Виды музыкального слуха: что к чему?

Виды музыкального слуха: что к чему?

На самом деле, о музыкальном слухе и о том, как его развить, мы говорили с Вами в одном из “Уроков пения” – “Как развить музыкальный слух”. Но сегодня же мы просто поговорим о том, что такое музыкальный слух, у каких людей он присутствует и можно ли его развить (научиться ему)… Итак, поехали!

Многие люди испытывают что-то вроде чувства неполноценности, когда речь заходит о музыкально одаренных людях. «А мне медведь оба уха в детстве оттоптал!» — говорят они, ссылаясь на полнейшее отсутствие музыкального слуха.

Да, бытует мнение, что музыкальный слух — это чуть ли не нечто уникальное, Божья благодать.

И человек, которому этот самый «божий дар» достался – избранный счастливчик со способностями к пению, игре на музыкальных инструментах и даже к композиторству.

Виды музыкального слуха: что к чему?

Так что же такое музыкальный слух? Правда ли, что его наличие или отсутствие предопределяет музыкальные возможности человека с самого рождения на свет?

Музыкальный слух — это действительно совокупность способностей человека, без которых невозможно сочинительство, исполнение и должное восприятие музыки.

Любая человеческая способность не возникает просто так. Сначала появляется необходимость в ней. Так человек с четырех конечностей поднялся на ноги, чтобы освободить руки.

Вот и с музыкальным слухом похожая ситуация — способность эта в человеке зародилась очень давно, с тех самых пор, как у него появилась потребность в общении, сначала на уровне звукообмена, затем по средствам речи. Для того, чтобы человеческий ребенок научился разговаривать, он должен учиться различать звуки по силе, высоте и тембру, длительности — то есть, иметь музыкальный слух.

Виды музыкального слуха

Виды музыкального слуха: что к чему?

Выделяют виды музыкального слуха по свойствам::

Абсолютный слух — когда человек может распознать любую ноту на слух и тут же воспроизвести ее голосом безо всякой подготовки

• Относительный слух — это когда человек может видеть, точнее, слышать разницу между звуками разной высоты. Такой способности учат на дисциплине Сольфеджио.

Мелодический слух — когда человек способен понять строение услышанной мелодии и может воспроизвести ее голосом, а еще лучше записать нотами. Эту способность также развивают на занятиях.

Гармонический слух — когда человек может расслышать гармонические созвучия и их последовательность, затем записать их или воспроизвести голосом. Эту разновидность слуха развивают даже при полном отсутствии оного.

У кого есть музыкальный слух?

И это лишь некоторые из видов музыкального слуха, но уже по ним можно понять, что по большей части музыкальный слух это не подарок небес, а результат труда человека, тщательной работы над собой.

Виды музыкального слуха: что к чему?

Ежедневно любой из людей вынужден использовать свой музыкальный слух. Не будь его, как он узнает кого-то из близких или знакомых по голосу? Да и этого мало! Человек, даже маленький ребенок, способен безошибочно по звукам голоса определить целое море характеристик своего собеседника — его настроение, степень усталости или бодрости, часто даже состояние здоровья.

Полное отсутствие музыкального слуха также редко встречается, как и абсолютная слепота. Разумеется, у одного он отлично развит, а у другого — хуже. Но практически у всех музыкальный слух достигает того уровня, которого более чем достаточно, чтобы начать занятие музыкой.

Источник: https://muzykantam.net/stati-o-gitare/chto-takoe-muzykalnyi-sluh.php

Возможно ли отнести наличие музыкального слуха к уникальным способностям человека

Возможно ли отнести наличие музыкального слуха к уникальным способностям человека

Виды музыкального слуха: что к чему?

  • Музыкальный слух – это некий комплекс данных, которые требуются для создания, исполнения и активного восприятия музыки.
  • Музыкальный слух предполагает умение четко слышать каждый музыкальный элемент, разбираться в качестве музыкальных звуков, например, различать высоту, громкость или же тембр, разбираться в тонкостях функциональных связей элементов в готовом произведении.
  • Многие считают, что наличие хорошего музыкального слуха дано свыше, и что такой человек просто-напросто счастливчик, так как ему только и остается, что посвятить себя творчеству.
  • Часто люди оправдывают себя фразой про медведя, который наступил на ухо, когда разговор касается музыки.

Стоит разобраться, на самом ли деле музыкальный слух такая уникальная способность? Почему у некоторых он развит значительно лучше? Зачем он вообще нужен? Откуда он появился? Возможно, это и правда дар свыше?

Все человеческие способности возникли не на пустом месте. Любое умение – это результат наших потребностей. Например, ходить на двух ногах людям пришлось, когда появилась необходимость использовать руки в других целях.

То же произошло и с музыкальным слухом. Такая опция появилась, когда возникла потребность в общении именно с помощью звуков. Развитие музыкального слуха происходило совместно с развитием речи. Мы можем говорить, так как способны отличать звуки по силе, высоте, длительности, тембру, а это есть музыкальный слух.

Умение различать на слух любую ноту и воссоздавать ее без каких-либо настроек. Это имеет отношение не только ко звукам, исходящим от музыкальных инструментов, но и к различным звукам, окружающим нас в повседневной жизни.

Имеет одно, но очень весомое отличие от абсолютного слуха. Для того, чтобы определить или напеть ноту, обязательно нужна предварительная настройка, то есть необходимо воспроизвести на инструменте звук либо аккорд, на базе которого уже сложится звукоряд. Относительный слух можно развить в ходе обучения.

Мелодический слух

Умение не только слышать, но и разбираться в построении музыки, различать звуковысотность, ритмическую картину, направление движения, и конечно же воссоздавать мелодию с помощью голоса. На профессиональном уровне, еще и фиксировать нотами. Мелодический слух можно развить в процессе обучения.

Гармонический слух Умение различать звуки в их аккордовых созвучиях, воссоздавать их с помощью голоса или музыкального инструмента, в разложенном виде. Человек, обладающий гармоническим слухом, может быстро подобрать музыкальное сопровождение. Для этого ему даже не обязательно знать ноты. Гармонический слух можно развить даже при неимении исходных навыков.

Внутренний слух Умение внутренне представлять верное звукочастотное интонирование. Различают некоординированный и координированный с голосом внутренний слух.

Некоординированный – это способность подбирать мелодию на слух и слышать ошибки. Координированный с голосом – это высокий уровень, полученный благодаря урокам сольфеджио.

Он проявляется в умении работать с нотным текстом без использования каких-либо инструментов. Внутренний слух можно развить в ходе обучения.

Предслышание

Умение заранее спланировать с помощью внутреннего слуха следующий звук либо целую фразу.

Возможно ли выработать музыкальный слух

Музыкальный слух мы используем всегда. Он необходим для того, чтобы различать людей по голосу, по которому можно сделать вывод о некоторых качествах человека, например, по эмоциональному окрасу, можно судить о настроении человека.

Получается, что, если человек может самостоятельно говорить, у него есть музыкальный слух, и все разговоры об его отсутствии пустой звук.

Виды музыкального слуха: что к чему?

Конечно, для того чтобы петь необходимо иметь хороший слух, но этого недостаточно. Голосом нужно уметь управлять, а этому можно научиться. Если же Вы понимаете и слышите, что петь у Вас не особо получается, то к слуху претензий быть не должно, он есть!

Для того, чтобы развить слух, необходимо его постоянно тренировать (играть на инструменте, петь, слушать музыку). Это подтверждают труды Дмитрия Кабалевского, который доказал, что успехов в музыке может добиться по сути абсолютно любой человек.

За воспитание музыкального слуха отвечает сольфеджио, но более заметный результат появляется непосредственно в ходе занятия музыкой.

Действенным способом воспитания интонационного слуха являются дыхательные упражнения, танец. Музыкальный слух и его различные интерпретации изучают музыкальная психология, музыкальная акустика и психофизиология слуха.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что заниматься музыкой без сомнения можно практически каждому человеку, стоит только захотеть.

Источник: https://vizart.pro/installation/zvuk/vozmozhno_li_otnesti/

Каким бывает музыкальный слух

Виды музыкального слуха: что к чему?

Музыкальный слух уникален не только тем, что в отличие от простого слуха является результатом работы мышления и памяти человека. Он, к тому же, представляет собой целую совокупность граней и подвидов, из которых самыми значимыми являются абсолютный, относительный и внутренний музыкальный слух. Но мало кто знает, что к нему также относятся еще восемь категорий.

Абсолютный музыкальный слух

Когда говорят о развитом музыкальном слухе, важном для композиторов, музыкантов и вокалистов, то почему-то думают, что речь идет именно об абсолютном слухе. Однако это не так.

Ведь абсолютный музыкальный слух – это идеальная память человека на высоту и тембр услышанных звуков. Человек, обладающий этим видом слуха, имеет его от природы.

Для него услышать ноты – это все равно, что любому другому услышать алфавит.

Как показывает практика, наличие абсолютного слуха не гарантирует наличие хороших вокальных данных и предрасположенности к карьере музыканта. А иногда даже вредит, так как человек, обладающий таким талантом, расслабляется и забывает про развитие относительного музыкального слуха.

Именно этот вид слуха так важен музыкантам и вокалистам. Он, в отличие от абсолютного слуха, проявляется не как особенность памяти человека, а как особенное мышление, которое развивается со временем и которым обладают в той или иной мере все профессиональные музыканты.

Относительный или интервальный музыкальный слух позволяет услышать в произведении или его части звуковые отношения, а не только ноту, и определить их. Единственным недостатком этого вида слуха является именно его относительность, которая выражается лишь в приблизительном определении услышанного звука и высоты его звучания.

«Специализированные» виды музыкального слуха

Если относительный слух – это умение, которое развивается у каждого музыканта, то есть и те грани слуха, которые могут как получить свое постепенное развитие, так никогда и не быть освоенными на должном уровне. С интервальным слухом их роднит то, что их идентификация также относится к процессам мышления. И это еще восемь граней музыкального слуха:

  • ладовый,
  • ритмический,
  • интонационный,
  • гармонический,
  • полифонический,
  • тембральный,
  • фактурный,
  • архитектонический.

Кроме того, многие из них часто являются и самостоятельным талантом. Например, человек, который никогда не учился музыке, но который от природы одарен ритмическим слухом, легко может воспроизвести услышанный ритм.

Эти виды музыкального слуха между собой объединяет то, что часто они нужны для определенной узконаправленной музыкальной деятельности. Так, умение слышать и определять полифонию и ритм очень помогает композиторам. Хотя и в общей музыкальной практике все эти грани слуха также приносят много пользы.

Внутренний музыкальный слух

Посмотреть бегло на лист бумаги, испещренный нотами и напеть «увиденную» музыку может каждый, кто развивал в себе музыкальные таланты и хорошо знаком со звучанием нот.

Однако возможности внутреннего музыкально слуха базируются не только на памяти, но и на воображении.

Именно благодаря воображению музыкант может «услышать» новые переходы, узнать, как будет звучать та же мелодия, но сыгранная в другом ритме или на другом инструменте, не прибегая при этом к проигрыванию мелодии в живую.

Именно развитый внутренний музыкальный слух позволил многим композиторам войти в историю.

Читать также

Источник: https://orangevinil.ru/interesnoe/kakim_byvaet_muzykalnyy_sluh/

Виды музыкального слуха: что к чему, Музыкальный класс

Виды музыкального слуха: что к чему?

Музыкальный слух – это возможность умом различать звуки по их окраске, высоте, громкости и продолжительности. Музыкальный слух, в общем-то, как и чувство ритма, может быть развит, причём видов слуха (точнее его граней, сторон) множество и каждый по-своему в большей или меньшей степени важен.

Звуков в окружающем нас мире просто море, но музыкальный звук – это не всякий звук.

Читайте также:  История россии в казачьих песнях

Это только тот звук, для которого можно определить и высоту (она зависит от частоты колебания того физического тела, которое является источником звука), и тембр (богатство, яркость, насыщенность, окрашенность звука), и громкость (громкость зависит от размаха колебаний источника – чем сильнее первоначальный импульс, тем громче получится звук на входе).

А вот немузыкальные звуки называются шумовыми, для них мы можем определить и громкость, и продолжительность, нередко и тембр, но далеко не всегда мы можем точно определить их высоту.

К чему была нужна эта преамбула? А к подтверждению того, что музыкальный слух – это инструмент уже обученного музыканта. А тем, кто отказывается заниматься музыкой под предлогом отсутствия слуха и изнасилования медведем, говорим прямо: музыкальный слух – не дефицитный товар, раздаётся каждому желающему!

Вопрос музыкального слуха – довольно тонкий. Любой вид музыкального слуха в некотором смысле связан с определённым психологическим процессом или феноменом (например, с памятью, мышлением или воображением).

Чтобы сильно не теоретизировать и не впадать в банальные и спорные классификации, просто попытаемся охарактеризовать несколько распространённых в музыкальной среде понятий, относящихся к этому вопросу. Это как раз и будут некоторые виды музыкального слуха.

Абсолютный слух – это память на тональности (точную высоту), это возможность определить ноту (тон) по её звучанию или, наоборот, воспроизвести ноту по памяти без дополнительной настройки по камертону или какому-нибудь инструменту, а также без сравнений с другими известными высотностями. Абсолютный слух является особенным феноменом звуковой памяти человека (по аналогии, например, со зрительной фотографической памятью). Для человека, обладающего таким видом музыкального слуха, узнать ноту – всё равно, что для любого другого просто услышать и опознать обыкновенную букву алфавита.

Музыканту абсолютный слух в принципе не особенно нужен, хотя и помогает не фальшивить: например, сыграть на скрипке без ошибок.

Вокалистам это качество тоже помогает (хотя и не делает обладателя абсолютного слуха вокалистом): оно способствует выработке точности интонации, а также помогает держать партию при ансамблевом многоголосном пении, правда собственно пение только лишь от «слуха» более выразительным (качественным) не станет.

Абсолютный вид слуха нельзя искусственно обрести, так как качество это врождённое, но можно развить идентичное всеслышание путём тренировок (к этому состоянию приходят рано или поздно почти все «практикующие» музыканты).

Относительный слух – это профессиональный музыкальный слух, который позволяет услышать и определить любой музыкальный элемент или всё произведение целиком, но только относительно (то есть в сравнении) представляемой им звуковысотности. Он связан не с памятью, а с мышлением. Ключевых моментов здесь может быть два:

  • в тональной музыке это чувство лада: умение ориентироваться внутри лада помогает услышать всё, что происходит в музыке – последовательность устойчивых и неустойчивых музыкальных ступеней, их логическую взаимосвязь, соединение их в созвучия, отклонение и уход от первоначальной тональности;
  • в атональной музыке это слышание интервалов: способность слышать и различать интервалы (расстояние от одного до другого звука) позволяет точно повторять или воспроизводить любую последовательность звуков.

Относительный слух – очень сильный и совершенный инструмент музыканта, он позволяет сделать многое. Единственная слабая сторона его – лишь приблизительное угадывание точной высоты звука: например, слышу и могу сыграть песню, но в другой тональности (часто просто более удобной для интонирования – зависит от типа певческого голоса или инструмента, на котором играешь).

Абсолютный и относительный слух не являются противоположностями. Они могут дополнять друг друга. Если человек обладает абсолютным слухом, но не занимается своим относительным, музыкантом он не станет, в то время как профессионально развитый относительный слух, как воспитываемый тип мышления, позволяет развить музыкальность любому человеку.

Внутренний слух – способность слышать музыку в воображении. Видя ноты на листе, музыкант может проиграть в голове всю мелодию. Ну, или не только мелодию – кроме неё, он в своём воображении достроить и гармонию, и оркестровку (если музыкант продвинутый), и всё что угодно.

Начинающим музыкантам очень часто нужно наиграть мелодию, чтобы ознакомиться с ней, более продвинутые могут спеть ее, но, а люди с хорошим внутренним слухом просто представляют звуки.

Видов музыкального слуха можно выделить и больше, каждый из них помогает музыканту в его общей музыкальной деятельности или в более специальной области. Например, мощнейшими инструментами композиторов являются такие виды слуха, как полифонический, оркестровый и ритмический.

ЭТО ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ БЛОК. Тут мы решили поместить шуточный раздел нашего поста. Как всё-таки интересна и богата впечатлениями наша жизнь, жизнь современного человека…

Работникам радио, диджеям, а также любителям модной музыки, да и артистам эстрады, кроме слуха, который они применяют для наслаждения музыкой, необходимо и такое профессиональное качество, как «музыкальный нюх»! Как же без него узнавать про новинки? Как определять, что нравится аудитории? Такие вещи всегда нужно пронюхивать!

Про «музыкальный глаз» придумайте что-нибудь сами!

КОНЕЦ. По мере накопления музыкально-практического опыта слух развивается. Целенаправленное развитие слуха, постижение основ и сложностей происходит в цикле специальных курсов музыкальных учебных заведений. Это ритмика, сольфеджио и гармония, полифония и оркестровка.

Источник: http://tbf.su/isskustvo-dlya-dushi/vidy-muzykalnogo-sluxa-chto-k-chemu-muzykalnyj-klass

Виды музыкального слуха – Моя Мечта – Международная онлайн школа музыки

31.08.2013 14:51

Музыкальный слух – понятие многослойное и достаточно сложное. Это совокупность способностей человека, которые позволяют ему полноценно воспринимать музыку и объективно её оценивать. Музыкальный слух является очень важным качеством, необходимым для успешной творческой деятельности в сфере музыкального искусства.

Музыкальный слух связан с восприимчивостью к музыкальным образам, возникающим  впечатлениям, ассоциациям и психологическим переживаниям.

Таким образом, люди с музыкальным слухом чувствительны и эмоционально отзывчивы:

– к характеристикам и качествам музыкальных звуков (их высоте, громкости, тембру и т.д.); – к функциональным связям между отдельными звуками в контексте музыкального произведения целиком.

По этим критериям можно выделить различные виды музыкального слуха:

1. Внутренний слух

Это способность мысленно точно представить музыкальное произведение, мелодию и отдельные звуки, “услышать” их в голове.

Вспомните гениального Бетховена, который, потеряв слух в конце жизни, продолжил писать музыкальные произведения, воспринимая их звучание только внутренним слухом.

2. Абсолютный слух

Это умение определить любую музыкальную ноту, не сравнивая ее с другими звуками, высота которых заранее известна. При наличии абсолютного слуха человек обладает особенной памятью на точную высоту музыкального тона (частоту колебаний звуковой волны).

Считается, что этот вид слуха является врожденным, хотя исследования в этом направлении продолжаются. Однако наличие абсолютного слуха каких-либо существенных преимуществ не дает. 🙂

3. Относительный или интервальный слух

Это способность определять высоту музыкальных звуков, сравнивая их с уже известными.

Уровень развития относительного слуха может быть настолько высок, что он становится похож на абсолютный. Большинство успешных музыкантов обладают только хорошо развитым интервальным слухом. Есть мнение, что иметь относительный слух лучше и удобнее, чем абсолютный. Поэтому, дерзайте и упражняйтесь!

4. Звуковысотный слух

Это способность слышать отличаются звуки по высоте или нет, даже при малейшей разнице. В интернете можно легко найти тесты, где нужно определить, выше или ниже второй звук, и, таким образом, узнать, насколько у вас развит звуковысотный слух.

Для начала следует научиться слышать разницу между двумя соседними полутонами. На клавиатуре фортепиано половина тона – это соседние клавиши. А потом можно совершенствоваться и дальше.

5. Мелодический слух

Это умение слышать движение мелодии, то есть, как изменяется высота звуков по мере звучания мелодии. Такой слух обеспечивает целостное восприятие всей мелодии, а не только её отдельных звуковых интервалов.

Мелодия может “стоять на месте”, “двигаться вверх или вниз”, как говорят музыканты, по ступеням. Она может “прыгать” большими и небольшими скачками. Занимаясь сольфеджио, можно выучить названия и научиться слышать ВСЕ существующие “скачки-расстояния” между звуками – интервалы.

Звуковысотный и мелодический слухи объединяют в интонационный слух – способность чувствовать выразительность музыки, ее экспрессию, интонацию.

6. Метроритмический слух

Это способность различать длительность звучания звуков в их последовательности (ритм), их силу и слабость (метр), а также чувствовать изменения скорости звучания музыки (темп). Также это способность активно, двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма.

7. Гармонический слух

Это способность расслышать гармонические созвучия – два и более звуков, звучащих одновременно и умение различать последовательности таких созвучий.

Его можно разделить на интервальный (звучание 2 звуков) и аккордовый (звучание 3 или более звуков). Обладать таким слухом, значит, слышать, сколько звуков звучит одновременно, какие конкретно это звуки и на каком расстоянии друг от друга эти звуки находятся.

На практике гармонический слух полезен при подборе на слух аккомпанемента к заданной мелодии. Этот слух должен быть хорошо развит у хоровых дирижеров. Отметим, что гармонический слух бывает тесно связан с ладовым слухом.

8. Ладовый слух

Это умение слышать и чувствовать взаимоотношения между звуками – модально-тональные функции – в контексте той или иной музыкальной композиции. Они характеризуются такими понятиями, как: устойчивость и неустойчивость, напряжение и разрешение, тяготение, разрядка каждой отдельной ноты.

Мажор и минор – главные лады, основа европейской музыки. Но есть множество и иных построений звукорядов, в которых действует другая организация мелодий.

9. Полифонический слух

Источник: http://music-mydream.com/important/articles/154-vidy-muzykalnogo-sluha

Музыкальный слух: мифы и реальность

Музыкальный слух — совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.

Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический, гармонический и др. виды слуха). Среди различных видов музыкального слуха, выделяемых по разным признакам, важнейшими являются: Существует распространенное мнение, что музыкальный слух – это что-то почти уникальное – дар божий, и человеку, имеющему музыкальный слух, крупно повезло. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле, избранный. Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя: “мне медведь на ухо наступил”.

Действительно ли это такая редкость – музыкальный слух? Почему одни люди его имеют, а другие – нет? И вообще, откуда он взялся у человека? Зачем вообще появился? Может быть, это что-то вроде экстрасенсорных способностей?

Стоит вспомнить, что способности человека возникают не просто так. Всякая наша способность идет от жизненной необходимости. На двух ногах человек научился ходить потому, что ему нужно было освободить руки.

Примерно такая же ситуация и с музыкальным слухом. Эта функция появилась, когда живым существам потребовалось общаться при помощи звуков. У человека музыкальный слух развивался вместе с речью. Для того, чтобы научиться говорить, нам нужно уметь различать звуки по силе, длительности, высоте и тембру. Собственно, именно это умение люди и называют музыкальным слухом.

Виды музыкального слуха

Абсолютный слух

Способность узнавать по слуху любую ноту (до, ре, ми и т. д.) и воспроизводить ее голосом без предварительной настройки. Это относится и к звукам, исполняемым не только на музыкальных инструментах (сирена, телефонный звонок, стук по металлической трубе и т.д.).

Относительный слух

Отличается от абсолютного тем, что для определения или пропевания нот на слух необходима настройка – звук или аккорд, относительно которого мысленно будет выстроен звукоряд. Развивается в процессе обучения музыке.

Читайте также:  Проект умер, да здравствует проект!

Мелодический слух

Способность слышать и понимать строение мелодии (звуковысотность, направление движения и ритмическую организацию), а также воспроизводить ее голосом. На более высоком уровне развития – записывать нотами. Развивается в процессе обучения музыке.

Гармонический слух

Способность слышать гармонические созвучия – аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте.

На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии, даже без знания нот или пении в многоголосном хоре. Возможно его развитие даже при начальном отсутствии такой способности.

Внутренний слухВнутреннее представление правильного звуковысотного интонирования, без воспроизведения голосом.

  • Внутренний слух, некоординированный с голосом. Начальный уровень. На практике выражается в подборе мелодии, возможно с аккомпанементом, по слуху на инструменте или понимании ошибок на слух в изучаемом произведении.
  • Внутренний слух, координированный с голосом. Профессиональный уровень. Результат серьезных занятий сольфеджио. Предполагает слышание и предслышание нотного текста и возможность работы с ним без музыкального инструмента.

Развивается в процессе обучения музыке.

Предслышание

Мысленное планирование внутренним слухом будущего чистого звука, ритмической фигуры, музыкальной фразы. Используется, как профессиональный прием в вокале и для игры на всех музыкальных инструментах.

Можно ли развить музыкальный слух?

Мы пользуемся музыкальным слухом, причем, очень точным, постоянно. Без него мы не узнавали бы людей по голосу. А ведь по голосу мы можем сказать о своем собеседнике еще очень многое. Он дает нам возможность определять, какое настроение у человека, с которым мы разговариваем, можно ли ему доверять и многое другое.

Невербальные, то есть несловесные, характеристики речи дают нам порой гораздо больше информации, чем сказанные слова. Можно ли в таком случае говорить, что у кого-то нет музыкального слуха? Да конечно, нет! У каждого человека, который самостоятельно научился говорить, есть музыкальный слух.

Отсутствие музыкального слуха – такая же редкость, как, например, врожденная слепота!

Конечно, у кого-то он может быть развит очень хорошо, а у кого-то похуже, но у подавляющего большинства людей музыкальный слух развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов без специальных усиленных тренировок по развитию музыкального слуха.

Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях судят по умению человека петь. Не умеешь петь – значит “медведь на ухо наступил”, “нет музыкального слуха”.

Но ведь чтобы петь, мало хорошо слышать. Нужно еще уметь хорошо владеть своим голосом. А управлению голосом нужно учится так же, как рисовать, танцевать или плавать.

А, кроме того, если Вы слышите, что поете плохо, то уж со слухом-то у Вас точно все в полном порядке! И, наконец, если Вы любите музыку, слушаете ее, значит у Вас нормальный музыкальный слух, можете, на этот счет, не беспокоится.

Музыкальный слух, как любая функция нашего организма (например, умение плавать), развивается только тогда, когда мы им активно пользуемся. Если Вы будете играть на музыкальном инструменте или петь, это поможет Вам быстро развить музыкальный слух.

Кстати, Дмитрий Кабалевский посвятил свою жизнь развенчиванию мифа об уникальности музыкального слуха. Он разработал целую систему, доказывавшую, что обучать музыке можно и нужно каждого человека. И результаты его деятельности показали, что успешно заниматься музыкой может практически любой человек.

Развитием музыкального слуха занимается спец. дисциплина — сольфеджио, однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности.

Один из методов развития интонационного слуха – через движение, дыхательные практики и танец.

Различные проявления музыкального слуха изучаются в музыкальной психологии, музыкальной акустике, психофизиологии слуха.

Слух диалектично связан с общей музыкальностью, выражающейся в высокой степени эмоциональной восприимчивости музыкальных явлений, в силе и яркости вызванных ими образных представлений и переживаний.

Если у вас есть желание заниматься музыкой в том или ином виде, отбросьте всякие сомнения в своих способностях, действуйте, учитесь, и успех обязательно придет к вам!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d44127dae56cc00ad977dc9/5d7789564735a600aee9de5d

Музыкальный слух – это… Что такое Музыкальный слух?

Музыка́льный слу́х — совокупность способностей человека, позволяющих ему полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать те или иные её достоинства и недостатки; наиболее важное профессиональное качество, необходимое для успешной творческой деятельности в сфере музыкального искусства: хорошо развитым музыкальным слухом должны обладать все профессиональные композиторы, музыканты-исполнители, звукорежиссёры, музыковеды.

Природа музыкального слуха

Музыкальный слух диалектически связан с общей музыкальной одарённостью человека, выражающейся в высокой степени его эмоциональной восприимчивости к музыкальным образам, в силе и яркости вызванных этими образами художественных впечатлений, смысловых ассоциаций и психологических переживаний.

Музыкальный слух предполагает тонкую психофизиологическую чувствительность и выраженную психоэмоциональную отзывчивость как по отношению к различным характеристикам и качествам дискретных музыкальных звуков (их высоте, громкости, тембру, нюансировке и т.д.), так и к различным функциональным связям между отдельными звуками в целостном контексте того или иного музыкального произведения.

Различные аспекты, свойства и проявления музыкального слуха изучаются такими специализированными научными дисциплинами как музыкальная психология, музыкальная акустика, психоакустика, психофизиология слуха, нейропсихология восприятия.

Разновидности музыкального слуха

Среди многочисленных разновидностей музыкального слуха, выделяемых по тем или иным признакам, следует отметить следующие:

  • абсолютный слух — способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталонными звуками, высота которых уже изначально известна; психофизиологическим базисом абсолютного слуха является особый вид долговременной памяти на высоту и тембр звука; этот вид слуха является врождённым и, согласно научным данным, не может быть приобретён с помощью каких-либо специальных упражнений, хотя исследования в этом направлении продолжаются; для успешной профессиональной (любой музыкальной) деятельности присутствие абсолютного слуха каких-либо существенных преимуществ его обладателям не даёт; по статистике, абсолютным слухом обладает один человек из десяти тысяч, а среди профессиональных музыкантов абсолютный слух встречается приблизительно у одного из нескольких десятков[1];
  • относительный (или интервальный) слух — способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в музыкальных интервалах, в мелодии, в аккордах, и т. д., при этом высота звука определяется путём его сравнения с эталонным звуком (например, для профессиональных скрипачей таким эталонным звуком является точно настроенная нота «ля» первой октавы, камертонная частота звучания которой составляет 440 Гц); относительный слух должен быть достаточно хорошо развит у всех профессиональных музыкантов[1];
  • внутренний слух — способность к ясному мысленному представлению (чаще всего — по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодических и гармонических построений, а также законченных музыкальных произведений; этот вид слуха связан со способностью человека слышать и переживать музыку «про себя», то есть без какой-либо опоры на внешнее звучание;
  • интонационный слух[2] — способность слышать экспрессию (выразительность) музыки, раскрывать заложенные в ней коммуникативные связи; интонационный слух подразделяется на звуковысотный (позволяющий определять музыкальные звуки по их отношению к абсолютной звуковысотной шкале, обеспечивая тем самым музыкантам «точность попадания в нужный тон»), и мелодический, обеспечивающий целостное восприятие всей мелодии, а не только её отдельных звуковых интервалов;
  • гармонический слух — способность слышать гармонические созвучия — аккордовые сочетания звуков и их последовательности, а также воспроизводить их в разложенном виде (арпеджировать) — голосом, или на каком-либо музыкальном инструменте. На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к заданной мелодии или пении в многоголосном хоре, что осуществимо даже в случае отсутствия у исполнителя подготовки в области элементарной теории музыки;
  • ладовый слух — способность чувствовать (различать, определять) ладово-тональные функции (характеризующиеся такими понятиями, как «устойчивость», «неустойчивость», «напряжение», «разрешение», «разрядка») каждого отдельного звука (музыкальной ноты) в контексте той или иной музыкальной композиции;

Источник: https://academic.ru/dic.nsf/ruwiki/79723

Внутренний слух и способы его развития

Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №1 (1) Август, 2016

УДК 13

Дата публикации 16.08.2016

Горлова Анжелика ПетровнаКазахский национальный университет искусств, г.Астана

Аннотация: В статье рассматривается феномен внутреннего слуха, анализируется его природа, а также приводятся методы, позволяющие его совершенствовать.Ключевые слова: Внутренний слух, игра на «немой клавиатуре», сольфеджирование, музыкальный диктант

The inner hearing and the ways of its development

Gorlova Angelica PetrovnaKazakh National University of Arts, Astana

Abstract: The author reckons in the article the phenomenon of the inner hearing, its nature and methods of improving it are analyzed.Keywords: Inner hearing, playing the «dumb keyboard», music playing, musical dictation

В данной работе мы рассмотрим феномен внутреннего слуха, проанализируем его природу, а также подробнее остановимся на методах, которые применяются для его развития и совершенствования.

Для начала нам нужно определиться, что такое внутренний слух. Но прежде, чем проанализировать этот термин, нам необходимо разобраться, что собой представляет музыкальный слух вообще.

Приведем несколько определений.

  1. В Энциклопедическом словаре приводится следующее определение: «Слух музыка́льный — способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними. Виды музыкального слуха: абсолютный— способность определять абсолютного высоту музыкальных звуков; относительный — определение звуковысотных отношений между звуками, интервалов. Внутренний музыкальный слух — умение мысленно представлять отдельные звуки и целые музыкальные пьесы. Музыкальный слух развивается в процессе занятий музыкой, в частности сольфеджио» [6].
  2. В Музыкальной энциклопедии это понятие трактуется, как «способность человека полноценно воспринимать музыку, необходимая предпосылка композиторской и исполнительской деятельности» [7].
  3. В Большой психологической энциклопедии под музыкальным слухом понимается «звуковысотный слух, т. е. способность воспринимать представлять и воспроизводить высоту музыкальных звуков и их последовательностей. Различают абсолютный слух — способность узнавать и воспроизводить высоту звуков, не сравнивая их с др. звуками, высота которых известна, и относительный слух — способность определять высоту звуков путем сравнения их с др., способность узнавать и воспроизводить музыкальные интервалы» [8].

Таким образом, можно сделать вывод, что музыкальный слух – это способность человека воспринимать отдельные звуки и их качественные особенности.

Также, мы увидели, что музыкальный слух имеет несколько разновидностей, и внутренний слух как раз и является одной из этих разновидностей.

Тот, у кого этот вид слуха развит в достаточной мере, обладает способностью слышать музыкальные ноты, не исполняя их на каком-либо инструменте. Также, стоит отметить, что музыкант может не только «услышать» мелодию, но и добавить оркестровку, гармонию и др.

То есть, как следует из всего вышесказанного, любому профессиональному музыканту-исполнителю внутренний слух просто необходим. Как писал Б.М.Теплов, «внутренний слух это не просто способность представлять себе звуки, а это способность оперировать музыкальными слуховыми представлениями» [9].

Невозможно исполнять музыку механически, как часто делают учащиеся, готовясь к экзаменам, когда они запоминают просто последовательность пальцев на клавиатуре. Этот факт был доказан путем проведения большого количества психологических экспериментов. Так, у Д.К. Кирнарской в книге «Музыкальные способности» есть описание подобных экспериментов, проведенных музыкальными психологами.

Довольно интересный эксперимент был проведен Стивеном Финнеем [3, с.199-200], когда одна группа испытуемых играла на «немой» клавиатуре. Они не слышали то, что они исполняли, но играть все же продолжали, восполняя недостаток звучания внутренним слухом.

Вторая группа испытуемых играла на клавиатуре «отстающей». Они слышали то, что исполняли, но с задержкой в несколько секунд. Испытуемые прекратили играть из-за разлада между реальным и внутренним слухом.

Еще один эксперимент был проведен Луизом Бентоном [3, с.200]. Психолог создал для испытуемых помехи при чтении с листа. Сначала им было предложено играть на «немой» клавиатуре.

Как и в предыдущем эксперименте, подобное положение дел не вызвало особенных трудностей у музыкантов: они смогли исполнять мелодию, ориентируясь на внутренний слух.

Когда же им предложили играть на «слепой» клавиатуре (музыканты слышали, что они играют, но не видели клавиш), количество ошибок при исполнении резко возросло. Таким образом, испытуемые не могли контролировать свою игру, ориентируясь только на внутренний слух.

Д.К. Кирнарская делает вывод, что «природа внутреннего слуха контекстуальна в высшей степени: он лишь часть, одна сторона, «подкладка» всякой музыкальной деятель­ности.

Даже очень плохой внутренний слух в отличие от очень плохо­го чувства ритма или очень плохого ладового чувства отнюдь не фа­тален — есть вполне способные музыканты, чей внутренний слух да­лек от совершенства.

Выражение «один в поле не воин» в высшей сте­пени справедливо по отношению к работе внутреннего слуха, кото­рый подкрепляет работу аналитического слуха, активизирует ее. За­местить же слух внешний и реальный внутренний слух может лишь в редчайших случаях, которые говорят об очень высоких музыкальных способностях» [3, c.201].

Таким образом, можно сделать вывод, что музыкальный слух очень важен при исполнении музыкальных произведений, однако работает он совместно как с другими видами слуха, так и с чувством ритма и зрением.

На данный момент существует большое количество упражнений, позволяющих внутренний слух развивать. Остановимся на некоторых из них.

  1. Игра на «немой клавиатуре». Об этом методе уже говорилось выше. Учащемуся на разных этапах обучения будет полезно уделять время игре на «немой» клавиатуре, проигрывать произведение «с нот» на клавиатуре едва касаясь при этом клавиш. В данном случае музыкант не только тренирует свою моторно-двигательную память, запоминая правильную последовательность нот, но и работает над своим внутренним слухом, проигрывая мелодию в уме. Хотя стоит также отметить противоречивость существующих мнений о пользе «немой клавиатуры». Так, И. Гофман писал, что не стоит пользоваться вовсе, если музыкант стремится к многокрасочной живой технике, способной выразить через музыку чувства и мысли. Он пишет, что лично «немой клавиатурой» не пользовался никогда [2].
  2. Сольфеджирование. Это, пожалуй, один из наиболее эффективных методов по развитию внутреннего слуха. Суть этого метода состоит в том, что учащийся пропевает интервалы, аккорды, лады, гаммы, мелодии, закрепляя тем самым связь между написанной нотой и слухом. Многие педагоги разрабатывают свои методики освоения сольфеджио. Одна из самых известных программ принадлежит Рачиной Б.С., которая предлагает разделить сольфеджирование на несколько этапов.
    • Анализ метро-ритмической структуры. На этом этапе определяется размер, чтение ритма с названием ритмослогов. Далее определяется количество фраз, а затем они сравниваются по ритму.
    • Чтение нотной записи. На этом этапе учащемуся предлагается определить, с какой ноты начинается нотная запись, какой нотой она заканчивается и какие еще ноты встречаются. Происходит чтение записи в ритме и сравнение фраз по ней.
    • Анализ интонационный. Он включает определение тональности, тоники, лада, выделение знакомых и самых сложных интонаций. Также происходит слуховая настройка на тональность в ходе которой пропеваются наиболее важные и сложные интонации. Фразы сравниваются по интонационному признаку.
    • Сольфеджирование в ритме. Оно совершается с поправками и повторами и без сопровождения.
    • Исполнение записанной мелодии с текстом. Предварительно текст пропевается и читается педагогом [1].
  3. Музыкальный диктант является одним из самых полезных упражнений для развития внутреннего слуха, а также способствует развитию музыкальной памяти и формированию необходимого запаса музыкальных оборотов, элементов. Оно представляет собой запись одноголосных, двухголосных, трехголосных или четырехголосных музыкальных построений. Они могут записываться как во время слушания, так и по памяти. Музыкальный диктант позволяет сформировать и закрепить связь между слышимым и видимым, закрепить теоретические и практические навыки, проверить индивидуальные возможности каждого учащегося. Существует несколько форм диктанта. Это диктант с предварительным анализом, диктант по памяти, так называемый эскизный диктант, автодиктант, устный диктант и др. Остановимся подробнее на устном диктанте. Он является одной из наиболее распространенных форм этого упражнения. Суть его состоит в необходимости определения звукового состава мелодии. Саму же мелодию при этом записывать не нужно. Подобное упражнение направлено, с одной стороны, — на развития навыка запоминания отдельных, фраз, мотивов, предложений, а с другой, — на развитие навыка определения звуков в мелодии в момент ее исполнения. Таким образом, учащийся может исполнить всю мелодию после ее проигрывания преподавателем, а может пропевать отдельные звуки в момент их исполнения. Во время работы над упражнением необходимо обратить особое внимание на определение композиционной логики, а также на фазы музыкальной структуры. Следует сравнивать их в отношении контраста, видоизменения, повторности.

 Итак, в ходе анализа феномена музыкального слуха, мы пришли к выводу, что он является очень важным для профессионального музыканта. Однако не все музыканты обладают идеальным внутренним слухом, и в этом случае необходимо уделить время его развитию.

На сегодняшний день количество упражнений и методик, позволяющих его усовершенствовать очень велико. В нашей статье мы проанализировали три наиболее распространенных упражнения. Это игра на «немой клавиатуре», сольфеджирование и музыкальный диктант.

Источник: http://SciPress.ru/pedagogy/articles/vnutrennij-slukh-i-sposoby-ego-razvitiya.html

Основы музыкальной психологии

Музыкальные способности часто характеризуют термином «музыкальность», который применяется как в науке, так и на бытовом уровне.

Музыкальным называют человека, который не просто умеет что-либо делать в области музыки (например, бегло играть на фортепиано), а делает это с видимым удовольствием, легко, вызывая эмоциональный отклик у слушателей.

Такое определение далеко не всегда применяется к профессиональным музыкантам, зато музыкальным вполне могут назвать дилетанта или ребенка, имеющего еще мало умений и навыков.

Несмотря на широкое распространение данного термина в практике, среди специалистов не существует единого мнения о его содержательном наполнении. Анализ понятия музыкальности, который производят разные исследователи (А. Л. Готсдинер, В. И. Петрушин, Б. М. Теплов, М. С. Старчеус), свидетельствует о существовании как минимум двух его уровней.

  • Под музыкальностью в широком смысле подразумевают весь комплекс музыкальных способностей. В него входят:
  • 1. Музыкальный слух
  • 2. Музыкально-ритмическое чувство
  • 3. Музыкальная память
  • 4. Координационные способности
  • Музыкальность в широком смысле, таким образом, совпадает с понятием музыкальной одаренности.

Музыкальность в более узком смысле представляет собой свойство личности, не совпадающее со способностями в целом, но придающее им особое качество. Это качество можно определить как эмоциональную реакцию на музыку, «омузыкаленное» восприятие мира (В. И.

Петрушин); интуитивную глубину и тонкость эмоционального переживания смысла музыки и способность передавать его в интонировании (М. С. Старчеус); тонкую эмоциональную отзывчивость на музыку, связанную с восприятием ее как некоторого смысла (Б. М. Теплов).

Во всех приведенных определениях музыкальность связана с эмоциями, которые, по определению Б. М. Теплова, представляют собой содержание музыки [8].

Нам близка точка зрения названных выше авторов, поскольку в этой трактовке понятие музыкальной одаренности шире, чем понятие музыкальности.

В одаренность входят и такие свойства личности, как богатство и активность воображения, связь зрительных и слуховых образов, быстрота и точность слуходвигательной координации и др. [9. С. 129]. Музыкальных людей больше, чем одаренных.

Вместе с тем, возможен и такой парадоксальный вариант, при котором одаренный к музыке человек (например, обладающий отличным перцептивным музыкальным слухом и координационными способностями) не обладает музыкальностью или в обладает ею в небольшой мере.

Такой человек может быть музыкантом-инструменталистом, исполняющим сложные в техническом отношении произведения, но оставляющим свою аудиторию эмоционально равнодушной.

Противоположным музыкальности является понятие «амузия» – крайне низкая ступень музыкальных способностей или патологическое их отсутствие [Там же. С. 131]. Амузия встречается очень редко, не более чем у 2–3 % людей, и ее следует отличать от музыкальной неразвитости, которая может быть компенсирована педагогическим воздействием.

Таким образом, музыкальность можно рассматривать и как весь комплекс музыкальных способностей, и как ядро их структуры (по выражению Б. М. Теплова), за рамки которого отдельные способности могут выходить.

2.3. Музыкальный слух, его виды

Музыка – искусство звука, и в структуре музыкальных способностей важнейшее место принадлежит музыкальному слуху. Слуховые ощущения являются ведущими для музыкальной деятельности, поскольку звуки, существующие объективно, т. е.

независимо от человека, превращаются в музыку в результате их обработки слуховым органом. Именно поэтому первые исследования научной музыкальной психологии были посвящены музыкальному слуху (Г. Гельмгольц, К. Штумпф, Э. Курт, Г. Сишор, К.

Ревеш и др.)

В настоящее время существуют разные классификации видов музыкального слуха. Нам ближе классификация В. В.

Медушевского, который в основу структуры слуха ставит перцептивный и интонационный слух.

Вместе с тем, принципиальной разницы между классификациями нет, поэтому мы будем дополнять характеристику перцептивного и интонационного слуха в соответствии со взглядами других ученых.

  1. Перцептивным называется слух, направленный на распознавание структуры. В него входят:
  2. 1. Звуковысотный слух
  3. 2. Мелодический
  4. 3. Гармонический
  5. 4. Темброво-динамический
  6. 5. Полифонический
  7. 6. Фактурный
  8. 7. Интервальный

Данные виды слуха представляют собой разновидности слуховых ощущений. Они находятся во взаимодействии, но каждый обладает присущими ему особенностями и отвечает за определенный участок структуры музыкальной ткани, подлежащей распознаванию.

Звуковысотный слух занимает ведущее место среди видов перцептивного музыкального слуха. Он проявляется наиболее ярко, и зачастую степень его развитости принимают за уровень музыкального слуха вообще, что неверно.

Эта роль звуковысотного слуха объясняется тем, что из таких видов слуховых раздражителей, как высота, длительность, громкость, тембр наиболее сильным является высотный раздражитель.

Изменение звука по высоте слышно сильнее, чем изменение других его характеристик.

Б. М. Теплов, отмечая важную роль звуковысотного слуха в музыкальной деятельности, полагал, что термин «музыкальный слух» имеет два значения. В широкое значение он включал все виды музыкального слуха, а музыкальным слухом в узком смысле считал звуковысотный слух, так как звуковысотное движение является основным носителем смысла в музыке [9. С. 93].

В отличие от американского психолога К. Сишора, утверждавшего, что слух в основном имеет характер природного задатка, Б. М. Теплов доказал, что звуковысотный слух в значительной мере поддается развитию.

К примеру, из практики музыкального образования хорошо известно, что самый тонкий звуковысотный слух (различение 1/16, 1/32 и менее тона) характерен для обучающихся игре на скрипке; медленнее этот вид слуха развивается у пианистов.

Это обусловлено особенностями инструментов: необходимостью нахождения звука в первом случае и закрепленным темперированным строем во втором.

Мелодический слух обеспечивает целостное восприятие мелодии. Он основывается на звуковысотном в его проявлении по отношению к движению одноголосной мелодии. В основе мелодического слуха лежит ладовое чувство (Б. М.

Теплов), представляющее собой способность различать ладовые функции звуков мелодии, их устойчивость и неустойчивость, взаимное тяготение.

Одним из его наиболее простых проявлений служит чувство тоники – стремление заканчивать на ней мелодию и воспринимать все остальные звуки лада как незавершенные.

Другой основой мелодического слуха являются музыкально-слуховые представления (см. далее «внутренний слух»), так как мелодический слух предполагает предслышание, позволяющее воспринимать мелодию в целом.

Иногда в мелодическом слухе выделяют интервальный слух – способность по мере движения мелодии анализировать интервалы.

Источник: https://iknigi.net/avtor-elena-tihonova/101384-osnovy-muzykalnoy-psihologii-elena-tihonova/read/page-2.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector