», «ленто», «ларго». Умеренные: «модерато», «анданте». Быстрые: «аллегро», «аллегретто», «виво», «виваче», «престо».

Основные ступени при построении гаммы

Гаммы являются одной из основ нотной грамоты. При их построении нужно учитывать не только нотный ряд, ключевые знаки повышения или понижения тона определенных нот (диезы и бемоли) или знак отмены таких действий (бекар), но и ступени гаммы (устойчивые, неустойчивые, основные).

Неустойчивыми называют ступени, стремящиеся к разрешению вверх или вниз. К примеру, в гамме «до мажор» к устойчивым ступеням относятся «до», «ми», «соль» (1-я, 3-я, 5-я ступени), а к неустойчивым – «ре», «фа», «ля» и «си» (2-я, 4-я, 6-я и 7-я ступени).

Такая последовательность характерна абсолютно для всех гамм.

Интервалы

На каждой ступени строятся интервалы. Основными по возрастанию являются такие интервалы и их обозначения (стандартные): прима (только чистая – ч1), секунда (малая и большая – б2 и м2), терция (малая и большая – м3 и б3) кварта (только чистая – ч4), квинта (только чистая – ч5), секста (малая и большая – м6 и б6), септима (малая и большая – м7 и б7) и октава (только чистая – ч8).

Существуют еще увеличенные и уменьшенные интервалы, характерные интервалы и т. д. На основе интервалов строятся трезвучия и аккорды. Как уже понятно, трезвучие содержит три ноты, а аккорд – четыре.

Знаки

Изучение нотной грамоты предполагает заучивание знаков альтерации. Основными считаются следующие: «диез» – повышение звучания на полтона, «бемоль» – на полтона ниже, «бекар» – отмена повышения или повышения на полтона, «дубль-диез»/«дубль-бемоль» – соответственно, повышение и понижение на один тон.

Громкость исполнения

Что касается громкости исполнения нот, последовательностей, трезвучий и аккордов, нотная грамота применяет специальные средства. Среди них различают и оттенки.

К знакам относятся такие понятия, как «форте» (громко), «меццо-форте» (умеренно громко), «фортиссимо» (очень громко), «сфорцандо» (резкое усиление громкости, акцент).

По аналогии: «пиано» (тихо), «меццо-пиано», «пианиссимо» и т. д.

К основным оттенкам можно отнести «легато» (плавное исполнение, неотрывное исполнение, когда один звук словно перетекает в другой), «стаккато» (резкое отрывистое исполнение), «синкопа» (задержка перед звучанием), «мордент» (последовательность нот вокруг одной основной) и т. п.

Заключение

Выше описаны только минимальные основы нотной грамоты. Для понимания построения музыкального произведения в более широком аспекте, естественно, нужно изучать специализированные предметы типа сольфеджио или гармонии. А они преподаются в музыкальных школах, музучилищах и консерваториях.

Источник: https://www.syl.ru/article/187510/new_notnaya-gramota-azyi

Основы нотной грамоты для пианиста

В младших классах, например, не хочется учить алфавит. А со временем понимаешь, что без него нельзя научиться читать, а соответственно, стать грамотным интеллигентным человеком.

Изучение основ нотной грамоты, это то, на чем строятся знания музыки.

Многих начинающих музыкантов интересует игра на фортепиано. Сегодня в видео- уроке узнаем основы нотной грамоты для пианиста. Надеемся, они помогут увереннее ориентироваться в мире музыки, ближе познакомиться с музыкальной теорией при игре на клавишных и фортепиано.

Видео-обучение «Основы нотной грамоты для пианиста»

Вспомните, как на клавиатуре расположены ноты. Белые – основные. Черные клавиши, это диезы и бемоли.
Диез, это повышение на пол тона. Например, после клавиши ноты «до», находится следующая, черная. Это будет «до-диез» и т.д.

Бемоль, это знак, который понижает звук на пол тона. Т.е., если взять клавишу «си», то перед ней будет клавиша «си-бемоль» и, она же, «ля-диез».

Клавиши и, соответственно ноты, от «до» до «си», называются «октавой». На фортепиано девять октав, каждая из которых имеет свое название:

  • самая нижняя «субконтроктава»;
  • следующая– «контроктава»;
  • «большая октава»;
  • «малая»;
  • «первая»;
  • «вторая»;
  • «третья»;
  • «четвертая»;
  • «пятая».

На синтезаторах эти границы могут быть урезаны, т.е. может не быть высоких нот «четвертой» и «пятой» октав. Может отсутствовать субконтроктава.

Нотная грамота

Она нужна для того, чтобы сыграть произведение, записанное нотами. Ноты расписывают на пяти параллельных линейках, нотоносцах, ниже или выше их, а также между ними.

Нумерацию линейки начинают от нижней до верхней. Могут быть дополнительные линии, ниже или выше пяти основных.

Обозначение нот

В начале линеек всегда рисуют скрипичный знак. Он начинается от второй линейки и говорит, о том, что в этой тональности находится основная нота — «соль» первой октавы. Нота, расположенная линейкой выше, будет нота «ля», затем – «си» и нота «до».

У диеза, бемоли и бекара имеются свои графические обозначения.

Длительность ноты

Самая длинная нота, целая, обозначается кружком.

В начале всех произведений ставится цифра, обозначающая ритм. Например, 2/4: он просчитывается раз-два, раз-два. На этом заканчивается такт. В одном такте может разместиться одна целая нота или две ноты, которые называются половинные. За ними следует четвертная, затем 1/8-я, за ней 1/16-ая, 1/32-ая, 1/64-ая.

Размер

Он записывается в начале произведения в виде дроби, где числитель показывает, сколько долей, а знаменатель — какая часть принята за единицу этой доли. Т.е.

, если указано 4/4 то это означает, четыре доли и за единицу доли принята четвертная длительность. В любом такте могут быть слабые и сильные доли. Например, ритмы ?. Здесь указано три доли, где за единицу принята четвертная.

Такой ритм используется в музыке вальса, вспомните его ритм, и станет понятнее.

Существует множество разных ритмов: встречается 3/4, 2/4, , 4/4, 6/8.

Паузы

В произведениях часто встречаются паузы. Они также имеют свои обозначения и делятся на продолжительности.

Чтобы проверить свои навыки, возьмите запись любого произведения и посмотрите, каким ритмом записана музыка, какими нотами, каким размером, в каком месте заканчивается такт и т.п.

Завершение произведения обозначается двумя вертикальными линиями.

На этом делаем паузу в изучении нотной грамоты, точнее, ее основ. Потому что это еще не все, чтобы быть грамотным музыкантом.

Источник: http://obvi.ru/hobby/music/osnovy-notnoy-gramoty-dlya-pianista-video-training/

Изучение нотной грамоты на уроках музыки, как средство активизации познавательной деятельности

«Изучение нотной грамоты на уроках музыки, как средство активизации познавательной деятельности»

Преподаватель ГБОУ СОШ №47

Хмелькова Г.Ю.

«Изучение нотной грамоты на уроках музыки как средство активизации познавательной деятельности»

Музыка как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах.

Важнейший предмет художественного цикла в школе — «Музыка». Известный детский композитор и автор программы по музыке Д.Б. Кабалевский особо отмечает важность этого предмета:

 «Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека… и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества».

 Он включает в себя музыку, хоровое исполнение как искусство, элементы теории, истории музыки, музыковедение как часть искусствознания.

В содержание предмета «Музыка» введено восприятие звучащей музыки и хоровое исполнение, усвоение нотной грамоты и элементов музыковедения, овладение навыками игры на простейших музыкальных инструментах и развитие способности к музыкальной импровизации. Другой известный педагог Ю.Б.

Алиев пишет: «Урок музыки дает осознание радости музыкального творчества, формирует чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем нравственно-эстетическим содержанием, которое вложено композитором или народом в произведение музыки».

Таким образом, в предмете «Музыка» выдвигаются единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников.

Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности учащихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.

Деятельностные подходы в развитии музыкальной культуры общества заложены в концепциях многих музыкантов-педагогов.

Не достаточно лишь эмоционального восприятия искусства, необходимы умения и знания – как средство, как язык понимания и познания искусства, а способности необходимые для занятий искусством, формируются и развиваются в процессе художественной деятельности. Собственное воспроизведение музыки ребенком стимулирует его творческую активность.

Слышать и видеть так, чтобы ценить искусство, это уже напряжённое внимание и умственный труд. Услышать и увидеть – это уже понять. Музыкальная грамота на уроке в общеобразовательной школе является одним из средств активизации познавательной деятельности детей.

Для детей младшего школьного возраста наиболее адекватны приемы освоения нотного письма, основанные на речевом и музыкальном интонировании. Музыкальной грамоте на уроке можно отводить любое время. Она может быть представлена двумя моментами:

1) теоретические сведения по музыкальной грамоте;

2) практическое усвоение теоретического материала.

Читайте также:  Самые известные классические музыкальные произведения

Закрепление знаний по музыкальной грамоте можно осуществлять в разных вариантах:

а) сольфеджирование;

б) слуховой анализ;

в) музыкальный диктант;

г) ритмические упражнения;

д) музыкально-дидактическая игра;

е) импровизация;

ж) игра на музыкальных инструментах;

з) движение под музыку.

Учитель по собственному усмотрению выбирает любую форму практической деятельности и предлагает ее детям на каждом уроке.

Музыкальным слухом могут быть восприняты такие качества звука, как высота, длительность, громкость, тембр. Поэтому слух развивают как слух звуковысотный, ритмический, динамический и тембровый. Полноценное восприятие и воспроизведение музыки возможно лишь при определенном уровне развития всех видов слуха.

Развитие музыкального слуха учащихся следует начинать с формирования у них ступеневых представлений мажорного лада.

Для этого можно рекомендовать пение детей с показом руки высоты звуков (двигательный анализатор), пение ступеней лада вразбивку по нотному стану с опорой на устойчивые звуки («путешествие по звукоряду»), импровизацию на заданную мелодию.

Сначала дети поют с поддержкой инструмента или голоса учителя, затем без сопровождения, и, наконец, поют «про себя». Чем лучше развиты у учащихся ступеневые представления, тем более точно воспроизводятся ими интервальные соотношения и тем легче развиваются интервальные слуховые представления.

Важнейшим условием музыкально-ритмического развития человека является восприятие и воспроизведение равномерной пульсации долей музыкального произведения.

Метрические соотношения в музыке многообразны, и усваиваются они учащимися постепенно, в течение длительного времени.

Изучение нотной грамоты по усмотрению учителя можно начать приучать детей к тому, чтобы звучание той или иной исполняемой мелодии ассоциировалось в их сознании с внешним рисунком записи ее на доске – на нотном стане.

 Например:

Где живут ноты

Вот пятиэтажный дом, проживают знаки в нём.

1

1

2

1

“Нотоносец” дом зовут, знаки-ноты в нем живут

А по- другому этот дом называется “Нотный стан” и живет в нем много жителей,  живут они одной большой дружной семьей, которая называется  – НОТЫ

Учитель предлагает детям послушать продолжение сказки, в которой объясняется длительность нот– РИТМ –(долгие и короткие звуки).

Например:

 Ноты – живут весело и дружно. У этих нот даже хвостики веселые есть. У всех  нот своя работа в доме. 
Кто-то выполняет свою работу быстро, а кто-то очень медленно, вдумчиво. От этого и выглядят ноты по-разному.

Запомни

Так выглядят ноты, у которых короткий звук

А так, долго звучащие звуки

Сосчитай, сколько  на картинке долгих и сколько коротких звуков?

Озвучь загадку. 
Внимательно смотри, где короткий звук должен быть, а где долгий.

Попробуй сам составить такую нотную загадку и не забудь её разгадать:

По-кру-жу над цвет-ком
У-го-щу  ре-бят  мед-ком

Проверь, так ли у тебя получилось

Потом предлагается грустная песня с другим ритмом. Учитель после ответов детей предлагает исполнить музыку дождика.

— Простучим пальчиками. Капельки разные. (Записать ритм на доске):

Нотная запись является обобщением звуковысотных и ритмических представлений. Важнейшей задачей учителя является развитие у детей связи певческого движения, музыкального слуха и зрительного восприятия. Начало пения по нотам означает пение попевки на одном звуке с различными ритмическими соотношениями. Дети поют по графической записи, знакомятся с понятиями о коротких и долгих звуках.

Примеры: «Дождик, дождик пуще», «Сорока-сорока», «Гори, гори ясно» и т.д.

Это предваряет знакомство детей с обозначением четвертной и половинной нот. Постепенно вводятся упражнения, расширяющие представление детей о музыкальной высотности и закрепляющие понятия о различных высотных соотношениях звуков.

Например, проследить по графическому рисунку и послушать начало фортепианной пьесы Чайковского «Сладкая греза».

При расширении диапазона нот детей знакомят с названиями музыкальных звуков и со скрипичным ключом.

На этом этапе желательно использовать игровую форму. Это могут быть сказки. Например «Как мальчик познакомился с нотками», «»Как нотки научились петь», «Радужная песенка» (адрес электронного сайта www.muz-urok.ru) .

Например:

 Ну, где живут ноты мы разобрались. У них есть прекрасный дом, который называется – НОТНЫЙ СТАН 

А вот как же попасть в этот дом и куда исчезли все жители? Ася решила, что именно фея Сольмина знает куда все исчезли. Не успела она так подумать, как сама фея появилась рядом с девочкой.

– «Знаю, о чём ты задумалась, Ася. Ноты действительно исчезли, но вот куда ты сама сейчас догадаешься. А подскажет тебе сказка о мудрой сове.

Сказка о мудрой сове.

Жила в лесу очень мудрая и добрая сова. Всем лесным жителям та сова помогала. И вот…

Как-то прилетела к ней птичка -Серенькая невеличка,Плакать, вздыхать начала

И речь такую повела:

– Добрая сова, помоги,От беды меня убереги.Все знают, что я пою

Каждое утро песенку свою.

Я с ней солнышко встречаю 
А сундуки те на замок закрыли

– Не горюй, я выручу тебя из беды, – успокоила сова птичку.
Взяла она ветку, начертила на земле НОТОНОСЕЦ и начала на нем что-то рисовать, приговаривая

_ Я сначала нарисую
  Закорючку вот такую,

Дальше линию продлю,На верхушке закруглю,

Ой, какой-то вышел

Нет! Я сделаю вот так:

Чтобы был не гусь, а знак,Быстро линию прямую

Жирной точкой завершу я.

Вот и вышел ключ отличный,
А зовется он  СКРИПИЧНЫЙ
и  ВТОРОЕ ИМЯ   ЕСТЬ
Напишу его я здесь: КЛЮЧ СОЛЬ

запомни

КЛЮЧ СОЛЬ

 называется так потому,Что начало завиточка

На второй рисуют строчке

На той самой второй строчке, на которой живет нота соль

После знакомства детям предлагается выполнить задания и ответить на вопросы. Например, нарисовать Фею Музыки с дочками нотками, нарисовать Скрипичный Ключ в образе забавного человечка, какие нотки каким зверям больше всего подходят? Какая нотка больше всего подходит вам по характеру? Жили нотки дружным нотным станом, выступали всей своей Октавой, а сколько всего было нот ? и т.д.

Дети поют попеременно по нотам и начинают сольфеджировать легкие песни. Песни разучиваются с голоса учителя с опорой на нотную запись (прослеживание по нотам). Поэтому чтение нот лучше всего давать на песенных мелодиях.

В области музыкальной грамоты необходимо дать детям первоначальные сведения о строении мелодии, научить детей различать высокие и низкие звуки, движение мелодии (вверх, вниз, на одной высоте), знать название звуков в пределах первой октавы и закреплять эти знания во время игры на детских музыкальных инструментах.

Сольфеджировать на уроках можно начинать с детьми второго класса. Это попевки «Уж как шла лиса по травке», «Мы шагаем» и т.д. Брать простые фрагменты из песен, например, «Перепелочка», «Во поле береза стояла» и т.д. В дальнейшем таких музыкальных фрагментов становится значительно больше.

Это разучиваемые песни, а также произведения для слушания. Например, «Болтунья» С.С. Прокофьева, «Утро» Э. Грига, «Симфония №5» Л. Бетховена, «Концерт №3 для фортепиано с оркестром» С.В. Рахманинова, «Рассвет на Москва-реке» М.П. Мусоргского, «Симфония № 40» В. Моцарта, «Органная фуга» И.С. Баха, «Вокализ» С. В.

Рахманинова и т. д.

Для развития чувства ритма используются различные приемы:

– следить при пении за ритмическим рисунком сначала по схеме, затем по нотам;

– произносить слова песни, отдельные слоги, название нот или ступеней в соответствующем ритме;

– пропевать слова или слоги на одном звуке;

– исполнять ритмический рисунок движением, пением, прохлопыванием и т. д.

Рекомендуется проводить разнообразные ритмические игры и упражнения, каноны, танцевальные движения под музыку.

Знакомство с ладом может быть представлено детям тоже в виде сказки.

Например:

ДВА БРАТА

В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия, правил король Дин – Дон Седьмой. Больше всего на свете он                   любил  спать, да скучать.                                  

Бывало, сядет он на свой трон и скучает.От скуки ногами болтает,От скуки прикажет печенье подать,

А солдатам — песню запевать.

А солдаты у него необычные —Все, как один, певцы отличные.И за это, кстати сказать,

Стал Дин-Дон их

Звуками звать.Споют Звуки королю одну песню, другую. Король захрапит, и Звуки тоже на боковую. 

Спят себе до утра.

Утром встанут, крикнут: «Ура!» Король проснется,

С боку на бок повернется, И все заново начнется: 

Скука, печенье, солдатское пение.

От этой жизни Звуки до того обленились,  Что петь, как следует, совсем разучились. Король был ужасно огорчен. Даже скучать перестал он. Заставляет их петь и так и сяк,

А они не хотят никак.

И вот однажды прибыли в Звукляндию из далекой страны Ладии два брата – Лада. 

Два брата,  но какие они были разные. Один был веселый плясун-хохотун, другой -грустный, задумчивый.

Веселого звали Мажор, А грустного – Минор.

Угадай, где Мажор, а где Минор?

Необходимо использовать в работе с младшими школьниками игровую методику. Музыкально-дидактическая игра поражает воображение ребенка своей эмоциональностью, увлекательной формой занятия. Игры должны развивать все виды слуха, чувство ритма, память, они способствуют развитию детского творчества.

А также музыкальное лото, ребусы, занимательные путешествия в мир музыки планируются в соответствии с целями и задачами урока.

Уроки с играми отличаются оригинальностью, самобытностью, стимулируют творческую инициативу учащихся, повышают интерес к предмету, способствуют самореализации, самообразованию, самопознанию – а это важные факторы в развитии личности ребенка.

В изучении нотной грамоты можно использовать электронные методические пособия, которые повышают интерес учащихся к уроку музыки, а также ускоряют процесс запоминания нот и длительностей. Например, методическое пособие к уроку музыки «Нотная азбука», которое демонстрирует следующие разделы ОМС модуля на интерактивной доске: нотоносец, ключи, октава.

Язык музыки, на примере различных произведений, повторение определения средств музыкальной выразительности — темп, динамика, лад, метроритм, мелодия, гармония, тембр; анализ различных произведений – осуществляется на протяжении всех лет в сфере регулятивных учебных действий.

Например: в 5 классе «Музыка + Математика» – презентация

Формы применения всех вышеперечисленных элементов занимательности на уроках музыки различны и каждому педагогу следует избегать большой перегрузки ими учебно-воспитательного процесса.

Урок не должен быть превращен в сплошную игру и развлечение, занимательные средства должны быть направлены на повышение разнообразия форм и способов объяснения и закрепления учебного материала.

Они, способствуя лучшему пониманию и усвоению различных разделов музыкальной грамоты, должны, поддерживая интерес учащихся до конца урока, развивать у них серьезное отношение к изучению основ музыкального языка.

Тестовые вопросы:

1.Какие единые задачи выдвигаются в предмете «Музыкальное искусство»?

а) эстетические

б) материальные

2.В каких вариантах можно осуществлять закрепление знаний по музыкальной грамоте?

а) слушание  музыки

б) сольфеджирование

3. Представлением какого лада следует развивать музыкальных слух?

а) мажорным

б) минорным

4.Что является  обобщением  звуковысотных и ритмических представлений?

а) импровизация

б) нотная запись

5.Чем отличаются уроки с играми?

а) оригинальностью

б) систематичностью

Вопросы для обучающихся?

1. Как называются музыкальные знаки? (ноты)

2. Где записываются ноты? (на нотном стане)

3. Как по другому называется скрипичный ключ? (ключ соль)

4. Что такое ритм? (длительность нот)

5. Назови два лада в музыке. (мажор и минор)

Использованная литература:

В.Е. Пешкова. Теория и методика музыкального образования в начальных классах.

В.И. Никешин. Воспроизведение нотного письма певческим голосом на музыкальных занятиях с детьми младшего школьного возраста.

Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982.

Музыкальные сказки и игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста И.В.Кошмина, Ю.В.Ильина, М.П.Сергеева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 56 с.: ноты. – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки).

Материалы электронного сайта www.muz-urok.ru.

                                                                     WWW.vivaharmony.ru

                                                                     Aplik.ru

Источник: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2015/12/25/izuchenie-notnoy-gramoty-na-urokah-muzyki-kak

Мбу до “устьянская детская школа искусств” – основы нотной грамоты

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.

Читайте также:  Репетиторы по вокалу как найти лучшего из лучших

Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки.

Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской).

И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.

Звуковысотность

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд, то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октавы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый. Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

Длительности нот

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:

Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты, то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой. Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера.

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

Громкость

На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:

Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу.

Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение.

Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на гитаре).

На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать.

Источник: http://xn--d1ai5av.xn--p1ai/index/osnovy_notnoj_gramoty/0-54

Методические рекомендации освоения нотной грамоты на уроках музыки общеобразовательной школы

Методические рекомендации освоения нотной грамоты учащимися первого класса в ходе вокально-хоровой деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе.

          Процесс изучения нотной грамоты на начальном этапе обычно условно разделялся на периоды: донотный и нотный.

          Донотный период включает в себя накопление музыкальных представлений при помощи вокальной деятельности, не прибегая к помощи звукозаписи, но используя при этом кроме словесных пояснений и игры на музыкальном инструменте, рисунки, знаки, краски, иллюстрации и многое другое. Нотный период представляет собой изучение знаковой и слоговой систем письменного обозначения звуков.

          В нашем исследовании донотный и нотный периоды соединены в единый процесс. Необходимо помнить, что знакомство с нотной записью способствует более осознанному отношению детей к особенностям музыкального языка и по усмотрению педагога начинать работу по освоению звукозаписи можно и раньше[9,205].

          Мы считаем, что зрительное восприятие нотного обозначения с помощью вспомогательных наглядных пособий и двигательных ассоциаций являются необходимым звеном в освоении музыкального материала. Только осознанная музыкальная деятельность первоклассников способствует освоению нотной грамоты.

          Понятие «звукоряд» вводится на основании приема изображения «лесенки», соответствия цифрового обозначения с абсолютным названием звуков и их расположение на этой лесенке.

          В этот период настройку и распевание следует проводить по «ручным знакам», глядя на нарисованную звуко-высотную лесенку. Они помогают усвоить отличительные черты каждой ступени лада.

          Здесь же применять пение с названием ступеней: I ступень – поется «раз»; II ступень – поется «два» и т.д.

          «Первая ступень: кисть руки, сжатая в кулак и вытянутая вперед, фиксирует устойчивую ступень. Вторая ступень: кисть руки приподнята, подчеркивая движение от I ступени ко II ступени. Третья ступень: рука свободно парящая, кисть вытянута вперед. Образуется как бы крыша двух предыдущих ступеней.

          Четвертая ступень: кисть руки с вытянутым указательным пальцем опущена, тем самым фиксируя тяготение IV ступени к относительно устойчивой V ступени. Пятая ступень: рука находится в вертикальном положении, большой палец несколько поднят. Положение руки подчеркивает устойчивость V ступени.

          Шестая ступень: кисть руки опущена, пальцы вытянуты вниз, подчеркивая тяготение VI ступени к V ступени. Седьмая ступень: кисть руки поднята с вытянутым вверх указательным пальцем, подчеркивая тяготение VII к I ступени.

          В зависимости от положения той или иной ступени ручные знаки выполняются на различной высоте (на уровне головы, груди и пояса)»[43,102]. Ручными знаками можно передать темп, ритм, характер музыки, что помогает активизировать слуховое восприятие.

              Вводим понятие о сильной и слабой долях. Это можно сделать на примере имен (Наташа, Сережа, Костя) – выявляем соотношение ударных и безударных слогов. То же происходит и в музыке. Перед ударным слогом ставим тактовую черту.

              Затем вводим понятие о такте. Например, показываем детям запись песни «Во поле береза стояла». Оказывается, долей в каждом такте одинаковое количество, а нот – разное. Вывод: каждая песня, пьеса имеет свой метр, размер.

              Этот размер (счет) пишется сразу после ключа[33,46].

              На третьем этапе процесс освоения нотной грамоты будет проходить в таких видах вокально-хоровой деятельности как настройка, распевка, вокализация фрагмента крупного классического произведения.

              Подбор репертуара соотнесен задачам, поставленным на 3 этом этапе освоения нотной грамоты.

                Прием пения по «ручным знакам» помогут в работе над строем и интонацией: жест руки ладонью кверху обозначает «тон вверх», ладонью вниз – «тон вниз», небольшое движение указательным пальцем вверх – «полутон вверх», вниз – «полутон вниз».

                Метод – это совокупность способов и приемов познания действительности. «Методы музыкального обучения можно рассматривать как способы организации усвоения содержания предмета, отвечающие целям и ведущим задачам учебного процесса»[1,55].

                Методика музыкального воспитания как педагогическая наука подчиняется закономерностям общей педагогики и подобно любой методике, опирается на дидактические принципы.

                Принцип воспитывающего обучения; научность и доступность осваиваемого материала; наглядность при его преподнесении; прочность знаний, умений, навыков; активность музыкальной деятельности учащихся, их самостоятельность; связь музыкального воспитания с жизнью, интересами детей – все эти принципы лежат в основе методики музыкального воспитания[14,7].

                Наблюдение за музыкой. Размышление о музыке. Музыкальное обобщение. Эмоциональная драматургия.

                Импровизация.

                Понимание метода концентричности в работе педагога важно для осознания принципа организации вокально-хоровой деятельности.

                Особенностью реализации этапов является то, что они преподаются методом «наращивания знаний» и методом «забегания» вперёд. Отметим, что в разных четвертях элементы нотной грамоты осваиваются на качественно-новом уровне.

                Метод «наращивания» связан с освоением нотной грамоты, так как в каждой четверти прослеживается усложнение изучаемого материала. Метод «забегания» вперёд применяется при знакомстве с полной системой каких-либо понятий.

                Вывод

                Проблема поиска путей и средств максимально эффективного освоения знаний нотной грамоты на начальном этапе музыкального развития и воспитания важна и актуальна, так как современный образовательный процесс выдвигает новые, значительно более высокие требования к урокам музыки.

                Современная педагогическая наука, направлена на то, чтобы максимально активизировать процесс развития и воспитания творческих способностей детей, используя для этого все лучшие, прогрессивные методы, проверенные опытом ведущих педагогов [63, 285].

                Глубоко прав В.А.Сухомлинский, говоря: «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка» [57, 145].

                Рассматривая историю развития системы записи музыки, установлено, что для более успешного освоения нотной грамоты на уроках музыки можно ввести некоторые элементы из рассмотренных знаковых систем звукозаписи древних цивилизаций, особенно на подготовительном этапе в донотный период.

                В процессе исследования выяснено, что современные методики музыкального образования корнями уходят в историю.

                Поэтому для успешного освоения нотной грамоты на уроках музыки необходимо изучать исторически сложившийся опыт различных направлений преподавания музыкальных знаний.

                Только критически оценивая пройденный путь, можно верно представлять перспективу развития, строить новое, опираясь на все лучшее и не повторяя ошибок прошлого.

                Рассмотрев психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста, мы выяснили, что годы детства являются благоприятным условием для обогащения и развития интеллекта, что для младших школьников характерна острота, подвижность восприятия, подъем умственной активности, что является хорошими предпосылками для музыкального развития и воспитания.

                Анализ психолого-педагогического механизма освоения нотной грамоты младших школьников на уроках музыки позволил установить, что разумным решением этой задачи считается сочетание существующих ныне абсолютной и относительной систем.

                В результате проведенного анализа общей и музыкальной психолого-педагогической литературы установлено, что вокально-хоровая деятельность, следуя традициям русской музыкальной культуры, является приоритетным видом исполнительской деятельности на уроках музыки, так как хоровое пение считается основой музыкального просвещения.

                Итак, раскрыв и определив сущность и содержание освоения нотной грамоты на уроках музыки, выявлено, что знание нотной грамоты помогает учащимся осваивать различные виды музыкальной деятельности, а также является одним из средств подготовки школьников к самостоятельному общению с музыкальным искусством.

                  Источник: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-osvoeniya-notnoy-gramoti-na-urokah-muziki-obscheobrazovatelnoy-shkoli-1260184.html

                  Абсолютная система изучения нотной грамоты

                  Музыкальная грамота и музыкальная грамотность

                  Современные взгляды на сущность, объём, роль музыкальной грамоты в общеобразовательной школе разнообразны, порой противоречивы.

                  Существуют два базовых толкования термина ʼʼмузыкальная грамотаʼʼ: 1) это элементарная теория музыки, которая дает представления о музыкальном языке и способах его условной записи, то есть, фактически – нотная грамота; 2) это та часть музыкального образования, где даются сведения о музыке (ее стилях, жанрах, элементах выразительности, способах записи) и ее создателях (композиторах, исполнителях).

                  Очевидно, что второе определение шире. Оно включает в себя первое. По этой причине для него более правильным будет термин ʼʼмузыкальная грамотностьʼʼ. Именно музыкальная грамотность, а не грамота фигурирует в концепции музыкального воспитания Д.Б.

                  Кабалевского. По этой причине поводу он пишет следующее: ʼʼМузыкальная грамотность – ϶ᴛᴏ в сущности музыкальная культура, уровень которой не находится в прямой зависимости от степени усвоения музыкальной (нотной) грамоты, хотя и предполагает знания этой грамотыʼʼ.

                  Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в данном варианте знание музыкальной грамоты – лишь составная часть музыкальной грамотности человека, на формирование которой (как музыкальной культуры) направлено всœе музыкальное образование школьников.

                  Читайте также:  Какие бывают музыкальные профессии

                  Следовательно, изучение музыкальной грамоты (нотной грамоты) не самоцель, а лишь один из путей достижения цели музыкального образования.

                  Тем не менее, преподавание музыкальной грамоты имеет свои особенности, этапы, логику, которую учитель должен знать.

                  В программах по музыке нотная грамота занимает различное место. Долгое время существовал самостоятельный раздел – нотная грамота͵ имеющий свои задачи, свою систему.

                  Отдельные музыканты-педагоги считал нотную грамоту автономной областью. К их числу относится И.П. Гейнрихс. Он высказывался против связи нотной грамоты с пением, считая, что она приводит к упрощению певческого репертуара.

                  Педагог считал, что должна быть система прочного усвоения детьми каждого звука как определœенной ступени. К примеру, в 1-м классе дети должны усвоить первые 3-5 ноты звукоряда на базе не менее 50-ти упражнений.

                  Особенно широко это мнение было распространено до Великой октябрьской революции.

                  М. Румер выделила следующие принципы изучения музыкальной грамоты: 1) связь теории и практики; 2) наглядность; 3) связь слуха, зрения и движения; 4) роль слова; 5) активизация педагогического процесса; 6) ладовая основа развития музыкального слуха.

                  При этом многие педагоги видели в нотной грамоте лишь средство наглядности, позволяющее углублять понимание и эмоциональное переживание музыки (Н.Л. Гродзенская). У авторов современных программ (Д.Б. Кабалевский, Н.А. Терентьева, Ю.Б. Алиев, И.В. Кадобнова, Л.В.

                  Виноградова и мн.др.) подобная же позиция. В этих программах во главу угла ставится задача развития личности ребенка, его духовной культуры, развития любви к искусству.

                  Специфические же знания и навыки должны формироваться незаметно, исподволь, являясь средством для достижения главной цели.

                  Относительная система изучения музыкальной грамоты

                  Сегодня в музыкальной педагогике существуют две системы изучения музыкальной грамоты: относительная и абсолютная. Относительную систему называют также методом относительной сольмизации или релятивной системой. Она направлена на развитие звуковысотного слуха.

                  Основой является последовательное освоение лада через характерные ладовые интонации, пение мелодий с условными названиями ступеней, которым соответствуют ручные обозначения. 1-я ступень мажорного лада обозначается как ʼʼёʼʼ, 2-я как ʼʼлёʼʼ, 3-я – ʼʼвиʼʼ, 4-я – ʼʼнаʼʼ, 5-я – ʼʼзоʼʼ, 6-я – ʼʼраʼʼ, 7-я – ʼʼтиʼʼ.

                  В миноре изменяется названия только двух ступеней: 3-я принято называть ʼʼвоʼʼ, а 7-я – ʼʼтоʼʼ.

                  Сольмизация (от названия нот ʼʼсольʼʼ и ʼʼмиʼʼ) – средневековая западно-европейская практика пения мелодий со слогами, обозначающими ступени независимо от его абсолютной высоты.

                  Согласно М. Румер, релятивная система (от звуков ʼʼреʼʼ и ʼʼляʼʼ) применялась в различных странах, особенно же в Венгрии. Задача этой системы – научить детей различать ступени звукоряда по их ладовой функции.

                  В России релятивная система стала известна на рубеже18-19 веков. Ее пропагандистом был музыкант-педагог П. Мироносицкий. Эта система подробно изложена в его пособии ʼʼДо-ми-сольʼʼ. Автор использовал традиционные ручные знаки, однако изменил название ступеней. Его система называлась ʼʼПодвижное ʼʼдоʼʼ.

                  В ряде стран Западной Европы абсолютная высота музыкальных звуков обозначалась буквами C, D, E, F, G, A, H. Ручные знаки характеризовали направление тяготения неустойчивых и устойчивых ступеней.

                  После освоения базовых соотношений ступеней в мажоре происходит переход к абсолютной высоте, а от ручных и буквенных обозначений – к нотам. При этом ноты здесь относительны. Для обозначения первой ступени у П. Мироносицкого использовался особый знак – ключ.

                  ʼʼСтолбицаʼʼ (лесенка) Бориса Тричкова (Болгария).

                  Основная задача системы – дать навыки свободного сольфеджирования по лесенке звуков с тем, чтобы подвести к пению по нотной записи. Осуществляется в два этапа: 1) донотный – лесенка без названия нот; 2) нотный – лесенка с нотами. На обоих этапах используются движения, зрительная наглядность, основной прием сольфеджирование с ручными знаками.

                  Упражнения даются в такой последовательности: 1) пение звукоряда; 2) пение звукоряда с остановкой на устойчивых звуках; 3) пение звукоряда с остановками на 2 и 7 ступенях (ʼʼчувствительных ступеняхʼʼ); 4) пение звукоряда с остановкой на разных ступенях; 5) зигзагообразное пение звуков с остановкой на неустойчивых звуках. Далее поются мелодии с использованием всœех этих элементов. Чувство ритма формируется через движения руки на каждую долю (постукиванием пальцев).

                  Недостатки относительной системы: 1) имеет целый ряд промежуточных этапов до освоения общепринятой нотной записи; 2) постоянная перестройка зрительно-слуховых представлений; 3) отдаление по непонятным причинам этапа освоения общеупотребительной нотной системы; 4) затормаживает последующую ориентировку в нотной записи.

                  Абсолютная система изучения нотной грамоты.

                  Абсолютная система имеет два направления изучения, которые в процессе обучения взаимодействуют и переплетаются. Вместе с тем, каждое из них имеет свою последовательность и логику освоения. Это: 1) изучение системы звуковысотности; 2) изучение системы метроритма.

                  «Сольфеджио не должно быть системой натаскивания слуха. Оно должно стать методически проводимым учением – средством возбудить жизнедеятельность (активность, волеустремленность слуха)».

                  Б.В. Асафьев [11, c.7]

                  Термин «сольфеджио» неоднозначен. Сольфеджио – это пение мелодий с произнесением названий звуков, один из приемов музыкального обучения.

                  Сольфеджио – учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти. Включает сольфеджирование (одно или многоголосное пение с сопровождением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух.

                  Историю сольфеджио можно вести с Гвидо Аретинского (990-е – 1050), который предложил специальные слоговые обозначения ступеней мажорного гексахорда: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. В музыкальном воспитании ведущая роль принадлежит пению. Сольмизация – пение с названием звуков не только аретинскими слогами, но и другими обозначениями.

                  Все существующие сольмизации делятся на две группы: абсолютная (слоги обозначают абсолютную высоту), относительная (если слоги обозначают ступень лада). Первая в России, Италии, Франции, Вторая в Германии, Венгрии, Швейцарии, Англии. В 1709 году в Париже возникает «натуральное сольфеджио».

                  Утверждается абсолютная сольмизация, когда за каждым звуком закреплен постоянный слог.

                  Музыкально-теоретические дисциплины служат общему музыкально-эстетическому развитию личности, воспитывают музыкальную грамотность во всех смыслах этого понятия, способствуют формированию научной и художественной картины мира. На всех ступенях обучения музыке теоретическая подготовка играет основополагающую роль.

                  1.2. Методы обучения сольфеджио

                  Рекомендуемые страницы:

                  Воспользуйтесь поиском по сайту:

                  Источник: https://megalektsii.ru/s34506t8.html

                  Изучение нот с детьми: красочно и интересно! – Дом музыки Марии Шаро

                  Представьте яркие краски природы! Красный цвет неба в час захода солнца. Оранжевый цвет апельсиновых садов. Желтые тюльпаны. Зелень хвойных лесов. Высь голубого неба. Отражение гор в синеве озера. Нежное облако фиолетовых кустов сирени.

                  Цветные ноты для малышей

                  А музыкальные знаки однообразного черного цвета. Как научить ребенка нотам, если вид этих значков не вызывает совершенно никакого интереса? Просто надо добавить немного волшебства! Почему бы не сделать их цветными?! О том, как связаны музыкальные знаки и цвет,а также о том, как быстро выучить ноты  — сегодня вам расскажет музыкальная фея Дома музыки.

                  Чтобы лучше понимать музыку, научиться петь, нужно понимать, как она устроена. Ну а для этого стоит познакомиться с основами языка музыки — с нотами. Значит, и детям, и взрослым хорошо бы для начала выучить название нот на нотном стане. Но давайте  сначала чуть-чуть затронем историю музыкальных знаков.

                  Символы для записи музыки были изобретены в 11-ом веке.  Сначала ноты были квадратными, и было всего 4 линейки. Но потом изображение нот поменялось. Начиная с 18 века, стали рисовать ноты в виде овальных значков на нотном стане из 5-ти линеек. Более подробно об истории появления нот вы можете прочесть в нашей статье “Тайны семи нот”.

                  Почему лучше использовать цветные ноты для малышей? Если вы обращали внимание, как пишутся ноты, то знаете, что обычно они имеют скучный черно-белый вид. Малышам при изучении музыкальной грамоты непросто воспринимать схематическое изображение звуков на линейках. А цвет нот может облегчить эту задачу. Поэтому для детей младшего возраста создали специальную методику.

                  Как действует эта разноцветная методика?

                  Существует несколько каналов восприятия информации, и зрительный канал — один из самых сильных.  Поэтому, когда используются цветные ноты, малышам проще понять принцип схематической записи нот и быстрее их выучить.

                   Какого цвета ноты

                  Мир музыкальных звуков — волшебный! Яркие краски радуги постарались, и ноты стали цветными!  Давайте посмотрим, какие же цвета соответствуют каждой ноте:

                   До — красного цвета;
                  ре — оранжевого;
                  ми — желтого;
                  фа — зеленого;
                  соль — голубого;
                  ля — синего;
                  си — фиолетового.

                  Семь нот — семь цветов. Вам это ничего не напоминает? Да, конечно — это ноты по цветам радуги!

                  Кто придумал соединить музыку и цвет

                  Честно говоря, я не нашла точных данных об авторе, который придумал методику цветных нот для обучения детей. Многие присваивают себе это замечательное изобретение. Но известно, что с давних времен были музыканты с так называемым цветным слухом. Они видели или, правильнее сказать, чувствовали определенные цвета при звучании разных тональностей и аккордов.

                  Кто же объединил цвета и музыку? Есть сведения, что композитор Александр Скрябин стал первым, кто расположил ноты по цветовому спектру. Семь нот — семь цветов радуги. Все гениальное — просто! Постепенно цветные ноты стали использовать для обучения музыкальной грамоте детей по всему миру.

                  Задействуем правое полушарие мозга при изучении нот

                  Соответствие нот цветам радуги используется во многих странах для обучения детей музыке. При использовании этого метода включается ассоциативный способ восприятия информации, и скучная нотная грамота превращается в увлекательную цветную игру.

                  Причем здесь правое полушарие мозга? Дело в том, что именно правое полушарие отвечает за воображение, интуицию и творческие способности. Когда при обучении ребенка используются цветные ноты, идет активная работа именно правого полушария.

                  В результате  малыш   просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

                  Изучение нот с детьми при помощи цветов

                  Существует несколько разных вариантов записи цветных нот. Самый простой — это обычная запись нот на нотном стане, просто вместо черных нот используются цветные.

                  Но есть и другие варианты. Например, используют только цветовые поля: вертикальные или горизонтальные, без линеек. Посмотрите, какой необычный нотный стан с машинками мы сделали с участниками Дома музыки!

                  А еще существует методика, при которой запись идет в схематичной форме при помощи цветных кружочков, которые находятся на одной линии или соединяются в узоры.

                  Насколько это удобно и правильно? Сложно судить, но лично мне ближе вариант игровой цветной записи, но все же на привычных 5 линейках.

                  Цветная клавиатура в помощь юному музыканту

                  Методика цветных нот используется не только для изучения основ нотной грамоты, но также для обучения малышей игре на пианино. На клавиатуре очень много клавиш, и все они только черные и белые.

                  Как же найти нужную ноту? Помогите ребенку и покажите расположение нот на пианино при помощи цветов.

                  Для этого возьмите полоски семи цветов радуги и наклейте их на клавиши, начиная с ноты «до» первой октавы.

                  Этот способ помогает быстро выучить расположение нот на пианино. Также данная методика помогает задействовать разные виды памяти и делает процесс обучения максимально наглядным. Да и цветные клавиши выглядят для малыша гораздо веселее и привлекательнее.

                  Цветные ноты для малышей: в чем их преимущества

                  И еще один важный момент, на который я бы хотела обратить ваше внимание. Когда мы изучаем ноты с малышами в игровой форме, используя сказочные образы, обозначение нот цветами, мы активно развиваем правое полушарие мозга, которое отвечает за воображение, креативность, интуицию и творческие способности.

                  Игры с цветными нотами позволяют задействовать ассоциативный способ восприятия информации. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

                  Цветные ноты — это не только способ освоить нотную грамоту, это эффективный и интересный способ развития интеллекта ребенка!

                  Но что же делать дальше? Как играть с цветными нотами?

                  Приходите на уникальный Музыкальный Квест Дома музыки «В гостях у нотной семейки«, и мы будем в веселых, музыкальных играх с нотками развивать наших малышей.

                  Источник: http://maria-sharo.com/izuchenie-not-s-detmi-krasochno-i-interesno/

                  Ссылка на основную публикацию
                  Adblock
                  detector