Как играть блюз на гитаре – импровизация и приемы

Как играть блюз. Основы блюзовой импровизации

Блюз – очень разномастный и интересный жанр музыки. Две композиции могут сильно отличаться друг от друга – и не подумаешь, что это одно и то же направление. Его исполняют и уличные музыканты, и всемирно известные звезды, вроде Гэри Мура. В этой статье мы рассмотрим, как играть блюз на гитаре.

Пальцы или слайд?

Слайд – специальная трубка или металла, стекла или керамики, которая надевается на палец и используется, чтобы зажимать струны. Когда струна соприкасается не с мягкой подушкой пальца, а с металлической поверхностью – звучание гитары меняется до неузнаваемости. С самого зарождения жанра блюз и слайд идут рука об руку.

Но никаких жестких канонов здесь нет. Нравится играть «руками» – пожалуйста. Хотите получать яркие вибратто и аутентичный звук – попробуйте слайд. Его даже необязательно покупать – возьмите стеклянную бутылку или, к примеру, складной нож. Этого будет достаточно, чтобы понять, нравится вам такой звук или нет.

Звучание профессионального слайда не будет лучше, чем у бутылки. Отличие в том, что его не приходится держать всей рукой. Трубка надевается только на один палец, а остальные будут свободными. Таким образом, гитаристы могут комбинировать слайдовую технику игры с классической.

Насколько полным и объемным бывает звучание гитары можно понять, если купить двенадцатиструнную гитару.

Особенности 12-тиструнок:

  • усиленный корпус типа вестерн или джамбо;
  • широкий гриф;
  • металлические струны, размещенные парами – толстая с обмоткой и тонкая без обмотки. Струны настраиваются в унисон, однако, начиная с третьей пары, тонкая струна всегда настроена на октаву выше.

Где купить 12 струнную гитару?

Для музыканта, хорошо владеющего игрой на шестиструнной гитаре, желание купить 12-струнную гитару в Москве или в другом регионе России вполне понятно.

Выбирая магазин, где купить гитару на 12 струн, присмотритесь к специализированным магазинам, предлагающим не только дешевые инструменты. Недорогая двенадцатиструнная гитара – великий соблазн, однако следует помнить, что 12 струн обусловливают мощную нагрузку на корпус гитары, поэтому один из основных параметров двенадцатиструнки – ее прочность.

Подробнее…

Подготовка к игре

Данный раздел руководства – для тех, кто хочет учиться играть блюз на электрогитаре. В случае с акустикой никакой подготовки не надо – бери да играй. Но здесь есть возможность подкрутить эквалайзер или добавить в цепь пару педалей, получив нужный звук.

Первое и самое важное: забудьте о distortion. Блюзмены используют либо чистый, либо немного подгруженный звук, то есть легкий овердрайв. Большой уровень гейна даст много отвратительных шумов и многократно усилит скрежет по оплетке струн. А еще он компрессирует поток, срезая всю динамику блюзового звучания.

Существуют специальные педали для блюза, например, Boss Blues Driver. Не можете найти такую – используйте обычный овердрайв. Здесь важно не переусердствовать. В некоторых композициях неплохо себя покажет Wah-Wah эффект. Но на стадии обучения его лучше не трогать.

Второй совет: не накручивайте много каких-то частот в эквалайзере. Вместо того чтобы поднять середину, лучше опустить уровень баса и «верха». Этот нехитрый прием даст вам более приятный и естественный звук.

Блюзовая пентатоника

Самое интересное в блюзе – это импровизация. Без нее ни свою мелодию не составишь, ни чужую не прикрасишь. А чтобы импровизировать, нужно узнать, какие ноты есть у вас в распоряжении.

За основу блюзовой гаммы берется минорная пентатоника. Между 3-й и 4-й ступенями добавляется еще одна нота. Именно она и помогает создать то самое характерное звучание. За десятилетия проб и ошибок блюзмены открыли для себя 5 наиболее удобных позиций (бокс) для игры.

Красная точка – это тоника, основная нота, от которой строится мелодия. Синяя – это тот самый добавочный звук. Выбирайте любой лад на гитаре и пробуйте поочередно проиграть все ноты в каждой из позиций. Даже без дополнительных приемов вы сразу почувствуете этот особенный характер мелодий.

Постарайтесь разучить все боксы, чтобы ваши пальцы легко бегали по струнам «на автомате». Если вы будете постоянно думать, что зажать – ни о какой импровизации не может быть и речи.

Построение мелодии

Когда привыкнете к аппликатурам пентатоники, можно начинать импровизировать. Для начала попробуйте играть эту же гамму, но с разными ритмическими рисунками. Сочетайте восьмые и четверные ноты. Меняйте направление, «перескакивайте» через 1-2 ступени гаммы, делайте паузы. Через некоторое время ваши руки сами запомнят, какой прием звучит хорошо, а какой – так себе.

Не забывайте про метроном. Ритм в музыке очень важен. О нем нельзя забывать ни во время исполнения медленных, «тягучих» композиций, ни тем более, в качающих драйвовых риффах. Возможно, заниматься под метроном будет для вас непривычно и тяжело. Но без этого хорошее чувство ритма не разовьешь.

Пробуйте играть в разных позициях. Никто не запрещает менять их по ходу игры. Звучание риффов в разных боксах будет немного различаться. Побольше экспериментируйте – и получите в свою копилку много интересных мелодий.

Бенд, слайд и вибратто

Без этих трех приемов не обходится ни одна блюзовая композиция. Именно они оживляют мелодию, делают ее яркой и уникальной.

Слайд – самый простой прием. Особенно эффектно он звучит при игре слайдом (такая вот терминологическая тавтология). Собственно, вся техника игры сводится к тому, что вы никогда не отрываете трубку от струн, а ведете по их поверхности. Звук есть всегда, даже во время смены положения руки.

Если вы играете пальцами – суть остается та же. Например, зажимаете струну на 5-м ладу, извлекаете звук, а потом съезжаете на 7-й. Палец при этом отпускать не надо. Скорость зависит от контекста: иногда нужно съехать быстро, иногда – плавно.

Следующая важная в блюзе техника – бенд. Это изменение высоты звука без смены лада. Вы прижимаете струну, а затем ведете ее вдоль ладового порожка. Она натягивается и звучит выше. Обычно бенды тянут на тон или полтона. Сделать его несложно. Сложно – научиться подтягивать струны так, чтобы получившийся звук принадлежал к вашей гамме.

Это очень важный момент. Если вы сделаете бенд всего на четверть тона – он не впишется в мелодию и вызовет диссонанс. Если вы подтянете струну на полтона, но получите ноту, которая в вашу пентатонику не входит – снова диссонанс.

Например: между 3-й и 4-й ступенями вашей гаммы расстояние всего полтона (1 гитарный лад). Вы можете зажать струну на 7-м ладу, а затем тянуть ее, пока звук не будет такой, как если бы вы зажали ее на 8-м ладу. Можете тянуть еще выше – до 9-го лада – и получить 5-ю ступень пентатоники.

Еще один универсальный прием – вибратто. Когда вы играете длинную ноту (например, 4-ю среди массива 8-х), ей можно придать особую окраску, привлечь внимание.

Если вы умеете делать бенд, освоить вибратто будет легко. Просто увеличивайте и уменьшайте натяжение, чтобы получить характерное дрожание. Можно изменять высоту совсем чуть-чуть, а можно достичь амплитуды в 2 тона.

Что и когда лучше звучит – можно понять только экспериментируя.

Этот небольшой материал поможет вам выйти на старт. А дальше – дело только за практикой. Слушайте разных исполнителей, смотрите, как играют уличные музыканты, пробуйте составлять свои мелодии, добавляйте в композицию аккорды, активно используйте бенды и слайды. Лучший способ научиться играть блюз – это играть его.

Спонсор статьи.
Где и как приобрести качественные, 12 струнные гитары? Подробнее можно узнать здесь

Автор текста – Павел Молянов

Источник: https://music-education.ru/kak-igrat-blyuz-na-gitare-osnovy-improvizacii/

Как импровизировать на гитаре. Советы для начинающих гитаристов

Импровизация на гитаре. О чем пойдет речь?

Гитарная импровизация – это одна краеугольных тем музыкального мастерства. На предмет этого вопроса было уже огромное количество разговоров, и почти каждый именитый гитарист имеет свое мнение по этому вопросу. И оно верно – ведь именно в импровизации и рождается музыка, именно импровизацией и было создано огромное число известнейших композиций.

И видя это, любой начинающий гитарист задастся вопросом – а сложно ли это? Надо быть честным – да, импровизация — это действительно непросто. Однако, это не настолько сложно, как говорят многие.

Для простой игры не требуется огромных музыкальных познаний, пяти лет школы, и подобных вещей. Достаточно будет просто немного поработать головой и разобрать уже то, что вы и так знаете – однако, более глубоко.

И тогда уже через пару дней тренировок на гитаре вы сможете играть свои первые импровизированные соло и сочинять свои песни!

Простые уроки для новичков

Без знания гамм и нот

Скорее всего, если сейчас вы читаете эту статью – то вы понятия не имеете, что такое гаммы, как их играть, а ноты для вас это вообще что-то невероятно зловещее, сложное и непонятное. Скажем честно – совсем без знания нот дела никуда не пойдут, однако – сюрприз – вы уже их знаете.

Каким образом?

Аккорды. Весь секрет именно в них. По факту обозначения аккордов – это те ноты, от которых они строятся. То есть A – обозначает ноту Ля, плюс дополнительные два звука. Вообще эти звуки зовутся доминанта и субдоминанта, но даже эта терминология вам не понадобится.

Небольшой экскурс в теорию

Он не будет очень сложным, но будет крайне полезным для вашего развития. Итак, нот всего 12. Это семь полных – до (C), ре (D), ми (E), фа (F), соль (G), ля (A) и си (B), плюс еще пять промежуточных – обозначающихся с так называемым «Диезом». Промежуточных нот пять, потому что их нет между Ми и Фа, а также Си и До.

Между полными нотами идет промежуток в так называемый тон – на гитаре это два лада. То есть между всеми перечисленными семью звуками расстояние будет в два лада – кроме, соответственно, Ми и Фа, и Си и До – в данном случае промежуток будет один лад.

Теперь возьмите гитару и зажмите аккорд E – Ми.

Теперь не меняя позицию сдвиньте его на один лад вверх – то есть теперь зажатие струн будет происходить на втором и третьем, а не первом и втором. А на первом поставьте баррэ.

Что получилось? Правильно – аккорд F. Теперь всю позицию сдвиньте на два лада – то есть на третий. Вы поставили аккорд G.

И это работает со всеми остальными позициями. Если вы сдвинете Am на два лада и поставите баррэ на втором, то выйдет аккорд Bm. И так далее.

Более того, все септаккорды, все трезвучия с повышенными ступенями, также подчиняются этому правилу.

Поэтому первое, что стоит выучить для того, чтобы сочинять собственные песни – это именно формы аккордов.

Это также поможет вам и выучить ноты на грифе – просто смотрите на то, как называется трезвучие, и обращайте внимание на то, какая струна при игре звучит самой первой – и именно это и будет нота.

Пентатоника – это просто!

А вот для этого уже придется немного подучить, что же такое гамма, поскольку без нее понять, что такое пентатоника нельзя. Опять же, это будет не очень тяжело, поскольку основную суть можно понять из предыдущего раздела.

Итак, мы знаем, что все ноты разделяются между собой тоном или, в двух случаях, полутоном. По сути своей гамма представляет из себя последовательность идущих друг за другом нот, выстроенных в определенном порядке. Самая первая нота в гамме называется тоникой.

Гамма До-мажор

Мажорная гамма строится по принципу: Тоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.

То есть мажорная гамма До выглядит вот так:

До – ре – ми – фа – соль – ля – си – до.

Гамма Ля-минор

Минорная гамма строится по принципу: Тоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.

В этом случае возьмем минорную гамму Ля:

Ля – си – до – ре – ми – фа – соль – ля.

Пентатоника До-мажор

То есть для того, чтобы построить пентатонику, вам надо просто убрать из гаммы две ноты.

В такой ситуации пентатоника от До-мажора выглядит так:

До – ре – ми – соль – ля – до

Пентатоника Ля-минор

От Ля-минора так:

Ля – до – ре – ми – соль – ля.

Поэтому для того, чтобы построить пентатонику, следует просто понимать, какую ноту на грифе вы сейчас играете, подобрать к этой ноте гамму – что очень просто, если действовать по схеме – и после этого убрать из нее нужные ступени. Конечно, это потребует времени, однако это просто необходимо для рок-импровизации, а также для решения вопроса – как играть красивые соло на гитаре.

Читайте также:  Разбор произведения по музыкальной литературе

Джазовая импровизация на гитаре

А вот тут все гораздо сложнее. Дело в том, что джаз играется очень своеобразно – там практически никогда не применяются стандартные аккорды, их расширяют при помощи поднятия ступеней и добавления дополнительных нот.

Именно поэтому важно начать с классических джазовых стандартов. Вы можете не учить ноты и гаммы, однако стоит посмотреть уроки – как они строятся, на чем вообще базируется джаз.

И только тогда вы сможете комфортно импровизировать.

Блюзовая импровизация на гитаре

По сути, весь блюз построен на пентатониках. Для освоения импровизации в этом направлении вам поможет раздел выше, где подробно рассказано, как она строится, и на чем базируется. Однако стоит также посмотреть определенные блюзовые стандарты, под которыми подразумеваются аккордовые последовательности, приемы и характерные ритмические рисунки.

Импровизация на гитаре – все, что нужно знать

Но ведь начало статьи обещало, что теории будет по минимуму! И верно – на этом мы закроем эту тему. Сейчас мы дадим несколько советов для начинающих, которые можно применять и при игре красивыми переборами,и соло-партий, и аккордовых позиций.

Играйте больше, учите больше

Именно так. Все очень просто – чем больше вы сами играете и слушаете, чем больше учите произведений – тем больше становится ваш музыкальный запас. Это как со словарем – если вы много читаете, то и ваш лексикон будет гораздо шире. Поэтому занимайтесь каждый день, и учите как можно больше песен.

Разбирайте каждую композицию

Однако просто заучивать текст композиции недостаточно. Гораздо эффективнее будет, если вы станете разбирать их.

Почему на этом месте стоит такой аккорд? Почему в соло сыграна эта нота? Начиная отвечать себе на эти вопросы вы не только будете пополнять свою голову музыкальными фразами – вы начнете понимать, как музыкальная кухня работает.

Это очень важно для грамотной импровизации – поскольку именно так лучшие ходы будут откладываться в голове, и потом вы невольно сами начнете, их применят на практике. Запоминайте каждый услышанный ход, увеличивая для себя количество фраз и интонаций.

Начинайте с простого

Ингви Мальмстин, каким бы гением он ни был, не сразу начал играть теппингом и свипом. Ни один гитарист не начинал осваивать сразу сложные вещи. Начинайте с простого – с простых переборов, аккордов и сольных пассажей. Именно так – переходом от простого к сложному – и происходит рост. Постепенно вы сможете сыграть все более замысловатые мелодии, а сейчас попробуйте что-то простое.

Например, простые переборы на гитаре схемы для которых представлены на этом сайте. Еще прекрасно подойдут композиции группы Blackmore’s Night, или вообще классические произведения.

Аккордовые же песни можно найти на этом сайте – просто возьмите обычный трек с трезвучиями для новичков.

Больше слушайте

Каждый уважающий себя музыкант должен не только играть – но и еще слушать. Слушайте больше музыки, самых разных направлений – от рэпа до тяжелого метала.

И главное – вслушивайтесь в то, как в них устроены композиции, как звучат инструменты. Запоминайте это и потом пытайтесь повторить на грифе инструмента. Таким образом, вы пассивно расширяете свой музыкальный словарный запас.

Мелодии откладываются у вас в подкорку, и потом в процессе импровизации обязательно проявят себя.

Чаще подбирайте песни на слух

Основа импровизации – умение слышать не только себя, но и других.

В какой тональности играет, басист или второй гитарист? Какой аккорд сейчас можно обыграть? А какая нота хорошо зазвучит в данном случае? Это все развивается только с тренировкой слуха.

А развить его можно только одним способом – подбором мелодий. Поначалу это будет, скажем честно, очень тяжело – но потом, постепенно, слух будет улучшаться, и весь процесс станет быстрее.

Учите теорию

Да, импровизировать без знания теории возможно. Да, это будет получаться, и даже в определенный момент – легко.

Но когда? Через пять лет непрерывной игры на слух? Или через шесть? Теория значительно упрощает этот вопрос – вы просто будете знать, что надо сыграть в тот или иной момент, без каких-либо сомнений.

Вы будете знать, как строятся аккорды, и вы будете знать вообще все способы каким бы то ни было образом разнообразить вашу музыку. Обязательно учите музыкальную теорию, если хотите стать кем-то большим, чем просто обычным дворовым гитаристом.

Подпишитесь на рассылку «Pereborom.ru» Каждую неделю мы будем присылать вам только интересную и полезную информацию по основным темам: • Уроки гитары

• Разборы песен

Никакого спама!

Особенно рекомендуем подписаться начинающим гитаристам. Не упускайте возможность бесплатно получить обучающие материалы, важные советы и практику игры на примере разборов песен.

Источник: http://pereborom.ru/kak-improvizirovat-na-gitare/

Осознанная импровизация на гитаре | Гитаршкола

Из всех умений и навыков гитариста владение мажорными ладами, пожалуй, можно считать самым важным. В первую очередь это касается импровизаторов.

Разные звучания и идеи — если пользоваться ими грамотно — могут по-разному влиять на слушателя. А знание ладов — это, по сути, ключ к пониманию многих других важных вещей в музыке. По-разному комбинируя одни и те же семь нот, вы получаете много разнообразных возможностей.

Думаю, каждому из нас доводилось играть на джем-сессии, где — если убрать все мелодические и гармонические эксперименты — в итоге все сводилось к дорийскому ладу. Это надоедает. Сегодня мы посмотрим, как с помощью других ладов можно несколько разнообразить ситуацию.

Хочу предупредить сразу: если делать это неправильно, результатом будет жалкая группка фальшивых нот.

Но если подойти к вопросу со всей серьезностью и учесть при этом стиль, а также присутствие других музыкантов, которые, возможно, обладают хорошим слухом, этот прием вполне может обогатить ваш арсенал новыми интересными идеями. Итак, за дело!

Упр. 1 основано на стандартной аккордовой последовательности в А миноре. Это чередование аккордов Am7 и E7#9, украшенное несколькими хендриксовскими фразами. На фоне такой последовательности хочется играть в рамках А-дорийского лада (A-B-C-D-E-F#-G).

Я считаю, что в дорийском ладу самой выразительной является шестая ступень. В данном случае это нота F#. Эта нота дает дорийскому ладу несколько более позитивное звучание по сравнению с эолийским (который также называют минорной гаммой).

Кроме того, я играю несколько пентатонических ходов, которые подходят ко всем трем минорным ладам (эолийский, дорийский, фригийский).

Давайте посмотрим на эту прогрессию повнимательнее. Вы заметите, что ни один из этих аккордов не содержит ноту F#. Также в них нет ноты F, которая в данном случае является пониженной шестой ступенью. По этой причине на фоне этой прогрессии я могу играть как в дорийском, так и в эолийском (A-B-C-D-E-F-G) ладах. Посмотрите на Упр. 2. Здесь я играю ходы в дорийском и эолийском ладах.

Данная прогрессия очень проста. Она не ограничивает нас в мелодическом плане, поэтому мы имеем полное право чередовать дорийский и эолийский лады. Это также полезно знать и в том случае, если вы играете аккомпанемент.

Добавление интересных аккордов может подать солирующему музыканту новую идею, но нужно помнить о том, что чем сложнее и напряженнее прогрессия, тем ограниченнее возможности для соло.

Поэтому обращайтесь с аккордами аккуратно!

В следующем примере (Упр. 3) я играю на фоне стандартной последовательности во фригийском ладу. Здесь чередуются аккорды Bm7 и C, являющиеся диатоническими для В-фригийского лада (B-C-D-E-F#-G-A). За исключением нескольких проходящих нот, я придерживаюсь этого лада, играя соло. Все это замечательно, но давайте подумаем, что можно сделать, чтобы соло стало чуть менее предсказуемым.

На фоне аккорда Bm7 отлично звучит В-дорийский лад (B-C#-D-E-F#-G#-A). Он придает чисто фригийскому подходу совершенно новый характер. Но как только происходит смена аккорда, эта гамма идет вразрез с нотами аккорда С. Для этих аккордов лучше подходит В-фригийский лад.

В отличие от первого примера, где мы брали дорийский лад, здесь мы не можем так просто начать играть в другом ладу. В данном случае многое зависит от того, какой аккорд звучит в настоящий момент. Поэтому здесь ситуация несколько сложнее.

Она требует чуть больше опыта и практики.

Табы и ноты к упражнениям 4-7 можно скачать (при наличии абонемента) или купить.

В Упр. 4 я играю на фоне той же прогрессии, что и прежде, но в гораздо более медленном темпе. Я играю вниз и вверх по гамме восьмыми нотами. На аккорд Bm7 я играю В-дорийский лад, а на аккорд С В-фригийский.

Также на смене аккордов я проговариваю, к какой гамме я перехожу. Поиграйте это упражнение несколько раз, чтобы научиться плавно и быстро переключаться от одной гаммы к другой.

Этот способ хорошо работает как раз в тех случаях, когда нужно научиться солировать, оперируя разными гаммами, поэтому запомните его.

В Упр. 5 я импровизирую на фоне нашей фригийской аккордовой прогрессии, пользуясь как дорийским, так и фригийским ладами. Получается что-то вроде «прилива» и «отлива» нот. Очень похоже на вдох и выдох, правда?

Проанализируем еще одну ситуацию, где использование разных ладов тоже может пригодиться. На этот раз возьмем миксолидийский лад — любимую гамму любого гитариста-импровизатора.

Я просто обожаю этот лад! Он сочетает в себе позитивность и легкость мажора и блюзовое звучание малой септимы.

Аккордовая прогрессия представляет собой чередование аккордов D6 и C6, но кроме этого, на протяжении всего трека звучит открытая первая струна. Мне просто очень нравится эффект, который это дает.

Это неплохой подход. Миксолидийский лад звучит отлично практически всегда, и мне довелось слышать огромное количество интереснейших и длинных соло, сыгранных исключительно в этом ладу. Но давайте посмотрим, есть ли другие варианты.

Как и в примере с фригийским ладом, мы не можем просто так менять лады, когда нам вздумается. Гамма должна сочетаться с нотами каждого аккорда. Поэтому попробуем вот что: на фоне аккорда D6 сыграем в D-ионийском ладу (D-E-F#-G -A-B-C#).

Большая септима (С#) отлично звучит на фоне этого аккорда. Или, если вам хочется чего-то еще более экзотического, поэкспериментируйте с D-лидийским ладом (D-E-F#-G#-A-B-C#) на фоне того же аккорда.

Как только начинает звучать аккорд С6, возвращайтесь в D-миксолидийский лад.

В Упр. 7 я использую тот же подход, что и в прошлый раз. Также обратите внимание на то, что на фоне D6 я иногда играю в ионийском ладу, а иногда в лидийском. Лидийский лад придает соло несколько более необычный характер.

Если вы хотите послушать, как мастера пользуются этой идеей в контексте миксолидийского лада, вот вам кавер-версия Джимми Херринга (Jimmy Herring) на песню Beatles “Within You, Without You”.

Но помните: здесь очень важно не переборщить! Вы наверняка заметили, что даже в случаях, когда я играю новые гаммы, я периодически вставляю и диатонические ходы тоже.

Каждый лад — это своего рода ингредиент, придающий произведению новый оттенок. Но если добавить слишком много того или иного ингредиента, никто не сможет разобраться в том, что же получилось.

Поэтому не перестарайтесь! Экспериментируйте и находите собственные пути применения этих идей. Удачи!

Источник: https://gitarshkola.ru/osoznannaya-improvizaciya-na-gitare/

Учимся играть блюз

Всем привет, любители гитары. Сегодня у нас по традиции – урок для новичков. В данном небольшом уроке я расскажу вам — как можно играть блюз на вашей шестиструнной акустической гитаре, либо электрогитаре. Также опубликую схему, на которой вы можете увидеть самые распространенные блюзовые аккорды.

Если вас интересуют блюз, джаз и импровизация, то хочу порекомендовать новый образовательный портал Анатомия-музыки.рф, где вы сможете найти уйму бесплатной информации и уроков на эти и другие не менее инетересные музыкальные темы.

На самом деле играть данный музыкальный стиль (блюз) – не сложно, достаточно знать несколько базовых понятий и техник, немного потренироваться и вы сможете играть блюз не хуже Би Би Кинга.

Содержание

  • Аккорды
  • Упражнения
  • Видео
  • Приемы игры

Итак, давайте приступим к самому интересному.

Аккорды

Ниже, по тексту, вы можете ознакомиться со схемой, на которой изображены самые популярные блюзовые аккорды. Инструкция о том — как читать данные аккорды, их схемы, также прилагается.

Как читать схемы:

  • Схема состоит из сетки, которая состоит из шести вертикальных линий (струн) и пяти горизонтальных линий (порожков). Как вы могли догадаться – эти линии иллюстрируют струны и порожки на гитаре. Их пересечение образует лады на шестиструнной гитаре;
  • Сверху схемы стоит буква, указывающая на название аккорда изображенного на схеме;
  • Чуть ниже буквы, вы можете наблюдать два знака: крестик и нолик. Они указывают на закрытую (не исполняется) и открытую (играть нужно открытой) струну соответственно;
  • На самой схеме расположены черные метки, указывающие и показывающие на тот лад, который вам нужно прижать, чтобы исполнить аккорды;
  • Ниже схемы вы можете увидеть цифры от одного до четырех. Данный цифры указывают на то, каким пальцем предпочтительнее прижимать тот или иной лад, когда вы исполняете аккорды. Если считать пальцы слева направо, на внутренней стороне ладони, то первый – указательный, четвёртый – мизинец, большой палей цифрой не обозначается.
Читайте также:  Как работать в программе sibelius создаём свои первые партитуры вместе

Упражнения

Я подготовил для вас упражнение, которое позволит вам развить технику блюзовой импровизации. Ниже вы можете ознакомиться с табулатурой данного упражнения (видео-урок по чтению табулатур, также, находится ниже).

Играть нужно так:

Если вы не знаете, как читать табулатуры на гитаре, то предлагаю вам ознакомиться с видео-уроком, в котором все наглядно показано и рассказано.

Видео

Ниже вы можете посмотреть видео-урок посвященные рассматриваемой, в данной статье, теме.

Приемы игры

Хочется, также, пару слов сказать о приемах игры на гитаре, которыми часто пользуются блюз мены:

  • Бенд – прием игры на гитаре, при котором играемая нота, в процессе звучания, подтягивается до нужно высоты. Длительность бендов может быть: коротка и длинная;
  • Вибрато – прием игры на гитаре, при котором извлекается звук с колебанием струны. Очень выразительный и популярный прием, очень часто используется в блюзе.

На сегодня это все, надеюсь, вы разобрались с техникой и приемами игры и можете играть блюз.

Если вы хотите углубиться в знания о блюзе или джазе и импровизации, обязательно посетите сайт Анатомия-музыки.рф. Вот, например, одна занимательная статья с этого сайта, связанная с блюзом:

  • Возникновение джазовых приемов: блюзовые ноты, свинг

Подписывайтесь на музыкальное сообщество “Анатомия Музыки”! Бесплатные видео уроки, обучающие статьи по теории музыки, импровизации и многое другое.

Источник: http://igitarist.ru/nachinayushhemu-gitaristu/kak-grat-na-gitare-bluz/

Как играть блюз. основы блюзовой импровизации

Блюз – весьма разномастный и занимательный жанр музыки. Две композиции смогут очень сильно различаться друг от друга – и не поразмыслишь, что это одно да и то же направление. Его выполняют и уличные музыканты, и широко узнаваемые звезды, наподобие Гэри Мура.

В данной статье мы разглядим, как играться блюз на гитаре.

Пальцы либо слайд?

Слайд – особая трубка либо металла, стекла либо керамики, которая надевается на палец и употребляется, дабы зажимать струны. В то время, когда струна соприкасается не с мягкой подушкой пальца, а с железной поверхностью – звучание гитары изменяется до неузнаваемости. С самого зарождения жанра слайд и блюз идут рука об руку.

Но никаких твёрдых канонов тут нет. Нравится играться «руками» — пожалуйста. Желаете приобретать броские вибратто и аутентичный звук – попытайтесь слайд.

Его кроме того необязательно брать – заберите стеклянную бутылку либо, например, складной нож. Этого хватит, чтобы выяснить, нравится вам таковой звук либо нет.

Звучание опытного слайда не будет лучше, чем у бутылки. Отличие в том, что его не приходится держать всей рукой. Трубка надевается лишь на один палец, а остальные будут свободными.

Так, гитаристы смогут комбинировать слайдовую технику игры с хорошей.

Подготовка к игре

Этот раздел управления – для тех, кто желает обучаться играться блюз на электрогитаре. При с акустикой никакой подготовки не нужно – бери да играйся. Но тут имеется возможность подкрутить эквалайзер либо добавить в цепь несколько педалей, взяв необходимый звук.

Первое и самое серьёзное: забудьте о distortion. Блюзмены применяют или чистый, или мало подгруженный звук, другими словами легкий овердрайв. Громадный уровень гейна даст большое количество ужасных шумов и многократно усилит скрежет по оплетке струн.

И вдобавок он компрессирует поток, срезая всю динамику блюзового звучания.

Существуют особые педали для блюза, к примеру, Boss Blues Driver. Не имеете возможность отыскать такую – применяйте простой овердрайв. Тут принципиально важно не переусердствовать.

В некоторых композициях хорошо себя продемонстрирует Wah-Wah эффект. Но на стадии обучения его лучше не трогать.

Второй совет: не накручивайте большое количество каких-то частот в эквалайзере. Вместо того дабы поднять середину, лучше опустить верха и уровень «баса». Данный нехитрый прием даст вам более приятный и естественный звук.

Блюзовая пентатоника

Самое занимательное в блюзе – это импровизация. Без нее ни собственную мелодию не составишь, ни чужую не прикрасишь. А дабы импровизировать, необходимо определить, какие конкретно ноты имеется у вас в распоряжении.

За базу блюзовой гаммы берется минорная пентатоника. Между 3-й и 4-й ступенями добавляется еще одна нота. Именно она и оказывает помощь создать то самое характерное звучание.

За ошибок и десятилетия проб блюзмены открыли для себя 5 самые удобных позиций (бокс ) для игры.

Красная точка – это тоника. главная нота, от которой строится мелодия. светло синий – это тот самый добавочный звук. Выбирайте любой лад на гитаре и пробуйте поочередно проиграть все ноты в каждой из позиций.

Кроме того без дополнительных приемов вы сходу почувствуете данный особый темперамент мелодий.

Попытайтесь разучить все боксы, дабы ваши пальцы легко бегали по струнам «на автомате». Если вы станете всегда думать, что зажать – ни о какой импровизации не может быть и речи.

Построение

мелодии

В то время, когда привыкнете к аппликатурам пентатоники, возможно затевать импровизировать. Для начала попытайтесь играться эту же гамму, но с различными ритмическими картинками. Сочетайте восьмые и четверные ноты.

Поменяйте направление, «перескакивайте» через 1-2 ступени гаммы, делайте паузы. Через некое время ваши руки сами запомнят, какой прием звучит прекрасно, а какой – так себе.

Помните про метроном. Ритм в музыке крайне важен. О нем нельзя забывать ни на протяжении выполнения медленных, «тягучих» композиций, ни тем более, в качающих драйвовых риффах. Быть может, заниматься под метроном будет для вас непривычно и не легко.

Но без этого хорошее чувство ритма не разовьешь.

Пробуйте играться в различных позициях. Никто не запрещает поменять их по ходу игры. Звучание риффов в различных боксах будет мало различаться.

Побольше экспериментируйте – и получите в собственную копилку большое количество увлекательных мелодий.

Бенд, слайд и вибратто

Без этих трех приемов не обходится ни одна блюзовая композиция. Как раз они оживляют мелодию, делают ее яркой и неповторимой.

Слайд – самый несложный прием. Особенно эффектно он звучит при игре слайдом (такая вот терминологическая тавтология). Фактически, вся техника игры сводится к тому, что вы ни при каких обстоятельствах не отрываете трубку от струн, а ведете по их поверхности.

Звук имеется неизменно, кроме того на протяжении смены положения руки.

Если вы играетесь пальцами – сущность остается та же. К примеру, зажимаете струну на 5-м ладу, извлекаете звук, а позже съезжаете на 7-й. Палец наряду с этим отпускать не нужно.

Скорость зависит от контекста: время от времени необходимо съехать скоро, время от времени – медлено.

Следующая ответственная в блюзе техника – бенд. Это изменение высоты звука без смены лада. Вы прижимаете струну, а после этого ведете ее на протяжении ладового порожка. Она натягивается и звучит выше. В большинстве случаев бенды тянут на тон либо полтона.

Сделать его несложно. Сложно – обучиться подтягивать струны так, дабы оказавшийся звук принадлежал к вашей гамме.

Это принципиальный момент. Если вы сделаете бенд всего на четверть тона – он не впишется в мелодию и приведёт к диссонансу. Если вы подтянете струну на полтона, но получите ноту, которая в вашу пентатонику не входит – опять диссонанс.

К примеру: между 3-й и 4-й ступенями вашей гаммы расстояние всего полтона (1 гитарный лад). Вы имеете возможность зажать струну на 7-м ладу, а после этого тащить ее, пока звук не будет таковой, как если бы вы зажали ее на 8-м ладу. Имеете возможность тащить еще выше – до 9-го лада — и взять 5-ю ступень пентатоники.

Еще один универсальный прием – вибратто. В то время, когда вы играетесь долгую ноту (к примеру, 4-ю среди массива 8-х), ей возможно придать особенную окраску, привлечь интерес. Если вы можете делать бенд, освоить вибратто будет легко.

Легко увеличивайте и уменьшайте натяжение, для получения характерного дрожания. Возможно изменять высоту совсем чуть-чуть, а возможно достигнуть амплитуды в 2 тона. Что и в то время, когда лучше звучит – можно понять лишь экспериментируя.

Данный маленький материал окажет помощь вам выйти на старт. А дальше – дело лишь за практикой. Слушайте различных исполнителей, смотрите, как играются уличные музыканты, пробуйте составлять собственные мелодии, додавайте в композицию аккорды, деятельно применяйте бенды и слайды.

Лучший метод обучиться играться блюз — это играться его.

Создатель текста – Павел Молянов

Источник: music-education.ru

Как играть блюз — Основы блюза на гитаре — Уроки игры на гитаре Первый Лад

Интересные записи

Источник: http://kbrbank.ru/kak-igrat-bljuz-osnovy-bljuzovoj-improvizacii/

Гитара – учись импровизировать

Итак, для того, чтобы наша импровизация стала более разнообразной и богатой, внесём некоторые дополнения. Вначале разучим ещё один шаблон – для того чтобы расширить диапазон и иметь возможность солировать, в разных позициях на грифе. Затем освоим новые техники и поговорим о принципе внедрения новых нот.

Рассмотрим Шаблон No2:

Данный шаблон начинается с пятой струны. Шестую струну мы не играем. Посмотрите видео, а затем сыграйте несколько раз и запомните этот шаблон.

Неважно с какого лада гитары вы начинаете (можете например начать с 3-го, так как показано в видео).
Обратите особое внимание на пальцы левой руки.

В данном случае первая нота на второй струне играется вторым пальцем! Если привыкните играть неправильно, потом будут проблемы со скоростью.

Итак, перед тем, как переходить к следующей части урока, убедитесь, что вы свободно играете ноты данного шаблона в порядке последовательности, а так-же в обратном порядке.
А теперь посмотрите на расположение нот на пятой струне гитары:

Как и на шестой струне, с 12-го лада последовательность повторяется.
Так как Шаблон No2 начинается с 5-й струны, ноты на этой струне тоже стоит запомнить. Запоминать лучше по порядку, от начала струны.

Сразу зубрить не обязательно, ноты запомнятся сами собой в процессе их применения. Больше шаблонов и нот не будет. Для игры соло этого достаточно.

Если вы не собираетесь становиться Джимми Хендриксом или играть сложные джазовые импровизации – большего не нужно (хотя, в дальнейшем я планирую разместить на сайте курсы и с более прогрессивным материалом).

А теперь выполните следующее задание:

Используя Шаблон No2, поиграйте с приведённой ниже песней “Sultans Of Swing“, группы Dire Straits.

 Тональность песни – Dm (соответственно, начните с 5-го лада 5-й струны).

Работайте так же, как и с первым шаблоном; вначале играйте ноты по порядку, пытаясь удерживать ритм, затем выберите четыре ноты из середины шаблона, затем ещё четыре и т.д. Когда почувствуете, что материал усвоен, переходите к следующей части урока.

Sultans Of Swing (Dire Straits):

А теперь давайте возьмём другую песню, например – “Hotel California“. Посмотрите как можно соединить два шаблона пентатоники при импровизации (Шаблон No1 + Шаблон No2):

*Примечание к видео: В оригинале, песня “Hotel California” исполняется в тональности Bm, но мне пришлось немного изменить частоту звука, так как после публикации, видео блокировалось системой Youtube, из за закона об авторских правах. Плейбек-же, приведённый ниже – дан в оригинальной тональности, так, чтоб несоответствий не возникало.

Итак, как вы видели, я импровизировал сразу в трёх позициях, используя два наших шаблона.

Как я уже говорил, песня Hotel California написана в тональности Bm (кстати, если вы затрудняетесь найти тональность какой-либо песни, просто напишите запрос в поисковике интернет-браузера).

 Нота В находится либо на втором ладу пятой струны (используем шаблон No2), либо на седьмом ладу шестой струны (используем шаблон No1), либо на четырнадцатом ладу пятой струны (шаблон No2). При импровизации я соединил все эти три позиции. Начал со 2-го лада, затем перешёл на 7-й, а затем на 14-й, меняя шаблоны:

Как видите, применив всего два несложных шаблона, можно задействовать практически весь гриф. И не надо забивать себе голову кучей ненужной информации, заучивая десятки разных позиций.

В последующих курсах я расскажу о принципе параллельных тональностей и покажу как можно, используя всего пару несложных шаблонов, импровизировать с любым аккомпанементом, используя абсолютно весь гриф гитары.

А теперь попробуйте сами поиграть с песней Hotel California. Нажмите плей и начните импровизацию в тональности Bm. Используйте два шаблона. Если у вас электрогитара, добавьте позицию после 12-го лада.

Hotel California:

Надеюсь что у вас получилось. А теперь, домашнее задание:

Читайте также:  Как научиться петь вибрато несколько простых установок начинающему вокалисту

Домашнее задание:

Играть в двух (или более) позициях, используя два шаблона пентатоники, со следующими композициями:

1Black Magic Woman” (Carlos Santana) – Тональность Dm: (Шаблон 1 = 10-й лад, Шаблон 2 = 5-й лад + 17-й лад)

Rock’n Roll  Style Guitar Backing Track – Тональность G: (Шаблон 1 = 3 + 15-й лад, Шаблон 2 = 10-й лад)

* Примечание: Если ваша гитара классическая или акустическая с “закрытой” обечайкой и у вас нет возможности играть в позициях выше 12-ого лада, пока играйте в одной позиции вместо двух, или в двух позициях вместо трёх (в зависимости от тональности). Вы также можете начинать данные шаблоны от открытых струн в тональностях Е и А). В этом случае, вместо четвёртого пальца, играем третьим, а вместо второго первым. Вместо первого пальца – открытая струна:

Надеюсь, что материал данного урока усвоен. После работы с плейбеками, переходите к следующему уроку.

Источник: http://guitarmaestro.ru/blues-2/

Импровизация

Данный текст является продолжением статьи о пентатонике. Так что если вы ещё не прочитали её, то прочтите.

Импровизация на гитаре в рок музыке строится на основе пентатоники, пятинотной гаммы, о которой говорилось в предыдущей статье. Однако только пентатоникой дело, как правило, не ограничивается.

В соло присутствуют разные дополнительные ноты, и сама пентатоника играется в разных позициях. О них мы сейчас и поговорим:

Система боксов

В соло обычно используется не вся пентатоника, а только верхние 3-4 струны. Это называется игра в боксе (англ. Box – коробка). Пример бокса для ля-минорной пентатоники приведён на картинке. Бокс ограничен 5-м и 8-м ладами и называется Боксом А в тональности ля (А).

Это наиболее распространённый бокс. В нем начинаются большинство рок-н-рольных соло.

Теперь попробуем сохранить ноты взятые на 8-м ладу, а ноты с 7-го и 5-го ладов перенести (транспонировать) вверх по грифу. В результате мы получим первое “обращение” ля минорной пентатоники, или Бокс B. Выглядит он следующим образом:

Здесь ладами ограничивающими бокс будут 8-й и 10-й (только блюзовая нота наверху играется на 11-м). Попробуйте сыграть ноты этого бокса как показано на таблатуре.

Вы услышите ту же самую ля минорную пентатонику, только с начиная с ноты ми. В этом боксе мы можем играть развитие нашего соло, фразы будут несколько иными, чем в боксе А.

Переход между боксами обычно осуществляется по третей струне, через блюзовую ноту на 8-м ладу.

Если нам нехватает пространства для нашей импровизации, то мы можем перейти в Бокс С. Для этого оставим ноты взятые на 10-м ладу, а с 8-го и 9-го их опять транспонируем наверх.

Этот бокс используется реже, обычно он является продолжением бокса B.

Транспозиция боксов

До сих пор мы говорили о боксах и пентатонике в тональности ля-минор или A.

Если наша песня звучит в другой тональности, например в си (B), то для того чтобы сыграть соло, нам нужно передвинуть или, выражаясь правильными терминами транспонировать нашу пентатонику на два лада наверх.

Таким образом мы получим си-минорную пентатонику и бокс А для неё (см. рис). Далее можно играть её в боксе B и боксе C, как было рассмотрено ранее. Передвигая пентатонику выше мы попадем в тональность С и т.д. 

Блюзовая гамма по всему грифу

Дальнейшим развитием навыков импровизации является представление пентатоники или блюзовой гаммы по всему грифу гитары. Для тональности ля-минор (A) это выглядит следующим образом:

Здесь показаны все пять обращений блюзовой гаммы по всему грифу гитары. Соответственно Бокс А у нас будет на 5-м ладу, бокс B на 8-м и т.д. пока на 17-ладу не повторится пентатоника в её стандартном виде (Бокс А). Признанные мастера блюзовой импровизации, такие как Д.

Хендрикс, Д. Пейдж, Г. Мур, используют весь гриф, переходя из пентатоники в открытой позиции сразу на 12 лад и обратно.

В некоторых случаях фраза может начинаться с самого низа (6-я струна в открытой позиции) и, постепенно повышаясь, проходить по всему грифу наверх, заканчиваясь на 15-17 ладах, охватывая три с половиной октавы.

В любом случае, где бы мы не играли нашу импровизацию, её основой должна служить пентатоника соответствующей тональности. Об использовании дополнительных нот, не входящих в пентатонику, мы поговорим в следующей статье.   

Источник: http://uroki-guitary.ru/boxes

Импровизация на гитаре

Научиться импровизировать на гитаре! Как много гитаристов (и не только) получивших базовый курс обучения игры на инструменте мечтают об этом.

Сейчас очень много печатных и видеошкол, посвященных этой теме, можно найти в Интернете, на полках музыкальных магазинов, ноты-почтой и так далее.

Авторами этих школ являются как общепризнанные корифеи своего жанра виртуозы-исполнители, так и не очень известные – теоретики от импровизации.

Я, наверное, тоже отношусь больше к последним. По роду своей деятельности мне пришлось изучить огромное количество материала, посвященного игре на электрогитаре и импровизации. Анализируя информацию, полученную из множества различных источников, просматривается общая тенденция подачи материала по принципу «Делай как я».

В первых разделах, как правило, изучаются различные звукоряды от простого к сложному (от пентатоник, до гамм, арпеджио септаккордов и так далее), а так же аппликатурные схемы их исполнения.

Затем идёт большой ряд фраз, методов обыгрывания ладов, «вертушек», «клише» и исполнительских трюков, характерных для того или иного исполнителя.

И в последних разделах представлены большие целые инструментальные пьесы для самостоятельного осваивания.

Если дать определение импровизации, как «спонтанная реализация комбинаторных навыков, навыков игры различных ритмических структур и использования исполнительских приёмов, объединенная художественным замыслом», то данная методика подачи информации этих школ вполне себя оправдывает. Изучи мой музыкальный исполнительский метод мышления, а дальше делай с этим что хочешь!

С другой стороны, если рассматривать импровизацию, как «разговор со слушателем», то встает проблема – есть ли у тебя собственный музыкальный язык, есть ли что сказать твоему слушателю? Здесь ключевым словом является «язык»! Язык общения со слушателем.

Давайте попробуем дать критерии хорошего соло, или хорошей импровизации. Это такие характеристики, как «запоминаемость», «эффектность», «логичность», «яркость» и т д. «Запоминаемость» подразумевает «песенность» фраз, они хорошо «ложатся на слух», легко запоминаются.

«Эффектность» подразумевает технику исполнения, набор исполнительских приемов, обилие контрастов. «Логичность» – это чёткая форма построения фраз, архитектура частей, чередования образа мышлении во время исполнения.

«Яркость» определяет диапазон контрастов регистров исполнения, ритма, плотности фактуры, ладового мышления, трюков исполнения и т д.

Предложенные ниже упражнения способствуют формированию своего собственного музыкального языка, манеры исполнения, способа мышления в процессе импровизации. Они разделены на две группы. Упражнения, развивающие имитационные навыки и упражнения, развивающие вариативные навыки.

Хорошие имитационные навыки придадут вашей импровизации «песенность», «узнаваемость», «логичность», а пользуясь вашими вариативными навыками, вы придадите импровизации «эффектность», «яркость», «контрастность».

Эти упражнения рассчитаны на достаточно долгую практику и тренировки с тенденцией усложнения по мере роста техники, развития внутреннего слуха и способности «предслышания», расширения использования множества исполнительских приемов и так далее.

Упражнения на развитие имитационных навыков на гитаре

Упражнение №1.

Сыграйте однотактовую музыкальную фразу и повторяйте её без изменения на протяжении четырёх тактов. Затем играйте новую фразу и так же её повторяйте. Старайтесь, чтобы фразы были спонтанными и достаточно удобными, простыми для вас. Играть важно под аккомпанемент, слушая как одна и та же фраза звучит на каждый аккорд.

Пример для аккомпанемента: Am/ F/ Dm/ G/ Am/ F/ Dm/ E//.

Цель этого упражнения: научиться повторять нужное количество раз спонтанно сыгранную фразу. Развивается моторная память пальцев, слух и музыкальная память. Играйте короткие фразы по пентатонике, гамме, арпеджио септаккордов и т д.

Упражнение №2.

То же, но фразы играются на два такта с использованием пауз, синкоп. Чередуйте начало фразы на сильную долю – со слабой доли, быстрые фразы – более протяжные. Двухтактовые фразы имеют больше пространства для ритмического разнообразия.

Упражнение №3.

Вспомните из любой песни или стихотворения двух или четверостишие и играйте фразы, про себя проговаривая слова выбранного текста. Варьируйте мелодику фраз, но ритмика должна подчиняться проговариваемым стихам.

Это упражнение учит вас придавать «смысл» музыкальным фразам, подчинять их ритмике речевого языка человека.

Как следствие, фразы становятся более понятными, лаконичными, запоминаемыми, песенными, так как становятся ближе к человеческой речи.

Мы учимся имитировать речь, которой пользуемся постоянно, но только теперь применительно к музыке! Обратите внимание, что слушатель никогда не узнает, какие стихи вы про себя проговариваете, но почувствует энергетику, образную составляющую, настроение этих стихов в ваших музыкальных фразах. Поэкспериментируйте!

Упражнение №4.

Выбрав любую хорошо знакомую и желательно любимую вами мелодию или соло из какой-нибудь композиции, сымитируйте её звучание, используя ритмику, мелодическое движение, интонацию выбранного произведения. Сыграйте по пентатонике, по гамме, по арпеджио, интервалами. Чем больше вариантов, тем лучше!

Обратите внимание, что в навыке имитирования на первый и самый важный план выходит ритм, пульсация, а не мелодика. Мелодия может быть абсолютно непохожей на оригинал, но имея родство с ней по ритму, будет иметь аналогичную энергетику. И это основное свойство имитационности.

Упражнения на развитие вариативных навыков на гитаре

Упражнение №1.

В аккомпанементе звучит один аккорд, например ля минор. Сыграйте музыкальную фразу (модель) и заканчивайте её на тонике – звук «ля», терции – звук «до», квинте аккорда – звук «ми». Можно использовать тонику «ля» октавой выше. Конечная нота фразы называется «целевой тон» и как правило является длинной нотой, относительно предыдущих.

Это упражнение хорошо развивает «предслышание», умение привести фразу в аккордовый тон, то есть в звук содержащийся в аккорде, звучащем на вашу фразу в аккомпанементе. Играйте это упражнение на разные аккорды – мажорные, минорные, доминантсептаккорд мажорный и минорный. Используйте целевыми тонами все звуки, входящие в аккорд, включая септиму.

Упражнение №2.

То же самое, но «целевой тон» играйте разными исполнительскими приёмами: тоновыми и полутоновыми «бэндами» ( подтяжками), опеванием, задержанием, тэппингом, слайдом и т д. Чем больше вариантов придти в «целевой тон» в вашем арсенале, тем самобытней ваш музыкальный язык! Тем он индивидуальнее!

Упражнение №3.

Секвенцирование фразы. Играйте фразы и перемещайте их по звукам лада в любом направлении – вверх или вниз. Как вариант, можно поиграть фразу в разных октавах, сдвигать её поступенно, по терциям и т д.

Упражнение №4.

Играйте фразу и трансформируйте её по звукам одноименных мажора и минора, по гармоническому и мелодическому виду мажора и минора, по дитоническим ладам. Каждый лад будет привносить свою характерную окраску в вашу фразу.

Упражнение подразумевает хороший багаж знаний ладов в современной музыке. При достаточно продолжительной практике игры этого упражнения в импровизации вы сможете «раскрашивать» фразы в характерный колорит используемых ладов.

Упражнение №5.

Игра трансформаций музыкальной фразы по «принципу центральной симметрии».

а) Сыграйте простую однотактовую фразу.

б) Сыграйте её в обратной последовательности от последней ноты до первой, соблюдая обратную ритмику фразы (ракоход). На первых порах это довольно сложно!

в) Сыграйте исходную фразу в обратном мелодическом направлении, то есть если фраза имела восходящее движение, то играйте её трансформацию в нисходящем движении.

г) Сыграйте ракоход третьей трансформации фразы.

Получаем алгоритм данного упражнения: играем фразу, затем её ракоход, исходную фразу в противоположном мелодическом направлении,её ракоход. Это упражнение развивает гибкость музыкального мышления и внутренний слух, умение из минимального количества звуков получить максимум возможностей построения мелодической линии, вписывающейся в четырех, восьми и шестнадцатитактовые структуры.

Упражнение №6.

Играйте музыкальную фразу, а затем, используя синкопы, метро-ритмические смещения, ноты-призраки («щелчки на заглушенных струнах») «поразрывайте» исходную фразу максимальным количеством вариантов, насколько хватит вашей ритмической фантазии. Это упражнение хорошо развивает ритмическую свободу исполнения, а следовательно «эффектность», «яркость» игры.

Упражнение №7.

Возьмите хорошо знакомую вам мелодию или соло и поиграйте в различных размерах (2/4; 3/4; 4/4; 6/8; 12/8), подстраивая мелодические фразы под данный размер. Обратите внимание, что при использовании принципа вариативности на первый план выходит значение мелодики, интонации, образности импровизации, её формы.

Заключение

Постоянно практикуя развитие навыков имитационности (ключевая характеристика – ритм) и вариативности (ключевая характеристика – мелодия) мы формируем оптимальный баланс между этими характеристиками в импровизационной линии. У каждого музыканта этот баланс будет индивидуальным, в зависимости от его психотипа, темперамента, стилевых предпочтений и фантазии.

Данный курс упражнений способствует формированию индивидуальности музыканта, выработке своего собственного музыкального языка общения со слушателем. Эти упражнения не содержат никаких ограничений и запретов и будут полезны для музыкантов, играющий в любых стилях от джаза , блюза до рока и неоклассических стилей.

Щеницын Константин, преподаватель по классу гитары МОУ ДОД ДМШ им.П.И.Чайковского, г.Северск

Источник: https://guitarsolo.info/ru/guitar-articles/improvizatsiia-razvitie-imitatsionnykh-i-variativnykh-navykov/

Ссылка на основную публикацию