Вистл – народная ирландская флейта. история, основы игры

Вистл – основа ирландской народной музыки

Редко какая ирландская музыка обходится без вистла. Веселые джиги, быстрые польки, медленные душевные эйры – везде можно услышать голоса этих аутентичных инструментов. Вистл представляет собой продольную флейту со свистком и шестью отверстиями. Изготавливается, как правило, из металла, но часто можно встретить и варианты из дерева или пластика.

Они очень дешевы, а научиться азам игры гораздо проще, чем на блокфлейте. Возможно, именно это принесло инструменту такую популярность среди фолк-музыкантов по всему миру. А может, виной стал тому яркий, немного с хрипотцой, звук, который навевает мысли о зеленых холмах Ирландии и хмельных средневековых ярмарках.

История вистла

Разные варианты духовых инструментов можно найти в любой стране мира. Не стала исключением и территория современной Великобритании. Упоминания о первых вистлах датируются 11-12 веками. Дудочки легко сделать из подручных материалов, поэтому они особо ценились среди простого люда.

К XIX веку сформировался определенный стандарт – продольная форма и 6 отверстий для игры. В это же время жил Роберт Кларк – англичанин, который внес наибольший вклад в развитие этого инструмента. Хорошие флейты вырезали из дерева или кости – довольно трудоемкий процесс. Роберта посетила идея сделать вистл из металла, а именно из белой жести.

Так появился современный тин-вистл (в переводе с англ. tin – жестяной). Кларк собирал дудки прямо на улицах, а затем продавал их по очень доступной цене. Дешевизна и колоритное хрипловатое звучание покорили людей. Больше всего их полюбили ирландцы. Жестяная флейта быстро прижилась в стране и стала одним из самых узнаваемых народных инструментов.

Разновидности вистлов

Сегодня существует 2 вида вистлов. Первый – это классический tin whistle, придуманный Робертом Кларком.

Второй – low whistle – появился только в 1970-х годах. Он примерно в 2 раза больше своего меньшего брата и звучит на октаву ниже. Звук же получается более глубокий и мягкий.

Особого распространения не получил, и чаще всего применяется для аккомпанирования тин-вистла.

Ввиду примитивной конструкции, играть эти флейты могут лишь в одном строе. Производители выпускают разные варианты вистлов для игры в различных тональностях. Самая распространенная – Ре второй октавы (D). Именно такую тональность имеет подавляющее большинство композиций ирландской фолк-музыки. Первый инструмент каждого вистлера должен быть именно в Ре.

Основы игры на вистле – как научиться играть?

Если вы знакомы с блокфлейтой, понять суть тинвистла – дело десяти минут. Если нет – ничего страшного. Это очень простой в освоении инструмент. Немного усердия – и уже через пару дней вы будете уверенно наигрывать простые народные песенки.

Сначала нужно правильно взять флейту. Для игры вам потребуется 6 пальцев – указательный, средний и безымянный на каждой руке. Большими пальцами вы будете удерживать инструмент. Левую руку расположите ближе к свистку, а правую – к концу дудки.

Теперь попробуйте закрыть все отверстия. Прикладывать силу не нужно – просто положите подушку пальца на дырочку. Когда все будет готово – можно начинать играть. Нежно подуйте в свисток.

Слишком сильный поток воздуха вызовет «передув» – очень высокую визжащую ноту.

Если вы плотно закрыли все дырки и дуете с нормальной силой – получится уверенно звучащая нота Ре второй октавы (D).

Теперь отпустите безымянный палец правой руки (он закрывает самое дальнее от вас отверстие). Высота звучания изменится, и вы услышите ноту Ми (E). Если, к примеру, отпустить все пальцы – получится До диез (C#).

Список всех нот показан на картинке.

Как видно, в распоряжении вистлеров всего 2 октавы. Не очень много, но хватает, чтобы сыграть большинство композиций. Схематичное изображение дырочек, которые нужно закрыть, называется аппликатурой. В сети можно найти целые сборники мелодий именно в таком варианте. Чтобы научиться играть, можно даже не знать нотной грамоты. Идеальный инструмент для начинающих музыкантов!

Возможно, вы обратили внимание на плюсик в аппликатурах. Он означает, что дуть нужно сильнее, чем обычно. То есть, чтобы сыграть ноту на октаву выше, нужно зажать те же самые отверстия и просто усилить поток воздуха. Исключение составляет нота Ре. В ее случае лучше отпустить первую дырочку – звук получится чище.

Другая важная часть игры – артикуляция. Чтобы мелодия получалась яркой и не смазывалась – ноты нужно выделять. Попробуйте во время игры сделать языком движение, как будто вы хотите сказать слог «ту». Таким образом, вы выделите ноту, сделаете акцент на смене высоты звучания.

Когда вы сможете одновременно перебирать пальцами и «ту-кать», приступайте к изучению своей первой мелодии. Для начала выбирайте что-нибудь помедленнее, желательно, в пределах одной октавы. И уже через несколько дней тренировок вы будете в состоянии сыграть что-нибудь, вроде саундтрека к фильму «Храброе Сердце» или известной бретонской песенки «Ev Chistr ‘ta Laou!».

Автор текста – Молянов Павел.

Источник: https://music-education.ru/vistl-osnova-irlandskoj-narodnoj-muzyki/

Ирландские народные музыкальние инструменты — Ветер Воды – фолк-рок группа, живая музыка языческой Руси и средневековой Европы

  • Висл
  • Волынка
  • Бойран
  • Мандолины
  • Фиддл

Ирландская дудочка (висл, дословно – свисток, что в общем правильно, если посильнее дунуть) – одна палочка и девять дырочек.

Шесть рабочих отверстий позволяют извлечь семь нот натурального мажора. Вторую и начало третьей октавы играют передуванием. Специальные комбинации позволяют брать бемоли. Делают их во многих тональностях – A, Bb (строй волынки), C, D, Eb F, G (это сказывается на размере); остальные – по заказу.

В основном иcпользуют C и D – соответственно для песен в C/Dm и D/Em.

Вислы бывают двух основных типов – цилиндрические и конические. Цилиндрические представляют собой металлическую трубку (из бронзы или никеля) с просверленными отверстиями и пластиковым мундштуком. Отличаются ярким звуком. Основные марки: Generation, Feadog, Waltons.

Профессиональные цилиндрические вислы делают целиком из алюминия. Оригинальный сильный звук, который уже и не висл, но еще и не флейта. Марки: Howard, Chieftain.

Конические вислы (известные как Pennywhistle – название свое получили за то, что некоторые шустрые граждане, играя на этих самых вислах в общественных местах, умудрялись заработать немножко этих самых пенни) – как видно на фото – свернутый в конус жестяной лист, пропаянный по шву с обратной стороны, с деревянной вставкой в мундштуке. Характерный достаточно мягкий “шипяший” звук. Выпускаются также на октаву ниже (low whistle). При игре с другими инструментами создает ощущение “глубины звука”. Марки: Clark, Shaw

Шотландская волынка (Great Highland Bagpipe) полного размера (full size) убивает все живое в радиусе 3 метров от волынщика. Попытки играть на ней в маленких залах типа Magnifique оканчиваются полным параличом публики.

Состоит собственно из bag'a (т.е. сумки), мундштука, нескольких дронов (drones – издающих характерный звук постоянного тона, обычно 1 бас, 2 тенора) и чантера (chanter), обычно в Bb, на коем, собственно, и играется мелодия.

Кстати о мелодии. Если кто не знает – объясняем: окромя того что это шоу, это еще и музыка, и если вы не в состоянии запомнить мелодию, это еще не значит, что ее не помнит волынщик.

Для того чтобы люди не умирали на концертах и домашних сейшнах, была придумана малая волынка (smallpipe). Основное ее отличие от большой – вполне приемлимая сила и без того неоднозначного на восприятие звука (я от него в восторге… первые 10 минут). Кроме того, в нее гораздо легче дуть, так что изучать премудрости игры лучше именно на ней.

Кстати об обучении. Наряду с тренировкой легких, на первых порах рекомендуется использовать Practice chanter (тот же чантер, что и в волынке, но с мундштуком), в который и дуть легче, и забот не так много – надувать, нажимать, играть… и все сразу!

Угадайте, что это?

Едва ли вы угадали – это electronic practice chanter, или, по-русски говоря – электронный тренировочный чантер, имитирующий шотландскую волынку. С правой стороны имеется гнездо для подключения наушников. Поддерживает натуральные звуки C и D.

Выпускается с черным, либо прозрачным корпусом (видимо по аналогии с прорезями на Hi-End технике для наблюдения магического свечения ламп и пр. крутостей).

Ежели вы всерьез планируете тренироваться в неподходящих для этого местах ( по пути на работу / с работы / к любимой девушке/ или когда она только что заснула, а тем паче если “она” – это не она, а, скажем, теща!) может быть, этот девайс и поможет вам.

Для больших любителей выкурить трубочку во время концерта придумана еще одна хитрая вещь – Uilleann (Elbow) Pipe (ирландская волынка). Как вы уже наверное догадались, дуть в нее не надо. Закачка воздуха производится с помощью мехов. Стандартный строй – D, но по заказу делают любые.

От шотландских волынок UP ушла так же далеко, как флейта Бема от висла: чантер позволяет брать полутона, так что строй становится непринципиальным. Кроме того, трость позволяет передуванием играть на октаву выше. С помощью дополнительных регуляторов на дронах появляется возможность вытворять всякие интересные штуки типа игры аккордами.

Кроме полной комплектации UP бывают половинной – без дополнительных регуляторов, и ученической – без дронов.

Традиционный ирландский ударный инструмент, как правило – деревянная рама, обтянутая натуральной кожей. Держат левой рукой, уперев в брюхо; бьют правой, зажав в ней палочку на манер авторучки так, чтобы при скользящих ударах вниз-вверх оба конца палочки били по коже (основная техника).

Палочки (stick) кроме стандартной формы бывают вычурной и еще более вычурной со смещенным центром тяжести.

Характер звука значительно меняется в зависимости от угла, под которым происходит удар и от положения левой руки на внутренней поверхности кожи. Бывают настраиваемые (tuneable) и ненастраиваемые модели диаметром 14-22 дюйма.

Семейство мандолин кроме всем привычной маленькой мандолины (mandolin) включает в себя старшую сестренку мандолу (mandola), мамашу мандоцело (mandocello) и папашу мандобас (mandobass) – отставить улыбку!. Однажды малютку мандолину соблазнил сорванец банджо (banjo).

Плод их юной любви, появившийся через положеное время, нарекли мандобанджо (mandobanjo). Подобный поворот событий не мог не отразиться на ближайших родственниках.

Дядюшка ситар (sittern) так расстроился, что вместо ADADA стал звучать как ADGAD, а временами даже как DGDAD, а тетушка бузуки (bouzouki) – ну и имена у этих греков! – даже обзавелась дополнительной парой струн, чтобы не выделяться из стройных рядов семейства мандолин.

Между тем бесчинства извращенца банджо на том не закончились. Привлеченный классическими формами, он обесчестил почтенную гитару, оставив на память о пылком африканском любовнике дочурку гитарбанджо (guitar banjo).

Опасаясь мести со стороны возмущенной общественности, банджо сделал слабую попытку загримироваться – обзавелся 5-ой струной (размеров на 5 меньше – видимо отобрал у какого-то дитяти) и сменил строй на GDGBD. Но это не помогло ему уйти от ответа: пойманный разъяренной толпой, он был кас… ну, в общем, оторвали ему лады и натянули нейлоновые струны на гриф.

Мандолина строится так же как скрипка – GDAE. Кроме классической итальянской формы с грушевидным кузовом (round back) в фолк-музыке чаще используется модель с плоским кузовом (flat back – на примере мандолы). И не удивительно.

Уверенно держать в руках инструмент, задняя часть которого представляет собой вытянутую полусферу, да еще покрытую лаком, можно лишь в трезвом состоянии, усевшись в классическую позицию “нога на ногу”.

Подобные требования к музыканту, как вы понимаете, привели не к укреплению трезвого образа жизни, а к появлению инструмента, который твердо стоит между ног. Новый дизайн получил название “кельтского”.

Тенор мандола (tenor mandola) строится так же как альт – CGDA и внешне напоминает подрощенную мандолину. Правда, в ирландской музыке чаще используется октав мандола (octave mandola, америкацы кличут ее octave mandolin), настраиваемая как GDAE на октаву ниже мандолины.

Читайте также:  Квинтовый круг мажорных тональностей чёткая схема для тех, кому приятна чёткость.

Мандоцело (mandocello) строится на октаву ниже тенор мандолы CGDA. Выглядит соответственно на октаву больше.

Мандобас (mandobass) строится EADG . Выглядит, хм… соответственно.

Ситар (sittern) в последнее время, как и другие инструменты семейства мандолин, сменил дизайн на плоскокузовной (flat back), так что основным отличием осталось наличие 10 парных струн, которые строятся как кому в голову взбредет, и более короткий и широкий гриф (на самом деле, струн может быть и больше, и меньше – от 8 до … ). Встречаются варианты настройки ADADA, ADGAD, DGDAD, плюс ко всему часто используют каподастр.

Бузуки (bouzouki) – греческий вариант лютни. Традиционные греческие строятся CFAD. Вообще-то раньше их делали с шестью парными струнами (DAD), но сейчас греческие мастера делают в основном восьмиструнные CFAD с грушевидным кузовом (round back).

Ирландские музыканты в своем стремлении все подобные инструменты перестроить в GDAE не обошли вниманием и бузуки, заодно приведя к общему знаменателю и дизайн. Появление моделей с плоским кузовом (flat back) сделало бузуки очень похожими на октав мандолу, вот только гриф у бузуки подлиннее.

Подобная адаптация привела к тому, что грань между “ирландскими” бузуки (irish bouzouki) и октав мандолой пролегла где-то в районе 58-го сантиметра шкалы грифа, так что все что короче – мандола, что длиннее – бузуки.

Звук у “ирландской” разновидности более открытый и яркий, чем у греческой, да и держать ее поудобнее.

Тенор банджо (tenor banjo) широко используется не только в традиционной ирландской музыке, но и в традиционном джазе.

У него более мелкая мензура, чем у G банжо, и четыре струны, настроенных CGDA, но практически все ирландские музыканты настраивают ниже – GDAE, на октаву ниже мандолины и скрипки.

Большей популярностью пользуются инструменты с укороченной мензурой (17 ладов вместо 19), поскольку их аппликатура соответствует скрипичной.

5-тиструнное банджо (5-string banjo) обычно используется в bluegrass и country музыке, но в порядке диверсификации используется в качестве аккомпанемента в песнях различных музыкальных направлений. Среди вариантов настройки наиболее распространены gDGBD и gCGDB.

Отличается наличием 5-й струны, пришлепнутой сбоку-припеку на пятом ладу со стороны басовых струн. Безладовый вариант банджо (fretless banjo), как правило с нейлоновыми струнами, использовался раньше для игры вместе со скрипкой в силу более согласованного звучания.

Мандобанджо либо банджолин (mandobanjo or banjolin), как видно из названия – результат неправильной ликвидации погрома в музыкальном магазине: резонатор от банджо, гриф от мандолины, звук – ну, это надо слышать.

Гитарбанджо (guitar banjo) – идеальный выход для гитариста, когда хочется извлекать звуки банджо, а учиться лень. Собственно, гитарный гриф, 6 струн, те же аккорды, а звук…

То что в Италии принято называть violin, а в России скрипкой, в руках ирландского музыканта превращается в фиддл. Так что если на сцене кто-то кого-то называет Фидлером – это не конкурс молодых еврейских дарований, а концерт ирландской музыки.

Источник: http://WaterWind.ru/lib/articles/instruments_irish_01

Ирландская музыка: история, интересные факты, песни, исполнители, инструменты

Ирландская музыка

Ирландской народной музыке по праву принадлежит статус одной из самых древних музыкальных культур на нашей планете.

Она многолика и разнообразна, но благодаря напевным, незамысловатым мелодиям, сочетающимся со сложным, прихотливым ритмическим рисунком, ее безошибочно узнают с первых тактов во всех уголках земного шара.

Что касается самих ирландцев, для них музыка является едва ли не главным национальным достоянием, и они очень гордятся тем, что им удалось пронести кельтские музыкальные традиции сквозь века, бережно сохранив до сегодняшних дней.

Экскурс в историю

Искусство слагать стихи и сочинять песни возникло в Ирландии еще до принятия христианства. Первых певцов и поэтов древние ирландцы называли филидами и приписывали им магическую силу воздействия на человека и его судьбу.

В средние века музыкальные и поэтические традиции филидов подхватили барды, которые странствовали по Европе со своими песнями и балладами, аккомпанируя себе преимущественно на арфе. Свое дальнейшее развитие эти традиции получили в творчестве слепого арфиста Торлы О' Кэролана — самого известного и талантливого музыканта Ирландии, жившего на переломе 17 и 18 веков.

Он является автором около 200 музыкальных сочинений. Многие из них дошли до наших дней, и сегодня их можно услышать в исполнении современных арфистов.

Вместе с О' Кэроланом в ирландской музыке закончилась эпоха арфы — главного инструмента придворных бардов и менестрелей.

В конце 17 века ей на смену приходят волынка и скрипка — неотъемлемые спутницы жизни простого люда в буднях и праздниках.

Старинные кельтские баллады постепенно вытесняются песнями о жизни и повседневном труде, и их поют не бродячие певцы, а обычные жители городков и деревень. Так зарождается знаменитый ирландский фолк.

Его играют не только на скрипках и волынках. Постепенно в обиход входят флейты, банджо, бойраны – тяжелые бубны, которые изготавливали из козьей кожи. Благодаря морякам на Изумрудный остров попали аккордеон и гитара и очень быстро полюбились местному населению. Под них с удовольствием танцевали народные танцы — рил и джигу.

В начале 19 века музыка простого народа, который покидает родные деревни в поисках заработка, шагнула в крупные города. Зарождается новый песенный жанр — городская баллада, а многие народные песни переводятся с ирландского на английский язык. Этим объясняется наличие в музыкальном пространстве ирландского фолка неисчислимого множества вариантов одной и той же песни.

Второе рождение

Интерес к кельтскому фолку во всем мире вспыхнул в середине 60-х годов прошлого века. В то время в Ирландии массово стали образовываться профессиональные музыкальные группы, выступавшие на маленьких сценах городских клубов и пабов.

Они исполняли музыку разных стилей и направлений, ориентируясь главным образом на ее популярность у публики. Но были среди музыкантов и такие, кому пришла идея обратиться в своем творчестве к народной музыке, иначе говоря — сыграть старый добрый ирландский фолк на современный лад.

К числу последних принадлежал молодой композитор Шон О’ Риада. В 1963 году под его руководством образовалась группа Chieftains, чье творчество определило современный путь развития кельтского фолка.

За свою долгую творческую жизнь группа записала 24 альбома, каждый из которых, несмотря на активное использование народных мелодий, и сегодня звучит свежо и современно.

Вторым коллективом, обратившимся к национальным музыкальным традициям, стала группа Dubliners. Ее солиста Люка Келли отличала искренностью и задушевность исполнения. Этим во многом и обусловлен успех коллектива в родной Ирландии и на мировой сцене.

Большинство групп, созданных в 70-80-е годы, в той или иной степени вдохновил успешный пример их предшественников, но, поскольку каждый пытался привнести что-то новое в традиционную народную музыку, в мировой музыкальной культуре постепенно сложились новые направления — в частности, панк-фолк.

Так музыка древних кельтов обрела новое лицо и звучание, сохраняя при этом присущее ей очарование и магическую силу воздействия на слушателей во всем мире.

Интересные факты

  • В 1601 году английские власти объявили волынщиков вне закона, и волынки стали массово уничтожать. Тогда музыканты начали пользоваться свистками из кукурузных початков. Этот инструмент сохранился до нынешних дней.
  • Ирландия является лидером по количеству побед в международном песенном конкурсе Евровидение. Начиная с 1965 г., жители Изумрудного острова выиграли конкурс семь раз, в том числе 3 раза подряд.
  • Ирландия — единственная страна, одним из государственных символов которой является музыкальный инструмент. Это арфа. В средние века арфа появляется на гербе и национальном знамени Ирландии. Уже несколько столетий до сегодняшних дней изображение арфы чеканится на монетах. И даже одна из главных достопримечательностей Дублина — мост Сэмюэла Беккета через реку Лиффи -сконструирован в виде арфы.
  • В Японии можно столкнуться с утверждением, что ирландская музыка является целебной, ею лечат душу.  
  • Изумрудный остров славится обилием музыкальных фестивалей, многие из которых имеют статус международных. Среди наиболее популярных – ежегодный фестиваль ирландской музыки и культуры Temple Bar Trad, Дублинский фестиваль танцев, джазовый фестиваль, а также фестиваль национальной музыки «Роза Трали», куда допускаются представители ирландской диаспоры со всего света.
  • В Дублине есть мост, названный именем знаменитого ирландского певца Люка Келли.
  • Дебют ирландского ансамбля «Риверданс» во время конкурса Евровидение в Дублине в 1994 году стал звездным часом этого коллектива и причиной стремительно взлетевшей популярности ирландских танцев во всем мире.
  • Банкноту в 50 ирландских фунтов украшает изображение легендарного ирландского композитора и арфиста Турлы О' Кэролана.
  • Можно трижды по-разному рассказать одну и ту же историю и тысячу раз по-разному спеть одну и ту же песню — гласит ирландская пословица, подтверждающая, что в ирландском фольклоре у каждой песни существует бесчисленное множество вариантов.
  • Народная баллада «The Fields of Athenry», сохранившаяся в ирландском фольклоре, сегодня является популярным гимном у ирландских футбольных болельщиков.
  • Ирландский композитор и пианист 19 века Джон Филд был одним из учителей русского композитора Михаила Ивановича Глинки.

Национальные музыкальные инструменты

Ирландская волынка

Волынка – один из самых древних инструментов, который, помимо ирландцев, исконно считают своим шотландцы, испанцы и другие народы.

Но устройство ирландской волынки принципиально отличается от всех остальных вариантов этого инструмента Для нагнетания воздуха в мешке здесь используется не духовая трубка и сила легких волынщика, а специальные меха, как на гармошке, которыми накачивают воздух. Эта особенность определяет технику игры.

  В доказательство можно привести лишь один факт –  музыкант может извлекать из ирландской волынки семь звуков одновременно, поэтому ирландских волынщиков справедливо называют королями народной музыки.

Тин-вистл

Тин-вистл – разновидность блокфлейты, которая появилась в середине 19 века благодаря смекалке англичанина Роберта Кларка. Он был простым рабочим на ферме и довольно искусно играл на вистле – деревянной дудочке.

Этот инструмент был очень популярен в народе, но из-за своей дороговизны был простому люду не по карману. Отлично понимая это, Роберт Кларк придумал изготавливать вистлы из жестяных листов, покрытых слоем олова.

  Жестяные флейты стали пользоваться спросом, получили широкое распространение и, в конце концов, добрались до Ирландии, где полюбились настолько, что со временем стали восприниматься ирландцами как национальный инструмент.

Производство тин-вистлов, организованное Кларком, дожило до наших дней, и сегодня фирма The Clarke Tinwhistle Company выпускает вистлы, которые может без особого ущерба для кошелька приобрести любой желающий.

Фиддл

Фиддл представляет собой ирландский аналог скрипки. В отличие от большинства инструментов, точное время появления которых установить сложно, у ирландской скрипки есть свой день рождения — 11 декабря 1793 года.

Именно в этот день в ирландскую гавань прибыл корабль, главным грузом которого были скрипки. Среди местного населения возник настоящий ажиотаж: неизвестный инструмент вызывал неподдельное любопытство, а поскольку еще и стоил дешево, его расхватали в два счета.

Правда, как правильно играть на нем, никто не знал, и ирландцы принялись экспериментировать. Вместо того, чтобы натереть канифолью смычки, они стали канифолить нижние деки инструмента, чтобы удобнее было его прижимать к плечу.

А в итоге у ирландцев сложилась самобытная манера игры на скрипке, ставшая неотъемлемой частью национальной музыкальной культуры.

Ирландская арфа

О древнем происхождении арфы говорит ее неоднократное упоминание в кельтских мифах.

Арфа в Ирландии с незапамятных времен была не просто любимым инструментом, она была одним из символов государства, почитаемым в дни войны и мира.

Арфа, на которой играл придворный бард, звучала на королевских балах и приемах, а когда ирландское войско выступало в путь, именно арфист ехал во главе воинов, подбодряя их музыкой.

Читайте также:  Как раскрутить музыкальную группу 7 шагов к успеху

Популярные песни

«Molly Malone» В Дублине установлен памятник Молли Малоун — главному персонажу одной из самых популярных в Ирландии песен, в которой идет речь о непростой судьбе девушки Молли, торговавшей на улице рыбой и умершей в результате болезни в юном возрасте. Ее включали в свой репертуар самые известные ирландские исполнители – Шинейд О’Коннор, Ронни Дрю, The Dubliners, Джонни Логан. Эта песня звучит в культовом фильме режиссера Стэнли Кубрика «Заводной апельсин».

«Molly Malone» (слушать)

«Zombie» Эта композиция ирландской группы The Cranberries принадлежит к знаковым песням девяностых. Она была написана в 1994 в знак протеста против действий террористов, по вине которых гибнут ни в чем не повинные люди.

«Zombie» (слушать)

«Galway Girl» Песню о девушке с Голуэя называют самой популярной ирландской композицией за последние 20 лет. Она неоднократно использовалась в голливудских фильмах. Но сегодня она переживает второе рождение и новый виток популярности благодаря британскому певцу Эду Ширану, который спел ее на английском языке и выпустил на нее клип.

«Galway Girl» (слушать)

«The Irish Rover» Песня, название которой в переводе звучит как «Ирландский бродяга», – классический пример ирландского фольклора, дошедшего до наших дней.

Она переделывалась сотни раз – в зависимости от того, кто брался ее петь. Один из самых известных вариантов исполнения принадлежит группе «The Dubliners».

Эта композиция дала название канадской одноименной музыкальной группе, которая исполняет ирландскую музыку

«The Irish Rover» (слушать)

Знаменитые ирландские музыканты

Открывает рейтинг популярности ирландских исполнителей и музыкантов легендарная рок-группа U 2. У истоков создания коллектива, образовавшегося в 1976 г., стоял 16-летний подросток Пол Дэвид Хьюсон, придумавший себе сценический псевдоним Боно.

Вместе со своими друзьями, которые учились с ним в одной из дублинских школ, Боно был преисполнен решимости прорваться на самую вершину музыкального Олимпа и громко заявить о себе в мире рок-культуры. Молодым людям это удалось.

Уже через два года они стали победителями музыкального конкурса, а первый же их дебютный альбом, записанный в 1980 году, снискал популярность не только в родной Ирландии, но и за рубежом.

Сегодня группа U 2 и ее бессменный лидер являются лауреатами 22 премий «Грэмми», премии «Золотой глобус» и обладателями многомиллионной армии поклонников во всем мире, не устающих создавать фан-группы своих кумиров.

Певицу Энию называют женским лицом ирландской музыки и самой самобытной артисткой Изумрудного острова.

Эния Бреннан родилась в небольшой деревушке на северо-западе Ирландии, где люди до сих пор говорят на старинном гэльском наречии и хранят в памяти древние кельтские мелодии. Это обстоятельство во многом предопределило творческий путь Энии.

Певица и композитор работает в стиле нью-эйндж — в основе композиций, которые она исполняет, отчетливо прослеживаются музыкальные традиции древних кельтов. Эния – не единственная представительница своей семьи, связавшая жизнь с музыкой.

Ее родные братья, сестра, дяди создали семейный музыкальный проект под названием «Семья из Донегола». Группа, популяризирующая этническую музыку кельтов, с успехом выступает в местных пабах графства Донегол, где живет семейство Бреннанов, и на различных фестивалях.

Уроженка Дублина Шинейд О' Коннор оказалась на пике мировой популярности в 1980 г., когда исполнила композицию «Nothing Compares 2 U», которая прочно обосновалась на верхней строчке мировых хит-парадов и получила почетный титул «песня года».

Уже несколько десятилетий Шинейд считается одной из самых сильных ирландских вокалисток, чей мощный талант востребован не только на сцене. Песня «I Want Your Hands On Me» в ее исполнении была выбрана в качестве саундтрека к фильму «Кошмар на улице Вязов-4: Повелитель сна».

В одном из последних альбомов, выпущенных певицей, она обращается к ирландским народным песням, что говорит о ее близости к национальным корням.

Колыбелью популярной ирландской рок-группы The Cranberries стал город Лимерик.

Коллектив был создан в 1989 году, но свое настоящее лицо обрел только два года спустя с приходом Долорес О' Риордан, которая стала не только солисткой, но и автором многих песен группы.

Лирические песни в ее исполнении поставили The Cranberries в один ряд с ключевыми представителями мировой рок-музыки. В 2012 году группа выступила шестой по счету альбом, восторженно принятый их поклонниками во всем мире.

Ирландская фолк-рок-группа The Corrs — еще один успешный пример семейного творчества.

Три сестры – Андреа, Кэролайн, Шерон – и их брат Джим, родившиеся в семье Корр, являются исполнителями, в чьем творчестве гармоничным образом сочетаются народные кельтские напевы с мелодичной поп-музыкой.

Именно это сочетание обеспечило успех их первому альбому «Talk on Corners», который был выпущен в 1998 г. и стал в Ирландии платиновым. Очаровательная четверка гастролирует по всему миру. Особенно тепло и восторженно их принимают в Австралии и Новой Зеландии, где живет много выходцев из Ирландии.

Новое время являет миру новых исполнителей, но всех их роднит одно – крепкая духовная связь с музыкальным наследием далеких предков, которую с рождения ощущает в своей душе каждый ирландец.

Благодаря этому ирландская музыка, несмотря на разность течений, воспринимается как некий монолитный пласт культуры.

Ее феномен заключается в цельности, она даже играется, как правило, не в одиночку, а сообща, и, как встарь, объединяет людей в горе и радости, сопутствует им на всех этапах жизненного пути, потому что она и есть – сама жизнь.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: слушать ирландскую музыку

Источник: http://soundtimes.ru/muzyka-britanii/irlandskaya-muzyka

Музыкальная культура ирландии и ее отражение в современной музыкальной культуре

Современная ситуация в мире характеризуется возрождением интереса к народной культуре различных национальностей. Одной из популярных является музыкальная   культура Ирландии.

Ирландия необычная, сохранившая много традиций страна, музыкальная культура которой оказывает влияние на историю музыки и в настоящее время. В последние годы достаточно популярными становятся ирландские мотивы, инструменты и танцы.

Особенности ирландской музыки обусловлены географическим положением страны, особенностями характера ее жителей и многими другими факторами. Рассмотрим некоторые из них.

Флаг является национальным символом Ирландии и представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх вертикальных равновеликих полос: зелёной у древкового края полотнища, белой – в середине, и оранжевой – у свободного края полотнища.

Зелёный цвет символизирует католиков, оранжевый – протестантов, белый – мир между ними. Герб Ирландии представляет собой золотую арфу с серебряными струнами в лазоревом (синем) поле.

Ирландия является единственной страной в мире, государственным символом которой служит музыкальный инструмент, арфа символизирует важность музыки в ирландской культуре и древность её традиций.

Символом страны считается трехлистный клевер, потому – что клевер растёт в Ирландии повсюду. Клевер напоминает крест, которым Святой Патрик обратил Ирландию (кельтов) в христианство. Именно на нем он показал единство Отца, Сына и Святого Духа. Святой Патрик один из наиболее известных и почитаемых христианских святых, он – покровитель Ирландии.

Так же весьма интересен ирландский национальный характер. Отличить коренного ирландца от туриста можно по внешнему виду. Считается, что традиционная ирландская внешность – это ярко-рыжие волосы, веснушки и голубые глаза. Хотя предки ирландцев – кельты – были жгучими брюнетами, но любили красить волосы в рыжий цвет.

Также распознать ирландца можно по фамилии – по префиксам «О’», «Мак» и «Фитц» в начале. Чрезвычайная общительность и любопытство – их национальные черты. Ирландцы – одни из немногих жителей мира, которые и по сей день не променяли книги на телевидение. Ирландцы не просто читают, а с удовольствием сами пишут, особенно это касается поэзии.

В стране выпускается порядка нескольких десятков журналов, публикующих местную поэзию

Основу любой музыкальной культуры составляют музыкальные инструменты. Любопытно, что истинно ирландских инструментов нет, есть инструменты заимствованные, переделанные на своеобразный манер. Наиболее известными являются арфа, ирландская скрипка, тин вистл, боуран, волынка.

Арфа признаётся символом Ирландии с XIII века. Археологи находят на территории Ирландии кельтские арфы, датируемые XII веком. Сохранившиеся древние экземпляры относятся к XV веку.

История инструмента тин вистл теряется в веках, поскольку подобные флейты ведут своё происхождение с доисторических времён и встречаются практически у каждого народа на Земле. «Tin» — жестяной, whistle. 

Ирландская скрипка появилась благодаря следующей истории. Однажды к берегам Ирландии приплыл корабль, и он был гружен дешёвыми скрипками, а ирландский народ очень заинтересовался недорогими музыкальными инструментами. Поскольку выходцы из народа играть учились самостоятельно, то в результате сложилась своя национальная манера игры, своя орнаментация в музыке.

 Древнейшая ирландская волынка, пятого века, была крестьянским инструментом, в мешок которого воздух нагнетался ртом. В древних ирландских летописях встречаются упоминания о волынщиках-трубкодувах.

От шотландской волынки она отличается тем, что ирландцы усовершенствовали механизм инструмента, добавив в него несколько дополнительных клапанов и регуляторов, тем самым усложнив и не без того непростой инструмент.

Благодаря изменениям звучание волынки приобрело больше тембров, красок.

Боуран – ирландский бубен, применяемый, как правило, для ритмического сопровождения традиционной ирландской музыки, а также изредка для сольной игры.

Как и все народы мира, ирландцы не только играли на музыкальных инструментах, но и пели. Любимый вокальный жанр ирландцев – баллада. Это очень поэтичный жанр, это сказка, рассказываемая в стихах. И все это повествование происходит под аккомпанемент знаменитой ирландской арфы.

 Самым древним вокальным жанром в Ирландии считается шан-нос, представляющее собой импровизационное пение. Его отличительная особенность – большое количество распевов. Это сложный, сильно орнаментированный стиль пения без инструментального сопровождения.

Самым известным танцевальным жанром считается джига. Изначально это был парный танец, который танцевали и девушки, и юноши. Чуть позже танец приобрел юмористические черты и его стали танцевать матросы. Джига – сугубо мужской танец, иногда с элементами некоторой грубости. Но сейчас его танцуют и девушки.

Рил – второй по популярности танцевально-музыкальный жанр. Музыка джиги и музыка рила отличается ритмом. Жига, благодаря своим четким триольным фигурам на 6/8 или 9/8, напоминает итальянскую тарантеллу. Ровный, без остроты рил отличается двудольным или четырёхдольным размером.

 Как и во всём мире, так и в Ирландии с течением времени музыка приобретала профессиональный характер. Люди стали обучаться нотной грамоте, узнавать о новых направлениях музыкальной мысли. Самые талантливые, любопытные и трудолюбивые стали в итоге знаменитыми на весь мир.

Майкл Уильям Балф – ирландский оперный певец, композитор, известный, в частности, оперой «Цыганка» (The Bohemian Girl) и кантатой «Мазепа».

Джон Филд – ирландский композитор, основоположник ноктюрна. Славился как пианист-виртуоз. Большую часть жизни провёл в России. Джон Филд был создателем ноктюрна в нынешнем смысле этого слова.

Если в XVIII – начале XIX веков ноктюрнами называли близкое к кассации и инструментальной серенаде музыкальное произведение для духовых инструментов, то именно Джон Филд создал ноктюрн как жанр фортепианной музыки.

Достаточно популярны в современной мировой культуре ирландские музыкальные группы, исполняющие музыку в разных стилях. Охарактеризуем наиболее значительные из них.

The Cranberries – ирландская рок-группа, которая была основана в 1990 году.  Группа исполняет музыку в жанрах: альтернативный рок, фолк-рок, кельтик-рок, инди-рок. Самой известным произведением является песня «Zombie».

Уильям Рори Галлахер – ирландский блюз-рок-гитарист, автор многочисленных песен. По версии Британского журнала «Classic rock», Галлахер включён в список величайших гитаристов всех времён.

Крис де Бург – ирландский рок-музыкант, композитор. Его излюбленными жанрами является арт–рок, поп, софт–рок. Одной из известных композиций является песня «The Lady in Red».

В ирландском стиле играют следующие группы:

«Celtic dreams» – фолк, folk metal, celtic.   Spiritual Seasons – группа из Харькова, Украина, играющая ирландский и скандинавский фолк-рок. Dropkick Murphys – американская кельтик-панк-группа. Все участники Dropkick Murphys чтут культурные и исторические традиции ирландского народа.

Ирландская народная музыка – это тот пример, когда традиция становится популярной, ведь на данное время, как в самой Ирландии, так и за ее пределами, в том числе в странах СНГ, многие исполнители с большим удовольствием играют ирландский фолк или «кельтскую» музыку. Конечно, стоит заметить, что большинство коллективов играют не совсем аутентичную для Изумрудного острова музыку, по большей части все композиции играются в современном стиле, просто с включением народных инструментов Ирландии.

Читайте также:  Психологический портрет современного композитора

Список литературы:

Источник: https://sibac.info/studconf/science/xxi/76829

Ирландская национальная музыка и танцы | Энциклопедия волынки (bagpipe)

Ирландская национальная музыка сегодня популярна не только в стране изумрудного острова, а и во всем мире. Многие популярные исполнители включают в свой репертуар кельтскую музыку и ирландский фолк.

Музыкальные инструменты Ирландии

Как красиво и мелодично звучит ирландская музыка в современной обработке! Многие коллективы при исполнении такой музыки используют народные инструменты Ирландии.

Национальные музыкальные инструменты Ирландии:

  1.  Флейта тинвистл.
  2.  Ирландская скрипка Фиддл.
  3.  Ирландская арфа.
  4.  Ирландская волынка.

Флейта тинвистл – вид флейты, который придумал простой чернорабочий Роберт Кларк. Так как флейты из дерева стоили дорого, Роберт начал делать эти музыкальные инструменты из покрытой оловом жести. Флейты Роберта Кларка стали называть «тинвистлами».

Они очень быстро стали популярными. Успех был просто ошеломительный. Простой рабочий Роберт Кларк стал очень богатым и знаменитым. Сегодня флейта тинвистл имеет статус национального инструмента.

Скрипка Фиддл – ирландский аналог скрипки.

История появления этого музыкального инструмента очень необычна и интересна.

Получилось так, что они все делали не так, как нужно: неправильно держали инструмент, канифоли струны, вместо того, чтобы канифолить смычок. В результате всего этого появилась новая ирландская манера игры на скрипке.

Ирландская арфа – геральдический символ и национальная эмблема Ирландии. Ирландская национальная музыка известна во всем мире благодаря знаменитой арфе. Этот инструмент во все времена любили и почитали в Ирландии.

Во времена кельтских вождей самым почитаемым человеком, после вождей и бардов, считался арфист. Арфисты играли на великолепных золотых инструментах, украшенных драгоценными камнями.

Во время войны арфисты поднимали боевой настрой, поощряли к сражению с врагом.

Сказочные струны арфы, играющие прекрасные народные ирландские мотивы, и сегодня словно переносят в давние средневековые времена, завораживают так, что теряется чувство реальности.

Ирландская волынка – любимый инструмент музыкантов. Она не похожа на волынки Западной Европы: воздух в трубки ирландской волынки нагнетается при помощи специальных мехов, а не легкими музыканта. Ирландские волынщики по праву носят гордое имя – «короли народной музыки».

Ирландская волынка чаще всего звучала при исполнении ирландской народной музыки. Сегодня, учитывая усовершенствование инструмента и техническое мастерство исполнителей, звуки волынки можно услышать во многих музыкальных стилях.

Ирландская музыка, ирландский фолк представлены двумя видами жанров:

  •  вокальными;
  •  танцевальными.

Вокальные жанры народной ирландской музыки

Любимый вокальный жанр ирландцев – баллада. Это очень поэтичный жанр, это сказка, рассказываемая в стихах. Такие рассказы – песни повествуют о жизни, о любви, о мужестве, прославляют героев. И все это повествование происходит под аккомпанемент знаменитой ирландской арфы. Это очень похоже на исполнение русских былин с гуслями.

Ирландский фолк до сих пор находит своего слушателя.

Танцевальные жанры ирландской музыки

Самым известным танцевальным жанром считается джига. Часто это слово произносят без первой буквы – жига. В давние времена так называли обычную скрипку, молодежь на вечеринках танцевала под звуки такого инструмента. Скорей всего, именно с тех пор словом «джигой» стали называть танец.

Интересна и история развития танца джига. Изначально это был парный танец, который танцевали и девушки, и юноши. Чуть позже танец приобрел юмористические черты и его стали танцевать матросы. Сегодня джига – сугубо мужской танец, иногда с элементами некоторой грубости.

Джига стала основой для большинства ирландских танцев. Мелодия джиги, в зависимости от скорости исполнения танца, делится на:

  •  сингл-джигу – самое простое исполнение танца;
  •  дабл-джигу – танец исполняется в более быстром темпе;
  •  требл-джигу – более медленный темп исполнения.

Рил – второй по популярности танцевально-музыкальный жанр. Отличается танец выразительностью очень быстрым темпом, зрелищностью и особой красотой движений.

Музыка джиги и музыка рила отличается ритмом. Жига, благодаря своим четким триольным фигурам на 6/8 или 9/8, напоминает итальянскую тарантеллу. Ровный, без остроты рил отличается двудольным или четырёхдольным размером.

Танец жига – это народный танец, который формировался довольно продолжительное время. Рил – это искусственно изобретенный танец конца XVIII века, ставший со временем очень популярным. Сегодня ирландцы не представляют свою жизнь без танца рил.

Рил чем – то напоминает польку – чешский танец, который появился на кельтских землях благодаря солдатам и учителям танцев. В польке двухдольный размер, такой же, как в риле и важное внимание уделяется ритму. Полька отличается четкостью и разделенностью – притопами. Рил характеризуется ровностью и непрерывностью движения.

И в настоящее время ирландские танцы остались такими же веселыми и зажигательными, как и много веков назад.

Видео: Ирландский танец – джига

Источник: http://www.volynki.ru/?p=30113

Лоу-вистл своими руками. Часть 1я

Захотелось мне еще одну флейту с необычным звуком.
И я заказал себе Лоу-вистл в одном из московских инет магазинов.

Лоу-вистл (Low Whistle) это низкая разновидность вистла, ирландской флейты.

Строй – Ре (первой октавы (на октаву ниже обычного вистла) ), диатонический с диапазоном примерно в 2 октавы.Бывают и других тональностей, но Ре – традиционная для этого инструмента.

(приятный низкий звук)Вистл, что мне вчера привезли – черный (в центре)

Он довольно длинный около 60см, чуть короче обычной поперечной флейты (лежит выше вистла) почти в два раза длиннее сопрано блокфлейты. (самая верхняя).

Очень хотелось металлический, но в Москве продавалался только из тонкого пластика. Не сказать, что я был разочарован покупкой. Ну, в общем-то он неплохо звучит, хорошо строит, приятный звук, очень легкий, добротно сделан и недорог.. Только высокие звуки тяжеловато берутся, немного шипят и расход дыхалки довольно большой.

(К сожалению, отдал свой студийный микрофон и микшер, а то записал бы для вас ) Подудел вчера на ней вечер, привык к аппликатуре и непривычному положению пальцев на дырочках (затыкается не подушечкой пальца, а серединами фаланг.

) Так, как очень давно играю на духовых, это не составило большого труда, чтобы практически сразу на нем начать играть какие-нибудь мелодии.

А тем временем в голове зрела навязчивая идея:…“а не сделать ли мне металлический лоу-вистл самому?” Хоть я этого раньше и не делал.

Ремонтом музыкальных инструментов занимался, а созданием не приходилось. И раз уж руки растут из плечей – почему бы нет? Образец теперь у меня есть.

Сегодня днем сорвался с работы на рынок и купил там алюминиевую трубу подходящего диаметра. И за вечер сделал себе металлический лоу-вистл. Он, как и тот пластиковый, состоит из двух частей. Это удобно, я сначала сделал нижнюю часть и попробовал ее со свистком от пластикового вистла.

Убедившись, что с ней всё в порядке и она вполне получилась,принялся за верхню часть со свистком. А со своим свистком пришлось повозится он долго не хотел издавать хороший звук, но за два часа возни я его победил. :)Результат четырехчасовой работы на фотке – в самом низу.

Да, он хорошо звучит (приятный и более интересный звук, чем у пластикового) и на нем вполне можно играть, но требуется доводка, чтобы он стал музыкальным инструментом, а не экспериментальной поделкой: – Доделать свисток (сделать клювиком, как у блокфлейты, переделать деревянную вставку (звук будет еще лучше) ) – Рассверлить пару дырочек (не совсем точно строят) – Сделать соединительную часть.- Укоротить верхнюю трубку (из-за лишней длинны трубы он звучит сейчас на пол-тона ниже, чем должен)- ПокраситьТак как я старался всё делать очень аккуратно , могу хоть как-то рассчитывать на то, что после доработки он будет выглядеть звучать не хуже заводского 🙂 Очень на это надеюсь. Как доделаю – покажу окончательный вариант.В процессе “доводки напильником” 🙂 Вот, чтобы вы могли составить представление, как звучит инструмент нашел на Ютубе хороший пример:

upd: Продолжение. Часть 2я: http://markellov.livejournal.com/116419.html

Источник: https://markellov.livejournal.com/116109.html

Вистл (Tin Whistle)

Тин-вистл(tin whistle) – это маленькая продольная флейта с красивым звуком и простым диатоническим звукорядом, широко используемая в народной музыке Ирландии, Шотландии, Англии и некоторых других стран. Другое название тин-вистла – пенни-вистл (penny-whistle). Звук у нее высокий, резкий, иногда даже сравнимый со свистом.

В ее конструкции нет каких-либо особенных, оригинальных ходов – устроена она просто и немногим отличается от дудочек, которые так или иначе известны практически всем народам мира с незапамятных времен. История возникновения тин-вистла уходит своими корнями в давние времена.

Следует отметить, что в Андах существует флейточка “pincollo” (“пинкОйо”), практически ничем не отличающаяся от тин-вистла. Предок этой флейточки был принесен в Америку много тысяч лет назад во времена ее заселения.

Первоначально он выглядел как костяной свисток с двумя-тремя отверстиями для насвистывания разных по высоте звуков.

У некоторых североамериканских индейцев он так и просуществовал и остался до сих пор как ритуальный музыкальный инструмент.

Этот свисток «живет» наряду с флейтой, которая в Северной Америке была также распространена, но имела самобытную и несколько усложненную конструкцию.

Вероятно, такая конструкция была придумана в Северной Америке после переселения в неё предков индейцев. На подобных флейтах и сейчас играют некоторые индейские музыканты, самыеизвестные из которых Карлос Накаи и Кевин Лок.

Тин-вистл – древний духовой инструмент, но, несмотря на английское название, это инструмент, принадлежащий кельтской культуре. Тин-вистл появился в 1843 году в Англии, там же кстати появился и monster beats studio.

Откуда же взялось второе название инструмента пенни-вистл? Объяснение этому факту очень оригинально. Дудочка стоила один пенни, от этого происходит еще одно ее название — penny-whistle.

Однако тин-вистл был популярен не только в Англии, но и в Ирлании, поскольку очень хорошо подходила для исполнения ирландской народной музыки.

Тин-висл получил гораздо большее распространение по всему свету в шестидесятые-семидесятые годы двадцатого века на волне возрождения интереса к народной музыке в Ирландии и за ее пределами. Практически все известные фолк-группы использовали тин-висл в своей деятельности. Появились новые фирмы и мастера-изготовители тин-вистлов.

Изначально тин-вистлы делали из дерева и кости, сейчас, учитывая развитые технологии, почти повсеместно их производят из пластика и металла. Но конструкция осталась прежней – свистковая продольная флейта с шестью отверстиями для пальцев.

Что же она позволяет сыграть эта флейа?

Это может быть аутентично исполненная ирландская народная мелодия, а может быть что-то из разряда последних хитов музыкального телеканала. Таким образом, мелодию на вистле можно сыграть практически любую. Звук вистла обычно не слишком громкий, кроме того на воздухе он легко задувается ветром. Вистл — диатонический инструмент с диапазоном примерно в две октавы.

При желании тин-вистл можно изготовить самому. Однако следует заметить, что в таком случае не обойтись без чертежей, хотя бы примерных, поскольку параметры инструмента должны быть строго соблюдены, так как он небольших размеров.

Любое отклонение, даже на один миллиметр в ту или иную сторону при изготовлении чревато последствиями – звук будет неустойчивым или будет фальшивить.

Поэтому если уж начинать делать флейты, то лучше будет потренироваться в изготовлении флейт чуть большего размера – длиной сантиметров сорок.

При изготовлении такой флейты можно позволить себе допускать некоторые отклонения и это, скорее всего, не будет иметь фатальных последствий. Можно также купить дудочку и стать не только счастливым обладателем хорошего инструмента, но и радовать своих близких оригинальной музыкой.

Источник: http://melma.ru/myzykalnye-instrumenty/pipe_instr/205-vistl-tin-whistle.html

Ссылка на основную публикацию