Виды гармоней, или, чем различаются хромка и черепашка

Виды гармоней, или, Чем различаются хромка и черепашка, Музыкальный класс

Гармонь – один из любимых музыкальных инструментов русского народа. Считается, что самая первая гармонь была изобретена в Германии, однако сами немцы уверены в русском происхождении этого клавишно-пневматического инструмента. В этой статье мы рассмотрим некоторые виды гармоней, которые пользуются популярностью в нашей стране.

Хромка: получится ли на ней сыграть хроматическую гамму?

Именно с хромкой многие россияне ассоциируют слово «гармонь». Некоторые «подкованные» с музыкальной точки зрения люди удивляются одному факту: звуковой ряд хромки основан на мажорной гамме, при этом гармошка называется хроматической. На ней не сыграть всех бемолей или диезов, но всё-таки имеется 3 полутона в правом верхнем углу клавиатуры.

Существует несколько разновидностей хромки, самыми известными из которых являются нижегородская хромка, кирилловская хромка и вятская хромка. Они все имеют одинаковое оформление, а вот звучание у каждой из этих разновидностей своё, уникальное. Поэтому их очень легко отличить на слух.

Тульская однорядка: оказывается, звук не одинаков, когда меха растягиваются и сжимаются…

Если брать все виды гармошек, существующие на сегодняшний день, то тульская однорядная явно выделяется из общего ряда, это всеми любимый, народный инструмент. Звуковые возможности большинства гармоней определяются интервальной структурой звукоряда, но в случае с «Гостьей из Тулы» определяющим фактором является соотнесенность с движением меха.

Тульская однорядка имеет немало разновидностей, главное отличие каждой из них – количество кнопок на клавиатуре правой и левой руки. Самым популярным вариантом считается гармонь с 7-ю кнопками на клавиатуре правой руки и 2-мя кнопками на клавиатуре левой руки.

Некоторые виды гармоней не являются таковыми «в чистом виде», один из примеров такого инструмента – Елецкая гармонь. Её нельзя назвать «чистокровной» гармонью, поскольку она считается прямым предком аккордеона. Правая клавиатура инструмента имеет бемоли и диезы, то есть полную хроматическую гамму. Левую клавиатуру можно назвать выносным грифом с аккордами и клавишами басов.

За всё время своего развития, а первая Елецкая гармонь появилась в далеком 19-м веке, менялась её функциональная часть и внешний вид. Но одно всегда оставалось неизменным – великолепные музыкальные и технические возможности.

Главная особенность инструмента – компактные размеры. Первые разновидности Черепашки имели не более 7 клавиш, диапазон более современных вариантов увеличился благодаря расширению клавиатуры до 10 клавиш. Строй гармони – диатонический, при сжатии и разжиме мехов издаются разные звуки.

Есть несколько разновидностей Черепашки: «с четырьмя клавишами», «Черепашка Невского» и «Черепашка Варшавского». Последний вариант считается самым современным, все соответствующие язычкам и мелодиям клавиши перенесены в нем с левой клавиатуры на правую.

Эти и другие разновидности гармоней, такие как русская «венка», тальянка, псковская резуха и другие, были, есть и остаются любимейшими инструментами русских жителей, не смотря на то, что с момента появления гармоней прошло более 150 лет!

Автор – Сергей Скворцов

Автор,вы ошибаетесь! Нижегородская,кирилловская и вятская хромки имеют ПРИНЦИПИАЛЬНО разное оформление. Настолько разное,что отличит их практически даже дилетант…

Источник: http://ymp3.ru/isskustvo-dlya-dushi/vidy-garmonej-ili-chem-razlichayutsya-xromka-i-cherepashka-muzykalnyj-klass

Разница между гармонью и баяном

Гармонь и баян настолько популярные музыкальные инструменты, что без них трудно представить народное исполнительское искусство.

Какая песня без баяна? Какое гулянье без гармони, под звуки которой ноги сами пускаются в пляс, а задорные частушки сыплются, как из рога изобилия? Слушая напевную мелодию или заливистые переборы, не всегда определишь с точностью, что звучит: баян или гармонь. А разница все-таки есть.

Содержание статьи

Гармонь – язычковый клавишно-пневматический инструмент, конструкция которого состоит из двух клавиатур, соединенных мехами.

Меха нагнетают воздух, а нажатие кнопок на клавиатуре приводит в движение металлические пластинки: их колебание под напором воздушной струи рождает звук.

В зависимости от типа, гармонь имеет один, два или три ряда кнопок на правой клавиатуре и один ряд на левой. Правая клавиатура создает мелодию, левая используется для аккомпанемента.

Русская гармонь хромка с клавиатурами 25×25

Баян – усовершенствованная разновидность гармоники, инструмент с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовно-выборным или готовым аккордовым аккомпанементом на левой. Благодаря выборной клавиатуре и встроенным регистрам, которых в современных моделях может быть от 2 до 15, баян способен имитировать различные инструменты симфонического оркестра. Звуковой диапазон концертного баяна составляет 5 октав и 6 полутонов.

Баянк содержанию ↑

Сравнение

Эти виды музыкальных инструментов имеют звуковые механизмы с одинаковым принципом действия. Похожа и их конструкция, однако по способу извлечения звука гармонь существенно отличается от баяна.

Русские гармони бывают двух типов. В первом каждая кнопка отвечает за звук, высота которого не изменяется при растяжении и сжатии мехов; во втором высота звука зависит от направления их движения. В баяне на высоту звука влияют не только движение мехов и  нажатие кнопки на правой клавиатуре и, но и число одновременно приводимых ею в действие язычков.

Гармони различают и по количеству рядов кнопок. Тульские однорядки дали начало целому семейству миниатюрных голосистых гармошек — черепашек. В наше время это один из видов эстрадных концертных инструментов.

Отличительной особенностью саратовских однорядных гармоний считается их тембр звучания: в конструкцию звукового механизма этих моделей входят колокольчики – необычная для язычковых инструментов деталь.

Вятская однорядная гармонь имеет расширенный диапазон звучания за счет дополнительных кнопок на правой и левой клавиатуре.

Общее название однорядных гармоний – тальянки. К двухрядным относятся русская венка и хромка, наиболее популярная у современных исполнителей. Трехрядная гармонь, как и большинство однорядных моделей, сейчас большая редкость.

Баян стал первой хроматической трехрядной гармоникой, созданной и позже усовершенствованной талантливым русским мастером П. Стерлиговым. В начале XIX века этот инструмент был дополнен еще одним рядом  кнопок на правой клавиатуре, а в XX веке появились пятирядные модели.

Баян в России пользуется всеобщей любовью и считается русским народным инструментом. На баяне аккомпанируют, исполняют популярные эстрадные мелодии и оригинальные музыкальные произведения, написанные специально для этого инструмента.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Баян имеет полный хроматический ряд на правой клавиатуре, что обеспечивает его более широкие, чем у гармони, звуковые возможности.
  2. Баян может иметь пятирядную правую клавиатуру. Гармонь, в зависимости от вида, имеет один, два или три ряда кнопок.
  3. В современном баяне высота звука не зависит от направления движения мехов. В некоторых видах гармони высота звука изменяется при их сжатии и растяжении.
  4. Все модели баяна имеют близкий к определенному стандарту размер. В зависимости от вида гармони ее размеры могут колебаться от миниатюрных до средних. Любой вид гармони меньше баяна.
  5. На баяне можно исполнять музыкальные сочинения крупных форм. Гармонь не обладает такими возможностями.
Читайте также:  Что такое компьютерная музыка

Источник: https://TheDifference.ru/chem-garmon-otlichaetsya-ot-bayana/

Тульская азбука – Тульская гармонь

Русская гармонь хромка с клавиатурами 25×25

Гармо́нь (разговорное — гармошка, греч. ἁρμονικός — созвучный, стройный, гармоничный) — язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент.

Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками или клавишами.

Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента — при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд; на правой играется мелодия. Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента.

История

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом. Также некоторые считают гармонь русским изобретением.

Согласно исследованиям искусствоведа Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха).

Существуют и другие взгляды на этот вопрос.

Гармонь считается народным инструментом татар со второй половины XIX века.

Гармонь в годы Великой Отечественной войны

В конце лета 1941 года на фронт, для поднятия боевого духа советских солдат, было отправлено около 12 000 гармоней, а осенью того же года — уже более 60 000 (согласно директиве Наркомата Обороны).

Отличительные особенности

По сравнению с баяном или аккордеоном гармонь имеет несколько отличий:

  • Гармони могут иметь определённую тональность, например Ля, До, Ре, Фа — это означает тональность мажорной гаммы (у некоторых гармоней — минорной гаммы), которую можно извлекать на гармони.
  • Как правило, на гармони можно получать только звуки диатонического звукоряда, либо с некоторым количеством хроматических звуков — как у гармони хромки.
  • Уменьшенный диапазон звуков (количество октав).
  • Меньшие размеры (габариты).

Разновидности

Реклама самоиграющей немецкой гармони. 1906

Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов.

К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка» (самая распространённая в наше время). Ко второму типу — «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок.

Самая распространённая гармонь в наше время — двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

Народные гармони

Русские гармони

Гармонь «Кубань»

Упрощенный вид гармони. Размер клавиатур: 23х12. В басовой клавиатуре имеет 6 нот: До-Мажор, Фа-Мажор, Соль-Мажор, Ля-Минор, Ре-Минор, Ми-Мажор. В правой клавиатуре существуют 3 октавы: Малая октава, 1 октава, 2 октава (до ноты Ля).

Ремень в основном кожаный, на правое плечо. Окраска: темно-красное лакированное дерево или чисто зеленый вариант. Широко распространена в России и Украине. Изготавливалась во времена СССР Росмузпром-Армавирской Фабрикой.

Ее цена на тот момент составляла 26 рублей.

Хромка

Гармонь хромка, в большинстве случаев, имеет правую и левую клавиатуру с 25 кнопками в каждой (25×25).

Тальянка

Сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12−15 кнопок, на левой — три. Левые три клавиши издают звон колокольчиков. Два колокольчика наподобие велосипедного колокольчика расположены также слева. В России тальянку можно считать любимым народным музыкальным инструментом татарского народа.

Другие виды

Вятская, саратовская, елецкая рояльная, кирилловская, вологодская, черепашка, венская (венка, русского и немецкого строя), бологоевская, новоржевская (псковская резуха), тагильская, петербуржская гармонь (петроградка) и другие виды.

Других народов

  • Кавказские: осетинская (фæндыр), грузинская (дол-гармони), азербайджанская или ориентальная гармонь.
  • Других народов России: татарская (татар гармун), марийская гармонь (марла-кармонь).

Звук при сжатии-разжатии меха

По извлекаемым звукам при растяжении и сжатии меха гармони разделяются на два типа:

  • С разными звуками: тульская хроматическая (изобрёл — Николай Белобородов совместно с Леонтием Чулковым), саратовская, черепашка, бологоевская, немецкие («немки»), венские («венки») и др.
  • С одинаковыми звуками: хромка, вятская, ливенская («ливенка»), вологодская, елецкая рояльная, сибирская, восточные гармони (татарские, кавказские) и др.

Информация взята из источника: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гармонь

Вернуться назад к Азбуке!

Источник: http://xn--80aaad3apec8cilh4iyb.xn--p1ai/garmon.html

Русские народные инструменты

Гусли, балалайка, гармонь,  деревянные ложки – четыре наиболее известных русских народных музыкальных инструмента. Балалайка и гармонь в настоящее время используются как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. Самая распространённая гармонь в наше время — двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок. А игра на деревянных ложках используется и в американской фолк-музыке.

Гусли — струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные и шлемовидные гусли.

Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные – 10-30 струн такой же настройки.

На крыловидных гуслях (их также называют звончатыми) играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, на шлемовидных, или псалтыревидных, струны защипывают обеими руками.

Гусли в описанном выше виде – в сущности, чисто русский феномен. Музыкальные инструменты со сходными названиями есть у многих славянских народов: гусле — у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli — у хорватов, gosle — у словенов, guslic — у поляков, housle ('скрипка') y чехов.

Однако инструменты эти довольно разнообразны, и многие из них — смычковые (например, guzla, у которой только одна струна из конского волоса). Исследователи начала XX в.

отмечали поразительное сходство современных им чувашских и черемисских гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в Служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, и в Макарьевской Четье-Минее 1542 года). На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами.

Совершенно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей были кишечные; число их не всегда было одинаково. Псалтиревидные гусли, как полагают, занесены были в Россию греками, а чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских. Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX в.

, преимущественно среди русского духовенства, представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоял из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоился на столике. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска.

Читайте также:  Исполнительство – тонкости и нюансы

На одном из них ввинчены были железные колки, на которые наматывались металлические струны; другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имели фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещались ниже соответствующих белым клавишам. Для клавирообразных гуслей существовали ноты и школа, составленная в начале XIX в. Фёдором Кушеновым-Дмитревским.

Кроме псалтиревидных гуслей, существовали похожие на финский инструмент кантеле. Вероятно, этот вид гуслей был заимствован русскими у финнов. Уже к началу XX века он почти совершенно исчез.

Балалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600—700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом.

Балалайка — один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.   Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые).

На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов).

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

Балалайка-контрабас

До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.

Введённый Андреевым строй (две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля» (и “ми”, и “ля” первой октавы) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй — первая струна «соль», вторая — «ми», третья — «до».

При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков.

Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

Срок обучения на балалайке в детской музыкальной школе составляет 5 — 7 лет (в зависимости от возраста учащегося), а в среднем учебном заведении — 4 года, в высшем учебном заведении 4-5 лет. Репертуар: обработки народных песен, переложения классических произведений, авторская музыка. Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует.

Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см.) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. Налимову и другим. Андреев предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготовить из бука, а также укоротить (до 600—700 мм). Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, приму, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.

Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Гармонь (гармошка)

— язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Гармонями называются все ручные гармоники, не относящиеся к баяну и различным и аккордеонам. 

Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками и(или) клавишами.

Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента — при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд (примечание: гармонь «черепашка» не имеет левой клавиатуры); на правой играется мелодия.

Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента.

Отличительными особенностями гармоней, по сравнению с баяном или аккордеоном, являются:

  • Как правило, на гармони можно извлекать только звуки диатонического звукоряда, либо с некоторым количеством хроматических звуков. Например, в гармони-хромке с 25-ю клавишами в правой и левой клавиатуре (25/25) с тональностью «До», это звуки: «Соль-диез» первой октавы, Ми-бемоль и Фа-диез второй октавы. У гармони с 27-ю клавишами в правой клавиатуре, кроме указанных звуков ещё добавлены До-диез и Си-бемоль.
  • Уменьшенный диапазон звуков (количество октав).
  • Меньшие размеры (габариты).

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом (нем. Christian Friedrich Ludwig Buschmann). Однако есть и другие данные.

Сами немцы считают гармонь русским изобретением, а согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха).

Считается народным инструментом татар со второй половины 19го века. Существуют и другие взгляды на эту проблему.

Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов.

К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка» (самая распространённая в наше время). Ко второму типу — «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок.

Самая распространённая гармонь в наше время — двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

  • Однорядные гармони: тульская, ливенская, вятская, тальянка (сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12/15 кнопок, а на левой — три).
  • Двухрядные гармони: русская венка (первая двухрядная), хромка.
  • Автоматическая гармонь.
Читайте также:  Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей

 Деревянные ложки используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения.

Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.

В Белоруссии при игре традиционно используются только две ложки.

Кроме того, ложки широко используются в американской фолк-музыке и менестрель-шоу. Британская арт-рок-группа Caravan на своих выступлениях использует электрические ложки (ложки, снабженные устройством электрического усиления звука), на которых играет Джефф Ричардсон.

Другие статьи на тему Национальные традиции:

Источник: http://www.ebftour.ru/articles.htm?id=8121

Интересные факты о гармонях

К классу гармоней причисляют духовые язычковые клавишные и пневматические инструменты с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. На левой клавиатуре аккомпанемент: нажатие одной кнопки дает звучание баса или всего аккорда. Правая клавиатура предназначена для игры самой мелодии.

Чем отличается гармонь от баяна или аккордеона: у гармоней могут быть свои определённые тональности (в мажорной гамме Ля, До, Ре, Фа), бывают минорные гаммы.

Гармони, по крайней мере, большинство из ныне существующих, дают возможность извлечения звуков определенного диатонического звукоряда, реже небольшое количество хроматического звучания (общеизвестная «хромка»).

У гармони меньше октав и диапазон звуков соответственно уменьшен. Ну и по габаритам, гармонь гораздо «скромнее» выглядит по сравнению с баяном или аккордеоном.

Насколько исторически считается правдой, но существует убеждение, что изобрели гармонь в 19 веке немцы.

Русские историки приводят свою версию Франтишек Киршнек, мастер-органист из Чехии, разработал извлечение звуков с помощью металлических язычков, которые колебались воздушным потоком.

Именно ему принадлежит устройство в виде гармони, которое он представил в начале 80-х годов 18 века ко двору Санкт-Петербурга.

Имеющиеся сегодня русские гармони подразделяются в зависимости от типа звукоизвлечения на 2 модели: это инструменты, растягивая и сжимая меха у которых, и с нажатием поочередно каждую кнопки получают одновысотные звуки. К таким гармоням относятся «хромка», «ливенка» и «русская венка».

Второй тип гармоней отличается тем, что высота звуков меняется от направленности движения мехов. Это такие инструменты как «тальянка», «черепановская», тульская» и «вятка». Излюбленной моделью в наши дни является двухрядная «хромка», но производятся даже инструменты трех- и однорядные.

К однорядным инструментам относятся гармони: «ливенка», «вятская», «тульская», «тальянка» (ее название сокращено от «итальянки»; клавиатура справа имеет от 12 до 15 кнопок, левая клавиатура располагает всего тремя). Эти три клавиши подобны прозрачному колокольчиковому звону.

Тальянку особенно любят и ценят музыканты современного народа Татарстана.

Какие гармони существуют

Существуют также гармони: саратовская, ливенская, вятская, саратовская, елецкая, кирилловская, вологодская, черепашка, венская, бологоевская, новоржевская (псковская резуха), тагильская, петербуржская гармонь (петроградка); кавказские (осетинская, грузинская, азербайджанская, татарская, марийская гармонь (марла-кармонь).

Источник: http://www.minusovker.ru/raznoe/interesnie-fakti-o-garmonyah.html

Различия губных гармошек | Лучшие модели для начинающих

Губная гармошка – один из самых популярных духовых язычковых инструментов в мире. Компактная, легкая, на ней  можно играть как сольно, так и в ансамбле, она дарит радость многим людям по всему свету. Уходя корнями в Китай, где был изобретен первый прототип духового органа, в Европе первая гармоника была изобретена  часовым мастером  Христианом  Бушманом в 1821 г.

Разновидности губных гармошек: Существует множество видов губных гармошек, в разных тональностях, но самые популярные из них это: диатонические и хроматические в до-мажоре.

  • Диатоническая –  у этой губной  гармошки  доступны только ноты диатонической гаммы. Несмотря на то что, такая гармошка имеет ограниченный звукоряд, с помощью различных приемов (бендов) можно  извлекать ноты, которые изначально не были заложены в строй губной гармошки. Овладев, этой техникой можно плавно научиться понижать ноты, что очень характерно для стиля блюз. Диатонические губные гармошки очень популярны среди новичков, так как их корпус в основном выполнен из пластика, они стоят относительно недорого и просты в эксплуатации.
  • Хроматическая –  эта гармошка обладает специальным механизмом (слайдером), который и позволяет брать полутона. Таким образом,  на ней можно извлекать все ноты из хроматического звукоряда.  Эти губные гармошки отличаются большими размерами, а количество отверстий достигает  от 10 до 16. Корпус  бывает выполнен  из пластика, или дерева. Чаще всего используются в таких стилях как джаз, блюз, классика.
  • Тремоло и октавная – эти губные гармошки, как правило,  имеют расширенный диапазон нот, и двойной ряд отверстий. У тремоло, один из  язычков настроен чуть выше второго, это и создает эффект  тремоло, звук более полный, а окраска становится слегка “расстроенной”. У октавной же гармошки язычки настраиваются  на одну и тоже ноту, но с интервалом в одну октаву, что придает инструменту эффект  звучания двух губных гармошек одновременно.Используются  для традиционных фольклорных мелодий:  польки, шотландских  мелодий, вальса и др.
  • Минорные и мажорные – как правило, любая губная гармошка имеет свою определенную тональность. Это не всегда удобно,  были придуманы двухсторонние гармошки. Конструкция этих   моделей, такова, что отверстия расположены слева и справа, и музыкант, поменяв сторону, может играть в другой тональности. Максимальное число может достигать шести вариантов.

Были рассмотрены  конструкции наиболее популярных моделей использующихся на сегодняшний момент.

Советы и уход: начинающим харперам (исполнителям на губной гармошке), подойдет диатоническая губная гармошка в C-до мажоре. Эта тональность наиболее удобна для изучения произведений, так как большинство самоучителей написано под эту тональность. Гармошка должна быть с пластиковым корпусом, он не разбухает как дерево, его не нужно пропитывать воском и  он не пропускает звук.

Если же вы решитесь на деревянный корпус, стоит рассмотреть губную гармошку Marin Band Crossover,ее резонатор выполнен из бамбука, и в отличие от груши оно не разбухает со временем. Обычно платы крепятся винтами к крышкам и со временем их можно разбирать и аккуратно чистить язычки от пыли и грязи.

Покупая детскую или дешевую гармошку, вы обрекаете свои легкие на не легкий труд с этими “тугими” инструментами.

Фирмы и модели: Наиболее популярным производителем губных гармошек во всем мире является фирма HOHNER. Наименее популярные Suzuki,Seydel.

Популярные модели:

Источник: http://igrazvuka.ru/razlichiya-gubnykh-garmoshek-luchshie-modeli-dlya-nachinayushchikh

Ссылка на основную публикацию