Средства музыкальной выразительности
Музыка – это язык чувств. Уникальность музыкального искусства заключается в том, что понять заложенное композитором чувство может практически каждый человек. Помогают нашему восприятию средства музыкальной выразительности. Познакомиться с основными средствами музыкальной выразительности будет полезно как профессиональному музыканту, так и любителю. Знания помогут не только понимать язык музыки, но и говорить на нем, сочиняя свои произведения.
Из чего состоит музыка
Классическая музыка имеет определенные каноны, позволяющие создавать удивительные шифры. Эти музыкальные приемы формировались столетиями, менялись в зависимости от эпохи и моды. Интересно, что до эпохи барокко музыкальное искусство имело прикладной характер.
За редким исключением инструментальная музыка имела самостоятельность и могла исполняться без танца или слова. В основном инструменты использовались лишь в качестве аккомпанемента. Начало формирования собственного языка символов, а именно средств музыкальной выразительности было положено в 16 веках.
Но за дальнейшие века эмоциональная палитра наполнилась всеми оттенками и цветами, создающими особый колорит произведения.
К средствам музыкальной выразительности относят:
- Мелодия;
- Лад;
- Гармония;
- Регистры;
- Метр, ритм, темп;
- Тембр;
- Фактура;
- Штрихи;
- Динамика.
Рассмотрим по отдельности каждое средство музыкальной выразительности.
Мелодия: определение, типы
Мелодия представляет собой законченную музыкальную мысль, несущую в себе яркий образ. Чаще всего мелодическая линия является одноголосной.
Справедливо сказать, что сколько существует на свете мелодий, столько и есть их разновидностей. Ведь каждая мелодия уникальна и интересна по-своему. Тем не менее, музыковеды выделяют несколько основных разновидностей:
- Горизонтальное движение – мелодическая линия строится на постоянно повторяющемся звуке. Создается ощущение застывшего времени. Чтобы избежать монотонности для подобной мелодии, необходимо подобрать достаточно активное гармоническое движение и частую смену аккордов. Искусно работает с подобными темами Фредерик Шопен, примером гармонизации является Прелюдия e-moll. Отсутствие развития мелодического движения часто характерно и для народных речитативных попевок или прибауток. Примером является русская народная прибаутка «Ладушки».
- Восходящее движение представляет собой переход к более высоким звукам. Функция подобного движения не всегда связана с подъёмом и энергией. Часто композиторы стараются выразить при помощи восходящих мелодий напряжение и душевное сопротивление. Восходящие интонации также характерны для танцевальной музыки эпохи барокко. Примером является мелодия «Менуэта» Иоганн Себастьян Баха.
- Нисходящее движение связано со спадом напряжения, а также эмоциональной разрядкой. Создается ощущения спокойствия и уравновешенности, если мелодия находится в среднем регистре. В низком регистре нисходящее движение может создать ощущение скорби и тяжести. Часто направленные вниз мелодии используются для вокальной музыки, так как удобны для исполнения. Примером является русская народная песня «Во поле береза стояла».
- Волнообразная мелодия представляет собой чередование восходящих и нисходящих движений. Разновидностью типа является заполнение скачков поступенным движением либо вверх, либо вниз, которая позволяет добиться максимально логичного и спокойного развития мелодии. Часто встречается как в профессиональной композиторской практике, так и в фольклорных образцах. Известным произведением является песня «Сурок» Людвига ван Бетховена.
- Мелодия со скачками характерна для танцев, быстрых произведений. Широкие скачки добавляют мелодическому движению активности и энергичности. Движение широкими скачками характерно больше для инструментальной музыки. Ярким примером подобного мелодического движения является тема произведения «На тройке» композитора Петра Ильича Чайковского.
- Мелодия с секвенцией отличается логичностью и постепенностью. Секвенция представляет собой способ мелодического развития при помощи повторения звена темы на разных ступенях гаммы. Образцом секвенционного движения является I часть сонаты №26 Людвига ван Бетховена.
Важнейшим моментом в развитии мелодии является кульминация. Это наивысшая точка развития мелодического движения. Обычно выделяется следующими признаками:
- Усиление динамики;
- Использование скачков или восходящих интонаций;
- Увеличение высоты звучания.
Кульминация используется уже в первых тактах инвенции №9 И.С. Баха, что создает особый музыкальный колорит.
Лад
Соотношение устойчивых и неустойчивых звуков образуют лад. Наиболее привычными ладами являются мажор и минор. По характеру звучания мажор сильно отличается от минора. Строение мажора подразумевает более ясное, светлое звучание.
Фредерик Шопен op.9 №2 «Ноктюрн»
Минор отличается спокойствием, но может выражать напряженность. Минор – это романтический лад, имеющий оттенок печали и грусти.
- Людвиг ван Бетховен «Лунная» соната №14, I часть
- Гармония, фактура
Гармония – это одновременное или последовательное соединение трех или более звуков. При изучении музыки существует отдельная дисциплина, имеющая название «Гармония». Музыканты изучают аккорды и аккордовые последовательности, создающие звуковые эффекты.
У каждого аккорда есть собственная краска:
- Мажорное трезвучие – радость, веселье, энергичность.
- Минорное трезвучие –грусть, печаль, меланхолия, спокойствие, романтичность.
- Уменьшенное трезвучие – диссонирующее звучание, мистическое и фантастическое.
- Увеличенное трезвучие –звучит как диссонанс, резко, остро.
- Малый мажорный септаккорд –создает небольшое напряжение и тяготение к тонике, что позволяет использовать его в заключительных каденциях.
- Малый минорный септаккорд – умиротворение, спокойствие.
- Большой мажорный аккорд –часто используется в джазовой музыке, яркий по звучанию.
- Дважды уменьшенный аккорд – страх, испуг и скорбь.
Взаимодействие аккордов в тональности также подчиняется правилам гармонии. Здесь важно учитывать функциональность аккорда, то есть его расположение на определенной ступени лада. Красочности гармонии также придают модуляции и отклонения.
Фактура – это склад музыкальной ткани. В широком смысле фактура делится на два типа:
1) Полифонический склад – многоголосие, в котором все голоса считаются равноправными. В полифонии вместо ведущей мелодии используется тема, противосложение. Примером полифонии является Фуга до мажор И.С. Баха из «Хорошо темперированного клавира» I том.
2) Гомофонно-гармонический склад – многоголосный склад, в котором ведущая роль отводится мелодии. В качестве мелодического сопровождения используется аккомпанемент. Примером является Ноктюрн Фредерика Шопена.
В более узком значении фактура подразумевает варианты изложения аккордов:
- аккордовая – одновременное нажатие звуков аккорда.
- гармоническая фигурация – последовательное изложение аккорда.
- Регистры и тембры
- Высота звучания зависит от регистра. Условно существует три регистра:
- низкий – имеет приглушенное, немного тяжеловатое звучание. Образный ряд – это большие животные, тяжелые предметы или инфернальные существа.
- средний – относится к человеческому голосу, удобен для вокальных произведений. По краске теплый, приятный.
- высокий – вызывает ощущение легкости и безмятежности. Образный ряд: птицы, воздух или дождь.
Фортепиано является инструментом, включающим в себя все три регистра. Но не все инструменты могут похвастаться столь широким диапазоном. Чтобы сохранить тембровую краску и ее природную красоту, композиторы используют инструменты в области выразительного звучания. Изображение поможет понять, какие инструменты играют в каких регистрах.
Композиторы XX века используют инструменты вне сферы выразительной игры для создания эффекта напряженности или неестественности. Например, Игорь Стравинский в увертюре к балету «Весна священная» использует фагот в непривычно высоком для него регистре. В результате звучание инструмента стало практически неузнаваемым.
Ритмический рисунок, темп
Много звуковой информации о музыкальном жанре и о стиле произведения слушатель получает из ритма. При этом важно различать ритм и метр. Ритм представляет собой соотношение длительностей в их последовательности. Метр же является чередованием сильных долей (постоянных акцентов) и слабых, выражаемых размером.
Ритмический рисунок в определенном метре сам по себе может нести характеристику для многих жанров музыки:
- Вальсы обычно имеют трёхдольный размер и ровный ритм с формулой бас + аккорд.
- Марши имеют двухдольный размер с чётким акцентом на сильные или относительно сильные доли.
- Менуэт – это французский танец, имеющий трехдольный метр. Часто для этого танца характерен пунктирный ритм.
- Джазовые произведения необычайно разнообразны по ритмическому рисунку. Особенно характерны синкопы и пунктирный ритм.
Практически каждый танец или жанр имеет свою особенную ритмическую формулу.
Как средство музыкальной выразительности используется темп. Это скорость исполнения, позволяющая максимально точно передать образ. Обычно указывается в начале композиции. Записывается итальянским словом. В таблице приведены термины, перевод и единица метра, выставляемая при исполнении на метрономе.
Штрихи
Штрихи представляют собой способы звукоизвлечения. Нюансы исполнения связаны с штрихами. К основным относят:
- Стаккато — отрывисто, обозначается точкой над нотой.
- Легато – связно, объединяет несколько нот линией.
Нон легато – играть каждую ноту отдельно. Не обозначается, либо прописывается – nonlegato.
Для каждого инструмента предусматриваются разные штрихи, позволяющие добиться необходимого звучания.
Динамика
Для передачи образа важно соблюдать динамические указания. Динамика отображает громкость. Так, для жанра марш характерно громкое исполнение, для нежной и лиричной арии чересчур громкое исполнение будет излишним, поэтому лучше придерживаться тихого воспроизведения. Композиторы при помощи специальных знаков отображают изменения в динамике.
Как использовать средства музыкальной выразительности
Средства музыкальной выразительности помогают передать образное содержание и замысел композитора, поэтому при исполнении важно учитывать каждый нюанс, прописанный в нотах.
Если музыкант хочет сочинять музыку, то эти приемы станут отличной базой для первых сочинений. Важно учитывать особенности жанра.
Многие музыкальные произведения имеют контраст, поэтому в одном сочинении могут использовать различные по краске средства выразительности. Все зависит от драматургии и от взаимодействия образов.
Тем не менее, не стоит переставать искать что-то новое, пробовать и экспериментировать. Главное в музыке – это уметь при помощи звуков подарить слушателю эмоцию или образ.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Источник: https://soundtimes.ru/uroki-muzyki/sredstva-muzykalnoj-vyrazitelnosti
Словарик признаков характера звучания музыки
Словарик
признаков характера звучания музыки
*празднично*приподнято*звонко*звучно*блестяще*искрясь*искрометно*бодро*игриво*бойко*легко*проворно*живо*полетно*ослепительно*ловко*юрко*ярко*лучисто *лучезарно*феерично*невесомо
*величественно*триумфально*победно*призывно*величаво*ликующе*восторженно*пышно*помпезно*шумно*бравурно*грандиозно*значительно*роскошно*эффектно*открыто*церемонно*жизнеутверждающе*озарено*жизнерадостно
3. ЭНЕРГИЧНО
* мужественно *решительно *смело *сильно *крепко *гордо *уверенно *с достоинством *недоступно *настойчиво *неодолимо *непоколебимо *неукротимо *неутолимо *отважно *маршеобразно *напористо *независимо *необратимо *непокорно *самозабвенно
4. ВЛАСТНО
*авторитарно *воинственно *сурово *твердо *круто *чеканно *повелительно *волево *угрожая *деспотично *императивно *магически *мессиански могущественно *начальственно *незыблемо *непреложно *непререкаемо *неопровержимо *неоспоримо *ораторски *царственно
5. СОСРЕДОТОЧЕННО
*сдержанно *степенно *размеренно *обстоятельственно *солидно *серьезно *строго *чинно *устойчиво
6. ШИРОКО
*веско *весомо *космично *огромно *громадно *бесконечно *масштабно *размашисто *наполнено *объемно *емко *пространно *бесконечно *безгранично *беспредельно *набатно
7. МОНУМЕНТАЛЬНО
*тяжело *увесисто *грузно *громоздко *массивно *мощно *неуклюже *угловато *напряженно *натружено *тягуче *густо *насыщенно *натужно *неловко
8. ПОЭТИЧНО
*возвышенно *мечтательно *одухотворенно *сердечно *задумчиво *интимно *трепетно *душевно *напевно *окрыленно *проникновенно *пленительно *чутко *чарующе *лирично *вдохновенно *невинно *неискушенно *завороженно
9. НЕЖНО
*ласково *ласкающе *любовно *с любовью *радушно *мягко *благородно *трогательно *приветливо *елейно *деликатно *любезно *почтительно *приятно *целомудренно *чисто *безропотно *беззлобно *доверчиво *мило *сладостно
10. СПОКОЙНО
- *мирно *безмятежно *добродушно *просто *безыскусно *наивно *непринужденно *светло *блаженно *неприхотливо *прозрачно *раскрепощенно *раскованно *созерцательно *беззаботно *доброжелательно *невозмутимо *осветлено *покорно *простодушно
- 11. МУДРО
- *набожно *благоговейно *религиозно *медитативно *исповедуя *благостно *эзотерично *милосердно *молитвенно *праведно *надмирно *освящено *покаянно *смиренно *умильно *непогрешимо
- 12. СОНЛИВО
- *дремотно *изнемогая *вяло *изможденно *расслабленно *размягчено *безвольно *безжизненно *онемело
- 13. АСКЕТИЧНО
- *абстрактно *рационально *рассудочно *рефлексивно *бесчувственно *искусственно *придумано *надуманно *отстраненно *механически
- 14. ТОМНО
- *изнеженно *с желанием *млея *сентиментально *чувственно *чувствительно *эротически *экстатично *возделенно *мелодраматически
- 15. БЕСПЕЧНО
- *безразлично *бесстрастно *индифферентно *отвлеченно *равнодушно *опустошенно *окаменело *отрешенно *отчужденно *рассеяно
- 16. СУМРАЧНО
- *хмуро *пасмурно *завуалированно *угрюмо *мрачно *скрыто *глухо *тоскливо *приглушенно *блекло *расплывчато *маскируясь *насупясь *непроницаемо *свинцово
- 17. РОБКО
- *застенчиво *смущенно *стыдливо *кротко *осторожно *стеснительно *боязливо *пугливо *растерянно *болезненно *малодушно *инфантильно *по-детски
- 18. СТРАННО
- *таинственно *вкрадчиво *причудливо *фантастично *загадочно *отстраненно *интригующе *иллюзорно *иррационально *призрачно *скрытно *экзотично *замысловато *затаенно *уединенно *безотчетно *инфернально *мистически *колдовски *лунатически *сомнамбулически *с наитием *обворожено *неявно *пустынно
- 19. ЭЛЕГИЧНО
- *задумчиво *безрадостно *меланхолично *пессимистично *понуро *уныло *грустно *печально *жалобно *жалея *жалостливо *тоскливо *горестно *скорбно *плача *рыдающе *тягостно *мученически *страдальчески *сокрушенно *безутешно *безысходно *панихидно
- 20. ГРОЗНО
- *трагично *драматично *зловеще *траурно *мертвенно *фатально *апокалиптически *эсхатологически
- 21. СТРАСТНО
- *клокочуще *порывисто *бушующе *горячо *пылко *запальчиво *бурно *кипуче *пламенно *упоенно *ревностно *стремительно *азартно *нетерпеливо *экзальтированно *буйно *жгуче *с жаром *огненно *плазменно *патетично *самозабвенно *фанатично *мятежно *накаленно
- 22. ВЗВОЛНОВАННО
- *обеспокоенно *смятенно *тревожно *будоражаще *щемяще *трепеща *лихорадочно *с отчаянием *раскаявшись *мятуще *маясь *надломлено *изматывающе
- 23. РАЗДРАЖЕННО
- *рассержено *негодующе *резко *невоздержанно *грубо *гневно *яростно *бешено *жестоко *сердито *иступлено *неистово *свирепо *дьявольски *демонически *изуверски *агрессивно *безудержно *варварски *безжалостно *дико *жестко *злостно *истерично *нещадно *яро *хищно *страшно *ужасно *беспощадно *злобно *маниакально *лобово *люто *невменяемо *остервенело *сатанински
- 24. С БРАВАДОЙ
- *бесшабашно *высокомерно *залихватски *напыщенно *нахохлившись *спесиво *хватко *хлестко *заносчиво *хамски *эксцентрично *хвастаясь *чопорно *амбициозно *задиристо *напыщенно *напропалую
- 25. ДЕРЗКО
- *бесцеремонно *беспардонно *вызывающе *нахально *нагло *нескромно *назойливо *навязчиво *неотвязно *развязно *распоясано *надоедливо *расхлестано *фривольно *беспутно *вероломно *кичливо *несуразно *неприязненно *с окаянством
- 26. ЭЛЕГАНТНО
- *тонко *изящно *галантно *утонченно *манерно *грациозно *танцевально *жеманно *щеголевато *изощренно *ажурно *деликатно *изыскано *искусно *искушено *капризно *строптиво *своенравно *эфемерно *экстравагантно *прихотливо *пластично *обворожительно *рафинировано *филигранно *хрупко *щепетильно *вычурно *изнеженно *изломанно
- 27. ШУТЛИВО
- *хорохорясь *затейливо *ребячась *насмешливо *скерцозно *пикантно *иронически *саркастически *шутовски *юродствуя *пародируя *надменно *язвительно *хитро *гротескно *парадоксально *сардонически *забавно *издевательски *паясничая *егозливо *суетливо *едко *колко *шаловливо *шаржировано *буффонно *юмористически *взбалмошно *ершисто *мазурничая *каверзно *легкомысленно *лукаво *задористо *кощунственно *ёрничая
- ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ
- Композиторы
- Годы жизни
- Страна
- Адан Адольф Шарль
24.07.1803-3.05.1856
Франция
Айвз Чарльз Эдуард
Источник: https://infourok.ru/slovarik-priznakov-haraktera-zvuchaniya-muziki-613972.html
Средства музыкальной выразительности — свойства, основные виды и приемы
Регистр, ритм и мелодия
Регистр является частью диапазона. Также этим термином называют высоту музыкального инструмента или голоса.
Бывают такие виды регистра:
- Низкий. Это мрачное или серьёзное звучание.
- Высокий. Лёгкое и тонкое звучание.
- Средний. Обычно такой звук ассоциируется с голосом человека.
Ритм — это первое, чему учат ребёнка на уроке в музыкальной школе. Там рассказывают, какие средства музыкальной выразительности играют первостепенную роль. Ритм относится именно к таким. Этот элемент присутствует в каждом произведении и в каждом исполнении песни. Может происходить чередование отрывистых звуков с плавными, то есть повторение коротких и долгих.
Это средство становится понятным, если наблюдать за каким-либо танцем. Все происходит в такт, благодаря чему движения приобретают эмоциональных окрас.
Музыка без ритма не может восприниматься полноценной мелодией. Она похожа на простой набор звуков. Этот приём придаёт музыкальной композиции изобразительность и лиричность или же тревогу и взволнованность.
Развитие цифровой музыки основано на хорошо подобранном ритме. Чтобы был качественный звук у таких композиций, нужно использовать хорошие динамики. Также существуют и другие важные элементы.
Таблица: средства музыкальной выразительности и их определение.
Средства выразительности | Содержание | Свойства и разновидности |
Мелодия | Одноголосно выраженная мысль | |
Лад | Взаимосвязь звуков между собой | Мажор, минор |
Регистр | Чередование и соотношение различных музыкальных длительностей | Ровный, пунктирный |
Звуковедение | Штрих | Отрывисто, связно, отчётливо, закономерно |
Тембр | Окраска звука | Звонкий, глухой, мягкий, резкий |
Темп | Скорость музыки | Медленный, умеренный, быстрый, динамический |
Динамика | Изменение громкости | |
Форма | Построение музыкального произведения | Рондо, вариации, сонатная форма |
Аккомпанемент | Сопровождение | Оркестровый, инструментальный, вокальный или речь |
Мелодия — это одно из 12 основных выразительных средств музыки. Она является душой любой композиции, так как показывает тему, оттенок и характер. Поэтому без неё произведение не состоится.
Размер, темп и лад
Для записи ритма на листе применяется музыкальный размер. Благодаря этому музыкант может понять, какой темп и ритм необходимо соблюдать. Существуют разные музыкальные размеры, например, две четверти, одна восьмая и т. д. Для правильного соблюдения ритма во время изучения нового материала нужно использовать метроном или самостоятельно считать.
Темп — это скорость исполнения, которая полностью зависит от конкретного музыкального произведения. Например, колыбельная исполняется очень медленно и спокойно, а марш звучит ритмично. Такая функция важна для выражения характера композиции.
Для обозначения используется итальянский язык. В самом начале композитор указывает, в каком темпе нужно исполнять мелодию. Может быть написано воодушевлённо, мечтательно, в темпе марша, в темпе вальса.
Помимо равномерного звучания музыки могут быть отклонения. Это позволяет сделать композицию более живой и эмоциональной. Темп произведения и его изменения является очень важным способом музыкальной выразительности.
Лад — это отношение устойчивых и неустойчивых звуковых рядов. Он систематизирует и определяет порядок звуков, благодаря чему создаётся осмысленная мелодия.
Существуют неустойчивые и устойчивые звуки. У вторых звучание ясное, поэтому они являются основой. Если музыка остановилась на неустойчивом звуке, то необходимо перейти на устойчивый. Такая взаимосвязь является основой музыкальной речи. Зачастую в композиции присутствует многократные переходы.
Наиболее распространёнными считаются минорные и мажорные лады. Они определяют образное содержание мелодии и её характер. Мажорная композиция всегда весёлая и бодрая, а минорная — печальная и грустная.
Тембр и динамика
Тембром называется звуковой окрас. У разных людей и музыкальных инструментов свой тембр. С помощью этого выразительного средства человек может различать голоса и различные инструменты, не глядя на них.
Женские и мужские голоса бывают:
- Высокими.
- Средними.
- Низкими.
Хор — это большое количество певцов (не меньше 12). Это подобие оркестра в музыке. Хор может быть мужским, женским, смешанным или детским.
В оркестре музыкальные инструменты распределяются по типам. Всего их существует четыре:
- Ударные.
- Медные духовые.
- Струнные.
- Деревянные духовые.
Динамикой называется громкость музыки. Тихое музыкальное произведение ассоциируется со спокойствием или лёгкой грустью, а громкое выражает напряжённые или энергичные образы.
Динамика нарастает, когда нужно усилить напряжение или подготовить слушателя к кульминации. Динамическая кульминация является высшей точкой напряжения. Когда она ослабевает, создаётся ощущение успокоения.
Метр и гармония
Метром называется пульсация, то есть равномерная смена слабых и сильных долей. Если записывать это в нотном выражении, то указывается размер, такт и отдельные тактовые черты.
Гармония — последовательность звучания объединённых звуков в аккорды или же созвучия. Основным элементом является аккорд. Это сочетание трёх и более звуков.
По интервальному строению аккорды подразделяются на такие:
- Секундовый.
- Терцовой.
- Квартовой.
- Квинтовой.
Современная музыка часто предполагает резкое звучание гармонии. Это называется диссонансом. В классической в основном используются трезвучия.
Диссонанс может быть довольно сложным, так как очень часто применяются нестандартные созвучия, например, одновременное сочетание разных размеров.
Происхождение этого средства выразительности в музыке связывают с многоголосым пением. Есть свидетельства, что оно существовало уже в Средние века.
Фактура в музыке
Фактура с латинского означает обработку. Это вид изложения музыки. Основными элементами, входящими в определения, являются средние голоса, аккомпанемент, бас и мелодия.
Фактуру подразделяют на прозрачную и плотную. Первая вызывает ощущение лёгкости, а от второй создаётся впечатление мощи и силы.
Также данное средство выразительности подразделяется на одноголосную и многоголосную. Одноголосная музыка — это любая мелодия, состоящая из вокала одного человека или из инструментальной игры. Второй вид подразумевает гомофонию и полифонию.
Источник: https://nauka.club/kulturologiya/sredstva-muzykalnoy-vyrazitelnosti.html
Схемы и таблицы для анализа музыкальных произведений на уроках музыки в общеобразовательной школе
Схемы и таблицы для анализа музыкального произведения
СХЕМА АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- Автор произведения – Ф.И.О. композитора или народное (какому народу принадлежит).
- Музыкальный образ – о чем или о ком идет речь в произведении (лирический, драматический, эпический, образы любви, мира, войны, природы, добра, счастья и т.д.)
- Характер, настроение – (по словарю настроений)
- Интонация – выразительные и изобразительные — выражение чувств и настроений: повествовательная, вопросительная, восклицательная, настойчивая, стремительная и т.д.
- Музыкальный жанр – простые — марш, песня, танец; вокальные (песня, ария, романс, элегия, баллада, серенада, баркарола, вокализ, гимн, ода и т.д.), инструментальные (камерная-пьеса, этюд, прелюдия, песня без слов, юмореска, рондо, токката, соната, ноктюрн, сюита; симфоническая- симфония, увертюра, концерт, симфоническая сюита, симфоническая поэма); музыкально-сценические жанры (опера, балет, оперетта, мюзикл).
- Мелодия – плавная, волнообразная, скачкообразная, на одном звуке, движение вверх, движение вниз
- Ритм – ровный, острый, пунктирный; песенный – спокойный, плавный; танцевальный –ритм вальса, польки, пляски; маршевый – упругий, пунктирный
- Лад – минор, мажор.
- Регистр – низкий, средний, высокий
- Темп – быстро, умеренно, медленно.
- Динамические оттенки – очень тихо (pp), тихо (p), умеренно тихо (mp), умеренно громко (mf), громко(f), очень громко (ff), постепенное ослабление звука ().
- Музыкальная форма – одночастная – одно настроение, нет контраста(А); двухчастная (А+В), трехчастная (А+В+А или А+В+С), рондо (А+Б+А+С+А+Д+А), вариации (А+А1+А2+А3+А4+А5)
- Звуковедение (штрихи) – легато- плавно, стаккато – отрывисто, маркато – тяжело, отдельно
- Тембр – окраска музыки (голос, инструменты). Исполнители: солист, хор, оркестр; певческие голоса – женские: сопрано, альт, контральто; мужские: тенор, баритон, бас; детские. Муз. инструменты.
- Оттенки музыки: светлый, яркий, теплый, темный, суровый, массивный, мрачный.
- СЛОВАРЬ
- ЭМОЦИОНАЛЬНО – ОБРАЗНОГО
- СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКИ
- Веселая
- Радостная
- Спокойная
- Грустная
- Добрая
- Печальная
- Серьезная
- Игривая
- Взволнованная
- Неторопливая
- Встревоженная
- Сдержанная
- Задорная
- Торжественная
- Жалобная
- Мужественная
- Звонкая
- Таинственная
- Убаюкивающая
- Праздничная
- Бесстрашная
- Тоскливая
- Стремительная
- Тяжелая
- Колыбельная
- Поэтичная
- Сказочная
- Озорная
- Вьюжная
- Скорбная
- Бодрая
- Нежная
- Грузная
- Боевая
- Возвышенная
- Шутливая
- Мягкая
- Ненастная
- Ласковая
- Страшная
- Хмурая
- Волшебная
- Важная
- Громоздкая
- Смелая
- Плавная
- Тревожная
- Мечтательная
- Колючая
- Зловещая
- Маршевая
- Плачущая
- Бойкая
- Мощная
- Отважная
- Задумчивая
- Забавная
- Беспокойная
- Напевная
- Четкая
- Пугливая
- Одухотворенная
- Мечтательная
- Грубая
- Неуклюжая
- Решительная
- Просящая
- Осторожная
- Отчетливая
- Резвая
- Сердечная
- Протяжная
- Богатырская
- Угловатая
- Легкая
- Сердитая
- Торопливая
- Задушевная
- Прыгучая
- Хороводная
- Загадочная
- Недовольная
- Светлая
- Щемящая
- Гордая
- Густая
- Грозная
- Скачущая
- Трепетная
- Мирная
- Трепещущая
- Трогательная
- Темная
- Настороженная
- Могучая
- Насыщенная
- Суровая
- Безмятежная
- Отчаявшаяся
- Острая
- Трагичная
- Солнечная
- Победная
- Душевная
- Динамичная
- Приветливая
- Раскаявшаяся
- Напевная
- Сверкающая
- Добродушная
- Подкрадывающаяся
- Величественная
- Доверчивая
- Тягучая
- Ослепительная
- Призывная
- Проникновенная
- Наивная
- Грозная
- Надломленная
- Беззлобная
- Плясовая
- Чуткая
- Светлая
- Злая
- Ликующая
- Улыбающаяся
- Прозрачная
- Лиричная
- Восторженная
- Беззаботная
- Завороженная
- Живая
- Пышная
- Шумная
- Покорная
- Яркая
- Невозмутимая
- Жизнеутверждающая
- Лучезарная
- Неприхотливая
- Оптимистичная
- Грациозная
- Эффектная
Перфокарта для анализа музыкального произведения
- Схема анализа элементов музыкальной речи
- №
- Элемент музыкальной речи
- 1.
- интонация
- 2.
- Виды элементов музыкальной речи
- Приемы определения элементов музыкальной речи
- Интонация – призыв, интонация – стон, интонация – вопрос, восклицание, повествование…
- ритм
- 3.
- 4.
- Сравнить с интонацией разговорной речи: задать вопрос, воскликнуть, сказать спокойно, простонать…
- Пунктирный, ровный, маршевый, вальсовый…
- темп
- 5.
- Мелодия
- Медленный, умеренный, медленный
- Прохлопать мелодию ладонью по столу, изобразить «сердцебиение» музыки
- Волнообразное, скачкообразное, поступенное, на одной ноте…
- штрихи
- Отстукивать ногой основные доли, как бы шагая под музыку
- 6.
- Нарисовать карандашом в тетради линию движения, повторяющую движение мелодии
- Отрывисто, связно, не связно
- лад
- Представить движения кисти художника, накладывающего краски на холст (можно изобразить эти движения карандашом в тетради)
- Мажор (светлый)
- Минор (темный)
- Соотнести с цветовой окраской
, тембр характер сопровождение форма,построение музыкального произведния Принадлежность к одной из 3-х сфер: песенности, танцевальности, маршевости. Самостоятельное произведение или часть произведения крупного жанра? При каких жизненных обстоятельствах могла бы прозвучать эта музыка?? О каких событиях рассказывает музыка? Национальная принадлежность музыки. Народная или написана композитором? Музыкальное произведение Настроение, чувства, черты характера человека, выраженные в музыке. Интонационно-образная основа произведения. Зерно-интонация. Развитие музыки. Изобразительность музыки Какие мысли, идеи воплощены в музыке? Музыкальный образ. Музыкальная драматургия. (Для чего создано произведение?) » width=»640″
- СХЕМА АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО
- произведения
- Средства выразительности(элементы муз-й речи), которые помогли разобраться в этой музыке
- характер движения мелодии(плавно, отрывисто, скачками, поступенно)
- темп(быстро, умеренно и т.д)
- лад (мажор,минор,колорит)
- динамика(f,p,,
- тембр
- характер сопровождение
- форма,построение музыкального произведния
Принадлежность к одной из 3-х сфер: песенности, танцевальности, маршевости.
Самостоятельное произведение или часть произведения крупного жанра?
При каких жизненных обстоятельствах могла бы прозвучать эта музыка??
О каких событиях рассказывает музыка?
Национальная принадлежность музыки. Народная или написана композитором?
- Музыкальное
- произведение
- Настроение, чувства, черты характера человека, выраженные в музыке.
Интонационно-образная основа произведения. Зерно-интонация.
- Развитие музыки.
- Изобразительность музыки
- Какие мысли, идеи воплощены в музыке?
Музыкальный образ. Музыкальная драматургия.
(Для чего создано произведение?)
Примерные вопросы к целостному анализу музыкального произведения:
— О чем это произведение? — Как бы вы его назвали и почему? — Сколько в нем героев? — Как они действуют? — Какими показаны герои? — Чему они нас учат? — Почему музыка звучит взволнованно (спокойно, решительно, жалобно и.пр.)?
Или: — Помните ли вы свои впечатления от этой музыки, полученные на прошлом уроке? — Что важнее в песне – мелодия или слова? — А в человеке что важнее – ум или сердце? — Где бы она могла звучать в жизни и с кем бы ты хотел ее слушать? — Что переживал композитор, когда писал эту музыку? — Какие чувства он хотел передать? — Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда? — Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой? Какими средствами пользуется композитор, чтобы создать музыкальный образ (определить характер мелодии, аккомпанемента, регистр, динамические оттенки, лад, темп и т.д.)? — Каков жанр («кит»)? — Почему так решили? — Каков характер музыки? — Композиторская или народная? — Почему? — Что ярче рисует героев – мелодия или аккомпанемент? — Какие тембры инструментов использует композитор, для чего и т.д.
Источник: https://multiurok.ru/files/skhemy-i-tablitsy-dlia-analiza-muzykalnykh-proizve.html
Итальянские музыкальные термины | Musicca
Итальянские слова обычно используются в нотной записи для обучения исполнителей тому, как должна исполняться музыка. Впервые эти слова были использованы итальянскими композиторами в 17 веке и с тех пор распространились по всему миру.
Содержание
Список обозначения темпов. Указанное количество ударов в минуту (BPM) является лишь общим ориентиром. В современной музыке метрономическое обозначение, обозначающее количество BPM (например, ♩= 120), может дополнять или заменять темповое обозначение.
adagietto | довольно медленно, но несколько подвижнее, чем adagio | 72-76 |
adagio | медленно | 66-76 |
allegretto | умеренно быстро, но медленнее, чем allegro | 112-120 |
allegrissimo | очень быстро, быстрее, чем allegro | 172-176 |
allegro | быстро | 120-168 |
allegro moderato | умеренно скоро, но медленнее, чем allegro | 116-120 |
andante | спокойно, не спеша | 76-108 |
andante moderato | умеренный шаг, скорее, чем andante | 92-112 |
andantino | умеренный темп, немного скорее, чем andante | 80-108 |
grave | очень медленно | 25-45 |
larghetto | довольно широко, несколько скорее, чем largo | 60-66 |
larghissimo | предельно медленно, медленнее, чем largo | 25 и меньше |
largo | очень медленно и широко | 40-60 |
lento | медленно | 45-60 |
moderato | умеренно | 108-120 |
prestissimo | предельно быстро, скорее, чем presto | 200 и больше |
presto | очень быстро | 168-200 |
vivace | быстро и живо | 140-176 |
vivacissimo | очень быстро и живо, быстрее, чем vivace | 172-176 |
Изменения темпа
Список изменений темпа. Слова для постепенных изменений могут быть расширены пунктирами, чтобы указать продолжительность изменения, например «rit. _ _ _«.
a piacere | по желанию и усмотрению | |
a tempo | в прежнем темпе | |
rallentando | rall. | постепенно замедляя |
ritardando | rit., ritard. | постепенно замедляя |
ritenuto | riten. | замедляясь |
rubato | ритмически свободно | |
stringendo | постепенно ускоряя, буквально «сжимая» | |
accelerando | accel. | постепенно ускоряя |
2. Динамические оттенки
Список динамических оттенков. Эти обозначения указывают на относительное изменение громкости звука и не относятся к конкретным уровням громкости. В отличии от других итальянских обозначений, динамические оттенки обычно пишутся под нотной строкой или по центру между двумя строками в двойном стане с ключами.
pianississimo | ppp | крайне тихо |
pianissimo | pp | очень тихо |
piano | p | тихо |
mezzo piano | mp | умеренно тихо |
mezzo forte | mf | умеренно громко |
forte | f | громко |
fortissimo | ff | очень громко |
fortississimo | fff | крайне громко |
Изменения динамики
Список изменений динамики. «Вилочки» () обозначают кратковременные изменения громкости, а знаками cresc. и dim. — изменения на более долгом интервале времени. Термины могут быть дополнены пунктирами для обозначения продолжительности изменения.
crescendo | cresc. или | постепенно увеличивая |
diminuendo | dim. или | постепенно ослабевая |
fortepiano | fp | громко, потом тихо |
sforzando, forzando | sfz, sf или fz | внезапное ударение (применимо к ноте или аккорду) |
rinforzando | rfz или rf | усиление (применимо к ноте, аккорду или фразе) |
3. Приемы игры
Список основных терминов для обозначения игровых приемов. Эти термины инструктируют исполнителя использовать определенный прием игры, чтобы получить желаемое звучание.
arpeggio | arp. | аккорд должен быть сыгран по одной ноте, а не взят весь сразу |
glissando | gliss. | плавное скольжение от одного звука к другому |
legato | связно, соединяя один звук с другим | |
mano destra | m.d. | правой рукой |
mano sinistra | m.s. | левой рукой |
con sordino | играть с сурдиной | |
senza sordino | играть без сурдины | |
pizzicato | pizz. | играть щипком на смычковых инструментах |
portamento | port. | плавный переход от одной ноты к другой |
tutti | в исполнении всего ансамбля | |
staccato | stacc. | короткие и отрывистые звуки |
staccatissimo | staccatiss. | короткие и крайне отрывистые звуки |
vibrato | частое небольшое изменение высоты звука |
4. Обозначения характера
Список основных терминов для обозначения характера исполнения. Термины помогают исполнителю передать характер произведения через изменения в темпе, динамике и артикуляции.
agitato | взволнованно |
animato | одушевлённо, оживлённо |
cantabile | певуче |
con amore | с любовью |
con brio | оживлённо |
con fuoco | с огнем |
con moto | подвижно |
dolce | нежно |
doloroso | скорбно |
energico | энергично |
espressivo | выразительно |
grazioso | изящно |
leggiero | легко, подвижно |
maestoso | величественно |
marcato | четко |
risoluto | решительно, твёрдо |
scherzando | игриво |
sostenuto | сдержанно |
tenuto | выдержанно |
tranquillo | спокойно |
5. Повторы
Список терминов для обозначения повторов. Указания используются в качестве навигационных маркеров для того, чтобы инструктировать исполнителя повторить определенный фрагмент произведения.
6. Общие
Список общих терминов. Эти термины часто используются в сочетании с другими терминами, такими как allegro molto (очень быстро) и con amore (с любовью).
ad libitum | по желанию (часто в отношении темпа и стиля) |
assai | очень |
con | при, вместе, с |
ma | но |
ma non tanto | но не столь |
ma non troppo | но не слишком |
meno | меньше |
molto | очень |
non | не, нет |
più | больше |
poco | мало |
poco a poco | мало-помалу (чуть-чуть) |
senza | без |
simile | подобным образом |
subito | внезапно, сразу |
Источник: https://www.musicca.com/ru/muzykalnye-terminy