История россии в казачьих песнях

История России в казачьих песнях

Пропустить и перейти к содержимому

Народная песня имеет долгую и славную историю, и ценность её заключается в том, что именно в ней выражается состояние души людей, и именно в ней сохраняется то удивительное, что называется народным духом, народным самосознанием.

А еще в песнях заключены важные сведения о том или ином историческом периоде, и именно поэтому историки и фольклористы уделяют немало внимания их изучению. Так, например, много песен про историю России оставили для потомков казаки.

О военном искусстве казаков было известно еще при царе Иоанне Грозном.

Дисциплина, умение ловко обращаться с разными видами оружия, потрясающее единение с конём, любовь к родной земле, к своим обычаям и традициям внушали бесспорное уважение, как друзьям, так и врагам.

В войске казаки образовывали свои собственные группы, в которых сохранялась не только народная самобытность, но и вера, и, конечно же, культура.

В гармоничных и звучных песнях казаков чувствовалось глубокое понимание истории и своего места в ней, благодаря чему они оказывали удивительное воздействие на окружающих.

До нас дошла одна из многочисленных строевых походных песен донских казаков «Всадники-други».

Радуясь возможности показать себя в бою, они пели, призывая своих «другов» скорее седлать коней, потому как то и дело раздается звучный сигнал трубы, и слышатся приказы командира, взводного.

При прослушивании этой старинной песни можно легко представить живописную картину: морозное раннее утро, гордые ухоженные кони бьют копытами и возбуждённо ржут, а казаки, подбадривая друг друга шутками-прибаутками. Они в нетерпении ожидают, когда, наконец, им можно будет поскорее отправиться вскачь по степи, вполне может быть, что и навстречу своей смерти…

Песни обычно исполнялись в виде своеобразного диалога. Так, взводный офицер, пожилой опытный «батько», отлично понимая своих молодых горячих «детушек», лукаво прищурившись, отвечает на этот удалой призыв: погодьте, не торопитесь уж так. Но вскоре и сам, словно заражённый всеобщим ликованием, призывает их поскорее встать в строй.

Особое значение в современной культуре имеют казачьи песни про историю России.

Песни про историю России стали появляться у казаков еще с середины XV столетия, то есть тогда, когда «казакование» стало распространяться на территории Московского царства. Немалый интерес вызывает песня казаков с Терека «Не из тучюшки» — о грамотах, которые им дал Иоанн Грозный.

Пришедшие на поклон к грозному царю, казаки жалуются ему, точно отцу, на горькую долю «безземельников». Напоминая о своих заслугах перед Отчизной, они мягко упрекают царя в невыполнении обещаний, и, сблизившись с князьями да боярами, совсем позабыл о верных своих слугах.

Иоанн Васильевич же увещевает казаков, и вновь обещает отдать им земли «до самого моря Хвалынского». Как известно из истории, царь свое обещание выполнил, потому как высоко ценил воинское умение славных наёмников.

Вольные и свободные казаки всегда стремились служить царю и Отечеству, сохраняя при этом свою самобытность. Существует немало песен о знаменитом переселении запорожцев на Кубань, в которых чётко прослеживается отношение казаков к этому драматическому периоду. Отличный пример — песня «В 1791 рокi».

Вынужденные подчиниться «вражьей бабе Катерине», казаки сетуют на своего атамана Чепигу и войскового судью Головатого за то, что те повелели всему запорожскому войску оставить родные земли и уйти на чужбину.

Песни про историю России у казаков особенно тёплые, в них звучит исполненная нежности грусть. Россия называется «матушкой», принявшей много нужды и горя, пролившей много слёз и крови. Сердце её терзается болью за своих сынов, но одновременно в нём жива и гордость за них.

Переоценить значение песен казаков, любящих свою землю, Бога, Россию, воистину, невозможно. Это не просто фольклорный жанр, это подлинный документ, в котором хранятся важные сведения как о культуре и быте народа, так и о политической ситуации в стране.

(1

Источник: https://mnevazhno.ru/?p=6650

История России в казачьей песне

Мужская (походная) казачья песня как одно из основных культурных проявлений традиционной жизни казаков на сегодняшний день практически утрачена.

Казачья песня стала объектом изучения и исследования учеными-этнографами, фольклористами и за редким исключением учеными-историками.

Ввиду утраты традиционных форм народной жизни и схемы передачи песенного искусства «отец-сын» и «дед-внук» мы имеем другую схему, когда редкие носители песенного наследия передают его редким любителям.

Особую ценность для изучения истории казачества имеет военная, историческая казачья песня. Во-первых, она фиксирует ранние этапы развития казачества, основные типы поведения казаков. Здесь мы можем рассмотреть в качестве примера былину про Добрынюшку (записана в х. Яменский).

В ней говорится о том, что он (Добрынюшка) ходил да гулял между трех дорог: Муромской, Московской и третьей славной Киевской. Этот пример является доказательством тому явлению, которое в ХV-XVI вв. обозначалось в Московском государстве глаголами: полековать и казаковать.

Известно, что былина была принесена в традиционные места проживания казаков с севера (Ладожско-Новгородская традиция). Интересно, что последнее место, где записывается былина – это Терек. Этот вектор движения песни напоминает нам о движении с севера на юг речных пиратов – ушкуйников и об оседании их у казаков.

Во-вторых, казачья песня фиксирует, на наш взгляд, самую главную драму отношений царь – казачество (Москва – казаки). Она заключается в том, что в этих отношениях изначально заложена двойственность: с одной стороны, стремление казачества к вольнице, а с другой – государственная миссия – служение. В ряде песен мы видим желание услужить и приклониться белому царю («В 1791 роки…»).

В этой песне идет речь об упразднении Екатериной II Запорожской Сечи и переселении запорожских казаков под предводительством атаманов Чепеги и Головатого на Кубань. Однако есть песни, в которых казаки негодуют на царя или даже проклинают его («Вражья баба Катерина, шо ж ты наробыла?»). В то же время весной 1792 года на Дону разворачивалась своя драма.

Было принято решение переселить 3000 семей казаков на Кубань для укрепления границы и создать кордон из 12 станиц между Белой Мечетью и Усть-Лабой, что вызвало недовольство и даже мятеж среди казаков. Эти события отражены в песне «Отчего Дон возмущенный стал»: Никто та про то не знает, да никто не ведает, Отчего же наш славный тихий Дон возмущается.

Воскрутился, возмутился славный тихий Дон от трех генералушек, Как от первого генералушки от Гудовича, Как от второго генералушки князя от Черкасского, Как от третьего генералушки князя Иловайского. Как вечор-то, ночесь, Иловайский князь во игры играл. Он не в карты играл и не в наперсточки, а во бильярд катал, Прокатал-прогулял Иловайский сын пару вороных коней со колясочкой.

Еще пропил-прокатал Иловайский сын все житье-бытье, все свое именьице, Еще пропил-прогулял Иловайский сын весь наш славный тихий Дон. Как пропивши, промотавши, сел на лавочку он, Потупил свои очи ясные и призадумался. Он, призадумавшись, стал указы фальшивые писать и по войску рассылать. Старых стариков во Кубань-реку бросать.

А девушек на фабричный двор брать, А молодых ребят во солдаты брить… В песне об исходе Игната Некрасова с казаками «Не заря, заря занималася» звучат такие слова: Ты прости, прощай, наш Тихой Дон, А тебе, царю, не за что,  Через тебе иду во неволюшку, Во туретчину…  Эти события относят нас к петровскому времени, к 1708 году, когда был подавлен бунт Кондрата Булавина и его сподвижника Игната Некрасова.  Чтобы еще раз подчеркнуть значимость исторической казачьей песни как народного документа, народной летописи, фиксирующей и осмысливающей российскую историю, хочется вспомнить интересный факт из истории донского казачества. В 1744 году при пожаре в Черкасском городке сгорел войсковой архив, и Матвей Иванович Платов, Луковкин и др. приняли решение восстановить его по казачьей песне. Казачья песня – это все-таки в первую очередь художественное осмысление, переживание жизни казаками. Поэтому нельзя не коснуться образно-поэтического строя песни. Казаки, ощущая особую кровнородственную связь с той рекой, где они жили, с той страной, которую они оберегали и расширяли, нередко в своих песнях одухотворяли их, вступали с ними в диалог, сочувствовали и даже просили прощения. Дон во многих песнях предстает перед нами как «Тихий», «Иванович», «отец родной», «батюшка»: Подходили донцы они к Дону близко. Тот час кивера с голов они долой, Поклонились они Дону низко: Здравствуй, Дон, отец родной, Что ты сердишься на нас? А он отвечает: Я не сержусь, Вы же мои дети…  Россия в песнях упоминается как матушка Россия, которая «…много горя, нужды приняла…много крови пролила», но в то же время много Славы про тебя, «…сабе сына, а ты родила, его Платовым а ты назвала». Эти примеры песен говорят нам о самосознании казаков как ответственных, любящих свою родину людей. Из песен мы узнаем, как важна для казаков слава: Жизнь казачья, она плохая, Вот зато Слава, она хороша… Тема братства (товарищества) звучит в песне напоминанием призыва Александра Невского: «Положим животы своя за други своя». Только зная жизненный уклад казаков, можно понять, как умирающий казак может утешать мать словами: «…ой а не все друзья мои да товарищи погибают на войне». В казачьей песне переживается драма непогребенного тела, например, в песне «Черный ворон»: …ты принес мне, черный ворон, Ручку белую с кольцом. По колечку я узнала, чья у ворона рука. …он убитый лежит, не зарытый, в чужедальней стороне… 

Казачья песня является тем народным документом, летописью, слушая и изучая которую, мы можем получить более полную и ясную картину всей российской истории.

Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / под ред. Н.Н. Великой, С.Н. Лукаша. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012. – 216 с.

Источник: http://zema.su/blog/istoriya-rossii-v-kazachei-pesne

Казачья музыка

(Краткая справка).

Знаем, чем он украшен —

Украшен он славой русской,

Сам собою доказал.

По песням можно проследить не только жизнь казака, но и всю казачью историю.

Эти песни особенно ценны, ибо они ясно и определенно выражают на протяжении мно­гих веков казачьи политические и социаль­ные явления, как в казачьих краях, так и в государстве, а равно и понятия казаков о са­мих себе и своем отношении к государству. Часто в песнях упоминается имя царя, ибо с ним фактически отождествляемся родина, верными сынами которой неизменно были казаки-воины, защитники государства.

Россия это слава казачья. История сде­лала казачество участником и творцом Ве­ликого государства. Историческая заслуга казачества в деле собирания Руси весьма ве­лика, о чем свидетельствуют царские грамо­ты, знамена, штандарты и т. п.

Участие каза­чества в гражданской войне всем известно. В ней приняли героическое участие и казач­ки, и дети, и деды. Казаки умели сочетать любовь к родине — России — с любовью к своим казачьим краям — казачьи песни луч­ший показатель этого.

Украшен то наш Тихий Дон молодыми

вдовами,

Известен наш батюшка Тихий Дон сиротами,

Наполнена волна в Тихом Дону отцовскими да материнскими слезами.

Из тысячи песен есть целый ряд герои­ческих. Взять, к примеру, песню о гибели «Ермака»:

Ревела буря, дождь шумел,

Во мраке молния сверкала,

И беспрерывно гром гремел,

И ветры в дебрях бушевали.

Все соратники Ермака спят, сам он толь­ко не спит и думает думу, подводя, так сказать, итог своей жизни.

Кто жизни не щадил своей

Опасность в сечах презирая,

Тот думать будет ли о ней,

За Русь Святую погибая?

Своей и вражьей кровью смыв

Все прегрешенья бурной жизни

И за победы заслужив

Благословение отчизны!

Так думал, умирая за родину, Ермак!

Нам смерть не может быть страшна.

Свое мы дело совершили:

Сибирь царю покорена,

И мы не праздно в мире жили…

Вот еще несколько песен:

— Проводы каза­ка на службу —

Конь боевой с походным вьюком

У церкви ржет, кого то ждет,

В ограде бабка плачет с внуком,

Молодка горьки слезы льет.

А из дверей святого храма

Казак в доспехах боевых

Идет к коню из церкви прямо

Вокруг семьи своих родных.

Жена коня подводит мужу,

Племенник пику подает,

И говорит отец: послушай

Моих речей ты наперед.

Мы послужили Государю,

Теперь и твой черед служить.

Так поцелуй же женку Варю —

И Бог тебя благословит.

Дарю коня тебе лихого,

Он добровит был у меня,

Носил в огонь и из огня.

А вот и пика боевая,

Читайте также:  Как вскружить голову танцем? виды восточных танцев

Подруга верная моя,

А вот и шашка родовая,

Ей бился дед, и дрался я.

А добрый конь — все наше счастье,

И честь и слава казака,

Он нужен в счастьи и ненастьи.

И за врагом, и на врага.

Конь боевой всего дороже!

И ты, мой сын, им дорожи;

И лучше сам ты ешь поплоше,

Коня же в холе содержи.

Но ни в бою, ни перед боем

Ты не бранися, не серчай;

Будь казаком и перед боем

Крестом себя ты осеняй.

Куда придешь, ты первым делом

Разведай все до пустяка,

Где тракт какой, кто есть, примером,

Где лес, где села, где река…

Тогда ты свой в чужой сторонке.

И командирам ты рука…

Ведь ловкость, сметка, да сноровка

Весь капитал у казака.

Вот другая — песня о службе казачьей:

Поехал казак на чужбину далеку

На добром коне он своем вороном,

Свою он краину навеки покинул,

Ему не вернуться в отеческий дом.

Напрасно казачка его молодая

Все утро и вечер на север глядит,

Все ждет, — поджидает — с далекого края,

Когда ж ее милый казак прилетит.

А там за горами, где вьются мятели,

Зимою морозы трещат,

Где сдвинулись грозно и сосны и ели,

Казачьи кости под снегом лежат.

Казак, умирая, просил и молил

Насыпать курган у него в головах:

Пущай на кургане калина родная

Растет и красуется в ярких цветах.

Пусть вольная пташка, склонясь над

калиной,

Пропой прощебечет, как весточку мне,

О милой казачке, родной стороне.

К «Двенадцатому году» относится песня об атамане Платове, который воплощает со­бою целую эпоху казачества.

Славим Платова — героя,

Победитель был врагам,

Слава донским казакам…

Одним донским поэтом сочинена была кантата восторженно патриотического со­держания («На возвращение донцов с вой­ны»).

Дела их слава оглашает,

Победный лавр венчает их,

Привет, почет их ожидает

На родине в кругу своих.

И в тех рядах, в рядах героев,

Идут бесстрашные донцы,

Какими были их отцы.

Донцы идут — и Дон пирует,

С восторгом ждет своих сынов,

От царской милости ликует

И за царя в огонь готов.

Казак, казачка, стар и млад

Пределов радости не знает,

И, снесши в круг регалий ряд,

На знамя новое взирает…

Ниже приводится песня Новочеркасско­го Военного Училища:

Вот настанет пора производства,

Распрощается лагерь с тобой.

И друг друга мы больше не увидим,

Не придется нам встретиться вновь

Молодыми пойдем мы сражаться,

Постареем мы скоро в боях,

И немного назад нас вернется —

Вспоминайте, товарищи, нас.

Так давайте, товарищи, выпьем

Мы по рюмочке только одной,

И друг друга мы все ж увидим,

И придется нам встретиться вновь.

В песнях сказалась вся красота, глуби­на и размах казачьей души, сила каза­чьего сердца и твердость непреклонной во­ли.

С полным основанием Донской гимн кончается словами:

Славься, Дон, и в наши годы

В память вольной страны,

В час невзгоды — честь свободы

Отстоят твои сыны!

США   И. Курицын. 

РК №33 Март — Апрель 1961 г.

Источник: http://cossacksmusic.ru/o-pesnyax-donskix-kazakov.html

Доклад «Казачьи песни»

КАЗАЧЬИ ПЕСНИ

О ПЕСНЯХ ДОНСКИХ КАЗАКОВ

Казачьи песни России — народные песни, создававшиеся казаками и простолюдинами на территории Казачьих Войск России,

   Песенное искусство донских казаков не так полно представлено в нотографии, описано и изучено. Первая публикация о казачьем песенном творчестве появилась в 1824 году — статья Сухорукова и Корниловича «Общежитие донских казаков в 17-18 ст.» с 5 казачьими песнями, гармонизованными Кольбе в альманахе «Русская старина».

   В 1936 году Сталинградским книжным издательством был выпущен сборник «Песни донских казаков», сост. И.Кравченко, под редакцией А.В.Швера. В 1937 году Московским книжным издательством выпускается сборник «Песни Донских и Кубанских казаков», сост. С.Богуславский и Н.Шилов, музгиз, 1937, 109 стр.

В этом сборнике был представлен разножанровый материал: эпические, исторические, военно-бытовые, свадебные, лирические, плясовые, шуточные, частушки.

В том же году Сталинградским книжным издательством выпускается второй сборник «Песни донских казаков», где наряду с уже традиционно публикуемыми жанрами появились и образцы детского фольклора.

   В послевоенные годы появляется первое крупное собрание донского песенного фольклора, которое представил в своём пятитомном труде «Песни донских казаков» (Москва-Ленинград, 1949-1954 гг.

) Александр Михайлович Листопадов (1873 — 1949). Отечественная музыкальная фольклористика не знает другого издания, столь же широко представившего местную песенную культуру.

На сегодняшний день этот труд остаётся самым крупным собранием русских народных песен с нотами.

   В обширной коллекции А.МЛистопадова представлены различные песенные жанры, сделаны описания народных обрядов, даны этнографические и метрические справки, особенности исполнительской манеры.

   Несмотря на ряд недостатков (запись по слуху, с вытекающей из этого неточностью фиксации музыкально-песенного материала и авторской аранжировкой), этот пятитомный свод А.М.Листопадова по-прежнему сохраняет свою познавательную и художественно-практическую ценность.

   В 60-е годы вышел коллективный сборник статей «Народная устная поэзия Дона», также посвящённый изучению донского казачьего фольклора (Ростов-на-Дону, 1963 г.). Среди фольклористов, изучающих песенные традиции Дона, непосредственно анализом и описанием местных стилей занимаются А.С. Кабанов, Т. Рудиченко.

   В 80-е годы 20 века возникло мощное движение по изучению и возрождению донской песенной традиции.

Силами любителей и энтузиастов казачьей культуры, а также профессионалами-исследователями, фольклористами в музыкально-этнографических экспедициях ведется сбор, фиксация и изучение народно-песенного наследия донских казаков Волгоградской и Ростовской областей.

В таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону стали образовываться молодежные фольклорные ансамбли. исполняющие традиционный казачий фольклор. Среди таких ансамблей следует отметить существующий более 10 лет мужской коллектив «Казачий круг» (г. Москва)

Коллектив Творческого центра и ансамбля «Казачий Круг» состоит из людей самых разных профессий, сфер деятельности и возрастов. Костяк коллектива во главе с В.Н.Скунцевым составляют профессиональные фольклористы, исполнители казачьих песен с многолетним опытом.

В свою очередь им наступает на пятки молодое поколение — не зря гутарють: казачьему роду нема переводу.

К нашей радости людей тянущихся к родной культуре с каждым годом становится все больше, ведь участники Казачьего Круга объединены не только любовью к традиционной казачьей песне, но и стремлением к ее возрождению, популяризации.,

Очень яркий и самобытный ансамбль «Станица» (г. Волгоград) Гордость института искусств и культуры– фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Станица», лауреат многих международных и всероссийских конкурсов и фестивалей. Его известность выходит далеко за пределы региона и страны.

Помимо концертной деятельности, ансамбль ведет фольклорно-этнографическую экспедиционную работу по сбору старинных казачьих песен. Руководитель — заслуженный работник культуры РФ, профессор О. Г. Никитенко. В 2011 году ансамбль отметил свой 30-летний юбилей., ансамбли г.

Ростова-на-Дону «Горница», «Вольница» В 1986 году Областном доме народного творчества был создан фольклорный ансамбль «Вольница», который ведет серьезную исследовательскую и пропагандистскую работу казачьего песенного фольклора. Руководителем его является выпускник Ростовской консерватории им. С. Рахманинова Александр Венглевский,.

Учителями таких коллективов стали аутентичные ансамбли станиц Усть-Бузулукской, Букановской, Голубинской, хуторов Яминского, Дурновского, Деминского Волгоградской области, хуторов и станиц Ростовской области, Краснодарского края.

   В силу исторически сложившихся обстоятельств и событий, казачья культура на протяжении веков впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого количества представителей различных национальностей и этнических групп.

Результатом этого много-векового развития явилось то ,что в традиционной песенной культуре донских казаков мы можем, с одной стороны, найти много схожего в бытовании музыкального фольклора с традициями южнорусских областей России и , отчасти, украинской культурой, а, с другой стороны, выделить черты, присущие только донской казачьей песне.

   Стилистическими отличиями казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала. Для исполнения характерна отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации. По этим признакам традиция донских казаков сближается с региональными очагами юга России.

   В то же время пению донских казаков присущи некоторые ярко самобытные черты.

В репертуаре этнографических коллективов присутствует большое количество песен воинского содержания, как собственно исторических, повествующих о реальном историческом лице или событии, так и песен, посвященных описанию быта казака на военной службе, рекрутских. Местные протяжные песни в большинстве своем излагаются от лица мужчин, или передают переживания мужчины.

= Казачий круг. Пролягала шлях дорожка

= Казачий круг. Вы казачки-казачки

   Наряду с этим существует репертуар, бытующий, в основном, в женской среде («бабьи песни»), которые мужчинами-казаками исполняются редко. Следует отметить наличие в местном репертуаре героического эпоса в многоголосном хоровом распеве. Свадебный обряд у казаков по основным компонентам очень схож со свадьбой южнорусской традиции.

Сформировался этот обряд в относительно позднюю историческую эпоху (в период реформ Петра Первого), испытал сильное воздействие украинского фольклора (особенно это проявляется в низовье Дона, в регионах, граничащих с исконными поселениями украинцев). Хороводные песни, которые и в настоящее время еще бытуют в казачьей среде, говорят об относительной сохранности этого пласта фольклора.

В силу исторически сложившегося быта станиц, преимущественно военного образа жизни казаков, слабо представлена земледельческо-календарная обрядность и сопровождающий ее песенный фольклор. В большинстве районов исконного расселения казаков обряды, связанные с уборкой урожая и окончанием сельскохозяйственных работ, неизвестны вовсе.

Мы имеем лишь отрывочные сведения о существовании на Дону элементов земледельческо-календарной обрядности.

   В песенной традиции донских казаков протяжная песня является центральным жанром, наиболее ярко воплотившим особенности стиля, форм бытования музыкально-песенного фольклора Дона.

Широкораспевные внеобрядовые песни называют в народе по-разному: «вилючими», «старыми», в том числе и «протяжными». Все эти определения относятся обычно исполнителями к песням одного и того же музыкально-поэтического склада, хотя они имеют функциональные различия.

В ряде мест, в том числе и в традиции донских казаков, «протяжной» называют иногда всякую старинную песню, притом не всегда медленную.

   Для протяжных песен характерно прежде всего лирическое содержание, в основном, отсутствие развернутого сюжета, последовательно развивающегося со всеми присущими ему свойствами. Ведущее значение в таких текстах получают детализация поэтических образов, передача реальной действительности через призму личных переживаний, чувств, отражение нравственно-этических, общественных и семейных норм.

   На уровне содержания музыкального — большие развёрнутые композиции, где главную формообразующую роль выполняет не просто мелодия, а мелодия широко распевная, объёмная.

В музыкальном содержании нашли воплощение особо художественные приёмы музыкального развёртывания материала: частое употребление широких интервальных ходов, большие диапазоны напевов, превышающие октаву (даже внутри одной партии), значительная мелодическая орнаментация, обязательное наличие многоголосной фактуры.

Таким образом, важнейшим жанровым атрибутом в протяжной песне в содержательном отношении является вторичный тип композиции.

Под этим понятием мы подразумеваем расширение внутрислоговой мелодики, которое в свою очередь вызывает насыщение поэтического текста песен сверхнормативными слоговыми вставками — восклицаниями, междометиями, короткими вставными частицами или словами. Они заметно увеличивают объём поэтического текста, вызывают дробление в типовых рисунках слогового ритма.

   Содержание тесно связано с общественно-бытовыми функциями, проявляющими себя полифункционально. С одной стороны, сохранение коллективной, исторической памяти.

С другой стороны, это комплекс функций (гносеологическая (новые знания о мире), эстетическая, воспитательная), обеспечивающий устойчивый уровень эстетических и нравственных критериев общественного и семейного поведения.

Реализация нравственно-эстетических идеалов в текстах протяжных песен осуществляется через образы-символы, символические ситуации, символическое поведение. Таким образом, общественно-бытовые функции обнаруживают себя в мотивации сюжетов (тема героизма, разлуки с родиной, семьёй, матерью, смерть на чужбине, тема супружеской неверности, несчастной любви).

. До нас дошла одна из многочисленных  строевых походных песен донских казаков «Всадники-други». Радуясь возможности показать себя в бою, они пели, призывая своих «другов» скорее седлать коней, потому как то и дело раздается звучный сигнал трубы, и слышатся приказы командира, взводного.

При прослушивании этой старинной песни можно легко представить живописную картину: «морозное раннее утро, гордые ухоженные кони бьют копытами и возбуждённо ржут, а казаки, подбадривая друг друга шутками-прибаутками.

Они в нетерпении ожидают, когда, наконец, им можно будет поскорее отправиться вскачь по степи, вполне может быть, что и навстречу своей смерти… Песни обычно исполнялись в виде своеобразного диалога.

Так, взводный офицер, пожилой опытный «батько», отлично понимая своих молодых горячих «детушек», лукаво прищурившись, отвечает на этот удалой призыв: погодьте, не торопитесь уж так. Но вскоре и сам, словно заражённый всеобщим ликованием, призывает их поскорее встать в строй

= Казачья песня «Казачий круг» — Всадники-други

Особое значение в современной культуре имеют казачьи песни про историю России.

РОССИЯ В КАЗАЧЬИХ ПЕСНЯХ

Песни про историю России стали появляться у казаков еще с середины XV столетия, то есть тогда, когда «казакование» стало распространяться на территории Московского царства. Немалый интерес вызывает песня казаков «Не из тучушки» — о грамотах, которые им дал Иоанн Грозный. «Пришедшие на поклон к грозному царю, казаки жалуются ему, точно отцу, на горькую долю «безземельников».

Читайте также:  Квинтовый круг мажорных тональностей чёткая схема для тех, кому приятна чёткость.

Напоминая о своих заслугах перед Отчизной, они мягко упрекают царя в невыполнении обещаний, и, сблизившись с князьями да боярами, совсем позабыл о верных своих слугах. Иоанн Васильевич же увещевает казаков, и вновь обещает отдать им земли «до самого моря Хвалынского». Как известно из истории, царь свое обещание выполнил, потому как высоко ценил воинское умение славных наёмников.

= Казачий круг «Ой, да не из тучушки»

Песни про историю России у казаков особенно тёплые, в них звучит исполненная нежности грусть. Россия называется «матушкой», принявшей много нужды и горя, пролившей много слёз и крови.

Сердце её терзается болью за своих сынов, но одновременно в нём жива и гордость за них. Переоценить значение песен казаков, любящих свою землю, Бога, Россию, воистину, невозможно.

Это не просто фольклорный жанр, это подлинный документ, в котором хранятся важные сведения как о культуре и быте народа, так и о политической ситуации в стране.

Источник: https://multiurok.ru/files/doklad-kazachi-pesni.html

Казачьи песни: традиции протяжных песен, песенное наследие казаков

«У казаков знаете какая песня — бесконечная», — говорят в народе. Протяжная и напевная. Тон задают казаки. Основа казачьей традиции — мужское многоголосие. Женские голоса, как и в казачьей жизни, — на вторых ролях. Украшают вокалом суровые былины, баллады, исторические и лирические песни, распетые по-казачьи.

Казаки неспешно ведут музыкальный рассказ о Ермаке Тимофеевиче, бескрайних полях и воинских походах. Традицию казачьих песен сегодня стараются сохранить фольклорные коллективы, но в первозданном виде эти песни звучат в первую очередь в далеких станицах. Поют не только на концерте, но и на завалинке — когда душа попросит.

Многие уже только в архивах.

Станица Глазуновская Волгоградской области

Один из любимых адресов фольклорных экспедиций. Станица входила в состав Войска Донского. Исследователи и собиратели казачьего фольклора бывали в этих местах еще в конце 60-х годов ХХ века. В репертуаре станичного ансамбля сохранились десятки песен.

Обрядовые песни и «вилючие» звучат в двух пластах — нижнем «басовом» у мужчин и верхнем «дискантовом» у женщин. Особенно станичники любят протяжные песни — на природе, у костра, у реки.

25 лет назад коллектив был в столице — на фольклорном фестивале и в студии звукозаписи, чтобы записать и сохранить уникальный материал.

Хутор Зимняцкий Волгоградской области

В 1972 году местный казачий коллектив удалось записать экспедиции Московской консерватории. Песни «долгие, тяглые», как здесь говорят, и «частые» — плясовые, исполненные в яркой южно-русской манере — весело и зажигательно.

«Любой посторонний человек не поймет нашу песню», — уверяли в коллективе, из-за своеобразной манеры многоголосного исполнения.

Сегодня звучат ансамблевые песни с коллективным «дишкантом» в учебных целях, песни хутора Зимняцкого хранятся в архивах.

Станица Усть-Бузулукская Волгоградской области

Протяжные песни, записанные в фольклорных экспедициях 70-х годов прошлого столетия. Пели казаки и казачки «на спевках» ансамбля станицы и ее окрестностей. Возраст певцов — до 65 лет. По утверждению самих исполнителей, «в такие годы они «самые игруны».

Во всех экспедициях основным запевалой выступал руководитель ансамбля Георгий Андрианович Титов. Казачьи песни «залегли в его душе» с детства — слышал от отца и матери и «с малых лет стал помогать» взрослым в пении.

«На речке Камышинке», «Вы поля мои, поля», «Вкруг на ровной на площади» — песни, несущие глубинный смысл казачьей традиции.

Поселок Новокумский Ставропольского края

Казаки-некрасовцы, проживающие в Ставропольском крае, — потомки донских казаков, покинувшие Дон в начале ХVIII века. Жили в Болгарии и Турции, в Россию вернулись в 60-х годах ХХ века.

Анастасия Никулушкина — самобытная представительница певческой традиции казаков-некрасовцев, выросла в турецком селе Коджагель, что и могло отразиться на манере исполнения. К некрасовской эпичности и строгости добавилась переливчатость — «бисерная и узорчатая».

Анастасия Захаровна украсила казачьи былины и протяжные песни филигранной отточенностью исполнения. Певица ушла из жизни в 2003 году, но ее уникальная манера исполнения сохранилась в архивных записях.

Станица Распопинская Волгоградской области

Только мужские голоса. Образец донского казачьего песенного наследия. В репертуаре трио казаков на момент фольклорной экспедиции Московской консерватории было более 80 произведений разных жанров. Распопинский стиль отличается наличием мужского дисканта. Высокий мужской голос придает звучанию «плачевой» характер.

В 1968 году казаки побывали на концерте, организованном фольклорной комиссией Союза композиторов России. Так появилась грамзапись на фирме «Мелодия». Музыкальный фонд пополнился уникальным материалом, а жители станицы Распопинской завели новую традицию— «ходить на пластинку».

На посиделках и записи слушали, и петь не забывали.

Источник: https://www.culture.ru/materials/137775/zatyanuli-pesnyu-kazaki

Казаки в России: история казачества, описание и жизнь народа, казачьи танцы и язык, фото и видео, культура и обряды

В российской истории казаки – уникальное явление. Это социум, ставший одной из причин, позволивших Российской империи дорасти до столь огромных размеров, и главное – закрепить новые земли, превратив их в полноправные составляющие одной великой страны.

На счет термина «казаки» имеется такое количество гипотез, что становится понятно – его происхождение неизвестно, и спорить о нем без появления новых данных, бесполезно.

Другой спор, который ведут исследователи казачества – это отдельный этнос или часть русского народа? Спекуляции на эту тему выгодны недругам России, мечтающим о ее расчленении на множество небольших государств, а потому постоянно подпитываются извне.

История появления и распространения казачества

В постперестроечные годы страну наводнили переводы иностранной детской литературы, и в американских детских книгах по географии, россияне с удивлением обнаружили, что на картах России есть огромная область — Казакия. Там проживал «особый народ» – казаки.

Сами они в подавляющем большинстве считают себя самыми «правильными» русскими и самыми ярыми защитниками православия, и история России тому лучшее подтверждение.

Впервые про них упомянуто в летописях XIV века. Сообщается, что в Сугдее, нынешнем Судаке, скончался некто Альмальчу, заколотый казаками. Тогда Судак был центром работорговли Северного Причерноморья и если бы не Запорожские казаки, то туда попадало бы куда больше пленных славян, черкесов, греков.

Также в летописи 1444 года «Повесть о Мустафе царевиче» упоминаются рязанские казаки, воевавшие с рязанцами и москвичами против этого татарского принца. В этом случае, они позиционируются как стража или города Рязани, или границ рязанского княжества, и пришли на помощь княжеской дружине.

То есть уже первые источники показывают двойственность казачества. Этим термином называли, во-первых – вольные народы, обосновавшиеся на окраинах русских земель, во-вторых – служилых людей, как городскую стражу, так и пограничные войска.

Вольное казаки во главе с атаманами

Кто осваивал южные окраины Руси? Это охотники и беглые крестьяне, люд, искавший лучшей доли и спасавшийся от голода, а также те, кто был не в ладах с законом. К ним присоединялись все инородцы, которым тоже не сиделось на одном месте, а возможно и остатки тех народов, что населяли эту территорию — хазары, скифы, гунны.

Образовав дружины и выбрав атаманов, они воевали, то за, то против тех с кем соседствовали. Постепенно сформировалась Запорожская Сечь.

Вся ее история — участие во всех войнах региона, непрестанные восстания, заключение договоров с соседями и их нарушение. Вера казаков этого региона представляла собой странную смесь христианства и язычества.

Они были православными и, одновременно, крайне суеверными – верили в колдунов (которые пользовались большим уважением), приметы, дурной глаз и т.д.

Угомонила их (и то не сразу) тяжелая длань Российской Империи, уже в XIX веке сформировавшая из запорожцев Азовское казачье войско, которое в основном охраняло Кавказское побережье, и успело показать себя в Крымской войне, где пластуны – разведчики их войска показывали удивительную ловкость и удаль.

Мало кто сейчас помнит о пластунах, а вот удобные и острые пластунские ножи до сих пор популярны и их можно приобрести сегодня в магазине Али Аскерова – kavkazsuvenir.ru.

В 1860 началось переселение казаков на Кубань, где после соединения с другими казачьими полками из них было создано Кубанское казачье войско. Примерно также сформировалось другое вольное войско – Донское. Впервые оно упоминается в жалобе, которую царю Ивану Грозному прислал ногайский князь Юсуф, возмущенный тем, что донцы и «города поделали» и его людей «стерегут, забирают, до смерти бьют».

Люди, по разным причинам бежавшие на окраину страны, сбивались в ватаги, выбирали атаманов и жили, как могли – охотой, грабежами, набегами и службой соседям, когда случалась очередная война. Это сближало их с запорожцами – они вместе ходили в походы, даже в морские.

Но участие казаков в народных восстаниях, заставило русских царей заняться наведением порядка на их территориях. Петр I включил этот край в Российскую империю, его жителей обязал служить в царской армии, а на Дону повелел построить ряд крепостей.

Привлечение к государевой службе

Видимо, почти одновременно с вольным казачеством, на Руси и в Речи Посполитой появились казаки, как род войск. Часто это были те же самые вольные казаки, сначала просто воевавшие в качестве наемников, охранявшие границы и посольства за плату. Постепенно они превратились в отдельное сословие, выполнявшее те же функции.

История русского казачества богата на события и крайне запутана, но если вкратце — сначала Русь, потом Российская империя почти на всем протяжении своей истории расширяла свои границы.

Иногда ради земли и охотничьих угодий, иногда для самозащиты, как в случае с Крымом и Кавказом, но всегда в числе отборных войск были казаки и они же селились на завоеванных землях.

Или сначала они селились на свободных землях, а потом царь приводил их к повиновению.

Они строили станицы, возделывали землю, защищали территории от нежелающих жить мирно соседей или, недовольных присоединением, аборигенов. С мирными жили мирно, частично перенимая их обычаи, традиции, одежду, язык, кухню и музыку. Это привело к тому, что одежда казаков разных регионов России серьезно отличается, также различны говор, обычаи и песни.

Самый яркий пример тому – казаки Кубани и Терека, которые довольно быстро переняли у народов Кавказа такие элементы одежды горцев, как папаху, черкеску, бурку.

Их музыка и песни, также приобрели кавказские мотивы, например, казачья лезгинка, очень похожая на горскую.

Так возникло уникальное культурное явление, с которым может познакомиться любой желающий, сходив на концерт Кубанского казачьего хора.

Крупнейшие казачьи войска России

К концу XVII века казачество в России постепенно стало трансформироваться в те объединения, которые и заставили весь мир считать их элитой русской армии. Процесс завершился в XIX веке, и конец всей системе положила Великая октябрьская революция и последовавшая за ней Гражданская война.

В тот период выделялись:

О том, как они появились, рассказано выше, а их государева служба началась в 1671 году, после присяги царю Алексею Михайловичу. Но только Петр Великий преобразовал их окончательно, запретил выбор атаманов, ввел свою иерархию.

В итоге Российская империя получила хоть поначалу и не очень дисциплинированное, но зато храброе и опытное войско, которое в основном использовалось для охраны южной и восточной границы страны.

Эти жители верховьев Дона упоминались еще во времена Золотой Орды, и сразу позиционировались как «Козаци». В отличие от вольных людей, живших ниже по Дону, были отличными хозяйственниками – имели отлаженное самоуправление, строили крепости, верфи, разводили скот, пахали землю.

Присоединение к Российской империи было довольно болезненным – хоперцы успели поучаствовать в восстаниях. Они подверглись репрессиям и реорганизациям, побывать в составе Донского и Астраханского войска.

Весной 1786 года ими усилили Кавказскую линию, принудительно переселив на Кавказ. Тогда же их пополнили крещеными персами и калмыками, коих к ним было приписано 145 семейств.

Но это уже история кубанских казаков.

Интересно, что еще не раз к ним присоединялись представители других национальностей. После Отечественной войны 1812 года к Оренбургскому казачьему войску приписали тысячи, принявших российское подданство, французов — бывших военнопленных. А поляки из армии Наполеона стали сибирскими казаками, о чем сейчас напоминают только польские фамилии их потомков.

Основанный новгородцами еще в Х веке, город Хлынов на реке Вятке, постепенно стал развитым центром большого края. Удаленность от столицы, позволила вятичам создать собственное самоуправление, а к XV веку начать серьезно досаждать всем соседям. Иван III прекратил эту вольницу, разгромив их и присоединив эти земли к Руси.

Лидеры были казнены, знать расселена в подмосковных городках, остальных определили в холопы. Немалая их часть с семьями, успели уйти на судах – на Северную Двину, на Волгу, на Верхнюю Каму и Чусовую. Позднее купцы Строгановы нанимали их отряды для охраны своих приуральских имений, а также для завоевания сибирских земель.

Читайте также:  Музыка и цвет: о феномене цветного слуха

Это единственные казаки, изначально не славянского происхождения. Их земли — Мещерская Украина, находившиеся межу Окой, Мещерой и Цной заселяли фино-угорские племена, перемешанные с тюрками – половцами и берендеями. Основная их деятельность – скотоводство и грабежи (казакование) – соседей и купцов.

В XIV веке они уже служили русским царям — охрана посольств, отправляемых в Крым, Турцию и Сибирь.

В конце XV века упоминаются в качестве военного сословия, участвовавшего в походах на Азов и Казань, охранявшего границы Руси от нагайцев и калмыков. За поддержку самозванцев в Смутное Время мещеряков выгнали из страны.

Часть выбрала Литву, другая поселилась в Костромском крае и затем участвовала в образовании Оренбургского и Башкирско-мещерякского казачьих войск.

Это потомки северян – одного из восточнославянских племен. Они в XIV—XV веках имели самоуправление типа запорожского и часто подвергались набегам своих беспокойных соседей — ордынцев. Закаленных в боях севрюков, с удовольствием брали на службу московские и литовские князья.

Начало их концу также положило Смутное время — за участие в восстании Болотникова. Земли северских казаков были колонизированы Москвой, а в 1619 году вообще поделены между ней и Речью Посполитой. Большая часть севрюков перешла в положение крестьянства, часть подалась в запорожские или донские земли.

Это те самые хлыновцы, которые поселившись в Жигулевских горах, разбойничали на Волге. Московским царям не удавалось их утихомирить, что впрочем, не мешало им пользоваться их услугами. Уроженец этих мест Ермак со своим войском в XVI веке покорял Сибирь для России, в XVII все Волжское войско обороняло ее от Калмыцкой Орды.

Помогали донцам и запорожцам воевать с турками, затем служили на Кавказе, мешая чеченцам, черкесам, кабардинцам, туркам и персам совершать набеги на российские территории. Во время правления Петра I участвовали во всех его походах. Он же в начале XVIII века повелел переписать их, и составить в одно войско – Волгское.

После русско-турецкой войны возникла необходимость заселить новые земли и, одновременно, найти применение запорожцам – буйным и плохо управляемым подданным Российской империи. Им была пожалована Тамань с окрестностями, а сами они получили название – Черноморское казачье войско.

Затем, после долгих переговоров им отдали и Кубань. Это было впечатляющее переселение казаков — порядка 25 тысяч человек перебрались на новую родину, занялись созданием оборонительной линии и хозяйствованием на новых землях.

Сейчас об этом напоминает памятник казакам – основателям земли Кубанской, установленный в Краснодарском Крае. Переустройство под общие стандарты, смена формы на одежду горцев, а также пополнение казачьими полками из других регионов страны и просто крестьянами и отставными солдатами привело к созданию совершенно новой общности.

Роль и место в истории страны

Из вышеперечисленных, исторически сложившихся сообществ, к началу XX века были сформированы следующие казачьи войска:

  1. Амурское.
  2. Астраханское.
  3. Донское.
  4. Забайкальское.
  5. Кубанское.
  6. Оренбургское.
  7. Семиреченское.
  8. Сибирское.
  9. Терское.
  10. Уральское.
  11. Уссурийское.

Всего их (с семьями) к тому времени было почти 3 миллиона, это чуть больше 2% населения страны. При этом они участвовали во всех мало-мальски важных событиях страны – в охране границ и важных лиц, военных походах и сопровождении научных экспедиций, в усмирении народных волнений и национальных погромах.

Они проявили себя настоящими героями во время Первой Мировой войны и, по утверждению некоторых историков, запятнали себя Ленским расстрелом. После революции часть их присоединилась к белогвардейскому движению, часть с энтузиазмом приняла власть большевиков.

Наверно, ни один исторический документ так точно и пронзительно не сможет пересказать, что тогда творилось в среде казачества, как смог это сделать писатель Михаил Шолохов в своих произведениях.

К сожалению, на этом беды этого сословия не прекратились – новая власть стала последовательно проводить политику расказачивания, отнимая их привилегии и репрессируя тех, кто посмел возражать. Объединение в колхозы тоже нельзя было назвать гладким.

В Великой Отечественной войне казачьи кавалерийские и пластунские дивизии, которым вернули традиционную форму, показали хорошую выучку, военную смекалку, храбрость и настоящий героизм.

Семи кавкорпусам и 17-ти кавдивизиям присвоили гвардейские звания. Немало выходцев из казачьего сословия служило в других частях, в том числе добровольцами.

Всего за четыре года войны 262-м кавалеристам было присвоено звание Героя Советского Союза.

Казаки – герои ВОв, это известные всей стране генерал Д. Карбышев, адмирал А. Головко, генерал М. Попов, танковый ас Д. Лавриненко, конструктор оружия Ф. Токарев и др.

Немалая часть тех, кто ранее сражался против Советской власти, увидев, какая беда угрожает родине, оставив политические взгляды в стороне, приняли участие во II-й мировой на стороне СССР. Однако были и те, кто встал на сторону фашистов в надежде, что они скинут коммунистов и вернут Россию на прежний путь.

Менталитет, культура и традиции

Казаки – народ воинственный, своенравный и гордый (зачастую излишне), из-за чего у них всегда были трения с соседями и земляками, не относившимися к их сословию. Зато эти качества нужны в бою, а потому приветствовались внутри общин. Сильным характером обладали и женщины, на которых держалось все хозяйство, так как большую часть времени мужчины были заняты войной.

Язык казаков, имея в основе русский, приобрел свои особенности, связанные как с историей казачьих войск, так и с заимствованиями из языков соседей. Например, кубанская балачка (диалект) похожа на юго-восточный украинский суржик, донская балачка ближе к южно-русским диалектам.

Главным оружием казаков было принято считать шашки и сабли, хотя это не совсем так. Да, кубанцы носили шашки, особенно черкесские, а вот черноморцы предпочитали огнестрельное оружие. Помимо основного средства защиты каждый носил нож или кинжал.

Какое-то однообразие в вооружении появилось только во второй половине XIX века. До этого каждый выбирал сам и, судя по сохранившимся описаниям, выглядели оружие весьма живописно. Оно являлось честью казака, поэтому оно всегда было в идеальном состоянии, в отличных ножнах, часто богато украшенных.

Обряды казаков, в общем, совпадают с общерусскими, но имеют и свою специфику, вызванную образом жизни. Например, на похоронах за гробом покойного вели его боевого коня, а следом уже шли близкие. В доме вдовы, под образами лежала шапка мужа.

Особыми ритуалами сопровождались проводы мужчин на войну и их встреча, к их соблюдению относились очень серьезно. Но самым пышным, сложным и радостным событием была свадьба казаков. Действо было многоходовым – смотрины, сватовство, празднование в доме невесты, венчание, празднование в доме жениха.

И все это под специальные песни и в самых лучших нарядах. Костюм мужчины обязательно включал оружие, женщины в яркой одежде и, что было неприемлемо для крестьянок, с непокрытой головой. Платок лишь прикрывал узел волос на затылке.

Сейчас казаки живут во многих регионах России, объединяются в различные сообщества, активно участвуют в жизни страны, в местах их компактного проживания детям факультативно преподают историю казачества. Учебники, фото и видео знакомят молодежь с обычаями, напоминают, что их предки из поколения в поколение отдавали свои жизни во славу Царя и Отечества.

Источник: https://tanci-kavkaza.ru/kazaki/

Презентация — Песенное творчество донского казачества

Слайды и текст этой презентации

Песенное творчество донского казачества История казачества замечательна и уникальна во многих отношениях. Основная часть казачьих песен и преданий слагались по следам славных боевых событий.

И только в более поздний период в песенную культуру казаков стали входить элементы быта, лирики, ритуала, которые они черпали из самой жизни. Так слагались песни у народа. А отличали казачью песню — вольнолюбивый настрой, героизм и преданность братству.

Песни окружали казаков с детства и до самой смерти: с песней рождались, с песней шли воевать, с песней погибали в бою. Песнями мерили расстояния, по песням учились воинской науке. Только в свадебном обряде было не меньше тысячи песен. Причем их знали и пели все.Ансамбль песни и пляски Донских казаков им. А.

Квасова

Понять и проследить историю казачества в песнях, возможно лишь изучив сборник А. М. Листопадова. Этот писатель всю свою жизнь посвятил собиранию казачьих песен. Ценность сборника в его разнообразии: тысяча двести песен, в которых отразились многие важные для казаков события истории России.

Каждый казак знал несколько тысяч песен. Причем, следуя степной традиции, исторические казачьи песни повествовали обо всех стычках, сражениях и иных, даже не очень крупных событиях казачьей жизни с точным указанием времени и места.

Только казачья песня может начинаться словами: «В 1791 роки пришел вид нашей царицы с Петербурга города». По песням учили казачата историю. И, надо сказать, знали ее очень точно. Не случайно, когда историк Сухоруков спросил М. Ю.

Лермонтова, чему верить — чиновным грамотам или казачьим песням, поэт, прекрасно знавший казаков, не сомневаясь, ответил: «Казачьим песням! Они не врут!». Исторические донские песни можно разделить на два направления.

Одни песни повествуют нам о конкретных исторических личностях: о народных любимцах, о предателях или изменниках, о правителях и полководцах, другие — о событиях, военных сражениях.

От Владимира Красно Солнышко до атамана Ермака, от восстания Разина до Суворовских походов, от Отечественной войны 1812 г.

до первой мировой войны — вот события, отраженные в песнях, правдивый рассказ о судьбе народа, в которой сладкого и счастливого мало: А засеяна славная земелюшка казацкими головами, Украшен-то наш Тихий Дон молодыми вдовами, Цветет наш батюшка славный Тихий Дон сиротами, Наполнена волна в Тихом Дону отцовскими да материнскими слезами.

Крупнейший цикл исторической песни XVII века — песни о Степане Разине. Образ Степана Разина — народного вождя и заступника — в исторической песне глубоко поэтичен.

Если приглядеться, он ведёт свою поэтическую родословную от былинных богатырей: те же сила и стать, то же чувство истины и справедливости, та же удаль, широта души: Как у нас — то было на тихом Дону, в славном Городе Черкасском Породился удалой доброй молодец, По имени Степан Разин Тимофеевич.

Конечно же, Степан Разин был одним из любимейших народных героев, но не единственным. Ведь ещё не надо забывать и о Ермаке — казачьем атамане, человеке сильном, смелом и умном.

Большинство песен о Ермаке посвящены тому, как, где и когда выбирали Ермака атаманом: Ой, да как на речке тому было ба Ой, да на речке Камышинке.

Они люди вольные Казаки они все армейские Душу душами, Кому из нас атаманом быт? Ой, да Тимофееву Ой, да не глупой казак.

Есть так же еще несколько песен посвященных Краснощекову. Вероятно, эти песни были сложены во время Шведской войны. Песни эти повествуют о злом предательстве Краснощекова Петром Лесиным. А ведь предательство в казачьих кругах презиралось.

И, наверное, оно было столь страшным, что о нем была написана не одна песня: Да про батюшку Краснощекова – Отчего лютая смерть случилася Случилася лиха смертушка От изменщика Петра Лесина. Да на батюшку Краснощекова, Подослал шведа — неприятеля.

Но, не смотря на все испытания, которые ему готовили Левенгаупт — шведский воевода, Краснощеков не проронил ни слова. И была великая печаль и горе в войсках Донских, в войсках Царя Белого «без верного служителя государева» без Ивана Матвеевича Краснощекова.

Но память о нем будет всегда жить в Донских песнях.

Существуют песни об атамане Платове, о безмерном мужестве донских казаков, об их любви не только к государю, но и к Родине: Ни две тучушке, ни две грозныя вместе сыходилися Как французская российскую очень призабидела Не успел бы наш Александр-царь слово молвити, Сы правой руки, сы сторонушки бегут полки донские; Наперед у них выбегает Платонов — генералушка.

«Донские казачьи песни… — писал В. Г. Белинский, — более заслуживают названия исторических, чем собственно так называемые исторические русские народные песни. В них весь быт и вся история этой военной общины, где русская удаль, отвага, молодечество и разгул нашли себе гнездо широкое и привольное. В них и исторической действительности больше, в них и поэзия размашистей и удалей».

Источник: http://lusana.ru/presentation/27448

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector