Таблицы характера музыки

Средства музыкальной выразительности

Таблицы характера музыкиМузыка – это язык чувств. Уникальность музыкального искусства заключается в том, что понять заложенное композитором чувство может практически каждый человек. Помогают нашему восприятию средства музыкальной выразительности. Познакомиться с основными средствами музыкальной выразительности будет полезно как профессиональному музыканту, так и любителю. Знания помогут не только понимать язык музыки, но и говорить на нем, сочиняя свои произведения. 

Из чего состоит музыка

Классическая музыка имеет определенные каноны, позволяющие создавать удивительные шифры. Эти музыкальные приемы формировались столетиями, менялись в зависимости от эпохи и моды. Интересно, что до эпохи барокко музыкальное искусство имело прикладной характер.

За редким исключением инструментальная музыка имела самостоятельность и могла исполняться без танца или слова. В основном инструменты использовались лишь в качестве аккомпанемента. Начало формирования собственного языка символов, а именно средств музыкальной выразительности было положено в 16 веках.

Но за дальнейшие века эмоциональная палитра наполнилась всеми оттенками и цветами, создающими особый колорит произведения.

Таблицы характера музыки

К средствам музыкальной выразительности относят:

  • Мелодия;
  • Лад;
  • Гармония;
  • Регистры;
  • Метр, ритм, темп;
  • Тембр;
  • Фактура;
  • Штрихи;
  • Динамика.

Рассмотрим по отдельности каждое средство музыкальной выразительности.

Мелодия: определение, типы

Мелодия представляет собой законченную музыкальную мысль, несущую в себе яркий образ. Чаще всего мелодическая линия является одноголосной.

Таблицы характера музыки

Справедливо сказать, что сколько существует на свете мелодий, столько и есть их разновидностей. Ведь каждая мелодия уникальна и интересна по-своему. Тем не менее, музыковеды выделяют несколько основных разновидностей:

  1. Горизонтальное движение – мелодическая линия строится на постоянно повторяющемся звуке. Создается ощущение застывшего времени. Чтобы избежать монотонности для подобной мелодии, необходимо подобрать достаточно активное гармоническое движение и частую смену аккордов. Искусно работает с подобными темами Фредерик Шопен, примером гармонизации является Прелюдия e-moll. Отсутствие развития мелодического движения часто характерно и для народных речитативных попевок или прибауток. Примером является русская народная прибаутка «Ладушки». 

Таблицы характера музыки

  1. Восходящее движение представляет собой переход к более высоким звукам. Функция подобного движения не всегда связана с подъёмом и энергией. Часто композиторы стараются выразить при помощи восходящих мелодий напряжение и душевное сопротивление. Восходящие интонации также характерны для танцевальной музыки эпохи барокко. Примером является мелодия «Менуэта» Иоганн Себастьян Баха.

Таблицы характера музыки

  1. Нисходящее движение связано со спадом напряжения, а также эмоциональной разрядкой. Создается ощущения спокойствия и уравновешенности, если мелодия находится в среднем регистре. В низком регистре нисходящее движение может создать ощущение скорби и тяжести. Часто направленные вниз мелодии используются для вокальной музыки, так как удобны для исполнения. Примером является русская народная песня «Во поле береза стояла».

Таблицы характера музыки

  1. Волнообразная мелодия представляет собой чередование восходящих и нисходящих движений. Разновидностью типа является заполнение скачков поступенным движением либо вверх, либо вниз, которая позволяет добиться максимально логичного и спокойного развития мелодии. Часто встречается как в профессиональной композиторской практике, так и в фольклорных образцах. Известным произведением является песня «Сурок» Людвига ван Бетховена.

Таблицы характера музыки

  1. Мелодия со скачками характерна для танцев, быстрых произведений. Широкие скачки добавляют мелодическому движению активности и энергичности. Движение широкими скачками характерно больше для инструментальной музыки. Ярким примером подобного мелодического движения является тема произведения «На тройке» композитора Петра Ильича Чайковского.

Таблицы характера музыки

  1. Мелодия с секвенцией отличается логичностью и постепенностью. Секвенция представляет собой способ мелодического развития при помощи повторения звена темы на разных ступенях гаммы. Образцом секвенционного движения является I часть сонаты №26 Людвига ван Бетховена.

Таблицы характера музыки

Важнейшим моментом в развитии мелодии является кульминация. Это наивысшая точка развития мелодического движения. Обычно выделяется следующими признаками:

  • Усиление динамики;
  • Использование скачков или восходящих интонаций;
  • Увеличение высоты звучания.

Кульминация используется уже в первых тактах инвенции №9 И.С. Баха, что создает особый музыкальный колорит.

Таблицы характера музыки

Лад

Соотношение устойчивых и неустойчивых звуков образуют лад. Наиболее привычными ладами являются мажор и минор. По характеру звучания мажор сильно отличается от минора. Строение мажора подразумевает более ясное, светлое звучание.

Фредерик Шопен op.9 №2 «Ноктюрн»

Минор отличается спокойствием, но может выражать напряженность. Минор – это романтический лад, имеющий оттенок печали и грусти.

  • Людвиг ван Бетховен «Лунная» соната №14, I часть
  • Гармония, фактура

Гармония – это одновременное или последовательное соединение трех или более звуков. При изучении музыки существует отдельная дисциплина, имеющая название «Гармония». Музыканты изучают аккорды и аккордовые последовательности, создающие звуковые эффекты.

У каждого аккорда есть собственная краска:

  • Мажорное трезвучие – радость, веселье, энергичность.
  • Минорное трезвучие –грусть, печаль, меланхолия, спокойствие, романтичность.
  • Уменьшенное трезвучие – диссонирующее звучание, мистическое и фантастическое.
  • Увеличенное трезвучие –звучит как диссонанс, резко, остро.
  • Малый мажорный септаккорд –создает небольшое напряжение и тяготение к тонике, что позволяет использовать его в заключительных каденциях.
  • Малый минорный септаккорд – умиротворение, спокойствие.
  • Большой мажорный аккорд –часто используется в джазовой музыке, яркий по звучанию.
  • Дважды уменьшенный аккорд – страх, испуг и скорбь.

Взаимодействие аккордов в тональности также подчиняется правилам гармонии. Здесь важно учитывать функциональность аккорда, то есть его расположение на определенной ступени лада. Красочности гармонии также придают модуляции и отклонения.

Фактура – это склад музыкальной ткани. В широком смысле фактура делится на два типа:

1) Полифонический склад – многоголосие, в котором все голоса считаются равноправными. В полифонии вместо ведущей мелодии используется тема, противосложение. Примером полифонии является Фуга до мажор И.С. Баха из «Хорошо темперированного клавира» I том.

2) Гомофонно-гармонический склад – многоголосный склад, в котором ведущая роль отводится мелодии. В качестве мелодического сопровождения используется аккомпанемент. Примером является Ноктюрн Фредерика Шопена.

В более узком значении фактура подразумевает варианты изложения аккордов:

  • аккордовая – одновременное нажатие звуков аккорда.
  • гармоническая фигурация – последовательное изложение аккорда.
  1. Регистры и тембры
  2. Высота звучания зависит от регистра. Условно существует три регистра:
  • низкий – имеет приглушенное, немного тяжеловатое звучание. Образный ряд – это большие животные, тяжелые предметы или инфернальные существа.
  • средний – относится к человеческому голосу, удобен для вокальных произведений. По краске теплый, приятный.
  • высокий – вызывает ощущение легкости и безмятежности. Образный ряд: птицы, воздух или дождь.

Фортепиано является инструментом, включающим в себя все три регистра. Но не все инструменты могут похвастаться столь широким диапазоном. Чтобы сохранить тембровую краску и ее природную красоту, композиторы используют инструменты в области выразительного звучания. Изображение поможет понять, какие инструменты играют в каких регистрах. 

Композиторы XX века используют инструменты вне сферы выразительной игры для создания эффекта напряженности или неестественности. Например, Игорь Стравинский в увертюре к балету «Весна священная» использует фагот в непривычно высоком для него регистре. В результате звучание инструмента стало практически неузнаваемым.

Ритмический рисунок, темп

Много звуковой информации о музыкальном жанре и о стиле произведения слушатель получает из ритма. При этом важно различать ритм и метр. Ритм представляет собой соотношение длительностей в их последовательности. Метр же является чередованием сильных долей (постоянных акцентов) и слабых, выражаемых размером. 

Ритмический рисунок в определенном метре сам по себе может нести характеристику для многих жанров музыки:

  1. Вальсы обычно имеют трёхдольный размер и ровный ритм с формулой бас + аккорд.
  1. Марши имеют двухдольный размер с чётким акцентом на сильные или относительно сильные доли.
  1. Менуэт – это французский танец, имеющий трехдольный метр. Часто для этого танца характерен пунктирный ритм.
  1. Джазовые произведения необычайно разнообразны по ритмическому рисунку. Особенно характерны синкопы и пунктирный ритм.
Читайте также:  Струнные инструменты – vsti инструменты

Практически каждый танец или жанр имеет свою особенную ритмическую формулу.

Как средство музыкальной выразительности используется темп. Это скорость исполнения, позволяющая максимально точно передать образ. Обычно указывается в начале композиции. Записывается итальянским словом. В таблице приведены термины, перевод и единица метра, выставляемая при исполнении на метрономе.

Штрихи

Штрихи представляют собой способы звукоизвлечения. Нюансы исполнения связаны с штрихами. К основным относят:

  • Стаккато – отрывисто, обозначается точкой над нотой.
  • Легато – связно, объединяет несколько нот линией.

Нон легато – играть каждую ноту отдельно. Не обозначается, либо прописывается – nonlegato.

Для каждого инструмента предусматриваются разные штрихи, позволяющие добиться необходимого звучания.  

Динамика

Для передачи образа важно соблюдать динамические указания. Динамика отображает громкость. Так, для жанра марш характерно громкое исполнение, для нежной и лиричной арии чересчур громкое исполнение будет излишним, поэтому лучше придерживаться тихого воспроизведения. Композиторы при помощи специальных знаков отображают изменения в динамике. 

Как использовать средства музыкальной выразительности

Средства музыкальной выразительности помогают передать образное содержание и замысел композитора, поэтому при исполнении важно учитывать каждый нюанс, прописанный в нотах.

Если музыкант хочет сочинять музыку, то эти приемы станут отличной базой для первых сочинений. Важно учитывать особенности жанра.

Многие музыкальные произведения имеют контраст, поэтому в одном сочинении могут использовать различные по краске средства выразительности. Все зависит от драматургии и от взаимодействия образов.

Тем не менее, не стоит переставать искать что-то новое, пробовать и экспериментировать. Главное в музыке – это уметь при помощи звуков подарить слушателю эмоцию или образ.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник: https://soundtimes.ru/uroki-muzyki/sredstva-muzykalnoj-vyrazitelnosti

Словарик признаков характера звучания музыки

Словарик

признаков характера звучания музыки

Таблицы характера музыки

*празднично*приподнято*звонко*звучно*блестяще*искрясь*искрометно*бодро*игриво*бойко*легко*проворно*живо*полетно*ослепительно*ловко*юрко*ярко*лучисто *лучезарно*феерично*невесомо

Таблицы характера музыки

*величественно*триумфально*победно*призывно*величаво*ликующе*восторженно*пышно*помпезно*шумно*бравурно*грандиозно*значительно*роскошно*эффектно*открыто*церемонно*жизнеутверждающе*озарено*жизнерадостно

3. ЭНЕРГИЧНО

Таблицы характера музыки

* мужественно *решительно *смело *сильно *крепко *гордо *уверенно *с достоинством *недоступно *настойчиво *неодолимо *непоколебимо *неукротимо *неутолимо *отважно *маршеобразно *напористо *независимо *необратимо *непокорно *самозабвенно

4. ВЛАСТНО

Таблицы характера музыки

*авторитарно *воинственно *сурово *твердо *круто *чеканно *повелительно *волево *угрожая *деспотично *императивно *магически *мессиански могущественно *начальственно *незыблемо *непреложно *непререкаемо *неопровержимо *неоспоримо *ораторски *царственно

5. СОСРЕДОТОЧЕННО

Таблицы характера музыки

*сдержанно *степенно *размеренно *обстоятельственно *солидно *серьезно *строго *чинно *устойчиво

6. ШИРОКО

Таблицы характера музыки

*веско *весомо *космично *огромно *громадно *бесконечно *масштабно *размашисто *наполнено *объемно *емко *пространно *бесконечно *безгранично *беспредельно *набатно

7. МОНУМЕНТАЛЬНО

Таблицы характера музыки

*тяжело *увесисто *грузно *громоздко *массивно *мощно *неуклюже *угловато *напряженно *натружено *тягуче *густо *насыщенно *натужно *неловко

8. ПОЭТИЧНО

Таблицы характера музыки

*возвышенно *мечтательно *одухотворенно *сердечно *задумчиво *интимно *трепетно *душевно *напевно *окрыленно *проникновенно *пленительно *чутко *чарующе *лирично *вдохновенно *невинно *неискушенно *завороженно

9. НЕЖНО

Таблицы характера музыки

*ласково *ласкающе *любовно *с любовью *радушно *мягко *благородно *трогательно *приветливо *елейно *деликатно *любезно *почтительно *приятно *целомудренно *чисто *безропотно *беззлобно *доверчиво *мило *сладостно

10. СПОКОЙНО

  • *мирно *безмятежно *добродушно *просто *безыскусно *наивно *непринужденно *светло *блаженно *неприхотливо *прозрачно *раскрепощенно *раскованно *созерцательно *беззаботно *доброжелательно *невозмутимо *осветлено *покорно *простодушно
  • 11. МУДРО
  • *набожно *благоговейно *религиозно *медитативно *исповедуя *благостно *эзотерично *милосердно *молитвенно *праведно *надмирно *освящено *покаянно *смиренно *умильно *непогрешимо
  • 12. СОНЛИВО
  • *дремотно *изнемогая *вяло *изможденно *расслабленно *размягчено *безвольно *безжизненно *онемело
  • 13. АСКЕТИЧНО
  • *абстрактно *рационально *рассудочно *рефлексивно *бесчувственно *искусственно *придумано *надуманно *отстраненно *механически
  • 14. ТОМНО
  • *изнеженно *с желанием *млея *сентиментально *чувственно *чувствительно *эротически *экстатично *возделенно *мелодраматически
  • 15. БЕСПЕЧНО
  • *безразлично *бесстрастно *индифферентно *отвлеченно *равнодушно *опустошенно *окаменело *отрешенно *отчужденно *рассеяно
  • 16. СУМРАЧНО
  • *хмуро *пасмурно *завуалированно *угрюмо *мрачно *скрыто *глухо *тоскливо *приглушенно *блекло *расплывчато *маскируясь *насупясь *непроницаемо *свинцово
  • 17. РОБКО
  • *застенчиво *смущенно *стыдливо *кротко *осторожно *стеснительно *боязливо *пугливо *растерянно *болезненно *малодушно *инфантильно *по-детски
  • 18. СТРАННО
  • *таинственно *вкрадчиво *причудливо *фантастично *загадочно *отстраненно *интригующе *иллюзорно *иррационально *призрачно *скрытно *экзотично *замысловато *затаенно *уединенно *безотчетно *инфернально *мистически *колдовски *лунатически *сомнамбулически *с наитием *обворожено *неявно *пустынно
  • 19. ЭЛЕГИЧНО
  • *задумчиво *безрадостно *меланхолично *пессимистично *понуро *уныло *грустно *печально *жалобно *жалея *жалостливо *тоскливо *горестно *скорбно *плача *рыдающе *тягостно *мученически *страдальчески *сокрушенно *безутешно *безысходно *панихидно
  • 20. ГРОЗНО
  • *трагично *драматично *зловеще *траурно *мертвенно *фатально *апокалиптически *эсхатологически
  • 21. СТРАСТНО
  • *клокочуще *порывисто *бушующе *горячо *пылко *запальчиво *бурно *кипуче *пламенно *упоенно *ревностно *стремительно *азартно *нетерпеливо *экзальтированно *буйно *жгуче *с жаром *огненно *плазменно *патетично *самозабвенно *фанатично *мятежно *накаленно
  • 22. ВЗВОЛНОВАННО
  • *обеспокоенно *смятенно *тревожно *будоражаще *щемяще *трепеща *лихорадочно *с отчаянием *раскаявшись *мятуще *маясь *надломлено *изматывающе
  • 23. РАЗДРАЖЕННО
  • *рассержено *негодующе *резко *невоздержанно *грубо *гневно *яростно *бешено *жестоко *сердито *иступлено *неистово *свирепо *дьявольски *демонически *изуверски *агрессивно *безудержно *варварски *безжалостно *дико *жестко *злостно *истерично *нещадно *яро *хищно *страшно *ужасно *беспощадно *злобно *маниакально *лобово *люто *невменяемо *остервенело *сатанински
  • 24. С БРАВАДОЙ
  • *бесшабашно *высокомерно *залихватски *напыщенно *нахохлившись *спесиво *хватко *хлестко *заносчиво *хамски *эксцентрично *хвастаясь *чопорно *амбициозно *задиристо *напыщенно *напропалую
  • 25. ДЕРЗКО
  • *бесцеремонно *беспардонно *вызывающе *нахально *нагло *нескромно *назойливо *навязчиво *неотвязно *развязно *распоясано *надоедливо *расхлестано *фривольно *беспутно *вероломно *кичливо *несуразно *неприязненно *с окаянством
  • 26. ЭЛЕГАНТНО
  • *тонко *изящно *галантно *утонченно *манерно *грациозно *танцевально *жеманно *щеголевато *изощренно *ажурно *деликатно *изыскано *искусно *искушено *капризно *строптиво *своенравно *эфемерно *экстравагантно *прихотливо *пластично *обворожительно *рафинировано *филигранно *хрупко *щепетильно *вычурно *изнеженно *изломанно
  • 27. ШУТЛИВО
  • *хорохорясь *затейливо *ребячась *насмешливо *скерцозно *пикантно *иронически *саркастически *шутовски *юродствуя *пародируя *надменно *язвительно *хитро *гротескно *парадоксально *сардонически *забавно *издевательски *паясничая *егозливо *суетливо *едко *колко *шаловливо *шаржировано *буффонно *юмористически *взбалмошно *ершисто *мазурничая *каверзно *легкомысленно *лукаво *задористо *кощунственно *ёрничая
  • ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ
  • Композиторы
  • Годы жизни
  • Страна
  • Адан Адольф Шарль

24.07.1803-3.05.1856

Франция

Айвз Чарльз Эдуард

Источник: https://infourok.ru/slovarik-priznakov-haraktera-zvuchaniya-muziki-613972.html

Средства музыкальной выразительности – свойства, основные виды и приемы

Таблицы характера музыкиТаблицы характера музыки
Таблицы характера музыки

Регистр, ритм и мелодия

Регистр является частью диапазона. Также этим термином называют высоту музыкального инструмента или голоса.

Бывают такие виды регистра:

  • Низкий. Это мрачное или серьёзное звучание.
  • Высокий. Лёгкое и тонкое звучание.
  • Средний. Обычно такой звук ассоциируется с голосом человека.

Таблицы характера музыки

Ритм – это первое, чему учат ребёнка на уроке в музыкальной школе. Там рассказывают, какие средства музыкальной выразительности играют первостепенную роль. Ритм относится именно к таким. Этот элемент присутствует в каждом произведении и в каждом исполнении песни. Может происходить чередование отрывистых звуков с плавными, то есть повторение коротких и долгих.

Это средство становится понятным, если наблюдать за каким-либо танцем. Все происходит в такт, благодаря чему движения приобретают эмоциональных окрас.

Музыка без ритма не может восприниматься полноценной мелодией. Она похожа на простой набор звуков. Этот приём придаёт музыкальной композиции изобразительность и лиричность или же тревогу и взволнованность.

Развитие цифровой музыки основано на хорошо подобранном ритме. Чтобы был качественный звук у таких композиций, нужно использовать хорошие динамики. Также существуют и другие важные элементы.

Таблица: средства музыкальной выразительности и их определение.

Средства выразительности Содержание Свойства и разновидности
Мелодия Одноголосно выраженная мысль
Лад Взаимосвязь звуков между собой Мажор, минор
Регистр Чередование и соотношение различных музыкальных длительностей Ровный, пунктирный
Звуковедение Штрих Отрывисто, связно, отчётливо, закономерно
Тембр Окраска звука Звонкий, глухой, мягкий, резкий
Темп Скорость музыки Медленный, умеренный, быстрый, динамический
Динамика Изменение громкости
Форма Построение музыкального произведения Рондо, вариации, сонатная форма
Аккомпанемент Сопровождение Оркестровый, инструментальный, вокальный или речь

Мелодия – это одно из 12 основных выразительных средств музыки. Она является душой любой композиции, так как показывает тему, оттенок и характер. Поэтому без неё произведение не состоится.

Читайте также:  А как я учился играть на гитаре? личный опыт и советы одного музыканта-самоучки…

Размер, темп и лад

Таблицы характера музыки

Для записи ритма на листе применяется музыкальный размер. Благодаря этому музыкант может понять, какой темп и ритм необходимо соблюдать. Существуют разные музыкальные размеры, например, две четверти, одна восьмая и т. д. Для правильного соблюдения ритма во время изучения нового материала нужно использовать метроном или самостоятельно считать.

Темп – это скорость исполнения, которая полностью зависит от конкретного музыкального произведения. Например, колыбельная исполняется очень медленно и спокойно, а марш звучит ритмично. Такая функция важна для выражения характера композиции.

Для обозначения используется итальянский язык. В самом начале композитор указывает, в каком темпе нужно исполнять мелодию. Может быть написано воодушевлённо, мечтательно, в темпе марша, в темпе вальса.

Помимо равномерного звучания музыки могут быть отклонения. Это позволяет сделать композицию более живой и эмоциональной. Темп произведения и его изменения является очень важным способом музыкальной выразительности.

Таблицы характера музыки

Лад – это отношение устойчивых и неустойчивых звуковых рядов. Он систематизирует и определяет порядок звуков, благодаря чему создаётся осмысленная мелодия.

Существуют неустойчивые и устойчивые звуки. У вторых звучание ясное, поэтому они являются основой. Если музыка остановилась на неустойчивом звуке, то необходимо перейти на устойчивый. Такая взаимосвязь является основой музыкальной речи. Зачастую в композиции присутствует многократные переходы.

Наиболее распространёнными считаются минорные и мажорные лады. Они определяют образное содержание мелодии и её характер. Мажорная композиция всегда весёлая и бодрая, а минорная – печальная и грустная.

Тембр и динамика

Тембром называется звуковой окрас. У разных людей и музыкальных инструментов свой тембр. С помощью этого выразительного средства человек может различать голоса и различные инструменты, не глядя на них.

Женские и мужские голоса бывают:

  1. Высокими.
  2. Средними.
  3. Низкими.

Хор – это большое количество певцов (не меньше 12). Это подобие оркестра в музыке. Хор может быть мужским, женским, смешанным или детским.

В оркестре музыкальные инструменты распределяются по типам. Всего их существует четыре:

  • Ударные.
  • Медные духовые.
  • Струнные.
  • Деревянные духовые.

Таблицы характера музыки

Динамикой называется громкость музыки. Тихое музыкальное произведение ассоциируется со спокойствием или лёгкой грустью, а громкое выражает напряжённые или энергичные образы.

Динамика нарастает, когда нужно усилить напряжение или подготовить слушателя к кульминации. Динамическая кульминация является высшей точкой напряжения. Когда она ослабевает, создаётся ощущение успокоения.

Метр и гармония

Метром называется пульсация, то есть равномерная смена слабых и сильных долей. Если записывать это в нотном выражении, то указывается размер, такт и отдельные тактовые черты.

Гармония – последовательность звучания объединённых звуков в аккорды или же созвучия. Основным элементом является аккорд. Это сочетание трёх и более звуков.

По интервальному строению аккорды подразделяются на такие:

  1. Секундовый.
  2. Терцовой.
  3. Квартовой.
  4. Квинтовой.

Современная музыка часто предполагает резкое звучание гармонии. Это называется диссонансом. В классической в основном используются трезвучия.

Диссонанс может быть довольно сложным, так как очень часто применяются нестандартные созвучия, например, одновременное сочетание разных размеров.

Происхождение этого средства выразительности в музыке связывают с многоголосым пением. Есть свидетельства, что оно существовало уже в Средние века.

Фактура в музыке

Таблицы характера музыки

Фактура с латинского означает обработку. Это вид изложения музыки. Основными элементами, входящими в определения, являются средние голоса, аккомпанемент, бас и мелодия.

Фактуру подразделяют на прозрачную и плотную. Первая вызывает ощущение лёгкости, а от второй создаётся впечатление мощи и силы.

Также данное средство выразительности подразделяется на одноголосную и многоголосную. Одноголосная музыка – это любая мелодия, состоящая из вокала одного человека или из инструментальной игры. Второй вид подразумевает гомофонию и полифонию.

Источник: https://nauka.club/kulturologiya/sredstva-muzykalnoy-vyrazitelnosti.html

Схемы и таблицы для анализа музыкальных произведений на уроках музыки в общеобразовательной школе

Таблицы характера музыки

Схемы и таблицы для анализа музыкального произведения

СХЕМА АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  • Автор произведения – Ф.И.О. композитора или народное (какому народу принадлежит).
  • Музыкальный образ – о чем или о ком идет речь в произведении (лирический, драматический, эпический, образы любви, мира, войны, природы, добра, счастья и т.д.)
  • Характер, настроение – (по словарю настроений)
  • Интонация – выразительные и изобразительные – выражение чувств и настроений: повествовательная, вопросительная, восклицательная, настойчивая, стремительная и т.д.
  • Музыкальный жанр – простые – марш, песня, танец; вокальные (песня, ария, романс, элегия, баллада, серенада, баркарола, вокализ, гимн, ода и т.д.), инструментальные (камерная-пьеса, этюд, прелюдия, песня без слов, юмореска, рондо, токката, соната, ноктюрн, сюита; симфоническая- симфония, увертюра, концерт, симфоническая сюита, симфоническая поэма); музыкально-сценические жанры (опера, балет, оперетта, мюзикл).
  • Мелодия – плавная, волнообразная, скачкообразная, на одном звуке, движение вверх, движение вниз
  • Ритм – ровный, острый, пунктирный; песенный – спокойный, плавный; танцевальный –ритм вальса, польки, пляски; маршевый – упругий, пунктирный
  • Лад – минор, мажор.
  • Регистр – низкий, средний, высокий
  • Темп – быстро, умеренно, медленно.
  • Динамические оттенки – очень тихо (pp), тихо (p), умеренно тихо (mp), умеренно громко (mf), громко(f), очень громко (ff), постепенное ослабление звука ().
  • Музыкальная форма – одночастная – одно настроение, нет контраста(А); двухчастная (А+В), трехчастная (А+В+А или А+В+С), рондо (А+Б+А+С+А+Д+А), вариации (А+А1+А2+А3+А4+А5)
  • Звуковедение (штрихи) – легато- плавно, стаккато – отрывисто, маркато – тяжело, отдельно
  • Тембр – окраска музыки (голос, инструменты). Исполнители: солист, хор, оркестр; певческие голоса – женские: сопрано, альт, контральто; мужские: тенор, баритон, бас; детские. Муз. инструменты.
  • Оттенки музыки: светлый, яркий, теплый, темный, суровый, массивный, мрачный.

Таблицы характера музыки

  • СЛОВАРЬ
  • ЭМОЦИОНАЛЬНО – ОБРАЗНОГО
  • СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКИ
  1. Веселая
  2. Радостная
  3. Спокойная
  4. Грустная
  5. Добрая
  6. Печальная
  7. Серьезная
  8. Игривая
  9. Взволнованная
  10. Неторопливая
  11. Встревоженная
  12. Сдержанная
  13. Задорная
  14. Торжественная
  15. Жалобная
  16. Мужественная
  17. Звонкая
  18. Таинственная
  19. Убаюкивающая
  20. Праздничная
  21. Бесстрашная
  22. Тоскливая
  23. Стремительная
  24. Тяжелая
  25. Колыбельная
  26. Поэтичная
  27. Сказочная
  28. Озорная
  29. Вьюжная
  30. Скорбная
  31. Бодрая
  32. Нежная
  33. Грузная
  34. Боевая
  35. Возвышенная
  36. Шутливая
  37. Мягкая
  38. Ненастная
  39. Ласковая
  40. Страшная
  41. Хмурая
  42. Волшебная
  43. Важная
  44. Громоздкая
  45. Смелая
  46. Плавная
  47. Тревожная
  48. Мечтательная
  49. Колючая
  50. Зловещая
  51. Маршевая
  52. Плачущая
  53. Бойкая
  54. Мощная
  55. Отважная
  56. Задумчивая
  57. Забавная
  58. Беспокойная
  59. Напевная
  60. Четкая
  61. Пугливая
  62. Одухотворенная
  63. Мечтательная
  64. Грубая
  65. Неуклюжая
  66. Решительная
  67. Просящая
  68. Осторожная
  69. Отчетливая
  70. Резвая
  71. Сердечная
  72. Протяжная
  73. Богатырская
  74. Угловатая
  75. Легкая
  76. Сердитая
  77. Торопливая
  78. Задушевная
  79. Прыгучая
  80. Хороводная
  81. Загадочная
  82. Недовольная
  83. Светлая
  84. Щемящая
  85. Гордая
  86. Густая
  87. Грозная
  88. Скачущая
  89. Трепетная
  90. Мирная
  91. Трепещущая
  92. Трогательная
  93. Темная
  94. Настороженная
  95. Могучая
  96. Насыщенная
  97. Суровая
  98. Безмятежная
  99. Отчаявшаяся
  100. Острая
  101. Трагичная
  102. Солнечная
  103. Победная
  104. Душевная
  105. Динамичная
  106. Приветливая
  107. Раскаявшаяся
  108. Напевная
  109. Сверкающая
  110. Добродушная
  111. Подкрадывающаяся
  112. Величественная
  113. Доверчивая
  114. Тягучая
  115. Ослепительная
  116. Призывная
  117. Проникновенная
  118. Наивная
  119. Грозная
  120. Надломленная
  121. Беззлобная
  122. Плясовая
  123. Чуткая
  124. Светлая
  125. Злая
  126. Ликующая
  127. Улыбающаяся
  128. Прозрачная
  129. Лиричная
  130. Восторженная
  131. Беззаботная
  132. Завороженная
  133. Живая
  134. Пышная
  135. Шумная
  136. Покорная
  137. Яркая
  138. Невозмутимая
  139. Жизнеутверждающая
  140. Лучезарная
  141. Неприхотливая
  142. Оптимистичная
  143. Грациозная
  144. Эффектная

Таблицы характера музыки

Перфокарта для анализа музыкального произведения

Таблицы характера музыки Таблицы характера музыки Таблицы характера музыки

  • Схема анализа элементов музыкальной речи
  • Элемент музыкальной речи
  • 1.
  • интонация
  • 2.
  • Виды элементов музыкальной речи
  • Приемы определения элементов музыкальной речи
  • Интонация – призыв, интонация – стон, интонация – вопрос, восклицание, повествование…
  • ритм
  • 3.
  • 4.
  • Сравнить с интонацией разговорной речи: задать вопрос, воскликнуть, сказать спокойно, простонать…
  • Пунктирный, ровный, маршевый, вальсовый…
  • темп
  • 5.
  • Мелодия
  • Медленный, умеренный, медленный
  • Прохлопать мелодию ладонью по столу, изобразить «сердцебиение» музыки
  • Волнообразное, скачкообразное, поступенное, на одной ноте…
  • штрихи
  • Отстукивать ногой основные доли, как бы шагая под музыку
  • 6.
  • Нарисовать карандашом в тетради линию движения, повторяющую движение мелодии
  • Отрывисто, связно, не связно
  • лад
  • Представить движения кисти художника, накладывающего краски на холст (можно изобразить эти движения карандашом в тетради)
  • Мажор (светлый)
  • Минор (темный)
  • Соотнести с цветовой окраской
Читайте также:  Виды музыкального творчества

Таблицы характера музыки, тембр характер сопровождение форма,построение музыкального произведния Принадлежность к одной из 3-х сфер: песенности, танцевальности, маршевости. Самостоятельное произведение или часть произведения крупного жанра? При каких жизненных обстоятельствах могла бы прозвучать эта музыка?? О каких событиях рассказывает музыка? Национальная принадлежность музыки. Народная или написана композитором? Музыкальное произведение Настроение, чувства, черты характера человека, выраженные в музыке. Интонационно-образная основа произведения. Зерно-интонация. Развитие музыки. Изобразительность музыки Какие мысли, идеи воплощены в музыке? Музыкальный образ. Музыкальная драматургия. (Для чего создано произведение?) ” width=”640″

  1. СХЕМА АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО
  2. произведения
  3. Средства выразительности(элементы муз-й речи), которые помогли разобраться в этой музыке
  • характер движения мелодии(плавно, отрывисто, скачками, поступенно)
  • темп(быстро, умеренно и т.д)
  • лад (мажор,минор,колорит)
  • динамика(f,p,,
  • тембр
  • характер сопровождение
  • форма,построение музыкального произведния

Принадлежность к одной из 3-х сфер: песенности, танцевальности, маршевости.

Самостоятельное произведение или часть произведения крупного жанра?

При каких жизненных обстоятельствах могла бы прозвучать эта музыка??

О каких событиях рассказывает музыка?

Национальная принадлежность музыки. Народная или написана композитором?

  • Музыкальное
  • произведение
  • Настроение, чувства, черты характера человека, выраженные в музыке.

Интонационно-образная основа произведения. Зерно-интонация.

  1. Развитие музыки.
  2. Изобразительность музыки
  3. Какие мысли, идеи воплощены в музыке?

Музыкальный образ. Музыкальная драматургия.

(Для чего создано произведение?)

Примерные вопросы к целостному анализу музыкального произведения:

– О чем это произведение? – Как бы вы его назвали и почему? – Сколько в нем героев? – Как они действуют? – Какими показаны герои? – Чему они нас учат? – Почему музыка звучит взволнованно (спокойно, решительно, жалобно и.пр.)?

Или: – Помните ли вы свои впечатления от этой музыки, полученные на прошлом уроке? – Что важнее в песне – мелодия или слова? – А в человеке что важнее – ум или сердце? – Где бы она могла звучать в жизни и с кем бы ты хотел ее слушать? – Что переживал композитор, когда писал эту музыку?  – Какие чувства он хотел передать? – Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда? – Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой? Какими средствами пользуется композитор, чтобы создать музыкальный образ (определить характер мелодии, аккомпанемента, регистр, динамические оттенки, лад, темп и т.д.)? – Каков жанр («кит»)? – Почему так решили? – Каков характер музыки? – Композиторская или народная? – Почему? – Что ярче рисует героев – мелодия или аккомпанемент? – Какие тембры инструментов использует композитор, для чего и т.д.

Источник: https://multiurok.ru/files/skhemy-i-tablitsy-dlia-analiza-muzykalnykh-proizve.html

Итальянские музыкальные термины | Musicca

Итальянские слова обычно используются в нотной записи для обучения исполнителей тому, как должна исполняться музыка. Впервые эти слова были использованы итальянскими композиторами в 17 веке и с тех пор распространились по всему миру.

Содержание

Список обозначения темпов. Указанное количество ударов в минуту (BPM) является лишь общим ориентиром. В современной музыке метрономическое обозначение, обозначающее количество BPM (например, ♩= 120), может дополнять или заменять темповое обозначение.

Термин
Значение
BPM
adagietto довольно медленно, но несколько подвижнее, чем adagio 72-76
adagio медленно 66-76
allegretto умеренно быстро, но медленнее, чем allegro 112-120
allegrissimo очень быстро, быстрее, чем allegro 172-176
allegro быстро 120-168
allegro moderato умеренно скоро, но медленнее, чем allegro 116-120
andante спокойно, не спеша 76-108
andante moderato умеренный шаг, скорее, чем andante 92-112
andantino умеренный темп, немного скорее, чем andante 80-108
grave очень медленно 25-45
larghetto довольно широко, несколько скорее, чем largo 60-66
larghissimo предельно медленно, медленнее, чем largo 25 и меньше
largo очень медленно и широко 40-60
lento медленно 45-60
moderato умеренно 108-120
prestissimo предельно быстро, скорее, чем presto 200 и больше
presto очень быстро 168-200
vivace быстро и живо 140-176
vivacissimo очень быстро и живо, быстрее, чем vivace 172-176

Изменения темпа

Список изменений темпа. Слова для постепенных изменений могут быть расширены пунктирами, чтобы указать продолжительность изменения, например “rit.  _  _  _“.

Термин
Сокращение
Значение
a piacere по желанию и усмотрению
a tempo в прежнем темпе
rallentando rall. постепенно замедляя
ritardando rit., ritard. постепенно замедляя
ritenuto riten. замедляясь
rubato ритмически свободно
stringendo постепенно ускоряя, буквально “сжимая”
accelerando accel. постепенно ускоряя

2. Динамические оттенки

Список динамических оттенков. Эти обозначения указывают на относительное изменение громкости звука и не относятся к конкретным уровням громкости. В отличии от других итальянских обозначений, динамические оттенки обычно пишутся под нотной строкой или по центру между двумя строками в двойном стане с ключами.

Термин
Условное обозначение
Значение
pianississimo ppp крайне тихо
pianissimo pp очень тихо
piano p тихо
mezzo piano mp умеренно тихо
mezzo forte mf умеренно громко
forte f громко
fortissimo ff очень громко
fortississimo fff крайне громко

Изменения динамики

Список изменений динамики. «Вилочки» () обозначают кратковременные изменения громкости, а знаками cresc. и dim. — изменения на более долгом интервале времени. Термины могут быть дополнены пунктирами для обозначения продолжительности изменения.

Термин
Условное обозначение
Значение
crescendo cresc. или постепенно увеличивая
diminuendo dim. или постепенно ослабевая
fortepiano fp громко, потом тихо
sforzando, forzando sfz, sf или fz внезапное ударение (применимо к ноте или аккорду)
rinforzando rfz или rf усиление (применимо к ноте, аккорду или фразе)

3. Приемы игры

Список основных терминов для обозначения игровых приемов. Эти термины инструктируют исполнителя использовать определенный прием игры, чтобы получить желаемое звучание.

Термин
Сокращение
Значение
arpeggio arp. аккорд должен быть сыгран по одной ноте, а не взят весь сразу
glissando gliss. плавное скольжение от одного звука к другому
legato связно, соединяя один звук с другим
mano destra m.d. правой рукой
mano sinistra m.s. левой рукой
con sordino играть с сурдиной
senza sordino играть без сурдины
pizzicato pizz. играть щипком на смычковых инструментах
portamento port. плавный переход от одной ноты к другой
tutti в исполнении всего ансамбля
staccato stacc. короткие и отрывистые звуки
staccatissimo staccatiss. короткие и крайне отрывистые звуки
vibrato частое небольшое изменение высоты звука

4. Обозначения характера

Список основных терминов для обозначения характера исполнения. Термины помогают исполнителю передать характер произведения через изменения в темпе, динамике и артикуляции.

Термин
Значение
agitato взволнованно
animato одушевлённо, оживлённо
cantabile певуче
con amore с любовью
con brio оживлённо
con fuoco с огнем
con moto подвижно
dolce нежно
doloroso скорбно
energico энергично
espressivo выразительно
grazioso изящно
leggiero легко, подвижно
maestoso величественно
marcato четко
risoluto решительно, твёрдо
scherzando игриво
sostenuto сдержанно
tenuto выдержанно
tranquillo спокойно

5. Повторы

Список терминов для обозначения повторов. Указания используются в качестве навигационных маркеров для того, чтобы инструктировать исполнителя повторить определенный фрагмент произведения.

6. Общие

Список общих терминов. Эти термины часто используются в сочетании с другими терминами, такими как allegro molto (очень быстро) и con amore (с любовью).

Термин
Значение
ad libitum по желанию (часто в отношении темпа и стиля)
assai очень
con при, вместе, с
ma но
ma non tanto но не столь
ma non troppo но не слишком
meno меньше
molto очень
non не, нет
più больше
poco мало
poco a poco мало-помалу (чуть-чуть)
senza без
simile подобным образом
subito внезапно, сразу

Источник: https://www.musicca.com/ru/muzykalnye-terminy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector