История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю

У каждой вещи есть своя история, есть она и у клавишных инструментоов. Знать ее, несомненно, не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разбираться в музыкальных стилях и понимать содержание того или иного произведения

История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю

    Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века. Орган, самый старый из них, — это духовой клавишный инструмент. У него нет струн, а есть множество труб.

    Первый клавишный инструмент, у которого были струны, — клавикорд. Он появился в позднее Средневековье. Его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей.

Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин, был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха.

 

    Клавикорд имел очень простое устройство. При нажатии на клавишу маленький медный квадратик под названием тангент ударял струну. В то же время поднятый демпфер позволял струне вибрировать. Будучи очень тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуэндо. 

    Другой клавишный инструмент – клавесин. Звук у клавесина извлекается птичьими перышками или кусочками кожи (наподобие медиатора). К тому же струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук клавесина — блестящий, но малопевучий (отрывистый) – значит, не поддающийся  динамическим изменениям (он более громкий, но менее выразительный, чем у клавикорда), изменение силы и тембра звука не зависит от характера удара по клавишам. В 17—18 вв. для придания клавесину динамически более разнообразного звучания изготовлялись инструменты с 2 (иногда 3) ручными клавиатурами (мануалами), которые располагались террасообразно одна над другой (обычно верхний мануал настраивался на октаву выше). В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. 

     На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке.

Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы. Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, изобрел первое фортепиано.

Он назвал свое изобретение «gravicembalo col piano e forte», что означает «клавишный инструмент, играющий нежно и громко». Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано». 

    Самое замечательное в фортепиано — это способность резонировать и динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама  позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте. Другое отличие фортепиано от его предшественников — это способность звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и диминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно.

    В период классицизма фортепиано стало популярным инструментом домашнего музицирования и концертного исполнения. Фортепиано как нельзя более подходило для исполнения появившегося в это время жанра сонаты, ярким образцом которого являются произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена

    Появление фортепиано также вызвало изменение репертуара ансамблей и оркестров. Концерт для фортепиано с оркестром — новый жанр, ставший весьма популярным в период классицизма. Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных инструментов, таких, как скрипка и труба, и занять центральное место в концертных залах Европы. 

    На смену классицизму приходит эпоха романтизма, когда в музыке, да и в искусстве в целом, основную роль стало играть выражение эмоций. Это выразилось, в частности, в фортепианном творчестве Шумана, Листа, Шопена.

И здесь выразительные возможности фортепиано оказались очень кстати.

Произведения для фортепиано в четыре руки стали очень популярными в этот период, когда из фортепиано одновременно извлекали до двадцати звуков, порождая новые краски.

    В период романтизма фортепиано было популярным инструментом домашнего музицирования. Любители музыки предпочитали именно фортепиано, потому что оно давало возможность исполнять одновременно и мелодию, и гармонию.

Очевидно, что появление фортепиано стало поворотным моментом в истории искусства. Это изобретение изменило характер всей европейской музыки, которая является важной частью всей мировой культуры.

За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта — будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач — у которого в доме не было бы фортепиано.

Несмотря на его молодость, фортепиано оказывает на общество в целом большее воздействие, чем какой-либо другой инструмент, и надо полагать, что его славе еще очень далеко до заката. 

    Часто спрашивают, чем отличается пианино от рояля  или  чем отличается пианино от фортепиано?

Фортепиано и пианино – это один и тот же инструмент. Рояль и фортепиано это тоже один и тот же инструмент. Фортепиано – общее название для них. Так же, как под духовыми подразумевают саксофоны, тромбоны, трубы. Кроме формы мало кто может понять, в чем же состоит разница между роялем и пианино, но мало кто задумывается, почему же они имеют различную форму. 

История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю

    Пианино – инструмент с вертикальным построением струн, это построение обеспечивает компактность (относительную, конечно) инструмента. 

У рояля же построение горизонтальное, он имеет дугообразную форму и, 

История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялюв отличие от пианино, устанавливается на трёх ножках. Более крупная дека рояля выдаёт более громкое звучание, что делает его незаменимым на концертах. 

  • Помимо размера имеется еще одно ключевое отличие. В рояле существует особый механизм, 
  • называющийся «механизмом двойной репетиции» («репетиция» – повторение) – он создан для того, чтобы легко можно было бы проигрывать быстро повторяющиеся нажатия на клавиши, что также незаменимо на концертах, где требуется максимально продемонстрировать своё мастерство.
  •     Все мы прекрасно знаем, что фортепиано очень многогранно как инструмент, и синтезатор как раз является одной из его граней, которая смогла в корне поменять всю музыку, расширить её возможности до пределов, которые себе и представить не могли классические композиторы. 

   Корень слова «синтезатор» —  «синтез», то есть создание чего-либо из ранее разрозненных частей. Одной из его ключевых особенностей является то, что синтезатор способен воспроизводить не только звуки классического пианино, но и имитировать звучание многих других инструментов. В них заложены и электронные звуки, которые смогут воспроизвести только синтезаторы. 

    Своё начало создание электронных инструментов берёт еще в конце XIX века, русский учёный Лев Термен изобрёл один из первых полноценных инструментов, использующих законы физики и электрическое питание, известный как терменвокс.

Он представлял собой довольно простую и мобильную конструкцию, аналогов которой нет до сих пор – это единственный инструмент, на котором играют, даже не касаясь его.

Музыкант, перемещая руки в пространстве между антеннами инструмента, меняет колебательные волны и тем самым изменяет и ноты, которые выдает терменвокс. 

    Один из первых электронных инструментов, на этот раз уже клавишных, назывался Теллармониум и был изобретен Таддеусом Кэхилом из Айовы.

 Инструмент, целью которого было заменить церковный орган, вышел воистину масштабным: он весил около 200 тонн, состоял из 145 огромных электрогенераторов, а, чтобы перевезти его в Нью-Йорк, понадобилось 30 железнодорожных вагонов.

Но сам факт его создания показал, куда двигаться музыке, показал, насколько еще может технический прогресс помочь развитию искусства. Говорили, что Кэхил опередил своё время, называли его невоспетым гением.

Однако, несмотря на все прелести инструмента, ему еще было куда развиваться: дело в том, что он вызывал помехи на телефонных линиях, да и качество звука его было достаточно посредственным даже по меркам начала XX века.

    Во время Первой мировой войны, когда на долгое время гул разрывающихся снарядов, свист пуль, скрежет гусениц танков  наполняли окружающий мир, французский радист Морис Мартено (Maurice Martenot), сидя в окопах, мечтал найти новое звучание, которое бы заглушило звуки войны.

 Экспериментируя с военной радиостанцией, он заинтересовался необычным «поющим» звуком, который издавали лампы оборудования.

Будучи музыкантом по призванию (он в совершенстве играл на скрипке), ему не составило труда превратить случайные электрические звуки радиостанции в незатейливые мелодии. 

    После окончания войны, увлеченный электрическим звучанием, Морис Мартено продолжил свои эксперименты. Почти десять лет он работал над своим проектом и только лишь в 1928 году достиг желаемого результата.

В этом же году на Парижской выставке он представил мировому сообществу свое изобретение, назвав его «Волны Мартено» (Ondes Martenot).

Поскольку это был один из первых подобных инструментов, изобретение Мартено вызвало оживленный интерес. 

История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю    Мартено действительно удалось найти новое звучание. Люди, впервые  услышавшие в 1928 году его инструмент, окрестили его «космическим пианино», поскольку он издавал необычные для того времени неземные звуки, которые одновременно кажутся и радостными, и загадочными, и величественными! М. Равель, когда услышал звучание Волн Мартено, сказал: «Что за изумительный звук! Это просто фантастика. Но ему не хватает способности колебаться». Через некоторое время Мартено усовершенствует его в соответствии с пожеланиями Равеля. 

    В тридцатые годы композиторы, ищущие новое звучание, пишут музыку для Волн Мартено. Среди них были такие известные композиторы, как Оливье Мессиан, Богуслав Мартину, Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Шарль Кёклен и другие. Широкое применение этот инструмент нашел в кино-индустрии при создании музыки к фантастическим фильмам.

История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю    Следующей ступенью в развитии клавишных электронных инструментов стал орган Хаммонда. Он великолепно имитировал – синтезировал  – звучание настоящего духового органа. Лоренс Хаммонд спроектировал его в далеком 1935 году. Не все церкви могли позволить себе настоящий дорогой духовой орган, поэтому он планировался как замена классическому церковному инструменту, но со временем оказалось, что он чрезвычайно популярен и среди «мирян». Да не просто мирян, а блюзменов, джазменов, рок-н-рольщиков и даже военных музыкантов.

    RCA (Radio Corporation of America) приняла первую попытку создать синтезаторы, которые стали бы шагом вперёд после органа Хаммонда, но созданные корпорацией модели Mark I иMark II не снискали успеха из-за, опять же, болезни всех электронных устройств того времени –  габаритов (синтезатор занимал целую комнату!) и астрономической цены, однако определенно стали новой вехой в развитии технологий звукового синтеза.

История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю    Казалось бы, что развитие идёт полным ходом, однако инженерам всё так и не удавалось сделать инструмент простым и доступным, пока за работу не взялся Джон Муг, владелец фирмы по производству уже знакомых вам терменвоксов, который, наконец, хоть как-то приблизил синтезатор к простым смертным. Он создал Minimoog – воистину культовый инструмент, популяризировавший жанр электронной музыки. Он был компактным, стоил, пусть и дорого – 1500$, но это первый синтезатор с двумя нулями в конце цены. Помимо этого Minimoog обладал звуком, который ценим музыкантами по сей день.

    С начала 1960х появилось множество компаний, каждая из которых заняла свою нишу в создании синтезаторов: Sequential Circuits, E-mu, Roland, ARP, Korg, Oberheim, Yamaha и это еще не весь список.

Аналоговые синтезаторы с тех времен не подверглись кардинальным изменениям, они до сих пор ценимы и очень дороги – модели представляли собой тот классический вид синтезаторов, к которому мы привыкли.

    Между прочим, советские производители тоже не отставали. Советские синтезаторы являются очень интересными в плане звучания, в СССР даже были свои маэстро электронной музыки, такие как,  Эдуард Артемьев. Самыми известными сериями были Аэлита, Юность,  Лель, Электроника ЭМ.

    К середине 80-х годов в музыкальную индустрию стали уверенно входить цифровые технологии.

Оказалось, что в ряде случаев  сложный и неповторимый процесс аналогового синтеза можно просто и быстро заменить цифровым запоминанием полученного результата — сэмпла.

Появились простые и дешёвые клавишные инструменты, которые используют библиотеку сэмплов, записанных в ROM-памяти, их назвали ромплерами.

Источник: https://www.sites.google.com/site/muzlomteva/iz-istorii-klavisnyh-instrumentov

История фортепиано

В современном мире существует огромное количество различных музыкальных инструментов, любой из которых имеет свою неповторимую историю. История фортепиано стоит особняком хотя бы потому, что именно фортепиано является одним из самых популярных музыкальных инструментов.

Уникальный диапазон звучания, широчайший спектр динамических оттенков, возможность плавно переходить от forte к piano и обратно, извлекать одновременно 10 и более звуков, ровность тембра во всех регистрах, исключительная способность подражать другим инструментам, возможность исполнять на нем все, что можно назвать музыкой, все это стало причиной, по которой музыкальный инструмент, под названием фортепиано, вот уже на протяжении двух с лишним столетий, стал основным инструментом, как для профессионального, так и для любительского музицирования. Занять лидирующие позиции фортепиано помогли труды многих мастеров и изобретателей, а также богатая предыстория.

Предки современного фортепиано

История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю

Орган
Первым инструментом, в котором начали использовать клавиши, был орган.

Изобретение органа с трубами принадлежит александрийцу Ктесибию (III в. до н. э.).

Правда, его гидравлос был не столько музыкальным инструментом, сколько эффективным приспособлением для демонстрации принципов гидравлики.

В первое время органы служили дипломатическими подарками и знаками королевской власти; только лишь в X веке, с оживлением деятельности монастырей, они начали проникать в церковную службу.

Читайте также:  Музыкальная культура барокко эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы

Первое время клавиши органа были похожи на те, которые использовались в клавишных карийонах XVI века. Их ширина составляла 10-12 см, и их не нажимали пальцами, а ударяли по ним кулаками. Так же следует заметить, что приблизительно до конца X века клавиатуры были исключительно диатоническими.

Монохорд
Ранним предшественником фортепиано был монохорд (от греческого monos – «один» и chorda – «струна»). Первое упоминание о монохорде относится к V в. до н. э. По преданию монохорд был изобретен Пифагором, и использовался им для исследования музыкальных интервалов.

То есть опять же не столько как музыкальный инструмент, сколько инструмент для исследования музыки. Таким монохорд оставался до XIX в., по большей части он использовался в опытах по акустике, при настройке инструментов и при обучении теории музыки и пению, а еще как прибор для проектирования и измерения колоколов и органных труб.

Правда, в греческих и средневековых источниках монохорд иногда упоминается также как ансамблевый инструмент.

Состоял монохорд из продолговатого корпуса длиной порядка метра, вдоль которого сверху натягивалась струна.

Помещенная под струной нефиксированная подставка (порожек) делила струну на 2 части; передвижение этой подставки давало возможность извлекать (щипком или молоточками) звуки различной высоты.

Позже монохорд снабдили несколькими струнами, что увеличило его диапазон примерно до двух октав. Именно из многострунного монохорда позже возник клавикорд.

Клавикорд
Клавикорд (от латинского clavis – «ключ» или «клавиша», chorda – «струна»). Струнный клавишный ударный инструмент XV-XVIII вв. Диапазон инструмента как правило составлял 4 октавы (до большой – до третьей), при этом мог варьироваться от 1 до 5 октав.

Когда играющий на клавикорде нажимает на клавишу, укрепленный на ее задней части металлический штифт – тангент – ударяет по струне. Чем сильнее исполнитель ударяет по клавише (и, соответственно, чем сильнее тангент давит на струну), тем громче звук.

Пока тангент остается прижатым к струне, исполнитель может варьировать высоту звука, добиваясь эффекта вибрато («бебунг») и даже иллюзии crescendo.

На протяжении большей части своей истории клавир использовался преимущественно для домашнего музицирования. В XVI в. его рекомендовали в качестве возможной замены клавесину. Отношение к клавиру изменилось в середине XVIII века т.е. в эпоху чувствительного стиля.

Немецкие авторы этой поры считали клавир идеальным инструментом для излияния нежных чувств. Так К. Ф. Э. Бах высоко отозвался о клавире в своем «Руководстве к истинному искусству игры на клавире». Тем не менее, к концу XVIII в.

интерес к клавиру исчезает – с появлением фортепиано эта участь становится неизбежной не только для него одного.

Клавесин
Современником и одновременно конкурентом клавикорда и еще одним дальним предком фортепиано является клавесин, возникший в пятнадцатом веке в Италии.

Главное отличие этого струнного клавишного инструмента, заключается в том, что его струны не ударяются, а защипываются. Клавесин имеет форму продолговатого треугольника, чем-то напоминающую современный рояль. Его струны расположены горизонтально на разных высотных уровнях.

Позади каждой клавиши находится деревянный стерженек, так называемый толкачик, на верхнем конце которого помещен плектр из птичьего пера или кожи. При нажатии клавиши толкачик поднимается, и плектр зацепляется за струну, таким образом извлекается звук.

Вибрация струны заглушается кусочком войлока, прикрепленным к верхней части толкачика. Для изменения силы и тембра звука, используются ручные и ножные переключатели.

Конечно, если сравнивать клавесин и клавикорд, у первого был гораздо более ясный и сильных звук, однако изменять громкость на клавесине было практически невозможно.

Для того, чтобы обойти это ограничение создавались инструменты с большим количеством мануалов и с несколькими регистрами, это частично решало проблему, хотя плавное увеличение или уменьшение звука на клавесине невозможно в принципе.

Уже к XVI в. существовало несколько разновидностей клавесина:1) крылообразный инструмент с клавиатурой на короткой стороне, струны которого расположены горизонтально, параллельно клавишам – собственно клавесин, cembalo.

2) вертикально стоящий инструмент крылообразной формы – клавицитериум (clavicytherium).3) горизонтальный крылообразный инструмент с клавиатурой на большой стороне, часто трапецивидный, струны которого протянуты по диагонали слева направо – спинет (итал.

spinetta, от – spina – «колючка»). 4) горизонтальный инструмент, похожий на спинет, но прямоугольной формы, струны которого идут параллельно клавиатуре — вёрджинел (англ. virginal, от virgin – «дева», «барышня»). В XV в. диапазон инструмента составлял 3 октавы, в XVI в.

он расширился до 4 октав (до большой – до третьей), в XVIII в. – до 5 октав (фа контроктавы – фа третьей).

Изобретение нового инструмента

История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю

Настоящая история фортепиано началась в XVII веке в Европе, когда многие думали над конструкцией, легшей в основу молоточкового фортепиано. Прорыв совершил итальянский мастер клавишных инструментов Бартоломео Кристофори (1655 Падуя — 1731 Флоренция). Собственно он и изобрел около 1698 года фортепианную механику. Причем молоточковое фортепиано Кристофори стало не только первым, но и надолго лучшим. Гениальную механику этого инструмента смогли усовершенствовать лишь в во второй половине XVIII века.

Сам Бартоломео Кристофори назвал свое изобретение Gravecembalo col piano e forte (т.е. «клавесин с тихим и громким [звучанием]»). Позже сокращенное до «Piano forte» . Инструмент уже в то время имел все сущностные качества более поздних разновидностей фортепиано, в том числе сложный механизм подбрасывания молоточка с одновременным отходом демпферов от струн.

Эволюция

Сразу после того, как Бартоломео Кристофори изобрел свое «Пианофорте», оно было оценено и музыкантами, и композиторами.

Потому в восемнадцатом многие другие европейские мастера стали работать над развитием нового инструмента, тем самым определяя развитие его конструкции и механизма на годы вперед.

Фортепиано развивали Готфрид Зильберман, Цумпе, Штейн, Бродвуд, Эрар и многие другие. Уже к девятнадцатому веку возникла целая индустрия производства фортепиано.

Из всего спектра всевозможных конструктивных нововведений в истории фортепиано, можно выделить следующие наиболее значимые. В 1808 году Французский мастер Себастьян Эрар изобрел механизм так называемой двойной репетиции (что запатентовано, правда, было лишь в 1822 году).

В результате чего стало возможно не только более быстрое повторение звука, что само по себе способствовало повышению динамичности игры и как следствие придавало мощь и силу звучанию инструмента, но также появлялась возможность связанного извлечения звуков при непрерывно поднятом демпфере, что давало эффект схожий с игрой на грифе струнного инструмента.

В конце XVIII века в Англии и США началось производство фортепиано с металлической рамой, которая долго выдерживала натяжение струн без изменения настройки. На рубеже XVIII-XIX веков филадельфийский мастер Джон Айзек Хокинс изобрел пианино современного типа.

В 1825 году Алфеус Бэбкок, работавший в Бостоне и Филадельфии, запатентовал цельнолитую металлическую раму. Одно из последних крупных нововведений стало использование чугунной рамы, позволившей дополнительно повысить натяжение струн, увеличив их толщину, и тем самым добиться более сильного и полного тона.

Позднее для равномерного распределения натяжения по поверхности рамы струны стали располагать крест-накрест друг над другом.

История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю

Сегодня фортепиано делится на два основных вида: рояль и пианино. Рояль (франц. royal – «королевский») стал прямым продолжением развития молоточкового фортепиано, вобрав в себя все конструктивные нововведения прежних столетий, и став по сути олицетворением самого понятия фортепиано.

Внешне он сохранил отличительные признаки своих предшественников: крыловидный корпус и горизонтальное расположение деки, механики и струн. В XIX- XX веках среди ведущих производителей роялей были такие фирмы как: Бёзендорфер, Бехштейн, Эрар, Блютнер, Бродвуд, Стейнуэй, Ибах, Плейель, Штрейхер, Штейн, Ямаха.

В XX веке появился также малый (кабинетный) рояль.

Пианино (итал. pianino – уменьш. от piano[forte] – «фортепиано»), в отличие от своего старшего брата рояля, который создан для концертного исполнения, применяется главным образом для занятий и музицирования в домашних условиях. Главное конструктивное отличие заключается в вертикальном расположении струн, деки и механики. Со временем появляются всевозможные малые разновидности пианино.

В XX веке появляются различные новшества. В первой трети века популярностью пользовалось механическое пианино, инструмент способный автоматически играть музыку, записанную на перфорированной бумажной ленте.

В наши дни существует аналог такой самоиграющей системы, но уже компьютеризированный.

Появляются различного рода электрические фортепиано, как модифицированные, то есть обычные фортепиано с электронным усилением звука, так и полностью электронные клавишные инструменты.

История фортепиано насчитывает более четырех сотен лет. Начиная с Иоганна Себастьяна Баха (1685 — 1750) фортепиано стало определяющим музыкальным инструментом в истории музыкальной культуры. Нет ни одного инструмента, который в истории музыки имел бы настолько сильное влияние на целые эпохи.

Забавное видео про историю музыки, которую писали для фортепиано в последние два столетия:

Источник: http://My-Piano.ru/instrument/istoriya-fortepiano.html

История создания фортепиано от клавикорда к современному роялю — MUSIC ACADEMY

История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю

Рояль — инструмент с уникальной историей создания, прародителями, композиторами и исполнителями.

Прародители современного рояля

В Средние века музыканты играли на клавишных, в их числе был орган, у которого вместо струн много труб. Клавикорд – первый инструмент, где на каждую клавишу приходилось по струне. У современного фортепиано их бывает до трех. Рождение звука происходит так: музыкант нажимает на клавишу, небольшой медный квадрат ударяет струну.

Звучание мягкое и тихое, предназначено для небольшого количества людей.Другой прародитель фортепиано – клавесин. Струны расположены горизонтально, как у современного рояля. Звук образуется при касании птичьего перышка или небольшого кусочка кожи по струне. И у этого инструмента звук слабый.

Старинные инструменты – клавесины и клавикорды были дорого декорированы и подходили для украшения дома, как красивая мебель.

Кто изобрел фортепиано

Итальянец Бартоломео Кристофори был придворным мастером. Он давно пытался решить задачу: как клавесину изменить уровень громкости. Музыканты того времени ощущали необходимость появления нового инструмента, с хорошим звучанием со сцены.

Однажды прогуливаясь по городу, Бартоломео увидел уличных цимбалистов и обратил внимание, что выразительный звук получается, если по струнам ударять мягкими колотушками. Вот оно решение задачи. Кристофори изменил клавесин, создав новый аналогичный механизм.

В результате в процессе игры удалось менять силу звука. Так появился инструмент, который мастер называл – Большой клавесин с тихим и громким звучанием, первое фортепиано. Благодаря Бартоломео Кристофори в механизме инструмента появились – шпиллер, фенгер, молоточек, шультер, демпфер.

Это произошло в 1709 году во Флоренции. Инструмент имел крыловидную форму, был прост, у него отсутствовали педали и демпферы.

Король родился

На протяжении многих десятилетий мастера продолжали усовершенствовать инструмент. Начало XIX века ознаменовано изобретением цельнолитой чугунной рамы и перекрестным расположением струн. Вследствие этого звук стал совершенного качества, родился рояль, от французского слова – королевский.

С 1850 года фабрики Германии, Америки и России начинают производство инструмента. Рояль приобретает современную форму: цельнолитую панцирную чугунную раму, деревянный корпус, механизм двойной репетиции. Усовершенствовали рояль в разное время И.А. Зильберманн, И.А. Штрейхер, К.Г. Шретер, Ю. Блютнер, С. Эрар и многие другие.

Самыми лучшими производителями роялей называют – Ямаху, Кавай, Стейнвей, Бехштейн, Безендорфер.

Клавишный струнный инструмент – фортепиано изготавливается в двух видах: рояль с горизонтальным, пианино с вертикальным расположением струн.

Роль рояля в мире музыки

Значение рояля в мире музыки невозможно переоценить. Широта диапазона звучания позволила ему играть сольные роли множества произведений. За триста лет, прошедших с рождения инструмента, знаменитые композиторы и музыканты, такие как Ф. Шопен, Э. Григ, Ф.А.

Моцарт, Сергей Рахманинов стали известны благодаря именно роялю и его необыкновенной конструкции и механизмам.И сейчас фортепиано самый распространенный музыкальный инструмент.

В ХХ веке на базе фортепиано появились современные музыкальные инструменты: синтезаторы и электронные пианино.

Источник:

Древние родственники пианино: история развития инструмента

История создания фортепиано: от клавикорда к современному роялю

  • Пианино само по себе является разновидностью фортепиано.
  • Под фортепиано можно подразумевать не только инструмент с вертикальным расположением струн, но и рояль, у которого струны натянуты горизонтально.
  • Но это – современное пианино, которое мы привыкли видеть, а до него существовали другие разновидности струнно-клавишных инструментов, имеющие с привычным нам инструментом мало чего общего.
  • Давным-давно можно было встретить такие инструменты, как пирамидальное фортепиано, пиано-лира, пиано-бюро, пиано-арфа и некоторые другие.

В какой-то степени предшественником современного пианино можно назвать клавикорд и клавесин. Но последний имел лишь постоянную динамику звука, который к тому же быстро затухал.

В шестнадцатом веке был создан так называемый «клавицитерий» – клавикорд с вертикальным расположением струн. Итак, начнем по порядку…

Клавикорд

Этот не такой уж и древний инструмент стоит отдельного упоминания. Хотя бы потому, что на нем удалось сделать то, что оставалось спорным моментом на протяжении долгих лет: окончательно определиться с разбивкой октавы на тона, и, самое главное, полутона.

За это стоит благодарить Себастьяна Баха, который и проделал этуогромнейшую работу. Он же известен и как автор сорока восьми произведений, написанных специально для клавикорда.

По сути, написаны они были для домашнего воспроизведения: клавикорд был слишком тихим для концертных залов. Зато для дома он был поистине бесценным инструментом, а потому довольно долгое время оставался популярным.

Отличительной особенностью клавишных инструментов того времени были струны одинаковой длины. Это значительно усложняло настройку инструмента, а потому стали разрабатываться конструкции со струнами различной длины.

Читайте также:  Музыка, рожденная путешествиями

Клавесин

Мало какие клавишные обладают столь же необычной конструкцией, как клавесин. В нем вы могли бы увидеть и струны, и клавиатуру, но вот звук извлекался не ударами молоточка, а медиаторами.

По форме клавесин уже больше напоминает современное фортепиано,  так как содержит струны различной длины.

Но, как и в истории с фортепиано, крыловидный вид клавесина был лишь одной из распространенных конструкций.

Другой вид был похож на прямоугольный, иногда квадратный, ящик. Были как горизонтальные клавесины, так и вертикальные, которые могли иметь размер значительно больший, чем у горизонтальной конструкции.

Как и клавикорд, клавесин не был инструментом больших концертных залов, – это был домашний или салонный инструмент. Тем не менее, со временем он снискал репутацию отличного ансамблевого инструмента.

клавесин

Постепенно к клавесину стали относиться, как к шикарной игрушке дорогих людей. Инструмент изготавливался из ценных пород дерева и был богато украшен.

Некоторые клавесины имели по две клавиатуры с разной силой звука, к ним приделывали педали – эксперименты ограничивались лишь фантазией мастеров,  которые стремились любыми путями разнообразить суховатое звучание клавесина.  Но в то же время подобное отношение побудило выше ценить музыку, написанную для клавесина.

Сейчас этот инструмент хоть и не пользуется такой же популярностью, что и прежде, но все же иногда встречается.

Его можно услышать на концертах старинной и авангардной музыки. Хотя стоит признать, что современные музыканты куда вероятней будут использовать цифровой синтезатор с семплами, имитирующими звук клавесина, чем сам инструмент. Все-таки это сейчас редкость.

Подготовленное фортепиано

Точнее, препарированное. Или тюнингованное. Суть не меняется: для изменения характера звучания струн несколько дорабатывают конструкцию современного  пианино, подкладывая под струны разнообразные предметы и устройства или извлекая звуки уже не столько клавишами, сколько подручными средствами: иногда медиатором, а в особо запущенных случаях  – пальцами.

Словно повторяется история клавесина, но уже на современный лад. Вот только современное пианино, если особо не вмешиваться в его конструкцию, способно служить столетиями.

Отдельные экземпляры, сохранившиеся с середины девятнадцатого века (к примеру, фирмы «Смит энд Вегнер», англ. “Smidt&Wegener”), и сейчас обладают на редкость богатым и насыщенным звучанием, практически недоступным современным инструментам.

Абсолютная экзотика – кошачье пианино

Когда слышишь название «кошачье пианино», то сперва кажется, что это – метафорическое название. Ан нет, такое пианино действительно состояло из клавиатуры и…. котов.

Зверство, конечно, и надо обладать изрядной долей садизма, чтобы верно оценить юмор того времени. Коты были рассажены по голосам, из деки торчали их головы, а с другой стороны виднелись их хвосты.

Вот за них-то и дергали, чтобы извлечь звуки нужной высоты.

Сейчас, конечно, такое фортепиано в принципе возможно, но лучше пусть об этом не будет известно обществу защиты животных. Сойдут с ума заочно.

Но вы можете расслабиться, этот инструмент имел место в далеком шестнадцатом веке, а именно в 1549-м году, во время одной из процессий испанского короля в Брюсселе. Несколько описаний встречается и в более позднее время, но уже не так понятно, существовали ли эти инструменты дальше, или о них остались лишь сатирические воспоминания.

Хотя ходил слух, что однажды его использовал некий И.Х. Рейль, чтобы вылечить от меланхолии итальянского принца. По его версии, подобный забавный инструмент должен был отвлечь принца от его грустных мыслей.

  1. Так что может это и было жестоким обращением с животными, но одновременно и серьезным прогрессом в обращении с душевнобольными, что ознаменовало рождение психотерапии в ее зачаточном виде.
  2.  На этом видео клавесинистка исполняет сонату ре-минор Domenico Scarlatti (Доменико Скарлатти):

Источник: https://shademark.ru/notnaya-gramota/istoriya-sozdaniya-fortepiano-ot-klavikorda-k-sovremennomu-royalyu.html

Статья на тему "Из истории создания фортепиано"

Из истории создания фортепиано

Фортепиано  – это удивительный музыкальный инструмент; пожалуй, самый совершенный. Существует он в двух разновидностях –рояль, что означает «королевский», и пианино. 

История создания этого удивительного инструмента уходит своими корнями в глубокую древность.

С тех пор, как первобытный человек стал использовать для охоты лук и стрелы, он заметил, что момент спуска стрелы сопровождается гудящим звуком, возникающим от колебания тетивы.

Заинтересовавшись этим, человек стал использовать лук как орудие для звукоизвлечения; таким образом, появился первый струнный музыкальный инструмент.

Струны современного фортепиано приводятся в колебание ударами молоточков. Исходя из этого, связь с прошлым очевидна. Конечно, фортепиано в том виде, в котором мы видим его сегодня, изобрели не сразу. Это был довольно долгий путь.

После рождения струны был изобретён монохорд,представлявший собой деревянный прямоугольный ящик-резонатор, над верхней плоскостью которого крепилась сначала одна струна, а затем и несколько десятков струн.

Звук появлялся в момент защипывания струны, либо от удара по ним специальной пластинкой – плектром. Но управляться с большим количеством струн — дело вовсе не простое. И в эпоху раннего средневековья появляются инструменты с клавиатурой.

Первые клавишные потомки монохорда уступили место инструменту клавикорду.

Клавикорд  появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Это был достаточно простой и небольшой по конструкции музыкальный инструмент с тихим звучанием, выполненный в виде небольшого плоского ящика без подставки и ножек.

Струны у клавикорда располагались перпендикулярно клавишам, как у современного пианино, и их количество было часто меньшим, чем количество клавиш. В этом случае одна струна обслуживала несколько клавиш. Отдельная для каждой ноты струна была только в басовой октаве.

Диапазон первых клавикордов охватывал всего 2,5 октавы, к 17 веку он расширился до 4-х октав, а в 18 веке достиг 5-6 октав, и для каждой ноты была своя струна. Поскольку клавикорд был небольшим, он предназначался исключительно для домашнего музицирования.

В отличие от тонкого и нежного звука клавикорда,клавесин обладает игрой более звучной и блестящей, звук у него более резкий.

При нажатии на клавишу клавесина плектр из гусиного пера цеплялся за струну и она звучала.

В клавесине могли звучать от одной до четырех струн одновременно и располагались они параллельно клавишам, как у современного рояля. И ещё одна особенность клавесина – у него было две клавиатуры.

Таким образом, прямыми предшественниками фортепиано считаются клавесиныиклавикорды.

В 17-18 веках многие мастера трудились над тем, чтобы создать достаточно громко звучащий инструмент.

И в 1709 году клавесинный мастер Бартоломео Кристофори  изобрел клавишный инструмент,  в котором молоточки ударяли непосредственно по струнам, чутко откликаясь на прикосновение пальца к клавише.

Специальный механизм позволял молоточку после удара по струне быстро возвращаться в исходную позицию, даже если при этом исполнитель продолжал держать палец на клавише.

Этот новый инструмент сначала получил название «клавишный инструмент, играющий тихо и громко», затем это название сократилось до пьянофорте и только позже обрел современное название  фортепиано.

Первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в 1732 г. (соната Лодовико Джустини).

Фортепианообладает огромным преимуществом перед клавикордом и клавесином — это возможность изменять динамику звучания, способность воспроизводить различные музыкальные оттенки от pp и p до нескольких f, но эта возможность появилась уже позже. А в начале фортепиано, на котором играл И.-Х.

Бах в 1768 году, звучал совершенно не так, как звучит современный рояль. Сегодня Бетховен и Моцарт могли бы просто не узнать собственную музыку, поскольку «современное» звучание рояль обрёл только приблизительно к 1850 году.

Это объясняется тем, что фортепианные струны в начале 19 века были по сравнению с современными струнами очень тонкими и лёгкими, и натянуты они были намного слабее, — ведь струны на современных роялях напоминают скорее жёсткие неподвижные бруски.

Тонкие струны, которые устанавливались на ранних фортепиано, издавали массу обертонов, поэтому такие инструменты показались бы нам, современным слушателям, плохо настроенными.

Еще один ключевой момент в истории пианино, —клавиши. Раньше клавиатура состояла из одних только белых клавиш, называвшихся по первым буквам латинского алфавита. Как правило, эти же буквы наносились и на клавиши самого инструмента – это делалось для того, чтобы помочь музыканту ориентироваться в сплошном ряду одинаковых клавиш.

Да и классическая система семи нот, которую мы сейчас используем, тоже родилась не сразу. Немало музыкантов, имена которых остались неизвестны, бились над тем, чтобы понять, какой же все-таки должна быть ее структура.

И начиная с 13 века уже создается привычное нашим глазам и пальцам построение клавиш – 7 белых и 5 черных в октаве, всего 88 клавиш.

  Итак, изобретенный Бартоломео Кристофори  инструмент с годами менялся, совершенствовался разными мастерами. И в 1783 году были изобретены ножные педали. Одна педаль использовалась для игры f, а вторая – для того, чтобы приглушить струну. Многие мастера экспериментировали с другими видами педалей, количество которых на некоторых инструментах доходило до 4-х и даже 6-и.

В начале 18 века новый инструмент – фортепиано – не сразу был принят публикой. Ведь механика первых фортепиано была не совершенна, а звук, хотя и менялся по силе, был резким и сухим.

Вторая половина 18 века является переломным моментом в истории фортепиано. Отныне крыловидное фортепианополучило название рояль, что означает «королевский».

Главной особенностью этого инструмента был певучий звук.

Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных инструментов и занять центральное место в концертных залах Европы. В 19 веке роялю, завоевавшему большие залы, не хватало силы звука. Для этого струны сделали толще, длиннее и больше натянули их. Но деревянные корпуса роялей не выдерживали большого натяжения струн, которое исчислялось сотнями килограммов.

На помощь дереву пришёл металл – чугунная рама, позволявшая увеличить силу натяжения струн до 20 с лишним тонн! А сами струны стали располагаться перекрёстно в два яруса. В результате звук стал ярче, полнее, громче.

Изменились не только сила, но и качество звука. Раньше молоточки обтягивали лосиной кожей, но она была жёсткая и не долговечная, а теперь стали использовать прессованный войлок – фильц.

Но самым удивительным усовершенствованием рояля стало изобретение педали.

Одна педаль использовалась для задержания звука, для его продления после того, как клавиша отпущена, а вторая – для того, чтобы приглушить струну и сделать звук особо тихим и мягким.

Всего фортепиано понадобилось более 200 лет на то, чтобы окончательно сформироваться в тот инструмент, который мы с вами привыкли видеть и слышать.

Источник: https://infourok.ru/statya-na-temu-iz-istorii-sozdaniya-fortepiano-1561999.html

История фортепиано

В данной статье рассматривается вопрос истории возникновения и становления фортепиано как музыкального инструмента. Вопреки распространённому в широких массах мнению, что предшественником фортепиано является клавесин, в данной статье приводятся аргументы в пользу иной версии.

Историю фортепиано обычно выводят по такой простой схеме: клавикорд – клавесин – фортепиано. Но эта схема говорит больше о возрасте каждого из этих инструментов.

Действительно, раньше всех появился клавикорд, потом клавесин, а самый молодой инструмент – фортепиано.

Однако, попробуем отбросить хронологию и внимательно рассмотреть устройство главного узла, который передает механическое движение с клавиши на струну, и у клавикорда , и у клавесина.

         Начнем с клавикорда. Кстати, перевести это название можно так – «клавишеструнник».

         Прежде, чем продолжить рассматривать клавикорд, надо вспомнить одного выдающегося  грека. Все знают, что Пифагор был ученым, автором знаменитой теоремы.  Не так широко известно, что он был еще и блестящим музыкантом.

Сочетание этих дарований позволило Пифагору первым догадаться о существовании природного звукоряда. Пифагор построил для своих экспериментов полуинструмент, полуприбор – монохорд.

Это был продолговатый ящик с натянутой поверх него струной и расчерченной шкалой на верхней крышке ящика. Играть на монохорде Пифагор не собирался, для этого были другие инструменты а для опытов одной струны ему вполне хватало.

Вряд ли Пифагор мог предположить, что сконструированный им прибор все-таки  станет музыкальным инструментом. Простым, с очень небольшими возможностями, но инструментом.

         В средние века монохорд получил довольно широкое распространение. Правда, внешне это был уже не тот монохорд. Ящик стал плоским, его делали таким для того чтобы во время игры было удобнее держать его на коленях. Дерево для ящика стали подбирать придирчивее, стремясь к красоте звука.

И, что самое главное, постепенно прибавлялись струны – их стало две, потом три, четыре. Прежнее название инструмента еще долго сохранялось (в переводе на русский – «однострунник»), но и с четырьмя струнами монохорд не был  полноценным инструментом. Музыкантам было сложно мириться с ограниченными возможностями инструмента, приходилось прибавлять струны.

Но тогда  стало неудобно сохранять прежнее наименование.

 Многострунный инструмент, разошедшийся по разным народам, у каждого  из них получил собственное название. Например, у русских – гусли, у карелов – кантеле. Все эти инструменты сохранили основные черты  далекого прародителя: ящик, а на нем струны.

Они  могли  быть теперь и треугольными, и трапециевидными , украшались резьбой и инкрустацией. Струн стало значительно больше, но принцип монохорда остался. Играли на этих инструментах по-разному. Чаще всего защипывали струны пальцами.

На некоторых инструментах играли деревянными молоточками или палочками, концы которых были обтянуты кожей. К одному из подобных ящиков со струнами приспособили клавиатуру. Её тоже не надо было придумывать заново, она уже имелась у органа и могла вызвать ассоциацию лишь с трубами, но никак со струнами.

Читайте также:  Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.

И вот возник инструмент, в котором клавиши управляли струнами. Это нововведение стало вехой в истории музыки – родился новый инструмент.

         Время возникновения клавикорда неизвестно, название же «клавикорд» упоминается впервые в документах 1396 года, а самый старый сохранившийся документ  был создан в 1543 году Домеником Пизанским и находится сейчас Лейпцигском музее музыкальных инструментов.

Клавикорд – замечательный инструмент, чрезвычайно простой и в то же время обладающий нежным серебристым звучанием. Несколько столетий он услаждал слух людей самых разных сословий.

И даже после появления клавесина, позже – фортепиано, клавикорд всё ещё выдерживал конкуренцию, многие предпочитали слушать его, а не новые инструменты.

Наибольшего же расцвета клавикордная музыка достигла в XVII-XVIII веках, а в начале XIX века окончательно вытесняется фортепиано. Для клавикорда создавали произведения такие великие композиторы, как И.С.Бах, его сын Ф.Э.Бах,В.А.Моцарт.

Как же устроен клавикорд? Просто – к каждой клавише на противоположном от  музыканта конце крепился вертикально стоящий металлический стержень с плоской головкой – тангент. Когда музыкант нажимал клавишу, тангент поднимался, ударял струну снизу и оставался прижатым к ней все время, пока клавиша была нажата.

Стоило музыканту отнять палец, как тангент своим весом опускал дальний конец клавиши, и она принимала первоначальное положение. Диапазон клавикорда менялся со временем.   Изначально он составлял две с половиной октавы, с XVI века увеличился до четырех, а в дальнейшем равнялся уже пяти октавам. Чтобы сделать клавикорд компактным, мастера шли на некоторую хитрость.

Они использовали одну струну для двух или трех клавиш, когда тангенты нескольких клавиш ударяют одну и ту же струну в разных местах. Существенно уменьшается число струн, однако невозможно одновременно использовать соответствующие ноты.

Многоголосие получалось не вполне свободным, и в конце XVII века стали делать клавикорды, в которых количество струн было равно количеству клавиш. Появилась и  возможность подбирать для каждого звука наиболее подходящую струну.

В XVII веке научились производить стальные струны, которые позднее стали обвивалась латунной или медной канителью, что увеличивало длительность её звучания и улучшало  тембр. Существенным отличием клавикорда  от последующих струнно-клавишных инструментов является то, что музыкант, играющий на нем, не терял связи со струной  после того, как клавиша была нажата.

Ни клавесин, ни фортепиано такой возможности музыканту не предоставляют. А в клавикорде после нажатия клавиши можно было её ещё и чуть покачать, отчего тангент скользил по струне и придавал её голосу вибрирующий оттенок. Можно ослабить нажим и вновь нажать сильнее – от этого менялся характер звучания.  Нежный, серебристый, которого не было потом ни у одного музыкального инструмента.

А как же выглядел клавикорд? Поначалу это все тот же невысокий ящик, который во время игры музыкант ставил на колени. Потом клавикорд стал настольным, а ещё позже инструмент обрёл собственные ножки. Изготовлялись клавикорды самых разных размеров.  Конечно же, инструменты украшались и росписью, и инкрустацией, и ажурной резьбой, и мозаичным орнаментом.

В музеях можно увидеть удивительно красивые инструменты. Восемь столетий  подряд клавикорд знал привязанность людей и существовал бы до сих пор, если бы не имел  такой слишком тихий звук,  не выдерживающий конкуренцию ни с клавесином, ни с фортепиано, хотя довольно долго клавикорд продолжал существовать бок о бок со своими  более молодыми  собратьями.

Итак, клавесин. Самое раннее упоминание инструмента фигурирует в источнике 1397 года из Падуи, а изображение на алтаре Кафедрального собора в немецком городе Минделе датируется 1425 годом. Клавесины XV века не сохранились.

Первое же практическое описание клавесиноподобного инструмента с чертежами дал голландец Арно из Зволле около 1445 года. Судя же по изображениям, это были короткие инструменты с грузным корпусом.

Большинство сохранившихся клавесинов XVI века были изготовлены в Италии, где главным центром их производства была Венеция.

Уже на первых порах в XV и XVI веках клавесин сильно отличался от клавикорда. Вместо латунных тангентов мастера устанавливали на задних концах клавиш вертикальные деревянные брусочки с перышками вверху. Перышки заставляли звучать струны уже не ударом, а щипком.

Инструмент стал обладателем более громкого голоса, изменился и характер звучания. Каждая клавиша имела собственную струну, а клавикорд в то время ещё не дошел до такой роскоши. Первые клавесины были несовершенными, недостатков у них насчитывалось гораздо больше, чем достоинств.

Поэтому многие любители музыки ещё долго безоговорочно отдавали предпочтение клавикорду. Но мало-помалу выявилось основное преимущество клавесина: он был способен выступать в большом зале, чего не мог делать клавикорд. Потому в XVI веке клавесин уже широко распространился во многих европейских странах.

Важнейшим центром производства клавесинов в Северной Европе был Антверпен, а французские, английские и немецкие клавесины сочетают в себе признаки фламандских и нидерландских моделей.

Ещё лет двести после этого вокруг клавесина и клавикорда разгорались ожесточенные споры. Одни считали, что клавесин  по сравнению с клавикордом суховат и грубоват, что он не дает музыканту возможности играть выразительно и показать всё своё искусство. Другие говорили, что надо развивать приемы игры на нём, и что будущее все-таки за клавесином.

И те и другие имели серьезные основания для своих утверждений. Музыкант, играющий на клавесине, сразу после нажатия клавиши терял всякую связь со струной, дальше она звучала  сама по себе без малейшего участия человека. Клавикорд же позволял музыканту влиять на характер звучания струны и после нажатия клавиши.

Но клавесин, кроме того, что он был более громким инструментом, ещё и открывал широкий простор для усовершенствования. А клавикорд к началу XVIII века был уже вполне сформировавшимся инструментом, и улучшить в нем что-либо было трудно, и даже, если изменения происходили, то они заимствовались у клавесина.

Однако, он был недорогим, а значит более демократичным и доступным семьям с обычными доходами. И сколько бы не говорили триста лет назад о скорой гибели клавикорда, он еще в начале XX века выпускался некоторыми фабриками.

А клавесин стал одним из важнейших явлений музыкальной культуры, в основном концертным инструментом, который могли себе позволить приобрести люди лишь с солидным достатком. Клавесин на протяжении своей жизни постоянно улучшался, обновлялся, становился совершеннее.

Как мы помним, струны в клавесине начинают звучать после щипка. На первых клавесинах устанавливались жильные струны, от щипка и они звучат достаточно громко. Позже в клавесине появились и стальные струны.

Появился у клавесина и совершенно новый по сравнению с клавикордом конструктивный элемент – гибкая деревянная дека, которая, резонируя, усиливала и облагораживала звучание струн.

Также мастера экспериментировали с перышками, которые заставляли звучать струну. Сначала это были перышки в буквальном смысле:  заточенные кусочки стволов вороньих или индюшачьих перьев.

Потом перышки стали делать из кожи, а еще позже – из латунных и стальных пластинок  Инструмент стал не таким капризным, да и характер звука получался другим.

Появились двойные, затем тройные и даже четверные струны для каждой клавиши, что усилило звук клавесина.

Как и клавикорды, клавесины делались самых разных размеров .В больших инструментах неодинаковая длина струн диктовала и форму корпуса. Инструмент все больше становился похожим на современный рояль, хотя нужно было  бы  сказать наоборот, если следовать хронологии.

Было замечено, что струны из разных материалов отличаются по тембру, а он в свою очередь зависит от материала перышек. Клавесинные мастера пытались совместить все находки в одном инструменте. Так появились клавесины с двумя, тремя клавиатурами, расположенными одна над другой.

Каждая из них управляла своим набором струн и тембр  разнообразился. Однако не был преодолен основной недостаток клавесина – его однообразие по громкости звучания. Сила звука не зависела от энергии музыканта, прикасающегося к клавише, а зависела лишь от упругости перышка, защипывающего струну.

Были скованы и композиторы, ведь они знали, что клавесин не способен на нюансы

Назревала идея нового инструмента, который сохранил бы все достоинства клавесина, а точнее, клавишеструнника, но вдобавок стал бы более послушен движениям пальцев музыканта, отзывался бы на энергичные или более мягкие прикосновения, мог бы звучать гибко, либо «форте», либо «пиано»

Новый инструмент, воплотивший в себе эту главную идею, так и стал называться – фортепиано .Тембр его звучания отличался и от клавикорда и от клавесина.

Принцип же передачи движения с клавиши на струну – удар, как и у клавикорда.

Поэтому, несмотря на хронологию, классификация и клавикорда, и фортепиано выглядит так: струнно-клавишно-ударный инструмент, а клавесина – струнно-клавишно-щипковый.

Изобрел фортепиано флорентиец  Бартоломео  Кристофори, работавший во дворце герцога Медичи хранителем и реставратором музыкальных инструментов. Инструмент, в котором были заложены основные  детали современного механизма фортепиано, был продемонстрирован герцогу и его гостям в 1709 году.

Фортепиано не понравилось – его звучание показалось чересчур грубым по сравнению с клавикордом и клавесином. Трудно было предположить, что происходит рождение инструмента, которому уготовано столь блестящее будущее. Его механизм  был подробно описан в венецианском журнале в 1711 году.

Назвали его « gravicembalo col piano e forte» (клавесин тихим и громким звуком), пианофорте, а впоследствии закрепилось название фортепиано.

Почти сто лет фортепиано прокладывало себе дорогу к признанию, с трудом конкурируя с клавикордом  и  клавесином. Готфрид  Зильберман, державший в Дрездене клавесинную фабрику, наладил производство фортепиано. Конструкция улучшалась , усовершенствовался клавишный механизм.

Эти инструменты звучали уже лучше первых моделей.  И все-таки многие композиторы и исполнители  того времени отзывались о фортепиано неодобрительно. Зильберман показывал один из своих инструментов Иоганну Себастьяну Баху, но ожидаемой похвалы не получил.

Баху звучание фортепиано показалось грубым и примитивным.

Как же происходило развитие фортепиано? Принципиальное отличие заключалось в том, что по струне ударял молоточек, связанный с клавишей, и после этого отскакивал сам, не дожидаясь пока клавиша будет отпущена.

Причем сила удара о струну зависела от того, насколько мягко или энергично нажималась клавиша. Именно эта очень значительная новизна дала жизнь фортепиано .

Все остальное на первых порах было заимствовано у клавесина – корпус, рама, колки, дека.

Дальше шла борьба за качество звука. Поначалу  много  экспериментировали со струнами, считая, что звучание можно смягчить, если правильно их подобрать, а еще и усилить их натяжение. Результат был получен, когда попробовали раму отлить из чугуна. Струны зазвучали гораздо лучше, хотя некоторая грубость все же оставалась.

Чугунная рама появилась у фортепиано в 1825 году, а вслед за этим событием в достаточно короткий промежуток времени произошли важные усовершенствования инструмента. Франц Себастьян Эрар дополнил молоточковый механизм так называемым репетиционным устройством, теперь музыканту стали доступны очень быстрые повторные звуки.

Затем деревянный молоточек, обтянутый лосиной кожей, стали обтягивать высококачественной разновидностью войлока – фильцем. Тембр звука стал значительно мягче.

А еще обнаружили, что если струны натягивать не строго параллельно друг другу, а так, чтобы они  чуть расходились от того места, где расположены молоточки к заднему краю инструмента, звук получается лучше.

Вот теперь это было то фортепиано, которое мы знаем – с сильным, благородным  звучанием. Последующие усовершенствования были не столь принципиальными, хотя тоже улучшали звук. Все это не могло не сказаться на отношении музыкантов к новому инструменту, и композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на клавесин со времен Гайдна и Моцарта.

Фортепиано делятся на инструменты с вертикальным (пианино) и горизонтальным (рояль)  положением струн. Пианино – инструмент компромиссный. Его звучание заведомо хуже звучания рояля, и мастера пошли на это сознательно. Потеряли в качестве звука, зато сделали инструмент компактным.

Но если речь идет об отдельных инструментах, то это утверждение может быть и несправедливым, если на стадии изготовления рояля допущены производственные огрехи. Рояль полнозвучнее потому, что в нем можно использовать более длинные струны и большую резонансную деку.

Кроме того, у рояля можно поднять крышку, и не останется никакой преграды между струнами и окружающим пространством.

Фортепиано является одним из самых любимых инструментов музыкантов и слушателей. Трудно представить себе классическое музыкальное богатство без сонат Бетховена, без сочинений Фридерика Шопена, его баллад, вальсов, мазурок.

Фортепиано является сольным концертным инструментом, а также полноправным участником камерных ансамблей: дуэтов, трио, квартетов, квинтетов. Фортепиано не только прекрасно сочетается с другими музыкальными инструментами – оно незаменимый спутник пения. В  XIX-XXI  веках фортепиано стало одним из самых распространенных инструментов.

Оно звучит повсюду, на концертах классической, эстрадной, джазовой музыки, в балетных классах, в учебных заведениях. Это любимый инструмент домашнего  музицирования.

Список литературы:

1.М.Бражников, Фортепиано. М., 1967 г.

2.П. Зимин. История фортепиано и его предшественников. М., 1968 г.

3. Г. Нейгауз, Об искусстве фортепианной игры, М. «Музыка»,1982 г.

4. С. Газарян. В мире музыкальных инструментов, «Просвещение». 1989г. 

Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/muzyka/istoriya-fortepiano

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector