Что такое компьютерная музыка

Компьютерная музыка. Что такое компьютерная музыка? Компьютерная музыка ( англ. Computer music) термин, который первоначально использовался в кругу специалистов. — презентация

1 Компьютерная музыка<\p>

2 Что такое компьютерная музыка? Компьютерная музыка ( англ. Computer music) термин, который первоначально использовался в кругу специалистов — профессионалов для обозначения области инженерных разработок, связанных с цифровым синтезом музыкальных звуков, цифровой обработкой звуковых сигналов, цифровой записью различных сонорных структур и т. д. Компьютерная музыка ( англ. Computer music) термин, который первоначально использовался в кругу специалистов — профессионалов для обозначения области инженерных разработок, связанных с цифровым синтезом музыкальных звуков, цифровой обработкой звуковых сигналов, цифровой записью различных сонорных структур и т. д.<\p>

3 Что же такое компьютерная музыка? Появление первых электронно-вычислительных машин Появление первых электронно-вычислительных машин открыло в 50-х годах прошлого столетия новое направление исследований и экспериментов в области музыки, которое в середине 70-х годов благодаря появлению новых вычислительных средств и растущей мощности вычислительной техники сформировалось в самостоятельное направление известное, как Computer Music (компьютерная музыка), или Music Informatics (MI) (музыкальная информатика). Компьютерная музыка это прежде всего научное направление в области музыки и информатики, а не музыка исполняемая с помощью компьютеров или звучащая из компьютеров! Предмет изучения компьютерной музыки – связь фундаментальных знаний о музыке c системами передачи и обработки информации. открыло в 50-х годах прошлого столетия новое направление исследований и экспериментов в области музыки, которое в середине 70-х годов благодаря появлению новых вычислительных средств и растущей мощности вычислительной техники сформировалось в самостоятельное направление известное, как Computer Music (компьютерная музыка), или Music Informatics (MI) (музыкальная информатика). Компьютерная музыка это прежде всего научное направление в области музыки и информатики, а не музыка исполняемая с помощью компьютеров или звучащая из компьютеров! Предмет изучения компьютерной музыки – связь фундаментальных знаний о музыке c системами передачи и обработки информации.<\p>

4 И так, для чего же нужна компьютерная музыка??? Компьютерная музыка это междисциплинарное научное направление целями которого являются: Компьютерная музыка это междисциплинарное научное направление целями которого являются: — получение и систематизация новых знаний о музыке; — получение и систематизация новых знаний о музыке; — создание новых музыкальных инструментов; — создание новых музыкальных инструментов; — создание новой музыки; — создание новой музыки; — создание нового музыкального мышления. — создание нового музыкального мышления.<\p>

5 Что включает себя к.музыка? Компьютерная музыка включает в себя: Компьютерная музыка включает в себя: — композицию и исполнительство с использованием вычислительной техники; — композицию и исполнительство с использованием вычислительной техники; — алгоритмический анализ произведений; — алгоритмический анализ произведений; — изучение восприятия, — изучение восприятия, — анализ и синтез звуковых образов; — анализ и синтез звуковых образов; — автоматические распознавание и нотную запись исполняемой музыки; — автоматические распознавание и нотную запись исполняемой музыки; — создание информационно-поисковых систем представления музыки и музыкальных знаний; — создание информационно-поисковых систем представления музыки и музыкальных знаний; — разработку технических средств для музыкального творчества, научной работы и образования. — разработку технических средств для музыкального творчества, научной работы и образования.<\p>

6 И в заключении… Главными направлениями в компьютерной музыке являются алгоритмическая композиция (Algorithmic composition) и моделирование музыкальных сигналов или цифровой синтез звуков (Sound and Music Computing (SMC)). Главными направлениями в компьютерной музыке являются алгоритмическая композиция (Algorithmic composition) и моделирование музыкальных сигналов или цифровой синтез звуков (Sound and Music Computing (SMC)). Алгоритмической композицией, иногда также называют «автоматическую композицию» – «процесс использования некоторых формальных процессов, для создания музыки с минимальным вмешательством человека» Алгоритмической композицией, иногда также называют «автоматическую композицию» – «процесс использования некоторых формальных процессов, для создания музыки с минимальным вмешательством человека»<\p>

7<\p>

8 Спасибо за внимание!!!<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1132577/

История компьютерной музыки

Компью́терная му́зыка — термин, который первоначально использовался в кругу специалистов-профессионалов для обозначения области инженерных разработок, связанных с цифровым синтезом музыкальных звуков, цифровой обработкой звуковых сигналов, цифровой записью различных сонорных структур и так далее.

В настоящее время определение «компьютерная музыка» часто используется многими музыкантами и слушателями применительно к любой музыке, которая создаётся с помощью тех или иных музыкально-компьютерных технологий.

Первым компьютером, который был использован для создания музыки, считается CSIRAC (аббр. от англ. Council for Scientific and Industrial Research Automatic Computer, Автоматический компьютер Совета по научным и промышленным исследованиям) — первая австралийская цифровая ЭВМ и четвёртая в мире ЭВМ с программной памятью.

CSIRAC первоначально назывался CSIR Mk 1, и в настоящее время является единственным в мире уцелевшим компьютером первого поколения.

CSIRAC был спроектирован в конце 1940-х годов группой австралийских инженеров под руководством Тревора Пирси (англ. Trevor Pearcey) и Мастона Берда (англ. Maston Beard), которые работали независимо от своих коллег в Европе и США.

Первая тестовая программа CSIRAC была апробирована в конце 1949 года, а в период с 1950 по 1951 год машину использовали в целях создания музыки, для чего математик Джеф Хилл (англ. Geoff Hill) разработал специальную алгоритмическую программу для компьютерного синтеза машинного звучания популярных музыкальных произведений того времени.

В 1951-ом году CSIRAC успешно «исполнил» популярный шлягер «Марш полковника Боги» (англ. «Colonel Bogey March»), однако в дальнейших исследованиях и разработках по созданию музыки задействован уже этот компьютер не был.

В 1951 году в Великобритании специалистами выездной студии BBC в Манчестерской лаборатории вычислительных машин была сделана первая запись музыки, сгенерированной компьютером. Машина, созданная Тьюрингом и занимавшая почти весь первый этаж лаборатории, могла генерировать три мелодии — «Боже, храни Королеву» (англ. God Save the King) , «Бе Бе Черная овечка» (англ.

Baa, Baa Black Sheep) и классику свинга «В настроении» (англ. In the Mood) Глена Миллера. Музыка записана на 12-дюймовый (30.5 cм) ацетатный диск . При этом фундаментальные работы Тьюринга конца 1940-х годов по превращению компьютера в музыкальный инструмент оказались незамеченными.

Звуковой артефакт, представляющий Тьюринга как музыкального новатора, восстановлен в 2016 году.

Источник: https://composemo.ru/component/k2/item/112

СЛУШАТЬ: Первая запись электронной музыки в истории • SameSound — сайт для музыкантов

Отреставрирована первая запись электронной музыки в лаборатории Тьюринга.

Ученые из новозеландского Университета Кентербери отреставрировали аудиозапись, которую назвали самой ранней записью музыки, созданной при помощи компьютера. Таким образом, ученые получили цифровую версию первой записи электронной музыки в истории человечества. Музыка была воспроизведена при помощи техник программирования, изобретенных известным физиком Аланом Тьюрингом.

  1. First Recording of Computer Music Copeland-Long Restoration 2:01

Реставрацией и оцифровкой записи занимались профессор Джек Коупленд и выпускник Университета Кентербери и композитор Джейсон Лонг. По их признанию, самым сложным оказалось установить корректную высоту звука данной записи. Без понимания того, как звучал оригинал, крайне затруднительно или практически невозможно восстановить аудиоматериал в исходной высоте звучания.

Джек Коупленд и Джейсон Лонг, занимавшиеся реставрацией и оцифровкой записи.

В 1951 году специалисты компании BBC произвели запись трех мелодий, сгенерированных и воспроизведенных при помощи компьютера.

Запись происходила в британском Манчестере, где в качестве звукового носителя выступала обыкновенная виниловая пластинка.

Что же касается самого инструмента, то им оказался гигантский компьютер, располагавшийся в подвале лаборатории Алана Тьюринга.

Односторонняя 12-дюймовая виниловая пластинка с записью первой электронной музыки в истории человечества дошла до наших дней. Сам компьютер был давным-давно списан в утиль, так что можно с уверенностью утверждать, что пластинка — единственное историческое подтверждение факта записи.

Получив в свое распоряжение пластинку, Коупленд и Лонг обратили внимание на не четкое звучание аудиоматериала. Это, в свою очередь, не позволяло со 100% точностью определить высоту звуков и нот «сыгранных» компьютером. Более того, в изначальном варианте, дошедшем до наших дней, запись давала только очень грубое представление о характере звуков, которые издавал компьютер Тьюринга.

Потратив некоторое время на анализ звукозаписи и прибегнув к помощи современных технологий, исследователям удалось восстановить оригинальное звучание компьютера. Таким образом запись получила широкую огласку впервые за последние полвека.

В конце 1940-х годов Алан Тьюринг искал возможность превратить компьютер в полноценный музыкальный инструмент. Несмотря на это, информация о первой сгенерированной компьютером музыке имеет множество противоречий.

Изначально считалось, что первая компьютерная музыка была создана в 1957 году в лаборатории Bell Labs в США.

В то же самое время, ученые из Оксфорда утверждали, что первая музыка подобного рода была создана и записана в австралийском Сиднее.

В качестве доказательства своих слов оксфордские ученые приводили материалы из книги «Oxford Handbook of Computer Music», являющейся своего рода летописью компьютерной и электронной музыки.

Так или иначе, сиднейский компьютер не функционировал до конца 1950-х годов. Ученые Университета Кентербери смогли установить примерное время записи: компьютер, соединенный с динамиком, участвовал в сессии звукозаписи в лаборатории Алана Тьюринга не раньше осени 1948 года. Таким образом, говорят новозеландские исследователи, первая запись электронной музыки была сделана именно тогда.

Алан Тьюринг

Манчестерский компьютер из лаборатории имел специальный набор инструкций, позволявших работать вместе с динамиком. Компьютер посылал короткий звуковой импульс, длящийся несколько долей секунды, а динамик воспроизводил его во всеуслышание. Сам Тьюринг описывал звук как «что-то среднее между стуком, щелчком и глухим ударом».

Повторение выполнения набора инструкций приводило к тому, что «щелчок» начинал проявляться чаще, с завидной долей регулярности. Если быть более точным, то компьютер интерпретировал набор инструкций таким образом, что щелчок начинал появляться на каждый четвертый удар.

Получалась примерно такая картина интерпретации инструкций компьютером: стук стук стук щелчок / стук стук стук щелчок и т.д. Повторение инструкций достаточное количество раз приводило к тому, что человеческое ухо начинало слышать не стуки и щелчки, а конкретные ноты.

В случае с аудиозаписью на ней можно услышать ноту До третьей октавы (C6).

Тьюринг заметил, что если набор инструкций не просто повторять друг за другом бесконечное количество раз в неизменном виде, а менять рисунок, то человеческий слух сможет слышать разные ноты — эдакая разновидность азбуки Морзе.

К примеру, физик отметил, что повторяющийся паттерн «стук стук стук щелчок / стук стук стук стук / стук стук стук щелчок / стук стук стук стук» воспроизводит ноту До второй октавы (C5), а паттерн «стук стук стук щелчок / стук стук стук щелчок / стук стук стук стук / стук стук стук щелчок / стук стук стук щелчок / стук стук стук стук» воспроизводит Фа первой октавы (F4).

Несмотря на все, Тьюринг не был сильно заинтересован в программировании компьютера для воспроизведения различной музыки. Знаменитого физика больше интересовала возможность использования разных нот для индикации состояния работы компьютера: одна нота для окончания работы, другая для нехватки памяти, третья — для индикации ошибок передачи данных и т.д.

Пластинка, на которой хранится первая запись электронной музыки в истории человечества.

Как утверждал Тьюринг, написанная им программа пригодится для «озвучивания» этапов работы компьютера, что поможет пользователям легче ориентироваться в его работе. Стоит напомнить, что в те времена у компьютеров не было дисплеев, которые бы четко отражали этапы работы и выполнения операции компьютером.

Конечно, возможность превращения машины в полноценный музыкальный инструмент была интересом Алана Тьюринга, но исследования в этом вопросе он предпочел оставить кому-нибудь другому, кто сможет лучше него запрограммировать первую компьютерную музыку.

В это же самое время, молодой школьный учитель Кристофер Стрэчи ознакомился с копией учебника по программированию компьютера Тьюринга «Turing’s Programmers’ Handbook for Machester Electronic Computer Mark II». Книга считается первым руководство по программированию для всех желающих, известное мировой общественности.

Стрэчи, одновременно являющийся довольно талантливым пианистом, изучил учебник и оценил потенциальную возможность компьютера Тьюринга исполнять запрограммированную музыку.

В скором времени Стрэчи приехал в лабораторию Тьюринга в Манчестере с самой длинной компьютерной программой своего времени.

Алан Тьюринг оценил работу Стрэчи и позволил ему использовать компьютер для выполнения программы, правда ограничил сроки использования машины молодым человеком всего одной ночью.

«Тьюринг зашел в лабораторию и дал мне невероятно короткое и пронзительное описание того, как пользоваться компьютером. — вспоминал позже Кристофер Стрэчи.

— После этого он уехал, оставив меня один на один с консолью компьютера до самого утра. Я же сел напротив этой машины с четырьмя или пятью рядами по двадцать переключателей в каждом.

Само помещение выглядело не как лаборатория, а как центр управления боевым эсминцем!»

Кристофер Стрэчи.

В общем, Стрэчи провел бессонную ночь за компьютером, а уже утром компьютер был готов сыграть национальный гимн Великобритании.

Тьюринг, обычно выражавшийся короткими и емкими предложениями, произнес ровно одну фразу по окончанию исполнения: «Добротное шоу».

Кстати говоря, несколько недель спустя Стрэчи получил от Тьюринга письмо, в котором знаменитый ученый приглашал его на работу в свою лабораторию.

Что же касается первой записи электронной музыки, то она состоялась чуть позднее в 1951 году. Во время записи, устроенной силами телеканала BBC, помимо гимна «God Save The Queen», прозвучала также песня «Baa Baa Black Sheep» и знаменитая композиция Гленна Миллера «In The Mood».

К сожалению, история не донесла до наших времен информации о том, кто написал две другие программы, воспроизводившие «Baa Baa Black Sheep» и «In The Mood» — после того, как возможности машины Тьюринга усилиями Стрэчи открылись более широкому кругу лиц, многие ученые в лаборатории знаменитого физика стали практиковаться в написании подобных программ.

Алан Тьюринг и другие ученые перед компьютером Mark II.

Первая запись электронной музыки сейчас звучит довольно просто. Тем не менее, в те времена написать программу, которая будет воспроизводить музыку, да еще и проигрывать ее с максимальной точностью, было крайне сложно.

Причем наибольшую сложность составляла необходимость выдержать точный строй и высоту каждой ноты.

Усугубляло проблему еще и то, что компьютер Mark II мог только приблизительно воспроизводить высоту многих нот: к примеру, частота ноты Соль малой октавы (G3) составляет 196 Герц, в то время как Mark II мог генерировать звук с высотой 198,41 Герц.

Джек Коупленд и Джейсон Лонг, в чьем распоряжении оказалась первая запись электронной музыки, также потратили некоторое количество времени на установление возможных частот, воспроизводимых компьютером Mark II.

Исследователи отмечают, что большую часть информации они получили из все того же учебника «Programmers’ Handbook», который оказался довольно содержательным по современным меркам.

Изучение руководства позволило высчитать воспроизводимые частоты Mark II, а затем произвести частотный анализ записи BBC 1951 года.

Исследование показало, что все частоты в записи несколько «съехали» по высоте. Это означало, что звучание на записи дает только лишь отдаленное представление о том, какие звуки издавал компьютер на самом деле. Специалисты BBC поправили запись таким образом, что на ней звучат звуки, которые компьютер Mark II не мог воспроизводить чисто технически.

Новозеландским исследователям захотелось выявить истинное звучание компьютера. Именно «невозможные частоты» на записи стали ключом к нахождению ответов на интересующие вопросы.

Сравнение идеальной частоты звука и ближайшей частоты к идеальной, которую мог воспроизводить Mark II, позволило установить, что запись проигрывается с неправильной скоростью. Это стало следствием того, что практически все современные проигрыватели винила воспроизводят пластинки слишком быстро.

Ученые отметили, что проблемы со скоростью записи и воспроизведения есть практически у всех пластинок, записанных BBC в середине XX века.

Как только пластинка была проиграна на стандартной скорости в 78 оборотов в минуту, частоты звуков систематически сдвинулись. Все это позволило выявить не только правильную скорость и истинный характер звучания компьютера, но и с точностью воспроизвести оригинальный звук Mark II.

Помимо всего прочего Коупленд и Лонг отметили, что первая запись электронной музыки содержала довольно большое количество посторонних шумов, а также некий эффект замыленности звука, возникший в результате неправильной скорости записи исходного материала.

Теги по теме: Алан Тьюрингистория музыкимир музыкихроникиэлектронная музыка

Источник: https://samesound.ru/n/musicnews/73254-first-recording-of-computer-music

4.2. Компьютерная музыка

Компьютерная музыка — одно из самых старых компьютерных искусств: в 1950-х гг., на заре компьютерного музицирования, очень немногие композиторы искали и изучали новые звуковые возможности, открываемые компьютерами.

Сегодня в области компьютерной музыки котируются работы, соединяющие прекрасные человеческие голоса с «компьютерным вокалом», тонко отзывающимся на человеческое пение, необычное соединение обыденных звуков и музыки, сочетание свободной импровизации автора с наиболее эффектными возможностями абстракционизма компьютерной музыки. Компьютерная музыка как направление искусства стремится к сплаву эстетической элегантности с превосходным техническим мастерством. В ней могут играть свою роль все звуки: от тиканья часов или шуршания переворачиваемых страниц книги, пронизанных электронным музыкальным сопровождением, до мощного симфонического звучания электронных или традиционных инструментов, как это было сделано, например, в композиции Бернарда Пармеджани «Entre temps» («Между тем»), получившей «Золотую Нику» в области компьютерной музыки на фестивале Ars Electronica в 1993 г. Вот как впечатляюще описывает свое произведение сам автор:

«Представленная работа есть некое связующее звено между прошлым, настоящим и будущим, соединяющее их воедино. Первое движение: медленное тиканье маятника, возникающее в начале первого фрагмента, дает одновременно прямой, символический и наиболее иллюзорный образ течения времени.

Звуковая ткань состоит из промежутков тишины между отдельными звуками и напоминает более или менее ясные грезы воображения. Иногда их застилают воспоминания, которыми мы пытаемся спастись от нашей слишком знакомой, привычной реальности.

Второе движение: в следующий момент наше внимание захватывает контрастное периодичное живое звучание, возникающее в моменты, когда промежутки тишины нарушаются тиканьем часов. Эти звуки не позволяют нам отвлечься от некоего — уже начавшегося — движения. Каждое мгновенье тишины становится ожиданием следующей вариации.

Эти звуки, с их глиссандо и внезапными взлетами, становятся самостоятельным музыкальным объектом, хотя слушатель и не может избавиться от беззвучных интервалов между ними. Третье движение: как бы в ответ на напряженное ожидание аудитории, музыкальная ткань распространяется на промежутки тишины, создавая своего рода «управляемое» сновидение.

Плавные линии, широкие и медленные, выходят за пределы временных ограничений, беззвучный контекст музыки исчезает. Однако отсутствие мгновений тишины парадоксально создает возможность для слушателей углубиться в свое внутреннее время.

Четвертое движение: сначала сложная игра ритмично приближающихся и удаляющихся звуков перемещает аудиторию между прошлым и настоящим временем. Затем узнаваемые уже элементы музыки и мгновения тишины смешиваются, создавая общее музыкальное пространство… И, наконец, непрерывная, плотная и необратимая волна времени захватывает слушателей».

Компьютерная музыка может быть импровизацией, связывающей компьютер с такими экзотическими инструментами, как корейская цитра и мексиканская арфа (композиция мексиканского композитора Жавьера Альвареса «Mannam» -призера Ars Electronica 1993 г.).

Это призрачное, медитативное произведение в мелодическом русле корейской музыки соединило в себе и азиатское, и латиноамериканское музыкальное чувство в очаровательной и непредсказуемой мелодии.

Композиция «Mannam» имеет свой сюжет: музыкант, владеющий корейской цитрой, так называемый каягум, находит мексиканскую арфу (тоже народный инструмент) на вершине горы, затем мексиканский арфист находит ка-ягум в саванне. Каждый из них пытается научиться играть на новом для него инструменте с помощью известных ему приемов.

Попробуйте представить себе, как эти музыканты пользуются новыми инструментами для выражения привычного им музыкального строя и традиционной эстетики, а также какое удивительное новое звучание обретет каждый инструмент.

Поначалу Альварес попытался вообразить, как может выглядеть, например, «корейский танец в мексиканских шляпах» или «мексиканский танец с корейскими лентами». Эти сочетания, однако, несколько оттолкнули его своей эклектичностью и, в конце концов, он решил соединить совместимые музыкальные образцы этих культур с помощью ритмического строя, общего для музыки обеих стран. Это простое изобретение стало стержнем композиции, позволило беспрепятственно сочетать разные мелодии и воображаемые ситуации.

Необычный эффект возникает и при создании огромного и разнообразного звукового мира, произошедшего из единственного источника звука, как это сделал призер Ars Electronica того же года английский композитор Джонт Хар-рисон в работе «…et ainsi de suite…» («…и так далее…»).

Эта композиция имеет форму сюиты с вариациями и использует все великолепие электронного звучания, а исходным материалом для нее послужил довольно грубый звон обычных стаканов, правда, предварительно обработанный на компьютере с помощью специальных программных средств и нескольких разных процессоров и дополнительных звуковых источников в студии электроакустической музыки Бирмингемского университета.

Надо сказать, что исполнитель или группа исполнителей могут достаточно разнообразно взаимодействовать с компьютером при создании и исполнении музыкального произведения. По крайней мере, четыре вида совместного музицирования можно указать сразу:

1. Компьютер используется в качестве музыкального инструмента, которым исполнитель управляет с помощью клавиатуры, сигналов разного рода, ручного или ножного управления. В этой роли компьютер усиливает и модулирует звучание традиционного инструмента или оркестра.

2. Компьютер работает как интерпретатор, внимающий группе живых исполнителей и отвечающий руладами и вариациями на услышанную тему.

3.  Компьютер импровизирует, независимо создавая музыкальные фразы и изменяя параметры услышанных мелодий в ответ на игру живых исполнителей на основании заложенных в него программ.

4.  Компьютер создает собственную музыку на базе серий программных алгоритмов. Он может дорабатывать созданную музыку после ее прослушивания, руководствуясь опытом, накопленным при предыдущей работе с живыми исполнителями. В результате он оказывается способным к разработке собственного музыкального стиля, основанного на каталоге характерных для него музыкальных фраз и стиля их обработки.

Такая работа предполагает «совместную» импровизацию — сочетание компьютерной интерпретации и эмоционального сопереживания. Это требует от исполнителей технического мастерства, художественного творчества, способности к сотрудничеству и совместной импровизации.

Компьютер вдохновляет музыкантов своей мнимой независимостью от человека и тем совершенством, с которым он организует пространство данных — почти так, как это делается в природе.

Эти два свойства присущи еще и скульптуре: ее произведения также могут рассматриваться и как автономные неповторимые объекты, и как часть окружающей взаимосвязанной среды.

Музыкальные скульптуры — это еще одно новое направление развития компьютерных искусств, представляющее собой создание системы звучащих скульптур. Они могут состоять, например, из вполне прозаических металлических или пластмассовых предметов массового производства типа бакенов, бутылок и трубок, соединенных между собой.

Соединяющие элементы каждой цепочки предметов выведены наружу так, что аудитория может воздействовать на них, создавая и изменяя звуки и голоса. Продолжительность, тембр, мелодия, количество и стиль репетиций также зависят от аудитории. Это участие аудитории делает ее активным создателем эстетического звукового события.

В каждом конкретном случае вопрос выбора тех или иных музыкальных и немузыкальных средств и инструментов зависит от философской и эстетической концепции задуманного произведения.

Для многих компьютерных музыкантов самым интересным свойством компьютерной музыки является бесконечное разнообразие допускаемых машиной трансформаций и та «микрохирургическая» обработка, которой подвергаются предложенные автором звуки, приводящая к совершенно необычным и неожиданным метаморфозам исходного музыкального материала.

Музыкантов завораживает та необычайно богатая музыкальная палитра, которая создается компьютером из очень ограниченного числа изначально предложенных звуков.

Необходимо отметить, что работа с использованием компьютерных программ позволяет комбинировать и соединять разные музыкальные техники и создавать на доступных исполнителю инструментах изящные музыкальные фразы: каскады звуков, необычайно быстрые вариации темы, одновременное использование до восьми аранжировок, звуковые фильтры и т.

д. Очень часто при такой работе с компьютером исходный музыкальный материал уклоняется от традиционного развития и обнаруживает свои новые возможности. В целом такая работа часто более ценна, чем простая эксплуатация безукоризненной техники исполнителя. Более того, по словам призера Ars Electronica 1992 г.

по разделу компьютерной музыки Франциска Домонта, она заставляет музыканта и композитора серьезно считать, что феномен восприятия музыки является стойким инвариантом для компьютерной обработки и обладает сам по себе гораздо более содержательной концепцией искусства, чем научные модели, чье реальное отношение к музыкальному творчеству нужно еще доказывать.

Источник: http://millionsbooks.org/book_76_glava_103_4.2._Kompjuternaja_muzyka.html

Компьютерная музыка – галактика звуков

Источник: журнал «Америка», №369 (август), 1987 год. Автор: Лора Ван Тайл. Статью прислал читатель сайта –  Роман.

Музыка весело подходила к финалу. Когда прозвучал заключительный аккорд квинтета, пианистка в переливающемся чёрном с золотом платье поднялась из-за рояля и элегантно раскланялась перед публикой.

Но остальные четыре исполнителя даже не шелохнулись. Пока длились аплодисменты, они неподвижно сидели за своими пюпитрами. Потом пришёл рабочий, отключил их и унёс со сцены.

В современной музыке трудно чем-нибудь удивить, и эта музыкальная пьеса для фортепьяно и компьютера была лишь одной из нескольких композиций, исполнявшихся недавно в Массачусетском технологическом институте в Кембридже. В этой пьесе компьютер исполнял партии четырёх музыкальных инструментов, каждому из которых соответствовал свой динамик.

Хотя зарождение компьютерной музыки относится к 50-м годам, только в наши дни она становится новым средством выражения. Из лабораторий по разработке новой техники она перешла в студии звукозаписи, учебные аудитории и жилые дома. То, что поначалу считалось редкой и эксцентричной формой искусства, превратилось в признанную альтернативу музыки для традиционных музыкальных инструментов.

Компьютерная музыка может выражаться во множестве форм, но главное её отличие – в разнообразии звуков и способов исполнения. Музыканты либо произвольно создают новые необычные звуки, либо имитируют звучание скрипки, фортепьяно, ударных инструментов, хора и даже целого оркестра.

Даже такие немузыкальные звуки, как, например, хлопанье двери, можно записать с помощью цифрового кода, а затем ускорить, замедлить или музыкально скомбинировать его с другими звуками.

– У композиторов теперь гораздо более широкий выбор, – говорит Барри Верко, композитор, основавший Экспериментальную музыкальную студию в Массачусетском технологическом институте – ведущий центр по созданию компьютерной музыки. – Они могут написать пьесу для одного компьютера, либо для компьютера с пятью инструментами или с вокальным сопровождением.

Хотя многие композиторы начинают признавать преимущества компьютерной музыки, слушатели, по мнению специалистов, воспринимают её с трудом. Можно ли музыку свести к механике? Можно ли с помощью электроники донести до слушателей экспрессию, индивидуальную интерпретацию и нюансы музыки?

Это серьёзные вопросы, и, учитывая разнообразие форм компьютерной музыки, они требуют не категорического «нет!», а тщательного рассмотрения.

– Очевидно, люди занимаются ею в силу какой-то творческой и коммуникативной потребности. И компьютерную музыку как средство выражения следует рассматривать только в этом контексте, – говорит Верко. Он считает, что в этой области много трудностей и признаёт, что произведения, написанные только для компьютеров, ещё не имеют силы, свойственной произведениям для традиционных инструментов:

– Мы ещё не научились окрашивать звук теми оттенками, которые можно получить от традиционных музыкальных инструментов. Но зато благодаря компьютерам композиторы смогли расширить границы своего воображения, получили возможность изменять и производить звуки совершенно новыми способами и иметь в своём распоряжении целую галактику звуков.

Распространение компьютерной музыки во многом определяется всё большей доступностью оборудования.

– Сейчас можно купить синтезатор с компьютером меньше чем за 5000 долларов. Это было немыслимо четыре года назад, – говорит Кёртис Родс, композитор и редактор журнала «Компьютер мьюзик джорнал». – Кроме того, компьютерная музыка превратилась в крупный бизнес, – добавляет Родс, чей журнал продаётся в 45 странах. – Многие джазовые музыканты стали проявлять к ней интерес.

Компьютерная музыка набрала силу также благодаря новым методам применения цифровой техники.

Аналоговые синтезаторы, вроде того, который был предложен Робертом Мугом 22 года назад, заменяются сложными цифровыми синтезаторами, в которых звук преобразуется не в электрическое напряжение, а в цифры.

Эта тонко настроенная высокоскоростная система дат безграничную звуковую палитру и обеспечивает полный контроль над ней, о чём давно мечтали музыканты.

Чтобы композитору было легче ориентироваться, компьютер подключается к фортепьянной клавиатуре. Благодаря таким усовершенствованиям, наука смогла привлечь музыкантов и дала компьютерной музыке необходимый толчок.

– Между наукой и музыкой будет всё более и более тесное взаимодействие, потому что музыканты нуждаются в подобных системах и будут все чаще ими пользоваться – говорит Джон Чаунинг, директор Центра компьютерных исследований в музыке и акустике Стандфордского университета в Калифорнии. – Теперь композиторы выполняют работу, которая раньше считалась научной.

Компьютеры и синтезаторы всё шире используются в рекламах, в музыке для фильмов и грамзаписях, а также в песнях рок- и поп-стиля, исполняемых по радио.

– Мы больше не ограничены акустическим пространством, – говорит Сузанн Чиани, президент компании «Чиани мьюзика», считающейся одной из самых передовых музыкальных фирм в Нью-Йорке.

Она сочиняет музыкальные рекламы для таких крупных компаний как «Кока-кола», «Линкольн-Меркури» (автомобили) и «Клэрол» (средства для ухода за волосами), а также пишет музыку и выпускает пластинки.

Чиани говорит, что её помещение, в котором стоит 40 синтезаторов, – это новая разновидность студии звукозаписи, где электронные помощники дают музыкантам возможность творчески реализовать свои идеи. Персональные компьютеры используются в студии для печатания нот, создания и записи музыкальных композиций.

Хотя Чиани получила традиционную музыкальную подготовку, основанную на классической музыке, она считает, что возможности в этой новой области намного интереснее:

– Представьте себе, например, игру на флейте длиной в три с половиной метра… Или, скажем, вы держите на ней одну ноту в течение трёх минут – обычный флейтист не может этого сделать.

Значит ли это, что традиционные инструменты устарели?

Чиани полагает, что в её области они не так нужны, как прежде, но рассматривает это явление не как вытеснение, а как эволюцию.

– Число музыкантов заметно возрастёт, потому что синтезаторы менее требовательны: нужно преодолеть гораздо меньше трудностей, чтобы обратиться к творчеству. Для достижения творческого уровня в игре на скрипке надо потратить много лет на подготовку, – говорит она. – на синтезаторе же этого можно достичь гораздо скорее.

По просьбе певца Стиви Уондера фирма «Курцуайл мьюзик системс» из Уолтема, Массачусетс, разработала специальный цифровой синтезатор, который воспроизводит звук, тембр и резонанс концертного рояля «Стейнвей» или любого другого музыкального инструмента.

Он записывает звук, скажем, скрипки, разбивает его на составные элементы и хранит в своей памяти, используя новый метод уплотнения информации. Когда нажимают соответствующую клавишу синтезатора, он воспроизводит звук скрипки во всём его натуральном звучании.

«Курцуайл 250» воспроизводит звуки с такой точностью, что человеческое ухо не может отличить их от натуральных, утверждает Джером Руцика. заведующий отделом сбыта компании «Курцуайл».

Синтезатор «Курцуайл» стал последний приобретением ультрасовременной студии звукосинтеза в Музыкальном колледже Беркли в Бостоне.

Дейвнд Мэш, руководитель отделения звукосинтеза, говорит, что благодаря этому синтезатору будущие композиторы могут услышать, как будет звучать их произведение, прежде чем печатать ноты или нанимать исполнителей.

Таким образом, говорит он, они намного быстрее приобретают необходимый опыт.

Композиторы, не занимающиеся джазом или популярной музыкой, также считают, что компьютеры могут многое им дать. Джон Риммер, композитор из Оклендского университета в Новой Зеландии, любит комбинировать электронные звуки с выступлением живых музыкантов.

– Мне очень нравится эффектное сопоставление исполнителя с динамиком. – говорит он. Риммер, занимающийся компьютерной музыкой уже больше пятнадцати лет, считает, что его работа нисколько не порывает с традициями прошлого.

– Композиторы всегда стремились расширить свою звуковую палитру. – продолжает Риммер, – и приход электроники вовсе не изменил этого стремления. В музыке сейчас используется новое средство выражения, тоже требующее чувств, мастерства и воображения. Я не вижу абсолютно никакой разницы.

Декстер Моррилл, композитор и руководитель Студии компьютерной музыки в Унивсрситете Колгейт в Тамилтоне, штат Нью-Йорк, начал работать с компьютерами в 1971 году и очень полюбил их звучание.

– Мне нравится, что я могу управлять звуками: я люблю тонкую настройку, – говорит он. Однако многие композиторы предпочитают работать только с традиционными инструментами.

– Синтезированные звуки, которые мне приходилось слышать, мне не понравились. – говорит Рут Шонтал. композитор и преподаватель из Нью-Рошелла. штат Нью-Йорк. Но она восхищается теми, кто умеет пользоваться электронными звуками:

– Если компьютерная музыка написана хорошо, с подлинной изобретательностью и имеет художественную ценность, то я не возражаю.

– По мере роста числа концертов компьютерной музыки весь её диапазон и всё её разнообразие проходит процесс естественного отбора, – говорит Верко из МТИ. – Вся история развития музыкальных инструментов состоит из непрерывных изменений, экспериментов, проб и ошибок, и компьютерная музыка лишь продолжает этот естественный процесс эволюции.

Декстер Моррилл говорит, что он достаточно наслушался плохой электронной музыки. К сожалению, добавляет он, многие новые и сложные системы дают возможность с большой лёгкостью сочинять плохую музыку. Более совершенная аппаратура не гарантирует хороших произведений. Всё, как всегда, зависит от музыкального таланта и композиторского мастерства.

– Вся музыка во все времена проходила через фильтр истории. – говорит Моррилл. – и мы свидетели того, как этот фильтр начинает применяться и к компьютерной музыке. Традиция экспериментирования в музыке представляет собой огромную ценность: мы должны слышать всё новое, что создаётся в мире.

Хор кузнечиков

Представьте себе, что вы играете на трубе перед микрофоном, а из динамика вместо звуков трубы вырываются аккорды фортепьяно. Или играете на саксофоне, а он звучит, как скрипка! Или ударяете по струнам гитары, а звучит целый оркестр!

Сегодня такие превращения – отнюдь не фантастика. Цифровой интерфейс музыкальных инструментов (ЦИМИ) [по всей видимости, имеется в виду MIDI – Musical Instrument Digital Interface. Ох уж эти советские аббревиатуры… – Дмитрий] полностью меняет процесс создания музыки.

Внешне процедура очень проста: музыка, исполняемая на особо сконструированном инструменте, чаще всего с клавиатурой, воспринимается как сигнал. Сигнал этот переводится компьютером на язык, известный под названием «команды ЦИМИ».

Эти команды посылаются в синтезатор, который их считывает и воспроизводит по иному: как другой инструмент или совсем иной звук.

– Партию скрипки в одном из Бранденбургских концертов Баха можно перевести в звучание банджо, тромбонов, хора кузнечиков или в лазерные взрывы, – объясняет Митч Фарбер, вице-президент музыкальной компании «Чиани мьюзкка» в Нью-Йорке.

Некоторые инструменты – контроллеры, специально сконструированные гитары, ударные или клавишные инструменты или инструменты типа кларнета, называемые лириконами, – производят только электронные сигналы, а не звуки. Музыкант играет на контроллере, а звук при этом создаётся звуковым генератором или синтезатором.

Таким образом, музыкант, умеющий играть только на фортепьяно, может имитировать игру практически на любом инструменте, просто играя на клавиатуре контроллера. ЦИМИ появился в 1983 голу, когда изготовители синтезаторов – такие фирмы, как «Секуэншл серкитс», «Ямаха», «Роланд» и «Корг», поняли, что смогут продавать больше инструментов, если сделают их совместимыми.

Теперь синтезаторы и компьютеры могут «говорить» друг с другом, а также давать и принимать команды. С помощью одной клавиатуры исполнитель может одновременно контролировать 12 и более синтезаторов, комбинируя целые пласты туков. Роберт Муг, пионер компьютерной музыки, называет ЦИМИ доминирующим фактором в области электронной музыки.

Компьютеры видят, слышат и… аккомпанируют

Должны ли компьютеры, выступая на сцене, быть глухими, немыми и слепыми?

Исследователи из Массачусетского технологического института считают, что нет, не должны. Они превращают компьютеры в «Синтетических исполнителей», способных выступать как думающие, музыкально реагирующие члены ансамбля.

В сонете Генделя для флейты и клавесина, например, компьютер знает не только свою партию клавесина, но и партию флейты. Как объясняет руководитель студии Барри Верко. «компьютер должен сам сообразить, как совместить обе партии».

С помощью оптических датчиков компьютер следит за пальцами флейтиста, а с помощью акустических датчиков он слушает его игру, точно так же, как слушал бы аккомпаниатор на клавесине. И он играет с флейтистом с «музыкальной интуицией».

Например, когда флейтист замедляет темп, компьютер чувствует это и соответственно перестраивает свой темп. Когда флейтист играет быстрее, компьютер не отстаёт. А что если флейтист перед очередной нотой сделает паузу, чтобы придать музыкальной фразе определённый оттенок?

Оказалось, что компьютер в первый момент теряется, но скоро приходит в себя и продолжает аккомпанировать. А если музыкант при повторном исполнении опять сделает паузу в том же месте, компьютер, уже все предвидя, задержит свою игру, чтобы подстроиться под сданную интерпретацию: синтетический исполнитель «учится» во время репетиций.

Хотя ещё необходимо устранить некоторые недостатки, такая форма компьютерной музыки явно облегчит жизнь музыкантам, выступающим под фонограмму, под которую им всё время приходится подлаживаться. Даже те исполнители, которые часто работают с заранее записанной музыкой, жалуются, что в результате их исполнение становится механическим.

Синтетический исполнитель помогает преодолеть негибкость компьютеров, говорит Верко. Он стремится к тому, чтобы компьютер перестал быть лишь «тупым обработчиком данных».

– Специалисты по компьютерной музыке, – объясняет Верко, – должны создавать музыкально реагирующую аппаратуру, чтобы коммерческий рынок не погасил в нас порывы живого искусства.

Мы, правда, не можем ожидать, что компьютер будет учитывать наши индивидуальные черты, но при помощи синтетического исполнителя можно установить ту взаимосвязь между музыкантами, те неуловимые нюансы и изменения, которые делают каждое исполнение уникальным.

www.etheroneph.com

Источник: http://www.etheroneph.com/retrozvuk/347-kompyuternaya-muzyka-galaktika-zvukov.html

IT News

ДатаКатегория: it

Впервые компьютер участвовал в сочинении музыки, когда в 1950 году композиторы Лорен Миллер и Леонард Исааксон написали «Или-Сюита для струнного квартета» при помощи компьютера.

Но сюита, названная по имени компьютера, была исполнена человеческим струнным квартетом. В наши дни компьютеры могут не только сочинять, но и исполнять музыку разнообразных стилей.

Компьютер может сочинять музыку, если он снабжен алгоритмом извлечения последовательности музыкальных нот.

Компьютер может извлекать звуки, синтезируя формы волны в соответствии с вычислениями или управляя вибратором.

К 1970 гг. компьютеризированные синтезаторы стали таким же обычным явлением, как гитара на рок-концерте. Изобретательные музыканты экспериментировали также над возможностями компьютера в области классической музыки, ее композиции и исполнения. Глубинная связь музыки с математикой открыла новые горизонты для творческой работы с компьютером.

Синтезирование музыки

Частотная модуляция дает богатый музыкальный тон при помощи всего нескольких вибраторов и является наиболее распространенной формой музыкального синтеза. Несущая волна (справа) модулируется другой волной (в центре), в результате чего появляется синтезированная форма волны (дальнее изображение справа), которая проходит через вибраторы, чтобы получился нужный звук.

Элементы звука

Темп, с каким повторяется форма волны, определяет высоту тона; амплитуда управляет силой звука.

Структура звука

Поскольку все звуки состоят из звуковых волн, возможно математически описать каждый звук, к примеру, звук скрипки.

Компьютер вычисляет числовую ценность каждого звука и преобразует ее в электрическое напряжение, которое проходит через усилитель. Компьютеры могут задавать параметры вибраторам.

Это позволяет им воспроизводить звуки человеческого исполнения и даже создавать новые звуки, в зависимости от параметров, заданных в алгоритме.

Композиция в исполнение:

Цифро-аналоговый преобразователь

Цифро-аналоговый преобразователь дробит звуковую волну на короткие временные сегменты, отражающие амплитуду звука -или изменения в интенсивности давления воздуха — и частоту в числовых величинах, которые, в свою очередь, контролируют напряжение в усилителе.

Фильтр баланса

Фильтр баланса смягчает отдельные шаги, получаемые при цифро-аналоговой конверсии, сглаживая их i одну непрерывно изменяющуюся волну.

Усилитель 

Усилитель увеличивает амплитуду электрической формы волны и посылает ее в громкоговоритель, где она превращается в вибрацию воздуха.

  Компьютерная композиция

«Иллиик- Сюита для струнного квартета» была создана вычислением цифровых цепей на основе теории вероятности, которая устанавливала вероятность перехода от одной ноты к другой. Эта вероятность может быть определена произвольными цифрами из статистического анализа существующих работ или из таблицы (см. им. внизу), устанавливающей вероятность движения от последней ноты к следующей.

Источник: http://Information-Technology.ru/articles/20-it/104-kak-kompyuter-sochinyaet-muzyku

Музыка, написанная компьютерами

Искусственный интеллект всё чаще используется в музыкальных экспериментах. В нашей подборке —  некоторые результаты таких опытов: искусственные битлы, ненастоящий Летов и почти что Бах.

Amper Music

В этом примере роль машины, наверно, наименьшая по сравнению с остальными треками из подборки. Человек и певица Тарин Саутерн написала мелодию и текст для песни, записала вокал, а программа Amper Music на основе этого сформировала все аранжировки и свела трек. 

В итоге получилась типичная поп-песня, с самыми банальными музыкальными ходами. Обстоятельства создания трека, конечно, самое интересное, что в песне есть:

FlowComposer

FlowComposer — это программа, созданная отделом искусственного интеллекта компании Sony. На основе загруженных в неё песен она формирует нотный лист, а люди-музыканты уже записывают аранжировки, вокал и так далее. 

Daddy's Car — это композиция, написанная программой на основе песен The Beatles. Получились убедительные шестидесятые, без намёка на постиронию. В том, что касается продюссирования, отличие от предыдущего трека довольно заметно — мелодией на этот раз занимался искусственный интеллект и она вышла топорной и плохо запоминающейся:

Ещё один пример. Программа та же, но загрузили в неё не одну группу, а сразу несколько разных исполнителей — классиков американской эстрады, в основном первой половины XX века: Irving Berlin, Duke Ellington, George Gershwin, Cole Porter.

Песня получилась, с одной стороны, даже более невнятная, чем прошлая, а с другой стороны — в хорошем смысле странная, жуткая, особенно это касается последних 30 секунд:

Neurona, Нейронная оборона и даже Нейро-Скрябин

Тест: поэт или машина?

Немножко об отечественных успехах на почве неживой музыки. Сотрудники «Яндекса» Иван Ямщиков и Алексей Тихонов научили искусственную нейронную сеть сочинять стихи в стиле Курта Кобейна. Так возникла группа Neurona — здесь нейросеть отвечает за лирическую составляющую, а к её песням живые музыканты записывают музыку. Исполняет всё это приглашённый рок-певец:

Ямщиков и Тихонов также стоят за следующим музыкальным проектом — тексты здесь тоже писала нейросеть, но на этот раз её вдохновили понятно кем. Получилось очень плохо и утомительно, но поначалу смешно:

А вот этот эксперимент всё тех же сотрудников «Яндекса» вышел на порядок интереснее. На этот раз их нейросеть написала академическую музыку — в стиле Александра Скрябина. Эксперт по творчеству композитора после этого сделала аранжировку и свела вместе треки нейросети. Так получилась единая композиция, которую сыграли на конференции в год 145-летия композитора:

DeepBach

DeepBach — не первая, но самая успешная попытка научить машины создавать полифоническую музыку в стиле позднего Средневековья и барокко. Программа состоит из четырёх нейросетей, которые программируют музыку совместно.

Как не трудно догадаться, свою музыку DeepBach создаёт на основе композиций Иоганна Себастьяна Баха. Три из четырёх нейросетей заняты обработкой и предсказаниями того, какие ноты за какими следуют, а четвёртая суммирует их предсказания и создаёт полифонические композиции. Получается настолько удачно, что примерно половина участников фокус-групп не может отличить DeepBach от Баха настоящего:

DADABOTS

DADABOTS — это самообучающийся искусственный интеллект, созданный двумя приятелями-программистами из Бостона на основе нейросети SampleRNN. DADABOTS с помощью системы предсказаний учатся писать музыку разных современных жанров. 

Например, разработчики скормили нейросети пластинку группы Krallice, исполняющей блэк-метал. Все треки с альбома были разбиты на восьмисекундные отрывки — программе давали прослушать фрагмент, а она должна была предугадать, каким будет продолжение отрывка, и так постепенно обучалась. И в итоге научилась создавать свои композиции, которые даже понравились некоторым любителям подобной музыки:

А вот DADABOTS пытается играть математический рок:

Новые альбомы проекта, если вам интересно, появляются на bandcamp.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/tech/muzyka-napisannaya-kompyuterami

Искусственный интеллект научился сочинять музыку, совсем как человек | Rusbase

Эд Ньютон-Рекс по образованию композитор. Он работал над проектом Jukedeck с 2014 года — со временем его команда выросла до 20 человек и смогла привлечь $3,1 миллиона инвестиций.

Фото: Andrii Degeler

ИИ Jukedeck пишет музыку с помощью нейронных сетей — один из многочисленных методов, которые использовались в истории для написания компьютерной музыки. Первые известные эксперименты в этой области проводились еще в 50-х годах XIX века.

Первой, кто заговорил о попытках написания машиной музыки, была изобретательница двоичного кода Ада Лавлейс.

В 1843 году она написала, что «аналитическая машина Чарльза Бэббиджа может сочинять осмысленные отрывки музыки любой сложности и длины».

Спустя столетия композитор Лейярен Хиллер и программист Леонард Айзексон написали с помощью искусственного интеллекта сюиту «Иллиак». При ее создании ИИ опирался на правила теории музыки. Для своего времени получившееся произведение звучало довольно неплохо.

В XX веке появился еще один способ написания компьютерной музыки — на этот раз с помощью грамматики. Проще говоря, ИИ пытался проанализировать систему строения музыки и создать по ней собственную мелодию.

Среди известных людей, пользовавшихся этим методом, был американский ученый и композитор Дэвид Коуп. Благодаря его идее «рекомбинаторики» появился искусственный интеллект, который мог анализировать существующие музыкальные отрывки и на их основе создавать собственные.

Вот так, например, звучит имитация произведения Вивальди:

Для написания музыки использовалась и так называемая цепь Маркова (система, чье текущее состояние зависит только от предыдущего), ведь ее концепция очень напоминает принцип создания музыки. Так появился алгоритм Continuator, созданный ученым Франсуа Паше, который может продолжать сочинять музыкальное произведение с того места, где остановился живой композитор.

Еще один метод, которым пользовались для создания музыки с помощью ИИ, это эволюционные алгоритмы. Именно их использует проект британских ученых DarwinTunes.

Согласно его основному принципу, любой желающий может прослушать различные отрывки музыки и выбрать из них те, что понравились больше всего.

Прошедшие такой «естественный отбор» фрагменты эволюционируют, то есть воспроизводятся в новых вариациях.

Вот, например, одна из композиций DarwinTunes:

Несмотря на то, что с помощью этих методов действительно можно сочинять неплохую музыку, у них всегда есть ограничения. Либо они слишком зависят от теории музыки, либо все сводится к индивидуальным предпочтениям человека, который отбирает лучшие образцы созданной музыки.

Работа нейронных сетей

По словам Ньютона-Рекса, самой большой технологической трудностью в создании ИИ, который смог бы писать музыку, является то, что не существует «хорошей» или «плохой» музыки. Если взять, к примеру, распознавание изображений с помощью нейронных сетей, то там можно научить алгоритм анализировать, какая картинка правильная, а какая нет.

Но с музыкой так не получится, потому что не существует универсального определения, что такое «хорошая» музыка. Музыканты, работающие над Jukedeck, поставили перед собой цель выработать у алгоритма музыкальный вкус и навыки написания музыки.

«Стоит отметить, что сама система сильно отличается от того, как работают эволюционные методы, — добавил Ньютон-Рекс. — По эволюционному методу пользователь отбирает лучшие результаты, и система пересоздает их с новыми вариациями — и так до бесконечности. Система ничему не учится. А когда мы используем нейросети, она анализирует данные своего обучения и творит уже на их основе».

Квиз №1. Сможете угадать, какой из этих двух музыкальных фрагментов написан компьютером? 

Ответ — по ссылке.

Несмотря на то, что человечество проводит эксперименты в плане написания музыки с помощью ИИ вот уже более 50 лет, считается, что эта технология еще находится на ранней стадии развития. Однако будущее ее выглядит светлым — по крайней мере, так считают те, кто с ней работают.

Это значит, что в будущем композиторам — в частности тем, кто пишет музыку на заказ — возможно, придется искать другую работу.

Сами композиторы пока что не сильно беспокоятся на этот счет. Дмитрий Лившиц, скрипач, инженер звукозаписи и лучший композитор на популярной площадке стоковой музыки считает, что искусственный интеллект и проект Jukedeck смогут достичь мастерства человека еще лишь спустя много лет.

Лившиц согласен, что когда ИИ сможет создавать действительно хорошую фоновую музыку для видеоблогов и рекламных роликов, стоковым композиторам действительно придется искать новый вид заработка.

Однако он не выразил сожаления и заявил, что уже «сотрудничает» с ИИ — а именно пользуется приложением, которое генерирует музыкальные идеи и тем самым помогает композиторам, у которых пропало вдохновение.

Квиз №2. Давайте попробуем еще раз. Какой из этих треков написан компьютером?

Ответ — по ссылке.

Еще один популярный композитор стоковой музыки Олександр Игнатов назвал музыку, создаваемую ИИ, «фастфудным решением» для тех, кому срочно нужна дешевая музыкальная композиция.

У Ньютон-Рекса другая позиция на этот счет. Он считает, что с помощью творческого ИИ написание музыки станет занятием, доступным более широкой аудитории.

«Сейчас создание музыки — это занятие, доступно только элите, — сказал он. — Чтобы хорошо писать музыку, нужно получить дорогое образование и долго учиться. Музыкальное творчество недоступно большинству людей. ИИ сможет решить эту проблему. С его помощью люди смогут писать музыку, а значит ее станет больше, и она будет более персонализированной».

Однако именно этого и боятся некоторые композиторы.

Но Ньютон-Рекс спешит развеять все опасения о том, что ИИ окажет негативный эффект на музыку в целом. По его словам, когда-то все точно так же возмущались по поводу электронных инструментов, и даже было движение против синтезаторов. В итоге благодаря технологическим инновациям в музыке на свет появились целые новые музыкальные жанры — и в будущем может произойти то же самое благодаря ИИ.

А что насчет денег?

Сейчас Jukedeck продает свою музыку по стоимости от $21,99 до $199 (в зависимости от типа лицензии). Частные лица и представители малого бизнеса могут получить неэксклюзивную лицензию бесплатно.

У Jukedeck нет специальной системы для защиты музыки от нелегального копирования, поэтому стартапу приходится полагаться лишь на честность своих клиентов. Хотя, возможно, вскоре ситуация изменится.

Представители музыкальной индустрии и крупные игроки технологического рынка тоже обратили внимание на возможность сочинять музыку с помощью ИИ. Например, у Sony есть собственное средство для создания музыки под названием Flow Machines, о котором прошлой осенью много писала пресса. Этот ИИ создал песню под названием  Daddy’s Car в стиле The Beatles.

Для Ньютон-Рекса и его проекта Jukedeck появление таких новых игроков с большими ресурсами, означает, что конкуренция на рынке станет гораздо жестче. А для рядового слушателя это значит лишь то, что довольно скоро его ждут совершенно новые музыкальные впечатления.

Источник.

Материалы по теме:

Блокчейн может изменить музыкальную индустрию

Искусственный интеллект научили писать музыку для «активности мозга»

Сотрудники Яндекса записали альбом на стихи, созданные нейросетью

Источник: https://rb.ru/story/ai-composer/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector